В какую эпоху жил максим горький. Литературно-исторические заметки юного техника. Горький и советская литература

ЭПОХА

К 140-летию со дня рождения

В эссе «Величайшие в мире» М. Осоргин писал: «У нас в литературе три мировых имени: Толстой (наша гордость), Достоевский (наше несчастье) и Горький (наша злободневность)». С ним перекликается В. Розанов, который в 1904 году заметил: «Максим Горький весь - современность, и притом только современность». Эти оценки, сделанные в период расцвета таланта писателя и после его смерти, фактически совпадают. Значит ли это, что Горький в ХХI веке будет восприниматься как писатель, злободневный для своей эпохи и устаревший сегодня? Обратимся к другому высказыванию М. Осоргина из статьи «Максим Горький»: «Горький был неизмеримо шире и независимее в своих взглядах, чем политический деятель», поэтому «правильнее считать его не последним по времени в ряду классиков старого типа, а первым в новом литературном периоде, характер которого ещё не вполне поддаётся определению».

Горький - фигура сложная и противоречивая, познать и оценить которую нельзя, руководствуясь узкими личными пристрастиями и политической предвзятостью. Роль писателя в литературном процессе конца ХIХ - первой трети ХХ вв. и его значение сегодня только в последние двадцать лет стали рассматриваться по-новому. С 1995 г. издаётся вторая серия Полного собрания сочинений писателя (Письма в 25 томах), вышли коллективные труды «Неизвестный Горький» (М., 1995), «М. Горький. Неизданная переписка» (М., 1998, второе изд., 2000), «Вокруг смерти Горького. Документы, факты, версии» (М., 2001), «Горький и его корреспонденты» (М., 2005), «Публицистика М. Горького в контексте истории» (М., 2007), два тома «Архива А.М. Горького», посвящённые переписке с Р. Ролланом и М.И. Будберг, шесть выпусков «Горьковских чтений». Опубликованные в них документальные материалы позволяют узнать нового Горького, без хрестоматийного глянца и неоправданного очернения.

За последние годы в России и за рубежом всё большее число учёных и писателей обращаются к сложному, во многом уникальному явлению, именуемому Максимом Горьким. Можно сказать, что его творчество фактически изучается заново. В итоге пришло понимание того, что Горький - одна из ключевых фигур мировой литературы ХХ века, без изучения творчества которого невозможно понять историю, идейно-философскую борьбу и общественно-культурную жизнь этого периода. Волновавшие писателя вопросы о движущих силах истории, назначении человека и смысле жизни, соотношении личности и коллектива, веры и религии, свободы и необходимости, гуманизма и жестокости продолжают занимать умы людей ХХI века, ибо мир вновь оказался на пороге кризиса и глобальных перемен.

Ощущение неумолимости надвигающихся катаклизмов в конце ХIХ - начале ХХ века привело к глобальной переоценке ценностей. В философии и социологии это выражалось в развитии марксизма, с одной стороны, ницшеанства - с другой, с третьей - в попытке соединить то и другое. Гегелевское пророчество о конце истории, утверждение Ницше, что Бог умер, и марксистский «призрак коммунизма» порождали гремучую смесь, которая взрывала традиционные взгляды.

Характерной особенностью раннего творчества Горького является синтез романтизма и реализма. Но не только. Н. Михайловский обнаружил в его рассказах «тонкие и острые иглы декадентства», современный исследователь М. Нике считает, что Горький «со своим ницшеанским неоромантизмом» близок своим современникам - модернистам. Правда, замечает он, «в отличие от Горького Ницше не создавал новых богов». Как бы ни называть творческий метод Горького, ясно, что он был новаторским и положил начало литературному направлению, которое в 1930-е гг. назовут социалистическим реализмом. Назовут, кстати сказать, без участия писателя, ибо сам он чаще пользовался термином «социалистический романтизм». Сегодня вновь возникает вопрос, был ли этот метод плодом «старческого маразма» М. Горького (А. Синявский), выдумкой сталинских чиновников или новым этапом эволюции литературного процесса в России ХХ века.

Возрождение романтизма в конце ХIХ - начале ХХ вв. наблюдалось не только в России, но и в литературах Западной Европы. Говоря об изменении метода, сменившего аристократический плащ Чайльд Гарольда на демократическую рубашку мужика, критик Вогюэ писал, что «возрождение романтизма происходит по всей Европе: Горький, Д’Аннунцио, Редьярд Киплинг, Гауптман, Сенкевич - это всё родные братья одного духовного отца - Ницше». Предчувствие надвигающихся перемен, распадение устойчивых общественных и семейных связей порождало проблему «собирания мира» вокруг человека и поиск романтического идеала. В русской литературе начала ХХ века в связи с глобальной «переоценкой ценностей» проблема личности приобрела особую остроту. Одних писателей привлекала ницшеанская идея «истинного человека», живущего по собственным законам, свободного от всех норм общественной жизни, других - идея И. Тэна об активной личности, преодолевающей власть среды, в соединении с учением К. Маркса о зависимости человека от экономических факторов.

Горький принадлежал к тем писателям, кто воспевал человека активного, посвятившего себя борьбе за социальную справедливость и переустройство жизни на более разумных началах. Однако его, бесспорно, привлекали идеи самосовершенствования, освобождения человека от сковывающих его моральных и этических норм, а главное - идея перевоспитания личности или рождения «нового человека». Иными словами, в философском плане мысль писателя блуждала между двумя крайностями, пытаясь соединить их воедино и найти синтез. Горьковская концепция личности сформулирована в его письмах рубежа двух веков. 24 ноября 1899 г. он писал И.Е. Репину: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он - всё. Он создал даже Бога /…/ Я уверен, что человек способен бесконечно совершенствоваться, и вся его деятельность - вместе с ним тоже будет развиваться, - вместе с ним из века в век. Верю в бесконечность жизни, а жизнь понимаю как движение к совершенствованию духа». Заметим, не к совершенствованию социального строя, а к совершенствованию духа и самого человека. Уже одно это свидетельствует о том, что Горький не был правоверным марксистом. Он прямо признавался в письме к А.М. Скабичевскому: «Я - не марксист и оным не буду вовеки». Истинной верой Горького на всю жизнь стал Человек с большой буквы.

Горьковская программа в поэме «Человек» при всей её декларативной риторике напоминает вовсе не лозунги социалистов и не заповеди Заратустры, а универсалии Разума, понимаемые в традициях философии Просвещения. Считая историю процессом эволюционным, Горький искренне верил, что человеческие разум и воля могут многое изменить в развитии жизни. Полностью отвергая горьковскую концепцию мира и человека, критики либерального лагеря заявили о «конце» писателя, ибо истиной, по их мнению, является познание Божественного Промысла, а не проповедь человекобожия. Д. Философов упрекал Горького в том, что, «отрицая бессмертную абсолютную личность», он подменяет жажду бессмертия «суррогатом веры в будущего сверхчеловека», и советовал ему обратиться к православной религии. Однако писатель считал, что у человека будущего должна быть иная религия. Идея религиозного обновления, популярная среди философов и писателей конца ХIХ - начала ХХ века, по-своему осмыслялась Горьким. В том же 1906 г., когда в России вышла статья С. Булгакова «Карл Маркс как религиозный тип», он начал писать в Америке повесть «Мать», задуманную как новое евангелие для пролетариата. Говоря о христианстве, С. Булгаков признался, что ему приходится «передумывать этот вопрос в применении к столь сложному, противоречивому и в то же время значительному течению духовной жизни нового времени, как социализм, понимаемый именно как проявление духовной жизни».

Горький понимал социализм как новую религию, т.е. как проявление духовной жизни. Сблизившись с большевиками и с 1902 года всячески помогая им, он тем не менее не стал ортодоксальным марксистом. Горьковская «Мать» вызвала критику В. Ленина именно потому, что рабочее движение изображалось в повести как путь к новой вере, а герои напоминали евангельских святых. Повести «Мать» и «Исповедь» стали отражением богостроительских взглядов Горького, которыми он увлёкся, прочитав работы А. Луначарского «Религия и социализм» и «Будущее религии». Осмысляя итоги 1905 года, познакомившись в Европе и Америке с разного рода социал-демократическими течениями и новейшими философскими теориями, Горький приходит к выводу, что само понятие «революция» следует углубить и расширить, включив в него идею духовного обновления человека посредством новой религии. Летом 1906 г. Горький слушал в Америке лекции известного философа-прагматиста У. Джемса, автора книги «Многообразие религиозного опыта», познакомился с профессором Д. Дьюи, физиком Э. Резерфордом, президентом Гарвардского университета Ч. Элиотом. Интерес к последним научным открытиям и новейшим религиозным течениям усилился в Италии, где он сблизился с так называемыми левыми большевиками. Вслед за А. Богдановым, В. Базаровым, А. Луначарским и их единомышленниками Горький пытается освоить новые философские течения начала ХХ века и связать социализм с богостроительством. Его занимает идея «собирания» пролетариев в единого могучего Человека, становящегося «Богом-народушкой».

Переписка Горького с А. Богдановым и В. Базаровым, ставшая известной в самое последнее время, позволяет понять глубинные истоки его разногласий с Лениным, которые особенно остро проявятся в бурные дни 1917-1918 гг. Увлечённый теориями «эмпириомонизма», Горький был уверен, что рабочая масса поддержит Богданова, а не Ленина. Этим объясняются его резкие оценки поведения вождя и его книги «Материализм и эмпириокритицизм». Однако рабочие встали на сторону Ленина: группа «Вперёд» была объявлена антипартийной, Богданов исключён из ЦК партии. Не слишком разбираясь в причинах философских разногласий среди социал-демократов, Горький надолго невзлюбил разного рода партийные «склоки» и до смерти предпочитал оставаться «беспартийным большевиком». Тем не менее он не отказался от идей социализма и пролетарского коллективизма.

В годы советской власти горьковская концепция мира и человека изменилась, но её основные составляющие остались прежними: социализм как условие духовного расцвета личности, коллективизм - основа успехов в труде, воспитание нового человека и мечта о гармоническом устроении мира: борьба с природой, «перековка» преступников, достижение долголетия. Одной из тем горьковской публицистики стало обоснование «пролетарского гуманизма». Известна его реакция на доклад А. Блока «Гейне в России» и статью «Крушение гуманизма», где говорилось о неизбежном изменении гуманизма в эпоху вихрей и бурь, когда на арену истории выходят народные массы. Выступая на обсуждении доклада 25 марта 1918 г. во «Всемирной литературе», Горький переосмыслил идеи Блока, утверждая, что в годы революции традиционная христианская идея на время отступит. Предполагалось, что её сменит «новый гуманизм», который впоследствии назовут пролетарским. По-своему осмысляя философские теории ХIХ-ХХ вв., Горький ещё до Октября задумывался о крушении гуманизма в эпоху войн и революций.

В 1929 г. он писал: «Я не сторонник террора, но не могу отрицать права человека на самозащиту», а в статье 1934 г. «Пролетарский гуманизм» (авторское название «Гуманизм пролетариата») утверждал: «Человечество не может погибнуть оттого, что некое незначительное его меньшинство творчески одряхлело и разлагается от страха перед жизнью и от болезненной неизлечимой жажды наживы». В условиях растущей угрозы фашизма, когда православная церковь на Западе объявила крестовый поход против СССР, защита общечеловеческих ценностей требовала суровой беспощадности к врагам. Горьковское утверждение «Если враг не сдаётся, его уничтожают» относилось именно к врагам, а не к невинно пострадавшим людям. Жестокая логика «пролетарской ненависти» казалась писателю единственно возможной, когда под угрозу ставился сам принцип существования СССР. Однако, теоретически признавая право на жестокость, Горький тем не менее пытался сдержать нараставший террор, спасал от преследования и гибели многих людей, пытался примирить Сталина с членами оппозиции, выступал против перегибов коллективизации.

Поиск синтеза, проблема обновления человека и его сознания, идея религиозного возрождения свойственны не только концу ХIХ, но и началу ХХI века. Приведём высказывание архиепископа Волоколамского митрополита Питирима: «Россия представляется мне экспериментальным полем Творца. Ей уготован исторический путь синтеза. Мы всё время синтезируем. В Х веке мы восприняли христианство и византийскую культуру в высшей точке её развития. Произошёл первый синтез - нашей славянской самобытности и христианства. Возникло государство Киевская Русь. В ХIII веке Русь была завоёвана ордами монголо-татар. Это было бедствие, но тем не менее она прошла и через это испытание, осуществив некий новый синтез - преодолела раздробленность и научилась ценить мощное централизованное государство, ставшее началом великой империи. Затем, при Петре Великом, мы восприняли европейскую, возрожденческую культуру опять-таки в высшей точке её развития - и, как результат синтеза, возникла русская культура ХIХ-ХХ вв. Наконец, годы советской власти дали некий синтез марксизма, европейского экономического учения с исконно русским идеалом общины. Сейчас Россия стоит на пороге какого-то нового синтеза. Поэтому нам так важно познать самих себя, определить свою идентичность».

Горький действительно стал первым классиком нового направления в русской литературе. Он попытался создать принципиально иную модель мира, в которой сочетались современные научные теории с извечной народной мечтой о счастье и новой жизни. Пройдя несколько этапов освоения традиционных и авангардистских художественных систем, он пришёл к утверждению метода, базирующегося на видении действительности с высоты идеалов будущего. Социальный романтизм писателя, синтез реализма и модернизма обусловили его новаторство. Мифический Человек с большой буквы со временем превратился в реального «маленького человека» Страны Советов, а «бог-народушка» - в народ, строящий социализм.

В наши дни Горький стал осознаваться как провозвестник грядущей России, не только советской. Поздравляя его с пятидесятилетием, Р. Роллан писал: «Вы родились в конце зимы и на пороге весны, в пору весеннего равноденствия. И это совпадение довольно символично, ибо вся Ваша жизнь связана с концом старого мира и возникновением среди бурь мира нового. Вы были как бы гигантской аркой между этими двумя мирами, между прошлым и будущим, да и поныне служите аркой между Россией и Западом. Я склоняюсь перед аркой. Она возвышается над дорогой. И те, кто придёт после нас, ещё долго будут видеть её, даже когда она останется далеко позади».

Лидия СПИРИДОНОВА , доктор филологических наук, зав. отделом изучения и издания творчества Горького ИМЛИ РАН

Неизвестное письмо Горького американскому корреспонденту

Г-ну Д.Х. Холмс1.
Уважаемый г-н Джон Холмс, благодарю Вас, я получил Вашу книгу. Это хороший подарок и мне, и всем людям; мир нечасто слышит голос человека, мыслящего честно.

Да, разумеется, люди могли бы жить, насилуя друг друга менее жестоко и цинично, чем они делают это. Всем нам пора быть более разумными, но, кажется, количество разума в Европе не возрастает.

А когда вспомнишь, что насилие над человеком вызывает у него естественное - в целях самообороны - желание насиловать ближних, жизнь кажется иронической игрою Дьявола.
Так странно, что гг. политики столь мало считаются с фактом роста культурных потребностей в массах народа и с фактом всё более растущего стихийного стремления масс к власти.
Совершенно ясно, что социализм - не утопия, а вполне естественный и неизбежный результат всего развития европейской цивилизации, которая доразвилась уже до форм антикультурных, до полного подчинения личности интересам государства, класса, общества, группы.

Ведь в основе «борьбы классов» заложено не что иное, как законнейшее стремление человека, единицы, к свободе культурного - духовного - развития, и социализм приходит в мир для того, чтобы дать человеку больше времени и свободы для развития его - человека-индивидуальности.
Мне кажется, что политики Европы совершенно не понимают смысла того наглядного урока истории, который дан человечеству крестьянской Россией.

Ещё раз - благодарю за книгу. Когда выйдет на английском языке моя, новая2, не премину послать Вам её.
Мой сердечный привет.
4.VI.24. Sorrento,
М. Горький

1 Джон Хейнс Холмс (1879-1964) - американский писатель-романтик и религиозный деятель, автор книг «Брак и развод» (1913), «Религия сегодня» (1917), «Новые и старые церкви» (1922).

2 Книга М. Горького «Рассказы 1922-1924 гг.» вышла на английском языке в переводе М.И. Будберг в Нью-Йорке в апреле 1925 г.


Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде.

Отцом его был столяр-краснодеревщик. В последние годы жизни работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать происходила из семьи мещан. Её отец когда-то ходил бурлаком, но сумел разбогатеть и приобрёл красильное заведение. После смерти мужа мать Горького вскоре снова устроила свою судьбу. Но прожила недолго, умерев от чахотки.

Оставшегося сиротой мальчика забрал дед. Он учил его грамоте по церковным книгам, а бабушка прививала любовь к народным сказкам и песням. С 11 лет дед отдал Алексея «в люди», чтобы он зарабатывал на жизнь сам. Он работал пекарем, «мальчиком» в магазине, учеником в мастерской по написанию икон, посудником в буфете на корабле. Жизнь была очень тяжёлой и, в конечном итоге Горький не выдержал и сбежал «на улицу». Он много бродил по Руси, повидал неприкрытую правду жизни. Но удивительным образом сохранил в себе веру в Человека и скрытые в нём возможности. Повар с корабля сумел привить будущему писателю страсть к чтению, и теперь Алексей всячески старался её развивать.

В 1884 году пытается поступать в Казанский университет, но узнаёт, что с его финансовым положением это невозможно.

В голове Горького зреет романтическая философия, согласно которой Человек идеальный и реальный не совпадают. Он впервые знакомится с марксистской литературой, начинает заниматься пропагандой новых идей.

Творчество раннего периода

Писательскую карьеру Горький начал как провинциальный литератор. Псевдоним М.Горький впервые появится в 1892 году в Тифлисе, в газете «Кавказ» под первым печатным рассказом «Макар Чудра».

За активную пропагандистскую деятельность Алексей Максимович находился под неусыпным надзором полицейских органов. В Нижнем Новгороде печатался в газетах «Волжский вестник», «Нижегородский листок» и других. Благодаря содействию В.Короленко в 1895 году опубликовал в популярнейшем журнале «Русское богатство» рассказ «Челкаш». В этом же году были написаны «Старуха Изергиль» и «Песня о Соколе». В 1898 - в Петербурге выходят «Очерки и рассказы», получившие всеобщее признание. Ещё на следующий год - публикуется поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и роман « Фома Гордеев». Слава Горького возрастает невероятно, его читают не меньше чем Толстого или Чехова.

В период до первой русской революции 1905-1907 годов Горький вёл активную революционную пропагандистскую деятельность, лично познакомился с Лениным. В это время появились его первые пьесы: «Мещане» и «На дне». В 1904-1905 годах были написаны «Дети солнца» и «Дачники».

Ранние творения Горького не имели особой социальной направленности, но герои в них были хорошо узнаваемы по своему типу и одновременно имели свою «философию» жизни, что привлекало читателей необычайно.

В эти годы Горький проявляет себя и как талантливый организатор. С 1901 года он становится во главе издательства «Знание», в котором начинают печататься лучшие писатели того времени. В Московском художественном театре ставится пьеса Горького «На дне», в 1903 году она играется уже на сцене берлинского Kleines Theater.

За свои крайне революционные взгляды писатель не раз подвергался арестам, но продолжал поддерживать идеи революции не только духовно, но и материально.

Меж двумя революциями

Первая мировая война произвела на Горького крайне тягостное впечатление. Его безграничная вера в прогрессивность человеческого разума была растоптана. Писатель воочию увидел, что человек, как личность, не значит на войне вообще ничего.

После поражения революции 1905-1907 годов и в связи с обострившимся туберкулёзом Горький уезжает на лечение в Италию, где поселяется на острове Капри. Здесь он проживает семь лет, занимаясь литературным творчеством. В это время написаны его сатирические памфлеты о культуре Франции и США, роман «Мать», ряд повестей. Здесь же созданы «Сказки об Италии» и сборник «По Руси». Наибольший интерес и разногласия вызвала повесть «Исповедь», содержащая темы богостроительства, что категорически не принимали большевики. В Италии Горький редактирует первые газеты большевиков - «Правда» и «Звезда», возглавляет отдел по художественной литературе журнала «Просвещение», а также помогает издать первый сборник писателей-пролетариев.

В это время Горький уже выступает против революционного переустройства общества. Он пытается уговорить большевиков не проводить вооружённого восстания, т.к. народ ещё не готов к кардинальным преобразованиям и его стихийная сила может снести и всё лучшее, что есть в царской России.

После Октября

События Октябрьской революции подтвердили, что Горький был прав. Много представителей старой царской интеллигенции погибли во время репрессий или вынуждены были бежать за границу.

Горький с одной стороны осуждает действия большевиков во главе с Лениным, но с другой стороны называет простой народ варварским, чем, по сути, оправдывает жестокие действия большевиков.

В 1818-1819 годах Алексей Максимович ведёт активную общественную и политическую деятельность, выступает со статьями, осуждающими власть Советов. Многие его начинания задумываются именно для того, чтобы спасти интеллигенцию старой России. Он организует открытие издательства «Всемирная литература», возглавляет газету «Новая жизнь». В газете он пишет о важнейшей составляющей власти - её единстве с гуманизмом и нравственностью, чего категорически не видит в большевиках. На основании таких заявлений газета в 1918 году закрывается, и Горький подвергается нападкам. После покушения на Ленина в августе того же года писатель снова возвращается «под крыло» большевиков. Свои предыдущие выводы он признаёт ошибочными, утверждая, что прогрессивная роль новой власти значительно важнее, чем её ошибки.

Годы второй эмиграции

В связи с очередным обострением болезни и по настоятельной просьбе Ленина Горький снова едет в Италию, останавливаясь на этот раз в Сорренто. До 1928 года писатель остаётся в эмиграции. В это время он продолжает писать, но уже сообразуясь с новыми реалиями русской литературы двадцатых годов. В период последнего проживания в Италии был создан роман «Дело Артамоновых», большой цикл рассказов, «Заметки из дневника». Начато фундаментальное произведение Горького - роман «Жизнь Клима Самгина». В память о Ленине Горький издал о вожде книгу воспоминаний.

Проживая за границей, Горький с интересом следит за развитием литературы в СССР и поддерживает связи со многими молодыми писателями, но возвращаться не торопится.

Возвращение на Родину

Сталин считает неправильным, что писатель, поддерживавший большевиков в годы революции, проживает за границей. Алексею Максимовичу было сделано официальное приглашение вернуться на Родину. В 1928 году он приехал в СССР с кратковременным визитом. Для него была организована поездка по стране, во время которой писателю показали парадную сторону жизни советского народа. Впечатлённый торжественной встречей и увиденными достижениями, Горький решил вернуться на Родину. После этой поездки он написал цикл очерков «По Советскому Союзу».

В 1931 году Горький навсегда возвращается в СССР. Здесь он с головой уходит в работу над романом «Жизнь Клима Самгина», который так и не успевает закончить до своей смерти.

В это же время он занимается огромной общественной работой: создаёт издательство «Academia», журнал « Литературная учёба», Союз писателей СССР, книжные серии об истории фабрик и заводов, и по истории гражданской войны. По инициативе Горького открывается первый литературный институт.

Своими статьями и книгами Горький, по сути, рисует высокий моральный и политический облик Сталина, показывая только достижения советского строя и замалчивая репрессии руководства страны по отношению к собственному народу.

18 июня 1936 года, пережив на два года сына, Горький умирает при невыясненных до конца обстоятельствах. Возможно, его правдивая натура одержала верх, и он посмел высказать какие-то претензии партийному руководству. Такого в те времена не прощали никому.

В последний путь писателя провожало всё руководство страны, урна с прахом была захоронена в Кремлёвской стене.

Интересные факты:

9 июня 1936 года практически уже умершего Горького оживил приезд Сталина, который приехал, чтобы попрощаться с покойным.

Мозг писателя перед кремированием был удалён из тела и передан в Московский Институт мозга для изучения.

Алексей Пешков, более известный как писатель Максим Горький, для русской и советской литературы фигура культовая. Он пять раз номинировался на Нобелевскую премию, был самым издаваемым советским автором на протяжении всего существования СССР и считался наравне с Александром Сергеевичем Пушкиным и главным творцом отечественного литературного искусства.

Алексей Пешков - будущий Максим Горький | Pandia

Он родился в городке Канавино, который в те времена располагался в Нижегородской губернии, а сейчас является одним из районов Нижнего Новгорода. Его отец Максим Пешков был столяром, а в последние годы жизни управлял пароходной конторой. Мать Васильевна умерла от чахотки, поэтому Алеше Пешкову родителей заменила бабушка Акулина Ивановна. С 11 лет мальчик был вынужден начать работать: Максим Горький был посыльным при магазине, буфетчиком на пароходе, помощником пекаря и иконописца. Биография Максима Горького отражена им лично в повестях «Детство», «В людях» и «Мои университеты».


Фото Горького в молодые годы | Поэтический портал

После безуспешной попытки стать студентом Казанского университета и ареста из-за связи с марксистским кружком будущий писатель стал сторожем на железной дороге. А в 23 года молодой человек отправляется странствовать по стране и сумел добраться пешком до Кавказа. Именно во время этого путешествия Максим Горький кратко записывает свои мысли, которые впоследствии будут основой для его будущих произведений. Кстати, первые рассказы Максима Горького стали издаваться тоже примерно в то время.


Алексей Пешков, взявший себе псевдоним Горький | Ностальгия

Уже став известным литератором, Алексей Пешков уезжает в Соединенные Штаты, затем перебирается в Италию. Это произошло вовсе не из-за проблем с властями, как иногда преподносят некоторые источники, а из-за изменений в семейной жизни. Хотя и заграницей Горький продолжает писать революционно направленные книги. В Россию он вернулся в 1913 году, поселился в Санкт-Петербурге и стал работать на различные издательства.

Любопытно, что при всех марксистских взглядах Октябрьскую революцию Пешков воспринял довольно скептически. После Гражданской войны Максим Горький, который имел некоторые разногласия с новой властью, вновь уезжает за рубеж, но в 1932 году окончательно возвращается домой.

Писатель

Первым из изданных рассказов Максима Горького стал знаменитый «Макар Чудра», который вышел в 1892 году. А известность писателю принес двухтомник «Очерки и рассказы». Интересно, что тираж этих томов был почти в три раза выше обычно принятого в те годы. Из самых популярных произведений того периода стоит отметить рассказы «Старуха Изергиль», «Бывшие люди», «Челкаш», «Двадцать шесть и одна», а также поэму «Песня о Соколе». Еще одна поэма «Песня о Буревестнике» стала хрестоматийной. Много времени Максим Горький уделял детской литературе. Он написал ряд сказок, например, «Воробьишко», «Самовар», «Сказки об Италии», издавал первый в Советском Союзе специальный детский журнал и организовывал праздники для ребятишек из бедных семей.


Легендарный советский писатель | Киевская еврейская община

Очень важны для осмысления творчества писателя пьесы Максима Горького «На дне», «Мещане» и «Егор Булычов и другие», в которых он раскрывает талант драматурга и показывает, каким образом видит окружающую его жизнь. Большое культурное значение для русской литературы имеют повести «Детство» и «В людях», социальные романы «Мать» и «Дело Артамоновых». Последней работой Горького считается роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина», который имеет второе название «Сорок лет». Над этой рукописью писатель трудился на протяжении 11-ти лет, но так и не успел окончить.

Личная жизнь

Личная жизнь Максима Горького была довольно бурной. В первый и официально единственный раз он женился в 28 лет. Со своей женой Екатериной Волжиной молодой человек познакомился в издательстве «Самарской газеты», где девушка работала корректором. Через год после свадьбы в семье появился сын Максим, а вскоре и дочь Екатерина, названная в честь матери. Также на воспитании писателя находился его крестник Зиновий Свердлов, взявший позднее фамилию Пешков.


С первой женой Екатериной Волжиной | Живой Журнал

Но влюбленность Горького быстро улетучилась. Он стал тяготиться семейной жизнью и их брак с Екатериной Волжиной превратился в родительский союз: они жили вместе исключительно из-за детей. Когда маленькая дочь Катя неожиданно умерла, это трагическое событие стало толчком к разрыву семейных уз. Впрочем, Максим Горький и его жена до конца жизни оставались друзьями и поддерживали переписку.


Со второй женой, актрисой Марией Андреевой | Живой Журнал

После расставания с женой Максим Горький при помощи Антона Павловича Чехова познакомился с актрисой МХАТовского театра Марией Андреевой, которая стала его фактической супругой на следующие 16 лет. Именно из-за ее работы писатель уезжал в Америку и Италию. От предыдущих отношений у актрисы остались дочь Екатерина и сын Андрей, воспитанием которых занимался Максим Пешков-Горький. Но после революции Андреева увлеклась партийной работой, стала меньше внимания уделять семье, поэтому в 1919 году пришел конец и этим отношениям.


С третьей женой Марией Будберг и писателем Гербертом Уэллсом | Живой Журнал

Точку поставил сам Горький, заявив, что уходит к Марии Будберг, бывшей баронессе и по совместительству его секретарше. С этой женщиной литератор прожил 13 лет. Брак, как и предыдущий, был незарегистрированным. Последняя жена Максима Горького была на 24 года моложе его, и все знакомые были в курсе, что она «крутит романы» на стороне. Одним из любовников жены Горького был английский фантаст Герберт Уэллс, к которому она уехала сразу после смерти фактического супруга. Существует огромная вероятность, что Мария Будберг, имевшая репутацию авантюристки и однозначно сотрудничавшая с органами НКВД, могла быть двойным агентом и работать еще и на английскую разведку.

Смерть

После окончательного возвращения на родину в 1932 году Максим Горький работает в издательствах газет и журналов, создает серии книг «История фабрик и заводов», «Библиотека поэта», «История гражданской войны», организовывает и проводит Первый Всесоюзный съезд советских писателей. После неожиданной смерти сына от воспаления легких писатель сник. При очередном посещении могилы Максима он сильно простудился. Три недели у Горького была лихорадка, приведшая к смерти 18 июня 1936 года. Тело советского писателя было кремировано, а прах поместили в Кремлёвскую стену на Красной площади. Но предварительно мозг Максима Горького извлекли и передали в Научно-исследовательский институт для дальнейшего изучения.


В последние годы жизни | Электронная библиотека

Позднее несколько раз поднимался вопрос о том, что легендарного писателя и его сына могли отравить. По данному делу проходил народный комиссар Генрих Ягода, который был любовником жены Максима Пешкова. Также подозревали причастность и даже . Во время репрессий и рассмотрения знаменитого «дела врачей» троим докторам ставилась в вину в том числе и смерть Максима Горького.

Книги Максима Горького

  • 1899 - Фома Гордеев
  • 1902 - На дне
  • 1906 - Мать
  • 1908 - Жизнь ненужного человека
  • 1914 - Детство
  • 1916 - В людях
  • 1923 - Мои университеты
  • 1925 - Дело Артамоновых
  • 1931 - Егор Булычов и другие
  • 1936 - Жизнь Клима Самгина

ПИСАТЕЛЬ МАКСИМ ГОРЬКИЙ -УХОДЯЩАЯ НАТУРА?

Менее чем через 15 месяцев будет 150-я годовщина со дня рождения А.М.Горького. Думается, правительству России, общероссийским писательским объединениям, театральным и другим культурным организациям целесообразно начать подготовку к проведению общественных мероприятий, приуроченных к этой юбилейной дате. Один из самых известных и значительных в мире русских писателей и мыслителей Алексей Максимович Горький достоин памяти современного российского общества. ОН гениальный художник слова и искренний человек, увлекавшийся социалист и романтический реалист, его выдающееся и масштабное литературное наследие является связующим звеном между старой и новой Россией.

В связи с данной темой ниже приводится обстоятельная и интересная статья «Именитый и отверженный», опубликованная 21.11.2016г. на интернет -портале SUBNET, автор материала Resepter.

И ИМЕНИТЫЙ И ОТВЕРЖЕННЫЙ

«Он пришёл в литературу вовремя,
с высокой волной революции, и знал, зачем пришёл».
Самуил Маршак, русский и советский поэт, драматург,
(1887-1964гг.)

Русский писатель, прозаик, драматург Алексей Максимович Горький (Алексей Максимович Пешков, 16 (28) марта 1868г.- 18 июня 1936г.) также известен как Максим Горький. На рубеже XIX и XX веков являлся одним из самых читаемых авторов в мире. Он был признанным создателем произведений с революционной настроенностью, лично близким социал-демократам, находившимся в оппозиции царскому режиму. Начав литературную деятельность с изображения романтизированных деклассированных персонажей («босяков»- протестующих героев, не находящих себе места в жизни), пройдя мировоззренческий путь идеолога богостроительства и литературного евангелизма, Горький затем стал литературным выразителем интересов всех трудящихся людей, проводником идеи коренного социального, политического и культурного преображения России. Горький видел в литературе не столько способ художественно-эстетического самовыражения, сколько нравственно-политическую деятельность с целью изменить мир. Он выступил литературным провозвестником грядущих глобальных социальных преобразований.

Писатель быстро получил мировую известность. По словам А.В. Луначарского: «Уже первое появление, первые успехи Горького обратили на него пристальное внимание Европы. Поражало то, что это выходец из «низов». Поражала его разнообразная многострадальная биография. Особенно поражал только ему присущий тон - и в его гневных разоблачениях того ада, который общество устроило своим «низам», и в полётах его мечты к грандиозному и лучезарному человеческому счастью».
В начале ХХ века слава Максима Горького сравнялась с популярностью замечательных русских художников слова - А.П. Чехова и Л.Н. Толстого.21 февраля 1902г. А.М.Пешков (Максим Горький) был избран в почётные академики Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Но, прежде чем Горький смог воспользоваться своими новыми правами, его избрание было аннулировано царским правительством, под предлогом того, что новоизбранный академик «находился под надзором полиции». В связи с этим мировые авторитеты –писатели В.Г.Короленко и А.П.Чехов отказались от членства в Академии. После свержения монархии, 20 марта 1917г. Горький был избран почётным членом повторно.

Один из самых известных и значительных в мире русских писателей и мыслителей Алексей Максимович Горький был 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе: в 1918г., 1923г., 1928г., 1930г. и 1933г.
В 1923-1924 годах в Берлине было выпущено 22-х томное собрание сочинений А.М. Горького. В 1949-1955 годах в Москве осуществлено издано собрание произведений писателя из 30 томов (включая художественные сочинения, письма и критические статьи). Максим Горький являлся самым издаваемым в СССР советским писателем за 1918-1986 годы. Общий тираж 3556 изданий его литературных произведений составил 242,6 млн. экземпляров. Если же принимать в расчёт не только советских писателей, то в тот период А. М. Горький уступил лишь корифеям литературы Л.Н. Толстому и А. С. Пушкину.

Однако, в последние 20 лет отечественные литературные критики и политики делают вид, что Максима Горького, как писателя и человека, в культурной жизни России не было.

Горький – явление мировой литературы

Максим Горький как писатель появился на исторической грани двух миров - мира капитализма и мира социализма. По образному выражению видного литературоведа, Горький миру отходящему, умирающему - пел отходную, миру нарождающемуся, идущему ему на смену - он пел «Многая лета». Максим Горький выступил Буревестником скорой социальной революции и художником нового прогрессивного общественного строя ещё до того, как вышедший на историческую арену рабочий класс похоронил русский капитализм. В 1898 году вышли два тома очерков и рассказов Горького, и он становится едва ли не самым популярным писателем современности, властителем дум передового русского общества. Талант молодого художника слова заметили и приветствовали классики отечественной литературы и словесности Лев Толстой и Антон Чехов. Их личное знакомство с Максимом Горьким состоялось в период 1900-1901гг. Чехов видел важнейшую заслугу Горького в том, что он «первый в России и вообще в свете заговорил с презрением и отвращением о мещанстве и заговорил именно как раз в то время, когда общество было подготовлено к этому протесту». Знаменитые горьковские «Заметки о мещанстве» впервые появились легальной большевистской газете «Новая жизнь» (1905г., 27 и 30 октября, 13 и 20 ноября). Этот остро акцентированный очерк В.И. Ленин высоко оценил как образец боевой революционной публицистики.

А.М. Горький – русский писатель с мировым именем, собеседник и постоянный корреспондент выдающихся классиков зарубежной литературы Ромена Роллана, Герберта Уэллса и Бернарда Шоу. Максима Горького объединяли крепкие духовные и творческие связи с прогрессивными прозаиками Европы и Америки: Т. Драйзером, Дж. Лондоном,А.Барбюсом, М.Андерсен-Неске, А.Франсом. Художник слова, социалист и романтический реалист, посредник между двумя системами общечеловеческого устройства, Горький являлся связующим звеном между старой и новой Россией. «Вы были словно высокая арка, переброшенная между двумя мирами - прошлым и будущим, а также между Россией и Западом» (из письма Ромена Роллана к А.М. Горькому

В начале ХХ века российская и мировая культура пополнилась новым самостоятельным направлением творчества Максима Горького - литературным портретом. Этот жанр дал возможность писателю донести будущим поколениям светлые образы представителей передовой русской интеллигенции - носительницы прогрессивной культуры. Обладая феноменальной художественной памятью, хранившей неисчерпаемые запасы наблюдений, Горький создал яркие литературные портреты Льва Толстого, Антона Чехова, Владимира Стасова, Владимира Короленко, Александра Блока, Леонида. Андреева, Николая Каронина, Николая Гарина-Михайловского, Иннокентия Анненского и многих других. Шедевром этого ряда горьковских эссе считается литературный портрет В.И.Ленина (1930г.).

В мировой литературе о Максиме Горьком вряд ли найдётся более проникновенная по глубине и более яркая по форме характеристика его творческого гения, чем та, которую дал Горькому прославленный на Западе писатель и поэт Стефан Цвейг. В речи, произнесенной ко дню 60-летия со дня рождения А.М.Горького, в 1928 году, австро-британский прозаик и литературный критик сказал:

«Зоркую память Горького я причисляю к немногим подлинным чудесам нашей эпохи, и я не знаю ничего в современном искусстве, что могло бы хоть отдаленно сравниться с ясностью и точностью его глаза. Ни намека на мистический туман не застилает глаз этого художника, ни пузырька лжи не застряло в кристально чистой линзе, которая не увеличивает и не уменьшает, никогда не даёт искажённого или перекошенного изображения, неверной картины, никогда не усиливает света и не углубляет тьму; глаз Горького видит только ясно, только правду, и это непревзойдённая правда и недосягаемая ясность...».
«Когда Максим Горький рисует образ, то я готов поклясться, что этот человек был именно такой, каким увидел и описал его Горький, точь-в-точь - не лучше и не хуже; здесь ничего не примыслено и ничего не убавлено, ничего не приукрашено и не умалено, здесь в чистом, незамутненном виде схвачена неповторимая сущность одного человека, постигнута до конца и претворена в образ. Нет снимка среди тысяч фотографий Льва Толстого, нет описания в рассказах тысяч его друзей и посетителей, где бы он предстал перед нами более живым, более явственным в своей современной истинности, чем на неполных шестидесяти страницах, которые Горький посвятил ему в своих «Воспоминаниях». И точно так же, с той же правдивостью и таким же беспристрастием, как этого величайшего из русских, с кем ему довелось повстречаться, Горький описывал ничтожнейшего бродягу, презреннейшего цыгана, с которым судьба столкнула его на большой дороге. Гениальность горьковского видения носит одно имя - правдивость...».
«Этот честный, справедливый человек, этот великий художник никогда не мнил себя вождём, не притязал на роль судьи, не пытался слыть пророком-он только отстаивал права своего народа, свидетельствовал о его душевной глубине и нравственной силе. Как и надлежит чистосердечному свидетелю, он не приукрашал правду и не отрицал её, не произносил речей, а давал отчёт, не декларировал, а повествовал. Без пессимизма в мрачные годы и без ликования в годы успеха, стойкий в час опасности и скромный в час удачи, он выстраивал людей, одного подле другого, в своих книгах, пока они сами не стали множеством, не стали народом и образом извечного народа - основы основ всякого искусства и всякой творческой силы. Поэтому эпопея Горького (трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты», «Воспоминания» - ред.) не туманный миф о русской душе, а сама русская действительность, подлинная и неопровержимая. Благодаря книгам Горького мы можем по-братски понять Россию как близкий, родственный нам мир, без отчуждённости, без внутреннего сопротивления, а это и есть наивысший долг писателя - разрушить преграды между людьми, далёкое сделать близким и объединить народы с народами, сословия с сословиями в конечном всечеловеческом единстве...».

Достоинство творчества Максима Горького в том, что выступая во времена начинающейся гибели капитализма, он смог выразить идеи, стремления и эмоции русского народа, общественную миссию. Писатель стремился разобраться в проблемах действительности, познать суть социального несчастья, найти путь к достижению истины и справедливости. Он принял посильное участие в организации первой мировой социалистической революции, а затем включился в процесс созидания коммунистического сообщества и обновленной культуры.
Творчество Максима Горького - богатейшая палитра красок, картин, людей, образов, глубокой и мудрой мысли. Это героическая ода о человеке и его труде. Для великого гуманиста Горького человек был центром и гордостью вселенной, мерилом всех вещей. Писатель провозгласил: «Человек! Это звучит гордо!». Он утверждал: «Человек есть орган природы, созданный ею как бы для её самопознания и преобразования».
Горьковский гимн человеку неотделим от утверждения им великой преобразующей роли труда.Во всей мировой литературе никто с таким благоговением не относился к труду, как Максим Горький. Он был певцом человеческого труда. Слитность человеческих усилий в труде звучала для него музыкой. Коллективный труд воспринимался им как своего рода оркестр. Общечеловеческий труд Горький воспринимал как всепланетную симфонию человеческого созидания.

Горький и советская литература

В эпоху Серебряного века русской словесности (начало XX века) Максим Горький был весьма значимой фигурой в отечественной литературы. Художественное мастерство писателя в отображении характера человека, формирующегося в процессе революционного преобразования общества, оказало заметное влияние на творчество многих действующих и вновь мастеров слова, появившихся в первой в мире социалистической стране. С особой остротой Горький чувствовал великую роль и значение художественной литературы в эпоху революционного перелома в жизни народа. Он утверждал, что писатель, властитель дум и чаяний народа, «никогда не является случайностью, он всегда историческая необходимость; он - явление, вызванное к жизни духовной работой нации, насыщенное её творческой силою, оправданное её потребностью видеть свою жизнь отраженной в искусстве...».

В тяжком и голодном 1918 году, в советской России Максим Горький организовал новое издательство «Всемирная литература» при Наркомпросе РСФСР. Его великий замысел заключался в том, чтобы «русский гражданин получил в своё распоряжение все сокровища поэзии и художественной прозы, созданные в течение полутора веков». В предисловии к большому каталогу будущих изданий, составленному на нескольких европейских языках, торжественно на весь мир Горький провозгласил вещие, непреходящие мысли о литературе. Он утверждал: «Литература - сердце мира, окрылённое всеми радостями и всем горем его, мечтами и надеждами людей, отчаянием и гневом их, умилением человека перед красотою природы, страхом перед её тайнами; это сердце неугомонно и бессмертно бьётся жаждой самопознания: как будто в нём все вещества и силы природы, создавшие в лице человека высшее выражение своей сложности и разумности, стремятся уяснить сущность и цель своего бытия.
Литературу можно также назвать всевидящим оком мира, оком, взор которого проникает в глубочайшие тайники жизни человеческого духа; книга - простая вещь, так привычная нам, - есть, в сущности своей, одно из величайших и таинственных чудес земли: кто-то неведомый нам, иногда говорящий языком непонятным, отделённый от нас на тысячи верст, начертил на бумаге различные соединения трех десятков знаков, именуемых буквами, литерами; и, глядя на них, мы, чуждые и далекие создателю книги, таинственно постигаем смысл всех слов, идей, чувств, образов, любуемся описанием картин природы, восхищаемся красивой мерностью речи, музыкой слова... Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего».

Гениальный художник новой эпохи Алексей Максимович Горький был подлинным реалистом и одновременно самым возвышенным романтиком. В этом творческом сплаве реализма и романтизма писатель выступил родоначальником нового направления, новаторского стиля мировой литературы, который впоследствии получил название социалистический реализм.

Главной задачей этого метода литературного творения М.Горький считал «возбуждение социалистического, революционного миропонимания, мироощущения». «Гордый, радостный пафос...придаст нашей литературе новый тон, поможет ей создать новые формы, создаст необходимое нам новое направление - социалистический реализм» . Он указывал, что для верного изображения и осознания сегодняшнего дня надо чётко видеть и представлять день завтрашний, будущее, исходя из перспектив развития, показывать сегодняшнюю жизнь, ибо, только зная и правильно представляя будущее, можно переделывать настоящее. По утверждению писателя, «смотреть на настоящее из будущего» ничуть не означает тягу к приукрашиванию действительности, её идеализации: «Социалистический реализм - искусство сильных! Достаточно сильных для того, чтобы бесстрашно смотреть в лицо жизни...».

Социалистический реализм Горьким трактовался как реалистически верное изображение жизни в её развитии с позиций марксистского мироощущения. Он писал: « Научный социализм создал для нас высочайшее интеллектуальное плоскогорье, с которого отчётливо видно прошлое и указан прямой и единственный путь в будущее...». Писатель требовал правды, но правды не отдельного факта, а истины, озаренной великими идеями великого завтра.

Горький не отождествлял свою личную писательскую манеру с методом социалистического реализма, считая, что широкие рамки этого художественного метода способствуют выявлению и развитию различных художественных индивидуальностей и стилей. Ни свои, ни чьи-либо другие формулы и «установки» по литературному процессу он не рассматривал как директивные и окончательные. На рукописи одного критика, который, желая убедить читателя в правильности своих суждений, часто цитировал Горького, Алексей Максимович написал: «Считаю нужным заметить, что М. Горький для нас не является авторитетом бесспорным, а - как всё из прошлого - подлежит внимательному изучению, серьезнейшей критике».
Алексей Максимович Горький был великим тружеником литературного дела. Его жизненный подвиг столь же непостижим, как и широта художественной одаренности писателя. В это же время он занимался огромной общественной работой в литературной сфере. Создал издательство «Academia»(1921/1922г.), журнал « Литературная учёба»(1930г.), книжные серии «История фабрик и заводов»(1931г.), «История гражданской войны в СССР», «Библиотека поэта», «История молодого человека XIX столетия». Возобновил издание книжной серии «Жизнь замечательных людей» (с1933г.). По инициативе Горького в Москве был организован первый литературный институт(1933г.).

А.М.Горький воспитал целое поколение прозаиков и поэтов, многие из которых завоевали мировую славу. Нет ни одного советского писателя, поэта или прозаика -современника Горького, к творческому росту которого он оставался бы равнодушным, не сказал ему нечто очень важное для его творческого будущего.
Крупный русский советский писатель Константин Федин (1872-1977гг.) вспоминал:«В письмах ко мне Алексей Максимович касался многих тем, отвечая на мои вопросы, возражая мне, иногда вступая в обстоятельный спор, переходящий из одного письма в другое... Но главной темой переписки всегда была литература. О писателе, его труде, его произведении Алексей Максимович писал с любовью и великой страстью. Его письма жгут, как огонь: прикосновенье к ним захватывает дыхание. Он считал дело литературы священным и сумел внушить такое отношение к ней младшим писателям, которые имели счастье общаться с ним, своим ученикам и друзьям».

Любое мало- мальски значительное событие в русской литературе, в литературе советских национальных республик и в мировой литературе встречало пристальное внимание русского писателя Алексея Максимовича Горького.Его мощный интеллектуальный потенциал художника, [мат] гениального литературного дарования и авторитет организаторского таланта явились в буквальном смысле духовной школой возродившихся или вновь возникших советских национальных литератур в республиках и краях необъятной социалистической страны.На литературных традициях Максима Горького выросла целая плеяда ныне широко известных писателей старшего поколения.По праву считается, что Максим Горький явился отцом великой дружбы культур всех советских народов.

В области литературы, культуры вообще, Горький пользовался огромным авторитетом, но всегда слушал мнение других, никогда не считал своё суждение «истиной в последней инстанции», в своих статьях и выступлениях выражал концепции, выработанные советской литературой тех лет в целом. Он считал дело литературы делом коллективным, окрик, приказ, команда в литературе представлялись Горькому недопустимыми. В 1927г. он написал прозаику и драматургу Борису Лавреневу (1881-1959гг.): «Я не квартальный надзиратель и вообще не «начальство», а такой же русский литератор, как и Вы». На рукописи одного критика, который, желая убедить читателя в правильности своих суждений, часто цитировал Горького, Алексей Максимович начертал: «Считаю нужным заметить, что М. Горький для нас не является авторитетом бесспорным, а - как всё из прошлого - подлежит внимательному изучению, серьезнейшей критике».

Во всех своих выступлениях Горький подчеркивал значение культурной традиции. Это было тем более важно, что нигилистические наскоки на классическое наследие прошлого были нередким явлением в первые годы становления новой, советской культуры.

Максим Горький, будучи больным, в 1922-1930 годах находился на излечении в Италии. Но, и здесь за тысячи километров от России, писатель жил жизнью своего народа, следил за всем, что совершалось на его родной земле, своими публицистическими статьями и выступлениями участвовал в литературном процессе советской страны. По возвращении на Родину Горький много сил, энергии и воли отдал созданию Союза советских писателей. Он был вдохновителем и «первым среди равных» участником Первого съезда писателей СССР в 1934 году, на котором многонациональная советская литература предстала как единая, всесоюзная, всенародная.

Алексей Максимович Горький видел величайшее значение съезда в том, чтобы творческая работа писателей впредь вдохновлялась «основной, организующей идеей», идеей большевизма - «коренного преобразователя мира». Народность и партийность, глубокая осознанность писателем своего долга перед народом, перед историей - вот что должно определять направление и смысл творчества каждого советского писателя. «Отныне, - говорил Горький, - понятие «беспартийный литератор» останется только формальным понятием, внутренне же каждый из нас почувствует себя действительным членом ленинской партии...».

Горького удивляло, что отечественных писателей недостаточно привлекает тема труда, тема советского рабочего класса: «Для трех тысяч литераторов, зарегистрированных в Союзе (Союзе советских писателей - ред.), любимым героем остается всё ещё интеллигент, сын интеллигента и его драматическая возня с самим собою».
Невыносимо тяжёл, подневолен был труд в царской России, беспощадно и ярко описанный Горьким. Но вот пришёл Октябрь, и писатель, обращаясь к свободному, вдохновленному созиданием советскому труженику, восклицает: «Ты - неистощимая [мат], создающая всё, неиссякаемый источник творчества!». «В нашей стране всякий труд должен превращаться в искусство преображать мир». В одной из своих статей Алексей Максимович написал: «Всю мою жизнь я видел героями только людей, которые любят и умеют работать, людей, которые ставят целью себе освобождение всех сил человека для творчества, для украшения земли, для организации на ней форм жизни, достойных человека».

Крупнейший писатель своего времени, Максим Горький считал, что любой прозаик (поэт) не вправе рассматривать литературу как личное, индивидуальное дело. Он считал своё творчество, как и творчество других писателей - старых и молодых, знаменитых и малоизвестных, - частью огромного дела всей советской литературы, всего советского народа. Горький был равно добр и равно строг к литератору, заслужившему почёт и признание, так и к автору первой в жизни книги. - Известный поэт, прозаик, литературовед Корней Чуковский (1882-1969гг.) вспоминал: «...не следует думать, что мы, писатели, получали от него (Горького- ред.) одни лишь хвалебные письма. Для оценки наших литературных работ у него был единственно твёрдый критерий: интересы советских читателей, и если ему казалось, что мы наносим этим интересам ущерб, он чувствовал себя вынужденным высказывать нам самую жестокую правду».

Горького отправляют в забытье

В постсоветской России буржуазная интеллигенция оседлала культурную жизнь страны и подмяла под себя литературный процесс. Её либеральные идеологи и практики намерены изъять (выбросить) из общественного сознания и памяти народа писателя Максима Горького, чьи мировоззрение и творческий талант были обращены к выражению жизненных интересов трудящихся классов. Авангардисты изящной словесности - «литературные чистильщики» стремятся не допустить молодое и подрастающее поколения россиян к чтению горьковских произведений, остро обличающих уродливые пороки капитализма и восторженно воспевающих величие человеческих отношений в социалистическом обществе. В ход пущены разнообразные приёмы и способы очернения личности, принижения писательского мастерства и охаивания общественной деятельности А.М.Горького.

Российские неолибералы считают А.М. Горького средним, в общем – то, прозаиком и драматургом. Политические диссиденты и литературные оппоненты всех направлений умышленно обыгрывают идейные и творческие метания Горького, акцентируют внимание на его неоднозначных отношениях с вождями большевизма в разные периоды жизни.Утверждается, что с чисто литературной стороны большинство произведений А.М.Горького качественно довольно слабые. Лучшими в его творчестве снисходительно считают ранние автобиографические повести, где дана реалистическая и живописная картина русской жизни конца XIX века.
Прежде всего, праволиберальные литературные деятели упрекают пролетарского писателя в том, что он поставил своё творчество на службу коммунистическому движению. Очевидным примером считается тенденциозный, по их мнению, роман «Мать», написанный Максимом Горьким в 1906г. сразу по следам декабрьских (1905г.) протестных выступлений рабочих в крупных городах царской России. По мнению неокритиков, тема этого весьма посредственного в художественном отношении произведения, была выбрана автором конъюнктурная –присоединение к революции простой рабочей женщины после ареста её сына, участвовавшего в рабочей забастовке.
Особенно рьяно и гневно креативные современные «литвожди» осуждают опубликованную Горьким (март 1932г.) в двух центральных советских газетах «Правда» и «Известия» статью-памфлет под названием, которое стало крылатым, «С кем вы, мастера культуры?».Утверждают: выдержанная в стиле ленинско-сталинской пропаганды, она призывала писателей, художников и артистов заниматься творчеством, руководствуясь марксистским мировоззрением. Оппоненты злонамерено полагают, что именно в силу социалистической ориентации творчества Максима Горького советское руководство выставляло его крупнейшим русским писателем своего времени, выходцем из народа, верным другом компартии. После возвращения в СССР в 1930г., в последние годы жизни Максим Горький был окружён официальным признанием как «буревестник революции», «великий пролетарский писатель», отец «социалистического реализма». Во время праздничных демонстраций на Красной площади в Москве Горький поднимался на трибуну мавзолея вместе со Сталиным и другими членами Политбюро компартии. С 1929г. А.М. Горький являлся членом ЦИК СССР. Его скульптуры и портреты распространили по всей стране. Одна из главных московских улиц, Тверская, была переименована в честь писателя, так же, как и его родной город, Нижний Новгород (1932г.) Самый большой самолет в мире, АНТ-20, построенный в середине 1930-х годов авиабюро Туполева, назвали « Максим Горький ». Имя М. Горького было присвоено многим областным драмтеатрам, одной из центральных киностудий в Москве. Практически в каждом крупном населённом пункте союзных республик СССР имелась улица Горького. В 1933г. связи с 65-летием со дня рождения Максим Горький награждён высшей государственной наградой орденом Ленина.

Российские неолибералы видят в творчестве Горького воплощение скользкого соглашательского компромисса. Они постоянно подчеркивают колебаниия его взглядов на советский строй, припоминают неоднократную критику Горьким большевицкого режима. Вместе с тем, критики настаивают, будто творчество Горького было встроено в арсенал сталинской пропаганды. Так, 20-23 июня 1929г. Максим Горький совершил поездку в Соловецкий лагерь особого назначения, где получил от лагерников подробные сведения о страшных жестокостях, которые там творятся. Тем не менее, по итогам поездки на Соловки он написал хвалебную статью о советской карательной системе. На Западе эта статья о Соловецком лагере вызвала бурную критику. Тогда Горький стал стыдливо пояснять, что находился под давлением советских цензоров на Соловках. Позже, в 1934г. А.М. Горький выступил соредактором литературного сборника, который славил построенный рабским трудом заключённых Беломоро-Балтийский канал. Книга убеждала, что в советских «исправительных» лагерях совершается успешная «перековка» бывших «врагов пролетариата».

Максим Горький утверждал, что центром его творчества является глубокая вера в ценность человеческой личности, прославление человеческого достоинства и несгибаемости посреди жизненных тягот. В самом себе писатель видел «мятущуюся душу», которая стремится найти выход из противоречий надежды и скептицизма, любви к жизни и отвращения перед мелочной пошлостью окружающих. Однако, «литературные чистильщики» уверяют, что эти заявления были по большей части аффектированными. В этом их.якобы убеждают стиль книг Горького и подробности его общественной биографии. Трагизм и запутанность в жизни и литературных произведениях писателя отразили крайнюю двусмысленность его радужных обещаний полного революционного преображения мира, маскировавших корыстную жажду власти и звериную жестокость противоположных по общественно-социальным устремлениям людских страт.

Зоилы от литературоведения пишут, что когда Максим Горький изображал жизнь нищих с самых низов общества («босяков»), с сильными преувеличениями живописуя их трудности и унижения, то он будто бы усиленно вносил в свои рассказы наигранную патетику « человечности». И стало быть, благодаря такому приёму, писатель снискал репутацию единственного литературного выразителя интересов рабочего класса, сторонника идеи коренного социального и политического переустройства России. Между тем, творчество А.М. Горького восхваляли интеллигенты и «сознательные» рабочие. Антагонисты же считают, что те художественные достоинства его произведений, о которых обычно говорят, не искупают вредного значения содержащихся в них проповеди и идеализации «босячества». «Босяк», - этот новый, кабацкий Фауст, не нашедший в мире ничего его удовлетворяющего, этот новый вертепный Демон, не желающий благословить ничего во всей природе- идет походом на Бога, потому что Он не так создал мир, на людей, потому что они - гады, жулье и лицемеры, на жену, потому что она ему мешает, на города и деревни, потому что они ему противны. «Литературные чистильщики» утверждают: не будь этого босяцкого катехизиса, проповедуемого Горьким, его сочинения никогда не имели бы того успеха, который они получили в своё время. Либеральные эстеты от литературы полагают, что «Босяк», мечтающий всех передушить,- существо, вовсе не безопасное для общественного спокойствия.

Нападая на А.М. Горького, «мастера» закулисных провокаций не гнушаются грязными наветами и спекуляциями. Так, по утверждению некоторых литературоведов возвращение Горького на Родину, в советскую страну в 1930г. обусловлено отнюдь не политическими убеждениями писателя, его давними симпатиями к большевикам.Якобы здесь главным обстоятельством было искреннее стремление Горького избавиться от сделанных во время жизни за границей крупных долгов (в том числе по денежным авансам у издателей его литературных произведений.).Также стали говорить, что значение М.Горького в организации и проведении Первого съезда писателей СССР было преувеличено. Утверждают, что на самом деле его роль являлась чисто декоративной. Якобы,зачитанный Горьким на том съезде основной доклад о советской литературе составлен в аппарате ЦК ВКП(б) при участии Кагановича,Жданова, Мехлиса и отредактирован Сталиным. К тому же, подготовку съезда осуществлял Оргкомитет, деятельность которого направляли секретарь ЦК партии А.А.Жданов и замзав орготделом ЦК А.С. Щербаков. Последний на съезде писателей был избран секретарём правления СП СССР. Вновь муссируется давно запущенная байка о том, что мол- де, Сталин затаил злобу на Максима Горького за отказ написать его художественную биографию, подобной созданному писателем эссе о В.И.Ленине. Такое литературное произведение должно было ещё больше возвеличить Сталина как единственного законного наследника Ленина. Когда Горький под разными предлогами уклонился от выполнения «заказа» генсека ВКП(б), то писатель с мировым именем, считавшийся к тому же идеологическим соперником вождя, был умещвлён по приказу Сталина. Затем, смерть «Буревестника» тот использовал для организации в стране кровавой чистки старых партийных кадров. Стало быть, по утверждению доморощенных «политэкспертов» ,хотя и невольно, «упрямство» Горький явилось предтечей жестоких политических репрессий конца 1930-х годов.

K

Если спросить: "Что вы думаете о творчестве Алексея Горького?", то мало кто сможет дать ответ на этот вопрос. И не потому, что эти люди не читают, а из-за того, что не все знают и помнят, что это всем известный писатель Максим Горький. А если вы решите ещё сильнее усложнить задачу, то спросите о произведениях Алексея Пешкова. Тут точно только единицы вспомнят, что это настоящая фамилия Алексея Горького. Это был не просто литератор, но и активный Как вы уже поняли, речь пойдёт о поистине народном писателе - Максиме Горьком.

Детские и юношеские годы

Годы жизни Горького (Пешкова) Алексея Максимовича - 1868-1936. Они пришлись на важную историческую эпоху. Биография Алексея Горького богата событиями, начиная с самого его детства. Родным городом писателя является Нижний Новгород. Его отец, работал управляющим пароходной компании, он умер, когда мальчику было всего 3 года. После смерти мужа мать Алёши повторно вышла замуж. Её не стало, когда ему было 11 лет. Дальнейшим воспитанием маленького Алексея занимался дед.

Будучи 11-летним мальчиком, будущий писатель уже "ходил в люди" - зарабатывал на хлеб сам. Кем он только ни работал: был пекарем, работал рассыльным в магазине, посудомойщиком в буфете. В отличие от сурового дедушки, бабушка была доброй и верующей женщиной и прекрасной рассказчицей. Именно она привила Максиму Горькому любовь к чтению.

В 1887 г. писатель попытается совершить самоубийство, которое он свяжет с тяжёлыми переживаниями, вызванными известиями о бабушкиной смерти. К счастью, он остался жив - пуля не попала в сердце, но повредила лёгкие, что стало причиной проблем с работой дыхательной системы.

Жизнь у будущего писателя была непростой, и он, не выдержав, сбежал из дома. Мальчик много бродил по стране, видел всю правду жизни, но удивительным образом смог сохранить веру в идеального Человека. Он опишет свои детские годы, жизнь в доме дедушки в "Детстве" - первой части своей автобиографичной трилогии.

В 1884 г. Алексей Горький пытается поступить в Казанский университет, но из-за своего финансового положения узнает, что это невозможно. В этот период будущий писатель начинает тяготеть к романтической философии, согласно которой, идеальный Человек не похож на Человека реального. Тогда же он знакомится с марксисткой теорией и становится сторонником новых идей.

Появление псевдонима

В 1888 г. писателя на небольшой промежуток времени арестовали за связь с марксистким кружком Н. Федосеева. В 1891 г. он решил начать странствие по России и в итоге смог дойти до Кавказа. Алексей Максимович постоянно занимался самообразованием, копил и расширял свои познания в разных областях. Соглашался он на любую работу и все свои впечатления бережно хранил, они потом появились в его самых первых рассказах. Впоследствии он назвал этот период "Моими университетами".

В 1892 г. Горький возвращается в родные места и делает первые шаги на литературном поприще как писатель в нескольких провинциальных изданиях. Впервые его псевдоним "Горький" появился в этом же году в газете "Тифлис", в которой был напечатан его рассказ "Макар Чудра".

Псевдоним был выбран не случайно: он намекал на "горькую" русскую жизнь и на то, что писатель будет писать только правду, какой бы горькой она ни была. Максим Горький видел жизнь простого народа и не мог со своим складом характера не замечать несправедливости, которая была со стороны богатых сословий.

Раннее творчество и успех

Алексей Горький активно занимался пропагандой, за что и находился под постоянным контролем органов полиции. С помощью В. Короленко в 1895 г. в крупнейшем российском журнале был напечатан его рассказ "Челкаш". Следом были напечатаны "Старуха Изергиль", "Песнь о Соколе", Они не были особенными с литературной точки зрения, но они удачно совпали с новыми политическими взглядами.

В 1898 г. вышел его сборник "Очерки и рассказы", который имел необыкновенный успех, и Максим Горький получает всероссийское признание. Пусть его рассказы не были высокохудожественными, но они изображали жизнь простого народа, начиная с самых его низов, что принесло Алексею Пешкову признание как единственного писателя, который пишет о низшем классе. В тот период он был популярен не меньше, чем Л. Н. Толстой и А. П. Чехов.

В период с 1904 по 1907 г. были написаны пьесы "Мещане", "На дне", "Дети солнца", "Дачники". Его самые ранние произведения не имели какой-либо социальной направленности, но персонажи имели свои типажи и особое отношение к жизни, что очень нравилось читателям.

Революционная деятельность

Писатель Алексей Горький был ярым сторонником марксисткой социал-демократии и в 1901 г. написал "Песнь о буревестнике", которая призывала к революции. За открытую пропаганду революционных действий он был арестован и выслан из Нижнего Новгорода. В 1902 г. Горький знакомится с Лениным, в этом же году его избрание в члены Императорской академии по разряду изящной словесности было отменено.

Писатель был и прекрасным организатором: с 1901 г. он был главой издательства "Знание", в котором печатались лучшие писатели того периода. Он поддержал революционное движение не только духовно, но и материально. Квартира писателя использовалась в качестве штаба для революционеров перед важными событиями. На его квартире в Петербурге даже выступал Ленин. После в 1905 г. Максим Горький из-за опасений ареста решил на время покинуть Россию.

Жизнь за границей

Алексей Горький отправился в Финляндию и уже оттуда - в Западную Европу и США, где собирал средства на борьбу большевиков. В самом начале его там встретили дружелюбно: писатель свёл знакомство с Теодором Рузвельтом и Марком Твеном. В Америке издаётся его известный роман "Мать". Однако позже американцы стали возмущаться его политическими акциями.

В период с 1906 по 1907 г. Горький жил на острове Капри, откуда продолжал поддерживать большевиков. В это же время он создаёт особую теорию "богостроительство". Смысл был в том, что нравственные и культурные ценности гораздо важнее политических. Эта теория легла в основу романа "Исповедь". Хотя Ленин отверг эти убеждения, писатель продолжал их придерживаться.

Возвращение в Россию

В 1913 г. Алексей Максимович возвращается на Родину. Во время Первой мировой войны он потерял веру в могущество Человека. В 1917 г. его отношения с революционерами ухудшаются, он разочаровывается в вождях революции.

Горький понимает, что все его попытки спасти интеллигенцию не встречают отклика у большевиков. Но после в 1918 г. признаёт свои убеждения ошибочными и возвращается к большевикам. В 1921 г., несмотря на личную встречу с Лениным, ему не удаётся спасти от расстрела своего друга, поэта Николая Гумилёва. После этого он покидает большевистскую Россию.

Повторная эмиграция

В связи с усилением приступов туберкулёза и по Ленина Алексей Максимович уезжает из России в Италию, в город Сорренто. Там он и завершает свою автобиографическую трилогию. В эмиграции автор находится до 1928 г., но продолжает сохранять контакты с Советским Союзом.

Он не оставляет писательскую деятельность, но пишет уже в соответствии с новыми литературными веяниями. Вдали от Родины им был написан роман "Дело Артамоновых", рассказы. Было начато обширное произведение "Жизнь Клима Самгина", которое писатель не успел закончить. В связи со смертью Ленина Горький пишет книгу воспоминаний о вожде.

Возвращение на Родину и последние годы жизни

Алексей Горький несколько раз приезжал в Советский Союз, но там не оставался. В 1928 г. во время поездки по стране ему показали "парадную" сторону жизни. Восхищённый писатель написал очерки о Советском Союзе.

В 1931 г. по личному приглашению Сталина он возвращается в СССР навсегда. Алексей Максимович продолжает писать, но в своих произведениях он восхваляет образ Сталина и всего руководства, не упоминая про многочисленные репрессии. Конечно, такое положение вещей не устраивало писателя, но в то время заявлений, противоречащих власти, не терпели.

В 1934 г. умирает сын Горького, а 18 июня 1936 г. при невыясненных до конца обстоятельствах умирает Максим Горький. В последний путь народного писателя провожало всё руководство страны. Урна с его прахом была захоронена в Кремлёвской стене.

Особенности творчества Максима Горького

Его творчество уникально тем, что именно в период краха капитализма он смог очень ярко передать состояние общества через описание простых людей. Ведь никто до него не описывал с такой подробностью жизнь низших слоёв общества. Именно эта неприкрытая правда жизни рабочего класса снискала ему народную любовь.

Его вера в человека прослеживается в ранних его произведениях, он считал, что человек может с помощью своей духовной жизни совершить революцию. Максим Горький сумел сочетать горькую правду с верой в нравственные ценности. И именно это сочетание делало его произведения особенными, героев - запоминающимися, а самого Горького сделало писателем рабочих.