Становление абсолютных монархий в западной европе. Становление абсолютизма в странах Западной Европы в период позднего Средневековья

В течение 14-15 веков в экономике и социальной структура Англии произошли значительные изменения, обусловившие становление абсолютизма. Происходило накопление капитала и возникновение первых мануфактур, прежде всего в портах и деревнях. Формировке капиталистических элементов в деревне ранее, чем в городе - отличительная черта экономического развития Англии того периода.

К концу 15 века английское крестьянство разделилось на две основные группы: фригольдеров и копигольдеров. Копигольдеры, в отличие от фригольдеров, продолжали нести ряд натуральных и денежных повинностей по отношению к феодалам. Их права на земельные участки основывались на копиях решений манориальных судов.

Во второй половине 15 века происходят значительные изменения в структуре класса феодалов. Владения светских феодалов разным способами переходили в руки буржуазии и верхушки крестьянства. Одновременно росла роль средних слоев дворянства, интересы которых были близки к интересам буржуазии. Они образовывали новое дворянство – джентри.

Развитие национального рынка и обострение социальной борьбы обусловили заинтересованность нового дворянств и буржуазии в усилении централизации власти.

Абсолютная монархия установилась в Англии как и в других странах в период упадка феодализма и возникновения капиталистических производственных отношений. Вместе с тем абсолютизм в Англии имел свои особенности, благодаря чем получил название «незавершенного». незавершенность его означала сохранение в Англии политических институтов, свойственных предшествующей эпохе, отсутствие некоторых новых элементов, типичных для абсолютизма классического образа.

Основная особенность состоит в том, что наряду с сильной королевской властью продолжал существовать парламент.

К другим особенностям можно отнести: сохранение местного самоуправления, отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации гос. аппарата как на континенте. В Англии отсутствовала постоянная армия (но как островная держава Англия имела сильнейший флот).

Центральными органами власти в период абсолютной монархии были король, Тайный совет и парламент. Реальная власть сосредоточилась в этот период в руках короля. Усилившаяся королевская власть не смогла упразднить парламент. Его устойчивость была следствием союза буржуазии и джентри. Этот союз не позволил ликвидировать представительные учреждения в центре и на местах.

Верховенство короны было оформлено статутом 1539 года. Хотя парламент позднее отменил этот статут, но преобладание короны фактически сохранилось.

В период абсолютизма Англия бурно развертывают колонизационную деятельность.

Также в этот период окончательно утверждается верховенство королевской власти над английской церковью. Была проведена Реформация, сопровождавшаяся секуляризацией церковных земель. При Генрихе VIII был принят ряд законов, объявивших короля главой церкви и наделивших его правом намечать кандидатов на высшие церковные должности.

Англиканская церковь полностью перестала зависеть от римского папы и превратилась в часть гос. аппарата. Высшим церковным органом стала Высокая комиссия, в ее состав входили некоторые члены Тайного совета и другие должностные лица.

С установлением абсолютизма система местных органов стала более стройной, возросла её зависимость от центральных органов власти. Были учреждены должность ленд-лорда и административно оформлена местная единица - церковный приход.

Новшеством судебной системы стало создание «Звездной палаты» и судебных советов в «мятежных» графствах. Звездная палата в качестве специального отделения Тайного совета явилась орудием борьбы с противниками королевской власти. Судопроизводство носило в ней инквизиционный характер. В последствии Палата стала выполнять функции цензора и органа надзора за правильностью.

Установление абсолютной монархии во Франции связано, главным образом, с именами кардинала Ришелье и короля Людовика XIV, нельзя сказать, что она была их творением. Они только достроили то здание, которое постепенно возводилось в течение нескольких столетий. Рост королевской власти во Франции самым тесным образом связан с постепенным территориальным и национальным объединением страны после Столетней войны. Причем объединение обособленных первоначально феодальных территорий в королевский домен способствовало естественным образом и сплочению национальному и то, и другое вместе способствовали упрочению королевской власти. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. В 2 томах. Том 2. Учебник - 4 изд. - М.: Эксмо, 2007.С. 373

Исходным пунктом этого процесса во Франции, как и всюду, является возрождение римского права с сопутствующей ему идейной реставрацией неограниченной власти государя. С конца XVI века наступает новый подъем королевской власти. В своем сочинении "О республике" (1576 год) Жан Боден возвращается к римскому пониманию государства и власти. Сущность государства, по его представлению, заключается в верховной власти, которая обладает тремя главными атрибутами: постоянством, неограниченностью и единством. Она постоянна, потому что всякая временная власть не может быть верховной. Не верховная она, если ограничена какими-либо условиями. Она едина, значит, не может быть поделена, например, между монархом и народным представительством.

Другим существенным фактором процесса была постепенная победа принципа наследственности над принципом избирательности в порядке передачи королевской короны. Родоначальником первой царствующей династии во Франции стал Гуго Капет, избранный на престол в 987 году. Нужно заметить, что избиравшие его феодальные сеньоры отнюдь не собирались отказываться от права выбирать себе королей и впредь, но делать им этого больше не пришлось: королевская корона из избирательной превратилась в наследственную. Случилось это благодаря целой совокупности обстоятельств, из которых наиболее существенную роль играли:

  • 1. непрерывность мужской линии капетингской фамилии в течение трех с половиной столетий (987-1328 гг.);
  • 2. общая тенденция к наследственности всякого рода государственных должностей;
  • 3. дальновидная политика самих капетингских королей, которые искусно умели пользоваться обоими отмеченными обстоятельствами в целях упрочения положения своей династии. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. В 2 томах. Том 2. Учебник - 4 изд. - М.: Эксмо, 2007.С. 463.

При наличии первых двух обстоятельств каждому из королей не стоило особенного труда склонить феодалов к "избранию" своего старшего сына на престол в качестве предполагаемого наследника. Вплоть до коронации Филиппа Августа монархи систематически заручались таким предварительным избранием. Начиная с Филиппа II Августа такая практика прекращается: она становится излишней формальностью. В силу длинного ряда прецедентов факт успел уже приобрести значение права.

К началу XVI века завершается территориальное собирание Франции и вместе с ним заканчивается государственно-правовой процесс дефеодализации королевской власти. Франциск I (годы правления 1515-1547) представляет собой уже государя в новом смысле. Он - государь Божьей милостью, управляющий государством посредством чиновников, командующий всеми вооружёнными силами королевства, держащий в своих руках верховную судебную и законодательную власть и не знающий никаких правовых ограничений своей власти. Не существует более никакой власти в государстве, которая могла бы конкурировать с короной. С этого момента абсолютизм представляет собой совершившийся факт. Сам парижский парламент, который столетие спустя сделается ярым антагонистом короны, провозгласил во всеуслышание неограниченность королевской власти в качестве одного из основных начал государственного строя Франции.

Свои идеи и представления о королевской власти Генрих IV активно проводил на практике. Не особенно щадил Генрих и муниципальные вольности городов, замещая при случае выборные городские должности по своему усмотрению. Нельзя сказать также, чтобы он относился с неизменным уважением к традиционной независимости суда, не отступая при случае перед личным вмешательством в дело правосудия, что, впрочем, не противоречило тогдашним правовым понятиям, по которым король был главным судьей в королевстве. Не особенно церемонился новый монарх и с вольностями церкви, назначая, где нужно, епископов по своему усмотрению, и не стесняясь каноническими правилами.

Внешняя торговля также не ускользает от внимания Генриха. Открытие Америки и морского пути в Индию разом широко раздвинуло рамки международной торговли. Заслуживает быть отмеченным тот факт, что при Генрихе IV Франция впервые становится колониальной державой. Первая колония, основанная при нем в Северной Америке (Канаде), получила название Новой Франции.

Генриха IV уже можно назвать абсолютным монархом. Но абсолютизм этот был слишком тесно связан с личностью самого монарха и с конкретными условиями исторического момента. Ему по-прежнему недоставало сколько-нибудь прочной организации: у королевской власти не было постоянных и послушных органов. Графский В.Г. История государственного строя Франции: Учеб. для вузов. - М.: Феникс, 2007.С. 104. Выполнение этой задачи во французской истории связано, главным образом, с двумя именами: кардинала Ришелье и короля Людовика XIV. Слабость монархической организации обнаружилась тотчас после смерти Генриха IV.

Феодальная знать в XVI-XVII веках представляла собой элемент хронического мятежа. Именно поэтому Ришелье, сокрушая дворянство как политическую силу, был далек от мысли подкапываться под его социально-экономическое положение как привилегированного сословия. Для кардинала Ришелье, у которого на первом плане стояли государственные интересы, заключавшиеся в водворении внутреннего порядка, важно было реформировать дворянство, поскольку оно являлось противогосударственной силой. Поэтому первым делом Ришелье после того, как он получил в 1524 году властное положение, было сломить господствовавший во дворянстве дух своеволия и приучить его к повиновению государственной власти. Последовал ряд суровых мер: нескольким мятежным магнатам пришлось сложить свои головы на плахе, другие были вынуждены доживать свой век в мрачных казематах Бастилии. Затем, в 1626 году по его инициативе вышел королевский эдикт, предписывавший "сравнять с землёй все укреплённые замки, не находящиеся вблизи границ". Снос замков имел значение не столько фактического, сколько символического сокрушения феодальной знати.

С утратой былого политического значения французское дворянство не теряет своего привилегированного положения в социально-экономическом отношении. Так, за дворянским сословием было сохранено право не платить королевской подати. Нетронутым остался и сеньориальный суд, приносивший феодалам материальные выгоды.

Таким образом, правительница Мария Медичи в качестве опекунши была ставленницей парламента. Но прошло немного времени, и Ришелье пишет членам этого представительного органа: "У вас нет иной власти, кроме той, которая вам дана королем". Парламенту было решительно поставлено на вид, что его полномочия исчерпываются вопросами правосудия. На этом основании парламенту от имени короля предписывалось все эдикты, касающиеся правительства и администрации, вписывать в свои реестры без дальнейших формальностей. C первой половины XVII века парламент, ставший фактически единственной преградой абсолютизму, был значительно ограничен в своих действиях.

Прежние учреждения сохранились, но одни из них утратили своё былое значение, не приобретя взамен нового, другие - не потеряв старого, приобрели настолько новое значение, что роль этих учреждений в государстве коренным образом изменилась. К первым относятся высшие коронные чины, генерал-губернаторы и финансовые присутствия, ко вторым - королевский совет, статс-секретари и местные интендантства с подчиненными им субделегатами. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 431-432.

Еще до Ришелье королевский совет начинает заслонять собой высшие коронные чины, которые из-за своей наследственности стали непригодны в качестве органов королевской власти. Поэтому все важнейшие законодательные и административные акты подготавливаются советом, и большая часть актов монаршей воли издается от имени "короля в своем совете". Там жеЭтот орган становится как бы воплощением высшей правительственной власти. Ришелье не внес никакой существенной перемены в это положение дела, он только сделал состав совета более послушным орудием королевской власти, сократив число его независимых членов, заседавших там в силу привилегии сана или по праву рождения, и увеличив количество советников по назначению короны. При Ришелье, который был не только первым, но, в сущности, и единственным министром в королевстве, статс-секретари стали в ближайшую зависимость от первого министра. Со смертью кардинала статс-секретари освободились от этой зависимости и из канцелярских чиновников превратились почти в министров. История статс-секретарей после Ришелье есть история беспрерывного роста их правительственного значения. При Людовике XIV статс-секретарей будут уже величать монсеньорами - титулом, остававшимся до тех пор исключительной привилегией принцев крови и высших коронных чинов.

Так быстро рос и развивался разветвленный бюрократический аппарат французского абсолютистского государства. Чиновники имели свои особые привилегии и до середины XVII века назывались "людьми мантии". Первоначально чиновничество в классовом отношении было однородным. Оно возникало в основном в городах и вербовало своих членов из среды городского патрициата и именитого купечества.

С учреждением главнокомандующих в провинциях и провинциальных интендантов было положено начало той административной централизации, которая составляет характерную черту абсолютной монархии Франции. И Ришелье может с полным основанием считаться истинным родоначальником этой централизации. Людовик XIV является в этом отношении, как, впрочем, и во многих других, лишь продолжателем дела, начатого первым министром Франции, кардиналом Ришелье.

С централизацией административной машины рука об руку идет ее бюрократизация. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. В 2 томах. Том 2. Учебник - 4 изд. - М.: Эксмо, 2007.С. 356 После упразднения должности суперинтенданта в 1661 году должность генерал-контролера приобрела новое значение во многом благодаря личным качествам и характеру деятельности своего первого представителя - Жана Батиста Кольбера, бесспорно самой выдающейся личности из всех министров Людовика XIV. В деятельности Кольбера с 1661 года по 1683 год находит себе небывало широкое развитие та правительственная опека, первые отчетливые признаки которой наблюдались в царствование Генриха IV. Эта опека над всеми сторонами народного хозяйства вырабатывается при Кольбере в законченную и стройную систему.

Что касается парламентов, то им пришлось испытать на себе последствия своего участия в неудавшейся фронде: вопросы управления снова были изъяты из их ведения. С превращением интендантства в постоянное и общее для всей страны учреждение полномочия финансовых присутствий окончательно перешли к интендантствам. Наконец, относительно сословного представительства известно, что в последний раз Генеральные штаты были созваны в 1614-1615 годах, начиная с царствования Людовика XIV остатки сословного представительства продолжают жить лишь в провинциальных штатах Лангедока, Бретани, Прованса, Бургони и нескольких маленьких областей. Но и в отношении сохранившихся провинциальных штатов были приняты все меры к тому, чтобы они как можно меньше служили помехой для центральной власти и ее областных органов.

Городское и сельское местное самоуправление оставалось до Людовика XIV практически нетронутым. Новая политика правительства по отношению к городскому и сельскому самоуправлению является одним из первых образцов фискальной политики, ставшей впоследствии неизменным атрибутом французской монархии. Фискальность находила отражение и в росте налогового бремени, который далеко опережал рост платежных сил населения. Значительно увеличивается число прямых и косвенных налогов, объявляется денежный сбор даже с таких актов, как крещение, бракосочетание и погребение.

Несмотря на страшное увеличение налогового бремени, далеко опережающее прогресс народного хозяйства, возрастание государственных доходов все-таки не поспевало за быстро растущими расходами. Сумма долгов, которую Людовик завещал своему преемнику. По вычислениям статистика Ловассера, сумма эта составляла до 3,5 миллиардов лир, что в 20 раз превышало годовой бюджет государства. Закономерен вопрос - откуда такое возрастание долгов?

Причинами этого явления стали три фактора: быстрый рост административного аппарата, расходы на установление культа королевской власти, и, наконец, внешняя политика.

Со времени Людовика XIV французская монархия порывает с традициями, завещанными Генрихом IV и Ришелье, в глазах которых "хороший француз важнее хорошего католика", и делает решительный шаг назад, возвращаясь к изжившим себя традициям Филиппа II Испанского, чьим правнуком был Людовик XIV. В 1685 году вышел королевский указ, которым отменялся Нантский эдикт 1589 года, предоставлявший протестантам свободу вероисповедания. Король в качестве "старшего сына католической церкви" не желал более терпеть еретиков в своем государстве. Началась настоящая травля протестантов. Несмотря на запрещение, они целыми толпами бежали из страны. Естественно, что такая политика привела к упадку благосостояния страны. Людовик XIV, умирая, оставил своему наследнику разоренное королевство и такую брешь в государственных финансах, которую едва ли даже можно было заделать: общая сумма оставленного им государственного долга превышала в 20 раз валовой и в 25 чистый доход государства. Блестящее по видимости царствование было, вероятно, самым тяжелым из всех пережитых Францией. В нем ключ к пониманию неизбежности Великой французской буржуазной революции в 1789 году, положившей конец абсолютной монархии.

Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] Дмитриева Ольга Владимировна

Возникновение абсолютизма в Западной Европе

В эпоху раннего Нового времени страны Западной Европы вступили в новую фазу своего политического развития. К началу XVI в. в основном было завершено «собирание» королями французских, английских, испанских земель. Даже в тех регионах, где не сложились крупные централизованные государства (Германия, Италия), была заметна консолидация земель вокруг местных политических центров.

Институционное развитие государства привело к образованию его новой формы – абсолютной монархии, характерными признаками которой были практически неограниченное личное правление государя, отказывавшегося от созыва сословно-представительных учреждений и опиравшегося на новые бюрократические органы и разветвленный чиновничий аппарат, регулярную армию и более совершенную финансовую систему. В рамках абсолютной монархии был преодолен многовековой дуализм церковной и светской власти, и церковь была интегрирована в систему государства. Абсолютизм XVI–XVII вв. нашел идейное обоснование в политической теории, провозглашавшей божественную природу королевской власти, верховный суверенитет государя и недопустимость сопротивления ему.

Причины усиления королевской власти коренились в специфических социально-политических условиях, сложившихся в западноевропейских странах на рубеже XV -

XVI вв. Деформация средневековых сословий и прежних форм их организации привела к тому, что дворянство, духовенство и бюргерство (т. е. социальные группы, в той или иной мере причастные к политической власти) оказались в большей, чем прежде, зависимости от короны. Дворянство в условиях падения его доходов видело в королевской власти источник финансовой поддержки и устремлялось к монаршим дворам в поисках придворных синекур, постов в армии и государственном управлении. Оно ожидало от короны активной внешней политики, гарантировавшей участие в военных кампаниях, и социальной политики, обеспечивающей дворянству доминирующее положение в обществе. Позиция духовенства определялась ослаблением римско-католической церкви и утратой ее автономии от светских властей, как в регионах победившей Реформации, так и в католических странах. Таким образом, ведущие феодальные сословия, нередко составлявшие в прошлом оппозицию королевской власти, в силу обстоятельств склонялись к союзу с ней. Третье сословие, в особенности предпринимательские элементы, традиционно поддерживающие сильную королевскую власть, видели в ней залог своего процветания, нуждаясь в протекционизме – экономическом регулировании, поощряющем национальное производство и торговлю.

Используя заинтересованность сословий и их противоречия, монархии удается возвыситься до положения почти надсословной силы и обрести невиданную ранее самостоятельность. Лавирование между старым дворянством, сохранявшим большое политическое влияние, и раннебуржуазными элементами, которые не обладали политическим весом, но располагали финансовыми средствами, – характерная черта политики абсолютистских государств. При этом забота о дворянстве была продиктована самой сущностью феодальной монархии: оно оставалось доминирующим сословием, плотью от плоти которого был сам государь. Поощрение же предпринимательских элементов было делом дальновидности монарха и его готовности заботиться о процветании национальной экономики. В этих условиях личность самого монарха и его склонности приобретали огромное значение для судеб страны.

При абсолютизме утвердились новые принципы управления: на смену средневековому подходу к государству как к королевской вотчине пришла административная система, методы работы которой приобрели публично-правовой, общенациональный характер. Это нашло отражение в политической теории XVI–XVII вв., оперирующей такими понятиями, как «благо нации» и «государственный интерес». Возникновение абсолютизма было важным шагом в развитии более совершенного в институциональном отношении, самодовлеющего суверенного государства.

Именно в такой форме – в рамках крупного централизованного национального образования – сложился абсолютизм во Франции, Англии, Испании; в том же направлении развивались Дания и Швеция, где, однако, формирование абсолютизма шло замедленными темпами и прерывалось рецидивами феодальной вольницы. Европа XVI–XVII вв. знала и иную модель развития – «региональный» или «княжеский» абсолютизм, характерный для итальянских и германских земель с присущим им полицентризмом. Но и здесь в рамках небольших государств шел процесс укрепления монархической власти, формирования бюрократического аппарата, реформирования армии и включения церкви в систему светской власти.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

8. 3. Как воспринимали Библию в Западной Европе Сегодня мы думаем, будто в средневековой Западной Европе Библия воспринималась примерно так же, как и сегодня, то есть – как сборник священных текстов, окруженных ореолом безграничного пиитета, публичное озвучивание и

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Его отношение к западной Европе Как относился Петр к Западной Европе? Предшественники поставили Петру, между прочим, и такую задачу - «все делать с примеру сторонних чужих земель», именно земель западноевропейских. В этой задаче было много уныния, отчаяния в

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Глава 3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ В ЗАПАДНОЙ

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

4. История Библии в Западной Европе Как мы уже говорили, считается, что Библия переведена на латинский язык блаженным Иеронимом в IV веке н. э. непосредственно с еврейского языка. Этот перевод называют Вульгатой. Оказывается, это был не единственный «Латинский» перевод

Из книги Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Естествознание в Западной Европе На латинском Западе, еще до того как завязались его сношения с арабами, существовали сборники правил к изучению ряда ремесел. Сборники эти имели некоторое общее сходство: это были собрания рецептов, нечто похожее на самодельные книжки

Из книги От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе автора Буассонад Проспер

ГЛАВА 3 Восточная Римская империя и восстановление экономики и общественной жизни в Западной Европе с V по X в. – Заселение новых земель и сельскохозяйственное производство. – Раздел имущества и классовый состав сельского населения в Восточной Европе В продолжение

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Энеолит в Западной Европе Племена Южной и Средней Европы по уровню своего развития были во многом схожи с трипольцами.Для многих из этих племен характерен значительный объем производства изделий из меди. В горах Средней Европы, особенно в Рудных, уже в III тысячелетии до

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

§ 22. Раннефеодальные государства в Западной Европе Предгосударственный строй германских племен В первой половине I тыс. на территории Западной Европы исторически заявили о себе германские племена. Они постепенно распространились из своей прародины (междуречья Рейна и

Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

57. Революция в Западной Европе Ноябрьская революция в Германии. Великая пролетарская революция в России разделила весь мир на два лагеря. На одной шестой части земного шара, в России, укрепилась власть пролетариата - строителя социализма.Советская Россия, как маяк,

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

3. История Библии в Западной Европе Считается, что Библию перевел на латинский язык блаженный Иероним в IV веке н. э. непосредственно с еврейского , т. 1, с. 233. Этот перевод называют Вульгатой. Оказывается, это не единственный латинский перевод Библии, употреблявшийся в

Из книги История [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

17. Расцвет абсолютизма в Западной Европе Экономически крепнущая буржуазия нуждалась в сильном государстве, которое могло бы обеспечить разнообразные интересы богатых людей. Таким государством становится абсолютная монархия. Монархи через систему налогообложения и

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

1.8.2. Возникновение наций в Западной Европе Этнические общности как более или менее самостоятельные образования начали возникать с переходом от первобытного общества к классовому. Формирование наций связано с возникновением вначале предпосылок капитализма, а затем и

Из книги ВЫПУСК 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА (XXX в. до н.э. - XX в. н.э.) автора Семенов Юрий Иванович

4.2. Романо-германский синтез и возникновение феодализма в Западной Европе За нарисованной выше внешней картиной германского завоевания и его результатов скрываются значительно более сложные процессы. Западная Римская империя была геосоциальным организмом. Когда

Из книги Книга II. Новая география древности и «исход евреев» из Египта в Европу автора Саверский Александр Владимирович

Новозаветные персонажи в Западной Европе Теперь посмотрим на местоположение гробниц апостолов.– гробница апостола Луки в Падуе, Италия;– гробница апостола Марка в Венеции, Италия;– гробница апостола Матфея (из двенадцати) в Салерно, Италия;– гробницы Павла и Петра в

Из книги Курс лекций по социальной философии автора Семенов Юрий Иванович

2. Возникновение наций в Западной Европе Этнические общности как более или менее самостоятельные образования начали возникать с переходом от первобытного общества к классовому. Формирование наций связано с возникновением вначале предпосылок капитализма, а затем и

Из книги Очерк общей истории химии [От древнейших времен до начала XIX в.] автора Фигуровский Николай Александрович

АЛХИМИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ После падения Западной Римской империи в Европе наступил застой в развитии наук и ремесла. Этому способствовали феодальные порядки, установившиеся во всех европейских странах, постоянные войны между феодалами, нашествия полудиких народов с

Образование самостоятельного государства во Франции явилось следствием распада Франкской империи, который законодательно был оформлен в 843 г. Верденским договором . По этому договору Карлу Лысому достались земли к западу от Рейна. Он фактически и стал первым французским королем, хотя сам термин «Франция» появился только в X в. Здесь нужно отметить, что после распада Франкской империи Франция наследовала все процессы феодальной раздробленности, которые протекали в последние годы во Франкской империи. Поэтому говорить о землях Карла Лысого как о каком-то централизованном государстве можно только условно, ибо они представляли собой конгломерат огромного числа свободных сеньориальных владений.

Важнейшей предпосылкой возрастания роли королевской власти стала победа короля Филиппа IV в длительном конфликте с римскими папами за политическое верховенство, в результате которого римские папы находились в прямой зависимости от французских королей (так называемое Авиньенское пленение пап 1309-1378 гг.)

Победа французской короны над папством, постепенная ликвидация значительных прав феодалов сопровождались в XIV- XV вв. неуклонным возрастанием авторитета и политического веса королевской власти.

Происходило изменение правового статуса короля, который обладал властью в масштабе уже всей страны.

В 1302 г. был создан и новый высший сословно-представительный орган - Генеральные штаты .

В начале XIV в. несколько раз были созваны представители сословий всех областей королевского домена, причем каждый раз причина созыва имела политический характер. Но как общепризнанный государственный институт Генеральные штаты утвердились главным образом в связи со столетней войной с Англией, когда потребовалась регулярная денежная помощь всей страны.

Примерно в середине XIV в. структура Генеральных штатов стала своеобразным отражением не только социального состава Франции, но и различного политического веса сословий. Все три сословия получили места в этом органе. Первую палату составляло духовенство. Вторую палату составляло дворянство, которое посылало своих выборных представителей. В третью палату призывались депутаты от «добрых городов» (термин «третье сословие» появился лишь в конце XV в.). Это были преимущественно мэры и члены муниципалитетов, т.е. опять-таки по должности представители зажиточной части городского населения.

Постепенно был выработан порядок работы трех сословий. Первоначально король запрашивал мнение каждого сословия в отдельности. В дальнейшем за каждой палатой сохранился лишь один голос, но для принятия решения внутри палаты требовалось большинство голосов.

Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Каждый созыв был индивидуальным, а вопросы повестки дня определялись исключительно королем. Чаще всего причина созыва заключалась в отсутствии финансов , и короли обращались к сословиям с просьбой о единовременной финансовой помощи или разрешении на очередной налог , который мог собираться только в пределах одного года.

Значение Генеральных штатов очень возросло в 1357 г., когда произошло восстание горожан в Париже и пленение короля. Дофин (наследник престола) обратился к Генеральным штатам с просьбой выделить деньги на выкуп короля. В ответ на эту просьбу представители третьего сословия выдвинули целую программу реформ, получившую название «Великий мартовский ордонанс». Полный текст его включал в себя 67 статей, в которых предусматривалось значительное укрепление власти Генеральных штатов в управлении государством, финансовой, судебной и административной областях. Великий мартовский ордонанс был высшей точкой развития Генеральных штатов в период сословно-представительной монархии во Франции, но действовал он всего полтора года.

Центральное и местное управление. Перемены в организации власти выразились в том, что аппарат королевской администрации из домениального превратился в общегосударственный. Из прежних придворных должностей сохранил свое значение только канцлер. Остальные перешли в разряд придворных титулов. На базе королевской курии был создан Большой совет, в который входили легисты и 24 представителя высшей светской и духовной знати. Он собирался один раз в месяц и его полномочия носили исключительно совещательный характер.

По мере усиления королевской власти происходит централизация местного управления. Крупные административные округа на севере Франции, как и прежде, назывались бальяжами, во главе которых стояли бальи. Однако в эти округа с конца XV века короли непосредственно назначают лейтенантов. В их ведение переходят многие судебные дела. На юге такие же округа возглавлялись сенешалами.

Стремясь к централизации органов местного управления, короли вводят новые, с более широкими полномочиями должности губернаторов, которые зачастую заменяли бальи. С XIV в. появились должности генерал-лейтенантов, возглавлявших несколько бальяжей, которые в конце XV в. стали называться провинцией.

Абсолютная монархия

Усиление частнопредпринимательской деятельности в городе и деревне накладывало отпечаток на экономическую и политическую жизнь Франции. Значительно возросла торговля, кроме цеховых предприятий , появились капиталистические мануфактуры. В новых условиях экономическая сила дворянства ослабевала, формировались классы буржуазии и пролетариата. Складывалась французская нация. Разложение старых феодальных сословий и формирование класса буржуазии были основной предпосылкой установления абсолютной монархии . В период абсолютизма окончательно оформилось третье сословие, в котором основную роль играла буржуазия. Но как и прежде, применялась формула: «Духовенство служит молитвой, дворянство - шпагой, третье сословие - имуществом».

Первым сословием считалось духовенство, которое «молилось за всех». Их число достигало 130 тыс., из них монахов и монахинь более 20 тыс. Церковь являлась крупным земельным собственником. Общая сумма доходов , которые она получала с принадлежавших ей земель, в несколько раз превышала государственный бюджет Франции. Духовенство имело целый ряд привилегий. Оно было освобождено от ряда повинностей: рекрутского набора в армию, уплаты налогов , имело право на свой суд и свою администрацию. Верховным владыкой священников и монахинь католической церкви являлся Папа Римский. Священнослужители не могли жениться, а монахини - выходить замуж.

Духовенство делилось на две группы. К высшей из них относились архиепископы, епископы, настоятели соборов. Другую группу составляло приходское городское и сельское духовенство.

Вторым сословием считалось дворянство, которое «воевало за всех». Это сословие не было однородным и состояло из крупных, средних и мелких дворян. Первые занимали высшие должности при дворе, а также на военной и гражданской службах. Мелкое и среднее дворянство было опорой монархии . Все дворяне не платили налогов, а за службу получали поместья (лен). Кроме того, им выдавались жалование, подарки, пенсии . Их называли дворянами шпаги, т.е. родовитым дворянством. Кроме родовитого дворянства еще с XV в. образовалось так называемое «дворянство мантии». В третье сословие входили горожане и крестьяне, которые были обязаны «работать за всех». Они составляли подавляющую массу населения Франции. Это сословие было очень неоднородным. Значительную часть третьего сословия составляло крестьянство. В период абсолютной монархии стирались различия между сервами и вилланами. С проникновением товарно-денежных отношений в деревню из крестьян выделились зажиточные фермеры, арендаторы, сельскохозяйственные рабочие.

Государственный строй . Утверждение абсолютизма во Франции происходило при королях Генрихе IV (1589-1610 гг.) и Людовике XIII (1610-1643 гг.), а достигает расцвета в царствование Людовика XIV (1643-1715 гг.). Все эти короли уделяли большое внимание совершенствованию системы высших и местных органов власти , главным итогом которого явилось укрепление королевской власти и усиление централизации органов управления .

Изменилось и общее представление о королевской власти. В 1614 г. по предложению Генеральных штатов французская монархия была объявлена божественной, а власть короля рассматривалась как священная. Здесь же окончательно утверждаются представления о суверенитете и неограниченности власти короля.

С XVI в. короли практически перестали созывать Генеральные штаты. В XVII в. они были созваны только один раз в 1614 г. В период абсолютизма короли не нуждались в представительном органе, т.к. присвоили себе все их полномочия.

Управление страной было сосредоточено во дворце. В XVI в. произошло возрастание роли государственных секретарей по военным, морским, иностранным и внутренним делам. При Людовике XIV они приблизились к особе короля и стали его министрами. При этом же короле был создан Совет по делам финансов , появилась должность Генерального контролера финансов. Видный политический деятель Франции времен Людовика XIV Ж. Б. Кольбер, занимая эту должность, стал фактически первым министром в государстве . В это время узурпируется система центральных отраслевых органов управления.

В системе местного управления важнейшие реформы провел кардинал Ришелье (1624-1642 гг.), занимавший пост первого министра и фактически правивший страной при Людовике XIII. Он поставил во главе провинций «интендантов полиции, юстиции и финансов», в руки которых отдавались сбор налогов и податей в пользу казны, командование местными вооруженными силами, набор в армию и руководство местной полицией.

Таким образом, Франция являлась страной, в которой все этапы феодализма получили наиболее полное оформление. Здесь налицо зарождение феодальных отношений, их расцвет и падение, которые привели в XVIII в. к буржуазной революции.

Право Франции в период феодализма

До Великой французской буржуазной революции XVIII в. в Франции царила пестрота, а в самом праве явно отсутствало единообразие. По характеру источников вся территория страны разделялась на две части - южную и северную. Граница между ними проходила южнее реки Луары. Южная часть была страной писаного права, т.к. в ней применялось римское право . В северной части господствовало обычное право, поэтому она называлась страной обычного права.

Римское право изучалось в университетах, с учетом его общих норм решались сложные юридические казусы. Центром пропаганды римского права считался Орлеанский университет, где еще в конце XI начале XII вв. было издано краткое руководство по римскому праву.

Вплоть до революции 1789 г. право феодальной собственности на землю сочеталось также с элементами общинного крестьянского землепользования. Интенсивно в гражданском праве развивалась такая его подотрасль, как обязательственное право . Феодальный характер был присущ всем договорам , имевшим место в тот период.

В условиях натурального хозяйства не было острой надобности в развитии хозяйственных отношений. С развитием товарно-денежных отношений повышалось значение договоров. В договоре купли-продажи особое место занимала земля. Феодальное обычное право предусматривало право землевладельцев и их родственников выкупать проданное недвижимое имущество. До XII в. нельзя было отчуждать родовое имущество без согласия родственников, кроме случаев крайней нужды. Однако родственники могли в этом случае выкупить родовое имущество, выплатив обусловленную стоимость. В XIII в. уже не требуется согласия родственников на продажу родового имущества, но у них сохраняется право выкупить его в течение года и одного дня. Сеньор имел право выкупить феод, проданный его вассалом в течение 40 дней, если он был поставлен в известность, и в течение 30 лет, если он об этом ничего не знал.

Со временем, во избежание последующих феодальных распрей, нотариусы стали требовать присутствия при оформлении договора продажи недвижимости членов семьи продавца, включая детей с 14 лет.

Брачно-семейное право . Вопросы брака и семьи во Франции регулировались в основном каноническим правом. Условием вступления в брак являлось достижение установленного возраста: для мужчин он колебался от 13 до 15 лет, а для женщин - 12 лет.

Для вступления в брак необходимо было согласие сторон и родителей . Эдикт 1556 г., поддержанный ордонансом Людовика XIII 1639 г., предусматривал, что согласие родителей требовалось только до достижения сыновьями 30-летнего возраста, а дочерьми - 25-летнего. Недействительными признавались браки между несовершеннолетними ; лицами, не получившими крещения; родственниками.

Главой семьи считался муж. От жены требовалось повиновение мужу, которому даже разрешалось бить ее, но «разумно», т.е. не до смерти и без увечий. Супружеская неверность давала право обиженному супругу требовать раздельного проживания, но развод не допускался. Дееспособность жены была ограничена: она не могла заключать сделки без согласия мужа. На севере признавалась общность совместного имущества, но управлял им муж, а на юге - общности имущества не существовало. Кроме того, на юге сохранялась власть домовладыки в отношении детей, берущая свое начало в римском праве. Приобретения детей входили в имущество домовладыки. На севере родительская власть рассматривалась как опека над детьми.

Уголовное право . Вполне ясно, что понятие «преступление » с IX по XVIII в. претерпевает существенные изменения. Так, если на начальном этапе становления французского государства преступлением считались действия, затрагивавшие интересы отдельных лиц, то уже к XII в. преступление перестает быть частным делом и выступает как нарушение утвердившегося феодального порядка.

Судопроизводство . В области судопроизводства царил и произвол, продажность судей, волокита и прочие злоупотребления, которые очень раздражали лиц, принадлежавших к третьему сословию.

До XV в. во Франции действовало два вида процесса: состязательный и инквизиционный. В основу первого из них был положен судебный поединок. Крестьяне дрались на палках, а рыцари - копьем и мечом. Дворянин мог вызвать на поединок и судью, если был не согласен с приговором . Здесь же применялись и ордалии, которые согласно каноническому праву разрешалось проводить хлебом и сыром. Считалось, что виновный обязательно подавится.

Ордонанс 1498 г. Людовика XII и эдикт Франциска I 1539 г. полностью отменили состязательный процесс. Его место занял инквизиционный (розыскной процесс). Он отличался от состязательного по порядку возбуждения уголовного дела, а также по видам доказательств . Порядок его был определен ордонансом 1670 г. По нему предварительное следствие делилось на две стадии: общее и специальное расследование. В первой стадии производились собирание доказательств и установление виновного, во второй - проверка доказательств и допрос . Производство следствия было тайным, письменным, с применением формальной теории доказательств и пыткой. Последняя производилась иногда дважды: один раз - в целях добиться собственного признания обвиняемого во время следствия, другой раз - перед совершением казни с целью установления не выявленных в ходе процесса соучастников преступления. Судебное заседание проходило негласно, без обвинительного заключения и без вызова свидетелей , допрошенных на предварительном следствии. Приговоры разделялись на обвинительные, оправдательные и с оставлением в подозрении.

Таким образом, Франция, как и другие европейские страны в период абсолютной монархии , переходит к более жестким формам судебного процесса, который становится государственным и широко применяется в судопроизводстве.

Наиболее распространённой формой правления в эпоху позднего Средневековья оставалась монархия, но расстановка сил между властью и обществом изменилась. На смену сословной монархии приходит абсолютизм. Расцвет абсолютизма 17 век. Характерными признаками абсолютизма были: сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха; отсутствие сословно-представительских учреждений; выстраивание иерархической системы органов центральной и местной власти; наличие мощного чиновничьего бюрократического аппарата; регулярная армия. Образцом европейского абсолютизма являлась Франция. При Генрихе 4 (1589-1610) процесс централизации власти усилился. При его сыне Людовике 13 (1610-1643) пост первого министра в течении двух десятилетий занимал кардинал Ришелье, которому принадлежит особая роль в укреплении абсолютизма. В Англии королевская власть тоже значительно усилилась. Английский абсолютизм приобрёл законченные формы при Генрихе 8 Тюдоре(1509-1547) и достиг своего расцвета при его дочери Елизавете 2, которая правила страной 45 лет. Подобную политику продолжил и Яков 1 Стюарт (1603-1625), но он, как и его сын Карл1, свое царствование провёл в борьбе с парламентом, не считаться с которым короли уже не могли. В палате общин большинство составляло купечество, которое пыталось направить политику в свою сторону. Самая деспотичная в Европе – Испания.

9. Европа на пути модернизации и перехода к индустриальному обществу. Европейские буржуазные революции.

В XVI-XVIII вв. Европа пережила три крупных революции: Нидерландскую (1566-1609 гг.), Английскую (1640-1660 гг.) и Французскую (1789-1794 гг.). Первая в Европе буржуазня революция в Нидерландах во многом была связана с противоречием между феодальной Испанией и находящимися под властью испанской короны Нидерландами, страной нарождающейся буржуазии. Поэтому революция здесь приняла форму борьбы Нидерландов за свою независимость. В итоге Английской буржуазной революции был уничтожен абсолютизм, установилась конституционная монархия, свобода торговли и предпринимательства, ряд политических свобод. Начался процесс формирования правового государства и гражданского общества. Процесс модернизации стремительно развивался и в экономике, завершившись промышленным переворотом конца XVIII в. Великая французская революция смела все сословные барьеры, распродала земли многих дворян крестьянам, ввела парламентскую республику, равные права для всех граждан.

Культурная жизнь Европы во второй половине XVII-XVIII вв. прошла под знаком эпохи Просвещения. Многообразные направления в искусстве (классицизм, рококо, барокко, сентиментализм, романтизм) отличались больше не внешним, а внутренним содержанием, т.е. заложенным в них мировоззрением. При этом культура постепенно перестала быть только достоянием узкого круга лиц, образованной элиты общества – с XVIII в. началось формирование массовой буржуазной культуры.


Больших успехов в этот период достигла наука. Начиная с первой половины XVII в., научные знания выделились из философии и оформились в отдельные отрасли. Это, в свою очередь, привело к развитию техники и появлению многочисленных изобретений.

Значительно повысились уровень гуманности и образованности населения. По всей Европе отменялись пытки, ограничивалась смертная казнь, улучшились нравы. Были расширены права женщин, которые были признаны равными мужчинам по интеллектуальным и духовным качествам.

Таким образом, в период со 2-й половины XVII до конца XVIII вв., феодальные отношения постепенно и неизбежно уступали место капиталистическим, сословное общество превращалось в буржуазное, был заложен экономический и культурный расцвет XIX в. Идеи и достижения эпохи Просвещения стали основой, на которой впоследствии создавались новые, демократические государства.

С конца XVIII в. начинается становление индустриального общества. Переход к индустриальной экономике включал два этапа. Мануфактурный этап получил наибольшее развитие во второй половине XVII-начале XVIII вв. Фабричный этап ознаменовался переходом от мануфактуры к крупному машинному производству, что принято называть промышленным переворотом. Промышленный переворот начинался в хлопчатобумажной промышленности, далее охватывал сферу металлургии, машиностроения, горнодобывающий промышленности и завершался бурным ростом железнодорожного строительства. Переход от мануфактурного к машинному производству обозначал полный технический переворот, замену ручной техники системой машин. Машинное производство диктует необходимость непрерывного технического обновления. Технический прогресс становится основой жизни.

Были найдены новые источники энергии и способы ее использования (пар, электричество). Возросло значение нефтяной промышленности. Началась эпоха освоения электричества. Появилась электросварка, электрохимия, электрометаллургия, по улицам прошли первые трамваи. Был изобретен двигатель внутреннего сгорания. Усовершенствовалась выплавка стали, а также быстро развивалась химическая промышленность.

Большие изменения происходили в организации производства. На развитие производительных сил все большее влияние стали оказывать капиталистические монополии, т.е. крупные хозяйственные объединения, контролировавшие большие материально-технические ресурсы и научно-производственный потенциал. В руках небольшой группы людей концентрировалась финансовая власть. Монополистическая олигархия получала возможность влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны в своих интересах.

К концу XIX в. складывается система мирового хозяйства, которое включало в себя три составные части: крупную машинную индустрию, современный транспорт, мировой рынок. Соотношение сил между отдельными регионами мира в XIX в. отличались достаточной стабильностью и резким преобладанием Европы. В конце XIX в. мировое хозяйство из европоцентрического становится двуцентрическим (Европа и США).

Становление индустриального общества сопровождалось резким увеличением народонаселения. и ростом городского населения. В 1800 г. лишь 3% населения жило в городах, в 1900 г. - уже 13,6%. Ускорился рост больших городов, появляются города-миллионеры. Растет миграционная активность, в основном эмиграция из Европы в Северную Америку. В XIX в. меняется социальная структура населения. Важнейшим социальным последствием промышленного переворота было укрепление класса буржуазии и появление класса промышленного пролетариата. В большинстве стран Западной Европы завершилось формирование наций как исторически сложившихся общностей с единой государственностью, экономической жизнью (национальным рынком) и литературным языком.

Произошел ряд существенных изменений и в государственном устройстве европейских стран. Почти полностью исчезают абсолютные монархии. Они заменяются конституционными монархиями или республиками. Лишь немногие страны, например, Испания, вошли в XX в. с монархическим устройством. Многие политические преобразования XIX в. были связаны с социальными революциями и Наполеоновскими войнами. Франция после революции 1789 г. пережила в XIX в. еще три революции. В 1848 г. произошли революции в Германии, Франции, Италии и Испании. Особенность социальных потрясений XIX в. - их синхронность. Противоречивую роль сыграли Наполеоновские войны. Помимо многих их отрицательных последствий продвижение наполеоновской армии по Европе сопровождалось отменой феодальных привилегий, секуляризацией церковных земель, установлением свободы печати и гражданского равенства.

Развитие капитализма в различных странах шло неравномерно. Англия постепенно утрачивала свое первенство, уступая его США. Опасным конкурентом для нее стала и Германия, которая совершила грандиозный скачок в своем развитии и заняла лидирующее положение в Европе. В конце XIX в. Англия переживала первые тяжелые промышленные кризисы, последствием которых был отток капиталов в колонии. Франция, революционизировав всю Европу, в конце XIX в. находилась на 4-м месте в мире. Особенностью ее финансово-экономического развития был бурный рост банковского капитала. Испания и Италия заметно отставали в европейской гонке.