Ознакомление детей с искусством. Узнай по описанию

Термину «искусство» специалисты дают разные определения, поскольку в одно понятие, одну фразу невозможно вместить весь тот огромный смысл, который несет в себе это слово. Оно выполняет массу полезных для человечества функций. Искусство формирует духовные ценности и воспитывает понимание прекрасного.

Что такое искусство

Повторимся, существует несколько определений понятия «искусство». В первую очередь это высокий уровень мастерства человека в какой-либо сфере деятельности. Если объяснять детальнее, то его можно назвать умением творческого воспроизведения реальности с помощью эстетических художественных образов, объектов, действий. Главные виды искусства - это духовная культура общества.

Предмет искусства - это совокупность отношений мира и человека. Форма существования - художественное произведение, средством проявления которого может выступать слово, звук, цвет, объем. Основная цель искусства - это самовыражение творца с помощью его произведения, которое создано, чтобы вызывать у созерцателя эмоции, переживания, эстетическое наслаждение.

Различные виды искусства, таблица классификации которых показывает их разделение на типы, вместо строгих однозначных понятий используют воображение и иллюзорность. В жизни человека оно выступает средством общения, обогащения знаниями, воспитания ценностей, а также источником эстетических радостей.

Основные функции искусства

Виды искусства (таблица их представлена ниже) существуют в мире для выполнения определенных общественных функций:

  1. Эстетическая. Воспроизведение действительности по законам красоты. Влияние на формирование эстетического вкуса, возможность проживать и чувствовать эмоции. Умение отличать возвышенное и стандартное, прекрасное и безобразное.
  2. Социальная. Идейное влияние на общество, преобразование социальной реальности.
  3. Компенсаторная. Решение психологических проблем, Восстановление душевного спокойствия и равновесия. Отстранение от серой реальности и повседневности путем компенсации недостатка гармонии и красоты.
  4. Гедонистическая. Способность приносить положительные эмоции через созерцание прекрасного.
  5. Познавательная. Изучение и познание действительности с помощью которые являются источниками информации о процессах общественности.
  6. Прогностическая. Возможность прогнозировать и предугадывать будущее.
  7. Воспитательная. Влияние на формирование личности и нравственное становление человека.

Классификация видов искусства

Искусство не имеет единой формы воплощения. В связи с этим его классифицируют по разным критериям на жанры, роды, виды, подвиды. Не существует одной общепринятой системы, поэтому искусство делят на группы по определенным факторам.

Динамика - один из критериев, по которым классифицируют виды искусства. Таблица, размещенная в этой статье, показывает, как разделяются типы творчества по этой схеме. Итак, по динамике искусство делится на:

Временное (динамическое);

Пространственное (пластическое);

Пространственно-временное (синтетическое).

В соответствии с выражаемыми эмоциями и вызываемыми чувствами оно делится на жанры: комедия, трагедия, драма и т. д.

Виды искусства определяются и по используемым материалам:

Традиционные - краски, глина, металл, гипс, дерево, гранит, холст;

Современные - электротехника, компьютеры;

Основная система классификации выделяет основных 5 видов искусства, каждый из которых дополнительно имеет несколько подвидов:

Прикладные (трудовые);

Изобразительные;

Зрелищные (игровые);

Звуковые;

Словесные.

Для наглядного примера вашему вниманию предоставлена сводная таблица, в которой собраны все основные виды искусства.

Временные

Звуковые

Словесные

Литература

Пространственно-временные

Зрелищные

Хореография

Телевидение

Прикладные

Декоративно-прикладное

Архитектура

Пространственные

Изобразительные

Фотография

Живопись

Скульптура

Литература

Материальный носитель литературного вида искусства - это слово, с помощью которого создаются художественные образы и письменные тексты. В ней может отражаться эпическое повествование об определенных событиях, лирическое раскрытие внутреннего мира и переживание автора, драматическое воспроизведение происходивших действий.

Литература подразделяется на:

Историческую;

Научную;

Учебную;

Художественную.

Справочную.

Жанры произведений определяются по роду, форме, содержанию.

Музыка

Существует и способное передавать эмоции в слышимой форме искусство - музыка. Она представляет собой воплощение художественных образов, идей, эмоциональных переживаний с помощью организованных особым образом тишины и звука. Это фиксирующееся воспроизведением и нотной записью искусство. Музыка, в зависимости от функций, делится на религиозную, военную, танцевальную, театральную. По исполнению она бывает: инструментальная, электронная, вокальная, хоровая, камерная. Основные музыкальные жанры и направления такие:

Эстрадная;

Альтернативная;

Внеевропейская;

Этническая;

Популярная;

Классическая;

Авангардная.

Прикладные (трудовые) искусства

Прикладные виды искусства (таблица называет их еще пространственными) включают в себя архитектуру и

Архитектура помогает формировать пространственную среду. С ее помощью выполняется проектирование и строительство различных сооружений. Она помогает сделать необходимые людям здания соответствующими их духовным потребностям.

Архитектура тесно связана с развитием техники и технологий, поэтому с ее помощью можно судить о научных достижениях и художественных особенностях разных эпох. Среди наиболее известных исторических стилей строений можно выделить барокко, модерн, классицизм, ренессанс, готику. В зависимости от предназначения сооружений архитектуру делят на общественную, промышленную, жилую, садово-парковую, и т. д.

Декоративно-прикладное искусство представляет собой творческую деятельность, направленную на создание предметов, которые одновременно удовлетворяют художественно-эстетические и бытовые потребности людей. Декоративно-прикладное искусство в некоторой мере обладает национальным и этническим характером. Среди основных его видов можно назвать: вязание, вышивание, кружевоплетение, пирографию, оригами, квиллинг, керамику, ковроткачество, художественную роспись и обработку разных материалов, и т.д. Изделия выполняются с применением различных материалов и технологий.

Изобразительные искусства

Фотография, скульптура, живопись, графика как вид искусства, использующий изображение, наглядно показывают действительность в осязаемых зрением художественных формах.

Живопись - это цветное отображение реальности на плоскости. Это один из старейших видов искусства. В зависимости от тематики картины, существуют такие исторический, батальный, мифологический, анималистический, натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой.

Графика как вид искусства представляет собой создание рисунка линией на листе либо с помощью резца на твердом материале с последующим оттиском на бумагу. Данный вид творчества в зависимости от способа нанесения рисунка делится на подвиды: гравюра, экслибрис, плакат, ксилография, литография, линогравюра, офорт, эстамп. Также есть книжная промышленная и компьютерная графика.

Фотография - это искусство документальной фиксации зрительного образа, которая выполняется при помощи технического средства. Имеет практически те же жанры, что и живопись.

Скульптура - создание объемного трехмерного С помощь этого искусства сотворяются рельефные и круглые изображения. По размерам подразделяется на станковую, монументальную, декоративную.

Зрелищные (игровые) искусства

Зрелищные виды искусства направлены не только на но и на развлечение людей. Как раз человек и является основным объектом, с помощью которого зрелищное искусство доносится зрителю. Оно имеет несколько направленностей.

Хореография - искусство танца. Представляет собой построение образов при помощи пластических движений. Танцы делятся на бальные, ритуальные, народные, современные. Хореографическое искусство балета построено на музыкально-танцевальных образах, в основе которых лежит определенный сюжет.

Кино - это синтез некоторых видов искусств - театра, танца, литературы, Имеет много жанров (комедия, драма, триллер, боевик, мелодрама) и подвидов (документальное, художественное, сериал).

Цирк - демонстрация развлекательных представлений. Включает в себя клоунаду, акробатику, репризу, пантомиму, фокусы, и т. д.

Театр, как и кино, заключается в объединении нескольких видов творчества - музыки, литературы, вокала, изобразительного искусства, хореографии. Бывает драматическим, оперным, кукольным, балетным.

Эстрада - искусство малых форм, имеющее популярно-развлекательную направленность. Включает в себя хореографию, вокал, разговорный жанр и другие.

Человечество сотворяет и изучает искусство веками. Оно является величайшим духовным и культурным достоянием общества, играет огромную роль в его развитии и совершенствовании.

Предварительный просмотр:

Опыт работы

«Ознакомление детей с искусством»

(Работа с детьми вне занятий)

Воспитатель лог.гр. Петренко О.Н.

ГОУ № 696 СВАО

Ноябрь 2008 г.

Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента его рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Внутренний мир ребенка ярко представляется в художественных произведениях, созданных им самим. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении свей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Детям дошкольного возраста

  • знать:

3-4 живописцев;

Уметь :

Задачи знакомства с искусством детей первой младшей группы (3-й год жизни)

Развивать интерес к окружающему миру. Выделять объекты природы, предметы. Их расположение в пространстве. Учить детей рассматривать, наблюдать, правильно называть игрушки, предметы окружающего мира, обращать внимание на красоту природы (травы, цветов, деревьев, птиц), отмечать особенности окружающей среды (неброский цвет обоев, яркие красивые игрушки, нарядная одежда, посуда, цветущие комнатные растения и др.); развивать представления о форме, величине, цвете игрушек и предметов. Познакомить детей с некоторыми видами народных игрушек (дымковской, филимоновской, богородской и др.). Учить детей их рассматривать и аккуратно обращаться с ними. Учить слушать музыку, ритмично двигаться под нее. Развивать умение слушать поэзию и прозу, запомнить и понимать загадки, песенки-потешки, стихи. Учить создавать образ разными средствами выразительности (при помощи звука, движения, линии, цвета).

Учить рассматривать детские книги, иллюстации, репродукции произведениий искусства, аккуратно обращаться с ними, развивать интерес к искусству. Познакомить с кукольным театром, стараясь вызвать у детей эмоциональный отклик на происходящее. Приобщать детей к участию в концертах, праздниках в семье и детском саду: исполнение танца. Песни, чтение стихов.

Рассматривать иллюстации к произведениям малого фольклора Ю.Васнецова, Ю.Сутеева к его сказкам, Е.Чарушина и других. Обращать внимание на то, как художники изображают персонажи произведений:цыплята желтые, пушистые, цыпленок бежит, клюет(что делает?), курица с метлой, в украшенных сапожках, фартучке и т.п. Одежда других животных то же украшена.

Задачи знакомства с искусством детей второй младшей и средней группы (3-5 лет)

Развивать интерес к предметам и произведениям искусства. Познакомить с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (глиняные игрушки, деревянные игрушки, предметы быта,одежды), музыкального народного искусства (заклички, песни, словесные игры, потешки, загадки, читать, заучивать стихи).

Учить создавать образ разными средствами выразительности (мимика, жест, движение, звук, форма и т.д.).

Развивать интерес к рассматриванию картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций. А также зданий, предметов окружающей действительности.

Задачи знакомства с искусством детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Развивать интерес к искусству. Познакомить с основными видами искусства (народное - разных видов; изобразительное, архитектура, музыка, литература, театр, балет, кино, цирк). Учить отличать виды искуссва по произведениям, художественным образам. Знать средства выразительности, материалы и оборудование разных видов искусства. Уметь называть вид художественной деятельности, профессию и людей, которые работают в том или ином виде искусства. Уметь выражать в речи особенности искусства.

Учить передавать предметы, явления, чувства разными средствами выразительности.

Раскрыть перед детьми значение органов чувств человека для художественной деятельности, учить соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины и предметы народного декоративно-прикладного искусства рассматривают и т.п.).

Познакомить в доступной форме с историей искусства, видами искусства.

Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка. Учить видеть общее и особенное в искуссве. Формировать эмоционально положительное отношение к искусству.

Развивать художественное восприятие, мышление, память, воображение.

Учить различать народное и профессиональное искусство. Расширить спектр известных видов народного икусства (различные виды материалов, различные регионы страны и мира). Развивать чувство любви и бережного отношения к произведениям народного и профессионального искуссва.

Производить беседы с детьми об искусстве, затрагивая темы: «Искусство в жизни людей, в быту», «Семья и художественное воспитание ребенка».

Поощрять активное участие детей в художественной деятельности как по собственному желанию, так и под руководством взрослых.

Требования к знаниям по видам искусства

1.Уметь называть вид, жанр искуссва.

2.Знать произведения данного вида искусства(5-6): автор, название.

3.Знать средства выразительности разных видов искусства.

4.Знать материалы и оборудование, необходимое для данного вида искусства.

5.Уметь назвать профессии, связанные с искусством.

6.Уметь назвать основные действия, с помощью которых воплощается данный вид искусства (писать, танцевать, играть роль и т.д.)

7.Уметь выделять произведения разных видов искусства в окружающем мире.

8.Уметь действовать сообразно данному виду искусства, знать технические приемы и умело ими пользоваться в свободной художественной деятельности.

9.Уметь устанавливать связи между видами искусства.

10.Уметь выразить чувства, мысли языком искусства.

Ознакомление детей с искусством требует специальной подготовки, которая включает расширение знаний педагогов и родителей в области искусства (чтение специальной искусствоведческой литературы, справочников) и подбор иллюстрированного материала (репродукции, фотографии, изделия народных мастеров и т.д.).

Для того чтобы правильно организовать первое посещение музея или театра и в дальнейшем походы в музеи, театры и на выставки стали доброй традицией как детского сада, так и семьи, педагогам и родителям следует прежде самим ознакомиться с основными понятиями того или иного вида искусства, а затем - в доступной форме - рассказать делям о том, что такое портрет, натюрморт, картина, пейзаж, мальберт; арка, балкон; композитор, архитектор, художник, поэт, писатель, певец, актер, исполнитель и т.п. детей необходимо спросить бывали они в музее, театре, цирке, на выставке; выявить круг их интересов; определить, что бы они хотели узнать, где плбывать. Этот этап работы можно провести в форме беседы с ребенком или группой детей, задавая им вопросы: «любите ли вы рисовать? Какие названия цветов вы знаете? Как называется профессия человека, который сочиняет стихи? Видели ли вы кукольный спектакль в театре? Были ли в музее, на выставке?». И так далее.

Целенаправленная работа по ознакомлению с искусством начинается со второй младшей группы.

К концу 3 года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушат сказки, заучивает песенки - поиешки, учиться отгадывать загадки, знакомиться с книгой и правилами общения с ней, рассматривает иллюстрации, учиться сравнивать реальную действительность с ее изображениями на картинках, рассматривает пейзажи, вместе с воспитателем вспоминает, что видел на прогулке. Детей этого возраста знакомят с этой игрушкой, игрушкой - забавой из дерева (пирамидка, матрешки, мисочки, богородская игрушки), дают малышам возможность действовать с ними (рассматривать, разбирать, складывать).

В возрасте 1.5 - 2 лет можно организовать первое посещение выставки елочных украшений, игрушек, цветов. С двух лет малышам дома или в группе детского сада можно показывать кукольный театр - сначала при свете, потом в полумраке. Для показа целесообразно отбирать знакомые детям игрушки и разыгрывать мини-спектакли, как по сказкам, так и на основе житейских ситуаций. Постепенно к паказу можно привлекать самих детей: они уже в состояние оказать взрослому пассивную помощь.

В группе можно устроить выставку репродукций, народных игрушек, работ детей подготовительной к школе группы, то есть начать целенаправленно готовить малышей к посещению выставок, музеев, театров.

В дошкольном учреждении целесообразно устроить постоянную выставку детских работ, организовать специальные помещения «Русская изба», «Комната отдыха», «Комната сказок» и т.д., где можно проводить интегрированные занятия по ознакомлению с искусством. Кроме того, в группе необходимо организовать уголок (зону искусства), где постоянн будут находиться различные произведения искусства, в том числе те, с которыми дети знакомятся на занятиях. Обязательно должны быть созданы условия (художественная среда) для игр, игр - драматизаций, самостоятельной художественной деятельности с разными видами материалов, в которую по мере необходимости включается воспитатель.

Соприкосновение с искусством оказывает на ребенка сильное эмоциональное воздействие. Обычно после спектакля, посещения музея, чтения книг и т.д. дети стремятся подражать актерам, певцам, танцорам, артистам цирка и т.д. Взрослый должен умело руководить их действиями, что бы не погасить интерес, поддержать его. Для этого целесообразно организовать игры в балет, кукольный театр и т.п., провести занятия с целью обогащеия знаний детей в той или иной художественной области, развития изобразительных, музыкальных способностей.

Таким образом, ознакомления с искусством в детском саду начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.

Литература

Опыт работы

«Методы активизации творческой деятельности детей

при знакомстве с искусством»

воспитателя логопедической группы

ГОУ № 696 СВАО

Петренко Ольги Николаевны

Москва 2011 г.

«Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению», - писал Л.С.Выготский.

Искусство - средство эстетического восприятия, основа художественного воспитания и развития ребенка .

Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента его рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Внутренний мир ребенка ярко представляется в художественных произведениях, созданных им самим. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении свей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Учитывая особенности искусства (тяготение разных видов искусства к взаимосвязи), мы используем интегрированный подход к изучению искусства дошкольниками. Полноценное восприятие и понимание искусства детьми достигается при условии целенаправленного знакомства с искусством как результатом творческой деятельности. Художественное воспитание является частью эстетического воспитания. Оно неотрывно связано с задачами эстечического воспитания, всестороннего развития ребенка. Знакомство с каждым видом искусства предполагает знание истории искусства в целом, особенностей языка искусства (средства выразительности, материалов), форм его проявления.

Выделяется народное, профессиональное, самостоятельное искусство. - Детям дошкольного возраста доступно восприятие и освоение народного искусства во всем его многообразии. В первую очередь осуществляется знакомство с тем, что близко ребенку, окружает его в повседневной жизни (в быту, на улице). Важным фактором творческого развития является семья, ее традиции. Желательно еще в дошкольном возрасте дать детям возможность попробовать свои силы в работе с разными материалами (глина, дерево, ткань, шерсть, бисер и т.п.), а также в различных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, театрализованной, игровой).

Знакомство с профессиональным искусством предполагает определенный уровень психического, интеллектуального и эстетического развития и вместе с тем способствует этому развитию. Ребенку среднего и старшего дошкольного возраста уже должно быть доступно понимание терминов, понятий, истории искусства, средств выразительности, а также непосредственного восприятия произведений искусства(всевозможных выставок, театральных спектаклей).

Важным элементом знакомства с искусством является самостоятельная художественная деятельность ребенка , организация специальных выступлений, выставок детского творчества т.п., где ребенок мог бы проявить свои чувства, мысли, отношение, способности и художественные умения.

  • Эстетическое воспитание искусством в педагогическом процессе используется в трех направлениях :

1.Искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении детского учреждения, в котором протекает жизнь и деятельность детей;

2.В ознакомлении детей с произведениями искусства как явлением отечественной и мировой художественной культуры;

3.В развитии художественного творчества и способностей детей.Образы искусства являются эталонами прекрасного.

В результате знакомства с искусством ребенок дошкольного возраста должен :

  • знать:

Виды искусства, средства выразительности каждого из них;

Материалы, оборудование, необходимые каждому из видов искусства;

  • не менее 3-4 художников-графиков (И.Билибина, Ю.Васнецова, Е.Чарушина и т.п.);

3-4 живописцев;

Различные виды художественной, творческой деятельности, основной род занятий творческих людей(профессии).

Уметь :

  • работать с различными материалами;

Самостоятельно подбирать средства выразительности;

  • использовать средства выразительности для создания художественного образа;
  • выражать эмоции и чувства в различных видах деятельности, в речи.

Задачи знакомства с искусством детей старшей группы (5-6 лет)

Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).

Познакомить с жанрами изобразительного и музыкального искусства; учить выделять и использовать в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства.

Познакомить с произведениями живописи (И.Шишкин, И.Левитан, В.Серов, И.Грабарь, П.Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представление о графике (ее выразительных средствах).

Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю.Васнецов, Е.Рачев. Е.Чарушин, И.Билибин и др.).

Продолжать знакомить с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению и архитектуре здания: жилые дома, магазины,театры, музеи и т.п.

При рассматривании иллюстраций обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка.,кувшинчик, ибушка на курьих ножках), дворцов.

Учить подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности.

Расширять представления о творческих профессиях, их значении (художник, композитор, музыкант, актер и т.п).

Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства» (фольклор, музыка и художественные промыслы). Участвовать в фольклорных праздниках. Учить бережно относиться к произведениям искусства.

Приобщать детей к художественным музеям Москвы.

В работе по ознакомлению с искусством учитывались разные формы работы:

  • выставки по всем видам изобразительного искусства, они проводятся перед занятиями или после занятий, на котором знакомят детей с данным видом искусства; содержание выставок постепенно обновляется, появляются новые произведения (произведения одного художника, затем разных художников; графика, скульптура и др.). На выставке проводится индивидуальная работа с отдельными детьми, с небольшой подгруппой, чтобы побеседовать с каждым, понять, как он воспринимает произведение искусства, его чувства, отношение.

Родителей побуждаем продолжать работу с ребенком дома.

  • занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства проводятся не менее одного раза в месяц (за счет занятий по рисованию, лепки, аппликации). Занятие посвящается одному виду искусства (живописи, графике и пр.), одному жанру (портрет, пейзаж и пр.) или на тему подбираются разные виды искусства (образ животных в живописи, графике, скульптуре малой формы и др.
  • ознакомление с произведениями искусства - как часть занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). В первой части занятия, в связи с темой и видом изобразительной деятельности, продолжается работа по ознакомлению детей с изобразительным искусством. Рассматривая произведение искусства, выделяются некоторые выразительные средства (цвет или композиция, или материалы). Например: какого цвета снег, небо и как это передают художники, какие цвета любит осень, зима и пр. Во второй части занятия проводятся занятия по рисованию, лепке или аппликации на тему, которая соответствует содержанию. Мы попытались каждое занятие сделать средством художественного развития, привлечь изобразительное искусство, а также художественное слово, которое помогает понять образ, услышать это событие поэты, писатели.

Музыка затрагивает эмоции ребенка. Рассматривая картину под музыку, ребенок тоньше чувствует, лучше понимает замысел художника.

Исследование С.П.Козыревой показало пути использования музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности: влияние музыки на создание художественного образа, как музыкальные средства соотносятся с изобразительными, помогают их раскрыть, как подбирать разные музыкальные произведения в зависимости от содержания, поставленных задач.

В каждой части занятия музыка используется с разной целью. В первой части занятия воспитатель создает эмоциональное отношение к изображаемому образу, выявляет характерные особенности. Во второй части музыка чаще служит фоном, ребенок попадает в мир изображения. Здесь важно, чтобы музыка соответствовала содержанию, звучала не очень громко и не тихо. В третьей части занятия музыка помогает прочувствовать выразительность образа и найти решение этой задачи в детских работах.

Ознакомление детей с искусством требует специальной подготовки, которая включает расширение знаний педагогов и родителей в области искусства (чтение специальной искусствоведческой литературы, справочников) и подбор иллюстрированного материала (репродукции, фотографии, изделия народных мастеров и т.д.).

Было проведено анкетирование родителей по художественно-эстетическому развитию детей. Из него было выявлено, что музеи, выставки, театры из 13 детей посещали только трое. Дома рисунками и поделками детей украшают только у одного ребенка. Родители слабо представляют, что входит в художественно-эстетическое развитие детей.

Для выявления круга интересов дошкольников проводились беседы с детьми , задавали им вопросы: «любите ли вы рисовать? Какие названия цветов вы знаете? Как называется профессия человека, который сочиняет стихи? Видели ли вы кукольный спектакль в театре? Были ли в музее, на выставке?», так далее.

Для того чтобы правильно организовать первое посещение музея или театра, выставки, мы прежде сами знакомились с основными понятиями того или иного вида искусства , знакомили родителей на собраниях, общих и индивидуальных консультациях, ширмах. А затем - в доступной форме - рассказывали детям о том, что такое портрет, натюрморт, картина, пейзаж, мольберт; арка, балкон; композитор, архитектор, художник, поэт, писатель, певец, актер, исполнитель и т.п. Постепенно готовим дошкольников к посещению выставок, музеев, театров.

В дошкольном учреждении в изо студии организованно специальное помещение «Русская изба», где можно проводить интегрированные занятия по ознакомлению с искусством. В изо студии, в коридоре 3 этажа устроена выставка репродукций картин.

В группе организован уголок - мини-музей, где постоянно находятся различные произведения народного искусства, предметы народного быта, в том числе те, с которыми дети знакомятся на занятиях. Есть полочка с народными игрушками (Дымка, матрешки, богородские игрушки и др.).

Ребятам показываем работы детей подготовительной к школе группы (выпускников).

Созданы условия (художественная среда) для игр (дидактичекие - «Народный узор», «Ремесла на Руси» и др., игр - драматизаций (разные виды театра, одежда для ряжения и др.), самостоятельной художественной деятельности с разными видами материалов, в которую по мере необходимости включается воспитатель.

Соприкосновение с искусством оказывает на ребенка сильное эмоциональное воздействие. Обычно после спектакля, посещения музея, чтения книг и т.д. дети стремятся подражать актерам, певцам, танцорам, артистам цирка и т.д.

Мы, воспитатели группы, стараемся руководить их действиями, что бы не погасить интерес, поддержать его. Для этого организовываем игры в кукольный театр и т.п., проводим занятия с целью обогащения знаний детей в той или иной художественной области, развития изобразительных, музыкальных способностей. После просмотра спектаклей дети проигрывают сценки, рисуют впечатления увиденного («Я люблю слушать сказки», «Я люблю смотреть кукольные спектакли», «Я люблю рассматривать книги», «Я люблю смотреть цирковые представления» и др. Беседуем о прочитанном, обсуджаем поступки героев и др.

Учим совместно с другими специалистами и родителями выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр). Но эта тема очень сложная, не одного года.

На занятиях и вне знакомим с жанрами изобразительного искусства (натюрморт - когда осенью проходили лексические темы «Овощи», «Фрукты», портрет - когда беседовали и рисовали мам) и музыкального искусства (совместно с музыкальным руководителем - «три кита»: марш, танец, колыбельная).

Учим выделять и использовать в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства (в рисовании подбирать цвета и форму для передачи настроения; в музыке инструмент и звучание - лирическое или другое; в театре - образ, движения и др.).

Знакомили с произведениями живописи и изображением родной природы в картинах художников (И.Шишкин «Зима», И.Левитан - «Золотая осень», «Март», И.Грабарь «Февральская лазурь», Крамской «Незнакомка», Петров-Водкин «Яблоки на красном», П.Кончаловский «Сирень», М.Сарьян «Цветы», В.Ван Гог «Подсолнухи», В.Васнецов «Богатыри» и др.).

Расширяли представление о графике (ее выразительных средствах). Знакомили с творчеством художников-иллюстраторов детских книг Ю.Васнецов - рассматривали книги с иллюстациями, слушали сказки в грамзаписи, читали книги - «Конек-горбунок», «Иван -царевич на сером волке», Е.Рачев - изображал сказочных животных в народных костюмах,читали р.н.сказки, иллюстрированные художником, рассматривали какими средствами передавал характер героев - позой и др., рисовали иллюстрации к сказке «Колобок».

Еще будем знакомить с Е.Чарушиным, И.Билибин и др.

В процессе прохождения лексической темы «Дома» продолжали знакомить с архитектурой. Закрепляли знания о том, что существуют различные по назначению и архитектуре здания: жилые дома, магазины,театры, музеи и т.п.

При рассматривании иллюстраций обращали внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка,кувшинчик, избушка на курьих ножках), дворцов. Рисовали по сказке «Заюшкина избушка». Украшали силуэт ставней. Сделали макет квартиры, заполнили интерьер самодельной мебелью.

Учили и учим подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности, в изо уголке (трафареты, шаблоны, восковые мелки, фломастеры и др. традиционные и нетрадиционные матералы), что больше подходит для того или другого рисунка, аппликации и т.п.

Поощряем активное участие детей в художественной деятельности как по собственному желанию, так и под руководством взрослых.

В беседах расширяем представления о творческих профессиях, их значении (художник, композитор, музыкант, актер и т.п). Беседы с детьми об искусстве, затрагивая темы: «Искусство в жизни людей, в быту».

Стараемся подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства» (фольклор, музыка и художественные промыслы). Вместе с детьми участвовали в фольклорном празднике «Масленица». Побеседовали о традициях празднования. Рассмотрели репродукции В.И.Сурикова «Взятие снежного городка», Б.М.Кустодиева «Масленица». Сделали коллективную работу - солнце (символ весны) из бумажных шариков, украсили интерьер сада.

Будем знакомить с предстояшим праздником Пасха (побеседуем, выполним работу - роспись пасхального яйца).

Учим бережно относиться к произведениям искусства - народным игрушкам, книгам об искусстве, репродукциям.

Литература

  • Алексеева В.В. Что такое искусство? М., 1992.
  • Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность. М., 2001.
  • Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  • Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество». Изд.2-е, испр. и доп. - М.: педагогическое общество России, 2002.
  • Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.\
  • Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1983.
  • Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С.Комаровой. М., 2000.
  • Пантелеева Л.В. Музей и дети. - М.: Изд.дом «Карапуз», 2000.
  • Программа воспитания и обучения в детском саду. Отв. ред.М.А.Васильева
  • Полунина В.Н. Искусство и дети. М., 1982.

В одной из предыдущих статей мы демонстрировали нашим малышам, как цвет влияет на эмоции человека, и учились передавать собственное внутреннее состояние с помощью красок. В стране Рисовании волшебной палочкой является не только кисточка, но и карандаш. Попросите малыша вспомнить, как он изображал настроение с помощью цвета. Спросите его мнение, можно ли передать эмоции, используя простой […]

В предыдущей статье мы знакомили наших ребятишек с глухими и звонкими цветами, в этой – раскроем секрет теплых и холодных тонов. Покажите ребенку баночки с красной, желтой, оранжевой, синей, голубой и фиолетовой краской. Спросите его, какие цвета кажутся ему теплыми, согревающими, а какие – холодными, обволакивающими ощущением мороза. Можно сформулировать и по-другому: «Какие цвета бы […]

Вот и пришло время продолжить тему животных в творчестве. В первой части вы познакомились с идеями создания зверей из бумаги, пластилина, шерсти и соленого теста. В этой статье вас ждут не менее интересные практические приемы и другие полезные рекомендации. Итак, переходим к делу! ПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В детстве вы наверняка мастерили ежиков из шишек, лошадок из […]

Акварельные краски знакомы нам с детства. Считаю, что это лучший живописный материал для детского творчества. Во-первых, они доступны по цене, просты в обращении, хорошо смываются с рук и одежды, безопасны для здоровья и подходят даже самым маленьким художникам. Во-вторых, они обладают огромными изобразительными возможностями, разумеется, при правильном использовании. Я поделюсь с вами опытом и идеями, […]

Как вы думаете, можно ли одновременно развлечь, развить ребенка и при этом способствовать его эмоциональному комфорту и хорошему настроению? Есть такой способ! Это – пальчиковый театр! Мама начинает игры с ручками ребенка сразу после его рождения. Традиция передает ей инструменты взаимодействия с малышом. И, часто не задумываясь, она делает массаж рефлектоных зон с Сорокой – […]

В предыдущей статье мы помогали нашим юным художникам увидеть и прочувствовать все богатство оттенков прекрасного окружающего нас мира. Сегодня мы дадим им возможность познакомиться с так называемыми звонкими и глухими красками и их особенностями. Герцогиня умиротворения Спросите ребенка, какие цвета ему кажутся веселыми, энергичными, звонкими? Бывают моменты, когда устаешь радоваться и хочется умиротворения. Задайте ему […]

Не секрет, что у большинства детей есть любимые игрушки – животные. У одного это плюшевые мишки и собачки, у другого – резиновые лошадки, а кто-то собирает коллекционные фигурки. Но зачастую еще с большим удовольствием дети играют животными, созданными своими руками. Мастерить зверей можно из любых материалов. С ними можно придумать множество игр, творческих и развивающих […]

Многие мамы рано или поздно задумываются о том, как привить ребенку любовь к чтению. Как филолог, мама и воспитатель детского сада могу сказать одно: нужно играть – с книгами, по их темам и сюжетам, а также создавать свои произведения! Тогда это станет хорошей привычкой, частью жизни ребенка. Он будет ждать вечернего укладывания спать, чтобы услышать […]

Газета для родителей

Выпуск №1

«Знакомим детей с искусством»

Редакторы газеты:

Реутова С. Ю.

Юшкова Е. А.

В номере:

Как познакомить ребёнка с миром искусства – 2 стр.

Формы и методы ознакомления детей с искусством – 3 стр.

Влияние цветовой гаммы на развитие ребёнка – 4 стр.

Воспитываем детей с музыкой – 5 стр.

Знакомство с художниками – 6 стр.

Сокровищница имён – 7 - 8стр.

Советы для родителей – 9 стр.

Игры– 10 стр.

2-ая младшая группа

«УЛЫБКА»

Приобщать малыша к музыкальному искусству можно практически с пелёнок.

В периоды бодрствования включайте приятную негромкую музыку на 15-20 минут. Посещение концертов лучше начинать с трехлетнего возраста, посещая детские конкурсы и концерты с участием детей.

Любовь к театру тоже возникает не на пустом месте.

Начните ходить с ребёнком на детские спектакли уже с 3-4 лет. Это могут быть и кукольные и обычные представления. Но тематика их должна быть обязательно детской! Возьмите себе за правило всегда сопровождать ребёнка на спектакли и не бойтесь шёпотом объяснять ему непонятные моменты. Он обязательно должен хорошо понимать всё, что происходит на сцене, иначе с каждым разом в нём будет накапливаться раздражение, вызванное непониманием. А это приведёт к обратному результату

Начинать знакомить ребёнка с миром искусства можно уже с 3 лет.

Читая сказки , обязательно обращайте его внимание на иллюстрации. Желательно покупать детские книги с красочными и понятными изображениями героев. Тогда посещение картинных галерей будет вызывать у малыша интерес уже в пятилетнем возрасте.

Первыми серьёзными экспозициями должны стать для него выставки кукол, нарядов, детского творчества и народных промыслов. Их тематика и сами экспонаты наиболее просты для восприятия малыша. При посещении не пользуйтесь услугами экскурсовода, потому что его объяснения рассчитаны на более взрослую аудиторию и вряд ли смогут его заинтересовать. Постарайтесь просто и понятно объяснить всё, что необходимо, сами, отвечая на вопросы ребёнка. И как только вы почувствуете отсутствие внимания, не раздумывая покиньте зал, чтобы посещение выставки не оставило неприятных воспоминаний.

Иногда экспозиции будут увлекать ребёнка, а иногда разочаровывать. Но пусть это вас не волнует: настоящий ценитель прекрасного тоже имеет свой вкус, своё мнение и своё право на выбор.

Как познакомить ребёнка с миром искусства

    Экспериментирование с изобразительным материалом. («Во что можно превратить отпечаток ладошки?», «Какого цвета небо?», «Какие бывают линии?»), использование сочетаний уже освоенных детьми техник и материалов (дорисовать гуашевый рисунок цветными фломастерами, к рисунку добавить элементы аппликации, «рисовать» пластилином).

    Игровые приёмы, которые позволяют заинтересовать дошкольников предстоящей деятельностью, облегчает определение замысла будущей работы, активизируют обыгрывание результатов и переход продуктивной деятельности в игру.

    Рассматривание, обсуждение, обыгрывание разнообразных эстетически привлекательных предметов (интересные фотографии, одноразовые тарелочки для росписи, элементов росписи (альбомы, листы), а так же «проектирование» с их помощью среды.

    Настольно – печатные игры для развития умения различать, сравнивать узоры, формы (игры «Узоры Дымки», «Народное творчество»).

    Упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта. В уголках творчества необходимо расположить «Сенсорные наборы» (коллекция картона разных цветов и оттенков, формы, фактуры), модели с изображением разнообразных форм, фигур, линий, наборы образных интересных игрушек разного размера, материала для обследования, рассматривания и обыгрывания.

Формы и методы

ознакомления детей с искусством

Цвет – это неповторимый декор окружающего мира. Когда ребёнок рождается, именно восприятие цвета помогает ему пройти первые, самые важные ступеньки развития.

В младенческом возрасте дети видят только чёрно-белую цветовую гамму. Но уже к полутора месяцам палитра расширяется, и они различают красный и жёлтый. В этот период их притягивают яркие предметы, поэтому родителям следует выбирать красочные игрушки и одежду.

Считается, что цветовые предпочтения детей зависят от половой принадлежности. Девочки предпочитают более светлые тона, а мальчики – более тёмные. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос полноценной и творческой личностью – не стоит ограничивать детей, особенно в раннем возрасте, так называемым половым выбором цвета. Интерьер, окружающий малыша, одежда и игрушки должны быть разнообразной цветовой гаммы.

По тому, какой цвет ребёнок чаще всего выбирает в рисунках, вы можете определить его эмоциональное состояние. Уверенные в себе дети выбирают яркие краски, рисуют жирными линиями. Поломанный из-за нажима грифель « предупреждает » об излишней агрессивности. Нерешительный ребёнок предпочитает более бледные краски со слабо выделенными линиями. Если на рисунке присутствует многообразие ярких красок – он в хорошем настроении. Серые и тёмные тона – свидетельствуют о плохом настроении. Очевидное преобладание красного цвета – гнев, а оранжевого и жёлтого – радость.

Доказано, что цветовое окружение способно корректировать эмоциональное состояние детей. Голубой цвет поможет успокоить гиперактивного ребёнка, снизит влияние стресса и уменьшит головную боль.

Апатичного, вялого, с плохим аппетитом ребёнка, « взбодрят » красный , жёлтый и оранжевый . Эти же цвета и их оттенки прогонят « ночные кошмары ». Зелёный – способствует усидчивости и « поможет » выучить уроки.

Умело пользуйтесь цветовой гаммой. И тогда не только внешний, но и внутренний мир вашего ребёнка будет всегда окрашен яркими красками.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос творческой личностью. Как этого достичь? Творчество – родом из детства. Оно берёт начало в эмоциональном опыте и детских впечатлениях, полученных от восприятия цветовых образов.

Влияние цветовой гаммы

на развитие ребёнка

Находясь еще в животике у мамы, малютка слышит все внешние звуки: голоса людей, звуки животных. В перинатальный период мамам рекомендуют петь колыбельные, спокойные детские песенки, включать классическую музыку. С рождением крохи и до 2 лет предлагайте малышу погремушки с разным звучанием, музыкальные игрушки.

С 2 и до 3 лет осваивайте первые инструменты: барабан, бубен, ложки, металлофон. Например, на барабане можно отбить барабанную дробь (ладошками), на бубне – воспроизведите простые мелодии ("В траве сидел кузнечик") Важно, чтобы малыш подпевал разным песенкам, дабы развивать артикуляционный аппарат.

С 4 лет можно больше времени уделять слушанию музыки. Это способствует умственному развитию. В игровой форме познакомьтесь со словами «мажор» и «минор». Сделайте их героями, где один веселый, а второй грустный. Знакомьте с новыми инструментами: фортепиано, клавесин, труба.

Уже с 5 лет переходите от слушания к воспроизведению. Попробуйте организовать оркестр. Для этого задействуйте 2-3 детей, возьмите барабаны, маракасы и сделайте (вместе с детьми) еще несколько инструментов из подручных материалов. К примеру, пластиковые бутылки с крупой, ложки, счеты.

Музыкальное воспитание ребенка важно для его полноценного развития. Музыка сопровождает малыша всю жизнь: от колыбельной мамы до самостоятельного освоения инструмента. Правда, многие родители придают музыкальному развитию ребенка второстепенное значение. Но психологи давно доказали, что занятия музыкой развивают детское мышление, способствуют концентрации внимания, тренируют фантазию, помогают усидчивости и так далее.

Очевидно, что музыка для детей очень важна. Но как же происходит музыкальное образование детей? Все начинается с маминых песенок, потом появляются музыкальные игрушки, мультики, фильмы, игры, а повзрослев, ребенок осваивает настоящий инструмент. Интернет магазин музыкальных игрушек поможет в выборе игрушечных гитар, пианино, а музыкальная школа постарается сделать из вашего малыша настоящего мастера звуков! Главное, привить желание с детства

Воспитываем детей

с музыкой

Это не я рисовал!

Из нескольких репродукций попросите ребенка выбрать « лишнюю », т.е. не принадлежащую кисти художника.

Оживляем картину

Подберите одну или несколько картин художника и попробуйте их оживить. Если это портрет – постараться надеть похожую одежду, принять соответствующую позу. Если сюжетная картина, то расставить, например, кукол и игрушки, как

на картине

(т.е. повторить

композицию).

Если ребенок сам выбрал этого мастера, спросите, чем он ему понравился, что привлекло в его работах.

Рассмотрите с малышом произведения данного художника, особенно самые знаменитые и известные. Старайтесь подбирать простые и доступные для понимания ребенка слова.

Посмотрите на работы – они все разные, но, в то же время, чем-то похожи. Попробуйте ответить на вопрос – чем же? Например, это был художник-портретист или у мастера преобладает какая-то цветовая гамма.

Понаблюдайте, какие картины больше интересуют вашего малыша, какого стиля, какого художника. Или, быть может, сам ребятенок проявит интерес и спросит – А кто нарисовал эту картину?

Не стремитесь рассказать малышу всю биографию. В таком возрасте ему это будет неинтересно. Постарайтесь рассказать какие-то его отличительные особенности, чем он знаменит, что привнес в искусство. Как вариант, вы можете воспользоваться выпускающимися сейчас книжками для детей по этой теме. Например, « Сказки о художниках » изд-ва « Белый город » .

Знако Знакомство с художниками

Только бесценная правда действительности позволяет нам поверить и принять самый волшебный сказочный мир. Но есть детские книги, в которых эта самая правда имеет ещё большую ценность - это книги о животных . Именно из них дети черпают знания о настоящем мире, получают первый опыт общения с природой.

Русские народные сказки, такие как «Репка», «Волк и козлята», «Три медведя», потешки, ладушки связывают только с рисунками Юрия Алексеевича Васнецова .

Не перестаёт восхищать фантазия художника. Когда смотрим на иллюстрации Васнецова, кажется, что через окошко страницы видим только одну пядь Вселенной, и хочется срочно уменьшиться и поселиться в сказке "Лис и мышонок"В. Бианки навсегда.

Иллюстрации к детским книгам - тема очень широкая и очень интересная. И она нуждается не только в восхищении: книжные иллюстрации учат воспринимать прекрасное, по-своему воспитывают, влияют на способности к творчеству - то есть они работают.

Сокровищница имён

Конечно же, это далеко не все художники- иллюстраторы, о которых нужно было рассказать. Мы ни слова не сказали о Е. М. Рачеве, В. М. Конашевиче, Л. В. Владимирском, Г. В. Калиновском и многих других замечательных художниках.

"Животные нашей страны" с рисунками Натальи Никитичны, "Тюпа, Томка и Сорока", проиллюстрированная Евгением Чарушиным, "Медведь-рыбак"с иллюстрациями Никиты Чарушина.

Наши первые книги о природе, настоящие энциклопедии о животных - книги Евгения Ивановича и Никиты Евгеньевича Чарушиных, Натальи Никитичны Чарушиной-Капустиной. Издательство Акварель потихоньку выпускает замечательную серию "Чарушинскиезверята".

Тонкие книги небольшого формата. Рассказы Евгения Чарушина обладают особым очарованием. Эти добрые и мудрые истории проникнуты настоящей любовью к родному краю и бережным отношением к братьям нашим меньшим. Каждый зверь и каждая птица здесь отличаются собственным характером и живут в согласии с природой и с человеком.

Сокровищница имён

Уважаемые родители!

В заключении нам хочется призвать вас, родителей, не бояться начинать знакомиться с искусством. Многие говорят о том, что для них самих это темный лес, а уж чтобы еще и ребенка чему-то учить… На самом деле все не так страшно. Мы надеемся, что вы убедились в этом, даже прочитав всего лишь наши размышления и советы по этому поводу. Да, конечно, родителям придется и самим что-то сначала почитать по теме, чтобы было о чем рассказывать ребенку. Но это естественно! Учитесь вместе с малышом, делайте открытия, узнавайте новое! Вместе это даже интереснее! В какой-то момент может даже случиться, что ваши мнения и вкусы с ребенком не совпадут. Это нормально! Это личное предпочтение каждого. Кому-то нравится графика, кому-то живопись. Один без ума от Пикассо, другой боготворит Рубенса и т.д. Но чтобы это мнение у малыша сформировалось, вам и нужно показать все многообразие искусства.

И кстати, вам совсем не обязательно уметь рисовать. Главное, это стремление научиться видеть и понимать. Но, не отрицаем, что после таких занятий вам и самим захочется взять в руку кисть (или стеку, или карандаш) и начать творить! И это чудесно!

Игра «Волшебный пейзаж»

Ребёнку необходимо расставить в кармашки деревья и домики по размеру, в соответствии с их перспективной удалённостью.

Игра «Собери пейзаж»

Ребёнку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определённого сезона. Ребёнок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную позицию.

Игра «Цветные корзиночки»

Детям предлагается собрать в корзинки перепутанные предметы, ребёнок тянет любую карточку, но положить он её должен в корзинку того же цвета, при этом громко назвать цвет и предмет, который он выбрал.

Игра «Кони расписные»

Ребёнку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

Программное содержание: подвести детей к пониманию того, что во все времена народ славил своих защитников и гордился ими; развивать желание высказываться по поводу увиденного; вызывать интерес к особенностям одежды воинов-богатырей, к присутствию декора (одежда защищала воина и была красивой); находить средства выразительности, помогающие определить характеры героев, их думы; .

Оборудование: репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри», материал для аппликации на тему: «Украсим шлемы воинам».

Ход занятия

Беседа с детьми о том, зачем стране нужны воины. Как среди обычных людей можно отличить воина? Каким должен быть каждый воин, чтобы побеждать?

Воспитатель (В.). Защитники нужны были народу во все времена. Только они немного по-другому выглядели. Хотите увидеть воинов, которые были на Руси много лет назад?

Воспитатель вывешивает репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри».

В. Спустились с высоких холмов и остановились средь поля ровного три воина - три богатыря. Посреди, на черном (вороном) коне,- Илья Муромец. Он прикрылся ладонью от солнца, чтобы лучше видеть, и зорким, острым взглядом всматривается вдаль. На белом коне - Добрыня Никитич. Он тоже напряженно смотрит вдаль. Они не просто смотрят, они вдали что-то видят. Даже меч булатный наполовину вытащен из ножен. Как вы думаете, что могли они увидеть? Что могло их так встревожить? (Ответы детей.)

Что вы можете сказать о третьем богатыре? Чем он непохож на других? Глядя в лицо Ильи Муромца, мы можем сказать, что он сильный, спокойный, Добрыня Никитич - смел и горяч, а Алеша Попович - молодой, нежный, он как будто думает о своем. Он не только сражаться может, но и песни петь, и на гуслях играть. Всмотритесь повнимательней, и вы найдете у него гусли.

Дети, а кто из вас знает, как называется одежда воинов, их оружие?

Если дети затрудняются, воспитатель отмечает, что на голове у богатыря шлем, грудь защищает металлическая кольчуга. Оружие - копье, тяжелая палица, щит, меч, лук и стрелы. Необходимо обратить внимание на декоративные украшения, выполненные чеканкой, ковкой, инкрустацией драгоценными камнями. Все это украшает воинов и их коней. Кони тоже под стать богатырям: сильный вороной конь Ильи Муромца, готовый мчаться белый конь и спокойный, даже покорный, золотистый конь Алеши Поповича.

В. В изображении богатырей художник Виктор Васнецов использовал много красного и золотистого цветов. Это не случайно, т. к. красный цвет - цвет победы, радости. Как художнику удалось передать блеск металла? (Он не закрасил кольчугу одним цветом, а оставил светлые блики, и получился блеск металлической кольчуги.)

Как вы думаете, Родина сзади богатырей или впереди? Художник очень хотел, чтобы мы догадались, и небо изобразил бело-розовым.

Что в картине самое незащищенное? Найдите самую молодую елочку. Елочку, которая выросла раньше других. Как вы думаете, о чем в этот момент тревожатся елочки? Что они говорят друг другу? (Прием эмпатии.) Но зря волнуются елочки, что сильные ноги коней примнут их. Еще минута - и помчатся кони с богатырями туда, куда так внимательно всматривались воины: не видать ли врага, не обижают ли кого?

Давайте придумаем историю о том, что ждет богатырей впереди.

После этого воспитатель предлагает детям украсить формы-силуэты шлемов «драгоценными камнями», используя яркую цветную бумагу. Фоном для данной художественной деятельности может служить старинная русская народная песня о русском воине.

Рассматривание репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками»

Программное содержание: развивать навыки образного языка портретной живописи, чувство прекрасного; стимулировать стремление к анализу художественного произведения, к пониманию средств художественной выразительности портрета.

Оборудование: портрет В. А. Серова, репродукции картин «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», «Портрет Мики Морозова».

Ход занятия

В. Художники-портретисты в своих картинах создают портреты знаменитых людей: полководцев, композиторов, поэтов, артистов и т. д. А вот художник Валентин Серов за очень короткое время написал портрет девочки, и этот портрет стал самым лучшим его произведением, которое восхищает людей и в наши дни. А вы хотите полюбоваться?

Воспитатель показывает репродукцию картины «Девочка с персиками».

В. Что сразу же привлекло ваше внимание? Вы ничего не знаете об этой девочке, но давайте попробуем разгадать, что нам о ней хотел сказать художник? Он хотел, чтобы мы прочувствовали ту радость жизни, какую чувствовал он, когда писал картину. От чего у нас возникает радостное настроение? (От обилия света и тепла, летнего солнечного дня за окном, от спокойного милого лица девочки, ее легкой улыбки, от спелых бархатистых персиков на столе.) Если цвет - средство передачи настроения, то какие оттенки использовал художник, чтобы цветом передать радость?

Про какой цвет мы можем сказать, что он оливково-желтый? Найдите его. Бледно-розовый? Найдите на картине оттенки розового цвета (самые светлые и самые темные). Я скажу вам по секрету, что художник больше всего времени потратил на поиск нужных оттенков, чтобы передать нарядность кофточки девочки. Контрастно выделяется черный бант с красным цветком.

Для чего художнику здесь нужен был голубовато-серый, лилово-серый цвет? (Чтобы передать тень.)

Кто больше найдет следов тени? Где вы видите следы солнца?

Мы догадываемся, что за окном деревья, может быть, это сад. Но мы знаем уже: чтобы нарисовать речку, небо, деревья, художники берут не только зеленую, синюю краску. Что хотел показать художник, используя такие светлые тона за окном? (Залитый солнцем день.)

Вас, наверное, интересует, как оказалась девочка здесь. Ее зовут Вера Мамонтова. Она с родителями на даче. Ей здесь очень нравится. Она смотрит на художника своими темными спокойными глазами. Может быть, она даже немного смущается, потому что на ее щеках художник нарисовал румянец.

Что вы хотите узнать о ней? Что бы вы спросили у нее, если бы оказались в этой комнате? О чем бы вы спросили художника Валентина Серова? (Показать этапы создания портрета: набросок карандашом, первые цветовые пятна, детальная проработка цветом.)

Как бы вы назвали эту картину? (После высказываний детей воспитатель называет авторское название.)

Если интерес у детей не пропал, можно их вниманию представить картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Портрет Мики Морозова».

Показать и здесь настроение картины - чувство умиротворения от солнечного света и тепла дерева, отметить прекрасную передачу характера, внутреннего мира мальчика («Портрет Мики Морозова»).

Рассматривание репродукций картин И. Е. Репина «Стрекоза» и «Осенний букет»

Программное содержание: развивать способность воспринимать портретный жанр; вызывать желание разгадать замысел художника, определить характер, внутреннее содержание изображенного на портрете человека; показать силу такого средства выразительности, как цвет; , чувство радости от умения «читать портрет».

Оборудование: репродукции картин И. Е. Репина «Стрекоза», «Осенний букет», автопортреты И. Е. Репина в молодые годы и в последние годы жизни.

Ход занятия

В. Сейчас вы увидите картину, которую художник И. Е. Репин назвал «Стрекоза». Как вы думаете, что на ней может быть изображено? (Картину можно открывать постепенно, сверху вниз.) Может, художник что-то перепутал с названием? Если нет, то что он хо-тел таким названием сказать?

Жила-была девочка. Звали ее Верочка. Она была дочерью художника И. Е. Репина. Это была быстрая, радостная, легкая девочка, которая радовалась всему: солнечному деньку, теплу, лету красному, веселым забавам. Ох и непоседа была Верочка! Носилась целыми днями, порхала, как стрекоза. Вот и сейчас она вскочила на жердочку, и в следующий момент ее уже там нет, но художнику достаточно одного мгновения, чтобы все это передать. Художники видят больше, чем мы, они знают тайны красок и умеют отразить многое в своих картинах. Давайте попробуем разгадать. Какого цвета в картине больше всего? (Голубой цвет светлый, приглушенный.) А знаете ли вы, как может звучать цвет?

Яркие, теплые цвета звучат весело, радостно, громко. Холодные - свежо, спокойно, бодро; светлые, приглушенные цвета звучат нежно, мягко.

Вот почему так много голубого цвета в картине. Художник этим подчеркнул любовь, нежность к своей дочери.

Мы не видим солнца, но в картине его так много. Найдите его. Шляпка прикрывает лицо от солнышка, но оно пробралось и ласкает девочке щеку. Мы даже можем догадаться, с какой стороны светит солнце.

Мы стоим перед картиной, но нам кажется, что девочка находится высоко, и мы как бы смотрим снизу вверх. Почему нам так кажется? (Художник расположил портрет на фоне неба. Земли почти не видно, видны верхушки травинок. Наша непоседа будто парит в воздухе.)

А что еще говорит нам о том, что Верочка - непоседа? (Складки на колготах (чулочках).

Интересно, какой она станет, когда вырастет? Какой вы ее представляете? (Высказывания детей.)

Прошло много лет, и Вера выросла. А стала она вот такой (вывешивается картина «Осенний букет»). И. Е. Репин написал портрет взрослой Веры.

Можно ли назвать взрослую Веру стрекозой? Почему? Какой она стала? Подберите слова.

Если на картине «Стрекоза» светлый, но холодный голубой цвет согревался солнышком, то в картине «Осенний букет» много теплых тонов. Найдите следы осени. (Наряд Веры дополняет осенний колорит.) На картине звучат тишина, спокойствие и даже грусть. Вера смотрит прямо на нас. Как вы думаете, что она хочет нам сказать? А может, она хочет подарить нам этот чудесный осенний букет?

Когда И. Е. Репин писал портрет маленькой Веры, он был молод (показ автопортрета). Но Репин прожил очень длинную жизнь и написал свой портрет в последние годы жизни. Годы меняют лицо человека, но не изменилась его любовь к искусству. Ничего дороже живописи для него никогда не было.

Если у детей не пропал интерес, можно выставить репродукции других картин Репина и провести дидактические игры «Найди картину на палитре», «Найди картину по схеме», «Найди картину по наброску».