Декоративно прикладное искусство изделия из дерева. Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство. Художественная роспись по дереву

Декоративно-прикладное творчество - обширный раздел искусства, охватывающий различные сферы художественной деятельности и ориентированный на создание изделий утилитарного характера. Эстетический уровень таких произведений, как правило, достаточно высокий. Собирательный термин объединяет два вида искусств - прикладное и декоративное. Первое обладает признаками практического применения, второе призвано украшать среду обитания человека.

Творчество и утилитарность

Прикладное искусство - что это такое? Прежде всего, это предметы, характеристики которых близки к художественному стилю, а их предназначение достаточно разнообразно. Вазы, кувшины, посуда или сервизы из тонкого фарфора, а также многие другие изделия служат украшением гостиных, кухонных гарнитуров, спален и детских комнат. Некоторые предметы могут быть произведениями подлинного искусства и тем не менее относиться к разряду прикладного творчества.

Широкая сфера деятельности

Прикладное искусство - что это такое с точки зрения мастера? Трудоемкий творческий процесс или простая поделка, изготовленная из подручных материалов? художественное произведение, заслуживающее самой высокой оценки. Утилитарное предназначение изделия не умаляет его достоинств. Декоративно-прикладное творчество - это широкое поле деятельности для художников и скульпторов, дизайнеров и стилистов. Особенно ценятся эксклюзивные произведения искусства, созданные в единственном экземпляре. В то же время изделия, выпускаемые серийно, причисляются к сувенирной продукции.

Украшения в доме

Декоративно-прикладное искусство - что это такое, если рассматривать его как часть эстетического наполнения бытовой среды? Можно с уверенностью сказать, что все изделия и предметы, расположенные вокруг, отражают вкусы людей, находящихся в непосредственной близости с ними, поскольку человек старается окружить себя красивыми вещами. Декоративно-прикладное творчество дает возможность украсить жилье, офисное помещение, зону отдыха. Особое внимание уделяется оформлению помещений для детей.

И, наконец, прикладное искусство - что это такое в понимании общественности? Это выставки, вернисажи, ярмарки и еще многие другие публичные мероприятия, приобщающие людей к культуре. Изобразительное декоративно-прикладное творчество повышает уровень развития человека, способствует формированию его эстетического вкуса. Кроме того, осмотр экспозиций расширяет общий кругозор. Каждая выставка прикладного искусства - это знакомство широкой публики с новыми достижениями в области художественного творчества. Подобные мероприятия имеют особое значение в воспитании молодого поколения.

Немного истории

Народное декоративно-прикладное искусство берет свое начало в русских селах. Нехитрые поделки доморощенных мастеров-умельцев нередко классифицируются как изделия в категории "народно-прикладное искусство". Хорошим примером фольклорного стиля является так называемая - раскрашенные петушки, фигурки, украшения из красной глины.

Промысел уходит корнями в прошлое, ему более четырехсот лет. Появилось древнее прикладное искусствоблагодаря народному празднику "Свистунья", когда все женское население лепило глиняные свистульки к этому дню в виде курочек, барашков, лошадей. Гулянье продолжалось два дня.

Со временем праздник утратил свое значение, а народно-прикладное искусство продолжало развиваться. В настоящее время дымковские художественные изделия тиражируют в производственном объединении "Вятская игрушка". Изделия традиционно покрывают белилами и раскрашивают яркими, сочными красками.

Изобразительно-прикладное искусство

Изделия народного художественного творчества в оригинальном виде, как правило, становятся основой для Сказочные персонажи, придуманные жителями русских деревень, отображаются в знаменитых палехских шкатулках, жостовских подносах, деревянных хохломских изделиях. Прикладное искусство России многообразно, каждое направление по-своему интересно, изделия русских мастеров пользуются высоким спросом у зарубежных коллекционеров.

"Спрос рождает предложение" - эта формулировка как нельзя лучше отражает положение дел в сфере народных художественных промыслов России. К примеру, художественные изделия в стиле гжель пользуются популярностью во всем мире на протяжении нескольких веков. Знаменитые бело-синие вазы, тарелки, чайные и желанны в каждом доме, а особо ценные экземпляры составляют гордость коллекционеров. До сих пор неясно, что такое прикладное искусство - работа, ремесло или художественное творчество. По сути, каждое изделие требует определенных усилий для его создания, и при этом необходимо придать образу художественную ценность.

Прикладное искусство в детской комнате

В определенных случаях тематика художественного творчества может быть обращена к младшему поколению. Особую ценность имеют изделия, изготовленные детскими руками. Непосредственность, свойственная мальчикам и девочкам дошкольного возраста, наивная фантазия вперемешку с желанием выразить свои сокровенные чувства порождают настоящие шедевры. Детское прикладное искусство, представленное рисунками, пластилиновыми фигурками, картонными человечками, - это самое настоящее художественное творчество. Сегодня по всей России проводятся конкурсы, в которых участвуют маленькие "художники" и "скульпторы".

Современное русское прикладное искусство

Фотографии, даггеротипы, офорты, гравюры, эстампы, так же как и множество других примеров, - это тоже художественное творчество. Изделия могут быть самыми разными. При этом их все объединяет принадлежность к общественной и культурной жизни под общим названием - декоративно-прикладное искусство. Работы в этой области отличаются особым фольклорным стилем. Недаром все художественные промыслы брали свое начало в российской глубинке, в деревнях и селах. В изделиях прослеживается доморощенная непритязательность и полное отсутствие той претенциозности, которая иногда встречается в произведениях изящного искусства. Вместе с тем художественный уровень народного творчества достаточно высокий.

В России декоративно-прикладное искусство является частью экономической мощи страны. Ниже приводится список основных направлений народных художественных промыслов, которые получили мировое признание и отправляются на экспорт в промышленных объемах.

  1. Лаковые миниатюры на деревянной основе (Палех, Мстёра, Федоскино).
  2. Жостовская художественная роспись по металлу, лиможская эмаль, финифть.
  3. Хохломская, городецкая, мезенская художественная роспись по дереву.
  4. Гжель, филимоновская игрушка, дымковская игрушка - художественная роспись по керамике.

Палех

Палехский народно-художественный промысел появился на российских просторах в начале 20-го века. Искусство лакового рисунка возникло в небольшом поселке Ивановской губернии под названием Палех. Промысел явился продолжением иконописного искусства, которое уходит корнями в допетровские времена. Позже мастера Палеха участвовали в росписи Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, соборов Троицко-Сергиевой лавры.

Революция 1917 года отменила иконопись, художники остались без работы. В 1918 году мастерами была создана палехская художественная артель, в которой расписывались деревянные поделки. Затем умельцы научились создавать шкатулки из папье-маше и расписывать их в стиле миниатюры, используя традиционные иконописные технологии.

В 1923 году лаковые миниатюры были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке, где получили диплом 2-й степени. А еще через два года палехские шкатулки экспонировались в Париже, на Всемирной выставке.

Успех необычных художественных изделий стал стимулом для создания организаций "Союз художников Палеха" и "Палехские художественные мастерские" при Художественном фонде СССР.

Федоскино

С этим словом ассоциируют русскую лаковую живопись с применением Промысел появился в подмосковной деревне Федоскино во второй половине 18-го века. Рисунок наносился на изделия из папье-маше и затем покрывался лаком в несколько слоев.

Начало искусству федоскинской миниатюры положил русский купец П. И. Коробов, побывавший в немецком городе Брауншвейге и перенявший там технологии по созданию табакерок, бисерниц, шкатулок и других изделий, украшенных живописными картинками.

Федоскинская лаковая миниатюра раскрашивается масляными красками в четыре приема: сначала делается набросок рисунка ("замалевок"), затем детальная проработка ("перемалёвка"), лессировка - покрытие прозрачными красками, последний процесс - бликовка, передающая блики и тени на изображении.

Федоскинская техника рисунка предусматривает использование подкрасочного слоя из светоотражающих компонентов: металлического порошка или поталя. В отдельных случаях мастер может сделать подкладку из перламутра. Прозрачные лессировочные краски вместе с подкладкой создают неповторимый эффект глубокого свечения. Красочный слой подчеркивается черным фоном.

Мстёра

Так назвали русский народный промысел, появившийся в середине 18-го века во Владимирской губернии. Началось все с "мелочных писем" - миниатюрных икон с прорисовкой мельчайших деталей. После революции 1917 года, когда отпала нужда в иконописи, мстёра перешла на шкатулки и коробочки из папье-маше. Рисунок наносился замешанными на яичных желтках. К середине 20-го века окончательно образовались технологии лаковой миниатюры мстёра.

Основные принципы нанесения рисунка заключаются в переводе общих контуров с кальки на поверхность изделия, затем следует "роскрышь", нанесение непосредственно рисунка. Следующий этап - детальная роспись. И наконец "плави" - окончательное раскрашивание с бликовкой, включающей в себя твореное золото (мельчайший золотой порошок). Готовое изделие покрывается прозрачным лаком в шесть слоев с промежуточной сушкой, затем полируется.

Характерные признаки мстёрской живописи - это ковровая декоративность, утонченная игра оттенков и три цветовые гаммы, используемые в раскраске: желтая охряная, красная и серебристо-голубая. Тематика рисунка классическая: сказочные сюжеты, исторические памятники, архитектура.

Жостово

Народный промысел жостовский - это металлические подносы, раскрашенные в особом стиле. Зародилось жостовское искусство в начале 19-го века, в деревнях Троицкой волости, в Подмосковье. Жители трех сел (Осташково, Жостово и Хлебниково) занялись изготовлением расписных изделий из папье-маше. А в мастерской братьев Вишняковых стали делать подносы из жести с красочным рисунком.

Прейскурант Вишняковых включал в себя два десятка различных изделий из металла и папье-маше, все они были расписными, красочно оформленными и пользовались высоким спросом на ярмарках, при этом на первом плане всегда был раскрашенный поднос.

Жостовская роспись - это цветочная тема в нескольких вариантах: букет садовый, цветы "враскидку", гирлянда, плетеный венок. Полевые растения составляли отдельную композицию.

Букеты на подносе выглядят натурально за счет тщательной проработки мелких деталей. Палитра цветов при этом используется максимально насыщенная. Фон, как правило, черный, края подноса украшаются ажурным орнаментом, растительным или стилизованным под древесную структуру. Жостовский поднос всегда расписывается вручную и является эксклюзивным произведением искусства.

Хохлома

Такое название получил русский народный промысел, уходящий корнями в начало 17-го века. Хохломская роспись наиболее сложная и дорогостоящая из всех ныне существующих методик. Художественное прикладное искусство - это длительный творческий процесс, связанный с обработкой древесины, многослойной грунтовкой и раскрашиванием масляными красками.

Процесс изготовления хохломских изделий начинается с заготовок. Сначала мастера то есть колят топором деревянные бруски. Затем заготовки обрабатываются на станках до нужных размеров и формы. Обработанные заготовки называются "бельем". После шлифовки их промазывают специальной жидкой глиной и просушивают. Затем уже грунтованные заготовки покрывают несколькими слоями льняного масла с промежуточной просушкой. Далее следует лужение, или втирание в поверхность алюминиевого порошка, после чего изделие становится бело-зеркального цвета. На этой стадии оно уже готово к росписи.

Основные цвета хохломы - это черный и красный (сажа и киноварь), вспомогательные краски: золотая, коричневая, светло-зеленая и желтая. Кисти при этом используются очень тонкие (делаются исключительно из беличьих хвостов), поскольку мазки наносятся едва заметным касанием.

Тематическое содержание рисунка - ягоды рябины, калины, земляника, мелкая листва, тонкие, слегка изогнутые зеленые стебли. Все рисуется яркими, интенсивными красками, контуры четко обозначаются. Изображение построено по принципу контрастности.

Гжель

Это наиболее популярный народный промысел, традиционный российский центр производства художественной керамики. Занимает обширный регион, состоящий из 27 деревень, под общим названием Гжельский куст, в 60 километрах от Москвы.

Гжельские места испокон веков славились залежами высокосортной глины, годной для аптекарских сосудов. В 1770 году гжельские волостные земли были приписаны к Аптекарскому приказу. Тогда же в гжельских деревнях наладили производство кирпича, гончарных труб, печных изразцов и детских игрушек для Москвы.

Посуда из гжельской глины была особенно хорошая, легкая и прочная. В начале 19-го века в волости насчитывалось 25 заводов по производству посуды. Близость Москвы стимулировала развитие выпуска глиняных изделий, на столичных ярмарках продавалось несметное количество мисок, тарелок, блюд и прочей кухонной утвари.

Гжельские игрушки в то время делали из отходов посудного производства. Сколько бы глины ни оставалось, всю ее использовали для лепки петушков, курочек, барашков и козочек. Первоначально кустарные мастерские работали хаотично, но вскоре наметилась определенная линия в производстве. Сырье стали заготавливать специально для сувенирной продукции, мастера также специализировались по профилю наиболее востребованных изделий.

Белые блестящие лошадки и статуэтки раскрашивались в разные цвета до тех пор, пока не появился кобальт, универсальная краска. Интенсивный ярко-синий цвет как нельзя лучше сочетался с белоснежной эмалью заготовки. В 50-х годах прошлого столетия художники полностью отказались от всех других цветов и стали пользоваться поглазурной синей кобальтовой раскраской. Мотивы рисунка при этом могли быть самыми разными, на любую тему.

Прочие ремесла

Спектр российских народно-художественных промыслов декоративно-прикладного искусства необычайно широк. Здесь и художественное каслинское литье, и чеканка с элементами вкрапления. Технологии интарсии и маркетри позволяют создавать великолепные картины и панно. Русское прикладное искусство - это обширный культурный пласт страны, достояние общества.

Который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное . В отличие от произведений изящного искусства , предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству , многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера . Такими произведениями являются: плательные и декоративные ткани, мебель , художественное стекло, фарфор , фаянс , ювелирные и другие художественные изделия.
В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика , текстиль , дерево), по технике выполнения (резьба , роспись, вышивка , набойка , литьё , чеканка , и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

«Трельяж», дизайн для обоев (1862)

Виды декоративно-прикладного искусства [ | ]

  • Аппликация - способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства .
  • Валяние - создание скульптур, аксессуаров и композиций из натуральной шерсти. В зависимости от применяемой техники различают сухое и мокрое валяние. Техника основана на уникальном свойстве шерсти сваливаться - образовывать войлок .
  • Вышивание - искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй - батиста, кисеи, газа, тюля и прочее. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.
  • Вязание - процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную или на специальной машине.
  • Шитьё - создание на материале стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и тому подобном. Шитьё одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке.
  • Ткачество - производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших человеческих ремёсел.
  • Ковроткачество - производство ковров.
  • Выжигание - на поверхность какого-либо органического материала при помощи раскалённой иглы наносится рисунок.
  • - один из древнейших и широко распространённых видов обработки материалов.
  • Картины из соломки.
  • Витраж - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении или интерьере.
  • Декупаж - декоративная техника по ткани, посуде, мебели и прочему, заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из бумаги, которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.
  • Лепка , скульптура , - придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов.
  • Мозаика - формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
  • Плетение - способ изготовления более жёстких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей, волокон, коры, прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья.
  • Поделки из спичек и палочек.
  • Роспись:
  • Скрапбукинг - оформление фотоальбомов.
  • Художественная обработка кожи - изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения.
  • Топиар - искусство создания декоративных деревьев (настольных и напольных) из природного материала и искусственного декора.

decoro - украшаю) - раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Обращение к народному искусству завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. В последние годы занятия декоративно-прикладным творчеством стали очень популярны. Изделия, сделанные руками ребят могут служить украшением школьных интерьеров, так как обладают эстетической ценностью.

Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.

Основные виды декоративно - прикладного искусства:

  1. (выжигание по дереву, коже, ткани и т. д.)
  2. Бисероплетение

Остановимся на последнем из выше перечисленного.

Плетение бисером - древнее искусство. История бисероплетения насчитывает более пяти тысячелетий. Однако техники плетения остались теми же, и даже дети способны создавать несложные поделки из бисера.

Бисероплетение для детей: а нужно ли это? Возможно, многие считают, что подобное приобщение школьников к декоративно - прикладному искусству, в частности к бисероплетению целесообразно лишь в художественных центрах, где есть условия для настоящей профессиональной подготовки. Опыт показывает, что это не так. Дело в том, что помимо красоты, это довольно - таки полезное во всех отношениях искусство. В процессе бисероплетения у детей развивается вкус, фантазия и творческие способности. Ребенок учится основам счета, что актуально для дошкольников. Развивается мелкая моторика и точность движений, что нелишне в любом случае. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию памяти, внимания и мышления, что также пригодится. Сделанное своими руками украшение ценится больше, чем покупное. Наличие самодельных оригинальных украшений способно поднять самооценку неуверенному в себе ребенку и помочь ему занять свое место в коллективе. Бисероплетение помогает детям выражать свои эмоции.

Занятия по бисероплетению проводятся в группах и дают возможность общения со сверстниками, одновременно получая удовольствие от процесса работы с бисером.

Приобщение детей к декоративно - прикладному искусству, к овладению его приемами, вовсе не означает, что все ребята в дальнейшем будут работать в художественном направлении. Эстетическая значимость связана с самим процессом изготовления красивых, нужных и полезных вещей. Умение создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития ребят, воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой-то мере самого себя, развития художественного вкуса.

ольга макеенко
«Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре»

Введение

Народная культура является одним из важных элементов любой нации, поскольку она несет в себе опыт прошлых поколений, который складывался веками. Народная культура отражает быт и навыки наших предков, которые нашли отражение в том или ином роде искусств .

Изучение народной культуры должно входить в обязательную программу обучения детей . Ведь именно с детства у людей формируются привычки и навыки. Для того, чтобы правильно складывалось понятие о мире, об искусстве необходимо с самых ранних лет формировать в сознании малышей представления об окружающем мире, а также рассказывать об истории как страны в целом, так и региона, в котором он проживает. Дети – это наше продолжение, от того, как мы их воспитаем, зависит будущее, как семьи, так и города, страны и мира в целом.

«Путеводителями» в данном случае будут выступать родители, а также педагоги. Будущим преподавателям педагогических училищ, заведующим детскими садами и методистам по дошкольному воспитанию необходимо знать основные методы и приемы руководства различными видами деятельности детей дошкольного возраста. Среди этих видов деятельности большое место занимает изобразительная.

Народная культура это традиционная культура , которая включает культурные пласты разных эпох , от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Такая культура бесписьменная , именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу передачи жизненно важной для общества информации.

Существует несколько способов, с помощью которых возможно обучение детей народной культуре . В их число входит и литература, и кино, и сказки. Можно отнести и картины, и игры и многое, многое другое.

В данной работе рассмотрим декоративно- прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре . Для реализации заданной цели потребуется, в первую очередь, рассмотреть основные понятия данной темы. Это понятие , его основные направления и виды; понятие народной культуры ; и средства приобщения детей к народной культуре .

Представляет собой раздел декоративного искусства , который охватывает несколько отраслей творчества, посвященных созданию художественных изделий и предназначенных, главным образом, для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть : различная утварь, мебель, оружие, ткани, орудия труда, а также другие изделия, которые не являются по изначальному предназначению произведениями искусства , но приобретают художественное качество вследствие приложения к ним труда художника; одежда и всякого рода украшения.

Со второй половины девятнадцатого века в научной литературе утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства :

1. В зависимости от используемого материала (керамика, металл, текстиль, дерево) ;

2. В зависимости от техники выполнения (резьба, набойка, литьё, чеканка, вышивка, роспись, интарсия) .

Предложенная классификация связана с важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Принадлежит одновременно к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями.

Произведения декоративно-прикладного искусства составляют органическую часть предметной среды , с которой повседневно соприкасается человек, и своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Произведения декоративно-прикладного искусства эстетически насыщают и преображают среду , окружающую человека, и, в то же время, как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурным и пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (гарнитур мебели илисервиз, костюм или набор ювелирных изделий) . В связи с этим, идейное значение произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при реальном представлении об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком .

Декоративно - прикладное искусство возникло на самых ранних этапах развития человеческого общества, и на протяжении многих веков является важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества.

Согласно другому источнику, декоративно- прикладное искусство – это создание художественных изделий, которые имеют практическое назначение (домашняя утварь, посуда, ткани, игрушки, украшения и др., а также художественная обработка старых предметов (мебели, одежды, оружия и т. д.) . Также, как и в предыдущем обозначении, мастерами декоративно-прикладного искусства используются самые разнообразные материалы – металл (серебро, золото, платину, бронзу, а также различные сплавы, дерево, глину, стекло, камень, текстиль (натуральные и искусственные ткани ) и др.

Изготовление изделий из глины называют керамикой, из драгоценных камней и металлов - ювелирным искусством . В процессе создания художественных произведений из металла используются техники литья, ковки, чеканки, гравирования; текстиль украшают вышивкой или набойкой (на ткань накладывают покрытую краской деревянную или медную доску и ударяют по ней специальным молотком, получая отпечаток); деревянные предметы – резьбой, инкрустациями и красочными росписями. Роспись керамической посуды именуют вазописью.

Художественные изделия тесно связаны с бытовым укладом и обычаями определённой эпохи, народа или социальной группы (дворян, крестьян и т. д.) . Уже первобытные мастера украшали узорами и резьбой посуду, изготавливали примитивные украшения из звериных клыков, раковин и камней. В этих предметах воплотились представления древних людей о красоте, о строении мира и о месте человека в нём.

Традиции древнего искусства продолжают проявляться в фольклоре и в изделиях народных промыслов .

Таким образом, на основании вышеизложенного, отметим основные моменты. Итак, термин декоративно- прикладное искусство условно объединяет два обширных рода искусств : декоративное и прикладное . В отличие от произведений изящного искусства , предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству , многочисленные проявления декоративно -прикладного творчества в основном имеют практическое употребление в повседневной жизни. Это отличительная особенность данного вида искусства .

Произведения декоративно-прикладного искусства обладают определенными характеристикам : эстетическим качеством, рассчитаны на художественный эффект и служат для оформления быта и интерьера.

Виды декоративного прикладного искусства : шитье, вязание, выжигание, ковроткачество, ткачество, вышивание, художественная обработка кожи, патчворк (шитье из лоскутков, художественная резьба, рисование и прочее. В свою очередь, нужно отметить, что некоторые виды декоративно-прикладного искусства подлежат собственной классификации. К примеру, выжигание представляет собой нанесение рисунка поверхность какого-либо органического материала при помощи раскалённой иглы, и бывает : выжигание по дереву, выжигание по ткани (гильоширование, изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата, горячее тиснение.

2. Народная культура

Ранее, уже было предоставлено определение понятия народная культура . Повторюсь, народная культура- это традиционная культура , в которую включаются культурные пласты разных эпох - от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ - коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Это культура бесписьменная , и поэтому в ней большое значение принадлежит традиции, как способу передачи жизненно важной для общества информации. Данное определение достаточно емкое, но не единственное. Обратимся к другим источникам.

Под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать. Культура - это набор кодов , которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность.

Понятие "народ " в русском и европейских языках -это население, совокупность индивидов. Также, народ понимается как общность людей, осознавших себя этническим или территориальным сообществом, социальным сословием, группой, иногда представляющим все общество, к примеру, в какой-то решающий исторический момент (национально-освободительные войны, революции, восстановление страны и так далее, обладающим сходными (общими) верованиями, представлениями или идеалами.

Данная общность и выступает субъектом и носителем особой целостной культуры , отличной своим видением мира, способами воплощения в различных формах фольклора и близких к фольклору направлениях культурной практики , которая часто восходит к древности. В далеком прошлом ее носителем было все сообщество (род, племя, позднее этнос (народ ) .

В прошлом, народная культура определяла и закрепляла все аспекты жизнедеятельности, обычаи, обряды, регулировала взаимоотношения членов сообщества, тип семьи, воспитание детей , характер жилища, способы освоения окружающего пространства, тип одежды, отношение к природе, миру, предания, верования, язык, художественное творчество. Иными словами, определялось, когда сеять зернои убирать урожай, выгонять скот, как выстраивать взаимоотношения в семье, в общине и прочее. В настоящее время, в период усложнения общественных отношений, появилось множество больших и малых социальных групп формального и неформального типа, произошло расслоение социальной и социально-культурной практики , народная культура стала одним из элементов современной многослойной культуры .

В народной культуре творчество анонимно , так как не осознается личное авторство, и неизменно довлеет целевая установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений. Этим образцом как бы "владеет" все сообщество, а индивид (сказитель, мастер-ремесленник, даже очень искусный , воспринимая унаследованные от предков образцы, эталоны, идентифицируется с сообществом, осознает свою принадлежность к культуре локуса , этноса, субэтноса.

Проявления народной культуры – это идентификация себя со своим народом , его традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно-творческой практики.

Важным качеством народной культуры во все периоды является традиционность. Традиционность определяет е ценностно-нормативное и смысловое содержание народной культуры , социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению.

Таким образом, народная культура – это культура , создаваемая в течение тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами – людьми труда, представителями народа , не имеющими специального и профессионального образования. Народную культуру составляют : религиозная (христианская,нравственная, бытовая, трудовая, оздоровительная, игровая, зрелищная культурные подсистемы . Эта культура зафиксирована в фольклоре, народных ремеслах , существует в обычаях и укладе жизни, в убранстве жилища, в танце, песне, одежде, в характере питания и воспитания детей (народная педагогика ) .Народная культура есть базис национальной культуры , педагогики, характера, самосознания. Приобщение детей к истокам народной культуры означает сохранение традиций народа , преемственность поколений, возрастание его духа.

3. Средства приобщения детей к народной культуре .

В связи с особенностями возраста, для приобщения ребенка к любому из навыков необходимо применение особого подхода. В основном, для этого используется игра, поскольку наиболее интересна для малышей. В процессе игры дети заинтересовываются предметом, что позволяет раскрыть наиболее значимые элементы не навязывая ребенку их, а легко и не принужденно. Игры выбирают с учетом несения ими полезной информации о культуре народа , на территории которого он проживает, либо того, о котором нужно рассказать. В процессе игры рассказывают особенности народности , также они могут быть заложены в правилах. К примеру, можно организовать игру-соревнование : кто заметит больше деталей, кто перечислит больше знакомых цветов, оттенков или предметов, представленных на картине и так далее. Такая игра стимулирует их познавательную активность, развивает у детишек наблюдательность, учит формулировать и высказывать свои мысли.

Помимо игры, возможно, использовать рисование, живопись. Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства , это - высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Данный жанр способствует эмоциональному и эстетическому развитию детей , воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, чувство любви к своему краю, своей истории. Пейзажная живопись развивает воображение и ассоциативное мышление ребенка,чувственную,эмоциональную сферу, глубину, осознанность и многогранность восприятия природы и ее изображения в произведениях искусства , способность к сопереживанию художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим.

Выявление способностей у детей и правильное их развитие является одной из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей , психофизического развития, условий воспитания и других факторов. Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями, а изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии.

Детям нравится пробовать что-то новое. Важно не испортить отношение ребенка к творчеству, поскольку это может повлиять на его дальнейшую жизнь. Нужно позволить раскрыть его возможности и не ругать, если что-то не получается. Ведь, у людей с детства заложены предпочтения : кому нравится рисовать, кто-то находит себя в музыке, третьи станут гуманитариями. С учетом этого и нужно использовать разные методы в обучении детей , чтобы они сами определили для себя, что им нравится, иначе в последующем, в выборе профессии, решающими станут факторы, навязанные из вне, а не то, что действительно интересно и чему стоит посвятить свою жизнь. Овладеть всей суммой средств и способов изображения, составляющих изобразительную грамоту, ребенок не может. Знание педагогом особенностей выразительных средств каждого искусства помогает установить , какие из них могут быть осознаны и освоены ребенком и какие недоступны ему.

Таким образом, основной целью развития дошкольного образования является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. На занятиях с малышами основная задача педагога – привлечь их внимание к картине, скульптуре или другому произведению и удержать его. Малыши охотнее интересуются картинами, если педагогу удастся пробудить их фантазию, включить детишек в игру. Например, можно попросить их представить себя на месте героев картины, обсудить, что бы сделал каждый из них на месте изображенного персонажа, какие эмоции испытал, какими словами описал бы свое состояние. В общем, добиться от ребенка рассказа о себе в изображенной ситуации.

Заключение

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству это знакомство с традиционными бытовыми предметами. Дети узнают, как и для чего применялась та или иная вещь, пробуют сами использовать ее. Помимо этого, детям предлагается рассматривать декоративные узоры , объясняет символическое значение отдельных элементов орнамента. Важно обратить внимание ребенка на повторяемость узоров и отдельных элементов на разных предметах, и рассказать, какие традиционные способы украшения вещей присущи разным районам России.

На занятиях, которые посвящают традиционным народным промыслам , дети обучаются основным принципами построения орнамента, учатся правильно выполнять повторяющиеся элементы. Образцами для детской лепки и росписи могут быть традиционная посуда, игрушка и другие бытовые предметы.

В целях приобщения детей к искусству используются познавательные и творческие занятия, что подразумевает посещение разнообразных выставок картин, скульптуры , народного искусства и так далее . Можно проводить экскурсии, но они предназначены детей , старше пятилетнего возраста. Выставочные экспонаты, просмотр которых сопровождается пояснениями экскурсовода, закрепляют знания и навыки, полученные на занятиях по эстетическому воспитанию.

Декоративно- прикладное искусство находится в тесной взаимосвязи с народной культурой . Данный вид искусства воплощает в себе народную культуру . С помощью декоративно-прикладного искусства можно изучать народную культуру .

Декоративно- прикладное искусство содержит большой объем информации, которая полезна для детей в процессе изучения истории своей или другой страны, нации или общности. Как средство приобщения к народной культуре декоративно- прикладное искусство является одним из самых эффективных и интересных.



Декоративно-прикладное искусство

Раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведений искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника; одежда, всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины XIX в. утвердилась классификация отраслей декоративно- прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево и т. п.) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладного искусства и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно- прикладное искусство принадлежит одновременно к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Эстетически насыщая и преображая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное значение произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком.

Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые декора изделия из стекла или других ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для декоративно-прикладного искусства чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использование которых и роднит декоративно-прикладное искусство с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом- ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо другим изделием - колоколом, балясиной и т. п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением декоративно-прикладного искусства. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своими ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма предмета и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональном звучании), декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе. В декоративно- прикладном искусстве для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже - графика). Средства изобразительного искусств и орнамент служат в декоративно-прикладном искусстве не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, птицы, зверя, фигуры человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделий (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сочетания элементов натуры (например, использование в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).

В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.

Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим (относящимся к доисторической эпохе) произведениям декоративно-прикладного искусства, охватывавшим самый широкий круг представлений о мире и человеке, свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществлённого труда, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. Эта тенденция удержалась в приверженном традициям народном творчестве (см. также Народные художественные промыслы) вплоть до наших дней. Но с началом классового расслоения общества в стилевой эволюции декоративно-прикладного искусства ведущую роль начинает играть его особая ветвь, призванная обслуживать нужды господствующих общественных слоев и отвечающая их вкусам и идеологии. Постепенно всё большее значение приобретает интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы. Однако вплоть до середины XIX в. мастера декоративно-прикладного искусства сохраняют цельность пластического мышления и ясность представления об эстетических связях между предметом и средой, для которой он предназначен. Становление, эволюция и смена художественных стилей в декоративно-прикладном искусстве протекали синхронно с их эволюцией в других видах искусства. Тенденции эклектизма в художественной культуре второй половины XIX в. приводят к постепенному оскудению эстетического качества и эмоционально- образного содержания декоративно-прикладного искусства. Утрачивается связь между декором и формой, художественно решённый предмет подменяется украшенным. Засилью безвкусицы и обезличивающему воздействию на декоративно-прикладное искусство интенсивно развивающегося массового машинного производства (см. Художественная промышленность) художники пытались противопоставить уникальные предметы, изготовленные по их проектам в условиях ремесленного (мастерские У. Морриса в Великобритании, "Дармштадтская колония художников" в Германии) или фабричного (Веркбунд) труда, возродить эмоционально-образную цельность и идейную содержательность художественно осмысленной среды (см. Модерн). На новых идеологических и эстетических основах эти попытки были развиты после Октябрьской революции 1917, открывшей перспективы создания художественно содержательной среды для труда и быта самых широких масс. Её идеи и цели вдохновляли художников, видевших в искусстве одно из действенных средств революционной агитации (например, так называемый агитационный фарфор 1918-25). Задача создания комплексного убранства квартиры рабочего, рабочих общежитий, клубов, столовых, удобной спецодежды, рационального оборудования рабочего места, рассчитанных на массовое фабричное изготовление, открывала путь для творческих исканий конструктивистов в СССР, функционалистов в Германии (см. Баухауз) и других странах, что во многом предваряло появление дизайна. Выдвижение на первый план в художественном творчестве формально- технологической стороны в начале 1920-х гг. привело к её абсолютизации, отождествлению художественного творчества с производством вещей, отрицанию роли декора в создании художественного образа произведения декоративно-прикладного искусства. Возрож- дение народных промыслов в СССР и пробудившийся в 30-х гг. интерес к русскому художественному наследию сыграли видную роль в освоении советскими мастерами декоративно-прикладного искусства ряда технологических и художественных традиций прошлого. Однако подход к произведениям декоративно-прикладного искусства с мерками станкового искусства, погоня за парадностью изделий, особенно сильно давшие себя знать в конце 40-х-начале 50-х гг., заметно тормозили развитие декоративно-прикладного искусства. С середины 50-х гг. в СССР наряду с поисками функциональных и художественно-выразительных форм и декора для повседневных бытовых вещей, производимых фабричным способом, художники заняты созданием уникальных произведений, в которых эмоциональность образа сочетается с многообразием приёмов обработки простейших материалов, со стремлением выявить всё богатство их пластических и декоративных возможностей. Такие произведения (так же, как и нарядные, уникальные в силу своей рукодельности произведения народного декоративно- прикладного искусства) призваны служить зрительными акцентами в художественно организованной среде, образуемой главным образом менее индивидуализированными по форме художественными изделиями заводского изготовления и предметами, которые создаются на базе дизайнерского проектирования.

Об отдельных отраслях, разновидностях и видах техники декоративно-прикладного искусства см. статьи Батик , Ваза , Веер , Вышивка , Гобелен , Игрушка , Инкрустация , Интарсия , Керамика , Ковёр , Ковка , Кружево , Лаки , Майолика , Маркетри , Мебель , Набойка , Насечка , Резьба , Роспись декоративная , Стекло , Терракота , Тиснение , Ткани , Фарфор , Фаянс , Филигрань , Хрусталь , Чеканка , Чернь , Шпалера , Эмали , Ювелирное искусство .










Литература: Д. Аркин, Искусство бытовой вещи, М., 1932; М. С. Каган, О прикладном искусстве, Л., 1961; А. В. Салтыков, Избранные труды, М., 1962; А. К. Чекалов, Основы понимания декоративно-прикладного искусства, М., 1962; А. Моран, История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней, перевод с французского, М., 1982; Magne L. et H. М., L"art appliquй aux mйtiers, v. 1-8, P., 1913-28; Geschichte des Kunstgewerbes aller Zeiten und VЦlker, hrsg. Von H. Th. Bossert, Bd 1-6, В., 1929-35; Marangoni G., Clementi A., Storia dell"arredamento, v. 1-3, Mil., 1951-52; Fleming J., Honour H., The Penguin dictionary of the decorative arts, L., 1977; Bunte Welt der Antiquitдten, Dresden, 1980; Lucie-Smith E., The story of craft, Ithaca (N. Y.), 1981.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

декорати́вно-прикладно́е иску́сство

Создание художественных изделий, имеющих практическое назначение (домашняя утварь, посуда, ткани, игрушки, украшения и др.), а также художественная обработка утилитарных предметов (мебели, одежды, оружия и т. д.). Мастера декоративно-прикладного искусства используют самые разнообразные материалы – металл (бронзу, серебро, золото, платину, различные сплавы), дерево, глину, стекло, камень, текстиль (натуральные и искусственные ткани) и др. Изготовление изделий из глины называют керамикой, из драгоценных металлов и камней – ювелирным искусством .


В процессе создания художественных произведений из металла используются техники литья, ковки, чеканки, гравирования; текстиль украшают вышивкой или набойкой (на ткань накладывают покрытую краской деревянную или медную доску и ударяют по ней специальным молотком, получая отпечаток); деревянные предметы – резьбой, инкрустациями и красочными росписями. Роспись керамической посуды называют вазописью .


Декоративно-прикладные изделия должны быть прежде всего удобны в использовании и красивы. Они создают предметную среду вокруг человека, воздействуя на его душевное состояние и настроение. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием, поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность обработки играют в нём важнейшую роль. В форме вазы, игрушки, предмета мебели, в системе их украшений мастер стремится выявить прозрачность стекла, пластичность глины, теплоту дерева и текстуру его поверхности, твёрдость камня и естественный рисунок его прожилок. При этом форма изделия может быть как абстрактной, так и напоминать цветок, дерево, фигуру человека или животного.


В украшениях широко применяются различные орнаменты . Часто именно декор превращает бытовой предмет в произведение искусства (хохломская чаша простой формы, расписанная яркими узорами по золоту; платье скромного фасона, украшенное вышивкой или кружевами). При этом очень важно, чтобы орнаменты и фигуративные изображения не противоречили форме изделия, а выявляли её. Так, в древнегреческих вазах узорные полосы отделяют тулово (центральную часть) от ножки и горловины, роспись тулова подчёркивает его выпуклость.


Декоративно-прикладное искусство существует с глубокой древности. Художественные изделия тесно связаны с бытовым укладом и обычаями определённой эпохи, народа или социальной группы (дворян, крестьян и т. д.). Уже первобытные мастера украшали резьбой и узорами посуду, изготавливали примитивные украшения из звериных клыков, раковин и камней. В этих предметах воплотились представления древних людей о красоте, о строении мира и о месте человека в нём. Традиции древнего искусства продолжают жить в фольклоре, в изделиях народных промыслов . В дальнейшем выделяется утварь для исполнения священных обрядов и предметы роскоши, призванные подчеркнуть богатство и властную силу своих владельцев. В этих изделиях использовались редкие, драгоценные материалы и богатый декор. Развитие промышленного производства в 19 в. позволило создавать произведения декоративно-прикладного искусства для массового потребителя. При этом замысел, эскиз росписи, форма для изготовления и т. д. принадлежали крупным мастерам, а готовые изделия тиражировались работниками фабрик и заводов (шпалеры по эскизам известных мастеров, изделия фарфоровых заводов и т. д.). Применение промышленных технологий положило начало искусству дизайна .