Знакомство детей с понятием музей. Знакомство детей с родным городом средствами музейной педагогики (из опыта работы). Презентация "Я поведу тебя в музей". Знакомство с Художественным музеем Брянска

Сегодня я расскажу вам, что такое музей, и мы с вами побываем в самом настоящем музее.

Итак, музей - это то место, где хранятся и изучаются различные предметы. Они могут быть ценными и не очень. Но все эти предметы могут нам о многом «рассказать и поведать»: о своей истории, о происхождении и о том, для чего они нужны и как используются. И такие предметы называются экспонаты. Это слово для вас новое, давайте его все вместе повторим: «Экс-по-на-ты»

Музеи могут быть разными и экспонаты в них тоже бывают разные. Например, посмотрите сюда (показывает тематический альбом), краеведческие музеи, в них собраны экспонаты, рассказывающие об истории, природе и культуре одного города или села. У нас с вами в Осе тоже есть такой музей.

В историческом музее будут представлены экспонаты, рассказывающие нам об истории города, края или даже целой страны.

Ребята, расскажите мне, вы собираете дома какие-нибудь предметы или игрушки?

Сбор таких предметов называют коллекцией.

Коллекции разных предметов очень часто выставляются в различных музеях. И это уже называется выставкой. Мы можем с вами прийти в музей на выставку и полюбоваться какой-нибудь коллекцией: картин, посуды, монет и т.д.

И как я вам уже обещала, сегодня мы с вами тоже посетим музей, но музей не обычный, а созданный в нашей группе.

Я вас приглашаю на экскурсию в наш музей «Чайные истории».

Ребята, а что такое экскурсия?

-Экскурсия – это поход в музей для того, чтобы узнать что-то новое и интересное.

Вот и мы с вами будем узнавать что-то новое и интересное. А я буду вашим экскурсоводом .

Ребята, но прежде чем идти в музей, мы должны с вами узнать как можно себя вести в музее и как нельзя. Как вы думаете?

Вы абсолютно правы, ведь если вы будете шуметь и бегать, то будете мешать другим людям. Если вы рассматриваете экспонаты, то не загораживайте вид другим посетителям музея. Когда говорит экскурсовод, нельзя громко смеяться, разговаривать и перебивать его. Экспонаты нашего музея можно трогать и брать в руки, но только аккуратно, чтобы не разбить. Но если рядом с экспонатом вы видите такой знак (показывает знак «перечеркнутая ладошка»), то это значит, что экспонат ценный и его брать в руки не надо.

Вам понятны правила поведения в музее?

Надеюсь, вы будете их соблюдать.

А сейчас подходите поближе, я вам расскажу о нашем музее. (знакомит детей с мини-музеем, рассказывает об экспонатах, о коллекции, об истории экспонатов, пытается заинтересовать детей необычными экспонатами и т.д.)

В нашем музее есть также книги для рассматривания, раскраски и игры, которые вы можете брать и играть.

Как и к любому путешествию, к визиту в музей желательно готовиться заранее. Попробуйте для начала посетить небольшую выставку, рассчитанную на детское восприятие. Это можно сделать, когда ребенку исполнится 2 года. Но имейте в виду, что даже ученики младшей школы не способны выдержать 10-минутной экскурсии, если они в ней активно не участвуют. Первый поход в музей неплохо предварить кратким анонсом - куда вы идете и что хотите увидеть. Создайте у маленького экскурсанта особое настроение. Поставьте ему интересную задачу: «Сегодня мы должны выяснить, сколько ножек у сороконожки». Не забудьте рассказать ребенку о правилах поведения в музее и объяснить, почему там нельзя громко разговаривать, бегать и шуметь. Возможно, для первого посещения вы выберете такие площадки, где посетителям разрешается трогать экспонаты руками. Идеальный вариант, если сотрудники музея проводят с малышами игровые занятия. Если такой возможности нет, покажите своему ребенку наиболее яркие экспонаты музея или посвятите свой визит какой-то одной теме. Позаботьтесь и о том, чтобы не нарушить привычный для ребенка режим дня: утомленный малыш будет хныкать и капризничать, и осмотр экспозиции не принесет ему удовольствия.

В какой музей пойти с ребенком?

Какой же музей выбрать? Если вы уже побывали в зоопарке, то интересно будет посетить естественно-научный музей, где ребенок сможет узнать о происхождении животных, увидеть останки древних млекопитающих и ископаемые окаменелости. Экспозиция государственного Дарвиновского музея в Москве рассчитана на посещение детей разных возрастов, в том числе и дошкольников. В залах, посвященных разным формам жизни на Земле, представлены древние обитатели разных частей света. Наверняка огромное впечатление на ребят произведет история жизни динозавров. Малышей завораживает, когда динозавры начинают двигаться… Знает ли ваш ребенок о животных, которые обитают сегодня на территории Московской области? Вы откроете даже для себя много нового, осмотрев витрины о фауне этого региона. Свето-видеомузыкальная программа «Живая планета» расскажет о происхождении жизни на Земле.

Музейщики придумали немало забавных затей. К примеру, какой малыш не захочет взвеситься на «живых весах и узнать, сколько он «потянет» в медведях, слонах или мышах. На память об экскурсии не забудьте купить тематические путеводители, буклеты-раскраски. Немаловажно для посетителей с малышами наличие в музее детского уголка и буфета. Любознательный ребенок не будет скучать и в московском Палеонтологическом музее. Еще бы - там можно увидеть скелет мамонта и останки животных, которые миллионы лет назад населяли нашу планету. Юные экскурсанты могут принять участие в конкурсе детского рисунка. Музей расположен в чудесном парке бывшей дворянской усадьбы Узкое, где вы можете погулять. Хотите превратить поход в музей с ребенком в семейное приключение? Тогда отправляйтесь в московский Биологический музей им. К.А. Тимирязева. В «комнате открытий» ваш ребенок получит возможность рассмотреть музейные экспонаты и потрогать их. Где же еще представится возможность подержать в руках бивни мамонта и прикоснуться к морской звезде! Или надеть на себя череп гигантской черепахи и даже поползать, надев его на себя? Кроха узнает, как устроены листья растений и крылья бабочки, рассмотрев их под микроскопом. Дети и родители с удовольствием участвуют в игре «Семейный лабиринт». Выполняя несложные задания, маленький почемучка сможет расширить свой кругозор. В Санкт-Петербурге посетите Этнографический музей. Осмотр его коллекций даст вашему ребенку возможность узнать поразительные подробности о быте, традициях и обычаях народов нашей страны. Где и как живут оленеводы? Как обрабатывали землю в средней полосе России в прошлом? Как делали ткань и одежду древние славяне? Обо всем этом рассказывают богатые экспозиции. В музее проводят экскурсии, на которых ребят знакомят с устройством русской избы, разновидностями народного костюма и многим другим.

В детском клубе «Крошка-этнограф» можно увлекательно провести время всей семьей. Строгие музейные правила здесь не действуют: трогать руками и исследовать экспонаты можно! При музее работает «Школа ремесел», где каждый может вылепить горшок из глины на гончарном круге или сплести корзину из прутьев.

«Богатырские» забавы

В Омском государственном историко-краеведческом музее, помимо экспозиции, рассказывающей о природе и истории Западной Сибири, работает интерактивная выставка «Старая крепость». Маленькому посетителю есть где разгуляться! В игровой форме дети изучают историю родного города: чистят чугунную пушку, звонят в колокол, поднимаются на крепостную стену, предаются «богатырским» забавам. Есть в музее и рабочая зона, где малыши рисуют. Рисунки вы заберете с собой либо можете подарить их музею. Посещая клуб «Юный этнограф», дети не только узнают о многообразии народов, населявших Сибирь, и особенностях их культуры, но и самостоятельно проводят небольшое этнографическое исследование. Можно также принять участие в создании и оформлении собственной выставки.

Практически в каждом городе есть краеведческий музей, который хранит немало редкостей. Сходите в этот музей с ребенком , и вы расширите не только его кругозор, но и ваш собственный. Ведь в таких центрах, посвященных истории конкретного района или местности, собраны уникальные коллекции минералов, богатейшие гербарии и исторические предметы, которые характеризуют быт и ремесла наших предков.
Излишне говорить, что именно такие сведения делают то место, где человек родился, особенно дорогим для него.

Ивановский краеведческий музей развивает программу «Доступная среда» и начинает проводить экскурсии для людей с ограниченными возможностями здоровья. Первое «Знакомство с музеем» решили провести для членов Ивановского общества слепых. У этих особых посетителей и экскурсия специальная. Для них отменяется правило «руками не трогать». Ведь только прикосновениями некоторые из них могут оценить предметы искусства. Поэтому обзорная экскурсия под названием «Знакомство с музеем» - во многом экспериментальная.

«Можно будет действительно позволить людям к этим предметам прикоснуться, их ощутить, представить в пространстве. А, значит, для них экскурсию превратить не просто в рассказ, который они воспринимают на слух, а позволить им стать полноценными участниками этого», - говорит Марина Пророкова, сотрудник Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина.

Больше всего возможностей для тактильного изучения - в зале арсенала. Тут буквально все находится в открытом доступе, ведь экспонаты сделаны из прочных материалов и, к тому же, многие вещи реконструированы и не вызывают у экскурсоводов страха прикосновений. Посетители с удовольствием узнают историю огнестрельного оружия и даже делают для себя неожиданные открытия.

«Я даже не представлял, что пушки могут быть такими маленькими. Я представлял, что пушки - это что-то такое большое, и для меня это было открытием. Здесь уже можно не только представить, но и потрогать руками. И уже я более четко представляю себе, что это такое, и как раньше вообще воевали», - говорит Алексей Назаретский, председатель Ивановского отделения ВОС.

Многие экспонаты, конечно, находятся под стеклом, и тут уже ничего не поделать. Зато даже внутренняя архитектура музея становятся частью программы, ведь всевозможные фрески, колонны и двери здесь тоже имеют собственную историю. Организаторы постаралось максимально расширить «Знакомство с музеем» и показать как можно больше интересного на всех выставочных этажах.

«Мы сначала разработали экскурсию, вернее, адаптировали нашу обычную экскурсию для вот таких людей и предложили им такой вариант. Они охотно откликнулись. Это наш первый такой пилотный проект, дальше мы намерены продолжать в этом же направлении, и попытаемся работать и с другими категориями с ограниченными возможностями», - говорит Сергей Конорев, директор Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина.

Кстати, идеей проведения таких экскурсий для людей с ограниченными возможностями здоровья с ивановским музеем поделились коллеги из Палеха. Удивительно, но так же, наощупь, посетители с удовольствием знакомились с лаковой миниатюрой.

Людмила Погодина

Современный этап развития общества характеризуется ростом национального самосознания, стремлением людей познать и понять историю и культуру своей страны. Известно, что любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю – месту , где родился человек, поэтому одной из важнейших задач своей работы с дошкольниками мы считаем возможность как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле , интерес к истории своего края, города . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года, направлен на решение задач формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа. В этом педагогам может помочь довольно молодая отрасль педагогической науки – музейная педагогика . Музейная педагогика – процесс направленного воздействия на ребенка музейными средствами с целью формирования у него определенных навыков поведения в данной культурной среде , умения получать информацию непосредственно от экспонатов . Методы музейной педагогики , используемые в процессе образовательной работы в детском саду способствуют развитию эмоциональной, познавательной активности каждого ребёнка, позволяющей укоренить в сознании детей такие понятия как история, традиции, формировать национальное достоинство, любовь к Отечеству.

Организуя работу по совершенствованию традиционных форм, разработке инновационных форм и методов работы с дошкольниками в области музейной педагогики мы определили одной из основных задач работы ДОУ - культурологическое воспитание детей в процессе приобщения к истории родного города (к 330-летию города Сызрани , итогом которой станет смотр-конкурс мини-музеев о Сызрани .

Начиная работу в данном направлении, определили основные задачи деятельности педагогического коллектива по использованию средств музейной педагогики в воспитательно-образовательной работе с детьми : знакомить с историей своего города , его достопримечательностями; учить видеть и оценивать историко-культурное окружение; расширять кругозор, развивать способность воспринимать музейную информацию , понимать «язык» музейной экспозиции ; воспитывать любовь к родному краю , уважение и бережное отношение к традициям предков.

При включении основ краеведения в образовательную практику дошкольного учреждения мы учитывали следующее : введение краеведческого материла в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого к менее близкому - культурно-историческим фактам; развитие музейной педагогики , дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего; осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории , культуре, природе родного города ; привлечение детей и родителей к участию в городских праздниках с тем , чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (ярмарка, выставка, праздник «Сызранский Помидор» , «Серебряные трубы Поволжья» и др., создание такой развивающей среды в группе и ДОУ , которая способствовала бы развитию личности ребенка с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта , предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.);

В процессе организации краеведческой работы мы опирались на мнение Н. Н. Поддьякова, считавшего, что важна не только рационализированная взрослым «зона ближайшего развития» , но и те «неясные, сверхподвижные знания, образы, представления» , которые намечают «дальние горизонты развития» , для чего всегда старались создать педагогически значимый образ взрослого-воспитателя :

Помогающего детям выстроить мир своего сообщества и собственные деловые, игровые, нравственные, мировоззренческие отношения (творческая игра «Экскурсионное бюро» , игра «Путешествие по Сызранскому Кремлю» , рисование, конструирование «путешествие» по карте и т. д.);

Идущего вместе с ребенком к чему-то, что одинаково интересно и по-своему непонятно каждому из них (история рождения крепости и города Сызрань , старинные здания, фронтовики-сызранцы, промышленность в нашем городе , растительный и животный мир Сызрани и т. д);

Выясняющего взгляды, мнения, оценки детей и ведущего с ними обсуждение увлекающих детей вопросов и загадок (наш город будущего , любимые места, моя семья, интересные ремесла, городские праздники и т . д.);

Занимающегося рядом с детьми своим делом, но привлекающего их внимание обстановкой, содержанием, стилем этого дела, своим отношением к нему (изготовление макетов Сызранского Кремля, кукол-оберегов, оформление фотовыставки, альбомов и т. д.).

В каждой возрастной группе был создан свой мини-музей о родном городе , который стал результатом общения и совместной работы воспитателя , детей и их семей . Педагогами подобраны наглядные и методические рекомендации по ознакомлению детей с историей основания и строительства Сызрани, достопримечательностями, объектами социальной сферы города . Сделана подборка стихов, песен, рассказов о городе Сызрани . Руками педагогов , детей и родителей были изготовлены интересные экспонаты : макеты Сызранского Кремля, железнодорожного вокзала, причала, Сызранского драмтеатра, Центрального рынка, детского парка «Гномик» , вертолетного училища, микрорайона детского сада; поделки «Сеньора Помидорка» , «Герб г. Сызрани» , куклы в национальных костюмах, картинная галерея о Сызрани.


Особо хочется выделить мини-музей кукол-оберегов народов Поволжья, созданный воспитателем старшей группы. Педагог считает , что кукла-игрушка является неисчерпаемым ресурсом для обучения и воспитания, познания соцокультурных ценностей ребенком, развивает его интеллект, эстетический вкус, дает навыки общения. А ещё дети сами делают куклы в кружке «Умелые ручки» . Не используя иголку и ножницы, дети с удовольствием смастерили из лоскутков ткани кукол «Колокольчик» , «Пеленашку» , «Веснянку» .

Экскурсии по мини-музеям проводили сначала воспитатели, а потом и «дети-экскурсоводы» устраивали экскурсию в свой музей , рассказывая об экспонатах. Они включаются в диалог с воспитателем, изучают экспонаты, знакомятся с культурой поведения в музее , т. е. приобретают умения и навыки общения в процессе музейной коммуникации . Основной формой организации работы с детьми считаем игру, театрализованные экскурсии - путешествия и продуктивную деятельность. Практика показала, что проводимая работа эффективна только при условии активного взаимодействия детей и родителей . Родители наших воспитанников – неотъемлемые участники и помощники в полноценном проведении мероприятий образовательного процесса.

Опыт использования мини - музеев в ДОУ с целью социокультурного развития дошкольников приносит результаты. Дети знают, что такое музей , правила поведения в нем, с удовольствием принимают участие в создании музея и привлекают своих родителей. Активно используя средства музейной педагогики в познавательной , продуктивной, игровой деятельности, дети значительно расширили своё представление о родном городе Сызрани , историческом, культурном, национальном, природном своеобразии родного региона .

Литература :

1. Алешина Н. В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) . - М.:УЦ «Перспектива» , 2011г.

2. Мой родной дом . Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н. А. Арапова-Пискарева. – М., 2005

3. Лебедева С. А., Перлова С. Н., Ткаченко Е. Ю. Ознакомление с родным городом средствами музейной педагогики : Метод, рекомендации. Шуя, 2012.

4. Кто есть кто в Сызрани. Справочно-энциклопедическое издание. – «ЗАО «Навигатор-Ф» , 2001

5. Книга-альбом «Сызрань» . – Сызранское полиграфобъединение, 2000.

Государственное бюджетное образовательное учреждение
Всеволодовская сош №42

Методическая разработка

сценария внеурочной деятельности

«Знакомство со школьным музеем»

для 7-летних детей /1 класс

победитель ПНПО 2008г
Осинина Т. И.

Ногинск-5

2016 год

Тема урока . Знакомство со школьным музеем.

Цели урока . Знакомство с экспонатами музея.

Формируемые УУД:

Познавательные. Обработка и анализ информации. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Личностные. Положительная мотивация учебной деятельности. Навыки сотрудничества. Доброжелательность. Самооценка.

Коммуникативные. Умение обращаться за помощью, предлагать самому помощь. Строить монологические высказывания. Вести диалог.

Регулятивные. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению ошибок.

Оборудование: экспонаты музея, магнитофон, шерстяные нити, ножницы, образцы кукол из нитей.

1). Орг. момент . Учитель приветствует детей, проверяет отсутствующих. Затем задаёт вопросы детям. Беседа происходит перед входом в музей.

Ребята, как вы думаете, зачем мы сюда пришли?

Как называется наш музей?

Что такое музей?

Ответы учащихся.

Правильно, наш музей называется «В гостях у прошлого». Здесь собрано много экспонатов (предметов, вещей), которые рассказывают нам о том, как жили наши предки (те люди, которые жили до нас). Мы пришли сюда для того, чтобы познакомиться с историей и культурой русского народа. Здесь очень много интересных вещей и предметов: иконы, священные книги, одежда, предметы быта, монеты, игрушки. Сегодня мы начинаем длительное путешествие по нашему музею, которое будет продолжаться до окончания вами школы. Это связано с тем, что невозможно рассказать обо всём за несколько занятий.

Ребята! Давайте представим себе, что мы находимся сейчас на « Машине- времени» и с помощью её сможем перенестись в прошлое. Открываем дверь и переносимся в…

Звучит русская народная песня «Барыня-сударыня» (1-й куплет)

Куда мы попали?

Вам здесь нравится?

Что вам наиболее интересно?

Ответы учащихся.

2). Учитель размещает детей так, чтобы всем были видны экспонаты.

Сейчас мы с вами коротко познакомимся с основными разделами музея.

Мы видим с вами домашнюю утварь: посуду, утюги, ухват т. д. Всё это использовалось нашими предками в повседневной жизни. Люди старались скрасить обыденность будней и для этого украшали предметы быта. Посмотрите, перед вами кувшин, который изготовлен в 1825 году. Подобную посуду изготавливают сейчас на родине этого экспоната АОО «Гжель». Это предприятие находится в нескольких километрах от нашего городка. Я думаю, что вряд ли среди вас найдётся человек, который скажет, что ему эта посуда не нравится. Своеобразие гжельского промысла состоит в том, что в оформлении изделий используются сине-голубые цвета.

Ребята, а у вас дома есть такая посуда? Она нравится вам?

Ответы учащихся.

Да, конечно, все гжельские изделия хранят душевное тепло тех, кто трудился над их изготовлением.

Сегодня мы начнём знакомство с раздела «Народная игрушка».

Вы любите играть?

Какие игрушки у вас любимые?

Посмотрите, что размещено вот на этом стенде?

Ответы детей.

Это игрушки наших прабабушек и прадедушек. Здесь есть куклы игровые (в которые дети играли) и есть обрядовые (которые являлись непременным атрибутом многих обрядовых действий). Сегодня вы будете своими руками мастерить куклы из нитей и сможете с ними поиграть. Это будет ваш сувенир на память о первом посещении музея.

3). Практическая работа.

На демонстрационном столе находятся куклы из нитей разных размеров и форм и всё необходимое для изготовления куклы из ниток: 3 группы нарезанных нитей (для туловища, рук и нити-завязки), ножницы.

На столах учащихся находится всё необходимое для изготовления куклы из ниток: 3 группы нарезанных нитей (для туловища, рук и нити-завязки), ножницы.

Ребята, нам предстоит создать куклу из нитей. Всё необходимое для этого находится на ваших столах. Подумайте что ещё нам нужно?

Ответы детей.

Смекалка нужна?

Усердие и трудолюбие нужны?

Хорошее настроение нужно?

Желание сделать куклу качественно?

Помощь друга по парте нужна?

Знание правил безопасности при работе с ножницами нужно?

Кто назовёт эти правила?

Какие загадки знаете о ножницах?

Ответы детей.

А теперь мы устраиваем конкурс. Кто будет самый активный и создаст самую лучшую куклу, тому достанется приз (кукла из моей коллекции).

I раунд-теоретический.

Посмотрите на образец готовой куклы и скажите, как её можно создать из того, что есть у вас на партах?

Ответы детей.

Учитель анализирует ответы детей и демонстрирует презентацию «Изготовление кукол из нитей».

II раунд-практический.

Дети под руководством учителя поэтапно создают куклу. Учитель использует презентацию «Изготовление кукол из нитей».

Во время работы тихо звучит русская народная песня «Калинка».

III раунд-награждение.

Самый активный и талантливый ребёнок получает приз.

4). Рефлексия.