Музыкально дидактические игры 1 младшая группа. Картотека по музыке на тему: музыкально-дидактические игры. Младшая группа. Картинки и игрушки с музыкальными инструментами

анна мельник

я постояно на музыкальных занятиях использую музыкально-дидактические игры , которые изготовила сама. может кому-то будет интересно.

Угадай,на чем играю (1) (1 младшая )

Цель. Игра для развитие тембрового слуха

Пособия. Детские музыкальные инструменты : погремушка,бубен, куклы би-ба-бо Петрушка,медведь, небольшая ширма

Музыкальный материал . «Петрушка и Мишка» русская народная мелодия

Первая младшая группа

Угадай,на чем играю (2)

Пособия. Дудочка, барабан, металлофон, небольшая ширма

Музыкальный материал . «На чем играю» м. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского

Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Первая младшая группа

Трубы и барабан (2 младшая )

Цель. Игра на различение ритма

Пособия. Труба, барабан

Музыкальный материал . «Трубы и барабан» с. Ю. Островского, м. Е. Тиличеевой

Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Вторая младшая группа

Птица и птенчики (1 младшая )

Цель. Игра для развититие звуковысотного слуха

Пособия. Картинка с изображением дерева и птичек

Музыкальный материал . «Птички» м. Т. Ломовой, «Птица и птенчики» м. Е. Тиличеевой

Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Первая младшая группа

Весело-грустно (2 младшая )

Цель. Игра на определение характера музыки

Пособия. Две большие карточки с изображением веселого и грустного гнома,пиктограммы грустно-весело по количеству детей

Музыкальный материал . «Весело-грустно» Л Бетховен

Источник. О. П. Радынова «Музыка в детском саду » часть 1


Угадай-ка (2 младшая )

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха

Пособия. Парные карточки по количеству детей (корова-теленок, гусь-гусенок, баран-барашек, конь-жеребенок)

Музыкальный материал .

Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для

дошкольников»

Три сестрички (2 младшая )

Цель. Игра на определение характера, динамики, регистра,гармонизации музыки

Пособия. Карточки с изображением трех девочек (плачущей, злой, играющей)

Музыкальный материал . Д. Кабалевский «Плакса» , «Злюка» , «Резвушка»

Источник. О. П. Радынова «Музыкальное развитие детей »


Зайцы (2 младшая )

Пособия. Картинки – «Зайцы спят» , «Зайцы пляшут»

Музыкальный материал музыка

Источник Н. Г. Кононова «»

Что делают мишки (2 младшая )

Цель. Игра для развития чувства ритма

Пособия. Карточки «Мишки спят» , «Мишки шагают»

Музыкальный материал . Колыбельная или танцевальная музыка

Источник Н. Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников »

Игра с зонтиком

Зонтик прыгает на ножке,

А мы хлопаем в ладошки.

Будет зонтик наш кружиться,

А мы хлопать, веселиться.

Будет зонтик приседать.

Мышки и сыр. А.Чугайкиной

Дети стоят в кругу, круг - это сыр, руки сцеплены и подняты воротиками, воротики - это дырки в сыре. Бегающие через воротики дети держат в руках мышек (мягкие игрушки). Ключевое слово "закрыть" - воротики закрываются.

Мышки, мышки, вот плутишки,

Настоящие воришки.

Сгрызли наш любимый сыр,

Посмотрите - сколько дыр!

Надо мышек изловить,

В сыре дырочки закрыть!

Игра "Охотник и белки"

На полу разложены обручи-деревья, белки сидят на деревьях. "Охотник" без обруча. Все поют песенку:

По лесам охотник бродит,

Нигде белок не находит!

Ну-ка, белка, не зевай!

Быстро домик поменяй!

С последним словом все «белки» обязательно должны поменять свой домик. А "охотник" занять обруч.

Игра "Снежинки летайте ". Музыка Л.Олиферовой

Дети стоят врассыпную по залу, воспитатель поёт песню, дети изображают летящих снежинок. Они легко бегают по залу в разных направлениях, плавно покачивая руками.

Снежинки летайте, летайте, летайте.

Снежинки летайте, летайте, летайте.

А ну-ка, все в пары скорее вставайте...

(А ну-ка, скорее в кружочек вставайте)

На 2 часть дети находят себе пару и кружатся. С началом нового куплета - снова разбегаются по залу.

Игра «Петух и дети»

Дети стоят в кругу, ребёнок в шапочке петуха – в центре.

Трух-тух, трух-тух-тух,

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами,

Хвост с узорами.

Под окном стоит,

На весь двор кричит.

Кто услышит, тот бежит.

Все резко останавливаются, поворачиваются лицом в круг и опускают руки. Петух кричит: «Ку-ка-ре-ку!», кружится на месте, машет крыльями и бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.

Игра "Поезд" Тряпициной

Воспитатель поёт песню. Ребёнок-паровозик стоит в центре круга, под пение взрослого двигается внутри круга топающим шагом. дети, образующие круг, выполняют движения, стоя на месте.

Тут и там, тут и там

На перроне шум и гам.

Вот гудок в путь зовёт:

Скоро поезд отойдёт!

с окончанием части паровозик останавливается, берёт в пару того, рядом с кем остановился, выполняет любые движения вдвоём, остальные дети им хлопают. Далее паровозик "цепляет" к себе вагончик, и они двигаются по кругу. На следующем отыгрыше оба прицепляют к себе ещё по одному участнику игры и т.д. Пока в составе не окажется вся группа.

Игра "Прятки с мамой"

Атрибуты: прозрачные платочки.

Мамы с детьми поют и идут по кругу. Дети держат в руках платочек:

1. Вместе с мамой мы идем.

Дружно песенку поём.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Дружно песенку поём.

Дети садятся в центр круга и прячутся под платочек, а мамы идут по кругу.

2. Под платочек спрячусь я.

Мамочка, найди меня!

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Мамочка найди меня.

3. Где же дочка? Где сынок?

Где любимый мой дружок?

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Где любимый мой дружок?

Воспитатель говорит: Мамы, мамы поспешите и детей своих найдите .

4. Вот и дочка, вот сынок,

Я нашла тебя, дружок.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Я нашла тебя дружок!

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Обними меня, дружок.

Мамы поют и кружатся парами со своими детьми, в конце – обнимаются.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МУЗЫКАЛЬНО-дидактические игры на развитие чувства ритма 2 младшая группа

«Как бегают зверята» Цель: Выстукивание кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка. Ход игры: Воспитатель выстукивает ритм в различном темпе, связывая с образами животных (медведь-, заяц-, мышка-)

« Песенки-ритмы» Цель: Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок Ход игры: Воспитатель проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают. Лошадка. Вот лошадка - тонконожка (дети хлопают цок-цок-цок) Скачет, скачет по дорожке цок-цок-цок Звонко цокают копытца цок-цок-цок Приглашают прокатиться цок-цок-цок.

« Песенки-ритмы» Воробушки Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки, Любят песни распевать бойкие воробушки Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик.

« Песенки-ритмы» Неваляшки До чего же хороши неваляшки-малыши, Низко наклоняются, звоном заливаются. (прохл) Дили-день, дили-день Могут кланяться весь день, Вам поклон и нам поклон (прохл) Дили-дон, дили-дон.

МУЗЫКАЛЬНО-дидактические игры на развитие звуковысотного слуха 2 младшая группа

«Птица и птенчики» Цель: Различать звуки по высоте (до 2 октавы) и низкие (до первой октавы) Ход игры: Давая детям понятие о низких и высоких звуках, воспитатель ориентирует детей, связывая звуки с образами животных и птиц. Низкие голоса Высокие голоса 1 ступень лесенки 3 ступень лесенки Медведь Птицы Птица Птенчики Коза Козлята

«Веселый кубик» Цель: Учить подражать звучанию голосов животных, используя возможности сил и тембра своего голоса. Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст: Кубик детям передай, Кто пришел к нам угадай! Ребенок у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на кубике. Дети отвечают. Если там нарисована кошка, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик показать голосом, как кошечка здоровается (« Мяу,мяу ») и т.п. На гранях изображены: кошечка, собачка, петушок, поросенок, лошадка, уточка.

МУЗЫКАЛЬНО-дидактические игры на развитие интеллектуальных музыкальных способностей и музыкальной памяти 2 младшая группа

« Весело-грустно» Цель: различать построение музыки Ход игры: Дети слушают музыку и самостоятельно выбирают карточку с изображением веселого или грустного клоуна. 2 вариант – слушают и изображают мимикой. «Болезнь куклы»-«Новая кукла» П.И.Чайковского

« Здороваться, прощаться песенкой» « Побуждать детей к сочинению отдельных интонаций: колыбельной (баю-бай), плясовой (ля-ля)»

« Кто как поет?» Цель: Повторение звукоподражания за взрослым Ход игры: Воспитатель предлагает свой вариант песенки: куклы –ля-ля-ля, мамы – баю-бай, зайки - тра-та-та, медведя – бум-бум, воробей – чик-чирик и т.д.

МУЗЫКАЛЬНО-дидактические игры на развитие тембрового слуха 2 младшая группа

«Угадай, на чем играет зайчик» Цель: Различать тембры различных музыкальных инструментов: погремушка, барабана, бубна, ложек, дудочки, колокольчика. Ход игры: К детям в гости приходит зайка с волшебной коробочкой с инструментами. Дети угадывают, на чем играет зайка.

«Кто в домике живет» Цель: Развивать у детей память, связав героев сказок с определенным музыкальным инструментом. Ход игры: Дети знакомятся с персонажами сказки, которые живут в музыкальном домике. У каждого персонажа есть любимый музыкальный инструмент (медведь – бубен, заяц – барабан, петушка – погремушка, птичка - колокольчик). Дети запоминают и угадывают, кто в домике живет по звучанию соответствующего инструмента.

МУЗЫКАЛЬНО-дидактические игры на развитие динамического слуха 2 младшая группа

«Барабанщики» Цель: Различать динамические оттенки: громко, тихо. Ход игры: Воспитатель играет на барабане простой ритмический рисунок сначала громко (ребенок повторяет), затем – тихо (ребенок повторяет).

«Ноги и ножки» Цель: Изменять шаг на бег с изменением динамики музыки (громко, тихо) Ход игры: Воспитатель поет громко: Большие ноги шли по дороге: Топ, топ, топ, топ, топ, топ! Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ, топ, топ. Воспитатель под громкое пение идет с детьми, высоко поднимая колени, под тихое пение выполняется мелкий бег. При закреплении дети выполняют самостоятельно под пение воспитателя.

«Тихо-громко» Цель: Соотносить тихие и громкие хлопки с текстом. Ход игры: Воспитатель проговаривает текст с соответствующим динамическим оттенком: У ребяток ручки хлопают, Тихо-тихо ручки хлопают, Громче хлопают, Сами хлопают, Вот так хлопают, Ну и хлопают.

«Кукла шагает и бегает» Цель: Выполнять движения, соответствующие тексту. Ход игры: Детям раздаются музыкальные инструменты, у воспитателя – кукла. Воспитатель: Громко будем мы играть – Кукла будет танцевать (дети играют, кукла танцует). Тихо будем мы играть – Ляжет кукла наша спать (выполняются движения по тексту).


На развитие чувства ритма

2 младшая группа

«Как бегают зверята»

Цель : Выстукивание кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка.

Ход игры : Воспитатель выстукивает ритм в различном темпе, связывая с образами животных (медведь-, заяц-, мышка-)

«Песенки-ритмы»

Цель : Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок

Ход игры : Воспитатель проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.

Лошадка .

Вот лошадка - тонконожка (дети хлопают цок-цок-цок)

Скачет, скачет по дорожке цок-цок-цок

Звонко цокают копытца цок-цок-цок

Приглашают прокатиться цок-цок-цок.

Воробушки

Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки,

Любят песни распевать бойкие воробушки

Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик.

Неваляшки

До чего же хороши неваляшки-малыши,

Низко наклоняются, звоном заливаются.

(прохл)Дили-день, дили-день

Могут кланяться весь день,

Вам поклон и нам поклон

(прохл) Дили-дон, дили-дон.

МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры

на развитие звуковысотного слуха

2 младшая группа

«Лесенка» (3 ступени)

Цель: та же, что в игре «Птица и птенчики»

«Птица и птенчики»

Ход игры: Давая детям понятие о низких и высоких звуках, воспитатель ориентирует детей, связывая звуки с образами животных и птиц.

1 ступень лесенки 3 ступень лесенки

Медведь Птицы

Птица Птенчики

Коза Козлята

«Веселый кубик»

Цель: Учить подражать звучанию голосов животных, используя возможности сил и тембра своего голоса.

Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:

Кубик детям передай,

Кто пришел к нам угадай!

Ребенок у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на кубике. Дети отвечают. Если там нарисована кошка, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик показать голосом, как кошечка здоровается («Мяу,мяу») и т.п. На гранях изображены: кошечка, собачка, петушок, поросенок, лошадка, уточка.

МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры

на развитие интеллектуальных музыкальных способностей и музыкальной памяти

2 младшая группа

  1. Весело-грустно

Цель: различать построение музыки

Ход игры : Дети слушают музыку и самостоятельно выбирают карточку с изображением веселого или грустного клоуна.

2 вариант – слушают и изображают мимикой.

«Болезнь куклы»-«Новая кукла» П.И.Чайковского

  1. Здороваться, прощаться песенкой
  1. Побуждать детей к сочинению отдельных интонаций: колыбельной (баю-бай), плясовой (ля-ля)
  1. Кто как поет

Цель: Повторение звукоподражания за взрослым

Ход игры: Воспитатель предлагает свой вариант песенки: куклы –ля-ля-ля, мамы – баю-бай, зайки - тра-та-та, медведя – бум-бум, воробей – чик-чирик и т.д.

МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры

на развитие тембрового слуха

2 младшая группа

«Угадай, на чем играет зайчик»

Цель: Различать тембры различных музыкальных инструментов: погремушка, барабана, бубна, ложек, дудочки, колокольчика.

Ход игры: К детям в гости приходит зайка с волшебной коробочкой с инструментами. Дети угадывают, на чем играет зайка.

«Кто в домике живет»

Цель: Развивать у детей память, связав героев сказок с определенным музыкальным инструментом.

Ход игры: Дети знакомятся с персонажами сказки, которые живут в музыкальном домике. У каждого персонажа есть любимый музыкальный инструмент (медведь – бубен, заяц – барабан, петушка – погремушка, птичка - колокольчик). Дети запоминают и угадывают, кто в домике живет по звучанию соответствующего инструмента.

МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры

на развитие динамического слуха

2 младшая группа

  1. «Барабанщики»

Цель: Различать динамические оттенки: громко, тихо.

Ход игры: Воспитатель играет на барабане простой ритмический рисунок сначала громко (ребенок повторяет), затем – тихо (ребенок повторяет).

  1. «Ноги и ножки»

Цель: Изменять шаг на бег с изменением динамики музыки (громко, тихо)

Ход игры: Воспитатель поет громко:

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Воспитатель под громкое пение идет с детьми, высоко поднимая колени, под тихое пение выполняется мелкий бег. При закреплении дети выполняют самостоятельно под пение воспитателя.

  1. «Тихо-громко»

Цель: Соотносить тихие и громкие хлопки с текстом.

Ход игры: Воспитатель проговаривает текст с соответствующим динамическим оттенком:

У ребяток ручки хлопают,

Тихо-тихо ручки хлопают,

Громче хлопают,

Сами хлопают,

Вот так хлопают,

Ну и хлопают.

  1. «Кукла шагает и бегает»

Цель: Выполнять движения, соответствующие тексту.

Ход игры: Детям раздаются музыкальные инструменты, у воспитателя – кукла. Воспитатель:

Громко будем мы играть –

Кукла будет танцевать (дети играют, кукла танцует).

Тихо будем мы играть –

Ляжет кукла наша спать (выполняются движения по тексту).

Игра усложняется, если играть индивидуально.