анна мельник
я постояно на музыкальных занятиях использую музыкально-дидактические игры , которые изготовила сама. может кому-то будет интересно.
Угадай,на чем играю (1) (1 младшая )
Цель. Игра для развитие тембрового слуха
Пособия. Детские музыкальные инструменты : погремушка,бубен, куклы би-ба-бо Петрушка,медведь, небольшая ширма
Музыкальный материал . «Петрушка и Мишка» русская народная мелодия
Первая младшая группа
Угадай,на чем играю (2)
Пособия. Дудочка, барабан, металлофон, небольшая ширма
Музыкальный материал . «На чем играю» м. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского
Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Первая младшая группа
Трубы и барабан (2 младшая )
Цель. Игра на различение ритма
Пособия. Труба, барабан
Музыкальный материал . «Трубы и барабан» с. Ю. Островского, м. Е. Тиличеевой
Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Вторая младшая группа
Птица и птенчики (1 младшая )
Цель. Игра для развититие звуковысотного слуха
Пособия. Картинка с изображением дерева и птичек
Музыкальный материал . «Птички» м. Т. Ломовой, «Птица и птенчики» м. Е. Тиличеевой
Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Первая младшая группа
Весело-грустно (2 младшая )
Цель. Игра на определение характера музыки
Пособия. Две большие карточки с изображением веселого и грустного гнома,пиктограммы грустно-весело по количеству детей
Музыкальный материал . «Весело-грустно» Л Бетховен
Источник. О. П. Радынова «Музыка в детском саду » часть 1
Угадай-ка (2 младшая )
Цель. Игра для развития звуковысотного слуха
Пособия. Парные карточки по количеству детей (корова-теленок, гусь-гусенок, баран-барашек, конь-жеребенок)
Музыкальный материал .
Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для
дошкольников»
Три сестрички (2 младшая )
Цель. Игра на определение характера, динамики, регистра,гармонизации музыки
Пособия. Карточки с изображением трех девочек (плачущей, злой, играющей)
Музыкальный материал . Д. Кабалевский «Плакса» , «Злюка» , «Резвушка»
Источник. О. П. Радынова «Музыкальное развитие детей »
Зайцы (2 младшая )
Пособия. Картинки – «Зайцы спят» , «Зайцы пляшут»
Музыкальный материал музыка
Источник Н. Г. Кононова «»
Что делают мишки (2 младшая )
Цель. Игра для развития чувства ритма
Пособия. Карточки «Мишки спят» , «Мишки шагают»
Музыкальный материал . Колыбельная или танцевальная музыка
Источник Н. Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников »
Игра с зонтиком
Зонтик прыгает на ножке,
А мы хлопаем в ладошки.
Будет зонтик наш кружиться,
А мы хлопать, веселиться.
Будет зонтик приседать.
Мышки и сыр. А.Чугайкиной
Дети стоят в кругу, круг - это сыр, руки сцеплены и подняты воротиками, воротики - это дырки в сыре. Бегающие через воротики дети держат в руках мышек (мягкие игрушки). Ключевое слово "закрыть" - воротики закрываются.
Мышки, мышки, вот плутишки,
Настоящие воришки.
Сгрызли наш любимый сыр,
Посмотрите - сколько дыр!
Надо мышек изловить,
В сыре дырочки закрыть!
Игра "Охотник и белки"
На полу разложены обручи-деревья, белки сидят на деревьях. "Охотник" без обруча. Все поют песенку:
По лесам охотник бродит,
Нигде белок не находит!
Ну-ка, белка, не зевай!
Быстро домик поменяй!
С последним словом все «белки» обязательно должны поменять свой домик. А "охотник" занять обруч.
Игра "Снежинки летайте ". Музыка Л.Олиферовой
Дети стоят врассыпную по залу, воспитатель поёт песню, дети изображают летящих снежинок. Они легко бегают по залу в разных направлениях, плавно покачивая руками.
Снежинки летайте, летайте, летайте.
Снежинки летайте, летайте, летайте.
А ну-ка, все в пары скорее вставайте...
(А ну-ка, скорее в кружочек вставайте)
На 2 часть дети находят себе пару и кружатся. С началом нового куплета - снова разбегаются по залу.
Игра «Петух и дети»
Дети стоят в кругу, ребёнок в шапочке петуха – в центре.
Трух-тух, трух-тух-тух,
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами,
Хвост с узорами.
Под окном стоит,
На весь двор кричит.
Кто услышит, тот бежит.
Все резко останавливаются, поворачиваются лицом в круг и опускают руки. Петух кричит: «Ку-ка-ре-ку!», кружится на месте, машет крыльями и бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.
Игра "Поезд" Тряпициной
Воспитатель поёт песню. Ребёнок-паровозик стоит в центре круга, под пение взрослого двигается внутри круга топающим шагом. дети, образующие круг, выполняют движения, стоя на месте.
Тут и там, тут и там
На перроне шум и гам.
Вот гудок в путь зовёт:
Скоро поезд отойдёт!
с окончанием части паровозик останавливается, берёт в пару того, рядом с кем остановился, выполняет любые движения вдвоём, остальные дети им хлопают. Далее паровозик "цепляет" к себе вагончик, и они двигаются по кругу. На следующем отыгрыше оба прицепляют к себе ещё по одному участнику игры и т.д. Пока в составе не окажется вся группа.
Игра "Прятки с мамой"
Атрибуты: прозрачные платочки.
Мамы с детьми поют и идут по кругу. Дети держат в руках платочек:
1. Вместе с мамой мы идем.
Дружно песенку поём.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Дружно песенку поём.
Дети садятся в центр круга и прячутся под платочек, а мамы идут по кругу.
2. Под платочек спрячусь я.
Мамочка, найди меня!
Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Мамочка найди меня.
3. Где же дочка? Где сынок?
Где любимый мой дружок?
Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Где любимый мой дружок?
Воспитатель говорит: Мамы, мамы поспешите и детей своих найдите .
4. Вот и дочка, вот сынок,
Я нашла тебя, дружок.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Я нашла тебя дружок!
Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Обними меня, дружок.
Мамы поют и кружатся парами со своими детьми, в конце – обнимаются.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
МУЗЫКАЛЬНО-дидактические игры на развитие чувства ритма 2 младшая группа
«Как бегают зверята» Цель: Выстукивание кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка. Ход игры: Воспитатель выстукивает ритм в различном темпе, связывая с образами животных (медведь-, заяц-, мышка-)
« Песенки-ритмы» Цель: Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок Ход игры: Воспитатель проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают. Лошадка. Вот лошадка - тонконожка (дети хлопают цок-цок-цок) Скачет, скачет по дорожке цок-цок-цок Звонко цокают копытца цок-цок-цок Приглашают прокатиться цок-цок-цок.
« Песенки-ритмы» Воробушки Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки, Любят песни распевать бойкие воробушки Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик.
« Песенки-ритмы» Неваляшки До чего же хороши неваляшки-малыши, Низко наклоняются, звоном заливаются. (прохл) Дили-день, дили-день Могут кланяться весь день, Вам поклон и нам поклон (прохл) Дили-дон, дили-дон.
МУЗЫКАЛЬНО-дидактические игры на развитие звуковысотного слуха 2 младшая группа
«Птица и птенчики» Цель: Различать звуки по высоте (до 2 октавы) и низкие (до первой октавы) Ход игры: Давая детям понятие о низких и высоких звуках, воспитатель ориентирует детей, связывая звуки с образами животных и птиц. Низкие голоса Высокие голоса 1 ступень лесенки 3 ступень лесенки Медведь Птицы Птица Птенчики Коза Козлята
«Веселый кубик» Цель: Учить подражать звучанию голосов животных, используя возможности сил и тембра своего голоса. Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст: Кубик детям передай, Кто пришел к нам угадай! Ребенок у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на кубике. Дети отвечают. Если там нарисована кошка, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик показать голосом, как кошечка здоровается (« Мяу,мяу ») и т.п. На гранях изображены: кошечка, собачка, петушок, поросенок, лошадка, уточка.
МУЗЫКАЛЬНО-дидактические игры на развитие интеллектуальных музыкальных способностей и музыкальной памяти 2 младшая группа
« Весело-грустно» Цель: различать построение музыки Ход игры: Дети слушают музыку и самостоятельно выбирают карточку с изображением веселого или грустного клоуна. 2 вариант – слушают и изображают мимикой. «Болезнь куклы»-«Новая кукла» П.И.Чайковского
« Здороваться, прощаться песенкой» « Побуждать детей к сочинению отдельных интонаций: колыбельной (баю-бай), плясовой (ля-ля)»
« Кто как поет?» Цель: Повторение звукоподражания за взрослым Ход игры: Воспитатель предлагает свой вариант песенки: куклы –ля-ля-ля, мамы – баю-бай, зайки - тра-та-та, медведя – бум-бум, воробей – чик-чирик и т.д.
МУЗЫКАЛЬНО-дидактические игры на развитие тембрового слуха 2 младшая группа
«Угадай, на чем играет зайчик» Цель: Различать тембры различных музыкальных инструментов: погремушка, барабана, бубна, ложек, дудочки, колокольчика. Ход игры: К детям в гости приходит зайка с волшебной коробочкой с инструментами. Дети угадывают, на чем играет зайка.
«Кто в домике живет» Цель: Развивать у детей память, связав героев сказок с определенным музыкальным инструментом. Ход игры: Дети знакомятся с персонажами сказки, которые живут в музыкальном домике. У каждого персонажа есть любимый музыкальный инструмент (медведь – бубен, заяц – барабан, петушка – погремушка, птичка - колокольчик). Дети запоминают и угадывают, кто в домике живет по звучанию соответствующего инструмента.
МУЗЫКАЛЬНО-дидактические игры на развитие динамического слуха 2 младшая группа
«Барабанщики» Цель: Различать динамические оттенки: громко, тихо. Ход игры: Воспитатель играет на барабане простой ритмический рисунок сначала громко (ребенок повторяет), затем – тихо (ребенок повторяет).
«Ноги и ножки» Цель: Изменять шаг на бег с изменением динамики музыки (громко, тихо) Ход игры: Воспитатель поет громко: Большие ноги шли по дороге: Топ, топ, топ, топ, топ, топ! Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ, топ, топ. Воспитатель под громкое пение идет с детьми, высоко поднимая колени, под тихое пение выполняется мелкий бег. При закреплении дети выполняют самостоятельно под пение воспитателя.
«Тихо-громко» Цель: Соотносить тихие и громкие хлопки с текстом. Ход игры: Воспитатель проговаривает текст с соответствующим динамическим оттенком: У ребяток ручки хлопают, Тихо-тихо ручки хлопают, Громче хлопают, Сами хлопают, Вот так хлопают, Ну и хлопают.
«Кукла шагает и бегает» Цель: Выполнять движения, соответствующие тексту. Ход игры: Детям раздаются музыкальные инструменты, у воспитателя – кукла. Воспитатель: Громко будем мы играть – Кукла будет танцевать (дети играют, кукла танцует). Тихо будем мы играть – Ляжет кукла наша спать (выполняются движения по тексту).
На развитие чувства ритма
2 младшая группа
«Как бегают зверята»
Цель : Выстукивание кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка.
Ход игры : Воспитатель выстукивает ритм в различном темпе, связывая с образами животных (медведь-, заяц-, мышка-)
«Песенки-ритмы»
Цель : Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок
Ход игры : Воспитатель проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.
Лошадка .
Вот лошадка - тонконожка (дети хлопают цок-цок-цок)
Скачет, скачет по дорожке цок-цок-цок
Звонко цокают копытца цок-цок-цок
Приглашают прокатиться цок-цок-цок.
Воробушки
Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки,
Любят песни распевать бойкие воробушки
Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик.
Неваляшки
До чего же хороши неваляшки-малыши,
Низко наклоняются, звоном заливаются.
(прохл)Дили-день, дили-день
Могут кланяться весь день,
Вам поклон и нам поклон
(прохл) Дили-дон, дили-дон.
МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры
на развитие звуковысотного слуха
2 младшая группа
«Лесенка» (3 ступени)
Цель: та же, что в игре «Птица и птенчики»
«Птица и птенчики»
Ход игры: Давая детям понятие о низких и высоких звуках, воспитатель ориентирует детей, связывая звуки с образами животных и птиц.
1 ступень лесенки 3 ступень лесенки
Медведь Птицы
Птица Птенчики
Коза Козлята
«Веселый кубик»
Цель: Учить подражать звучанию голосов животных, используя возможности сил и тембра своего голоса.
Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:
Кубик детям передай,
Кто пришел к нам угадай!
Ребенок у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на кубике. Дети отвечают. Если там нарисована кошка, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик показать голосом, как кошечка здоровается («Мяу,мяу») и т.п. На гранях изображены: кошечка, собачка, петушок, поросенок, лошадка, уточка.
МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры
на развитие интеллектуальных музыкальных способностей и музыкальной памяти
2 младшая группа
- Весело-грустно
Цель: различать построение музыки
Ход игры : Дети слушают музыку и самостоятельно выбирают карточку с изображением веселого или грустного клоуна.
2 вариант – слушают и изображают мимикой.
«Болезнь куклы»-«Новая кукла» П.И.Чайковского
- Здороваться, прощаться песенкой
- Побуждать детей к сочинению отдельных интонаций: колыбельной (баю-бай), плясовой (ля-ля)
- Кто как поет
Цель: Повторение звукоподражания за взрослым
Ход игры: Воспитатель предлагает свой вариант песенки: куклы –ля-ля-ля, мамы – баю-бай, зайки - тра-та-та, медведя – бум-бум, воробей – чик-чирик и т.д.
МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры
на развитие тембрового слуха
2 младшая группа
«Угадай, на чем играет зайчик»
Цель: Различать тембры различных музыкальных инструментов: погремушка, барабана, бубна, ложек, дудочки, колокольчика.
Ход игры: К детям в гости приходит зайка с волшебной коробочкой с инструментами. Дети угадывают, на чем играет зайка.
«Кто в домике живет»
Цель: Развивать у детей память, связав героев сказок с определенным музыкальным инструментом.
Ход игры: Дети знакомятся с персонажами сказки, которые живут в музыкальном домике. У каждого персонажа есть любимый музыкальный инструмент (медведь – бубен, заяц – барабан, петушка – погремушка, птичка - колокольчик). Дети запоминают и угадывают, кто в домике живет по звучанию соответствующего инструмента.
МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры
на развитие динамического слуха
2 младшая группа
- «Барабанщики»
Цель: Различать динамические оттенки: громко, тихо.
Ход игры: Воспитатель играет на барабане простой ритмический рисунок сначала громко (ребенок повторяет), затем – тихо (ребенок повторяет).
- «Ноги и ножки»
Цель: Изменять шаг на бег с изменением динамики музыки (громко, тихо)
Ход игры: Воспитатель поет громко:
Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ, топ.
Воспитатель под громкое пение идет с детьми, высоко поднимая колени, под тихое пение выполняется мелкий бег. При закреплении дети выполняют самостоятельно под пение воспитателя.
- «Тихо-громко»
Цель: Соотносить тихие и громкие хлопки с текстом.
Ход игры: Воспитатель проговаривает текст с соответствующим динамическим оттенком:
У ребяток ручки хлопают,
Тихо-тихо ручки хлопают,
Громче хлопают,
Сами хлопают,
Вот так хлопают,
Ну и хлопают.
- «Кукла шагает и бегает»
Цель: Выполнять движения, соответствующие тексту.
Ход игры: Детям раздаются музыкальные инструменты, у воспитателя – кукла. Воспитатель:
Громко будем мы играть –
Кукла будет танцевать (дети играют, кукла танцует).
Тихо будем мы играть –
Ляжет кукла наша спать (выполняются движения по тексту).
Игра усложняется, если играть индивидуально.