Осенние метаморфозы пейзаж колорит композиция. Концепция и композиционно-колористическое решение пейзажа «Осень. Концепция и композиционно-колористическое решение пейзажа «Осень»

Тема урока: «Осенний пейзаж в нашем творчестве» 6 класс

Цель и задачи урока:

Образовательная:

Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого жанра.
Закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму, согласно настроению, переданному в произведении.

Развивающая:
Развивать умение выполнять рисунок пейзажа, используя законы линейной и воздушной перспективы.

Воспитательная:

Воспитывать любовь к природе родного края, восхищение её неповторимой красотой.
Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение.

Оборудование урока:

бумага,
краски акварельные, гуашевые,
кисти (широкие, узкие),
баночка с водой,
палитра,
тряпочка,
компьютерная презентация на тему «Осень в произведениях великих художников»
компьютерная презентация на тему «Жанры живописи. Тест».
аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского.

Оформление классной доски:
слова: пейзаж, тон, композиция, колорит; цветовой круг.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

План урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся.
- Сегодня мы будем рисовать осенний пейзаж.
- Что же такое пейзаж?
- С какими ещё жанрами, кроме пейзажа вы уже знакомы?
Компьютерная презентация – тест «Жанры живописи». (При помощи компьютерного теста проверить умение учащихся отличать пейзаж от других жанров)

3. Беседа на тему «Роль цвета в живописи» с использованием презентации «Осень в произведениях великих художников»
Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. Все состояние мира и передает живопись с помощью красок. Часто цвет, красочное богатство действительности и есть красота, которой мы восхищаемся и которую любим. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников.

Почему так велика роль цвета в живописи?
- Можно ли с помощью цвета передать настроение в рисунке?
- Что такое колорит?
- Какие характерные цвета и оттенки красок можно использовать при рисовании пейзажа?
(желтые, золотистые, охристые, багряные….. или серые, охристо-коричневатые, бурые….)
- Отчего зависит выбор цветовой гаммы?
Показ презентации «Осень в произведениях великих художников»
Обычно осень - время увядания природы - вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.

И не случайно, глядя на картину Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова Пушкина

Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье...

4. Самостоятельная работа учащихся.
Учащимся предлагается задание на урок - выполнить осенний пейзаж.
- Для кого-то осень – это радость, для кого-то – грусть.
- Попробуйте показать это в своём рисунке

Самостоятельная работа учащихся - звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года». Учитель в течение всего задания подходит к каждой группе и советует, помогает учащимся.

5. Итог урока.

Когда работы будут готовы, разложить их в два ряда - сделать две улицы (радость-грусть), «пройтись» по ним... Напомнить детям, что они изобразили осенний пейзаж. Одни передали в рисунке радость, другие – грусть.

Предлагаем подробную инструкцию по написанию осеннего пейзажа гуашью. Готовая картина станет прекрасным украшением интерьера, особенно оформленная в багет.

Этот творческий мастер-класс поможет повысить навык работы с гуашью, научиться рисовать отражение деревьев в воде, развить чувство композиции и умение отражать красоту природы на рисунке.

Вам понадобятся: гуашь, бумага для акварели, кисти.

Этапы выполнения:

1. Рисуем линию горизонта светло-голубым.

2. Покрываем верхнюю часть неба тёмно-голубым.

3. Добавляем белую гуашь и закрашиваем оставшуюся часть неба до линии горизонта.

4. Рисуем воду, закрашивая фон светло-голубым, переходящим в тёмно-голубой.

5. Рисуем облака белой гуашью.

6. Землю рисуем небольшими мазками коричневым, светло-коричневым и жёлтым цветом.

7. На дальнем плане рисуем дерево

8. На фоне воды рисуем зеркальное отражение этого дерева



9. Таким же образом рисуем ещё несколько деревьев

10. Рисуем крону дерева яркими осенними цветами полусухой кистью методом тычка, а в отражении воды используем менее насыщенные оттенки.

11. По такому же принципу рисуем остальные деревья.

12. Можем дорисовать ёлочку и кустарники.

13. На переднем плане рисуем ствол сосны и ветви.

14. Рисуем крону сосны зелёной краской горизонтальными мазками.

15. Проведём горизонтальные полосы на фоне воды полусухой тонкой кистью белой гуашью. Рисуем рядом с сосной ещё пару деревьев.

16. Полусухой кистью методом тычка рисуем кроны деревьев, опавшую листву небольшими мазками тех же цветов и травку.

Ваша работа готова! Теперь её можно оформить багетом и украсить интерьер, а можно подарить.



Конечно же не обязательно рисовать в точности, как показано в мастер-классе, ведь это творческий процесс. Желаем вдохновения и успехов!

Концепция и композиционно-колористическое решение пейзажа «Осень»

Для дипломного была выбрана пора года осень. Этой поре присущи такие качества как богатство цветовой палитры, прозрачность воздушной среды, настальгичность и умиротворенность обстановки. Осень любимая пора многих художников и поэтов. А.С. Пушкин называл осень «унылой порой очарования», С.А. Есенин также посвятил осени ряд стихотворений:

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось

Дремлет взрытая дорога,

Ей сегодня примечталось,

Что совсем совсем немного

Ждать зимы седой осталось…

На предложенном нами пейзаже изображена осень конца октября. Формат полотна выбран небольшой, 60Х80. Это обусловлено стремлением к камерности восприятия работы, предназначенной для небольшого помещения, возможно рабочего кабинета или офиса.

Свое мироощущение, рожденное впечатлениями детства, а также знания, приобретенные во время творческой работы, учебы в университете воплотились в художественном образе осени. В основу композиции работы легло большое количество выездов на природу, где выполнялись зарисовки и этюды с натуры. Хотелось бы привести слова В.К. Бялыницкого-Бирули: «Природа - великая школа. Горе художнику не сумевшему полюбить природу, не сумевшему понять ее. И счастлив художник, который с ней сживается!». Именно поэтому мы считаем, что для живописца главное - это работа с натуры. Русский художник-пейзажист Е.И. Зверьков по этому поводу говорил, что только на натуре, на природе можно открыть что-то новое в себе.

Членение композиции на планы создает глубину, горизонтальный же ритм как бы уходит в бесконечность, за рамку картину и тем самым еще сильнее заставляет почувствовать ощущение простора. В работе использован пространственный принцип построения композиции, основанный на законах пленэрной живописи, благодаря чему создается ощущение воздушной среды, в которой растворяются дали с зеркалом воды. Утонченность колористического решения картины раскрывается в богатстве и разнообразии цветовых оттенков, сотканных из теплых тонов первого плана и изыскано-холодных - дольнего. На переднем плане прослеживаются тончайшие переходы зелени, где-то еще изумрудной, где-то охристой, а где-то отливающей легкой желтизной.

На просторе разлита сверкая река, а на горизонте - охристо-фиолетоватая полоса пробуждающегося в дымке леса. Цветовая гамма в целом отличатся каким-то особым благородством, богатством цветовых отношений. Композиционный центр отмечен ярким цветовым пятном отражения утреннего солнечного света переходящим мягким акцентом на фигуру пожилой женщины. Завершает композиционный ритм дерево в традиционном осеннем наряде. Для передачи пространства большое внимание уделялось работе цветом, который словно смазывает изображение, который становится не цветом, а густым воздухом, пронизывающим природу своим мерцающим светом. Живописными приемами возбужденные краски успокоены, достигнута изысканность цветовых отношений.

Урок ИЗО 4 класс «Осень». План-конспект урока Изобразительного искусства (ИЗО) в 4 классе.

Тема урока: Золотая веселая осень. Хмурая осень. Гуашь, акварель

Форма проведения: творческая мастерская

Цели урока:

1. Учить детей видеть и отражать в рисунке впечатления от золотой/хмурой осени, передавать ее колорит, используя разные цвета красок.

2. Развитие чувства цвета, гармонии и эстетики восприятия окружающего мира.

3. Воспитывать у детей любовь к природе через эстетическое восприятие и воспроизведение в рисунках.

Оборудование: альбом, гуашь или акварель, осенние листья, репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», «Поздняя осень», музыка П. Чайковского «Осенняя песнь. Октябрь».

План урока

  1. Организационный этап (2 мин)
  2. Вступительная беседа (5 мин)
  3. Сообщение темы (3 мин)
  4. Обсуждение темы, подготовка к работе (10 мин)
  5. Практическая работа (20 мин)
  6. Выставка работ (3 мин)
  7. Рефлексия (2 мин)

Ход урока

1. Организационный этап

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушайте внимательно,

Работайте старательно.

– Давайте проверим, как вы научились слушать. На перемене вы должны были приготовить к уроку определенные предметы. Я их называю, а вы проверяйте, есть ли они на парте: альбом, гуашь или акварель, осенние листья.

– Садитесь.

2. Вступительная беседа

– Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах-

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят…летят…летят…

— О каком времени года это стихотворение?

— Ребята, подскажите мне, какие вы знаете признаки осени? (желтые и красные листья на деревьях, птицы улетают в теплые страны, летают паутинки, чаще идут дожди и др.)

— Какого цвета деревья осенью? Почему?

— Какие изменения произошли осенью в жизни растений?

— Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде. Листва на деревьях осенью очень разнообразна по цвету. Какого цвета становятся листья осенью?

— Да, листва имеет зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Вот, например, из деревьев красными бывают листья только у рябины, осины и клёна. Ольха и многие ивы до самого листопада стоят зелёными. У всех остальных деревьев листья желтеют, но по-разному: ярко-жёлтый лист у берёзы, более тёмный жёлтый цвет у вяза, жёлто-коричневый у дуба, золотисто-жёлтый у липы. Издали листва у дерева кажется вся одного цвета, а возьмёшь в руки лист - какого цвета тут только нет! Зелёные полосы и коричневые пятна, бордовые узоры и многообразные переходы различных цветовых оттенков. Чтобы в этом убедиться, присмотритесь к листочкам, которые вы принесли.

В своем стихотворении «Осень» Э. Федоровской красочно описывает осень как замечательного художника:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

Все стоит в пурпуре только дуб зеленый.

Утешает осень: «Не жалейте лета!»

Посмотрите – роща золотом одета.

— Скажите ребята, почему осень называют «золотой»? (много желтых листьев, похожих на золото)

3. Сообщение темы

— Ребята, вот если я скажу – Золотая веселая осень. Как вы ее себе представляете?

— А если я скажу – Хмурая осень?

— Как видите, осень бывает разной.

— Кто попробует сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

— Да, наша тема «Золотая веселая осень. Хмурая осень»

4. Обсуждение темы, подготовка к работе

— Осень была и является вдохновением для творчества поэтов, художников, композиторов.

На доске вывешиваются 2 картины И. Левитана «Золотая осень», «Поздняя осень»

— Эти две картины написал один художник – Исаак Ильич Левитан. Посмотрите, как по-разному он изобразил осень на своих картинах.

— О какой картине можно сказать «Солнечная, яркая, сочная»? О какой – «Хмурая, ветреная»?

— Назовите цвет красок, которые художник использовал для первой картины. А для второй?

— Сравните то, как изменяется ваше настроение, когда вы смотрите то на одну, то на другую картину.

— Ребята, как вы думаете, зачем я попросила вас сегодня принести осенние листочки?

— Так, но не только для этого. Я хочу вам передать секрет рисования деревьев с помощью листьев.

— Скажите, какие части есть у дерева? (ствол, ветки, листья и т.д.)

— Присмотритесь к листочкам. Они похожи на деревья? Можно ли увидеть у них ствол, веточки?

— Правильно! Конечно же, можно! Поэтому наши листья могут нам помочь нарисовать дерево. Нам только надо намазать их нужным нам цветом или несколькими цветами вперемешку, раз уж мы говорим об осени, и сделать отпечаток.

Показ учителя.

— А чтобы нарисовать дерево без листвы, нужно листик наш оборвать, оставив только веточки.

Показ учителя.

— Надеюсь, что этот секрет вам пригодится, и кто-то из вас применит его в работе.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

5. Практическая работа

По вариантам: 1 вариант рисует золотую веселую осень, 2-й – хмурую.

– Работайте аккуратно.

Звучит музыка Чайковского, дети работают над осенним пейзажем, учитель направляет работу учащихся.

6. Выставка работ

Работы по вариантам вывешиваются под картинами И. Левитана

Творческая работа : Представь и изобрази пейзаж в пору золотой или поздней осени. Дополни его изображениями домов, людей, техники. Постарайся передать в композиции движение. Отрази на палитре осенние метаморфозы в цвете.

Вид изобразительной деятельности : Рисование по памяти, по представлению (материалы по выбору).

Основные цели и задачи урока
1. Создавать атмосферу эмоционально-эстетического восприятия детьми осенней природы, вызывать отклик на произведения живописцев, графиков, рисунки сверстников.
2. Содействовать выявлению учащимися особых примет осенней природы в разные периоды, вырабатывать понимание символичного значения осени в природе, жизни человека и искусстве.
3. Закреплять у четвероклассников навыки передачи осеннего колорита, динамичного состояния природы, растений, облаков, людей, транспорта и учить объединять их в собственной творческой композиции.

Примерный ход урока

1. Беседа с учащимися об особенностях осеннего пейзажа, диалог по произведениям вернисажа «Кружатся листья. Небесная просинь...» (У., с. 60-62).
2. Обсуждение с детьми замыслов их осенних композиций, уточнение мотивов, колорита, приемов передачи движения.
3. Выполнение четвероклассниками композиции с использованием подготовительных материалов предыдущего урока (Т., с. 30-31).
4. Подведение итогов: отмечаем выразительные решения осенних композиций, а также те работы, в которых образно и точно передаются определенные статичные состояния или динамика осенней природы.

На данном уроке учащиеся продолжают тему изображения осенней природы, ее особенной красоты в разное время. Обратите внимание детей на бытующее представление об осени как символе увядания природы, а также определенного периода жизни людей. Поэтому, наряду с другими временами года, осень представляется одним из символов жизни на земле, очень точно характеризующим время перехода от зрелости к старости, сопряженным с двойственным отношением к этой поре. С одной стороны, речь идет о мудрости, опыте человека, с другой - о старении и закате жизни.
В начале урока уместно вспомнить поэтические строки разных поэтов о бабьем лете, о золотой осени или о ее ненастной и серой поре. Предложите учащимся подтвердить стихотворные картины рассказами о своих впечатлениях о деревьях, травах, небе, об осенних превращениях в родной природе.
Вспомните пословицы, ярко и образно характеризующие переменчивость погоды в осеннюю пору. Не случайно в народе говорят: «У осени - погод восемь» или «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет». Работая по картинам вернисажа «Кружатся листья. Небесная просинь...» (У., с. 60-62), обратите внимание детей на разные состояния, запечатленные художниками, помогите им назвать то, что вдохновило каждого художника, что так сильно взволновало. Настройте учащихся на пристальное разглядывание картин и помогите им найти ответы на вопросы о приемах передачи состояния тишины и неподвижности или явно выраженной динамичности композиций.
Переходя к творческой работе, предложите четвероклассникам вспомнить порядок, которому следуют художники. Здесь важно определиться с выбором сюжета, мотива и природного состояния. Пусть ребята поделятся своими задумками, расскажут о главной идее будущей композиции, ее элементах, колорите, приемах, которыми воспользуются при передаче ее динамики. В творческой тетради (с. 29) дается подсказка (палитра) колористического решения полярных осенних состояний. Используя ее, предложите выполнить пейзаж (Т., с. 30-31) в пору золотой или поздней осени, дополняя его изображениями, которые выполняли дети на предыдущем уроке. Возможно, размер поля для рисования в тетради окажется недостаточным для учеников. Тогда можно воспользоваться листами большего размера. В таком случае кисти можно взять крупнее и предложить смелее использовать цветные пятна, мазки, набрызг для выполнения фона, неба, растений, земли, а также включить в изображение людей, транспорт, архитектуру.
По результатам урока проведите обсуждение работ. Пусть учащиеся дадут названия рисункам своих товарищей, попытаются охарактеризовать изображенные на них сюжеты.
Это должен быть настоящий вернисаж коллективного творчества, в котором осень, такая разная, предстанет в детских рисунках во всей своей красе.

Краткий справочный материал

Осеннее разнопогодье. Еще по-летнему припекает солнышко и вечерами обильно выпадают росы, но уже осветлилась речка: вода перестает цвести. Резко веет прибрежный ветерок.
Самая знакомая примета осени - желтеющие листья. В космы берез и зеленые каскады лип вкрапливаются желтые пятна. Казалось бы, еще вчера стоял длинный летний день, и только нынче заметили: смеркаться раньше стало, увял и состарился пригнувшийся под плодами сад.
Затем осень забирает и совсем круто. Вытряхивая из широкого рукава привядшие красоты летнего леса, она очистительными порывами прошлась и жнивьем. Все чаще теперь над ним кружат черными лохмотьями грачи и торопко переметываются с места на место стайки нетерпеливых воробышков. Притоптан луг, пожухла трава. Лишь кое-где по-прежнему не меркнут сухоцветы бессмертников.
Полетела «Богородицына» пряжа - тенетник. Кочуют на этой паутине крошечные паучки, расселяются.
Если много тенетника, то дикие гуси садятся, а скворцы не отлетели - осень протяжная и сухая.
Много тенетника на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме.
За погожими, отменными деньками - слякоть предзимья. Зачастят, заладят дожди-водолеи: «Весенний дождь из тучки, осенний - из ясени». Как будто и не собирался, а хлынул же, да такой обложной и проливной - часами не унимается. «Вешний дождь растит, осенний гноит».
Чем дальше осень, тем чаще дожди. Бывают они порой и не велики, но «Осенний бусенец обмочливее дождя». Теперь уже не скажешь о дожде словами народной загадки: «И тонок и долог, а сядет - в траве не видать». Ежели уж «сядет», то заметен всюду; всклянь налитые водой выбоины далеко виднеются в траве и на дороге.
Травы заканчивают рост, озимые, раскустившись, проходят закалку. От того, как развились озимые, зависит их устойчивость против неблагоприятных условий зимовки. Насекомые, земноводные и пресмыкающиеся впадают в спячку.
А как в царстве рыб? Лещи, лини, плотва становятся медлительными, полусонными. Прибылые сомы ищут выход в озера, старые залегают в омуты. Сазаны и ерши ложатся в ямы под крутояром и держатся там подле самого дна.
Первыми собираются на зимовку обитатели спокойных прудов, озер и рек. В быстрых водах те же рыбы успокаиваются позже.
Первые зазимки. Снег вперемешку с грязью. Съежились продрогшие поля, поседел луг. Уже с вечера наживляет молодым ледком лужицы, обметывает по краям бережок. Стынет речка. Скоро расстелется снеговая перина - хранительница тепла для зимующих растений, живительная весенняя влага. Таков общий облик осени. (Стрижев А. Хроника одной души (Проза. Народный календарь) / А. Стрижев. - М., 1991. - С. 256-259. Далее цитируется это издание.)

С. А. Есенин

* * *
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком...

Ф. И. Тютчев

ОСЕННИЙ ВЕЧЕР
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.