А на деле совершенная коробочка. Е. А. Зининой национальное образование литература. Характерные особенности персонажа

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Дубинноголовая» Коробочка …… не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы… - вот мёртвые души, и их мы встречаем на каждом шагу. А.И.Герцен

2 слайд

Описание слайда:

Работа в группах Класс делится на группы Каждая группа работает с образом Манилова, характеризуя его по предложенному плану анализа. Каждая группа отвечает на вопросы карточки, подтверждая все сообщения текстом поэмы. Докладчик от каждой группы представляет сообщение, после которого делается общий вывод, позволяющий понять сущность помещика Манилова.

3 слайд

Описание слайда:

ПЛАН АНАЛИЗА 1.Портрет (как правило, их два: первый – беглый, второй – более подробный) 2. Авторская характеристика (в неё обязательно входит рассуждение о типичности данного героя для русской жизни). 3. Пейзаж усадьбы как своеобразная эмблема (или «зеркало») души героя. 4. Интерьер помещения (с теми же функциями). 5. Обед. Блюда. 6. Сопутствующие персонажи (члены семьи, прислуга, другие гости). 7. Диалог с Чичиковым о мёртвых душах (здесь, как правило, открывается наиболее важный аспект характера помещика). 8. Имена и фамилии помещиков более или менее значимы (содержат важные ассоциации).

4 слайд

Описание слайда:

Карточка с вопросами Общий вопрос группы: Как интерьер, портрет, поведение героини характеризует ее? Встречались ли вам в жизни люди, похожие на Коробочку? Индивидуальные вопросы: Найдите в тексте описание портрета героини, запишите в тетрадь предложения, которые помогают понять сущность характера героини. Найдите в тексте описание поведения Коробочки во время торга. Как она ведет себя с Чичиковым? Найдите в тексте описание интерьера, запишите предложения, помогающие, в общем, охарактеризовать его. Найдите и прочитайте описание обеда. Чем угощает хозяйка своего гостя? Что ее заботит? Как это ее характеризует?

5 слайд

Описание слайда:

Как портрет героини характеризует ее? Полной противоположностью Манилову изображена художником Коробочка. Кажется, что она похожа на черепаху в тяжёлом панцире, из которого торчит маленькая головка, без шеи, с совершенно тупым выражением лица, упрямо – неподвижным взглядом.

6 слайд

Описание слайда:

Источник образа Фольклорный источник образа Коробочки - баба Яга (А.Синявский). Ситуация встречи Чичикова и Коробочки сюжетно повторяет эпизод из «Вия»: заблудившиеся бурсаки попадают в гости к сатанинской «бабусе». Отдельными чертами Коробочка также напоминает ведьм из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (М.Вайскопф).

7 слайд

Описание слайда:

Каково значение имени героини? Фамилия Коробочка метафорически выражает сущность ее натуры: бережливой, недоверчивой, боязливой, скудоумной, упрямой и суеверной. Коробочка - «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки … В один … целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки…» Комод, где лежат, помимо белья, ночных кофточек, нитяных моточков, распоротого салопа, мешочки с деньгами,- аналог Коробочки. Имя и отчество Коробочки- Настасья Петровна - напоминает сказочную медведицу (ср. с Собакевичем - Михаиле Семеновичем) и указывает на «медвежий угол», куда забралась К., замкнутость, недалекость и упрямство помещицы.

8 слайд

Описание слайда:

Как хозяйство Коробочки характеризует ее? . Мелочность К., животная ограниченность ее интересов исключительно заботами о собственном хозяйстве подчеркивается птичье-животным антуражем вокруг К. Помещики, живущие рядом с К.,- Бобров, Свиньин. В хозяйстве К. «индейкам и курам не было числа», свинья съела «мимоходом цыпленка»; у Чичикова, заехавшего к К. и выпавшего из брички, по ее словам, «как у борова», спина и бок в грязи; фруктовые деревья К. накрыты сетями «для защиты от сорок и воробьев, из которых последние целыми косвенными тучами переносились с одного места на другое».

9 слайд

Описание слайда:

Найдите в тексте описание интерьера Вещи в доме Корбочки, с одной стороны, отражают наивные представления Коробочки о пышной красоте; с другой - ее скопидомство и круг домашних развлечений (гадание на картах, штопанье, вышивка и стряпня): «комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате…». Звуковой образ бьющих часов Коробочки построен на контрасте зловещего змеиного шипения в обиталище бабы Яги и вместе с тем изображения десятилетиями неизменного старушечьего быта, «охрипшего» от времени: «шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями < ...> стенным часам пришла охота бить. За шипеньем тотчас же последовало хрипенье, и наконец, понатужась всеми силами, они пробили два часа таким звуком, как бы кто колотил палкой по разбитому горшку…».

10 слайд

Описание слайда:

Найдите и прочитайте описание обеда. Чем угощает хозяйка своего гостя? Что ее заботит? Как это ее характеризует? Свою покупку Чичиков заедает яствами в духе Коробочки (небольшое, закрученное, завернутое, самозамкнутое): грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: с луком, с маком, с творогом, со сняточками.

11 слайд

Описание слайда:

Найдите в тексте описание поведения Коробочки во время торга. Как она ведет себя с Чичиковым? Чичиков соблазняет Коробочку прибыльностью «дела», ласково уговаривает, грозит, умоляет, обещает… Но Коробочка, привыкшая только к автоматическим, известным ей действиям, не может решиться на незнакомое дело и в ответ на разнообразные реплики Чичикова твердит только одно: «Ведь я мертвых никогда еще не продавала». Обещания Чичикова лишь пугают её. Страх перед неизвестным и боязнь продешевить в сочетании с глупостью образуют глухую стену упрямства, о которую Чичиков расшибся бы, если бы не пообещал в конце концов содействия в «казенных подрядах».

12 слайд

Описание слайда:

Поведение Коробочки во время торга Общечеловеческая страсть, изображенная Гоголем в образе К.,- «дубинноголовость». К. боится продешевить при продаже «мертвых душ», опасается, как бы Чичиков не обманул ее, хочет выждать, чтобы «как-нибудь не понести убытку»; может быть, эти души «в хозяйстве как-нибудь под случай понадобятся», и вообще «товар такой странный, совсем небывалый». К. поначалу полагает, будто Чичиков намерен выкапывать мертвых из земли.

1. Расскажите, как и почему Чичиков попал к Коробочке, ведь он собирался к Собакевичу, с которым познакомился в городе? (Ответьте самостоятельно.)

2. В чем смысл романтического начала главы о Коробочке (ночь, гром, дождь)? (Здесь сказывается манера письма Гоголя, тяготеющая к контрастам - романтическое начало и прозаическая развязка: Чичиков попадает в прозаическое бытие Настасьи Петровны Коробочки. Помимо этого глава о Коробочке дается по контрасту с главой, рассказывающей о Манилове. Такова особенность композиции поэмы. Добавим, что следующие главы, рассказывающие о Ноздреве и Собакевиче, также построены контрастно.)

3. Какая деталь в описании деревни указывает на хозяйственность помещицы Коробочки? (Обилие псов в деревне говорит о том, что Коробочка заботится о сохранности своего состояния. «Уже по одному собачьему лаю, составленному из таких музыкантов, можно было предположить, что деревушка была порядочная...»)

4. Как Гоголь подчеркивает типичность Коробочки? (Чтение отрывка от слов: «Минуту спустя вошла хозяйка… одна из тех матушек, небольших помещиц...»)

5. Прочитать и сравнить два портрета Коробочки. (В портрете Коробочки повторяются почти одинаковые детали одежды, но на лицо, глаза Гоголь не обращает внимания, словно их и нет. Этим также подчеркивается бездуховность человека. Этот принцип описания внешности Гоголь повторит в поэме неоднократно.)

6. Исследовав текст главы, расскажите о том, какие черты составляют «ядро» характера Коробочки. Обратите внимание на описание комнаты, вида из окна, описание деревни. (Коробочка аккуратная и хозяйственная. Она копит и копит деньги в пестрядевых мешочках и прекрасно разбирается в хозяйстве, бережлива, но тем не менее она тоже мертвая душа.

По своему умственному развитию Коробочка кажется ниже всех остальных помещиков. Ограниченность, «дубинноголовость», по определению Чичикова, ее не знает предела.

Если Манилов «парит» над землей в мечтах, то она поглощена прозой будничного земного существования. Манилов не знает хозяйства - она ушла в него с головой. В отличие от Манилова она занимается своим хозяйством сама, входит в непосредственное общение с крестьянами, что сказывается в ее речи, близкой к крестьянскому говору.

Коробочка - гостеприимная, хлебосольная хозяйка: сожалеет что уже поздно и приготовить поесть нельзя, но предлагает «выпить чаю». Чичикову приготовили постель «почти до потолка», предложили почесать на ночь пятки, утром ему предложили «закусить» - чтение отрывка от слов: «Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки...»

Обратим внимание на то, что Коробочка угощает Чичикова исключительно мучными блюдами. Это и понятно: мясо дорого, бить скотину она не станет.

Выясните, чем угощала Коробочка Чичикова. Что такое «скородумки», «пряглы», «сняток», «шанишки», «лепешки со всякими припеками» (смотреть «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля)?

Как Коробочка отнеслась к предложению Чичикова о продаже мертвых душ?

Только ли страхом прогадать объясняется ее нежелание продать их Чичикову? (Весь характер Коробочки, вся ее натура сказывается в ее поведении при продаже мертвых душ. Полное непонимание значения этой сделки, боязнь продешевить и быть обманутой при продаже «странного, совсем небывалого товара», желание «примериться» к рыночным ценам, тупость, непонятливость - все черты характера «дубинноголовой» помещицы, воспитанные долгой одинокой жизнью («неопытное вдовье дело») и необходимостью самостоятельно решать все вопросы, выявились в сделке с Чичиковым.

Нежелание продать Чичикову души объясняется и тем, что она всю жизнь стремилась к накопительству, поэтому полагает, что они «в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся».

Она упряма и подозрительна. Озадачена она, впрочем, копеечной выгодой. Да и копейкой не умеет распорядиться, они лежат у нее в мешочках мертвым грузом.

Так что недалеко она ушла от Манилова, который тоже не мог взять в толк «негоции» Чичикова.)

8. В чем смысл фамилии Коробочки? (Помещица действительно заключена в «коробочку» своего пространства и понятий. Например, о Собакевиче она говорит, что такого на свете нет, на том основании, что не слышала о нем.)

9. Сравните поведение Чичикова в I и II главах. Что нового открывается нам в герое? (Чичиков не церемонится с Коробочкой, может быть, потому, что она вдова, «коллежская секретарша», что равняется 10 классу «Табели о рангах».)

Какое значение имеет этот эпизод для понимания авторского замысла?

Чичиков, как уж мы видели, решился вовсе не церемониться и потому, взявши в руки чашку с чаем и вливши туда фруктовой, повел такие речи:

У вас, матушка, хорошая деревенька. Сколько в ней душ?

Душ-то в ней, отец мой, без малого восемьдесят, - сказала хозяйка, - да беда, времена плохи, вот и прошлый год был такой неурожай, что боже храни. И умер такой всё славный народ, всё работники. После того, правда, народилось, да что в них: все такая мелюзга; а заседатель подъехал - подать, говорит, уплачивать с души. Народ мертвый, а плати

На все воля божья, матушка! - сказал Чичиков, вздохнувши, - против мудрости божией ничего нельзя сказать... Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?

Кого, батюшка?

Да вот этих-то всех, что умерли.

Да как же? Я, право, в толк-то не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли?

Чичиков увидел, что старуха хватила далеко и что необходимо ей нужно растолковать, в чем дело. В немногих словах объяснил он ей, что перевод или покупка будет значиться только на бумаге и души будут прописаны как бы живые.

Да на что ж они тебе? - сказала старуха, выпучив на него глаза.

Это уж мое дело.

Право, не знаю, - произнесла хозяйка с расстановкой. - Ведь я мертвых никогда еще не продавала.

Еще бы! Это бы скорей походило на диво, если бы вы их кому-нибудь продали. Или вы думаете, что в них есть в самом деле какой-нибудь прок?

Нет, этого-то я не думаю. Что ж в них за прок, проку никакого нет. Меня только то и затрудняет, что они уже мертвые.

«Ну, баба, кажется, крепколобая!» - подумал про себя Чичиков.

Право, отец мой, никогда еще не случалось продавать мне покойников. Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того... они больше как-нибудь стоят.

«Эк ее, дубинноголовая какая! - сказал про себя Чичиков, уже начиная выходить из терпения. - Пойди ты сладь с нею! в пот бросила, проклятая старуха!» Тут он, вынувши из кармана платок, начал отирать пот, выступивший на лбу. Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка.

Показать текст целиком

Н.В.Гоголь в произведении “Мертвые души” обличил общечеловеческие пороки с помощью образов помещиков, каждый из которых ничтожнее предыдущего. Название поэмы говорит не об умерших крестьянах, а о самих помещиках. По моему мнению, раскрытие замысла автора заключено в последних строках данного эпизода: “иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка”. Этими словами до нас Гоголь хочет донести, что образ Коробочки, также и всех остальных помещиков, вполне ре





Под редакцией Е. А. ЗИНИНОЙ

НАЦИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Л ИТЕРАТУРА

ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ

Под редакцией Е. А. ЗИНИНОЙ

20 ВАРИАНТОВ

НАЦИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ


УДК 373:821 ББК 83.3я721 Г 46

Федеральный институт педагогических измерений

Е.А. Зинина, JI.B. Новикова, А.В. Федоров

ГИА-2012. Литература: типовые экзаменационные варианты: Г 46 20 вариантов/под ред. Е.А. Зининой. - М.: Национальное образование, 2011. - 144 с. - (ГИА-2012. ФИПИ - школе).

ISBN 978-5-491-00074-6

Серия «ГИА-2012. ФИПИ - школе* подготовлена разработчиками контрольных измерительных материалов. В сборнике представлены:


  • 20 обновленных типовых экзаменационных вариантов для подготовки к экзамену 2012 года;

  • экзаменационная работа с комментариями;

  • критерии проверки и оценивания выполнения заданий.
Большое количество вариантов предоставляет учащимся возможность самостоятельно подготовиться к экзамену, а дополнительные материалы - объективно оценить уровень своих знаний.

Учителя могут использовать типовые экзаменационные варианты для интенсивной подготовки учащихся к ГИА, контролировать уровень знаний, планировать систему подготовки к ГИА.

УДК 373.167 ББК 83/84я72


ISBN 978-5-491-00074-6
© ФГНУ «Федеральный институт педагогических измерений», 2011 © ООО «Национальное образование», 2011


Л ИТЕРАТУРА 1

Инструкция по выполнению работы 14

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ 15

Экзаменационная работа 1 15

Вариант 1 15

Вариант 2 19

Экзаменационная работа 2 23

Вариант 1 23

Вариант 2 26

Экзаменационная работа 3 30

Вариант 1 30

Вариант 2 33

Экзаменационная работа 4 37

Вариант 1 37

Вариант 2 42

Экзаменационная работа 5 Часть 1 44

Вариант 1 44

Вариант 2 47

Экзаменационная работа 6 52

Вариант 1 52

Вариант 2 55

Экзаменационная работа 7 58

Вариант 1 58

Вариант 2 60

Экзаменационная работа 8 62

Вариант 1 62

Вариант 2 66

Экзаменационная работа 9 70

Вариант 1 70

Вариант 2 75

Экзаменационная работа 10 78

Вариант 1 78

Вариант 2 81

Экзаменационная работа 11 84

Вариант 1 84

Вариант 2 88

Экзаменационная работа 12 94

Часть 2 101

Экзаменационная работа 13 102

Часть 1 102

Вариант 1 102

Вариант 2 104

Часть 2 106

Экзаменационная работа 14 108

Часть 1 108

Вариант 1 108

Вариант 2 110

Часть 2 112

Экзаменационная работа 15 113

Часть 1 113

Вариант 1 113

Часть 2 117

Экзаменационная работа 16 118

Часть 1 118

Вариант 2 120

Часть 2 122

Экзаменационная работа 17 123

Часть 1 123

Вариант 1 123

Вариант 2 126

Часть 2 128

Экзаменационная работа 18 129

Часть 1 129

Вариант 1 129

Вариант 2 131

Часть 2 133

Экзаменационная работа 19 135

Часть 1 135

Вариант 1 135

Вариант 2 137

Часть 2 140

Экзаменационная работа 20 141

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ 2012 ГОДА 141

Часть 1 141

Вариант 1 141

Вариант 2 145

Часть 2 147

Экзаменационная работа с комментариями к заданиям 148

ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА 2011 ГОДА С КОММЕНТАРИЯМИ 151

Часть 1 151

Вариант 1 151

Вариант 2 157

Часть 2 160

Система оценивания экзаменационной работы по литературе 162


Введение


Концептуальные подходы к формированию КИМ по литературе для выпускников IX классов определились недавно. Экзамен по литературе в новой форме проводился в 2008-2010 годах в отдельных регионах в режиме локальной апробации КИМ. В 2011 году экзамен по литературе полноценно вошел в сложившуюся систему государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования.

Экзаменационная модель по литературе отличается по ряду принципиальных позиций от экзаменационных моделей по другим предметам. В ней отсутствуют задания с выбором ответа: эксперимент по введению ЕГЭ убедительно показал, что данный тип заданий не соответствует специфике предмета. Однако в КИМ для выпускников 9-х классов не включены и задания с кратким ответом, хотя этот тип заданий активно используется в ЕГЭ по литературе. На данном этапе обучения представляется нецелесообразным напрямую формулировать вопросы, выявляющие знание школьниками литературных фактов и уровень владения ими литературоведческой терминологией. Экзаменуемый опосредованно использует этот пласт содержания учебного предмета при написании развернутых ответов (среди критериев оценивания работ учащихся есть такой пункт: «при необходимости уместно использует теоретико-литературные понятия»).

Экзаменационная работа рассчитана на выпускников 9-х классов образовательных учреждений разных типов (школ, гимназий, лицеев), включая классы с углубленным изучением литературы. Структура экзаменационной работы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе: выявляет степень освоения выпускниками обязательной (базовой) части программы по литературе, дает информацию о повышенном уровне подготовки девятиклассника по литературе, позволяет сделать выводы о наличии у экзаменуемого литературных способностей, о его готовности изучать литературу в старших классах гуманитарного профиля.

Экзаменационная работа построена с учетом принципа вариативности: экзаменуемым предоставляется право выбора одного из двух вариантов части 1, а также одного из четырех заданий части 2.

Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом создавалась с учетом требований теории и практики педагогических измерений, специфики предмета, возрастных особенностей девятиклассников.

Составить исчерпывающее представление об особенностях экзаменационной модели по литературе 2012 года можно, познакомившись с размещенными на сайте ФИПИ документами, регламентирующими разработку КИМ.

Предлагаемый сборник включает 20 вариантов контрольных измерительных материалов. Часть вариантов строится на открытом экзаменационном материале прошлых лет. Эти варианты КИМ строго соответствуют кодификатору, включающему следующие элементы содержания:


  • «Слово о полку Игореве».

  • М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».

  • Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

  • Г.Р. Державин. Стихотворения: «Памятник», «Властителям и судиям».

  • Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».

  • И.А. Крылов. Басни: «Листы и корни», «Волк на псарне», «Квартет», «Осел и соловей».

  • В.А. Жуковский. Стихотворения: «Море», «Невыразимое». Баллады: «Светлана», «Лесной царь».

  • А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».
А.С. Пушкин. Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «И.И. Пущину», «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Не пой, красавица, при мне...», «Вакхическая песня». Поэма «Цыганы». Роман «Евгений Онегин». «Повести Белкина». Роман «Капитанская дочка».

  • М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Пророк», «Тучи», «Листок», «Ангел». Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени».

  • Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души».

  • А.Н. Островский. Одна пьеса по выбору.

  • И.С. Тургенев. Одна повесть по выбору.

  • Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной...», «Весенняя гроза», «Еще шумел веселый день...», «Чародейкою-зи- мою...».

  • А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы...», «Ласточки пропали...», «Еще весны душистой нега...», «На заре ты ее не буди...».

  • Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка», «Душно! Без счастья и воли...».

  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».

  • Ф.М. Достоевский. Одна повесть по выбору.

  • Л.Н. Толстой. Одна повесть по выбору. Рассказ «После бала».

  • А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий».

  • И.А. Бунин. Рассказы: «Косцы», «Танька».

  • А.А. Блок. Стихотворения: «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить», «О доблестях, о подвигах, о славе...».

  • В.В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся» .

  • С.А. Есенин. Стихотворения: «Береза», «Пороша», «Край любимый! Сердцу снятся...».

  • М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

  • А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы: «Переправа», «Два солдата», «Поединок»).

  • В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал», «Чудик».

  • А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор».

  • Проза второй половины XX века. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трех авторов, по выбору.)

  • Поэзия второй половины XX века. И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, B.C. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов. (Стихотворения не менее чем трех авторов, по выбору.)
Часть вариантов КИМ, включенных в предлагаемый сборник, созданы по аналогии с реальными экзаменационными материалами. Они могут опираться и на произведения, не включенные в кодификатор. В случае, если задания отнесены к произведению, не включенному в кодификатор, дается сноска «Произведение не включается в КИМ ГИА для выпускников 9-х классов, в пособии дается для тренировки». Выполнение заданий по произведениям, не включенным в кодификатор, служит не только задачам тренинга. Содействуя расширению литературного кругозора, этот материал поможет участникам экзамена выстроить уместное сопоставление при написании сочинения в части 2.

Пособие содержит 20 типовых КИМ, соответствующих Демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по литературе обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Инструкция по выполнению работы, являющаяся общей для всех вариантов, дается в начале пособия.

В конце пособия размещены критерии проверки и оценивания выполнения заданий различных типов, а также комментарии к заданиям демонстрационного варианта 2011 года.

Пособие будет полезно как учащимся для их самоподготовки, так и учителям для организации контроля за уровнем общеобразовательной подготовки по литературе выпускников 9-х классов.

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей.

В первой части работы предполагается анализ художественного произведения. Вам необходимо выбрать ОДИН из двух вариантов: или анализ фрагмента эпического (драматического, лиро-эпического) произведения, или анализ лирического стихотворения (басни). Будьте внимательны: экзаменационная работа не предусматривает выполнение обоих вариантов.

Выбрав для работы один из вариантов, прочитайте предложенный текст и последовательно выполните 4 задания, которые требуют написания развернутого ответа ограниченного объема. Выполняя первые три задания (1.1.1-1.1.3 или 1.2.1- 1.2.3), постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос (примерный объем - 3-5 предложений) с опорой на текст. Избегайте пространных вступлений и характеристик. Четвертое задание (1.1.4 или 1.2.4) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный объем ответа - 5-8 предложений).

Вторая часть работы содержит 4 темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения. Выберите ОДНУ из предложенных вам тем и напишите сочинение объемом не менее 200 слов, аргументируя свои рассуждения и ссылаясь на текст художественного произведения (если объем сочинения менее 150 слов, то оно оценивается нулем баллов).

При ответе на все вопросы опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

Все ответы экзаменационной работы записывайте четко и разборчиво.

При выполнении обеих частей экзаменационной работы разрешается пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики.

На выполнение работы дается 4 часа (240 минут). Рекомендуем так распределить время: на выполнение первой части (4 задания к тексту) - 90 минут, на выполнение второй части (сочинение) - 150 минут.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Экзаменационная работа 1

Часть 1

Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1 и варианте 2 части 1 экзаменационной работы, и выберите вариант, который вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1 экзаменационной работы.

Вариант 1

ФРАГМЕНТ ДЕЙСТВИЯ III ЯВЛЕНИЯ 1 Чацкий

Я странен, а не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож;

Молчалин, например...


Примеры мне не новы;

Заметно, что вы желчь на всех излить готовы;

А я, чтоб не мешать, отсюда уклонюсь.
Чацкий (держит ее)

Постойте же.

(В сторону)

Раз в жизни притворюсь.

(Громко)

Оставимте мы эти пренья.

Перед Молчалиным не прав я, виноват;

Быть может он не то, что три года назад:

Есть на земле такие превращенья

Правлений, климатов, и нравов, и умов,

Есть люди важные, слыли за дураков:


Иной по армии, иной плохим поэтом,

Иной... Боюсь назвать, но признано всем светом, Особенно в последние года,

Что стали умны хоть куда.

Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,

Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?

Чтоб, кроме вас, ему мир целый

Казался прах и суета?

Чтоб сердца каждое биенье

Любовью ускорялось к вам?

Чтоб мыслям были всем, и всем его делам

Душою - вы, вам угожденье?..

Сам это чувствую, сказать я не могу,

Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит,

Не пожелал бы я и личному врагу,

А он?., смолчит и голову повесит.

Конечно, смирен, все такие не резвы;

Бог знает, в нем какая тайна скрыта;

Бог знает, за него что выдумали вы,

Чем голова его ввек не была набита.

Быть может, качеств ваших тьму,

Любуясь им, вы придали ему;

Не грешен он ни в чем, вы во сто раз грешнее.

Нет! нет! пускай умен, час от часу умнее,

Но вас он стоит ли? вот вам один вопрос.

Чтоб равнодушнее мне понести утрату,

Как человеку вы, который с вами взрос,

Как другу вашему, как брату,

Мне дайте убедиться в том...

(А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

-


1. 1.1

1. 1.2
В чем, с точки зрения Софьи, состоит «странность» Чацкого?

Чацкий пытается вскрыть причины расположения Софьи к Молчалину: «Быть может, качеств ваших тьму, // Любуясь им, вы придали ему...» Почему Чацкий выдвигает это предположение?

Чем можно объяснить то, что Чацкий после разговора с Софьей отказывается верить в ее любовь к Молчалину?


1.1.3
- 5-8 предложений). Найдите основание для сопоставления представленных текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и формулируя обоснованные выводы (допускается обращение к другим эпизодам произведений). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.


1.1.4
Сопоставьте монолог Чацкого из приведенного фрагмента комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» с фрагментом романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». К каким выводам привело вас это сопоставление?

ПИСЬМО ОНЕГИНА К ТАТЬЯНЕ

Предвижу все: вас оскорбит Печальной тайны объясненье.

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!

Чего хочу? с какою целью

Открою душу вам свою?

Какому злобному веселью,

Быть может, повод подаю!

Случайно вас когда-то встретя,

В вас искру нежности заметя,

Я ей поверить не посмел:

Привычке милой не дал ходу;

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел.

Еще одно нас разлучило... Несчастной жертвой Ленский пал... Ото всего, что сердцу мило,

Тогда я сердце оторвал;

Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан.

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

(А.С. Пушкин)

Вариант 2

1.2.4.

И СКУЧНО И ГРУСТНО

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят - все лучшие годы!

Любить... но кого же?., на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно...

Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,

Такая пустая и глупая шутка...

(М.Ю. Лермонтов)


1. 2.1

1. 2.2

Как в стихотворении раскрывается тема времени? Каковы особенности композиции стихотворения?
Для выполнения заданий 1.2.1-1.2.3 запишите в бланке ответов сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый связный ответ (примерный объем - 3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, используя текст произведения. Привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное понимание произведения.

Почему лирический герой не находит душевной опоры в тех ценностях, которые названы в стихотворении?


1.2.3
-


1.2.4
Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «И скучно и грустно» с приведенным ниже стихотворением А.С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный...» К каким выводам вас привело это сопоставление?

***

Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

(А.С. Пушкин)

Часть 2


2.1
Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны тема любви и мотив одиночества?

Какие нравственные проблемы ставит Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»?

Какие пороки обличает в своих сатирических сказках М.Е. Салтыков-Щедрин?


2.2

2.3
2.4


Экзаменационная работа 2

Часть 1

Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1 и варианте 2 части 1 экзаменационной работы, и выберите вариант, который вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1 экзаменационной работы.

Вариант 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1.1.1-1.1.4.


  • На все воля Божья, матушка! - сказал Чичиков, вздохнувши, - против мудрости Божией ничего нельзя сказать... Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?

  • Кого, батюшка?

  • Да вот этих-то всех, что умерли.

  • Да как же уступить их?

  • Да так просто. Или, пожалуй, продайте. Я вам за них дам деньги.

  • Да как же? Я, право, в толк-то не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли?
Чичиков увидел, что старуха хватила далеко и что необходимо ей нужно растолковать, в чем дело. В немногих словах объяснил он ей, что перевод или покупка будет значиться только на бумаге и души будут прописаны как бы живые.

  • Да на что ж они тебе? - сказала старуха, выпучив на него глаза.

  • Это уж мое дело.

  • Да ведь они ж мертвые.

  • Да кто же говорит, что они живые? Потому-то и в убыток вам, что мертвые: вы за них платите, а теперь я вас избавлю от хлопот и платежа. Понимаете? Да не только избавлю, да еще сверх того дам вам пятнадцать рублей. Ну, теперь ясно?

  • Право, не знаю, - произнесла хозяйка с расстановкой. - Ведь я мертвых никогда еще не продавала.

  • Еще бы! Это бы скорей походило на диво, если бы вы их кому-нибудь продали. Или вы думаете, что в них есть в самом деле какой-нибудь прок?

  • Нет, этого-то я не думаю. Что ж в них за прок, проку никакого нет. Меня только то и затрудняет, что они уже мертвые.
«Ну, баба, кажется, крепколобая!» - подумал про себя Чичиков.

  • Послушайте, матушка. Да вы рассудите только хорошенько: - ведь вы разоряетесь, платите за него подать, как за живого...
Ох, отец мой, и не говори об этом! - подхватила помещица. - Еще третью неделю взнесла больше полутораста. Да заседателя подмаслила.

  • Ну, видите, матушка. А теперь примите в соображение только то, что заседателя вам подмасливать больше не нужно, потому что теперь я плачу за них; я, а не вы; я принимаю на себя все повинности. Я совершу даже крепость на свои деньги, понимаете ли вы это?
Старуха задумалась. Она видела, что дело, точно, как будто выгодно, да только уж слишком новое и небывалое; а потому начала сильно побаиваться, чтобы как- нибудь не надул ее этот покупщик; приехал же Бог знает откуда, да еще и в ночное время.

  • Так что ж, матушка, по рукам, что ли? - говорил Чичиков.

  • Право, отец мой, никогда еще не случалось продавать мне покойников. Живых-то я уступила, вот и третьего года протопопу двух девок, по сту рублей каждую, и очень благодарил, такие вышли славные работницы: сами салфетки ткут.

  • Ну, да не о живых дело; Бог с ними. Я спрашиваю мертвых.

  • Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того... они больше как- нибудь стоят.

  • Послушайте, матушка... эх, какие вы! что ж они могут стоить? Рассмотрите: ведь это прах. Понимаете ли? это просто прах. Вы возьмите всякую негодную, последнюю вещь, например даже простую тряпку, и тряпке есть цена: ее хоть по крайней мере купят на бумажную фабрику, а ведь это ни на что не нужно. Ну, скажите сами, на что оно нужно?

  • Уж это, точно, правда. Уж совсем ни на что не нужно; да ведь меня одно только и останавливает, что ведь они уже мертвые.
«Эк ее, дубинноголовая какая! - сказал про себя Чичиков уже. начиная выходить из терпения. - Пойди ты сладь с нею! в пот бросила, проклятая старуха!» Тут он, вынувши из кармана платок, начал отирать пот, в самом деле выступивший на лбу. Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилить; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены. Отерши пот, Чичиков решился попробовать, нельзя ли ее навести на путь какою-нибудь иною стороною.

(Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

Для выполнения заданий 1.1.1-1.1.3 запишите в бланке ответов сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый связный ответ (примерный объем - 3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, используя приведенный фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.


1. 1.1
С чем связаны трудности, испытываемые Чичиковым при заключении сделки с Коробочкой?


1 . 1.2

1.1.3
В чем смысл сравнения Коробочки с «государственным человеком»?

Какое место отведено Коробочке в системе образов поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

Для выполнения задания 1.1.4 запишите в бланке ответов сначала номер задания, а затем дайте развернутый связный ответ (примерный объем - 5-8 предложений). Найдите основание для сопоставления представленных текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и формулируя обоснованные выводы (допускается обращение к другим эпизодам произведений). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.


1.1.4
Сопоставьте диалог Чичикова и Коробочки из приведенного фрагмента поэмы

Н.В. Гоголя «Мертвые души» с фрагментом романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». К каким выводам привело Вас это сопоставление?


  • Если б у меня был табун в тысячу кобыл, - сказал Азамат, - то отдал бы тебе весь за твоего Карагеза.

  • Йок, не хочу, - отвечал равнодушно Казбич.

  • Послушай, Казбич, - говорил, ласкаясь к нему, Азамат, - ты добрый человек, ты храбрый джигит, а мой отец боится русских и не пускает меня в горы; отдай мне свою лошадь, и я сделаю все, что ты хочешь, украду для тебя у отца лучшую его винтовку или шашку, что только пожелаешь, - а шашка его настоящая гурда: приложи лезвием к руке, сама в тело вопьется; а кольчуга - такая, как твоя, нипочем.
Казбич молчал.

  • В первый раз, как я увидел твоего коня, - продолжал Азамат, когда он под тобой крутился и прыгал, раздувая ноздри, и кремни брызгами летели из-под копыт его, в моей душе сделалось что-то непонятное, и с тех пор все мне опостылело: на лучших скакунов моего отца смотрел я с презрением, стыдно было мне на них показаться, и тоска овладела мной; и, тоскуя, просиживал я на утесе целые дни, и ежеминутно мыслям моим являлся вороной скакун твой с своей стройной поступью, с своим гладким, прямым, как стрела, хребтом; он смотрел мне в глаза своими бойкими глазами, как будто хотел слово вымолвить. Я умру, Казбич, если ты мне не продашь его! - сказал Азамат дрожащим голосом.
Мне послышалось, что он заплакал: а надо вам сказать, что Азамат был пре- упрямый мальчишка, и ничем, бывало, у него слез не выбьешь, даже когда он был помоложе.

В ответ на его слезы послышалось что-то вроде смеха.

Послушай! - сказал твердым голосом Азамат, - видишь, я на все решаюсь. Хочешь, я украду для тебя мою сестру? Как она пляшет! как поет! а вышивает золотом - чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха... Хочешь, дождись меня завтра ночью там в ущелье, где бежит поток: я пойду с нею мимо в соседний аул, - и она твоя. Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?

Долго, долго молчал Казбич; наконец вместо ответа он затянул старинную песню вполголоса:

Много красавиц в аулах у нас,

Звезды сияют во мраке их глаз.

Сладко любить их, завидная доля;

Но веселей молодецкая воля.

Золото купит четыре жены,

Конь же лихой не имеет цены:

Он и от вихря в степи не отстанет,

Он не изменит, он не обманет.

Напрасно упрашивал его Азамат согласиться, и плакал, и льстил ему, и клялся; наконец Казбич нетерпеливо прервал его:


  • Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моем коне? На первых трех шагах он тебя сбросит, и ты разобьешь себе затылок об камни.
(MJO. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

Вариант 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания 1.2.1-

1.2.4.

НЕВЫРАЗИМОЕ

Отрывок

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Но где, какая кисть ее изобразила?

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью...

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Кто мог создание в словах пересоздать? Невыразимое подвластно ль выраженью?.. Святые таинства, лишь сердце знает вас.

Не часто ли в величественный час

Вечернего земли преображенья -

Когда душа смятенная полна

Пророчеством великого виденья

И в беспредельное унесена, -

Спирается в груди болезненное чувство,


2 Зак. 2276
Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченному хотим названье дать -

И обессиленно безмолвствует искусство?

Что видимо очам - сей пламень облаков,

По небу тихому летящих,

Сие дрожанье вод блестящих,

Сии картины берегов

В пожаре пышного заката -

Сии столь яркие черты -

Легко их ловит мысль крылата,

И есть слова для их блестящей красоты.

Но то, что слито с сей блестящей красотою,

Сие столь смутное, волнующее нас,

Сей внемлемый одной душою

Обворожающего глас,

Сие к далекому стремленье,

Сей миновавшего привет

(Как прилетевшее незапно дуновенье

От луга родины, где был когда-то цвет,

Святая молодость, где жило упованье),

Сие шепнувшее душе воспоминанье

О милом радостном и скорбном старины,

Сия сходящая святыня с вышины,

Сие присутствие Создателя в созданье -

Какой для них язык?.. Горе душа летит,

Все необъятное в единый вздох теснится,

И лишь молчание понятно говорит.

(ВЛ. Жуковский)

Для выполнения заданий 1.2.1-1.2.3 запишите в бланке ответов сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый связный ответ (примерный объем - 3-5 предложений ). Аргументируйте свою точку зрения, используя текст произведения. Привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное понимание произведения.

1.2.1 Как в стихотворении отображена связь между природой и поэтическим творчеством?

1.2.2 Почему лирический герой стихотворения часто прибегает к риторическим вопросам?

1.2.3 Как вы понимаете смысл последней строки стихотворения?

Для выполнения задания 1.2.4 запишите в бланке ответов сначала номер задания, а затем дайте развернутый связный ответ (примерный объем - 5-8 предложений). Найдите основание для сопоставления представленных текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и формулируя обоснованные выводы. Привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное понимание произведений.


1.2.4
Сопоставьте стихотворение В.А. Жуковского «Невыразимое» с приведенным ниже стихотворением А.А. Фета «Как беден наш язык! - Хочу и не могу...». К каким выводам вас привело это сопоставление?

Как беден наш язык! - Хочу и не могу. -

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною. Напрасно вечное томление сердец,

И клонит голову маститую мудрец

Пред этой ложью роковою.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души, и трав неясный запах;

Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Летит за облака Юпитера орел,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

(А.Л. Фет)

Часть 2

Каковы основные темы и мотивы романтической поэзии В.А. Жуковского?

В чем смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Каким предстает лирический герой поэзии В.В. Маяковского?

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1-2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной вами темы, а затем напишите сочинение в объеме не менее 200 слов (если объем сочинения менее 150 слов, то оно оценивается нулем баллов). Опирайтесь на текст литературных произведений, учитывайте позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы. В сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений.


2.1
2.3
2.4

"Мертвые души" — одно из ярчайших произведений русской и мировой литературы. Белинский назвал поэму Гоголя "творением, выхваченным из тайника народной жизни, беспощадно сдергивающим покров с действительности". Замысел "Мертвых душ", как и "Ревизора", был подсказан Пушкиным.
"Мертвые души" - вершина художественного мастерства Гоголя. В нем автор достигает удивительной сжатости и психологической глубины, изумительной пластичности в изображении помещиков, наделенных в поэме блестящими речевыми характеристиками; свободно переходит от сатирической к юмористической тональности, виртуозно использует детали предметной изобразительности и выразительности.
Композиция "Мертвых душ" подчинена замыслу автора показать "Русь с одного боку".
Поэма построена как история похождений Чичикова - чиновника, скупающего "мертвые души". Такая композиция позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях. Автор стремится сопоставить их между собой. Показ героев строится на последовательном усилении отрицательных черт, свойственных каждому из них. Сам Гоголь говорил об этом: "Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого: Манилов, Коробочка и так далее до Плюшкина". Смена образов все более усиливает духовное оскудение владельцев крепостных душ. Чтобы одним словом выразить всю сущность помещика, Гоголь использует говорящие фамилии. В описании различных помещиков присутствует своеобразное чередование: расхититель - накопитель. Встречи с ними у Чичикова строятся по одной и той же схеме: вначале дается описание усадьбы, затем -дома, потом самого владельца дома. Посредством описания какой-либо детали обстаьовки автор указывает на основную черту характера помещика. Гоголь был мастер детали, умел находить отражение характера человека в окружающих его мелочах быта. Далее в описании помещиков следует обед, угощение и предложение Чичикова продать "мертвые души". Описание всех пяти помещиков необходимо Гоголю для того, чтобы показать не только социальный аспект, но и различные типы человеческих характеров. Гоголь с потрясающей силой вскрыл паразитический характер существования владельцев крепостных крестьян.
Сатира Гоголя часто окрашена иронией. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит. Ирония помогла автору говорить в подцензурных условиях то, о чем говорить прямо было невозможно. Ирония - характерный элемент гоголевской сатиры. Мало кто из русских писателей XIX века пользовался этим оружием так искусно и изобретательно, как Гоголь.
Во второй главе автор знакомит нас с Маниловым - первым из пяти помещиков, у которых Чичиков скупает "мертвые души". Манилов уверен, что он живет в среде высоких человеческих интересов. Впечатление от этого персонажа непрерывно меняется. Сразу бросается в глаза его желание всем нравиться. Он уверен том, что живет высшими достижениями человеческой культуры. В полку, где служил Манилов, его считали образованнейшим и деликатнейшим человеком. Гоголь отмечает склонность своего героя заниматься "высокими предметами". Манилов сентиментален абсолютно во всем и прежде всего в семейном быту. Он совершенно не интересовался хозяйством, так как считал себя человеком хорошо воспитанным и не мог заниматься такими пустяками. Коснувшись в разговоре с Чичиковым городских чиновников, он называет их всех прекрасными людьми (вице-губернатор "милый"). Манилов также приходит в полный восторг от Чичикова, так как тот является для него достаточно привлекательным человеком с умом и умением вести себя в обществе. Этот помещик начинает связывать с Чичиковым свои очередные "прожекты", мечтает о совместной с ним жизни. Манилов представляет отношения между людьми в духе идиллических пасторалей, так как, по его мнению, единственной формой человеческих связей является чуткая, нежная дружба и сердечная привязанность. В его восприятии жизнь — полная, совершенная гармония. Знание жизни подменяется пустыми фантазиями. Манилов живет в иллюзорном мире, и сам процесс фантазирования доставляет ему огромное удовольствие. Отсюда и проистекает его любовь к красивой фразе. Манилов является сентиментальным фантазером, не способным к практическому действию. Праздность и безделие вошли в его плоть и кровь и стали неотъемлемой частью его натуры. Он лишен живой мысли, живого стремления, а та культура, которой гордится Манилов, — фарс, за которым скрывается пустота и бессодержательность. Он единственный среди помещиков вспоминает о законе и об интересах страны, но в его устах эти рассуждения принимают нелепый характер. Гоголь сравнивает Манилова со слишком умным министром. Здесь ирония Гоголя вторгается в запретную сферу - высшие эшелоны власти. Это могло означать лишь то, что иной министр - олицетворение высшей государственной власти - не так уж и отличается от Манилова и что "маниловщина" - типическое свойство этого мира. В сравнении с другими помещиками Манилов и в самом деле кажется человеком просвещенным, но это лишь одна видимость.
Они с Коробочкой являются в некотором роде антиподами: маниловская пошлость скрывается за высокими фразами, за рассуждениями о благе родины, а у Коробочки духовная скудность предстает в своем естественном виде. Коробочка не претендует на высокую культуру: во всем ее облике подчеркивается весьма незатейливая простота. Это подчеркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на ее затрепанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя и в отношениях с людьми. Коробочка отличается житейской непосредственностью, которая проявляет себя как выражение грубого прозаизма и обыденности, а также расчетливого практицизма. Главная цель ее жизни - упрочение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков не случайно видит в ее поместье следы умелого хозяйствования. Эта хозяйственность обнаруживает ее внутреннее ничтожество. У нее, кроме желания приобрести и извлечь пользу, нет чувств. Подтверждением является ситуация с "мертвыми душами". Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продает другие предметы своего хозяйства. Для нее нет разницы между одушевленным и неодушевленным существом. В предложении Чичикова ее пугает только одно: перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за "мертвые души". Коробочка не собирается уступать их Чичикову по дешевке. Гоголь наградил ее эпитетом "дубинноголовая". Он, как и в случае с Маниловым, вторгается в запретную область - высшие эшелоны власти - и сравнивает помещицу с почтенным и даже государственным человеком.
При переходе к образу Ноздрева Гоголь подчеркивает контраст между ним и Коробочкой. В противоположность неподвижной помещице Нозд-рев отличается удалью и "широким размахом натуры". Он подвижен, готов заняться любым делом, не задумываясь каким, но вся его активность лишена идеи и цели. Это активность человека, который свободен от всяких обязанностей что-либо создавать и добиваться каких-либо результатов. Поэтому все его порывы заканчиваются так же легко, как и начинаются, без каких-либо положительных итогов: "Все оканчивается или пустяками, или всевозможными историями". Его активность направлена на прожигание жизни. Он кутила и лихач. Ноздрев оказывается повсюду, где его могут, ожидать удовольствия жизни. В отличие от Коробочки Ноздрев не склонен к мелкому скопидомству. Его идеал - люди, всегда умеющие весело прожигать жизнь, не обремененные никакими заботами. В главе о Ноздреве мало деталей, отражающих быт его крепостных крестьян, но само описание помещика дает исчерпывающую информацию об этом, поскольку для Ноздрева крепостные люди и имущество — равнозначные понятия. Оба являются источниками прожигания жизни. Везде, где появляется Ноздрев, там кутерьма, склока, скандал. В понимании Ноздрева его жизнь наполнена смыслом. В этом отношении он напоминает Манилова, но отличается тем, что любит приврать, приукрасить, тогда как для Манилова характерна созерцательность. Отсюда тяга к хвастовству и вранью. Ноздрев - "мастер пули лить". В разговоре с Чичиковым Ноздрев хвастается абсолютно всем: жеребцом, прудом, собакой, - и в своей лжи просто неистощим. Она становится для него органическим явлением. Ложь для самой лжи. В отношениях с людьми Ноздрев свободен от каких-то норм и принципов. Он легко сходится с людьми, но не верен ни своему слову, ни чему-либо другому. В стремлении Ноздрева внести разлад в чужую жизнь чувствуется желание всем напакостить. В итоге, вся многосторонность героя лишена какого-либо положительного начала.
Гоголь назвал Ноздрева "историческим человеком".
В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить к людям, витающим в облаках. Этот герой твердо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При характеристике его быта Гоголь во всем отмечает основательность и фундаментальность. Это естественные черты жизни Собакевича. На нем и на обстановке его дома лежит печать неуклюжести, уродливости. Физическая крепость и неуклюжесть выступают в облике самого героя, "Он был похож на средней величины медведя", - пишет о нем Гоголь. В Собакевиче преобладает животное начало. Он лишен каких бы то ни было духовных запросов, далек от мечтательности, философствования и благородных порывов души. Смысл его жизни состоит в насыщении собственного желудка. Сам он, будучи противником враждебных материй, отрицательно относится ко всему, что связано с культурой и просвещением: "Просвещение - вредная выдумка". В нем уживается поместный существователь и накопитель. В отличие от Коробочки он хорошо понимает окружающую обстановку и понимает время, в которое живет, знает людей. В отличие от всех остальных помещиков он сразу понял сущность "негоции" Чичикова. Собакевич - это хитрый пройдоха, наглый делещ, которого трудно провести. Все окружающее ов оценивает лишь с точки зрения своей выгоды. В его разговоре с Чичиковым раскрывается психология кулака, умеющего заставить крестьян трудиться на себя и извлечь из этого максимальную выгоду. В атом стремлении Соба-кевич никого не стесняется и с медвежьим упорством пробивает себе дорогу в жизни. Он прямолинеен, достаточно груб и никому и ни во что не верит. Практическая хватка распространяется и на оценку им людей. Он мастер давать характеристики. В отличие от Манилова, в его восприятии все люди - разбойники, негодяи, дураки.
Последний помещик, которого посещает Чичиков, - Плюшкин, подобен по стремлениям Коробочке и Собакевичу, но стремление к накопительству принимает у него характер всеобъемлющей страсти. Единственная цель его жизни — накопление вещей. В итоге герой не отличает важного, нужного от мелочей, полезного от несущественного. Все, попадающееся ему под руку, представляет интерес, отсюда собирание хлама и ветоши. Плюшкин становится рабом вещей. Жажда накопительства толкает его на путь всяческих ограничений. Но сам он не испытывает никаких неприятных ощущений от этих ограничительных мер. В отличие от остальных помещиков, история его жизни приведена полностью. Она раскрывает истоки его страсти. Чем больше становится жажда накопительства, тем ничтожнее становится его жизнь. На определенном этапе своей деградации Плюшкин перестает испытывать потребность в общении с людьми, и отсюда - сознательный разрыв родственных связей, нежелание видеть у себя гостей. Своих детей Плюшкин стал воспринимать как расхитителей своего имущества, не испытывая никакой радости при встрече с ними. В итоге, он оказывается в полном одиночестве. Скупость Плюшкина доведена Гоголем до своих пределов. Плюшкин — "прореха на роде человеческом". Гоголь подробно останавливается на описании положения крестьян этого богатейшего помещика. В главе, посвященной Плюшкину, картины русской жизни принимают наибольшее социальное звучание.
Итак, Гоголь создал пять портретов, пять характеров, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают отдельные типичные черты русского помещика: скупость, бесшабашность, праздность, духовная пустота. Герои поэмы превратились в нарицательные понятия для обозначения отрицательных явлений русской жизни.