Проект (подготовительная группа) на тему: Проект в подготовительной группе: "Сказы П. П. Бажова". Слайд1 «Первобытная природа». Музыкально- художественная деятельность

Ольга Антропова

Актуальность проекта : Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом и куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только прекрасна уральская земля. Она – сказочно богата . На весь мир славится своими камнями : малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором; полезными ископаемыми : углем, рудой, золотом. А какие люди живут на Урале! Настоящие мастера своего дела. Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов . Знакомя детей с творчеством П. П. Бажова , мы рассказываем о красоте края , в котором они живут, знакомим с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом.

Проблема : В настоящее время дети мало знают историю своего края, и поэтому они с удовольствием слушают произведения уральского сказателя Бажова П . П. «Огневушка-Поскакушка» , «Синюшкин колодец» , «Серебряное копытце» , «Золотой волос» , «Про Великого Полоза» .

Информационная карта проекта

Организация «Детский сад № 20» , с. Троицкое.

Адрес : Свердловская область, Богдановичский район, с. Троицкое, ул. Ленина, дом 143.

Вид, тип проекта : среднесрочный, творческий, информационно-исследовательский. Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Цель : Познакомить детей с творчеством Уральского писателя П. П. Бажова .

Задачи :

Познакомить детей с жизнью и творчеством уральского писателя П. П. Бажова , которому в 2016 году исполнится 136 года;

Расширять информацию детей об истории Урала;

Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;

Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (народные высказывания , поговорки) ;

Учить детей договариваться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;

Формирование представлений о многообразии сказов П . П. Бажова , воспитывать положительное отношение к его сказкам ;

Познакомить с обычаями и традициями уральского округа;

Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений;

Создать условия для поисковой деятельности.

Место проведения : Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» , с. Троицкое

Возраст детей : 6 – 7 лет

Ожидаемые результаты :

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты : Для детей :

Создание в группе условий по ознакомлению детей с творчеством П. П. Бажова :

Чтение произведений и рассматривание иллюстраций к сказам П . П. Бажова ;

Конкурс рисунков «Сказы Бажова » ;

Создание альбома «Сказы Бажова » ;

Составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет;

Расширение кругозора детей;

Сплочение детского коллектива;

Оформление группы по сказке «Серебряное копытце» ;

У детей развиваются коммуникативные навыки;

Развивается творческое мышление и воображение;

Развиваются навыки самостоятельности, самоорганизации, свободы и ответственности;

Развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.

Для педагогов :

Самореализация, повышение творческого потенциала;

Повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.

Для родителей :

Повышается интерес родителей к ценностям личностно-ориентированного образования;

Родители осознанно включаются в процесс, таким образом, обеспечивается возможность преемственного продолжения работы с ребёнком в домашних условиях;

Оптимизация детско-родительских отношений;

Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;

Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

План реализации проекта

1 этап – подготовительный (одна неделя) .

Исходя из интереса детей, (возрастных возможностей) проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта .

2 этап – основной, организационно-практический (две недели) .

Реализация основных видов деятельности по направлению проекта . Презентация (групповая) .

3 этап – заключительный (итоговый) .

Включает в себя сбор и обработку практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта и представление данных результатов.

Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям : дети, родители, педагог.

Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.

Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах.

Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта .

Оборудование и материалы : Книги писателя П. Бажова ; картинки и иллюстрации к произведениям П. Бажова ; настольно-печатные игры; видео, аудиозаписи; магнитофон, телевизор; компьютер; материалы для продуктивной изобразительной деятельности; коллекция камней и минералов.

Литература :

1. Толстикова О. В., Смирнова З. И. Мы живем на Урале : образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО» . – 2013г. –103с.

2. Бажов П . П. Серебряное копытце : Сказ – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1985. – 16 с.

3. Бажов П . П. Огневушка-Поскакушка : Сказ – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1976. – 24 с.

4. Бажов П . П. Голубая змейка : Сказы – Москва , изд. «Современник» , 1991. – 92 с.

5. Бажов П . П. Сказы/ Подготовка текста , послесл. и комментарии. Слобожаниной Л. М. – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1988. – 496 с.

6. Рассказы и сказки советских писателей . - Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1990. – 544 с.

7. Бажов П . П. Малахитовая шкатулка. Илл. Т. Ляхович. – М.: Изд. во ЭКСМО, 2004. – 592 с.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мероприятие Цели Ответственные Сроки проведения

I этап – подготовительный

Анкетирование родителей

Выявить, читают ли родители детям книги. Что предпочитают слушать дети. Воспитатели 1-я неделя

Подбор библиотеки

Развивать у детей интерес к произведениям

П. П. Бажова

3 Акция «Подари книгу детскому саду» (произведения об Уральских писателей)

Пополнить библиотеку группы книгами о природе. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы. Воспитатели, родители 1-я неделя

4 Оформление родительского уголка : размещение статей, консультаций, рекомендации по теме проекта Просвещать родителей. Воспитатели 1-я неделя

5 Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала по Сказам П . П. Бажова Создать условия для демонстрации произведений П. Бажова . Воспитатели, родители 1-я неделя

II этап – основной, организационно-практический

6 Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям П. Бажова Развивать у детей интерес к книгам творчеству писателя. Воспитатели 2-я неделя

7 Оформление книжного уголка Создать условия по реализации проекта . Развивать интерес к книгам. Воспитатели 2-я неделя

8 Составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет; отгадывание кроссворда по сказу Бажова «Серебряное копытце» Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса. Воспитатели 2-я неделя

9 Знакомство с творчеством писателя. Виртуальная экскурсия в дом-музей Павла Бажова . Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности речи. Познакомить с обычаями и традициями родного края. Воспитатели 2-я неделя

10 Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова , иллюстраций и книг П. П. Бажова , иллюстраций о жизни простых людей тех времён Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова , о культуре и быте народов Урала. Воспитатели 2-я неделя

11 Виртуальная экскурсия

в Уральский геологический музей для детей старшего дошкольного возраста

Пробуждать и поддерживать интерес детей к истории родного края. Развивать у детей стремление к познанию природных богатств Урала, через познавательную, исследовательскую деятельность. Воспитатели 2-я неделя

11 Чтение произведений

П. П. Бажова

«Хозяйка медной горы» , «Огневушка-Поскакушка» , «Серебряное копытце» , «Голубая змейка» , «Малахитовая шкатулка» , «Синюшкин колодец» Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности. Воспитатели 3-я неделя

13 Просмотр видеофильма «Серебряное копытце» Способствовать расширению кругозора детей, сообразительность, смекалки, развивать познавательный интерес. Воспитатели 3-я неделя

14 Продуктивная деятельность по произведениям «Сказов П . Бажова » :

лепка «Олененок» ,

рисование иллюстраций к сказам «Серебряное копытце» ; рисование «Служки-подружки Хозяйки Медной горы» . Учить отображать свои впечатления в рисунках. Воспитатели 3-я неделя

16 Презентация проекта «Сказы Бажова »

Создать папку иллюстраций к сказам П . П. Бажова . Учить детей представлять результат своей деятельности Воспитатели, родители, дети 4-я неделя

3 этап – заключительный (итоговый)

17 Обработка и оформление материалов проекта Воспитатели , родители, дети 4-я неделя

18 Развлечение по мотивам сказов П . Бажова «Малахитовая елочка в гостях у Хозяйки Медной горы»

Воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети 4-я неделя

Анализ : В результате работы над проектом «Сказы Бажова » :

В группе созданы условия для ознакомления детей с произведениями писателя;

Произошли позитивные изменения взаимоотношений между родителями и педагогами группы;

Выросла активность родителей, желание участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду;

Отмечается рост творческой активности детей;

Отмечается рост интереса детей к книгам, стремление рассматривать иллюстрации;

Через сказы великого Бажова дети увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России;

Дети полюбили необычных героев сказов , «тайную силу» , хранителей земельных богатств Урала;

Дети узнали истинные общечеловеческие ценности : трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.



Информационно-исследовательский проект

«Сказы Бажова».

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, творческих способностей детей группы. Вызвать у детей интерес к творчеству П.П.Бажова.

Задачи:

Создать условия для реализации проекта.

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, расширять кругозор детей. Познакомить с биографией П.П. Бажова. Приобщать к культуре и быту народов Урала.

Познакомить детей со сказами П.П. Бажова.

Развивать литературную речь; приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

Развивать детское творчество через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов; приобщать к изобразительному искусству через рассматривание изделий уральских промыслов, иллюстраций, альбомов.

Приобщать родителей к участию в мероприятиях, проводимых ОУ, к семейному чтению литературных произведений.

Содействовать формированию благоприятного климата в семье посредством чтения сказов Бажова.

Создать альбом иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

Актуальность:

Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы. Редко встречается книги Бажова в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза при чтении – это необычный язык сказов и его отличие от современной лексики.

Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Голубой Змейкой. Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми изумрудно-малахитовыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, рубиновыми ягодами рябины и трудолюбивые люди, прекрасные как камни-самоцветы.

Мы решили изучить особенности языка его сказов, определить отличия между сказками и сказами, помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить их к культуре и быту народов Урала.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Лепка», «Рисование», «Аппликация», «Художественная литература».

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.

Гипотеза:

Если мы реализуем проект, то дети будут более активные, любознательные, интересующиеся новым, неизвестным в окружающем мире. Дети будут иметь представление о творчестве П.П.Бажова.Родители вместе с детьми начнут читать сказы Бажова, учить стихи

Реализация проекта:

I этап - подготовительный :

- подобрать материала о П.П.Бажове;

- провести анкетирование родителей;

- рассмотреть иллюстрации в книгах (разные художники к одному и тому же сказу).

II этап – исследовательский:

- провести экскурсию в библиотеку;

- провести беседу «Что мы знаем о П.Бажове».

- изображение (рисование) иллюстраций к сказам «Голубая Змейка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце».

- - моделирование (аппликация) малахитовой шкатулки.

- изготовление (лепка) украшений из «Малахитовой шкатулки»,

III этап – заключительный:

- оформить выставку украшений из «Малахитовой шкатулки»;

- создать папку иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

    Коммуникация

Занятия:

Беседа «Что мы знаем о П.Бажове»;

заучивание стихов о сказах П.Бажова;

экскурсия в библиотеку.

Чтение :

Сказы:«Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка»,«Синюшкин колодец».

Цели:

Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.

Осуществлять словарную работу. Активизировать речь детей словами: «Сказы П.Бажова», «побывальщины», забой, камнерезы, мастеровые, крепостные, и др.; расширяя и уточняя знания детей об истории Урала.

Развивать умение связно, последовательно пересказывать сказы. Развивать память, мышление, воображение, речь детей.

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

Развивать познавательно-исторический интерес к судьбе своей страны.

Прививать интерес к художественной и познавательной литературе.

    Познание

Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова,

иллюстраций и книг П.П.Бажова,

иллюстраций о жизни простых людей тех времён.

Цели:

Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова, о культуре и быте народов Урала.

3.Художественное творчество

Рисование: «Иллюстрации к сказам Бажова».

Аппликация:

«Малахитовая шкатулка».

Лепка:

«Малахитовые бусы»,

«Серёжки из яшмы»,

«Родонитовые броши»,

«Украшения из малахитовой шкатулки»,

«Малахитовая чаша»,

«Ящерица».

Цели:

Продолжать развивать творчество детей через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов. Знакомить с изделиями уральских промыслов через рассматривание иллюстраций, альбомов, малых форм.

    Тематический вечер «Путешествие по сказам дедушки Бажова»

    Анкетирование родителей

Анализ:

В результате работы над проектом «Сказы Бажова»

-в группе созданы условия для ознакомления детей с произведениями писателя;

-произошли позитивные изменения взаимоотношений между родителями и педагогами группы;

-выросла активность родителей, желание участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду;

-отмечается рост творческой активности детей;

-отмечается рост интереса детей к книгам, стремление рассматривать иллюстрации

-через сказы великого Бажовадети увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России;

- дети полюбили необычных героев сказов, «тайную силу», хранителей земельных богатств Урала;

- дети узнали истинные общечеловеческие ценности: трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.

Литература:

    З.И.Смирнова, О.В.Толстикова «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала».

    «Малахитовая шкатулка» Свердловское книжное издательство.

    Сказы: «Серебряное копытце»,

«Голубая змейка»,

«Малахитовая шкатулка»,

«Синюшкин колодец»,

г. Екатеринбург

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1

Проект

«Волшебный мир

П.П. Бажова»

Мусина Л.Д.

Краткая аннотация работы

База внедрения: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16

Тип проекта: познавательный, творческий, среднесрочный.

Сроки реализации:

Участники проекта:

воспитанники 6 -7 лет, родители (законные представители), воспитатель.

Цели проекта:

Создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности, творческих способностей детей группы, через знакомство с творчеством уральского писателя П. П. Бажова.

Задачи проекта:

  1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, расширять кругозор детей.
  2. Приобщать к культуре и быту народов Урала.
  3. Познакомить детей со сказами П.П. Бажова.
  4. Развивать литературную речь; приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
  5. Развивать детское творчество через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов; приобщать к изобразительному искусству через рассматривание изделий уральских промыслов, иллюстраций, альбомов.
  6. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.

Актуальность.

Воспитание патриотических чувств - задача каждого педагога. А начинать это воспитание нужно с малого - прививать любовь к родному городу и краю.

Уральцы любят свой край и природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь многие писатели рассказывают о красоте нашего края, знакомят с его прошлым, бытом и обычаями предков. Одним из писателей был Павел Петрович Бажов, он своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Голубой Змейкой.

Знакомя детей с творчеством П.П. Бажова мы создаем основу для формирования патриотических чувств.

Создание условий для ознакомления детей с произведениями П.П. Бажова;

Формирование чувства гордости за родной край;

Развитие творческих способностей воспитанников;

Создать у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к рассматриванию иллюстраций, книгам.

План реализации проекта

Этапы внедрения проекта

Подготовительный

(Организационный)

Педагоги

Воспитанники

Создание в группе условий по ознакомлению детей с творчеством П. П. Бажова

Знакомство детей с темой проекта.

Выяснение уровня знаний детей о произведениях П.П. Бажова.

Посещение дома - музея П.П.Бажова.

Знакомство родителей с темой проекта.

Анкетирование родителей «Читаете ли детям?»

Привлечение родителей к оформлению выставки в группе.

Основной

Организация выставки книг П.П. Бажова.

Разработка НОД, дидактического материала для закрепления пройденного материала.

НОД, беседы, подвижные игры, просмотр, мультфильмов, иллюстраций по теме, чтение художественной литературы, творческая работа для закрепления материала

Консультация, беседы.

Сбор информации и помощь в создании лэпбука, выставки.

Заключительный

Проведение анализа проекта.

Организация выставки творческой деятельности детей во время проекта.

Представление опыта работы над проектом для педагогической и родительской общественности.

Викторина по сказам П.П.Бажова

Презентация проекта на общем родительском собрании.

Интервьюирование.

Перспективный план работы.

неделя

1 неделя

30.01-03.02

Беседа «Красота родного края»

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям П. Бажова

Чтение сказов «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок»

заучивание стихов о сказах П. Бажова

Изготовление картины «Медной горы хозяйка в образе змейки» в технике пластилинография

Консультация

Помощь в оформлении книжного уголка.

Сбор информации для создания лэпбука: стихи про родной край, биография П.П. Бажова

2 неделя

06.02-10.02

Беседа «Правда или вымысел?»

Чтение сказов «Огневушка - Поскакушка», «Малахитовая шкатулка»

Изготовление «Малахитовой шкатулки» в технике пластилинография

Сбор информации для создания лэпбука: словарь незнакомых слов из сказов Бажова

3 неделя

13.02-17.02

Беседа: «Как жили люди на Урале»

Чтение сказов «Голубая змейка», «Серебрянное копытце»

заучивание стихов о сказах П. Бажова Изготовление «Серебрянное копытце» в технике бисероплетение

Консультация

Сбор информации для создания лэпбука: персонажи сказов, загадки.

4 неделя

20.02- 24.02

беседа «Что мы знаем о П. Бажове»

Чтение сказов «Синюшкин колодец»

рассмотреть иллюстрации в книгах (разные художники к одному и тому же сказу)

Создать папку иллюстраций к сказам П.П. Бажова

Изготовление бус из бумаги в технике скручивания.

Создание лэпбука


Материально - техническое обеспечение.


Ожидаемые результаты.

расширение кругозора детей в области знаний творчества уральских писателей, развитие творческих способностей ребят, приобщение родителей и детей к совместной деятельности, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

Используемая литература:

  1. З. И. Смирнова, О. В. Толстикова «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала».
  2. «Малахитовая шкатулка» Свердловское книжное издательство.
  3. Сказы: «Серебряное копытце»,

«Голубая змейка»,

«Медной горы хозяйка»,

«Малахитовая шкатулка»,

«Синюшкин колодец»,

«Каменный цветок».

  1. Интернет - ресурсы:

Анкета для родителей на тему:

"Читаете ли Вы дома ребенку и что?"

1.Читаете ли вы ребенку книги?

Если да, то как часто:

— ежедневно;

— несколько раз в неделю;

— редко, когда есть время.

2.Вы читаете детям книги:

— по просьбе ребенка;

— по своей инициативе.

  1. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребенком?
  1. Есть ли у ребенка домашняя библиотека?

Сколько книг (приблизительно) она включает?

Каких жанров (стихи, сказки и т.д.)?

_________________________________________________________

  1. Какие книги предпочитает ваш ребенок:

— сказки;

— стихи;

— литературу о природе;

— энциклопедии, книги познавательного содержания;

— нет определенных предпочтений.

  1. Рассказывает ли ваш ребенок о книгах, которые прочитали в детском саду?

______________________________________________________

  1. Ходите вы с ребенком в библиотеку?

______________________________________________________

  1. Читаете ли вы с ребенком произведения для длительного чтения?

Если да, то какие последние произведения вы прочитали?

______________________________________________________

  1. Читаете ли вы сами литературу?

Если да, то какую предпочитаете:

— периодическую (журналы, газеты);

— познавательную;

— художественную

Беседа с детьми

«Красота родного края»

Задачи : Познакомить детей с природой родного края. Дать детям знания о лесах нашего края. Показать роль природы в жизни человека; воспитывать заботливое бережное отношение к природе как источнику красоты и доброты. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.

Ход беседы:

Воспитатель читает стихотворение поэта Татьяничевой Людмилы«Малахит»

Когда-то над хребтом Урала,

Солёной свежести полна,

С ветрами запросто играла

Морская вольная волна.

Ей было любо на просторе

С разбегу устремляться ввысь.

Отхлынуло, исчезло море,

И горы в небо поднялись.

Но своенравная природа

То море в памяти хранит:

В тяжёлых каменных породах

Волной играет малахит.

Он морем до краёв наполнен,

И кажется: слегка подуть —

Проснутся каменные волны

И морю вновь укажут путь.

Ребята, о чём говориться в этом стихотворении?

А вы знаете, что такое природа?

Сегодня мы поговорим с вами о природе родного края. Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас (ответы детей)

Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза - любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.

Белая берёза

Люблю берёзку русскую

Под моим окном

То светлую, то грустную,

Принакрылась снегом,

В зелёном сарафанчике

Точно серебром

С платочками в карманчиках

И стоит берёза

С красивыми застёжками,

В сонной тишине

С зелёными серёжками.

И горят снежинки

Люблю её, нарядную,

В золотом огне.

Родную, ненаглядную

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Что такое лес? Конечно, лес - это не только много деревьев. Это кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. Если сверху с самолета посмотреть на нашу землю, то окажется, что земля имеет зеленый цвет. Почему?

Леса бывают разные. Много песен, стихотворений сложено про красавицу березку, а лес, где растут березы, называется … (березняк) . Найдите среди картин ту, на которой нарисован березняк. А как назовем лес, где растут ели? (Находят картинку ельника.) Сосны? (Сосняк.) Дубы? (Дубрава.) Как вы думаете : что такое смешанный лес? (Лес, где рядом растут разные породы деревьев - сосны, березы, осины ит. д.).

Лес выделяет кислород, нужный для дыхания. Он защищает почву от размыва. Из древесины можно изготовить более 20 тысяч изделий и продуктов. В лесу растет много полезных лекарственных растений. Лес - это дом животных, птиц. Лес - это место отдыха для человека. Вот почему лес называют зеленым другом.

Как вы понимаете словосочетание «охрана природы»?

Это хозяйское использование ее богатств, бережное отношение к природе.

Для восстановления лесов ежегодно высаживаются деревья. Большую роль в охране природы играет современная техника. С космических аппаратов ведутся съемки земной поверхности, которые помогают предотвратить лесные пожары, стихийные бедствия, например : наводнения.

Ребята, в нашей крае очень много разных растений и животных. Какие животные обитают на нашем Урале? Птицы? Насекомые? (Ответы детей) .

Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют - редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей) .

Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие - из-за вкусного мяса, третьи - из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.

Задумались люди : как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет - цвет опасности! Внимание! Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно! Может случится беда. Вот так выглядит Красная Книга России.

Она информирует, какие виды животных и растений в опасности. Призывает изучать эти виды. Предупреждает об исчезновении этих видов. Советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Для удобства пользования, страницы у книги цветные.

На красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения и которые уже невозможно спасти без введения специальных мер охраны.

Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все : травы, грибы, птицы, рыбы и все живое. Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (Ответы детей) . Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы.

  1. На природезапоминать увиденное.
  2. Ходить по тропинкам.
  3. Не ломать ветки деревьев.
  4. Не топтать цветы, травы.
  5. Не кричать, не включать громко музыку.
  6. Не лезть в птичьи гнезда.
  7. Не ловить насекомых.
  8. Не разрушать грибницы.
  9. Не оставлять не затушенных костров.
  10. Не разорять муравейники.

А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (Ответы детей) . Давайте мы сами никогда не будем их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах. И тогда природа в нашем крае будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.

Беседа с детьми

«Как раньше жили люди на Урале»

Задачи: познакомить детей с жизнью первобытных людей Урала: их жилище, охота, пища, одежда; расширять знание детей о внешнем облике и быте первобытного человека; формировать умение использовать мимику и жесты в соответствии с ситуацией; расширять словарный запас введением новых слов; развивать познавательный интерес, речь, память, воображение, мелкую моторику

Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в необыкновенное путешествие, в самое начало нашей истории - в древний мир. Это время было очень и очень давно, на нашей планете жили уже разные птицы, животные, насекомые и растения, а потом появился человек. Откуда он появился, как вы думаете?

(ответы детей)

Жил на свете первобытный человек.

Он впервые в жизни видел даже снег.

Строил хижины и убивал он дичь,

И бросал он обезьянкам громкий клич,

Чтоб ему отдали самый спелый фрукт

И еще какой-нибудь тропический продукт.

Эти люди назывались первобытными, потому что они были первыми. Их быт, порядок жизни являлся первым. До этого времени на территории Урала люди не жили.

Слайд1 «Первобытная природа»

Посмотрите, как выглядела природа, когда жили первобытные люди?

Есть ли здесь знакомые вам растения? (ответы детей)

Каких животных вы видите? (мамонт, саблезубый тигр, пещерный медведь). Дети сравнивают животных (ответы детей)

Слайд 2 «Первобытный человек».

Посмотрите, как выглядели древние люди, на кого они были похожи?

Что можно сказать о том, как они ходили, какие у них были руки (длинные, свисали до колен), для чего они были им нужны?

Древний человек был совсем голый. Могли ли эти люди говорить? (ответы детей)

Древние люди говорить не умели, а издавали лишь звуки, которыми выражали гнев, страх, радость. С помощью мимики и жестов они указывали друг другу на источник опасности.

Сейчас мы с вами пообщаемся с помощью жестов и мимики. Например, как сказать языком жеста, чтобы было тихо (прижать палец у губам), как принято приветствовать друг друга - здороваться (протягивать друг другу руку, махать), как выразить свое одобряющее отношение к чему-либо (поднять большой палец вверх)?

И только позже древний человек научился говорить. Мы с вами очень хорошо владеем речью, давайте попробуем проговорить скороговорки. (Дети проговаривают скороговорки)

Как вы думаете первобытные жили по одиночке или племенами? (ответы детей)

Первобытные люди жили племенами. Т.к. среди диких зверей первобытным людям было трудно выжить. Среди них всегда был кто -то умнее, сильнее, мудрее. И этого человека выбирали вождем.

Как вы думаете, где расселялись первобытные люди? (Около рек, озер, ручьев). Почему? (В реках, ручьях вода, рыба)

Еще что нужно было им, чтобы выжить? (жилье)

Слайд 3 «Жилища первобытных людей».

Посмотрите, какие были жилища (в виде землянок прямоугольной формы с очагом на полу). Позже люди строили их, используя ветки деревьев, бивни и кости мамонтов, укрывали их шкурами животных, для тепла.

Сейчас, давайте сами, построим жилище первобытного человека. (Дети строят из палочек, шкурок, меха, шерсти)

Первобытные люди, живущие у нас на Урале, устраивали свои жилища в пещерах, поэтому первобытного человека еще называют пещерным человеком.

Почему люди прятались в пещеры, а не оставались на земле? (укрывались от дождя, ветра, диких животных)

Динамическая пауза «Первобытный человек»

Вот бы жить до эры нашей (дети поднимают руки вверх, поднимаются на носки)

Не жизнь, а просто шик! (разводят руки широко в стороны)

Есть не заставляют кашу (наклон головы влево и на право)

Жарят каждый день шашлык. (мельница)

Ешь шашлык из мамонта! (двумя руками гладят живот)

Абу- тубу- тубу-та! (ходьба на месте)

Жизнь такая - просто класс! (руки вперед, большой палец вверх)

Жалко только не у нас. (обхватили руками колени)

Слайд 4 «Охота первобытного человека»

Посмотрите на экран, и скажите, как охотились первобытные? (они ходили на охоту на мамонтов, тигров загоняли мамонта в яму, забрасывали его

копьями, камнями)

Слайд 5 «Орудия труда, охоты»

Вы правы, но чуть позже люди научились делать оружие из разных материалов: из камня- ножи, дротики, наконечники копий, скребло, ручное рубило; из дерева- ручки топора, костей. Каменное острие привязывали к дереву с помощью растений -лиан.

- (Дети рассматривают слайд, выбирая орудие первобытного человека: нож из камня, лук и стрелы, копье из дерева, рогатку, заостренные кости животных и рыб…)

Из какого материала они сделаны?

Сейчас, у нас с вами есть картонные наконечники и ниточки с палочками. Мы займемся изготовлением орудия охоты первобытного человека. (дети изготовляют самостоятельно)

Что можно было использовать в пищу из в реках, озерах? (Рыбу).

Игра «Кто быстрее поймает рыбу»

Как же можно было приготовить рыбу? (ответы детей)

Первобытные люди ее просто вялили на солнце, жарили на костре. Они очень быстро поняли, что приготовленная таким образом пища очень полезная и вкусная.

Поэтому, когда люди впервые увидели огонь, то они его очень боялись, но потом приручив его поняли, какую пользу приносит огонь т.к. они могли около него и согреваться в холод и защитится от диких зверей. Всегда в племени был человек, который следил за огнем, не давая ему угаснуть. А позже люди научились сами добывать огонь. Может кто из вас, знает, как это делали первобытные люди? (ответы детей)

Экспериментирование. Добывание огня с помощью трения палочек (дети пытаются добыть огонь, вставив палочку в отверстие с мхом, быстро вращая ее)

Видите, как трудно добыть огонь, поэтому древние люди его берегли и боготворили. Они понимали, что огонь- это жизнь.

Жизнь первобытных людей была очень тяжелой. Стихийные капризы природы уничтожали посевы, урожаи. А когда люди научились использовать в пищу зерна и протирая их заметили, что упавшие зерна прорастают, тогда и появилось земледелие. А когда с охоты мужчины стали приносить разных животный (поросят, козлят, щенков…), то появилось скотоводство. И собака была первым животным прирученным человеком.

Слайд 6 «Человеческое стадо»

Чем занимались женщины, когда мужчины были на охоте? (собирали ягоды, нянчили детей, готовили пищу, шили одежду).

Из чего они шили одежду? (из шкур животных)

Да они сшивали ее рыбьими костями и заостренными костями животных. Позже они научились украшать одежду камешками, ракушками. Стали делать ожерелье, бусы, браслеты из слоновой кости и звериных зубов.

Когда первобытные люди отдыхали после трудного дня, как вы думаете, чем они могли еще заниматься? Они рисовали.

Слайд 7 «Наскальные рисунки»

Как вы думаете, чем они рисовали? Что рисовали? (дети рассматривают слайд)

Рисовали они пальцами, углем, камешками, красками из толченого камня на потолке и стенах пещер. Рисовали животных, сцены охоты, людей. Эти рисунки очень прочные, поэтому они сохранились до сегодняшнего времени. И сейчас в Игнатьевской пещере, на Южном Урале, эти изображения можно увидеть.

Сейчас мы возьмем угольки и попробуем нарисовать что-нибудь из жизни первобытных людей (дети рисуют, устраивая выставку)

Подведение итогов, анализ.

Наше путешествие в начало нашей истории- древний мир закончилось

Где мы сегодня с вами побывали? Что нового и интересного мы узнали?

Кто такие первобытные люди? Чем они занимались? Что вам больше

всего понравилось в нашем путешествии?

Беседа с детьми

«Что мы знаем о П.П. Бажове»

Задачи: знакомить детей с биографией и творчеством писателя Павла Петровича Бажова; формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение; воспитывать у детей интерес к книге и ее героям.

Воспитатель: Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 г., в городе Сысертский завод, Екатеринбургский уезд, Пермская губерния в семье рабочих.

Его отец Петр Васильевич работал на металлургическом заводе. Был хорошим мастером. Руки у Петра Васильевича были золотые. Характер был волевой и крепкий, за что его в народе прозвали «Сверло».
Его мать Августа Степановна рано осиротела, ей пришлось самой зарабатывать на жизнь рукоделием, она вязала удивительной красоты кружева.
Маленький Павел с раннего возраста видел тяжелый труд взрослых людей. По вечерам, отдыхая от трудной работы, взрослые рассказывали сказы, которые жадно слушали ребятишки. Сюжеты этих сказов хранили в себе народные предания о тяжелом труде людей в старых рудниках, легенды о несметных сокровищах Уральских гор, которые охраняет «тайная сила» - Малахитница.
Павел был единственным ребенком в семье, поэтому родители смогли дать ему образование. Пашу отдали учиться в духовное училище в городе Екатеринбурге.

Учился мальчик очень хорошо, он был одаренным ребенком, за что и был переведен в духовную семинарию города Перми.

Но смерть отца перевернула судьбу Павла Бажова. Ему пришлось пойти работать, чтобы продолжать свое обучение и помогать матери, у которой начались проблемы со здоровьем, она стала слепнуть.
Когда юноше было 20 лет, он устроился работать учителем русского языка и литературы в глухой деревне Шайдурихе возле заводов.
История родного края всегда влекла Павла Бажова. Каждый год во время школьных каникул он странствовал по Уралу, беседовал с людьми рабочих профессий: рудокопами и литейщиками, камнерезами и старателями. Все эти рассказы он старательно записывал. В свою записную книжку он заносил словечки и людскую речь, которая передавала характерные черты быта и жизненного уклада горнозаводских рабочих. Писатель любовался красотой Уральских камней.
Школьным учителем Павел Петрович Бажов проработал 18 лет. Затем его пригласили в духовное училище города Екатеринбурга, то самое которое он когда то и закончил.
Писатель построил в Екатеринбурге небольшой дом, в котором и поселился с мамой и женой. Павел Бажов стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.
Павел Петрович Бажов долго и тщательно собирал материал для своей первой книги. В 1939 г. вышла в свет книга «Малахитовая шкатулка» Главная ее героиня, хозяйка Медной горы, допускает в недра Земли- матушки и отдает свои богатства только честным, смелым и работающим людям, которые не на богатства зарятся, а на красоту камня любуются.

Хозяйка Медной горы.

В Медной горе Хозяйка сурова,
Не проронила лишнего слова.
Ящеркой малой являлась на свет,
В шкатулке Малахитовой хранила секрет!

Павел Петрович написал для детей сказы: «Огневушка - поскакушка», «Серебрянное копытце», «Таюткино зеркальце», «Голубая змейка» и многие другие.
На 60-летний юбилей Павлу Петровичу Бажову друзья подарили большую книгу, в которую вошли 14 сказов.
За книгу «Малахитовая шкатулка» Бажов получил орден и государственную премию.
Сказы Павла Петровича Бажова умны и красивы. Композиторы сочиняли музыку, художники рисовали иллюстрации по мотивам сказов. По сюжетам любимых сказов поставлены спектакли, сняты кинофильмы и мультфильмы.
Писатель П.П. Бажов большой мастер слова, он вложил много труда, знаний, вдохновения, чтобы подарить миру тайны Уральских гор.
Павла Петровича Бажова помнят и чтят у нас в стране, его именем названы улицы, сквер и библиотека. «Центральная городская библиотека имени П.П.Бажова». Свердловская область, г.Лесной, ул.Ленина, 69.
В городе Москве есть район Ростокино, в котором располагается улица Бажова и улица Малахитовая. Есть красивый жилой комплекс, который носит название Каменный цветок. Самой главной достопримечательностью района Ростокино, является Сквер Бажова. Украшением сквера бесспорно можно считать скульптуры героев сказов.
3 декабря 1950 года Павла Петровича Бажова не стало. Ему было 71 год. Похоронили писателя на кладбище в городе Екатеринбурге.
В Сысерти и Екатеринбурге сохранились дома, где жил писатель. Теперь это музеи.
Каждое лето, начиная с 1993 года в Чебаркульском районе проводится Бажовский фестиваль, на котором собираются поклонники таланта, тем, кому дороги культура и народные традиции Урала.
Тайная сила сказов Павла Петровича Бажова хранится в описанных исторических событиях жизни простых рабочих добывающих камень. Отличают сказы Бажова поэтичные образы главных героев, перекликающие с русским фольклором, напевность и жизнерадостная эмоциональная окраска народной речи. Павел Бажов подарил читателю неповторимый загадочный мир.

Конспект НОД по пластилиннографии

«Хозяйка медной горы»

Задачи:

закреплять знания детей о персонажах сказов Бажова, развивать мелкую моторику, продолжать обучать детей нетрадиционным техникам работы с пластилином, воспитывать усидчивость, терпение, внимательность.

Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку:

Небольшого росту девка,
И сама вся статная,
И коса ее чернява,
Да такая ладная.
Платье цвета малахита,
В косе ленты красные,
Глаза. Словно изумруды,-
Волшебные, ясные.

Воспитатель : Правильно, ребята, это Хозяйка Медной горы. А в каком образе она появлялась на людях?(Ответы детей)

Правильно, в образе ящерицы.

Ребята, у нас сегодня будет необычная лепка. Мы будем рисовать пластилином ящерицу. Сначала мы с вами возьмем прозрачный файл и прорисуем контур нашей ящерицы. Теперь мы можем взять пластилин и начать заполнять этот контур. Возьмем небольшой кусочек пластилина и сделаем глаз у ящерицы, теперь крапинки на спинке нашей героине. Чем отличалась Хозяйка Медной горы в образе ящерицы от других ящерок? (Ответы детей). Каким цветом бывает ящерица? Берем зеленый пластилин, им мы будем заполнять туловище нашей ящерицы, размазывая пластилин тонким слоем. Сначала отщипываем маленький кусочек пластилина, делаем из него шарик, кладем на основу (голова, хвост) и размазываем. Аккуратно делаем, не выходя за контур. Затем пластилином размазываем лапки ящерки. Вот и наша ящерица готова! Посмотрите, какие у вас красивые работы получились! Вы наверно очень устали? Давайте отдохнем и поиграем. Проведение физминутки.

Конспект НОД по бисероплетению

«Серебрянное копытце»

Задачи: закреплять знания детей о персонажа сказов Бажова, познакомить детей с новой техникой бисероплетение, развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, усидчивость, способность доводить начатое до конца.

Дети, отгадайте загадку:

Звонкое копытце,

рожки в пять ветвей,

Дружит он с Мурёнкой,

называй его скорей.

Правильно, это персонаж сказа Бажова Серебряное копытце. А кто расскажет о нем? Чем Серебряное копытце отличался от других козликов?

Сегодня мы с вами займемся бисероплетением, а для этого нам понадобится:

  • 10 бусин маленьких (1 - серебряная)
  • 16 бусин перламутровых средних;
  • 4 бусины перламутровые крупные;
  • бисер коричневого цвета для рожек;
  • проволока.

Внимательно изучите те схемы, которые лежат у вас на столах. Начнем плетение с туловища козленка, а именно с небольшого хвостика. На проволоку наденем 1 маленькую бусинку и закрепим ее. Далее на проволоку одеваем еще 6 маленьких бусин и формируем левую заднюю ножку. Закрепляем, оставив одну последнюю бусинку и проведя проволоку через 4 следующих. Для самого туловища одеваем 3 больших бусины и для левой передней ножки - 5 маленьких бусинки, закрепляем ножку как предыдущую. Для шеи и головы - одеваем 3 маленьких, 1 большую, 1 маленькую, закрепляем, проведя проволоку обратно через 4 бусины. Формируем правую переднюю ножку: 4 маленьких, 1 серебряная, закрепляем. Проводим проволоку обратно через туловище и формируем правую заднюю ножку.

Мы с вами сделали нашего козленка, осталось сделать ему рожки. Но прежде мы с Вами немного отдохнем.

Проведение физминутки.

Рожки для нашего олененка плетем из пяти полосок, отдельно от самого тела. Затем соедините их с тельцем при помощи концов проволоки, проведя их сквозь бисер и закручивая с другой проволокой. Схема содержит рисунок только одного рога, но как вы понимаете, нужно сплести два.

Посмотрите, какие красивые козлята у вас получились.

Викторина по сказам Бажова

Воспитатель: Весь месяц мы знакомились с творчеством П.П. Бажова, а сегодня мы узнаем, хорошо ли вам теперь знакомы сказы Бажова.

Конкурс

  1. Что мечтал сделать из камня Данило - мастер? (цветок)
  2. Прозвище старика, взявшего на воспитание сиротку.(Кокованя)
  3. Как звали сиротку?(Даренка)
  4. Как звали кошку Даренки?(Муренка)
  5. В каких случаях Огневушка - поскакушка показывалась людям? (когда хотела показать, где лежит золото)
  6. Сколько раз Огневушка показывалась Федюне?(три раза)
  7. В кого превращалась Хозяйка Медной горы?(в ящерку)
  8. Как наказали Степана за то, что он передал слова Хозяйки приказчику? (выпороли и приковали цепью в забое)
  9. Откуда появилась малахитовая шкатулка в семье Степана?(её подарила Хозяйка Медной горы)
  10. Почему жена Степана Настасья не могла носить украшения из малахитовой шкатулки?(потому что кольца ей жали, от бус было холодно, а серьги оттягивали мочки ушей)
  11. Кому досталась малахитовая шкатулка?(дочери Степана Танюшке)
  12. Где козлик скакал, люди камешки находить стали. Какие? (хризолиты)

Конкурс «Угадай сказ по вещи»

Дети вытаскивают из шкатулки вещь и называют сказ, в котором она встречается.

  1. Кошка.(«Серебряное копытце»)
  2. Голубенький платочек.(«Огневушка - поскакушка»)
  3. Лопатка.(«Огневушка - поскакушка»)
  4. Ящерка.(«Медной горы Хозяйка»)
  5. Перстень с малахитом. («Малахитовая шкатулка»)
  6. Пуговка. («Малахитовая шкатулка»)
  7. Молоток.(«Каменный цветок»

Конкурс «Из какой сказки слова»
- «Это филин помешал. Наше счастье обухал и обхохотал» (Огневушка -Поскакушка)
- «Весь балаган горит - переливается разноцветными огнями» (Серебряное копытце )
- «Объявись, покажись! Колесом покрутись» (Голубая змейка )
- «А одежда такая, что другой такой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье» (Медной горы Хозяйка ).

Конкурс «Кто знает?»
- Каким копытцем выбивал камни козлик? (серебряное копытце на правой передней ноге )
- Во что одета Огневушка - Поскакушка? (сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба).
- Зачем подарила женщина Танюшке пуговку? (Как что забудешь по работе либо трудный случай подойдет, погляди на эту пуговку. Тут тебе ответ и будет).
- Как можно отличить Голубую змейку от человека? (Как идет, так даже на самом мелком

Цель: показать многоцветные грани П.П.Бажова, являющегося неиссякаемым волшебным ларцом, наполненным всем тем, что не чуждо живому, жизнелюбивому человеку.

  1. Создать творческую атмосферу для получения коллективного продукта деятельности.
  2. Способствовать поддержанию интереса и желания заниматься изучением личности П.П.Бажова и его творчеством.
  3. Воспитывать уважительное отношение и любовь к П.П.Бажову и его творчеству.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Занятия курса “Литература Урала” призваны познакомить нас с поэтами, писателями, сказителями Уральской земли, которые помогают приоткрыть тайны нашего края, взглянуть на окружающее другими глазами, приобщиться к культуре нашего края, почувствовать его величие.

Родной Урал славен не только своей удивительной природой, богатыми кладовыми, редчайшими рудами и самоцветными камнями, но главное богатство уральской земли – это люди, прославившие родной край своим трудом, высокими результатами своей деятельности. Таким человеком, гордостью Уральской земли, является П.П.Бажов (в центре доски находится портрет П.П.Бажова с вопросом “Кто Вы, Павел Петрович Бажов?”). Для реализации литературного проекта “Кто Вы, Павел Петрович Бажов?” вами была предложена работа в творческих группах:

1 группа – “В кругу семьи”,

2 группа – “П.П. Бажов – депутат”,

3 группа – “П.П.Бажов – журналист”,

Слово предоставляется 1 творческой группе.

Мы поставили перед собой задачу рассказать о том, каким П.П.Бажов был дома, в семье. Для этого приготовили фотоэкскурсию и яркие истории из семейного архива, которые помогут взглянуть на Бажова по-иному. Итак “В кругу семьи” (см. Презентацию “В кругу семьи”, приложение 1)

1. Мать – Августа Стефановна, отец – Пётр Васильевич

2. Город Сысерть, улица Володарского дом 16. Здесь 27 января 1879 г. родился русский писатель П.П.Бажов

3. Павел Петрович с женой Валентиной Александровной вскоре после свадьбы. “Об руку смело идём мы вперёд, крепкую веру храня” Из стихотворения, подаренного жене

4. Павел Петрович с женой и детьми. Стоят дочери – Елена и Ольга, сидят – сын Алексей и младшая дочь Ариадна.

5. Дружной была семья Бажовых. Вечерами часто собирались все вместе, рассказывали о самом интересном, что произошло за день

6. Павел Петрович Бажов с внуками Аликом и Володей, 1946.

Бажов – дед

Дочери Павла Петровича (Ольга, Елена и Ариадна) не могли вспомнить случая отцовской строгости.

Я как-то спросил:

Неужели он даже не шлёпнул ни одну из вас?

Что вы, что вы! – удивлялись они в один голос.

Но это вовсе не означало, что Павел Петрович попустительствовал детям, баловал их. Они росли в режиме трудовых обязанностей, и до последних лет, уже замужние, дочери не нуждались, чтобы отец повторял свою просьбу дважды. Это был уклад коренной рабочей уральской семьи.

В начале сороковых годов у Бажовых рос и воспитывался старший внук, Вова. Его отец тогда пропал без вести на фронте. Мать Ольга Павловна – с утра до ночи работала на военном заводе. Вова был на попечении бабушки с дедушкой. Вова рос упрямым, озорным мальчиком. За ним, как говорили в семье, “нужны глаза да глазки”.

Однажды Вова – видимо в экспериментальных целях – решил испробовать, как будет вести себя кошка в трубе горящего самовара. И он опустил её туда вниз головой. Кошка с опалёнными усами и обожжённой мордой ошалело метнулась на шкаф и раздирающе душу “мяргала”, будто жалуясь Павлу Петровичу и окружающим. Казалось бы парню нужно было дать памятную трёпку…Но оного не произошло…Хотя этот поступок внука вывел Павла Петровича из равновесия настолько, что он прибегнул к самому страшному, что можно ожидать от него, - к молчанию.

Тут надо сказать, что Павел Петрович нежно любил животных. И это усилило виновность Вовы…

В доме Бажовых появилась “стенная газета”, подвешенная у потолка. Это был лист бумаги, на котором кратко крупными буквами излагался состав преступления и называлось имя виновника.

Сначала такой сверхгуманной мере воздействия не придали значения. И в частности, Вова говорил:

Подумаешь, дедушка газету вывесил…Кто её читать будет…

Но вскоре оказалось, что всякий пришедший читал эту газету. Читал и подчёркнуто громко сокращался о содеянном: “Неужто такой хороший парень до этого дошёл!” И начинались рассуждения минут на двадцать. А Вовка прятался за шкафом… Ему было очень стыдно…

Вова откровенно и чистосердечно раскаялся. Мальчик так казнил себя, что на седьмой день висения газета была снята и торжественно сожжена в трубе того же самовара.

А кошка с опаленной мордой долго ходила страшным упрёком Вове, который с тех пор стал неузнаваемо лучше.

7. Павел Петрович за поливкой сада

8. Нередко можно застать писателя и за такой работой…Любил Павел Петрович работать с землёй.

Бажов-огородник

Двор и огород в старых заводских посёлках как бы продолжают жилище коренного уральского жития. Трудно представить дом коренного рабочего без сарая с сеновалом, без помещений для домашних животных. В этом смысле двор и огород дома Павла Петровича не отличаются от всех остальных уральских дворов. У Бажовых была в прошлом своя корова. Она и не могла не быть при большой семье. Покупные яйца стоили дешевле корма для кур и ухода за ними. Но как можно жить, когда не поёт петух, когда зимой находившаяся в кухне клетка для кур пуста.

Была житейская любовь к гряде много летнего “бутуна”, живучего хрена, радость к посадке бобов, гороха, капусты, репы, редьки. Самое дорогое для Бажова время года – весна. Он радовался её приближению, как юноша, как мальчик.

Из памяти не уходит телефонный звонок в гостиницу. Павел Петрович приглашает к себе: - приходите сегодня оба на хрен. Валянушка накопала его в оттаявшей у забора первой проталинке.

“Первый хрен” - это первый весенний завтрак у Бажова. Хрена там будет с кошачьи слёзы, но он герой стола, он вестник просыпающейся земли.

Бажов был и никогда не переставал оставаться поэтом и на огородных грядках. Так очень занятой Павел Петрович писал Евгению Андреевичу Пермяку об огороде на шести убористых страницах письмо-наставление по огородным делам. В этом письме отражается одна из граней многоцветного сверкающего Павла Петровича.

Вот небольшой отрывок из этого письма: “Из огородных работ больше всего люблю копать землю. Копаю весной, копаю осенью. Иногда даже копаю в перевал, когда первый пласт окажется внизу, а второй сверху. Мне это просто доставляет удовольствие: работаешь, потеешь на солнышке, а всегда ли это надо – не задумывался….

Из своего посадочного опыта. Картошка как будто проще всего, но и тут много неясного. В литературе до сих пор не решён вопрос о густоте посадки. В последнее время стали спорить, что и окучивание не всегда нужно. Ничего я тут не знаю. Мы с женой садим картошку всегда на расстоянии трёх четвертей куст от куста и ряд от ряда, независимо от сорта. Окучиваем два раза. Садим под лопатку, но не глубоко. Подбрасываем на наш куст щепотку золы. Вот и всё”

И в конце подпись:

Ваш огородовед Павел Бажов

9. Дом –музей П.П.Бажова в городе Екатеринбурге на углу улиц Большакова и Чапаева

В этом доме проходили интересные праздники в семье Бажовых, встречи с друзьями, где Павел Петрович раскрывался как весельчак и затейник.

Бажов - весельчак и затейник

Зима 1941/42 года была холодная даже для Урала. Холодная и не то что голодная, но всё же очень сытная. Трудное было время. А ёлку справить хотелось. У Павла Петровича внук и у Евгения Пермяка две дочери. И последняя дочка Бажовых Ридочка не прочь была зажечь ёлку.

Ёлку решили соорудить в бажовском доме, там, же и встречать Новый год. Ёлочных украшений оказалось не густо. Но разных типографских бумажных обрезков, картинок можно было набрать достаточно.

Завязка торжества заключалась в доставании ёлки. Решили ёлку добывать по совету Валентины Александровны прямым и коротким способом – в лесу.

Ольга, старшая дочь Бажовых, и Евгений Пермяк отправились по старой Уктусской дороге. Холодно было так, что трудно дышать. А ёлку вырубили. Доволокли. Втащили!

Дома у Бажовых и “ура”, и рукоплескания, и визг, и поцелуи. Шквал восторгов и, как никогда зимой, - теплынь.

Павел Петрович ради Нового года истопил печь собственноручно, на “тысячу двести пятнадцать процентов”, как он рапортовал, вернувшимся с ёлкой.

Он встречал их в передней, приложив к несуществующему козырьку руку, и докладывал:

Истопник Бажов спалил недельную норму берёзовых дров и двухнедельный запас до единого соснового полена. Как жить будем, неизвестно, а теперь снимайте валенки..

Пока ёлка оттаивала, ребят выгнали в детскую. А потом началось украшение. Украшали все. Кто чем мог. Даже, кажется, старые открытки повесили. Всё-таки красочное пятно. А Павел Петрович повесил на ниточках несколько кружочков копчёной колбасы.

Теперь в полном смысле “Ёлка Митрича”, - сказал он.

Всем хотелось веселого вечера. А когда хочется веселиться, веселье приходит даже по незначительному поводу.

Главным режиссёром веселья в этот вечер была Валентина Александровна и при ней два артиста: Вова и младшая дочурка Пермяка Ксения.

Их в течение вечера, под “идейным” руководством Павла Петровича, переодевали раз пятнадцать. Эти два очаровательных артиста выходили танцующей парой то под испанцев, то под украинцев, то под…неизвестно кого в прабабушкиных кружевных панталонах и дедушкиных рубахах.

Павел Петрович хохотал до кашля, до слёз, требуя бисировать танцевальные номера. Дети, воодушевлённые успехом, теперь уже не только танцевали, но и пели невообразимое.

Павел Петрович танцевал в этот вечер “Барыню”…Танцевал он отлично. Чувство меры, чувство тональности, иронического ключа делало танец очаровательным, не умалявшим ореола – старейшего и почтеннейшего среди остальных.

Этот рассказ о новогоднем празднике говорит о том, что П.Бажов был не только писателем, общественным деятелем, но и весельчаком, затейником, любящим отцом и ласковым дедом, нежным мужем и великолепным товарищем.

Не за одну же “Малахитовую шкатулку” любили его все. Он сам был шкатулкой, неиссякаемым волшебным ларцом, наполненный всем тем, что не чуждо живому, жизнелюбивому человеку.

Вывод: Бажов семье: любящий отец, ласковый дедушка, весельчак, затейник, жизнелюбивый человек, огородовед, великолепный товарищ (тезисы вывода приготовленные детьми заранее на цветной бумаге прикрепляются всеми членами команды на доску в качестве ответа на ключевой вопрос).

2 группа: “П.П. Бажов – депутат”.

Перед собой мы поставили задачу провести поисковую работу в нашем городе и районе с целью определения мест, где побывал Павел Петрович Бажов в нашем городе а также отзывы старожил о его деятельности в качестве депутата.

Для наглядного представления о проделанной работе мы оформили информационную раскладушку, куда поместили фотографии П.П.Бажова с красноуфимцами, маршрут депутатской деятельности П.П. Бажова в Красноуфимском районе (Рисунок.1.), копию депутатского билета П.П. Бажова (Рисунок.2.), фотографии зданий в городе Красноуфимске, где были организованы встречи с П.П. Бажовым и фотографии, воспоминания старожил о П.П. Бажове.

Первая встреча.

23 января 1946 года состоялась встреча избирателей нашего города с кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР П.П.Бажовым. зал средней школы №1 был переполнен. Сюда собралось более 500 человек – лучшие люди города. 7 часов вечера…Громкими аплодисментами встретили избиратели своего кандидата, прославленного уральского писателя

Здание бывшей школы №1

Здравствуй, наш дорогой гость!

Февраль 1950 год. “Скорый пассажирский поезд Свердловск-Москва доставил нас в Красноуфимск доставил нас ранним утром. Из вагона мы увидели множество людей. На перроне шеренгой стояли пионеры со знамёнами, горном и барабанами. Павел Петрович разволновался: “Да я ведь не заслужил такого почёта…” выслушав звонкую разноголосицу ребячьего приветствия, он снял шапку, со слезами на глазах поклонился собравшимся и пообещал непременно побывать у ребят в гостях. Своё обещание он выполнил”.

Из воспоминаний Фёдорова

Здесь, у вокзала станции Красноуфимск, проходила встреча депутата Бажова.

И снова встреча.

26 января 1950 г. в празднично убранном зале городского кинотеатра собрались более 700 представителей трудящихся колхозников - Красноуфимского и Ачитского районов. Зал тепло встретил народного избранника.

Здание бывшего кинотеатра “Октябрь”, где выступал П.П.Бажов

Любовь народная

“Из Красноуфимска мы должны были отправиться в Манчаж, что в 30 км от города. Собрались ехать на лошадке, в кошёвке…Утро хоть и солнечное, но достаточно морозное. Выехали со двора гостиницы, а на улице толпа народа. Оказалось, все жители Красноуфимска пришли приветствовать любимого своего депутата – с улыбкой махали руками, платками, желали здоровья, успехов… Павел Петрович раскланивался на обе стороны и то и дело тихонько произносил: “Спасибо, спасибо, дорогие!” - и долго не мог успокоиться”

(Из воспоминаний Фёдорова)

Здание бывшей гостиницы, где останавливался депутат Павел Петрович Бажов

Воспоминания старожил о Бажове и его депутатской деятельности (см. Приложение 2)

Павел Петрович не умел работать плохо. Всю свою жизнь добросовестно выполнял все порученные ему дела, а когда стал депутатом, избранником народа, когда к нему обращались тысячи людей, он, конечно, старался для каждого сделать всё, что мог. И к нему ехали из Полевского, Артинского, Сажинского, Манчажского районов, из Ревды и Бисерти, из многих городов и деревень. К депутату Бажову обращались по вопросу земельных участков, воды, электричества, по поводу больниц, школ, пенсий, квартир – всего просто не перечислить. И Павел Петрович терпеливо и настойчиво разбирался в каждом письме, в каждой жалобе.

“Знаете ведь, у меня ночной режим работы. Сижу подолгу, просыпаюсь поздно. Сегодня мне не дали доспать. Пришёл какой-то дядя и скромно заявил: “Я подожду”. И ждал сколько-то. Выхожу. Человек огромного роста, держится очень тихо, даже как будто с опаской: потревожили, дескать. Оказалось – грузчик одного завода, гвардеец, три ранения, орден, медали. История такова. Сам он из Курска. Семья эвакуировалась “куда-то”. Он воевал до последнего дня. Ранен третий раз в Берлине накануне капитуляции. Выздоровел. Поехал на Урал семью искать. Нашёл в Ревде двоюродного брата. Остановился у него. Всё-таки свой человек. Чтоб без дела не сидеть, поступил грузчиком, а через неделю узнал, что его семья в Новосибирске. Уже три месяца бьётся, чтоб либо самому освободиться, либо семью перевезти, а толку никакого.

Вот и скажите, можно ли такому человеку отказать”.

На первое место Павел Петрович ставил заботу о детях: все дела, связанные со школами, с детскими садиками, Домами пионеров, он старался устроить в первую очередь. Павел Петрович вникал в ребячьи нужды даже когда они другим казались незначительными.

Однажды Павлу Петровичу написала о своем горе девочка Рита. У нее умерла мама. На руках осталось трое малышей и старая бабушка. Обо всем этом лучше всего рассказывает письмо самой Риты:

“Родной наш Павел Петрович!

Я обращаюсь к Вам за помощью, прошу Вашего содействия - у нас папа уехал на фронт в 1941 году и был ранен в обе ноги и взят в плен. После окончания войны он не вернулся. Мы живем в городе Полев-ском. Семья нас пять человек. Мне 13 лет, Кларе 8 лет, Эдику 6 лет, Стасику 5 лет и бабушке 67 лет. Мама у нас умерла в 1946 году от туберкулеза. Я училась в пятом классе, в 46 году оставила учение, помогала бабушке ухаживать за больной мамой. Во время войны мы получали пособие, а сейчас нет. Положение у нас очень тяжелое.

Павел Петрович, помогите нам найти папу.

“Маргарита”

Бажов сделал все возможное, чтобы помочь девочке.

Вывод: Бажов депутат: депутат, уральский мудрец, чуткий и внимательный человек, честный, ответственный слуга народа, уважаемый избранник трудового народа(тезисы вывода приготовленные детьми заранее на цветной бумаге прикрепляются всеми членами команды на доску в качестве ответа на ключевой вопрос).

3 группа: “П.П.Бажов-журналист”

Мы поставили перед собой задачу проследить в каких газетах работал П.П.Бажов, какие темы интересовали его как журналиста, как он относился к своей деятельности в газете, что о нём говорили корреспонденты. Свой материал оформили в виде газеты с фотографиями и информацией о П.П.Бажове как журналисте.

П.П.Бажов-журналист

После революции, в 1917 году, Павла Петровича Бажова назначают редактором газеты “Известия Камышловского Совета рабочих” . Но время неспокойное, идут постоянные бои с белогвардейцами и в 1918 году Бажов добровольно вступает в Красную армию, в полк, который прозвали “Красные орлы”. В своих дневниковых записях Бажов вспоминал потом: “Однажды снаряд угодил прямо под стену вокзального помещения, против окна комнаты, где распределяли газеты для фронта. Снаряд никого не убил и не ранил, и солдаты стали смеяться: “Ишь прилетел за газетами!” Газеты, действительно, были нужны не только красноармейцам, но даже белогвардейцам. Всем хотелось почитать газету, в которой рассказывалось о важных делах и событиях, о фронтовой жизни. И командир “Красных орлов” организовал минитипографию, в которой родилась газета “Окопная правда” , а её редактором стал Бажов П.П. Он так рассказывал об этом: “Газета выходила на фронтовой линии. Я был и редактором, и секретарём газеты, и выпускающим – всё в одном лице. Газета вместе с типографией ездила в двух вагонах. Выходила нерегулярно. Выпускали мы 50-70 номеров на Уральском фронте. Сотрудниками газеты были красноармейцы”. Павел Петрович, выпуская газету, писал очерки, рассказы, фельетоны. Перо стало для него оружием бойца.

Печать становится для Бажова образом жизни, а журналистская работа – его профессией. Работая днями и ночами, у Бажова не было ни минуты свободного времени. Он ослабел и заболел малярией, но как не боролся Павел Петрович с малярией, как не сопротивлялся, болезнь всё-таки окончательно свалила его с ног. Врачи сказали, что нужно немедленно менять климат- при такой болезни это самое верное средство. Павел Петрович, совсем слабый от малярии, заразился ещё и тифом, а потом и воспалением лёгких. Ему стало так плохо, что врачи не надеялись его вылечить. Полгода длилась тяжёлая болезнь, но нашёлся такой врач, лучший из всех врачей, который вылечил Павла Петровича. Кто же этот врач? Конечно же это родной Урал, с его лесами, озёрами, смолистым целебным воздухом. Вот уж правильно говорится в поговорке: дома и стены помогают. Целыми днями проводил Павел Петрович в лесу, слушал шум сосен, вдыхал запах смолы и земли, общался с лесом как с верным другом. И этот друг помог ему, вернул силы. Вскоре Павел Петрович окреп, выздоровел и с удовольствием согласился стать редактором камышловской газеты “Красный путь” .

Через год Павла Петровича вызвали в Екатеринбург и предложили работать в областной “Крестьянской газете”. Ему поручили заведовать отделом крестьянских писем. Работы было невпроворот. В некоторые дни приходило до 200-225 писем. Заводилой в работе с письмами был Бажов. Он распределял их по отделам, делал пометки на письмах, выписывал важные вопросы, жалобы. От внимательного взгляда газетчика не укрылись недостатки: пьянство, хулиганство, суеверие, бюрократизм, безграмотность, вредительство народу и др. Через руки Павла Петровича Бажова проходили тысячи крестьянских писем, но он помогал и сельским корреспондентам, которые писали с самых дальних уголков области. Эти сельские корреспонденты были малограмотными, писали заметки с ошибками, но они делали очень нужное и важное дело, потому что писали о всяких неполадках в деревне, о её проблемах, разоблачали вредителей народа, которые страшились раскрытия своих преступных дел, как огня боялись газеты и поэтому даже иногда зверски расправлялись с сельскими корреспондентами. Бажов помогал селькорам, учил их, поддерживал, поэтому в такое неспокойное время по целым месяцам бывал в командировках, в далёких деревнях и в сельских хозяйствах.

Вывод: Бажов журналист, редактор, газетчик, учитель селькоров, сильный, трудолюбивый и отзывчивый человек(тезисы вывода приготовленные детьми заранее на цветной бумаге прикрепляются всеми членами команды на доску в качестве ответа на ключевой вопрос).

4 группа – “П.П.Бажов – собиратель бесценных уральских слов и талантливый сказитель”.

Наша школа находится в районе Красноуфимской селекционной станции, которая занимается выведением новых высокоэффективных сортов пшеницы, ячменя, гороха, клевера и т.д. Однажды П.П.Бажов побывал на селекционной станции и спустя некоторое время, в 1947 году появился сказ “Аметистовое дело”, где в интересной форме рассказывается о выведении нового сорта клевера “Красноуфимский фиолетовый”. Мы предлагаем вашему вниманию инсценирование сказа “Аметистовое дело” (см. Приложение 3).

Бажов П.П. – собиратель бесценных уральских слов

На Среднем Урале едва ли найдётся уголок, где бы не побывал, о котором бы не знал Павел Петрович Бажов, неутомимый добытчик устного речевого золота, искатель самородных сказаний, собиратель бесценных уральских слов и выражений. Он в цехах бывал на рудниках ночевал, с бывалыми людьми знался, со стариками беседовал, ребят слушал. Во всё вникал, помечал и редкие словечки записывал, а потом использовал их в своих сказах, поэтому сказы интересны и неповторимы. Так и в нашем сказе “Аметистовое дело” мы нашли словечки – самородки, содержание которых раскрыли в рисунках.

Слякиша – “не всяк день солнышко, бывает и слякиша”.

Меньшак – младший сын

Большак - старший сын

Щёточку камешков – горсточку камешков

Куколь – травянистое растение, сорняк с тёмно-розовыми цветами и ядовитыми семенами.

Гульбище – место за деревней, где хороводы водили.

Городьба – плетень, изгородь, тын

Кудряш – кудрявый парень

Прясло – приспособление из продольных жердей на столбах.

Аметист (фотография камня 15х20) – драгоценный камень фиолетового или голубовато-фиолетового цвета

Мы предлагаем вашему вниманию викторину-презентацию по сказам П.П.Бажова, с помощью которой попробуем выяснить, кто из вас лучший знаток замечательных сказов уральского писателя (см. Приложение 4) . Выявление лучшего знатока сказов Бажова, награждение памятным дипломом, остальных участников поощрили сладкими призами.

Вывод: Бажов талантливый сказитель, собиратель бесценных уральских слов (тезисы вывода приготовленные детьми заранее на цветной бумаге прикрепляются всеми членами команды на доску в качестве ответа на ключевой вопрос).

Обратите внимание, насколько многогранна личность П.П.Бажова (обращение к схеме, выстроенной в течение урока, на доске).

Выскажите своё отношение к П.П.Бажову, его творчеству. Что вы взяли для себя, работая над этим проектом? Над чем ещё хотели бы поработать.

Хочется закончить наш литературный проект песней “Земля Бажова”, слова В. Радкевича, музыка С.Сиротина. Хоровое исполнение песни всеми участниками под музыкальное сопровождение (см. рисунок 3).

Родился Павел 15 (27) января 1879 года поблизости Екатеринбурга в семье рабочего. Детские годы в биографии Бажова прошли в небольшом городе – Полевском Свердловской области. Учился в заводской школе, где был одним из лучших учеников класса. После окончания духовного училища в Екатеринбурге, поступил в духовную семинарию Перми. Завершив учебу в 1899 году, стал работать учителем русского языка.

Стоит кратко отметить, что женой Павла Бажова стала его ученица Валентина Иваницкая. В браке у них родилось четверо детей.

Начало творческого пути

Первая писательская деятельность Павла Петровича Бажова пришлась на годы Гражданской войны. Именно тогда он стал работать журналистом, позже увлекся историй Урала. Однако больше биография Павла Бажова известна как фольклориста.

Первая книга с Уральскими очерками под названием «Уральские были» была опубликована в 1924 году. А первый сказ Павла Петровича Бажова вышел в 1936 году («Девка Азовка»). В основном все сказы, пересказанные и записанные писателем, были фольклорными.

Главное произведение писателя

Выход книги Бажова «Малахитовая шкатулка»(1939) во многом определил судьбу писателя. Эта книга принесла писателю мировую известность. Талант Бажова как нельзя лучше проявился в сказах данной книги, которую он постоянно пополнял. «Малахитовая шкатулка» – это сборник фольклорных рассказов для детей и взрослых о жизни и быте на Урале, о красоте природы уральской земли.

В «Малахитовой шкатулке» содержится много мифологических персонажей, например: Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Данила-мастер, бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка и другие.

В 1943 году благодаря этой книге получил Сталинскую премию. А в 1944 году был награжден орденом Ленина за плодотворное творчество.

Павел Бажов создал множество произведений, на основе которых были поставлены балеты, оперы, спектакли, сняты фильмы и мультфильмы.

Смерть и наследие

Жизнь писателя оборвалась 3 декабря 1950 года. Писатель был похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище.

В родном городе писателя, в доме, где он жил, открыт музей. Имя писателя носит народный фестиваль в Челябинской области, ежегодная премия, вручаемая в Екатеринбурге. Павлу Бажову установлены памятные монументы в Свердловске, Полевском и других городах. Также именем писателя названы улицы во многих городах бывшего СССР.