Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Презентация на тему "эстетическое формирование искусством окружающей среды" Эстетическое искусство в окружающей среде


Трудно представить себе современную жизнь без больших и малых городов с многоэтажными зданиями, широкими проспектами, площадями и парками, памятниками и фонтанами, с потоком машин, броскими, зазывающим и витринами магазинов, рекламными щитами, плакатами и афишами… И весь этот шумный, беспокойный, пестрый, многозвучный мир дело рук множества людей.


Человек во все времена, создавая окружающий его мир, стремился сделать его максимально удобным и красивым. При этом он руководствовался присущими его времени представлениями о красоте и пользе. Выбор форм, материалов, цвета во многом определялся национальными традициями, а также техническими возможностями эпохи.
















Культура современного мира в основном интернациональна, в ней все меньше и меньше остается места традиционным вкусам и представлениям. Сегодня на разных концах планеты люди пользуются одинаковыми предметами быта, носят похожую одежду, ездят на машинах одних и тех же марок, живут в типовых домах и квартирах, слушают одни и те же музыкальные произведения, смотрят одни и те же фильмы.
















Чтобы выдержать конкуренцию производителей предметов и услуг для повседневной жизни, стало необходимо привлекать для их разработки людей творческих специальностей: архитекторов, художников, дизайнеров, оформителей, декораторов, модельеров, стилистов, рекламных менеджеров и др. Деятельность этих специалистов делает продукт промышленного производства не только целесообразным и конструктивно осмысленным, но и художественно значимым, формирующим эстетическую среду жизни каждого человека.


Домашнее задание Стр учить Найдите в справочной литературе понятия: промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн. Выпишите в тетрадь те слова и выражения, которые отражают их смысл. Изучите облик вашего города. Какие особенности говорят о традициях в его облике, а какие о новаторстве? Сделайте фотомонтаж или подготовьте компьютерную презентацию на одну из тем: «Магазины: убранство и интерьеры», «Фонари на улицах города», «Традиции и современность в облике моего города».

Цель урока:

Показать наглядно вополощение общественных идей в художественных образах на примере архитектурных комплексов разных эпохтисторических и культурных эпох.

Дать определение:

Архитектура;

Виды архитектуры.

основной материал урока содержит краеведческий материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока : «Эстетическое формирование искусством окружающей среды»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

  • Показать наглядно воплощение общественных идей в художественных образах на примере архитектурных комплексов разных исторических и культурных эпох.
  • Дать определение:

Архитектуры,

Виды архитектуры.

Задачи урока:

  • Обобщить имеющиеся знания о видах искусства.
  • Дать представление об эстетическом формировании архитектурой окружающей среды.

Педагогические технологии урока:

Личностно-ориентированные;

Развивающие;

Проектные технологии.

Ход урока:

  1. Мотивационно – ориентировочный этап урока.

Организационный момент урока.

Здравствуйте ребята! Тема сегодняшнего урока «Формирование искусством окружающей среды». Давайте посмотрим ряд изображений.

2-слайд.

  1. Что вы видите на этом слайде? - Картины художников.
  2. Что объединяет все эти картины? Изображения города или зданий.

Другими словами Архитектура.

  1. Поисковый этап урока.

А что такое архитектура?

У вас на столе лежат три определения архитектуры, давайте их прочитаем

1. определение из Большого Энциклопедического словаря - "АРХИТЕКТУРА" (лат. architectura, от греч. architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.

2. высказывание Н. Гоголя : « Архитектура – та же летопись мира: она говорит, когда уже молчат и песни, и предания и когда ничего не говорит о погибшем народе».

3. высказывание Андрея Бурова : «Архитектура – искусство не изобразительное, а созидательное. Оно не изображает предметы, а создаёт их».

Какое из трёх вам, кажется, наиболее полно раскрывает суть понятия Архитектура, обоснуйте свой ответ, оценивается количество приведённых вами аргументов.

Каждое высказывание по-своему отражает суть понятие, но есть в них и общее – Архитектура созидательное искусство, которое организует (создаёт) окружающую среду по законам красоты или эстетики и отражает представление человека о миро - устройстве.

4- слайд

Таким образом, цель нашего урока показать

  • как отражается понятие красоты в архитектуре;
  • как архитектура отражает общественные идеи в конкретные исторические эпохи;
  • и в практической творческой работе вы подведёте итог своего проекта, ответив на вопрос: какие, особенности говорят о традициях в его облике, а какие - о новаторстве?

Сегодня на уроке мы не будем изучать все существующие стили в архитектуре. А рассмотрим лишь некоторые из них на конкретных примерах исторических сооружений.

5- слайд.

Искусство Древнего Египта – архитектура, которая увековечила обожествленную власть фараона и веру в загробную жизнь. Этот стиль называется канонический. На левом берегу Нила высятся гигантские гробницы-пирамиды, которые даже на расстоянии подавляют мощью, грандиозностью, геометрией формы, тяжестью материала. (Пирамиды в Гизе, ансамбль храмов в Карнаке.)

Эти черты характерны и для египетских храмов со строгой симметрией, с аллеями повторяющихся сфинксов, с гипостильными залами с рядами гигантских колонн в виде стеблей и цветков лотоса и папируса.

Искусство Древней Греции воплощает идеал человека, и архитектура не исключение, прежде всего, выражает дух героики и значительности человека. «Человек - мера всех вещей» - вот девиз всего искусства Эллады, которое соразмерно человеку. Главное достижение греческих зодчих - создание ордера. На основе ордерной системы возник универсальный архитектурный язык, на котором говорит человечество более двух тысяч лет. (Парфенон, Эрех -тейон.)

6-слайд.

Стиль барокко - причудливый, странный. Внешне парадный, динамичный, беспокойный, пластичный стиль барокко. Здания этого стиля богато украшаются лепниной, живописью, скульптурой. В их оформлении преобладают криволинейные и дугообразные формы. Валюты в виде волны. Стремление к единству фасада и окружающей среды, природы, привело к созданию в эпоху барокко замечательных городских и дворцово-парковых ансамблей. (Собор Святого Петра в Риме; ансамбли архитектора Растрелли: Екатерининский дворец в Царском селе и Эрмитаж).

В нашем городе есть пример подобной архитектуры, где архитектура воспринималась вместе с природой?

Оказывается, есть, это усадьба Гончаровых – Васильчиковых, дом музей Ланских. Усадьба была построена бывшим фаворитом Екатерины II, 18 веке, по проекту Растрелли, и заложен регулярный парк с каскадными прудами. Регулярный означает, организованный по плану, где соблюдается симметрия относительно главной оси, которая определяется дворцом (в нашем случае домом Гончаровых).

Дядя, основателя усадьбы, Сава Васильчиков построил церковь Зачатье Св. анны в 17 веке.

7-8 слайд.

Русский стиль: самобытный, вобравший в себя и традиции деревянного зодчества, так называемое русское узорочье, и веяния Европы барокко, классицизм. Но русское барокко и классицизм это совершенно новое представление о красоте, которое отражает наш менталитет. Рассмотрим это на примере нашей церкви.

Кто ни будь, заметил, что в ней соединились сразу два стиля архитектуры?

Как вы думаете какие?

Русское барокко, нарышкинское барокко, пятиглавая церковь, а колокольня в стиле классицизм. Объяснение очень простое, строилось в разное время и разными людьми, начинал Сава Васильчиков, а продолжал и пристраивал Ланской.

9- слайд

Давайте вернёмся ещё раз к определению архитектура.

В этом определении есть слова о том, что архитектура - создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями…

Как вы понимаете эти слова, о чём здесь идет речь?

О видах архитектуры.

Давайте вместе, на примере нашего города их перечислим:

Жилая архитектура: жилые дома.

Храмовая: Церковь Зачатье Св. Анны.

Общественные сооружения: Администрация, почта, школа, больница, банк…

Промышленная архитектура: завод энергетического машиностроения,

Коммуникативная: Здание вокзала, автостанция, дорожные развязки…

Садово-парковая: сквер Ветеранов, им. Краеведа Прокина, городской парк…

- А теперь у меня к вам вопрос: наш город выстраивался по определённому градостроительному плану или нет? Как вы думаете? Объясните почему.

А что значит градостроительство?

Искусство планирование и возведение города.

Существует два вида планировки городов: кольцевая – в основе такого города лежит крепость или кремль, как говорили на Руси; лучевая – в основе города лежит главный проспект, который ведёт к центру города.

Назовите примеры таких городов.

Москва, Санкт-Петербург.

А наш город Чехов относится, к какому типу градостроительства?

Оказывается, существует ещё и третий тип застройки, который изначально не имел плана, а застраивался хаотично. Ярким примером является микрорайон нашего города Венюково, и точечная застройка, это когда старые дома сносятся, а на их месте возводят современные здания. А вот микрорайон Губернский строился по генеральному плану.

  1. Практический этап урока.

Вот мы с вами и подошли к практической части нашего урока.

На предыдущем уроке вы выполняли мини – плакат на заданную тему.

А теперь я предоставляю вам слово, для защиты:

  1. Город – прошлого, синквейн.
  2. Город – настоящего, синквейн.
  3. Город - будущего, сиквейн.

Рефлексивно – оценочный этап урока.

Итак, мы с вами подошли к концу урока

- Какой мы можем сделать вывод, из того что узнали? Мы доказали что:

  1. Архитектура создаёт здания по законам красоты, материальную среду обитания человека. Да
  2. Как архитектура отражает общественные идеи в конкретные исторические эпохи?

Решение задания по карточкам соотнеси понятие с изображением.

  1. Цель урока: как отражается понятие красоты в архитектуре; как в архитектуре проявляются общественные идеи в конкретные исторические эпохи; и в практической творческой работе вы подведёте итог своего проекта, ответив на вопрос: какие, особенности нашего города говорят о традициях в его облике, а какие - о новаторстве?


    Слайд 3

    Человек во все времена, создавая окружающий его мир, стремился сделать его максимально удобным и красивым. При этом он руководствовался присущими его времени представлениями о красоте и пользе. Выбор форм, материалов, цвета во многом определялся национальными традициями, а также техническими возможностями эпохи.

    Слайд 4

    Современная культура интернациональна

    Однако культура современного мира в основном интернациональна, в ней все меньше и меньше остается места традиционным вкусам и представлениям. Сегодня на разных концах планеты люди пользуются одинаковыми предметами быта, носят похожую одежду, ездят на машинах одних и тех же марок, живут в типовых домах и квартирах, слушают одни и те же музыкальные произведения, смотрят одни и те же фильмы. Но несмотря на это каждый народ имеет свое неповторимое искусство.

    Слайд 5

    Предметный мир сегодня

    Сегодняшний предметный мир создается средствами индустриальных технологий, которые учитывают не

    только меру (законы) красоты, но и моду, функциональность. Эти технологии открывают область промышленного искусства и являются результатом проникновения эстетики в технику. О художественной ценности же каждого отдельного предмета говорить уже не приходится. Вещи, созданные на основе индустриальных технологий, производятся быстро и в большом количестве, становятся дешевле и доступнее для массового покупателя.

    Слайд 8

    Слайд 9

    Презентация на тему: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИСКУССТВОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

    Презентация на тему: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИСКУССТВОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Человек во все времена, создавая окружающий его мир, стремился сделать его максимально удобным и красивым. При этом он руководствовался присущими его времени представлениями о красоте и пользе. Выбор форм, материалов, цвета во многом определялся национальными традициями, а также техническими возможностями эпохи. Человек во все времена, создавая окружающий его мир, стремился сделать его максимально удобным и красивым. При этом он руководствовался присущими его времени представлениями о красоте и пользе. Выбор форм, материалов, цвета во многом определялся национальными традициями, а также техническими возможностями эпохи.

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Однако культура современного мира в основном интернациональна, в ней все меньше и меньше остается места традиционным вкусам и представлениям. Сегодня на разных концах планеты люди пользуются одинаковыми предметами быта, носят похожую одежду, ездят на машинах одних и тех же марок, живут в типовых домах и квартирах, слушают одни и те же музыкальные произведения, смотрят одни и те же фильмы. Но несмотря на это каждый народ имеет свое неповторимое искусство. Однако культура современного мира в основном интернациональна, в ней все меньше и меньше остается места традиционным вкусам и представлениям. Сегодня на разных концах планеты люди пользуются одинаковыми предметами быта, носят похожую одежду, ездят на машинах одних и тех же марок, живут в типовых домах и квартирах, слушают одни и те же музыкальные произведения, смотрят одни и те же фильмы. Но несмотря на это каждый народ имеет свое неповторимое искусство.

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Сегодняшний предметный мир создается средствами индустриальных технологий, которые учитывают не Сегодняшний предметный мир создается средствами индустриальных технологий, которые учитывают не только меру (законы) красоты, но и моду, функциональность. Эти технологии открывают область промышленного искусства и являются результатом проникновения эстетики в технику. О художественной ценности же каждого отдельного предмета говорить уже не приходится. Вещи, созданные на основе индустриальных технологий, производятся быстро и в большом количестве, становятся дешевле и доступнее для массового покупателя.

    № слайда 6

    № слайда 7


    Эстетика – наука о законах красоты.

    Эстетическое (от греч. aisthetikos - чувственно воспринимаемый) - отношение человека к миру, в котором в концентрированном виде заключена сущность человека как свободного и сознательного существа. Особенности эстетического отношения к миру проявляются в его эмоциональной наполненности, в особом чувстве удовольствия, "бескорыстности" эстетического переживания.

    Трудно представить себе современную жизнь без больших и малых городов с многоэтажными зданиями, широкими проспектами, площадями и парками, памятниками и фонтанами, с потоком машин, броскими, зазывающими витринами магазинов, рекламными щитами, плакатами и афишами… И весь этот шумный, беспокойный, пестрый, многозвучный мир - дело рук множества людей.

    Человек во все времена, создавая окружающий его мир, стремился сделать его максимально удобным и красивым. При этом он руководствовался присущими его времени представлениями о красоте и пользе. Выбор форм, материалов, цвета во многом определялся национальными традициями, а также техническими возможностями эпохи.

    Однако культура современного мира в основном интернациональна, в ней все меньше и меньше остается места традиционным вкусам и представлениям. Сегодня на разных концах планеты люди пользуются одинаковыми предметами быта, носят похожую одежду, ездят на машинах одних и тех же марок, живут в типовых домах и квартирах, слушают одни и те же музыкальные произведения, смотрят одни и те же фильмы. Но несмотря на это каждый народ имеет свое неповторимое искусство.

    Сегодняшний предметный мир создается средствами индустриальных технологий, которые учитывают не только меру (законы) красоты, но и моду, функциональность. Эти технологии открывают область промышленного искусства и являются результатом проникновения эстетики в технику. О художественной ценности же каждого отдельного предмета говорить уже не приходится. Вещи, созданные на основе индустриальных технологий, производятся быстро и в большом количестве, становятся дешевле и доступнее для массового покупателя.

    Чтобы выдержать конкуренцию производителей предметов и услуг для повседневной жизни, стало необходимо привлечекать для их разработки людей творческих специальностей: архитекторов, художников, дизайнеров, оформителей, декораторов, модельеров, стилистов, рекламных менеджеров и др. Деятельность этих специалистов делает продукт промышленного производства не только целесообразным и конструктивно осмысленным, но и художественнозначимым, формирующим эстетическую среду жизни каждого человека.