Формы финансовой поддержки малого предпринимательства. Государственная поддержка бизнеса

И индивидуальных предпринимателей.

К объектам малого бизнеса относят небольшие предприятия, магазины, организации. Их отличает наличие небольшого капитала и сравнительно небольшого оборота денежных средств. Как правило, такой бизнес имеет не более одного или двух собственников. Сюда также относят семейный бизнес. Такие предприятия не претендуют на занимание крупных позиций на рынке и обслуживание большой части клиентской базы конкретного сектора.

Примерами малого бизнеса являются магазины, небольшие заведения общественного питания (например, кафе), фотостудии, салоны красоты и так далее.

Высокая конкуренция при выходе небольшого предприятия на рынок зачастую становится серьезной проблемой для организации. Исключением являются предприятия, которые ведут инновационную деятельность, конкурентов у них нет или очень мало. В связи с потребностью конкуренции с крупными фирмами, им необходимы некоторые льготы и поддержка. Такую поддержку предоставляет государство, чтобы стимулировать развитие небольших предприятий.

Как побороть конкуренцию?

Чтобы конкурировать с другими, предприятиям приходится делать специальные предложения, акции, давать клиенту что-то новое, чтобы заманить его к себе.

Порой бывает очень трудно наладить систему от начала и до конца, так как много составляющих любой организации требует наличие какого-либо опыта.

Например, для предприятия производящего какую-либо продукцию довольно трудно занять свое место на рынке. Для этого необходимо убедить клиента приобрести именно его продукт, что порой является довольно сложным. Помимо того, чтобы убедить клиента, зачастую необходимо убедить и посредников. Не все магазины сразу соглашаются приобретать для реализации новый продукт, так как не знают, понравится ли он клиентам.

Для решения этих проблем организациям приходится делать специальные условия для клиентов, чтобы хоть как-то конкурировать с другими крупными предприятиями. Это могут быть как низкие цены (пусть и убыточные на начальном этапе), так и бесплатное предоставление услуг для пробы.

Такие организации имеют некоторые отличия с другими, более крупными структурами. Например, ограничивается количество работников для предприятия, имеющего форму малого. Если количество работников организации превышает 100 человек, это уже средние предприятия.

Реестр контроля

Для объектов малого предпринимательства также есть ограничение по максимальному уровню дохода. Эта цифра не должна превышать 800 млн. рублей с учетом всех налогов. Для ведения учета всех объектов малого предпринимательства существуют специальные механизмы. Таким механизмом выступает единый реестр субъектов малого бизнеса.

В этот реестр организация вносится после прохождения специальной процедуры регистрации. В реестре хранятся данные о наименовании организации, ее физическом расположении, ИНН, категория предприятия и другие сведения, необходимые для контроля деятельности организации.

Данный реестр помогает людям получить необходимую информацию о конкретном предприятии, чтобы уберечься от мошенников.

Кроме того, такие механизмы контроля объектов малого предпринимательства позволяют контролировать и пресекать мошенническую деятельность сомнительных организаций. Ведь внося организацию в реестр, учредитель берет на себя полную ответственность за ее деятельность и, в случае чего, сможет отвечать за правовые и экономические ее нарушения.

Поддержка малого предпринимательства

Существуют некоторые формы финансовой помощи для объектов малого предпринимательства. Кроме них существует ряд мер, как административных и правовых, так и финансовых. Так для малого бизнеса некоторые банки предлагают воспользоваться льготными условиями кредитования или других видов обслуживания.

Некоторые законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, имеют поправки и льготы для объектов малого предпринимательства. Такие действия стимулируют развитие малого бизнеса и помогают ему расти.

Таким образом, среди способов поддержки предпринимательства выделяют основные из них:

  • Государство формирует инфраструктуру для развития и поддержки предпринимательства.
  • Система для регистрации объектов предпринимательства упрощается. Кроме того, упрощается процесс лицензирования предприятий и сертификации их продукции.
  • Для поддержки малого бизнеса упрощаются требования к ведению бухгалтерии.
  • Сюда относят также организацию повышения квалификации сотрудников.
  • Льготные условия по кредитам для малого и среднего бизнеса.

Упрощения

Упрощение ведения бухгалтерии позволяет сэкономить на начальном этапе много времени и сил для малых предприятий. Также для объектов малого предпринимательства рекомендуется выбирать упрощенную систему налогообложения. Это позволит существенно упростить процесс ведения отчетности на начальном этапе развития бизнеса. Согласно требованиям упрощенной системы налогообложения, отчеты подаются раз в год. Это значит, что со времени начала деятельности организации до подачи следующего отчета можно успеть развиться и нанять специалиста для его составления и подачи.

Упрощение сертификации и получения разрешения на проведения деятельности также является очень важной формой поддержки организаций. Это позволит не тратить много времени на организацию начала рабочего процесса, а сразу приступать к деятельности.

Следующие способы поддержки являются особенно важными, это упрощенные условия обслуживания в банках. Такие услуги предлагают многие крупные банки.

Под этим подразумевается наличие некоторых льгот и более выгодных условий кредитования.

Если речь идет об обслуживании вкладчика (начисление зарплаты работникам, получения средств от клиентов), то такие счета также имеют льготные условия.

Например, на начальном этапе банк потребует оплаты своих услуг в меньшем размере.

Если речь идет о кредитовании, то возможны льготные процентные ставки, упрощенные условия и отсутствие всякого рода комиссий. Все зависит от самого банка, предоставляющего данные услуги.

Также к способам поддержки предпринимательства относят различные действия, направлены на улучшение квалификации кадров, предоставление информационной поддержки, улучшение систем налогообложения и их упрощения для объектов малого бизнеса.

Способы финансовой поддержки малого бизнеса

К способам финансовой поддержки малого бизнеса относят следующие формы:

  • Упрощение налогового регулирования. Для малого бизнеса порой очень остро стает вопрос о подаче налоговой отчетности и ведении бухгалтерского отчета. Это связанно с тем, что малые предприятия не всегда имеют достаточный штат или капитал для найма бухгалтеров. Общая система налогообложения требует подачи отчетности каждый месяц, что серьезно усложняет деятельность организации. При выборе упрощенной системы налогообложения, отчеты нужно подавать раз в год, что существенно упрощает деятельность организаций.
  • Улучшение законодательства и правовой сферы регулирования деятельности организаций малого бизнеса. Для получения разрешений на деятельность, лицензий и регистрации предприятия затрачивается много ресурсов. Упрощение данного процесса для объектов малого бизнеса позволяет существенно упростить им жизнь и позволяет быстрее приступить к своей деятельности.
  • Улучшения кредитных условий для таких предприятий. Правительство может поощрять банки за обслуживание малого бизнеса. В связи с этим, банки стимулируют объекты малого бизнеса обслуживаться именно у них, предлагая разные льготы и сниженные процентные ставки.

Поощрения

  • Разного рода действия, направленные на популяризацию и дачу стимула для произведения некоторых видов деятельности (в частности, инновационной). Проведение конкурсов и тендеров позволяет для предпринимателей заработать деньги и популярность, что стимулирует их работать в выбранном направлении и развивать свой бизнес. Финансирование некоторых сфер деятельности позволяет дополнительно популяризировать конкретные сферы деятельности таких организаций.
  • Гранты, премии и компенсации. Проведение государством конкурсов на приобретение конкретных услуг или товаров позволяет таким предпринимателям подать заявку и участвовать в сделке крупных масштабов, в случае предоставления услуг лучше, чем у конкурентов.

Еще одним способом предоставления поддержки для небольших предприятий являются разного рода выставки и ярмарки. Предоставив место для предпринимателя, он может получить неплохой поток клиентов и существенно ускорить развитие своего дела.

Вариантов и способов поддержки малого бизнеса есть очень много. От получения премий за инновационные разработки до более выгодных условий кредитования в банках. Все они направлены на популяризацию ведения бизнеса и стимулирование развития предприятий. Малый бизнес является очень важной частью коммерческой деятельности, и его ведение никак нельзя ущемлять. Для современного мира развитие малого бизнеса является важнейшим и приоритетным направлением.

Почему поддержка малого бизнеса важна?

Дело в том, что для небольших предприятий очень трудно конкурировать с большими компаниями. У них уже есть своя целевая аудитория, свои покупатели и репутация, благодаря чему их рынок развивается гораздо стремительнее. Под нагрузкой для небольших предприятий очень трудно удачно стартовать. Их продукты трудно вывести на рынок, особенно, если они не являются чем-то инновационным или новым.

При таких обстоятельствах, желающих для начала такого дела будет совсем мало.

Естественно, что такая ситуация не устроит ни самих предпринимателей, ни государство. Для этого и были применены разные способы привлечения предпринимателей для ведения малого бизнеса. Эта сфера всячески стимулируется, так как является очень важной для государства.

Их финансовая поддержка

Финансовая поддержка для небольших является очень важной. Именно благодаря ей они могут начать полноценно функционировать. В свою очередь, для поощрения этой деятельности государство должно применять меры для упрощения налогообложения этим организациям, помощи в получении лицензий и разрешений на работу.

Отдельную роль играют специальные условия обслуживания таких организаций в банках. Льготные кредиты и упрощенное обслуживание счетов малого бизнеса позволяет им вести свою деятельность и вообще существовать. Если бы поддержки у таких предприятий не было, их существование было бы более труднореализуемым.

Итог

Также следует упомянуть о разного рода фондах, созданных для поддержки бизнеса. В частности, к ним относятся фонды для финансирования инновационных изобретений и исследований. Сейчас существует очень много идей для научных исследований, однако далеко не все из них могут быть выполнены без должного финансирования. Данные фонды помогут воплотить идеи в жизнь и предоставят должное финансирование для исследований.

Есть также разного рода бизнес-инкубаторы, которые предназначены для обучения предпринимателей и предоставления им помощи по выведению своих продуктов или услуг на рынок. Такие организации также играют немаловажную роль в становлении малого бизнеса.

  • Бакирова Татьяна Юрьевна , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • БИЗНЕС
  • ПОДДЕРЖКА
  • МЕХАНИЗМЫ
  • РАЗВИТИЕ

В статье рассмотрены механизмы поддержки развития малого бизнеса в России, основными цели государственной политики в области развития российского малого бизнеса

  • Роль государственной поддержки банковского кредитования АПК в России
  • Кредитование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации
  • Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии на примере ООО МТС «Илишевская»

Экономические механизмы поддержки развития малого бизнеса можно разделить на две большие группы: централизованные и децентрализованные. К децентрализованным механизмам относятся различные формы саморегулирования малого бизнеса и его приспособления к меняющимся условиям рыночной среды. К централизованным механизмам относятся государственные меры по созданию более благоприятных условий развития малого бизнеса. Регулирование и поддержка малого бизнеса заключается в стимулировании предпринимательской активности общества со стороны государства в соответствии с определенными целями и направлениями осуществления поддержки. Определение целевых ориентиров поддержки и развития малого предпринимательства должно исходить из необходимости сочетания интересов, как государства, так и малого бизнеса с учетом текущего состояния экономики страны.

Основными целями государственной политики в области развития российского малого бизнеса являются:

  • создание благоприятных условий для осуществления эффективной предпринимательской деятельности;
  • устойчивое развитие малого бизнеса как фактора формирования конкурентной среды и среднего класса российского общества;
  • расширение самозанятости населения;
  • увеличение доли участия малого бизнеса в формировании валового внутреннего и валового регионального продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджета.

Система государственного регулирования развития малого бизнеса должна соответствовать масштабности стоящих перед ней задач, она должна иметь обоснованные концептуально-программные, организационные, функциональные характеристики и показатели.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» отмечается, что содействие развитию малых и средних компаний является основным элементом экономической политики государства, способствующей поддержанию здоровой конкуренции и решению долгосрочных социальных задач. Оно включает реализацию комплекса мер, направленных как на стимулирование роста общего числа субъектов предпринимательской деятельности (по инновационному сценарию оно должно достигнуть 6 млн. чел. к 2020 году), так и на изменение отраслевой структуры малых и средних компаний, в том числе:

  • сокращение относительного числа малых предприятий, занятых в сфере торговли – до 20% ;
  • рост числа предприятий, занятых в таких сферах, как здравоохранение, ЖКХ, информационные услуги, наука – до 50%;
  • рост компаний, занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности, – в 4-5 раз (от 130 тысяч до 500 тысяч компаний) .

Данные задачи предполагается достичь посредством:

  • упрощения административных процедур и снижения связанных с ними издержек малых и средних предприятий при регистрации бизнеса и начале предпринимательской деятельности;
  • устранения неэффективного и избыточного государственного регулирования в сфере лицензирования, контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью;
  • значительного сокращения количества сертифицируемой продукции за счет расширения декларирования, пересмотра технических норм и правил;
  • совершенствования налогообложения малых предприятий;
  • расширения доступа к недвижимости и инфраструктуре электросетевого и газового хозяйства;
  • обеспечения доступности различных форм финансирования предпринимательской деятельности;
  • поддержки программ развития малого бизнеса, реализуемых общественными организациями предпринимателей.

Использование обозначенных выше направлений развития малого предпринимательства должно способствовать реализации стратегической цели диверсификации экономики Российской Федерации, что приведет к достижению следующих целевых показателей к 2020 году:

  • доля малого бизнеса в ВВП – 30%
  • доля малого бизнеса в занятости – 30%
  • доля малого бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства – 80% .

Рассмотрим направления государственной поддержки малого бизнеса в 2010 году. В соответствии с Постановлением Правительства РФ средства предоставлялись на:

  1. создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
  2. поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
  3. развитие системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;
  4. создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере;
  5. реализацию иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства;
  6. ведение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей государственной поддержки малого и среднего предпринимательства .

На поддержку малого и среднего предпринимательства было выделено 11 млрд. рублей. Кроме того, из федерального бюджета выделено на оказание в 2010 году государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:

  • на поддержку создания новых малых и средних инновационных компаний - в объеме 2 млрд. рублей;
  • на реализацию программ содействия развитию малого и среднего предпринимательства в моногородах - в объеме 2 млрд. рублей;
  • на развитие малого и среднего предпринимательства в Северо-Кавказском федеральном округе - в объеме 1 млрд. рублей .

Таким образом, 16 млрд. рублей были использованы на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации при условии софинансирования расходов за счет средств соответствующих бюджетов и в соответствии с утвержденной им программой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, проводились дополнительные меры по оказанию в 2010 году государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства:

  • увеличение на 1 млрд. рублей расходов на финансирование в 2010 году Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
  • обеспечение размещения у субъектов малого предпринимательства заказов в объеме 5 млрд. рублей на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов и по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
  • направление 2 млрд. рублей для оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим экспорт промышленной продукции .

В целом на федеральном уровне государственная политика в 2009-2010 гг. была направлена в сторону стимулирования создания новых предприятий и содействия самозанятости оказавшихся без работы граждан. Основной акцент при этом был сделан на финансовую поддержку старт-апов, оператором которой выступило Министерство здравоохранения и социального развития России. К сожалению, как показывает практика, из подобных старт-апов, образованных при финансовом содействии государства, крайне редко вырастают жизнеспособные компании со значимым экономическим потенциалом. Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что антикризисные меры, направленные на стимулирование сектора микро-предпринимательства смогли принести весьма ограниченные результаты, выразившиеся главным образом в росте числа предприятий .

Несколько более результативными оказались программы поддержки малого предпринимательства Минэкономразвития России. Так, в частности, можно говорить о наличии сравнительно значимых связей между динамикой числа малых предприятий в регионах и объемами поддержки, выделяемой МЭР РФ в виде ежегодных субсидий. Результативность и региональных систем поддержки малого предпринимательства в последние годы оказалась довольно низкой .

Все это позволяет сделать вывод о том, что для создания условий долгосрочного эффективного развития малого бизнеса необходимы не прямые меры государственной поддержки, а преимущественно косвенные меры государственного стимулирования предпринимательской активности, в первую очередь, за счет создания соответствующей институциональной среды для реализации предпринимательского потенциала российского общества.

Список литературы

  1. Зарипова, Г.М. Инновация-неотъемлемая часть конкурентного рынка[Текст] /Г.М..Зарипова//Инновационное-развитие современной науки: материалы международной научно-практической конференции(31 января 2014.) часть 1 – РИЦ БашГУ – Уфа,- С.213.
  2. Зарипова, Г.М. Кредитование малого бизнеса в современных коммерческих банках России [Текст] / Г.М..Зарипова // Наука,образование и инновации: материалы Международной научно-практической конферен-ци..Челябинск,2016. – Ч 1- С.115-117.
  3. Зарипова, Г.М. Финансово-кредитная поддержка предпринимательства [Текст] / Г.М..Зарипова // Наука,образование и инновации: международная научно-практическая конференция (28 декабря 2015г.) Ч 1.- С.111-114.
  4. Сираева, Р.Р. Финансирование агроформирований в целях их инновационного развития [Текст] / Р.Р. Сираева // Научное обеспечение инновационного развития АПК: материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XX Юбилейной специализированной выставки "АгроКомплекс-2010". – Уфа, 2010. - Часть IV. – С. 122-125.
  5. Запольских Ю.А. Кредитный риск и основные способы его минимизации. Экономика и социум. 2014. № 2-2 (11). С. 126-128.
  6. Габдрахманова Л.Р., Фазрахманов И.И. Сельское хозяйство Республики Башкортостан: состояние и перспективы развития. Экономика и управление: научно-практический журнал. 2011. № 4. С. 68-71.

Федосимова Е. А. Финансовый механизм малого предпринимательства в современных экономических условиях // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №11.–ART75175. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75175.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75175УДК 336.02

Федосимова Екатерина Александровна,

старший преподаватель кафедры денег, кредита и финансовФГБОУВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия», г.Киров[email protected]

Финансовый механизм малого предпринимательствав современных экономических условиях

Аннотация. Малое предпринимательство сегодня является инструментом развития рыночной экономики страны. В свете этого остро стоит вопрос о способах и методах финансирования данной категории бизнеса. Однако без четкого понимания механизма финансирования малого предпринимательства не представляется возможным сформулировать стратегию как финансирования, так и функционирования малого предприятия в целом. В статье выявляются особенности механизма финансирования малого предпринимательства, его элементов и их взаимодействия друг с другом.Ключевые слова: финансовый механизм, малое предпринимательство, самофинансирование, государственная поддержка, налоговый механизм.Раздел: (04) экономика.

Фактически все научные работы современных ученыхэкономистов, касающиеся финансирования малого предпринимательства посвящены либо изучению и исследованию механизмов поддержки малого бизнеса, либо факторам, влияющим на его развитие. Понятие же содержания финансового механизма малого предпринимательства на сегодняшний день фактически не раскрыто. Вместе с тем обоснование экономического содержания данной категории поможет максимально эффективно использовать всеимеющиеся финансовые возможности субъекта малого предпринимательства, что, в свою очередь, позволит активизировать процесс развития малого бизнеса как на уровне региона, так и страны в целом.Структуру финансового механизма субъектов малого предпринимательства, на наш взгляд, целесообразнее рассматривать исходя из предположения, что он, является частью общего финансового механизма. Но, в то же время, включает в себя определенные специфические элементы, присущие исключительно данному сектору экономики.В этом разрезе трактовка термина «финансовый механизм», а так же наиболее значимые исследования, посвященные изучению структуры и элементов финансового механизма, принадлежат А. Г. Грязновой, В. В. Ковалеву, Н. В. Колчиной, В.М.Родионовой, Г. Б. Поляку, А. И. Меркушеву и др. Финансовый механизм, в финансовокредитном энциклопедическом словаре под редакцией А. Г. Грязновой, понимается как составная часть хозяйственного механизма, представленная совокупностью видов иформ организации финансовых отношений, условий и методов исчисления, применяемых при формировании финансовых ресурсов, формировании и использовании фондов денежных средств целевого назначения .С точки зрения авторов данного словаря структура финансового механизма включает в себя финансовый механизм субъектов хозяйствования (финансовый механизм коммерческих, финансовый механизм некоммерческих организаций и фиФедосимова Е. А. Финансовый механизм малого предпринимательства в современных экономических условиях // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №11.–ART75175. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75175.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

нансовый механизм индивидуальных предпринимателей), а так же механизм государственных и механизм муниципальных финансов (бюджетный механизм и финансовый механизм функционирования государственных внебюджетных фондов).В разрезе малых предприятий данное определение нельзя безоговорочно принять как правильное, так как в механизме государственных и муниципальных финансов, на наш взгляд, вопервых,целесообразно было бы выделить такой элемент как гарантийный механизм. Поскольку, в соответствии с действующим законодательством РФ, органы государственного и муниципального управления имеют полномочия выдавать гарантии, в том числе и субъектам малого предпринимательства (например, при получении последними кредитов в коммерческих банках). Вовторых, выделение в качестве элемента механизма функционирования государственных и муниципальных финансов –государственных внебюджетных фондов, на наш взгляд, не является корректным и обоснованным. Это объясняется тем, что в Бюджетном кодексе РФ четко прописано, что в России могут функционировать исключительно государственные социальные внебюджетные фонды, которые в полной мере не могут обеспечить финансовую поддержку субъектов малого предпринимательства.В качестве составляющих финансовый механизм элементов В. В. Ковалев определяет: финансовые инструменты, приемы, методы и модели, а так же обеспечивающие подсистемы . Все перечисленные составляющие, по мнению автора,носят научнопрактическое и прикладное значение. Однако, в данной трактовке содержание финансового механизма носит обобщающий характер и, на наш взгляд, не учитывает особенностей функционирования субъектов малого предпринимательства.Несколько иную, но так же имеющую обобщающий характер, как и у В. В.Ковалева, трактовку финансового механизма дает Н. В. Колчина. С точки зрения автора,финансовый механизм состоит из управляющей и управляемой подсистемы. Сам жефинансовый механизм характеризуется как совокупность форм и методов управления финансами организации в целях достижения максимальной прибыли . В. М. Радионова, вместе с коллективом авторов, так же говорит о сложной структуре финансового механизма и большом количестве его составных элементов.В то же время, по их мнению, финансовый механизм подразделяется на механизм функционирования государственных финансов, страховой механизм и финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций . С точки зрения функционирования субъектов малого предпринимательства данная структура не совсем корректна. Вопервых, в соответствии с действующим в стране Бюджетным кодексом, механизм функционирования государственных финансов включает финансовые отношения только на федеральном и региональном уровне. Вовторых, в данном определении не уделяется внимание такому не маловажному элементу финансового механизма как механизм кредитный, реализация которого может осуществляться через фонды поддержки малого предпринимательства, через крупные предприятия или через механизм льготного кредитования в коммерческом банке (например, субсидирование процентной ставки) и т.д.

Кроме этого, в трактовках всех выше перечисленных авторов, практически не учитывается влияние на финансовый механизм факторов макрои микросреды. Хотя, на наш взгляд, малый бизнес особенно остро ощущает на себе влияние данных факторов (см. таблицу).Помимо представленных в таблице, нельзя недооценивать степень влияния на механизм финансирования и таких факторов макросреды как: рыночные, психологические,культурные, национальные, информационные, экологические, научноФедосимова Е. А. Финансовый механизм малого предпринимательства в современных экономических условиях // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №11.–ART75175. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75175.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

технические и международные. Все они, в той или иной степени, влияют на формирование финансовой базы малого предпринимательства.Более точно, с учетом наличия внутренних и внешних элементов, а так же уделяя внимание такому сегменту экономики как малое предпринимательство, к трактовке финансового механизма подходит Г.Б.Поляк, рассматривая его функционирование с точки зрения финансового менеджмента .

Факторы макрои микросреды, оказывающие влияние на финансовый механизм субъектов малого предпринимательства

Уровень фактораФакторВлияниеФакторымакросредыПолитическийОтношение власти к осуществлению предпринимательской деятельностиСоциальныйОтношение наемной рабочей силы к работе, условиям труда, зарплате на малом предприятииПравовойНаличие законодательства, регулирующего малое предпринимательство; качество контроля за их соблюдением; преемственность правового обеспеченияЭкономическийСпрос и предложение; доступность денежных ресурсов; инфляционные ожидания; конкурентоспособность; налоговая политика; рыночная инфраструктура и т.д.ФакторымикросредыОрганизационноправовыеПравильный выбор организационноправовой формы деятельности малого предприятия может обеспечитьпредприятию экономию финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на развитие бизнесаТехнологическиеГрамотное освоение и использование новых технологий; соблюдение действующих технологических процессовЭкономическиеПроведение экономических расчетов и составление прогнозов развития малого предприятия с целью эффективного использования финансовых ресурсовСоциальныеРазрыв в оплате труда между административным персоналом и рядовыми рабочими; уровень образования у сотрудников предприятияПсихологическиеПсихологическая совместимость работников, способствующая повышению финансовых результатов деятельности всего предприятия

По его мнению, основу внешних элементов финансового механизма составляют государственная и муниципальная поддержка, а основой внутренних элементов являются финансовые методы увеличения капитала, формирующие финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов.При этомГ.Б.Поляк считает, что наиболее распространенными на практике методами увеличения финансовых ресурсов предприятий на сегодняшний день являются: оптимизация налоговых платежей, купляпродажа ценных бумаг, кредитные формы привлечения денежных ресурсов. На наш взгляд, данные методы, на равных основаниях, характерны и для увеличения финансовых ресурсов субъектов малого предпринимательства, а, следовательно, данное определение может быть учтено нами при дальнейшей формулировке содержания финансового механизма малого предпринимательства.Значительное внимание понятию финансового механизма развития малого предпринимательства уделяется в работах профессора А. И. Меркушева . С точки зрения автора,финансовый механизм малого предпринимательства представляет собой совокупность различных экономических механизмов, с помощью которых проФедосимова Е. А. Финансовый механизм малого предпринимательства в современных экономических условиях // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №11.–ART75175. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75175.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

исходит развитие данного сегмента бизнеса. Трактовка понятия «финансовый механизм» отличается от предыдущих, но, на наш взгляд, является более точной. Модель финансового механизма представлена на рисунке.

В отличие от рассмотренных ранее подходов, в качестве структурных элементов автор выбирает бюджетный, кредитный, налоговый механизмы и механизм самофинансирования. При этом бюджетный механизм, в свою очередь, подразделяется на финансовые механизмы, функционирующие на различных уровнях бюджетной системы. Такой подход, по нашему мнению, является вполне адекватным, поскольку финансовый механизм региональных и местных бюджетов может иметь элементы, отличающиеся от элементов финансового механизма федерального бюджета.

Финансовый механизм развития малого предпринимательства

К таким элементам можно отнести:упрощенные правила ведения налогового учета;упрощенный порядок статистической отчетности; упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности и т.д.Кроме этогофинансовый механизм региональных и местных бюджетов состоит из меньшего числаэлементов, но, тем не менее, имеет большее число инструментов финансовой поддержки. В данном случае речь идет о предоставлении государственных гарантий.

Выделение автором кредитного механизма в качестве одного из элементов финансового механизма развития субъектов малого предпринимательства то же, на наш взгляд, является вполне обоснованным. Функционирование данного элемента осуществляется через финансовую поддержку малых предприятий со стороны государственных и муниципальных органов власти (государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства) и различных финансовых посредников (коммерческие банки, крупные коммерческие предприятия, лизинговые компании). Наиболее эффективными и распространенными формами финансовой помощи малому бизнесу на сегодняшний день являются: гранты на стадии «startup», субсидии начинающим предпринимателям, компенсация части процентной ставки по кредитам коммерческих банков, помощь в получении займов, рассрочки платежа от крупных предприятий и т.д.Федосимова Е. А. Финансовый механизм малого предпринимательства в современных экономических условиях // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №11.–ART75175. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75175.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

В отличие от многих ученыхэкономистов А. И. Меркушев выделяет в структуре финансового механизма развития малого предпринимательства и такие элементы как налоговый механизм и механизм самофинансирования.В налоговом механизме, в свою очередь, автор выделяет следующиеэлементы: специальные налоговые режимы,налоговые льготы, налоговые каникулы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам .По нашему мнению, данное предположение автора не совсем корректно.Объясняется это тем, что ряд элементов, таких как упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, упрощенный порядок статистической отчетности –уже включены автором в бюджетный механизм, причем на всех уровнях функционирования.Что касается понятия «налоговые каникулы», то оно, на сегодняшний день, носит исключительно теоретический характер и, в соответствии с действующем законодательством, ни где на практике не применяется, а, следовательно, не может использоваться как самостоятельный элемент налогового механизма.Говоря о специальных налоговых режимах, стоит отметить, что право выбора использования либо общего режима налогообложения, либо одного из специальных режимов, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, остается исключительно за самим субъектом малого предпринимательства.Поэтому данный элемент, на наш взгляд, целесообразнее было бы включить в представленную модель финансового механизма в качестве элемента механизма самофинансирования.Исходя из выше сказанного, становится очевидным, что выделение автором налогового механизма, в представленной модели, в качестве отдельного элемента финансового механизма развития малого предпринимательства не совсем обоснованно.Ориентация субъектов предпринимательства на самофинансирование –один из наименее рискованных способов приобретения финансов. Поэтому механизм самофинансирования, по мнению А. И.Меркушева, занимает особое место в структуре финансового механизма развития малого предпринимательства. В качестве элементов данного механизма автором называются: получение прибыли и ее распределение, выпуск малыми предприятиями акций и получение доходов от использования прав интеллектуальной собственности .Предположение автора является обоснованным, однако, на наш взгляд, требует уточнения. Вопервых, в структуру механизма самофинансирования малых предприятий, в качестве одного из элементов, следует добавить амортизационные отчисления, как собственный источник финансирования малого предпринимательства. Вовторых, как уже отмечалось ранее, выбор субъектами малого предпринимательства режима налогообложения, может послужить не плохим фактором оптимального самофинансирования в малом бизнесе.Втретьих, автор не уделяет внимания такому инструменту самофинансирования как самострахование (направление создания в децентрализованной форме малым предприятием страховых фондов в целях обеспечения бесперебойности функционирования, подверженного различным рисковым обстоятельствам ). Кроме этого, в работах автора фактически отсутствует его взгляд на взаимосвязь между входящими в модель механизмами, что, на наш взгляд, также является неправильным.Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что под финансовым механизмом малого предпринимательства следует понимать систему взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом бюджетного, кредитного меФедосимова Е. А. Финансовый механизм малого предпринимательства в современных экономических условиях // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №11.–ART75175. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75175.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

ханизмов и механизма самофинансирования, а также всех входящих в их состав элементов,с помощью которых происходит развитие малого предпринимательства и его взаимоотношение с другими институтами.

Ссылки на источники1.Финансовокредитный энциклопедический словарь / колл. авторов; под общ. ред. А. Г. Грязновой.–М.: Финансы и статистика, 2004. –1168с.:ил.2.КовалёвВ. В. Введение в финансовый менеджмент: [базовый курс]. –М.: Финансы и статистика,2007. –767 с.3.Финансы организаций (предприятий): учеб.для студ.вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» / [Н. В. Колчина и др.]. –5е изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТИДАНА, 2012. –407 с. –(Серия «Золотой фонд российских учебников»).4.Финансы / В. М.Родионова, Ю. Я.Вавилов, Л. И. Гончаренко и др.; под ред. В. М. Родионовой. –М.:Финансы и статистика, 1993. –С. 395.5.Финансовый менеджмент: учеб.для вузов / под ред. акад. Г. Б. Поляка. –2е изд.,перераб. и доп.–М.: ЮНИТИДАНА, 2009. –608с.6.Меркушев А. И. Финансовый механизм развития малого предпринимательства (теория, методология, практика): монография. –Киров: «Аверс», 2009. –572с.7.Там же.8.Там же.9.Там же.10.Ефимов С. Л. Экономика и страхование: энциклопедический словарь. –М.: ЦерихПЭЛ, 1996. –528 с.

EkaterinaFedosimova,senior teacherat the chair of money, credit and finance, Vyatka State Agricultural Academy, [email protected] mechanism of small business in the current economic conditionsAbstract.Small business, today, is a tool for the development of market economy. In light of this, is an issue about the ways and means of financing this category of business. However, without a clear understanding of the mechanism of financing of small business, it is not possible to formulate a strategy, as financing and operation of small businesses in general. In article identifies features of the mechanism of financing of small business, its elements and their interaction with each other.Keywords:financial mechanism, small business, selffinancing, government support, tax mechanism.References1.Gryaznova, A. G. (ed.) (2004) Finansovokreditnyj ehnciklopedicheskij slovar, Finansy i statistika, Moscow, p. 1168 (in Russian).2.Kovalyov, V. V. (2007) “Vvedenie v finansovyj menedzhment ”, Finansy i statistika, Moscow, p. 767 (in Russian).3.Kolchina, N. V. (2012) Finansy organizacij (predpriyatij): uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po ehkonomicheskim specialnostyam, specialnosti “Finansy i kredit”, 5e izd. pererab. i dop., YUNITI DANA, Moscow, p. 407, Seriya “Zolotoj fond rossijskih uchebnikov” (in Russian).4.Rodionova, V. M.,Vavilov, Y. Y. &Goncharenko, L. I. (1993) “Finansy”, Finansy i statistika,Moscow, p.395 (in Russian).5.Polyaka, G. B. (2009) Finansovyj menedzhment,uchebnik dlya vuzov, 2e izd. pererab. i dop., YUNITI DANA, Moscow, p. 608 (in Russian).6.Merkushev, A. I. (2009) Finansovyj mekhanizm razvitiya malogo predprinimatelstva (teoriya metodologiya praktika), monografiya, Avers, Kirov, p.572 (in Russian).7.Ibid.8.Ibid.9.Ibid.10.Efimov, S. L. (1996) Ekonomika i strahovanie.Ehnciklopedicheskij slovar, Cerih PEHL, Moscow, p. 528 (in Russian).

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Караниной Е.В., доктором экономических наук

Федосимова Е. А. Финансовый механизм малого предпринимательства в современных экономических условиях // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №11.–ART75175. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75175.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 7

Поступила в редакциюReceived16.02.2015Получена положительная рецензияReceived a positive review18.02.2015ПринятакпубликацииAccepted for publication18.02.2015ОпубликованаPublished03.04.2015

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Федосимова Е. А., 2015

Урок-10. Финансовые механизмы поддержки предпринимательства.

Бюджетная эффективность. В плановой экономике главным регулятором был план, главным регулятором рыночной экономики является бюджет. При этом бюджет должен выполнять фискальную, перераспределительную и стимулирующую функции. К сожалению, в переходной экономике государство берет налогов больше, чем, возможно, распределяет не тому, кому нужно, и стимулирует воспроизводство неэффективных социальных и технологических процессов. Рассматриваемые ниже предложения направлены на то, чтобы преодолеть указанные недостатки при финансовом обеспечении программы развития малого бизнеса.

Кому достаются налоги? Ставки распределения разных налогов по уровням бюджетной системы различаются: например, при общей системе весь собранный НДС поступает в федеральный бюджет; 90% налоговых платежей по «упрощенке» предприниматели платят в бюджет субъекта федерации, а 90% «вмененки» остается в местных бюджетах. В целях стимулирования местных органов власти к уходу от «мимобюджетных» отношений целесообразно доходы бюджетов разных уровней от малого предпринимательства закрепить за бюджетами муниципальных образований независимо от используемых систем налогообложения.

Учитывая роль «мимобюджетных» отношений, целесообразно выработать некий общий показатель бюджетного эффекта, который бы сглаживал различия в системах налогообложения и в условиях распределения бюджетных доходов. Кроме того, в бюджетный эффект следует включать и экономию социальных расходов в результате деятельности малых предприятий, в т. ч. от реализации государственных и муниципальных заказов.

Принцип конкурсного отбора. Распределение средств государственной поддержки (бюджетных средств) осуществляется, как правило, на основе критериев, которые учитывают отдельные стороны деятельности малого бизнеса (численность рабочих мест, выпуск отдельных видов продукции). При принятии решений о направлениях государственной поддержки малого предпринимательства достаточно использовать следующий критерий:

Если проект выходит за рамки одного года, то можно использовать различные формулы приведенных затрат и аналогов пользователей внутренней нормы доходности. Важно сохранить принцип конкурентного отбора:
- все заявки на средства господдержки упорядочиваются по принципу убывания бюджетной эффективности;
- ограниченные бюджетные средства господдержки только среди бюджетно-эффективных проектов.

Этот же подход можно использовать для проведения конкурсов среди групп проектов по отдельным территориям, отраслям, сферам деятельности. Даже для депрессивных районов, где потенциал малого бизнеса можно использовать для обеспечения занятости населения, сохраняется возможность использования критерия бюджетной эффективности. При этом сумма экономии бюджетных средств на выплату социальных пособий должна включаться в расчет бюджетного эффекта (в числитель формулы бюджетной эффективности).

Организация конкурсов. По закону Паркинсона «время, потраченное на обсуждение пункта, обратно пропорционально рассматриваемой сумме». Поскольку для малого бизнеса нужны малые деньги, то заседания конкурсных комиссий по отбору проектов малого предпринимательства могут длиться бесконечно долго. Критерий бюджетной эффективности позволяет провести конкурс на ЭВМ за доли секунды. Публичное рассмотрение итогов конкурсов будет способствовать обмену опытом и тиражированию наиболее перспективных схем финансирования малого бизнеса.

Гарантии достоверности исходной информации. Ликвидировав одну комиссию, важно не создавать новую по проверке исходных данных, представленных участниками конкурса. Эту задачу можно решить за счет использования гарантий местных администраций и/или коммерческих банков, которые, проверив бизнес-планы малых предприятий, гарантируют поступление в бюджет расчетной суммы бюджетного эффекта. Если по окончании расчетного срока окупаемости проекта налоговые органы не подтвердят налоговые поступления от субъекта малого и среднего предпринимательства в размерах, превышающих указанные в проекте суммы, то эти суммы перечисляет гарант.

Критерий бюджетной эффективности инвариантен относительно механизмов финансовой поддержки, если эти механизмы должен выбирать сам предприниматель при подготовке своего проекта. Более того, именно комбинация различных финансовых механизмов дает дополнительный экономический эффект, а механизм конкурсного отбора по критерию бюджетной эффективности делает невыгодными попытки сократить налоговые платежи. Таким образом, можно отказаться от излишней детализации в программах поддержки малого предпринимательства механизмов финансовой поддержки, полный спектр которых никогда не реализуется бюрократическими структурами. В то же время банки и финансовые консультанты в состоянии предложить малому бизнесу различные финансовые схемы.

Исключительно для соблюдения требований бюджетного законодательства механизмы финансовой поддержки должны быть сгруппированы на:
- безвозвратное финансирование из бюджета;
- финансирование на возвратной основе;
- гарантии и поручительства.

В рамках этих групп конкурсы по финансовой поддержке малого предпринимательства должны проводиться на основе критерия бюджетной эффективности.

Финансовые механизмы: пределы неограниченных возможностей.

Не только органы государственной власти, но и коммерческие структуры не всегда четко представляют возможности и объективные границы таких схем и механизмов финансовой поддержки предпринимательства. Поэтому есть смысл рассмотреть их более подробно.

Субсидирование процентной ставки стало наиболее популярным инструментом финансовой поддержки предпринимательства в разных секторах экономики. В результате сбора налогов с добросовестно работающих предпринимателей государство уменьшает издержки по кредитам, которые получают по итогам конкурсов плохо работающие предприниматели. В идеале ставка должна субсидироваться автоматически всем предпринимателям определенного сектора экономики или региона.

Гарантийные фонды. Недостаток залоговой массы выступает барьером на пути кредитования малого предпринимательства. Использование государственных гарантий для расширения обеспечения кредита имеет смысл только в том случае, если эта гарантия начинает действовать автоматически при наступлении дефолта. Тогда для банка эта гарантия служит полноценным обоснованием для снижения объемов резервирования в соответствии с действующими инструкциями. Например, солидарная государственная гарантия по кредиту может снизить норматив формирования резервов с 20% до нуля. Но тогда в таких же пропорциях должна меняться и стоимость гарантий.

Льготное кредитование. Недавнее социалистическое прошлое постоянно воспроизводит в умах чиновников и предпринимателей желание получить хоть что-нибудь на льготных условиях: например, дать кредит малому бизнесу на льготных условиях. Однако наше рыночное настоящее для выдачи льготных кредитов требует льготных ресурсов. Если, например, суммы выдаваемых кредитов и депозитов равны, то уменьшение ставки по депозиту позволяет сократить ставку по кредиту на такую же величину (без учета резервирования и операционных издержек). Используя достаточно простые формулы, можно рассчитать резерв льготного кредитования в зависимости от уровня тарифных ставок по депозиту и коэффициента мультипликации кредитов (сумма подлежащих выдаче кредитов к сумме депозита).

Софинансирование. Кредитование связано с риском, и при прочих равных условиях желательно эти риски разделить с другими участниками проекта. Если при этом кто-либо из участников может предложить более дешевые ресурсы, хотя бы в ограниченном объеме, то недостающие средства можно будет привлечь из других, более дорогих источников. Можно поставить обратную задачу, а именно: какой будет средняя ставка по всем привлекаемым для реализации проекта ресурсам в зависимости от соотношения собственных (бесплатных) и заемных средств, получаемых на льготных условиях и по тарифной ставке коммерческого кредита.

Лизинг. Лизинг имеет много преимуществ, но главное - возврат массы кредита уже обеспечен оборудованием, принадлежащим лизингодателю. Остается лишь прогарантировать возврат процентов, которые должен уплатить лизингополучатель. Сравнение цифр влияния гарантий при обычном кредитовании и в рамках лизинга показывает:
при отсутствии гарантий ставки кредитования лизинговых операций ниже, чем при обычном кредитовании;
наличие гарантий в лизинговых операциях в меньшей степени влияет на изменение процентных ставок, чем при обычном кредитовании.

Если учесть, что, во-первых, лизинговые платежи заменяют платежи из налогооблагаемой прибыли, во-вторых, малые предприятия имеют возможность использовать ускоренную амортизацию полученного в лизинг оборудования и рассрочку лизинговых платежей, то становится понятной привлекательность лизинговых операций не только для лизингополучателя, но и для коммерческих банков, которые через механизм лизинговых платежей могут не только получать более гарантированный доход, но и компенсировать часть своих издержек по привлечению ресурсов для лизинговых операций.

Франчайзинг. В самом упрощенном виде франчайзинг предполагает использование торговой марки крупной фирмы для развития малого предприятия. Несмотря на различные варианты договорных взаимоотношений крупной фирмы-франчайзера и малого предприятия-франчайзи (договор, долевое участие в капитале, создание филиала, передача прав на использование торговой марки, передача оборудования, обучение персонала), финансовый механизм собственно франчайзинга заключается в том, чтобы компенсировать с помощью сети операторов постоянные издержки франчайзера. С точки зрения крупной фирмы, нижняя граница цены франшизы определяется издержками по контролю за чистотой торговой марки, переданными франчайзи технологиями и оборудованием. С точки зрения оператора- франчайзи, верхняя граница цены франшизы должна обеспечивать ему некий средний ожидаемый доход. Таким образом, общий доход, получаемый от бизнеса, должен распределяться между франчайзером и франчайзи «по справедливости», с учетом указанных верхней и нижней границ, определяемых каждой из сторон на основе своих внутренних соображений и принципов хозяйственного расчета. Если бизнес франчайзера преодолел точку безубыточности, то его дальнейшее расширение связано только с компенсацией текущих затрат на создание нового предприятия. Очевидно, при этом сам бизнес должен обеспечивать эффективность как минимум, превышающую некий средний уровень доходности, например, равный тарифным ставкам по депозитам.

Консалтинг. Несмотря на широкое распространение тезиса «Не учи меня жить - помоги материально», на постсоветском пространстве возрождается спрос на советы консультантов-профессионалов. Наиболее квалифицированные консультанты устанавливают оплату своих услуг не только за отдельные этапы выполненных работ (как в бывших советских НИИ), но и стремятся войти в распределение доходов, получаемых от конечной реализации проекта. Часто используются комбинированные схемы, когда на начальной стадии возмещаются минимальные издержки консультанта, а по завершении работ консультант получает 5-10% от привлеченных кредитных ресурсов от полученного дохода, реже (в силу особенностей российской налоговой системы) от полученной прибыли. Механизм льгот в данном случае может быть связан со снижением издержек на разработку и экспертизу проектов малых предпринимателей. В рамках существующих технологий предприниматель вынужден оплачивать услуги и разработчика- консультанта, и банковского эксперта, который перерабатывает тот же объем информации, что и консультант. Если разработку проекта с самого начала осуществляет непосредственно банк или его доверенная структура, то затраты на консалтинг можно снизить в два раза. В ре- зультате издержки по кредитованию проекта для предпринимателя сокращаются на 2,5-3%.

Ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях специализированной организацией. Легально работающее малое предприятие сегодня вынуждено тратить на содержание главного бухгалтера не менее 15 000-20 000 рублей в месяц. Учитывая начисления на заработную плату, болезни, отпуска, предприниматель вынужден зарабатывать для своего бухгалтера до 30 000 рублей в месяц. Бухгалтер «свой в доску» обходится на порядок дороже. Согласно Федеральному закону от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», предприниматель может поручить эту работу специализированным аудиторским фирмам. Используя эффект масштаба и высокую квалификацию своего персонала, такие фирмы устанавливают плату за свои услуги на уровне средней заработной платы бухгалтера малого предприятия плюс НДС. Таким образом, предприниматель выигрывает как минимум 39% существующих начислений на зарплату бухгалтера.

В развитых странах государство стимулирует и предпринимателей, и аудиторов к такому взаимодействию, предоставляя льготы по налогообложению и тем, и другим. В результате, например, во Франции существует общенациональная система центров «Офис де жестьон», когда аудиторско-консалтинговая фирма, насчитывающая 20 сотрудников, обслуживает до 2 000 малых предприятий. При этом:
налоговый инспектор не разыскивает по чердакам и подвалам малых предпринимателей, а проверяет всю документацию в аудиторской фирме, которая к тому же несет ответственность за достоверность учета;
малый предприниматель занимается своим бизнесом и избавлен от государственного рэкета;
аудиторская фирма имеет льготы и устойчивую клиентуру.

Венчурное финансирование. Механизм венчурного финансирования строится на обычной рисковой схеме, которая предполагает, что хотя бы часть из инвестируемых, как правило, инновационных, проектов будет иметь столь высокую доходность, что она покроет убытки неудачной реализации остальных проектов. Если предположить, что не более 20% всех финансируемых проектов обеспечивают такую высокую доходность, а остальные проекты по крайней мере не приносят убытков, то для получения хотя бы среднего дохода по всем проектам на уровне ставки рефинансирования Центробанка (10%) необходимо, чтобы рентабельность высокодоходных проектов в пять раз превышала эту ставку рефинансирования. В нашем случае - это 50% годовых!!! По рекомендации К. Маркса, банкир в погоне за такой доходностью должен выброситься из окна. Однако следует помнить, что такая рентабельность наблюдается лишь в 20% случаев. Кроме того, при появлении таких проектов сразу появляются предложения со стороны рэкета полностью взять под контроль реализацию проекта. Государственная поддержка такого рода проектов должна строиться на механизмах софинансирования и обеспечения гарантий авторских прав и безопасности проекта.

Кредитные союзы. Поиск дешевых ресурсов для кредитования малого предпринимательства заставляет искать новые формы привлечения средств. В дополнение к описанному выше механизму льготного кредитования механизм кредитного союза предполагает добровольное аккумулирование средств его участников, согласных отказаться от высоких рыночных ставок по депозитам коммерческих банков в целях получения льготных кредитов. Привлекательность для отдельного участника, выступающего одновременно и вкладчиком, и заемщиком, связана исключительно с целевой направленностью аккумулируемых средств. Как вкладчик участник кредитного союза рассчитывает вернуть свой вклад с процентами, сопоставимыми с действующими рыночными ставками по депозитам. Как заемщик он надеется получить необходимую сумму льготного кредита, которая покроет упущенную выгоду от не размещенного на рынке депозита. Если средняя величина кредита равна 100 тыс. руб., средний срок кредитования - 1 год, а средняя сумма депозита составляет 10 тыс. руб., то для поддержания жизнеспособности кредитного союза необходимо не менее 10 участников. При этом каждый участник должен иметь проект, эффективность которого должна быть не ниже рыночной ставки по депозитам. Если предположить, что рыночная ставка составляет 10% годовых, то участники кредитного союза вправе получить в конце срока его деятельности доход в размере 121% к первоначально мобилизованным вкладам.

Федеральный закон от 18.06.09 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» установил новые правила работы кооперативов, в т. ч. и финансовые нормативы, касающиеся формирования паевого, резервного фондов, максимальных сумм привлечения и размещения средств, приблизив эти правила к аналогичным требованиям для коммерческих банков. В результате нововведений выросла не только надежность, но и из- держки кредитной кооперации.

Сложные механизмы финансовой поддержки малого предпринимательства. Рассмотренные выше финансовые механизмы носят базовый характер. На их основе можно строить более сложные схемы, основанные на комбинациях простых механизмов с добавлением организационных форм, напрямую не связанных с малым бизнесом, но удачно вписывающихся в систему государственной и коммерческой поддержки малого предпринимательства.

Бизнес-центры оказывают консультационные, маркетинговые, аудиторские услуги малым предпринимателям. В дополнение к описанным выше механизмам в такого рода центрах могут оказываться услуги по аренде офиса, оргтехники, тренингу.

Бизнес-инкубаторы не только предоставляют в аренду универсальное оборудование, но и снижают расходы предпринимателя на содержание инфраструктуры (охрана, централизованное водо-, газо-, энергоснабжение). Учитывая масштабы работ по реструктуризации крупных промышленных предприятий, можно утверждать, что роль бизнес-инкубаторов будет возрастать уже в ближайшем будущем.

Комплексное обслуживание малых предприятий. Сами по себе малые предприятия не являются сегодня привлекательными клиентами для банков и других коммерческих структур. Однако в тех случаях, когда малые предприятия одновременно пользуются услугами аудиторской, консалтинговой, юридической, маркетинговой, обучающей, страховой, лизинговой компаний, то за счет комплексного обслуживания снижаются затраты по контролю над деятельностью малого предприятия, а само предприятие получает скидки на услуги, предоставляемые комплексом перечисленных фирм. Хозрасчетная эффективность позволяет не создавать новые государственные структуры поддержки предпринимательства, а сконцентрировать внимание на налаживании конструктивных договорных взаимоотношений между уже существующими и доказавшими свою жизнеспособность на рынке услуг для малого бизнеса негосударственными структурами.

Реструктуризация промышленных предприятий. Еще на заре кооперативного движения наибольших успехов добились кооперативы, которые создавались при крупных предприятиях. Сегодня льготы в виде устойчивого рынка сбыта, налаженного производства, низких собственных накладных расходов, льготных товарных кредитов, лизинга оборудования могут получать те малые предприятия, которые встроены в технологическую цепочку промышленного производства. Хотя сами промышленные предприятия сегодня переживают далеко не лучшие времена, частично задействованные мощности все же лучше полностью мертвых цехов, невыплаченной зарплаты и растущих долгов. В конце концов, созданное на базе участка, бригады, смены малое предприятие - это всего лишь доведенный до логического конца принцип социалистического внутрипроизводственного хозрасчета, бригадный подряд в условиях рынка.

Рассмотренные в таблице 23 варианты реструктуризации крупных компаний в малые предприятия являются типовыми «кирпичиками», из которых можно строить различные более сложные схемы реструктуризации. В частности, наряду с участием в уставном капитале материнская компания может сдавать малому предприятию необходимое оборудование в аренду. Допускается внесение прав аренды оборудования в качестве взноса в уставный капитал. В исключительных случаях на основе мирового соглашения допустимо также погашение задолженности по заработной плате продажей доли в капитале создаваемых малых предприятий.

Таблица. Финансовые механизмы поддержки малого предпринимательства

Механизмы финансовой поддержки малых предприятий Интересы коммерческих структур Интересы малых предприятий Рекомендации по использованию в рамках программ поддержки малого предприним.

1. Субсидирование процентных ставок Расширение рынка за счет новых малых предприятий Удешевление процентов по кредиту Субсидирование ставок по всем кредитам группам предприятий МСП

2. Гарантийные фонды кредитования Снижение рисков невозврата кредитов Снижение ставки кредитования на 1-3% Размещение гарантийных фондов на конкурсной основе

3. Льготное кредитование Мультипликация объема выданных кредитов Снижение ставок по кредитам за счет ставок по депозитам Одно из условий конкурсного размещения гарантийных фондов

4. Франчайзинг Расширение бизнеса только за счет переменных издержек Экономия на постоянных издержках Тиражирование российского опыта франчайзинга

5. Консалтинг Повышение качества подготовки и сопровождения проектов Экономия на издержках по разработке проектов 2,5-3% Активизация взаимодействия банков и консалтинговых фирм

6. Централизованный бухгалтерский учет Расширение клиентской базы аудиторских фирм Экономия по начислениям на зарплату бухгалтерии и налоговое планирование Расширение опыта работы аудиторских фирм по централизованному бухучету на малых предприятиях

7. Венчурное финансирование Выход на высокодоходные проекты Первичная финансовая поддержка инноваций Опытная проработка венчурных инвестиций

8. Кредитные союзы Аккумуляция денежных средств Льготы при целевом кредитовании участников союза на 5-7% Экспериментальное участие в софинансировании

9. Бизнес-центры Комплекс услуг для широкого круга клиентов Экономия на орграсходах по ведению бизнеса Аккредитация бизнес-центров для взаимодействия с инвесторами

10. Бизнес-инкубаторы Рост числа клиентов, занятых в производственной сфере Экономия на аренде производственных мощностей и общепроизводственных расходов Создание бизнес-инкубаторов с современным оборудованием, полученным по связанным кредитам

Бизнес с малым бизнесом: из опыта работы банка «Центр-инвест»

В 1997 году банк «Центр-инвест» предложил своим клиентам программу поддержки малых предприятий, которая включала не только прозрачные банковские услуги, но и решение типичных проблем малого предпринимательства: освобождение предпринимателей от общения с налоговой инспекцией путем передачи ведения учета и отчетности на аутсорсинг аудиторской фирме, правовую поддержку, интернет- консалтинг, охрану и страхование бизнеса. Точка безубыточности программы достигалась при наличии 150 малых предприятий-клиентов. Через два месяца их количество достигло 450. Успех программы был настолько заметен, что команду банка «Центр-инвест» пригласили для финансового оздоровления Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Задача была решена менее чем за 6 месяцев, а банк «Центр-инвест» приобрел уникальный опыт и знания о механизмах государственной поддержки предпринимательства. Этот опыт нашел свое отражение в книге автора «Малый бизнес: made in Russia», которая вышла в свет в 1999 году и уже стала библиографической редкостью (http://centrinvest.ru/ru/book/0201.html).

В октябре 1998 года клиенты банка «Центр-инвест» получили программу антикризисного маркетинга, которая позволила им не только восполнить потери, но и захватить новые рынки, освободившиеся от тех, кто «упал, но не отжался» после августовского финансового кризиса.

Сегодня у банка «Центр-инвест» около 40 тыс. клиентов - субъектов малого предпринимательства. По количеству и объему кредитов, выданных малому бизнесу, банк «Центр-инвест» занимает, соответственно, 7-е и 15-е места в Российской Федерации.

Увеличив число клиентов-предпринимателей, банк «Центр-инвест» активизировал контакты с международными финансовыми институтами. В 2000 году банк получил право работать с 50 процентной гарантией Агентства США по международному развитию (USAID) по кредитам для малых предприятий и стал партнером HERMES. В 2002 году IFC заключила первый договор с банком для кредитования на срок до двух лет малых предприятий. В 2002 году банк был включен в программу гарантий ЕБРР по торговому финансированию. В 2004 году ЕБРР стал акционером банка. В 2005 году в число акционеров вошел также DEG. Авторитет работы банка «Центр-инвест» с малым бизнесом позволил привлечь долгосрочные кредиты IFC, EBRD,KfW, FMO, BSTDB, Австрийского банка развития, РосБР, получить синдицированные займы на российском и международных финансовых рынках, выпустить облигации. В 2006 году банк «Центр-инвест» стал первым банком-партнером IFC по программе энергоэффективности, а в 2007 году за успех в реализации этой програм- мы стал серебряным призером конкурса Financial Times и IFC в номина- ции Sustainable Bankers of the Year («Устойчивые банкиры года»). В кон- це 2007 года стартовала аналогичная программа энергоэффективности с уклоном на проекты малого бизнеса совместно с ЕБРР и FMO. В 2008 году банк стал первым партнером KfW в России по финансированию энергоэф- фективных проектов малого бизнеса. Для предпринимателей Юга России банк «Центр-инвест» предоставляет услуги по внешнеэкономическим контрактам, гарантиям, аккредитивам и структурному финансированию, поскольку является участником программ торгового финансирования ЕБРР и IFC, а также имеет аккредитацию в немецком агентстве HERMES (c 1999 года), итальянском SACE (с 2004-го).

Одновременно банк «Центр-инвест» расширил свои программы для малых предприятий Юга России в Ростовской, Волгоградской областях, Краснодарском и Ставропольском краях. Представители банка работали в Советах по малому предпринимательству при администрации Ростовской области и Южного федерального округа. Признанием этих успехов стали ежегодные призовые места в рейтингах региональных СМИ, приз «Вектор успеха» администрации Ростовской области. В условиях глобального кризиса банк «Центр-инвест» признан по результатам опроса еженедельника «Город N» самой успешной компанией года.

В дальнейшем изучение мирового опыта для решения российских проблем позволило предложить технологии работы с малым бизнесом на уровне лучшей мировой практики и сформировать новую идеологию роли малого бизнеса в современном мире.
Проверь себя
Какие существуют недостатки финансового обеспечения программы развития малого бизнеса и какие меры можно предпринять, чтобы их преодолеть?
Как определяется критерий бюджетной эффективности проекта?
Каковы роль и значение конкурсной поддержки малого предпринимательства?
Какие механизмы существуют для финансовой поддержки малого предпринимательства? Какие из них представляются вам наиболее эффективными и в каком случае?

Выполните задания

Выберите из таблицы финансовые механизмы, которые позволят обеспечить коммерческий успех вашего проекта предпринимательской деятельности.

Риски проекта и страхование
Любая предпринимательская деятельность в условиях рыночной экономики сопряжена с риском. Это значит, что просчеты бизнес- планирования могут привести к убыткам, разорению или даже банкротству. Полностью избежать рисков невозможно, но важно уметь правильно оценивать риски и снижать опасности, которые они несут.

Одной из эффективных мер является страхование - создание за счет денежных средств государства, предприятий, организаций, граждан специальных резервных фондов (страховых фондов), предназначенных для возмещения ущерба, потерь, вызванных случайными неблагоприятными событиями.

Сегодня страховые компании включают в пакет страхования малого бизнеса следующие основные виды страхования:
имущественное страхование позволяет застраховать имущественные риски, связанные с эксплуатацией и использованием помещений офиса, оборудования, мебели, товаров на складах и т. п., а также на случай их кражи, порчи или других вредных воздействий;
страхование ответственности позволяет застраховать ответ- ственность Страхователя за причинение вреда третьим лицам (например, клиентам солярия, если им был нанесен вред здоровью);
личное страхование позволяет снизить риски, связанные с деятельностью персонала.

Выполните задания

Проанализируйте возможные рисковые ситуации для вашего бизнеса и оцените виды страхования, которые помогут уменьшить или компенсировать эти риски.

Основными пунктами государственной поддержки в России являются:

Создание системы развития малого бизнеса;

Создание условий для оптимального развития бизнеса на всей территории страны;

Разработка мероприятий по созданию рабочих мест субъектами бизнеса;

Поддержка конкуренции, стимулирование инвестиционной деятельности;

Социализация бизнеса, вовлечение в бизнес различных слоёв населения;

Поощрение и помощь инициативным предпринимателям с помощью государственного кредитования и налоговых компромиссов;

Разработка и совершенствование правового законодательства в сфере бизнеса.

Систему государственной поддержки в России составляют:

Юридические аспекты, административные, нормативные документы, содействующие правомерному развитию бизнеса;

Аппарат государственного правления, представляющие собой институциональные структуры, ответственные за правильное функционирование предпринимательства;

Создание государственных фондов;

Формирование специализированных финансовых организаций.

Второстепенные методы со временем начинаю превосходствовать над прямыми. К ним относят в первую очередь:

Налоговые компромиссы (частичное или полное );

Ускоренные способы расчёта амортизации;

Помощь в научно-исследовательской деятельности и в подготовке молодых специалистов.

Предприятия могут использовать финансирование в таких целях:

Развитие нового дела;

Освоение новых технологий и выпуск новых видов продукции;

Расширение успешного бизнеса;

Программы обучения кадров и совершенствование информационных ресурсов;

Освоение новых рынков сбыта.

Выделим главные задачи государственного финансирования:

Привлечение коммерческих банков к предоставлению кредитов и займов для перспективных субъектов бизнеса;

Контроль над процессом предоставления займов банками;

Содействие увеличению капитала, которые сможет использоваться с помощью развития добросовестной конкуренции на рынке предоставления кредитных услуг субъектам бизнеса;

Способствование привлечению акционерного капитала предприятиям малого бизнеса.

Кредитных источников для развития малого предпринимательства в России слишком мало. Эта ситуация сложилась благодаря инфляции и некоторым проблемам в банковской деятельности. В связи с этим банки выдают только краткосрочные кредиты с большими процентами, а это никак не удовлетворяет нынешних бизнесменов.

Основные пути совершенствования государственной политики поддержки малого бизнеса

Многолетние развития рыночных реформ в России не включали в себя развитие малого предпринимательства. И поэтому не занимает надлежащего места в экономике государства. Доля малых предприятий в общем объеме в России гораздо ниже, чем в высокоразвитых странах. Лидирует в этом аспекте США, Япония, Италия, Франция, Германия. Опыт этих стран говорит о том, что при создании определённых условий играют важную роль в развитии экономики страны. В последние годы Россия постепенно разрабатывает концепции для улучшения ситуации, связанной с развитием бизнеса.

Основными целыми новых концепций являются:

Помощь и поддержка в проведении новаторских мероприятий в освоении новых видов продукции;

Создание более благоприятных условий, которые позволят стремительно развиваться бизнесу;

Создание комплекса мер безопасности.

Первая цель заключается в том, что государство должно поощрять инициативных бизнесменов, которые хотят добиться успехов, сделать полезный вклад в страны. Вторая цель состоит в обеспечении всеми необходимыми ресурсами, кадрами, капиталом, информацией, создании честной конкуренции. Третья цель несёт в себе защитную функцию от факторов внешнего воздействия.

Государственная поддержка бизнеса отражена во всевозможных законах, которые прописывают все важные моменты для развития и усовершенствования процесса создания малых предприятий. В начале 2000-х годов начали создаваться развития бизнеса, маркетинговые центры, исследовательские институты. Все эти структуры, значительно улучшили положение вещей. Эта инфраструктура доводит государственную поддержку до адресата.

Необходимо разработать систему финансирования и страхования бизнеса. Эти аспекты трансформировались по мере своего развития. Бюджетное финансирование проводилось только для тех бизнес-проектов, которые имели федеральное значение. Чтобы оптимизировать доступность банковских услуг, нужно разработать механизмы, которые повысят заинтересованность банков.

Что касается страхования, то их дороговизна не даёт возможности пользоваться этими услугами всем предприятиям. А отсутствие защиты бизнеса отталкивает кредиторов и инвесторов.

Существует два вида страховых услуг, играющих важную роль в финансовом регулировании:

Страхование того имущество, которое участвует в производственном процессе;

Страхование всевозможных хозяйственных рисков.

Также существенное влияние на имеет лизинг. Он имеет перспективы при организации бизнеса и не возникает необходимость в разовых инвестициях. Для начинающих бизнесменом, которые стоят на пороге открытия своего бизнеса и испытывают недостаток основных фондов, лизинг выступает наиболее удобной формой кредитования. Не стоит также забывать о франчайзинге, который предоставляет возможность получить технологии для успешного видения дела.

Можно сказать, что в России лизин и могут стать важнейшим инструментом, который позволит создать благоприятную среду для успешного видения бизнеса.

Немало важным шагом на пути к усовершенствованию государственной поддержки бизнеса стала разработка Концепции поддержки и развития бизнеса в России. Этот документ отражает все возможные способы улучшения климата для открытия новых предприятий и включает в себя меры по урегулированию всех спорных вопросов и защищенности бизнеса.

Мировой опыт государственной поддержки бизнеса

По данным исследования в США на долю малого бизнеса приходится половина крупных изобретений, удельный вес успешных малых предпринимательств очень велик. Это обусловлено тем, что государство проводит правильную политику поддержки бизнеса. Вкладываются средства, стимулируются инновационные процессы. Проводятся государственные заказы на конкурсной основе, которые привлекают перспективных молодых бизнесменов, способных осуществить прорыв в сфере бизнеса. Создаётся инфраструктура, обеспечивающая продвижение инновационных проектов на всех стадиях процесса. Правовое законодательство практически исключило риски для предпринимателей и позволяет уверено себя чувствовать новичкам бизнеса.

В Германии, например, огромный акцент, сделан на систему льготного кредитования. Там кредиты под видение бизнеса выдаются в размере 500 тыс.евро на срок до 20 лет, специфика погашения которых, просто восхищает. Ставки процентов погашения установлены для каждого года отдельно, это повышает возможность своевременного возврата кредита. Также существует очень успешное государственное страхование займов, это позволяет существенно снизить риски для бизнеса. Льготное и прямое бюджетное финансирование занимают не последнюю роль. Оно касается наиболее важных и приоритетных проектов для поддержания конкретной отрасли и государственной экономики в целом.

В Японии, помимо всех вышеперечисленных мер государственного регулирования, особое значение имеют информационно-консультационные отделы, созданные государством в помощь бизнесменам. Это существенно снижает риски провала и помогает выбрать правильный путь развития бизнеса.

Развитие бизнеса является основополагающим фактором развития экономики государства в целом. Поэтому создание благоприятных условий должно быть одним из основных направлений деятельности государства. Термин «государственная поддержка» должен быть не просто словосочетанием, а комплексом действенных мероприятий по повышению престижа видения бизнеса в России. Государству необходимо выделять средства и ресурсы для помощи бизнесменам, укреплять законодательную базу, работать с банковской сферой и усовершенствовать правовое и налоговое законодательство.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш