Мировая художественная культура а е. по зарубежной художественной культуре. Понятие культурной эпохи

Мировая художественная культура?

Что такое мировая художественная культура?

Задумывались ли вы когда-нибудь над значением слова "культура"? С этим словом, как и со словами, от него образованными, вы, конечно, много раз встречались, но если попросить дать точное определение понятия "культура", то это может вызвать затруднение.

Самое простое определение "культуры" - это все, что не природа, все, что создано человеком за всю историю человечества. Латинское слово "cultura" переводится как возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Попытайтесь составить предложение с русскими переводами этого латинского слова, и вы увидите, что в этих, на первый взгляд, очень разных по значению словах есть что-то общее. Вы, наверное, согласитесь с нами, что этим общим можно считать совершенствование.

Увидел человек, как катится с горы дерево, и совершил величайшее открытие: вырубил из ствола плоскую кругляшку - получилось колесо. Увидел, как растет вкусная трава, и начал выращивать ее сам, начал возделывать землю, начал заниматься земледелием. Увидел, как молния зажгла дерево, и научился добывать огонь, готовить пищу, спасаться от холода, обжигать глину.

Культурный человек никогда не уничтожит, не разрушит того, что представляет собой, как принято говорить, культурную ценность, созданное до него, переданное ему предками как память о них.

Человек создавал культуру. Но и культура постоянно веками создавала человека. Когда мы говорим природа, то подразумеваем, что она может быть живая и неживая, что в живой природе мы различаем растения и животных, что среди животных - рыбы, птицы, млекопитающие - слоны, зайцы, люди... Так и в культуре, есть материальная и духовная, в духовной - религия, искусство, наука...

Что такое "художественная культура"? Часто полагают, что художественная культура и искусство - это одно и то же. Это не совсем так. Конструктор паровоза меньше всего думал о том, чтобы гудящее чудо было еще и красивым. Но красота паровозов завораживала людей нескольких поколений. А кого сегодня ни приводит в восторг взмывающий в небо современный авиалайнер!

Так что понятие "художественная культура" много шире, чем понятие "искусство". И потом, ведь есть искусство, в котором польза и красота должны быть не отделимы друг от друга. Красивый дом может и не иметь никаких украшений, он может быть прекрасен сам по себе - соотношением своих совсем простых по форме частей.

Художественная культура имеет одно замечательное отличие от других областей культуры, например, науки и техники. Нам не придется сегодня строить здания, как их строили в Древнем Египте, или проводить водопровод, как его проводили в Древнем Риме, но скульптуры этих древних стран до сих пор пленяют нас своей красотой, своим совершенством.

Кухонная утварь противопоставляется произведению высокого искусства. А сегодня в одном зале художественного музея мраморная статуя Аполлона и керамический сосуд. И трудно нам определить, что красивее - "бесполезная" статуя "полезный" горшок. И такой ли уж бесполезной она была? Ей поклонялись, просили у нее защиты...

Почему предмет называется не просто "художественная культура", а "мировая художественная культура"? У каждого народа - своя культура, а вместе - все народы мира создали мировую культуру.

Мировая культура - не простая сумма культур равных народов: русская культура, плюс французская, плюс китайская, плюс и так далее, и так далее. Мировая культура - это постоянное взаимодействие культур. Каждый народ говорит с другими народами, с людьми, отделенными от него веками, языком своей культуры. И эти языки понятны нам с вами. Если только, конечно, мы научились их понимать. Мировая художественная культура берет свое начало задолго до того, как началась история нашего народа, наша культура.

Но как же много можно увидеть сегодня на улицах Москвы, Петербурга, других российских городов из глубокой древности Востока, Греции, Рима. Русская культура - часть мировой культуры: она восприняла лучшее в ее наследии и сама мощно повлияла на нее.

Никогда не будем забывать, что мы - люди великой культуры, великой страны. Это чувство поднимает человека над обыденностью. Это не высокомерное чувство, которого нужно бояться, это осознанная гордость "за дела предков", которые никогда не отгораживались от других народов, не стыдились учиться у них, перенимать то, что достойно быть перенимаемым на родную почву, что может на ней прижиться. Гуляя по территории Московского Кремля - этому замечательному символу России, - вы увидите, как много в нем от Востока и Запада, от древности и современности.

мировой художественный культура

Понятие художественной культуры

Определение 1

Художественная культура – это один из самых ярких видов культуры, который выступает в качестве ее устойчивого компонента, передающего с помощью образно-символического варианта ценности культуры, которые были созданы людьми в разные исторические периоды.

Являясь сферой культуры, художественная культура призвана решать задачи интеллектуального и чувственного отражения бытия посредством художественных образов, рождающихся в мышлении художника.

Художественную культуру изучали:

  • Философия
  • Эстетика
  • Исторические науки
  • Литературоведение
  • Художественное творчество
  • Организационную инфраструктуру
  • Материальную инфраструктуру
  • Художественное образование
  • Художественную критику
  • Художественные образы
  • Эстетические взгляды
  • Техническую эстетику и дизайн
  • Государственное урегулирование этой области

Замечание 1

В художественную культуру включены художественные ценности и идеалы, которые обладают эстетическими качествами. Для эстетической оценки и деятельности важное значение имеет лежащая в их основе понимание прекрасного, имеющее социальную и историческую определенность. Однако имеются художественные ценности, которые носят вневременной характер, это ценности – шедевры мировой культуры, к примеру, Монна Лиза, произведения Пушкина, Моцарта, Чайковского и др.

Являясь частью творческой деятельности, прекрасное имеет основные эстетические категории :

  • Возвышенное
  • Низменное
  • Комическое
  • Трагическое

Как правило, в большинстве случаев художественная культура является синонимом к искусству, но между ними имеются различая.

Художественная культура является сложным системным образованием и при ее анализе можно выделить сходство и различия в однопорядковых, но не однозначных феноменах – искусства и художественной культурой.

Подсистемы художественной культуры

Следует отметить, что художественная культура имеет в себе $2$ значительные подсистемы:

Первой подсистемой является искусство, которое выступает в качестве особого рода творческой деятельности, результатом которой становится преобразование мира согласно законам красоты.

В искусстве выделяют прикладное искусство, дизайн, в которое входит около ста его видов, например, декорирование, кулинария, а так же выделяют чистое искусство, в структуру которого входят:

Замечание 2

Для творческой деятельности чистого искусства характерным является произведение художественной и образной системы. Художественный образ является сутью искусства, который является ключевым для всех его жанров и видов.

Художественный образ представляется в виде образа человека и мира, который перерабатывается в сознании творца, музыканта, художника, писателя, скульптора, архитектора, актера и т.д. Художественный образ выражается через краску, звук, форму.

Искусство понимается в виде творческой, инновационной деятельности, которая направлена на поиск новых художественных форм. К важному понятию искусства относится категория прекрасного, а бытием искусства становится процесс творческого познания мира.

Ко второй подсистеме художественной культуры относятся общеобразовательные учреждения и организации, которые дают возможность окунуться в художественные традиции, приобщиться к художественным идеалам и ценностям.

Художественная культура имеет свою характерную логику развития, в которой объединяются традиции и новаторство.

Материал подготовлен учителем русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №10» г.Шадринска

Губановой Валерией Алексеевной

Урок МХК в современной школе.

Мировая художественная культура (далее МХК) как самостоятельный предмет возникла сравнительно недавно. Это молодой предмет, его история насчитывает около двадцати - тридцати лет. Курс «Мировая художественная» культура отличается от других предметов школьной программы тем, что его методические требования еще только формируются, систематизируются. Следствием этого можно сделать вывод о том, что слабая разработанность методологии и требований к уроку МХК делает предмет МХК «блёклым» и неинтересным по отношению к другим предметам школьной программы. Поэтому учителю МХК и администрации школы предстоит решать данные проблемы.

Мировая художественная культура как учебный предмет принадлежит к образовательной области «Искусство».

Урок МХК в современной школе призван формировать целостную гармоничную личность. Наиболее эффективными для достижения этого являются коммуникативные формы работы с учащимися. В своей работе я использую фронтальные, групповые формы работы с учащимися. Именно коммуникативные формы предполагают не просто обмен высказываниями, репликами по поводу того или иного предмета искусства, а целостную организацию обмена мнениями, при которой, подчеркиваю, эти мнения никому не навязываются. Благодаря такому целенаправленному и упорядоченному обмену, современный ученик составляет собственное видение предмета искусства: будь-то репродукция, книга, памятник архитектуры или отрывок из музыкального произведения.

Уроки по искусству, на мой взгляд, лучше проводить в форме дискуссий, семинаров, творческих мастерских, небольших театрализованных представлений. Именно такие формы организации урока способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала учениками.

Нельзя забывать учителю и о межпредметных связях школьного предмета МХК с другими дисциплинами, которые преподаются в школе. Так все мы знаем, что искусство тесно связано с историей, географией, литературой, музыкой. Поэтому на уроке МХК обязательно нужно проводить параллели к этим предметам. Но отмечу сразу то, что современный школьник не знает или плохо знает историю, литературу. Так на одном из уроков МХК работая со слайдами, на которых был изображен памятник архитектуры 16 века, мною был задан следующий вопрос учащимся: «Кто правил государством в данный момент времени?» И что меня поразило, из семнадцати учеников ответил только один.

Беседуя о памятниках литературы на уроках МХК можно сказать о том, что современный школьник не знает или плохо знает авторов произведений, да и сами произведения, хотя на уроках литературы учителя-словесники углублённо изучают с учениками и поэтов и писателей. Из этого следует вывод, что учитель МХК должен обладать знаниями о том или ином предмете, который он хочет обсудить на уроке с учениками. Нам, учителям, не только самим нужно проводить параллели, связи, с другими предметами школьного курса, но и учить на уроке МХК своих учеников самим делать это.

На уроке МХК в современной школе под руководством учителя учащиеся должны научиться самостоятельно и творчески организовывать свою деятельность, осуществлять поиск и систематизацию материала в различных источниках и преобразовывать ее в знания, использовать компьютерные технологии для оформления творческих и домашних работ.

Хочу подчеркнуть, что на уроках искусства должна присутствовать и проектная деятельность учащихся. Она должна быть ориентирована на развитие интереса к самостоятельной творческой работе, умение работать с текстом, выделять главное, выполнять презентации, анализировать, обобщать изученное. Учитель здесь должен выступать в качестве наставника, ментора. Проектная деятельность может выступать как самостоятельная форма организации урока.

Таким образом, урок МХК в современной школе должен не только раскрывать перед нами целостную, гармоничную личность, но и воспитывать ее.

МУРАВЬЕВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

МБОУ Черкизовская СОШ Пушкинского

муниципального района

«ПРЕДМЕТ МХК: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ,ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ».

В «Пояснительной записке» к «Программе по МХК», рекомендованной Главным управлением развития общего среднего образования I Министерства образования Российской Федерации, выражается надежда «на творческий подход к ней учителя», который, «в зависимости от уровня развития учащихся, их художественных предпочтений, уровня подготовки самого педагога», может сократить или расширить материал, «предложенный в разделах и темах программы».

Курс МХК, призван способствовать становлению личности старшеклассника, формированию его мировоззрения, характера, быть может, даже внешнего облика, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами мировой культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания..

«Искусство - самый прекрасный, самый строгий., самый радостный и благой

символ извечного, неподвластного стремления человека к добру, к истине и

совершенству».

Томас Мани

«К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания ДОБРА

и ЗЛА.

А льбрехт Дюрер

По большому счету курс МХК в Школе нацелен на то, чтобы будить и развивать человеческое в Человеке. Основой уроков являются современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире.

Эстетический идеал можно определить как идеал красоты. Он выражается в искусстве.

Искусство - одна из форм общественного сознания. В этом плане к искусству относят живопись, музыку, архитектуру, скульптуру, театр, художественную литературу... В широком смысле слово «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она с овершается мастерски.

В отличие от науки, искусство выражает представления об окружающем мире не через понятия, а через художественные образы. Искусство помогает познавать мир, формирует духовный облик людей, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. На уроке мы говорим о идеалах красоты и о том. как он менялся от эпохи к эпохе. .Совмещая преподавание предмета «Музыка» и «МХК» в школе я получила возможность взглянуть на творчество многих композиторов, музыкальные течения под другим углом, а именно с точки зрения идеалов той или иной эпохи. Конечно же урок музыки ограничен рамками тем урока и программой курса, но современный урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. . Воспринимая произведение искусства, мы не просто смотрим на то, что изображено, а вспоминаем жизненные впечатления, прочитанное, проводим ассоциативные параллели. Субъективное видение присуще не только художнику, но и зрителю. Любой из нас обладает индивидуальными особенностями восприятия. Но индивидуальность восприятия обогащает наше эстетическое видение мира в целом.

К примеру, творчество И.С.Баха на уроке мы изучим с точки зрения художественной культуры Евролы 17 в, многоголосия школ и стилей, век, как «переходная эпоха» в культуре европейской традиции, вобравшая в себя опыт средневековья и Возрождения.

Целесообразен вводный урок по теме «Эпоха просвещения,18 в, западная Европа», знакомство с мастерами, стилями. В качестве погружения в тему по зна комить учеников с величайшим мировым шедевром - трагедией «Фауст»; подвести учащихся к выводу о значительности проблемы, которую ставит и разрешает Гете в своей трагедии - о человеке и человеческом разуме, о смысле человеческой жизни; способствовать развитию устной монологической речи учащихся; развивать навыки анализа художественного текста. Мефистофель произносит: «Я- часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»(черты эпохи: отрицая зло, утверждать добро).

В свете узнанного познакомить учащихся с выдающимися композиторами 18 в-Бахом и Моцартом, пробудить интерес к классической музыке на примере произведений избранных композиторов. Полезно оговорить основные черты как личности так и творчества композиторов. Расцвет музыки как самостоятельный вид искусства в то время объясняется потребностью в эмоциональном выражении духовного мира человека. Здесь находил выражение драматизм нового мироощущения, не сформулированный еще в других искусствах. Музыка оказалась способной выразить и конфликты жизни, и ее гармонию.

Развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры , кинодизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

Приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;

Поиск нового содержания и его вариативность стали определяющим фактором для создания новых технологий обучения Поиск нового содержания образования и его вариативность искусству, которые учитывали бы изменившиеся социокультурные условия жизни общества.

Одним из факторов успешного развития личности является атмосфера творчества, возможности самореализации ученика на уроке.

Именно поэтому в современной системе обучения урок МХК трактуется как урок искусства. Постижение одного и того же материала подразумевает различные формы деятельности учащихся: различного рода импровизации, возможна передача средствами одного из видов искусства своих ощущений, пользуясь аналогиями, ассоциациями, подбор произведений разных видов искусств, передающих аналогичные ощущения. Полезно обобщение собранного материала в форме альбома, доклада, или компьютерной презентации.

При той форме деятельности ярче видна индивидуальная работа ученика, нередко раскрываются менее активные на уроке, так называемые молчащие дети.

Важнейшим фактором развития творческого мышления становится развитие творческой обстановки, возможность самовыражения. Урок МХК как нельзя лучше располагает использование интегрированного урока, что создает у школьников целостное представление об окружающем мире и обеспечивает путь к знанию через собственный исследовательский поиск.

В конце XX - начале XXI века благодаря появлению в практике работы образовательных учреждений разных типов учебно-методических комплектов по предметам «Мировая художественная культура», «Музыка», «Изобразительное искусство», изменился социальный статус предметов искусства в школе. В новом поколении учебников и других составляющих учебно-методических комплектов по искусству (авторские программы и методические пособия для учителя, рабочие тетради, дневники художественных впечатлений, хрестоматии, фонохрестоматии музыкального материала, альбомы репродукций, слайды, видеофильмы, книги на электронных носителях и пр.) нашли свое конкретное воплощение идеи модернизации художественно-эстетического образования и воспитания школьников.


ПРОГРАММА

ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Обязательный минимум знаний

по зарубежной художественной культуре

РАЗДЕЛ I

Художественная культура древности

1. Художественная культура Древнего Египта. Религиозные представления и культ мертвых у древних египтян как основа их архитектуры и искусства. Периодизация древнеегипетской художественной культуры – Додинастический период, Раннее царство, Древнее царство, Среднее царство, Новое царство, Позднее время. Погребальные сооружения – пирамиды и храмы. Пирамидный комплекс в Гизе. Храмы в Карнаке и Луксоре, храм Рамсеса II в Абу-Симбеле.

2. Художественная культура Междуречья. Шумер и Аккад. Важнейшее достижение храмовой архитектуры Междуречья – зиккурат. Зиккурат бога Луны Нанны в Уре (XXI в. до н. э.). Рельеф, мелкая пластика, мозаика. Скульптура III тысячелетия. Штандарт из Ура (2600 г. до н. э.). Искусство старовавилонского периода (2000–1600 гг. до н. э.). Стела с законами Хаммурапи. Архитектурные памятники Вавилона в нововавилонский период (I тысячелетие до н. э.). Врата богини Иштар, роль изразцового кирпича в декоре архитектурных сооруже­ний. Искусство Ассирии. Художественные особенности ассирийско­го рельефа.

3. Эгейское искусство. Кносский дворец и его фрески. Львиные ворота в Микенах. Вазопись стиля Камарес.

4. Художественная культура античной Греции. Периодизация греческого искусства – архаика, классика, эллинизм.

Архитектура

Основные типы греческих ордеров и храмов.

Архитектура классического периода – афинский Акрополь.

Скульптура

Архаика – типы куросов и кор. Классика. Скульпторы Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, Пракситель.

Скульптура эллинизма – алтарь Зевса в Пергаме, «Лаокоон» Агесандра, Атенодора, Полидора.

5. Художественная культура античного Рима. Периодизация римского ис­кусства – республиканский период, имперский Рим.

Основные типы архитектурных сооружений – амфитеатры, стадио­ны, храмы, триумфальные арки, триумфальные колонны и их скульп-турный декор.

Воплощение имперского стиля в памятниках эпохи Августа. Монумен-тальная и станковая скульптура Древнего Рима и ее связь с религиоз­ными культами. Римский скульптурный портрет и его типология.

РАЗДЕЛ II.

Художественная культура Средневековья и Возрождения.

1. Художественная культура Западной Европы в Средние века. Христианство – духовная основа культуры европейского Средневековья. Структура раннехристианской базилики и система декорации. Понятие иконографии и ее роль в религиозном искусстве. Зарождение и распространение романского стиля. Характерные осо­бенности строения и декорации романской базилики. Роль скульптуры в романском храме. Скульптура Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре. Роль монументальной живописи в романской базилике. Зарождение и распространение готического стиля. Собор Нотр-Дам в Париже. Соборы Нотр-Дам в Шартре, Реймсе и Амьене. Готический витраж. Сен-Шапель в Париже.

2. Художественная культура Византии. Собор Св. Софии в Констан-тинополе. Архитектура и мозаичная декорация церкви Сан-Витале в Равенне. Роль иконы и иконографии в истории византийского искус­ства. Сложение и развитие типа крестово-купольного храма. Система живописной монументальной декорации византийского храма – мозаи-ки, фрески.

3. Художественная культура итальянского Ренессанса. Периодизация – Проторенессанс, раннее Возрождение, Высокое Возрождение, позднее Возрождение. Гуманизм – идейная основа культуры Возрождения. Значение античного наследия.

Творчество Джотто ди Бондоне. Искусство Флоренции в эпоху ран­него Возрождения – Брунеллески, Альберти, Мазаччо, Боттичелли, Донателло. Искусство Высокого Возрождения – творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Джорджоне, Тициан и венеци­анская школа живописи. Архитектурные сооружения Браманте и Палладио.

4. Художественные особенности Северного Возрождения. Творчество братьев ван Эйк, Альбрехта Дюрера, Ханса Гольбейна, Иеронима Босха и Питера Брейгеля.

РАЗДЕЛ III

Художественная культура XVII–XVIII вв.

1. Европейское искусство и стиль барокко. Проявление стиля барокко в архитектуре и скульптуре Лоренцо Бернини. Творчество П.П. Рубенса – высший взлет фламандского барокко.

Портреты А. ван Дейка, жанровые картины Я. Йорданса, натюрморты Ф. Снайдерса.

2. Реалистические искания мастеров голландской и испанской живописи XVII в. Соотношение мифа и реальности в творчестве Д. Веласкеса, Х. Рембрандта. Портреты Рембрандта.

Роль «малых голландцев» и причины развития жанровой живописи, натюрморта, пейзажа в голландской живописи XVII в.

3. Классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве Франции XVII в. Архитектурно-парковый ансамбль Версаля. Творчество Н. Пуссена – мифологические и религиозные сюжеты, становление классицистических принципов живописи.

4. Архитектура и изобразительное искусство XVIII столетия. Дальнейшее развитие архитектуры классицизма во Франции (Малый Трианон в Версале, Площадь Согласия в Париже).

5. Стиль рококо в искусстве и архитектуре Франции XVIII в.

6. Образы театра и театральность образов в творчестве Ж.А. Ватто.

7. Реалистические черты в живописи Г. Курбе, Ж.Б.С. Шардена.

8. Неоклассицизм в творчестве А. Кановы.

РАЗДЕЛ IV

Художественная культура XIX–XX вв.

1. Выражение идеалов романтизма в живописи Германии. Роль пейзажа в творчестве Каспара Давида Фридриха.

2. Романтизм и творчество Ф. Гойи.

3. Особенности романтизма во Франции.

Творчество Т. Жерико и Э. Делакруа.

4. Живопись французского импрессионизма – творчество на пленэре, интерес к точной передаче сиюминутного состояния световоздушной среды, солнечного света. Подчинение живописной техники новым целям и задачам живописи.

5. Постимпрессионизм. Поиски новой художественной формы в твор­честве П. Сезанна, гуманизм и экспрессия цвета в живописи В. Ван Гога, обретение новых духовных ценностей вне европейской культуры в искусстве П. Гогена.

6. Стиль модерн в искусстве Европы.

7. Искусство фовистов. Истоки фовистической манеры в неклассиче­ских формах искусства. Живописная техника фовизма. Творчество А. Матисса.

8. Пикассо и кубизм.

9. Сюрреализм как направление в искусстве. Творчество С. Дали.

10. Новые направления в архитектуре ХХ в. Творчество Ле Корбюзье.

Обязательный минимум знаний

по русской художественной культуре

РАЗДЕЛ V

Художественная культура Древней Руси

1. Православие – духовная основа древнерусского искусства. Роль ви­зантийских традиций в русском искусстве. Искусство Киевской Руси. Храм Софии Киевской – архитектурный образ, росписи, мозаики. Роль иконы и иконостаса в искусстве средневековой Руси.

2. Художественная культура древнерусских княжеств – Новгород, Владимиро-Суздальское княжество. Переработка византийских черт и сложение местных архитектурно-художественных традиций в искусстве Великого Новгорода. Храм Св. Софии Новгородской, Георгиевский собор Юрьева монастыря. Фрески церкви Спаса на Нередице. Творчество Феофана Грека – фрески храма Спаса Преображения на Ильине улице. Новгородская школа иконописи. Княжеский характер культуры и искусства Владимиро-Суздальской Руси середины XII – первой трети XIII в. Концепция богоизбран­ности княжеской власти и архитектура Владимира. Художественные особенности архитектуры храмов Владимиро-Суздальского княже­ства. Успенский собор во Владимире, храм Покрова Богородицы на Нерли, Дмитриевский собор, собор Св. Георгия в Юрьеве-Польском.

3. Творчество Андрея Рублева – выражение характерных черт религи­озности и миропонимания Московской Руси: фрески Успенского со­бора во Владимире, икона «Троица». Образ новой государственности в архитектуре Московского Кремля – Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы. Творчество Дионисия – яркий образец «общерусского стиля» в искусстве: фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Шатровая архитектура – храм Вознесения в Коломенском, собор Василия Блаженного (Покрова Богородицы что на Рву).

4. Переходный характер русской художественной культуры XVII в. Сосуществование двух направлений – придворная традиция и го­родская посадская культура. Проникновение светских черт в искус­ство. Интенсивное храмовое строительство в Москве и провинциях. Идея возведения Нового Иерусалима на реке Истре – ансамбль Ново-Иерусалимского монастыря. Храмовая живопись Ярославля. Искусство Симона Ушакова.

РАЗДЕЛ VI

Русская художественная культура XVIII–XX вв.

1. Художественная культура Петровской эпохи. Роль европейских тради­ций в искусстве и архитектуре XVIII в.

2. Строительство Санкт-Петербурга, разработка новой типологии обще­ственных и жилых сооружений. Деятельность ведущих архитекторов Петровского времени – Д. Трезини, Ж.Б. Леблона.

3. Расцвет стиля барокко в творчестве Ф.Б. Растрелли. Дворцы Санкт-Петербурга и его пригородов.

4. Архитектура классицизма в России – творчество Дж. Кваренги, Ч. Камерона, И.Е. Старова. Продолжение традиций классицизма в твор­честве крупнейших зодчих начала XIX в. – А.Н. Воронихина (Казанский собор в Санкт-Петербурге), А.Д. Захарова (здание Адмиралтейства). Архитектурные ансамбли столицы – К.И. Росси, В.П. Стасов.

5. Изобразительное искусство первой половины XIX в. Отражение роман­тических тенденций в художественной культуре. Портретная живопись эпохи романтизма – творчество О.А. Кипренского, В.А. Тропинина. Противоречие между академической формой и романтическим содер­жанием в творчестве К.П. Брюллова. Творчество А.А. Иванова и его картина «Явление Христа народу».

6. Рождение бытового жанра в творчестве А.Г. Венецианова.

7. Изобразительное искусство второй половины XIX в. Дальнейшее раз­витие бытового жанра и нарастание критических тенденций в творче­стве В.Г. Перова. Создание Товарищества передвижных художествен­ных выставок и реалистическое искусство. Творчество Н.И. Крамского («Христос в пустыне»). Н.Н. Ге («Что есть истина») и значение религи­озно-нравственной проповеди в искусстве. Возникновение реалисти­ческого пейзажа. Образы русской природы в пейзажах И. Шишкина, поэтика повседневности в пейзажах А.К. Саврасова. Пейзаж на­строения И.И. Левитана. Многообразие жанров и тем в творчестве И.Е. Репина. Образы русской истории в живописи В.И. Сурикова. Эпические образы русских сказаний в творчестве В.М. Васнецова.

8. Русское искусство конца XIX – начала XX в. Основные черты стиля мо­дерн в творчестве архитектора Ф.О. Шехтеля. Творчество В.А. Серова. М.А. Врубель и живопись русского символизма. Сказка и миф в его творчестве. Тема Демона у Врубеля. Объединение «Мир искусства» и обращение к традициям ушедших эпох. Творчество В.Э. Борисова-Мусатова и соединение в его стиле черт постимпрессионизма и символизма. Творчество мастеров – участников выставки «Голубая роза».

9. Искусство русского авангарда начала XX в. Развитие авангардных тенденций в живописи художников «Бубнового валета». Абстрактная живопись В.В. Кандинского. «Черный квадрат» К.С. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова.

10. Русское и советское искусство первой половины XX столетия. Сохранение культуры станковой живописи и новая образность в творчестве К.С. Петрова-Водкина.

11. Понятие социалистического реализма и его роль в творчестве С.В. Герасимова, А.А. Пластова, А.А. Дейнеки. Скульптурное твор­чество В.И. Мухиной.

РАЗДЕЛ VII

Теория искусства

Необходимый минимум знаний в области теории искусства – аби­туриенты должны понимать и уметь применять при описании и анализе произведений искусства следующие термины:

  • стиль: романский, готический, барокко, классицизм, романтизм, реализм, модерн;
  • композиция, колорит, перспектива, сюжет;
  • средства художественной выразительности видов изобразительно­го искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, графики.
  • жанры искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, батальный жанр, анималистический, исторический, мифологический.

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВ

а) М.О. Микешин

b) А.М. Опекушин

c) М.М. Антокольский

2. «Могучая кучка» – это:

а) объединение русских художников в XIX в.

b) объединение русских музыкантов в XIX в.

c) объединение художников-авангардистов

3. Какие из перечисленных ниже искусств характеризуются как времен­но-пространственные:

a) театр и кино

b) архитектура и монументальная живопись

4. В центре композиции картины Д. Веласкеса «Менины» находится:

a) портрет короля и королевы Испании

b) инфанта Маргарита

c) сам художник Диего Веласкес, который смотрит на зрителя

5. Герои картины «Аркадские пастухи» Н. Пуссена рассматривают:

a) саркофаг с надписью

b) скульптуру, изображающую богиню Афродиту

c) амфору с изображением сцены из Троянской войны

6. Какой тип сооружения представляет собой храм Василия Блаженного:

a) крестово-купольный

b) базиликальный

c) центрический

7. Какие из приведенных ниже стилистических пар сосуществовали в XVII и XVIII вв.:

a) готика и барокко

b) барокко и классицизм

c) барокко и рококо

d) классицизм и неоклассицизм

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

1. Пирамида Хеопса, середина III тысячелетия до н. э., Гиза, Египет.

2. Большой Сфинкс, середина III тысячелетия до н. э., Гиза, Египет.

3. Скульптурный портрет Нефертити, XIV в. до н. э., Государственные музеи, Берлин.

4. Штандарт из царской гробницы в Уре, ок. 2600 г. до н. э., Лондон, Британский музей.

5. Стела со сводом законов Хаммурапи из Суз, XVIII в. до н. э., Париж, Лувр.

6. Врата богини Иштар в Вавилоне, VI в. до н. э. Берлин, Государствен-ные музеи.

7. Храм Парфенон на Акрополе, 447–438 до н. э., зодчие Иктин и Калликрат, скульптурный декор Фидия, Афины.

8. Храм Пантеон, II в., Рим.

9. Храм Св. Софии в Константинополе, 532–537, зодчие Исидор Милетский и Анфимий Траллесский.

10. Церковь Сан-Витале в Равенне, VI в.

11. Собор Нотр-Дам в Париже.

12. Витраж собора в Шартре: Богоматерь «прекрасного окна», 1194–1225.

13. «Троица», Мазаччо, ок. 1427, фреска, Санта-Мария Новелла, Фло-ренция.

14. «Весна», С. Боттичелли, ок. 1482, темпера/дерево, 203×314, галерея Уффици, Флоренция.

15. «Давид», Микеланджело, 1504, мрамор, Галерея Академии, Флоренция.

16. «Тайная вечеря», Леонардо да Винчи, 1498, смеш. техника, трапезная монастыря Санта-Мария делла Грациа, Милан.

17. «Мона Лиза», Леонардо да Винчи, 1503–1505, м/х, Лувр, Париж.

18. «Сотворение Адама», Микеланджело, 1508–1512, фреска потолка Сикстинской капеллы, Ватикан, Рим.

19. «Сикстинская мадонна», Рафаэль, 1513–1514, м/х, 270×201, Картинная галерея, Дрезден.

20. «Афинская школа», Рафаэль, 1510–1511, фреска Станцы делла Сеньятура, Ватикан, Рим.

21. «Спящая Венера», Джорджоне, 1510, м/х, 108×175, Картинная гале­рея, Дрезден.

22. «Менины», Д. Веласкес, 1656–1657, м/х, 318×276, Музей Прадо, Мадрид.

23. «Возвращение блудного сына», Рембрандт, ок. 1669, м/х, 262×206, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

24. «Автопортрет с Саскией на коленях», Рембрандт, 1635, м/х, 161×131, Картинная галерея, Дрезден.

25. «Бобовый король (“Король пьет!”)», Якоб Йорданс, ок. 1638, м/х, 157×211, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

26. «Аркадские пастухи», Н. Пуссен, 1637–1639, м/х, 185×121, Лувр, Париж.

27. «Смерть Германика», Н. Пуссен, 1627, м/х, 148×198, Художествен-ный институт, Миннеаполис.

28. «Жиль», Ж.А. Ватто, 1718–1720, м/х, 184,5×149,5, Лувр, Париж.

29. «Свобода, ведущая народ», Э. Делакруа, м/х, 1831, 260×325, Лувр, Париж.

30. «Похороны в Орнане», Г. Курбе, 1849–1850, м/х, 315×668, Музей Орсе, Париж.

31. «Завтрак на траве», Э. Мане, 1863, м/х, 208×264,5, Музей Орсе, Париж.

32. «Звездная ночь», Винсент Ван Гог, 1889, м/х, 73,7×92,1, Музей со­временного искусства, Нью-Йорк.

33. «Танец», А. Матисс, 1909–1910, м/х, 260×391, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

34. «Бульвар Капуцинок», К. Моне, 1873, м/х, 61×80, ГМИИ им. А.С. Пуш-кина, Москва.

35. «Портрет Амбруаза Воллара», П. Пикассо, 1909–1910, м/х, 93×65, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

36. «Бурлаки на Волге», И.Е. Репин, 1870–1873, м/х, 131×281, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

37. «Боярыня Морозова», В.И. Суриков, 1887, м/х, 304×587,5, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

38. «Последний день Помпеи», К. Брюллов, 1833, м/х, 456,5×651, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

39. «Явление Христа народу», А.А. Иванов, 1837–1857, м/х, 540×750, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

40. «Проводы покойника», В.Г. Перов, 1865, м/х, 45×57, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

41. «На пашне. Весна», А.Г. Венецианов, первая половина 1820-х годов, м/х, 51,2×65,5, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

42. «Грачи прилетели», А.К. Саврасов, 1871, м/х, 62×48,5, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

43. «Владимирка», И.И. Левитан, 1892, м/х, 79×123, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

44. «Девочка с персиками. Портрет В.С. Мамонтовой», В.А. Серов, 1887, м/х, 91×85, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

45. «Демон (сидящий)», М.А. Врубель, 1890, м/х, 116,5×213,8, Государ-ственная Третьяковская галерея, Москва.

46. Икона «Троица», Андрей Рублев, 1425–1427, темпера/дерево, 142×114, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

47. Портрет А.С. Пушкина, О.А. Кипренский, 1827, м/х, 63×54, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

48. «“Что есть истина?” Христос и Пилат», Н.Н. Ге, 1890, м/х, 233×171, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

49. Памятник А.С. Пушкину, А.М. Опекушин, 1880, бронза, гранит, Москва.

50. Успенский собор Московского Кремля, арх. Аристотель Фиораванти, 1475–1479.

51. Храм Василия Блаженного (собор Покрова Богородицы что на Рву) в Москве, 1555–1560.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анализ и интерпретация произведения искусства: художественное сотвор­чество: Учеб. пособие / Н.А. Яковлева [и др.] ; ред. Н.А. Яковлева. М.: Высшая школа, 2005. 551 с.

Афанасьева В.К., Луконин В.Г., Померанцева Н.А. Искусство Древнего Востока (Серия «Малая история искусств»). М., 1975.

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 2004.

Герман М. Импрессионизм. Основоположники и последователи. СПб.: Азбука-Классика, 2008.

Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века. СПб.: Азбука-Классика, 2005.

Гомбрих Э. История искусства. М., 1998.

Даниэль С. Европейский классицизм. Эпоха Пуссена. Эпоха Давида. СПб.: Азбука-Классика, 2003.

Демус О. История средневизантийской системы // Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э.С. Смирновой, ред. и сост. А.С. Преображенский. М.: Индрик, 2001.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1–2. М., 1996.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. М., 2002.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учеб. М., 2003.

История искусства. Т. 2 / Отв. ред. Е.Д. Федотова. М.: Белый город, 2013.

История русского искусства: В 3 т. / Под ред. М.М. Раковой, И.В. Рязанцева. М., 1991.

История русского и советского искусства / Под ред. Д.В. Сарабьянова. М., 1989.

Кантор А.М., Кожина Е.Ф., Лившиц Н.А. и др. Искусство XVIII века (Серия «Малая история искусств»). М., 1977.

Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. М.: Азбука, 2010.

Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1–2. М.: Искусство, 1947–1948.

Лившиц Л. Русское искусство X–XVII веков. М., 2000.

Львова Е.П. Мировая художественная культура. Эпоха Просвещения (+CD). СПб, 2008.

Львова Е.П. и др. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века (+CD). СПб, 2008.

Львова Е.П., Сарабьянов Д.В. и др. Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка, театр (+CD). СПб, 2008.

Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 1961.

Матье М.Э., Афанасьева В.К., Дьяконов И.М., Луконин В.Г. Искусство Древнего Востока // Памятники мирового искусства. М., 1968.

Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в Средние века. Л.; М., 1964.

Полевой В.М. Искусство ХХ века. 1901–1945 (Серия «Малая история ис­кусств»). М., 1991.

Попова О.С. Пути византийского искусства. М., 2013.

Прусс Е.И. Западноевропейское искусство XVII в. (Серия «Малая исто­рия искусств»). М., 1974.

Раздольская В. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм. СПб.: Азбука-Классика, 2005.

Ривкин Б.И. Античное искусство (Серия «Малая история искусств»). М., 1972.

Сарабьянов Д.В. и др. Мировая художественная культура. XX век. Изобразительное искусство и дизайн (+ CD). СПб, 2008.

Смирнова И.А. Искусство Италии конца XIII – XV в. М.: Искусство, 1987.

Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV–XV века. СПб.: Азбука-Классика, 2005.

Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век. СПб.: Азбука-Классика, 2007.

Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. СПб.: Азбука-Классика, 2009.

Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVII–XVIII веков. СПб.: Азбука-Классика, 2004.