Культурной столицей европы считается город. ​Мировой опыт: Программа «Европейская столица культуры. Что означает open air factory

«Культурная столица Европы» как почетное звание присуждается одному или нескольким городам Европы на период в один год на основании предварительной заявки и конкурсного отбора. Отобранный город представляется на протяжении года центром культурной жизни европейского континентам с целью привлечения внимания к его культурному развитию. Собственно «Культурная столица Европы» суть самая известная и результативная культурная инициатива Евросоюза. История программы «Культурная столица Европы» сравнительно небольшая. Сей почетный статус присуждался городам по инициативе Европейского Союза с 1985 года. Первоначально проект имел название «Культурные города Европы» (с 1999 года города стали именовать культурными столицами Европы) и появился на свет посредством активных действий и инициатив греческого министра культуры М. Меркури (Melina Mercouri). Первые пять лет были репрезентированы историческими европейскими культурными центрами - Афины, Флоренция, Амстердам, Берлин, Париж. Проект имел большой успех, поэтому было решено расширить его масштабы, обратив внимание на провинциальные города.

Далее направление в процессе отбора культурных столиц изменилось - представителем «Культурной столицы Европы» начинают избирать среднестатистический город, как по географическим (размеры, население), культурно-историческим характеристикам, так и по уровню экономического развития. Таким образом, потенциально мощный промышленный город, привлекая государственные бюджеты и сторонние инвестиции к собственному развитию, оптимизировал городскую культурную среду и развивал соответствующую инфраструктуру. Напомним, что культурную столицу Европы выбирает совет из независимых экспертов, предполагая возможное развитие культурной инфраструктуры и улучшение инвестиционной ситуации в городе. Процесс приготовления к решающему отбору следующий: города начинают конкурировать за присвоение статуса, далее подают заявку на участие и начинают сильнейшую «public relation»-раскрутку разнообразных арт-проектов, причем за несколько лет до воплощения самих культурных событий. Статус культурной столицы Европы означает, что течение всего года в городе будут происходить оптимальные по качеству культурные события: «Каждая культурная столица на протяжении 25 лет старалась удивить зрителей». Почетный титул «Культурная столица Европы» дал возможность более 40 городам познакомиться миллионам людей с национально культурной спецификой и своеобразием местных традиций. В 2000 году, в честь миллениума, сразу девять городов стали культурными столицами Европы. В глобальный проект Евросоюза «Культура-2000» была интегрирована сама программа «Культурная столица Европы». С 2005 года в проекте нововведение - статусом культурной столицы Европы обладают сразу два города. На сегодняшний день сформирована программа культурных столиц вплоть до того самого 2016 года, а страны-заявители формируют очередь даже до 2025 года. Причем в списке городов-претендентов уже далеко не столичные города.

Почётный статус «Культурной столицы Европы» предоставляет городу шансы перейти на качественно новый уровень культурной жизни: осуществить новаторские культурные идеи, сцементировать существующие связи между странами и организациями, наконец, привлечь к креативным процессам в частности и культурной жизни в целом максимально большое количество людей. Важную роль играет сотрудничество между целевыми группами, регионами, а также на уровне идей. (К примеру, Таллинн как «Культурная столица Европы 2011» концептуальной интегрирующей идеей культурных мероприятий программы представляет т. наз. «Прибрежные истории». Данное наименование, отражающее географическое размещение Таллинна, постулирует особенности территории как локуса пересечения разнообразных культур, центра диалога культур.) Так города, участвующие в проекте «Культурная столица Европы», не ограничиваясь устроением единственного мероприятия, но концентрируясь на целом комплексе культурных мероприятий, содействуют возникновению контактов (взаимовыгодному обмену) между странами, организациями, людьми.

Каков статус «культурной столицы Европы»? В основании программы «Культурная столица Европы» заложена концепция культурного продвижения европейских городов с помощью развития инфраструктуры культурного туризма. Говоря о культурном измерении в развитии европейских городов, стоит учитывать значительность социоэкономического фактора, следует обратить внимание на динамику экономических изменений муниципальных структур. Сама программа «Культурная столица Европы» оказала громаднейшее воздействие на участвующие города, о чем свидетельствуют многие системные документы (к примеру, финансовый отчёт, выпущенный властями Ливерпуля - «культурной столицы Европы 2008»), зафиксировавшие буквально «воскрешение» муниципальной культурной среды. Вообще всесторонняя аналитика процессов, происходивших при осуществлении программы «Культурная столица Европы», позволит реально оценить перспективы некоторых российских городов (к примеру, Перми).

Главным наполнением программы «Культурная столица Европы» являются различного рода события и культурные мероприятия. Если обращаться к статистическим данным, то в различных городах, которым присвоено звание «Культурная столица Европы», в течение года проводится более пятисот культурных мероприятий. При этом экспертами отмечается характерная тенденция: общее число культурных мероприятий, связанных с программой, сокращается, но сами мероприятия усложняются, превращаясь из классических выставок или концертов в комплексные проекты, затрагивающие многие сегменты культуры. Соответственно бюджеты культурных событий существенно увеличиваются, а их культурологический статус варьируется. Каждая культурная столица должна принимать самостоятельные решения по вопросам, связанным с составлением и подготовкой программы. Следует упомянуть о существовании особых рекомендациях Европейского Союза к характеру культурных мероприятий в программе «Культурная столица Европы»; они должны соответствовать двух системным качествам - отражать общеевропейские черты и опираться на локальные культурные традиции, используя местные территориальные ресурсы. Цель двойственна: продемонстрировать «общеевропейскость» на основании национальных культурных достижений. Такое назначение способствует укреплению институции ЕС при сохранении территориальных и этнических особенностей.

276 мероприятий культурного характера было заявлено в программе «Ливерпуль 2008», - здесь преобладают исключительно значимые культурные мероприятия; к примеру, 15 «ливерпульских» событий названы как мероприятия общемирового масштаба. Это повышение культурной жизни города зафиксировано в общественном мнении: по социологическим опросам британских служб, 60% горожан подтвердили тот факт, что в городе в 2008 году количество культурных событий значительно увеличилось. В действительности по подсчетам специалистов в городе Ливерпуль происходило около 800 разнообразных мероприятий, родственных культурной области, но в основном носящих образовательный характер (мастер-классы, семинары). Такое значительно число говорит об интенсификации культурными мероприятиями; получается, что в городе происходило в среднем пара мероприятий ежедневно. Такая перенасыщенность способствуют «public relation» потенциалу города через постоянное упоминание в СМИ, индексацию в интернете, что, в конце концов, повышает имидж города, делая его медийным объектом, так сказать культурологическим «ньюсмейкером». Медийная открытость повышает осведомленность о городе массы потенциальных потребителей (инвесторы, туристы, вероятные горожане).

Статус «Культурная столица Европы» чрезвычайно высок, что способствует гарантированному повышению туристического потенциала затронутой в программе территории. В принципе, само возникновение проекта «Культурная столица Европы» предполагало увеличение туристического потока, делало одной из ведущих целей программы развитие внутриевропейского туризма. Интересно, что в целом отмечается рост туристического потока - на 10 - 12%, например, увеличивается загрузка гостиниц, хотя случаются исключения. Итак, программа демонстрирует в медиа-пространстве устойчивую информационную характеристику городу-участнику, способствующую туристическому потенциалу и инвестиционной привлекательности.

Известно, что принимают участие в программе «Культурная столица Европы» города, находящиеся на территории стран, входящих в Совет Европы, комитет, по культуре которого ежегодно выделяет на их проведение грант в размере порядка 280 млн. долларов США. Если фестиваль проводится в стране, входящей в состав Европейского экономического сообщества, то фестивальная дирекция получает дополнительные субсидии и от этой международной политической и экономической организации. Нас же здесь интересует сторонний процесс финансирования проекта.

К сожалению, экономическая закономерность эффекта инвестиционных вливаний в экономику региона в силу статуса европейской столицы не четко себя проявляет. Экономисты не видят прямой зависимости повышения инвестиционного потенциала города по причине участия в программе «Культурных столиц Европы». Но британские ученые на основании примера «Ливерпуль 2008» свидетельствуют, что в силу частых и эффективных упоминаний города в СМИ, мнение о городе у представителей бизнеса изменилось - город стал выглядеть более безопасным. Если в 2001 году 40% опрошенных инвесторов считали Ливерпуль не подходящим местом для бизнеса, то в 2009 году эта цифра составила всего 15%. Более 8% из них высказали мнение, что именно присвоение городу статуса культурной столицы позволяет им судить о городе как о подходящем месте для ведения бизнеса.

Кроме того, в течение 4 лет, предшествующих «столичному» году, в Ливерпуле было создано более полутора тысяч компаний, работающих в той или иной мере в сфере культуры, с общей численностью занятых в 11 000 человек. Данные по австрийскому Линцу также отражают положительную динамику развития культурной отрасли - за 5 лет в компаниях, связанных с отраслью культуры дополнительно было создано более 4,5 тысяч рабочих мест. Дополнительные рабочие места, квалифицированный персонал - это, безусловно, большое преимущество для развития города.

Таким образом, ключевым вопросом является финансирование проекта; к примеру, «Ливерпуль-2008» вошел в историю культурных столиц благодаря самому большому бюджету. Если условно перевести сумму финансирования в рубли, то всего было привлечено и истрачено в течение 5 лет около 6,5 млрд. рублей. Можно также видеть, как в течение пяти лет распределялся бюджет. Все расходы разделены на три группы - расходы на мероприятия и их организацию, маркетинг и продвижение проекта и административно-управленческие расходы.

Так субсидии на проведение столь крупных культурных акций общеевропейского значения как «Культурная столица Европы» выделяют Совет Европы и Европейское экономическое сообщество. Без таких субсидий деятельность программы осуществлялась бы в значительно более скромных масштабах, так как на условиях самоокупаемости она практически не представляется возможной. Тем не менее, финансовая сторона не ограничивается субсидиями, но предполагает широкую материальную поддержку, как со стороны принимающего государства или города, так и частных инвестиций.

Российский город Пермь планирует подать заявку на звание культурной столицы Европы в 2016 году, несмотря на то, что на этот статус могут претендовать лишь города стран-участниц Евросоюза. По мнению экспертов, Пермь - один из наиболее развитых в культурном плане городов России. В сотрудничестве с культурными столицами Европы-2010 началась реализация международного сетевого проекта «Европейские акценты в Перми». Но существует определенные трудности, даже не учитывая того, что формально российский город не имеет никаких прав на участие в программе «Культурная столица Европы». Это, прежде всего, финансовые требования, предполагающие большие финансовые вливания в регион. Сопоставляя расходы Ливерпуля с уровнем бюджетных расходов Пермского края, можно увидеть, что при плановой цифре на год в 1 - 1,5 млрд. рублей, в течение 5 лет мы получим примерно сопоставимую сумму. Но важно учитывать, что на данный момент запланировано бюджетное финансирование уже имеющихся программ и инфраструктуры, соответственно потребуется привлечение дополнительных средств в объемах, равных пятилетнему бюджету на культуру в Пермском крае.

Одним из важнейших ресурсов подобных проектов являются люди, обладающие уникальным набором компетенций. Команда проекта в Ливерпуле состояла всего из 15 человек. К 2008 году состав организаторов увеличился до сотни, но часть из них составляли сотрудники органов власти, работая «по совместительству» в комитете по организации мероприятий «Культурной столицы Европы». Очевидно, для подобно мероприятия необходим серьезный уровень менеджмента и специалисты, обладающие данной квалификацией. Наличие в Перми вузов, в образовательных программах которых есть специальности, связанные с менеджментов в сфере культуры, в данном случае, безусловное ресурсное преимущество.

На современном этапе развития Евросоюза политика в сфере культуры в полной мере еще не сформировалась, несмотря на всю результативность и успешность проекта «Культурная столица Европы». Разобщенность и несогласованность действий между странами-членами Евросоюза в осуществлении общей культурной политики затрудняет европейский интеграционный процесс, одним из катализаторов которого является и культура. К тому же усложняется процесс культурного взаимообогащения между странами ЕС и европейскими представителями (Россия), не входящими в Евросоюз. Оценивая отдельные результаты программы «Культурная столица Европы», осуществленной за два с половиной десятилетия в различных городах Европы, можно прийти к заключению о высокой результативности данной программы, ее позитивных эффектов в сегменте малого бизнеса, в областях образования и культуры. Многие российские города в будущем (к примеру, Пермь), обладая весомым культурным и кадровым потенциалом, имеют большие шансы поучаствовать в подобной программе.

Почитаемый как колыбель Афродиты, внесенный в Список мирового наследия ЮНЕСКО, Пафос стал культурной столицей Европы 2017. На протяжении всего года этот город будет являться центром культурных событий ЕС. В нем будет проведено множество самых разноплановых мероприятий, которые позволят посетителям познакомиться с историей и культурой не только Кипра, но и других европейских стран.

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА

Инициатива Евросоюза, состоящая в ежегодном избрании того или иного европейского города центром культурной жизни континента, родилась в 1985 году. Тогда же первой культурной столицей Европы Совет Европейского союза избрал Афины.

С тех пор эту почетную роль успешно сыграли Амстердам, Париж, Дублин, Флоренция, Мадрид, Лиссабон и десятки других прекрасных европейских городов. В 2015 году, во время проходящей в Брюсселе церемонии в Совете Европейского союза, впервые город Республики Кипр - Пафос - был провозглашен культурной столицей Европы 2017. Согласно традиции, одновременно с Пафосом роль культурной столицы Европы будет играть и великолепный датский город Орхус.

Этот, ставший ныне таким знаменитым, проект - избрание культурной столицы Европы, был задуман с целью сближения граждан многоликого Евросоюза. Подготовка к выбору культурной столицы года начинается за несколько лет. Ответственность за выбор лежит на членах жюри, в коллегию которого входят представители Еврокомиссии, Европарламента, Совета ЕС, а также соответствующих комитетов регионов и стран Евросоюза.

За несколько лет существования проект прошел через многие преобразования, прочно завоевав популярность среди европейцев. И теперь само название оказывает как культурное, так и социально-экономическое влияние на те страны, которым присуждается этот почетный титул.

Любопытно, что в конце 1990-х по аналогии с европейским были запущены проекты Арабская столица культуры и Культурная столица Америки, а в 2010 году подобный проект появился в странах тюркского мира.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ OPEN AIR FACTORY?

Воплощение в жизнь программы «Пафос - Культурная столица Европы 2017» было задумано в рамках проекта Open Air Factory of Culture, что можно перевести как «Фабрика культуры под открытым небом». Эта центральная концепция программы «Пафос 2017» была разработана на основе традиции, уходящей корнями в далекое прошлое, когда большая часть жизни, в том числе и культурной, проходила на открытом воздухе, под солнцем или звездным небом.

Согласно проекту множество уголков города - парки, улицы, школьные дворы, жилые кварталы, пляжи и даже археологические раскопки - превратятся в культурные площадки под открытым небом. Не только пространство от знаменитой набережной Пафоса и его археологического парка, но и вся территория до заповедного полуострова Акамас, включая, прежде всего, селения и деревушки, примут участие в организации и проведении разноплановых мероприятий по случаю торжества европейской культуры под куполом ярко-синего кипрского небосвода.

А в прохладные и ветреные зимние месяцы гостей города ждут красочные события в закрытых помещениях, таких как Пафосский археологический музей, старый кинотеатр «Отелло», театр «Маркидио», городской культурный центр и Муниципальная галерея.

На целый год Пафос превратится в свободную творческую зону для общения и совместной работы: в течение двенадцати месяцев в городе и его окрестностях буду работать мастерские и выставки, проходить лекции, концерты и показательные выступления мастеров самого различного жанра.

Такой принципиально новый подход к организации этого грандиозного мероприятия гарантирует широчайший охват жителей как пафосского региона, так и Кипра в целом. Десятки творческих людей имеют возможность принять участие в самых разноплановых культурных мероприятиях.

У проекта Open Air Factory есть и другой, более символический смысл: признание необходимости нового взгляда на современный мир, поддержка открытого образа мышления, толерантности, способности приятия интеграции различных культур, идей и верований... Ведь все эти качества крайне необходимы для жизни в современном мире.

ЧТО ПРИНЕСЕТ ПРОЕКТ ПАФОСУ И ВСЕМУ КИПРУ?

Расположенный на пересекающихся путях Восточного Средиземноморья, пропитанный ветрами всех континентов, Пафос всегда находился на перекрестке слияния культур различных народов.

С момента избрания Пафоса культурной столицей в городе начались грандиозные работы по его преобразованию. Первоочердная цель мероприятия - предоставить гостям острова в наиболее комфортных условиях познакомиться с всемирно известными достопримечательностями древнего города, а также насладиться его природными богатствами - живописными средиземноморскими пляжами. За время подготовки к грандиозному событию город стремительно хорошел на глазах!

Кроме того, исполнение функций культурной столицы Европы привлечет дополнительное финансирование со стороны различных европейских организаций, что позволит прекрасному древнему городу значительно обновить состояние исторических памятников и учреждений культуры. Только Департамент образования Кипра выделил на спонсирование этих событий около пяти миллионов евро!

Избрание Пафоса культурной столицей Европы возлагает обязательства не только на предместья самого Пафоса, но и на всю Республику Кипр в целом. Тысячи гостей - как участников концертов и выставок, так и их посетителей - предстоит встретить Кипру в течение 2017 года. В итоге имидж всей страны зависит от результатов выполнения этой почетной миссии. Сотни жителей Кипра имеют шанс внести свой личный вклад в это грандиозное мероприятие.

ЧТО ОЖИДАЕТ ГОСТЕЙ КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЫ?

Статус культурной столицы Евросоюза 2017 обязывает ко многому, поэтому программа мероприятий разрабатывалась невероятно тщательно. Ознакомиться с ее утвержденной версией вы можете на сайте проекта www.pafos2017.eu .

Официальная церемония открытия состоится 28 и 29 января 2017 года на центральной площади Пафоса, перед зданием муниципалитета. В ней примут участие местные и зарубежные исполнители и актеры. Ведущим сюжетом церемонии открытия станет известный греческий миф о Пигмалионе и Галатее, действие которого разворачивалось именно здесь, на острове Кипр.

Это празднование послужит началом вступления города Пафос в свою почетную и ответственную должность. С этого дня в городе начнут проходить бесчисленные выставки, музыкальные и танцевальные представления, световые и звуковые шоу, мастер-классы, фестивали и многие другие мероприятия.

Цель культурных мероприятий года, организуемых Пафосом - Европейской культурной столицей 2017, - познакомить гостей города со своим богатейшим прошлым, насчитывающим не одно тысячелетие, а также продемонстрировать свой вклад в современную европейскую культуру, свое стремление к новизне, созиданию и развитию.

Следите за программой мероприятий - европейская культурная столица 2017 приготовила нам немало приятных сюрпризов и множество красочных событий!

Елена НИКОЛАЕВА
Журналист

Каждый год два города становятся центрами культурной жизни для всей Европы. Их называют «культурными столицами» и выбирают по результатам конкурса. К 2017 году 56 европейских городов уже побывали в этой роли, а с 2021 года культурных столиц каждый год будет не две, а целых три. Мы разобрались, как эта инициатива Евросоюза изменяет облик городов и влияет на туристический бизнес.

Идея назначения культурных столиц состоит в укреплении культурных связей между европейскими нациями и поддержке локальных креативных индустрий. Культурные столицы привлекают огромное количество туристов, в течение всего года там организуются фестивали, выставки, концерты, ярмарки. Культура в городе просто кипит, а местные жители и туристы во всем этом варятся.

Кроме того, подготовка к роли культурной столицы Европы означает для города улучшение внешнего вида и инфраструктуры: происходят ремонты, строительство, благоустройство городского пространства и транспорта. Быть избранным в качестве культурной столицы - хороший шанс для муниципальных властей повысить качество жизни горожан.

Несколько интересных фактов про культурные столицы Европы в разные годы:

Каждый евро, инвестированный в 2015 году в город Монс (Бельгия) принес € 6 в местный бюджет.

Рекордное количество туристов в качестве культурной столицы Европы привлек город Марсель (Франция) в 2013 году - 11 миллионов визитеров.

Вроцлав (Польша) привлек самый большой объем инвестиций для подготовки в качестве культурной столицы Европы в 2016 году - 615 миллионов евро.

Когда Ставангер (Норвегия) был культурной столицей Европы в 2008 году, город сотрудничал с 50 другими странами в рамках культурного обмена.

В 2000-м году в Брюсселе, культурной столице Европы в том году, прошел первый Zinneke Parade , который впоследствии стал традицией и проходит на брюссельских улицах каждые два года.

А в 2015 в чешском Пльзене открылся первый креативный и культурный инкубатор «DEPO2015» - прямо в старом автобусном и трамвайном депо.

Как становятся культурной столицей Европы?

Города подают свои заявки на конкурс за 6 лет до года предполагаемого избрания. Известно, что города-победители готовили свои заявки в течение 2-3 лет.

Кандидаты должны соответствовать нескольким условиям. Во-первых, у города должна быть утвержденная местными властями стратегия культурного развития, которая вписывается в общую стратегию развития города и экономического роста. Во-вторых, чтобы город мог стать культурной столицей Европы, в этом должны быть заинтересованы все: от городских властей до обычных граждан. Многие кандидаты в своих заявках заручаются поддержкой школ, университетов, молодежных клубов, неправительственных организаций, частных предпринимателей, малого и среднего бизнеса.

Нет обязательного требования для кандидатов проводить как можно больше мероприятий. Более того, главный акцент в программе должен быть сделан даже не на привлечении туристов (это скорее неотъемлемый побочный эффект), но на развитии культурной жизни города и сохранении его наследия для горожан.

Каждый кандидат выбирает себе тему, которая подчеркивает его уникальность. Например, в 2015 в Монсе, где успешно развиваются IT, темой стала «Where culture meets technology ». В 2017 году Орхус принял роль культурной столицы Европы под девизом «Re - think » с идеей показать, как через искусство можно пересмотреть и изменить городское пространство.

В течение года происходит отбор кандидатов в два этапа. После предварительного отбора кандидаты, прошедшие в шорт-лист, дорабатывают свои заявки. Оценку проводит специальная панель Европейской комиссии, которая выдает решение в виде рекомендации кандидатов. Для завершения формальной процедуры правительство страны, в которой находится город-кандидат, назначает город культурной столицей Европы и объявляет об этом за 4 года.

Чувство ответственности и вовлеченности

Одной из целей проекта является привлечение местных жителей к организации городского пространства так, как удобно и по душе им самим. В городе Пльзень в Чехии, который был культурной столицей в 2015 году, горожане запустили инициативу «Foster the City» и обозначили публичные места, которые нуждались в благоустройстве. Затем они разработали для каждого из них план действий, каждый(-ая) выбрал(-а), в каком проекте ему/ей хотелось бы поучаствовать, и сделали все необходимое при экспертной поддержке проектной команды культурной столицы.

В 2008 году в Ливерпуле для проведения мероприятий в рамках «Культурной столицы Европы» зарегистрировалось около 10 тысяч волонтеров. Каждый ученик школы или студент поучаствовал как минимум в одном мероприятии в течение года.

В 2009 году в австрийском Линце прошли десятки мероприятий под названием «Культурные соседи» («Cultural neiboorhoods»). Местные жители организовывали ивэнты прямо во дворах, в магазинах, на автобусных остановках.


Как все начиналось и что будет дальше

Инициатива проекта принадлежит греческому министру культуры Мелине Меркури и министру культуры Франции Жаку Лану. В 1985 году на заседании Совета министров Европейского союза они решили, что европейским гражданам нужно больше знать о своей культуре и делится этим с соседями. Первым городом, получившим почетный титул, были Афины (Греция).

С тех пор проект сильно эволюционировал, денег на проведение мероприятий выделяется намного больше. Города научились привлекать сторонние инвестиции, более широким стало бизнес-сотрудничество в рамках культурного обмена. Развитие технологий также способствует увеличению масштабов праздника.

В 2017 году культурными столицами Европы станут Пафос (Кипр) и Орхус (Дания).

В 2018 году - Леуварден (Нидерланды) и Валетта (Мальта).

В 2019 году - Пловдив (Болгария) и Метера (Италия).

В 2020-м - Риека (Хорватия) и Голуэй (Ирландия).

В 2021-м - Тимишоара (Румыния), Элефсина (Греция) и Нови Сад (Сербия).

Каждый год Еврокомиссия публикует отчет о результатах инициативы за прошедший год. С 2019 года города будут делать это сами и отправлять в Еврокомиссию для комментариев.


Фото palasatka , dlabss.harvard.edu, europeanbestdestinations.com

А знаете ли вы, что уже в течении 20 лет в Европе существует программа "Культурная столица", в которую входят 30 европейских городов?

Европейская программа началась в 1985 году, и каждый год один город Европы получал звание культурной столицы. Город объявляется культурной столицей Советом министров и Советом Европы. В этом смысле эта схема политическая, что является одной из основных проблем. На сегодняшнее время существует 20 городов, которым в то или иное время присуждался титул ";культурной столицы". Это были очень крупные и важные города, такие как Афины, Амстердам, Париж, Мадрид, но также и маленькие города: Глазго, Антверпен, Веймар. Были также города такие, как Рейкьявик в Исландии, Берг в Норвегии, Авиньон во Франции. Таким образец, были как крупные, так и мелкие города. Стол;цы и не столицы.

Цель данной программы - дать возможность городам продемонстрировать их собственную культурную жизнь и культурную жизнь региона. Это первая цель. Вторая цель - дать возможность городам и регионам познакомиться с интересной культурной работой других городов и, собственно, всего мира. Таким образом, у нас две цели: одна из них - показать, другая - пригласить. Было очень важно найти баланс между этими целями.

Все города, которым был присвоен титул "Культурной столицы" были разными. Некоторые из них разработали программы, которые длились на протяжении года. Другие же концентрировали свое вни;мание на программах, которые длились всего 2 месяца. Некоторые города концентрировались на очень узких аспектах культуры, другие же обращались к более широкому ее пониманию. В некоторых городах к программе привлекались только очень большие организации, занимающиеся культурой, в других же городах это были очень широкомасштабные программы, вовлекающие в себя как культурные мероприятия, так и социальные. В некоторых городах внимание концентрировалось на местных, региональных проектах, в других же городах внимание фокусировалось на национальных и международ;ных проектах. Таким образом, важный опыт этих европейских городов заключается в том, что каждый город должен определить для себя свои собственные цели, свой собственный подход, свой собственный масштаб деятельности, основанный на собственной истории и собственных ресурсах. Поэтому очень трудно сравнивать города друг с другом.

Программа"Культурная столица" - это не просто красивое соревнование, где один город лучше дру-гого. Это также возможность пользоваться культурой и демонстрировать важность культуры нашему обществу. Города доказали, что они являются очень важными связующими звеньями между культурным, социальным и экономическим развитием. Наиболее интересные проекты Европы были погранич-ными проектами, которые соединяли эти три типа развития. Большинство городов открыло для себя, что чисто артистические программы слишком ограничены, если имеется в виду подход к культуре как к развитию всех трех составляющих. С другой стороны, города признали, что деятельность работников культуры должна быть очень содержательной и большой. Т.е. снова должен быть баланс между экономическими и культурными целями,

Некоторые города последние 15 лет концентрировали свое внимание только на экономических целях. Т.е. на том, чтобы создать «Культурную столицу» только с целью привлечения посетителей, либо чтобы поддержать занятость населения, либо чтобы изменить образ в глазах страны и региона. Те города, которые придерживались этого узкого, ограниченного подхода, не достигли результатов, потому что в центре программы "Культурная столица" не туризм, но именно культура, которая означает работу творческих людей и презентацию их работы в отношении их деятельности к основному обще-ству. И это очень большой вызов "Культурной столицы". Очень просто пригласить в любой город крупную выставку или концерты, или проекты международного значения, которые приезжают, а потом уезжают. И ничего не остается на том месте, где когда-то была культурная столица.

Эти проекты очень ограничены. И те "Культурные столицы", которые концентрировали внимание только на этом принципе приглашения, оказались проектами недолговременными. Их успех не подтвердился через какой-то промежуток времени. Это один или два месяца деятельности, а затем в городе все возвращается на круги своя, все возвращается к тому, как было до избрания города культурной столицей.

Альтернативный подход заключается в том, чтобы сконцентрировать внимание города на собствен-ных культурных резервах. Задаться вопросами: "А что есть здесь? Какие возможности есть у нас? Кто занимается интересной творческой работой? Как мы можем наладить связь между культурным и социальным? Как мы можем стимулировать творческий потенциал города? Как можно вовлекать местные учебные заведения? Как можно вовлекать местный бизнес в творческую активность?" И построить программу на базе того, что уже существует в городе, и уже затем наладить связи с тем, что существует где-то.

Культурные столицы Европы

  • 1985: Афины
  • 1986: Флоренция
  • 1987: Амстердам
  • 1988: Западный Берлин
  • 1989: Париж
  • 1990: Глазго
  • 1991: Дублин
  • 1992: Мадрид
  • 1993: Антверпен
  • 1994: Лиссабон
  • 1995: Люксембург (город)
  • 1996: Копенгаген
  • 1997: Салоники
  • 1998: Стокгольм
  • 1999: Веймар
  • 2000: Авиньон , Берген , Болонья , Брюссель , Хельсинки , Краков , Прага , Рейкьявик , Сантьяго-де-Компостела
  • 2001: Порто , Роттердам
  • 2002: Брюгге , Саламанка
  • 2003: Грац
  • 2004: Генуя , Лилль
  • 2005: Корк
  • 2006: Патры
  • 2007: Сибиу , Люксембург
  • 2008: Ливерпуль , Ставангер
  • 2009: Вильнюс Линц
  • 2010: Эссен , Стамбул , Печ
  • 2011: Турку , Таллин
  • 2012: Гимарайнш , Марибор
  • 2013: Марсель - Прованс , Кошице
  • 2014: Умео , Рига

С 2015 по 2019 годы по системе ротации выбраны только страны

Орхус - культурная столица Европы на стыке прошлого и будущего (фотогалерея)

Компактный, стильный, гурманский: датский город Орхус был основан еще викингами. С 21 января он официально может называть себя культурной столицой Европы - 2017.

  • Второй после Копенгагена

  • Орхус - культурная столица Европы 2017 года

    Компактный город

    Орхус - культурная столица Европы 2017 года

    Старое и новое

    Орхус - культурная столица Европы 2017 года

    Современное искусство

    Орхус - культурная столица Европы 2017 года

    Радужная панорама

    Орхус - культурная столица Европы 2017 года

    Датский дизайн

    Орхус - культурная столица Европы 2017 года

    Город гурманов

    Орхус - культурная столица Европы 2017 года

    Заповедник урбанизма

    Орхус - культурная столица Европы 2017 года

    В гостях у викингов

    Орхус - культурная столица Европы 2017 года

    На любой вкус


  • Орхус - культурная столица Европы 2017 года

    Второй после Копенгагена

    21 января - официальное открытие Года культурной столицы Европы для датского Орхуса. С населением около 250 тысяч человек он является вторым по величине городом и вторым по значимости портом Дании. Расположен на востоке полуострова Ютландия, на берегу залива Орхус-Бугт. Орхус - один из старейших городов Дании. Как показали раскопки, его основали викинги в VIII столетии.

  • Орхус - культурная столица Европы 2017 года

    Компактный город

    Знакомиться с городом лучше всего пешком. Исторический центр Орхуса небольшой. Несмотря на то, что город является вторым по величине после Копенгагена, все достопримечательности можно осмотреть во время часовой прогулки.

    Орхус - культурная столица Европы 2017 года

    Старое и новое

    Современность и древность в Орхусе расположены по соседству и плавно переходят одно в другое. Неудивительно поэтому, что для программы европейского культурного года Орхус выбрал девиз "Let’s rethink": новое, как известно, - это хорошо забытое старое. В Орхусе старину и не забывали, а переосмысливают и при этом открывают новое.

    Орхус - культурная столица Европы 2017 года

    Современное искусство

    Главным центром современного искусства в Орхусе является музей изобразительных искусств ARoS, на крыше которого в 2011 году "приземлилась" инсталляция "Your rainbow panorama". Создал "радужную панораму" знаменитый датско-исландский художник Олафур Элиассон.

    Орхус - культурная столица Европы 2017 года

    Радужная панорама

    Посетитель музея ARoS, поднявшийся на крышу с инсталляцией, проходит через художественный паркур протяженностью 150 метров и смотрит на город внизу и Балтийское море через "радугу", палитра которой включает интенсивные цвета от чернильно-синего до лимонно-желтого.

    Орхус - культурная столица Европы 2017 года

    Датский дизайн

    Неспешная и расслабленная атмосфера царит на улицах Орхуса. В центре можно бесконечно долго заниматься шопингом, фланируя по модным бутикам, антикварным лавочкам и магазинчикам с изделиями в стиле знаменитого датского дизайна. По обоим берегам речки Орхус расположились многочисленные кафе и рестораны. И зимой за столиками на улицах любят посидеть жители города, наслаждаясь солнечными лучами.

    Орхус - культурная столица Европы 2017 года

    Город гурманов

    Орхус славится также своими кулинарными изысками. Гастрономический спектр простирается от изысканных многослойных бутербродов до экспериментальной кухни с мишленовскими звездами. Интерьеры кафе и ресторанов также разнообразны, от старины 16-го века до современного дизайна.

    Орхус - культурная столица Европы 2017 года

    Заповедник урбанизма

    Обычно музеи под открытым небом показывают деревенскую жизнь. Музей Gamle By хранит, напротив, традиции городской культуры. Основанный в 1909 году, он является старейшим такого рода в мире. Дома постройки последних 500 лет были привезены сюда со всей Дании и собраны в первоначальном виде. Gamle By показывает и реликты 1970-х годов: магнитофоны, виниловые пластинки, атрибуты хипповской субкультуры.

    Орхус - культурная столица Европы 2017 года

    В гостях у викингов

    Реконструированные поселения викингов показывают под открытым небом в этнографическом музейном комплексе Moesgård в окрестностях Орхуса. В выставочных залах расположены археологические реликты древней истории Дании, со времен каменного века. Покатая крыша музея, покрытая газоном, представляет собой прогулочный променад.

    Орхус - культурная столица Европы 2017 года

    На любой вкус

    Программа культурного года в Орхусе насчитывает 350 проектов. В их числе: премьера оперы о викингах на крыше музея Moesgård, выставка плавающих скульптур и прочие художественные экспозиции, концерты, фестивали, а также стол, накрытый на 1000 гостей - Орхус и регионе Мидтъюлланн в центральной Дании получили в 2017 году также титул Европейского гастрономического региона.


Смотрите также:

    Под знаком Афродиты

    Пафос расположен в юго-западной части острова Кипр и является, согласно древнегреческой мифологии, родиной богини любви Афродиты. В рамках программы культурной столицы Европы 2017 года в Пафосе, который делит этот титул с датским Орхусом, был создан прибрежный парк скульптур. Одна из них изображает Афродиту.

    Пафос - культурная столица Европы

    Древние мифы

    Местом рождения Афродиты считается скала Петра-ту-Ромиу в Пафосе, также известная как Скала Афродиты. Согласно легенде, Афродита родилась из белоснежной пены, образовавшейся в море из семени и крови оскопленного Кроносом Урана. Произошло это около острова Кифера. На Кипр "Пенорожденная" приплыла на раковине и вышла из морских волн в нынешнем Пафосе.

    Пафос - культурная столица Европы

    Археологический парк Пафоса

    Не только легендами славится Пафос. Археологический музей под открытым небом близ гавани Като-Пафоса известен большим комплексом античных вилл с хорошо сохранившейся мозаикой римского времени. На фото: мозаика с изображением Дафны и Аполлона. В археологическом парке в рамках программы культурного года будет поставлена комедия Аристофана "Лисистрата".

    Пафос - культурная столица Европы

    Кедр-долгожитель

    Увековечено в мозаичных камнях археологического парка Пафоса и уникальное растение - произрастающий только на Кипре кедр Cedrus brevifolia. Кипрский кедр неприхотлив, но растет только в горах. Некоторые деревья достигают до 40 метров в высоту и живут более 500 лет. Ценная древесина пользовалась спросом на протяжении столетий. В наши дни кедровники на Кипре находятся под охраной.

    Пафос - культурная столица Европы

    Царские гробницы

    Большой некрополь в двух километрах от гавани Пафоса получил свое название от великолепия убранства гробниц. В гробницах, многие из которых датируются IV веком до н. э., хоронили вовсе не царей, а богатых горожан. Некрополь, как и мозаики, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и частью археологического парка. Раскопки на его территории были начаты в 1960-х годах и продолжаются поныне.

    Пафос - культурная столица Европы

    Черепаший пляж

    Одно из немногих мест в Средиземноморье, куда выплывают откладывать яйца морские черепахи, находится на Кипре на пляже Лара неподалеку от Пафоса. Знаменитый черепаший пляж расположен в тихой бухте и является заповедником. С мая по август, когда вылупившиеся черепашки перебираются в воду, использование автомобилей в этой охранной зоне запрещено.

    Пафос - культурная столица Европы

    Гавань как сцена

    Пафос обладает типично средиземноморским климатом. Идеальные условия для представлений под открытым небом. Выступление Берлинского филармонического оркестра станет одним из главных культурных событий года в регионе с населением около 60 тысяч человек.

    Пафос - культурная столица Европы

    Восточные деликатесы

    Кипр расположен в 70 километрах к югу от Турции и 100 километрах к западу от Сирии. Местная кухня – зеркало истории острова. Она сформировалась под греческим влиянием, вобрав в себя особенности турецкой, арабской, ливанской, английской кухонь. На Кипре едят мясо, овощи, рыбу и, конечно же, сладости. На фото: сужукос - уваренный до густоты виноградный сок с миндальными орехами.

    Пафос - культурная столица Европы

    Остров туристов

    На Кипре туристический сезон продолжается круглый год. Купаться и загорать здесь можно глубокой осенью при температурах воздуха 35 и воды 27 градусов. В 2016 году на Кипре побывало около трех миллионов туристов - больше, чем обычно, в связи с напряженной обстановкой в Турции, Египте и Тунисе.

    Пафос - культурная столица Европы

    Магнит для туристов

    Отпускников в 2017 году ожидает на Кипре богатая культурная программа - более 300 мероприятий в культурной столице Европы Пафосе. В горном массиве Троодос в центральной части острова с января по март можно даже кататься на лыжах. На вершину горы лыжников поднимают подъемники, названные в честь богов Геры, Гермеса и, разумеется, Афродиты. Самый сложный спуск носит имя Зевса.