учитель МХК МБОУ гимназии
г.Сафонова Смоленской области
Слайд 2
Художественная культура XVII – XVIII вв.
Слайд 3
Стиль (лат) - 2 значения:
1) конструктивный принцип строения предметов и явлений мира культуры (стиль жизни, одежды, речи, общения, архитектуры, живописи и т.д.),
2) особенности художественного творчества, художественные школы и направления (стиль эллинизма, классицизма, романтизма, модерн и пр.)
Слайд 4
Возникновение новых стилей и Возрождение
Возрождение (Ренессанс) – эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Европы (XIV – XVI вв.)
На смену догматическому искусству пришли стремление к реалистическому познанию мира, вера в творческие возможности и силу разума отдельного человека.
Слайд 5
Отличительные черты культуры Возрождения:
- светский характер,
- гуманистическое мировоззрение,
- обращение к античному наследию.
Слайд 6
С. Боттичелли. Рождение Венеры
Слайд 7
С.Рафаэль. Галатея
Слайд 8
От гуманизма Возрождения к маньеризму и барокко
Маньеризм (от итал.-»приём», «манера») – господствующее художественное направление в европейском искусстве конца XVI в.
Представители маньеризма в своём творчестве не следовали природе, а старались выразить субъективную идею образа, рождённого в душе художника.
Слайд 9
Тициан. Вакх и Ариадна
Слайд 10
Барокко
Барокко («причудливый»,«странный» - один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI – середины XVIII в.
Человек в искусстве барокко предстаёт вовлечённым в круговорот и конфликт среды, многоплановой личностью со сложным внутренним миром.
Слайд 11
Для искусства барокко характерны
- грациозность,
- пышность и динамика,
- совмещение иллюзорного и реального,
- пристрастие к эффектным зрелищам,
- контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.
Слайд 12
ГвидоРени. Аврора
Аврора, 1614, фреска, палаццо Паллавичини Роспильози, Рим
Слайд 13
Питер Пауль Рубенс. Суд Париса
Слайд 14
П.П.Рубенс.Персей и Андромеда
Слайд 15
Эпоха Просвещения в истории развития искусства
- Классицизм как художественное воплощение идей Просвещения.
- Классицизм – художественный стиль в европейском искусстве XVII – начала XIX в.
- Обращение к античному наследию и гуманистическим идеалам Возрождения.
- Подчинение личных интересов общественным, чувства - долгу, идеализация героических образов – главные темы искусства классицизма.
Слайд 16
Ф.Буше. Купание Дианы
Слайд 17
Рококо
- Рококо – стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в.
- Пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям.
- Задача искусства рококо – нравиться, трогать и развлекать.
- Сложные любовные интриги, мимолётность увлечений, дерзкие и рискованные поступки героев, авантюры и фантазии. Галантные развлечения и праздники – основные сюжеты произведений рококо.
Слайд 18
Реалистические тенденциив развитии искусства XVII – XVIII вв.
- Объективность, точность и конкретность в передаче событий окружающего мир
- Отсутствие идеализации
- Внимание к простонародным типам
- Глубокое восприятие быта и природы
- Простота и естественность в передаче мира человеческих чувств
XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Успехи естествознания значительно расширили и усложнили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Господствовало ощущение неразрывной связи человека с этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существования. Именно поэтому носителем художественного творчества становится не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные связи с человеком. Соответственно стала богаче и тематика художественного творчества, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самостоятельные жанры и стили, развивались и углублялись те, которые сложились в предыдущие культурные эпохи. В XVII веке почти одновременно возникают стили, имеющие национальный характер и охватывающие разные виды искусств – классицизм и барокко.
Классицизм представлен в литературе такими именами – П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер (Франция), Д. Фонвизин (Россия); в живописи – Н. Пуссен, К. Лорен (Франция); в скульптуре – Э. М. Фальконе (Франция), Торвальдсен (Дания); в архитектуре – Ж. А. Габриэль, К. Н. Леду (Франция); в музыке – К. В. Глюк, В. А. Моцарт (Австрия).
Яркими представителями стиля барокко в литературе были – Кальдерон (Испания), Д. Мильтон (Англия); в живописи – П. П. Рубенс (род. В Германии), в архитектуре – Л. Бернини (Италия); в музыке – И. С. Бах, Г. Ф. Гендель (Германия), А. Вивальди (Италия).
Европейское же искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных антагонистических начала: классицизм и романтизм. Классицизм означал подчинение человека общественной системе, развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального, личностного начала. Однако, классицизм XVIII века существенно изменился по сравнению с классицизмом XVII века, отбрасывая в некоторых случаях один из характернейших признаков стиля - античные классические формы. К тому же, «новый» классицизм эпохи Просвещения в самой своей основе не был чужд романтизму.
Важным новым началом в искусстве XVIII века было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытывавших потребностей в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм, отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным «естественным состоянием» общества, его отдалением от природы. Сентиментализм был обращен прежде всего к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого стилистического оформления. Сентиментализм чрезвычайно близок романтизму, воспеваемый им «естествен- ный» человек неизбежно испытывает трагичность столкновения с природными и общественными стихиями, с самой жизнью, готовящей великие потрясения, предчувствие которых наполняет всю культуру XVIII века.
Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы. Очевидно и вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где она ранее играла главную роль - Италии, Австрии, Германии. Жанровая живопись, отражающая повседневность наблюдения художника за реальной жизнью реальных людей, получает широкое распространение практически во всех европейских странах, порой стремясь занять главное место в искусстве. Парадный портрет, столь популярный в прошлом, уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый «пейзаж настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди).
Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому, наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы, художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.
Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль «рококо», который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Он проявлялся также и в иных сферах, где художнику приходится решать декоративно-оформительские задачи: в архитектуре - при планировке и оформлении интерьера, в живописи - в декоративных панно, росписях, ширмах и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать и наслаждаться их творениями. Небольшие по объему комнаты не кажутся тесными благодаря иллюзии «играющего пространства», создаваемой архитекторами и художниками, умело использующими для этого различные художественные средства: орнамент, зеркала, панно, особую цветовую гамму и т. п. Новый стиль стал прежде всего стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности. Восемнадцатый век привнес множество предметов быта, доставляющих человеку удобство и покой, предупреждающих его желания, сделав их в то же самое время и предметами подлинного искусства.
Не менее существенной стороной культуры эпохи Просвещения было обращение к запечатлению художественными средствами ощущений и наслаждений человека (как духовных, так и телесных). У крупнейших мыслителей эпохи Просвещения (Вольтера, Гельвеция) можно найти «галантные сцены», в которых протест против ханжеской морали времени порой перерастает во фривольность. Во Франции с самого начала XVIII века и публика, и критики начинают требовать от нового искусства, прежде всего «приятного». Такие требования предъявлялись и к живописи, и к музыке, и к театру. «Приятное» означало как «чувствительное», так и чисто чувственное. Наиболее ярко отражает это требование времени знаменитая фраза Вольтера «Все жанры хороши, кроме скучного».
Тяготение изобразительного искусства к занимательности, по-вествовательности и литературности объясняет его сближение с театром. XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Имена Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони составляют одну из самых ярких страниц в истории мировой драматургии.
Театр оказался близким самому духу эпохи. Жизнь сама шла навстречу ему, подсказывая интересные сюжеты и коллизии, наполняя старые формы новым содержанием. Не случайно именно в эпоху Просвещения знаменитый венецианский карнавал становится не просто праздником, но именно образом жизни, формой быта.
Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII столетии занимает музыка. Если изобразительное искусство рококо стремится, прежде всего, украшать жизнь, театр – обличать и развлекать, то музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глуби- ной анализа самых затаенных уголков человеческой души. Меняется и отношение к музыке, которая в XVII веке была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки – опера. В Германии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений – оратория и месса. Достижением музыкальной культуры эпохи Просвещения, бесспорно, является творчество Баха и Моцарта.
Для эпохи Просвещения характерна тяга к авантюрам, приключениям, путешествиям, стремление проникнуть в иное «культурное» пространство. Она находила свое проявление в волшебных операх с множеством необычайных превращений, в трагикомедиях, сказках и т. д.
Выдающимся вкладом в историю мировой культуры стало издание фундаментальной «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», начатое Д. Дидро (1713-1784) и Д"Аламбером. В «Энциклопедии» систематизированы важнейшие научные достижения человечества и утверждена система культурных ценностей, отражавшая наиболее прогрессивные взгляды того времени.
В полной мере отразил в себе приметы времени, всю его сложность и противоречивость – философ, естествоиспытатель, поэт и прозаик – Вольтер. Одно из самых глубоких и остросатирических произведений Вольтера «Кандид, или оптимист» в полной мере отразило общие тенденции развития просветительской литературы.
Основоположник просветительского романтизма в литературе – Ж. Ж. Руссо. Его морально-эстетические идеалы в полной мере отразились в наиболее известном и значительном романе «Новая Элоиза». Последователями русизма были Карамзин («Бедная Лиза»), Гете («Страдания юного Вертера»), Шадерло де Лакло («Опасные связи»).
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.
Урок по технологии смешанного обучения
Модуль «Смена рабочих зон»
Предмет - Мировая художественная культура 11 класс
Учитель МХК и музыки, высшей квалификационной категории - Очирова З.М., «Почётный работник общего образования»
Тема урока «Разнообразие стилей в культуре17-18 веков»
Так много новостей за 20 лет
и в сфере звёзд,
и в области планет,
на атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, всё в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
всё стало относительным для нас.
Джон Донн (1572-1631)англ. поэт
Цель урока
Выявить характерные особенности многообразия стилей культуры 17-18 веков.
Задачи
Определить закономерность смены художественных стилей.
Развивать способность учащихся к отбору и анализу информации. Умение вербализировать свои ощущения и чувства
Воспитание у учащихся более осознанного восприятия произведений искусства.
Тип урока – обобщающий урок комплексного применения знаний/урок развивающего контроля/.
Форма обучения : фронтальная, групповая
Формируемые УУД
Коммуникативные – приобретение умений учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.
Познавательные
умение высказывание основной мысли и вычленять основной смысл.
умение анализировать задание с различных точек зрения и на основе разных параметров.
Личностные
умение слушать и слышать собеседника.
умение формулировать свою позицию в корректной и убедительной форме, проявляя уважение к позиции и мнениям других людей.
Регулятивные (рефлексивные)
Умение контролировать свою речь с учетом коммуникативной ситуации, этических и социокультурных норм.
Умение прогнозировать восприятие собеседника.
Оборудование урока : персональный компьютер(4 шт.), интерактивная доска, мультимедийный видеопроектор, аудиозаписи, магнитофон, презентация к уроку в формате программы Microsoft Office PowerPoint, раздаточный материал (репродукции произведений, карточки с текстами, тестовые задания).
План урока
1.Организационный момент 1-2 мин.
2. Введение в тему 2- 3 мин.
3.Фронтальный опрос 3- 5 мин.
4.Основной этап урока 25 -30 мин.
5.Подведение итогов урока 3-5 мин.
6.Рефлексия 1-2 мин.
7. Заключение 1-2 мин .
Ход урока
Организационный момент - приветствие.
/На слайде название темы урока, эпиграф. Учитель начинает урок на фоне звучания IV части цикла «Времена года» А. Вивальди - «Зима» /
2.Введение в тему
XVII-XVIII века - одна из самых ярких и блистательных эпох в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, в общественном сознании происходило крушение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло иное ощущение жизни.
Каждое время несет в себе присущие ему законы и целесообразности. Известно, что произведения архитектуры, скульптуры, музыки, декоративно-прикладного искусства, живописи и др. являются своеобразным средством кодирования “культурных посланий”. Мы общаемся с прошедшими эпохами, используя нашу способность к абстрагирующему восприятию. Зная «коды», а в нашем случае это черты и признаки стилей искусства 17-18 вв., мы сможем более осознанно воспринимать произведения искусства.
Итак, сегодня наша задача - постараться выявить закономерность смены стилей и научиться видеть “код” того или иного стиля (слайд-понятие «стиль»). Стиль – это устойчивое единство выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие произведения или совокупности произведений.
3 .Фронтальный опрос - Ребята, кто может назвать основные стили в искусстве 17-18веков? Учащиеся называют основные стили данного периода (маньеризм, барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм).
В течение ряда уроков вы познакомились с каждым из них. Мы, конечно же, согласимся с высказыванием современного русского искусствоведа Виктора Власова: «Стиль - есть художественное переживание времени»
Давайте коротко охарактеризуем каждый из них. Дается словесное определение каждому стилю.
4.Основной этап урока . Итак, мы с вами сегодня работаем по модулю «Смена рабочих зон». Класс поделён на 4 группы, каждая из которых выполняет своё задание. Очень важно ваше умение работать сообща, советуясь друг с другом и приходить к общему мнению.
Группа «А» (слабые ученики) работает с раздаточным материалом, который надо распределить по 6-ти названным стилям. Здесь у вас и определение стиля, и черты каждого из них, репродукции картин, высказывания и поэтические строки известных людей.
Группа «В» (учащиеся средней обученности) работает с тестовыми заданиями по нашей теме.
Вам необходимо соотнести название картин с фамилией автора, стиль – с названием картины, черты стиля с его названием и т.д.
И группа - «D» (отличники), она работает с презентацией «Стили в искусстве 17-18вв…» на ноутбуках с доступом в Интернет. Это практическая работа, в ней непростые задания, которые требуют глубоких знаний по предмету «МХК».
Ребята, задания вы выполняете в течение 10-12 мин., а затем меняете свои рабочие зоны: группа «А» перемещается на место группы «В» и наоборот; группа «С» меняется с рабочей зоной группы «D». Я – учитель, плотно работаю с группой «А», а с тремя остальными работают мои помощники – призёры олимпиад по МХК, назовём их тьюторами. На слайде - «Тьютор- от английского «tutor» – куратор, наставник, воспитатель. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, поддерживать стремление к выполнению заданий и самостоятельности, решать организационные проблемы, налаживать контакт между учениками, психологически настроить подопечного на продуктивную работу, является связующим звеном между учениками и учителем».
В течение урока вам предлагается выяснить причину смены стилей и попытаться выявить закономерности этого процесса. Это и будет итогом нашей сегодняшней работы.
Учащиеся работают в группах. Учитель ненавязчиво следит за процессом выполнения заданий, по возможности корректирует ответы внутри группы. Тьюторы координируют работу в каждой группе.
С группой «А» необходима более кропотливая и тщательно контролируемая работа. Для более высокой мотивации необходимо создание проблемных ситуаций и постановки отдельных задач. К примеру, при определении стиля картины обратить особое внимание учащихся на детали в репродукции, которые помогут более точно справиться с заданием. А в работе с поэтическим текстом найти ключевые слова или фразы, помогающие определить стиль и направление в искусстве.
5.Подведение итогов урока.
Ну, что ж, давайте выясним, как вы справились с заданием и какие сделали выводы? Представители каждой группы высказывают свою точку зрения…. Учитель опосредованно подводит учеников к правильной формулировке ответов: творческие люди всегда стремились к чему-то новому, неизведанному, что позволяло создавать новые шедевры; 17-18 века – время научных открытий, что повлекло за собой изменение во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве; изменение стилей – это закономерный процесс освоения мира по законам красоты, естественное отражение жизни человека….
Итоговое слово учителя - Таким образом, мы с вами пришли к выводу, среда, окружение и отражение мира в движении становится главным для искусства XVII – XVIII вв. Однако искусство отнюдь не ограничивается только эстетической сферой. Исторически сложилось так, что произведения искусства выполняли в культуре не только эстетические (художественные) функции, хотя эстетическое всегда составляло сущность искусства. Общество с древности научилось использовать мощную действенную силу искусства в самых разных социально-утилитарных целях - религиозных, политических, терапевтических, гносеологических, этических.
Искусство - это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты. Оно эстетически содержательно и несет в себе художественную концепцию мира и личности.
6.Рефлексия
А сейчас постарайтесь оценить сегодняшний урок и ваше отношение к нему. Анкета анонимная.
/ на фоне звучания пьесы Л. Бетховена «К Элизе»/
7. Заключение
А теперь нам осталось оценить вашу работу. Участники каждой группы получают одинаковые оценки. Итак, оценки таковы…. (группа «А» получает заслуженные «четвёрки», а остальные учащиеся, я думаю, вы с этим согласитесь, - оценку «пять»).
Всем спасибо за урок!
Ванюшкина Л.М., Современный урок: Мировая художественная культура, Санкт-Петербург, КАРО, 2009.
Дмитриева Н.А., Краткая история искусств, Москва, «Искусство», 1990.
Данилова Г.И., Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс, Москва, Дрофа, 2010.
Данилова Г.И., Мировая художественная культура. 11 класс, Москва, «Интербук» 2002.
Полевая В.М., Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство, Москва, «Советская Энциклопедия», 1986.
План – конспект урока
Тема: «Возникновение новых стилей в XVII – XVIII вв.»
Цель урока:
– образовательная (дать представление об основных художественных стилях, возникших в XVII – XVIII вв.);
– развивающая (формировать умение понимать стилевое разнообразие искусства, навыки анализа конкретных художественных произведений);
– воспитательная (воспитывать интерес к искусству и формировать понимание его ценности).
Оборудование:
– доска (обозначение темы урока, названия стилей, новые термины, фамилии и имена мастеров, работавших в каждом конкретном стиле);
– ноутбук с колонками (для демонстрации иллюстраций картин художников и прослушивание аудиозаписей).
Ход урока
Организационный момент.
Добрый день, класс. Сегодня мы изучим новую тему, которая позволит нам совершить краткий обзор того, с чем подробнее будем знакомиться на следующих уроках. Речь пойдет о стилях, появившихся в европейском искусстве в период Позднего Возрождения и развивавшихся вплоть до конца XVIII вв.
Убедитесь, что на ваших столах есть тетради и ручки, т.к. сегодня вам предстоит зафиксировать немало важной информации.
Объяснение нового материала.
Итак, тема нашего урока - «Возникновение новых стилей в XVII – XVIII вв.» (обращаю внимание детей на тему: она записана на доске и выделена мелом) .
Прежде чем начать, давайте постараемся вспомнить, какая ситуация складывалась в западноевропейском искусстве конца XVI в.
Начиная со второй его половины уже заметно падение итальянской живописи, и чем далее, тем оно становится все сильнее и сильнее. За расцветом следует период подражательный. Индивидуальные черты гениальных мастеров превращаются у их подражателей в манерность и канон.
Многим знаменитым мастерам, при всем совершенстве их техники и удачном приближении к образцам, недостает чувства меры - первого условия красоты и серьезного достоинства. Происходит «выпадение» из принципов живописи, характерных для Возрождения, в преувеличение. Это преувеличение ложится в основу нового художественного стиля.
Маньеризм (от лат. прием, манера) (новый термин и его перевод записаны на доске, как и имена представителей этого стиля, обращаю внимание детей на эти записи и прошу их перенести их к себе в тетради) отражает кризис ренессансных представлений об идеальном.
Маньеризм появился в Италии, однако очень быстро стал общеевропейским стилем.
Этому способствовали 2 фактора:
деятельность итальянских мастеров за пределами Италии;
широкое распространение картин, графики, гравюры и ДПИ мастеров-маньеристов.
Сам термин принадлежит биографу и живописцу Джорджо Вазари, который называет им новую живописную систему, которой характерны 3 основные черты:
Острота образов;
Экспрессия поз, удлиненность пропорций фигур;
Световые и цветовые контрасты (выше обозначенные принципы так же фиксируются учащимися и потом разбираются на примерах полотен художников–представителей стиля).
Все три принципа находили свое отражения в работах мастеров-маньеристов, которыми принято считать:
- Аллесандро Аллори ;
- Франческо Пармиджанино;
- Якопо Тинторетто.
Маньеристами так же считаются представители школы Фонтенбло во Франции и Эль Греко в Испании.
В литературе и музыке термин «маньеризм» применяется шире, чем в изобразительном искусстве; маньеристскими называются литературные произведения, которым свойственна усложненность слога и синтаксиса, использование причудливо-фантастических образов.
Яркий пример тому – двухтомный роман «Эвфуэс» Джона Лили, породивший термин «эвфуизм», означающий в высшей степени искусственный и вычурный стиль.
Маньеризм в музыке – это творчество Карло ди Виноза, которому характерны гармония, смена темпа, яркая экспрессия.
Несмотря на все вышесказанное, очень часто историками искусства маньеризм вовсе не выделяется в отдельный стиль, а считается лишь ранней стадией одного из грандиознейших направлений в искусстве XVII – XVIII веков – барокко .
Барокко читается стилем синтетическим, т.е. искусственно-созданным на базе двух предшествующих ему направлений – возрожденческого и маньеристского. От первого ему досталась пышность и основательность, от второго – динамичность и эмоциональность.
Барокко преобладало в европейском искусстве с конца XVI до середины XVIII века и охватило все виды творчества, наиболее полно отразившись в архитектуре и изобразительном искусстве.
Термин произошел от португальского слова barocco , что значит жемчужина неправильной формы. Однако в итальянском языке есть эквивалент – baroque – пышный, красный, странный. Собственно эти три слова – пышный, красный, странный, – и определили барочное искусство – яркое, роскошное, тонущее в золоте и бархате (термин и его трактовки переписываются с доски) .
Барокко производило на людей огромное впечатление, поэтому очень скоро пустило глубокие корни в католических странах, став непременным атрибутом власти и могущества Папы Римского. Именно по этой причине величайшие памятники архитектуры барокко – церкви и монастыри.
Яркий пример тому – площадь и собор Святого Петра в Риме архитекторов Лоренцо Бернини и Франческо Борромини.
Традиционно, представителями барокко считаются:
- архитекторы Лоренцо Бернини и Франческо Борромини
- художники Караваджо, Карраччи, Питер Пауль Рубенс и Рембрандт Ван Рейн (имена мастеров, записанные на доске, копируются детьми в тетради) .
Искусству барокко, как в архитектуре, так и в скульптуре и живописи, свойственны:
Контрастность, совмещение света и тени;
Динамика;
Пристрастие к эффектной зрелищности, пышность и яркость (принципы могут быть записаны, а могут быть лишь обозначены устно, т.к. будут разбираться на последующих уроках подробнее) .
Многоцветная скульптура, лепка, резьба, зеркала, росписи, плафонная живопись, десятки метров шелка, бархата и парчи в отделке помещений – вот то обширное наследие, что оставило нам барокко.
Все эти декоративные элементы помогли впоследствии Шарлю Лебрену и Луи Лево – архитектору и скульптору – воплотить в жизнь проект величайшего памятника дворцово-парковой архитектуры, Версаль. Но об этом чуть позже.
А пока у нас век XVIII , первая его половина. Короли Людовики, монархи династии Бурбонов, стремятся упрочить свою власть, подчеркивая «избранный» статус всеми доступными средствами. Огромный королевский двор требует развлечений и роскоши. Их не устраивает пышность барокко, им нужно что-то нужно что-то менее вычурное, но более изящное. Находкой становится новый стиль «галантных празднеств» – рококо.
Рококо (от фр. rocaille – декоративный мотив в форме раковины) – это стиль или стилевое направление в искусстве Франции первой половины XVIII века (название стиля переписывается детьми с доски вместе с именами его представителей) .
Термин «рококо» возник далеко не сразу, позднее так презрительно стали называть ту манерность, что была присуща стилю.
Для рококо характерны:
Изящные, утонченные формы,
Идиллические (пасторальные), либо же чувственные сюжеты,
Неяркие краски, тонкая игра света, затуманенность образов (каждый из принципов разбирается на примере полотен художников, приведенных ниже) .
В современном искусствоведении представителями рококо принято считать четверку выдающихся французских художников-декораторов: Франсуа Буше, Антуана Ватто, Никола Ланкре и Жана Фрагонара .
Эти четыре живописца в процессе своей деятельности создали тот стиль, картины и мебель которого украшали дворцы богатейших людей Франции на протяжении многих лет.
Рококо – стиль камерный (малых форм), преимущественно живописи и скульптуры, немалое место в нем уделено и ДПИ.
Тематика произведений колеблется в рамках мифологических и пасторальных сюжетов.
Однако, чрезмерное тяготение к амурам и Венерам, прекрасным пастухам и пастушкам, в конечном счете, и сгубило этот стиль.
В середине 50-х годов XVIII века рококо подвергся критике за манерность, чрезмерную чувственность и нелепое усложнение композиции.
Эпоха Просвещения подкралась незаметно и нанесла сокрушительный удар по тем принципам, благодаря которым рококо и развивался. В первую очередь, Просвещение с его новыми идеалами воздействовало на архитектуру, никогда не являвшуюся сильной стороной рококо. Мастеров стали привлекать строгость и спокойствие античной, в большинстве своем, греческой архитектуры.
Возрастающему интересу к древности способствовали открытие в 1755 году города Помпеи с богатейшим художественным наследием, а так же изучение архитектуры на юге Италии. Результатом новых веяний стал высокий стиль в искусстве и литературе именуемый классическим.
Итак, классицизм (дети переписывают термин с доски) – это стиль в литературе и искусстве XVIII – начала XIX , обратившийся к античному наследию как норме и идеальному образцу.
Стиль этот появился во Франции, затем распространившись в другие страны месте с художниками и архитекторами, которых активно приглашали ко дворам европейских монархов, как носителей знаний «абсолютной гармонии».
Художники, писатели и архитекторы классицизма считали, что художественное произведение – это плод разума и логики, поэтому оно должно быть лишено хаоса и текучести форм.
Основываясь на античном искусстве, мастера выработали ряд принципов, в соответствии с которыми обязались творить все представители стиля:
Изображение высоких (героических и нравственных) идеалов;
Строгая организованность логичных, ясных образов;
Цветовая сдержанность (все указанные принципы демонстрируются детям с помощью иллюстраций художественных произведений мастеров-классицистов) .
Может показаться, что установление таких жестких рамок обедняли художественные формы стиля, превращая их в шаблоны. Однако это не так. Известно, что именно архитекторам классицизма удалось создать те дворцы и парковые ансамбли, что теперь восхищают весь мир.
Три выдающихся архитектора – Жюль Ардуэн-Мансар, Андре Ленотр, а позднее Луи Лево, возводят Версаль – ярчайший образец классического искусства.
Версаль, построенный из белого мрамора – воплощение в жизнь всех канонов античного наследия. Снаружи – это четкость, ясность, простота формы. Внутри – второе рождение стиля барокко. Почему так получилось, мы постараемся выяснить на следующих занятиях.
Крупнейшими представителями классицизма являются:
- архитекторы Жюль Ардуэн-Мансар, Андре Ленотр, Луи Лево;
- скульптор Антонио Канова;
- художники Жак-Луи Давид и Никола Пуссен (имена мастеров дети копируют в тетради) .
Во времена Наполеона, который видел назначение искусства в прославлении своей личности, своих подвигов, классицизм переродился в торжественный и во многом более цельный стиль – ампир.
Что касается музыки классического периода, то здесь выделяется «венский кружок» – Гайдн, Моцарт и Бетховен. Литература классицизма представлена творчеством Мольера и Вольтера на Западе, Ломоносова, Новиковского и Грибоедова в России.
Подведение итогов.
Сегодня мы с вами познакомились с четырьмя новыми стилями европейского искусства, разобрали характерные особенности каждого из них, а так же посмотрели иллюстрации типичных представителей. На следующем занятии мы продолжим изучение этих стилей, более подробно остановимся на самом грандиозном из них – барокко.
Задание на дом.
А теперь запишите задание на дом. Прочитать параграф №1 в учебнике, 1 – 3 его части. И подумать над ответом на вопрос: «Какой из стилей XVII – XVIII вв. вам понравился больше?», объяснить почему. Это все. Всем спасибо за внимание, все свободны.
Библиографический список
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012. – 366, с.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч 2. – М.: Просвещение, 2012. – 255 с.
Виртуальный музей живописи Small Bay . Электронная энциклопедия художественно-исторического музея/ , 8.10.2016 г.
8.10.2016 г.
< http :// smallbay . ru / rocoko . html > , 8.10.2016 г.
< http :// smallbay . ru / classic . html > , 8.10.2016 г.