Нужны ли современным школьникам сказки. Нужны ли детям сказки. Почему именно сказки так важны и нужны? Рассказывают эксперты издательства «Клевер»

Детская фантазия, как известно, не имеет границ. Малыши твёрдо уверены, что волшебство существует. Им пока неизвестны основные законы мироздания, и маленькие дети ещё не знают о том, что возможности человека весьма ограничены. В своих фантазиях ребёнок то принимает гостей с других планет, то, как отважный рыцарь, храбро сражается с врагами. Дети с ходу придумывают историю, встраивая в реальность свои фантазии

Фантазируя, малыш отождествляет себя с каким -нибудь конкретным героем. Психологи считают, что в этот момент сказка начинает играть большую роль в воспитании ребёнка в процессе становления его характера. Сказка, как правило моделирует историю, основанную на понятиях добра и зла, где добрый и справедливый герой побеждает, вооружённый только смелостью и сообразительностью. Прослушав рассказанную ему на ночь историю, ребёнок переживает различные эмоции, и он мысленно формирует некий собственный рейтинг, отдавая предпочтение понравившимся ему героям. В это время мозг ребёнка интенсивно работает, присочиняя недостающие детали. Примерив на себя поступки героев, малыш формирует свою личную позицию по отношению к жизненным ценностям.

Сказка является дополнительной, крайне важной формой общения мамы с малышом. В сказке показано, как герои достойно справляются с различными сложными ситуациями. Сказки развивают эмоциональную и волевую составляющие характера ребёнка, и остаются надолго в его памяти. Исследования, проведённые учёными в разных странах, позволили сделать вывод о том, что у детей, которым рассказывали сказки с первых дней жизни прослеживается явная зависимость между накопленной информацией и уровнем развития способностей к обучению, проявляющиеся по мере роста ребёнка. Чтение сказок (даже совсем маленьким крохам) прививает ребёнку умение слушать и познавать, способствует развитию внимания и воображения. Но такой результат может быть достигнут только тогда, когда ребёнку интересно. Поэтому выбирать сказки.

Нужно, ориентируясь на возраст малыша. Например, годовалому ребёнку будут интересны, в основном, колыбельные песни и несложные считалки. В двухлетнем возрасте малыши уже могут слушать сказки «настоящие» т.к. к этому возрасту они уже в состоянии умозрительно представить себе описываемые события. К трём годам ребёнок уже на собственном опыте испытал такие эмоции, как страх, гнев, радость. Но пока ещё его сиюминутные желания вступают в противоречие с предъявляемыми к их поведению требованиями. Поэтому детям трёх лет нравятся сказки, которые объясняли бы им. Как надо вести себя в какой-либо ситуации, а чего делать не следует.

Однако, хорошо известно, что и дети, воспитывавшиеся в тепличных условиях, испытывают простые человеческие эмоции, включая и отрицательные. Сказки же помогают малышам избавиться от страхов. В Основная идеябольшинства сказок состоит в том, что зло в конце концов будет побеждено. В доступной форме детям внушается мысль о том, что бороться с несправедливостью в жизни придётся и, возможно, не раз, но пугаться этого не стоит.

Мультипликационные версии известных сказок, конечно, имеют свою привлекательность, но заменить живое чтение не может ничто. Малыш слушающий чтение сказки мысленно создаёт свой фильм, в котором разные события и образы сменяют друг друга, а это очень важно для развития воображения и фантазии.

Похожие статьи:

Нужно ли ребёнку соблюдать режим (8467 Просмотров)

Раннее детство > Режим крохи

Наверняка вопрос, вынесенный в заголовок статьи, кому-то покажется риторическим, однако, не всё так однозначно, попробуем разобраться: В вопросах режима, как и во всём, что имеет отношение к воспитанию и развитию...

Всегда ли происходит зачатие? (6710 Просмотров)

Планируем беременность > Зачатие

Процедура возникновения новой жизни занимательна и поразительна. Женщина в течение всей своей жизни не способна к зачатию, за исключением того недолгого периода, когда живет яйцеклетка. А существует она всего лишь...

Советы родителям "В поисках смысла"

Нужны ли детям сказки? Вопрос риторический, безусловно, нужны. Тогда почему родители перестают их читать, как только детям исполняется 5 - 6 лет? Виной тому, возможно, наш рациональный подход к воспитанию, желание вместить в ребенка больше информации об окружающем мире, дать ему научные знания, разбудить любознательность и т.д. Зачастую мы забываем о том, что жить ребенку придется среди людей, а значит, ему необходимо научиться понимать их поведение, чувства, знать определенные правила, ритуалы, традиции. На мой взгляд, именно пласт человеческих взаимоотношений и является наиболее ценным в материале сказок.
Другой причиной может быть то, что родителям сказки кажутся примитивными и, в некотором роде, бессмысленными. Мы не привыкли задумываться над сюжетом сказки, плохо понимаем метафоричность ее языка. Читая сказки детям, мы следуем определенной традиции проведения досуга, но этим не стоит ограничиваться. Попробуйте обсудить сказку с детьми, подтолкните их к размышлениям, а для начала проанализируйте любую сказку самостоятельно.
Большинство взрослых людей, скорее всего, затруднится ответить или ответит односложно на вопрос о смыслах, вложенных в такие незатейливые сказки, как «Курочка Ряба» или «Колобок». О чем первая сказка? Снесла курочка золотое яичко, оно разбилось, что сильно огорчило деда с бабой. Что же стоит за этим сюжетом? Давайте поразмышляем.
1.Старики стали свидетелями чуда. Их курица снесла золотое яйцо. Правда, на чудо никто не обратил внимания. В жизни так часто бывает, живешь рядом с чудом и ничего об этом не ведаешь.
2. Взяли золотое яйцо и стали бить как простое, т.е. действовали стереотипно в необычной ситуации. Успеха не добились. Обладая же творческим мышлением, человек имеет больше шансов решить проблему, удачно вписаться в действительность, воспользоваться счастливым случаем себе во благо.

3. Когда их цель (разбить яйцо) осуществилась, они сильно расстроились. Получается, что они не знали, для чего нужно разбить яйцо? И правда, многие взрослые, а тем более дети, совершают поступки, не задумываясь о том, для чего они это делают, к каким последствиям это может привести и т.д.
На какие еще мысли наводит эта сказка?
1. Дед с бабой были людьми, равнодушными к богатству, роскоши. Они не жаждали наживы, не искали выгоды в сложившейся ситуации. Их скромные желания удовлетворяла курочка, пока несла обычные яйца. А золотые им ни к чему, одна морока с ними.
2. Людям следует давать то, к чему они готовы, с чем они в состоянии взаимодействовать без ущерба для себя.
3. Случайность (мышка) может нарушить все твои планы, разбить твое счастье, которое ты и не ценил, пока оно у тебя было.
4. Не стоит упрекать в тех случаях, когда люди расстроены, огорчены. В этот момент они больше всего нуждаются в поддержке, сочувствии и т.д.
Думаю, что при желании вдумчивые читатели найдут и другие смыслы этой сказки. А потому я предлагаю не просто читать сказку, а серьезно размышлять над ней, что полезно и детям, и взрослым. В этом случае развиваются обе стороны: и ребенок, и родитель. Конечно, у ребенка меньше возможностей вскрыть смысл сказки, поэтому он и нуждается в руководстве взрослого, в его направляющих вопросах. Но какие-то вещи доступны пониманию маленьких детей и без подсказки взрослых.
В сказке «Курочка Ряба», как и положено, все закончилось хорошо. Для ребенка, наверное, смысл этой сказки заключен в последних строках. Курочка Ряба утешила стариков и обещала снести яичко простое, а не золотое. Вот этот урок он и запомнит: поддержи, успокой того, кто плачет, расстроен; если можешь, помоги ему.
Вторая сказка «Колобок» чуть длиннее первой, там больше действующих лиц и событий. В этой сказке ребенок, возможно, впервые встречается с хитростью и вероломством, которые олицетворяет Лиса. Колобок (так и напрашивается аналогия с маленьким ребенком) улизнул от дедушки с бабушкой, как только остался без присмотра, и отправился, куда глаза глядят. Наверное, это урок для взрослых: никогда не оставляйте малышей без присмотра, ни к чему хорошему это не приведет.
Веселый и простодушный Колобок мог долго путешествовать по лесу, хотя на его пути встретилось много желающих им полакомиться. Все они были похожи на Колобка своей простотой и откровенно озвучивали желание его съесть. Что это означает, он, видимо, догадывался и, спев песенку, убегал дальше. А вот похвалы лисицы усыпили бдительность Колобка, он ведь был маленький и не знал, что на свете существует ложь и хитрость, что нельзя доверять незнакомцам, тем более в дремучем лесу. За свое незнание он и поплатился жизнью.
Попробуйте обсудить эту сказку со своим малышом. Поверьте, что для него это будет очень не просто, но весьма полезно. Кстати, это прекрасно развивает аналитическое мышление, в пользе которого никто и не сомневается.

Сказки играют большую роль в развитии личности ребёнка. Именно сказки влияют на развитие мышления, фантазии, правильной речи. Сказка стала неотъемлемой частью воспитательного процесса ещё в древние времена.

С помощью сказок родители могут в доступной форме объяснить малышам, что такое добро и зло. Форма сказочного изложения более понятна детям, чем скучный рассказ о прописных истинах.

Сказки для детей — неотъемлемая часть развития малыша.

Поэтому родители, которые хотят научить своего ребёнка чему-то или объяснить ему что-то, должны обратиться к главному языку детства, а именно – к интересным и одновременно мудрым сказкам. Место сказок в жизни малыша невозможно переоценить.

Они помогают малышам научиться говорить, формулировать свои мысли. Так же, с помощью сказок ребёнок учится общаться с окружающими его людьми и постигает азы норм поведения.

Для чтения сказок нужно выбрать подходящее время, когда ребёнок спокоен и находится в хорошем настроении.

Наиболее оптимальный вариант – чтение сказки перед сном. Это очень подходящее время для того, чтобы в спокойной атмосфере прочитать сказку, а потом обсудить её со своим ребёнком.

Читая сказку, не нужно торопиться и отвлекаться.

Причём малыш должен чувствовать, что вы тоже получаете удовольствие от этого процесса. В этом случае малыш получит гораздо больше положительных эмоций и пользы от сказки.
Неоценима роль сказки и в воспитании детей. Знакомясь со сказочными персонажами, ребёнок учится понимать героев сказок, их состояние и поступки, сопереживает им и верит в то, что добро обязательно победит зло.

Чтение сказок – это не только возможность развлечь ребёнка, но хороший способ устранить тревожное состояние малыша. Благодаря сказкам дети расширяют свой словарный запас, а их речь становится связной, логичной, красивой, образной и эмоциональной. Сказочные истории развивают навыки общения, учат детей формулировать вопросы, правильно сочетать слова в словосочетаниях и предложениях

Как уже говорилось выше, в сказках добро всегда побеждает зло. Это один из существенных моментов в воспитании ребёнка.

Именно уверенность в этом поможет ребёнку в будущем справляться с различными жизненными ситуациями. Конечно, реальная жизнь далека от сказок и неизбежно вносит свои коррективы, но то, что попадает в подсознание человека в детском возрасте, остаётся с ним на всю жизнь.

Наверное, все замечали, что дети часто просят одну и ту же сказку читать несколько раз. В этом нет ничего страшного, наоборот, это только приветствуется. Ребёнок не всегда может с первого раза понять смысл, который заложен в сказку, поэтому неоднократное чтение сказки помогает ему лучше разобраться в ней. Как только малыш до конца понимает смысл, заложенный в сказку, он теряет к ней интерес.

Каждый ребёнок в сказке выделяет места, которые ему наиболее интересны.

Сказка, пожалуй, самое доступное средство воспитания и развития ребёнка. И это было актуально многие годы назад, актуально сейчас и будет актуально в будущем. Будет ошибочно думать, что в наше время роль сказок в жизни ребёнка играет не такую уж значительную роль.

На самом деле сказка, особенно если её правильно подобрать, оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие малыша, его поведение. Не последнюю роль сказки играют в воспитании уверенности детей в себе и в своих возможностях. В наши дни всё большую популярность набирают аудиосказки.

Что мы читаем малышам? Сказки. Что бабушки рассказывают внукам? Сказки. Какие представления нравятся детям больше всего? Сказочные. Какие герои сопровождают в детстве? Из сказок!

Эксперты книжного издательства «Клевер» рассказали АиФ.ru, почему ребенку важно читать именно сказки и почему этот формат не может заменить ни взрослая литература, ни рассказы и поучения родителей.

Почему именно сказки так важны и нужны? Рассказывают эксперты издательства «Клевер».

1. Сказка — это самый понятный для ребенка способ узнать, что же такое жизнь и как с ней «обращаться».

2. Именно в сказке прописаны отношения между людьми и жизненные ситуации — любовь, дружба, обман, радость, грусть...

3. Сказочные образы очень однозначны — хороший, плохой, добрый, злой, жадный, щедрый, умный, глупый. Никаких «полутонов», непонятных малышу.

4. В сказке всегда побеждает добро. А это необходимо ребенку для того, чтобы не бояться. Когда ты уверен, что добро победит, ты смело идешь вперед!

5. В сказке правят хорошие дела — трудолюбие, ум, щедрость. Ребенку просто понять, каким нужно быть, чтобы все получалось.

6. В сказках много повторений. Колобок одинаково «уходил» от всех по очереди, репку тянули, постепенно увеличивая «команду» (мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку и т.д.), в Теремок звери одинаково стучались и заходили (кто-кто в теремочке живет?). Дети любят повторения. Во-первых, повторения помогают им запоминать сказку, а во-вторых, детям нравится узнавать что-то уже известное — это говорит о стабильности и предсказуемости, которые так успокаивают малышей.

7. Ребенок, который верит в сказки, верит в хорошее, а это помогает ему улыбаться миру и не бояться.

8. В сказках — мудрость веков, которой так не хватает в современном «материальном» мире.

Что из сказок узнает девочка?

— Нужно быть доброй и трудолюбивой, как Настенька из «Морозко». Нужно уметь заботиться, помогать другим, желать людям счастья. Потому что лентяйки и завистливые злые девушки в конце сказки всегда получают по заслугам.

— Нужно быть благодарной. Как девочка из сказки «Гуси-Лебеди», которая благодарила яблоньку за яблочки, печку — за пирожки. Современные дети привыкают получать все и сразу. А в сказках ничто не дается просто так, и нужно уметь говорить «спасибо».

— Жениху нужно устроить проверку. Сможет ли принц ради принцессы пройти все сложные испытания? (Это, конечно, не для малышей, но в голове полезная мудрость все равно отложится).

Что из сказок узнает мальчик?

— Нужно быть благородным. Помогать слабым, заботиться. Тот принц, который поможет щуке, отдаст свой обед и спасет кого-то, в конце обязательно получит взаимную помощь в испытаниях.

— Не бояться трудностей. Во всех сказках мужчины без раздумий отправляются в путешествия, на поиски или проходят испытания. Мужчина не боится, мужчина готов преодолевать трудности, рисковать, даже тот, который сначала лежал на печи. Именно такие качества помогут мальчику почувствовать себя мужчиной в будущем.

— Так же, как и сказка учит девочек проверять женихов, мальчиков она учит испытывать невест. Сможет ли испечь каравай, сможет ли прибраться в доме, сможет ли сшить платье? Женщина должна быть хозяйственной и умной. Вот чему учит сказка.

— Читайте сказку вместе с ребенком хотя бы по 10-15 минут каждый день и не обязательно перед сном. Пусть чтение сказки станет вашей традицией.

— После прочтения обязательно задавайте вопросы: какие выводы сделал ребенок, какой момент ему понравился, а какой нет.

— Предложите ребенку нарисовать любимых героев из сказок так, как он их себе представляет. Это упражнение развивает фантазию, помогает учиться мыслить нестандартно и креативно.

Для любого родителя развитие ребенка входит в число основных, приоритетных задач. Мы покупаем массу развивающих игр и игрушек, мы, порою, даже сами в них играем, составляя компанию своему маленького человечку. Вот только есть одна проблема: часто мы забываем о самом доступном, самом традиционном методе развития ребенка – о чтении ему сказок. Да, различные развивающие методики — это хорошо, малыша надо учить считать, читать и т.д., но именно сказки способствуют развитию детской фантазии, увеличению словарного запаса и т.д. Но самое главное в них то, что они формируют у ребенка нравственные ценности, вед не всегда и не все из нас могут понятно объяснить «что такое хорошо, а что такое плохо».

Что дают сказки ребенку?

Такие понятия, как этика, как мораль, одновременно являются и абстрактными, и привязанными к конкретному действию / поступку, к конкретной ситуации, к обществу. Объяснить их универсально просто невозможно, но развитие ребенка подразумевает обучение, т.е. рассказ и объяснение, в том числе и этих составляющих жизни. Истории взрослых для этого не годятся, ведь в них практически всегда присутствует масса вариантов. Повзрослев, мы сами начинаем понимать, что «хороший» — это далеко не всегда «чисто белый», а «плохой» — это «безупречно черный». Нашему же сокровищу объяснение требуется прямо сейчас. Ему необходимо понимание основных понятий, а с «полутонами» он уж разберется сам, когда повзрослеет. И тут сказки оказывают неоценимую помощь. В них четко обозначено «плохой – хороший»: Иван – хороший, молодец, Кощей – плохой; Василиса – хорошая, добрая, Змей Горыныч – плохой, злой, страшный.

А давайте вспомним историю «Колобок». На самом деле в ней не все просто, как кажется сразу. Да, Колобок – хороший. Он никому не желает зла, просто гуляет, а Лиса – плохая, ведь она его съела. Но почему она его съела? А ведь потому, что он не слушался. Он ушел от дедушки, от бабушки, был непослушным и случилась беда. Получается, что даже такая элементарная сказка закладывает в детском сознании понимание важности послушания, необходимости прислушиваться к советам взрослых и т.д. Хотя зависит это от нас (родителей), ведь мы можем рассказать эту историю и в свете того, что Колобка собирались съесть бабушка и дедушка. Его непослушание было способом спасти свою жизнь.

Совет ! Перед тем, как рассказать ту или иную сказку – подумайте, что именно он должен из неё вынести, а также о том, как правильно её вам объяснить. Последнее очень важно, ведь малыш может увлеченно слушать и даже не задать вопроса, но усвоит все услышанное, а вот как усовит – зависит от рассказчика, т.е. от мамы / папы. Если в сказке есть «сомнительное», «двусмысленное» место, то лучше его опустить или изменить с потребностями в развитии ребенка в конкретный момент.

Есть одна история. Как-то повзрослевшая дочь (лет 16-ти) спросила у мамы, какие она ей пела колыбельные в детстве. Мама привела пример песни про волчонка: «…не ложись на края, придет серенький волчок… и т.д.», а конце «утащит». Через несколько минут шокированная дочь ответила:

— Это же просто ужастик какой-то! Пришел волк, утащил ребенка в лес, закопал и т.д.! теперь понятно, почему я так плохо спала в детстве и почему мне снились кошмары!

А ведь здравый смысл в этой истории есть. Малыш ведь понимает смысл «в лоб». Даже при кажущемся хаосе мыслей в детской голове, там все четко систематизировано, на всем есть свои ярлыки и т.д. Вот и получается, что задуматься надо не только о сказках, которые рассказываются для развития, но и даже о песенках, которые поются.

В докомпьютерные времена, до эпохи всеобщей продвинутости весь воспитательный и развивающий процесс ребенка был построен на сказках, причем собственного сочинения, подходящих под конкретны момент. Если не слушается, то бабушка быстренько придумывала сказку «о мальчике из тридевятого царства, который не слушался и его…тра-ля-ля…». Если плохо кушает, то звучала история «о мальчике, который отказался съесть волшебную кашу и стал / превратился и т.д.». Да, сейчас намного проще найти книжку в магазине, в интернет-сети, даже на сайте нашего клуба родителей есть отдельный раздел с , но будет ли конкретная история соответствовать потребностям конкретного момента / конкретной ситуации? Мало того, «заводская» сказка ограничивает детскую фантазию. В ней четкий сюжет, после которого идут выводы. Все! А если прибегнуть к «собственному изготовлению», то участие в процессе может принять и сам ребенок. Он сможет самостоятельно придумать развитие событий, а наша задача лишь направить его фантазию в правильное русло. Колобок не послушался и в конце он должен быть наказан за это, вот только к этому маленький рассказчик должен прийти сам.

Как еще сказка помогает в развитии ребенка?

Помимо объяснения моральных ценностей, сказка еще очень хорошо отражается на развитии детской речи. В прошлом сказки рассказывали даже младенцам, над колыбельной. Сейчас же мы все (меняем памперс, даем игрушку, кормим и т.д.) делаем в тишине, по большому счету. А потом огорчаемся, что ребенок мало / плохо / неправильно говорит, а также мало приспособлен к социуму. А ведь в большинстве случае достаточно просто рассказывать ребенку сказочные истории и потом не придется тратить уйму денег на развивающие игрушки, на посещение центров развития ребенка и т.д. с первых месяцев своей жизни подсознание маленького человечка улавливает, воспринимает буквально все. Его правильное развитие, создание правильных основ именно в подсознании играет более важную роль для человека в целом и для его развития в частности.
Выбор сказок всегда должен быть аккуратным, осознанным. Они должны учить доброте, морали, этике и современные мультики для этого малопригодны! Сказка должна дать ответы на детские вопросы, а не поставить дополнительные. Только в этом случае она положительно отразится на развитии ребенка.

Вы можете найти в одноименном разделе нашего клуба родителей, перейдя по приведенной ссылке.

Следите за обновлениями на сайте сайт, а также на страницах в социальных сетях, в альбомах которых еще больше материалов для развития:

Нужны ли для развития ребенка сказки? was last modified: Декабрь 22nd, 2016 by Koskin