Шедевры Третьяковской галереи. История государственная третьяковской галереи Третьяковская галерея внутри

Попав в главный корпус Третьяковской галереи, можно увидеть полотна известных художников России. Самая древняя работа датируется одиннадцатым столетием.

Третьяковская галерея: как попасть, что посмотреть

Знаменитый музей был основан - богатым купцом. Он начал покупать русских художников. Со временем развлечение стало настоящим хобби, и меценат тратил большие деньги по всему миру на то, чтобы приобрести работы своих соотечественников.

Музей стал настоящим банком картин, где размещены самые известные шедевры Третьяковской галереи. В нем представлена лучшая живопись России с 11 века и по наши дни.

Попасть в галерею можно во вторник, среду, субботу и воскресенье с 10 утра и до 6 вечера, а в четверг и пятницу - с 10 утра и до 9 вечера. Понедельник является выходным. Так что можно увидеть в Третьяковской галерее?

Картины с исторической подоплекой

Одним из самых знаменитых шедевров, которые выставлены в главной экспозиции музея, стала картина «Апофеоз войны». Написал ее известный художник в 1871 году. Вечно актуальную картину он создавал, находясь под впечатлением от боя в Туркестане. Тогда нежную душу живописца поразила жестокость, на которую способны люди.

Первоначальное название картины - «Торжество Тамерлана».

У картины существует предыстория. Легенда гласит, что Тамерлан наказал блудливых мужчин Дамаска. Он услышал жалобы от женщин, что мужчины перестали вести себя порядочно. Тогда Тамерлан собрал войско, и каждому солдату из многотысячной армии приказал принести по одной голове такого развратного мужчины. Говорят, что у ног военачальника тогда оказалось семь огромных пирамид, построенных из черепов убитых.

Чуть позже Верещагин понял, что это изображение подходит под абсолютно любую войну, которая несет в себе разрушения и смерти. В Третьяковской галерее можно увидеть и другие его творения.

Еще одним историческим полотном является картина Сурикова под названием «Боярыня Морозова». Художник на своей картине изобразил историческое событие семнадцатого века. Тогда в церкви произошел раскол. Одни ее представителей хотели перемен, а другие придерживались старых традиций. Вторых позже назвали старообрядцами. Среди них была и Феодосия Морозова. Судьба боярыни оказалась очень тяжелой. Представители новой церкви жестоко расправлялись с инакомыслящими, не щадя детей и женщин. Морозову арестовали, а затем посадили в земляную яму, где перестали кормить. Она умерла от голода.

Суриков нарисовал себя в образе странника, наблюдающего за жестоким действом.

Бытовые картины

Что можно увидеть в Третьяковской галерее на темы из обычной жизни?

Художник Василий Пукирев в картине «Неравный брак» сумел передать все отчаяние, испытываемое молодой девушкой, обреченной на брак со стариком.

Живописец неспроста нарисовал этот холст таким правдоподобным, и кажется, что он живой. Экскурсовод в музее обязательно расскажет посетителям о том, что и сам автор картины пострадал от такого брака. Его возлюбленная обязана была выйти за богатого сановника.

Если присмотреться к шедевру повнимательнее, то стоящий за невестой шафер, явно противящийся этому браку, и есть Василий Пукирев. Его угрюмое лицо и сложенные на груди руки свидетельствуют о том, как сильно он опечален и зол.

Политические картины

Что можно посмотреть в Третьяковской галерее по данной тематике? Одним из ярких примеров политических полотен стала картина Репина «Не ждали».

Под таким названием в галерее висят сразу две работы. Обе они - творение рук Ильи Репина. Обе стали одними из самых известных картин в популярной культуре России. Работы, представленные в Третьяковской галерее:

    На первой картине студентка возвращается домой.

В Третьяковской галерее можно увидеть «Купание красного коня» Петрова-Водкина (также частично политической тематики).

Название полотна - это символ России времен художника. Конь рвется на волю. А ездок, восседающий на нем, слишком неопытен и мал.

Петров-Водкин срисовывал лошадь с реальной. Живой прототип отзывался на кличку Мальчик. А подростком на картине стал ученик художника по имени Калмыков Сергей. Об этом своим потомкам оставил запись сам Калмыков, гордый тем, что оказался на шедевре.

Религиозные картины

Изюминкой коллекции стала «Троица», написанная Андреем Рублевым. Он являлся известным иконописцем. Картина была создана еще в пятнадцатом веке. На ней изображены три ангела, которые собрались для беседы. Данную работу хранит Третьяковская галерея. Картины (что посмотреть еще, мы описываем в статье) религиозной тематики не ограничиваются только этим эпохальным произведением.

Изображение помещено в отдел Администрация галереи оградила картину специальным стеклом, в котором всегда отрегулирована нужная температура и уровень влажности, чтобы ее смогло увидеть и следующее поколение.

Картина Крамского «Неизвестная» стала символом Петербурга. На ней девушка в карете едет по Аничковом мосту. Многие исследователи творчества художника стараются выяснить, кто эта загадочная барышня. По одной версии, это Анна Каренина - героиня художественного произведения Л. Толстого. По второй - А третья версия гласит, что на картине изображена дочка самого Крамского. Девушку сравнивают с шедевром Леонардо да Винчи - «Джокондой».

Романтизм

Написал довольно провокационную для нынешнего времени картину с гордым названием «Красавица». Эту работу не рекомендуется смотреть противникам обнаженной графики, ведь на ней изображена прелестная актриса местного театра, которую художник писал с натуры. Борис Кустодиев рисовал картину, опираясь только на небольшую зарисовку карандашом, которую сделал во время визита актрисы.

Интерьер комнаты был срисован с квартиры художника.

Сказки и предания

Поклонникам интересных легенд, которые не знают, что можно увидеть в Третьяковской галерее из подобного, не нужно отчаиваться. В данный раздел без труда можно поместить картину Васнецова «Богатыри». Эта работа известна большинству из нас. Живописец трудился над ней почти двадцать лет.

На картине нарисованы три известных русских богатыря. Они являются главными героями многих народных сказок.

В этой работе тоже есть своя загадка. Несмотря на то что Добрыню всегда изображают в виде молодого парня, Васнецов сделал его более зрелым. Искусствоведы уверены, что на картине - ее создатель.

Единственный реальный персонаж - это Илья Муромец. Он прославился своими подвигами, которые действительно имели место. Муромец стал монахом в старости, он до смерти прожил в Киевской Лавре.

Второй по популярности называют работу Врубеля «Царевна-Лебедь». Картину можно узнать по огромным и печальным глазам героини. Художник остался верен себе и своему стилю. Автору довелось создавать оформление к опере «Сказка о царе Салтане». Ее автор - Римский-Корсаков, вдохновленный известным произведением Пушкина.

Врубель очень высоко отзывался об исполнительнице главной партии. Именно с нее и была нарисована «Царевна-Лебедь».

Природа

Никто, наверное, так не любил природу, как Иван Шишкин. Посетителям музея, уставшим от хождения по разным залам, но все еще интересующимся, что можно увидеть в Третьяковской галерее, рекомендуется присесть у картины «Утро в сосновом бору», расслабиться, и полностью проникнуться красотой окружающей природы. Этот шедевр в народе назвали так: «Три медведя». Однако на полотне четыре медвежонка, а не три.

Картина пользовалась такой популярностью, что с ее репродукцией в советское время выпускались конфеты.

Третьяковская галерея — самый известный художественный музей в столице, основанный купцом Павлом Третьяковым в 1856 г. Это крупное государственное учреждение культуры, в состав которого входят несколько музеев, главным из которых остается музейный комплекс в Лаврушинском переулке. Крупнейшее в мире собрание русской живописи, графики и скульптуры выросло из частных коллекций братьев Павла и Сергея Третьяковых.

Меценат и предприниматель Павел Михайлович Третьяков задумал свою галерею как национальное собрание, то есть состоящее исключительно из произведений русских художников и художников, внесших весомый вклад в русское искусство. Удивительное чутье и безупречный вкус Третьякова стали залогом того, что приобретенная им живопись по сей день составляет золотой фонд не только галереи, но и всего русского искусства.

Наиболее полной является коллекция искусства второй половины ХIХ века. Гордостью музея являются картины Перова, Крамского, Поленова, Ге, Саврасова, Куинджи, Васильева, Васнецова, Сурикова, Репина, приобретенные еще самим основателем Третьяковской галереи.


Прекрасно представлено и искусство художников, не принадлежащих к передвижникам. Работы Нестерова, Серова, Левитана, Малявина, Коровина, а также Александра Бенуа, Врубеля, Сомова, Рериха заняли почетное место в экспозиции. После октября 1917-го коллекция музея пополнялась как за счет национализированных коллекций, так и благодаря работам современных художников. Их холсты дают представление о развитии советского искусства, его официальных течений и подпольного авангарда.

Третьяковская галерея продолжает пополнять свои фонды. С начала ХХI века действует отдел новейших течений, в котором собираются работы актуального искусства. Помимо живописи, в галерее большое собрание русской графики, скульптуры, есть ценный архив рукописей. Богатая коллекция древнерусского искусства, икон — одна из лучших в мире.


На протяжении многих лет произведения из коллекции Третьяковской галереи можно увидеть на выставках в зарубежных и российских городах. Сотрудники музея проводят научно-исследовательскую работу, осуществляют публикационную и популяризаторскую деятельность. В стенах галереи работает детская студия, регулярно проводятся музыкальные вечера.

Музейные фонды галереи постоянно пополняются. На сегодняшний день в собрании Третьяковской галереи находится около 150 тысяч произведений искусства, часть из которых можно увидеть в основном здании в Лаврушинском переулке и в филиале галереи, расположенной на Крымском Валу .

Режим работы:

  • вторник, среда, воскресенье — с 10:00 до 18:00 (кассы и вход на экспозицию до 17:00);
  • четверг, пятница, суббота — с 10:00 до 21:00 (кассы и вход на экспозицию до 20:00);
  • понедельник — выходной.

Цены на входные билеты:

  • 500 рублей — взрослые;
  • 250 рублей — для льготных категорий;
  • Бесплатно — для лиц до 18 лет.
Телефон +7 (499) 230-7788 Билет 250 рублей

Государственная Третьяковская галерея , ГТГ (известна также как Третьяковка ) — художественный музей в , основанный в купцом и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Экспозиция в главном корпусе «Русская живопись XI — начала XX в» ( , д. 10) является частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», образованного в .

История

начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х. Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» , хотя ранее в 1854—1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. В для широкой публики в была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.

В августе Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу . В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила в ещё . По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и наконец в 1902—1904 годах, когда появился знаменитый фасад, разработанный в — архитектором по рисункам художника . Руководство строительством осуществлял архитектор .

Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был снова назначен , занимавший этот пост ещё с . При его активном участии в том же году был создан Государственный музейный фонд, который вплоть до оставался одним из важнейших источников пополнения коллекции музея.

В директором музея стал академик архитектуры . Уже в следующем году Галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом купца Соколикова). После перестройки в здесь разместилась администрация Галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики. Позже, в 1985—1994 годах, административный корпус был надстроен по проекту архитектора А. Л. Бернштейна 2 этажами и по высоте сравнялся с экспозиционными залами.

В 1928 году в галерее был произведён серьёзный ремонт отопления и вентиляции, в проведено электричество.

В 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах, а в 1932 году её здание было передано Галерее и стало запасником живописи и скульптуры. Позже оно было соединено с экспозиционными залами выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины " " (1837—1857). Был построен также переход между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы. Это обеспечило непрерывность обзора экспозиции. В музее началась разработка новой концепции размещения экспонатов.

В был открыт новый двухэтажный корпус с северной стороны основного здания — так называемого «щусевского корпуса». Эти залы сначала использовались для выставок, а с были включены в основной маршрут экспозиции.

С первых дней в Галерее начался демонтаж экспозиции — как и другие музеи Москвы, она готовилась к эвакуации. В середине лета эшелон из 17 вагонов отправился из Москвы и доставил коллекцию в . Лишь Галерея была вновь открыта в Москве.

В , в честь 100-летнего юбилея Третьяковской галереи был достроен зал А. А. Иванова.

В — Третьяковскую галерею возглавлял . Из-за возросшего количества посетителей он активно занялся вопросом расширения площади экспозиции. В 1983 году начались строительные работы. В был введен в строй депозитарий — хранилище произведений искусства и реставрационные мастерские. В началась реконструкция основного здания Третьяковской галереи (архитекторы И. М. Виноградский, Г. В. Астафьев, Б. А. Климов и другие). В с южной стороны от основного здания был сооружен новый корпус, где разместились конференц-зал, информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. Здание получило название «Инженерный корпус», потому что в нём была сосредоточена большая часть инженерных систем и служб.

С 1986 по Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке в связи с проведением капитальной реконструкции была закрыта для посетителей. Единственной экспозиционной площадью музея на это десятилетие стало здание на Крымском Валу, д. 10, которое в 1985 году было объединено с Третьяковской галереей.

Состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея»

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, д. 10,
  • Музей-храм Святителя Николая в Толмачах,
  • Третьяковская галерея на Крымском Валу, д. 10,

В 1985 году , располагавшаяся на , 10, была объединена с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс под общим названием Государственная Третьяковская галерея. Сейчас в здании располагается обновлённая постоянная экспозиция «Искусство XX века».

Частью Третьяковской галереи является , представляющий уникальное соединение музейной экспозиции и действующего храма. В комплекс музея в Лаврушинском переулке входят предназначенные для временных выставок Инженерный корпус и Выставочный зал в Толмачах. В музее предлагаются услуги .

Руководители Государственной Третьяковской Галереи

  • ( — наст. время)
  • ( — )
  • ( — )
  • (1926—1929)
  • (1913—1925)

Коллекция музея

К 1917 году коллекция Третьяковской галереи насчитывала около 4 000 произведений, к 1975 — 55 000 произведений. Собрание Галереи постоянно росло за счёт планомерных государственных покупок.

В настоящее время коллекция включает русскую живопись, графику, скульптуру, отдельные произведения декоративно-прикладного искусства — начала .

Вторая половина

Особенно полно представлена русская живопись второй половины XIX века. Третьяковская галерея обладает самым лучшим собранием работ ( , , , , , , , , и др.).

Многогранно представлено творчество (в том числе «Не ждали», ) и (в том числе « », « », « »), , скульптора .

Конец XIX — начала

Основные художники, представленные в коллекции: , , , , , , , мастеров ( ,

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Хотя бы для того, чтобы своими глазами увидеть картины «Девочка с персиками», «Грачи прилетели», «Явление Христа народу», «Утро в сосновом лесу» и многие другие произведения русского изобразительного искусства, знакомые даже всем далеким от живописи людям по конфетным оберткам и интернет-мемам.

сайт покопался в коллекции художественного музея и выбрал 10 картин с интересной историей. Надеемся, они вдохновят вас на поход в Третьяковскую галерею.

«Апофеоз войны» Василий Верещагин

Картина была написана в 1871 году под впечатлением военных действий в Туркестане, поразивших очевидцев своей жестокостью. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда жестокий полководец приказал каждому солдату из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7 пирамид из голов.

«Неравный брак» Василий Пукирев

На картине изображен процесс венчания в православной церкви. Юная невеста-бесприданница против воли выходит замуж за старого чиновника. По одной из версий, на картине - любовная драма самого художника. Прототипом в образе невесты изображена несостоявшаяся невеста Василия Пукирева. А в образе шафера, изображенного у края картины за невестой, с руками сложенными на груди, - сам художник.

«Боярыня Морозова» Василий Суриков

Гигантская по размерам (304 на 586 см) картина Василия Сурикова изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке. Картина посвящена Морозовой Феодосии Прокопиевне - сподвижнице духовного вождя сторонников старой веры протопопа Аввакума. Около 1670 она тайно постриглась в монахини, в 1671 была арестована и в 1673 отправлена в Пафнутьев-Боровский монастырь, где ее уморили голодом в земляной тюрьме.

На картине изображен эпизод, когда боярыню Морозову провозят по Москве к месту заточения. Рядом с Морозовой - ее сестра Евдокия Урусова, разделившая судьбу раскольницы; в глубине - странник, в лице которого читаются черты художника.

«Не ждали» Илья Репин

На второй картине, написанной в 1884–1888 годах, изображен момент неожиданного возвращения домой политического ссыльного. Мальчик и женщина за фортепьяно (видимо, его жена) рады, девочка смотрит настороженно, горничная - недоверчиво, в сгорбленной фигуре матери на переднем плане чувствуется глубокое душевное потрясение.

В настоящее время обе картины являются частью собрания Третьяковской галереи.

«Троица» Андрей Рублев

Третьяковская галерея обладает богатейшим собранием древнерусской живописи XI–XVII веков, включающим произведения Дионисия, Симона Ушакова и Андрея Рублева. В 60 зале галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон - «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы.

«Троица» хранится в зале древнерусской живописи Третьяковки, в специальном стеклянном шкафу, в котором поддерживается постоянная влажность и температура, и который защищает икону от любых внешних воздействий.

«Неизвестная» Иван Крамской

Место действия картины сомнений не вызывает - это Невский проспект в Петербурге, Аничков мост. А вот образ женщины до сих пор остается загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках Крамской не оставил упоминаний о личности неизвестной. Критики соединяли этот образ с Анной Карениной Льва Толстого, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, назывались имена известных дам света. Существует также версия, что на картине изображена дочь художника, София Ивановна Крамская.

В советское время «Неизвестная» Крамского стала почти что русской Сикстинской мадонной - идеалом неземной красоты и духовности. И висела в каждом приличном советском доме.

«Богатыри» Виктор Васнецов

Почти двадцать лет писал Васнецов эту картину. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.

В былинах Добрыня всегда молод, как и Алеша, но Васнецов почему-то изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника. Прообразом для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, которого Васнецов ранее запечатлел на одном из этюдов.

К слову сказать, Илья Муромец не сказочный персонаж, а историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Состарившись и закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печерского монастыря, где и скончался в 1188 году.

«Купание красного коня» Кузьма Петров-Водкин

Картина «Купание красного коня», поразившая современников своей монументальностью и судьбоносностью, принесла художнику Кузьме Петрову-Водкину мировую известность. Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии Красный конь и есть сама Россия. В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века.

Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик. Для создания образа подростка, сидящего на коне верхом, художник использовал черты своего ученика - художника Сергея Калмыкова: «К сведению будущих составителей моей монографии. На красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня. ...В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной».

«Царевна-Лебедь» Михаил Врубель

Картина была написана в 1900 году на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки А. С. Пушкина. Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель. «Все певицы, поют, как птицы, а Надя - как человек!» - говорил о ней Врубель.

Государственная Третьяковская галерея появилась на карте Москвы во второй половине 19 столетия. Ее основатель купец Павел Третьяков долгие годы посвятил коллекционированию разнообразных предметов искусства, скопил отличную коллекцию и в 1892 году передал ее во владение города. С тех пор запасники музея значительно обогатились, а коллекция многократно выросла. Сегодня трудно сказать, сколько всего картин в Третьяковской галерее в . Но их общее количество в экспозиции превышает цифру в 7 тысяч.

Первые картины Третьяковской галереи

Начало коллекции русской живописи Павла Третьякова было положено в 1856 году, когда ее основатель приобрел две первые картины: «Стычка с финляндскими контрабандистами» кисти В.Худякова и «Искушение» работы Н.Шильдера. Немногим позднее к двум первым прибавилось еще 4 картины российских художников. Ими стали «Разносчик» В.Якоби, «Больной музыкант» М.Клодта, «Сбор вишен» И.Соколова и «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А.Саврасова.

Самые известные картины Третьяковской галереи

Коллекция картин Третьяковской галереи содержит множество шедевров всемирной живописи, но большая ее часть все же посвящена русскому искусству.

Картина Ивана Крамского «Русалки» стала первой сказочной картиной не только в Третьяковской галерее, но и в истории всей русской живописи. Обычный ночной пейзаж стал по-настоящему волшебным после того, как автор поселил на холсте .

Еще одна картина сказочной тематики принадлежит кисти Виктора Васнецова и называется «Богатыри» .

Картина Михаила Врубеля «Демон сидящий» создана в сложной объемной технике рисования мастихином.

Картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» знают в нашей стране и взрослые, и маленькие дети. И это неудивительно, ведь именно она стала визитной карточкой конфет «Мишка косолапый».

Картина Александра Иванова «Явление Христа народу» стала настоящим событием в истории русской живописи. Основанная на библейском сюжете, она поначалу не была принята отечественной публикой, получив высшие похвалы от итальянских критиков.

Полотно Василия Верещагина «Апофеоз войны» поражает не только мастерством автора, но и своим глубинным смыслом. К любому, взглянувшему на эту картину, приходит осознание всего ужаса любой войны, какими бы благими целями она не оправдывалась.

Изучение картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» давно уже входит в школьную программу.

Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» хотя и не безусловна в отношении исторической достоверности, поражает глубиной человеческих эмоций, на ней изображенных.

Не менее сильное впечатление производит и полотно «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова , посвященная одному из трагических событий в российской истории.

Еще одна картина Василия Сурикова , посвященная истории церковного раскола 17 столетия, называется «Боярыня Морозова» и является одной из основных в богатейшем собрании Третьяковской галереи.

Картина Василия Поленова «Московский дворик» приоткрывает зрителям окно в обычную московскую жизнь конца 19 века. Она написана с такой любовью к сюжету, что хочется возвращаться к ней снова и снова.

Портрет дочери известного мецената Саввы Мамонтова - Верочки - кисти Валентина Серова просто пронизан солнечным светом, и год за годом притягивает к себе тысячи посетителей галереи.

Портрет А.С.Пушкина кисти Ореста Кипренского занимает в Третьяковской галерее особое место.

Картина Карла Брюллова «Всадница» , написанная им в 1832 году, сразу же вызвала бурю восхищенных отзывов.