Один из крупнейших писателей эпохи ренессанса. Итальянская и французская литература в эпоху возрождения. Литература Возрождения во Франции

12.1. Общая характеристика эпохи Возрождения во Франции.

Социально-политическая обстановка периода Возрождения во Франции. Влияние итальянского Ренессанса и протестантских движений Реформации на развитие общественной и литературной мысли во Франции. Возникновение национальных центров гуманистической культуры: литературный кружок Маргариты Наваррской, литературное объединение поэтов «Плеяды». Поэзия П.Ронсара. Особенности раннего и позднего этапов Возрождения в литературе Франции.

12.2. Творчество ф. Рабле(1494-1553).

Франсуа Рабле – крупнейший представитель раннего Возрождения во Франции. Ученые и литературные труды Рабле. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле как опыт философско-художественного обобщения гуманистических идей. Народные источники и методы литературной обработки фольклорного материала. Особенности композиции, сюжетной организации повествования и техники гиперболического построения образов в романе Рабле. Сатира и гротеск как способы выражения анти-схоластической направленности и ренессансно-гуманистического пафоса литературного письма Рабле.

12.3. Творчество м.Монтеня (1553-1592).

Мишель Монтень и период позднего Возрождения во Франции. Книга эссе «Опыты» Монтеня как результат философско-художественного осмысления итогов Возрождения. Тематическое содержание и жанровая форма литературной прозы Монтеня. Литературные описания и моральные оценки «опытов» человеческой жизни в эссе Монтеня. Авторская позиция скептицизма в отношении к средневековой догматике и к проблеме разумного познания мира и человека в нем..

Раздел13. Литература эпохи Возрождения в Испании (конец XV – начало XVII века).

13.1. Общая характеристика и периодизация испанской литературы эпохи Возрождения.

Социально-политическая обстановка и культурная жизнь в Испании времен позднего средневековья. Основные этапы литературной истории в Испании в эпоху Возрождения. Развитие лирических и эпических жанров в период раннего испанского Возрождения. Становление ренессансного рыцарского романа. Испанский плутовской роман (пикареск) периода зрелого Возрождения: история эволюции жанра и его типологические образцы. Художественный метод ренессансного реализма как определяющий принцип жизнеописания в пикарескном романе. Проявление социально-критических тенденций в плутовских романах М.Алемана и Ф.Г.Кеведо. Значение испанского пикареска для развития романного жанра в национальной и западноевропейской литературе.

13.2. Творчество м.Сервантеса (1547-1616).

Мигель де Сервантес – крупнейший представитель испанского Возрождения. Жизненный путь и творческая биография писателя. Ранние опыты Сервантеса в жанрах лирической поэзии, повествовательной прозы и драматургии. «Назидательные новеллы» Сервантеса как новый этап в развитии малых эпических жанров. Роман «Дон Кихот» - книга итогов Сервантеса. Разработка образа дороги как основы сюжетной композиции и как метафоры жизненного пути героя от неведения к постижению реальности. Связь линии сюжетного движения со стезей перехода героя из мира фантастических вымыслов в мир действительного опыта. Художественные открытия Сервантеса в сферах жанровой организации повествования и создания индивидуальных образов-характеров.

Литература Возрождения.

Возникновение ренессансного движения во Франции обычно связывают с итальянскими походами Карла VIII, которые открыли для французов культуру соседей, с религиозной Реформацией, укреплением королевской власти и с набирающим силу городским, буржуазным населением. Сначала гуманизм находил воплощение в «евангелизме», попытке воссоздания христианства начала эры, возвращения к неискаженному схоластическими толкованиями тексту Священного писания. Расцвет ренессансного движения приходится на годы царствования Франциска I (1515–1547). Король, получивший прозвище «отца изящной словесности», основал «Коллеж де Франс», учебное заведение нового типа, где преподавали ученые-гуманисты.

С эпохой Возрождения связан расцвет короткой прозаической формы – новеллы, сложившейся под непосредственным влиянием итальянских образцов и французской традиции (фаблио). При дворе бургундского герцога Филиппа Доброго был создан анонимный сборник Сто новых новелл (между 1456 и 1461), явно опирающийся на опыт Декамерона Д.Боккаччо, влияние которого усилилось, когда в 1485 был напечатан перевод Л. де Премьефе. В сборнике новелл Гептамерон (изд. 1559) Маргарита Наваррская (1492–1549) не скрывает влияния Боккаччо. Однако речь не идет о прямом подражании; еще более далеки от итальянских образцов сборники новелл Н.Де Труа (Великий образец новых новелл, ок. 1535) и Н.Дю Файля (Деревенские шутливые беседы..., 1548; Шутки, или Новые сказки Этрапеля, 1548). В сборнике новелл Новые забавы и веселые разговоры (изд. 1558) нет прямых заимствований, автор, Б.Деперье (ок. 1500–43/44) как будто скрывает свою образованность. Проза Деперье (Кимвал мира, 1537) продолжает, вслед за «Великими риториками», осваивать низкий стиль.

В Гаргантюа и Пантагрюэле Ф.Рабле (1494–1553) это освоение происходит особенно активно, высокие прозаические жанры подвергаются здесь пародийному осмыслению. Первые четыре книги романа изданы в 1532 (Пантагрюэль), 1534 (Гаргантюа), 1546 (Третья книга), 1552 (Четвертая книга); подлинность посмертной Пятой книги Пантагрюэля (изд. 1564) оспаривается многими исследователями. Существуют две основных интерпретации произведения Рабле: как порождения «народной смеховой культуры» (М.М.Бахтин) и как творения писателя-гуманиста, – сочетание которых дает целостное представление о нем. У Рабле исчезает конфликт индивидуального чувства и социального долга, характерный для средневекового романа: «иронически реформированный язык рыцарского романа служит выражению новых гуманистических ценностей». Рыцарское повествование в книгах его эпопеи используется «для гуманистической сатиры, гуманистической утопии, для карнавальной миннипеи» (Е.М.Мелетинский). К концу первой половине 16 в. проза смещается в литературной иерархии вниз и надолго уступает первенство поэзии.

Предвестниками формальных экспериментов поэтов Возрождения и наследниками опыта школы Машо стали «великие риторики», расцвет творчества которых приходится на втор. пол. 15 – нач. 16 в. Идеологом школы был Ж.Шатлен (ок. 1410–1475), который утверждал приоритет формы над содержанием. Наиболее яркие представители направления (О.де Ламарш (1425–1502), О.де Сен-Желе (1432–1502), Ж.Маро (1450?–1526), Г.Кретьен (1460–1525), Ж.Лемер де Бельж (1437–1525?), П.Гренгор) пытались проникнуть в потаенные пласты языка, оставаясь, однако, в рамках средневековых поэтических форм. В их представлениях поэзия становится ремеслом, а их сочинения рассматриваются как один из первых опытов придворной поэзии. Установка на светскость, языковые эксперименты школы оказали влияние на К.Маро (1496–1544), сына Ж.Маро, придворного поэта Франциска I. Маро прославился как лирический и сатирический поэт (поэма Ад, 1526), как переводчик (Псалмы, Овидий) и новатор в области формы. Он открыл для французская литература сонет, ввел моду на сочинение блазонов (Блазон о прекрасном соске, 1535). Оба этих нововведения подхватили поэты «Лионской школы» (П.дю Гийе, 1520–45; Л.Лабе, 1524?–1566; А.Эроэ 1492–1568; Ш.Фонтен, 1513–1588). М.Сев (1500–1560), их лидер, превзошел в форме блазона К.Маро (Брови, 1536). Сборник Сева Делия, средоточие наивысшей добродетели (1544) стал важнейшим опытом глубокого восприятия поэзии Петрарки во французской литературе. Расцвет петраркизма во Франции связан с творчеством поэтов «Плеяды», возглавляемой П.Ронсаром (1524–1585), наиболее ярким и признанным поэтом 16 в., и Ж.Дю Белле (1522– 1560). Поэтическая школа выросла из кружка молодых поэтов-гуманистов, объединившихся для изучения античной литературы. Кроме Ронсара и Дю Белле в состав «Плеяды» (окончательно сформировавшийся к кон. 1540-х) входили Ж.Дора (1508–1588), Э.Жодель (1532–1573), Р.Белло (1528–1577), Ж.А.де Баиф (1532–1589), П.де Тийар (1521–1605). С деятельностью «Плеяды» связана реформа поэзии и драмы в сер. 16 в. В программном трактате Дю Белле Защита и прославление французского языка (1549) были сформулированы принципы развития национальной поэзии: обновление языка и литературы через подражание духу источника, обогащение языка за счет заимствований и неологизмов. Сохраняя ориентацию на античность, поэты, в отличие от лириков «Лионской школы», писавших на латыни, развивали французский поэтический язык. Участники «Плеяды» заложили основы для развития драматургии (Евгений, 1552, и Плененная Клеопатра, 1553, Жоделя предваряют поэтику классицистических пьес) и героической эпопеи (Франсиада, 1572, Ронсара) во Французская литература 17 и 18 вв.

Французский театр 16 в. сочетал в себе как бы два театра: один – народный, типично средневековый, площадной (особый успех имеют соти), другой – гуманистический, культивировавшийся в коллежах и при дворе. Пьесы, или трагедии, Р.Гарнье (1545–1590) – пример преломления событий эпохи гражданских войн (1562–1598): художественный мир его мрачен и катастрофичен (Ипполит, 1573; Марк-Антуан, 1578; Антигона, 1580; Иудеи, 1583).

Последние десятилетия 16 в., время политической нестабильности и кровавой религиозной розни, породили феномен «трагического гуманизма». Поздний цикл Ронсара Сонеты к Елене (1578) предвещает поэтику барокко: стиль становится более контрастным и противоречивым. Трагические ноты начинают звучать не только, вслед за Ронсаром, в поэзии (Ф.Депорт, 1546–1606; Ж.де Спонд, 1557–1595), но и в новеллистике этого времени (Лето Б.Пуассено, 1583; Новые истории, как трагические, так и комические, 1585, В.Абанка). Кроме того, жанр новеллы претерпевает структурные изменения, повествование смещается в сторону свободного рассказа, рассуждения об интересующем автора предмете (Утрата, 1584, Г.Буше; Девять утренних бесед и Послеполуденные беседы, обе изд. 1585, Ж.Дагано; Способ добиться успеха, изд. 1610, Ф.Б.де Вервиля). Особым явлением этого периода стали Опыты (1580–1588) Мишеля де Монтеня (1533–1592), написанные в созданном им гибком и вольном жанре эссе. В философских размышлениях автора просматриваются мотивы влиятельной тогда школы стоицизма.

Важнейшая фигура рубежа веков – протестантский мыслитель и писатель Т.А.д"Обинье (1552–1630). Его любовная лирика пронизана военной образностью (Весна, 1573), а в эпическом цикле Трагические поэмы (1577–1578; изд. 1616) картины гражданской войны сочетаются с визионерскими фрагментами, окрашенными апокалиптическими настроениями. Открытия «трагического гуманизма» воплотились в поэтике барокко, расцвет которой приходится во французской литературе на кон. 16 – первую треть 17 вв.

Французская культура и литература Возрождения, как в целом вся эпоха, была в сущности плодом развития городов. Главными центрами ренессансной культуры стали Париж, Лион, некоторые города Наварры. Особенно увеличилась роль Парижа как культурного центра, когда в 1530 г. там был создан новый светский университет - Коллеж де Франс - в противовес старому средневековому университету - Сорбонне (осн. в XIII в.), находившемуся во власти схоластов-теологов.

Истоки французского гуманизма - в самой Франции, хотя на его формирование не мог не оказать определенного влияния и гуманизм Италии. Зачатки нового гуманистического мировоззрения заметны уже в произведениях городской литературы середины XV в., как анонимной, так и созданной известными поэтами. Среди них - очень талантливый остроумный поэт Франсуа Вийон (ок. 1432 - ок. 1463), в лирике которого отразился кризис средневекового мировоззрения и осознанный порыв к гуманизму будущего (баллада "От жажды умираю над ручьем" и др.). В дальнейшем формировавшийся гуманизм приобретал специфические черты, в частности своеобразное отношение французских гуманистов к религиозным распрям своего времени - позиция определенного свободомыслия в религиозных вопросах (например, к Варфоломеевской ночи на 24 августа 1572). Раннее французское Возрождение представляют также Маргарита Наваррская, К. Маро, Б. Деперье и др.

Вершина французского Возрождения в литературе - творчество великого гуманиста и сатирика, одного из титанов ренессансной художественной мысли Франсуа Рабле (1494-1553). В многосторонней творческой деятельности знатока античных языков, естественных наук, теоретика медицины и практикующего врача и писателя-сатирика воплотилось все лучшее, порожденное народной культурой Франции и воспринятое от прошлых и современных культурных достижений других народов и стран.

Бессмертие в веках Рабле приобрел сатирическим романом "Гаргантюа и Пантагрюэль" - произведением глубоко народным, связанным прочными нитями с карнавальной смеховой культурой французского города, переработанной гением писателя-гуманиста. Все книги романа взаимосвязаны, их пронизывает гуманистическая мысль о способности человека совершенствоваться, преодолевая все отжившее, строить жизнь человечества на новых, лучших началах.

Народные книги о добрых великанах Гаргантюа и его сыне Пантагрюэле легли в основу романа Рабле. Их персонажи стали носителями новой, постоянно совершенствующейся гуманистической образованности. Союзниками этих великанов-гуманистов выступают люди из народа: вызывающий восхищение Гаргантюа брат Жан - энергичный, смекалистый защитник родной земли от иноземных вторжений; приятель Пантагрюэля Панург - остроумный, ловкий малый, в котором реалистически отражены черты городского плебейства, по-своему обаятелен.

При столкновении старого, отживающего, и нового, гуманистического, у Рабле в двух первых книгах побеждает именно новое, что заметно и тогда, когда автором ставится вопрос о методах воспитания человека, о войне и мире. Не схоласт Олоферн, первый воспитатель юного Гаргантюа, а гуманист Понократ собирает обильные плоды на ниве воспитания, сделав его по-настоящему образованным человеком. Народ под предводительством Гаргантюа вышел победителем из навязанной ему войны.

Мечта Рабле о гармонически развитых людях, воплощенная в картине Телемской обители, построенной братом Жаном, не лишена ограниченности. Глубокой верой в прогресс, призывом к овладеванию научными знаниями пронизано письмо Гаргантюа к Пантагрюэлю, а финал романа - призывом пить из чаши мудрости, из светлого источника знаний. Глубоко народна художественная манера Рабле, навеянная фольклорными традициями, карнавальными зрелищами со свойственными им комическими преувеличениями и речевыми "вольностями", гротеск пронизывает образную систему романа и колоритные картины жизни.

Значительным явлением французской ренессансной литературы середины и второй половины XVI в. являлось творчество поэтов "Плеяды" - объединения, включающего семь авторов во главе с Пьером Ронсаром (1524-1585). По своему положению в обществе поэты были прогрессивно и патриотически настроенными интеллигентами из дворянства, озабоченными судьбами родины и ее культуры в период религиозных войн и преследования гуманистов. Важное средство единения страны они видели в укреплении общенационального литературного языка, в создании произведений, полных патриотического пафоса. Теоретическим выражением их стремлений явился написанный Ж. дю Белле литературный манифест "Защита и возвеличение французского языка" (1549), где речь шла не только о правах французского народного языка быть литературным, но и о литературных жанрах, о значении деятельности поэта.

Лучшие образцы поэзии "Плеяды" представлены поэзией П. Ронсара. В ней он разрабатывал политическую тему, где выступал как поэт-патриот, прославляющий свою страну и ее героев ("Гимн Франции"), ратовал за уважение к человеческой личности в государстве.

К лучшему в лирике Ронсара относятся его циклы сонетов на любовную тему: "Любовь к Кассандре", "Любовь к Марии", "Любовь к Елене" и др. В них оформлен французский вариант сонета, а главное - много искренности и средневековому аскетизму противопоставлена земная чувственная любовь. Ронсару принадлежат большие заслуги в разработке поэтической формы, изобразительных средств, рифмы.

Последними великими гуманистами Франции эпохи кризиса Ренессанса были поэт Агриппа д"Обинье (1552-1630) и философ, прозаик-эссеист Мишель Монтень (1533-1592). В "Трагических поэмах" (1616) А. д"Обинье выражена глубокая скорбь о Франции, страдающей от религиозный войн. В "Опытах" (1588) М. Монтеня, оказавших большое воздействие на последующее развитие передовой философской и художественной мысли, наряду с преданностью гуманистическому идеалу в духе Рабле провозглашается право человека на сомнение, призванное поколебать необоснованные авторитеты и догмы, проложить путь к опытному знанию, к постижению нового. Важен демократизм Монтеня, проявившийся в глубоком уважении к мудрости народа.

«Культура раннего Возрождения» - Возрожде?ние, или Ренесса?нс (фр. Примерные хронологические рамки эпохи - XIV-XVI века. Целью жизни гуманисты считали не служение богу, а труд на пользу людям. Отличия новой культуры. Причины появления новой культуры. Культура раннего Возрождения в Италии. Renaissance, итал.

«Искусство Возрождения» - Статуя предназначалась для фонтана. Донателло (около 1386 – 1466 г.) работал во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе. Евангельские сюжеты представлены Джотто как реально существующие события. Творчество Леонардо до Винчи неисчерпаемо. Лоренцо Гибберти (1381-1455 г.)- -ещё один представитель эпохи Возрождения.

«Раннее Возрождение в Италии» - Причины появления новой культуры. Искусство раннего Возрождения. Гуманизм Возрождения. Культура раннего Возрождения в Италии. Боккачо. Сандро Ботичелли. Возрождение и церковь. Признаки эпохи Возрождения. Возрождение. Связь Возрождения и Античности. Гуманисты.

«Особенности Северного Возрождения» - Гентский алтарь. Испания. Особенности Северного Возрождения. Замок Шенонсо. Архитектура. Учебный материал. Англия. Искусство Возрождения. Ж.Гужон. Великолепный часослов герцога Беррийского. П.Леско. Замок Шамбор. Культура и искусство эпохи Возрождения. Музыка Северного Возрождения. Стиль Платереско.

«Искусство и культура эпохи Возрождения» - В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Раннее возрождение. Архитектура. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

«Возрождение в Италии» - 2. Высокое Возрождение первая четверть XVI века. Флоренция (XII – XIII вв.) – колыбель Возрождения. Раннее Возрождение. Махолет. Данте (1265 - 1321) – Божественная комедия. Мадонна с младенцем Альбертинелли Мариотто. Сандро Боттичелли Мадонна с книгой. Девушка с горностаем. Рафаэль Санти (1483 - 1520) – портреты, скульптуры, роспись соборов.

Всего в теме 32 презентации

В эпоху Возрождения литература развивалась динамично, стремительно и охватывала всю территорию Европы и не только. В каждом отдельном государстве развитие шло с разной динамикой и на разной основе, но всех объединял один факт - огромный шаг вперед.

Италия

Италию, без сомнений, можно назвать «колыбелью» всего европейского Возрождения. Это и неудивительно, ведь именно здесь раньше всего развились и установились социально-экономические предпосылки к этому. В Италии довольно рано начали формироваться отношения капиталистического характера, и, соответственно, люди, которые имели интерес к развитию подобных отношений, должны были выйти из-под церковной опеки и гнета феодализма. Как правило, это были личности с многогранным мировоззрением, часто путешествовавшие, обладающие знанием нескольких языков, и активные участники всевозможных политических событий.

Итальянская литература эпохи Ренессанса характеризуется гуманистическими идеями, которые впервые были продемонстрированы в трудах великого Данте Алигьери. Писатели очень часто обращались к фольклору, народной мудрости и народному творчеству за вдохновением и новыми образами и сюжетами. Помимо всего прочего итальянские мастера письма черпали свои познания у античных авторов. Основной чертой, характеризующей литературу эпохи Возрождения в Италии, является тот факт, что главным героем произведений становится человек. Он наделяется сильным духом и характером. Помимо всего прочего, в литературе высвечивается жизнь с полной демонстрацией ее противоречий.


Сцена из «Божественной комедии» Данте Алигьери

Франция

Развитие литературы в эпоху Ренессанса во Франции происходило практически по тому же сценарию, что и в Италии. Но различия все же существовали. Прежде всего, во Франции была полная монархия, развивался абсолютизм, и распространялась новая религия - кальвинизм. Все это влияло на литературу и вносило свои поправки. Но все же во французской литературе того времени очень сильно просматривается влияние итальянской культуры. Для мастеров письма французского Ренессанса, в сравнении со средневековыми, характерно невероятно сильное расширение кругозора, реалистический подход к настоящему и большой охват мыслительных интересов.

Эволюцию французской литературы той эпохи разделяют на два этапа - ранний, когда доминировали оптимизм, гуманистические идеи, и поздний, когда в силу религиозного раскола и политической обстановки зародилось сомнение и разочарование. Из наиболее ярких писателей того времени можно выделить Пьера де Ронсара и Франсуа Рабле.


Ф. Рабле. "Гаргантюа и Пантагрюэль"