Загадочные портреты на пирамиде хеопса. Оформляем интерьер под древний египет Древний Египет: правила нанесения живописи

7 124

Известно, что древние цивилизации Египта, Греции оставили о себе и различных сторонах своей жизни наглядные и разносторонние свидетельства в камне, рисунках, текстах, архитектуре, изваяниях. Египтяне постарались передать сведения о достигнутых знаниях разновариантными способами, помещая их в храмах, пирамидах, усыпальницах, различных подземных хранилищах. В наше время многое ещё не расшифровано и не познано. Внутри пирамиды Хеопса остаются до конца не разгаданными многие помещения и различные пустотные каналы. Одним из таких помещений является комната, где на столике лежит открытая книга об истории и достижениях страны на период завершения строительства пирамиды.

В известных рисунках и барельефных изображениях на каменных плитах встречаются многочисленные технические устройства непонятного назначения. Среди них имеются конструкции, напоминающие аккумуляторы и иные источники статического электричества. О них в средствах массовой информации стараются не упоминать. А зря. Знания о них могли бы пригодиться и для нашей цивилизации.

Изучение на каменных плитах рисунков и изображений технического характера закономерно привело к изучению внешних ступенчатых стен пирамиды Хеопса. К этому подвигло также то, что несколько лет назад внутри пирамиды была обнаружена интересная находка. В проходе, ведущем в камеру Царицы, высоко наверху справа имеется изображение мужского портрета размером около 10 см. Это изображение подобно фотографии на камне. Пока никто не знает, каким образом оно выполнено на этом месте.

На внешних стенах пирамиды были замечены сначала многочисленные криволинейные бороздки больших и малых размеров. Их изучение при определённом угле освещения позволило отчетливо увидеть на южной стороне изображение (портрет) мужчины среднего возраста. Размер портрета на наклонной стене по высоте составляет около 150 метров. В его портрете просматриваются различные по цвету камни (более светлые и более тёмные). В окружении портрета можно видеть также другие изображения (трезубец атлантов и скифов, птицу-самолёт, планы каменных строений, помещений пирамиды), тексты, отдельные буквы, большие знаки, напоминающие бутон цветка и т.п. Считается, что на портрете изображён Бог Тот (реальный богочеловек), который жил в тот период и оказывал помощь Хефрену — главному строителю Великой пирамиды (см рис. 1).

Последующие исследования уже на северной стороне пирамиды выявили портрет мужчины и женщины с наклонёнными головами друг к другу (рис. 2). Предположительно на портрете изображён сын фараона Хефрена со своей женой, которые внесли значительный вклад в строительство пирамиды (возможно, он был главным строителем пирамиды). На этой же стороне просматриваются другие портреты людей меньшего размера, знаки-символы, тексты, рисунки. Портретные изображения, вероятно, представляют божеств и выдающихся людей того времени. Это портретная галерея людей Египта.

Столетие спустя на изображение сына Хефрена был нанесён портрет одного из египетских полководцев таким образом, что все изображения просматриваются без искажения, как раннего, так и позднего периодов нанесения (рис. 3). Имеются множественные изображения также на восточной и западной сторонах пирамиды, которые предстоит ещё исследовать и уточнять. Эти уникальные портретные и иные изображения на громадной площади стен пирамиды были нанесены всего за несколько лет после завершения строительства основной пирамиды и установки в 2630 г. до н.э. верхнего камня, хранящегося сейчас в музее Каира (рис. 4). Этот камень имеет высокохудожественную наружную роспись. Его просвечивание показывает, что внутрь него вставлен через замурованное снизу отверстие особый предмет, несущий информацию. В последующие десятилетия и столетия продолжали наноситься новые изображения и информация. Удивляет огромное количество нанесённых изображений, а также их ювелирное исполнение. По технике нанесения они значительно превосходят рисунки пустыни Наска, США, Англии…

На восточной стороне пирамиды от её вершины до основания хорошо просматривается полоса шириной около 7 метров от какого-то физического воздействия на каменные блоки. Это свидетельство того, что именно здесь находилось наращиваемое по длине транспортирующее устройство для подачи вверх каменных блоков. Это устройство работало (с потреблением электричества), используя принцип соленоида. Для транспортировки каменные блоки крепились к железным поддонам и подавались вверх. А сверху они спускались вниз в средней части западной стены. Следы от этого спуска поддонов имеются также на западной стороне пирамиды.

Электротранспортное устройство получало статическое (янтарное) электричество от внутренних трёх тройных помещений, находившихся в самой пирамиде, а также от нескольких генерирующих установок, располагавшихся у подножья пирамиды.
Имеются основания верить преданиям в том, что после окончания строительства этот транспортёр был спрятан в подземное хранилище у пирамиды на глубине нескольких десятков метров.

Остаётся загадкой технология нанесения портретных и иных изображений на наклонной ступенчатой поверхности для просмотра их от подножья пирамиды без искажения.
Не исключено, что при оформлении портретов отдельные камни могли подвергаться физико-химическому воздействию для придания им более светлого или тёмного оттенков, с поглощением или излучением света.

Важнейшим средством выражения египетского искусства была настенная живопись. Чаще всего египтяне делали свои «рисунки» на стене с барельефами. Размещение таких рисунков и рельефов подчинялось строгим нормам и канонам, которые диктовали жрецы. Рисунки Древнего Египта служили для его жителей ни чем иным как «двойником действительности» – отображением их жизни.

Древний Египет: значение рисунков

Почему египтяне делали свои рисунки такими детальными, вкладывали в них огромное количество времени и лучшие ресурсы? Ответ есть. В Древнем Египте основной целью живописи было увековечивание жизни умершего в загробном мире. Поэтому египетское искусство не воспроизводит никаких эмоций и пейзажей.
Египтяне наносили живопись в основном на стены усыпальниц, гробниц, храмов и различных предметов, которые имели погребальное или сакральное значение.

Древний Египет: правила нанесения живописи

Сцены, которые изображены на стенах всегда соответствуют прилагающим к ним иероглифам, они как-бы объясняют суть всего изображения.
Самое главное правило художников Древнего Египта – правильно изобразить каждую из частей тела, чтобы она была легко различима и совершенна. Следует отметить, что египтяне рисовали исключительно в профиль, однако глаз всегда делали в анфас, все по той же причине – чтобы он был правильным, поскольку если он нарисован в профиль его изображение искажается, что являлось недопустимым.
Чтобы все пропорции тела человека были соблюдены, художники сначала рисовали сетку, а потом уже фигуры с правильными размерами.
Идеализация фигур прямо пропорциональна социальному положению человека, который изображен на рисунке. Так, например, изображается вечно молодым, сам он неподвижен и невозмутим (у египтян было правило: чем сильнее изображенный неподвижен, тем выше его социальный статус). Также характерным для живописи является фактор размера – чем выше стоял человек в обществе, тем он больше на рисунке, пример – фараон на кажется гигантом если сравнивать его с солдатами.
Животных же изображали наоборот – живыми, быстро движущимися.
Каждый цвет, который наносился на стену имел свою конкретную символику. В основном наносились ярки цвета, особенно в местах куда попадал дневной свет, но и темные гробницы могли похвастаться яркими изображениями.
Зеленый цвет обозначал жизненную силу, черный – черноземы, белый – признак радости и победы, желтый – вечную силу богов, голубой – море и вечную жизнь.

В результате объединения Нижнего и Верхнего царств к 3000 г. до н. э. сложилось Древнее государство. Согласно исчислению жреца Манефона, существовало тридцать династий. Государство развивалось по всем направлениям. Особенно активно совершенствовалось искусство Древнего Египта. Кратко рассмотрим основные его особенности.

Общие сведения

Как выражало свои идеи искусство Древнего Египта? Кратко говоря, его цель заключалась в обслуживании потребностей существовавшей в то время религии. Прежде всего, это относилось к государственному и заупокойному культу фараона. Его образ был обожествлен. Это подтверждают дошедшие до настоящего времени рисунки Древнего Египта. В целом идеи были выражены в строгой канонической форме. Однако искусство пережило эволюцию, которая отразила изменения как в духовной, так и в политической жизни государства.

Основные результаты развития

В Древнем Египте было сформировано достаточно много классических архитектурных типов и форм. К ним, в частности, можно отнести такие элементы, как колонна, обелиск, пирамида. Появились новые виды изобразительного искусства. Достаточно популярным стал рельеф. Достаточно интересна и Древнего Египта. Были сформированы локальные художественные заведения.

В это время проявилось множество творческих индивидуальностей. Древнеегипетские художники осмысливали и претворяли в систему базовые средства пластических видов искусств. В частности, в архитектуре появились опоры и перекрытия, масса и объем.

Настенные рисунки Древнего Египта включали в себя силуэт, линию, плоскость, цветовые пятна. В изображениях чувствовался определенный ритм. В скульптуре стали использоваться текстуры дерева и камня. Немаловажно и то, что с течением времени сформировалась канонизированная форма, в соответствии с которой изображалась фигура человека на плоскости. Она была показана в профиль (ноги, руки и лицо) и в фас (плечи и глаза) одновременно.

Главные принципы

Основные каноны в искусстве Древнего Египта стали складываться в период 3000-2800 г. до н. э. Архитектура того времени приобрела ведущую роль. Она была достаточно тесно связана с загробным миром. В архитектуре господствовали принципы статичности и монументальности. Они воплощали в себе представления о сверхчеловеческом величии Египетского Фараона и незыблемости социального устройства. Эти каноны имели большое влияние и на прочие сферы культуры. В частности, живопись и скульптура Древнего Египта отличались статикой и симметрией, геометрической обобщенностью, строгой фронтальностью.

Следующий этап развития

С 2800 по 2250 г. до н. э. сформированные ранее художественные приемы стали обретать стилистическую завершенность. Была разработана новая архитектурная форма гробницы Фараона. Использовалась геометрическая простота пирамиды. Ее формы в сочетании с огромными размерами создавали архитектурный образ, исполненный сверхчеловеческого, отчужденного величия. Церемониальная упорядоченность и иерархия египетского общества отражена в строгих рядах мастабаобразных гробниц, поминальных храмов, соединенных с входными павильонами крытыми длинными коридорами, в величественной фигуре сфинкса. Рисунки Древнего Египта в гробницах иллюстрировали благополучную жизнь в царстве мертвых. В картинах проявляется чувство ритма, острая наблюдательность, свойственная художникам, красота силуэта, контурной линии и цветового пятна.

Период яркого расцвета

Он приходится на эпоху Нового царства. Благодаря успешным походам в Азию быт знати приобрел исключительную роскошь. И если в период преобладали драматические образы, то теперь стали использоваться утонченно-аристократические формы. Архитектурные тенденции прошлой эпохи также получили развитие. Так, храм в Дейр-эль-Бахри (царицы Хатшепсут) представляет собой целый комплекс, развернутый в пространстве. Он частично вырублен в скалах. Протодорические колонны и карнизы своими строгими линиями и разумной упорядоченностью контрастируют с хаотическими расщелинами в скалах. Живопись и становятся изящнее. Это видно в мягко моделированных статуях, рельефах, росписях. Обработка камня стала тоньше. Особо популярен стал углубленный рельеф с использованием игры светотени. Рисунки Древнего Египта приобрели свободу ракурсов и движений, изящность красочных сочетаний. В изображениях стал присутствовать пейзаж. В наземных храмах в качестве основных элементов использовались обнесенный колоннадой открытый двор, гипостиль с папирусовидными или лотосовидными колоннами.

Рисунки Древнего Египта

Изображения отражают многогранность талантов людей той эпохи. Во все времена Царства были распространены рисунки богов Древнего Египта. Религиозная тематика прослеживалась во всех направлениях культуры. Рисунки богов украшали саркофаги, гробницы, храмы. Жители Царства верили в то, что земное существование представляет собой только этап перед смертью, за которой последует вечная жизнь. Рисунки Древнего Египта должны были прославить умершего. В изображениях присутствовали мотивы перемещения усопшего в мертвое царство (суд Осириса). Они иллюстрировали и земную жизнь человека. Так он мог и в царстве мертвых заниматься тем же, что и на земле.

Статуи

Скульптурный портрет отличался особым развитием. В соответствии с представлением людей той эпохи, статуи были двойниками умерших. Скульптуры служили вместилищами для душ усопших. Статуи были достаточно четко разделены на типы. Например, изображался идущий человек, выставивший ногу вперед или сидящий со скрещенными конечностями. Портретные статуи, торжественно статичные, отличаются точностью и ясностью передачи самых значимых характерных черт, а также социального статуса портретируемого. При этом были тщательно проработаны ювелирные украшения, складки на одежде, головные уборы и парики.

Особенности технического исполнения

В течение практически четырех столетий живопись Египта была подчинена строгим канонам. Они обуславливались не только несовершенством техники, но и требованиями существовавших обычаев. Художники допускали ошибки в перспективе. В связи с этим древние изображения больше походят на карту местности. При этом фигуры на заднем плане были сильно увеличены.

Для нанесения на поверхность рисунка египтяне использовали сажу, древесный черный уголь, белый известняк, (желтую или красную). Также у них был и синий, и зеленый цвета. Их получали, используя медную руду. Краски египтяне перемешивали с вязкой жидкостью, затем делили на куски. Смачивая их водой, они рисовали. Для сохранения изображения его покрывали сверху лаком или смолой. Живопись Египта отличалась яркостью и красочностью. Однако во дворцах, храмах, гробницах картин было не так много.

В заключение

Следует сказать, что, несмотря на достаточно большое разнообразие цветов для той эпохи, передача тени, оттенков и света была весьма условной. При рассмотрении можно отметить, что рисункам древних египтян не хватало реалистичности. Тем не менее, несмотря на определенные неточности и ошибки, в изображениях заложен достаточно глубокий смысл. Их значимость утверждает положение, которое занимал в искусстве человек.

Почему египтяне изображали всех людей плоскими и в профиль January 9th, 2017

Древние египтяне хорошо известны их феноменальными архитектурными постройками, произведениями искусства и большим пантеоном экзотических богов. Вера в загробную жизнь и все аспекты ее проявления и сделали египтян знаменитыми на весь мир. При просмотре множества художественных произведений тех лет можно заметить, что все люди и боги изображены в профиль (сбоку). На рисунках не применяется перспектива, нет «глубины» изображения.

Для чего же или почему применялся такой стиль?


Погребальный портрет юноши. Египет, II век н.э. | Фото: ru.wikipedia.org.

Можно было бы подумать, что дело было всего лишь в том, что только так и умели рисовать в Древнем Египте. Это же было очень и очень давно. Вспомните например наскальную живопись в пещерах - похоже. На самом деле писать реалистичные картины в Египте умели. Самый известный пример античной живописи - фаюмские портреты I-III веков н.э. Многие историки и искусствоведы ломают копья над вопросами искусственного примитивизма египетской живописи.

И вот какие идеи предлагаются...

1. В то время еще не изобрели «трехмерность» изображения

Египетские боги на стенах гробницы Нефертари. Фото: egyptopedia.info.

Все рисунки Древнего Египта сделаны «плоскими», но с мелкими деталями. Возможно, большинство художников было просто не способно к созданию сложных композиций с людьми в реалистичных позах. Поэтому приняли типовые каноны: головы и ноги всех людей и богов изображены в профиль. Плечи, наоборот, развернуты прямо. Руки сидящих всегда покоятся на коленях.

2. Умышленное упрощение как социальный аспект

Должностное лицо во время охоты на птиц. | Фото: egyptopedia.info.

Египтяне изобрели отличный способ избавиться от третьего измерения и использовали это для представления социальной роли изображенных людей. Как представляли в те годы, на картине не могли быть рядом изображены фараон, бог и простой человек, ведь это возвеличивало последнего. Поэтому все фигуры делали разного размера: фараоны - самые крупные, сановники - меньше, рабочие и рабы - самые мелкие. Но тогда, реалистично рисуя двух человек разного статуса рядом, один из них выглядел бы ребенком. Лучше уж изображать людей схематично.

3. Вызовом считается прямой взгляд.

В царстве животных: звери избегают смотреть друг другу в глаза. Вызовом считается прямой взгляд. Посмотрите, как дерутся собаки. Слабая - обращена к сильному сопернику в профиль, или подставляет шею. Боги - так высоки и священны, что человек, даже художник, имеет право лишь искоса наблюдать за жизнью всесильных. Прямо в глаза смотрит только Смерть, равно разгневанный бог. Поэтому человек может только наблюдать, и уж никак не участвовать в таинствах божественных литургий.

Второй ответ мог бы объяснить технологию изображения.
Раскрашенные, или вытесанные в камне фигуры весьма схожи с дагеротипами, и даже театром теней, который дожил до наших дней с глубокой древности.

Вспомним, как все мы с детства любили играть тенями рук. Дагеротипы легче воспринимаются именно в профиль. Древние мастера для шаблонов использовали тени, отброшенные на стены пирамид от факела или заходящего солнца. Такая технология заметно облегчала им изображение величественных гигантских фигур. Поэтому художники были исключительно жрецами, египтянами элитных кругов. Не использовать же для контуров божества тени презренного раба?

Освоив технику дагеротипа, египтяне, возможно, пошли дальше. Как красиво и естественно изображено движение на фресках. Откуда умение передачи шага, направления? Не существовало ли в прошлом непрочных аналогий с сегодняшним кинопрокатом, мультяшками или хотя бы Театром Теней? Возможно мы не все знаем о времяпровождении молодых фараонов, их праздниках почитания божеств и посвящений. Символично, что боги Египта не смотрят нам в лицо. Или мы не смотрим в их лица.

4. Религиозная версия

Загробный мир Древнего Египта. | Фото: dv-gazeta.info.

Согласно еще одной версии, египтяне умышленно делали рисунки людей двухмерными, «плоскими». Особенно это заметно на картинах, где присутствуют животные. Их древние мастера красочно выписывали, придавая реалистичные и элегантные позы.

Древние египтяне с их поклонением загробной жизни считали, что душа человека может путешествовать. А поскольку рисунки в основном выполнялись в гробницах и усыпальницах, то они могли бы «оживить» трехмерное живописное изображение умершего человека. Во избежание этого фигуры людей рисовали плоскими и в профиль. Так человеческое лицо более выразительно и его проще изобразить похожим.

Дабы не оживить изображение иудеи пошли еще дальше. Они вообще запретили человеческие изображения и потому в последующем многие евреиские художники (не все) рисовали людеи с искаженными пропорциями. Пример картины Шагала. В последствии этот запрет у иудеев заимствовали и мусульмане.

Некоторые версии конечно пересекаются между собой, но какая вам кажется наиболее вероятной? Или вы знаете другую версию?


Древние египтяне хорошо известны их феноменальными архитектурными постройками, произведениями искусства и большим пантеоном экзотических богов. Вера в загробную жизнь и все аспекты ее проявления и сделали египтян знаменитыми на весь мир. При просмотре множества художественных произведений тех лет можно заметить, что все люди и боги изображены в профиль (сбоку). На рисунках не применяется перспектива, нет «глубины» изображения. Для чего же применялся такой стиль, читайте в данном обзоре.




Писать реалистичные картины в Египте умели. Самый известный пример античной живописи – фаюмские портреты I-III веков н.э. Многие историки и искусствоведы ломают копья над вопросами искусственного примитивизма египетской живописи. И у них есть интересные объяснения.

1. В то время еще не изобрели «трехмерность» изображения



Все рисунки Древнего Египта сделаны «плоскими», но с мелкими деталями. Возможно, большинство художников было просто не способно к созданию сложных композиций с людьми в реалистичных позах. Поэтому приняли типовые каноны: головы и ноги всех людей и богов изображены в профиль. Плечи, наоборот, развернуты прямо. Руки сидящих всегда покоятся на коленях.

2. Умышленное упрощение как социальный аспект



Египтяне изобрели отличный способ избавиться от третьего измерения и использовали это для представления социальной роли изображенных людей. Как представляли в те годы, на картине не могли быть рядом изображены фараон, бог и простой человек, ведь это возвеличивало последнего. Поэтому все фигуры делали разного размера: фараоны - самые крупные, сановники – меньше, рабочие и рабы – самые мелкие. Но тогда, реалистично рисуя двух человек разного статуса рядом, один из них выглядел бы ребенком. Лучше уж изображать людей схематично.

3. Религиозная версия



Согласно еще одной версии, египтяне умышленно делали рисунки людей двухмерными, «плоскими». Особенно это заметно на картинах, где присутствуют животные. Их древние мастера красочно выписывали, придавая реалистичные и элегантные позы.

Древние египтяне с их поклонением загробной жизни считали, что душа человека может путешествовать. А поскольку рисунки в основном выполнялись в гробницах и усыпальницах, то они могли бы «оживить» трехмерное живописное изображение умершего человека. Во избежание этого фигуры людей рисовали плоскими и в профиль. Так человеческое лицо более выразительно и его проще изобразить похожим.

Дабы не оживить рисунок, иудеи вообще не изображают людей. Хотя известный российский .