Егэ по литературе обломов. Почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова? Архитектурные образы в поэзии О.Э. Мандельштама

Иван Александрович Гончаров. Роман "Обломов".

Проблема поисков смысла жизни, насколько важно иметь жизненную цель. Обломов, несомненно, лучше и благороднее своих "деятельных" друзей и знакомых. Он не видит цели жизни, не может согласиться с её раздробленностью, с ничтожностью интересов окружающих его людей и страдает от этого. Его волнуют вопросы: куда бежать? Зачем? К чему стремиться? Для чего мучиться всю жизнь? Все эти вопросы возникают и перед Ольгой, и перед Штольцем. Они тоже не могут ответить на них. Светская жизнь бессмысленна и несчастна.

Известный критик 19 века Н.А. Добролюбов писал: "И всё же обломовщина -- не только черты апатии, лени, инертности, безволия. Прежде всего обломовщина -- это отсутствие высокой цели жизни, обрекающее человека либо на праздное существование, либо на бессмысленную суету".

Проблема влияния детства на формирование характера человека . Знакомство с миром Илюши Обломова проходит так же, как и у других барских детей (подробно). Воспитание Андрея Штольца: отец приучил его к труду, развил в нём привычку к познаванию нового. Как всё это повлияло на характеры героев, к чему пришёл каждый из них?

Автор одного из учебников литературы конца 19 -- начала 20 века В.В. Сиповский заметил: "По идее особенно близок к роману Гончарова "Недоросль" Фонвизина. Так как в обоих произведениях основная мысль может быть выражена словами "вот злонравия достойные плоды", то оба произведения могут быть рассмотрены как "педагогические"; ибо в обоих авторы задаются одной и той же задачей: проследить, как дурное воспитание извращает душу ребёнка. Только атмосфера в обоих произведениях различная: в "Недоросле" злобой пропитана вся жизнь -- в "Обломове" всё освещено любовью. Гончаров, очевидно, поставил себе более трудную задачу..."

Проблема общественного застоя и апатии . Своим романом Гончаров дал социологическое и психологическое объяснение причин общественного застоя и апатии. Писатель детально показал корни, причины и современное состояние крепостнической России. Не имея намерений всё вокруг разоблачать, не прибегая к резким художественным средствам, он сумел показать всё решительно и категорично. Путь Обломова от чудесного детства в родном имении до бесславной и незаметной кончины был удивительной по точности историей многих помещиков, постепенно приспособлявшихся к невыносимым по своей духовной тяжести условиям крепостнической России.

Проблема русского национального характера . Психолог, литературовед и критик Д.Н. Овсянико-Куликовский считал, что обломовщина есть национальная русская болезнь. Он призывал искать более глубокую основу этого явления, чем крепостное право. Философ Н.О. Лосский в знаменитой книге "Характер русского народа" справедливо заметил, что "обломовщина есть во многих случаях оборотная сторона высоких свойств русского человека -- стремления к полному совершенству и чуткости к недостаткам нашей действительности. Отсюда понятно, что обломовщина широко распространена во всех слоях русского народа. Конечно, большинству людей необходимо трудиться, чтобы иметь средства для жизни своей и семьи. В этом невольном, нелюбимом труде обломовщина выражается в том, что работу свою такой Обломов исполняет "кое-как", небрежно, лишь бы сбросить её с плеч долой".

Часть 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

«Обломов» И.А. Гончаров

Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и тёплых нравов и обычаев родины, переходя в течение двадцати лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых, он до того был проникнут семейным началом, что и будущая служба представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, вроде, например, ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода, как делывал его отец.

Он полагал, что чиновники одного места составляли между собою дружную, тесную семью, неусыпно пекущуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях, что посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка, которой надо придерживаться ежедневно, и что слякоть, жара или просто нерасположение всегда будут служить достаточны ми и законными предлогами к нехождению в должность.

Но как огорчился он, когда увидел, что надобно быть, по крайней мере, землетрясению, чтоб не прийти здоровому чиновнику на службу, а землетрясений, как на грех, в Петербурге не бывает; наводнение, конечно, могло тоже служить преградой, но и то редко бывает.

Ещё больше призадумался Обломов, когда замелькали у него в глазах пакеты с надписью нужное и весьма нужное, когда его заставляли делать разные справки, выписки, рыться в делах, писать тетради в два пальца толщиной, которые, точно на смех, называли записками", притом всё требовали скоро, все куда-то торопились, ни на чём не останавливались: не успеют спустить с рук одно дело, как уж опять с яростью хватаются за другое, как будто в нём вся сила и есть, и, кончив, забудут его и кидаются на третье - и конца этому никогда нет!

Раза два его поднимали ночью и заставляли писать «записки», несколько раздобывали посредством курьера из гостей - всё по поводу этих же записок. Всё это навело на него страх и скуку великую. «Когда же жить? Когда жить?» - твердил он.

Исстрадался Илья Ильич от страха и тоски на службе даже и при добром, снисходительном начальнике. Бог знает, что сталось бы с ним, если бы он попался к строгому и взыскательному!

Обломов прослужил кое-как года два; может быть, он дотянул бы и третий, до получения чина, но особенный случай заставил его ранее покинуть службу.

Он отправил однажды какую-то нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск. Дело объяснилось; стали отыскивать виноватого.

Все другие с любопытством ждали, как начальник позовёт Обломова, как холодно и спокойно спросит, «он ли это отослал бумагу в Архангельск», и все недоумевали, каким голосом ответит ему Илья Ильич.

Некоторые полагали, что он вовсе не ответит: не сможет.

Глядя на других, Илья Ильич и сам перепугался, хотя и он, и все прочие знали, что начальник ограничится замечанием; но собственная совесть была гораздо строже выговора.

Обломов не дождался заслуженной кары, ушёл домой и прислал медицинское свидетельство.

При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

1

Укажите жанр произведения, из которого взят приведённый фрагмент.

2

В пятой главе «Обломова» показана предыстория героя И. А. Гончарова, представляющая ретроспективное повествование о его жизни. Как называется построение художественного произведения, организация системы образов, одним из приёмов которого является задержанная экспозиция?

3

В описании ощущений Обломова писатель нередко прибегает к насмешке («Но как огорчился он, когда увидел, что надобно быть, по крайней мере, землетрясению, чтоб не прийти здоровому чиновнику на службу, а землетрясений, как на грех, в Петербурге не бывает; наводнение, конечно, могло тоже служить преградой, но и то редко бывает»). Каким термином в литературоведении принято обозначать такой способ авторской оценки изображаемого?

4

Установите соответствие между персонажами произведения «Обломов» и родом их занятий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

5

Как называется стилистическая фигура, заключающаяся в нарушении общепринятого порядка слов («Исстрадался Илья Ильич от страха и тоски на службе даже и при добром, снисходительном начальнике»)?

6

Укажите термин, которым обозначаются образные определения, дающие характеристику среды, сформировавшей героя И. А. Гончарова («Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и тёплых нравов и обычаев родины...»).

7

Как называется троп, основанный на сопоставлении двух предметов по общему признаку («... когда его заставляли делать разные справки, выписки, рыться в делах, писать тетради в два пальца толщиной, которые, точно на смех, называли записками...»)?

Повышенный уровень сложности

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.

«Вся суть в одном-единственном завете» А.Т. Твардовский

Вся суть в одном-единственном завете:

То, что скажу, до времени тая,

Я это знаю лучше всех на свете -

Живых и мёртвых, - знаю только я.

Сказать то слово никому другому,

Я никогда бы ни за что не мог

Передоверить. Даже Льву Толстому -

Нельзя. Не скажет, пусть себе он Бог.

А я лишь смертный. За своё в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

Сказать хочу.

И так, как я хочу

Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10

Главным предметом лирического размышления в стихотворении А. Т. Твардовского являются его личностные и эстетические принципы. Каким термином принято определять центральный предмет изображения и лирического переживания?

11

Утверждая своё жизненное кредо, поэт говорит от первого лица, неоднократно используя конструкции с местоимением «я». Каким термином обозначается такой вид художественной речи?

12

Укажите название сниженной разновидности литературного языка, к которой прибегает автор лирического произведения (пусть себе он Бог, хлопочу).

13

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) лексический повтор

2) риторическое восклицание

3) умолчание

4) гипербола

5) антитеза

14

Укажите способ рифмовки стихотворения «Вся суть в одном- единственном завете...»

8. Каким образом история с неудачной карьерой характеризует Обломова?

Формулируя авторскую позицию, укажите, что И. А. Гончаров явно симпатизирует своему герою, разделяя его позицию «ничегонеделания» относительно службы. Карьера Обломова сорвалась, так и не успев начаться. И это произошло не только потому, что Илья Ильич ленив и невнимателен. Просто чиновничья работа лишена самого важного - духовного содержания.

Высказывая личные суждения, поясните, что, с одной стороны, позицию героя И. А. Гончарова можно понять. С другой стороны, не является ли такое отношение к службе удобным самооправданием для Обломова, чтобы раз и навсегда отказаться от какой-либо деятельности? Ведь нашёл же Штольц сферу, в которой органично развернулись его предпринимательские способности. Пусть мы немного знаем о его деятельности, тем не менее, друг Ильи Ильича содержит себя сам и сколотил в результате сделок хороший капитал.

Аргументируя свой ответ с опорой на литературное произведение, вспомните, как Илья Ильич строго судит своего приятеля Судьбинского, не находя оправдания его деятельности («И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. У нас это называется тоже карьерой. А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства - зачем это? А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома - несчастный!»).

9. Как относились к делам службы известные вам литературные герои и в чём они сопоставимы с Ильёй Ильичом?

В качестве литературного контекста могут быть использованы следующие произведения: А. С. Грибоедов «Горе от ума» (Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Чацкий); Н. В. Гоголь «Шинель», «Ревизор»; А. П. Чехов «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий»; В. В. Маяковский «Прозаседавшиеся», «Бюрократиада», «Подлиза», «Баня».

Сопоставляя позиции литературного контекста с предложенным фрагментом произведения, подчеркните, что Фамусов, герой грибоедовской комедии «Горе от ума», подобно Илье Ильичу, не любит обременять себя занятиями с деловой корреспонденцией:

А у меня, что дело, что не дело.

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

За отца Софьи всё делает его секретарь Молчалин. Идеал Фамусова - придворный Максим Петрович, чьи подобострастие, чинопочитание стали ориентиром века. Цель полковника Скалозуба - карьера: «Мне только бы досталось в генералы». Идейный противник его Чацкий провозглашает своё кредо:

Служить бы рад -

Прислуживаться тошно.

Обосновывая свой выбор произведений для сопоставления, вспомните, что исполнительный и аккуратный герой повести Н. В. Гоголя Акакий Акакиевич Башмачкин, человек-функция, способен только переписывать бумаги. В отличие от Обломова, он беден и не чиновен, поэтому вынужден скрупулёзно выполнять свои обязанности.

Напротив, пренебрегают своими должностными обязанностями «отцы города» в комедии «Ревизор». Служебное рвение героев А. П. Чехова не доводит их до добра, а привычка бояться, подличать и вовсе влечёт к гибели («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «На гвозде», «Как у Дездемонова двадцать пять рублей пропало»).

Расскажите, как торжество бумажного царства, апофеоз формализма демонстрирует «бюрократиада» В. В. Маяковского. Вспомните «Прозаседавшихся», «Подлизу», знаменитую комедию «Баня», главный герой которой - главначпупс Победоносиков - создаёт имитацию деятельности: его канцелярия производит лишь приказы, служебные записки, налагает резолюции.

В заключение отметьте, что гротескные образы Гоголя и Маяковского, сатирические персонажи Чехова далеки от философствующего домоседа Обломова, который отвергает деятельность чиновников, не видя в ней настоящей жизни, высшего смысла существования.

15. Как в стихотворении А.Т. Твардовского «Вся суть в одном-единственном завете...» выражено жизненное и творческое кредо поэта?

Выполняя задание, вспомните, что стихотворение А.Т. Твардовского «Вся суть в одном-единственном завете...» является программным произведением автора. Написанное в 1958 г., оно воплощает жизненное кредо, своего рода нравственный устав творца и человека. Поэт провозглашает в нём свободу творчества, право на самоопределение в искусстве.

Формулируя читательскую точку зрения, поясните, что тема творчества находит развитие во многих стихотворениях поэта, таких как «Ни мочи нету мне, ни дня...», «Не много надобно труда...», «Моим критикам», «Собратьям по перу», «К обидам горьким собственной персоны...». Лирическое произведение «Вся суть в одном-единственном завете...» относится к зрелому творчеству автора и поэтому может оцениваться как стихотворение итогов. Главная идея своего рода программного заявления перекликается с высказыванием поэта: «Талант - это обязанность»: Философичность и ораторская направленность отличают это стихотворение.

Аргументируя свой ответ с опорой на литературное произведение, подчеркните, что в стихотворении А.Т. Твардовского звучит особая диалектическая формула, выражающая собственную философию жизни и утверждающая неповторимость творческой личности:

А я лишь смертный. За своё в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

16. В творчестве каких русских поэтов XX в. представлена лирика итогов и в чём их можно сопоставить с произведением А. Т. Твардовского?

В качестве литературного контекста привлеките два из перечисленных произведений: Н.А. Некрасов «О Муза! я у двери гроба...», А. А. Блок «О, я хочу безумно жить...», С. А. Есенин «Не жалею, не зову, не плачу...», Б. Л. Пастернак «Во всём мне хочется дойти...».

Обосновывая свой выбор, укажите, что произведение А. А. Блока «О, я хочу безумно жить...» воспринимается нами как завещание потомкам. Это одновременно исповедь и утверждение идеала творческой личности, жажды бытия:

Он весь - дитя добра и света,

Он весь - свободы торжество!

Обратитесь к стихотворению С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...» (1921), которое представляет собой своего рода прощальную песнь по уходящей молодости. Оригинальные метафоры («золото увяданья», «буйство глаз»), сравнение молодости и жизни с весенним всадником на розовом коне создают яркий образный ряд произведения. Поэт благословляет «что-то», видимо, олицетворяющее самые лучшие и светлые мгновения, отбрасывает всё недостойное. Восклицания снимают печаль элегической интонации.

Поясните, как по-иному подводит предварительные итоги жизни лирический герой Б. Л. Пастернака:

Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

Им по-прежнему движет желание «жить, думать, чувствовать, любить», «свершать открытья». Связь бытия и творчества, их взаимопроникновение - важный вывод жизненной философии Пастернака.

17.1. Столкновение консерватизма и передовой идеологии в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума».

В начале сочинения укажите, как в знаменитой комедии А.С. Грибоедова сталкиваются два мировоззрения - охранительное, консервативное и передовое, прогрессивное. Помимо политических, социальных проблем (государственное устройство, крепостное право, образование, влияние иностранщины), в произведении ставятся серьёзные философские вопросы истины, личности, смысла жизни. Позиции Фамусова, Скалозуба, Молчалина консервативны, Чацкий и его немногочисленные соратники (профессора Московского педагогического института, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской) олицетворяют передовую демократическую идеологию.

Подчеркните, что любовный, общественный конфликт дополняется острым идеологическим противостоянием мира Чацкого и мира Фамусова как главных героев пьесы.

Аргументируя ответ с опорой на литературное произведение, рассмотрите. как «квасной патриотизм» Фамусова находит отражение в его обличительных речах относительно новомодных общественных тенденций:

А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,

Губители карманов и сердец!

Ретрограды и мракобесы - гости московского бала Фамусова - обрушиваются с обвинениями в адрес просвещения и его институтов, книг. Чацкий и ему подобные - опасные члены общества, «карбонарии», не признающие властей, желающие «проповедать вольность».

Используйте в своём развёрнутом высказывании такие теоретико-литературные понятия, как комедия, драматический конфликт, антагонисты, монолог, диалог, элементы сюжета, герой-идеолог, я-концепция, проблематика, смысл названия.

Продумывая композицию сочинения, начните с общей характеристики конфликта пьесы «Горе от ума»; затем представьте идейные позиции главных участников противостояния; в заключение отметьте роль Чацкого в системе персонажей комедии А. С. Грибоедова.

17.2. Какое развитие в поэзии А. А. Фета получает приём психологического параллелизма?

Размышляя над поставленным в задании вопросом, укажите, что «растительные метафоры» А. А. Фета позволяют осмыслить человеческое существование, лирические пейзажи становятся выражением души героя. Его дух питается животворной силой деревьев («Учись у них - у дуба, у берёзы...»). В фетовской поэзии через образы природы передаётся правда о человеке.

Раскройте, как приём психологического параллелизма помогает метафорически представить терпение, стоицизм героя в принятии трудностей и бед. Возрождение деревьев весной, например, символизирует преодоление сложностей бытия. У Фета нет открытого сопоставления души природы и человека, есть лишь прямая ассоциативная связь между ними.

Выразите свою точку зрения по поводу проблематики творчества А. А. Фета, пояснив, что параллелизм жизни человека и природы говорит об их духовном слиянии, нерасторжимом единстве бытия.

Проиллюстрируйте свои рассуждения примерами из произведений поэта. Расскажите, как в стихотворении «Сосны», построенном на антитезе жизни берёз и клёнов, находит воплощение метафора судьбы.

Подчеркните, что в лирическом произведении «Шёпот, робкое дыханье...» картина любовного свиданья переплетается с изображением ночного сада, зарёй и соловьиными трелями - миром природы, прекрасным и разнообразным. Этот природный мир - не только свидетель, но и участник хора радости влюблённых. Чувство, развивающееся в таком мире, таинственно и поэтично. Рассмотрите, как в стихотворении «Учись у них - у дуба, у берёзы...» природа становится предметом для подражания. Лирический герой ощущает себя частью природного мира. Подчеркните, что радость бытия особенно ярко выражена в стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом...».

Используйте в своём высказывании такие теоретико-литературные понятия, как «чистое искусство», психологический параллелизм, метафора, символ, лирическое переживание, лирический герой, лирический сюжет.

Продумывая композицию сочинения, охарактеризуйте лирику А. А. Фета с точки зрения эстетики «чистого искусства»; в основной части рассмотрите изображение состояния человеческой души через картины природы в творчестве поэта; и, наконец, сделайте выводы о значении приёма психологического параллелизма в лирике А. А. Фета.

17.3. Архитектурные образы в поэзии О.Э. Мандельштама.

В начале сочинения укажите, что с детства поэт находился под впечатлением архитектурного облика Петербурга («Я вернулся в мой город, знакомый до слёз...»). В 1912 г. О. Э. Мандельштам стал автором манифеста нового литературного течения «Утро акмеизма». Архитектура уподоблялась в нём литературе, поскольку могла осязать реальность материала, сопротивление которого художник должен победить.

Поясните, что в отношении слов поэт использует принципы готической архитектуры, утверждая, как акмеист, в качестве материала для образов камень. Недаром это название носит первый поэтический сборник О.Э. Мандельштама. Стихотворец пытается разбудить музыку камня, увидеть душу в архитектурном шедевре. Он утверждает, что «строить - значит бороться с пустотой, гипнотизировать пространство».

Аргументируя свой ответ, вспомните, что шедевры мирового зодчества становятся героями таких стихотворений О.Э. Мандельштама, как «Адмиралтейство», «В Петрополе прозрачном мы умрём...», «Notre Dame», «Айя-София» и др. Французский готический собор - символ Парижа - представляет собой воплощение динамики, трёхмерного мира:

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть,

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом дуб - и всюду царь - отвес!

Отметьте, что образ величественного собора святой Софии в Константинополе являет ещё один образец «музыки архитектуры» и поэзии:

Прекрасен храм, купающийся в мире,

И сорок окон - света торжество,

На парусах, под куполом, четыре

Архангела - прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье

Народы и века переживёт,

И серафимов гулкое рыданье

Не покоробит тёмных позолот.

Укажите, что в 537 году, когда в Айя-Софии состоялось первое богослужение, Юстиниан, стоя посреди храма, воздел руки к небу и воскликнул: «Слава Богу, который дал мне возможность закончить эту постройку. Я превзошёл тебя, Соломон!»

Император Византии имел в виду Иерусалимский храм царя Соломона. Поэт знакомит нас с историей строительства храма, его инженерными тонкостями, воспроизводит точность архитектурных деталей. При этом в восхищении шедевром снимается противопоставление мировых религий - христианства и ислама, православия и католичества.

В стихотворении, посвящённом Адмиралтейству, О.Э. Мандельштам заметит:

Не отрицает ли пространства превосходство

Сей целомудренно построенный ковчег?

Используйте в своём развёрнутом ответе такие теоретико-литературные понятия, как литературное течение, модернизм, эстетика акмеизма, лирический герой, поэтика.

Продумывая композицию сочинения, остановитесь на эстетических принципах О.Э. Мандельштама-акмеиста во вступлении; охарактеризовав архитектурные образы поэзии О.Э. Мандельштама, раскройте особенности поэтики создателя «Notre Dame» и «Айя-Софии».

Проблему роли труда в жизни человека поднимает И. А. Гончаров в романе "Обломов". Вспомним эпизод, повествующий нам о детстве Андрея Штольца. Уже в детские годы он зарабатывал свои первые деньги, отец платил Андрею десять рублей в месяц, как мастеровому. Когда сын немного подрос, отец сажал его на рессорную тележку и заставлял везти в город или на поля.

Вскоре Андрей уже один отправлялся куда бы то ни было по поручениям отца и ни разу ничего не перепутал и не забыл. В итоге Андрей, воспитываясь в строгости и труде, крепчал и становился самостоятельным, будучи взрослым, он не представляет своей жизни без труда. Так автор показывает, как труд влияет на формирование характера человека.

Проблему роли детства в жизни человека поднимает Иван Александрович Гончаров в романе "Обломов". Обратимся к эпизоду сна Обломова, в котором мы узнаём о детстве Ильи Ильича. Илюше, Подвижному и активному ребёнку, было запрещено выполнять любую работу по дому, ведь для этого существуют слуги. Его стремления к самостоятельности постоянно пресекались родителями, так как они боялись, что сын расшибётся или простудится. В итоге Обломов ничему не научился, вырос ленивым, безынициативным и несамостоятельным человеком. Он даже сам говорил: “Я – барин, и делать ничего не умею”. Рассказывая читателям о детстве Обломова И. А. Гончаров показывает важность этого периода в жизни человека и его влияние на будущее.

О роли образования в жизни человека рассуждает И. А. Гончаров в романе “Обломов”. Вспомним эпизод сна Обломова, в котором м ы узнаём о том, как обучались Обломов и Штольц. Илья Ильич учился слегка, особо не напрягаясь. Его родители считали целью обучения получение аттестата, а не знаний и при любом удобном случае не отправляли сына на учёбу. Став взрослым, Обломов имел в голове много различных знаний, но не умел применять их. Андрей Штольц, наоборот, с ранних лет учился со старанием и интересом ко всему новому, а в юные года даже был репетитором в пансионате отца. В итоге его знания не просто складывались в архив памяти, а придавали яркую окраску каждому дню и могли применяться в реальной жизни. Поднимая проблему роли образования, И. А. Гончаров показывает его важность во взрослой жизни человека.

К проблеме влияния искусства на человека обращается Иван Александрович Гончаров в романе “Оболомов”. Вспомним эпизод пения Ольги Ильинской, которое до глубины души потрясло Илью Ильича: от звуков и слов арий сердце билось чаще, глаза наполнялись слезами, из души был готов вырваться крик восторга. А когда Ольга запела знаменитую Casta Diva, Обломов был готов на подвиг. Вечно ленивый помещик, который без особой причины не вставал с дивана, от пения Ольги был готов тотчас отправиться за границу. Так И. А. Гончаров показывает, как искусство может влиять на человека, какие сильные чувства оно может вызывать.

Проблему восприятия искусства поднимает Иван Александрович Гончаров в произведении “Оболомов”. Андрей Штольц и Илья Обломов по-разному воспринимают пение Ольги Ильинской. Штольц лестно отзывался о певческих способностях Ольги, но её искусство не рождало в его душе порыв, бурю эмоций. Обломов, напротив, был потрясён пением девушки, он испытывал искренний восторг, с трудом сдерживал свои эмоции. Он даже не мог выразить своих чувств словами, у него вырвалось только восторженное “Ах!”. Покинув дом Ольги, Илья Ильич не отправился к себе, а всю ночь гулял по улицам Петербурга, долго обдумывая произошедшее. Так И. А. Гончаров показал, как по-разному могут воспринимать искусство люди.

| 21-30


О каких чертах личности главного героя можно судить по предложенному фрагменту?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1–9.

Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишённою своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определённой идеи, ещё реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.

Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу всё шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но всё ещё сохранял яркость восточной краски и прочность ткани.

Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.

Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нём были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу.

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома – а он был почти всегда дома, – он всё лежал, и всё постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было ещё три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мёл кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шёлковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

(И.А.Гончаров, «Обломов»)

Укажите жанр, к которому принадлежит произведение И. А. Гончарова «Обломов».

Пояснение.

Роман - большое по объему повествовательное художественное произведение (обычно в прозе) со сложным сюжетом.

Ответ: роман.

Ответ: роман

Каким термином обозначается литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в «Обломове»?

Пояснение.

Реализм - правдивое изображение жизни; изображение «типичных характеров в типичных обстоятельствах» (Ф. Энгельс).

Ответ: реализм.

Ответ: реализм

Как называется описание внутреннего убранства помещения в художественном произведении («Там стояло бюро красного дерева…»)?

Пояснение.

Интерьер - описание внутреннего убранства помещения в художественном произведении.

Ответ: интерьер.

Ответ: интерьер

Установите соответствие между персонажами «Обломова» и их местом в жизни главного героя.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A Б В

Пояснение.

Установим соответствия:

А) Захар - 4) слуга Обломова;

Б) Штольц - 3) друг детства Ильи Ильича;

В) Алексеев - 1) знакомый Обломова.

Ответ: 431.

Ответ: 431

Как называется выразительная подробность, являющаяся важным элементом характеристики героя (например, халат Обломова)?

Пояснение.

Деталь (художественная деталь) - выразительная подробность в художественном тексте.

Ответ: деталь или художественная деталь.

Ответ: деталь|художественная деталь

Пояснение.

Ирония - скрытая насмешка.

Ответ: ирония.

Ответ: ирония

Приведённый фрагмент относится к вступительной части произведения, знакомящей читателя с главным героем и предшествующей основному действию. Как называется эта композиционная часть?

Пояснение.

Приведённый фрагмент относящийся к вступительной части произведения, знакомит читателя с главным героем и предшествующей основному действию. Эта часть называется экспозицией.

Ответ: экспозиция.

Ответ: экспозиция

В каких произведениях отечественной литературы представлены образы «лишних» людей, т. е. людей изначально одаренных, ярких, но неспособных найти применения своим силам и способностям, и в чём их можно сопоставить с Обломовым?

Пояснение.

Тема «лишнего человека» в русской литературе раскрывается в произведениях Грибоедова («Горе от ума»), Пушкина («Евгений Онегин»), Лермонтова («Герой нашего времени»), Гончарова («Обломов»).

Чацкий, об­ла­да­ю­щий не­дю­жин­ны­ми способностями, го­то­вый слу­жить родине, не на­хо­дит себе применения. Во­ни­ка­ет кон­фликт между ге­ро­ем и обществом. Вслед за Гри­бо­едо­вым тема «лишнего человека», опе­ре­жа­ю­ще­го свое время, не­нуж­но­го обществу, не­по­ня­то­го им, за­зву­ча­ла в про­из­ве­де­ни­ях рус­ских классиков.

М. Ю. Лер­мон­тов в ро­ма­не «Герой на­ше­го времени» со­зда­ет образ не­за­у­ряд­ной личности, не на­шед­шей применения своим способностям. Этот образ пе­ре­кли­ка­ет­ся с об­ра­зом Евгения Оне­ги­на из од­но­имен­но­го романа А. С. Пушкина. Ро­ман­ти­че­ские герои Пуш­ки­на и Лер­мон­то­ва - на­ту­ры страстные, бунтующие. Они не вы­но­сят зависимости, од­но­вре­мен­но понимая, что их не­сво­бо­да - в них самих, в их душе. И Пушкин, и Лермонтов, по­ка­зы­вая противоречивость своих героев, убеждены, что при­чи­ны этой «болезни» надо ис­кать в обществе, ко­то­рое сделало их такими. Пуш­кин и Лер­мон­тов начали пи­сать историю «лишнего человека», ве­ли­кие реалисты 40−50-х годов, в том числе и И. А. Гончаров в образе Обломова, про­дол­жи­ли эту историю, ис­сле­дуя психологию своих ге­ро­ев в дру­гое время, показывая, как из­ме­ни­лись они в новой ис­то­ри­че­ской обстановке.

Пояснение.

Квартира, кабинет и диван Ильи Ильича Обломова являются важными деталями в характеристике этого персонажа.

Одна из комнат в квартире Обломова служит ему одновременно кабинетом, спальней и приемной: «...он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной...» Кабинет Обломова запущенный и небрежный, как и сам хозяин. Илья Ильич почти всегда лежит. Он не находит в себе сил даже встать и умыться. Гончаров сравнивает своего героя с больным, говоря, что лежание и для больного, и для Обломова - насущная необходимость.


(И.А. Гончаров. «Обломов» )

Пояснение.

Ответ: роман.

Ответ: роман

Пояснение.

Ответ: рассказчик.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

Пояснение.

Ответ: 432.

Ответ: 432

Пояснение.

Ответ: сравнение.

Ответ: сравнение

Пояснение.

Ответ: антитеза|контраст

Пояснение.

Ответ: риторический.

Пояснение.

Пояснение.

Ответ: сон Обломова.

Ответ: СонОбломова

Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся персонаж, от лица ко­то­ро­го ведётся рас­сказ о жизни обломовцев?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1-B7; C1, C2.

Поэт и мечтатель не остались бы довольны даже общим видом этой скромной и незатейливой местности. Не удалось бы им там видеть какого-нибудь вечера в швейцарском или шотландском вкусе, когда вся природа - и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы - всё горит точно багровым заревом; когда по этому багровому фону резко оттеняется едущая по песчаной извилистой дороге кавалькада мужчин, сопутствующих какой-нибудь леди в прогулках к угрюмой развалине и поспешающих в крепкий замок, где их ожидает эпизод о войне двух роз, рассказанный дедом, дикая коза на ужин да пропетая молодою мисс под звуки лютни баллада - картины,

которыми так богато населило наше воображение перо Вальтера Скотта.

Нет, этого ничего не было в нашем краю.

Как всё тихо, всё сонно в трёх-четырёх деревеньках, составляющих этот уголок! Они лежали недалеко друг от друга и были как будто случайно брошены гигантской рукой и рассыпались в разные стороны, да так с тех пор и остались.

Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времён, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней.

Кажется, курице страшно бы войти в неё, а там живет с женой Онисим Суслов, мужчина солидный, который не уставится во весь рост в своём жилище. Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом.

Крыльцо висело над оврагом, и, чтоб попасть на крыльцо ногой, надо было одной рукой ухватиться за траву, другой за кровлю избы и потом шагнуть прямо на крыльцо.

Другая изба прилепилась к пригорку, как ласточкино гнездо; там три очутились случайно рядом, а две стоят на самом дне оврага.

Тихо и сонно всё в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте. Войдя в избу, напрасно станешь кликать громко: мёртвое молчание будет ответом; в редкой избе отзовётся болезненным стоном или глухим кашлем старуха, доживающая свой век на печи, или появится из-за перегородки босой длинноволосый трёхлетний ребёнок, в одной рубашонке, молча, пристально поглядит на вошедшего и робко спрячется опять.

Та же глубокая тишина и мир лежат и на полях; только кое-где, как муравей, гомозится на чёрной ниве палимый зноем пахарь, налегая на соху и обливаясь потом.

Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их.

И какие бы страсти и предприятия могли волновать их? Всякий знал там самого себя. Обитатели этого края далеко жили от других людей. Ближайшие деревни и уездный город были верстах в двадцати пяти и тридцати.

Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и Геркулесовыми столпами, да раз в год ездили некоторые на ярмарку, и более никаких сношений ни с кем не имели.

Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими.

(И.А. Гончаров. «Обломов» )

Назовите жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся про­из­ве­де­ние И. А. Гон­ча­ро­ва «Обломов».

Пояснение.

Роман - про­из­ве­де­ние боль­шой эпи­че­ской формы, охва­ты­ва­ю­щее ши­ро­кий круг яв­ле­ний част­ной и об­ще­ствен­ной жизни, изоб­ра­жа­ю­щее в про­цес­се раз­ви­тия мно­го­чис­лен­ные че­ло­ве­че­ские ха­рак­те­ры в их про­ти­во­ре­чи­вых взаимоотношениях.

Ответ: роман.

Ответ: роман

Укажите на­зва­ние главы, из ко­то­рой взят приведённый выше отрывок.

Пояснение.

Глава на­зы­ва­ет­ся «Сон Обломова».

Ответ: сон Обломова.

Ответ: СонОбломова

Установите со­от­вет­ствие между тремя пер­со­на­жа­ми «Обломова» и свой­ства­ми их личности. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в таблице.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

Пояснение.

А) Обломов - ле­ность и мечтательность;

Б) Штольц − прак­тич­ность и целеустремлённость;

В) Захар − тро­га­тель­ная пре­дан­ность и неуклюжесть.

Ответ: 432.

Ответ: 432

«Другая изба при­ле­пи­лась к пригорку, как ла­сточ­ки­но гнездо». На­зо­ви­те этот ху­до­же­ствен­ный приём.

Пояснение.

Сравнение - это со­по­став­ле­ние двух пред­ме­тов или явлений, об­ла­да­ю­щих общим признаком, для по­яс­не­ния од­но­го другим. Срав­не­ние со­сто­ит из двух частей, ко­то­рые со­еди­ня­ют­ся чаще всего по­сред­ством союзов.

Ответ: сравнение.

Ответ: сравнение

В на­ча­ле фраг­мен­та про­ти­во­по­став­ле­ны две картины: вечер «в швей­цар­ском или шот­ланд­ском вкусе» и опи­са­ние «нашего края». Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся такое противопоставление?

Пояснение.

Антитеза - это противопоставление, оборот, в ко­то­ром со­че­та­ют­ся резко про­ти­во­по­лож­ные по­ня­тия и представления. Кон­траст - рез­кая противоположность.

Ответ: антитеза или контраст.

Ответ: антитеза|контраст

В конце фраг­мен­та зву­чит вопрос, не тре­бу­ю­щий кон­крет­но­го ответа: «И какие бы стра­сти и пред­при­я­тия могли вол­но­вать их?» Как на­зы­ва­ет­ся такой вопрос?

Пояснение.

Риторический во­прос - вопрос, не тре­бу­ю­щий ответа, об­ра­щен­ный к чи­та­те­лю или слушателю, чтобы при­влечь их вни­ма­ние к изображаемому.

Ответ: риторический.

Ответ: риторический|Ри­то­ри­че­скийво­прос

Какие черты «обломовщины» можно про­ил­лю­стри­ро­вать приведённым фрагментом?

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры изоб­ра­же­ны кар­ти­ны кре­стьян­ской жизни и в чём эти про­из­ве­де­ния могут быть со­по­став­ле­ны с «Обломовым»?

Пояснение.

Проблемы рус­ской де­рев­ни можем встре­тить в про­из­ве­де­ни­ях писателей-классиков: Пушкина, Гоголя, Бунина, Че­хо­ва и других. Очень по­хо­жи­ми пред­ста­ют перед нами кар­ти­ны кре­стьян­ской жизни в «Мертвых душах» и «Обломове». В де­рев­нях Манилова, Плюш­ки­на пол­ное запустение. Избы с по­ко­сив­ши­ми­ся крышами, без окон, зи­я­ю­щие ды­ра­ми - ре­зуль­тат «хозяйствования» Плюшкина. Все слов­но умер­ло в этих деревнях.

Отпечаток «обломовщины» лежит на де­рев­нях по­ме­щи­ка Ильи Ильи­ча Обломова: «Как одна изба по­па­ла на обрыв оврага, так и висит там с не­за­па­мят­ных времён, стоя одной по­ло­ви­ной на воз­ду­хе и подпи­раясь тремя жердями...Тихо и сонно всё в деревне: без­молв­ные избы от­во­ре­ны настежь; не видно ни души; одни мухи ту­ча­ми ле­та­ют и жуж­жат в духоте».

И Гоголь, и Гон­ча­ров убеждены: такие по­ме­щи­ки не спо­соб­ные на­ве­сти по­ря­док даже в своих деревнях, с ними у Рос­сии нет будущего.

Пояснение.

Рассказчик - некая лич­ность (напр. , персонаж), от лица ко­то­рой ведётся по­вест­во­ва­ние в ху­до­же­ствен­ном произведении.

В ли­те­ра­ту­ре рас­сказ­чик на­блю­да­ет и опи­сы­ва­ет то, что при­ду­мал автор. Ино­гда рас­сказ­чик чётко обрисован, ино­гда анонимен, ино­гда прак­ти­че­ски незаметен.

Обычно го­во­рят о по­вест­во­ва­те­ле в общем случае, а о рас­сказ­чи­ке - когда по­вест­во­ва­тель яв­ля­ет­ся не­по­сред­ствен­ным участ­ни­ком опи­сы­ва­е­мых им событий.

Ответ: рассказчик.

Ответ: рассказчик|повествователь

«Другая изба при­ле­пи­лась к пригорку, как ла­сточ­ки­но гнездо». На­зо­ви­те этот ху­до­же­ствен­ный приём.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1-B7; C1, C2.

Поэт и мечтатель не остались бы довольны даже общим видом этой скромной и незатейливой местности. Не удалось бы им там видеть какого-нибудь вечера в швейцарском или шотландском вкусе, когда вся природа - и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы - всё горит точно багровым заревом; когда по этому багровому фону резко оттеняется едущая по песчаной извилистой дороге кавалькада мужчин, сопутствующих какой-нибудь леди в прогулках к угрюмой развалине и поспешающих в крепкий замок, где их ожидает эпизод о войне двух роз, рассказанный дедом, дикая коза на ужин да пропетая молодою мисс под звуки лютни баллада - картины,

которыми так богато населило наше воображение перо Вальтера Скотта.

Нет, этого ничего не было в нашем краю.

Как всё тихо, всё сонно в трёх-четырёх деревеньках, составляющих этот уголок! Они лежали недалеко друг от друга и были как будто случайно брошены гигантской рукой и рассыпались в разные стороны, да так с тех пор и остались.

Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времён, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней.

Кажется, курице страшно бы войти в неё, а там живет с женой Онисим Суслов, мужчина солидный, который не уставится во весь рост в своём жилище. Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом.

Крыльцо висело над оврагом, и, чтоб попасть на крыльцо ногой, надо было одной рукой ухватиться за траву, другой за кровлю избы и потом шагнуть прямо на крыльцо.

Другая изба прилепилась к пригорку, как ласточкино гнездо; там три очутились случайно рядом, а две стоят на самом дне оврага.

Тихо и сонно всё в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте. Войдя в избу, напрасно станешь кликать громко: мёртвое молчание будет ответом; в редкой избе отзовётся болезненным стоном или глухим кашлем старуха, доживающая свой век на печи, или появится из-за перегородки босой длинноволосый трёхлетний ребёнок, в одной рубашонке, молча, пристально поглядит на вошедшего и робко спрячется опять.

Та же глубокая тишина и мир лежат и на полях; только кое-где, как муравей, гомозится на чёрной ниве палимый зноем пахарь, налегая на соху и обливаясь потом.

Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их.

И какие бы страсти и предприятия могли волновать их? Всякий знал там самого себя. Обитатели этого края далеко жили от других людей. Ближайшие деревни и уездный город были верстах в двадцати пяти и тридцати.

Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и Геркулесовыми столпами, да раз в год ездили некоторые на ярмарку, и более никаких сношений ни с кем не имели.

Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими.

(И.А. Гончаров. «Обломов» )

Назовите жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся про­из­ве­де­ние И. А. Гон­ча­ро­ва «Обломов».

Пояснение.

Роман - про­из­ве­де­ние боль­шой эпи­че­ской формы, охва­ты­ва­ю­щее ши­ро­кий круг яв­ле­ний част­ной и об­ще­ствен­ной жизни, изоб­ра­жа­ю­щее в про­цес­се раз­ви­тия мно­го­чис­лен­ные че­ло­ве­че­ские ха­рак­те­ры в их про­ти­во­ре­чи­вых взаимоотношениях.

Ответ: роман.

Ответ: роман

Укажите на­зва­ние главы, из ко­то­рой взят приведённый выше отрывок.

Пояснение.

Глава на­зы­ва­ет­ся «Сон Обломова».

Ответ: сон Обломова.

Ответ: СонОбломова

Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся персонаж, от лица ко­то­ро­го ведётся рас­сказ о жизни обломовцев?

Пояснение.

Рассказчик - некая лич­ность (напр. , персонаж), от лица ко­то­рой ведётся по­вест­во­ва­ние в ху­до­же­ствен­ном произведении.

В ли­те­ра­ту­ре рас­сказ­чик на­блю­да­ет и опи­сы­ва­ет то, что при­ду­мал автор. Ино­гда рас­сказ­чик чётко обрисован, ино­гда анонимен, ино­гда прак­ти­че­ски незаметен.

Обычно го­во­рят о по­вест­во­ва­те­ле в общем случае, а о рас­сказ­чи­ке - когда по­вест­во­ва­тель яв­ля­ет­ся не­по­сред­ствен­ным участ­ни­ком опи­сы­ва­е­мых им событий.

Ответ: рассказчик.

Ответ: рассказчик|повествователь

Установите со­от­вет­ствие между тремя пер­со­на­жа­ми «Обломова» и свой­ства­ми их личности. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в таблице.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

Пояснение.

А) Обломов - ле­ность и мечтательность;

Б) Штольц − прак­тич­ность и целеустремлённость;

В) Захар − тро­га­тель­ная пре­дан­ность и неуклюжесть.

Ответ: 432.

Ответ: 432

В на­ча­ле фраг­мен­та про­ти­во­по­став­ле­ны две картины: вечер «в швей­цар­ском или шот­ланд­ском вкусе» и опи­са­ние «нашего края». Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся такое противопоставление?

Пояснение.

Антитеза - это противопоставление, оборот, в ко­то­ром со­че­та­ют­ся резко про­ти­во­по­лож­ные по­ня­тия и представления. Кон­траст - рез­кая противоположность.

Ответ: антитеза или контраст.

Ответ: антитеза|контраст

В конце фраг­мен­та зву­чит вопрос, не тре­бу­ю­щий кон­крет­но­го ответа: «И какие бы стра­сти и пред­при­я­тия могли вол­но­вать их?» Как на­зы­ва­ет­ся такой вопрос?

Пояснение.

Риторический во­прос - вопрос, не тре­бу­ю­щий ответа, об­ра­щен­ный к чи­та­те­лю или слушателю, чтобы при­влечь их вни­ма­ние к изображаемому.

Ответ: риторический.

Ответ: риторический|Ри­то­ри­че­скийво­прос

Какие черты «обломовщины» можно про­ил­лю­стри­ро­вать приведённым фрагментом?

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры изоб­ра­же­ны кар­ти­ны кре­стьян­ской жизни и в чём эти про­из­ве­де­ния могут быть со­по­став­ле­ны с «Обломовым»?

Пояснение.

Проблемы рус­ской де­рев­ни можем встре­тить в про­из­ве­де­ни­ях писателей-классиков: Пушкина, Гоголя, Бунина, Че­хо­ва и других. Очень по­хо­жи­ми пред­ста­ют перед нами кар­ти­ны кре­стьян­ской жизни в «Мертвых душах» и «Обломове». В де­рев­нях Манилова, Плюш­ки­на пол­ное запустение. Избы с по­ко­сив­ши­ми­ся крышами, без окон, зи­я­ю­щие ды­ра­ми - ре­зуль­тат «хозяйствования» Плюшкина. Все слов­но умер­ло в этих деревнях.

Отпечаток «обломовщины» лежит на де­рев­нях по­ме­щи­ка Ильи Ильи­ча Обломова: «Как одна изба по­па­ла на обрыв оврага, так и висит там с не­за­па­мят­ных времён, стоя одной по­ло­ви­ной на воз­ду­хе и подпи­раясь тремя жердями...Тихо и сонно всё в деревне: без­молв­ные избы от­во­ре­ны настежь; не видно ни души; одни мухи ту­ча­ми ле­та­ют и жуж­жат в духоте».

И Гоголь, и Гон­ча­ров убеждены: такие по­ме­щи­ки не спо­соб­ные на­ве­сти по­ря­док даже в своих деревнях, с ними у Рос­сии нет будущего.

Пояснение.

Сравнение - это со­по­став­ле­ние двух пред­ме­тов или явлений, об­ла­да­ю­щих общим признаком, для по­яс­не­ния од­но­го другим. Срав­не­ние со­сто­ит из двух частей, ко­то­рые со­еди­ня­ют­ся чаще всего по­сред­ством союзов.

Ответ: сравнение.

Ответ: сравнение

В на­ча­ле фраг­мен­та про­ти­во­по­став­ле­ны две картины: вечер «в швей­цар­ском или шот­ланд­ском вкусе» и опи­са­ние «нашего края». Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся такое противопоставление?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1-B7; C1, C2.

Поэт и мечтатель не остались бы довольны даже общим видом этой скромной и незатейливой местности. Не удалось бы им там видеть какого-нибудь вечера в швейцарском или шотландском вкусе, когда вся природа - и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы - всё горит точно багровым заревом; когда по этому багровому фону резко оттеняется едущая по песчаной извилистой дороге кавалькада мужчин, сопутствующих какой-нибудь леди в прогулках к угрюмой развалине и поспешающих в крепкий замок, где их ожидает эпизод о войне двух роз, рассказанный дедом, дикая коза на ужин да пропетая молодою мисс под звуки лютни баллада - картины,

которыми так богато населило наше воображение перо Вальтера Скотта.

Нет, этого ничего не было в нашем краю.

Как всё тихо, всё сонно в трёх-четырёх деревеньках, составляющих этот уголок! Они лежали недалеко друг от друга и были как будто случайно брошены гигантской рукой и рассыпались в разные стороны, да так с тех пор и остались.

Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времён, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней.

Кажется, курице страшно бы войти в неё, а там живет с женой Онисим Суслов, мужчина солидный, который не уставится во весь рост в своём жилище. Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом.

Крыльцо висело над оврагом, и, чтоб попасть на крыльцо ногой, надо было одной рукой ухватиться за траву, другой за кровлю избы и потом шагнуть прямо на крыльцо.

Другая изба прилепилась к пригорку, как ласточкино гнездо; там три очутились случайно рядом, а две стоят на самом дне оврага.

Тихо и сонно всё в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте. Войдя в избу, напрасно станешь кликать громко: мёртвое молчание будет ответом; в редкой избе отзовётся болезненным стоном или глухим кашлем старуха, доживающая свой век на печи, или появится из-за перегородки босой длинноволосый трёхлетний ребёнок, в одной рубашонке, молча, пристально поглядит на вошедшего и робко спрячется опять.

Та же глубокая тишина и мир лежат и на полях; только кое-где, как муравей, гомозится на чёрной ниве палимый зноем пахарь, налегая на соху и обливаясь потом.

Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их.

И какие бы страсти и предприятия могли волновать их? Всякий знал там самого себя. Обитатели этого края далеко жили от других людей. Ближайшие деревни и уездный город были верстах в двадцати пяти и тридцати.

Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и Геркулесовыми столпами, да раз в год ездили некоторые на ярмарку, и более никаких сношений ни с кем не имели.

Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими.

(И.А. Гончаров. «Обломов» )

Назовите жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся про­из­ве­де­ние И. А. Гон­ча­ро­ва «Обломов».

Пояснение.

Роман - про­из­ве­де­ние боль­шой эпи­че­ской формы, охва­ты­ва­ю­щее ши­ро­кий круг яв­ле­ний част­ной и об­ще­ствен­ной жизни, изоб­ра­жа­ю­щее в про­цес­се раз­ви­тия мно­го­чис­лен­ные че­ло­ве­че­ские ха­рак­те­ры в их про­ти­во­ре­чи­вых взаимоотношениях.

Ответ: роман.

Ответ: роман

Укажите на­зва­ние главы, из ко­то­рой взят приведённый выше отрывок.

Пояснение.

Глава на­зы­ва­ет­ся «Сон Обломова».

Ответ: сон Обломова.

Ответ: СонОбломова

Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся персонаж, от лица ко­то­ро­го ведётся рас­сказ о жизни обломовцев?

Пояснение.

Рассказчик - некая лич­ность (напр. , персонаж), от лица ко­то­рой ведётся по­вест­во­ва­ние в ху­до­же­ствен­ном произведении.

В ли­те­ра­ту­ре рас­сказ­чик на­блю­да­ет и опи­сы­ва­ет то, что при­ду­мал автор. Ино­гда рас­сказ­чик чётко обрисован, ино­гда анонимен, ино­гда прак­ти­че­ски незаметен.

Обычно го­во­рят о по­вест­во­ва­те­ле в общем случае, а о рас­сказ­чи­ке - когда по­вест­во­ва­тель яв­ля­ет­ся не­по­сред­ствен­ным участ­ни­ком опи­сы­ва­е­мых им событий.

Ответ: рассказчик.

Ответ: рассказчик|повествователь

Установите со­от­вет­ствие между тремя пер­со­на­жа­ми «Обломова» и свой­ства­ми их личности. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в таблице.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

Пояснение.

А) Обломов - ле­ность и мечтательность;

Б) Штольц − прак­тич­ность и целеустремлённость;

В) Захар − тро­га­тель­ная пре­дан­ность и неуклюжесть.

Ответ: 432.

Ответ: 432

«Другая изба при­ле­пи­лась к пригорку, как ла­сточ­ки­но гнездо». На­зо­ви­те этот ху­до­же­ствен­ный приём.

Пояснение.

Сравнение - это со­по­став­ле­ние двух пред­ме­тов или явлений, об­ла­да­ю­щих общим признаком, для по­яс­не­ния од­но­го другим. Срав­не­ние со­сто­ит из двух частей, ко­то­рые со­еди­ня­ют­ся чаще всего по­сред­ством союзов.

Ответ: сравнение.

Ответ: сравнение

В конце фраг­мен­та зву­чит вопрос, не тре­бу­ю­щий кон­крет­но­го ответа: «И какие бы стра­сти и пред­при­я­тия могли вол­но­вать их?» Как на­зы­ва­ет­ся такой вопрос?

Пояснение.

Риторический во­прос - вопрос, не тре­бу­ю­щий ответа, об­ра­щен­ный к чи­та­те­лю или слушателю, чтобы при­влечь их вни­ма­ние к изображаемому.

Ответ: риторический.

Ответ: риторический|Ри­то­ри­че­скийво­прос

Какие черты «обломовщины» можно про­ил­лю­стри­ро­вать приведённым фрагментом?

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры изоб­ра­же­ны кар­ти­ны кре­стьян­ской жизни и в чём эти про­из­ве­де­ния могут быть со­по­став­ле­ны с «Обломовым»?

Пояснение.

Проблемы рус­ской де­рев­ни можем встре­тить в про­из­ве­де­ни­ях писателей-классиков: Пушкина, Гоголя, Бунина, Че­хо­ва и других. Очень по­хо­жи­ми пред­ста­ют перед нами кар­ти­ны кре­стьян­ской жизни в «Мертвых душах» и «Обломове». В де­рев­нях Манилова, Плюш­ки­на пол­ное запустение. Избы с по­ко­сив­ши­ми­ся крышами, без окон, зи­я­ю­щие ды­ра­ми - ре­зуль­тат «хозяйствования» Плюшкина. Все слов­но умер­ло в этих деревнях.

Отпечаток «обломовщины» лежит на де­рев­нях по­ме­щи­ка Ильи Ильи­ча Обломова: «Как одна изба по­па­ла на обрыв оврага, так и висит там с не­за­па­мят­ных времён, стоя одной по­ло­ви­ной на воз­ду­хе и подпи­раясь тремя жердями...Тихо и сонно всё в деревне: без­молв­ные избы от­во­ре­ны настежь; не видно ни души; одни мухи ту­ча­ми ле­та­ют и жуж­жат в духоте».

И Гоголь, и Гон­ча­ров убеждены: такие по­ме­щи­ки не спо­соб­ные на­ве­сти по­ря­док даже в своих деревнях, с ними у Рос­сии нет будущего.

Пояснение.

Антитеза - это противопоставление, оборот, в ко­то­ром со­че­та­ют­ся резко про­ти­во­по­лож­ные по­ня­тия и представления. Кон­траст - рез­кая противоположность.

Ответ: антитеза или контраст.

Ответ: антитеза|контраст

В конце фраг­мен­та зву­чит вопрос, не тре­бу­ю­щий кон­крет­но­го ответа: «И какие бы стра­сти и пред­при­я­тия могли вол­но­вать их?» Как на­зы­ва­ет­ся такой вопрос?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1-B7; C1, C2.

Поэт и мечтатель не остались бы довольны даже общим видом этой скромной и незатейливой местности. Не удалось бы им там видеть какого-нибудь вечера в швейцарском или шотландском вкусе, когда вся природа - и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы - всё горит точно багровым заревом; когда по этому багровому фону резко оттеняется едущая по песчаной извилистой дороге кавалькада мужчин, сопутствующих какой-нибудь леди в прогулках к угрюмой развалине и поспешающих в крепкий замок, где их ожидает эпизод о войне двух роз, рассказанный дедом, дикая коза на ужин да пропетая молодою мисс под звуки лютни баллада - картины,

которыми так богато населило наше воображение перо Вальтера Скотта.

Нет, этого ничего не было в нашем краю.

Как всё тихо, всё сонно в трёх-четырёх деревеньках, составляющих этот уголок! Они лежали недалеко друг от друга и были как будто случайно брошены гигантской рукой и рассыпались в разные стороны, да так с тех пор и остались.

Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времён, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней.

Кажется, курице страшно бы войти в неё, а там живет с женой Онисим Суслов, мужчина солидный, который не уставится во весь рост в своём жилище. Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом.

Крыльцо висело над оврагом, и, чтоб попасть на крыльцо ногой, надо было одной рукой ухватиться за траву, другой за кровлю избы и потом шагнуть прямо на крыльцо.

Другая изба прилепилась к пригорку, как ласточкино гнездо; там три очутились случайно рядом, а две стоят на самом дне оврага.

Тихо и сонно всё в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте. Войдя в избу, напрасно станешь кликать громко: мёртвое молчание будет ответом; в редкой избе отзовётся болезненным стоном или глухим кашлем старуха, доживающая свой век на печи, или появится из-за перегородки босой длинноволосый трёхлетний ребёнок, в одной рубашонке, молча, пристально поглядит на вошедшего и робко спрячется опять.

Та же глубокая тишина и мир лежат и на полях; только кое-где, как муравей, гомозится на чёрной ниве палимый зноем пахарь, налегая на соху и обливаясь потом.

Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их.

И какие бы страсти и предприятия могли волновать их? Всякий знал там самого себя. Обитатели этого края далеко жили от других людей. Ближайшие деревни и уездный город были верстах в двадцати пяти и тридцати.

Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и Геркулесовыми столпами, да раз в год ездили некоторые на ярмарку, и более никаких сношений ни с кем не имели.

Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими.

(И.А. Гончаров. «Обломов» )

Назовите жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся про­из­ве­де­ние И. А. Гон­ча­ро­ва «Обломов».

Пояснение.

Роман - про­из­ве­де­ние боль­шой эпи­че­ской формы, охва­ты­ва­ю­щее ши­ро­кий круг яв­ле­ний част­ной и об­ще­ствен­ной жизни, изоб­ра­жа­ю­щее в про­цес­се раз­ви­тия мно­го­чис­лен­ные че­ло­ве­че­ские ха­рак­те­ры в их про­ти­во­ре­чи­вых взаимоотношениях.

Ответ: роман.

Ответ: роман

В чем заключалось своеобразие полученного Штольцем воспитания и как оно сказалось на его личности и судьбе?

В детстве Штольц получил особое воспитание. Его отец давал ему «трудовое, практическое» воспитание. Частенько отправляя его одного в город по делам, он развивал в нем чувство самостоятельности, устраивал экскурсии по фабрикам, присутственным местам, купеческим лавкам, знакомя сына с миром труда. Мать же, наоборот, развивала в нем аристократичную сторону: она давала ему знания в области искусства, «учила его прислушиваться к задумчивым звукам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни», боясь сделать сына «таким же немецким бюргером, из каких вышел отец».

Таким образом, Штольц научился у отца практичности, самостоятельности и трудолюбию, а черты заложенные матерью, спасли сердце Андрея от черствости, научили его использовать свой ум и характер на благо не только себе, но и ближним. Особенно ярко уникальный характер Штольца проявился в его отношении к Обломову.

В каких произведениях отечественной классики изображен тип «деятельного» героя и в чем его можно сопоставить с Андреем Штольцем? (Обломов)

Тип «деятельного» героя изображен в романе Н.

В. Гоголя «Мертвые души» и комедии А. П. Чехова «Вишневый сад».

Чеховский Лопахин – сын крепостного, умный и целеустремленный человек, добившийся равенства с дворянами. Лопахина со Штольцем объединяет не только огромная любовь к труду, но и стремление достичь материального благополучия без посторонней помощи, именно самостоятельно.

Чичиков Гоголя, несомненно, как и Штольц, является деятельным и изобретательным предпринимателем. Тем не менее родители Чичикова не учили его тому, что такое честь и достоинство, что такое пробивать свой путь честным путем – отец лишь наказал ему прислуживать начальникам и «беречь копейку». Такое воспитание сделало Чичикова таким, какой он есть – плутом и мошенником, готовым идти на все, заглушая голос совести, в отличие от Штольца, которому отец с детства привил любовь к честному труду, а мать научила не переступать через моральные нормы и заботиться о ближнем.

С какой целью И. А. Гончаров противопоставляет Обломова Штольцу?

Обломов – ленивый, ненавидящий труд, но мечтательный русский барин, в то время как Штольц, его антипод – активный, трудолюбивый, но лишенный поэтичности немец. Отличаются эти герои и внешне: Обломов – мужчина в теле с мягкими чертами лица, Штольц же худощав и не имеет признаков округлости. Но более всего на разность их характеров повлияло воспитание, полученное в детстве: если Штольца воспитывали самостоятельным и готовым к труду мальчиком, то Обломова лелеяли и не давали сделать ничего самому – все за Илью делал Захар.

Таким образом, Гончаров противопоставляет Обломова Штольцу с целью оттенить образ первого, раскрыть его характер ярче и цельнее и акцентировать внимание на различии людей одного поколения.

Штольц – антипод Обломова. Он активный, деятельный и трудолюбивый, но он совершенно лишен поэтичности и поэтому не способен испытывать сильных, возвышенных чувств. Наиболее сильно от Штольца веет чрезмерной расчетливостью шага, педантичностью и механизмом.

Конечно, Штольца можно назвать положительным героем, однако он не является гончаровским идеалом в романе – им является Ольга.

В каких произведениях мы встречаем героев-антиподов и каким образом их можно сопоставить с героями Гончарова?

Героев-антиподов мы встречаем в таких произведениях, как роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и роман И. С. Тургенева «Отца и дети».

Подобно Обломову и Штольцу, Онегина и Ленского различает инертность и активность в характерах героев. Ленский – человек романтичный, восторженный, он пылкий поэт, имеющий цель в жизни, которая заключается в обретении вечной любви, а Онегин, наоборот, скучающий скептик, который не видит смысла в жизни.

Если тургеневский Павел Петрович и гончаровский Обломов – мечтательные и тонко чувствующие дворяне, то Базаров и Штольц, их антиподы, – практичные, прагматичные разночинцы, которые уделяют больше времени делу, чем чувствам. Этих героев различает не только происхождение, но и разные приоритеты в жизни.