Сколько стоит картина ван гога звездная ночь. Звездная ночь — Винсент Ван Гог. Особенности картины ван Гога «Звёздная ночь» - каким был замысел мастера

Картину «Звездная ночь» Винсента Ван Гога многие называют вершиной экспрессионизма. Любопытно, что сам художник считал ее крайне неудачной работой, да и написана она была в момент душевного разлада мастера. Что же такого необычного в этом полотне – попробуем разобраться далее в обзоре.

«Звездную ночь» Ван Гог написал в психбольнице


Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. Ван Гог, 1889 год. Моменту создания картины предшествовал тяжелый эмоциональный период в жизни художника. За несколько месяцев до этого к Ван Гогу в Арль приехал его друг Поль Гоген, чтобы обменяться картинами и опытом. Но плодотворного творческого тандема не получилось, и через пару месяцев художники окончательно рассорились. В пылу эмоционального расстройства Ван Гог отрезал себе мочку уха и отнес ее в бордель к проститутке Рашель, которая благоволила Гогену. Так делали с быком, поверженным на корриде. Матадору доставалось отрезанное ухо животного. Гоген вскоре после этого уехал, а брат Ван Гога Тео, видя его состояние, отправил несчастного в больницу для душевнобольных в Сен-Реми. Именно там экспрессионист создал свое знаменитое полотно.

«Звездная ночь» - это ненастоящий пейзаж


Звездная ночь. Ван Гог, 1889 год. Исследователи напрасно пытаются вычислить, какое же созвездие изображено на картине Ван Гога. Художник взял сюжет из своего воображения. Тео договорился в клинике, чтобы для брата выделили отдельное помещение, где он мог бы творить, но на улицу душевнобольного не выпускали.

На небе изображена турбулентность


Потоп. Леонардо да Винчи, 1517-1518 гг. То ли обостренное восприятие мира, то ли открывшее шестое чувство заставили художника изобразить турбулентность. В то время вихревые потоки нельзя было увидеть невооруженным взглядом. Хотя за 4 века до Ван Гога подобное явление изобразил еще один гениальный художник Леонардо да Винчи.

Художник считал свою картину крайне неудачной

Звездная ночь. Фрагмент. Винсент Ван Гог считал, что его «Звездная ночь» - не лучшее полотно, ведь оно было написано не с натуры, что было для него очень важным. Когда картина попала на выставку, художник довольно пренебрежительно сказал о ней: «Может быть, она покажет другим, как изображать ночные эффекты лучше, чем это получилось у меня». Однако для экспрессионистов, считавших, что самое главное – это проявление чувств, «Звездная ночь» стала почти иконой.

Ван Гог создал еще одну «Звездную ночь»


Звездная ночь над Роной. Ван Гог. В коллекции Ван Гога была еще одна «Звездная ночь». Потрясающий пейзаж никого не может оставить равнодушным. Сам художник после создания этой картины писал брату Тео: «Почему же яркие звезды на небе не могут быть важнее чёрных точек на карте Франции? Так же, как мы садимся на поезд, чтобы добраться в Тараскон или Руан, также мы умираем, чтобы добраться до звёзд».

Винсент Ван Гог - личность довольно загадочная, его творческий путь прошел через зависимость от алкоголя и пребывание в лечебнице для душевнобольных.

История создания

Картина «Звездная ночь» была создана автором в 1889 г. в лечебнице Сен-Реми-де-Прованс. Эта картина признана шедевром. Находится она в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Находясь в клинике, художник написал около 150 работ. О разрешении рисовать в больнице позаботился брат Ван Гога Тео. Чтобы отвлечь себя от приступов, которые мучили автора, он мог писать несколько картин за день. Данная работа создана Ван Гогом по памяти, а не из натуры. Это выделяет ее среди остальных картин.

Композиция картины

На картине «Звездная ночь» особое место занимают полумесяц и звезды. Они сразу же приковывают внимание зрителя из-за особой техники исполнения. Свет, исходящий от луны и звезд, создает вид спирали, что лишь подчеркивает непревзойденную красоту небесных светил в картине. В своем творении художник пытается объединить недостижимое величие (звезды, месяц) и земную жизнь (кипарис, поселок). Кипарисы будто хотят прикоснуться к небу, присоединиться к нежному танцу светил. Благодаря особенности мазков кажется, что небесные светила двигаются в небе.

С правой стороны художник изобразил поселок. Синий цвет крыш отражает лунный свет еще больше. Картина переполнена загадочностью и великолепием, хоть в ней и фигурируют темные краски. Но на фоне синевы желтый свет звезд и луны выглядит потрясающе.

Техника, исполнение, приемы

Техника исполнения ночного неба, передача всех необходимых оттенков при этом, была еще не освоена в данный период. Винсент Ван Гог практически был первооткрывателем в данной сфере художества. Голландский художник использует сочетание темно-голубого цвета, разных оттенков желтого, добавляет при этом темно зеленые, небесные, коричневые оттенки. Цветовая гамма впечатляет своей необычайностью. Все цвета объединяют и дополняют друг друга, при этом подчеркивают тонкость и глубину картины.

На холсте изображено 11 звезд и месяц, идущий на убывание. Так художник хотел провести параллель с Иисусом Христом и 12 апостолами.

Автор «Звездной ночи» попал в больницу с диагнозом эпилепсия височных долей. До этого он вел аморальный образ жизни, злоупотреблял абсентом, тяжело работал. Эти факторы привели к психическим расстройствам. В 1888 г., находясь в алкогольном опьянении и поссорившись с другом Полем Гогеном, художник отрезал себе мочку уха. Соседи художника пожаловались на него в мэрию из-за постоянного шума. Таким образом, он оказался в клинике.

Открылась бездна звезд полна.

Звездам числа нет, бездне дна.

Ломоносов М.В.

Звёздное небо как символ бесконечности притягивает и завораживает человека. От картины, где изображено живое, закручивающееся в вихре вечного галактического движения небо невозможно оторвать глаз. Сомнений по поводу того, кто написал картину «Звёздная ночь», не возникает даже у тех, кто слабо разбирается в искусстве. Не настоящее, придуманное небо написано грубыми, резкими мазками, подчёркивающими спиралеобразное движение звёзд. До Ван Гога такое небо не видел никто. После Ван Гога невозможно представить звёздное небо другим.

История картины «Звездная ночь»

Одно из самых известных полотен Винсент Ван Гог написал в лечебнице Сен-Реми-де-Прованс в 1889 году, за один год до своей смерти. Душевное расстройство художника сопровождалось сильными головными болями. Чтобы как-то отвлечься, Ван Гог писал, иногда по нескольку картин в день. О том, чтобы персонал лечебницы разрешал несчастному и никому на тот момент неизвестному художнику, работать, позаботился его брат Тео.

Большую часть пейзажей Прованса с ирисами, стожками сена и пшеничным полем художник писал с натуры, глядя через окно больничной палаты в сад. А вот «Звёздная ночь» создавалась по памяти, что было совсем несвойственно для Ван Гога. Возможно, что в ночное время художник делал наброски и зарисовки, которые потом использовал в создании полотна. Рисунок с натуры дополнен фантазией художника, сплетающего фантомы, рождающиеся в воображении, с осколками действительности.

Описание картины Ван Гога «Звездная ночь»

Реальный вид из восточного окна спальни приближен к зрителю. Между вертикальной линией кипарисов, растущих на краю пшеничного поля, и диагональю неба разместилось изображение несуществующей деревушки.

Пространство картины разделено на две неравные части. Большая часть отдана небу, меньшая – людям. Вверх, к звёздам устремлена верхушка кипариса, похожая на языки холодного зеленовато-чёрного пламени. К небу стремится и шпиль церкви, возвышающейся между приземистыми домиками. Уютный свет горящих окон чуть-чуть напоминает сияние звёзд, но на их фоне кажется слабым и совсем неярким.

Жизнь дышащего неба намного насыщеннее и интереснее человеческой. Небывало крупные звёзды излучают волшебное сияние. Спиральные галактические вихри закручиваются с беспощадной стремительностью. Они затягивают зрителя, уносят его в глубины космоса, прочь от уютного и милого мирка людей.

Центр картины занимает не один звёздный вихрь, а два. Один большой, другой поменьше, причём больший как будто гонится за меньшим… и втягивает его в себя, поглощает без надежды на спасение. Холст вызывает у зрителя ощущение тревоги, волнения, не смотря на то, что цветовая гамма включает в себя позитивные оттенки синего, жёлтого, зелёного цвета. В значительно более умиротворённой картине «Звёздная ночь над Роной» Винсента Ван Гога используются более тёмные и мрачные тона.

Где хранится «Звёздная ночь»

Знаменитая работа, написанная в лечебнице для душевнобольных, хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Картина относится к категории бесценных полотен. Цена оригинала картины «Звездная ночь» не определена. Её невозможно купить ни за какие деньги. Этот факт не должен расстраивать истинных ценителей живописи. Оригинал доступен любому посетителю музея. Качественные репродукции и копии, конечно, не обладают настоящей энергетикой, но могут передать часть замысла гениального художника.

Категория

По картинам Винсента Ван Гога довольно легко проследить историю болезни художника: от серых, тяготеющих к реализму сюжетов - к ярким, плывущим мотивам, где смешались и галлюцинация, и модные в то время восточные образы.

«Звездная ночь» - одна из самых узнаваемых картин Ван Гога. Ночь - время художника. Напиваясь, он дебоширил и забывался в разгуле. Но мог и меланхолически уйти на пленэр. «Я по-прежнему нуждаюсь в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звёзды», - писал Винсент брату Тео. Что разглядел на ночном небе Ван Гог?

Сюжет

Ночь окутала воображаемый город. На переднем плане - кипарисы. Эти деревья, с их мрачной тёмно-зелёной листвой, в античной традиции символизировали печаль, смерть. (Не случайно кипарисы часто сажают на кладбищах.) В христианской же традиции кипарис - символ вечной жизни. (Это дерево росло в райском саду и, предположительно, из него был построен Ноев ковчег.) У Ван Гога кипарис исполняет обе роли: это и печаль художника, который вскоре покончит с собой, и вечность бега Вселенной.


Автопортрет. Сен-Реми, сентябрь 1889

Чтобы показать движение, придать динамику застывшей ночи, Ван Гог придумал специальную технику - рисуя луну, звезды, небо, он клал мазки по кругу. Это в сочетании с цветовыми переходами создает впечатление, что свет разливается.

Контекст

Винсент писал картину в 1889 году в больнице для душевнобольных Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс. Это был период ремиссии, поэтому Ван Гог просился в свою мастерскую в Арле. Но жители города подписали петицию с требованием выгнать художника из города. «Уважаемый мэр, - говорится в документе, - мы нижеподписавшиеся, хотим обратить ваше внимание на то, что этот голландский художник (Винсент Ван Гог) потерял рассудок и пьет слишком много. А когда он напьется, то пристает к женщинам и детям». В Арль Ван Гог больше не вернется.

Рисование на пленере ночью очаровывало художника. Изображение цвета имело первостепенную важность для Винсента: даже в письмах к своему брату Тео он часто описывает предметы при помощи различных цветов. Менее чем за год до «Звездной ночи» он написал «Звездную ночь над Роной», где экспериментировал с передачей оттенков ночного неба и искусственного освещения, бывшего в то время в новинку.


«Звездная ночь над Роной», 1888

Судьба художника

37 неспокойных и трагичных лет прожил Ван Гог. Выросший недолюбленным ребенком, которого воспринимали как сына, родившегося вместо старшего брата, скончавшегося за год до рождения мальчика, строгость отца-пастора, бедность - все это сказалось на психике Ван Гога.

Не зная, чему посвятить себя, Винсент нигде не мог доучиться: либо сам бросал, либо его выгоняли за буйные выходки и неряшливый вид. Живопись была бегством от депрессии, с которой Ван Гог столкнулся после неудач с женщинами и провальных попыток построить карьеру дилера и миссионера.

На художника Ван Гог тоже отказывался учиться, полагая, что может самостоятельно освоить все. Однако это было не так легко - рисовать человека Винсент так и не научился. Картины его привлекали внимание, но спросом не пользовались. Разочарованный и опечаленный, Винсент уехал в Арль с намерением создать «Мастерскую Юга» - некое братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Тогда-то и оформился стиль Ван Гога, который известен сегодня и самим художником описывался так: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя».


Прогулка заключенных , 1890


В Арле художник жил запоем во всех смыслах. Он много писал и много пил. Пьяные дебоши пугали местных жителей, которые в итоге даже попросили изгнать художника из города. В Арле же произошел и знаменитый инцидент с Гогеном, когда после очередной ссоры Ван Гог набросился на друга с бритвой в руках, а затем то ли в знак раскаяния, то ли в очередном приступе, отрезал себе мочку уха. Все обстоятельства до сих пор неизвестны. Однако на следующий день после этого происшествия Винсента отвезли в лечебницу, а Гоген уехал. Больше они не встречались.

Последние 2,5 месяца своей растерзанной жизни Ван Гог написал 80 картин. А врач и вовсе считал, что с Винсентом все в порядке. Но одним вечером он закрылся у себя и долго не выходил. Соседи, заподозрившие неладное, вскрыли дверь и обнаружили Ван Гога с простреленной грудью. Помочь ему не удалось - 37-летний художник умер.

Мария Ревякина, искусствовед:

Картина делится на две горизонтальные плоскости: неба (верхняя часть) и земли (городской пейзаж внизу), которые пронизывает вертикаль кипарисов. Взмывающие в небо, подобно языкам пламени, кипарисы своими очертаниями напоминают собор, выполненный в стиле «пламенеющей готики».

Во многих странах кипарисы считаются культовыми деревьями, символизируют жизнь души после смерти, вечность, бренность бытия и помогают усопшим найти кратчайший путь на небо. Здесь эти деревья выступают на первый план, именно они – главные герои картины. Такое построение отражает основной смысл произведения: страждущая человеческая душа (возможно, душа самого художника) принадлежит как небу, так и земле.

Интересно, что жизнь на небе выглядит более привлекательной, чем жизнь на земле. Это ощущение создается благодаря яркому колориту и уникальной для Ван Гога технике письма: посредством длинных, густых мазков и ритмичного чередования цветовых пятен он создает ощущение динамики, вращения, спонтанности, чем подчеркивает непостижимость и всеобъемлющую силу Космоса.

Небу отдана большая часть холста, чтобы показать его превосходство и власть над миром людей

Небесные светила изображены сильно увеличенными, а спиралевидные вихри в небе стилизованы под образы галактики и Млечного Пути.

Эффект мерцания небесных светил создается за счет сочетания холодного белого цвета и различных оттенков желтого. Желтый цвет в христианской традиции ассоциировался с божественным светом, с просветлением, в то время как белый был символом перехода в иной мир.

Картина также изобилует небесными оттенками, от бледно-голубого до темно-синего. Синий цвет в христианстве связан с Богом, символизирует вечность, кротость и смирение перед Его волей. Небу отдана большая часть холста, чтобы показать его превосходство и власть над миром людей. Все это контрастирует с приглушенными тонами городского пейзажа, который выглядит скучным в своем покое и безмятежности.

«НЕ ПОЗВОЛИТЬ БЕЗУМИЮ СЕБЯ ПОГЛОТИТЬ»

Андрей Россохин, психоаналитик:

При первом взгляде на картину я замечаю космическую гармонию, величественный парад звезд. Но чем больше я всматриваюсь в эту бездну, тем отчетливее испытываю состояние ужаса и тревоги. Вихрь в центре картины как воронка утаскивает, затягивает меня вглубь космоса.

Ван Гог писал «Звездную ночь» в больнице для душевнобольных, в моменты прояснения сознания. Творчество помогало ему приходить в себя, было для него спасением. Вот это очарование безумием и страх перед ним я вижу на картине: в любой момент оно может поглотить художника, завлечь в себя, как воронка. Или это водоворот? Если смотреть только на верхнюю часть картины, трудно понять, смотрим ли мы на небо или на волнующееся море, в котором это небо со звездами отражается.

Ассоциация с водоворотом не случайна: это одновременно и глубины космоса, и морские глубины, в которых художник тонет – теряет свою идентичность. Что, по сути, и означает безумие. Небо и вода превращаются в единое целое. Линия горизонта исчезает, сливается внутреннее и внешнее. И этот момент ожидания потери себя очень сильно передан Ван Гогом.

Центр картины занимает даже не один вихрь, а два: один больше, другой меньше. Лобовое столкновение неравных соперников, старшего и младшего. А может быть, братьев? За этим поединком можно увидеть дружеские, но конкурентные отношения с Полем Гогеном, которые закончились смертоносным столкновением (Ван Гог в какой-то момент бросился на него с бритвой, но в результате не убил его, а позже поранил себя, отрезав себе мочку уха).

А косвенно – отношения Винсента с братом Тео, слишком тесные на бумаге (они вели интенсивную переписку), в которых, очевидно, было что-то запретное. Ключом к этим отношениям могут служить 11 звезд, изображенных на картине. Они отсылают к истории из Ветхого завета, в которой Иосиф говорит брату: «Я видел сон, в котором меня встречали солнце, луна, 11 звезд, и все мне поклонялись».

На картине есть все, кроме солнца. Кто был для Ван Гога солнцем? Брат, отец? Мы не знаем, но, возможно, Ван Гог, который сильно зависел от младшего брата, хотел от него обратного – подчинения и поклонения.

Фактически мы видим в картине три «Я» Ван Гога. Первое – всемогущее «Я», которое желает раствориться во Вселенной, быть, подобно Иосифу, объектом всеобщего поклонения. Второе «Я» – маленького обычного человека, избавленного от страстей и безумия. Он не видит буйства, которое творится на небе, а мирно спит в маленькой деревне, под защитой церкви.

Кипарис, возможно, – бессознательный символ того, к чему хотел бы стремиться Ван Гог

Но, увы, мир простых смертных ему недоступен. Когда Ван Гог отрезал мочку уха, горожане написали заявление мэру Арля с просьбой изолировать художника от остальных жителей. И Ван Гога отправили в больницу для душевнобольных. Вероятно, художник воспринимал это изгнание как наказание за вину, которую чувствовал, – за безумие, за свои разрушительные намерения, запретные чувства к брату и к Гогену.

И потому его третье, основное «Я» – это изгой-кипарис, который отдален от деревни, вынесен за пределы человеческого мира. Ветви кипариса, как языки пламени, устремлены вверх. Он – единственный свидетель зрелища, которое разворачивается в небе.

Это образ художника, который не спит, который открыт бездне страстей и творческой фантазии. Он не защищен от них церковью и домом. Но он укоренен в реальности, в земле, благодаря мощным корням.

Вот этот кипарис, возможно, – бессознательный символ того, к чему хотел бы стремиться Ван Гог. Ощущать связь с космосом, с бездной, которая питает его творчество, но при этом не терять связи и с землей, со своей идентичностью.

В реальности таких корней у Ван Гога не было. Зачарованный своим безумием, он теряет опору под ногами и оказывается поглощен этим водоворотом.