Могучая кучка. Могучая кучка - пятеро смелых Скачать презентацию могучая кучка композиторов

«Могучая кучка» как единый творческий коллектив просуществовала до середины 70-х годов. К этому времени в письмах и воспоминаниях её участников и близких друзей всё чаще можно встретить рассуждения и высказывания о причинах её постепенного распада. Наиболее близок к истине Бородин. В письме к певице Л.И.Кармалиной в 1876 году он писал: «...По мере развития деятельности индивидуальность начинает брать перевес над школой, над тем, что человек унаследовал от других. ...Наконец, у одного и того же, в различные эпохи развития, в различные времена, взгляды и вкусы в частности меняются. Всё это донельзя естественно». Первым из деятелей «Могучей кучки» ушёл из жизни Мусоргский. Он умер в 1881 году. Последние годы жизни Мусоргского были очень тяжёлыми. В 1887 году умер А.П.Бородин. Со смертью Бородина пути оставшихся в живых композиторов «Могучей кучки» окончательно разошлись. Балакирев, замкнувшись в себе, совсем отошел от Римского-Корсакова, Кюи давно отстал от своих гениальных современников. Один Стасов оставался в прежних отношениях с каждым их трех.

Разумова Ксения

Презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила:ученица 5 класса Разумова К. Проверила: Затонская С.И. Презентация на тему: « Композиторы могучей кучки»

«Могучая кучка» - творческое содружество русских композиторов, сложившееся в конце 50 - начале 60-х гг. 19 века. Известно также под названием «Новая русская музыкальная школа», Балакиревский кружок.

Творческая деятельность «Могучей кучки» - важнейший исторический этап в развитии русской музыки. Опираясь на традиции Глинки и Даргомыжского, композиторы-«кучкисты» обогатили её новыми завоеваниями, особенно в оперном, симфоническом и камерном вокальном жанрах. Такие произведения, как «Борис Годунов» и « Хованщина » Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» и «Садко» Римского-Корсакова, принадлежат к вершинам русской оперной классики. Общие их черты - национальная характерность, реалистичность образов, широкий размах и важное драматургическое значение народно-массовых сцен. Стремление к живописной яркости, конкретности образов присуще и симфоническому творчеству композиторов «Могучей кучки», отсюда большая роль в нём программно-изобразительных и жанровых элементов. Бородин и Балакирев явились создателями руссокого национально-эпического симфонизма. Римский-Корсаков был непревзойдённым мастером оркестрового колорита, в его симфонических произведениях преобладает картинно-живописное начало. В камерном вокальном творчестве «кучкистов» тонкий психологизм и поэтическая одухотворённость сочетаются с острой жанровой характерностью, драматизмом и эпической широтой. Менее значительное место в их творчестве занимают камерные инструментальные жанры. В этой области произведения выдающейся художественной ценности были созданы только Бородиным, автором двух струнных квартетов и фортепианного квинтета. Уникальное место в фортепианной литературе по оригинальности замысла и колористическому своеобразию занимают « Исламей » Балакирева и «Картинки с выставки» Мусоргского.

Балакирев Милий Алексеевич (1836/1837-1910), композитор. Родился 2 января 1837 г. (по новому стилю) в Нижнем Новгороде. Первой учительницей музыки стала для Балакирева его мать, которая занималась с сыном с четырёхлетнего возраста. Правда, образование Балакирев получил не музыкальное, окончив в 1854 г. математический факультет Казанского университета. Но музыку не оставлял, обучаясь самостоятельно, и с 15 лет начал выступать в концертах как пианист. На заре его музыкальной карьеры стоял А. Д. Улыбышев, первый серьёзный исследователь творчества В. А. Моцарта. Вместе с ним в 1855 г. Балакирев приехал в Петербург, где познакомился с М. И. Глинкой. Вскоре вокруг Балакирева, который отличался не только музыкальной эрудицией, но и умением тонко и метко анализировать произведения, стали группироваться молодые талантливые музыканты. Этот кружок, окончательно сложившийся в 1862 г., был назван впоследствии «Могучая кучка». В объединение кроме Балакирева входили М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи и А. П. Бородин. Балакирев способствовал повышению уровня музыкального образования своих единомышленников. «Так как я не теоретик, я не мог научить Мусоргского гармонии, но я объяснял ему форму сочинения… технический склад произведений и его самого занимал разбором формы», - писал Балакирев в письме В. В. Стасову, одному из идеологов кружка. В 1862 г. в Петербурге была открыта Бесплатная музыкальная школа, любимое детище Балакирева. С 1868 г. он стал её директором. 50--60-е годы XIX в. - пора расцвета композиторского таланта Балакирева. На открытие памятника Тысячелетию России в Нижнем Новгороде он написал увертюру «1000 лет» (1864 г.; переработана в симфоническую поэму «Русь» в 1887 г.). В 1869 г. закончена фортепианная фантазия « Исламей », ставшая любимым произведением Ф. Листа. Кроме того, Балакиревым написано более 40 романсов на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова. Была даже попытка создать оперу «Жар-птица», но произведение осталось незаконченным. Тяжёлый душевный кризис, последовавший в 1874 г. после отказа от должности директора Бесплатной школы и связанный в основном с трудностями материального характера, привёл к тому, что Балакирев на несколько лет отошёл от всех музыкальных дел. В 1881 г. по просьбе совета школы он возвратился на должность директора, но так до конца и не оправился от душевных переживаний. Единственное значительное сочинение последнего периода - симфоническая поэма «Тамара» (1882 г.), созданная на сюжет Лермонтова. Тем не менее творческая и общественная деятельность Балакирева оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской музыки. Композитор умер 29 мая 1910 г. в Петербурге. В «Могучую кучку» входили:

Мусоргский Модест Петрович (1839- 1881), композитор. Родился 21 марта 1839 г. в селе Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне в Тверской области) в дворянской семье. В детстве занимался музыкой под руководством матери. Образование получил в Петропавловской школе в Петербурге (1851 г.), подготовительном пансионе Комарова (1852 г.) и Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1856 г.). В 1856 г. начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку. Одновременно брал уроки фортепианной игры у пианиста А. А. Герке. Тогда же познакомился с А С. Даргомыжским и М. А. Балакиревым, с помощью которого изучил теорию музыки и композиции. Вскоре Мусоргский стал постоянным участником собраний музыкальной группы «Могучая кучка». В 1858 г. он вышел в отставку в чине прапорщика, чтобы уже всецело посвятить себя музыке. В 1867 г. написана симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». К 1868 г. Мусоргский создал романсы на стихи Н. А. Некрасова и А. Н. Островского, а также на собственные тексты. По совету литературоведа В. В. Никольского композитор приступил к работе над оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Борис Годунов» по собственному либретто. В 1874 г. премьера «Бориса Годунова» состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге; опера имела большой успех. Это было торжеством всей «Могучей кучки», именно в этой опере Мусоргский особенно ярко воплотил основные идеи членов кружка. Центральная партия Бориса была любимой в репертуаре Ф. И. Шаляпина. В 1872 г. Мусоргский написал свой первый вокальный цикл «Детская», для которого сам сочинил текст. В 1873 г. он начал работу над «народной музыкальной драмой» « Хованщина » на сюжет, предложенный критиком В. В. Стасовым. Вчерне опера была закончена летом 1880 г., но лишь после смерти Мусоргского окончательно дописана и инструментована Н. А. Римским-Корсаковым. В 1874 г. Мусоргский написал десять музыкальных иллюстраций к акварельным рисункам художника В. Е. Гартмана «Картинки с выставки» - виртуозные пьесы для фортепиано. Через год он начал работу над вокальным циклом «Песни и пляски смерти» (на стихи А. А. Голенищева-Кутузова), который завершил в 1877 г. В 1876 г. Мусоргский задумал новую лирико-комедийную оперу « Сорочинская ярмарка» на сюжет повести Н. В. Гоголя. Над ней он работал до конца жизни, но закончить её так и не успел (опера закончена Ц. А. Кюи). В 1879 г. тяжёлое материальное положение заставило Мусоргского вновь поступить на службу в ревизионную комиссию Государственного контроля, где он прослужил до самой смерти. Умер 28 марта 1881 г. в Петербурге, находясь в полной нищете.

Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887), композитор, учёный-химик. Родился 12 ноября 1833 г. в Петербурге. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, отчество и фамилию получил от камердинера князя - Порфирия Бородина. Родители дали Александру неплохое домашнее образование. В 1850 г. он поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию, которую блестяще окончил в 1856 г. Научная карьера складывалась успешно. В 1858 г. Бородин получил степень доктора медицины, в 1864 г. стал профессором, в 1874 г. заведующим кафедрой химии Медико-хирургической академии, в 1877 г. - академиком. Его работы в области химии до сих пор не утратили своего научного значения. В то же время учёный с детства увлекался музыкой и на этом поприще достиг не меньших успехов. Технику композиции Бородин усвоил самостоятельно. В 60-х гг. XIX в. он стал членом кружка «Могучая кучка», возглавлявшегося М. А. Балакиревым. В 1867 г. Бородин написал Первую симфонию, которая принесла ему известность как композитору. Он один из создателей русской классической симфонии. После успеха Александр Порфирьевич начал работать сразу над двумя крупными сочинениями - Второй симфонией («Богатырская», 1876 г.) и оперой «Князь Игорь» на сюжет «Слова о полку Игореве». Работа над оперой затянулась на целые 18 лет, и произведение так и не было закончено. Уже после смерти автора её дописали по оставшимся материалам Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. «Князь Игорь» был поставлен в Петербурге в 1890 г. Музыку оперы отличает яркий героико-эпический характер. Но и тонкий лиризм не был чужд творчеству Бородина. Образцом могут служить его романсы на стихи А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Г. Гейне и собственные. Романс «Для берегов отчизны дальной » - одно из лучших вокальных воплощений пушкинской лирики. Хотя композиторское наследие Бородина не очень велико, каждое его произведение - истинный шедевр. «Громадный и оригинальный талант» - так отозвался о композиторе Ф. Лист. Умер 27 февраля 1887 г. в Петербурге

Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908), композитор, дирижёр, педагог. Родился 18 марта 1844 г. в Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел склонность с детства, но вначале избрал карьеру морского офицера. В 1856 г. поступил в Морской корпус в Петербурге. Правда, занятий музыкой не оставил. Знакомство в 1861 г. с М. А. Балакиревым и его кружком имело огромное значение для дальнейшего развития таланта композитора. Однако в 1862 г. по окончании Морского корпуса Римский-Корсаков отправился в трёхлетнее кругосветное морское путешествие на клипере «Алмаз». По возвращении в 1865 г. Николай Андреевич поселился в Петербурге и, не оставляя службы во флоте, всецело занялся музыкальным образованием под руководством Балакирева. Его первым крупным сочинением стала Первая симфония (1865 г.). Затем появились «Увертюра на русские темы» (1866 г.), «Сербская фантазия» (1867 г.), симфоническая картина «Садко» (1867 г.), Вторая симфония (« Антар », 1868 г.), ряд ярких поэтичных романсов (всего композитором написано 79 романсов). Успех этих сочинений был столь велик, что в 1871 г. Римского-Корсакова пригласили в Петербургскую консерваторию на должность профессора инструментовки и свободного сочинения. В 1873 г. Николай Андреевич окончательно оставил службу во флоте и получил должность инспектора военных оркестров флота (которую занимал вплоть до её ликвидации в 1884 г.), совмещая её с профессорскими обязанностями в консерватории. Главным жанром в творчестве композитора стала опера. Свою первую оперу « Псковитянка » он написал в 1872 г. В 1879 г. появилась «Майская ночь» на сюжет Н. В. Гоголя. В 1881 г. Римский- Корсаков создал, пожалуй, самое вдохновенное своё произведение - оперу «Снегурочка» на сюжет весенней сказки А. Н. Островского. После опер «Млада» (1892 г.) и «Ночь перед Рождеством» (1895 г.) композитор вновь обратился к былинным образам. Так была написана опера «Садко» (1896 г.), которая сразу получила широкую известность и популярность. Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки. Заслуги его как педагога также велики. Николай Андреевич воспитал около 200 композиторов, среди которых А. К. Глазунов, А. С. Аренский, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев. Римский-Корсаков - автор учебника «Основы оркестровки», двух учебников по гармонии, многочисленных музыкальных статей. Умер 21 июня 1908 г. в усадьбе Любенск близ Луги (ныне в Ленинградской области).

Кюи Цезарь Антонович (1835-1918), композитор, военный инженер и учёный. Родился 18 января 1835 г. в Вильно (ныне Вильнюс, Литва). После окончания местной гимназии поступил в Николаевскую инженерную академию в Петербурге, с которой связана большая часть его жизни. В 1891 г. получил здесь должность профессора. В числе его учеников были императоры Александр III и Николай II, полководец М. Д. Скобелев и многие другие знатные люди. Кюи принадлежат ряд капитальных трудов по фортификации. Музыкой занимался ещё в Вильно под руководством польского композитора С. Монюшко. Завершил музыкальное образование самостоятельно. Во многом Кюи помогло общение с М. А. Балакиревым и кружком «Могучая кучка», членом которой он стал. Как композитор Кюи тяготел преимущественно к вокальной музыке. Он создал 14 опер. Первую, «Кавказский пленник», начал писать в 1857 г., а закончил в 1882 г. За этот период Кюи сочинил оперы «Сын мандарина» (1859 г.), «Вильям Ратклиф » (1869 г.), « Анджело » (1876 г.). Две оперы - «Пир во время чумы» (1901 г.) и «Капитанская дочка» (1911 г.) - написаны по произведениям А. С. Пушкина. Кроме того, Кюи обращался и к редкому в то время жанру детской оперы: «Снежный богатырь» (1906 г.), «Красная шапочка» (1911 г.), «Кот в сапогах» (1915 г.). Композитор - автор почти 300 романсов, среди которых такие шедевры, как «Сожжённое письмо» и « Царскосельская статуя» на стихи Пушкина. Кюи закончил незавершённые оперы своих друзей по «Могучей кучке»: «Каменный гость» А. С. Даргомыжского и « Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского. С 1864 г. Кюи много выступал в печати как музыкальный критик, пропагандируя творчество членов балакиревского объединения. Произведения композитора отличаются изяществом, мелодичностью и вместе с тем глубиной и страстностью.

Спасибо за внимание!




М.А. Балакирев

Ц.А. Кюи

В содружество входили:

Н.А. Римский-Корсаков

А.П. Бородин

М.П. Мусоргский


Владимир Васильевич Стасов

  • идейный вдохновитель
  • консультант кружка
  • художественный критик
  • литератор
  • архивист

Название

впервые встречается в статье Стасова «Славянский концерт г. Балакирева» (1867): «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Название «Новая русская музыкальная школа» было выдвинуто самими участниками кружка, которые считали себя наследниками Михаила Глинки и свою цель видели в воплощении русской национальной идеи в музыке.


Милий Алексеевич Балакирев

(1836 -1910) молодой, талантливый, образованный музыкант, отличный пианист, великолепный композитор – пользовался огромным авторитетом у своих товарищей. Он направлял их по пути развития национальной русской музыки, помогал овладевать основами композиторской техники .


Памятник М. Балакиреву в Нижнем Новгороде

Состоял вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета. В Петербурге Балакирев встретился с Глинкой, который убедил молодого композитора посвятить себя сочинению музыки в национальном духе. Серьёзным музыкальным образованием Балакирев обязан главным образом самому себе. В 1855 году он впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста..


Михаил Иванович Глинка

(1804-1857)

Композиторы «Могучей кучки» считали себя наследниками М.И.Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки.

С любовью и бережностью молодые композиторы собирали и изучали русские народные песни и использовали их в своём творчестве.


Александр Порфирьевич Бородин

(1833 -1887)

  • русский учёный-химик и композитор.
  • им создано более 40 научных работ по химии.
  • Знаменитые музыкальные произведения А.П. Бородина: опера «Князь Игорь», симфония №2 «Богатырская», инструментальные произведения, романсы .

Модест Петрович Мусоргский

Кюи и Даргомыжский

подали Мусоргскому мысль об опере «Женитьба». Мусоргский передал Римскому-Корсакову план музыкальной картины «Садко»


Николай Андреевич Римский - Корсаков

(1844 - 1908) его называют композитором – сказочником.

неоднократно приходил на помощь Бородину во время работы над оперой «Князь Игорь». После смерти своих друзей Римский-Корсаков проделал титаническую работу по завершению или оркестровке опер Мусоргского «Хованщина» «Борис Годунов» , «Женитьба» , оперы Бородина «Князь Игорь»


Цезарь Антонович Кюи

Талант - более лирический, чем драматический. Неисчерпаемый мелодист, изобретательный до изысканности гармонист; менее разнообразен в ритмике, владеет современными оркестровыми средствами. Его музыка, носит черты французского изящества и ясности стиля, славянской задушевности, полета мысли и глубины чувства, лишена, за немногими исключениями, специально русского характера.

Первоначально в составе кружка были Балакирев и Стасов, увлечённые чтением Белинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского. Своими идеями они вдохновили и молодого композитора Кюи, а позже к ним присоединился Мусоргский, оставивший чин офицера в Преображенском полку ради занятий музыкой.

  • В 1862 году к балакиревскому кружку примыкают Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки, как Менделеев, Сеченов, Ковалевский, Боткин.

К. Е. Маковский. Карикатура на Могучую кучку

(пастельный

карандаш, 1871).

Слева направо изображены: Ц. А. Кюи в виде лисы, виляющей хвостом, М. А. Балакирев в виде медведя, В. В. Стасов (на его правом плече в виде Мефистофеля скульптор М. М. Антокольский, на трубе в виде обезьяны В. А. Гартман), Н. А. Римский-Корсаков (в виде краба) с сёстрами Пургольд (в виде домашних собачек), М. П. Мусоргский (в образе петуха); за спиной Римского-Корсакова изображён А. П. Бородин, справа вверху из облаков мечет гневные перуны А. Н. Серов.


В 70-х годах 19 века «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать.

Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии

русского и мирового музыкального искусства.

Cлайд 1

Презентация выполнена Коротенко Людмилой Алексеевной, учителем музыки МОУ «СОШ №6 г. Балашова Саратовской области имени Крылова И.В.» «Могучая кучка»

Cлайд 2

«Могучая кучка» В 1859 году в Петербурге, а год спустя в Москве было организовано Русское музыкальное общество, цель которого – сделать искусство доступным для широкого круга любителей музыки. Камерная, симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, придворных залов, где она раньше звучала, и стала достоянием демократических кругов слушателей.

Cлайд 3

Особенно важную роль сыграли концерты «Бесплатной музыкальной школы», основанной выдающимся музыкантом М.А. Балакиревым. В шестидесятые годы вокруг него объединилась группа молодых исполнителей.

Cлайд 4

В содружество входили: М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи

Cлайд 5

Владиимир Васильевич Стасов (1824 -1906) - русский музыкальный и художественный критик, возможно наиболее уважаемый среди его современников. Известный исскуствовед В.В. Стасов вдохновлял их на создание музыкальных полотен, достойных великой России. Он назвал эту группу «Могучей кучкой». «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов…». – писал Стасов в своей статье после одного из концертов под управлением Балакирева.

Cлайд 6

Милий Алексеевич Балакирев (1836 -1910) – тогда молодой, ярко талантливый, образованный музыкант, отличный пианист, великолепный композитор – пользовался огромным авторитетом у своих товарищей. Он направлял их по пути развития национальной русской музыки, помогал овладевать основами композиторской техники.

Cлайд 7

Композиторы «Могучей кучки» по праву считали себя наследниками М.И.Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки. С любовью и бережностью молодые композиторы собирали и изучали русские народные песни и использовали их в своём творчестве. Михаил Иванович Глинка (1804-1857)

Cлайд 8

Александр Порфирьевич Бородин (1833 -1887) - русский учёный-химик и композитор. Им создано более 40 научных работ по химии. Знаменитые музыкальные произведения А.П. Бородина: опера «Князь Игорь», симфония №2 «Богатырская», инструментальные произведения, романсы.

Cлайд 9

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) - русский композитор, член «Могучей кучки». Главным его творением являются оперы «Борис Годунов», «Хованщина», сюита «Картинки с выставки».

Cлайд 10

Николай Андреевич Римский - Корсаков (1844 - 1908) Русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Н.А. Римского – Корсакова называют композитором – сказочником. Среди его сочинений - 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Cлайд 11

Цезарь Антонович Кюи (1835 - 1918) - русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки», инженер-генерал. Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклифф» (по Генриху Гейне, 1869), «Анджело» (на сюжет Виктора Гюго, 1875), «Сарацин» (по сюжету Александра Дюма-отца, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели, хоры, вокальные ансамбли, романсы(более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др.

Cлайд 12

Большинство композиторов «Могучей кучки» систематически записывало, изучало и разрабатывало образцы русского музыкального фольклора. Композиторы смело использовали народную песню и в симфонических, и в оперных произведениях, среди которых «Царская невеста», «Снегурочка» (Н.А. Римский-Корсаков), «Хованщина», «Борис Годунов» (М.П. Мусоргский). Первоначально в составе кружка были Балакирев и Стасов, увлечённые чтением Белинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского. Своими идеями они вдохновили и молодого композитора Кюи, а позже к ним присоединился Мусоргский, оставивший чин офицера в Преображенском полку ради занятий музыкой. В 1862 году к балакиревскому кружку примыкают Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки, как Менделеев, Сеченов, Ковалевский, Боткин. В 70-х годах 19 века «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

1 слайд

«Могучая кучка» - пятеро смелых Моряк, военный, химик, инженер. И лишь один – профессиональный музыкант. Вместе – «Могучая кучка». Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи и Балакирев. Композиторы, благодаря которым в XIX в. в России появилась – и заявила о себе на весь мир – своя национальная музыкальная школа.

2 слайд

Сами они называли себя «Балакиревским кружком». А в историю с легкой руки великого критика Владимира Васильевича Стасова вошли как «маленькая, но уже могучая кучка русских музыкантов», проще говоря – «Могучая кучка». Пятеро смелых, боровшихся за право русской музыки на существование и победивших в этой борьбе: Милий Алексеевич Балакирев, Александр Порфирьевич Бородин, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Цезарь Антонович Кюри…

3 слайд

Милий Балакирев Исполнительский талант основателя кружка Милия Балакирева проявился в раннем возрасте. Семья, жившая в Нижнем Новгороде, решила, что мальчик обязательно станет пианистом, музыкантом. Вскоре и меценат нашелся – местный промышленник А. Улыбышев, у которого было две страсти – музыка и собирание книг. Он содержал собственный домашний оркестр, а библиотека занимала несколько комнат его особняка. Юный Балакирев проводил долгие часы среди улыбышевских фолиантов. Читал все – от классики мировой литературы до специальных книг по теории музыки. И так получил очень неплохое музыкальное образование. А до 1862г. в России не было ни единого музыкального заведения! А первую дирижерскую практику имел уже в 18 лет – на пасхальном концерте улыбышевского оркестра.

4 слайд

В середине 50-х гг. 19-летний музыкант решил покорить столицу. Первые же его концерты в Петербурге привлекли огромное внимание публики. Его имя становится известным, модного пианиста-виртуоза (исполняющего и музыку собственного сочинения) наперебой приглашают на светские рауты.

5 слайд

Но вскоре Балакирев отказывается от выгодной, казалось бы, карьеры исполнителя. У него иная цель! Вслед за глинкой он хочет развивать национальные традиции в музыке, быть музыкантом-просветителем. Горячие речи Милия Алексеевича, его исключительная музыкальная одаренность и любовь к национальному искусству действовали на окружающих гипнотически: «… обаяние его лично было страшно велико. Молодой, с чудесными, подвижными, огненными глазами, с красивой бородой, говорящий решительно, авторитетно и прямо, каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения…» (из воспоминаний Римского-Корсакова). Вокруг Балакирева быстро складывается кружок молодежи, из которого на первых порах выделяется молодой военный инженер Цезарь Кюи.

6 слайд

Цезарь Кюи Вообще-то Цезарь Антонович Кюи был на два года старше Балакирева. И к 1856г., когда юный музыкант только завоевывал столицу, он уже окончил солидную Инженерную академию. Кюи хорошо разбирался в музыке, играл на скрипке и фортепиано и даже пробовал сам писать. В его родном городе Вильно гармонией с ним занимался знаменитый польский композитор Станислав Монюшко.

7 слайд

Но до поры до времени инженер Кюи не придавал своему хобби – музыке – серьезного значения. Балакирев убедил Кюи всерьез заняться музыкой и стал для него учителем, критиком, помощником. Впрочем, даже завоевав признание как композитор, Кюи не бросил своей основной деятельности: после окончания академии он остался преподавать в ней фортификацию. А в 1878г. был назначен профессором и занимал кафедры одновременно в трех военных академиях: генерального штаба, Инженерной и Артиллерийской. Вот названия наиболее заметных работ выдающегося русского композитора: «Краткий учебник полевой фортификации», «Атака и оборона современных крепостей», «Роль долговременной фортификации при обороне государств». По ним училось не одно поколение русских военных инженеров! И как композитор Кюи тоже был весьма плодовит: оперы, сюиты, тарантелла (блестяще переложенная Ф. Листом для фортепиано), пьесы для фортепиано, скрипки и виолончели и, конечно, романсы (среди его любимых авторов – Пушкин, Некрасов, А.К.Толстой). Но все же больше всего Кюи был известен современникам как музыкальный критик.

8 слайд

Боевой характер его статей, их литературный блеск, то же изящество стиля, что и в музыке, вывели Кюи в число наиболее авторитетных и опасных для недругов литераторов. К его мнению прислушивались, его рецензий боялись. Ему верили. Защищая творчество своих соратников по «Могучей кучке» Кюи камня на камне не оставлял от своих оппонентов. Но какой ужас испытали друзья, когда Кюи с той же мощью, с тем же остроумием обрушился на гениальное, новаторское произведение своего собрата М.Мусоргского – оперу «Борис Годунов», которая была посвящена товарищам по кружку! Этого «Ножа в спину» Мусоргский не простил Кюи до конца дней. Позже поэт Алексей Апухтин написал эпиграмму: Но кто сей Цезарь, сей Кюи? Он стал фельетонистом, Он мечет грозные статьи на радость гимназистам. Он, как Ратклиф, наводит страх, Ничто ему Бетховен, И даже престарелый Бах бывал пред ним виновен.

9 слайд

Модест Мусоргский А начиналось все идиллически – Мусоргский стал третьим постоянным участником балакиревских музыкальных вечеров. Случилось это в 1857г., когда будущему гениальному композитору было все лишь 17 лет. Родина его – село Карево на Псковщине. Русская глушь, где сам «дух народной жизни», как говорил Модест Петрович, сохранился в неприкосновенности. Первые музыкальные опыты Мусоргского проходили дома под руководством матери. Десяти лет от роду потомка старинного дворянского рода отвезли в Петербург, в Школу гвардейских подпрапорщиков.

10 слайд

Обучение в школе произвело на Модеста столь сильное впечатление, что первое же его музыкальное произведение, полька для фортепиано, было названо «Подпрапорщик». По окончании школы Мусоргский был зачислен в Преображенский гвардейский полк. Казалось, будущее предрешено, однако молодой человек явно тяготился военной рутиной. Он не только блестяще играл на фортепиано, но и свободно импровизировал, был очень начитан, прекрасно знал философию, историю, нрав имел раскованный и веселый, был общительным, тянулся к людям. Знакомство с Балакиревым и Кюи оказалось судьбоносным, он с радостью отказался от военной службы во имя искусства. Мусоргский готовится писать большую музыкальную драму. Ежедневно бывая у Балакирева, молодой композитор обсуждает с ним планы, учится у него инструментовке, композиции, много времени проводит за роялем. Именно таким увидел экс-прапорщика молодой гардемарин Николай Римский-Корсаков.

11 слайд

Николай Римский-Корсаков Римский-Корсаков происходил из древнего дворянского рода. Родился в старинном городке Тихвин Новгородской губернии. Здесь любили праздники, свято соблюдали обычаи – зиму провожали песнями и плясками, сжигали чучело Масленицы, весну встречали венками и хороводами, в ночь на Ивана Купалы жгли костры, а свадьбы справляли после уборки хлебов. Все это не раз наблюдал маленький Ника, прогуливаясь с матерью или дядюшкой в окрестностях города. Возвращаясь вечером, садились пить чай с вареньем.

12 слайд

Потом мать аккомпанировала дядюшке, любившему петь. Шуточная народная «Шарлатарла из парталы» сменялась грустной «Не сон мою головушку клонит». Вскоре Ника, обладавший идеальным слухом и прекрасной музыкальной памятью, уже гордился тем, что и сам может подыграть дядюшке… Но в 12 лет тихая тихвинская жизнь закончилась. Мальчика отправили в Петербург, в Морской корпус. Нике там не понравилось. Единственная отрада, спасение от серых будней – воскресные поездки в оперу. Больше всего поражал его симфонический оркестр, в котором каждый инструмент, казалось, жил своей жизнью, имел собственный голос. А сплетаясь, эти разные голоса создавали невероятное чудо музыки… Старший брат увлек подросшего мальчика в летнее плавание – лучшая практика для будущего морского офицера.

13 слайд

Однако это короткое путешествие чуть не стало трагическим. Ника упал в море, сорвавшись с канатов бизань-мачты. Полуживого, его вытащили из воды. Позже Римский-Корсаков говорил, что именно тогда он понял, что военно-морская служба не для него. Последние 2 года учебы он берет уроки музыки, пробует сочинять сам. И, наконец, благодаря своему учителю музыки итальянцу Канилле, горячему поклоннику Глинки, попадает в дом Балакирева… Ученические пьесы настолько понравились композитору, что он стал немедленно убеждать молодого человека бросить все и заняться музыкой всерьез. Растерявшийся Римский-Корсаков остаток вечера провел как в тумане: «Я сразу погрузился в какой-то новый, неведомый мне мир, оказавшись среди настоящих, талантливых музыкантов, о которых я прежде столько слышал…» Николай становится завсегдатаем балакиревских вечеров. Он быстро подружился с Мусоргским и Кюри. Ободренный новыми друзьями, Римский-Корсаков берется за сочинение симфонии. Но, какая досада, не успевает дописать ее до выпускных экзаменов и последующего плавания, обязательного для выпускников Морского корпуса. Бросить все ради музыки Ника еще не готов. И клипер «Алмаз», входящий в состав эскадры контр-адмирала Лесовского, становится на ближайший год его домом.

14 слайд

А наставник Балакирев все торопит его окончить симфонию, сетует на редкость писем от бравого моряка, описывает события музыкальной жизни столицы. Душой молодой офицер в далеком Петербурге, его совершенно не занимает та секретная политическая миссия, с которой эскадра движется в Нью-Йорк… А это не развлекательная поездка: в Америка разгар войны Юга и Севера. Симпатии России на стороне «северян». Боевая задача эскадры – охрана побережья от нападения флота «южан» и устрашение кораблей Франции и Великобритании, сочувствующих конфедератам… А Римский-Корсаков рвется в Петербург. В одном из концертов Бесплатной музыкальной школы (основанной Балакиревым в противовес официальной Консерватории) исполнена его наконец-то дописанная симфония. Успех ее превзошел все ожидания, окрылил автора и его соратников! Балакиревский кружок становится ярчайшим явлением русской музыкальной жизни. В это время к уже сложившейся четверке присоединяется пятый участник «Могучей кучки» - петербуржец Александр Бородин.

15 слайд

Александр Бородин Отцом Саши был грузинский князь Лука Гедианов, а матерью – петербургская мещанка Авдотья Антоновна. Фамилию и отчество мальчик получил от одного из крепостных отца. Но внешность и темперамент выдавали в нем наследника грузинского княжеского рода. Видимо, этим и объясняется выбор профессии, ведь химия – одна из немногих наук, где все бурлит, горит и взрывается законно, для пользы дела. Саша оказался разносторонне одаренным ребенком – с 8 лет играл на флейте, фортепиано и виолончели, а с 9 начал сочинять музыку.

16 слайд

Блестяще окончив Медико-хирургическую академию, Бородин отправился в Гейдельберг на 3-годичную стажировку. К этому времени он уже автор нескольких романсов и инструментальных пьес. Но наука для будущего академика, руководителя химической лаборатории Медико-хирургической академии по-прежнему безоговорочно на первом месте. Так было до возвращения в Петербург в 1862г. Познакомившись с Балакиревым и придя на его музыкальный вечер, Бородин встретил там М.Мусоргского. С ним он был знаком давно, еще по военно-сухопутному госпиталю, в котором проходил практику во время учебы (а 17-летний прапорщик Мусоргский нес там дежурства)… Обстановка в доме Балакирева творческая, непринужденная. Бородин с радостью садится за рояль, исполняет свои сочинения. Балакирев восхищен: ему удалось найти еще один необыкновенный талант.

17 слайд

Наступило прекрасное время. Собрания в доме Балакирева не невском проспекте все многолюднее. Они, как магнитом, притягивают к себе одаренную молодежь. Слава кружка уже давно переступила пределы Петербурга, сюда едет специально послушать настоящую музыку, поговорить о путях развития русского искусства, о судьбах страны. «Могучая пятерка» работает не покладая рук: каждого переполняют творческие идеи, любая мысль подхватывается на лету, раскрывается, наполняется новым содержанием… Они молоды, работоспособны и очень талантливы. Встречаются члены кружка теперь практически каждый день: то на «средах» Балакирева, то на «четвергах» Кюи (в 1858г. Кюи женился на ученице композитора Даргомыжского, пианистке Марии Бамберг, и зажил своим домом), то в доме Людмилы Ивановны Шестаковой, младшей сестры Глинки, то по воскресеньям в доме Стасова, то на музыкальных вечерах у Даргомыжского. Обстановка почти семейная: сидя за столом, гости и хозяева беседуют, пьют чай с баранками и вареньем. Для холостяков всегда приготовлены закуски и портвейн. У рояля сменяются исполнители – звучат наброски новых произведений, отрывки из опер, фортепианные пьесы, романсы, народные песни.

18 слайд

На одном из вечеров Римский-Корсаков знакомится с очаровательной пианисткой Надеждой Пургольд. Долгие романтические прогулки в окрестностях ее дачи в Парголове, совместное чтение и проигрывание музыкальных произведений… Николай Андреевич понимает: эта девушка – его судьба, пора делать ей предложение.

19 слайд

Но… сначала надо закончить оперу «Псковитянка». Активно помогает ему в этом Мусоргский, параллельно работающий над второй редакцией «Бориса Годунова». Сложился уникальный музыкальный тандем. Чтобы не бегать друг к другу по нескольку раз в день, Мусоргский и Римский-Корсаков решают даже поселиться вместе, сняв квартиру на Пантелеймоновской улице. «Наше житье с Мусоргским было, я полагаю, единственным примером совместного житья двух композиторов, - вспоминал впоследствии Римский-Корсаков. – Мы оба много работали, обмениваясь постоянно мыслями и намерениями». Бородин тем временем не отстает от товарищей, по совету Балакирева и Стасова он задумывает оперу на сюжет «Слово о полку Игореве». При этом Бородин большую часть своего времени отдает работе в Медико-хирургической академии, ведь с 1864г. он профессор. Кюи оканчивает оперу «Вильям Ратклиф» и собирается писать оперу «Анджело» по сюжету Виктора Гюго. Как и Бородин, музыкальное творчество он совмещает с преподаванием в Инженерной академии. Да еще и пишет полемические статьи для «Санкт-Петербургских Ведомостей». Лидер же кружка, отец-основатель Балакирев, приобретает все большую известность как дирижер. Его дирижерская манера, по словам Даргомыжского, отличается «огненной горячностью».

20 слайд

А присутствовавший на одном из его выступлений великий Рихард Вагнер восторженно отзывается о Балакиреве, говоря, что видит в русском дирижере своего будущего соперника. В 1867г. Балакирева приглашают в Прагу дирижировать постановкой оперы Глинки «Руслан и Людмила». Счастливый, он пишет в Петербург: «Руслан» окончательно покорил себе чешскую публику. Восторженность, с которой его приняли, не уменьшается и теперь, хотя я его уже дирижировал 3 раза…» Предсказанное им триумфальное шествие русской музыки по миру началось… Успех балакирева в Праге ставит его в один ряд с лучшими русскими дирижерами того времени. Поэтому, когда Антон Рубинштейн уезжает работать за границу, именно Балакирева приглашают занять освободившееся место главного дирижера императорского русского музыкального общества. А это значит, что «новая русская школа» одержала наконец-то победу в многолетней войне с консервативным официальным направлением в русской музыке. 2 последующих года композитор продолжает ревностно пропагандировать лучшие, с его точки зрения, произведения современной музыки. Не забывает он и о любимом детище – Бесплатной музыкальной школе.

21 слайд

Однако бескомпромиссная позиция Балакирева раздражает многих. И вот в печати разворачивается целая кампания против него. «Могучую кучку» опять ругают и обвиняют во всех смертных грехах. Но больше всего достается ее создателю – даже Стасов не в силах защитить своего друга Балакирева. Весной 1869г. Милия Алексеевича отстраняют от дирижирования концертами общества. Гордый, самолюбивый Балакирев болезненно переживает случившееся. Правда, остается еще Бесплатная музыкальная школа, остаются верные ученики, творчество. Только школа существует на частные пожертвования, и после скандала с Музыкальным обществом финансирование резко сокращается. Балакирев пытается вкладывать свои средства, но тут умирает его отец, и ему приходится взять на себя заботу о младших сестрах. Оркестрантам и преподавателям нечем платить зарплату. В 1874г. Балакирев отказывается от должности директора Бесплатной школы. Как-то сами собой изменились и отношения Балакирева с его питомцами, членами «Могучей кучки». Они встречаются все реже, у каждого своя жизнь, своя работа, Балакирев уже не властен над их умами и чувствами.

22 слайд

Сформировавшись как самостоятельные творческие личности, композиторы уже не нуждаются в постоянной опеке. Нет, они не отказались от прежних идеалов и к Балакиреву относятся с огромным уважением, но дальше каждый хочет идти своим путем. Бородин говорил о этом так: «пока мы все были в положении яиц под наседкою (разумея под последней Балакирева), все мы были более или менее схожи. Как скоро вылупились из яиц по птенцу – обросли перьями. Перья у всех вышли… различные; а когда отросли крылья – каждый полетел, куда его тянет… Отсутствие сходства в направлении, стремлениях, вкусах, характере творчества… по-моему, составляет хорошую и отнюдь не печальную сторону дела». Но уязвленный Балакирев не может примириться с потерей влияния на недавних учеников. Он расценивает это как предательство. Ему кажется, что все, чему он посвятил жизнь, оказалось невостребованным – его в конце концов просто выкинули, как ненужную, старую вещь! Началась тяжелейшая депрессия, появились мысли о самоубийстве. Потрясенные состоянием этого когда-то душевно сильного, неутомимого человека, друзья призывали его вернуться к творчеству, к музыке, к прежней кипучей деятельности. В ответ Балакирев идет служить мелким чиновником в Магазинное управление Варшавской железной дороги, делается нелюдимым, болезненно религиозным человеком.

23 слайд

Он избегает своих прежних музыкальных знакомых, да и вообще любых разговоров на эти темы. К музыкальному творчеству Балакирев вернулся лишь через 10 лет: снова стал директором Бесплатно музыкальной школы и даже занял пост директора Придворной Певческой капеллы. Работал много и плодотворно, но жил замкнуто. Судьба Мусоргского, самого талантливого и оригинального, по мнению Стасова, из всей великолепной пятерки композиторов, сложилась трагически. Под маской веселости и бесшабашности скрывалась одинокая, по-детски ранимая душа. Он прекрасно чувствовал себя среди друзей. Но Римский-Корсаков женился и поселился отдельно, Кюи и Бородин все больше отдаляются и живут своей жизнью. А депрессивный Балакирев не слишком-то подходил на роль няньки. После распада «могучей кучки» Мусоргский чувствует себя одиноким, ему обязательно нужно, чтобы кто-то о нем заботился. А тут в начале 70-х гг. умер его близкий друг художник и архитектор Гартман («картинки с выставки», одно из лучших произведений Мусоргского, - дань памяти этому художнику). Нужно как-то зарабатывать на жизнь. Мало того, дирекция Императорских театров не принимает «Бориса Годунова» к постановке, требует переделок… Еще Мусоргский страдал от извечной русской болезни – чрезмерной тяги к алкоголю. Бороться с этой пагубной привычкой ему удавалось, если был человек, который находился рядом, следил за ним…

24 слайд

Встреча с молодым поэтом графом Арсением Голенищевым-Кутузовым наполнила жизнь Мусоргского новым смыслом. Мусоргский творил, а Голенищев-Кутузов следил, чтобы у композитора всегда были завтрак, обед и ужин. А также решал за него остальные бытовые проблемы. Не случайно вокальные произведения 70-х г. написаны Мусоргским на слова Голенищева-Кутузова. Но вот Арсений женится и Модест снова остается один. Ну разве что Стасов… Он еще заботился о здоровье и душевном состоянии Мусоргского, о чем композитор писал с восторгом: «Никто жарче Вас не грел меня.. никто яснее не указал мне путь-дороженьку… Лучше вас никто не видит, куда я бреду, какие раскопки делаю… Любы вы мне – это Вы знаете, люб и я Вам – это я чую...» Но беда в том, что Мусоргскому требовалось ежедневное внимание, а этого даже Стасов дать не мог… Петербургская же публика в большинстве своем не принимала новаторских творений Мусоргского, он был для нее «невеждой», а его музыка – «какофонией и безобразием». Назло всем Мусоргский продолжал писать, правда, теперь уже медленно, с перерывами. Начиная с 1872г. И до самой смерти в 1881г. он работает над знаменитой музыкальной драмой «Хованщина». Его всецело поддерживают Стасов и старые друзья.

25 слайд

Когда Мусоргский в очередной раз лишился места и был изгнан из квартиры за неуплату, они решили «скинуться» и платить ему что-то вроде пенсии, с условием, что он обязательно будет сочинять музыку к «Хованщине». Получив деньги, обрюзгший, неряшливо одетый Мусоргский большую часть времени бродил по городу в поисках дешевой выпивки.«Хованщина» Мусоргским так и не была закончена, великий труд завершения оперы и приведения в порядок всех оставшихся рукописей покойного взял на себя Римский-Корсаков… Мусоргский, композитор-новатор, обогнал свое время и повлиял на становление великих композиторов: Дебюсси, Равеля, Прокофьева, Стравинского. Так получилось, что со временем Римский-Корсаков стал неформальным лидером «Могучей кучки». Еще в 1871г. Композитор получил от дирекции Петербургской консерватории предложение занять место руководителя класса практического сочинения, инструментовки и оркестрового класса. Поколебавшись, он согласился. К счастью, потому что он оказался прекрасным педагогом. Его занятия проходили легко, непринужденно, собирая с каждым годом все больше студентов. Не случайно чуть позже он занял еще и пустующее место директора Бесплатной музыкальной школы. Именно у Николая Андреевича учились композиторы будущего – Глазунов, Мясковский, Стравинский...

26 слайд

27 слайд

Из старых друзей теплые отношения сохранились с Бородиным и Стасовым… Римский-Корсаков самоотверженно работает над неоконченными произведениями других участников Балакиревского кружка. Как и «Хованщина» Мусоргского, опера «Князь Игорь» Бородина (писавшаяся 18 лет) тоже осталась незаконченной. В 1887г. Бородин неожиданно умер от сердечного приступа – прямо на масленичном карнавале. «Князя Игоря» Римский-Корсаков дописывал вместе с Глазуновым. Первое представление оперы состоялось на Мариинской сцене в 1890г. Она вызвала восторг у публики и музыкальной критики и стала одной из самых известных в мире русских опер… В редакции Римского-Корсакова впервые была поставлена и «Хованщина». Им же была сделана обработка «Бориса Годунова», а также подготовлена к изданию музыка «Могучей кучки». Ее оригинальность настолько очевидна, что европейские музыкальные критики с восторгом говорят о появлении нового, мощного, самостоятельного течения в мировой культуре… Большинство из них понятия не имели о том, что авторами этого течения стали музыкант-самоучка, моряк, инженер, химик и военный…

28 слайд

29 слайд

«Россия за какие-нибудь 50-60 лет сделала в области музыки то, что у других делалось в 300 или 400 лет, - и нагнала, и перегнала всех. И это диво дивное и чудо чудное…» Владимир Стасов, музыкальный и художественный критик XIXв.