Молимся вместе. Воскресенский ново-иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь

Впервые в истории 21 мая в Москву в храм Христа Спасителя из итальянского города Бари привезли мощи Николая Чудотворца. Доступ для поклонения святыни для верующих открыт с 22 мая по 12 июля. По стечению обстоятельств в тот же день, в прошлое воскресенье 21 мая частичка мощей Николая Чудотворца в специально изготовленном ковчеге была установлена и в Серпухове в Георгиевском храме Введенского Владычнего женского монастыря. Мощи расположили в пределе этого столь почитаемого святого.

Вконтакте

Одноклассники

Частичка мощей в Серпухов была также привезена из Бари, но она останется в женской обители навсегда. Огромную работу для того, чтобы эта святыня оказалась в серпуховском монастыре, проделали члены Попечительского Совета обители. И в первую очередь это настоятельница монастыря Игуменья Алексия и депутат Московской областной Думы Роман Владимирович Горбунов. Также неоценимую помощь в этом благом деле оказал Николай Николаевич Пушкин – депутат городского Совета депутатов. Кстати, 21 мая, в преддверии праздника Святителя Николая, когда во Владычнем монастыре состоялся молебен перед частицей доставленных мощей в семье Николая Пушкина был и еще один праздник – День рождения сына, и тоже Николая.
Надо отметить, что православные серпуховичи и паломники с трепетом отнеслись к такому событию в женской обители. Многие остались после утренней службы, чтобы поклониться святым мощам, а многие и специально приехали для этого в монастырь. Также на молебен собрались, практически все члены Попечительского Совета под председательством Олега Валентиновича Кузнецова. Поклониться мощам пришел и председатель Контрольно-счетной палаты города Серпухова Михаил Павлович Шелудяков.
Теперь доступ к ковчегу в Георгиевском храме открыт постоянно. И вскоре здесь начнутся реставрационные работы по росписи предела Николая Чудотворца.
Стоит отметить, что в Серпухове поклониться мощам Николая Чудотворца также можно в Троицком Соборе на Соборной горе.
Святитель Николай является одним из самых почитаемых святых. Почитание его памяти объединяет православных и католиков.
Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий.
С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.
Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. В Серпухове расположен Кафедральный Собор Николы Белого.

Поездка к мощам Николая Чудотворца в Храм Христа Спасителя из Ярославля

+ Ново-Иерусалимский монастырь

Стоимость поездки - 1600 руб.

Остались последние 6 мест!

Записаться на поездку

Когда празднуется память святителя Николая Чудотворца

Святителю Николаю в православном церковном календаре посвящен не один праздник. 19 декабря по новому стилю вспоминается день смерти святого, 11 августа - его рождение. В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний. 22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день имееновали Никола Вешний (то есть весенний), или Никола Летний. Все эти праздники непереходящие, то есть даты их фиксированы.

В чем помогает Николай Чудотворец

Святителя Николая называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

Житие (биография) Николая Чудотворца

Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным. Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым - ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством - разрушал идолов и капища, и защитник христианства - обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода - своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах - точная дата неизвестна.

Мощи святителя Николая

Святитель Николай Чудотворец отошел ко Господу в 345-351 годах - точная дата неизвестна. Его мощи были нетленными. Первое время они покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

В 1087 году часть мощей святого перенесли в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие - ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию, а в Мирах осталась небольшая частица.

В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю.

  • Грандиозный проект патриарха Никона (1605-1681), направленный на воссоздание почитаемых мест Священной Земли.
  • Планировка монастыря напоминает Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
  • Интересный памятник архитектуры XVII-XVIII веков, построенный и реконструированный лучшими архитекторами, в том числе Б. Растрелли.

Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь - один из самых известных в Подмосковье. Это - уникальное святое место, удивительное и по своему замыслу, и по его воплощению, в котором участвовали знаменитые архитекторы сразу нескольких эпох. Он воспроизводит расположение главных святынь Иерусалима: Воскресенский храм - аналог храма Гроба Господня с приделами, подземная церковь Константина и Елены - аналог пещерной палестинской церкви, Рождественская трапезная церковь. Природный рельеф местности носит библейские названия: горы (холмы) Фавор, Ермон, Синай, Елеон, река Иордан (Истра), Гефсиманский сад.

Монастырь был основан в XVII веке патриархом Никоном, и некоторые сохранившиеся святыни (гробница и скит) связаны с его именем. Это , и здесь же проводятся экскурсии, работает воскресная школа для детей и взрослых, действует гостиница для паломников. При монастыре открыт небольшой музейно-выставочный комплекс, постоянная экспозиция которого посвящена русскому церковному искусству, а также археологии и истории Московской области. В парке комплекса Ново-Иерусалимского монастыря под открытым небом расположен Музей деревянного зодчества.

Личность патриарха Никона

Основатель монастыря, патриарх Никон (1605-1681), оставил противоречивый след в истории. В православной среде далеко не все приняли его церковную реформу, начатую в 1653 году и во многом приблизившую Русскую православную церковь к европейской Константинопольской. Старообрядцы видели в этом ущемление исконной Русской церкви. Сопротивление реформе Никона привело к трагедии: к старообрядцам не только не прислушивались, их массово преследовали и казнили.

Царь Алексей Михайлович вначале горячо поддерживал Никона. Однако после русско-польской и русско-шведской войн, во время которых патриарх своеобразно занимался внутренней политикой вместо занятого военными действиями государя, Никон был вынужден отречься от патриаршего престола. Никон был подвергнут опале и сослан в отделенный Ферапонтов монастырь, где провел 15 лет. После смерти царя Алексея Михайловича новый царь - Фёдор Алексеевич - разрешил Никону вернуться в любимый им Ново-Иерусалимский монастырь. По дороге Никон скончался и был погребен по обряду патриарха в этом монастыре, под Голгофой.

История возведения монастыря

Место для постройки монастыря патриарх Никон выбирал сам. Он часто посещал крупный Иверский монастырь в городе Валдай, по пути останавливаясь для отдыха в селе Воскресенское (ныне город Истра). Топография этой местности натолкнула его на грандиозный план. Обитель под Истрой должна была стать символом Третьего Рима: военное и политическое влияние России росло как на западе, так и на востоке, и центр влияния в православном мире также сместился в Москву.

В 1656 году Никон начал скупать земли, переименовывая местности в соответствии со своим планом. Через год была построена деревянная Воскресенская церковь на горе Елеон, в память об освящении которой вместе с царем Алексеем Михайловичем патриарх возвел Поклонный крест (восстановлен в 2006 году). Сам монастырь был заложен западнее Елеонского холма, на холме Сион. Севернее его находится Фаворский холм. Река Истра была переименована в Иордан. На въезде в город был небольшой женский монастырь, названный Вифанией. Таким образом, полностью была воспроизведена топография Палестины и возник Ново-Иерусалимский монастырь.

До своей ссылки патриарх Никон не успел достроить монастырь. В 1685 году, при регентстве царевны Софьи, сестры будущего , в обители были совершены значительные доработки. Пётр I, напротив, не благоволил к монастырям: при нём штат монахов и доходы монастыря резко сократились; вдобавок в 1726 году монастырь был почти полностью уничтожен пожаром. И лишь спустя 20 лет императрица Елизавета Петровна взялась восстанавливать монастырь, назначив архитекторами проекта Карла Ивановича Бланка и (Варфоломея Варфоломеевича) Растрелли.

Архитектура Ново-Иерусалимского монастыря

Формы главного храма обители - Воскресенского собора - были вдохновлены не только храмом Гроба Господня, но и, возможно, описаниями храма Соломона, почерпнутыми из Библии, а также храма Святой Софии Константинопольской. Об иерусалимском храме зодчие имели представление по деревянной модели, привезенной из Палестины. Главным зодчим храма был назначен Аверкий Мокеев, который участвовал также в постройке Никоном двух других крупных монастырей - Крестного монастыря на Кий-острове и Иверского монастыря на Валдае.

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря состоит из трех частей: большой ротонды с шатром, четырехстолпного храма и подземной церкви Константина и Елены. Кроме того, в соборе изначально были усроены приделы Усекновения главы Иоанна Предтечи, Успения Богоматери и верхняя Голгофская придельная церковь. При последующих реставрациях число приделов возросло. Особенно выделяется в общем многосоставном силуэте храма огромное шатровое завершение ротонды. В ротонде находится кувуклия - часовня Гроба Господня. Многие удивляются завершению ротонды: ведь патриарх Никон впоследствии запретил возведение шатровых крыш в церквях. Вероятно, патриарх не хотел, чтобы храм был повторен, поскольку в этом случае сакральное значение Воскресенского собора было бы снижено: на Руси мог быть только один аналог Гроба Господня.

Хотя собор строился в эпоху русского средневековья, он всё же апеллирует к ордерным формам, которые русские мастера узнавали из книг и гравюр, привезенных из Западной Европы. Замечательными образцами непосредственно русского искусства являются изразцы. Ими занимался, в частности, знаменитый мастер Степан Полубес, украсивший изразцами многие московские храмы. При Никоне были созданы даже керамические иконостасы.

В эпоху царствования Елизаветы Петровны при реставрации монастыря главенствующий стиль изменился: им стало барокко. Тяжелый каменный шатер Воскресенского храма был заменен деревянным, с большим количеством люкарн, благодаря которым ротонда стала освещена.

С востока к Воскресенскому собору примыкает подземная церковь Константина и Елены, освященная в честь константинопольского императора и его матери. Церковь подземная: так мастера пытались воспроизвести аналог церкви Константина и Елены в Палестине, которая вырублена в скале. В XVIII веке церковь приобрела дополнительные купола и ров вокруг, для защиты от подземных вод.

Высокую крепкую стену монастыря украшают башни: Гефсиманская, Сионская, Давидов дом, надвратная Елизаветинская, Инноплеменичья, Фаруха, Ефремова и Дамасская (по часовой стрелке). Башни схожи между собой, но имеют некоторые различия в декоре, ширине оконных проемов и форме архитектурных объемов. Башни претерпели значительные изменения со времен Никона. Больше всего «досталось» Елизаветинской.

Помимо башен, стену украшает Входоиерусалимская надвратная церковь, выстроенная под руководством архитектора Якова Бухвостова. Это церковь имеет форму восьмерика на четверике, при этом нижний объем оформлен полукружиями притворов. Несмотря на сложный силуэт и общую устремленность вверх, надвратная церковь не перекрывает ротонду Воскресенского храма, которая является главной доминантой ансамбля.

В западной части монастыря расположены преимущественно хозяйственные постройки, выстроенные большей частью в конце XVII века по приказу царевен Софьи и Татьяны. Это трапезная с церковью Рождества, больничные палаты, архимандричьи палаты, палаты «монастырских деток». Почти все постройки подвергались значительным переделкам и реставрациям. Исключение составляют палаты Татьяны Михайловны, солодовые и кузнечные палаты . Первые сооружены значительно более нарядно - украшены ордерными наличниками и пилястрами.

Говоря о комплексе Ново-Иерусалимского монастыря, стоит упомянуть еще одну постройку, лежащую за Гефсиманским садом, - скит патриарха Никона. Именно о нём писал («Оставленная пустынь предо мной…»). Несмотря на минорный настрой стихотворения, сама постройка выглядит довольно нарядно: она украшена изразцами и майоликой и внешне совсем не похожа на монашеский скит. Однако внутри она весьма аскетична, как подлинное жилище отшельника.

Во время монастырь, находившийся в зоне боевых действий, был почти полностью разрушен. Самая первая после войны реконструкция комплекса была начата под руководством легендарного архитектора П. Барановского, который хотел восстановить собор преимущественно в изначальных формах XVII века. Реставрации проводились в 1970–1990-х годах, однако не всё из задуманного было сделано. Основные споры вызывало покрытие над ротондой, точнее - его высота и материал. На сайте монастыря выложены архивные фотографии, которые дают представление о памятнике после взрыва в 1941 году и этапах последующей реставрации. В 2008 году была начата последняя реставрация, которая продолжается до сих пор.

Вопрос о том, в каком стиле должен быть восстановлен монастырь - в средневековом (как при патриархе Никоне) или в барочном (как при императрице Елизавете Петровне), - подробно обсуждался. В итоге специалисты склонились к варианту восстановления монастыря по образу, который был создан в XVIII веке: для этого образа сохранилось намного больше достоверных данных и изображений, да и вариант известнейшего архитектора Растрелли сам по себе не менее историчен, чем вариант постройки Никона.

Святыни Ново-Иерусалимского монастыря

Главный храм Ново-Иерусалимского монастыря - Воскресенский. У основного входа есть каменная летопись архимандрита Никанора, написанная акростихом. Считается, что она сама по себе обновляется, то есть не стирается с годами, а напротив - становится ярче. То же, по преданиям, происходит и с эпитафией на гробнице Никона. В ротонде Воскресенского собора можно посетить кувуклию - часовню храма Гроба Господня. Там находится святая плащаница, которую в Великую пятницу полагают на Камень миропомазания. В Иерусалиме на такой камень было положено снятое с креста тело Спасителя. Сама же плащаница является аналогом Гроба Господня в Иерусалиме.

В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи находится гробница патриарха Никона (в Иерусалиме в аналогичном месте захоронен ветхозаветный царь Мельхиседек). В 2013 году ее вскрыли, но она оказалась пустой, и куда и когда были перенесены мощи патриарха после его захоронения, неизвестно. Тем не менее, у саркофага регулярно проводятся службы. Здесь же находится изразцовый иконостас XVII века с современными конами. Редкие изразцовые иконостасы также представлены в приделах Страстей Христовых и архистратига Михаила. В этом же приделе находятся список с Тихвинской иконы Богоматери и могила Иоанна Шушерина - сподвижника и биографа патриарха Никона.

Из святынь, имеющих непосредственное отношение к патриарху Никону, в монастыре можно увидеть также часть его омофора и антиминс. В придельной Голгофской церкви, в которой больше всего любил служить Никон, расположен аналог Лобного места, где был распят Христос. Там устроено деревянное Распятие, вырезанное из кипариса, а также находится сохранившийся иконостас XVIII в.

В Воскресенском соборе устроена придельная Темничная церковь, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы. В Палестине в утесе горы Голгофы держали приговоренных к казни; там Богоматерь оплакивала Своего Сына. Церковь монастыря мало похожа на темную пещеру - это хорошо освещенный небольшой храм. В Успенском пределе Воскресенского собора находится ковчежец с мощами св. Татианы, подаренный монастырю в XVII веке царевной Татьяной.

На территории монастыря можно набрать воды из «Силоамского» источника в Гефсиманском саду или из колодца «Живоносный источник» в подземной церкви Константина и Елены. На Святой земле именно в этом месте и на такой же глубине (6 м) константинопольская императрица Елена обрела Крест Господень. Примерное нахождение Креста Елене указал житель Иерусалима, который впоследствии принял крещение с именем Кириак, был убит христианскими гонителями и почитается как святой мученик. В связи с этими событиями в церкви имеется одноименный придел.

Окунуться можно в реке Иордан (Истра). Удобных раздевалок и оборудованных сходов к воде пока нет, но это не мешает сотням верующих окунуться в освященную воду в прорубях на праздник Крещения. По преданию, в крещенскую ночь - с 18 на 19 января - можно увидеть чудо, происходящее на реке Истре: в 1.30 ночи вода останавливается, и течение в реке на протяжении пяти минут едва заметно.

Рядом с рекой, на горе Елеон, находится Поклонный крест. Это реплика, сделанная в 2006 году. Оригинальный крест был установлен в XVII веке в знак освящения первого храма в монастыре. Надпись гласит, что государь Алексей Михайлович «нашел окрестности прекрасными, как Иерусалим Небесный, поэтому назвал имя местности и строящемуся монастырю Новый Иерусалим». Так началась история монастыря.

Святая топография

Наверное, самая главная святыня монастыря - топография Русской Палестины — воспроизведение святых мест, отчасти созданное самой природой.

Имевшаяся до строительства монастыря топография местности удивительным образом напомнила Никону палестинские святыни. Аналогом храма Гроба Господня в Иерусалиме, центром всего ансамбля выступила прежняя Воскресенская церковь в вотчине боярина Боборыкина. На севере находилась церковь Преображения Господня в селе Бужарово, на Востоке - церковь Вознесения в селе Алексино. На юге и юго-востоке от храма Воскресения находились церкви Илии Пророка и Рождества Христова. Если ориентироваться на топонимику Палестины, то на это место приходятся Вифлеем, где родился Спаситель, и неподалеку - монастырь св. Илии IV века. Местечку Раму рядом с Иерусалимом, где родился пророк Самуил, соответствует церковь Рождества Богородицы с приделом пророка Самуила. Есть в Палестине и монастырь Саввы Освещенного, а рядом с Русской Палестиной расположен Саввино-Сторожевский монастырь.

Дата публикации или обновления 01.02.2017

  • Оглавление: Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь
  • Святыни Высоцкого монастыря.

    По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия были проведены работы по определению места погребения и открытию святых останков преподобного Афанасия Младшего.

    24 сентября 1994 года по благословлению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия было совершено обретение святых мощей угодника Божия. Очевидно, что особым промыслом Божиим святые мощи преподобного находились под спудом до наших дней, и это уберегло их в годы гонений на Русскую Церковь от поругания, осквернения и уничтожения. Сейчас святые мощи преподобного Афанасия почивают в Покровском храме в золоченой раке. Он издревле почитался как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители и города Серпухова. Как раньше, так и в наше время преподобный подает всем с верою прибегающим к его многоцелебным мощам свою благодатную помощь. В наши дни от его святых мощей происходит немало исцелений различных душевных и телесных недугов, поэтому в 2004 году на Архиерейском Соборе было совершено его всероссийское прославление.

    В Покровском храме находится древний, XV века, чудотворный образ святого великомученика и Победоносца Георгия , который неоднократно спасал город Серпухов от нападения врагов и сопровождал серпуховское ополчение в военных походах.


    Объемное изображение главы Иоанна Предтечи с частицей его мощей. XIX в.


    Ковчег с мощами Ростовских святителей: прп. Авраамия Ростовского , свт. Исайи Ростовского и свт. Димитрия Ростовского.


    Ковчег с мощами


    Ковчег с мощами святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского.


    Чтимый образ свт. Николая Чудотворца. XV в. Никольский храм.


    Личные вещи св. прав. Иоанна Кронштадского : потир, епитрахиль, требный крест и книга «Солнце правды» с его дарственной надписью.

    Святые мощи находятся в ковчегах, которые стоят в храмах и открываются на время богослужений, а некоторые, в основном большие части мощей, хранятся в алтаре в особо украшенных, ювелирной работы ковчегах и выносятся для поклонения верующим в дни памяти этих святых.

    Есть ряд икон, которые, возможно, не относятся к особо чтимым в монастыре святыням, но заслуживают внимания по своей древности и красоте.

    В первую очередь, это святые Царские врата XVII века, замечательного Ушаковского письма, большая икона "Страшного Суда" - также XVII столетия. В иконостасе Покровского храма - местная икона Спасителя XVIII века и храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы Московской школы XVII века; небольшая икона преподобного Иосифа Волоцкого в серебряном басменном окладе XVII века и ряд других интересных икон.


    Чтимый образ Божией Матери «Скоропослушница».


    Чтимый образ св. вмч. и целителя Пантелеимона.


    Икона свв. царственных страстотерпцев.



    Икона Патриарха Гермогена с дарственной надписью: «Сия святая икона даруется в благословение Вадиму Васильевичу Орлову за его усердные труды во благо Церкви Христовой». Тихон, Патриарх Московский и всея России. 1918 г. октября 4 дня.


    Икона Божией Матери «Скоропослушница» Афонского письма, XIX в. Зачатьевский собор.

    Часть рубашки преподобного Серафима Саровского , обагренная его кровью, когда он был избит едва не до смерти разбойниками.

    Эта святыня вставлена в ковчег и находится в старинном образе святого в Покровском храме.

    В Высоцком монастыре хранятся несколько напрестольных крестов искусной работы XVIII - XIX веков, потиры, кадила и некоторая другая старинная церковная утварь того времени.

    В ризнице имеется несколько старинных облачений, покровцы и плащаница, украшенные красивой ручной вышивкой. Все это используется в богослужении по своему назначению.

    Несмотря на то, что уже многое сделано для возрождения обители, немало еще предстоит. Высоцкий монастырь еще очень долго не сможет достичь былого благолепия. Но в наши дни возрождаемая обитель превзошла по количеству святынь то, что было в ней раньше. Сегодняшнее благолепие Высоцкого монастыря - это плод всеобщих усилий верующих людей. Каждый помогал, чем мог: кто приносил в обитель сохраненную святыню, кто помогал своими трудами, кто вносил посильную материальную помощь, порой делясь необходимым.

    Мы особо признательны музею Московского Кремля , передавшему монастырю из своих фондов немало предметов церковной утвари и святых мощей, и Серпуховскому историко-художественному музею, который внес значимый вклад в возрождение Высоцкой обители.

  • Оглавление:
  • 19 декабря в Музее «Новый Иерусалим» состоится открытие выставки «Никейское чудо», посвященной образам святителя Николая Чудотворца в русском церковном искусстве, которая представит произведения из собрания музея и частных коллекций, сообщает «Благовест-Инфо» со ссылкой на сайт музея .

    Выставка приурочена ко дню празднования «Николы Зимнего» 19 декабря. Важным поводом для ее проведения стало завершение в этом году реставрации музейного образа храмовых размеров «Святитель Николай Чудотворец, с 20 клеймами жития». Работы продолжалась около двух лет сотрудниками реставрационной мастерской Музея И.Н. Владимировой и М.А. Григоровым.

    По мнению специалистов, икона написана в последней трети XVII века северным мастером. В среднике представлено поясное изображение чудотворца в традиционной иконографии: в святительских одеждах, с поднятой в благословлении десницей и закрытым Евангелием на левой руке.

    В верхней части средника представлено так называемое «Никейское чудо» - изображения Спасителя и Богоматери, вручающих святителю Николаю Мирликийскому знаки архиерейского достоинства - Евангелие и омофор. Это событие, отраженное в житии святого, дало название выставке. Вокруг средника иконы расположены 20 клейм с сюжетами из Жития святителя Николы, на полях частично сохранились пояснительные надписи к клеймам.

    Среди икон, которые будут экспонироваться на выставке - оплечный образ святителя Николая Чудотворца - один из древнейших в собрании Музея «Новый Иерусалим». Он написан мастером Средней Руси в XVI столетии, в эпоху, когда подобная иконография получила распространение, и поновлен в XIX веке, в период, когда популярность этого извода вновь возросла, особенно в старообрядческой среде.

    Одним из главных экспонатов выставки будет также трехстворчатый складень с объемным изображением святителя Николая Мирликийского, выполненный северным мастером в первой половине XVIII века, представляющий собой яркий пример сочетания деревянной скульптуры и живописи в русском церковном искусстве. Его центральная часть завершается живописным изображением Троицы Ветхозаветной, на боковых створках помещены четыре клейма со сценами жития святителя и композиция Благовещения. Святитель Николай изображен в рост, в епископских одеждах, с мечом и градом в руках. Складень исполнен с сохранением древнерусской традиции, что характерно для северных земель.

    Все эти интереснейшие экспонаты займут достойное место на выставке, на которой также будут представлены и другие произведения иконописи, деревянной скульптуры, меднолитой пластики и шитья из собрания Музея «Новый Иерусалим» и частных коллекций.

    Выставка продлится до мая 2018 года.