Картины климта с названиями в хорошем качестве. Густав Климт – биография и картины художника в жанре Символизм, Ар Нуво – Art Challenge

Густав Климт (нем. Gustav Klimt; 14 июля 1862, Баумгартен, Австрийская империя - 6 февраля 1918, Вена, Австро-Венгрия) - широко известный австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Главным предметом его живописи было женское тело, и большинство его работ отличает откровенный эротизм.

Густав Климт родился в венском предместье Баумгартен в семье художника-гравёра и ювелира Эрнеста Климта, был вторым из семи детей - троих мальчиков и четырёх девочек. Отец Климта был выходцем из Богемии и гравёром по золоту, мать, Анна Климт, урождённая Финстер, пыталась, но не смогла стать музыкантом. Большую часть своего детства Климт провёл в бедности, так как экономическая ситуация в стране была тяжёлой, и его родители не имели постоянной работы. Все трое сыновей Эрнеста Климта стали художниками.

Первое время Густав учился рисовать у отца, а затем с 1876 года - в венском художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности (преподаватели Карл Граховина, Людвиг Миннигероде, Михаэль Ризер), в которое в 1877 году поступил и его брат Эрнст. Густав Климт обучался там до 1883 года и специализировался на архитектурной живописи. Образцом для него в этот период был художник исторического жанра Ганс Макарт. В отличие от многих других молодых художников, Климт согласился с принципами консервативного академического образования. С 1880 года Густав, его брат Эрнст и их друг художник Франц Мач работали вместе, украшая фресками театры в Райхенберге, Риеке и Карловых Варах (городах австро-венгерской провинции). В 1885 году они работали над оформлением венского здания «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея. В 1888 году Климт получил награду от императора Франца Иосифа - «Золотой крест» за заслуги в искусстве. Он стал также почётным членом Мюнхенского и Венского университетов.

В 1892 году отец и брат Эрнст умерли, и на Густава легла финансовая ответственность за семью. Кроме того, эти события наложили отпечаток на его художественные взгляды, и в скором времени он начал развивать глубоко индивидуальный стиль. В начале 1890-х годов художник встретил Эмилию Флёге, которая, несмотря на его отношения с другими женщинами, оставалась его спутницей до конца дней.

Климт в 1897 году стал одним из основателей и президентом Венского сецессиона и журнала «Ver Sacrum» (Весна Священная), издаваемого группой. Он оставался в группе до 1908 года. Изначально целями Сецессиона были устройство выставок для молодых художников, пишущих в необычном стиле, привлечение лучших работ зарубежных художников в Вену, и популяризация работ членов группы путём издания журнала. У группы не было манифеста, и она не пыталась выработать единый стиль: в ней сосуществовали натуралисты, реалисты и символисты . Правительство поддержало их усилия и сдало им в аренду участок городской земли для постройки выставочного зала. Символом группы была Афина Паллада, символ правосудия, мудрости и искусства.

С начала 1890-х годов Климт ежегодно отдыхал вместе с семьёй Флёге на озере Аттерзе и написал там множество пейзажей. Пейзажный жанр был единственной нефигуративной живописью, интересовавшей Климта. По стилю пейзажи Климта похожи на его изображения фигур, они содержат те же элементы дизайна. Пейзажи Аттерзее настолько удачно вложены в плоскость полотна, что иногда предполагают, что Климт рассматривал их в телескоп.

В 1894 году Климт получил заказ на создание трёх картин для украшения потолка большого актового зала главного здания Венского университета на Рингштрассе. Аллегорические картины «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция», известные как «факультетские», были закончены к 1900 году. Их резко критиковали за тематику, которую называли «порнографической». Климт преобразил традиционные аллегории и символы в новый язык, с большим ударением на эротику, и потому более раздражающий консервативных зрителей. Недовольство высказывали все круги - политические, эстетические и религиозные. В результате картины не были выставлены в главном здании университета. Это был последний публичный заказ, который художник согласился выполнить. После этого картины приобрёл меценат Август Ледерер. В 1930-е годы нацистские власти национализировали ледереровскую коллекцию работ Климта. В конце войны эти работы перевезли во дворец Иммерхоф, но в 1945 году в эту местность вошли союзнические силы, и отступающие войска СС подожгли замок. Картины погибли. Все, что сегодня имеется, - это разрозненные предварительные наброски, черно-белые снимки трёх картин плохого качества и одна цветная фотография Гигеи из «Медицины». Её сверкающие золотые и красные краски дают представление о том, сколь мощно выглядели эти три утраченные произведения искусства.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Эротика неразрывно связана с искусством, особенно с изобразительным, средствами выражения которого являются видимые, ощутимые предметы - полотно, скульптура, фотография. Итальянский психолог, философ и художник Антонио Менегетти сказал: «Создавая, деятель искусства переживает моменты своей сексуальности, художник, изображая чье - либо тело, в действительности изображает собственный эротизм». Человек ваял и рисовал обнаженные тела еще в эпоху палеолита, античная эпоха также полна скульптурами, восхваляющими мужскую и женскую наготу, а в новейшем искусстве эротика достигла своей кульминации. Одним из лучших представителей высокого искусства, которого вдохновляла эротика, является австрийский художник - модернист Густав Климт, чьи полотна возглавляют самые авторитетные аукционы наших дней.

Густав Климт был одним из крупнейших представителей австрийского модерна, а так же президентом «Венского Сецессиона », избранный на этот пост в 1897 году своими единомышленниками. Отец Густава Климта, Эрнест Климт, был художником - гравером и ювелиром, а мать – Анна Климт – занималась воспитанием троих сыновей и четырех дочерей. Будущий художник был вторым сыном в этой многочисленной семье. Два его брата также впоследствии стали художниками. В 1862 году, когда родился Густав, Австрия переживала тяжелые времена. Во главе Пруссии встал Отто фон Бисмарк, и обсуждалась задача объединения германских стран. Австрию не желали включать в эту германскую «семью». В стране царила бедность, политическая ситуация была нестабильной, а в 1866 году ко всему этому прибавилась Прусско - австрийская война. Семья Климта жила в крайней нужде. Первым учителем будущего художника был отец. В 1876 году 14-летний Густав поступает в Художественно-ремесленное училище при Австрийском музее искусства и промышленности, где 7 лет специализируется в архитектурной живописи. Учителями Густава были известные австрийские художники Карл Граховина, Людвиг Миннигероде, Михаэль Ризер, однако сам Густав образцом в то время считал живописца исторического жанра, последователя академизма Ганса Макарта. Любопытно, что Климт, получивший консервативное академическое образование, в своем творчестве уходит так далеко, совершенствуясь в абсолютно ином стиле.

Следы академической и архитектурной живописи на его полотнах выражаются разве что монументальностью, целостной композицией. Однако, в отличие от других революционно настроенных молодых художников, в те годы он не выступил против старомодного академизма. Для того чтобы раздобыть средства к существованию, Густав и его брат за мизерную плату пишут портреты с фотографий. Через короткое время появляются более серьезные заказчики. Братья Климт и их друг Франц Матч начинают выполнять декоративную роспись во дворе Музея истории искусств в Вене, а спустя год начинают заниматься росписью потолков в одном из дворцов Вены, а также в павильоне оздоровительного комплекса в Карлсбаде. Эти работы помогают Густаву постепенно находить свой стиль, и уже в 1886 году он фактически отделяется от своих компаньонов, выступая в качестве индивидуального художника и декоратора, приобретая известность и авторитет. Декорация венского театра Burgtheater является последней совместной работой команды, хотя Климт впоследствии в отдельных случаях сотрудничает с Францем Матчем. Густав Климт окончательно отошел от академизма, и стилистические представления друзей уже были несовместимы. В 1888 году Густав за заслуги в искусстве получает от императора Франца Иосифа награду «Золотой Крест ». В том же году он становится почетным членом Мюнхенского и Венского университетов. В 1889 году Климт путешествует по Европе в поисках новых средств выражения. Он мечтает о создании полотен и о том, чтобы состояться как живописец. Однако в силу некоторых обстоятельств ему пока не удается осуществить свою мечту. В 1892 году умирают отец и брат Густава, и ответственность за семью ложится на его плечи. Необходимо было заботиться о ее нуждах, и он начал брать новые заказы декоративной росписи, чтобы иметь стабильный доход.


Потеря близких людей наложила тяжелый отпечаток на внутренний мир художника: вследствие сильных переживаний его стиль стал еще более самобытным и драматичным. Внутренний протест сразу же отразился в его работах, и не случайно в 1893 году Министерство культуры Австрии отказалось утвердить отошедшего от принципов академизма Климта в должности профессора Академии художеств. На этом этапе его жизни единственным радостным событием стало знакомство с будущей женой - австрийским модельером, дочерью крупного предпринимателя Эмили Флеге, которую художник изобразил на своих полотнах. Хотя в супружеской жизни Климт никогда не отличался верностью, и Эмили знала о его многочисленных романах, они остались неразлучными до конца жизни художника. Любовь, которая соединила их, была намного могущественнее и постояннее, чем периодические эротические порывы Климта. В конце концов, Эмили осознавала, что все это необходимо художнику для того, чтобы творить и совершенствоваться. Как бы там ни было, до 1897 года Климт, как и прежде, был занят тем, что расписывал культурные учреждения. Он работал не только в Австрии, но и в Бельгии, Венгрии, Голландии, Чехии и других странах Европы.

В 1897 году в творческой жизни Климта начинается новый этап, который ознаменовался громким переворотом. Климт основывает творческий союз «Сецессион » и становится первым председателем этой организации. В переводе с немецкого Sezession означает «отделение». Группа деятелей искусства во главе с Климтом, увлеченных духом и принципами модернизма, на самом деле отделилась от Венской академии искусств и консервативных кругов художников. Вскоре организация начала выпускать и собственное издание под названием Ver Sacrum («Весна священная »). За очень короткое время оно сплотило вокруг себя европейских деятелей искусства с современными взглядами, отвергавших устаревший академизм. Ver Sacrum также стал рупором австрийских писателей - символистов. Художникам «Сецессиона » был присущ ряд стилистических общностей: разноцветная мозаика, изящная масштабность, четкие контуры. В числе последователей этого стиля были Йозеф Мариа Ольбрих, Отто Вагнер, Йозеф Хоффман, Карл Мозер и др.

Сам Климт учеников не имел, как последователя его стиля можно выделить талантливого австрийского художника - экспрессиониста Эгона Шиле. Пока искусствоведческие круги продолжали протестовать в связи с появлением «Сецессиона », Густав Климт, освобожденный от академизма, наслаждался с Эмили летним отдыхом вдали от города, на лоне природы. Он был счастлив, поскольку приближался момент исполнения его мечты - создавать полотна и быть независимым. И именно этим летом Климт пишет свои первые пейзажи.

В отличие от последователей академической школы австрийское правительство более благосклонно отнеслось к новым деятелям искусства. Учитывая тот факт, что к организации примыкали многочисленные группы натуралистов, реалистов и символистов, чей голос имел вес в общественных кругах, правительство для членов «Сецессиона » выделило большой земельный участок на территории города, чтобы последние построили галерею для своих работ. Символом «Сецессиона » была Афина Паллада - богиня мудрости, правосудия и искусств. Вскоре организация начинает проводить выставки. Климт со своими работами также принимает в них участие. Заказанные Венским университетом в 1894 году полотна, которые должны были украшать стены этого учебного заведения, он завершает в 1900 году.

В 1899 году Климт подготовил для Большого зала Венского университета три декоративных панно: «», «» и «». Однако эти картины подвергаются жестокой критике со стороны общественности за их откровенное содержание, назвавшей их «эротически непристойными», а полотно «» под давлением 87 профессоров удаляют из выставочных залов галереи «Сецессиона ».

Кстати, именно эта картина позже удостаивается золотой медали на Всемирной выставке в Париже. На всех трех полотнах Климт преобразил традиционные аллегории в новые символы, в которых на самом деле была откровенная эротика… Работы Климта подвергаются критике как со стороны искусствоведов, так и политических и религиозных кругов. Он, основатель «Сецессиона », казалось, находился вне своей же организации и всех приемлемых критериев и границ. Естественно, полотна так и не заняли свое место внутри стен университета, и Климт попросту отказался работать с заказчиками. В 1945 году все три работы были уничтожены фашистами. В 1899 году художник создал еще одно скандальное полотно - «».

Обнаженная женщина на картине держит в руках зеркало правды, над которым помещена известная цитата великого немецкого поэта Фридриха Шиллера: «Если ты не можешь своими делами и своим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим - зло». В этих строках отражена вся суть натуры Климта. В 1902 году для галереи «Сецессион» Климт создает фреску «» по мотивам знаменитой Девятой симфонии композитора. Работа выставляется при жизни художника только однажды, второй раз она становится доступной общественности уже в наши дни - в 1986 году.


Начало 1900 - х считается золотым периодом в творческой деятельности Климта. Именно в эти годы наиболее полно проявляется его истинное величие и рождаются его лучшие полотна. Любопытно, но даже критики в этот период становятся более благосклонными к творчеству художника. Определение «золотой период» искусствоведы дают не только в переносном смысле, но и в прямом: в эти годы Климт в большом количестве использует золотой цвет. Самыми известными работами этого периода являются «», «», «», «», «», «», «Золотая Адель ».


Полотно «» художник продал Римскому музею современного искусства, «» - Австрийской национальной галерее.


Женским идеал Климта меняется вместе с его творчеством. Кажется, в начале пути художника, скорее, привлекает обобщенный античный образ. В его ранних работах женщины похожи на статуи, стоящие в классических позах. Карандашная линия непрерывна, напряжена. Тем не менее скрытый эротизм присутствует уже в его ранних работах; удивительная способность художника все пропускать через собственную чувственность будет усиливаться по мере отхода от академическом манеры. Уже в это время появляются рисунки, пронизанные эротикой , линии в них более нервные, прерывающиеся, как будто собственное возбуждение художника немедленно отражалось на бумаге.

Около 1915. Бумага, карандаш

Около 1907.

Бумага, графический и цветной карандаш

1906 – 1907. Бумага, карандаш, красный карандаш

Ни в какой другой области собственного творчества Климт не приближается так близко к самому себе. В этих рисунках он без маски, без публики, без коллекционеров. Он рисует себе, для себя. Рисунок освобожден от условностей, ограничений и подчинен лишь тем требованиям, которые выдвигает его создатель. Он подлинный. Этим рисунком Климт сам себя от себя же и освобождает. Искусство - акт перевоплощения. Его рисунки - дневник красоты, они вызывают и передают ту легкую эйфорию, которую он испытывал от присутствия женщины или женщин, его взволновавших и ставших добровольными и необходимыми партнерами в этом творческом процессе.

В созданной двухфигурной композиции «» (1908) разрушается еще одна традиционная основа творчества Густава Климта: женщина становится покорной, теперь мужчина доминирует над ней. Она уступает обольстителю, отказывается от самой себя ради него.

Здесь все барьеры разрушаются и энергия любви не просочится сквозь пальцы. Неудовлетворенные сексуальные желания излучаются сквозь легкое платье, облегающее ее стройную фигуру. Этого было достаточно для того, чтобы ввести в заблуждение цензур, налагающая табу на эротический транс и плотские соприкосновения. Климт, как в зеркале являвший пуританской венской буржуазии ее собственное лицемерие, теперь был вознагражден ее восторгом. В картине художник изобразил себя и свою возлюбленную - Эмилию Флеге.

Единственный и пожизненный друг Густава Климта - Эмилия Флеге, была популярным дизайнером.

Она держала первый в Вене салон haute couture «Сестры Флеге ». В своих коллекциях она использовала эскизы Климта. Лето они проводили вместе на озере Аттерзее в альпийских предгорьях. Никого ближе у Климта не было, но его отношения с Эмилией, как убеждены биографы, были платоническими. На портрете работы Климта Эмилия как диковинная тропическая бабочка в мерцании сиреневого, лилового, фиолетового.

В поздний период творчества, после завершения «золотого периода » и начала экспрессионистического этапа, Климт обращается к японской гравюре, аллегории и пейзажу, что позволило ему проявить свое дарование в полной мере.

В пейзажах угадывается влияние импрессионистов: зыбкие контуры мазков, свет, срезанные сверху и сбоку изображения, а плоская трактовка поверхности говорит о свойственном для модерна влиянии Востока. Изображение природы мозаично, многие работы похожи на гобелены.

В них нет горизонта, вертикали, горизонтали и цветовые пятна уничтожают и ритмично заполняют свободное пространство. И еще - в них нет даже намека на присутствие людей. В его картинах природа самодостаточна и равнодушна к человеку, она и пугает, и притягивает Климта. Так же, как женщины. » на Всемирной выставке в Риме удостаивается награды и высокой оценки. Климт изображает, как и в аллегории «Дева » (1913), сплетенные друг с другом человеческие тела, парящие в мировом пространстве и олицетворяющие судьбу человечества.


Картину можно трактовать как главную заповедь Господа - не подвести друг друга, устоять каждому на своем участке. Все люди - звенья одной цепи, даже точнее - сети. На оранжевом слое человечество выглядит как сплетенные друг с другом оранжевые кольца. И когда сломалось одно кольцо (пал, не устояв, один из нас) - появилась брешь, в которую хлынула грязь на всех остальных. Мотив смерти Климт изображает в виде цветовых акцентов - черного, синего, фиолетового цветов, символов, которые вплетается в поток человеческих, изображение стареющего или некрасивого тела. Также знаковым становится момент тяготения живописных форм к их погружению в темноту (пространство черного цвета), который указывает на изображение смерти через погружение в небытие, уход в непроявленное бесконечное посредством отказа от сознания. Смерть понимается Климтом как необходимый элемент жизни Вселенной, который позволяет Конечному влиться в стихию Бесконечного. В картине преобладает чувство рока, таинство человеческой жизни, возраст жизни, отношения между смертью и любовью. Все это показывается с помощью стилизованного языка, наполненного аллегориями и метафорами.


Климт придает совсем другое значение всему тому, что подразумевало творчество раннего декоративизма. Роскошь, извилистость, непрерывность линий, стилизация форм, разнообразность основных цветов - они превратились в яркую мозаику картинок, полных напряженного меланхолического очарования, возврат к поиску утраченного Рая.

В этот период Климт много путешествует - посещает Италию, Бельгию, Англию, Испанию и другие страны, открывая для себя новые имена художников - Тулуз - Лотрек , Ван Гог, Гоген , Мунк, Матисс… Он с большой радостью пишет, что современная живопись полна талантливыми личностями. К сожалению, Климт не оставил дневников, почти не говорил о своих методах и своем мировоззрении. Сохранилась его лаконичная переписка с Эмили, а также сочинение «

Одним из самых известных живописцев прошлого является Густав Климт, картины которого пользуются огромным спросом сегодня. К сожалению, его работ не так уж и много, и все они давно нашли свое место в лучших коллекциях мира. Но когда случается чудо, и на аукционы выставляются его полотна, то стоимость их баснословна.

начало начал

Человек, чье имя сегодня знакомо каждому интеллигенту, родился возле австрийской столицы, в городке Баумгартен. Густав, который появился на свет 14 июля 1862 года, был вторым по счету ребенком. Его отец был художником-гравером и ювелиром, поэтому всем своим многочисленным детям дал первые уроки мастерства. Семья жила бедно, но в четырнадцатилетнем возрасте юное дарование поступает в художественно-ремесленное училище. Там Густав Климт, картины которого поражают всех без исключения, учился у таких светил, как Фердинанд Лауфбергер и Юлиус Виктор Бергер. Через несколько лет в то же заведение поступил и младший брат художника - Эрнст. Вместе они писали портреты знатных горожан по фотографиям и продавали по шесть гульденов. Такой был их первый самостоятельный заработок.

Первые шаги в искусстве

В 1879 году художник Густав Климт, его брат и Франц фон Мач оформляют двор венского музея истории искусств, после чего они получают свой первый серьезный заказ. С дворца Stureny («Четыре аллегории») и купальней в Карлсбаде вырисовывается особенный стиль, который будет отличать картины Густава Климта от произведений других живописцев. Поэтому трио художников прекращает совместную работу, и они отправляются каждый в собственное плаванье по жизни.

Поиск собственного стиля

Художник Климт практически сразу же получил признание требовательной публики. С рук императора Франца Иосифа он получает Золотой Крест за услуги в искусстве после завершения работ в Бургтеатре. Посему мастер отправляете в путешествие по Старому Свету, во время которого посещает Мюнхен и Венецию. Эта поездка подарила ему массу впечатлений и вдохновенье для дальнейшей работы.

Закончив роспись парадной лестницы столичного музея истории искусств, Густав отходит от академической манеры рисования. Его особенная манера исполнения уже обрела свой законченный вид. В последующие годы художник Густав Климт, картины которого мечтает иметь у себя любой коллекционер, становится членом «Союза изобразительных искусств». Но в 1892 году его ждут тяжелые потери: сперва умирает отец, а потом брат Эрнст. В 1894 году Климт вместе с давним партнером Францем Матчем декорируют Венский Университет, перед тем Густав работал над залами венгерского замка Эстерхази.

Признание при жизни

Работа над интерьерами помещений, в частности исполнение аллегорических изображений, трех факультетов «Философия», «Юриспруденция» и «Медицина» подтолкнули художника к рисованию полотен. Он основывает в Вене «Сецессион» и становится его президентом, пишет свои первые пейзажи, увлекается экспрессионизмом. Картины Густава Климта того периода отличаются любовью к мозаике, орнаментальным изображением форм. Это отличительная черта работ мастера и в дальнейшем.

Густав Климт, картины которого были отмечены золотой медалью на всемирной выставке в Париже (полотно «Философия»), создает Бетховенские фрески. Эта его работа, выполненная в 1902 году, живо обсуждалась публикой, ею восхищался Роден. Мастер отправляется в путешествие по Италии, становится востребованным, к нему прислушиваются. В 1908 году художник организовал собственную выставку, где представил шестнадцать картин. Две из них тут же были приобретены авторитетными заведениями - Галереей современного искусства в Риме и Австрийской государственной галереей.

В Париже, который Климт посетил в 1909 году, он знакомится с творчеством Тулуза Лотрека, Ван Гога, Гогена, Матисса, Мунка, Боннарта. Через год принимает участие в девятой по счету пишет картину «Смерть и жизнь», которая была высоко оценена на всемирной выставке 1911 года в Риме. После нее художник вновь отправляется в путешествие по Европе.

Последние годы жизни великого живописца

Несмотря на любовь публики, работы Густава Климта подвергались критике экспрессионистами. После смерти матери в 1915 году художник все чаще выбирает темные цвета палитры. Он и дальше принимает участие в самых престижных выставках мира, становится почетным членом Академии искусств Мюнхена и Вены, пишет шедевральные картины. Умирает художник от сердечного удара 6 февраля 1918 года, оставив большое количество незаконченных работ. После него уходят из жизни и другие великие живописцы того времени.

«Поцелуй» Густава Климта - самая известная картина художника

Эта работа по праву считается одной из самых лучших среди наследия мастера. Создана она была в 1907 году и сразу же после представления была куплена правительством Австро-Венгрии. Эмоциональный, ослепительно яркий «Поцелуй» Густава Климта признан наиболее выразительным образом в истории живописи двадцатого века. Что же в ней особенного?

На полотне встречаются разнотипные узоры: россыпи пестрых цветов, разбегающиеся завитки, шахматный мотив из черных, белых и зеленых прямоугольников, ленточные арабески, скручивающиеся спирали. Абстракция из фрагментов натуралистически трактованных фигур, причудливых орнаментов смотрится просто роскошно на золотистом фоне. Пара, которая изображена по центру, обнялась и слилась в страстном поцелуе. Мозаичные одежды влюбленных только усиливают эффект накала страстей, созданный мастером с помощью декоративных деталей и их глубокого контраста с натуралистическими элементами. Очень реалистически написаны лицо девушки, руки и ноги. Но части тела окружены, а местами и полностью покрыты, плоскостями с абстрактным мотивом, который соответствует цветам на земле и фактуре ткани.

Картина имеет любимый формат художника - квадратный. Густав игнорирует горизонт и глубину пространства, отодвигает на задний фон реальность и текущее время. Таким образом, поцелуй влюбленного юноши и девушки приобретает вселенский масштаб.

Символизм «Поцелуя»

Густав Климт, картины которого всегда имеют смысловую нагрузку, и в «Поцелуе» использовал символизм. Так, на первый взгляд прямоугольники, изображенные на одежде мужчины, имеют только декоративное значение. Но это фаллические символы, которые олицетворяют мужское начало. Они сливаются воедино с женским началом, зашифрованным в мотиве на одеянии женщины. Это спирали, круги и овалы, которые можно считать художественными знаками женских гениталий. Этот союз гармоничен и энергичен, порождает жизнь и продолжает ее.

Полотно «Поцелуй» - совершенно необыкновенное и эпатажное. Как и все предыдущие работы, оно имело своих поклонников и яростных противников. Но все равно именно оно обозначает высшую точку так называемого золотого периода творчества художника. Картина стала эмблемой венского Сецессиона, заворожив золотым сиянием, притушенным эротизмом (ведь открытыми взору предстали лишь руки, ступни и лица персонажей), очевидной целомудренностью.

Cherchez la femme, или Ищите женщину

Любимым мотивом Густава Климта были женщины и их тело. Он любил рисовать сцены из мифологии, библейских персонажей, олимпийских богинь, нимф и обыкновенных девушек, которые становились неземными. Окруженные золотым светом (многие работы гения имели именно такой шикарный фон), они казались идеалом красоты, красивыми и соблазнительными одновременно. Как истинный художник он боготворил прекрасный пол, его божественный трепет, чувственность, мистичность и женственность.

На своих полотнах он рисовал обнаженных женщин и лишь потом наряжал их тела в сказочные драгоценные одежды. Таинственное мерцание драгоценных камней, струящиеся волосы, свечение шелковистой кожи и тончайшая паутинка платья создавали соблазн, прикрывая полунагое тело.

Роковые дамы гения

Художник рубежа веков впитал в себя все противоречивые мнения той эпохи. Он искал идеальную и современную ему женщину и изображал на своих картинах. Он рисовал не только реальных людей, какой, например, была Соня Книпс, чей портрет одновременно выражает легкость, невинность, тревожность и задумчивость. Каждая изображенная Густавом дама - роковая. В картине «Любовь» лицо героини замерло в сладком экстазе, но на заднем фоне сгущаются тени. Ведь юношу и девушку ожидают потом старость и смерть. Ярким примером таких красавиц являются следующие картины: «Русалка», «Золотая рыбка», оба варианта «Юдифи», «Водяные змеи». Глубокой философией наполнена и работа «Три возраста женщины», на которой изображены маленькая девочка, женщина в расцвете сил и красоты, а также старуха.

Интересно то, что мастер женатым не был, хотя и имел многочисленные романы. Наверное, он так и не нашел своего идеала…

Густав Климт(1862 - 1918) - австрийский художник. Густав Климт — один из самых ярких представителей стиля модерн.

БИОГРАФИЯ ГУСТАВА КЛИМТА

Родился в предместье Вены в семье художника-гравера. Окончил венскую Школу декоративного искусства. Ранние работы художника состояли в основном из больших фресок для театров и были написаны в натуралистическом стиле. В росписях с изображением аллегорических фигур, исполненных Климтом в 1890-1891 годах на сводах большой лестницы Музея истории искусств в Вене, впервые появляются черты, ставшие основными в его творчестве — четкий силуэт и склонность к орнаментализму. После 1898 года, работы Густава Климта, приобретают более декоративный, символический аспект.

Густав Климт являлся лидером Венского авангарда рубежа веков. Будучи по преимуществу художником-декоратором, Климт возглавил венское сообщество художников-новаторов «Сецессион» — движение протеста против эстетического консерватизма и морализаторства предыдущего поколения.

Лучшими картинами Климта считаются более поздние портреты художника, с их плоскими, незатененными поверхностями, прозрачными, мозаичными цветами и формами, и извилистыми, витиеватыми линиями и образцами.

В картинах Климта сочетаются две противоборствующие силы; с одной стороны — это жажда абсолютной свободы в изображении предметов что приводит к игре орнаментальных форм. Эти картины живописца в действительности являются символичными и их надо рассматривать в контексте символизма как выражение недостижимого мира стоящего над временем и реальностью. С другой стороны — это сила восприятия натуры и природы, влияние которой смягчает пышность орнаментальности в картинах Густава Климта .

ТВОРЧЕСТВО ГУСТАВА КЛИМТА

Среди наиболее восхитительных работ художника — панно для «Бургтеатра» в Вене (1888), ряд мозаичных фресок в Pallas Stoclet, богатом частном особняке в Брюсселе. К концу жизни в 1917 году Климт завоевал полное официальное признание, став почетным профессором Венской и Мюнхенской академий изобразительных искусств.

Картина Густава Климта «Поцелуй». На цветочном поле, из орнамента и абстрактных форм вырастает силуэт целующейся пары. В колорите картины преобладает золотой тон с вкраплением ярких пятен полевых цветов и богатого узора одежд. Эротический характер придают сцене чувственные линии, пышный орнамент и пряный колорит — символ роскоши и декадентства. Этот стиль часто называют стилем модерн. Климт написал большое количество портретов, в основном женских, а также мифологические и аллегорические композиции. Эскизы предметов прикладного искусства и мозаик Густава Климта пользовались огромным успехом, однако созданные художником настенные росписи для венского университета вызвали скандал и были сочтены художественными критиками начала двадцатого века «порнографическими». Скончался Густав Климт в 1918 году.

Сецессион (нем. Sezession, от лат. secessio - отход, отделение), название объединений художников в Мюнхене, Вене, Берлине, отвергавших академические доктрины, выступивших провозвестниками стиля модерн. Венский Сецессион возник в 1897 и объединил художников австрийского модерна - «сецессионстиля» (Sezessionsstil) - вокруг журнала «Вер Сакрум» (Ver Sacrum), основанного в 1898 году. Журнал одновременно был и органом австрийского литературного символизма (Гуго фон Гофмансталь, Райнер Мария Рильке). Руководил объединением живописец Густав Климт. Характерными особенностями этого стиля для живописи были мозаичная многоцветность и изощренная орнаментальность, для графики - геометрическая ясность рисунка при его общей свободной декоративности, для архитектуры - ритмическая упорядоченность делений, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений. Мастеров этого стиля (Йозеф Мария Ольбрих, Отто Вагнер, Йозеф Хофман, Карл Мозер и другие художники) отличало тяготение к прямолинейной орнаментике, сохранявшей геометрическую жесткость даже в самых сложных комбинациях. В связи с этим «сецессионстиль» иногда называют «стилем квадрата» (Quadratstill).

Сто тридцать пять миллионов долларов было заплачено на аукционе в 2006 года за «Портрет Адели Блох-Бауэр», написанный Густавом Климтом в 1907 году.

В открывающей и закрывающей композиции аниме - сериала Мамору Канбэ «Эльфийская песнь» главные герои сериала предстают перед зрителем в интерпретированном виде известнейших картин Густава Климта: «Поцелуй», «Объятия», «Три возраста женщины», «Портрет Адели Блох-Бауэр I», «Водяные змеи I», «Водяные змеи II», «Даная».

Три возраста женщины Водяные змеи Даная

Тела, вырванные судьбой, несет вперед поток жизни, в котором, примирившись, все ее стадии, от рождения до смерти, переживают восторг или боль. Подобное видение граничит с принижением роли медицины; оно подчеркивает ее бессилие в сравнении с неотвратимыми силами Рока.

Большинство картин Гюстава Климта похожи на затейливую мозаику или коллаж… как будто художник высыпал на стол цветные бумажки, ленточки, лоскутки, обломки старых ваз, вязаные кружочки и квадратики, и начал перемешивать…. но гениальной рукой… И внезапно остановился.. фрагменты мозаики замерли как-то состыковавшись друг с другом… и из них вдруг вырисовалась какая-нибудь красивая женщина….


Адам и Ева
Galerie Belvedere, Vienna
1917-18, 173х60


Невинность
Narodni Galerie, Prague
1913


Бродячий греческий театр (фреска)


Невеста
Galerie Belvedere, Vienna
1918, 165х191


Алтарь Дионисия (фреска)
1884-87. Городской театр, Вена


Густав Климт: Даная


Густав Климт: Сказка


Густав Климт: Подруги


Густав Климт: 1889 Allegorie der Skulptur


Густав Климт:Три возраста женщины


Густав Климт: Портрет Эмилии Флёге, 1893


Густав Климт: Любовь


Золотые рыбки. 1901 - 1902

Климт не позволял себе пугаться резкой критики и продолжал идти своим путем. Единственным его ответом воинствующей оппозиции была картина, которая сначала называлась Моим критикам, а после выставки - Золотые рыбки. Общественный гнев достиг апогея: прекрасная шаловливая нимфа на переднем плане выставила на всеобщее обозрение свой зад! Морские фигуры манят зрителя в мир сексуальных фантазий и ассоциаций, сравнимых с миром символов Фрейда. Этот мир уже был мельком увиден в Течении и Нимфах (Серебряные рыбки) и снова будет открыт несколько лет спустя в картинах Водяные змеи I и Водяные змеи II . Модерн любил изображать подводное царство, где темные и светлые водоросли растут на венериных моллюсках или нежное тропическое коралловое тело мерцает в центре двустворчатой раковины. Значение символов возвращает нас к их несомненному прототипу - женщине. В этих подводных мечтах водоросли становятся волосами, растущими на голове и лобке. Они следуют течению в волнообразном движении, столь характерном для Модерна. С томным сопротивлением они уступают объятиям морской стихии, подобно тому как Даная открыта для Зевса, проникающего в нее в виде золотого дождя.