Основные элементы сюжета. Сюжет в литературе - это что? Развитие и элементы сюжета в литературе Как называется высшая точка в развитии сюжета

Поскольку в основе сюжета - возникновение и развития конфликта, то при анализе нужно изучать этапы его развития. Стадии развития сюжета называют элементами, компонентами или факторами. Сюжет включает пять элементов: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Экспозиция (лат. Expositio - объяснение) информирует читателя о месте действия, знакомит с персонажами, ситуацией, в которой возникает конфликт. В комедии "Ревизор" Н. Гоголь знакомит читателя с провинциальным городком, в котором живут Тяпкипы-Ляпкин, Сквозник-Дмухановский, Бобчинсьики и Добчинский. В рассказе "Кони не виноваты" М. Коцюбинский представляет читателям Аркаде я Петровича Малину и его семью.

Есть экспозиция прямая - в начале произведения, задержана - после начала действия, обратная - в конце действия, распылена - подается частями в течение действия. Задержанная экспозиция в романе Панаса Мирного и Ивана Билыка «Разве ревут волы, когда ясли полны?" Обратная в "Мертвых душах" Гоголя, в новелле "Новость" В. Стефаника.

Развитие действия начинается с завязки. Завязка ставит героев в такие взаимоотношения, в которых они вынуждены действовать и бороться за решение конфликта. В комедии "Ревизор" завязкой является подготовка к ревизии казнокрадов, карьеристов и взяточников. После завязки разворачиваются события, в которых принимают участие персонажи вступили в конфликт, они борются за решение конфликта. Развитие действия занимает место между завязкой и кульминацией, она происходит из-за перипетий (греч. Peripeteia - внезапный поворот, изменение). Этот срок Аристотель использовал, анализируя трагедию. Во перипетией он понимал "слом, перемену действия в свою противоположность". Например, в "Эдипе" "вестник, который пришел, чтобы порадовать Эдипа и освободить его от страха перед матерью, достиг противоположного, раскрыв Эдип, кто он был" 1. Перипетии есть и в эпических произведениях, в частности, в новеллах, рыцарских, авантюрных, приключенческих романах и повестях. Способ организации событий с помощью сложных перипетий, острой борьбы называют интригой (франц. Intrique, лат. Intrico - запутываю).

Развитие действия происходит из-за конфликтов, коллизии и ситуации. Ситуация (франц. Situation от situs - размещение) - это соотношение сил, взаимоотношений в определенный момент развития действия. Ситуация базируется на противоречиях, борьбе между действующими лицами, в результате которого один ситуация сменяется другой. Есть ситуации статические и сюжетные. Статическими (греч. Stitike - равновесие) называют уравновешенные ситуации. Статические ситуации характерны для экспозиции и развязки. Такие ситуации есть в начале и в конце произведения. Сюжетные возникают вследствие борьбы противоположных сил. Они присущи завязке, перипетиям, кульминации.

Момент наивысшего напряжения в развитии сюжета называют кульминацией (лат. Kulmen - вершина). В кульминации наиболее полно проявляются характеры. В "Лесной песни" Леси Украинский "кульминацией является гибель Нимфы. В" Ревизоре "кульминацией является сватовства Хлестакова. С кульминации начинается новелла В. Стефаника" Новость ". Сначала она дается в форме сообщения, а затем - в форме события. В произведениях с хроникальным сюжетом кульминации может не быть. Она отсутствует в повести И.С. Нечуй-Левицкого "Кайдашева семья". Во многих произведениях кульминация завершает развитие действия.

Решает конфликт развязка. Разгрузка "вязкая - результат столкновения, последняя стадия развития конфликта. В "Лесной песни" Леси Украинский развязка - смерть и духовная победа Лукаша. В развязке "Ревизора" узнаем, кто такой Хлестаков. В город приходит известие о настоящей ревизию. Развязка в произведениях эпического и драматического характера. С развязки может начинаться произведение (этюд "Неизвестный" М. Коцюбинского). Встречаются произведения без развязки, она отсутствует в рассказе А. Чехова "Дама с собачкой".

Финальный элемент лирического произведения называют концовкой. Стихотворение может заканчиваться афористическим строкой, рефреном. Стихотворение Л. Костенко "Умирают мастера", например, заканчивается строками:

При мастерах-то легче. Они - как Атланты.

Держать небо на плечах. Поэтому и есть высота.

Афористической концовкой завершается поэзия Л. Костенко "Кобзарю, знаешь, нелегкая эпоха":

Потому помните,

что на этой планете,

сколы сотворил его Господь Бог,

еще не было эпохи для поэтов,

но были поэты для эпох.

Рефрен у таких старожанрових формах, как триолет, рондель, рондо.

Сюжет состоит из эпизодов. В больших произведениях каждый элемент сюжета может включать несколько эпизодов (греч, epeisodion - то, что случилось). Эпизод - это событие, которое является законченной частью целого и имеет относительно самостоятельное значение.

В эпических и драматических произведениях события могут замедляться или задерживаться благодаря введению вставных эпизодов, авторских отступлений, исторических экскурсов, интерьера, авторских характеристик, пейзажа.

В романе Панаса Мирного и Ивана Билыка «Разве ревут волы, когда ясли полны?" рассказывается о введении крепостничества, разрушения Запорожской Сечи. В трагедии Софокла "Эдип-царь" вестник из Коринфа сообщает о смерти царя Пол и ба, коринфяне приглашают Эдипа стать его наследником. Эдип счастлив, верит, что не является убийцей отца, но вестник открывает Эдип тайну, что он не сын Полиба и его жены. В Эдипа возникает вопрос, чей он сын. Мать и жена Эдипа Иокаста с болью покидают сцену.

В некоторых произведениях могут быть пролог и эпилог. Пролог (греч. Prologos от pro - перед и logos - речь, слово) - вступительная часть произведения. Пролог - это композиционный элемент произведения. Он не входит в сюжет. Пролог знакомит с событиями, которые предшествовали тем, которые изображены в произведении, с возникновением замысла. Л. Толстой рассказывает о фактах, которые стали толчком к написанию произведения "Хаджи Мурат", Франко сообщает о замысле и цели написания поэмы "Моисей". Начинается пролог словами:

Народ мой, замученный, разбитый,

Как паралитик, то на роздорожжу,

Человеческим презрением, будто струпьями, покрытый!

Твоим будущим душу я тревожу,

От стыда, который потомков поздних

Курить, уснуть я не могу.

В античной трагедии прилагаемые называли действие до начала основной ситуации. Это могла быть сцена, предшествовала народа (выхода хора), монолог актера, в обращении к зрителю оценивал события, поведение героев.

Прилагаемые может быть сцена или эпизод, раздел (М. Коцюбинский - "Дорогой ценой", М. Стельмах - "Правда и кривда»). Прилагаемые может быть уведомлен от автора (Т. Шевченко - «Еретик»), размышление о судьбе произведения (Т. Шевченко - "Гайдамаки"). И. Драч использует пролог для раскрытия важных философских и морально-соприкасающихся проблем.

Эпилог (греч. Epilogos от эре - после и logos - слово) - заключительная часть произведения, рассказывает о персонажах, когда противоречия между ними решились. Эпилог делает характеристику персонажей полной. В античной драме (в эксод) объяснялся замысел автора, значение событий, которые происходили. В драматических произведениях эпохи Возрождения эпилог был заключительным монологом, который раскрывал идею произведения. В эпилогах может быть оценка изображенного (Т. Шевченко - "Гайдамаки", Г. Сенкевич - "Огнем и мечом"). Эпилог может иметь форму авторского сообщение (Марко Вовчок - - "Кармелюк"). Есть развернутые эпилоги, раскрывающих человеческие судьбы через некоторое время после завершения основного действия (У.Самчук - "Горы говорят"). Иногда в эпилогах нарушаются философские и морально-этические проблемы (Л. Толстой - "Война и мир").

Все элементы сюжета используются в больших эпических произведениях. В малых эпических произведениях некоторые элементы могут отсутствовать. Элементы сюжета не обязательно идут в хронологической последовательности. Произведение может начинаться и с кульминации или даже развязки (новелла В. Стефаника "Новость", роман Чернышевского "Что делать?").

Сюжет (от французского sujet - предмет, содержание) - система событий, составляющая содержание литературного произведения. Иногда, кроме сюжета, выделяют еще и фабулу про­изведения. Фабула - хронологическая последовательность событий, описанных в произведении. Известный пример несовпадения фабулы и сюжета - лермонтовский роман «Герой нашего време­ни». Если придерживаться фабульной (хронологической) последовательности, то повести в романе должны были располагаться в другом порядке: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимович».

Сюжет произведения включает в себя не только события из жизни персонажей, но и события духовной (внутренней) жизни автора. Так, лирические отступления в «Евгении Онегине» Пушки­на и в «Мертвых душах» Гоголя - это отступления от фабулы, а не от сюжета.

Композиция (от латинского compositio - составление, соединение) - построение художествен­ного произведения. Композиция может быть организована сюжетно (J 1. Толстой «После бала») и несюжетно (И. Бунин «Антоновские яблоки»). Лирическое произведение тоже может быть сю­жетно (стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда», для которого характерен эпический событийный сюжет) и несюжетно (стихотворение Лермонтова «Благодарность»).

Композиция литературного произведения включает:

- расстановку образов-персонажей и группировку других образов;

- композицию сюжета;

- композицию внесюжетных элементов;

- способов повествования (от автора, от рассказчика, от героя; в форме устного рассказа, в фор­ме дневников, писем);

- композицию деталей (подробности обстановки, поведения);

- речевую композицию (стилистические приемы).

Композиция произведения зависит от его содержания, рода, жанра и т. д.

Развитие действия в художественном произведении включает в себя несколько стадий: экспо­зицию, завязку, кульминацию, развязку, эпилог.

Экспозиция (от латинского expositio - изложение, объяснение) - предыстория событий, ле­жащих в основе художественного произведения. Обычно в ней дается характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция мотивирует поведение персонажей. Экспозиция может быть прямой, то есть стоящей в начале произведения, или задер­жанной, то есть находиться в середине или конце произведения. Например, сведения о жизни Чичикова до его приезда в губернский город даны в последней главе первого тома «Мертвых душ» Гоголя. Задержанная экспозиция обычно придает произведению таинственность, неясность.

Завязка - это событие, которое является началом действия. Завязка или обнаруживает уже имев­шиеся противоречия, или сама создает («завязывает») конфликты. Например, завязкой в комедии Гоголя «Ревизор» является получение городничим письма, в котором сообщается о приезде ревизора.

Кульминация (от латинского culmen - вершина) - наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме. Так, в драме Островского «Гроза» кульминация - признание Катери­ны. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести напряжение действия только к одной кульминации. Кульминация является самым острым проявлением конфликта и в то же время подготавливает развязку действия.

Развязка - исход событий. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Такова, например, так называемая немая сцена в «Ревизоре» Н. Гоголя, где «развязаны» все сюжетные узлы комедии и дана завершающая оценка характеров персонажей. Развязка может разрешать конфликт (Фонвизин «Недоросль»), но может и не устранять конф­ликтных ситуаций (в «Горе от ума» Грибоедова, в «Евгении Онегине» Пушкина главные герои остаются в сложных ситуациях).

Эпилог (от греческого epilogos - послесловие) - всегда заключает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» сообщает о том, как изменился на каторге Раскольников.

Лирическое отступление - отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. Они, с одной стороны, тор­мозят фабульное развития произведения, а с другой - позволяют писателю в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме. Таковы, например, лирические отступления в романе Пушкина «Евгений Онегин», в «Мертвых душах» Гоголя.

Конфликт (от латинского conflictus - столкновение) - столкновение между персонажами или между персонажами и средой, героем и судьбой, а также внутренние противоречия персонажа. Конфликты могут быть внешними (столкновение Чацкого с «фамусовским» обществом» в «Горе от ума» Грибоедова) и внутренними (внутренний, психологический конфликт самого Чацкого). Нередко внешние и внутренние конфликты тесно взаимосвязаны между собой в произведении («Горе от ума» Грибоедова, «Евгений Онегин» Пушкина).

Автор-повествователь - автор, который прямо выражает ту или иную идею произведения, говорит с читателем от собственного имени. Так, образ автора-повествователя присутствует в «Ко­му на Руси жить хорошо» Некрасова. Он возникает почти с первых строк поэмы, когда автор- повествователь начинает рассказ о семи «временнообязанных», которые сошлись «на столбовой дороженьке» и заспорили, «кому живется весело, вольготно на Руси». Однако роль автора-повест­вователя не исчерпывается бесстрастной информацией о том, что делают мужики, кого слушают, куда идут. Отношение мужиков к происходящему выражается через повествователя, который вы­ступает своеобразным комментатором событий. Например, в одной из первых сцен поэмы, когда мужики заспорили и никак не могли найти решения вопроса «кому живется весело, вольготно на Руси», автор комментирует неуступчивость мужиков:

Мужик, что бык, втемяшится В башку какая блажь - Колом ее оттудова Не выбьешь: упираются, Всяк на своем стоит!

Автор - создатель художественного произведения. Его присутствие в литературном тексте заметно в разной степени. Он или прямо выражает ту или иную идею произведения, говорит с читателем от собственного имени, или прячет свое «я», как бы самоустраняется из произведе­ния. Такая двойная структура авторского образа всегда объясняется общим замыслом писателя и стилем его произведения. Иногда в художественном произведении автор выступает в качестве вполне самостоятельного образа.

Образ автора - персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматривае­мое в ряду других персонажей. Он обладает чертами лирического героя или героя-рассказчи­ка; может быть предельно сближен с биографическим автором или намеренно отдален от него.

Например, можно говорить об образе автора в романе Пушкина «Евгений Онегин». Он не ме­нее важен, чем образы других героев. Автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки. Он придает неповторимое своеобразие композиции и предстает перед читателем как автор-персонаж, автор-повествователь и автор - лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни.

Персонаж (от французского personage - личность, лицо) - действующее лицо художествен­ного произведения. Как правило, персонаж принимает активное участие в развитии действия, но о нем также может рассказывать автор или кто-нибудь из литературных героев. Персонажи бывают главные и второстепенные. В некоторых произведениях основное внимание уделяется одному персонажу (например, в «Герое нашего времени» Лермонтова), в других внимание писате­ля привлекает целый ряд персонажей («Война и мир» Л. Толстого).

Характер (от греческого character - черта, особенность) - образ человека в литературном произведении, который соединяет в себе общее, повторяющееся и индивидуальное, неповторимое. Через характер раскрывается авторский взгляд на мир и человека. Принципы и приемы создания характера отличаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображе­ния жизни, от литературного рода произведения и жанра.

Следует отличать литературный характер от характера в жизни. Создавая характер, писатель может отражать и черты реального, исторического человека. Но он неизбежно использует вымы­сел, «домысливает» прототип, даже если его герой - историческое лицо.

«Персонаж» и «характер» - понятия не тождественные. Литература ориентирована на со­здание характеров, которые часто вызывают споры, воспринимаются критиками и читателями неоднозначно. Поэтому в одном и том же персонаже можно увидеть разные характеры (образ Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети»). Кроме того, в системе образов литературного про­изведения персонажей, как правило, гораздо больше, чем характеров. Далеко не каждый персо­наж - характер, некоторые персонажи выполняют только сюжетную роль. Как правило, не яв­ляются характерами второстепенные герои произведения.

Тип - обобщенный художественный образ, наиболее возможный, характерный для определен­ной общественной среды. Тип - это такой характер, в котором содержится социальное обобщение. Например, тип «лишнего человека» в русской литературе при всем своем многообразии (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов) имел общие черты: образованность, неудовлетворенность реальной жизнью, стремление к справедливости, невозможность реализовать себя в обществе, способность к сильным чувствам и т. д. Каждое время рождает свои типы героев. На смену «лишнему человеку» пришел тип «новых людей». Это, например, нигилист Базаров.

Лирический герой - образ поэта, лирическое «я». Внутренний мир лирического героя раскры­вается не через поступки и события, а через конкретное душевное состояние, через переживание определенной жизненной ситуации. Лирическое стихотворение - конкретное и единичное прояв­ление характера лирического героя. С наибольшей полнотой образ лирического героя раскрывается во всем творчестве поэта. Так, в отдельных лирических произведениях Пушкина («Во глубине сибирских руд...», «Анчар», «Пророк», «Желание славы», «Я вас люблю...» и других) выражены различные состояния лирического героя, но, взятые вместе, они дают нам достаточно целостное представление о нем.

Образ лирического героя не следует отождествлять с личностью поэта, точно так же не следует переживания лирического героя воспринимать как мысли и чувства самого автора. Образ лири­ческого героя создается поэтом так же, как художественный образ в произведениях других жан­ров, с помощью отбора жизненного материала, типизации, художественного вымысла.

Система образов - совокупность художественных образов литературного произведения. Система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т. д.

Художественные средства создания образов (речевая характеристика героя: диалог, монолог- авторская характеристика, портрет, внутренний монолог и др.)

При создании образов используются следующие художественные средства:

1. Речевая характеристика героя, которая включает в себя монолог и диалог. Монолог - речь персонажа, обращенная к другому персонажу или к читателю без расчета на ответ. Монологи осо­бенно характерны для драматургических произведений (один из самых знаменитых - монолог Чацкого из «Горя от ума» Грибоедова). Диалог - речевое общение между действующими лицами, которое, в свою очередь, служит способом характеристики персонажа и мотивирует развитие сю­жета.

В некоторых произведениях персонаж сам рассказывает о себе в форме устного рассказа, запи­сок, дневников, писем. Этот прием, например, используется в повести Толстого «После бала».

2. Взаимохарактеристика, когда один персонаж рассказывает о другом (взаимохарактеристи­ки чиновников в гоголевском «Ревизоре»).

3. Авторская характеристика, когда автор рассказывает о своем герое. Так, читая «Войну и мир», мы всегда чувствуем отношение автора к людям и событиям. Оно раскрывается и в порт­ретах действующих лиц, и в прямых оценках-характеристиках, и в авторской интонации.

Портрет - изображение в литературном произведении внешности героя: черт лица, фигуры, одежды, позы, мимики, жеста, манеры держаться. В литературе часто встречается психологичес­кий портрет, в котором через внешность героя писатель стремится раскрыть его внутренний мир (портрет Печорина в «Герое нашего времени» Лермонтова).

Пейзаж - изображение картин природы в литературном произведении. Пейзаж также часто служил средством характеристики героя и его настроения в определенный момент (например, пейзаж в восприятии Гринева в «Капитанской дочке» Пушкина перед посещением разбойничьего «военного совета» принципиально отличается от пейзажа после этого посещения, когда стало яс­но, что пугачевцы Гринева не казнят).

«Вечные» темы - это те темы, которые всегда, во все времена интересуют человечество. В них заложено общезначимое и нравственное содержание, но каждая эпоха вкладывает в их трактовку свой смысл. К «вечным» темам относятся такие, как тема смерти, тема любви и другие.

Мотив - минимальный значимый компонент повествования. Также мотивом называют по­стоянно повторяющийся в разных произведениях художественный сюжет. Он может содержать­ся во многих произведениях одного писателя или у нескольких писателей. «Вечные» мотивы - такие мотивы, которые веками переходят из одного произведения в другое, поскольку содер­жат в себе общечеловеческий, общезначимый смысл (мотив встречи, мотив пути, мотив одино­чества и другие).

В литературе есть и «вечные» образы. «Вечные» образы - персонажи литературных произве­дений, которые вышли за их рамки. Они встречаются в других произведениях писателей разных стран и эпох. Их имена стали нарицательными, часто употребляются в роли эпитетов, указывают на какие-то качества человека или литературного персонажа. Это, например, Фауст, Дон Жуан, Гамлет, Дон Кихот. Все эти персонажи утратили свое чисто литературное значение и приобрели общечеловеческое. Они созданы очень давно, но снова и снова появляются в произведениях писа­телей, потому что в них выражено общезначимое, важное для всех людей.

Сюжет и композиция. Этапы развития сюжета

I. СЮЖЕТ - вся система действий и взаимодействий, последовательно совмещающихся в произведении.

1. ЭЛЕМЕНТЫ СЮЖЕТА (стадии развития действия, композиция сюжета)

ЭКСПОЗИЦИЯ - предыстория, обрисовка характеров и обстоятельств, сложившихся до начала развития основной сюжетной линии.

ЗАВЯЗКА - отправная точка развития основной сюжетной линии, основного конфликта.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ - часть сюжета между завязкой и кульминацией.

КУЛЬМИНАЦИЯ - высшая точка развития действия, напряжения конфликта перед окончательной развязкой.

РАЗВЯЗКА - завершение сюжета, разрешение (или уничтожение) конфликта.

2. НЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

В начале произведения

  • НАЗВАНИЕ
  • ПОСВЯЩЕНИЕ
  • ЭПИГРАФ - цитата из другого произведения, помещаемая автором перед своим сочинением или его частью.
  • ПРЕДИСЛОВИЕ, ВСТУПЛЕНИЕ, ПРОЛОГ
Внутри текста
  • ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ - отступление от сюжета в лиро-эпическом или эпическом произведении.
  • ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ РАССУЖДЕНИЕ
  • ВСТАВНОЙ РАССКАЗ, ЭПИЗОД, ПЕСНЯ, СТИХОТВОРЕНИЕ
  • РЕМАРКА - авторские пояснения в драматическом произведении.
  • АВТОРСКОЕ ПРИМЕЧАНИЕ
В конце произведения
  • ЭПИЛОГ, ПОСЛЕСЛОВИЕ - финальная часть произведения после завершения основного сюжета, повествующая о дальнейшей судьбе персонажей.
3. МОТИВ - простейшая единица сюжета (мотивы одиночества, бегства, ушедшей молодости, соединения возлюбленных, самоубийства, ограбления, моря, "футляра").

4. ФАБУЛА - 1. Прямая временная последовательность событий, в отличие от сюжета, который допускает хронологические сдвиги. 2. Краткая схема сюжета.

ІІ. КОМПОЗИЦИЯ - построение произведения, включающее в себя:

  • Расположение его частей в определенной системе и последовательности. В эпосе -фрагментов текста, глав, частей, томов (книг), в лирике -строф, стихов; в драме - явлений, сцен, действий (актов).
Некоторые типы композиционных принципов

Кольцевая композиция - повторение начального фрагмента в конце текста.
Концентрическая композиция (сюжетная спираль) - повторение аналогичных событий по ходу развития действия.
Зеркальная симметрия - повторение, при котором сначала один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа.
"Нитка с бусами" - несколько разных сюжетов, соединенных одним героем.

  • Соотношение сюжетных линий.
  • Соотношение сюжетных линий и не сюжетных элементов.
  • Композиция сюжета.
  • Художественные средства создания образов.
  • Система образов (персонажей).
Вам могут быть интересны другие темы:

Предлагает несколько определений понятия «сюжет». Согласно Ожегову, сюжет в литературе - это порядок и связь событий. Словарь Ушакова предлагает считать им совокупность действий, последовательность и мотивировку развертывания происходящего в произведении.

Взаимосвязь с фабулой

В современной русской критике фабула имеет совсем другое определение. Сюжет в литературе понимают как ход событий, на фоне которого раскрывается противостояние. Фабула же - основной художественный конфликт.

Однако в прошлом существовали и продолжают существовать другие точки зрения на этот вопрос. Русские критики середины XIX века, поддержанные Веселовским и Горьким, считали фабулой композиционную сторону, то есть то, как именно автор сообщает содержание своего произведения. А сюжет в литературе - это, по их мнению, действия и взаимоотношений персонажей.

Данное толкование прямо противоположно таковому в словаре Ушакова, у которого фабула - это содержание событий в их последовательной связи.

Наконец, есть и третья точка зрения. Те, кто придерживается ее, считают, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет, и при анализе вполне достаточно пользоваться терминами «сюжет», «композиция» и «схема сюжета».

Типы и варианты схем произведения

Современные аналитики выделяют два основных типа сюжета: хроникальный и концентрический. Друг от друга они отличаются характером связей между событиями. Главный фактор, если можно так выразиться, - время. Хроникальный тип воспроизводит естественное его течение. Концентрический - ориентируется больше не на физическое, а на психическое.

Концентрический сюжет в литературе - это детективы, триллеры, социальные и психологические романы, драмы. Хроникальный чаще встречается в мемуарах, сагах, приключенческих произведениях.

Концентрический сюжет и его особенности

В случае с таким типом течения событий прослеживается четкая причинно-следственная связь эпизодов. Развитие сюжета в литературе данного типа идет последовательно и логично. Здесь легко выделить завязку и развязку. Предыдущие действия являются причинами последующих, все события как бы стягиваются в один узел. Писатель исследует один конфликт.

Причем произведение может быть как линейным, так и многолинейным - причинно-следственная связь сохраняется так же четко, более того, любые новые сюжетные линии появляются в результате уже случившихся событий. Все части детектива, триллера или рассказа строятся на ясно выраженном конфликте.

Хроникальный сюжет

Его можно противопоставить концентрическому, хотя на самом деле здесь не противоположность, а совершенно другой принцип построения. Эти виды сюжетов в литературе могут взаимопроникать друг в друга, но чаще всего определяющим является или один, или другой.

Смена событий в произведении, построенном по хроникальному принципу, привязана ко времени. Может отсутствовать ярко выраженная завязка, нет строгой логической причинно-следственной связи (или, по крайней мере, эта связь неочевидна).

Речь в таком произведении может идти о множестве эпизодов, общее у которых только то, что они случаются в хронологической последовательности. Хроникальный сюжет в литературе - это многоконфликтное и многокомпонентное полотно, где противоречия возникают и гаснут, на смену одним приходят другие.

Завязка, кульминация, развязка

В произведениях, сюжет которых основан на конфликте, он является по своей сути схемой, формулой. В ней можно выделить составляющие части. Элементы сюжета в литературе включают экспозицию, завязку, конфликт, нарастающее действие, кризис, кульминацию, нисходящее действие и развязку.

Разумеется, все названные элементы присутствуют далеко не в каждом произведении. Чаще можно встретить несколько из них, например, завязку, конфликт, развитие действия, кризис, кульминацию и развязку. С другой стороны, имеет значение то, как именно анализировать произведение.

Экспозиция в этом плане - наиболее статичная часть. Ее задача - представить некоторых персонажей и обстановку действия.

Завязка описывает одно или несколько событий, которые дают толчок основному действию. Развитие сюжета в литературе идет через конфликт, нарастающее действие, кризис к кульминации. Она же - пик произведения, играющий существенную роль в раскрытии характеров героев и в развертывании конфликта. Развязка добавляет заключительные штрихи к рассказанной истории и к характерам действующих лиц.

В литературе сложилась определенная схема построения сюжета, психологически оправданная с точки зрения влияния на читателя. Каждый описанный элемент имеет свое место и значение.

Если рассказ не вписывается в схему, он кажется вялым, непонятным, нелогичным. Чтобы произведение было интересным, чтобы читатели сопереживали героям и вникали в происходящее с ними, все в нем должно иметь свое место и развиваться согласно этим психологическим законам.

Сюжеты древнерусской литературы

Древняя русская литература, по мнению Д. С. Лихачева, это «литература одной темы и одного сюжета». Мировая история и смысл человеческой жизни - вот основные, глубинные мотивы и темы писателей тех времен.

Сюжеты древнерусской литературы открываются нам в житиях, посланиях, хождениях (описаниях путешествий), летописях. Имена авторов большинства из них неизвестны. По временному интервалу к древнерусской группе относят произведения, написанные в XI-XVII вв.

Многообразие современной литературы

Попытки классифицировать и описать используемые сюжеты предпринимались не раз. В своей книге «Четыре цикла» Хорхе Луис Борхес предположил, что в мировой литературе существует всего четыре их типа:

  • о поиске;
  • о самоубийстве бога;
  • о долгом возвращении;
  • о штурме и обороне укрепленного города.

Кристофер Буккер выделял семь: «из грязи в князи» (или наоборот), приключение, «туда и обратно» (здесь на ум приходит «Хоббит» Толкиена), комедия, трагедия, воскресение и победа над чудовищем. Жорж Польти свел весь опыт мировой литературы к 36 сюжетным коллизиям, а Киплинг выделил 69 их вариантов.

Даже специалистов другого профиля не оставил равнодушными этот вопрос. По мнению Юнга, известного швейцарского психиатра и основоположника аналитической психологии, основные сюжеты литературы архетипичны, и их всего шесть - это тень, анима, анимус, мать, старик и ребенок.

Указатель фольклорной сказки

Больше всего, пожалуй, «выделила» писателям возможностей система Аарне-Томпсона-Утера - она признает существование примерно 2500 вариантов.

Речь, правда, здесь идет о фольклоре. Эта система - каталог, указатель сказочных сюжетов, известных науке на момент составления данного монументального труда.

Для хода событий здесь есть только одно определение. Сюжет в литературе такого плана выглядит следующим образом: «Гонимую падчерицу увозят в лес и бросают там. Баба-яга, или Морозко, или Леший, или 12 месяцев, или Зима испытывают ее и награждают. Родная дочь мачехи также хочет получить подарок, однако не проходит испытания и погибает».

Фактически сам Аарне установил не более тысячи вариантов развития событий в сказке, однако он допускал возможность появления новых и оставил для них место в своей оригинальной классификации. Это был первый вошедший в научный обиход и признанный большинством указатель. Впоследствии ученые многих стран внесли в него свои дополнения.

В 2004 году появилась редакция справочника, в которой описания сказочных типов были обновлены и сделаны более точными. Эта версия указателя содержала 250 новых типов.

Экспозиция - время, место действия, состав и взаимоотношения персонажей. Если экспозиция помещается в начале произведения, она называется прямой, если в середине - задержанной.

Предзнаменование - намеки, которые предвещают дальнейшее развитие сюжета.

Завязка - событие, которое провоцирует развитие конфликта.

Конфликт - противостояние героев чему- или кому-либо. Это основа произведения: нет конфликта - не о чем рассказывать. Виды конфликтов:

  • человек (очеловеченный персонаж) против человека (очеловеченного персонажа);
  • человек против природы (обстоятельств);
  • человек против общества;
  • человек против техники;
  • человек против сверхъестественного;
  • человек против самого себя.

Нарастающее действие - череда событий, которая берет начало от конфликта. Действие нарастает и достигает пика в точке кульминации.

Кризис - конфликт достигает пика. Противоборствующие стороны встречаются лицом к лицу. Кризис имеет место либо непосредственно перед кульминацией, либо одновременно с ней.

Кульминация является результатом кризиса. Зачастую это самый интересный и значительный момент в произведении. Герой либо ломается, либо сжимает зубы и готовится идти до конца.

Нисходящее действие - череда событий или действий героев, ведущая к развязке.

Развязка - конфликт разрешается: герой либо добивается поставленной цели, либо остается ни с чем, либо гибнет.

Почему важно знать основы построения сюжета?

Потому что за века существования литературы человечество выработало определенную схему воздействия рассказа на психику. Если рассказ не вписывается в нее - он кажется вялым и нелогичным.

В сложных произведениях со многими сюжетными линиями все вышеперечисленные элементы могут появляться неоднократно; более того, ключевые сцены романа подчиняются все тем же законам построения сюжета: вспомним описание Бородинской битвы в «Войне и мире».

Правдоподобие

Переходы от завязки к конфликту и к его разрешению должны быть правдоподобны. Нельзя, например, отправлять героя-лентяя в путешествие только потому, что вам этого хочется. У любого персонажа должна быть серьезная причина поступать так или иначе.

Если Иванушка-дурачок садится на коня, пусть им движет сильная эмоция: любовь, страх, жажда мести и т.п.

Логика и здравый смысл необходимы в каждой сцене: если герой романа - идиот, он, конечно, может отправиться в лес, кишащий ядовитыми драконами. Но если он разумный человек, он не будет туда соваться, не имея серьезной причины.

Бог из машины

Развязка - это результат действий персонажей и никак иначе. В античных пьесах все проблемы могло разрешить божество, спущенное на сцену на веревочках. С тех пор нелепый финал, когда все конфликты устраняются мановением жезла колдуна, ангела или начальника, называется «бог из машины». То, что подходило древним, только раздражает современников.

Читатель ощущает себя обманутым, если героям просто везет: например, дамочка находит чемодан с деньгами как раз тогда, когда ей надо выплатить проценты по кредиту. Читатель уважает только тех героев, которые заслужили этого - то есть сделали что-то достойное.