Что такое идеальная семья по толстому. Семейные связи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир. постоянная работа души

Разделы: Литература

Цель : рассмотреть роль семьи в понимании Толстого и на современном уровне.

Знать : толстовский идеал (патриархальная семья: забота старших о младших, младших о старших, умение каждого больше отдавать, чем брать, взаимоотношения, построенные на взаимопонимании, уважении, на “добре” и “правде”). Черты семьи на современном этапе.

Уметь: рассуждать, делать выводы, обобщения, говорить от лица героя, пересказывать близко к тексту.

Оборудование, наглядность : портрет писателя, эпиграф, рисунки студентов, иллюстрации к роману, “советы психолога”

Домашнее задание : письменный ответ на вопрос, подготовка к сочинению.

Ход урока

Что нужно человеку для счастья?
Тихая семейная жизнь…с возможностью делать добро людям

I .Организационный момент. (Группа поделена на “малые” подгруппы, представляющие семьи Ростовых, Болконских, Курагиных.)

II. Слово преподавателя.

– Сегодня занятие будет максимально приближено к жизни. Ведь тема его касается каждого из нас и не может оставить никого равнодушным. (Запись темы.)

– Мы рассмотрим семейные отношения героев романа с точки зрения Толстого и поговорим о современном понимании семьи. Нам поможет преподаватель психологии. Главной мыслью в романе Толстого “Война и мир”, наряду с “мыслью народной”, была “мысль семейная”. Писатель считает, что семья – основа всего общества, и в ней находят отражения те процессы, которые происходят в обществе. Малыш приходит в новый мир ни плохим, ни хорошим, похожим на белый лист бумаги.
– Как вы думаете, от чего завит, каким ему быть?
(Он будет таким, каким его воспитают родители.)
– Вспомните героев литературных произведений, на формирование которых повлияла семейная атмосфера. (Обломов не родился апатичным и ленивым, таковым его сделала жизнь в Обломовке; Иудушка Головлев и все семейство погибло под влиянием мертвящей, разлагающей душу семейной обстановки).
– Мудрецы говорили: “У человека может быть три беды: плохое здоровье, плохие дети и плохая старость”. От первого бедствия человек не гарантирован, а от плохих детей и плохой старости есть гарантия, если правильно воспитать своих детей. Великий Толстой уверен, что добро воспитывать и созидать нужно в семье. “Люди как реки: у каждого есть свой исток, свое русло. Исток этот – родной дом, семья, традиции и уклады”.
– Какое выражение находят мысли о семье у Толстого-философа? (В своих дневниках писатель пишет: “ Ежели враждебных наклонностей человек не имеет, то ясно, что добро и зло зависят от воспитания, ясно, что наука вообще и философия в особенности не только не бесполезны, но даже необходимы, и не только для одних Сократов, а для всех”.)

Запись: “Желание к учебе, любознательности детей надо поощрять в раннем возрасте, необходимо как можно раньше научить ребенка в семье довольствоваться малым, сделать нормой жизни принцип “больше отдавать, чем брать”

– Согласны ли вы с этими мыслями Толстого? Что вы думаете по этому поводу?
– Роман “Война и мир” – отражение широты мировоззрения писателя, потому как много схожих черт находим мы у любимых героев Толстого, прототипами которых были члены семьи писателя и его жены Софьи Андреевны. Эти герои проходят определенный путь идейно-духовного развития, путем проб и ошибок они стараются найти свое место в жизни, осознать свое предназначение. Они показаны на фоне семейных взаимоотношений. Следуя традициям реализма, Толстой хотел сопоставить между собой различные семьи, которые были типичными для его эпохи. Используя прием антитезы, одни семьи показал в развитии, другие – застывшими.
– Назовите семьи, которые описаны в романе. Кто из героев является носителем каких-либо черт толстовской семьи?
– Все семьи в романе подвергаются основным испытаниям: светской жизнью, любовью, войной. Каким семьям симпатизирует Толстой и почему? (Из них выходят любимые герои.)
– Чем ему симпатична семья Ростовых? Зачитайте портретную характеристику героев из текста или авторский комментарий. Позвольте представить вам семью Ростовых: Илья Андреевич Ростов, графиня, Николай Ростов, Петя, Соня, Наташа. К ним присоединилась Марья Дмитриевна Ахросимова. Давайте послушаем главу семьи.

Граф Ростов: Мы люди простые, не умеем ни беречь, ни приумножать. Я всегда рад гостям. Жена даже жалуется иногда: мол, замучили визитёры. А я люблю всех, у меня все милые. У нас большая дружная семья, я всегда мечтал о такой, всей душой привязан к жене и детям. В нашей семье не принято прятать чувства: если грустно– мы плачем, радостно – смеемся. Хочется в пляс – пожалуйста.

Графиня Ростова: Я хочу добавить к словам мужа то, что в нашей семье есть одна главная черта, связывающая всех воедино, – любовь. Любовь и доверие, потому что “зорко одно лишь сердце”. Мы все внимательны друг к другу.

(Сценка.)

(В комнату вбегает Наташа.)

Граф (вскочил, широко, расставив руки): Вот она, именинница! Ма Шер, именинница, порох-девка!

Графиня (с осуждением): Милая, на все есть время. (К графу) Ты её балуешь.

Марья Дмитриевна: Ма Шер, моя милая, поздравляю вас. Какое прелестное дитя! (дарит сережки, Наташа крутится и примеряет).

Наташа(подбегает к матери, показывает куклу): Видите, кукла…Мими…Видите…

(Наташа громко смеётся.)

Графиня: Ну, поди, поди! Сядь, Наташа, уймись.

Наташа: А можно я тоже скажу. У нас с маменькой одинаковые имена. Мы все очень любим её, она наш нравственный идеал. Наши родители смогли воспитать в нас искренность и естественность. Я очень благодарна им за то, что они всегда готовы понять, простить, помочь в самые трудные минуты жизни. А таких ситуаций будет еще очень много. Маменька моя лучшая подружка, не могу заснуть, пока не поведую ей все свои тайны и волнения.

Преподаватель : Ребята, а о каких трудных ситуациях говорит Наташа? (Увлечение Анатолем Курагиным. Анатоль – символ свободы для Наташи от ограничений патриархального мира, от границ дозволенного. Она открыта, искренне принимает увлечение за любовь.)

– А почему тогда Толстой не соединил Натушу и Андрея? (Прямые и гордые Болконские совсем не похожи на уютно-домашних Ростовых. Они не способны связать свои жизни: ведь даже любя, они не могли до конца понять друг друга. Потому, по мнению Толстого, единение этих двух родов возможно лишь между наиболее нехарактерными представителями семей.)

Николай: Мне даже сейчас стыдно вспоминать о том поступке. Я проиграл Долохову 40 тысяч рублей. Это было полным разорением для семьи, но ни слова упрека я не услыщал. Мы всегда готовы друг друга поддержать, особенно, когда в дом приходит беда. Особенно тяжело было маменьке после смерти Пети. Все страдали, но старались согреть друг друга любовью.

Ахросимова: Ну, тогда уже и я скажу. Я хорошо знаю эту семью. У них есть талант жизни. Они, как дети, радуются природе, рядятся на Святки, ездят в гости, любят музыку. Такая искренность в дворянской поместной семье – редкость. На мой взгляд, главные черты этой семьи – честность, порядочность, интуиция и жизнь сердца.

Преподаватель : давайте запишем в тетрадь те основные черты семьи Ростовых, которые уже были названы.

Вид записи в тетради:

Толстой о семье Современный взгляд на семью.
Ростовы:
  1. любовь
  2. доверие
  3. искренность, открытость
  4. нравственный стержень
  5. умение прощать
  6. жизнь сердца

Болконские:

  1. высокая духовность
  2. гордость, мужество
  3. честь, долг
  4. деятельность, ум
  5. сила духа
  6. любовь естественная, скрытая под маской холодности

Курагины:

  1. отсутствие родительской любви
  2. материальное благополучие
  3. отсутствие духовной красоты
Современная семья :
  1. желание жить самостоятельно
  2. материальное благополучие
  3. желание больше брать, чем отдавать
  4. предпочтение, чтобы их любили
  5. желание удовлетворить свои потребности за счет других
  6. любовь, верность
  7. карьера
  8. красота внешняя превалирует над духовной
  9. взаимопонимание
  10. снижение нравственности

Преподаватель : Ну, а что Толстой говорит о семье Болконских? Прочитайте выдержки из текста. Представляем семью Болконских: Николай Андреевич, княжна Марья, князь Андрей.

Николай Андреевич Болконский: У меня твёрдо устоявшиеся взгляды на семью. Я прошел суровую военную школу и считаю, что есть два источника людских пороков: праздность и суеверие, и только две добродетели: деятельность и ум. Я всегда сам занимался воспитанием дочери, чтобы развить эти добродетели, давал уроки алгебры и геометрии. Главное условие жизни – порядок. Не отрицаю, бываю резок иногда, чересчур требователен, иной раз возбуждаю к себе страх, почтительность, а как иначе. Я честно служил родине и не потерпел бы измены. А если бы это был мой сын, мне, старику, вдвойне было бы больно. Я передал свои детям патриотизм и гордость.

Княжна Марья: Я, конечно, робею перед отцом и немного побаиваюсь его. Живу, в основном, рассудком. Свои чувства никогда не показываю. Правда, говорят, что мои глаза предательски выдают волнение или любовь. Особенно заметно это было после знакомства с Николаем. На мой взгляд, роднит с Ростовыми нас общее чувство любви к родине. В минуту опасности мы готовы пожертвовать всем. Мы с Николаем будем воспитывать в своих детях гордость, мужество, твердость духа, а еще доброту и любовь. Я буду к ним требовательна, как мой отец был требователен ко мне.

Князь Андрей: Я старался не подвести отца. Он сумел воспитать во мне высокое понятие чести и долга. Когда-то мечтал о личной славе, но так ее и не добился. В Шенграбенском сражении я на многое взглянул другими глазами. Особенно меня оскорбило поведение нашего командования по отношении к настоящему герою сражения капитану Тушину. После Аустерлица пересмотрел свое миропонимание, во многом разочаровался. Наташа “вдохнула” в меня жизнь, но, к сожалению, так и не удалось стать ее мужем. Если бы у нас сложилась семья, я бы в своих детях воспитал доброту, честность, порядочность, любовь к родине.

Преподаватель: Дополните таблицу сведениями, где укажете отличительные черты семьи Болконских. (Высокая духовность, гордость, прямая честь, любовь естественная, искренняя, скрытая под маской холодности, честь, долг, деятельность, ум.)

И отец, и сын Болконские прошли испытание войной, которая требовала величайшего напряжения духовных сил. Отечественная война выявила главные черты каждой семьи. Семья Курагиных и войну осталась эгоистичной, безнравственной, корыстолюбивой.

– Попросим князя Курагина рассказать о своей семье.

Князь Василий: У меня нет и шишки родительской любви, да она мне и ни к чему. Думаю, все это лишнее. Главное, материальное благополучие, положение в свете. Разве я не старался сделать своих детей счастливыми? Элен выдал замуж за самого богатого жениха Москвы графа Пьера Безухова, Ипполита пристроил в дипломатический корпус, Анатоля чуть было не женил на княжне Марье. Для достижения целей все средства хороши.

Элен: Мне совсем не понятны ваши высокие слова о любви, чести, доброте. Мы с Анатолем и Ипполитом всегда жили в сое удовольствие. Важно удовлетворить свои желания и потребности, пусть даже за счет других. Что же мне терзаться угрызениями совести, если удалость изменить этому тюфяку с Долоховым? Я всегда и во всем права.

– Согласны ли вы с Элен и князем Василием? Какая семья вам показалась ближе? Почему, по мнению Толстого, семья Курагиных не имеет права на существование? Какова судьба членов семьи? Есть ли у них дети?

(Внешняя красота Курагиных заменяет собой духовную. В этой семье присутствуют многие человеческие пороки. Элен высмеивает желание Пьера иметь детей. Дети, в ее понимании, обуза, мешающая жить. По мнению Толстого, самое страшное для женщины – отсутствие детей. Предназначение женщины – стать хорошей матерью, женой.)

– С какими еще семьями можно сравнить семью Курагиных? (Веры и Берга, Друбецких. Берги подражают другим. Их девиз: как у других. Этой семье будут даны дети, но они, наверняка, будут нравственными калеками.)

– Есть ли семьи идеальные? (По мнению Толстого, семья Наташи и Пьера идиллическая, это народный идеал семьи, основанный на взаимном доверии и подчинении. Пьер делал только то, на что Наташа давала согласие. Наташа подчинялась малейшему желанию Пьера. Весь мир Наташи в семье, в детях, в муже. Других интересов, по мнению Толстого, у нее не должно быть.)

– Согласны ли вы с этим мнением? Каково ваше понимание семьи на современном уровне?

(Рассказ психолога о психологии семейных отношений, о любви, статистика, анкеты.)

Предварительно были написаны сочинения студентами, где они высказались по поводу их будущих семей “Какой я представляю свою будущую семью”

“Муж мой будет красивый, необязательно богатый, какого полюблю. Его положение неважно. Очень хочу, чтобы у нас была дружная семья”

“Я хочу простую, обыкновенную семью, хороших друзей, любящего мужа и работу. Хочу жить со свекровью, чтобы она учила меня всему. Я буду уважать ее и любить. Замуж хочу выйти рано” и др.

– Давайте закончим заполнение нашей таблички. Какие черты современной семьи вы можете выделить?

Советы психолога для счастливой семейной жизни.

  1. Грубость – злокачественная опухоль, пожирающая любовь. Будьте вежливыми, нежными в обращении с мужем.
  2. Цветы – язык любви. Вы хотите сохранить счастливую семейную жизнь? Проявляйте чуточку внимания ежедневно.
  3. Не надо пытаться в корне переделать своего мужа, помните: для успеха в счастливой семейной жизни нужно быть подходящим мужем или женой.
  4. Ни в коем случае не придирайтесь по мелочам. Придирки, нападки, упреки, как укусы кобры, всегда уничтожают и убивают.
  5. Не критикуйте бесплодно свою жену или мужа, тем более в присутствии других. Одна их причин разводов: бессмысленная критика, разбивающая сердца вдребезги.
  6. Никогда не отказывайте в искренней признательности своей жене или мужу. Помните: для того, чтобы жена нашла счастье в своем муже, нужно, чтобы он проявлял свою настоящую преданность.
  7. Истинные отношения являются одной из удовлетворяемых в супружеской жизни потребностей, но если эти отношения не в порядке, ничто другое не будет в порядке.
    Рассмотрение ситуации: “Молодые супруги. Пара распадается. Как будут они вести себя в этот момент”.

Преподаватель: Со времени появления романа Л. Н. Толстого прошло много лет, но главные ценности семьи: любовь, доверие, взаимопонимание, честь, порядочность, патриотизм – остаются главными нравственными ценностями. Рождественский сказал: “Все начинается с любви”. Достоевский сказал: “Человек родится не для счастья и заслуживает его страданием”.

МОУ СОШ №2 с. Дивное Г.А. Заварухина Тема: «Что такое идеальная семья в понимании Л.Н. Толстого (по роману «Война и мир»?»

Цель: показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой

заботой старших о младших и младших о старших, с умением

каждого в семье больше отдавать, чем брать, с взаимоотношениями,

построенными на «добре и правде»,

развивать умение учащихся обобщать прочитанное,

воспитывать бережное отношение к родному дому, семье, ее

традициям.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, тексты, карточки – задания,
Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь…

с возможностью делать добро людям…

Л.Н. Толстой

Мой идеал – жизнь простого трудового народа,

того, который делает жизнь, и тот смысл, который

он придает ей.

Л.Н. Толстой

Ход урока


  1. Предъявление темы
Ребята! Сегодня у нас с вами интересный урок. Посмотрите, пожалуйста, какую проблему мы попробуем решить. Как вы думаете, эта проблема актуальна? Почему? Л.Н.Толстой утверждал, что «люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток. И этот исток- родной дом, семья, ее традиции.

Семья… Какой ей быть? Это трудный вопрос, но вы справитесь с его решением.

Как же будет проходить наш с вами урок?

ПЛАН

1.Работа в группах по проблеме.

2. Афиширование результатов.

3.Работа над проектом «Идеальная семья в понимании Л.Н.Толстого».

4.Представление проектов.

5.Рефлексивный момент.

Ребята! Прочтите, пожалуйста, эпиграф, который я записала на доске. Попробуйте ответить, почему я решила вас познакомить именно с этими словами писателя?

Так каков же идеал семьи в понимании Л.Н.Толстого? Прежде чем вы начнете работать над проблемой, прочтите задание, которое вы будете выполнять. Сначала каждый подумайте над вопросом. Времени у вас 2 минуты.

МОУ СОШ №2 с. Дивное Г.А. Заварухина
Выберите, кто у вас сегодня будет «генератором» идей, обменяйтесь, пожалуйста, мнениями и представьте свои выводы в схеме.


  1. Работа в группах.

  1. В чем особенности семьи Ростовых?

  2. Чем отличается семья Болконских от семьи Ростовых?

  3. Семья Пьера и Наташи. На каких принципах строились отношения в их семье?

  4. Семейная жизнь Марьи и Николая Ростовых?

  1. Афиширование.
Ребята! Во время представления результатов работы групп, вам необходимо найти общие черты и различия.

  1. Работа над проектом.
Спасибо. Как мы видим, все четыре семьи имеют общие черты. Сейчас мы с вами поработаем над проектом: «Идеальная семья в понимании Л.Н.Толстого». Запишите, каковы отличительные черты идеальной семьи.

  1. Представление проектов.
Учитель:

Вы представили нам идеальную семью в понимании Л.Н.Толстого. Давайте теперь запишем отличительные признаки, обобщив ваши проекты.

Любовь к детям Взаимопонимание

Самопожертвование

Доброта

Честность, Патриотизм

правдивость

Открытость

души Близость к народу Естественность

Ребята, есть еще одна особенность такой семьи. Давайте вернемся к эпиграфу. О чем говорит писатель! Какое отношение он имеет к теме нашего разговора! Значит, близость к народу обязательна. Запишите.

Скажите, о семье сегодня мы можем так же сказать? Каких качеств нам не хватает? А может нашей семье это все не нужно?


  1. Рефлексия.
Ребята, у вас в будущем тоже будет семья, и от каждого из вас зависит, какой ей быть. Я буду вам очень благодарна, если вы поделитесь со мной вашими мыслями. Закончите, пожалуйста, предложение:

Размышляя над тем, что такое идеальная семья, я понял (а), что …

8. Итог урока

МОУ СОШ №2 с. Дивное Г.А. Заварухина


Вот и подошел к концу наш урок. Мы выяснили, какая она, идеальная семья в понимании Толстого. И пусть мы другие, но все равно в семье остается святая забота старших о младших и младших о старших, умение каждого в семье отдавать больше, чем брать, строить отношения на правде и добре.

Я надеюсь, что сегодняшний наш разговор поможет вам в будущем создать хорошую семью. За работу на уроке оценки я не буду ставить: жизнь поставит их сама. А чтобы наш разговор был завершен, я предлагаю вам в качестве домашней работы написать мини- сочинение

Вступление

Лев Толстой – один из величайших прозаиков 19 века, «золотого века» русской литературы. Его произведения вот уже два столетия читают во всем мире, потому что эти поразительно живые и яркие словесные полотна не просто занимают читателя, а заставляют задуматься над многими важными для человека вопросами – и дают ответы на некоторые из них. Яркий тому пример – вершина творчества писателя, роман-эпопея «Война и мир», в котором Толстой затрагивает животрепещущие для всякого мыслящего человека темы. Тема семьи в романе «Война и мир» Толстого очень важна, как и для самого автора. Именно поэтому герои Толстого практически не бывают одинокими.

В тексте полнее всего раскрываются устройство и взаимоотношения трех совершенно разных семей: Ростовых, Болконских и Курагиных – из которых первые две в большинстве своем соответствуют мнению самого автора по этому вопросу.

Ростовы, или великая сила любви

Глава большой семьи Ростовых, Илья Андреевич – московский дворянин, человек очень добрый, щедрый и доверчивый, обожает жену и детей. Ввиду крайней душевной простоты он совершенно не умеет вести хозяйство, поэтому семья находится на грани разорения. Но Ростов-старший не может ни в чем отказать домочадцам: ведет роскошную жизнь, оплачивает долги сына.

Ростовы очень добры, всегда готовы прийти на помощь, искренны и отзывчивы, поэтому у них много друзей. Неудивительно, что именно в этой семье вырос настоящий патриот Родины Петя Ростов. Семье Ростовых совершенно не присуща авторитарность: здесь дети уважают родителей, а родители – детей. Именно поэтому Наташа смогла уговорить родителей вывезти из осажденной Москвы не ценные вещи, а раненных солдат. Ростовы предпочли остаться без гроша в кармане, а не преступить законы чести, совести и сострадания. В образах семьи Ростовых Толстой воплотил собственные представления об идеальном родовом гнезде, о нерушимой связи настоящей русской семьи. Это ли не лучшая иллюстрация, могущая показать, насколько велика роль семьи в «Войне и мире»?

«Плод» такой любви, такого высокоморального воспитания прекрасен – это Наташа Ростова. Она вобрала в себя лучшие качества родителей: от отца взяла доброту и широту натуры, желание осчастливить весь мир, а от матери – заботливость и хозяйственность. Одно из самых важных качеств Наташи – естественность. Она не способна играть роль, жить по светским законам, ее поведение не зависит от мнения окружающих. Это девушка с раскрытой нараспашку душой, экстраверт, способный целиком и полностью отдаваться любви ко всем людям вообще и ко своей второй половинке. Она – идеал женщины с точки зрения Толстого. И этот идеал воспитала идеальная семья.

Другой представитель младшего поколения семьи Ростовых, Николай, не отличается ни глубиной ума, ни широтой души, однако это простой, честный и порядочный молодой человек.

«Гадкий утенок» семьи Ростовых, Вера, выбрала для себя совсем другой путь – путь эгоизма. Выйдя замуж за Берга, она создала семью, не похожую ни на Ростовых, ни на Болконских. Эта ячейка общества основана на внешнем лоске и жажде обогащения. Такая семья, по мнению Толстого, не может стать фундаментом общества. Почему? Потому что в таких отношениях не ничего духовного. Это путь разъединения и деградации, ведущий в никуда.

Болконские: долг, честь и разум

Семья Болконских, служивых дворян, несколько отличается. Каждый из членов этого рода – примечательная личность, талантливая, цельная и одухотворенная. Это семья сильных людей. Глава семьи, князь Николай, – человек крайне резкого и неуживчивого характера, но не жестокий. Поэтому его уважают и побаиваются даже собственные дети. Больше всего старый князь ценит умных и деятельных людей, и поэтому пытается воспитать в дочери такие качества. Андрею Болконскому от отца достались благородство, острота ума, гордость и независимость. Сын и отец Болконские – разносторонне образованные, умные и сильные духом люди. Андрей – один из самых сложных персонажей романа. С первых глав эпопеи и до конца своей жизни этот персонах проходит сложнейшую духовную эволюцию, пытаясь постичь смысл жизни и найти свое призвание. Тема семьи в «Войне и мире» во всей полноте раскрывается в конце жизни Андрея, когда он все-таки понимает, что счастливым может стать только семьянин, окруженный дорогими сердцу людьми.

Сестра Андрея, княжна Марья Болконская, показана в романе как абсолютно цельный физически, психологически и нравственно человек. Девушка, не отличающаяся физической красотой, живет в постоянном ожидании тихого семейного счастья. Это наполненная любовью и заботой лодка, ждущая терпеливого и умелого капитана. Эта умнейшая, романтичная и крайне религиозная девушка покорно сносит все грубости отца, ни на миг не переставая любить его сильно и искренне.

Таим образом, младшее поколение семьи Болконских унаследовало все лучшие качества старого князя, оставив без внимания лишь его грубость, властность и нетерпимость. Поэтому Андрей и Марья способны по-настоящему любить людей, а значит, способны развиваться как личности, подниматься по духовной лестнице – к идеалу, к свету, к Богу. Поэтому война и мир семьи Болконских так сложны для понимания большинства их современников, поэтому ни Мария, ни Андрей не любят светскую жизнь.

Курагины, или мерзость пустого эгоизма

Семья Курагиных прямо противоположна двум предыдущим родам. Глава семьи, князь Василий, за внешним лоском прячет прогнившую натуру алчного, насквозь фальшивого грубияна. Для него главное – это деньги и общественное положение. Его дети, Элен, Анатоль и Ипполит, ничем не уступают отцу: внешне привлекательные, поверхностно умные и успешные в обществе молодые люди на деле – пустые, хоть и красивые, сосуды. За собственными эгоизмом и жаждой наживы они не видят духовного мира – или не желают видеть. В общем, семья Курагиных – это мерзкие жабы, одетые в кружева и обвешанные драгоценностями; они сидят в грязном болоте и довольно квакают, не видя прекрасного бесконечного неба над головой. Для Толстого эта семья – олицетворение мира «светской черни», который сам автор презирал всей душой.

Выводы

Заканчивая сочинение «Тема семьи в романе война и мир», я хочу отметить, что эта тема – одна из основных в тексте. Эта нить пронизывает судьбы почти всех героев произведения. Читатель может в действии наблюдать причинно-следственную связь между воспитанием, атмосферой в родительском доме, дальнейшей судьбой повзрослевшего человека – и влиянием его на мир.

Тест по произведению

План-конспект урока литературы. Тема: Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Цель : на примере семей Ростовых, Болконских и Курагиных выявить идеал семьи в понимании Л.Н. Толстого.
Задачи:
1. Знать текст романа «Война и мир», толстовский идеал патриархальной семьи.
2. Уметь сопоставлять материал и делать выводы, пере
сказывать материал близко к тексту.
3. Воспитать в студентах чувство уважения к семейным ценностям.
Теоретическое занятие
Оборудование: записи на доске, портрет писателя, мультимедийный материал.

Ход урока.

1. Оргмомент. (5 мин)
2. Слово учителя.(7 мин.)
Семья – одна из важнейших тем в русской литературе 60-70-х годов 19 столетия. Семейную хронику пишет Салтыков-Щедрин, судьбу случайного семейства оценивает Ф.М.Достоевский, и у Толстого – «мысль семейная.
Таким образом цель нашего урока: на примере сравнения семей Ростовых, Болконских и Курагиных выявить идеал семьи в понимании Л.Н.Толстого.
Мир семьи – важнейшая «составляющая» романа. Толстой прослеживает судьбы целых семейств. Его героев связывают родственные, дружеские, любовные отношения; нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда.
На страницах «Войны и мира» мы знакомимся с семейными гнездами главных героев: Ростовыми, Курагиными, Болконскими. Семейная идея находит свое наивысшее воплощение в укладе жизни, общей атмосфере, в отношениях между близкими людьми этих семейств.
Вы, я надеюсь, прочитав страницы романа, побывали в гостях у этих семей. И нам предстоит сегодня разобраться, какая семья для Толстого – идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей».
Эпиграфом к уроку возьмём слова В.Зеньковского: «Семейная жизнь имеет в себе три стороны: биологическую, социальную и духовную. Если устроена какая-либо одна сторона, а другие стороны либо прямо отсутствуют, либо находятся в запущенности, то кризис семьи неизбежен».
Итак, остановимся на семье графа Ростова.
Фильм (5 мин)
Граф Ростов (выступление студента 5 мин.): Мы люди простые, не умеем ни беречь, ни приумножать. Я всегда рад гостям. Жена даже жалуется иногда: мол, замучили визитёры. А я люблю всех, у меня все милые. У нас большая дружная семья, я всегда мечтал о такой, всей душой привязан к жене и детям. В нашей семье не принято прятать чувства: если грустно– мы плачем, радостно – смеемся. Хочется в пляс – пожалуйста.
Графиня Ростова (выступление студента 5 мин.): Я хочу добавить к словам мужа то, что в нашей семье есть одна главная черта, связывающая всех воедино, – любовь. Любовь и доверие, потому что “зорко одно лишь сердце”. Мы все внимательны друг к другу.
Наташа: (выступление студента 5 мин.) А можно я тоже скажу. У нас с маменькой одинаковые имена. Мы все очень любим её, она наш нравственный идеал. Наши родители смогли воспитать в нас искренность и естественность. Я очень благодарна им за то, что они всегда готовы понять, простить, помочь в самые трудные минуты жизни. А таких ситуаций будет еще очень много. Маменька моя лучшая подружка, не могу заснуть, пока не поведую ей все свои тайны и волнения.
(выступление студента 7 мин) Мир Ростовых - это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность; вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы».
Хозяйка дома, графиня Наталья Ростова - глава семьи, жена и мать 12 детей. Отмечаем сцену приема гостей - «поздравителей» - графом Ильей Ростовым, который всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен, за себя и за дорогих именинниц». Граф говорит с гостями чаще по-русски, «иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке». Условности светского такта, светские новости - все это наблюдается в разговорах с гостями. Эти детали говорят о том, что Ростовы - люди своего времени и своего класса и несут на себе его черты. И в эту светскую обстановку, как «луч солнца», врывается молодое поколение. Даже шутки у Ростовых носят чистый, трогательно-наивный характер.
Итак, в семье Ростовых простота и радушие, естественность поведения, сердечность, взаимная любовь в семье, благородство и чуткость, близость в языке и обычаях к народу и вместе с тем соблюдение ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми, правда, не стоят расчет и корысть. Так в сюжетной линии семейства Ростовых Толстой отражает "жизнь и деятельность поместного дворянства». Перед нами предстали разнообразные психологические типы: добродушный, хлебосольный бездельник граф Ростов, нежно любящая своих детей графиня, рассудительная Вера, обаятельная Наташа; искренний Николай. В отличие от салона Шерер в доме Ростовых царит атмосфера веселья, радости, счастья, искренней заботы о судьбе Родины.
Л.Н.Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью – с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Духовную общность всех членов семьи автор обозначает одним словом – Ростовы, а близость матери и дочери подчеркивает одним именем – Наталья. Мать – синоним мира семьи у Толстого, тот природный камертон, по которому будут проверять свою жизнь дети Ростовых: Наташа, Николай, Петя. Их объединит важное качество, заложенное в семье родителями: искренность, естественность, простота. Открытость души, радушие – их главное свойство. Отсюда, из дома, эта способность Ростовых притягивать к себе людей, талант понять чужую душу, умение переживать, сочувствовать. И все это на грани самоотречения. Ростовы не умеют чувствовать «слегка», «наполовину», они всецело отдаются чувству, завладевшему их душой.
Толстому важно было через судьбу Наташи Ростовой показать, что все ее таланты реализуются в семье. Наташа – мать сумеет воспитать в своих детях и любовь к музыке, и способность к самой искренней дружбе и любви; она научит детей самому главному в жизни таланту – таланту любить самозабвенно, забывая порой про себя; и учеба эта будет проходить не в форме нотаций, а в форме ежедневного общения детей с очень добрыми, честными, искренними и правдивыми людьми: матерью и отцом. И в этом – настоящее счастье семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом добром и самом справедливом человеке рядом с собой. У Пьера эта мечта сбылась…
Как часто употребляет Толстой слова «семья», «семейство» для обозначения дома Ростовых! Каким теплым светом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго всем слова! За этим словом – мир, согласие, любовь.
Назовите и запиши те основные черты семьи Ростовых.(3 мин)
Вид записи в тетради:
Ростовы: любовь, доверие, искренность, открытость, нравственный стержень, умение прощать, жизнь сердца
Теперь охарактеризуем семью Болконских.
Фильм (5 мин)
Николай Андреевич Болконский: (выступление студента 5 мин) У меня твёрдо устоявшиеся взгляды на семью. Я прошел суровую военную школу и считаю, что есть два источника людских пороков: праздность и суеверие, и только две добродетели: деятельность и ум. Я всегда сам занимался воспитанием дочери, чтобы развить эти добродетели, давал уроки алгебры и геометрии. Главное условие жизни – порядок. Не отрицаю, бываю резок иногда, чересчур требователен, иной раз возбуждаю к себе страх, почтительность, а как иначе. Я честно служил родине и не потерпел бы измены. А если бы это был мой сын, мне, старику, вдвойне было бы больно. Я передал своим детям патриотизм и гордость.
Княжна Марья: (выступление студента 5 мин.) Я, конечно, робею перед отцом и немного побаиваюсь его. Живу, в основном, рассудком. Свои чувства никогда не показываю. Правда, говорят, что мои глаза предательски выдают волнение или любовь. Особенно заметно это было после знакомства с Николаем. На мой взгляд, роднит с Ростовыми нас общее чувство любви к родине. В минуту опасности мы готовы пожертвовать всем. Мы с Николаем будем воспитывать в своих детях гордость, мужество, твердость духа, а еще доброту и любовь. Я буду к ним требовательна, как мой отец был требователен ко мне.
Князь Андрей(выступление студента 5 мин): Я старался не подвести отца. Он сумел воспитать во мне высокое понятие чести и долга. Когда-то мечтал о личной славе, но так ее и не добился. В Шенграбенском сражении я на многое взглянул другими глазами. Особенно меня оскорбило поведение нашего командования по отношении к настоящему герою сражения капитану Тушину. После Аустерлица пересмотрел свое миропонимание, во многом разочаровался. Наташа “вдохнула” в меня жизнь, но, к сожалению, так и не удалось стать ее мужем. Если бы у нас сложилась семья, я бы в своих детях воспитал доброту, честность, порядочность, любовь к родине.
(выступление студента 5 мин) Отличительные черты Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова – государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Не желая приспосабливаться к новому времени, которое требовало не служить, а прислуживаться, он добровольно заточил себя в имении. Однако и опальный, он не переставал интересоваться политикой. Николай Андреевич Болконский неустанно заботится о том, чтобы дети развивали свои способности, умели работать и желали учиться. Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому. Он не доверяет никому не только воспитание своих детей, но даже их судьбы. С каким «внешним спокойствием и внутренней злобой» он дает согласие на брак Андрея с Наташей. И год для испытания чувств Андрея и Наташи – это тоже попытка максимально оградить от случайностей и бед чувство сына: «Был сын, которого жалко отдавать девчонке». Невозможность разлучиться с княжной Марьей толкает его на отчаянные поступки, злобные, желчные: при женихе скажет дочери: «…уродовать себя нечего – и так дурна». Сватовством Курагиных он был оскорблен «за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, к дочери, которую он любил больше себя».
Николай Андреевич, гордящийся умом сына и духовным миром дочери, знает, что в их семье между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов и мыслей. Взаимоотношения в этой семье строятся не на принципе равенства, но они тоже полны заботы и любви, только скрытой. Болконские все очень сдержанны. Это образец подлинной семьи. Им присущи высокая духовность, истинная красота, гордость, жертвенность и уважение чужих чувств.
Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых? Прежде всего чувством семьи, духовным родством близких людей, патриархальным укладом, гостеприимством. Обе семьи отличаются огромной заботой родителей о детях. Детей Ростовы и Болконские любят больше, чем себя: Ростова – старшая не переносит смерти мужа и младшего Пети; старик Болконский любит детей страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям.
Жизнь семьи Болконских в Лысых Горах в каких-то элементах сходна с жизнью Ростовых: та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность, та же естественность поведения, так же, как и у Ростовых, большая близость к народу в языке и во взаимоотношениях с простыми людьми. На этом основании обе семьи одинаково противопоставлены высшему обществу.
Существуют и различия между этими семьями. Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи: и старого князя, и княжны Марьи, и ее брата, которые склонны к умственной деятельности. Кроме того, характерной чертой «породы» Болконских является гордость.
Назовите и запиши те основные черты семьи Болконских: высокая духовность, гордость, мужество честь, долг, деятельность, ум, сила духа, любовь естественная, скрытая под маской холодности
Обратимся к семье Курагиных.
По ролям диалог князя Василия и Анны Павловны Шерер. (5 мин)
Князь Василий(выступление студента 3 мин): У меня нет и шишки родительской любви, да она мне и ни к чему. Думаю, все это лишнее. Главное - материальное благополучие, положение в свете. Разве я не старался сделать своих детей счастливыми? Элен выдал замуж за самого богатого жениха Москвы графа Пьера Безухова, Ипполита пристроил в дипломатический корпус, Анатоля чуть было не женил на княжне Марье. Для достижения целей все средства хороши.
Элен: (выступление студента 3 мин) Мне совсем не понятны ваши высокие слова о любви, чести, доброте. Мы с Анатолем и Ипполитом всегда жили в сое удовольствие. Важно удовлетворить свои желания и потребности, пусть даже за счет других. Что же мне терзаться угрызениями совести, если удалость изменить этому тюфяку с Долоховым? Я всегда и во всем права.
(выступление студента 5 мин) Внешняя красота Курагиных заменяет собой духовную. В этой семье присутствуют многие человеческие пороки. Элен высмеивает желание Пьера иметь детей. Дети, в ее понимании, обуза, мешающая жить. По мнению Толстого, самое страшное для женщины – отсутствие детей. Предназначение женщины – стать хорошей матерью, женой.
Собственно, Болконские и Ростовы – это больше, чем семьи, это целые жизненные уклады, каждый из которых со своей стороны овеян своей поэзией.
Простое и такое глубокое для автора «Войны и мира» семейное счастье, то самое, которое знают Ростовы и Болконские, оно им естественно и привычно, – это семейное, «мирное» счастье не будет дано семейству Курагиных, где царит атмосфера всеобщего расчета и бездуховности. Они лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она, несомненно есть – инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода круговая порука эгоизма. Такая семейная связь не есть положительная, настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание.
Делать служебную карьеру, «делать» им выгодное замужество или женитьбу – так понимает свой родительский долг князь Василий Курагин. Каковы при этом его дети по существу – его мало интересует. Их надо «пристроить». Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни. Об этом говорит поведение Анатоля, отношение Элен с братом, о которых с ужасом вспоминает Пьер, поведение самой Элен. В этом доме нет места искренности и порядочности. Вы заметили, в романе даже нет описания дома Курагиных, потому что семейные узы этих людей выражены слабо, каждый из них живет обособленно, учитывая прежде всего свои интересы.
О ложной семье Курагиных очень точно сказал Пьер: «О, подлая, бессердечная порода!»
Василь Курагин - отец троих детей, но все его мечты сводятся к одному: пристроить их повыгоднее, сбыть с рук. Позор сватовства все Курагины переносят легко. Анатоль, нечаянно встретившийся в день сватовства Марье, держит в объятиях Бурьен. Элен спокойно и с застывшей улыбкой красавицы снисходительно относилась к затее родных и близких выдать ее замуж за Пьера. Он, Анатоль, лишь слегка раздосадован неудачной попыткой увезти Наташу. Только единожды изменит им их «выдержка»: Элен закричит от страха быть убитой Пьером, а ее брат заплачет, как женщина, потеряв ногу. Их спокойствие - от равнодушия ко всем, кроме себя: у Анатоля «была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». Их душевную черствость, подлость заклеймит честнейший и деликатнейший Пьер, поэтому и прозвучит обвинение из его уст, как выстрел: «Где вы, там разврат, зло».
Они чужды толстовской этике. Эгоисты замкнуты только на себе. Пустоцветы. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу. Они же умеют только брать: «Я не дура, чтобы рожать детей» (Элен), «Надо брать девушку, пока она еще цветок в бутоне» (Анатоль).
Черты семьи Курагиных: отсутствие родительской любви, материальное благополучие,желание удовлетворить свои потребности за счет других, отсутствие духовной красоты.
3.Подведение итогов (7 мин).
Только тем, кто жаждет единения, Толстой дарует в финале своей эпопеи обретение семьи и мир. В эпилоге перед нами предстаёт счастливая семья Наташи и Пьера. Наташа своей любовью к мужу создаёт ту удивительную атмосферу, которая вдохновляет и поддерживает его, и Пьер счастлив, любуясь чистотой её чувств, той чудесной интуицией, с которой она проникает в его душу. Понимая друг друга без слов, по выражению глаз, жесту, они готовы вместе идти до конца по дороге жизни, сохраняя возникшую между ними внутреннюю, душевную связь и гармонию.
Л.Н. Толстой в романе показывает свой идеал женщины и семьи. Этот идеал дан в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской и образах их семей. Любимые герои Толстого хотят жить честно. В семейных отношениях герои хранят такие нравственные ценности, как простота, естественность, благородное чувство собственного достоинства, преклонение перед материнством, любовь и уважение. Именно эти нравственные ценности в минуту общенациональной опасности спасают Россию. Семья и женщина- хранительница семейного очага- всегда были нравственными основами общества.
Со времени появления романа Л. Н. Толстого прошло много лет, но главные ценности семьи: любовь, доверие, взаимопонимание, честь, порядочность, патриотизм – остаются главными нравственными ценностями. Рождественский сказал: “Все начинается с любви”. Достоевский сказал: “Человек родится не для счастья и заслуживает его страданием”.
Каждая современная семья – это большой сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети – эхо своих родителей. Однако чтобы это эхо звучало не только в силу естественной привязанности, но и главным образом в силу убежденности, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к ее традициям.
Делайте все, чтобы детство, будущее ваших детей были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю счастья в семье, в той, в которой вы живете сегодня, которую сами создадите завтра. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально.
4. Домашнее задание. (3 мин)
Написать мини-сочинение на тему «Моя будущая семья».

Учителем русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №48 им. Р.М. Каменева» г. Курска.

Цель урока : показать, что Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» утверждает вечные ценности – патриархальную семью с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде» – как основу человеческой жизни.

Задачи :

– на материале романа Л.Н. Толстого «Война и мир» раскрыть тему «Авторский идеал семьи в романе», используя элементы анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику двух поколений выявить авторский взгляд на тему семьи;

– развивать исследовательские навыки обучающихся: умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы.

– формировать собственный семейный идеал у обучающихся.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, текст романа-эпопеи «Война и мир», видеофрагменты экранизации романа «Война и мир», мультимедийная презентация, карточки с изображением героев романа, шаблон генеалогического дерева.

Используемая образовательная технология: педагогическая мастерская.

Эпиграф к уроку: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь... с возможностью делать добро людям» (Л.Н. Толстой).

Ход урока

1-й этап – индукция . Вступительное слово учителя.

Добрый день! Сегодня мы с Вами собрались здесь, чтобы отправиться в творческую мастерскую по страницам одного из романов русской литературы и чтобы написать психологический портрет героев этого романа.

Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало.

Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада: древо жизни и древо познания добра и зла. «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла». Плоды первого дают бессмертие, под деревом здесь разумеется вера. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах.

Вспомним и генеалогическое древо русских царей, их жизни – это история, ушедшая своими корнями в далекое прошлое, но позволяющая нам дать свою оценку времени и событиям, олицетворением которых они были.

Отражение поступков, их оценку можно найти не только в истории, но и в литературе. В литературе, как в зеркале, отражается история, но только преломленная через призму духовности.

Я прошу Вас обратить свое внимание на экран, где будет представлен эпизод романа русской литературы, являющийся, по моему мнению, одним из корней русской национальной культуры.

Экранизация эпизода «Первый бал Наташи Ростовой».

2-й этап малое афиширование.

1.Скажите, эпизод какого литературного произведения был представлен на экране?

(роман «Война и мир», эпизод «Первый бал Наташи Ростовой»).

2.А кто эти герои? (Наташа Ростова и Андрей Болконский)

Слово учителя.

Выбор этого эпизода не случаен – в нем оживают герои, олицетворяющие честь, любовь к Отчизне, долг перед Отечеством – с одной стороны, гостеприимство, радушие, открытость – с другой. Именно эти качества ложатся в основу авторского идеала семьи.

Каждая семья в романе имеет свою историю, гордится своим родом, традициями.

Хочется заметить, что это не только портрет героя, где красиво или нет прописаны его черты, но это и тот внутренний мир, те ценности, которые идут от отца к сыну, те нравственные мерила, которые идут из рода в род, впитываются с молоком матери.

– Вы узнали произведение, с которым мы будем работать, и увидели работы студентов. Скажите, в чем, по вашему мнению, состоит задача? Что станет результатом работы мастерской? (составление генеалогического дерева)

– Составление генеалогического древа – не самоцель, важнее – уяснить нравственный облик семьи, те моральные качества, которые ложатся в основу авторского идеала семьи?

4-й этап – социоконструкция (на данном этапе раздаются карточки с иллюстрациями героев романа).

Слово учителя. Л.Н. Толстой, тонкий исследователь человеческой души, говорил: «Люди, как реки: у каждого свое русло, свой исток». Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад. Мир семьи – важнейшая составляющая романа.

Для того чтобы достичь цели нашего учебного занятия, отправимся в творческую мастерскую по изучению романа «Война и мир».

Итак, мы отправляемся в родовое имение семьи Болконских – Лысые горы.

При работе с текстом романа Вы будет получать карточки, которые лягут в основу генеалогического древа на следующем этапе нашего урока, для того чтобы зафиксировать полученные знания, Вы заполняете рабочие листы , лежащие у Вас на столах.

Рассказ о генеалогическом древе в столовой дома Болконских.

Семья Болконских.

Работа над эпизодом «В имении Болконских Лысые горы» (т.I, ч.1, гл.22-25).

Беседа по вопросам:

1.Кто из героев романа может быть представлен среди плодов этого древа?

2.Найдите «портреты» Марьи Болконской, Андрея, старого князя. Что выделяет Толстой во внешности героев, их поведении? (невысокий рост «сухие» черты, удивительные глаза – «лучистые», как у Марьи, «прекрасные», как у князя Андрея, «умные», как у старого князя. Сдержанность, уважение в поведении и отношении друг к другу)

– Н.А. Болконский;

– Княжна Марья;

– Андрей Болконский;

– Маленькая княгиня Лиза Болконская (работа с карточкой: сравнительный анализ);

– Николенька Болконский;

– Николай Ростов;

– Дети Марьи Болконской и Николая Ростова.

3.Наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских (сцена прощания с сыном, прощание с сестрой, Марья и Бурьен).

4. Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?

Вывод: Отличительные черты Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова – государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Николай Андреевич, гордящийся умом сына и духовным миром дочери, знает, что в их семье между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов и мыслей. Взаимоотношения в этой семье строятся не на принципе равенства, но они полны заботы и любви, только скрытой. Болконские все очень сдержанны. Это образец подлинной семьи. Им присущи высокая духовность, истинная красота, гордость, жертвенность и уважение чужих чувств.

Работа с таблицей (соотнесение героя и черт характера).

Для закрепления пройденного материала я предлагаю еще раз повторить нравственные качества семьи Болконских.


5-й этап мастерской – социализация.

Слово учителя. Сейчас из карточек Вам предстоит составить генеалогическое древо семьи Болконских, используя полученные знания.

(Обучающиеся выполняют групповую творческую работу на основе наработанного материала. Они самостоятельно выстраивают свой наглядный образ, сформировавшийся у них в ходе данного урока, при помощи карточек с иллюстрациями, полученных на предыдущем этапе.
Таким образом, происходит закрепление изученного материала через деятельность, сопряженную с творчеством).

6-й этап – большое афиширование. Вывешивание «произведений» - творческих работ обучающихся в аудитории и ознакомление с ними.

7-й этап – этап мягкой коррекции . Учитель делится своими наработками, показывает обучающимся свое видение темы и идеи урока – представляет творческую работу как образец.

8-й этап проект мастера. Сравниваются проекты обучающихся и учителя, отмечаются сходства и отличия (мягко корректируются ошибочные суждения и выводы).

9-й этап – разрыв. Это внутренне осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, это внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению проблемы, поиску ответов, к сверке нового знания с литературными источниками.

– Скажите, какие дворянские семьи еще представлены в романе?

– Чем похожи дома Болконских и Ростовых?

Слово учителя. На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных.

Сейчас я предлагаю Вам обратить свое внимание на экран (работа с деревом Ростовых и Курагиных).

Собственно, Болконские и Ростовы – это больше, чем семьи, это целые жизненные уклады, каждый из которых овеян своей поэзией. Простое и такое глубокое для автора «Войны и мира» семейное счастье, то самое, которое знают Ростовы и Болконские, оно им естественно и привычно. Это семейное счастье не будет дано семейству Курагиных, где царит атмосфера всеобщего расчета и бездуховности. Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни. В этом доме нет места искренности и порядочности.
О ложной семье Курагиных очень точно сказал Пьер: «О, подлая, бессердечная порода!»

Последний этап – рефлексия. Отражение чувств, ощущений, ассоциаций, возникших у участников мастерской в ходе работы. Происходит совместное обсуждение результатов урока и того настроения, которое осталось после него.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Заключительное слово учителя.

Рабочий лист обучающихся

Имя героя романа Л.Н. Толстого

«Война и мир»

Нравственные качества героев

Князь Николай Андреевич Болконский

Андрей Болконский

Княжна Марья Болконская

Маленькая княгиня Лиза Болконская

Николенька Болконский

Николай Ростов

Старший сын Андрюша

Трехлетняя Наташа

Сын Митя