Балет снегурочка либретто кремлевский дворец. Снегурочка. Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Острая политическая ситуация

Если вы любите балетную классику, непременно стоит купить билеты в театр им. Станиславского на балет «Снегурочка». Это великолепное представление, сочетающее гениальную музыку, хореографию, пластику движений, красивые костюмы.

Балет в трех актах «Снегурочка» был создан Петром Чайковским, а либретто на основе известной сказки написал Владимир Бурмейстер. Длится он 2 часа 15 минут и прерывается одним антрактом.

Сюжет был создан Островским по народной сказке. Бурмейстер создавал его интерпретацию в 60-е годы по заказу Лондонского фестивального балета. В то же время, произведение начало ставиться на сцене театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

В музыкальной части используется сразу несколько работ П.И. Чайковского. Это не только музыка к пьесе Островского, но и серенады, фортепианная соната, симфония «Зимние грезы».

Роли Снегурочки в современной постановке примерили сразу три девушки-балерины. Это Анастасия Першенкова , Жанна Губанова и Анастасия Лименько . Каждая из них обладает своей манерой подачи, отчего появляется смысл посещения балета несколько раз подряд.

Мизгиря танцуют Алексей Любимов и Сергей Мануйлов , а на роль Купавы выбрано сразу пять прекрасных исполнительниц-балерин. Столько же людей задействовано для образа Леля.

Сюжет этого балета-сказки завязан на славянской мифологии, в которой силы природы не только обожествляются, но и обретают человеческие черты. Мороз, Ярило, Весна обладают интеллектом, волей и чувствами. Это качество присуще и Снегурочке. Будучи дочерью двух божественных существ, она очень проста, человечна и добра. Познав губительную для себя любовь, она вовсе не сожалеет. Ведь это самое главное в человеческой жизни. Это то, ради чего короли жертвовали троном, античные боги спускались с небес, а герои рисковали жизнями.

Конечно, балетная постановка ощутимо отличается от пьесы Островского, но основной контекст в ней сохранился. Вы видите еще один пример того, что танцем можно показать самые сильные человеческие чувства.

Наш сайт предоставляет вам отличную возможность получить максимум удовольствия от лицезрения прекрасной работы хореографа и красивой пластики артистов московского балета. Заказывайте билеты онлайн с доставкой по Москве.

Композитор - Петр Чайковский
Автор либретто - Владимир Бурмейстер
Балетмейстер-постановщик - Владимир Бурмейстер
Художник-постановщик и художник по костюмам - Владимир Арефьев
Дирижер - Владимир Басиладзе
Художник по свету - Ильдар Бедердинов
Жанр - Балет
Количество актов - 3
Оригинальное название - Снегурочка
Продолжительность - 2 часа 15 минут (один антракт)
Дата премьеры - 06.11.1963
Возрастное ограничение - 6+

Снегурочка - Анастасия Лименько , Анастасия Першенкова
Дед Мороз - Станислав Бухараев , Никита Кириллов
Мизгирь - Алексей Любимов , Сергей Мануйлов
Купава - Наталия Клейменова , Эрика Микиртичева , Ольга Сизых , Наталья Сомова
Лель - Владимир Дмитриев, Евгений Жуков, Денис Перковский , Георги Смилевски , Иннокентий Юлдашев
Царь Берендей - Станислав Бухараев , Никита Кириллов
Бобыль - Алексей Карасев, Евгений Поклитарь
Бобылиха - Яна Большанина,

Сложно представить себе что-то более сказочное, чем знаменитый сюжет Н.А.Островского, положенный на прекрасную музыку П.И.Чайковского.

Сюжет «Снегурочки» знакомит зрителей с юной девушкой, Снегурочкой, дочерью Мороза и Весны. Ссора родителей становится причиной того, что девушка уходит к людям, и ее берут на воспитание Бобылиха и Бобыль. Однако жизнь с людьми оказывается полна сложностей. За Снегурочкой ухаживает Мизгирь, она конфликтует с Купавой и питает нежные чувства к пастушку Лелю. Испытывая душевные терзания, Снегурочка в отчаянии обращается за помощью к матушке Весне. Весна, не выдержав горьких слез дочери, превращает ее в земную девушку и тем самым обрекает на гибель...


"СНЕГУРОЧКА"

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
КАРТИНА ПЕРВАЯ
В стране берендеев, где поклоняются богу солнца Яриле, на волшебной горке живет Снегурочка. Ее родители - Мороз и Весна, ее друзья - снежинки и Леший. В природе чувствуется приближение Весны. Снежинки хороводом кружат вокруг Снегурочки и медленно тают. Снегурочка грустит без подружек.

КАРТИНА ВТОРАЯ
Поляна близ деревни берендеев. Отсюда Снегурочка наблюдает за людьми. Появляется пара влюбленных - Купава и Мизгирь. Снегурочка испытывает непреодолимое желание оказаться рядом с ними, ей хочется познать доселе неизведанное и непонятное чувство любви. Мизгирь пленяет воображение Снегурочки.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ
Снегурочка настойчиво просит Мороза отпустить ее к людям. Это сильное желание Снегурочки вызывает недоброе предчувствие и отчаяние у Мороза, ветров и Лешего. Мороз решительно отказывает Снегурочке в ее просьбе. Сопровождаемая стаей птиц, появляется Весна. Она понимает, что ее дочь твердо решила идти к людям. С волнением Мороз и Весна отпускают Снегурочку в незнакомую новую жизнь.

КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ
Деревня берендеев. Жители деревни празднуют проводы зимы. Неожиданно появляется Снегурочка. Ее необычная красота всех пленяет. Бобыль и Бобылиха называют Снегурочку своей дочкой. Она с радостью соглашается.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
КАРТИНА ПЕРВАЯ
Весна пришла в деревню берендеев. Распускаются листья на деревьях. Природа пробуждается к новой жизни. Снегурочка в ожидании любви. За ней ухаживают парни всей деревни и пастух Лель, но он слишком непостоянный, ветреный. Не он рождает серьезное чувство Снегурочки. Она носит в своем сердце лишь единственный образ - образ Мизгиря.

КАРТИНА ВТОРАЯ
Весенние свадебные обряды берендеев. Девушки плетут из первоцветов венки и дарят их своим возлюбленным. Купава подносит свой венок Мизгирю. Молодые берендеи гоняются за девушками, желая обрядом подтвердить свой выбор. Появляется Снегурочка. Мизгирь очарован ее красотой. Он оставляет Купаву и устремляется за Снегурочкой. Венок Купавы падает на землю.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ
Отчаявшаяся Купава рассказывает царю Берендею об измене Мизгиря. Он нарушил священные обряды берендеев, опозорил Купаву. Берендей запрещает Мизгирю присутствовать на празднике встречи Ярилы-Солнца.

КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ
Ночь. Долина Ярилы-Солнца. Берендеи встречают рассвет. Вопреки царскому запрету, здесь появляется Мизгирь. Тут же Снегурочка. Она признается в своей любви к Мизгирю. Берендей и все жители Берендеева царства не в силах противиться столь сильной любви. Царь Берендей обручает Мизгиря и Снегурочку. Первый же луч Солнца ярким светом озаряет долину и попадает прямо на Снегурочку. Снегурочка тает и исчезает. Все в ужасе от происшедшего. Обезумевший от горя Мизгирь бросается в озеро. Народ берендеев скорбит о жертве, но все равно славит Ярилу-Солнце и возносит ему свою благодарность за приход весны.




Партитура балета составлена из фрагментов следующих произведений П.И.Чайковского:

Музыка к пьесе «Снегурочка» Op. 12

Большая соната для фортепиано соль мажор Op. 37a

Серенада для струнного оркестра до мажор, Op. 48

Симфония № 1 соль минор, соч. 13 «Зимние грёзы»

«Детский альбом», op. 39 №13.«Камаринская»

"Двенадцать пьес средней трудности". Соч. 40. №7. «В деревне»

«СНЕГУРОЧКА»

Балет в двух действиях на музыку П.И. Чайковского

Либретто В. Бурмейстера, по мотивам пьесы А.Н. Островского «Снегурочка»
Хореограф - постановщик - народный артист Российской Федерации, лауреат премии Москвы Андрей Петров
Художник - постановщик - народный художник Российской Федерации, лауреат Государственной премии Российской Федерации Станислав Бенедиктов
Ассистенты хореографа - постановщика - заслуженная артистка Российской Федерации Людмила Чарская и заслуженный артист Российской Федерации Валерий Рыжов

Образ Снегурочки уникален для русской культуры и, в частности, для хореографического искусства.
Музыка Петра Ильича Чайковского к пьесе Александра Николаевича Островского «Снегурочка» явилась подлинным шедевром, одним из самых вдохновенных сочинений, наполненным светом, богатством красок, буйным цветением сказочных колоритных образов.
«Снегурочка» стала на творческом пути П.И. Чайковского мостиком от первых композиторских опытов и гениальных прозрений к «Лебединому озеру», «Евгению Онегину». Как признавался сам П.И. Чайковский, ему так нравилась пьеса «Снегурочка», что он без всяких усилий сочинил всю музыку за три недели.
На сцене Государственного Кремлевского Дворца весенняя сказка в постановке Андрея Петрова обрела силу древнего языческого мифа. Грандиозная сцена, ослепительные костюмы, мощные декорации, оригинальная хореография, совершенство классического танца и актерское мастерство талантливой труппы создают незабываемое, фантастическое впечатление и у взрослого, и у юного зрителя.

Спектакль идет в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей». Художественный руководитель и главный дирижёр - Сергей КОНДРАШЕВ.

Продолжительность: до 3-х часов (с антрактом).

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

КАРТИНА ПЕРВАЯ
В стране берендеев, где поклоняются богу солнца Яриле, на волшебной горке живет Снегурочка. Ее родители - Мороз и Весна, ее друзья - снежинки и Леший. В природе чувствуется приближение Весны. Снежинки хороводом кружат вокруг Снегурочки и медленно тают. Снегурочка грустит без подружек.

КАРТИНА ВТОРАЯ
Поляна близ деревни берендеев. Отсюда Снегурочка наблюдает за людьми. Появляется пара влюбленных - Купава и Мизгирь. Снегурочка испытывает непреодолимое желание оказаться рядом с ними, ей хочется познать доселе неизведанное и непонятное чувство любви. Мизгирь пленяет воображение Снегурочки.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ
Снегурочка настойчиво просит Мороза отпустить ее к людям. Это сильное желание Снегурочки вызывает недоброе предчувствие и отчаяние у Мороза, ветров и Лешего. Мороз решительно отказывает Снегурочке в ее просьбе. Сопровождаемая стаей птиц, появляется Весна. Она понимает, что ее дочь твердо решила идти к людям. С волнением Мороз и Весна отпускают Снегурочку в незнакомую новую жизнь.

КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ
Деревня берендеев. Жители деревни празднуют проводы зимы. Неожиданно появляется Снегурочка. Ее необычная красота всех пленяет. Бобыль и Бобылиха называют Снегурочку своей дочкой. Она с радостью соглашается.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

КАРТИНА ПЕРВАЯ
Весна пришла в деревню берендеев. Распускаются листья на деревьях. Природа пробуждается к новой жизни. Снегурочка в ожидании любви. За ней ухаживают парни всей деревни и пастух Лель, но он слишком непостоянный, ветреный. Не он рождает серьезное чувство Снегурочки. Она носит в своем сердце лишь единственный образ - образ Мизгиря.

КАРТИНА ВТОРАЯ
Весенние свадебные обряды берендеев. Девушки плетут из первоцветов венки и дарят их своим возлюбленным. Купава подносит свой венок Мизгирю. Молодые берендеи гоняются за девушками, желая обрядом подтвердить свой выбор. Появляется Снегурочка. Мизгирь очарован ее красотой. Он оставляет Купаву и устремляется за Снегурочкой. Венок Купавы падает на землю.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ
Отчаявшаяся Купава рассказывает царю Берендею об измене Мизгиря. Он нарушил священные обряды берендеев, опозорил Купаву. Берендей запрещает Мизгирю присутствовать на празднике встречи Ярилы-Солнца.

КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ
Ночь. Долина Ярилы-Солнца. Берендеи встречают рассвет. Вопреки царскому запрету, здесь появляется Мизгирь. Тут же Снегурочка. Она признается в своей любви к Мизгирю. Берендей и все жители Берендеева царства не в силах противиться столь сильной любви. Царь Берендей обручает Мизгиря и Снегурочку. Первый же луч Солнца ярким светом озаряет долину и попадает прямо на Снегурочку. Снегурочка тает и исчезает. Все в ужасе от происшедшего. Обезумевший от горя Мизгирь бросается в озеро. Народ берендеев скорбит о жертве, но все равно славит Ярилу-Солнце и возносит ему свою благодарность за приход весны.

Фурцева направила балетмейстеру поздравительную телеграмму, чтобы защитить его от подозрений в диссидентстве

Скажем сразу, известно всего три балета, музыку к которым написал гениальный русский композитор: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Однако существует ещё один балет, который иногда называют «четвертым балетом» Чайковского. Речь о «Снегурочке», знаменитом балете советского хореографа Владимира Бурмейстера, что идет в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко по сей день. Этот по настоящему новогодний спектакль с Дедом Морозом, Снегурочкой, скоморохами и другими сказочными персонажами, пользуется успехом не только у просвещенных балетоманов, прекрасен он и для детской аудитории: возрастной рейтинг 6+ .

Сцена из балета "Снегурочка" (фото с премьеры 1963 года, предоставлено пресс-службой МАМТа)

Балет хоть и безмолвное искусство, но никаких затруднений в том, чтобы понять сюжет этой сказки у детей не будет - сказку о Снегурочке они знают сызмальства, а художественный фильм-сказка Павла Кадочникова, созданный им вслед за Бурмейстером в 1968-ом году, является классикой нашего кино. Да и вообще «Снегурочка» - один из лучших балетов Музыкального театра. Поставлен он одним из его основателей хореографом Владимиром Бурмейстером более полувека назад и с тех пор пользуется неизменной любовью публики.

События тут разворачиваются в царстве Берендея «в доисторические времена» на фоне красочных народных праздников, где задорно танцуют парни и девушки, веселят народ скоморохи, а в одной из сцен в пляс пускаются даже «коровы» - переодетые в шутовские костюмы жители деревни Берендеевки. В эту-то деревню и приходит дочка Мороза Снегурочка в поисках не испытанной ею ни разу «человеческой любви»: на опушке в лесу она подсмотрела свидание Мизгиря и Купавы и «вдруг ей так захотелось туда в деревню к людям, к этому красивому парню, так захотелось также обнять, также крепко целовать его, как это делала девушка»…

Но прежде чем говорить о балете, пристальней присмотримся сначала к хореографу, его создавшему.

Как лауреат Сталинской премии произвел в Париже эстетическую революцию

Владимир Павлович Бурмейстер приходился довольно близким родственником Петру Ильичу Чайковскому, на музыку которого создал два лучших своих балета.

Мать Владимира Павловича Наталия Андреевна была дочерью генерал-майора Андрея Петровича Чайковского. Его отец, Петр Петрович - родной брат Ильи Петровича Чайковского, то есть отца великого композитора. Это он отговаривал своего знаменитого племянника от занятий музыкой: дескать «Петруша, юриспруденцию на «гудок» променял». Наталия Андреевна, таким образом, приходилась композитору двоюродной племянницей. А музыка Чайковского как мы знаем, сыграет в судьбе её сына особую роль.


Купава - Элеонора Власова (фото с премьеры 1963 года, предоставлено пресс-службой МАМТа)

Необходимо также напомнить и о том, что имя Владимира Бурмейстера занимает особое место в истории Стасика. Текущий сезон для балета этого театра юбилейный. Балетная труппа отмечает 75-летие: в театральном сезоне 1939-1940 года у Музыкального театра Немировича-Данченко (ещё без приставки Станиславского) появился свой балет. Вообще-то театр, каким мы его знаем сегодня, образовался в следующем 1941 году, уже при объединении двух трупп - после смерти своего основателя оперный театр им. К. С. Станиславского слился в один с тем самым Музыкальным театром, которым руководил Немирович-Данченко.

Так вот, с того же 1941 года, то есть практически с самого момента создания объединенного Музыкального театра и вплоть до своей кончины 5 марта 1971 года (практически тридцать лет!) Бурмейстер был главным балетмейстером труппы.

Премьеры и показы первых его балетных спектаклей в качестве руководителя - «Штраусиана» и «Виндзорские проказницы», проходили в прифронтовой военной Москве и иногда прерывались вражескими бомбардировками… Зрители во время воздушной тревоги бежали в ближайшее бомбоубежище, потом спектакль возобновлялся. Два других созданных во время войны балета, «Лола» и «Шехеразада», в 1946 году были отмечены Сталинскими премиями. Но главные творческие достижения ещё впереди. В последующие годы поставлены такие балеты как «Берег счастья», «Жанна д`Арк», «Вариации» (мировая премьера в «Гранд Опера»), «Аппассионата»... А спектакль «Эсмеральда», так же, как «Снегурочка» и «Лебединое озеро», является украшением репертуара театра и сегодня.

Особо надо сказать о последнем балете, потому что, говоря о месте этого хореографа в истории родного театра, нельзя забывать и о его месте в истории мирового балета вообще. Напомню: бурмейстеровская редакция «Лебединого озера» известна повсеместно и давно признана классикой балета XX века. Помимо всего прочего Бурмейстер и был тем самым первым советским балетмейстером, которого стали приглашать работать за рубеж самые престижные балетные компании мира. «Лебединое озеро» ещё в 1960 году он перенес на сцену парижской Оперы, произведя тем самым во французской столице своеобразную эстетическую революцию. С афиш этого театра балет в редакции Бурмейстера не сходила несколько десятилетий, после чего перекочевал в другой не менее известный музыкальный театр Ла Скала, где идет и поныне.

Ярилина долина и новый балет на музыку Чайковского

Говоря о «Снегурочке», мы не зря остановились именно на «Лебедином озере». Обстоятельства складывались так… После невероятного успеха «Лебединого» в парижской Гранд Опера, «что-нибудь», созданное выдающимся российским балетмейстером в своем репертуаре, захотел иметь и «Лондонский фестивальный балет» (ныне «Английский национальный балет»). Условие было только одно: это тоже должен быть непременно балет Чайковского.


Первая Снегурочка Валентина Данилович (фото с премьеры 1963 года, предоставлено пресс-службой МАМТа)

Тогда-то и возникла идея со «Снегурочкой». Нет, такого балета у Чайковского, как мы уже говорили, конечно же нет. Зато есть музыка к пьесе Островского. Ведь либретто, сочиненное Бурмейстером для этого балета, основывалось на пьесе-сказке классика русской литературы Александра Островского «Снегурочка». Кстати, «Ярилина долина», то есть долина Солнца или солнечная долина, где и происходит действие «Снегурочки» у Островского, именуется так и по сей день, реально существует в Щелыково, в музее-усадьбе Островского. Там есть родничок, который, по преданиям, является сердцем растаявшей здесь от горячей любви Снегурочки.

В балете, кроме музыки Чайковского, написанной к пьесе Островского, была использована и музыка из других популярных произведений композитора. «Когда я получил в Париже приглашение от лондонского «Фестиваль-балле» поставить балет Чайковского, - рассказывал Бурмейстер, - представители английского театра заявили, что речь идет не о «Щелкунчике», «Лебедином озере» и «Спящей красавице», так как в их репертуаре имеются большие фрагменты из этих балетов.

Но у Чайковского нет четвертого балета, - сказал им я.

Чайковский необычайно популярен в Европе, в частности, у нас в стране любовь к его музыке растет, и нам бы хотелось, чтобы русский балетмейстер поставил для нас композицию на музыку своего гениального соотечественника, - ответили мне.

Тогда я предложил поставить «Снегурочку». В основу будущего спектакля я думал положить партитуру «Весенней сказки», некогда созданной из произведений Чайковского Борисом Асафьевым и поставленной в Ленинграде Федором Лопуховым».

Дело в том, что в марте 1873 года Чайковский за три недели написал по просьбе самого драматурга музыку к этой сказке-феерии, тогда только-только сочиненной. Премьера состоялась 11 мая в Большом театре, поскольку Малый театр в тот период ремонтировали (впрочем, ремонтируют его и сейчас). Как это ни странно, пьеса особого успеха не имела. Музыка же понравилась многим. Это произведение Чайковского, ставшее как бы одним из мостиков от первых композиторских опытов к гениальному «Лебединому озеру» и опере «Евгений Онегин», и было взято Бурмейстером (а до него Лопуховым) за основу. Но кроме этого использовалась также музыка Первой симфонии «Зимние грезы», серенады для струнных, Большой фортепианной сонаты и других сочинений Петра Ильича.

Сейчас такая практика соединения в балетной партитуре различных сочинений одного и даже разных композиторов повсеместна. Но Лопухов в «Весенней сказке» в 1947 году, а за ним и Бурмейстер в 1961-ом делали это в балетной истории одними из первых и действительно создали чрезвычайно популярную партитуру, которую и ныне используют для своих постановок по сказке Островского другие балетмейстеры. Например, совсем недавно так сделал Андрей Петров для собственной оригинальной (и тоже очень удачной) «Снегурочки», поставленной в «Кремлевском балете».

Острая политическая ситуация

История создания этого балета помнит многое. Было и такое: член президиума ЦК КПСС и министр культуры Екатерина Фурцева, узнав об успехах советского балетмейстера за границей, отправила ему поздравительную телеграмму… Отправила, видимо, не просто так… Ситуация складывалась тогда не слишком благоприятная: буквально в самый канун премьеры 16 июня 1961 года политического убежища во Франции попросил Рудольф Нуреев - танцовщик Мариинского (тогда Кировского) театра, первый советский невозвращенец, будущий партнер знаменитой западноевропейской балетной звезды Марго Фонтейн. С этой балериной они создадут один из лучших «золотых» дуэтов XX века. Кстати, о Фонтейн. Были у Бурмейстера во время постановки «Снегурочки» встречи и с ней. А также с другой выдающейся балериной Алисией Марковой, той самой британской танцовщицей, что первая в английской истории была удостоена титула Prima Ballerina Assoluta.

Тем не менее, Бурмейстер, в отличие от Нуреева, никаких попыток остаться на Западе делать и не думал. Однако его длительное пребывание за границей в связи с побегом Нуреева не могло не волновать советские власти.

Итак, Бурмейстер вылетает в Англию в 1961 году. Ставить балет ему пришлось, что называется «на ходу». Труппа лондонского «Фестиваль-балле» гастролировала в то время по городам Англии и Италии. И Бурмейстер переезжал вместе с труппой из города в город.

21 апреля он записывает в своем дневнике: «Сегодня уезжаем из Лондона в Волверхамртон... Пьём английский чай. В 7 часов идем в театр. Встреча. Лозунг: «добро пожаловать в Волверхамртон!» Первая репетиция».

19 мая: «Кончается последняя неделя в Англии. В среду едем с труппой в Италию. Сделали половину спектакля».

11июня: «Последний день в Риме. В 12 часов репетиция «Снегурочки». Связываю 2 и 3 акты. Вечером ужинаем с Алисой Марковой».

22 июня. Запись сделана во Флоренции: «Спектакль получается хороший. Это моё впечатление... Родился ещё один мой балет. Как будто очень трогательный и волнительный.

Сегодня с утра в театре, освещаем и, как всегда, не успели. В 4 часа генеральная репетиция... Все волнуются и нервничают. Обедаем на крыше. Делаю спокойное лицо, а внутри все переворачивается. На премьеру идем как на казнь. Все кончилось благополучно. Поздравления, успех. Слава Богу!»

Затем балет показывают в Лондоне.

17 июля: «Утром работаем с оркестром и со светом. Ходим и шатаемся. Поспал в театре час. Иду одеваться на премьеру. Самочувствие, как будто иду на Голгофу.

Зал полный. В 8 часов оркестр начал увертюру. Спектакль.

Прием. Встреча с Марго Фонтейн. Разговор с Жюльеном (директор Парижской оперы вел с Бурмейстером переговоры о создании на сцене этого театра балета «Три мушкетера»). От имени всей труппы - приглашение в Гранд опера. День кончился в 4 утра».

18 июля: «Всё. Вторая заграничная поездка кончилась. Пресса идет хорошая. В субботу едем домой. Поздравительная телеграмма от Фурцевой ».

Лондонская «Таймс» в те дни писала: «Это прекрасная идея - пригласить для новой работы русского хореографа Владимира Бурмейстера, постановка «Лебединого озера» которого в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве и недавно - в Парижской опере вызвала всеобщее восхищение... Сюжет «Снегурочки» знаком лондонским любителям оперы по одноименной опере Римского-Корсакова. Мистер Бурмейстер слегка изменил сюжет, но сохранил основные линии действия… Сюжет подходит для балета, поскольку многие его эпизоды требовали танцев и г-н Бурмейстер предоставил кордебалету труппы, продемонстрировавшему немалые успехи в точности, отчетливости и изяществе исполнения, а также хрупкой и техничной танцовщице Белине Райт большой простор для показа своих возможностей».

Примечательно, что когда много лет спустя вначале уже в XXI веке театр вновь показал этот балет на гастролях в Лондоне (спектакли шли в том же самом «Ройял фестивал холле», где состоялась премьера «Снегурочки» в 1961 году) газета «Индепендент», назвала его «одним из главных культурных событий сезона». Специально для этих гастролей тогдашним худруком театра Дмитрием Брянцевым в 2001 году была сделана новая сценическая версия спектакля, в которой он идет до сих пор. Естественно были сделаны некоторые сокращения: из трехактного спектакль стал двухактным. Но основные изменения коснулись, прежде всего, оформления, которое создал художник-постановщик Владимир Арефьев, сделав спектакль более красочным и современным.

«Снегурочка» с «таратулом» в режиме реального времени.

В 1963 году хореограф перенес свой балет на сцену возглавляемого им Музыкального театра. Причем партию Снегурочки Бурмейстер отдал мало кому известной в тот момент танцовщице Валентине Данилович. С тех пор в этом театре традиция: в главных партиях в этом балете можно увидеть как признанных звезд Музыкального театра, так и совсем молодых и даже начинающих артистов. Например, роль Бобылихи - приемной матери Снегурочки, коронная партия Антона Домашова, мастера характерного танца, наследника известной балетной династии, потомка одного из лучших в конце XIX века солистов Большого театра Николая Домашева, того самого артиста, прыжок которого современники сравнивали с легендарным прыжком Бога Танца Вацлава Нижинского.


"Снегурочка" на музыку П.И. Чайковского. Снегурочка - Анна Оль, Мизгирь - Семен Величко, Купава - Эрика Микиртичева © Анна Клюшкина

А в роли Скомороха выходит представитель ещё одной балетной династии 20-летний Алексей Бабаев, недавнее приобретение и восходящая звезда Музыкального театра, артист, приехавший из Филадельфии, где два года назад закончил балетную школу своих родителей. Совсем недавно он удачно дебютировал в партии Ленского в премьерном спектакле Джона Ноймайера «Татьяна», станцевал так же Золотого божка в «Баядерке», и вот теперь «Снегурочка».

Да и вообще современные артисты обожают танцевать в этом спектакле.

Хотя партию Мизгиря я исполню всего второй раз, мне нравится танцевать в «Снегурочке», - говорит мне ведущий солист Музыкального театра Семен Величко. - Первый раз танцевал довольно давно, почти два года назад. Сейчас, наконец, смогу повторить. Здесь нет определенных каких-то позиций, много свободы, можно раскрыть душу. Переплясы, радость, веселье… В общем довольно позитивный балет. Хотя кончается все трагедией: мой герой влюбляется в Снегурочку, несмотря на то, что до того встречался с Купавой. И в конце, когда она тает, он бросается со скалы.

Практически дебютное выступление будет в этом спектакле и у ведущей солистки Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Анны Оль. 9 января вместе с Семеном Величко- Мизгирем она исполнит партию Снегурочки.

Это такой сказочный спектакль, который очень приятно танцевать. Особенно в дни Нового года и Рождества - потому что у него новогодняя тематика. Причем не совсем стандартная: обычно во всех театрах на новогодние праздники танцуют «Щелкунчика». А в Музыкальном театре кроме этого балета существует ещё и «Снегурочка», - рассказала балерина «МК». - И сама партия Снегурочки для меня очень интересна, потому что это такой нереальный персонаж, и нужно показать его в развитии. Сначала моя героиня, попадая в мир людей, ничего не понимает, потом в ней зарождается чувство любви, которое, наконец, растапливает её холодное сердце и в первый день весны она тает. Это единственная в моем репертуаре партия такого характера: например, в «Спящей красавице» не нужно показывать особенного развития образа. При этом музыка Чайковского очень помогает готовить партию, потому что она во многом характеризует её.

Хореография Бурмейстера так же в этом балете имеет свой яркий почерк, свой стиль. Это один из лучших из созданных им спектаклей. Что касается конкретно партии Снегурочки, то в ней такая яркая славянская направленность. Движения, позировки, и по рукам Снегурочка хореографически обособлена от других персонажей. В хореографии очень четко проводится разница между этим неземным существом и простым людом, берендеями. У Бурмейстера в принципе во всех спектаклях прослеживаются такие лейтмотивные темы достаточно ярко.

А вот Алексей Любимов танцует Мизгиря, уже давно и слывет одним из лучших интерпретаторов этой роли.

-  Я даже уже не помню, который раз буду танцевать эту партию. Сбился со счета. Правда, к сожалению, спектакль не так часто идет.

Вообще, «Снегурочка» это один из моих любимых балетов. У меня к нему свое особое расположение. Мало на самом деле таких спектаклей, которые было бы столько интересно проживать и раскрывать на сцене. Это история наша, не зарубежная, тут русская душа, языческие имена героев: Мизгирь, Купава и сама Снегурочка - это мифологические исконно славянские названия: Мизгирь - старославянское название паука-тарантула из семейства «пауков-волков», Купава - от «купала», «купанье», по-моему, была такая славянская речная фея...

Очень люблю старый фильм, который снят по этой сказке Островского. Премьера у меня была с Натальей Ледовской. Именно эта замечательная балерина вводила меня в балет. И практически все «Снегурочки» собственно я с ней и танцевал. А 10 января уже вводить в спектакль буду я сам: первый раз станцую этот балет с Татьяной Мельник. На самом деле этот спектакль очень мне импонирует, потому что он наделен глубоким смыслом. Здесь не простое противопоставление, как обычно бывает в балете: злой и добрый герой. У Бурмейстера по сути нет ни добрых, ни злых, просто так складывается ситуация и тут интересно, как люди переживают те или иные эмоции, и интересно доносить до зрителя те или иные драматические обороты. В этом балете, ещё и музыка такая, что задевает за душу, в отличии от многих современных балетов.

Остается напомнить, что ближайшие представления этого балета пройдут в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в рождественские праздники - 9 и 10 января. Счастливого Рождества!

Снегурочка

Композитор - Петр Чайковский
Либретто - Владимир Бурмейстер
Хореография - Владимир Бурмейстер
Художник-постановщик и художник по костюмам - Владимир Арефьев
Художник по свету - Ильдар Бедердинов

Действующие лица и исполнители:
Дирижер - Владимир Басиладзе, Роман Калошин
Снегурочка - Жанна Губанова, Анастасия Лименько, Анастасия Першенкова, Ксения Шевцова
Дед Мороз / Царь Берендей - Станислав Бухараев, Никита Кириллов
Мизгирь - Алексей Любимов, Сергей Мануйлов, Дмитрий Соболевский
Купава - Мария Бек, Наталия Клейменова, Эрика Микиртичева, Валерия Муханова, Ольга Сизых, Наталья Сомова
Лель - Владимир Дмитриев, Евгений Жуков, Денис Перковский, Георги Смилевски-мл., Иннокентий Юлдашев
Cкоморох - Денис Акинфеев, Владимир Дмитриев, Евгений Жуков, Дмитрий Муравинец, Денис Перковский, Георги Смилевски-мл., Иннокентий Юлдашев

Если вы мечтаете в дни новогодних праздников сделать себе и своей семье особенный подарок, который запомнится надолго и подарит чарующее ощущение волшебства — приобретайте билеты на балет «Снегурочка» в . Сложно представить себе что-то более сказочное, чем знаменитый сюжет Островского, положенный на прекрасную музыку П.И.Чайковского. В репертуаре Театра Станиславского «Снегурочка» появилась еще в 1963 году — и с тех пор не сходит с афиш, пользуясь неизменной любовью зрителей. Партитура балета была составлена Владимиром Бурмейстером из различных произведений Чайковского, включая его Большую фортепианную сонату, Струнную серенаду, эпизоды пьес «Камаринская», «В деревне» и Первой Симфонии. Дмитрий Брянцев возобновил постановку для новой версии Театра Станиславского. Декорации спектакля поражают воображение публики масштабностью и красотой, а в сочетании с уникальными костюмами артистов балета превращают постановку в настоящую зимнюю сказку, разворачивающуюся на фоне заснеженного, морозного леса.

Сюжет «Снегурочки» знакомит зрителей с юной девушкой, Снегурочкой, дочерью Мороза и Весны. Ссора родителей становится причиной того, что девушка уходит к людям, и ее берут на воспитание Бобылиха и Бобыль. Однако жизнь с людьми оказывается полна сложностей. За Снегурочкой ухаживает Мизгирь, она конфликтует с Купавой и питает нежные чувства к пастушку Лелю. Испытывая душевные терзания, Снегурочка в отчаянии обращается за помощью к матушке Весне. Весна, не выдержав горьких слез дочери, превращает ее в земную девушку и тем самым обрекает на гибель... Балет «Снегурочка» на сцене Музыкального театра Станиславского подарит вам одухотворенный и волшебный вечер, в котором танец и музыка сливаются воедино, рождая восхитительное зрелище, способное удивить даже самых взыскательных ценителей.