Центральный выставочный зал манеж. Диоскуры на конногвардейском плацу Почему афина разместилась на бывшем конногвардейском манеже

Конногвардейский манеж заинтересует туристов архитектурными особенностями здания, его историей и современным наполнением.

Большой дом с портиком, поддерживаемым восемью огромными колоннами, был построен знаменитым архитектором Д. Кваренги – сторонником стиля классицизм в архитектуре. Манеж стал последней работой в карьере великого мастера. Строительство объекта продолжалось с 1804 по 1807-ой годы.

Здание предназначалось для Императорского конного полка. Гвардейцы использовали манеж для выучки лошадей, отработки парадных построений, обучения новичков верховой езде. В осеннее и зимнее время в огромном помещении проводились парады, смотры и награждения особо отличившихся всадников.

Само предназначение здания не позволяло архитектору создать шикарные интерьеры: внутри манеж выглядел строго и просто.

Долгое время в народе ходили слухи, что манеж и Зимний дворец соединяет высокий подземный ход, по которому всадники смогут примчаться на помощь царю, если таковая потребуется.

Впоследствии фасад манежа был украшен статуями героев древнегреческого эпоса об аргонавтах. Скульптуры, изготовленные П. Трискорни, представляют собой точные копии монументов из Квиринальского дворца в Риме.

Во времена СССР здание использовалось в качестве гаража НКВД. В 1977 году был создан Центральный выставочный зал «Манеж», который и сейчас располагается в доме на Конногвардейском бульваре.

В «Манеже» проходят выставки, мастер-классы, исторические и просветительские лекции, встречи с творческими личностями, перформансы. Выставочное пространство зала в 4,5 тыс. кв. м. делает его самой большой экспозиционной площадкой Города на Неве.

В постоянной экспозиции «Манежа» - свыше 3 тысяч картин отечественных и зарубежных художников. Основное направление деятельности этого культурного учреждения – современное искусство. Кураторы «Манежа» ищут таланты по всей России, помогая живописцам с организацией выставок в Северной столице.

В выставочном зале регулярно проходят концерты классической музыки.

Также в здании находится книжный магазин, в котором можно приобрести современные и антикварные издания.

Короткий видеоролик про Конногвардейский манеж:

Манеж – это площадь или здание для тренировки лошадей. В Петербурге было построено много манежей, в них проводились полковые сборы и парады. До настоящего времени хорошо сохранились такие манежи, как Михайловский манеж (ныне Зимний стадион) архитектора В. Бренны, манеж 1-го Кадетского корпуса на Васильевском острове и другие.

Конногвардейский манеж был построен в 1804 – 1807 годах под руководством архитектора Джакомо Кваренги для прославленного Конного полка. Казармы полка размещались в конногвардейском переулке, а здание Манежа протянулось вдоль Конногвардейского бульвара. На месте бульвара до XIX века находился Адмиралтейский канал.

Конногвардейский полк был создан еще на основе лейб-шквадрона А. Д. Меншикова, домовой драгунской роты генерала-фельдмаршала Б.П. Шереметева и драгунской роты Санкт-Петербургского губернского батальона. Этот полк принимал участие в русско-турецкой и русско-шведской войнах, а также в отечественной войне 1812 года. Он считался одним из самых привилегированных полков, пользовавшимся особым вниманием императоров.

Здание Манежа выполнено Кваренги в строгом классическом стиле. Главный фасад, обращенный к Исаакиевскому собору, украшает глубокий восьмиколонный портик. Над входом в здание размещается барельеф со сценами спортивных конных состязаний в античном цирке. Все скульптуры и барельефы манежа повествуют об истории укрощения коня человеком.

Внутри манежа – огромный зал. Широкая лестница, ведущая к парадному входу в здание, украшена скульптурными группами. По краям лестницы. на высоких пьедесталах размещены статуи обнаженных юношей, рядом с которыми – разгоряченные вздыбленные кони.

Юноши – Кастор и Полидевк, близнецы Диоскуры. По древнегреческим преданиям они были детьми Зевса и земной женщины, но Кастор родился смертным, а Полидевк унаследовал бессмертие отца. Братья были очень дружны. И когда Кастор погиб в бою, с разрешения Зевса Полидевк разделил с братом свое бессмертие. С этой поры они были неразлучны, но один день проводили с богами на Олимпе, а другой – в царстве умерших.

В 1817 году около Конногвардейского манежа установили уменьшенные мраморные копии огромных статуй, находящихся в Риме (скульптор П. Трискорни). В первой половине XX века под руководством архитектора Н.Е. Лансере Манеж был переоборудован в гараж. Был надстроен второй этаж с ведущими на него пандусами. С 1967 года помещение Конногвардейского манежа используется как выставочный зал.

и культуры Санкт-Петербурга. .Основной фасад искусно обработан портиком, представляющим собой лоджию, ограниченную дорическим ордером и состоящим из 8 колонн, фриза и треугольного фронтона. Фронтон украшен скульптурами работы Трискорни. Ранее фронтон был украшен также терракотовыми барельефами Иенсена, которые впоследствии были удалены с фасада. Здание — двухэтажное (с 1931 года), по углам оформлено пилястрами, завершено антаблементом. Стены и колонны кирпичные, но отштукатуренные. Кровля железная. В 1806 году Кварнеги заказал в Италии уменьшенные копии знаменитых мраморных Диоскуров — Кастора и Поллукса, установленных в Риме перед Квиринальским дворцом. Каждая композиция представляет собой юношу (Кастора или Поллукса), укрощающего коня. Скульпутрные группы известны во многом из-за своей пластичности и монументальности. Обе фигуры были закончены Паоло Трискорни в 1810, однако доставлены в Россию в Кронштадт только в августе 1816. В 1817 году Диоскуры были установлены на гранитные постаменты с двух сторон от главного фасада манежа. В период с 1840 по 1954 год Диоскуры стояли у фасада, противоположного основному. Разработка предназначена для уроков истории, для обучающихся 7 классов.

Дунаева Светлана Романовна, 17.11.2017

374 84

Содержимое разработки


Конногвардейский манеж

Выполнено Дунаевой С.Р. учителем истории ГБОУ СОШ №516 Невского района Санкт Петербурга




  • История
  • Здание построено в годы правления Александра Первого, в 1804-1807 годах. Манеж относится к ряду последних творений архитектора Джакомо Кваренги. Здание строилось для Лейб-гвардии Конного полка, для зимней и летней выучки парадных конных выездок.



























  • Центральный выставочный зал «Манеж»
  • Основное направление деятельности «Манежа» - организация и проведение некоммерческих художественных выставок
  • Ежемесячно «Манеж» представляет новые художественные проекты, различные по характеру и содержанию, по оформлению и подаче материала. Диапазон выставок весьма широк:

  • Ретроспективные выставки произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства, фотографии, печатные издания, медальерное искусство.
  • выставки, посвященные культурному и духовному наследию Санкт-Петербурга;
  • выставки, проводимые в содружестве с музеями и архивами Санкт-Петербурга и пригородов (Петродворец, Пушкин, Ломоносов, Гатчина, Павловск);
  • выставки из частных собраний, дающие редкую возможность познакомиться с произведениями отечественных и зарубежных мастеров, принадлежащими петербургским коллекционерам;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений; («Митьки», «Озерки», «Арт-центр «Пушкинская, 10»»)
  • выставки-циклы («Судьбы»; «Художественные династии», «Крупным планом», «Ковчег», «Зооарт»).
  • Выставки современного искусства, представляющие традиционные направления и новейшие художественные течения - инсталляции, перформансы, компьютерную графику и дизайн, видеоискусство.
  • выставки петербургских художников (Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников «Петербург» (проводится с 1993 г.);
  • выставки современных художников России и стран СНГ;
  • выставки детского творчества;
  • обменные выставки, организованные в сотрудничестве с отечественными и зарубежными партнерами;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений, знакомящие с именами наших современников;
  • международные выставки (Международная биеннале современного искусства «Диалоги» (проводится с 1993 г.), «Фестиваль экспериментальных искусств и перформанса»(проводится с 1994 г.).
  • В начале XIX века на берегу канала, связывавшего Адмиралтейство с лесными складами («Новой Голландией»), были построены казармы Конногвардейского полка. В комплекс казарменных сооружений входил и манеж, возведенный по проекту архитектора Д. Кваренги в 1804–1807 годах. Здание манежа представляет в плане вытянутый прямоугольник. Почти весь его объем занимал в прошлом один большой зал, предназначенный для упражнений в верховой езде.
  • Отделка зала была предельно проста. Весьма скромно решил Кваренги и боковые фасады. Только один фасад, обращенный на площадь, получил более сложную и богатую обработку: его украшает величественный и строгий портик, увенчанный фронтоном. Двойная колоннада в центральной части портика создает сильную игру светотени и ещё более подчеркивает монументальность небольшого по протяженности торцевого фасада. Стены здания членятся тягой как бы на два яруса. Нижняя часть стен рустована. Над рустовкой в глубине портика расположен барельеф, разделенный пилястрами на три части.
  • Неизвестным автором с большим мастерством изображены полные динамики и напряженной борьбы сцены конных состязаний, которые происходили на римском ипподроме. При сооружении манежа на постаментах перед портиком были установлены скульптурные группы Диоскуров. Эти парные мраморные скульптурные группы юношей, сдерживающих вздыбленных коней, были выполнены в Италии скульптором П. Трискорни и доставлены в Россию в 1817 году. Образцом для них послужили античные статуи Диоскуров (мифологических близнецов Кастора и Поллукса) перед Квиринальским дворцом в Риме.
  • В 1840-х годах скульптурные группы перенесли от манежа к зданию казарм в Конногвардейском переулке. Только в 1954 году статуи Диоскуров возвращены на свое место. Пристройка с западной стороны манежа относится к концу XIX века. В 1873 году в тимпанах фронтонов были установлены неудачные по композиции терракотовые барельефы работы скульптора Д. И. Иенсена. В 1930-х годах, после пожара, архитектор Н. Е. Лансере перестроил здание, приспособив его под гараж. Зал был разделен на два этажа, и с задней стороны пристроены пандусы, ведущие на второй этаж. Барельефы Иенсена были сняты. В 1967 году принято решение о передаче здания Союзу художников для устройства в нем выставочного зала.

  • ru.wikipedia.org/wiki
  • http://www.manege.spb.ru/
  • http://www.hellopiter.ru/
  • http://www.citywalls.ru/
  • http://www.visit-petersburg.ru/

На углу Сенатской площади и Конногвардейского бульвара . Манеж предназначался для верховых занятий солдат Конногвардейского полка в осеннее и зимнее время года.

Проект Кваренги на практике реализовывал архитектор Гирше.

В 1837 году на фронтонах Конногвардейского манежа установили барельефы работы Д. И. Иенсена.

В 1840-х годах капитул Исаакиевского собора посчитал кощунственным нахождение рядом с храмом обнажённых языческих богов. Статуи поставили позади манежа, рядом с казармами Конногвардейского полка. Вернули их на своё историческое место только в 1954 году. Диоскуры являлись предметом изучения для скульптора Петра Клодта. Он работал с ними перед созданием своих знаменитых скульптурных групп Аничкова моста .

Благодаря большим размерам помещения Конногвардейского манежа использовались для выставок. 19 сентября 1850 года Вольное Экономическое Общество демонстрировало здесь русским земледельцам жатвенные машины, локомобили и молотилки.

Скромный облик Конногвардейского манежа постепенно переставал соответствовать соседним ампирному зданию Сената и Синода , перестроенному зданию Адмиралтейства . В 1872-1873 годах фасад здания был частично скорректирован архитектором Д. И. Гриммом, опиравшемся на первоначальные нереализованные задумки Кваренги. Тогда боковые фасады манежа были украшены парными трёхчетвертными колоннами, его фронтон украсили статуи.

Кроме выставок в Конногвардейском манеже проводились и концерты. В 1886 году здесь давал представление знаменитый Иоганн Штраус. Для этого в зале оборудовали 900 нумерованных кресел, помещение украсили и задрапировали при помощи 1800 аршин ткани. В программу концерта были включены "Конногвардейский марш" и вальс "Петербургские дамы".

В 1930-х годах Конногвардейский манеж переоборудовали по проекту Н. Е. Лансере под гараж. В 1954 году статуи Диоскуров вернулись на своё исконное место перед главным входом. В 1977 году после капитальной реконструкции в здании был открыт центральный выставочный зал, которым пользуется Союз художников Санкт-Петербурга. Выставочным целям это здание служит по сей день.

Здание Конногвардейского манежа в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, построенное в 1804-1807 годах по проекту Джакомо Кваренги для выучки и парадных выездов Лейб-гвардии Конного полка. Сегодня здесь размещается центральный выставочный зал «Манеж».

Казармы Лейб-гвардии Конного полка, особо приближенного к императорскому двору войскового соединения, изначально располагались на берегу канала, соединявшего Адмиралтейство с Новой Голландией, но позже засыпанного. Именно на месте бывшего канала и был построен манеж для зимней и летней выучки, а также парадных конных выездок этого полка. Он должен был стать украшением Исаакиевской площади, поэтому к строительству и оформлению манежа подошли со всей возможной серьезностью и монументальностью.

Продолговатое двухэтажное здание строго, но со вкусом украшено — по углам его обрамляют пилястры, верх покрыт антаблементом с барельефом со сценами античных спортивных конных состязаний, а парадный фасад выполнен в виде портика из 8-и колонн дорического ордера с треугольным фронтоном, низ внешних стен обрамлен рустовой отделкой. Главный фасад также дополняют скульптуры итальянского мастера Паоло Трискорни — уменьшенные копии фигур братьев-близнецов Диоскуров, Кастора и Полидевка, как у Квиринальского дворца в Риме, они выполнены в виде юношей, укрощающих коней. Статуи на фронтоне манежа появились позже, во время реконструкции конца XIX века, когда классическому зданию попытались придать больше пышности.

Поскольку Диоскуры изображают обнаженных языческих богов — детей Зевса, после окончания строительства Исаакиевского собора по требованию православного духовенства их перенесли на задний фасад Конногвардейского манежа, и там они простояли вплоть до 1954 года.

Долгое время существовала легенда, что между Зимним дворцом и Конногвардейским манежем был прорыт высокий туннель, по которому можно было проехать верхом на лошади.

В советское время в манеже размещался автомобильный гараж войск НКВД (для этого здание пришлось перестроить, добавив второй этаж). В 1967 году его переоборудовали в выставочный центр, вернув фасаду прежний облик, заданный еще архитектором Кваренги.

Здание Конногвардейского манежа включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение здания Конногвардейского манежа будет интересно туристам, интересующимся архитектурой первой половины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — ,