Театр Российской Армии: схема большого зала, контактная информация. Интересные факты о здании театра российской армии на суворовской площади Театр российской армии история здания

"Москва украсилась новым замечательным сооружение: построен Центральный театр Красной армии. Грандиозное, монументальное здание театра возвышается на площади Коммуны, одной из наиболее просторных площадей столицы. Оно радует глаз своим чудесным архитектурным обликом, стройной гармонией форм, необычными объемами, высотой. Помимо своего основного назначения - быть центром театральной культуры Красной армии, театр должен служить и великим архитектурным памятником героической армии страны социализма, памятником, который будет существовать многие и многие века. Поэтому зданию театра придана в плане форма пятиконечной красноармейской звезды. Эта эмблема проходит основным, ведущим мотивом во всей архитектуре здания." - журнал "Техника молодежи" 1940 г.

Пройти мимо здания, которое, по мнению некоторых историков, является знаковым в советской архитектуре (начало сталинского ампира), мы не смогли. И одной летней ночью попробовали незаметно попасть внутрь. Зная, что театр относится к Министерству обороны и в нем проходят военную службу по призыву, мы предположили, что через несколько часов после отбоя все будут в объятьях Морфея.

Наша догадка оказалась верной.

01. Свою историю театр Красной Армии начинает в 1929 году. В этот год, по инициативе Политуправления Рабоче-крестьянской Красной армии (ПУ РККА), из нескольких агитбригад, для обслуживания войск Красной Армии и их командиров, был образован театр. 6 февраля 1930 года был показан первый спектакль-обозрение "К.В.Ж.Д." (режиссер – В.Федоров, сценарий С. Алимов) посвященный Вооруженный конфликт между Китаем и Советским Союзом в 1929 году из-за южной ветки Транссибирской магистрали. Изначально этот участок дороги был построен по договоренности с Китаем, еще при Российской империи, но после Октябрьской революции (1917 г.), его национализировал Харбинский Совет рабочих и солдатских депутатов. Через две недели китайские войска объяснили, что так делать не надо и разогнали Харбинский Совет. В 1924 году правительство СССР договорилось с Китаем и дорога перешла в управление советской стороне. Но в 1929 году Китай захватывает КВЖД. Теперь уже Красной Армии приходиться доходчиво объяснять китайцам, что так делать не надо и за два с половиной месяца устраивает полный разгром китайским войскам и восстанавливает управление над дорогой. В 1932 году, японские войска захватывают Харбин и присоединяют к образованному в этом же году марионеточному государству Маньчжоу-го. В свете этих событий Советская власть после многомесячных переговоров продает КВЖД правительству Маньчжоу-го. Через 13 лет Красная Армия вычеркнула из истории марионеточное государство Маньчжоу-го и забрала обратно дорогу, а в 1952 году в знак доброй воли СССР дарит её Китаю на безвозмездной основе. Эта дата считается днем рождением театра. До появления отдельного здания, театр играл свои спектакли в Краснознаменном зале Дома Красной Армии (Сейчас - Культурный центр Вооружённых Сил Российской Федерации) и часто гастролировал по красноармейским частям и гарнизонам.

02. В 30-е годы в СССР начался бесконтрольный снос памятников архитектуры, которые по мнению партии, символизировались, с царской властью. Взамен старых символов, требовались новые - демонстрирующие ценности молодого и амбициозного государства. Для архитекторов того времени, характерны поиски нового, особого "пролетарского" стиля. Упор шел на преемственность из классицизма ясности и простоты форм, но без абстрактной отвлеченности, из барокко - органического ощущения материальности мира, но без экзальтированности и гипертрофии. В 1932 году, новый стиль получает одобрение партии и впервые озвучивается термин - социалистический реализм.

03. Под влиянием нового течения в архитектуре, депутат Верховного Совета СССР академик архитектуры Алабян Каро Семенович (1897 - 1959). Советский архитектор. Главный архитектор Москвы. В 1929 году был в числе основателей Всероссийского общества пролетарских архитекторов (ВОПРА), которое считало своей целью продвижение " новой пролетарской архитектуры". Помимо театра Красной Армии К.С. Алабян известен и другими работами: павильон Армянской ССР на ВВЦ, наземный вестибюль станции метро "Краснопресненская", сочинский морской вокзал, здание железнодорожного вокзала в Воронеже, планирование жилого райна Химки - Ховрино, участвовал в разработке Генерального плана по реконструкции Москвы. Был лауреатом Государственной премии СССР (1941), лауреатом Ленинской премии (1951), награжден двумя орденами (Орден "Знак Почета", орден Трудового Красного Знамени), получил Гран-при на Международной выставке искусств и техники в Париже. 5 января 1959 года Каро Семенович умирает от рака легких. В его честь названа улица в Москве (ул. Алабяна) и улица в Ереване (ул. Алабяна) и архитектор Василий Николаевич Симбирцев (1901-1982). Советский архитектор. Главный архитектор Сталинграда (Сейчас - Волгоград). Один из организаторов Всероссийского общества пролетарских архитекторов (ВОПРА). Помимо работы над Центральным театром Красной Армии, знаменит и другими проектами: павильон Белорусской ССР, жилые дома на Красносельской улице и Ленинградском шоссе, Промбанк на тверской улице. Занимался восстановлением Сталинграда после войны. Был награжден орденом Трудового Красного Знамени и Сталинской премией 2 степени. 19 октября 1982 года Василий Николаевич умирает в Москве. В его честь названа улица в Волгограде (улица имени Симбирцева). разработали проект Центрального театра Красной Армии.

04. Перед архитекторами была поставлена задача создать здание-монумент олицетворяющее мощь Красной Армии. С учетом того, что специфика театральных зданий с глубинной сценой уже имела отработанную веками пространственную композицию, развертывающуюся вдоль продольной оси симметрии (вход, вестибюль, фойе с кулуарами, зрительный зал, сценическая коробка). Создать новую объемно-пространственную форму, которая бы ассоциировалась у зрителя с Красной Армией, было очень сложно.

05. Так как социалистический реализм требовал простоты и ясности форм и никакого абстрактного восприятия, то за основу была выбрана фигура пятиконечной звезды, чтобы даже птицы понимали, что это не просто какой-нибудь театр, а театр Красной Армии. Звезд в театре огромное количество, даже колонны имеют сечение ввиде звезды.

06. Решить поставленные задачи без потерь было невозможно. В Центральном театре Красной Армии хуже акустика, завышенная площадь фойе и холлов, ряд не предусмотренных программой помещений и несколько лишних лестниц. Все это повлекло к значительному увеличение кубатуры здания.

07. Строительством театра, без преувеличения занималась вся страна "Около 40 различных заводов Советского Союза выполняли заказы для этого грандиозного сооружения.Краматорский завод имени Сталина изготовил тяжелые ферменные конструкции сцены; ленинградский завод "Электросила" дал театру моторы; Харьковский электромеханический завод - сложное электрооборудование; московский завод "Метро" выполнил наружную арматуру, металлические вешалки, мраморные работы; Мало-Вишерский стекольный завод сделал цветное стекло и всю художественную стеклянную арматуру." - журнал "Техника молодежи".

08. Наверно самое эффектное место в театре - большой зал, расчитанный на 1520 мест. Это самый вместительный в мире зал драматического театра. Когда он проектировался, особое внимание уделялось тому, чтобы все места были одинаково удобными, подчеркивая равенство между классами. "В театрах, которые строила буржуазия, забота о зрителе выше партера и лож не поднималась. Это была забота о богатом посетителе. Для него предназначались удобные, мягкие кресла, шик и роскошь так называемых "дорогих мест". Зато об удобствах зрителей балкона и особенно галерки не очень беспокоились. Тут стояли общие деревянные скамьи, отсюда почти ничего не было видно, голос актера был едва слышен. Революция поставила искусство на службу народу. И в новом советском театре Красной армии, все места одинаково удобны и хороши." Даже проблему хлопанья сидений решили, закрепив их шарнирно, чтобы они поворачивались бесшумно.

09. Сцена большого зала тоже не маленькая, она считается самой большой не только в Российской Федерации, но и в Европе. Размеры не единственное в ней, чем может гордиться театр. Технические устройства, и ее механизмы спроектированные инженером И.Е. Мальцином, могли изменять гладкий пол сцены, давая возможность на нем создавать любой рельеф. Сцена состоит из трех основных частей: большой вращающейся барабан диаметром 26 метров, внутри него находится малый барабан вдвое меньшего размера и неподвижной части. Оба барабана могут вращаться вокруг своей оси независимо друг от друга. Помимо вращающихся дисков на сцене установлены, так называемые столы, которые могут подниматься на высоту в 2,5 метра и опускаться на глубину двух метров. Всего установлено 19 столов, 10 на большом диске, 3 на малом, и по 3 с каждой стороны в неподвижной части. С помощью этих столов, можно было создать гигантский амфитеатр для больших съездов. Для таких случаев, были предусмотрены специальные щиты закрывающие оркестровую яму, тем самым объединяя зрительный зал со сценой, что увеличивало вместительность помещения почти до 4х тысяч человек.

10. На схеме выше, за сценой, бросается в глаза, необычный для театров пункт - танковый въезд. По задумкам архитекторов, планировалось, что в театральных постановках можно будет задействовать настоящую военную технику. Не знаю, правда это или вымысел, но мне рассказывали, что один раз танк заезжал в театр. Пол сцены его не выдержал, и он провалился. Кстати, падать танку было куда, под сценой три технических этажа.

На фотографии виден малый вращающейся барабан диаметром 13 метров.

11. Спустившись под сцену, можно рассмотреть конструкцию большого вращающегося барабана. Его высота составляет 9,5 метров. Дно барабана состоит из двух мощных, взаимно перекрещивающихся балок, на которые насажены ходовые колеса. Этими колесами он опирается по окружности на круговой рельсовый путь, по которому барабан и вращается.

Металлическая ферменная конструкция малого барабана под сценой.

12. Для того, чтобы устройство работало на самом нижнем уровне находится машинное отделение с электромоторами. Энергия к электромоторам подается извне, что вызвало определенные трудности при строительстве. Просто пустить провода и кабели к барабанам было невозможно, так как при вращение, их бы просто порвало. Решением возникшей проблемы было в использование кольцевых токоприемников. Но заводы, к которым обращались инженеры, не решались браться за такой сложный и срочный заказ - до открытия оставалось всего два месяца. На помощь пришел комсомол Дзержинского района, на территории которого и строился театр. Связавшись с комсомольцами московского завода "Динамо" имени Кирова (сейчас этот завод находиться в заброшенном состоянии), они попросили их выполнить заказ. Вместе с главным инженером завода, в течении месяца, были подготовлены чертежи и изготовлены два токоприемника, для большого и малого барабана. Энтузиазм и профессионализм советских инженеров вызывает восхищение, ведь до этого, такие токоприемники никто не делал и они были совершенно уникальными с точки зрения конструкции. Нужные изделия были изготовлены раньше, чем был заключен договор между заводом и строительной организацией.

Один из электромоторов малого барабана.

13. Электромоторам, освещению (по всему театру в 40-е годы было расположено свыше 10 000 световых точек) и различному оборудованию необходимо было большое количество электроэнергии. Поэтому в театре есть собственная электрическая подстанция. Через весь театр на момент открытия было протянуто около 50 километров многожильного кабеля. "Если бы все эти жилы, все электрические и телефонные провода вытянуть в одну линию, то она протянулась бы от Москвы до Киева, на расстояние в 800 километров". В XXI веке в театре прошла масштабная реконструкция, по обновлению электрооборудования. За 6 месяцев работ было проложено свыше 300 километров кабеля, для подключения постановочного освещения, электроакустики и видеопроекционного оборудования.

14. Не последнюю роль в создании театра сыграл маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов. При его непосредственном участии решались основные вопросы возникающие на строительстве. Он так же просматривал и вносил поправки в эскизы художественной росписи, следил за выбором мебели и предметов интерьера. Существует легенда, что и к внешнему виду театра, маршал имел отношение. На встрече с архитектором К.С. Алабяном он обвел карандашом свою пепельницу в форме звезды и предложил так и строить.

15. Находясь в большом зале невозможно не обратить внимание на роспись потолка. Она была выполнена профессорами живописи Л. А. Бруни и В. Л. Фаворским. Вот как о ней писали в журнале Техника молодежи от 1940 года: "Невольно поднимаешь глаза кверху, чтобы увидеть авиацию. Над головами зрителей, в просторах ясного, голубого неба, реют гордые сталинские соколы. Эта великолепная художественная роспись потолка дает ощущение свободы, раздолья."

16. Несколько слов о репертуаре театра.

17. За свою историю, Центральный академический театр Российской Армии (последнее название, театр несколько раз переименовывался) создал более 300 спектаклей.

18. Постановки были не только военно-патриотической направленности ("Фронт" А. Е. Корнейчука, "Сталинградцы" Ю.П. Чепурина, "А зори здесь тихие" Васильева Б.Л. и т.д.). Показывались и классические спектакли Уильяма Шекспира ("Сон в летнюю ночь", "Укрощение строптивой", "Макбет", "Много шума из ничего", "Гамлет", "Отелло") и спектакли русских классиков ("Мещане", "На дне" - М.Горького, "Ревизор" - Н.Гоголя, "Сердце не камень" - А. Островского, "Дядя Ваня", "Чайка" - А.Чехова и другие). В большом зале Центрального академического театра Российской Армии (ЦАТРА) так же проходят игры высший лиги КВН.

19. Среди постановок есть и спектакли долгожители: "Учитель танцев" Лопе де Вега, поставленный в 1946 году, прошел более 1900 раз, премьера 1942 года "Давным давно" Александра Гладкова - около 1200 раз. Их можно увидеть в ЦАТРА и сейчас.

20. Кроме спектаклей, на базе театра проводятся все праздничные мероприятия Вооруженных Сил РФ, празднуются юбилейные даты видов и родов ВС РФ, Главных и Центральных управлений Министерства Обороны РФ. Не забыта и добрая традиция военно-патриотического воспитания молодежи.

21. С момента основания театра, в советское время, труппа постоянно гастролировала по войсковым частям и гарнизонам.Сейчас артисты ЦАТРА, тоже не сидят в своем здании, а ежегодно (более 20-ти выездов) дают концерты и выступают со спектаклями в различных военных округах.

22. "В штате ЦАТРА состоит более трехсот человек, в том числе более 130 человек творческого состава, среди которых: Народные артисты СССР В.М. Зельдин, Л.А. Чурсина, 13 Народных артистов Российской Федерации, 22 Заслуженных артиста РФ и 6 Заслуженных работников культуры РФ. Ряд артистов отмечен Государственными премиями, орденами и медалями нашего государства. В театре работает около 30 человек ветеранов Великой Отечественной войны." - с официального сайта ЦАТРА.

23. Для творческой молодежи призывного возраста, есть возможность пройти службу в театре.

24. За короткую летнюю ночь, обойти весь театр нам не удалось. Но мы успели посетить, кроме большого зала еще и художественную мастерскую, которая расположена над большим и малым залом.

25. В ней готовятся большие живописные декорации. На полу нанесена специальная разметка, для облегчения работы с полотнами, а под потолком установлены мостки, чтобы можно было смотреть сверху за процессом подготовки декораций и вносить изменения. Когда декорация готова, ее сворачивают и передают через люк под колосниковый настил, где при помощи блоков спускают вниз.

26. Есть еще одно назначение помещения: здесь проходит построение и строевая подготовка для проходящих службу "театральных войск".

27. Не смотря на то, что здание кажется завершенным, ряд архитектурных элементов не было построено к открытию театра, в 1940 году.

28. Не была возведена на верхней башне здания фигура гигантский красноармейца, - что не может не радовать. Не установлена скульптурная композиция "Октябрь", над центральным фронтоном театра. А на пяти верхних углах строения не хватает скульптур изображающих различные виды войск.

29. Но самая большоя потеря, по моему мнению, это не выполненная задумка по использованию крыши. По плану, на ней должен был быть сад с цветниками и газонами, а также ресторан, танцевальная площадка и кинотеатр. Зимой же там была возможность устраивать каток. Для посетителей театра, на крыше, открывалась бы отличная панорама, ведь в 1940 году, это было самое высокое строение в Москве.

Станки для подъема и спуска декораций. Стоят еще со времен основания театра.

31. Кстати, идея использования крыш для досуга не нова. Осенью мне довелось побывать на крыше первого небоскреба в Москве, где в 1916 году был открыт ресторан, а после революции сквер, игровая площадка и многое другое, но об этом в другой раз.

32. В заключении пару слов о малом зале, в который нам не удалось попасть из-за нехватки времени. Расположен он над большим залом и расчитан на 450 мест. В нем выступал Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски и другие артисты столицы. Так же в малом зале проводят репетиции. Сюда я тоже попаду в скором времени, но уже в качестве зрителя.

На этом все. Занавес.

Для написание поста были использованы следующие материалы.

Здание театра Российской Армии на нынешней Суворовской площади, 2 является первым и действительно грандиозным сооружением подобного типа в городе Москве, построенное в советский период. Возвели его в период с 1934 по 1940 годы по проекту архитекторов Каро Семеновича Алабяна и Василия Николаевича Симбирцева.

Строение выполнили в духе классического монументализма, больше известного как «сталинский ампир». Архитекторы основывались в своей работе наставлению создать не просто величественное здание, а здание-монумент, в формах которого должна была быть выражена мощь зарождающейся Красной Армии.

В плане здания театра Советской Армии имеет форму пятиконечной звезды - военного символа, но визуально это можно рассмотреть только сверху, но никак от подножия величественного сооружения.

До сих пор существует легенда, что такая форма была выбрана благодаря курировавшему строительство Клименту Ефремовичу Ворошилову, который предложил проектировщикам план, получившийся после обвода им карандашом своей пепельницы в форме звезды.

Театральный фасад окружен массивными монументальными колоннами с пятиконечным сечением. Верх здания завершает башенка-постамент.

Первоначально, строение театра должна была венчать гигантская по размерам скульптура красноармейца. Изваяния поменьше хотели разместить в вершине лучей на крыше, а в нижней части запроектировали мощные фонтаны.

Стоит отметить, что тема звезды обыгрывается и в интерьерах театра Красной Армии - они встречаются на лестничных маршах, балконах, светильниках, а также на потолках.

Театральное здание приподнято на импровизированный пьедестал, выполненный из грубого природного камня. К главному входу строения ведет широкий лестничный марш. Характерной чертой внешнего оформления является динамическая насыщенность различными архитектурными элементами.

Пятиконечная структура здания полностью вписана в планировку. Так, в передних лучах устроены парадные лестницы, а другие подобные объемы занимают артистические комнаты, служебные помещения, пандус для перемещения декораций и мастерские.

Внутренний декор выполнен в слиянии живописи и архитектуры. Потолочная роспись главного зрительного зала, плафонов, а также фойе была выполнена группой художников, среди которых Лев Александрович Бруни, Владимир Андреевич Фаворский и Александр Александрович Дейнека.

В театре Советской Армии размещены два зрительных зала, один из которых, рассчитанный на 1900 зрителей, является самым большим в Европе. Его сценическая площадка имеет большую глубину, что задумывалось для постановки масштабных спектаклей с привлечением до 1000 артистов. Она была оборудована по тем временам самыми современными механизмами и подъемниками, которые специально разработал инженер Иезекиель Ефимович Мальцин.

Второй зал - репетиционный, вместимостью на 500 зрителей, расположен над главным и сегодня является малой сценой.

История театра после открытия

Торжественное открытие, когда и началась история Театра Советской Армии, пришлось на 1940 год 14 сентября и сопровождалось постановкой «Полководец Суворов» по пьесе Разумовского и Бахтерева.

Название : Центральный ордена Трудового Красного Знамени академи́ческий театр Российской армии (ЦАТРА) (ru), Russian Army Theatre / Central Academic Theatre of the Russian Army (en)

Местонахождение : Москва (Русь-Российская Империя-СССР-РФ)

Создание : 1940 г.

Стиль : Сталинское барокко

Архитектор(ы) : К. С. Алабян, и В. Н. Симбирцев

До 1951 года - Центральный театр Красной армии, 1951-1993 - Центральный театр Советской армии


Из книги “Архитектура Страны Советов. ТЕАТРЫ” издательство Академии архитектуры СССР, Москва, 1948 год

Искания нового архитектурного воплощения советского театра с особым подъемом выражены в здании Центрального Театра Красной Армии в Москве, построенном в 1940 году по проекту архитекторов К. С. Алабяна и В. Н. Симбирцева.

Образ театра-монумента, посвященного героическим делам Советской Армии, получил свое выражение в необычном для театра центрическом строении его объема, которое придает зданию особую торжественности.

В основе плана здания и строения его элементов - эмблема Советской Армии - звезда. Многообразные сочетания этой формы образуют органическое единство всей структуры здания, подчиненной замыслу его внутреннего и внешнего архитектурного образа.

В десятиугольном ядре звезды - веерной формы зрительный зал на 2000 мест, окруженный полукольцом залов и фойе, и обширная сцена, в совершенстве оборудованная по проекту инженера И. Е. Мальцина. В треугольных лучах звезды, со стороны зала - парадные лестницы и буфеты над ними, со стороны сцены - артистические и другие сценические помещения.

Над зрительным залом один над другим помещены большой репетиционный и декорационный залы. Вместе с башней сцены они образуют высокий объем ядра здания, увенчанный башенкой со статуей воина, которая еще острее подчеркивает центрическое строение здания. Тело здания окружено колоннадой могучего ордера, растворяющей его объем в просторе грандиозной площади. Широкими террасами лестниц площадь как бы поднимается на мощный гранитный стилобат, входит под портики здания и прочно с ними связывается.

Здание театра органически врастает в простор площади и главенствует над ней. Авторы неразрывно связали театр и ансамбль зданий Советской Армии в общем замысле площади, который еще ожидает своего завершения.

Отдельные недочеты внутреннего строения, преувеличенный объем обслуживающих помещений, несовершенство рисунка ряда деталей, недочеты в акустике слишком высокого зрительного зала - лишь досадные опечатки в этом большом произведении, выделяющемся идейной целеустремленностью и образной выразительностью своей композиции.

Архитектурный конкурс на проект театра Красной Армии в Москве

Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

Проект акад. архитекторов К. С. Алабяна и В. И. Симбирцева

Грандиозный по размерам театр Красной Армии в Москве осуществлен по проекту акад. К. С. Алабяна и арх. В. Н. Симбирцева.

Прежде всего обращает на себя внимание форма плана театра в виде пятиконечной звезды - символа Красной Армии. Эта форма проводится авторами последовательно как в разработке общего объема театра, так и в отдельных деталях его, включительно до пятигранного сечения наружных колонн, окружающих театр. Несмотря на некоторую предвзятость общей формы, которая, несомненно, осложняла плановое решение и внутреннюю организацию, авторы сумели вполне справиться с намеченной задачей. Театр обладает прекрасным зрительным залом, удачно размещенными лестницами, правильным соотношением площадей зрительного зала и фойе, остроумно использованными в плане углами, хорошо развитой и гибкой сценой.

Театр Красной Армии построен на площади Коммуны, на участке, имеющем трапецоидальную форму. Здание театра занимает наиболее возвышенное место этого участка.

В первом этаже с проходами в него с трех фасадов - центрального и двух боковых - расположены кассовые вестибюли и обширный гардероб. Из вестибюля две красиво сделанные парадные трехмаршевые лестницы ведут на второй этаж - на уровень партера зала и главного фойе. Отсюда же по двум лестницам, вписанным в пятиугольные площадки, можно подняться на любой уровень зрительного зала, так же, как и по вспомогательным лестницам, расположенным в углах внутреннего десятиугольника.

Зрительный зал широкой, хорошей секторальной формы вмещает 1 900 чел. Места размещены в партере, крутом амфитеатре и на балконе. Очень широкий раздвижной портал (24 м) обеспечивает полную видимость со всех мест. Максимальное удаление зрителей от портала сцены - 32 м. Архитектура зрительного зала хорошо проработана в деталях. Зал украшен живописью на плафоне и портальном обрамлении (худ. Фаворский и Бруни) и производит в натуре свежее, хорошее впечатление. Зрительный зал в плане занимает половину внутреннего десятиугольника; вторая половина его отведена под сцену и вспомогательные при ней помещения.

На уровне партера в передней части десятиугольника главное фойе, светлое и нарядное, но не совсем удобное в том отношении, что оно состоит из трех сравнительно небольших помещений, связанных двумя лестничными площадками. На следующем ярусе фойе амфитеатра, в которое открывается галерея балкона. Здесь же размещены и буфеты. Плафоны фойе и стены украшены живописью (худ. Дейнека, Файнберг, Герасимов и др.).

Сцена очень большая; кроме двух боковых сценических карманов в задней части расположена глубокая арьерсцена. Сцена широко механизирована с применением новейших достижений театральной техники и в этом отношении занимала среди всех театров СССР первое место. Непосредственно над зрительным залом расположен репетиционный зал, а над этим последним - декорационный. Эти залы представляют просторные и удобные для работы помещения.

Внешнее архитектурное оформление этого театра во многом вытекает из своеобразного планового приема. В осуществленном варианте авторам удалось при классических пропорциях достигнуть очень хорошего членения основных масс. Несколько раздробленный верхний объем первоначального проекта авторы заменили при последующей разработке более простои и четкой формой двадцатигранника. В ортогонали - фасад с хорошо найденным силуэтом двух основных массивов с переходной между ними ступенью.

Все здание театра поставлено на высокий четырехметровый стилобат, что подчеркивает значение этого сооружения как памятника.

Однако наличие перед входами в театр высоких наружных лестниц представляет значительное неудобство.

Театр снаружи будет украшен скульптурой соответствующей тематики, а на самом верху увенчан крупной фигурой советского воина.

Проект театра Красной Армии создан после перелома в общем направлении советской архитектуры и является результатом исканий авторами идейного и художественно-архитектурного образа советского театра.

Чтобы показать, как различно в свое время трактовалась эта тема, приведем два проекта театра Красной Армии, представленных на предшествовавший конкурс.

Проект академика архитектуры Л. В. Руднева и архитектора В. О. Мунца

Ясности плана несколько мешают скученность лестниц и разбросанность гардеробов. Красивое подковообразное пятно зрительного зала с местами, расположенными сплошным амфитеатром при одном балконе. Очень широкий трехчастный портал. Глубокий просторный просцениум переходит в две боковые игровые площадки.

К сцене примыкают удобно расположенные карманы, но декорационные помещения тесны. Сцена большая, дополнительно углублена арьерсценой. Удачно расположены артистические уборные с резервами для ожидания выхода артистов на сцену.

По бокам главного фойе, обращенного на основной фасад, размещены два буфета. Зрительный зал интересной ренессансной архитектуры.

При хорошем, хотя и обычном по приему плане, авторы сосредоточили главное внимание на внешней архитектуре здания и в этом отношении по-своему дали выразительное решение, рассматривая театр Красной Армии, как сугубо монументальное сооружение. Основной объем здания образует параллелепипед, окруженный колоннадой, особенно мощной на переднем фасаде, благодаря сильным раскреповкам антаблемента над средними четырьмя колоннами, заканчивающимися конными фигурами. Этот основной объем поставлен на стилобат и завершается цилиндрическим объемом выступающего зрительного зала.

Главный фасад увенчан аттиком, который украшен протяженной динамичной скульптурой оборонной тематики. Архитектура лапидарна, быть может, даже несколько грубовата. но, несомненно, очень эмоциональна.

Проект акамедика И. А. Фомин

Своеобразно и очень выразительно решает внутреннюю архитектуру зрительного зала проект. И. А. Фомина. За секторальным амфитеатром высятся два террасообразных глубоких балкона. Уступчатые в плане стены зала украшены двумя рядами коротких, наклонных к сцене балконов.

Зал широко освещается боковым верхним естественным светом. Плафон решен в виде уступообразных кессонов. Значительно слабее архитектура фасадов, где основным убранством служат два боковых портала с сильно вытянутой колоннадой, перекрытой плоским карнизом.

Неудачен также центр и сильно измельчен низ здания.

    Источники:

  • Г. Б. Бархин “Театры” Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.
  • Латур А. "Москва 1890-2000. Путеводитель по современной архитектуре". - 2-е издание., - М.: Издательство "Искусство-XXI век", 2009г.

"Москва украсилась новым замечательным сооружение: построен Центральный театр Красной армии. Грандиозное, монументальное здание театра возвышается на площади Коммуны, одной из наиболее просторных площадей столицы. Оно радует глаз своим чудесным архитектурным обликом, стройной гармонией форм, необычными объемами, высотой. Помимо своего основного назначения - быть центром театральной культуры Красной армии, театр должен служить и великим архитектурным памятником героической армии страны социализма, памятником, который будет существовать многие и многие века. Поэтому зданию театра придана в плане форма пятиконечной красноармейской звезды. Эта эмблема проходит основным, ведущим мотивом во всей архитектуре здания." - журнал "Техника молодежи" 1940 г.

Пройти мимо здания, которое, по мнению некоторых историков, является знаковым в советской архитектуре (начало сталинского ампира), мы не смогли. И одной летней ночью попробовали незаметно попасть внутрь. Зная, что театр относится к Министерству обороны и в нем проходят военную службу по призыву, мы предположили, что через несколько часов после отбоя все будут в объятьях Морфея.

Наша догадка оказалась верной.

01. Свою историю театр Красной Армии начинает в 1929 году. В этот год, по инициативе Политуправления Рабоче-крестьянской Красной армии (ПУ РККА), из нескольких агитбригад, для обслуживания войск Красной Армии и их командиров, был образован театр. 6 февраля 1930 года был показан первый спектакль-обозрение "К.В.Ж.Д." (режиссер – В.Федоров, сценарий С. Алимов) посвященный Вооруженный конфликт между Китаем и Советским Союзом в 1929 году из-за южной ветки Транссибирской магистрали. Изначально этот участок дороги был построен по договоренности с Китаем, еще при Российской империи, но после Октябрьской революции (1917 г.), его национализировал Харбинский Совет рабочих и солдатских депутатов. Через две недели китайские войска объяснили, что так делать не надо и разогнали Харбинский Совет. В 1924 году правительство СССР договорилось с Китаем и дорога перешла в управление советской стороне. Но в 1929 году Китай захватывает КВЖД. Теперь уже Красной Армии приходиться доходчиво объяснять китайцам, что так делать не надо и за два с половиной месяца устраивает полный разгром китайским войскам и восстанавливает управление над дорогой. В 1932 году, японские войска захватывают Харбин и присоединяют к образованному в этом же году марионеточному государству Маньчжоу-го. В свете этих событий Советская власть после многомесячных переговоров продает КВЖД правительству Маньчжоу-го. Через 13 лет Красная Армия вычеркнула из истории марионеточное государство Маньчжоу-го и забрала обратно дорогу, а в 1952 году в знак доброй воли СССР дарит её Китаю на безвозмездной основе. Эта дата считается днем рождением театра. До появления отдельного здания, театр играл свои спектакли в Краснознаменном зале Дома Красной Армии (Сейчас - Культурный центр Вооружённых Сил Российской Федерации) и часто гастролировал по красноармейским частям и гарнизонам.

02. В 30-е годы в СССР начался бесконтрольный снос памятников архитектуры, которые по мнению партии, символизировались, с царской властью. Взамен старых символов, требовались новые - демонстрирующие ценности молодого и амбициозного государства. Для архитекторов того времени, характерны поиски нового, особого "пролетарского" стиля. Упор шел на преемственность из классицизма ясности и простоты форм, но без абстрактной отвлеченности, из барокко - органического ощущения материальности мира, но без экзальтированности и гипертрофии. В 1932 году, новый стиль получает одобрение партии и впервые озвучивается термин - социалистический реализм.

03. Под влиянием нового течения в архитектуре, депутат Верховного Совета СССР академик архитектуры Алабян Каро Семенович (1897 - 1959). Советский архитектор. Главный архитектор Москвы. В 1929 году был в числе основателей Всероссийского общества пролетарских архитекторов (ВОПРА), которое считало своей целью продвижение " новой пролетарской архитектуры". Помимо театра Красной Армии К.С. Алабян известен и другими работами: павильон Армянской ССР на ВВЦ, наземный вестибюль станции метро "Краснопресненская", сочинский морской вокзал, здание железнодорожного вокзала в Воронеже, планирование жилого райна Химки - Ховрино, участвовал в разработке Генерального плана по реконструкции Москвы. Был лауреатом Государственной премии СССР (1941), лауреатом Ленинской премии (1951), награжден двумя орденами (Орден "Знак Почета", орден Трудового Красного Знамени), получил Гран-при на Международной выставке искусств и техники в Париже. 5 января 1959 года Каро Семенович умирает от рака легких. В его честь названа улица в Москве (ул. Алабяна) и улица в Ереване (ул. Алабяна) и архитектор Василий Николаевич Симбирцев (1901-1982). Советский архитектор. Главный архитектор Сталинграда (Сейчас - Волгоград). Один из организаторов Всероссийского общества пролетарских архитекторов (ВОПРА). Помимо работы над Центральным театром Красной Армии, знаменит и другими проектами: павильон Белорусской ССР, жилые дома на Красносельской улице и Ленинградском шоссе, Промбанк на тверской улице. Занимался восстановлением Сталинграда после войны. Был награжден орденом Трудового Красного Знамени и Сталинской премией 2 степени. 19 октября 1982 года Василий Николаевич умирает в Москве. В его честь названа улица в Волгограде (улица имени Симбирцева). разработали проект Центрального театра Красной Армии.

04. Перед архитекторами была поставлена задача создать здание-монумент олицетворяющее мощь Красной Армии. С учетом того, что специфика театральных зданий с глубинной сценой уже имела отработанную веками пространственную композицию, развертывающуюся вдоль продольной оси симметрии (вход, вестибюль, фойе с кулуарами, зрительный зал, сценическая коробка). Создать новую объемно-пространственную форму, которая бы ассоциировалась у зрителя с Красной Армией, было очень сложно.

05. Так как социалистический реализм требовал простоты и ясности форм и никакого абстрактного восприятия, то за основу была выбрана фигура пятиконечной звезды, чтобы даже птицы понимали, что это не просто какой-нибудь театр, а театр Красной Армии. Звезд в театре огромное количество, даже колонны имеют сечение ввиде звезды.

06. Решить поставленные задачи без потерь было невозможно. В Центральном театре Красной Армии хуже акустика, завышенная площадь фойе и холлов, ряд не предусмотренных программой помещений и несколько лишних лестниц. Все это повлекло к значительному увеличение кубатуры здания.

07. Строительством театра, без преувеличения занималась вся страна "Около 40 различных заводов Советского Союза выполняли заказы для этого грандиозного сооружения.Краматорский завод имени Сталина изготовил тяжелые ферменные конструкции сцены; ленинградский завод "Электросила" дал театру моторы; Харьковский электромеханический завод - сложное электрооборудование; московский завод "Метро" выполнил наружную арматуру, металлические вешалки, мраморные работы; Мало-Вишерский стекольный завод сделал цветное стекло и всю художественную стеклянную арматуру." - журнал "Техника молодежи".

08. Наверно самое эффектное место в театре - большой зал, расчитанный на 1520 мест. Это самый вместительный в мире зал драматического театра. Когда он проектировался, особое внимание уделялось тому, чтобы все места были одинаково удобными, подчеркивая равенство между классами. "В театрах, которые строила буржуазия, забота о зрителе выше партера и лож не поднималась. Это была забота о богатом посетителе. Для него предназначались удобные, мягкие кресла, шик и роскошь так называемых "дорогих мест". Зато об удобствах зрителей балкона и особенно галерки не очень беспокоились. Тут стояли общие деревянные скамьи, отсюда почти ничего не было видно, голос актера был едва слышен. Революция поставила искусство на службу народу. И в новом советском театре Красной армии, все места одинаково удобны и хороши." Даже проблему хлопанья сидений решили, закрепив их шарнирно, чтобы они поворачивались бесшумно.

09. Сцена большого зала тоже не маленькая, она считается самой большой не только в Российской Федерации, но и в Европе. Размеры не единственное в ней, чем может гордиться театр. Технические устройства, и ее механизмы спроектированные инженером И.Е. Мальцином, могли изменять гладкий пол сцены, давая возможность на нем создавать любой рельеф. Сцена состоит из трех основных частей: большой вращающейся барабан диаметром 26 метров, внутри него находится малый барабан вдвое меньшего размера и неподвижной части. Оба барабана могут вращаться вокруг своей оси независимо друг от друга. Помимо вращающихся дисков на сцене установлены, так называемые столы, которые могут подниматься на высоту в 2,5 метра и опускаться на глубину двух метров. Всего установлено 19 столов, 10 на большом диске, 3 на малом, и по 3 с каждой стороны в неподвижной части. С помощью этих столов, можно было создать гигантский амфитеатр для больших съездов. Для таких случаев, были предусмотрены специальные щиты закрывающие оркестровую яму, тем самым объединяя зрительный зал со сценой, что увеличивало вместительность помещения почти до 4х тысяч человек.

10. На схеме выше, за сценой, бросается в глаза, необычный для театров пункт - танковый въезд. По задумкам архитекторов, планировалось, что в театральных постановках можно будет задействовать настоящую военную технику. Не знаю, правда это или вымысел, но мне рассказывали, что один раз танк заезжал в театр. Пол сцены его не выдержал, и он провалился. Кстати, падать танку было куда, под сценой три технических этажа.

На фотографии виден малый вращающейся барабан диаметром 13 метров.

11. Спустившись под сцену, можно рассмотреть конструкцию большого вращающегося барабана. Его высота составляет 9,5 метров. Дно барабана состоит из двух мощных, взаимно перекрещивающихся балок, на которые насажены ходовые колеса. Этими колесами он опирается по окружности на круговой рельсовый путь, по которому барабан и вращается.

Металлическая ферменная конструкция малого барабана под сценой.

12. Для того, чтобы устройство работало на самом нижнем уровне находится машинное отделение с электромоторами. Энергия к электромоторам подается извне, что вызвало определенные трудности при строительстве. Просто пустить провода и кабели к барабанам было невозможно, так как при вращение, их бы просто порвало. Решением возникшей проблемы было в использование кольцевых токоприемников. Но заводы, к которым обращались инженеры, не решались браться за такой сложный и срочный заказ - до открытия оставалось всего два месяца. На помощь пришел комсомол Дзержинского района, на территории которого и строился театр. Связавшись с комсомольцами московского завода "Динамо" имени Кирова (сейчас этот завод находиться в заброшенном состоянии), они попросили их выполнить заказ. Вместе с главным инженером завода, в течении месяца, были подготовлены чертежи и изготовлены два токоприемника, для большого и малого барабана. Энтузиазм и профессионализм советских инженеров вызывает восхищение, ведь до этого, такие токоприемники никто не делал и они были совершенно уникальными с точки зрения конструкции. Нужные изделия были изготовлены раньше, чем был заключен договор между заводом и строительной организацией.

Один из электромоторов малого барабана.

13. Электромоторам, освещению (по всему театру в 40-е годы было расположено свыше 10 000 световых точек) и различному оборудованию необходимо было большое количество электроэнергии. Поэтому в театре есть собственная электрическая подстанция. Через весь театр на момент открытия было протянуто около 50 километров многожильного кабеля. "Если бы все эти жилы, все электрические и телефонные провода вытянуть в одну линию, то она протянулась бы от Москвы до Киева, на расстояние в 800 километров". В XXI веке в театре прошла масштабная реконструкция, по обновлению электрооборудования. За 6 месяцев работ было проложено свыше 300 километров кабеля, для подключения постановочного освещения, электроакустики и видеопроекционного оборудования.

14. Не последнюю роль в создании театра сыграл маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов. При его непосредственном участии решались основные вопросы возникающие на строительстве. Он так же просматривал и вносил поправки в эскизы художественной росписи, следил за выбором мебели и предметов интерьера. Существует легенда, что и к внешнему виду театра, маршал имел отношение. На встрече с архитектором К.С. Алабяном он обвел карандашом свою пепельницу в форме звезды и предложил так и строить.

15. Находясь в большом зале невозможно не обратить внимание на роспись потолка. Она была выполнена профессорами живописи Л. А. Бруни и В. Л. Фаворским. Вот как о ней писали в журнале Техника молодежи от 1940 года: "Невольно поднимаешь глаза кверху, чтобы увидеть авиацию. Над головами зрителей, в просторах ясного, голубого неба, реют гордые сталинские соколы. Эта великолепная художественная роспись потолка дает ощущение свободы, раздолья."

16. Несколько слов о репертуаре театра.

17. За свою историю, Центральный академический театр Российской Армии (последнее название, театр несколько раз переименовывался) создал более 300 спектаклей.

18. Постановки были не только военно-патриотической направленности ("Фронт" А. Е. Корнейчука, "Сталинградцы" Ю.П. Чепурина, "А зори здесь тихие" Васильева Б.Л. и т.д.). Показывались и классические спектакли Уильяма Шекспира ("Сон в летнюю ночь", "Укрощение строптивой", "Макбет", "Много шума из ничего", "Гамлет", "Отелло") и спектакли русских классиков ("Мещане", "На дне" - М.Горького, "Ревизор" - Н.Гоголя, "Сердце не камень" - А. Островского, "Дядя Ваня", "Чайка" - А.Чехова и другие). В большом зале Центрального академического театра Российской Армии (ЦАТРА) так же проходят игры высший лиги КВН.

19. Среди постановок есть и спектакли долгожители: "Учитель танцев" Лопе де Вега, поставленный в 1946 году, прошел более 1900 раз, премьера 1942 года "Давным давно" Александра Гладкова - около 1200 раз. Их можно увидеть в ЦАТРА и сейчас.

20. Кроме спектаклей, на базе театра проводятся все праздничные мероприятия Вооруженных Сил РФ, празднуются юбилейные даты видов и родов ВС РФ, Главных и Центральных управлений Министерства Обороны РФ. Не забыта и добрая традиция военно-патриотического воспитания молодежи.

21. С момента основания театра, в советское время, труппа постоянно гастролировала по войсковым частям и гарнизонам.Сейчас артисты ЦАТРА, тоже не сидят в своем здании, а ежегодно (более 20-ти выездов) дают концерты и выступают со спектаклями в различных военных округах.

22. "В штате ЦАТРА состоит более трехсот человек, в том числе более 130 человек творческого состава, среди которых: Народные артисты СССР В.М. Зельдин, Л.А. Чурсина, 13 Народных артистов Российской Федерации, 22 Заслуженных артиста РФ и 6 Заслуженных работников культуры РФ. Ряд артистов отмечен Государственными премиями, орденами и медалями нашего государства. В театре работает около 30 человек ветеранов Великой Отечественной войны." - с официального сайта ЦАТРА.

23. Для творческой молодежи призывного возраста, есть возможность пройти службу в театре.

24. За короткую летнюю ночь, обойти весь театр нам не удалось. Но мы успели посетить, кроме большого зала еще и художественную мастерскую, которая расположена над большим и малым залом.

25. В ней готовятся большие живописные декорации. На полу нанесена специальная разметка, для облегчения работы с полотнами, а под потолком установлены мостки, чтобы можно было смотреть сверху за процессом подготовки декораций и вносить изменения. Когда декорация готова, ее сворачивают и передают через люк под колосниковый настил, где при помощи блоков спускают вниз.

26. Есть еще одно назначение помещения: здесь проходит построение и строевая подготовка для проходящих службу "театральных войск".

27. Не смотря на то, что здание кажется завершенным, ряд архитектурных элементов не было построено к открытию театра, в 1940 году.

28. Не была возведена на верхней башне здания фигура гигантский красноармейца, - что не может не радовать. Не установлена скульптурная композиция "Октябрь", над центральным фронтоном театра. А на пяти верхних углах строения не хватает скульптур изображающих различные виды войск.

29. Но самая большоя потеря, по моему мнению, это не выполненная задумка по использованию крыши. По плану, на ней должен был быть сад с цветниками и газонами, а также ресторан, танцевальная площадка и кинотеатр. Зимой же там была возможность устраивать каток. Для посетителей театра, на крыше, открывалась бы отличная панорама, ведь в 1940 году, это было самое высокое строение в Москве.

Станки для подъема и спуска декораций. Стоят еще со времен основания театра.

31. Кстати, идея использования крыш для досуга не нова. Осенью мне довелось побывать на крыше первого небоскреба в Москве, где в 1916 году был открыт ресторан, а после революции сквер, игровая площадка и многое другое, но об этом в другой раз.

32. В заключении пару слов о малом зале, в который нам не удалось попасть из-за нехватки времени. Расположен он над большим залом и расчитан на 450 мест. В нем выступал Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски и другие артисты столицы. Так же в малом зале проводят репетиции. Сюда я тоже попаду в скором времени, но уже в качестве зрителя.

На этом все. Занавес.

Для написание поста были использованы следующие материалы.