Павел рыженко скончался причина смерти. Павел Рыженко и его картины в историческом жанре живописи

выкроить время. К сожалению, не все найденые в сети картины удалось идентифицировать, поэтому если отыщу недостающие названия, обязательно дополню текст.

Несколько последних лет я наслаждался работами этого художника. Друзья рассказывали, что он ещё сравнительно молод. «Это здорово», - думал я, «Сколько он ещё создаст прекрасных картин».

01. Выбор Веры


Помню, 15 октября прошлого года я как раз рассматривал его картины и подумал, "-Я же толком ничего о нём не знаю, интересно будет почитать". Набрал в поисковике "Павел Рыженко" и внезапно узнал, что почти три месяца назад, 16 июля 2014 года его не стало. С момента смерти художника прошло уже полгода, но всё равно не верится, что его нет. Павлу Рыженко было всего 44 года. Он был удивительным человеком. Я искренне считаю, что такие художники рождаются в лучшем случае раз в 100 лет.

Всю свою недолгую жизнь человек самоотверженно работал и оставил после себя огромное наследие и множество учеников, которые восхищаются силой его духа и его творчеством. В Калуге, откуда он родом, незадолго до смерти успел открыть музей-диораму " Стояние на Угре".

Павел Рыженко родился в 1970 году. В 1982 поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова. С 1988 по 1990 год отслужил в армии. В 1990 году поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, учился у профессора, народного художника России И.С. Глазунова. В 1996 году защитился дипломной картиной «Калка».

С 1997 преподавал в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова, кафедры архитектуры, затем - реставрации, затем композиции.

Всё это - сухие факты. К счастью, есть возможность почитать рассказ о себе самого Павла Рыженко. Он ниже.


"Мысленно обращаясь к читателю, я сразу хочу извиниться перед ним за необходимость рассказа о себе, поскольку биография моя совершенно банальна и ничего необычного в ней нет. Я родился в еще недалеком 1970 году в Калуге. Годы моего детства… Это время многие называют «эпохой застоя».

"Для меня же семидесятые — это радость общения с любящими меня родителями, бабушкой, которую я и по сей день считаю чуть ли не святой, друзьями по двору. Тогда всё было другим, а главное — другими были люди. Почему-то я особенно хорошо помню стариков (почти все они воевали или прошли через войну). Эти старики окружали нас во дворе, стучали в домино, ласково глядели на наши игры и практически никогда не закрывали двери своих скромных по теперешним временам жилищ."

"Помню, как-то зашел в квартиру своего приятеля, которого не оказалось дома. Его мама — Изольда Иринарховна и бабушка, нисколько не удивившись моему появлению на кухне, тут же усадили меня обедать. Есть я не хотел, но отказаться было неудобно."


"Медленно поглощая окрошку, я рассматривал висевшую над столом репродукцию с картины Пуссена, на которой древние римляне праздновали какое-то событие, и один из них почему-то бросался на меч… Эти воспоминания для меня очень важны. Важнее, чем сухие отчеты, словно сводки с фронта — родился, учился, служил, поступил, постиг тайны творчества, стал признанным, успешным и далее, и далее. Это для меня и есть Родина, светлая, тихая, полная любви, которую многие позабыли, а многие — нет."

"После поступления в МСХШ в 1981 году я обрел для себя новый мир запахов. Теперь к медово-горьковатому миру акварельных красок примешался аромат масляных красок, от которого я и по сей день не могу отвыкнуть, впитав его до корней волос. Дивный мир Третьяковской галереи, сырость старинных улочек Замоскворечья, бурое небо над Москвой, когда, приникнув к ледяному стеклу, я глядел на красный флаг над зданием Верховного Совета…"

"Все это смешалось тогда в сознании мальчика, и только в 18 лет, поступив на службу в армию и оказавшись совершенно в другом мире, я понял, что путь мой — это не поиски того, чего не терял, а путь, данный мне, путь живописца."


"Девяностые — это годы моей учебы в Академии, это метания, поиск веры, ответов на вопросы, это встречи с совершенно новыми для меня людьми — священниками. Первые серьезные мысли о назначении творчества возникли именно тогда, в Академии живописи ваяния и зодчества, в которой мне посчастливилось «дображивать»."

"Мои однокурсники, как и я, были проникнуты общением с великим учителем, художником, воином — Ильей Сергеевичем Глазуновым. Помню тот восторг, который впервые охватил меня в залах Эрмитажа перед картинами Рембрандта, Ван Дейка, Вермеера… Казалось все эти великие мастера присутствуют здесь, рядом со мной."

"Я ощущал дыхание живой истории, величие могущественных империй — Византии, Рима, Российской Империи. Я ощущал прохладу Синайской пустыни и запах порохового дыма над Бородино, передо мной вставали строгие лики русских воинов, бесстрашных и непобедимых."

"Каждый, а в особенности русский, человек тянется в глубинах и тайнах своего сердца к свету — Христу. Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотел побежать за ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому свету. Трудно мне писать об этом, нет слов, чтобы ясно изложить мысли, но о людях, ушедших и живых, которые являются носителями веры и духа Российской Империи, мне сказать необходимо. И сказать на холсте, потому что это мой долг перед великой правдой Руси."


37. За Веру, Царя и Отечество. 1905 год. (Забытая война)


38. Триптих "Наследник"


39.


40. Царские погоны (№1 из Триптиха «Русский век»)


41. Царские погоны (№1 из Триптиха «Русский век») фрагмент


42. Фотография на память (№2 из триптиха Русский век)


43. Пасха в Париже (№3 из Триптиха «Русский век»)


44. Отречение


45. Ветеран

"Долг не до конца сломленного жителя мегаполиса, который сквозь очертания современных домов, сквозь смог Третьего кольца видит, как вновь и вновь проступают эти строгие и любящие лики наших предков, проливавших свой пот и кровь за Христа и за каждого из нас."


"Приблизившись к рубежу своей жизни, рубежу, который не смог переступить великий Пушкин, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство?"

"Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда — я буду счастлив выполненным долгом."

Павел Рыженко



54. Братия


55. Зонтик


56. Зонтик (фрагмент, первоначальный вариант)


57. Прощание с конвоем (№1 из Триптиха «Царская Голгофа»)


58. Александровский дворец (№2 из Триптиха «Царская Голгофа». Заточение)


59. Ипатьевский дом. Расстрел (№3 из Триптиха «Царская Голгофа». Заточение-2)


60. Стоход. Последний бой лейб-гвардии Преображенского полка


61. Афон (Есаул)


62. Удар колокола (№1 из Триптиха «Покаяние»)


63. Веночек (№2 из Триптиха «Покаяние»)


64. Муравейник (№3 из Триптиха «Покаяние»)


65. Победитель


66. Как пришел солдат во родной дом


67.


68. Метеоры


69. Валаам


70.


71.


72. В лесах

Предварительная причина смерти художника — инсульт, он скончался в среду в Москве.

Представитель «классического русского реализма», мастер исторической картины Павел Викторович Рыженко создал множество масштабных живописных произведений, посвященных Куликовской битве, Сергию Радонежскому, Первой мировой войне, эпохе Николая II. В его работах были воплощены Русские герои и Православные нравственные идеалы.

"Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа. Понять, что мы не серая масса, не так называемый "электорат", а народ с богатой историей и самосознанием. Мне хочется верить, что я предлагаю людям альтернативу массовой, "мишурной" культуре, которая заставляет нас забыть о главных вопросах бытия." (Павел Рыженко)

Павел Рыженко об Игоре Стрелкове...
14 июля
2014
Вот уже три месяца как ведет войну Новороссия - форпост Великой России. Как я понимаю, лучшие люди России не на словах, а на деле исполненные мужества, доказывают всему миру, что чудо воскрешения Великой Святой Руси - это не миф. Вот хотел бы я рассказать историю, которая случилась со мною год назад.
Я начал работу над картиной "Стоход", шел сентябрь 2013 года. Столкнулся с множеством проблем, связанных с передачей тонкостей формы русской императорской гвардии. Я поделился этими проблемами со своим другом Анатолием.
"Дружище, я к тебе пришлю своего друга, который всё знает о форме русской армии. Жди через пару дней!" - сказал Анатолий.
И вот пролетели как минута эти дни. В один из сентябрьских деньков в мою мастерскую заходит человек, представившийся просто - Игорь.
Меня сразу поразил его вид. Внешне такого человека можно было бы спутать в толпе, он ничем не выделялся. Скромность и обыденность его одежды чем-то напоминала униформу научного сотрудника из НИИ 80-х годов. Рубашка, выпущенная воротом на дешевый свитер, застегнутая до последней пуговицы, серые брюки. Столь ценимая в Москве точка опоры, т.е. обувь, не выдавала в нем скрытого миллионера. Лишь лицо произвело на меня такое впечатление, что я потерял на мгновение дар речи. Это было подлинное лицо русского офицера. Подчеркиваю, русского! Не советского и не россиянского, а русского!
Открытый лоб, короткая стрижка, слегка печальные глаза, худощавость и одновременно округлость нижней части лица. Маленькие, ровно подстриженные, холеные усики.
Речь твердая, очень четкая, но при этом какая-то застенчивая. Вообще соединение застенчивости и твердости, легкая картавость, полное отсутствие столь модного сейчас матерка закругляли этот портрет в образ некоего инопланетянина, случайно оказавшегося в центре Москвы.
Я сдружился с Игорем. Мы вместе работали над картиной "Стоход". Я - как художник, Он - как консультант по форме...

ХУДОЖНИК НА ВЕСАХ ВЕЧНОСТИ

Павел Рыженко — потрясающий исторический живописец. Его отличает умение рисовать (в наше безумное время этот нормальный для художника навык есть у единиц, так что приходится оговаривать специально), исключительное искусство в выстраивании сюжета, идеи, мета-смысла картины, потрясающее умение выписывать детали, любовь к вещам и умение охарактеризовать ситуацию именно через вещь, тонкий юмор, построенный на игре человека с природой («Муравейник», кот в ногах Алексея Михайловича, ежик под рукой Пересвета накануне Куликовской битвы)… Кто-то сказал, что Рыженко - это Семирадский, Суриков, Васнецов и Нестеров «в одном флаконе». И действительно, уже того, что было создано художником в предшествующие годы достаточно, чтобы обеспечить ему место в первом ряду гениев русской живописи…

И это место было бы тем более выдающимся, что Рыженко редкий искренне православный и искренне патриотичный из русских исторических реалистов, многие из которых некогда, употребили свой талант скорее для разрушения и уничижения русской истории, а не её созидания. Так что ожидания от этой встречи с искусством замечательного живописца были большими…

"Страшный Суд" Рыженко — это настоящий переворот в русском искусстве. Он потряс и тем, что художник выразил и мои тоже мысли о Боге и России и тем, как мастерски и смело это сделано.

"Страшный Суд" - это роспись западной стены для кафедрального собора Якутска, написанная по благословению епископа Якутского и Ленского Зосимы. Рыженко рассказывает, что сразу предупредил, что не сможет написать "каноническую" в смысле воспроизведения древних образцов работу. Но владыка сказал, чтобы художник не сомневался - современному человеку важнее увидеть икону в актуальных формах, главное, чтобы был сохранен святоотеческий дух. Радостно слышать сегодня о таких архиереях, которые избирают путь подлинного актуального консерватизма - консерватизма и патриотизма в духе со смелостью формы, способа донесения до людей Истины.


И Рыженко блестяще исполнил благословение, хотя и пережил немало искушений, в том числе и едва не унесшую его в могилу болезнь. Диаволу было против чего воевать - неверию, русофобии во всех ее формах от либеральной до гитлеристской, теплохладности и «христианству широкого профиля» нанесен страшный удар. «Страшный Суд» — картина в традиции таких произведений русской иконописи как "Церковь Воинствующая" - вечное содержание облеченное в злободневную политическую форму, которая именно благодаря этому становится не просто политической. В этой иконе прекрасная формула, как-то встретившаяся мне в Интернете: "проведение Страшного Суда в интересах русского народа" отлилась в великолепный иконический образ.

Господь и апостолы судят мiр. Перед Господом умоляют Божия Матерь и Иоанн Креститель. Справа и слева от Него - воинство небесное. Слева от Христа - легионы Константина, древние мученики и древнерусские витязи. Справа - Христолюбивое Воинство России, где нашлось место и солдатам Первой Мировой и десантникам Второй Чеченской.

В центре композиции - грешник, в образе которого Рыженко изобразил себя. Он в ужасе смотрит на весы в руках ангела, на которых чаша бесовская явно перевешивает чашу ангельскую, бесы крючьями тянут её вниз. Но он не видит, что над его головой ангел поднимает свой свиток, который может перевесить все бесовские.

Одесную Господа (то есть слева от зрителя), происходит всеобщее воскресение мертвых, торжествует Святая Русь, осеняемая шатровой церковью. Из могил встают русские люди разных эпох и радостно приветствуют друг друга - большим потоком они направляются в рай, предводительствуемые Царственными Мучениками и батюшкой Серафимом, - в этом потоке можно увидеть и Суворова, и молодого моряка с "Курска". А чуть ниже - ребенок молится у могилы со звездой… могилы не атеиста и безбожника, но воина погибшего за Родину в Великой Отечественной Войне, поднимает свой крест мученик Евгений Родионов, на его горле следы убийства его врагами Божьми. А рядом из могилы встает осеняя себя крестным знамением заслуженный ветеран имеющий некоторые черты сходства с И.В. Курчатовым, отцом русской бомбы. Ангел указывает на идущего ко Христу Царя Мученика некоему бритоголовому длиннобородому человеку восточной внешности, который присутствует и на картинах царского цикла Рыженко.

Ошую Господа (то есть справа от нас) - туда спускается древний змий (канонический для православной иконографии Страшного Суда - вообще канон в смысле наличия обязательных образов и фигур Рыженко соблюдает достаточно точно), там полыхают развалины нового Вавилона - небоскребы Америки, вместе с её Статуей Свободы, её Арлингтонским кладбищем и вертолетом «Апач», который бессильно пытается сопротивляться Ангелу с Монограммой Христовой на щите. Внизу воскресают только для того, чтобы оказаться в Геенне ренессансный алхимик, горделивый фарисей, самоубийца, гламурный педераст с баксами на груди, другие враги Божии. Если Одесную люди встают из могил с крестом, то ошую, из разных "светских" могил.

Особенно потрясает образ блудницы грудь которой вымазана в крови от прикосновений убитых ею во чреве детей. Тут художник нашел тонкую деталь (Рыженко мастер очень глубокой детали), чтобы выразить не просто абстрактную идею блуда, а идею предельно актуальную - блудница одета в деловой костюм и на груди у нее бейджик, то есть это карьеристка, делавшая аборты, чтобы дети не мешали её преуспеянию...

В картине нет никакой "глазуновщины" в том смысле, в каком это выражение было запущено, чтобы хаять всю русскую патриотическую живопись. Рыженко - ученик Глазунова, но идет дальше учителя в синтезе блестящей живописной техники и глубокого истинно русского содержания. Тут не глянцевый набор склеенных вместе картинок "анфас", а строго выверенная, целостная, согласованная композиция, подчиненная одной общей идее, каждая часть исполнена с присущим Рыженко фантастическим живописным мастерством, но все вместе они "собираются", не распадаются на обрывки. В этом смысле "Страшный Суд" Рыженко прочитывается нашим современником как целое даже лучше, чем древние иконы, язык которых большинству непонятен.

А Рыженко умеет делать непонятное понятным не роняя уровня и не теряя глубины. В двух довольно толстых книгах отзывов восторженные благодарности не только от пенсионеров и «профессиональных патриотов». «Круто», «клёво», «аффтар жжошь!», «панравилась» — расписываются ставя смайлики «Кати из 6 Б» и даже «Коли из 3 класса». Побывавшие здесь школьники, на которых, казалось бы, нет никакой надежды, отнюдь не глухи к такому настоящему, несентиментальному и нелукавому искусству. Искусству, которое, кстати сказать, не боится быть «красивым».

Это вообще удивительное стратегическое преимущество современной России. Мы еще умеем делать вещи, которые уже совершенно разрушены на Западе. Епископ Венский Иларион (Алфеев) потряс музыкальный мир, создав великолепные «Страсти по Матфею», стоящие на уровне лучших образцов классической музыкальной традиции. Рыженко своими работами не только восстанавливает, но и «переустанавливает» великую русскую живопись, исцеляя ее от интеллигентской фиги в кармане. Православие, Самодержавие и Народность — тема его картин без двусмысленности и двоемыслия. Но при этом Рыженко не художник «субкультуры», считающий, что благие намерения вполне искупят художественную неряшливость. Это именно Художник. Художник по какому угодно гамбургскому счету. И остается поздравить Россию с рождением Художника.

Кстати отрадным фактом является то, каким образом вообще оказалось возможным, что столь смелая и «неполиткорректная» экспозиция стала центральным событием официозной выставки в Манеже. Этим мы обязаны новой первой леди — Светлане Медведевой. «- Если бы не Светлана Владимировна, моих работ на этой выставке не было бы, - поделился Рыженко с прессой - Самостоятельно художникам почти невозможно пробиться на большие площадки. А теперь мои работы смогут увидеть тысячи людей». Меня этот факт обнадежил. Может быть либералы зря так потирают руки, ожидая «нового царствования» и надеются на то, что оно станет эпохой «перестройки».

А сейчас в дороге из Белоруссии настучал подскакивая на ухабах некролог, который, надеюсь, скоро увидит свет в "Известиях":

Рыженко дебютировал в 1996 году полотном "Калка" - посвященным одному из страшнейших военных поражений в русской истории. Гордый победитель Субудай рассматривает связанного, истерзанного, но не покоренного русского князя, смиренно принимающего свой мученический крест в воздаяние за гордыню и княжеские раздоры. На заднем плане - выстроенная из тел русских пленников пирамида для пирующих завоевателей. Тщательно выстроена композиция, выписаны каждая деталь костюма и пейзажа. Картину можно разглядывать часами.

Русское средневековье и его битвы становится одним из важнейших в творчестве художника. Настоящий шедевр - «Победа Пересвета» (2005), где после эпохи советской секуляризации, воссоздан подлинный образ богатыря - смиренного монаха по благословению преп. Сергия принимающего смертный бой не отвлекаясь от умной молитвы. На лице Пересвета сокрушившего врага нет ни ярости, ни ликования, только чувство исполненного послушания.

Напротив - полна напора, динамики и торжества атака засадного полка в «Поле Куликовом» (2005). Образ трудной победы. Удар дружины в момент полного изнеможения русской рати буквально разметал татар и генуэзцев, соединившихся в причудливом западно-восточном походе против Руси.

Рыженко очень антиреволюционный и антивоенный художник - что может показаться парадоксом для баталиста. Для него война - это перерыв в тихой и молитвенной, наполненной простыми радостями и красивыми вещами мирной жизни. В этот мир и врывается зло и смута, чтобы убивать и мучить людей и ломать вещи. Подвиг нужен чтобы остановить зло. Война нужна для того, чтобы всех не убили. А революция - это безумие, морок, от которого нужно пробуждение.

Кстати с момента кончины уже сутки прошли. Кто-нибудь слышал о соболезнованиях президента и премьера столь спешливо оплакавших Новодворскую? Или раз не вонючий русофоб, а творец русской красоты, то чином не вышел?

Вчера от инсульта скоропостижно скончался талантливый русский живописец и педагог Павел Викторович Рыженко . Ему было всего 44 года.

Павел Рыженко известен как автор монументальных полотен и диорам, затрагивающих трагические темы средневековой русской истории и православия, событий Первой Мировой и Великой Отечественной войн, отречения и гибели семьи последнего российского императора Николая II. За свою короткую жизнь Павел Рыженко успел написать огромное количество работ, в которых проявил себя и как философ, исследующий проблемы нравственного выбора человека в тяжелых жизненных обстоятельствах, и как историк, и как смелый и независимый художник.

Павел Викторович Рыженко родился в 1970 году в Калуге. В 1982 году поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова, по окончании которой два года служил в армии. В 1990 году поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, учился на кафедре Ильи Сергеевича Глазунова. В 1996 году защитился дипломной картиной «Калка». Более десяти лет преподавал в глазуновской Академии (сначала кафедра архитектуры, потом – реставрации, затем – композиции), доцент живописи. Работал в «Студии военных художников имени М. Б. Грекова», автор масштабной диорамы «Операция «Багратион» в Минске (кто не знает: это операция по освобождению Белоруссии от фашистских захватчиков в 1944 году). Несколько лет назад Павел Рыженко почти провидчески написал: «Приблизившись к рубежу своей жизни, рубежу, который не смог переступить великий Пушкин, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство? Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда - я буду счастлив выполненным долгом ».

) — русский художник, выпускник и преподаватель Российской Академии живописи , представитель «классического русского реализма».

В 1982 году поступил в Московскую среднюю художественную школу при . В 1990 году — в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества , учился у профессора, народного художника России Ильи Глазунова . В 1996 году защитился с дипломной картиной «Калка».

С 1996 по 1999 годы — в самостоятельной творческой деятельности. С 1999 года преподаёт в Российской академии живописи, ваяния и зодчества на кафедре композиции.

"Веночек."


"ОСЛЯБЯ"
Тихое утро, пронизанное лучами теплого солнца, цветущие яблони, за спиной монаха виднеются ульи. Но главное в этой маленькой картине — то, что монаха зовут Ослябя. И готовится этот монах не белить стволы, а отдать свою жизнь — за Христа и за всех любимых им людей русских, в том числе и за нас с вами. Облокотился он тяжелой своей рукой о дерево и задумался. Вся жизнь прошла перед мысленным взором. Он, Ослябя, готов. Он — воин Христов — все же побелит свои яблони, а потом, взяв меч, устремится в самый ад Куликовской битвы, чтобы бить врагов Божиих и укладывать их трупы снопами, а потом самому быть изрубленным со своим великим собратом Пересветом.

"Житие Сергия"

"Муравейник"

"Послушник"

"Молитва"

" Дворник "

Что еще может тронуть душу грешника-убийцы, вчерашнего матроса с линкора «Гангут»? Возможно, абсурдность ситуации и щемящая незащищенность девочки, раскрывшей свой зонтик над убитой мамой? Что ему стоит пристрелить девочку? Но сполз по стене бравый матрос и опустился на снег. Нет у него сил поднять винтовку, и могучая рука свесилась с колена. Он растерян. Придет ли к нему осознание содеянного? И что станет с ним самим потом?

"Удар в колокола "

"Победа Пересвета "

"БЛАГОСЛОВЕНИЕ СЕРГИЯ"
Преподобный Сергий благословляет Димитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву. Какая трудная тема для картины после уже написанных до тебя полотен! Очень хотелось изобразить суть. Только суть и ничего более. Мне показалось, что преподобный просто собрал этих суровых обветренных людей, идущих на смерть, и обнял их сердцем своим. И так это было тепло и тихо, словно победа уже свершилась и все вернулись живыми… Словно не предстоит ему, Сергию, за литургией вслух называть имена героев в этот миг уходящих в Рай с дымящегося кровью поля Куликова.
И тихо шепчет Сергий Димитрию, но еще не Донскому: «Ты победишь!».

"Старец Амвросий "

На картине «Братия» — афонские монахи, стоящие на своей молитвенной страже. Я намеренно изобразил здесь две ипостаси воды. Одна вода — бушующие морские волны, подобные страстям, разбивающимся о скалу — монашеский подвиг. Другая вода истекает из источника, из-под креста. Она тиха, чиста и благословенна. Она, как живая вода, воскрешает души. Эта картина о смысле монашеского служения, которое, словно крепость, удерживающая от зла страстей. Крепость, за стенами которой, как в благословенной заводи, расцветает душа человека.

"ЦАРСКИЙ УКАЗ. МАЛЮТА СКУРАТОВ"

"Царево молчание"

Молчит и молится Великий Государь Всея Руси Иван Васильевич Грозный. Грозный — для предателей святой монархической идеи, объединившей гигантское, накопленное в пространство Царство. Молчит и как христианин не защищается, не оправдывается, а в спокойном величии исполненного долга, со смирением и силой, мысленно подводит итог своей жизни. Тихо, без суеты. В глубине своей душевной кельи.
Можем ли мы, каждый из нас вспомнить и оценить свой путь так, как умели это наши великие Отцы, государи русские, соединив в себе всю тяжесть царского служения с монашеским деланием.

" Фотография на память"

"АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ"

"Прощание с конвоем"

" Царские погоны"

" Несказанный свет"

" Невская битва"

" Поле Куликово.Стояние на костях"

"СМУТНОЕ ВРЕМЯ"
В самом названии картины я заложил ответ.
«Кругом трусость, измена и обман», — так сказал о своем времени святой Николай II. То же мы можем сказать и о своем времени и еще многое добавить к словам императора-страстотерпца. Есть от чего прийти в уныние.
Думается, что те же мысли посещали русских людей и во времена польского нашествия. Рыдали дети-сироты, грех и его следствие — мор, голод и войны — обескровили тогда Родину. Но русские люди нашли выход — обратились к покаянию. И как ребенка прижал Господь к своей груди Русский народ. Простил, утешил, вновь поставил на окрепшие ноги.
Вспоминая то смутное время, обратимся к теперешнему, но не в унынии, а в деятельном исправлении каждого своей жизни.

" Пасха в Париже "

" Судьба человека"

"Александр Невский"

Павел Рыженко

"Мысленно обращаясь к читателю, я сразу хочу извиниться перед ним за необходимость рассказа о себе, поскольку биография моя совершенно банальна и ничего необычного в ней нет. Я родился в еще недалеком 1970 году в Калуге. Годы моего детства… Это время многие называют «эпохой застоя». Для меня же семидесятые — это радость общения с любящими меня родителями, бабушкой, которую я и по сей день считаю чуть ли не святой, друзьями по двору…. Тогда всё было другим, а главное — другими были люди. Почему-то я особенно хорошо помню стариков (почти все они воевали или прошли через войну). Эти старики окружали нас во дворе, стучали в домино, ласково глядели на наши игры и практически никогда не закрывали двери своих скромных по теперешним временам жилищ. Помню, как-то зашел в квартиру своего приятеля, которого не оказалось дома. Его мама — Изольда Иринарховна и бабушка, нисколько не удивившись моему появлению на кухне, тут же усадили меня обедать. Есть я не хотел, но отказаться было неудобно. Медленно поглощая окрошку, я рассматривал висевшую над столом репродукцию с картины Пуссена, на которой древние римляне праздновали какое-то событие, и один из них почему-то бросался на меч… Эти воспоминания для меня очень важны. Важнее, чем сухие отчеты, словно сводки с фронта — родился, учился, служил, поступил, постиг тайны творчества, стал признанным, успешным и далее, и далее. Это для меня и есть Родина, светлая, тихая, полная любви, которую многие позабыли, а многие — нет.
После поступления в МСХШ в 1981 году я обрел для себя новый мир запахов. Теперь к медово-горьковатому миру акварельных красок примешался аромат масляных красок, от которого я и по сей день не могу отвыкнуть, впитав его до корней волос. Дивный мир Третьяковской галереи, сырость старинных улочек Замоскворечья, бурое небо над Москвой, когда, приникнув к ледяному стеклу, я глядел на красный флаг над зданием Верховного Совета… Все это смешалось тогда в сознании мальчика, и только в 18 лет, поступив на службу в армию и оказавшись совершенно в другом мире, я понял, что путь мой — это не поиски того, чего не терял, а путь, данный мне, путь живописца.
Девяностые — это годы моей учебы в Академии, это метания, поиск веры, ответов на вопросы, это встречи с совершенно новыми для меня людьми — священниками. Первые серьезные мысли о назначении творчества возникли именно тогда, в Академии живописи ваяния и зодчества, в которой мне посчастливилось «дображивать». Мои однокурсники, как и я, были проникнуты общением с великим учителем, художником, воином — Ильей Сергеевичем Глазуновым. Помню тот восторг, который впервые охватил меня в залах Эрмитажа перед картинами Рембрандта, Ван Дейка, Вермеера… Казалось все эти великие мастера присутствуют здесь, рядом со мной. Я ощущал дыхание живой истории, величие могущественных империй — Византии, Рима, Российской Империи. Я ощущал прохладу Синайской пустыни и запах порохового дыма над Бородино, передо мной вставали строгие лики русских воинов, бесстрашных и непобедимых.
Каждый, а в особенности русский, человек тянется в глубинах и тайнах своего сердца к свету — Христу. Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотел побежать за ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому свету. Трудно мне писать об этом, нет слов, чтобы ясно изложить мысли, но о людях, ушедших и живых, которые являются носителями веры и духа Российской Империи, мне сказать необходимо. И сказать на холсте, потому что это мой долг перед великой правдой Руси. Долг не до конца сломленного жителя мегаполиса, который сквозь очертания современных домов, сквозь смог Третьего кольца видит, как вновь и вновь проступают эти строгие и любящие лики наших предков, проливавших свой пот и кровь за Христа и за каждого из нас.
Приблизившись к рубежу своей жизни, рубежу, который не смог переступить великий Пушкин, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство?
Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда — я буду счастлив выполненным долгом."

Павел Рыженко

16 июля 2014 русский мир постигла невосполнимая утрата - на сорок четвёртом году жизни скончался один из величайших творцов 20 века - художник Павел Рыженко, причина смерти которого - инсульт - в двадцатом веке является преобладающей среди молодых талантливых людей.

Павел Рыженко - гениальный творец исторической композиции

На просторах Европы в современном мире очень сложно найти талантливого художника, работающего в стиле классического реализма. Характер такого творца должен быть раскрыт под стать эпохе - противоречивой в своём революционном стремлении к развитию и одновременному пассивному бездействию. Именно из-за этого греховного бездействия, несущего в себе довольствующееся уныние, и вырос гений русского реализма - Павел Рыженко, картины которого написаны исключительно в этом классическом стиле.

Художник прожил недолгую, но чрезвычайно плодотворную жизнь, являя собой икону богоизбранного творца и образец подражания для художников реалистических традиций. Смерть Павла Рыженко ознаменовала окончательный переход современного искусства из русла реализма в рамки авангардизма, уход классических канонов построения и цветовой оранжировки композиции из области изобразительного искусства в экспрессивное плавание футуристической краткости идеи и прямолинейности композиционного образа.

Биографическая заметка

Павел Рыженко, биография которого не отличается от нескольких сотен подобных биографий художников, предугадывая интерес поклонников к этой теме, оставил несколько заметок о своём прошлом.

Будущий художник появился на свет в 1970 году, в городе Калуге. В своих автобиографических текстах Павел Рыженко, предугадывая то, насколько его поклонников заинтересует его биография, вспоминал, что детство его было целиком и полностью наполнено радостью от общения с бабушкой и мамой. Творческий путь был начат Павлом Викторовичем неслучайно - с самых ранних лет ему были свойственны живость ума и отличная память: "Это для меня и есть Родина, светлая, тихая, полная любви, которую многие позабыли, а многие — нет."

С 1988 года Павел является выпускником Московской при институте имени Сурикова. Он пошёл в армию, где, по его словам, уже чётко осознал своё призвание в живописи. После неё, с 1990 года, обучался в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, где его учителем был профессор, народный художник России И. С. Глазунов.

Павла Рыженко

С 1997 года, после в 1996, Павел Рыженко начинает активную педагогическую деятельность на кафедре архитектуры, а затем реставрации и ещё позже - композиции родной академии. Там он преподавал до самой кончины. Павел Рыженко - художник, причина смерти которого явилась результатом плодотворной творческой деятельности.

Особенности духовного наполнения композиции

Павел Викторович Рыженко мгновенно был прославлен как гений общероссийского масштаба после защиты своей дипломной работы - полотна "Калка", где смысловым центром композиции является связанная верёвками фигура князя Мстислава Старого, гордо стоящего напротив отдыхающего после боя монгольского воеводы. Павел Рыженко, картины которого напонены этим несгибаемым, честным, но простым и смиренным характером, как нельзя лучше показал черты русского народа.

Художник - проповедник божественной идеи

О своих духовных и практических исканиях художник всегда рассказывал очень открыто. Встать на благодарственный путь православного художника, погружающего своим искусством зрителя в прекрасный мир одухотворённой Богом земли и русской нации в целом, по его словам, ему помогло именно обучение в академии и знакомство со священниками. Он боготворил православную национальную идею и невольно стал её рупором, благовестом. "Ослябя", "Благословение Сергия", "Победа Пересвета", "Молитва Пересвета" - во всех этих образах с их непоколебимым спокойствием и рассудительностью незримо присутствует облик святого человека, нисколько не похожего на канонический иконописный образ. Сам Павел объяснял эту особенность своих образов тем, что считает классическую православную иконопись монструозным гибридом восточной и византийской живописи, с их европейскими стандартами и манерой письма, а не самобытной русской культовой живописью.

Павел Рыженко много сотрудничал с монастырями и высшими священнослужителями, занимаясь написанием для них религиозных полотен и портретов. Его последняя работа - диорама Заказчиком являлась Калужская Свято-Тихонова пустынь. К сожалению, Павел Рыженко, художник, причина смерти которого заставила своей внезапностью содрогнуться русский мир, не смог присутствовать на её открытии.

Павел Рыженко и его картины в историческом жанре живописи

В течение всей своей жизни, всем сердцем и сознанием излучая сыновью любовь к своей отчизне и наполняя этой любовью каждый штрих и каждый мазок на своих полотнах, Павел Рыженко целиком и полностью "пропитывал" свои картины небывалой силы величием. Это было величие Русского Духа, заключённого в образах богатыря Пересвета, в величественной, но покорившейся позе императора Николая Второго, монументальном трагическом величии битв прошлого и солнечном свете монастырских пасек.

Как мастер баталистических сцен, композиция и цветовая гамма которых была пропитана идеей Божественной битвы с Тьмой, художник принимал активное участие в военно-патриотических действиях на территории России. Он был вхож в Студию военных художников имени М. Б. Грекова в качестве одного из ведущих мастеров-живописцев, и первая опубликованная информация о том, что скончался Павел Рыженко, причина смерти, обнародованная спустя несколько дней, были сообщены прессе именно Управлением культуры Министерства обороны.

Во время политического переворота весной 2014 года в Украине Павел Рыженко не раз высказывал свою поддержку зарождавшимся государствам Новороссии. Кроме того, в процессе написания своего полотна "Стоход" художник непрерывно консультировался с Игорем Ивановичем Стрелковым по поводу формы русских офицеров и очень сдружился с ним, даже запечатлев того на полотне в главном треугольнике композиции. Узнав, что Павел Рыженко, причина смерти которого напрямую зависела от огромной умственной активности, скончался, Стрелков написал: «Скорблю. Светлый был человек. Когда консультировал его — он уже тогда жаловался на то, что руки немеют».

Народный художник

Павел Рыженко искренне верил в просвещённую, нравственно чистую и духовно богатую Россию, всем сердцем болел за образование Новороссии и политическое обустройство её в русле русского государства, при этом всегда оставаясь монархистом. Огромное число полотен его, созданных с начала 1990-х годов, посвящено Куликовской Битве, эпохе Николая Второго, а также Первой Мировой войне. В его мастерской находилось шесть готовых диорам, которые периодически выдвигались на выставки.

Напутствие потомкам

Когда умер Павел Рыженко, причина смерти была озвучена не сразу. Только спустя несколько дней стало известно, что вследствие напряжённой профессиональной деятельности у него произошёл инсульт.

Художник был похоронен на Ждамировском кладище в одноимённой деревне под Калугой.

При жизни он был очень прогрессивно-ориентированным человеком, адептом православной мысли как исторически меняющегося наполнения человеческого бытия, суть которого превосходно может отражаться в принципах классического живописного реализма.