Третьяковская галерея известные картины описание. Самые известные картины третьяковской галереи. Датой основания галереи стал день приобретения полотна «Стычка с финляндскими контрабандистами» Худякова

В данной статье вам будет представлена Третьяковская галерея. Картины с названиями «Богатыри», «Утро в сосновом лесу», «Грачи прилетели» известны не только в России, но и во многих других государствах.

Сегодня мы совершим небольшую экскурсию по музею и рассмотрим семь наиболее известных картин этой выставки.

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея. Картины с названиями «Утро в сосновом лесу», «Девочка с персиками» и прочие с детских лет известны многим. Этот музей хранит полотна лучших мастеров русского изобразительного искусства.

Он был создан купцом Третьяковым в 1856 году. Здесь хранятся иконы, живопись времен царской России, картины советской эпохи.

"Демон сидящий"

Итак, местом нашей экскурсии является Третьяковская галерея.

Картины с названиями «Богатыри», «Грачи прилетели» говорят сами за себя. Но наш следующий экспонат воспринимается по-разному, в зависимости от того, знаете вы его название или нет.

Если к полотну подойдет человек, мало разбирающийся в живописи, он увидит атлетически сложенного юношу, сидящего возле скалы. Но когда зритель узнает, что это демон, восприятие изменяется кардинально.

Хотя сам Михаил Врубель говорил, что образ его героя не подразумевает ничего злого. Это страдающий, скорбный и одновременно величавый дух.

Примечательно, что при создании была использована техника письма мастихионом. Это нанесение красок с помощью тонкой металлической пластины. Подобные манипуляции создают эффект мозаики.

"Иван Грозный"

Много сюрпризов для новичков хранит в себе Третьяковская галерея. Картины с названиями миролюбивыми и радостными пейзажами внезапно прерываются жестокой и кровавой сценой. Сейчас речь пойдет о трагическом полотне Ильи Репина.

Искусствоведы часто при анализе творчества того или иного художника задумываются о мотивах, подвигнувших мвстера на написание картины. Если, не зная реальной истории, задаться таким вопросом относительно полотна «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», можно домыслить много вещей.

На самом деле Илья Репин написал ее, будучи под впечатлением от симфонической сюиты «Антар» Римского-Корсакова. Звуки этой мелодии стали катализатором для прежних порывов, которые возникли у художника во время путешествия по Западной Европе. Там он был поражен зрелищем на Подобное «кровавое» настроение и выразилось в этой трагической сцене.

На картине царь постепенно отходит от гнева и осознает, что только что смертельно ранил своего ребенка.

"Девочка с персиками"

Многие знаменитые картины Третьяковской галереи являются пейзажами или эпичными изображениями мифичных героев. Наш следующий экспонат - это всего лишь портрет.

На нем видна часть комнаты, стол, стулья, окна, девочка и персики. Да, это одна из самых известных композиций Валентина Серова «Девочка с персиками». Нужно сказать, что данный шедевр дался автору достаточно трудно. Сложность заключалась в вопросе, не связанном с живописью.

Ребенок на картине - дочь известного московского мецената Саввы Мамонтова, Вера. Главной проблемой было уговорить сидеть непоседливую девочку по несколько часов в день. Работа над шедевром длилась почти месяц.

Вторая особенность заключается в персиках. Это не привозные фрукты. Их принесли из сада, в котором работал мастер садоводства. Этот человек добивался того, что первый раз деревья в цвели в феврале, а ранний урожай собирали в июне.

"Богатыри"

В данной статье мы рассматриваем знаменитые картины Третьяковской галереи. Но если говорить о нашем следующем шедевре, то невозможно не упомянуть о «сказочности» творчества Виктора Васнецова.

Большую часть жизни художник посвятил работе над эпическими образами русского фольклора. Его кисти принадлежат «Аленушка», «Богатырский скок», «Витязь на распутье» и прочие шедевры.

Но наиболее грандиозным из всех является полотно «Богатыри». Сам автор описывает его сюжет следующим образом. Витязи выехали в чисто поле и наблюдают, не обижают ли кого, нет ли врага поблизости?

На картине изображены Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. О том, кто стал прототипом лиц богатырей для Васнецова, ходит интересная история.

Автор долго не мог найти подходящее лицо, чтобы оно отражало доброту и силу витязя Ильи Муромца. Однажды он увидел на улице Москвы крестьянина, приехавшего на заработки. Мужика звали Так, благодаря счастливой случайности, крестьянин остался запечатлен в веках.

В образе Добрыни Васнецов показал себя. Для подтверждения достаточно сравнить «Богатырей» с любым из его автопортретов.

Таким образом, картины художников в Третьяковской галерее отражают различные грани русской души. От грусти и отчаяния («Апофеоз войны») до радостной легкости («Утро в сосновом лесу») и щемящего чувства ушедшего детства («Грачи прилетели»).

Апофеоз войны

Если говорить про самые знаменитые картины Третьяковской галереи, невозможно обойти вниманием полотно

На нем изображена безжизненная пустошь с мертвым и разрушенным городом на горизонте. На первом плане находится гора из человеческих черепов, на которых пирует воронье. Таким способом Василий показал обществу весь ужас и трагизм сражений.

Картина «Апофеоз войны», в отличие от остальных батальных полотен, изображает не бравых воинов, храбрых полководцев и красивых коней. Здесь нет залпов оружий, удалых взглядов и показной радости победы.

Находясь рядом с шедевром, зритель попадает совершенно в другую реальность. Словно пелена спадает с глаз, и взору открывается истинное лицо сражений. Только разруха и отчаяние.

Подобный шедевр стал отражением жизненного опыта художника, так как он провел не один месяц в военных походах.

Утро в сосновом лесу

В данной статье мы кратко обсуждаем наиболее Третьяковской галереи. Без сомнения, к таким относится полотно Ивана Шишкина. Раньше особенно популярны были ковры и репродукции «Утра в сосновом лесу».

С этим полотном связана интересная история. Шишкин был мастером в вырисовывании мельчайших деталей флоры. То есть ему особенно удавались разнообразные пейзажи.

Представителей же животного мира он рисовал с трудом. Поэтому над «Утром в сосновом лесу» работало два мастера Иван Шишкин и Константин Савицкий (изобразил медведей).

Впоследствии, когда картину продавали, Иван предложил Константину тоже поставить на ней автограф. Но коллекционер сказал, что приобрел полотно у Шишкина, а Савицкого никакого не знает. Поэтому сегодня на шедевре стоит только одна подпись.

Грачи

Если говорить про самые известные картины Третьяковской галереи, невозможно не упомянуть про полотно «Грачи прилетели». В России, наверное, нет ни одного школьника, который не писал бы о нем сочинение.

Картина поражает своей жизнерадостностью, предвестием весны. Она наполнена каким-то щемящим чувством утраченного счастья детских лет.

Впечатляет история художника. Мальчика отец нехотя отпустил учиться, но вскоре он должен был оставить школу по семейным проблемам. Учитель Саврасова попросил московского обер-полицмейстера Лужина помочь ему.

Только благодаря этому Алексей смог продолжить учебу и стать именитым художником.

Таким образом, в данной статье мы с вами поговорили о том, какие картины в Третьяковской галерее имеются, рассмотрели наиболее известные полотна некоторых русских художников.

Удачи вам, дорогие читатели! Путешествуйте чаще!

Бесценное сокровище русской культуры, хранилище самых дорогих русскому сердцу картин, Третьяковская галерея – светлая радость России.

История «Третьяковки»

Наверное, даже весьма далёкий от искусства человек почувствует щемящую грусть при виде «Алёнушки» Виктора Васнецова или тихое умиротворение от картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». В этом, наверное, и есть основное предназначение этого музея – не только тщательно собрать и бережно хранить золотой фонд живописи Руси, но и выступать в качестве объединяющего звена для, к сожалению, в большой степени разобщённого в наши дни народа. Культура скрепляет и даёт уверенность в том, что и дальше будет существовать нечто, характеризуемое сердцевиной, стержнем Руси.

Как известно, галерея была основана в 1850 годы человеком, в честь которого она впоследствии и была названа - Павлом Третьяковым. Будучи высокообразованным и дальновидным меценатом, Павел Михайлович умел находить жемчужины среди работ тогда ещё неизвестных художников. Именно его стараниями получили признание многие гении того времени. Скупая понравившиеся ему картины, некоторых мастеров он даже спасал от бедности, как, например, Саврасова. Год за годом Павел Михайлович отбирал по крупицам самые лучшие, самые важные картины, заранее решив для себя, что в будущем передаст всё накопленное Москве.

Старания Третьякова не прошли даром: в наши дни Третьяковская галерея, наряду с Московским Кремлём, двуглавым орлом и Медным всадником стала символом России, памятником неиссякаемого дара русского человека видеть и переносить на холст красивое.

В стенах Третьяковской галереи можно почувствовать дух старого времени, силу и мощь русского духа и мысли. Счастье переполняет от созерцания той скромной красоты нашей Родины, что вместили в себя великие полотна. Сколь умело и с любовью передал Исаак Левитан настроение родной природы, её неяркие краски и задумчивость. Какие золотые нивы и лазурное небо на картинах Мясоедова. Насколько точны и исполнены жизненности работы Шишкина.

Неотрывно связана русская живопись и с другими видами искусства, «Демон сидящий» Врубеля, например, вызывает в памяти произведения Михаила Лермонтова, а «Богатыри» Виктора Васнецова - русские былины, эпос, в котором отражена рать и доблесть Древней Руси.

Всё, что можно увидеть в Третьяковской галерее - это отражение целых веков, навсегда вписанное кистью и красками в причудливое переплетение истории. Быт крестьян и пейзажи, изображения святых и портреты великих дворян и знаменитых людей, военные панорамы и футуристические натюрморты начала XX века - всё это летопись народа русского. Нельзя не упомянуть и то, что помимо живописи, в фонде галереи также хранятся и скульптуры, графика и иконы древнерусских мастеров. Наверняка каждый русский человек помнит хотя бы из уроков истории в школе известнейшую икону Андрея Рублёва «Троица», а ведь это ещё один из столпов русской культуры - православное христианство, святая вера народа, живое и трепетное чувство.

Нет ничего прекраснее, чем осознавать, что Третьяковская галерея - одна из самых известных в мире, что она привлекает множество путешественников со всего земного шара, желающих не просто посетить музей по программе, но прикоснуться к таинственной русской душе. У Парижа есть Лувр, у Нью-Йорка - Музей Метрополитен, у России – Третьяковка, как принято её немного фамильярно называть: это наша общая гордость, отличительный знак, культура, воплощённая в собрании предметов искусства.

Вячеслав Подгорный

Третьяковская галерея

Посещение Москвы туристами и «командировочными», как принято говорить, не обходится без знакомства с Третьяковкой. Она является лицом столичного мира искусств и лакмусовой бумажкой культурного развития россиян.

Биография Третьяковки началась с 1856 года. К тому моменту музей нельзя было назвать музеем в полном смысле. Третьяков Павел Михайлович представил на своей первой экспозиции судное собрание экспонатов – это «Стычка с финляндскими контрабандистами» работы Шинлера, «Искушение» Василия Григорьевича Худякова и несколько полотен голландских мастеров и литографий, приобретенных им собственноручно. Спустя какое – то время коллекцию пополнили полотна русского живописца Якоби Валерия Ивановича, Клодта старшего и русского пейзажиста Алексея Саврасова.

Свою экспозицию Павел Михайлович планировал расширять и дальше, для чего мечтал приобрести дорогостоящее собрание полотен Прянишникова Федора Ивановича, – общественного деятеля и библиофила. Цена была непомерной, поэтому Румянцевская галерея с удовольствием приобрела работы Прянишникова, но впоследствии они все же вошли в коллекцию Третьяковки.

Все последующее время Третьяков пополнял выставочные экземпляры, полагаясь на собственный интерес и вкус. Художникам-передвижникам Павел Михайлович уделял особо много внимания. Скупал их работы, разбавив уже существующее собрание жанровых и исторических работ пейзажами Шишкина, Саврасова и Крамского. Причем, последний написал портрет Третьякова.

Кроме приобретения бесценных полотен меценат Третьяков занимался благотворительностью, помогая все тем же передвижникам. Иные нашли даже кров в стенах дома Третьяковых, например Иван Крамской, ставший впоследствии лучшим другом Павла.

С трепетом относился основатель музея к работам Владимира Перова. Он покупал готовые полотна художника («Сельский крестный ход на Пасхе», «Дилетант» и «Тройка»), а после смерти Владимира Васильевича устраивал выставки в память о творчестве великого мастера. Примерно в 1964 году Третьяковскую коллекцию разбавила «Княжна Тараканова» Флавицкого, а спустя несколько лет Бронников написал одно из любимейших произведений Веры Николаевны Третьяковой, – супруги Павла Михайловича, – «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу».

И так, пейзаж. Ему Третьяков посвятил много времени, внезапно полюбив именно этот жанр в период шестидесятых голов позапрошлого столетия. Однако портреты снискали к себе достойное внимание, и, как свидетельствует современное собрание работ, изображения именитых людей населили экспозицию Третьяковки. Так, неимоверными усилиями Павел Михайлович уговорил позировать Льва Толстого для написания его же портрета. Это был 1783 год.

Спустя год Павел Михайлович приобрёл коллекцию Верещагина за девяносто две тысячи рублей. Художник только что вернулся из Туркестана, представив зрителю необычные образцы работ с восточным колоритом. Новое приобретение Третьяков планировал отдать в дар Московскому училищу живописи. Однако училище дар не приняло, по причине отсутствия свободной площади. Следующим на очереди в одариваемых было общество любителей художеств в Москве, откуда спустя три года, собрание вернулось к Павлу Михайловичу.

Случилась так, что к 1872 году экспозиция картин с тала объёмной и не умещалась боле в доме на Лаврушинском переулке. Было принято решение о строительстве другого здания, которое вмещало бы выставочные залы. Возведение нового корпуса завершилось к 1874 году. Но судьба музея на этом не закончилась и девяностых годах позапрошлого столетия Галерея расширилась за счет новых шести залов.

В 1892 году Павел Третьяков передал своё детище в дар столице. Предвидя трудности с содержанием здания и пополнением собрания, Третьяков составил завещание о передаче после своей смерти 150 тысяч рублей в Галерею для её ремонта и содержания и 125 тысяч – для приобретения новых шедевров и предметов искусства. К завещанию прилагались древние иконы – бесценное древнерусское собрание, в том числе часть недвижимого имущества Павла Михайловича. Вплоть до 1898 года, вплоть до своей смерти.

Завещание вступило в законную силу в 1899 году, тогда же Галерея попала под покровительство самого императора Николая II и, созданного по решению Московской Думы, Совета, которому надлежало управлять теперь уже Городской художественной галереей братьев Третьяковых. Александра Боткина, живописцы Остроухов и Серов, коллекционер Иван цветков и главный хранитель музея, – Хруслов Е. М. – вошли в состав Совета. А последний настолько был предан коллекции Третьяковской Галереи, что покончил жизнь самоубийством после вандализма свершенного над полотном «Иван Грозный убивает своего сына». За время своего руководства Хруслов внес новаторское предложение о систематизации собрания братьев Третьяковых в хронологическом порядке. Теперь коллекция имела четкую градацию по эпохам, начиная с древнерусской иконописи вплоть до современного искусства. При этом было создано подробное научное описание каждого экспоната.

В период советского времени Третьяковская галерея стала называться Музеем имени Третьяковых. Теперь её хранителем стал Грабарь Игорь Эммануилович. В его бытность коллекция Галереи пополнилась полотнами и экспонатами, конфискованными из частных собраний знати и переданными другими музеями. Авангардные работы Татлина, и Казимира Малевича вдохнули новую жизнь в классическое собрание музея. А расширение Галереи за счет дому в Малом Толмачевском переулке позволило расположить в нём третьяковскую библиотеку, фонды графики, сокровищницу, научные и архивные отделы.

В период Второй Мировой войны галерея спасала экспонаты, извлекая из рам, запаивая в металлических тубусах холсты. Коллекцию вывозили частями в Новосибирск, начиная с лета 2014 года. Всего было 4 этапа эвакуации, а к 1942 году, когда немецкие войска были откинуты далеко от Москвы, экспозиция вернулась из Новосибирска в родные стены. Часть зданий музея была разрушена, но это не помешало проведению юбилейной выставки.

Послевоенная жизнь Третьяковки был плодотворной на приобретение новых экспонатов. Галерее были подарены произведения Бенуа, Рериха, Петрова – Водкина, Саврасова, Врубеля и других живописцев. В 1956 году, когда собрание работ уже не вмещалось на площади музея, было принято решение о расширении Галереи за счет строительства нового здания на берегу Москвы-реки.

В новое здание планировалось перевезти большую часть коллекции, однако в 1959 году новенькую постройку подарили Картинной галерее СССР, недавно созданной. Зато в середине восьмидесятых прошлого столетия коллекция этой самой Галереи СССР слилась с третьяковским собранием. В тот период объединенные музеи стали именовать иначе – Государственная Третьяковская галерея, а корпус в Лаврушинском переулке закрыли на реконструкцию.

В начале восьмидесятых, когда Королев Юрий Константинович, – советский живописец, – возглавил Третьяковскую галерею, началось её грандиозное переустройство. В планы Королева входило создание огромного музейного комплекса с хранилищами, конференц-залами в тандеме с историческим обликом, который нужно было сохранить и продолжить. Появились реставрационные мастерские и хранилища образцов искусства – депозитарии.

Первых посетителей после реконструкции дом в Лаврушинском переулке встретил в 1986 году. Тогда же Третьяковская галерея объединилась с квартирой – музеем Васнецова А. М., домами – музеями В. М. Васнецова и Корина П. Д., мастерской – музеем Голубкиной А. С. Теперь этот союз носит название Всероссийского Музейного Объединения «Государственная Третьяковская галерея».

В середине девяностых (1995 год) перестройка завершилась появлением десяти новых залов. Площадь позволила расширить собрание древнерусской экспозиции, открыть выставки скульптурных произведений XVIII – XX веков, разместить панно Врубеля «Принцесса Греза» в отдельном помещении. Основным зданием стало считаться то, что находится на Крымском валу.

Ирина Никонова

Шедевры «Третьяковки»

Более ста лет Третьяковская галерея является одной из обязательных для посещения туристов достопримечательностью российской столицы, входящей в культурную программу. Но прежде, чем отправиться в этот храм искусства, следует хотя бы бегло ознакомиться с экспозицией художественного музея. Можно приобрести брошюру или «покопаться» в интернете.

Немного об истории музея

Российский меценат Павел Третьяков уже несколько лет собирал коллекцию живописи. В 1856 году в своём доме он открыл галерею, а в 1892 году передал её государству. Она насчитывала уже более 1000 картин в живописи и графике, а также нескольких скульптур. С того времени галерея развивалась уже как государственная галерея. Она неоднократно расширялась, появлялись новые корпуса, но оставалась на прежнем месте. В честь 100-летнего юбилея, в 1956 году, у здания установили памятник П. Третьякову.

Семь известных с детства картин, находящихся в экспозиции Государственной Третьяковской галереи

«Богатыри»

Полотно В. М. Васнецова «Богатыри» - настоящий шедевр и символ русского искусства. Картина была создана во II пол. XIX столетия. Именно в то время русские живописцы создавали много картин на тему русских сказок и былин. Многие из них написали всего по одной картине, но у Васнецова эта тема стала основой его творчества. Это произведение он писал около 30 лет. Картина символизируют силу русского народа. Размер полотна – 295 х 446 см.

«Иван Грозный убивает сына»

Известный всем эпизод российской истории, однако окутанный тайнами и загадками, изображён на трагическом полотне Ильи Репина. Ужас на лице царя и умирающий на его руках сын. Впечатление, от этой картины ошеломляющее. Ведь царь убивает сына Ивана, прерывая династию Рюриковичей, которая правила Русью с IX столетия. Это момент прозрения и царь изображен обезумевшим от содеянного им, не грозным самодержцем, а испуганным стариком с безумными глазами..

«Утро в сосновом бору»

Этот шедевр И. Шишкина, знаком нам с раннего детства. Нельзя не восхититься природой, которая оживает на ранней заре. Вот и шаловливые медвежата решили устроить качели. Наверное, уже никого не удивить фактом того, что легендарных мишек дорисовал К. Савицкий. Лес, освещённый лучами восходящего солнца, прописан очень детально, а семья медведей добавляет реалистичности этому замечательному произведению.

«Боярыня Морозова»

XVII, церковный раскол. Боярыня Морозова осталась верной старообрядческой вере, даже под угрозой ссылки. Картина условно разделена на две части. С одной стороны стоят старообрядцы, искренне переживающие и сочувствующие, именно им Морозова и показывает характерный жест. С другой стороны – новообрядцы, они злорадно насмехаются над боярыней, создавая яркий эмоциональный контраст.

Раскол... Вот главная идея этого полотна. В. Суриков писал это гениальное произведение более четырёх лет. И оно принесло ему не только славу, но и бессмертие.

«Тройка»

Одна из самых эмоциональных картин Перова, передающая всю тяжесть судьбы сирот того времени. Холодная зима, ветер, и трое маленьких детей, вынужденные тащить тяжёлый груз. Какой-то мужчина решил им помочь, по его усилиям можно судить о весе бочки. Измученные глаза детей невольно вызывают грусть или даже слёзы на лице.

«Неизвестная»

На небольшом полотне Крамского изображена незнакомка – это дворянка, разъезжающая в экипаже по Петербургу. Обратите внимание на её богатый костюм, состоящий из европейских элементов одежды и аксессуаров. Личность девушки и по сей день остаётся загадкой для искусствоведов.

«Явление Христа народу»

Грандиозное полотно на основе сюжета из Евангелия, над которым Иванов работал 20 лет. Здесь и апостолы, и старцы, и раб, и странник, и ещё много других людей, разных по своему социальному положению. Мастерски выполненная работа несёт большую эмоциональную нагрузку.

Кроме вышеперечисленных картин есть ещё много картин, которые по праву вошли в золотую летопись российского искусства. Это произведения: Грабаря, Крамского, Иванова, Репина, Врубеля, Айвазовского, Перова... Проведенный день в Третьяковской галерее подарит вам массу впечатлений и эмоций. Надолго запомнится день, когда вы прикоснулись не только к настоящему искусству, но и к русской истории.

Наталья Абдуллаева

Темы материала

У каждой уважающей себя мировой столицы обязательно есть свой музей искусств. Примеры? Пожалуйста! Метрополитен в Нью-Йорке, Прадо в Мадриде, конечно же, Лувр в Париже. В Лондоне есть Национальная, в Москве – Третьяковская галерея.

Она – жемчужина столицы, один из ее символов с настоящим лицом русского искусства. Тем более, что в стенах Третьяковской галереи хранится крупнейшая коллекция русского изобразительного искусства с XI и XXI века, от древней иконописи до современного авангарда.

Открыть для себя эту сокровищницу живописи стремятся туристы со всего мира: если не был в «Третьяковке» — не познал русскую душу!

В ее залы приходят и те, кто далек от искусства, и те, кто готов часами рассматривать великие полотна, игру света и тени, гениальные сюжеты и бесценные иконы. А Третьяковская галерея уже более 160 лет продолжает стоять на своих четырех китах: сохранение, исследование, представление и популяризация искусства России.

Как добраться, фото?

  • Метро: Третьяковская, Третьяковская, Полянка
  • Официальный сайт: tretyakovgallery.ru
  • Режим работы:
    • Пн — Закрыто;
    • Вт, Ср, Вс 10:00 - 18:00;
    • Чт, Пт, Сб10:00 - 21:00
  • Адрес: 119017, г. Москва, Лаврушинский переулок, 10

Билеты, цены

Купить билеты можно на сайте ticket.tretyakovgallery.ru. Цены:

  • Третьяковская галерея
    • Взрослый — 500 руб.
    • Льготный — 200 руб.
    • До 18 лет — Бесплатно
  • Комплексный входной билет (Лаврушинский пер., 10 и Крымский Вал, 10)
    • Взрослый — 800 руб.
    • Льготный — 300 руб.
    • До 18 лет — Бесплатно
  • Комплексный входной билет (Лаврушинский пер., 10 и Лаврушинский пер., 12)
    • Взрослый — 800 руб.
    • Льготный — 300 руб.
    • До 18 лет — Бесплатно

Дни бесплатных посещений

  • 1 и 2 воскресенье каждого месяца - для студентов высших учебных заведений РФ при предъявлении студенческого билета («студент-стажер» не подходит);
  • для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет);
  • каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ);

Для получения билета необходимо обратиться в кассу и предъявить необходимые документы.

План залов Третьяковской галереи

  • Первый этаж

  • Второй этаж

Виртуальная экскурсия по Третьяковской галерее

Отец-основатель галереи

Без сомнений, без купца Павла Третьякова не было бы картинной галереи. Именно ему Москва обязана открытием художественного музея. А ведь Павел Михайлович не имел ни малейшего отношения к культуре: его семья занималась коммерцией, и ему ничего не оставалось, как включиться в дело родителей. Известный купеческий род Третьяков продолжил, но и мысли об искусстве молодой фабрикант не оставил. В 24 года он приобрел две картины художников В. Худякова и Н. Шильдера, написанные маслом, о которых публика не слышала. Зато сегодня их имена известны ценителям и любителям живописи. С этого момента в 1856 году ведется начало коллекции Третьякова и будущей галереи.

Купец мечтал о том, как откроет музей русской живописи. Он изучал художественный рынок, и с конца 50-х годов приобрел лучшие картины.

Павел Третьяков был не просто коллекционером, а человеком с широкими культурологическими знаниями. Его чутье даже сами художники называли дьявольским, а сам Третьяков говорил, что работает исключительно для русского народа. Он не пропускал выставок в столицах, посещал мастерские и выкупал произведения искусства еще до того, как они появлялись на экспозициях. Говорили, что даже царь, подходя к картинам, которые ему приглянулись, видел табличку «Куплено П.М. Третьяковым».

Знаменитый меценат и коллекционер не только собирал полотна выдающихся художников, но и поддерживал начинающих, продвигал их творчество. Стараниями Павла Михайловича стали известны многие гении живописи конца XIX века.

Известно, что особо он интересовался передвижниками: его дом даже так и называли – домом передвижников. Собственно, в его стенах и жили некоторые из современных живописцев, например, И. Крамской. Именно его кисти принадлежит знаменитый портрет самого Третьякова. Он буквально спас от бедности А. Саврасова. Впрочем, скупая картины, которые ему понравились, Третьяков не дал кануть в безызвестности и нищете многим художникам. И он продолжал приобретать полотна В. Перова, И. Шишкина и других, ставшие их самыми известными на сегодняшний день.

Дорогим приобретением для галереи стала коллекция В. Верещагина. За восточный колорит в картинах и этюдах, которые запечатлели Туркестан, меценат выложил 92 тысячи рублей. Поистине, уникальное собрание портретов удалось собрать Третьякову. Некоторых героев ему приходилось уговаривать лично, как это произошло с Львом Толстым. Меценат специально заказывал художникам портреты тех, которые возвеличивали Россию. В галерее навсегда поселились изображения великих композиторов, писателей и музыкантов: Федора Достоевского, Николая Некрасова, Михаила Мусоргского.

Знатоки отдельно говорят о портрете Марии Лопухиной мастера В. Боровиковского, и называют его жемчужиной коллекции. Именно Третьякову удалось положить конец слухам, связанным с этой «нехорошей» картиной. После того как он приобрел произведение для своей коллекции, о портрете стали говорить как о предвестнике скорой кончины каждой молодой девушки, взглянувшей на него. Дело в том, что дурная слава тянулась за всеми изображениями прожившей несчастливую и короткую жизнь Марии по большей части из-за ее отца, мистика и масона.

Портрет Марии Лопухиной. Создатель Боровиковский Владимир

Но под заказ Третьякова художники писали не только портреты. Правдивые пейзажи русской жизни, исторические зарисовки также были страстью коллекционера. Вполне возможно, ни современники, ни потомки, никогда бы и не увидели картину «Гимн пифагорейцев», не закажи меценат это знаменитое теперь полотно Ф.А. Бронникову.

«Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» 1869 Холст, масло 99,7 х 161. Ф.А. Бронников.

Картина украшала гостиную усадьбы Третьяковых, и была любимым произведением живописи супруги знатока искусства, Веры Николаевны. Она поддерживала мужа в том, что нужно избегать излишеств, несмотря на богатство. Ведь пожертвовав роскошью, можно было сэкономить в пользу приобретения произведений искусства. И, полагаясь на свой вкус и пристрастия, Третьяков продолжал пополнять коллекцию. К открытию городской галереи собрание уже было внушительным: скульптуры, более 1200 русских живописных полотен и более 80 – иностранных, полтысячи рисунков.

Плоды своего многолетнего труда П. М. Третьяков решил передать в дар Москве в 1892 году. Так появился первый общедоступный художественный музей.

Он находился в собственной усадьбе Третьякова. Коллекция расширялась, и вместе с ней разрастался особняк. Четырежды при жизни мецената семейное гнездо расстраивалось, новые стены были необходимы для богатой экспозиции. Конечно, деятель искусства, но и в первую очередь купец, Третьяков предполагал, какие трудности могут ожидать потомков при содержании такого большого фонда и пополнении коллекции. Поэтому завещал 275 тысяч рублей на ремонт и приобретение новых шедевров. К тому же он подарил поистине не имеющее цены собрание древнерусских икон. Ну, а при жизни он бессменно занимал пост распорядителя галереи.

После кончины Павла Третьякова благое дело по созданию музея подхватили другие неравнодушные к судьбе русского искусства благотворители. И каждый из них помнил, что отец-основатель галереи видел ее не простым хранилищем произведений искусства, а именно тех образцов, что передавали бы саму суть русской души. С тех пор Третьяковская галерея – главный музей национального искусства России.

«Третьяковка» без Третьякова

Завещанного капитала было достаточно для содержания галереи. Чего не хватало, так это залов для размещения коллекции. Купеческая усадьба Третьяковых перестраивалась, обрастала пристроями. Уже в начале девятисотых годов знаменитый художник Виктор Васнецов разработал эскизы, по которым появился уникальный фасад — теперь он является эмблемой музея. Неорусский стиль только подчеркивает, что здесь русский дух и Русью пахнет.

Весь советский период Третьяковка меняла названия, виды собственности, попечителей, но неизменно расширялась и пополнялась.

При директорстве архитектора Игоря Грабаря экспозицию начали формировать по хронологии. Так называемому европейскому типу. Но главное — появился Государственный художественный фонд, и коллекция продолжила пополняться, в том числе и за счет конфискованных из богатых частных собраний экспонатов. Коллекция музея насчитывала около 4 000 экспонатов. Так называемый «щусевский» период славился расширением не только фондов, но и стен: Третьяковке перешла еще одна бывшая купеческая усадьба. Она разместила в себе научные отделы, в нем хранилась графика, а также библиотека. Книжный фонд Третьяковки можно считать настоящим достоянием: в нем более 200 тысяч изданий об искусстве и его направлениях.

Роковые сороковые внесли свои коррективы в жизнь галереи. Музеи столицы готовили к эвакуации, и Третьяковка не была исключением. Ее фонды вывозили больше года. Бесценные полотна вырезали из рам, перекладывали листами бумаги, закрывали в водонепроницаемые ящики и эвакуировали. 17 вагонов доставили экспонаты в столицу Сибири. А вот здание Третьяковки ничто не могло укрыть от бомбежек.

Но все-таки послевоенная жизнь оказалась насыщенной. Когда жизнь вошла в мирное русло, и картины вернулись в родные стены, администрация и культурные работники начали готовиться к 100-летию музея.

Приобретались новые произведения искусства, среди которых были картины Саврасова, Петрова-Водкина, Врубеля. Стало понятно, что существующих площадей не хватает катастрофически, ведь в 1956 году, юбилейном для галереи, в ней насчитывалось более 35 тысяч предметов культурной ценности!

Вопрос с расширением достался в наследство всем властям СССР. Так появился депозитарий и новый инженерный корпус. При директоре Ю.К. Королеве в музей вошел храм Св. Николая в Толмачах, а само основное здание закрылось на реконструкцию. Росло и собрание: государственные закупки к 1975 году расширили фонды до 55 тысяч картин и скульптур.

К середине 90-х, несмотря ни на какие волнения, Галерея прирастает сразу на 10 залов. Появляются выставки скульптур от средних веков до наших дней, отдельным картинам посвятили целые помещения. К тому же, расширение площадей позволило увеличить и сами экспозиции.

Сегодня Третьяковка – это более 170 000 экспонатов, среди которых особую гордость вызывают древнерусские иконы и русский авангард.

Коллекция работ художников-передвижников считается одной из самых полных, а представленная в музее русская живопись, начиная с XII века, уникальна и по содержанию, и по наполнению.

Лучшие экспонаты Третьяковской галереи

Пожалуй, о чем стоит рассказать сразу, так это о собрании древнерусской живописи. В его основе более 50 икон, собранных со всей Руси и некогда хранимых в Успенском соборе Кремля. Произведения духовного искусства датируются XII-XIII вв. и представляют лучшие образцы иконописи. В Третьяковской галерее нашла свое последнее пристанище и мозаика из разрушенного во время советской власти Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. И даже если посетители никогда не слышали о Греке и Дионисии, имя Андрея Рублева должно быть знакомо. Его иконы принадлежат к мировому духовному искусству.

Андрей Рублев. Картина «Святая троица».

Религиозная тематика, впрочем, не ограничивается коллекцией икон. Картина А. Иванова с сюжетом явления Христа народу стала одной из самых значимых в начале XIX века. Два десятилетия художник работал над грандиозным полотном в Италии, и сегодня для произведения искусства выделен отдельный зал, чтобы зрители в полной мере ощутили духовность и искания автора. Свои эмоции посетители могут запомнить, и лишь в памяти унести образы, поскольку в Третьяковке не разрешается использовать фотоаппараты.

Иванов, «Явление Христа народу».

В галерее есть и поистине уникальное полотно — изображение графа Головкина кисти первого профессионального русского художника. Иван Никитин был любимцем Петра I, который начал первым отправлять молодые таланты учиться за границу. Реформатору хотелось, чтобы русские живописцы не уступали в мастерстве европейским. Именно поэтому И. Никитин отправился учиться в Европу и оттачивал художественное ремесло во Флорентийской Академии.

Внимания стоит и творчество первых выпускников Академии художеств. Чтобы убедиться в даре портретистов, нужно лишь взглянуть на картины Ф. Рокотова и А. Лосенко.

Наиболее полно в Третьяковской галерее представлены «богатыри» русской живописи И. Репин, В. Суриков и В. Васнецов. Павел Третьяков почитал этих мастеров особо, ведь в своих произведениях они передавали дух страны, драматические события российской истории и богатый фольклор Руси. Целая россыпь шедевров ждет посетителей галереи.

Картина Три богатыря. Виктор Васнецов.

А вот с картиной, где Иван Грозный убивает своего сына, связана поистине драматическая история. В 1913 году вандал порезал полотно так, что реставраторам пришлось практически по-новому прорисовывать лица. На тот момент хранителем Галереи был Е. М. Хруслов, который так переживал из-за инцидента, что бросился под паровоз.

Картина Иван Грозный убивает своего сына

П. М. Третьяков был известен своей любовью к пейзажам, их правде и поэзии жизни. И специально для мецената лучшие художники писали картины, которые хоть и сделаны под заказ, но не лишены души. Среди лучших пейзажистов в Третьяковке представлены Ф. Васильев, А. Куинджи, А. Саврасов. Его произведение о прилетевших грачах современники называли не иначе как «душой русского народа». И, конечно, в Галерее представлен «богатырь русского леса» И. Шишкин. Романтическое направление русских художников Серова, Врубеля и Левитана не оставит равнодушными ни одного посетителя, и известно практически каждому — хотя бы по школьной программе.

Не стоит забывать и о том, что Третьяковская галерея хранит наиболее полное собрание авангарда. Художники, объединенные в такие общества как «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» положили начало к авангардному искусству, и среди других имен художников особняком стоит К. Малевич. Принципы так называемого беспредметного искусства были открыты именно в русском искусстве. А «Черный квадрат» стал его символом. Кстати, именно этот образец супрематизма по сей день остается одним из самых обсуждаемых в Третьяковке. Сюрреализм М. Шагала и В. Кандинского, кубизм и футуризм «амазонок» русского авангарда, конструктивизм В. Татлина и А. Родченко – по ним можно проследить историю становления русской живописи и ее течений.

Третьяковская галерея сегодня – это не просто музей, это настоящий центр по изучению искусства. К голосу экспертов и реставраторов Третьяковки прислушиваются во всем мире. А они продолжают заложенные отцом-основателем музея традиции: сохранение, исследование и презентацию отечественного искусства. Ведь у русского человека есть дар не только переносить на холст увиденное, но и одушевлять.

За познанием русской души, ее широты, мощи и духовности, в Третьяковку приходят тысячи людей всех национальностей и вероисповеданий. А значит, старания Павла Михайловича Третьякова не прошли даром.

Государственная Третьяковская галерея - самый известный музей столицы, уникальная сокровищница художественных шедевров. Об интересных фактах из истории знаменитых картин галереи - в нашем материале

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Эта довольно жуткая картина Ильи Репина написана в 1885 году и известна также под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Данное произведение искусства не понравилось императору Александру III, вследствие чего было запрещено к показу на три месяца, став первой картиной в Российской империи, подпавшей под цензуру.

В 1913 году картину три раза ударил ножом душевнобольной иконописец.

Узнав о случившимся, хранитель галереи Е. М. Хруслов бросился под поезд. Сам Репин специально приехал в город, чтобы воссоздать лица изображенных, но сделал это не очень удачно в связи с изменившимися художественными взглядами. Реставраторам пришлось хорошенько поработать над тем, чтобы довести шедевр до своего первоначального вида. А Репин даже не заметил изменений, увидев позже восстановленное полотно.


Фото: artpoisk.info

А совсем недавно, в 2013 году, группа историков и православных активистов потребовала убрать картину из Третьяковской галереи, так как она, по их словам, оскорбляла патриотические чувства русских людей. Полотно снимать отказались.

А в насмешку над такой просьбой арт-группа «Митьки» сообщила о том, что начала работу над картиной «Митьки дарят Ивану Грозному нового сына», которая станет заменой «неподобающего» полотна.

«Грачи прилетели»

История создания этого шедевра, ставшего одной из вершин русского пейзажа, загадочна и не особо освещена. Известнейшая картина Алексея Саврасова была создана художником в период после смерти новорожденной дочери и во время болезни жены. Автор культового пейзажа много раз пытался повторить свой шедевр позже и закончил тем, что за еду и выпивку расписывал стены трактиров копией своей картины.


Фото: mikle1.livejournal.com

«Черный квадрат»

Ну как же обойтись без одной из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве? Автор «Черного квадрата» Казимир Малевич утверждал, что на создание знаменитого детища ушло несколько месяцев. Причем, по одной из версий, шедевр вышел вследствие того, что художник не успел к нужному сроку закончить картину и замазал работу черной краской.

А после завершения работы, получив признание публики, авангардист произвел на свет еще несколько копий своего шедевра (по некоторым данным, их число достигает семи). Точно известно о четырех «Черных квадратах» с различными фактурой, оттенком, рисунком и размерами, два из которых можно отыскать в Третьяковской галерее, одну - в Эрмитаже, и еще одну - в Русском музее.


Фото: theoutlook.com.ua

После тщательного исследования «Черного квадрата» с помощью микроскопа и рентгена было обнаружено, что под ним спрятано целых две работы художника. Причем было установлено, что одна из них относится к кубофутуристическому периоду творчества Казимира Малевича, а вторая - к протосупрематическому. Нашлась и надпись, сделанная рукой автора: «Битва негров ночью». Она является отсылкой к полотну Альфонса Алле, написанному ранее и в шутку сделанному полностью в черном цвете. А еще расположение этой самой надписи говорит о том, что шедевр Малевича висит в галерее вверх ногами.

Портрет писателя Антона Павловича Чехова

Основатель галереи, Павел Третьяков ради заполучения нужной картины оплачивал художникам дорогу к объекту творчества, который порой находился на очень даже приличном расстоянии от Москвы. Именно так произошло и с портретом Антона Чехова, для созданием которого Осип Браз был отправлен в Ниццу в 1898 году. Но тогда еще совсем молодому начинающему живописцу так и не удалось раскрыть на полотне черты характера известного писателя. Первый вариант, написанный в России в 1897 году, забраковал как сам художник, так и Третьяков. Второй же, созданный в Ницце, увы, не понравился самому Чехову, который написал о нем в одном из писем следующее: «Выражение такое, точно я нанюхался хрену».


Фото: imperor.net 5

«Утро в сосновом лесу»

Кто же не знает знаменитую картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу»? Многие привыкли именовать ее проще - «Три медведя», хотя на полотне четко изображено четыре медведя. А связано народное название с популярностью советских конфет «Мишка косолапый» с репродукцией данного произведения на фантике, где четвертый мишка попросту не поместился.

Интерес составляет и подпись картины, ведь на самом деле мишек нарисовал художник Константин Савицкий - друг Шишкина, а сам Шишкин создал красивый лесной пейзаж. То есть перед нами результат совместного творчества двух авторов. Существует история, что когда шедевр приобрел у Шишкина за 4 тысячи рублей Третьяков, он и снял с него подпись Савицкого, поскольку видел в картине лишь свойственное творчеству Шишкина.


Фото: dic.academic.ru

Узнав о такой щедрой сумме, выплаченной за полотно, Константин Савицкий пришел к другу получить свою долю. Шишкин же предложил ему тысячу рублей. То, что его работу оценили в четверть стоимости картины, очень задело самолюбие Савицкого, который с возмущением заявил, что главное в ней - именно медведи, а Шишкин лишь нарисовал фон. На это заявление обиделся уже Шишкин, считавший полотно самостоятельным произведением и без зверей. К тому же художник сам нарисовал эскизы медвежьей семьи. В итоге совместных картин бывшее друзья больше не создавали.

«Портрет неизвестного в треуголке»

Этот портрет молодого человека с очень нежными чертами лица был создан Федором Рокотовым еще в начале 1770-х годов. По поводу личности героя, изображенного на одном из самых загадочных творений художника, существует две версии. Согласно первой, полотно является портретом графа А. Г. Бобринского, сына Екатерины II и ее фаворита Г. Г. Орлова.


Фото: opisanie-kartin.com

Вторая же версия куда интереснее, к тому же основана на данных рентгенограммы. Результаты исследования показали, что на картине на самом деле изображена женщина: под верхним слоем краски были обнаружены брошь и декольте. Лицо же осталось нетронутым. Выяснилась и следующая история: когда-то близкий друг Рокотова заказал у него портрет супруги, но она умерла, а когда мужчина женился во второй раз, то попросил художника дорисовать картину так, чтобы он мог любоваться ею, не оскорбляя при этом чувств второй супруги. Рокотов принял решение изменить пол персонажа картины, вследствие чего и получился портрет неизвестного.

Будто затейливые терема из русской сказки стоят в Замоскворечье здания Третьяковской галереи , главный фасад которой оформлен в 1901-1902 годах по проекту художника В. Васнецова. Надпись у входа, выполненная старинной вязью, гласит: «Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых. Основана П.М. Третьяковым в 1856 году и передана им в дар г. Москве совместно с завешанным городу собранием С. М. Третьякова».

Очень трудно поверить в то, что такой огромный музей мирового значения начал существовать благодаря усилиям всего лишь одного человека – П.М. Третьякова.

Русская жанровая живопись началась с работ художника П. Федотова, которые и подтолкнули Третьякова к мысли о создании музея. Картины просто поразили его, своей многогранностью, и, в тоже время, простотой. И вот в 1856 году был сделан первый шаг - купил у известного в ту пору академика живописи Н. Шильдера картину «Искушение ». Через некоторое время в коллекцию добавилась еще одна необычайная картина «Стычка с финляндскими контрабандистами », которую написал В. Худяков. Именно с этих двух картин можно считать, что началось собирательство Третьякова. В Москве проходили, так называемые, выставки Общества любителей художеств, откуда и пополнялась постепенно коллекция.

Третьяков начал заводить знакомства с художниками, и мог уже купить картину, которая еще даже не была готова, которая только зачиналась в мастерской художника. Третьяков верил, что российское искусство имеет будущее, и нужно уделять этому вопросу большое количество времени. В письме Третьякова есть такие строки: «Многие положительно не хотят верить в хорошую будущность русского искусства, уверяют, что если иногда какой художник наш напишет недурную вещь, то как-то случайно, и что он же потом увеличит собой ряд бездарностей... Я иного мнения, иначе... не собирал бы коллекцию русских картин...».

Судьба была благосклонна к Третьякову. Он женился на племяннице С. Мамонтова, который был меценатом искусств. Третьяков часто бывал у него в гостях в Абрамцеве. Именно здесь, в то время, жили и работали многие выдающиеся русские живописцы - члены знаменитого Абрамцевского художественного кружка.

В 1871 году Третьяков познакомился с Репиным . Способствовала этому первая в мире передвижная выставка. Третьяков хотел донести всю безграничную красоту картин в массы, и был очень увлечен этой идеей.

Непрерывные покупки картин привели Третьякова к тому, что его особняк уже не мог вместить всех произведений собрания. И тогда он решил сделать большую пристройку с фасадом на Лаврушинский переулок (ныне главное здание музея). В 1874 году работы были закончены. Развесив картины в залах, Третьяков объявил об открытии галереи для посетителей. Это была его давняя мечта, и она сбылась!

Но Третьяков не остановился на этом. В 1892 году он передал собрание своих картин и завешанную ему коллекцию брата (в нее входили полотна европейских мастеров, которые позже влились в экспозицию Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) в дар Москве. Более 3 тысяч произведений живописи, графики и скульптуры, собранные им, стали основой прославленной художественной галереи. Третьяковская галерея - крупнейший музей национального изобразительного искусства .

Галерея была дополнена ее работниками. Теперь там можно найти шедевры таких известных живописцев как Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека и многих других. Из частных коллекций в галерею добавилось более 400 произведений, написанных еще в 18 веке. Мало того, до сих пор пополняется отдел советского искусства. На данный момент более 57 тысяч произведений национального изобразительного искусства входят в бесценную коллекцию Третьяковской галереи.

Ежегодно по ее залам проходят свыше полутора миллионов посетителей. Почти 100 передвижных выставок каждый год отправляются из Лаврушинского переулка по городам страны. Так выполняется ленинский декрет, возложивший на Третьяковскую галерею «общегосударственные просветительные функции» - широко приобщать к искусству народные массы.

Москвичи по праву гордятся своим знаменитым музеем. М. Горький писал: «Третьяковская галерея - это так же хорошо и значительно, как Художественный театр, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве».