Интересные факты о театре диониса в афинах. Греческий театр: описание, история и интересные факты. Как древние греки выражали свое мнение по поводу спектакля

Античный театр, посвященный богу Дионису, был главной сценой как Афин, так и всей Эллады. Он функционировал на протяжении нескольких столетий. Здесь родилась трагедия и сформировались ключевые традиции драматургии той эпохи.

Общие черты

Афинский театр Диониса был открыт в V столетии до н. э. Деревянное здание построили на юго-востоке Акрополя. Его назвали и построили в честь бога Диониса (его же именем назывались ежегодные праздники - Малые и Великие Дионисии). Театральные выступления проводились именно во время этих торжеств. Поэтому большую часть года здание было закрыто и никак не использовалось. Дионис - младший из олимпийцев, покровительствовавший виноградарству и виноделию. Его праздный образ жизни отлично подходил для ежегодного праздника.

Театр Диониса был местом не просто выступлений, а выступлений-состязаний. Во время них устраивались соревнования между тремя авторами трагедий. Каждый из участников ставил несколько произведений. Кроме собственно трагедии, это могла быть сатировская драма с мифологическим сюжетом. Отдельное соревнование устраивалось для авторов комедий. Результаты состязаний фиксировались в специальных бланках. Это были дидаскалии, которые отправлялись в городской архив. Важность дионисий подчеркивал тот факт, что дни этого праздника объявлялись выходными, а в мероприятиях принимало участие все население города.

Зрительские места

В 326 году до н. э. театр Диониса был серьезно реконструирован. Греки отказались от деревянной сцены и заменили ее мраморной. Появились и новые сиденья из камня (всего было сделано 67 рядов). Ближе всего к сцене находились почетные гости - политики, военные, богачи и т. д. У каждого из них было свое персональное кресло - на нем высекались должность и имя владельца. В римскую эпоху император Адриан выбрал себе место во втором ряду (он был поклонником греческой культуры). Из других цезарей к театру Диониса имел отношение Нерон - он выступал прямо на легендарной афинской сцене.

Места для зрителей достигали основания верхнего города - Акрополя. После реконструкции театр Диониса вмещал в себя 17 тысяч посетителей. По меркам тогдашних Афин, в нем могла уместиться половина населения полиса. Древний театр Диониса обходился без кровли и перекрытий. Хор, актеры, зрители - все пребывали на свежем воздухе. По этой причине спектакли в основном проходили в светлое время суток.

Организация торжеств

У древних греков, а значит, и у афинян, не существовало жреческой касты. По этой причине организацией праздников в театре Диониса занималась государственная власть. Проведение соревнований и торжеств находилось в компетенции афинских должностных лиц. Они пользовались официальными полномочиями и государственными средствами.

За Акрополь, театр Диониса и другие общественно важные места Афин отвечали архонты (высшие должностные лица полиса). Они же назначали хорегов. В обязанности этих людей входил отбор драматургов, поэтов, хора и пьес, которые принимал и ставил театр Диониса. Греция от мала до велика всегда внимательно следила за новыми спектаклями, и сделать неправильный выбор в отношении репертуара ответственные лица не имели права. Хорегами назначались самые состоятельные жители Афин. Они также тратили свои средства на организацию общественных мероприятий в театре Диониса.

Место народных собраний

Древние Афины жили согласно законам демократии. У города было свое народное собрание - экклесия. Первоначально оно созывалось на Пниксе - каменистом холме к западу от Акрополя. После открытия театра Диониса Пникс признали непригодным, а собрания иногда стали организовываться в театре.

Принимать участие в экклесии имели право все афинские граждане-мужчины старше 20 лет. При входе каждому выдавалась разрешительная дощечка. В положенные дни собраний в театр не допускались люди из черных списков. За соблюдением этого правила следили лексиархи (в их ведении находились списки совершеннолетних афинян). Традиционно перед каждым собранием жители полиса совершали жертвоприношение и молились богам-олимпийцам.

Орхестра, скены, декорации

Архитектурной основой театра являлась орхестра - круглая площадка, на которой выступали актеры, музыканты и хор. В переводе с древнегреческого это название означало буквально «место для танца». Первоначально на орхестре пели дифирамбы Дионису. Позже этот жанр эволюционировал в трагедию, с которой ассоциируется уже классический античный театр. В середине орхестры располагался жертвенник для жертвоприношений (обычно афиняне закалывали свинью).

Специально для актеров строились палатки для переодевания - скены. Они примыкали к орхестре. К ним также пристраивались специальные башни, необходимые для улучшений акустики и усилений резонанса в театре. Передний фасад скены (проскений) использовали для крепления красочных декораций. Впервые их в V веке до н. э. изобрел знаменитый трагик и драматург Софокл. Декорации для спектаклей рисовались на полотнах и досках. Все это нам подарила Древняя Греция. Театр Диониса стал площадкой, откуда нововведения в области сценического искусства распространились по всему миру и стали достоянием целого человечества.

Особенности спектаклей

По традиции в каждом спектакле в театре Диониса участвовало не больше трех актеров. Из-за этого одному человеку иногда приходилось играть сразу множество ролей. Еще одна особенность - мужчины исполняли даже женские роли. Каждый автор трагедии, участвовавший в состязании, получал команду хореографов и актеров.

Именно в театре Диониса появился обычай делить актеров на протагонистов (главных героев) и остальных персонажей. Исполнители ролей распределялись между драматургами с помощью случайного жребия. Во время праздника в театре работали судьи. Они определяли победителя состязания.

Каждый трагик выступал со своей тетралогией или трилогией (группой пьес). Любопытно, что на раннем этапе развития театра некоторые драматурги были не только собственно авторами, но и актерами в своих произведениях (как, например, Софокл). К спектаклям предъявлялось обязательно требование - новизна. За всю историю театра исключение было сделано только однажды - для трагедий Эсхила, основоположника данного жанра. Но даже эта оговорка имела место уже после смерти античного автора.

Драматург, представлявший свою пьесу, полностью отвечал за ее содержание: литературный текст, музыку, сценическое оформление, игру актеров, танцы, хоровые выступления. При этом хорег брал на себя организационные обязанности. Автор же был режиссером и руководителем репетиций. Если драматург понимал, что в одиночку ему не справиться, он имел право пригласить помощников. Однако в таком случае трагик должен был оплатить их труд из собственного кармана.

Актеры

Со временем традиции в театре Диониса менялись. Например, все больше функций брали на себя актеры-протагонисты. Они становились антрепренерами и даже приглашали остальную часть труппы. К актерам предъявлялись определенные требования. Они должны были обладать безупречным, сильным и звучным голосом, одинаково пригодным как для вокальных выступлений, так и для декламации стихов. Афиняне всегда считались придирчивыми зрителями. Чуткие к голосу актера, они могли освистать протагониста за любую оплошность (к примеру, известен случай освистания за неправильное ударение в слове). Греки считали, что раз Дионис - бог театра, то выходившие на сцену - его глашатаи, и они были обязаны не посрамить этот статус.

Также от исполнителей ролей требовалось владение искусством жеста. Как правило, актеры выступали в масках и громоздких нарядах. Нося такой костюм, человек должен был уметь наглядно выражать эмоции. В афинском театре при смене настроения пьесы актер быстро менял маску. Часто это делалось прямо по ходу спектакля. Актер мог стремительно отвернуться от зрителей или упасть на колени. Наконец, исполнители ролей должны были уметь танцевать и обладать выносливостью. Некоторые представления могли растянуться на 8-10 часов. Все это время актер не имел права показывать свою слабость и утомленность. Подобную нагрузку мог выдержать далеко не каждый мужчина. Нередко актерами театра Диониса становились известные атлеты и участники Олимпийских игр.

Стоимость посещения

Первоначально вход в афинский театр был бесплатным. Его двери открывались для всякого желающего: мужчин, женщин, граждан и метеков - переселенцев и неполноправных жителей Аттики. Однако позже была введена плата. Она составляла 2 обола. При Перикле появилась традиция давать жителям Афин кредиты на посещение театра (теорикон).

Дальнейшая судьба

Вторая серьезная перестройка театра произошла в I веке, когда Греция уже оказалась под римским владычеством. С наступлением новых времен центр культурной жизни Афин стал обслуживать новые праздники. Теперь древнегреческий театр Диониса предназначался для гладиаторских и цирковых представлений. Из-за этого перед зрительскими местами был построен высокий борт. При императоре Нероне также появился фриз с изображением сатиров, сохранившийся до наших дней.

Рядом с театром находились и другие уникальные образцы античной архитектуры. К ним можно отнести храм Диониса и Периклов Одеон - здание, в котором проводились музыкальные и певческие состязания. Эти постройки не сохранились - от них остались лишь развалины.

Театр Диониса в Афинах пришел в запустение после принятия Римской империей христианства. В византийскую эпоху он постепенно разрушался - время не щадило древнюю постройку. Сегодня театр является объектом особой культурной значимости. На уход за ним власти Греции тратят немалые средства.

Это одна из старейших сцен Афин, сохранившихся до наших дней. Театр был посвящён Дионису, богу вина и покровителю театра, в честь которого здесь проводился ежегодный фестиваль.


Как и другие греческие театры, театр Диониса был очень большим – в Римский период он насчитывал 78 рядов сидений и мог вмещать от 15 000 до 17 000 зрителей (до нас дошло только 13 рядов).

Театральные представления в Афинах, на самом деле, были религиозными празднованиями в честь бога Диониса. Они устраивались в виде соревнований, победителям которых получали награды – треножники.

Пояснения

История театра Диониса

Самые ранние находки в районе театра Диониса датируются VI веком до н.э. , то есть, временем правления тирана Писистрата и его наследников. Тем не менее, обнаруженные предметы свидетельствуют о присутствии здесь только культового сооружения Диониса Элевферия.

Театр Диониса в VI веке до н.э. Рисунок J. Travlos

В VI веке до н.э. представления, связанные с так называемыми «Великими Дионисиями », вероятно, проводились на , где зрители сидели на деревянных трибунах (в «театроне»), установленных вокруг круглого центра, называвшегося «орхестра». В начале V века до н.э., как свидетельствуют античные источники, трибуны обрушились, после чего драматические и музыкальные представления перенесли в огороженное пространство у храма Диониса на склоне Акропольского холма.

Подписанный постамент, стоящий в проходе

В качестве части святилища Диониса театр был построен , по всей видимости, не раньше V века до н.э. Единственными свидетельствами присутствия здесь этого более раннего здания являются несколько каменных блоков, которые были повторно использованы в театре IV века до н.э. Самый первый театр был, скорее всего, очень простым и представлял собой плоскую орхестру и несколько рядов деревянных или каменных скамеек, встроенных в склон холма. Этот театр был, вероятно, круглым или почти круглым, имея диаметр 27 метров. Деревянная сцена («скена») стояла позади орхестры и служила для установки декораций и, возможно, для улучшения акустики. На этой простой сцене ставились драмы великих афинских трагиков V века до н.э.

Зрительный зал и орхестра

Западная часть зрительного зала

В конце V века до н.э. часть деревянных конструкций театра Диониса была заменена на каменные . Театр, практические в том виде, в котором мы его можем увидеть и сегодня, был построен в период жизни и правления Ликурга Афинского (396 – 323 гг. до н.э.), заведовавшего городскими финансами, и выделившего деньги на замену оставшихся деревянных строений каменными. В IV веке у театра уже была постоянная орхестра диаметром 19,5 метров, в середине которой находился алтарь Диониса, сцена и трёхъярусный зрительный зал. По периметру орхестры находился глубокий жёлоб, по которому уходила дождевая вода. По обеим сторонам от сцены стояли башенки, называвшиеся «параскениями », в которых, возможно, находились лестницы или передвижные декорации. Зрительный зал занимал всё пространство до вершины Акропольского холма. Горизонтально его ряды были разделены двумя дорожками на три части, а вертикально – радиальными проходами. Сиденья нижней части были сделаны из привозного камня, тогда как сиденья двух верхних были просто выдолблены в каменном холме.

Возможный вид театра Диониса в период расцвета

Каменные сиденья третьего яруса театрона (зрительного зала)

Древние греки, построив этот театр, продемонстрировали не только отличные инженерные навыки, но и понимание природы акустики , поскольку абсолютно со всех мест в театре было слышно, что говорится на сцене.

В Эллинистический период (IV в. до н.э. – 146 г. до н.э.) для чиновников, жрецов и других почётных гостей в первом ряду вокруг орхестры было установлено 67 мраморных тронов с написанными на них должностями. Мраморные сиденья, имеющие форму «клизмос» (κλισμός) – стула с подлокотниками, которые можно увидеть сегодня, являются римскими копиями первых кресел. В центре этого ряда тронов стоял большой мраморный престол со скамеечкой для ног, где мог сидеть только верховный жрец Диониса . Самый старый из сохранившихся тронов, на котором сидел жрец Зевса Полиея (Διός Πολιέως в пер. «градохранитель»), был сделан во II веке до н.э. Кроме того, в первом ряду была установлена статуя Диониса, которая как бы наблюдала за представлениями и за жертвоприношениями на алтаре (см. карту).

Троны

Троны западной части театра. Ограждение было сделано в Римский период, когда театр использовался для боёв

Центральный трон

Хорошо сохранившийся трон с подписью и постаментом для статуи рядом

Сразу за сценой театра стоял архаический храм Диониса . Более новый храм в Дорическом стиле с размерами 21,95 х 10,5 метра, построенный около 340 года до н.э., стоял в нескольких метрах к югу от старого святилища.

Часть основания старого храма Диониса, примыкающая к стоа за сценой театра

Справа — блоки старого храма, прямо — стоа

При нападении Суллы на Афины в 86 году до н.э. театр Диониса был повреждён, однако восстановлен царём Каппадокии Ариобарзаном I Филороманом (правил с 95 по 63 гг. до н.э.).

Новый храм Диониса

В Римский период (146 г. до н.э. – 330 г. н. э) театр Диониса был модернизирован, хотя и сохранил, в общем, свой внешний вид и форму. В I веке н.э. была построена новая сцена, посвящённая Дионису и римскому императору Нерону. К этому времени пол орхестры был вымощен мраморными плитами . Во II веке, во время правления Адриана (117-138) или Антония Пия (138 — 161), напротив сцены был построен подиум, на котором, как считается, установили древнюю статую коленопреклоненного бога Силена, друга и наставника Диониса. В III веке в переднюю часть сцены были встроены скульптурные горельефы со сценами из жизни Диониса, взятые в неизвестном здании эпохи императора Адриана.

Горельефы проскения

Горельефы проскения

Стена, которой был огорожен теменос (священный участок) Диониса

Теменос Диониса

До начала Великих Дионисий на алтаре святилища приносили в жертву животное (обычно свинью) и опрыскивали её кровью собравшихся, очищая их. Сам праздник начинался с соревнования хоров мальчиков, продолжался соревнованием трёх трагиков, которые должны были поставить по четыре новых произведения, и завершался соревнованиями комедий (с 486 года до н.э.). Во время самых первых Великих Дионисий в состязании авторов трагедий, которое прошло при Писистрате в 534 году, победил поэт Феспид. Ему же приписывается изобретение слова «трагедия », которое означало «песнь козлов», относящееся к шкурам, носимым певцами хора.

Улица Треножников

Победа в театральных состязаниях считалась крайне почётной. Главным призом , которым гордился не только сам победитель, но и вся номинировавшая и спонсировавшая его фила, был треножник. Треножники устанавливались на храмоподобные памятники у театра и на улице, огибавшей Акрополь с запада и юга, которая так и называлась, «дорога Треножников». Один из таких памятников для треножника был построен над зрительным залом (см. карту). Это был хорегический памятник Трасилла , который он поставил на свои средства около 320 года до н.э. в честь победы своего хора на Великих Дионисиях. Полученный бронзовый трипод, вероятно, был прикреплён к статуе, стоявшей на его вершине. В Византийский период памятник был окружён стеной и превращён в церковь Богородицы в гроте. К настоящему времени от него осталась только часть фундамента.

Хорегический памятник Трасилла (реконструкция)

Реставрация памятника Трасилла

Среди драматургов, участвовавших в соревнованиях во время Великих Дионисий, были и те, чьи произведения дошли до нас: Эсхил , Софокл , Еврипид , Аристофан и Менандр .

Улица Треножников выделена зелёным

Театральное представление в Афинах

Непосредственно после того, как был построен театр, исполнители только танцевали и пели истории из жизни Диониса, позже – истории из жизни других богов и героев. Эти истории в форме песен исполняли сначала все, кто смог занять место в театре, а потом – только хор, состоявший, примерно, из 50 человек. Во время интервала между песнями главный исполнитель пересказывал сюжет своими словами. Со временем эти пересказы стали более важными, чем само хоровое пение. Они стали рассказываться двумя – тремя исполнителями, тогда как хор сократился до 15 певцов. На сцену допускалось не больше трёх человек, которые за одно представление могли рассказать только одну историю.

Статуя Менандра (копия) у восточной поддерживающей стены зала. Здесь был главный парод (вход) в театр и стояло ещё три статуи драматургов — Эсхила, софокла и Эврипида. Здесь же начиналась улица Треножников

Во время драматических соревнований празднества Диониса на сцене также одновременно могли присутствовать максимум три актёра . Обычно они носили необычные костюмы, а вместо обуви – странно выглядящие башмаки на высокой деревянной платформе, благодаря которой они выглядели выше. С конца IV века до н.э. актёры стали носить маски , которые позволяли идентифицировать персонажа, его настроения и чувства. Когда актёр начинал играть другого человека, он менял маску, причём делал это прямо на сцене, поскольку изначально в театре не было даже занавесок, а спектакль не делился на акты. Когда в действии возникала пауза, её заполнял хор. Когда ставили трагедию, финальную сцену никогда не показывали – вместо этого выходил рассказчик и словами передавал, какая драма случилась в конце.

Театр, вид с дороги между вторым и третьим ярусом

Театральные представления пользовались таким огромным спросом, что люди были вынуждены занимать места с раннего утра. Афиняне очень критично относились к тому, что видели, поскольку все драмы ставились на хорошо известные им сюжеты. При одобрении они аплодировали, при неодобрении – просто сидели. Первоначально вход в театр был бесплатным , однако вскоре была введена небольшая плата.

Театр Диониса на карте Акрополя

Название на греческом:

Θέατρο του Διονύσου

Название на английском:

Theatre of Dionysus
Theatre of Dionysus Eleuthereus

Театр Диониса является одним из древнейших театров в мире, его руины расположены в историческом центре города Афины, на юго-восточном склоне Акрополя, к северу от храма Диониса. Театр был построен в V веке до нашей эры, и изначально его сцена и сиденья были деревянными. В те времена театр Диониса служил ареной для проведения театральных состязаний, проходивших во время празднования Великих и Малых Дионисий - одних из основных празднеств в Древней Греции, посвящённых богу Дионису. На сцене театра проходили выступления певцов и танцоров, ставились драматические пьесы (трагедии и комедии), авторы которых состязались за право получить главный приз - треножник Диониса. Обычно в состязаниях принимали участие три автора, каждый из которых должен был представить на суд зрителей три трагедии, одну сатирическую драму и одну комедию. Именно на сцене театра Диониса впервые были поставлены пьесы великих древнегреческих драматургов Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана и Менандра. Во второй половине IV века до нашей эры, при правителе Афин Ликурге, театр Диониса был реконструирован - деревянные сцена и сиденья для зрителей были заменены на каменные, построены лестничные проходы, делящие зрительный зал на трибуны, а для сенаторов, жрецов храма Диониса и других представителей знати в первом ряду были установлены 67 мраморных кресел с высеченными на них именами и должностями владельцев. В театре не было кровли - актёры, хор и зрители располагались под открытым небом, а спектакли проходили в светлое время суток. В 86 году до нашей эры Афины были захвачены войсками римского императора Луция Корнелия Суллы, во время правления которого Акрополь и театр Диониса были сильно разрушены. Во второй половине I века, при императоре Нероне, в театре были построены новая сцена, вымощенная мраморными плитами, оркестр в форме полукруга и скульптурный фриз со статуями сатиров. Сам император Нерон нередко выступал со сцены театра со своими пьесами и стихами, а также принимал участие в соревнованиях поэтов. Часто посещал театр Диониса и римский император Адриан, страстный любитель греческого театра и поэзии - в центре второго зрительного ряда для него был установлен мраморный трон. При римлянах в театре Диониса проходили цирковые представления и бои гладиаторов, для того чтобы оградить зрителей от сражающихся на смерть воинов, перед первым рядом был возведен высокий бортик, сохранившийся до наших дней. После того, как в 267 году Афины были захвачены герулами (варварами), на сцене театра Диониса более не выступали поэты и не ставились пьесы. В середине V века в восточной части театра была возведена христианская базилика, а сам театр стал своеобразным внутренним двором храма. В Средние века театр Диониса и другие античные памятники Акрополя были заброшены, постепенно разрушались и покрывались слоем земли. Руины театра Диониса были раскопаны археологами в 1838 году, в 2010-2015 годах была проведена реставрация театра, на которую было выделено 6 миллионов евро. В ходе работ были восстановлены каменные сиденья, укреплены несущие конструкции и другие части сооружения. В 1987 году в составе Афинского Акрополя театр Диониса внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Театр Диониса
Θέατρο του Διονύσου
Адрес: Southern slope the Acropolis, Dionysiou Areopagitou Street, 10555 Athens, Greece
Тел: +30 210 3224625; +30 210 3214172
Факс: +30 210 9239023
E-mail: [email protected]
Web: odysseus.culture.gr/h/2/gh251.jsp?obj_id=10341
Как добраться : Международный аэропорт Афины имени Элефтериоса Венизелоса (Athens International Airport) - 52 км
Железнодорожный вокзал Athens Railway Station - 5 км
Станция метро Acropoli - 750 м
Автобусная остановка Αφετηρία (автобус 230) - 200 м
Период действия : постоянно
Режим работы : Понедельник - воскресенье с 08:00 до 17:00
Последние посетители в 16:30
Выходные дни - 1 января, 25 марта, 1 мая, Пасхальное воскресенье, 25 и 26 декабря
Стоимость : 20 EUR / 1 чел.
Посетить Театр Диониса можно по единому входному билету в Акрополь:
Взрослые - 20 EURO
Студенты, пенсионеры старше 65 лет - 10 EURO
Молодёжь до 18 лет - вход бесплатный
Единый билет на 5 дней:
Взрослые - 30 EURO
Студенты, пенсионеры старше 65 лет - 15 EURO
Свободное посещение - 6 марта, 18 апреля, 18 мая, последние выходные сентября, 28 октября, каждое первое воскресенье месяца с 1 ноября по 31 марта

Театр Диониса

Театр Диониса

Театр Диониса в Афинах в римское время

Театр Диониса - античное театральное здание в городе Афины (Греция).

Театр Диониса располагается на юго-восточном склоне холма Акрополя и входит в число самых древних театров в мире. Театр был построен в V в. до н. э. и был деревянным. Выступления в театре проходили дважды в год - во время Малых Дионисий и Великих Дионисий.

Во время Великих Дионисий в Афинах проводились театральные состязания. Обычно состязались три автора трагедий. Каждый из участников ставил три трагедии и одну сатирову драму, в шутливой форме обыгрывавшую мифологический сюжет. Состязались также авторы комедий, ставивших по одной пьесе. Результаты фиксировались в особых надписях - дидаскалиях, которые хранились в афинском государственном архиве. Общее руководство за проведением театральных зрелищ осуществлял афинский архонт .

Около 326-325 г. до н.э. театр был реконструирован: деревянная сцена и ряды сидений были заменены на мраморные. Каменные сидения размещались в 67 рядов, достигая основания Акрополя. Театр теперь вмещал до 17 тыс. зрителей, что в то время составляло около половины афинских граждан.

Ввиду огромных размеров театр был лишён кровельных перекрытий, и поэтому актёры, хор и зрители располагались под открытым небом, а сценическое действие происходило при естественном освещении.

Первый ряд состоял из 67 мраморных кресел для почётных зрителей. На них были высечены имена и должности владельцев. Выступ и кресло во втором ряду - ложа римского императора Адриана , поклонника греческой культуры. Здесь же выступал император Нерон .

Театр перестраивался и в римскую эпоху в I в. н.э., в том числе под цирковые и гладиаторские представления. Отсюда высокий бортик перед первым рядом. С художественной точки зрения лучшее в развалинах театра - скульптурный фриз времен императора Нерона с забавными сатирами.

Около театра сохранились развалины других исторических зданий: остатки двух храмов Диониса VI и IV веков до н. э, камни Периклова Одеона .

Современное состояние

Предполагается частично отреставрировать Театр Диониса . Процесс реставрации должен завершиться в 2015 году, на его финансирование властями и некоммерческой организацией «Диазома» предоставлено шесть миллионов евро. Проект ведёт архитектор Константинос Болетис (Constantinos Boletis). К сохранившимся каменным сидениями планируется добавить ещё несколько ярусов, совмещая древние обломки с новым камнем, а также предполагается укрепить держащие стены и другие части постройки.

Литература

  • Всемирная история (в 24 тт.) // Т.4. Эллинистический период. с. 76. - Минск: Издательство «Литература», 1996.
  • История Древней Греции. / гл. ред. Кузищин В. И. - М.: Издательство «Высшая школа», 2001. - С. 399.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Театр Диониса" в других словарях:

    - (греч. theatron, место для зрелищ, зрелище), род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой. Традиционно включает в себя сцену площадку, где происходит действие, и зрительный зал. Сцена … Энциклопедия Кольера

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    - (от греч. thйatron место для зрелищ, зрелище), тип архитектурной постройки, предназначенной для театральных представлений. Первые театральные здания появились предположительно в VI в. до н. э. в Древней Греции. Они были открытыми и… … Художественная энциклопедия

    I. Театр у греков и римлян (θέατρον) как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра; многие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Театр - (от греч. theates зритель) в Греции место, где осуществлялись постановки трагедий, драм и комедий. Т. связан с празднованием Великих Дионисий, утвержденных тираном Писистратом в VI в. до н.э. Первоначально т. называлась площадка для хора… … Античный мир. Словарь-справочник.

    Театр - (греч. место для зрелищ, зрелище). Начиная с кон. 6 в. до н. э. в Афинах ежеюдно ставились трагедии, комедии и сатировские драмы. Подобные представления были известны и в других частях Греции. В их основе лежали культовые обряды,… … Словарь античности

    Театр - начиная с кон. 6 в. до н.э. в Афинах ежегодно ставились трагедии, комедии и сатировские драмы. Подоб ные представл. были известны и в др. частях Греции. В их основе лежали культовые обряды, совершавш. во время праздников в честь бога… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Театр (значения). Иллюстрация Константина Сомова для книги Блока «Театр» Театр (греч … Википедия

    Эта статья освещает развитие театрального искусства в современной Греции начиная от обретения ею независимости в 1830 году. О зарождении греческого театра говорится в статье Древнегреческий театр … Википедия

Книги

  • Античный театр. Организация и оформление драматических представлений в Афинах V в. до н. э. , О. В. Кулишова. Монография профессора Санкт-Петербургского государственного университета О. В. Кулишовой посвящена феномену театра, одного из самых удивительных изобретений античной цивилизации. Особое…

Как известно, Греция является родиной театра. Ну а местом, где театр зародился, по праву считается театр Диониса на южном склоне афинского Акрополя.

Театр посвящен древнегреческому богу Дионису , покровителю виноделия и веселья, в честь которого и устраивались дионисии. Дело в том, что культ того или иного бога в Древней Греции предполагал проведение торжественных шествий и жертвоприношений перед главным храмом божества и праздничных мероприятийспортивных состязаний и зарисовок на темы из жизни богов и героев. Эти представления и положили начало театральным постановкам, которые постепенно приобретали популярность и становились самостоятельным видом искусства.

Здесь оживали герои таких знаменитых древнегреческих драматургов, как Феспий, Фриних, Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан и др. , кроме того, в театре Диониса были впервые показаны первые трагедии и комедии, а также положено начало традиции театрального грима, костюмов и масок. К слову, и мужские и женские роли в театре исполнялись всегда мужчинами, а для того, чтобы их было хорошо видно с последних рядов амфитеатра, они надевали котурны – специальные сандалии на высокой платформе.

В период Дионисий (театральных представлений) жители Афин не работали, они собирались в театре посмотреть на зрелище. Кстати, если публике не нравилась пьеса или представление, она могла засвистать актёров и потребовать другую постановку. Демократия, одним словом!

Театр Диониса не всегда был каменным, изначально он был построен из дерева , а сидения и лавочки отсутствовали. Долгое время на каждый дионисийский праздник строились временные деревянные ряды для зрителей и сцена, и только в 330 году до н.э. их заменили на каменные. Обновленный театр насчитывал 67 рядов и мог вмещать от 14 до 17 тысяч зрителей.

В период эллинизма и правления римлян театр претерпел наибольшие изменения — по наставлению Ликурга была увеличена сцена и оркестра. Позже театр неоднократно перестраивался римлянами, и служил он не только своей изначальной цели, но был еще и цирковой и гладиаторской ареной. В I-II веках н.э. орхестру украсили рельефами и выложили мрамором. На рельефах изображены сатирические сцены из повседневной жизни греков.

Традиционно первый ряд в театре занимали почетные горожане. Их имена и должности высекались прямо на мраморных сидениях. Так, например, во втором ряду находилась ложа римского императора Адриана, которую можно увидеть и сегодня.

Посещая театр Диониса, обратите внимание на руины двух храмов Диониса VI и IV веков до н.э. и на камни Периклова Одеона — концертного зала , знаменитого своей удивительной акустикой.

Почитателям театральных представлений непременно стоит приехать сюда летом, когда проводится ежегодный Афинский фестиваль — один из самых популярных в Греции. Фестиваль проходит с середины июня по середину сентября в Афинах и Эпидавре, куда можно добраться на специальных автобусах. Под эгидой Афинского фестиваля проходят театральные, музыкальные, культурные мероприятия, открываются выставки и музеи.