Особенности и признаки абстрактного мышления. Основные формы абстрактного мышления

Лекция 6.

Мышление.

Мышление психический процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.

Мышление, как ощущение и восприятие – психический процесс. Однако, в отличии от этих психических процессов чувственного познания, позволяющих познать внешние стороны предметов и явлений (цвет, форма, размеры, пространственное положение), в процессе мышления осуществляется проникновение в суть предметов и явлений с раскрытием различных связей и зависимостей между ними.

С мышлением тесно связано воображение , в котором осуществляется возможность в идеальной форме преобразовать прошлый опыт человека с получением нового образа или идеи. Рисунок этого нового в воображении может быть разрушен, создан вновь, заменён в деталях, дополнен и переработан. Воображение, как определял его Иван Михайлович Сеченов, является «небывалой комбинацией бывалых впечатлений».

Мышление и воображение весь свой материал получают только из одного источника – из чувственного познания. Однако лишь при развитии мышления и воображения психика человека совершает тот качественный скачок, который позволяет снять границы воспринимаемого, представляемого и вспоминаемого. Они позволяют человеку мысленно перемещаться вдоль оси времени от прошлого к далёкому будущему, мысленно проникать в макро- и микромир. Мышление и воображение расширяют возможности человека в познании мира, т.к. оперируют не только первичными и вторичными образами действительности (восприятие и представление), но и абстрактными понятиями.

Процесс мышления тесно связан с речью, они протекают на основе общих элементов – слов. Речь возникла с переходом предка человека к трудовой деятельности (животные обладают лишь способностью произносить нечленораздельные звуки, которые могут выражать и передавать их эмоциональные состояния – тревогу, ужас, призыв).

С началом регулярного трудового общения у человека возникла способность отражения сложных связей и отношений окружающего мира и выражения собственных мыслей при помощи речи. Мышление и речь выступают в единстве: язык есть не что иное, как выражение самой мысли.

Практические действия, образы и представления, символы и язык – всё это средства, орудия мышления, созданные человечеством для проникновения в существенные связи и отношения окружающего мира. Мышление опосредовано ими. Поэтому мышление часто обозначают как процесс обобщённого и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях.

Виды мышления.

Можно выделить три основных вида мышления, которые последовательно появляются у ребёнка в процессе онтогенеза: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Это – генетическая классификация мышления .

Наглядно-действенное (практическое) мышление – вид мышления, которое опирается на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности, т.е. их первичный образ (ощущение и восприятие). При этом происходит реальное, практическое преобразование ситуации в процессе конкретных действий с конкретными предметами.

Этот вид мышления может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования. У ребёнка в возрасте до года этот тип мышления преобладает. В зрелом возрасте оно используется для решения задач, возникающих непосредственно в практической деятельности, и применяется при манипулировании предметами, часто методом проб и ошибок.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, которое характеризуется опорой на представления, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план).

В процессе индивидуального развития данному уровню развития мышление соответствует появление у ребёнка громкой речи – описание ситуации вслух сначала для получения помощи от взрослых, затем для организации собственного внимания и ориентировки самого ребёнка в ситуации. Речь вначале носит развёрнутый, внешний характер, а затем постепенно «свёртывается», превращаясь во внутреннюю речь как основу внутренней интеллектуальной деятельности. Наглядно-образное мышление – база для формирования словесно-логического мышления.

Абстрактно-логическое мышление (отвлечённое, словесное, теоретическое) – вид мышления, который опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними. При всех предыдущих видах мышления мысленные операции осуществляются с той информацией, которую даёт нам чувственное познание в виде непосредственного восприятия конкретных предметов и их образов-представлений. Здесь же мышление, благодаря абстрагированию, позволяет нам создавать отвлечённую и обобщённую картину ситуации в виде мыслей, т.е. понятий, суждений и умозаключений, которые выражаются словами.

Эти мысли, как и элементы чувственного познания, становятся своеобразной формой и содержанием мышления, и с ними могут совершаться различные мыслительные операции.

Операции процесса мышления.

Мыслительная деятельность протекает в виде особых умственных операций.

    Анализ – мысленное расчленение целого на части. В его основе лежит стремление познать целое глубже путём изучения каждой его части. Различают два вида анализа: анализ как мысленное разложение целого на части и анализ как мысленное выделение в целом его отдельных признаков и сторон.

    Синтез – мысленное соединение частей в единое целое. Так же, как в анализе, различают два вида синтеза: синтез как мысленное объединение частей целого и синтез как мысленное сочетание различных признаков, сторон, свойств предметов или явлений.

    Сравнение – мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами или качественными особенностями.

    Абстракция (отвлечение) – мысленное выделение существенных свойств или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов или явлений. Мыслить абстрактно – значит уметь извлечь какую-то черту или свойство познаваемого объекта и рассмотреть их вне связи с другими особенностями этого же объекта.

    Обобщение – мысленное объединение предметов или явлений на основе общих и существенных для них свойств и признаков, процесс сведения менее общих понятий в более общие.

    Конкретизация – мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства или признака, иначе говоря – мысленный переход от обобщённого знания к единичному, конкретному случаю.

    Систематизация (классификация) – мысленное распределение предметов или явлений по группам в зависимости от сходства и различия друг с другом (деление на категории по существенному признаку).

Все мыслительные операции протекают не изолировано, а в различных сочетаниях.

Основные формы абстрактного мышления.

Основными формами, с которыми совершаются мыслительные операции при отвлечённом, абстрактном мышлении, являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – форма мышления, отражающая наиболее общие и существенные признаки, свойства предмета или явления, выраженная словом.

В понятии как бы соединились все представления человека о данном предмете или явлении. Значение понятия для процесса мышления очень велико, т.к. сами понятия и являются той формой, которой оперирует мышления, образуя более сложные мысли – суждения и умозаключения. Умение мыслить – всегда есть умение оперировать понятиями, оперировать знаниями.

Житейские понятия формируются через личный практический опыт. Преобладающее место в них занимают наглядно-образные связи.

Научные понятия формируются с ведущим участием вербально-логических операций. В процессе обучения они формулируются учителем и лишь затем наполняются конкретным содержанием.

Понятие может быть конкретным , когда предмет или явление в нём мыслится как нечто самостоятельно существующее («книга», «государство»), иабстрактным , когда имеется в виду свойство предмета или отношение между предметами («белизна», «параллельность», «ответственность», «смелость»).

Объём понятия – это совокупность предметов, которая мыслится в понятии.

Увеличение содержания понятия ведёт к уменьшению его объёма и наоборот.

Так, увеличивая содержание понятия «порок сердца» путём добавления нового признака «ревматический», мы переходим к новому понятию меньшего объёма – «ревматический порок сердца».

Суждение – форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями, выраженные в виде утверждения или отрицания. Эта форма существенно отличается от понятия.

Если понятие отражает совокупность существенных признаков предметов, перечисляет их, то суждение отражает их связи и отношения.

Обычно суждение состоит из двух понятий – субъекта (тог, относительно чего в суждении что-либо утверждается или отрицается) и предиката (собственно утверждения или отрицания). Например, «Роза красная» - «роза» - субъект, «красная» - предикат.

Бывают общие суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается относительно всех предметов данного класса или группы («все рыбы дышат жабрами»).

В частных суждениях утверждение или отрицание относится к некоторым представителям класса или группы («некоторые студенты – отличники»).

Единичным суждением называется такое, в котором что-то утверждается или отрицается об одном предмете («это здание – памятник архитектуры»).

Всякое суждение может быть либо истинным , либоложным , т.е. соответствовать или не соответствовать реальности.

Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение). Умозаключение, как новое знание, мы выводим из уже имеющихся знаний. Следовательно, умозаключение – это опосредованное, выводное знание.

Между посылками, из которых выводится заключение, должна существовать связь по содержанию, посылки должны быть истинными, кроме того, должны применяться определённые правила или методы мышления.

Методы мышления.

Различают три основных метода (или способа) получения умозаключений при рассуждении: дедукция, индукция и аналогия.

Дедуктивное умозаключение (от лат.deductio– выведение) – направление хода рассуждений от общего к частному. Например, два суждения: «Драгоценные металлы не ржавеют» и «Золото – драгоценный металл» - взрослый человек с развитым мышлением воспринимает не как два разрозненных утверждения, а как готовое логическое соотношение (силлогизм), из которого можно сделать только один вывод: «Следовательно, золото не ржавеет».

Индуктивное умозаключение (от лат.inductio– наведение) – рассуждение идёт от частного знания к общим положениям. Здесь имеет место эмпирическое обобщение, когда на основании повторяемости признака делают вывод о его принадлежности всем явлениям этого класса.

Умозаключение по аналогии делает возможным при рассуждении сделать логический переход от известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете на основании подобия этих предметов (от единичного случая к подобным единичным случаям, или от частного к частному минуя общее).

Типы мышления.

Главной особенностью мышления является его целенаправленный и продуктивный характер. Необходимой же предпосылкой способности к мышлению является мысленное создание внутреннего представления об окружающем мире.

При наличии такого внутреннего представления уже не обязательно выполнять то или иное действие в действительности для того, чтобы судить о его последствиях. Всю последовательность событий можно предвидеть заранее путём мысленного моделирования событий.

В этом мысленном моделировании огромную роль играет уже известный нам из темы «память» процесс образования ассоциативных связей между предметами или явлениями.

В зависимости от преобладания тех или иных ассоциаций различают два типа мышления:

Механически-ассоциативный тип мышления . Ассоциации формируются преимущественно по законамсмежности, сходства или контраста . Здесь нет чёткой цели мышления. Такое «свободное», хаотически-механическре ассоциирование можно наблюдать во сне (этим часто объясняется причудливость некоторых образов сновидений), а также при снижении уровня бодрствования (при утомлении или болезни).

Логически-ассоциативное мышление отличается целенаправленностью и упорядоченностью. Для этого всегда необходим регулятор ассоциаций – цель мышления или «руководящие представления (Г.Липман, 1904). Они направляют ассоциации, что приводит к подбору (на подсознательном уровне) необходимого материала для образованиясмысловых ассоциаций.

Наше обычное мышление состоит как из логически-ассоциативного, так и из механически-ассоциативного мышления. Первое мы имеем при концентрированной интеллектуальной деятельности, второе – при переутомлении или во сне.

Стратегии мышления и решение проблемных ситуаций.

Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда человек сталкивается с новыми целями, новыми проблемами и новыми условиями деятельности.

Мышление и решение задач тесно взаимосвязаны, но отождествлять их нельзя. Мышление необходимо не только для решения задачи, но и для осознания проблемы вообще и постановки задачи.

Различают проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное, тревожное.Задача появляется из проблемной ситуации, тесно связана с ней, но и отличается от неё. Расчленение данного (известного) и искомого (неизвестного) выражается в словесной формулировке задачи.

Решение задачи в значительной мере опирается на долговременную память и на усвоенные ранее понятия, которые в ней хранятся.

Существуют различные стратегии или приёмы мышления:

    случайный перебор гипотез (метод проб и ошибок, поиск решения ведётся несистематично);

    рациональный перебор (отсечение более вероятных неверных направлений поиска) – конвергентное мышление ;

    систематический перебор гипотез (проверка всех возможных вариантов решения) – дивергентное мышление .

Wallas(1926) выделилчетыре этапа решения мыслительной задачи:

      На этапе подготовки подбирается вся относящаяся к проблеме информация. Идёт непрерывное сканирование памяти, а имеющаяся мотивация направляет этот поиск.

      Инкубация создаёт паузу, необходимую для анализа ситуации. Эта пауза может занимать достаточно длительное время – часы, дни.

      За этим этапом во многих случаях следует этап озарения (инсайт) – решение приходит внезапно, как бы само собой.

      Последний этап – проверка решения и его детализация.

Индивидуальные особенности мышления.

Все те различия в мыслительной деятельности, о которых мы говорили ранее (вид, типы и стратегии мышления) определяют индивидуальные особенности мышления каждого конкретного человека.

Эти особенности складываются в процессе жизни, деятельности и в значительной мере обусловлены условиями обучения и воспитания. Какие же это особенности?

Широта ума проявляется в кругозоре человека и характеризуется разносторонностью знаний, умением мыслить творчески и рассматривать любой вопрос в многообразии его связей с другими явлениями, способностью к широким обобщениям.

Глубина ума выражается в умении проникать в сущность вопроса, умении увидеть проблему, выделить в ней главное и предвидеть последствия решения. Качеством, противоположным глубине, являетсяповерхностность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Последовательность мышления выражается в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов.

Гибкость мышления – это свобода его от сковывающего влияния бытующих стереотипов, способность находить нетрадиционные способы решения в зависимости от изменений обстановки.

Самостоятельность мышления выражается в умении выдвигать новые вопросы и задачи, находить новые пути их решения самостоятельно, без посторонней помощи.

Критичность мышления – это умение человека объективно оценивать свои и чужие суждения, умение отказываться от своих не соответствующих действительности высказываний, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других людей.

Развитие мышления в онтогенезе (в учебнике).

Исследованием детской психологии долгое время занимался швейцарский психолог Жан Пиаже. Он выделил 4 стадии когнитивного развития детей:

    Стадия сенсомоторных операций (до 2 лет) – действия с конкретным, чувственно воспринимаемым материалом: предметами, их изображениями, линиями, фигурами разной формы, величины и цвета. Всё поведение и интеллектуальные акты ребёнка сосредоточены на координации восприятия и движений. Идёт формирование «сенсомоторных схем» предметов, формируются первые навыки, устанавливается константность восприятия.

    Стадия дооперационального интеллекта (2-7 лет) – характеризуется постепенным формированием речи, представлений, умением заменять действия какими-либо знаками (словом, образом, символом). Примерно до 5-летнего возраста суждения детей о предметах единичные, поэтому они категоричны и относятся к наглядной действительности, всё сводится ими к частному и знакомому. Большинство суждениё – это суждения по сходству, самая ранняя форма доказательства – пример. Значительной особенностью детского мышления в это время являетсяэгоцентризм. Он заключается в особой интеллектуальной позиции ребёнка, мешающей ему посмотреть на себя со стороны, что препятствует правильному пониманию ситуаций, требующих принятия чужой позиции.

    Стадия конкретных операций (8-11 лет) характеризуется способностью к рассуждению, доказательству, соотнесению различных точек зрения. Однако логические операции ещё не могут производиться в гипотетическом плане, а требуют опоры на конкретные примеры. Ребёнок уже может образовывать из конкретных предметов классы, объяснять отношения. Однако логические операции ещё не стали генерализованными.

    Стадия формальных операций (12-15 лет) – завершается формирование логического мышления. Подросток приобретает способность мыслить гипотетически, дедуктивно. Для этой стадии характерно оперирование логическими отношениями, абстракцией и обобщениями. Постепенно становится возможной и рефлексия по поводу собственных мыслей. Вступление подростка в этап формальных логических операций вызывает у него гипертрофированное тяготение к общим теориям, стремление к «теоретизированию», что, по мнению Ж.Пиаже, является возрастной особенностью подростков.

Мышление и речь.

Не вызывает сомнений утверждение, что мышление и речь тесно связаны друг с другом.

Однако первоначально мышление и речь выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной для речи была коммуникативная функция.

Становление речи у ребёнка проходит несколько этапов:

    фонетический период, когда ребёнок ещё не способен усвоить звуковой облик слова (до 2 лет);

    грамматический период, когда слова уже усвоены, но не усвоена структура организации высказывания (до 3 лет);

    семантический период, когда постепенно начинает усваиваться осознание содержания понятий (с 3 лет до подросткового возраста).

Таким образом, в возрасте около 2 лет речь у ребёнка постепенно становится механизмом, «орудием» мышления (Л.С.Выготский, 1982). Ребёнок, решая какие-либо интеллектуальные задачи, начинает рассуждать вслух, у него как бы появляется речь, обращённая к себе – эгоцентрическая речь .

Эта внешняя речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста во время игры и предназначена не для общения, а для обслуживания мышления.

Постепенно эгоцентрическая речь исчезает, превращаясь во внутреннюю речь. Элементы эгоцентрической речи можно заметить и у взрослого, когда он, решая какую-либо сложную интеллектуальную задачу, начинает непроизвольно рассуждать вслух и произносит иногда только ему понятные фразы.

Интеллект.

Существует огромное количество подходов к определению понятия «интеллект». Для большинства современных психологов это понятие ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям.

Понятие «интеллект» происходит от латинского intellectus– разумение, понимание, постижение.

Одной из основополагающих характеристик интеллекта, по Алексею Николаевичу Леонтьеву, является способность пользоваться мыслительными операциями.

Другая точка зрения связывает интеллект более с психофизиологическими способностями человека быстрее или медленнее обрабатывать поступающую информацию, т.е. со скоростными параметрами реагирования на внешние стимулы (Дж. Кэттелл, 1885).

Интеллект часто определяют как обобщённую способность к обучению (Дж.Гилфорд, 1967). Например, показано, что оценки по интеллектуальным тестам хорошо согласуются с успеваемостью в школе и других учебных заведениях. Однако хорошо известны примеры, когда многие одарённые люди не отличались хорошей успеваемостью в школе (Эйнштейн, Дарвин, Черчилль).

Людям творческим свойственно дивергентное мышление, при котором поиск решения проблемы осуществляется по всем возможным направлениям. Такой «веерообразный» поиск позволяет творческой личности найти весьма необычное решение проблемы или предложить множество решений там, где обычный, стереотипно мыслящий человек найдёт от силы одно или два.

Люди с творческим мышлением порой с трудом адаптируются к традиционному обучению, которое концентрирует на поиске единственно правильного решения, что свойственно конвергентному мышлению.

С какими бы гениальными задатками ни появился на свет ребёнок, его дальнейшее развитие во многом обусловлено факторами внешней среды – питанием, обучением, воспитанием.

Имеются сведения о том, что интеллектуальное развитие ребёнка связано с возможностью его частого общения со взрослыми. Оказалось, что чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности. Первенцы в этом смысле часто оказываются в более выгодном положении, чем их братья и сёстры (Зайонц, 1975).

Вероятно, нельзя рассматривать интеллект как некое однозначное явления, объясняемое одной причиной или одним механизмом.

Надо признать существование сложной структуры интеллекта, включающей общие и специфические факторы.

Очевидно также и то, что наследуются не общий интеллект или конкретные действия и операции, а определённые нейрофизиологические характеристики мозговых зон, которые включаются в функциональные системы, относящиеся к факторам интеллекта.

Мышление – это один из наиболее интересных и в то же время сложных познавательных процессов нашей психики. Именно мышление позволяет нам познавать, исследовать окружающий мир, сравнивать, делать выводы, выстраивать суждения и приходить к умозаключениям, ну и, конечно, творить, создавать что-то принципиально новое на основе прошлого опыта.

Каждый из нас наделен этой способностью, что позволяет нам с успехом взаимодействовать друг с другом. Нужно понимать, что наше мышление имеет определенную классификацию и своеобразные стадии развития. Наивысшей формой развития мышления является абстрактно-логическое.

В основе данного вида мышления лежат понятия «абстракция», «абстрактный»; и именно значение слова «абстракция» или «абстрактный» позволяет лучше понять природу данного типа мышления. Итак, абстракция – это концентрация внимания на важных, существенных аспектах предмета или явления. В результате абстракции возникает абстрагирование, т.е. некое обобщение, которое становится результатом данного отвлечения.

Формы

Необходимо рассмотреть не только общие положения, но и абстрактное мышление и его формы. Ведь проявляется оно достаточно разнообразно.

Итак, ученые-психологи выделяют следующие формы абстрактного мышления:

1. Понятия – это самая простая и основная форма мыслительной деятельности, так как на ней основываются другие, более сложные. Данная форма объединяет множество явлений или предметов со сходными признаками в одно понятие. Например, понятие «стул» — это мебель, которую используют для сидения, она имеет поверхность для сидения, спинку, часто ножки (одну или четыре), рассчитана на одного человека.

2. Суждение – это более сложная форма, которая состоит не из одного понятия, а из нескольких, и с помощью суждения мы способны констатировать факт чего-то, а также можем описывать предметы и явления или их взаимосвязь. Выделяют суждения простые и сложные:

  • Простое – это короткая фраза, например «Дождь идет» или «Самолет летит».
  • Сложное – это цепочка коротких фраз, дающая более развернутое понимание происходящего, например «На улице холодно, идет снег и дует ветер».

3. Умозаключение – самая сложная форма, которая является объединением нескольких суждений, на основе которых мы можем сделать вывод, а следовательно, создать новое суждение. Например: «На улице холодно и дует ветер, значит, нужно тепло одеваться». Это мысленный процесс, который позволяет развиваться теоретическому знанию.

Наша жизнь состоит из постоянного оперирования как понятиями, так и суждениями, которые приводят нас к новым умозаключениям. Каждый из нас проходит путь от наглядно-образного мышления к абстрактному и логическому виду мышления.

Выделяют также основные признаки абстрактного вида мышления:

  • Способность оперировать абстрактными понятиями (счастье, закон, жизнь, правда).
  • Способность обобщать и анализировать информацию.
  • Способность создавать на основе полученной информации систему.
  • Выявление закономерностей окружающего мира без реального контакта с ним (например, понять, что на улице холодно, посмотрев прогноз погоды в Интернете).
  • Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие

Основной вопрос, который интересует практически всех, — это развитие абстрактного мышления, как оно происходит и можно ли на это повлиять. Итак, как утверждают специалисты, этот вид мыслительной деятельности развивается в младшем школьном возрасте, начиная с 7 лет, поэтому его можно развивать уже в первых классах.

Способствует его развитию, конечно же, игра, именно через игру ребенок способен усвоить основные понятия, научиться ими оперировать, а также строить умозаключения на основе суждений. Также важно привлекать ребенка к решению различных задач, в особенности логических или таких, где присутствуют абстрактные понятия, например «периметр» или «площадь».

Творческая деятельность также помогает развить способность абстрактно мыслить. Это могут быть занятия рисованием, лепкой, чтение стихов или прозы, конструирование и так далее – выбор вида творчества должен напрямую зависеть от способностей ребенка.

Если говорить о развитии абстрактного и логического вида мышления у взрослых, то им рекомендуют также заняться творчеством, углубиться в понимание того, что такое искусство, обратиться к философским понятиям и категориям. Хорошо давать себе возможность время от времени решать головоломки, пробовать нестандартно подходить к решению обыденных задач.

Все это позволяет по-новому взглянуть на мир вокруг, а следовательно, расширить функции и возможности своего мышления. Нужно помнить и понимать, что способность абстрактно мыслить у разных людей развита не одинаково, поэтому не стоит сравнивать свои результаты с чьими-либо – лучше проследите, как вы смогли развить абстрактное мышление у себя и как оно видоизменяется. Автор: Дария Потыкан

– это один из видов мышления, благодаря которому получается абстрагировать ситуацию от незначительных деталей и взглянуть на нее в целом. Абстрактное мышление позволяет сделать шаг вперед каждому человеку, пересечь границу правил и норм, совершать новые открытия. Умение мыслить абстрактно, должно развиваться у человека с самого раннего возраста, и чем активнее оно развито, тем лучше. Ведь представив ситуацию в другом свете и взглянув на нее по-другому, вы сможете оказать себе неоценимую помощь в поиске новых решений и выхода из сложной ситуации.

Как донести нужную информацию и понять.

Формы абстрактного мышления

Абстрактное мышление разделяется на три формы, без понимания которых будет очень сложно понять, что же такое абстрактное мышление.

  1. Понятие . Подразумевает под собой особую , при которой предмет или совокупность предметов отображаются в качестве одного или нескольких признаков. Такой признак должен быть существенным. Основные понятия могут быть выражены как словосочетанием, так и одним словом, например «листья» , «собака» , «ученик школы» , «кареглазый парень» .
  2. Суждение . Во время суждения происходит утверждение или отрицание, какой либо фразы, которая описывает окружающие предметы или пространство. Устанавливается закономерность и взаимосвязь. Но суждение разделяется на сложное и простое. Например, простое, может озвучиваться как, «мальчик гуляет на улице» . Сложное суждение выражается немного иначе: «Пошел дождь, стало холодно» и имеет форму повествовательного предложения.
  3. Умозаключение . Одно из форм мышления, во время которого из одного или нескольких связанных между собой суждений связывается воедино и делается один вывод. Этот вывод является новым суждением. Это основа логически-абстрактного мышления. Суждения, которые в дальнейшем приводят к формированию конечного варианта, иногда называют предпосылками, а конечное суждение называется «заключением» . Абстрактное мышление подразумевает свободное мышление, оперирование суждениями, понятиями и умозаключениями, категориями без которых не было бы смысла, без соотношения с нашей повседневной жизнью.

Вадим Лёвкин - В чём цена логических ошибок

Абстрактное мышление очень значимо в жизни человека, поэтому имеет ряд характерных признаков:

  1. Способно отражать окружающий мир без воздействия на органы чувств человека . Другими словами человек не нуждается в непосредственном контакте с явлением или объектом для получения новой информации. Результат человек получает, опираясь на свои знания. (Например, ученик при решении новой задачи, опирается на ранее полученные знания).
  2. Обобщаются явления для выявления закономерности . Каждый человек стремится упростить процесс мышления, что увеличивает его эффективность и скорость. Именно к этому приводит обобщение. Информация о явлении или предмете сокращается, а доступ к ней ускоряется. Например, размышляя, человек ищет нечто общее между разными предметами, тем самым ставя их на одну линию. Теперь ему ненужно запоминать все данные о предмете из одного ряда, необходимы только его характерная особенность. Например, достаточно представить себе животное, в воображении возникает некий объект, который характеризируется общими признаками, голова, туловище, лапы и т.д. А затем конкретизировать вид животного.
  3. Существует неразделимая связь между мыслями и языковым выражением . Условно процесс мышления разделим на два этапа: мышление без помощи языка и «внутренний диалог» , протекающий в общении с самим собой. Не будем отрицать, что основная масса информации поступает из книг, интернета, СМИ. Все осуществляется при помощи письменного (разговорного) языка. Т.е. человек получает новую информацию из источника, перерабатывает ее, создавая нечто новое, и опять закрепляет. Поэтому язык является не только как способ выражения, но и как закрепления информации.

Сознание и подсознание

Что нужно делать для развития абстрактного мышления

Абстрактное мышление не может быть у всех одинаково. У одних есть способность к живописи, у других к поэзии, третьи могут абстрактно мыслить. Но формировать абстрактное мышление необходимо, при чем начинать нужно с самого раннего возраста, нужно давать возможность думать, размышлять и фантазировать.

На сегодня на полках магазинов, в интернет страницах есть множество головоломок, задачек на логику которые дают «пищу» для ума. Если у вас появилось желание развить абстрактное мышление не только у маленького ребенка, но и у себя, уделите всего от 40 до 60 минут два раза в неделю, чтоб погрузится в решение логических задач. Эффект появится очень быстро. В детском возрасте мозг ребенка способен очень быстро решить сложные задачи, но чем активнее тренировки и сложнее задачи, тем лучше и поразительнее результаты.

При отсутствии абстрактного мышления могут возникнуть многие проблемы не только с творческой деятельностью, но и при изучении некоторых дисциплин, где необходимы навыки абстрактного мышления. Именно поэтому стоит привлекать детей для решения головоломок и задач.

Абстрактного мышления помогает открыть тайны природы, познать истину, отличить лож. Данный метод познания существенно отличается от остальных, ведь он не требует непосредственного контакта с изучаемым объектом, дает возможность удаленно сделать выводы и умозаключения.

Контактер Софоос. Ченнелинг. Введение в свободное мышление. Практические подходы

Человек с абстрактным мышлением

Наверное, многие задумались, как же все таки выглядит человек с явно выраженным абстрактным мышлением . У такого человека постоянно в голове протекают рассуждения, мысли, факты, цепочки и т.д. они говорят языком сложных понятий, символов, им доставляет это огромное удовольствие. Чаще всего ярко развитым абстрактным мышлением обладают мужчины, женщин намного реже. Такие люди идут учиться на физико-технические, математико-механические факультеты, это их стихия. Они небрежно одеваются, не задумываются о стиле, могут не заметить расстегнутые пуговицы. Энергии в физическом плане не наблюдается, вся ее активность заключена в . Невнимательны к другим людям, в разговоре строят сложные цепочки, иногда забывают с чего начат разговор, или о чем он. Домашние проблемы для них несущественны, они не уделяют им особого внимания. Такие люди живут в своем мире, иногда далеком от реальности.

Основные качества:

  • Большая работоспособность, увлеченность профессией;
  • Могут представлять ситуацию с разных ракурсов, мыслят сложно;
  • Могут отказаться от физического плана.

Недостатки:

  • эгоисты, сосредоточены только на себе;
  • невнимательны к родственникам и друзьям, рассеяны;
  • чересчур активное абстрактное мышление приводит к непрактическим выводам;
  • усердствуют в теории, но пассивны в практике.

Абстрактное мышление неотъемлемая часть успешного и , помогающая ему не только в саморазвитии, но и в построении карьеры и семьи.

РАЗВИТИЕ УМА И ШАБЛОНЫ МЫШЛЕНИЯ


Высшей ступенью познания у человека считается мышление . Развитие мышления это психический процесс создания очевидных, не требующих доказательств закономерностей окружающего мира. Это мыслительная деятельность, у которой есть цель, мотив, действия (операции) и результат.

Развитие мышления

Ученые предлагают несколько вариантов определения мышления:

  1. Наивысший этап усвоения и переработки человеком информации, установление причинно-следственных связей между объектами действительности.
  2. Процесс отображения явных свойств объектов и, как следствие, создание представления об окружающей реальности.
  3. Это процесс познания реальности, в основе которого лежат полученные знания, постоянное пополнение багажа представлений и понятий.

Мышление изучают несколько дисциплин. Законы и виды мышления рассматривает логика, психофизиологическую составляющую процесса – физиология и психология.

Мышление развивается в течение всей жизни человека, начиная с младенчества. Это последовательный процесс отображения реалий действительности в человеческом мозге.

Виды мышления человека


Чаще всего психологи разделяют мышление по содержанию:

  • наглядно-образное мышление;
  • абстрактное (словесно-логическое) мышление;
  • наглядно-действенное мышление.


Наглядно-образное мышление


Наглядно-образное мышление подразумевает зрительное решение проблемы, не прибегая к практическим действиям. За развитие этого вида отвечает правое полушарие мозга.

Многие считают, что наглядно-образное мышление и воображение – одно и то же. Вы заблуждаетесь.

В основе мышления лежит реальный процесс, предмет или действие. Воображение же включает в себя создание выдуманного, нереального образа, того чего нет в действительности.

Развито у художников, скульпторов, модельеров – людей творческой профессии. Они преобразовывают реальность в образ, и с его помощью у стандартных предметов выделяются новые свойства, устанавливают нестандартные сочетания вещей.

Упражнения на развитие наглядно-образного мышления:

Вопрос-ответ

Если заглавную букву N из английского алфавита перевернуть на 90 градусов, какая в результате получится буква?
Форма ушей у немецкой овчарки?
Количество комнат в жилой комнате вашего дома?

Создание образов

Создайте образ последнего семейного ужина. Мысленно нарисуйте событие и ответьте на вопросы:

  1. Сколько членов семьи присутствовало, кто в чем был одет?
  2. Какие блюда подавались?
  3. О чем была беседа?
  4. Представьте вашу тарелку, где лежали ваши руки, лицо рядом сидящего родственника. Ощутите вкус блюд, которые вы ели.
  5. Представленная картинка была черно-белой или цветной?
  6. Опишите зрительный образ помещения.

Описание предметов

Опишите каждый из представленных предметов:

  1. зубная щетка;
  2. сосновый лес;
  3. закат;
  4. ваша спальня;
  5. капли утренней росы;
  6. парящий в небе орел.

Воображение

Вообразите Красоту, Богатство, Успех.

Опишите выделенный образ при помощи двух существительных, трех прилагательных и глаголов, одного наречия.

Воспоминания

Представьте людей, с которыми вы сегодня (или когда-нибудь) общались.

Как они выглядели, в чем были одеты? Опишите их внешность (цвет глаз, волос, рост и телосложение).


Словесно-логический тип мышления (Абстрактное мышление)

Человек видит картину в целом, выделяет только значимые качества явления, не замечая несущественных деталей, которые лишь дополняют предмет. Такое мышление хорошо развито у физиков, химиков – людей, которые имеют прямое отношение к науке.

Формы абстрактного мышления

У абстрактного мышления выделяют 3 формы:

  • понятие – предметы объединяются по признакам;
  • суждение – утверждение или отрицание какого-либо явления или связи между предметами;
  • умозаключение – выводы на основе нескольких суждений.

Пример абстрактного мышления:

У вас есть футбольный мяч (вы можете даже взять его в руки). Что можно сделать с ним?

Варианты: поиграть в футбол, бросить в кольцо, сесть на него и т.д. – не абстракты. А вот, если представить, что хорошая игра в мяч привлечет внимание тренера, и вы сможете попасть в известную футбольную команду…это уже запредельное, абстрактное мышление.

Упражнения на развитие абстрактного мышления:

«Кто лишний?»

Из ряда слов выберите одно или более слов, которые не подходят по смыслу:

  • осторожный, быстрый, веселый, печальный;
  • индюк, голубь, ворона, утка;
  • Иванов, Андрюша, Сергей, Владимир, Инна;
  • квадрат, указка, окружность, диаметр.
  • тарелка, кастрюля, ложка, стакан, бульон.

Нахождение отличий

Чем отличаются:

  • поезд – самолет;
  • лошадь-овца;
  • дуб-сосна;
  • сказка-стихотворение;
  • натюрморт-портрет.

У каждой пары найдите минимум 3 отличия.

Главное и второстепенное

Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.

  • Игра – игроки, штраф, карты, правила, домино.
  • Война – пушки, самолеты, сражение, солдаты, командование.
  • Юность – любовь, рост, подросток, ссоры, выбор.
  • Сапоги – каблук, подошва, шнурки, застежка, голенище.
  • Сарай – стены, потолок, животные, сено, лошади.
  • Дорога – асфальт, светофор, движение, автомобили, пешеходы.

Прочитайте словосочетания наоборот

  • завтра премьера спектакля;
  • приходи в гости;
  • пойдем в парк;
  • что на обед?

Слова

За 3 минуты напишите как можно больше слов на букву ж (ш, ч, я)

(жук, жаба, журнал, жестокость…).

Придумайте имена

Придумайте по 3 самых необычных мужских и женских имен.


Наглядно-действенное мышление

Подразумевает решение мыслительных задач через преобразование возникшей в реальности ситуации. Это самый первый способ перерабатывать полученную информацию.

Такой вид мышления активно развивается у детей дошкольного возраста. Они начинают объединять различные предметы в единое целое, анализировать и оперировать ими. Развивается в левом полушарии мозга.

У взрослого человека этот вид мышления осуществляется через трансформацию практической пользы у реальных предметов. Наглядно-образное мышление крайне развито у людей, которые занимаются производственным трудом – инженеров, сантехников, хирургов. При виде предмета они понимают, какие действия с ним надо совершать. В народе говорят, что у людей подобных профессий «набита рука».

Наглядно-образное мышление помогало древним цивилизациями, например, измерять землю, ведь во время процесса задействованы и руки, и мозг. Это так называемый ручной интеллект.

Отлично развивает наглядно-действенное мышление игра в шахматы.

Упражнения на развитие наглядно-действенного мышления

  1. Самое простое, но очень эффективное задание на развитие этого вида мышления – это сбор конструкторов. Деталей должно быть как можно больше, не менее 40 штук. Можно использовать наглядную инструкцию.
  2. Не менее полезны для развития такого вида мышления и различные пазлы, головоломки . Чем больше будет деталей, тем лучше.
  3. Составьте из 5 спичек 2 равных треугольника, из 7 – 2 квадрата и 2 треугольника.
  4. Превратите в квадрат, разрезав один раз по прямой линии, круг, ромб и треугольник.
  5. Слепите из пластилина кошку, дом, дерево.
  6. Определите без специальных приборов вес подушки, на которой вы спите, всей надетой на вас одежды, размер комнаты, в которой вы находитесь.

Заключение

У каждого человека должны быть развиты все три типа мышления, но преобладает всегда один вид. Определить это можно еще в детстве, во время наблюдения за поведением ребенка.

Рад приветствовать Вас, уважаемые читатели моего блога! Нас от животных отличает не только умение распознавать свои потребности и ставить цели, но и наличие такого понятия, как абстрактно логическое мышление. И оно не только отличает, но и делает человека уникальным, так как ни одно живое существо не обладает этой способностью. Сегодня мы рассмотрим методы, с помощью которых возможно развить его.

Виды

Для начала давайте разберёмся, какие виды вообще существуют, и какая между ними разница:

  • Конкретно-действенное , или его ещё называют практическим. Проявляется в нашей жизни, когда есть необходимость решить какие-то конкретные задачи. Может быть бытовым или производственным. Проще говоря, это то, что мы делаем, опираясь на свой опыт, а также умение разбираться в чертежах, проектах и прочих технических деталях.
  • Конкретно-образное , или художественное. Отличительной особенностью является привязка к настоящему времени, из которого и черпается вдохновение, появляются идеи. А также делается акцент на чувствах и эмоциях, благодаря различным переживаниям человек становится способным творить.
  • Словесно-логическое , абстрактное. Благодаря ему мы видим картину мира целостной, абстрагируясь от деталей, концентрируясь на широких понятиях. Развивать этот вид необходимо, прежде всего, потому, что оно помогает нам принимать нестандартные решения, выходя за границы обыденности и моделировать отношения между реальными объектами и образами.

Формы

В своей повседневной жизни, порой неосознанно, мы используем три формы абстрактно-логического мышления:

  1. Понятие – способность дать характеристику предмету по его основным признакам, которые обязательно должны быть обоснованным, с помощью одного слова, либо словосочетания. К примеру, «ночь», «кошка», «тёплый чай»…
  2. Суждение описывает процессы в мире, их связь между собой, способы взаимодействия. Может что-то отрицать, и наоборот, подтверждать. Имеет два типа, простое и сложное. Разница в том, что сложное принимает более повествовательный характер. К примеру: «Выпал снег», и «Вода в кастрюле закипела, значит можно сыпать кашу».
  3. Умозаключение – очень интересная форма, прям таки фундамент, потому что, исходя из одного или нескольких суждений, происходит процесс резюмирования, вследствие чего рождается новое суждение. Имеет в своём составе предпосылки и заключения. Пример: «Пришла зима, выпал снег и рано начало темнеть».

Признаки

Существуют такие признаки, по которым можно определить, что этот тип мышления преобладает:

  • Потребность в построении причинно-следственных связей;
  • Чёткая систематизация полученной информации;
  • В общении преобладает использование формул, расчётов, каких-либо заключений, выдвигаются гипотезы, а также замечается умелое оперирование словами.
  • Высокая способность обобщать и анализировать
  • Умение аргументировать своё мнение, логически его обосновывая

Если вышеперечисленные признаки не являются вашим коньком, не стоит отчаиваться, ведь это легко исправить, следует только проявить терпение, ведь это длительный процесс, но очень необходимый. Потому что с помощью абстракций и логики мы можем находить свою истину, подвергая сомнению определённую информацию. Быстро выстраивать цепочку определённых выводов, пути возможных решений проблем. Человек становится способным быстро принимать решение и опираться на свой опыт, не обесценивая или игнорируя его. А кто не хочет заранее просчитывать варианты событий, предвосхищая их?

Если вы хотите повысить уровень развития, необходимо хотя бы несколько раз в неделю находить время для занятий, длительностью в полтора часа. Даже при сильной рабочей загруженности это вполне реально, главное желание и упорство. И уже через месяц вы сможете заметить, как стало легче строить планы, решать задания, с которыми раньше было не так просто справиться, и вообще размышлять.

Этот тип мышления по своей сути является наработанным навыком, умением. Развивается только благодаря умственному труду, когда мозг занят решением задачек, а не просто является врождённой способностью, уровень которой передаётся по наследству. Так что только от вас зависит, как эффективно вы можете применять дар, данный природой.

Существует два самых основных способа его развить: теоретический и практический. Теорию в основном преподают в высших учебных заведениях, где рассказывают о категориях, законах и соответственно правилах логики. Если вы эти моменты упустили, не будет лишним самостоятельно поискать информацию. А вот практика направлена на то, чтобы полученную теорию воплотить в реальность, закрепить и применить, чтобы наработать опыт. Идеально, когда эти два способа человек применяет комплексно. Итак, непосредственно самые актуальные практические способы развития:

1.Игры


Да, проводя весело время за игрой, вы помогаете своему мозгу быть в тонусе.

  • Самыми популярными считаются шахматы, шашки и нарды . Потому что приходится просчитывать свои шаги наперёд, предвосхищая события и возможные шаги противника. Если вы не умеете играть, существует много мобильных приложений, которые помогут не только обучиться, но и практиковаться, не теряя зря время в длинной очереди или дороге.
  • «Слова», «Города» … Кто не знает игру, когда из букв очень длинного слова необходимо составить другие? Или на какую-то одну букву называть предметы, которые поместятся в бутыль? Обучите своих детей, ведь им совсем не помешает не только мыслительное развитие, но и информация, к примеру, о существующих городах.
  • Пазлы . Очень кропотливый процесс, особенно, когда выбирается сложная картина, к примеру, пейзаж. На самом деле этом метод не только помогает развить логику, но и усидчивость, терпение, самообладание. Мелкая моторика в действии, внимание максимально направлено на поиск нужных частей, мозг в это время «дорисовывает» возможные варианты уже найденных. Если вы будете собирать его семьёй, это ещё и сможет сблизить вас, ведь нет лучшего метода наладить отношения, чем совместное времяпрепровождение, особенно с удовольствием.
  • Кубик-рубик , даже если вы не можете его собрать по цвету, с помощью ежедневной практики вы сможете наработать возможные комбинации.
  • Покер . Только не на деньги, а для удовольствия, контролируя, чтобы не появилась зависимость от азартных игр. Он помогает развить не только логику и просчитать возможные комбинации, но и память, внимательность, а ещё такое полезное умение, как распознавание эмоций благодаря жестам и мимике. Кто читал статью , то покер будет прекрасным методом для практики и наработки опыта.

2.Изучение иностранного языка

Звуки новых иностранных слов заставляют наш мозг включаться в работу, ведь необходимо обнаруживать связь и проводить ассоциации между родной речью и той, которую решили изучить. С помощью этого метода, вы, как говорится, «убьёте двух зайцев» — прокачаете абстрактно-логический тип мышления и при этом выучите новый язык.

  • Лучшим вариантом, конечно, является посещение курсов, но если по каким-либо причинам это невозможно, не стоит отчаиваться, скачайте онлайн-приложения на телефон. Ежедневно изучайте не менее 10 новых слов, и эффект не заставит себя ждать. Рекомендую к прочтению статью потому что в неё я включил готовый план по самостоятельному изучению английского языка, вам останется только внести коррективы, если это будет необходимо.
  • Обязательно практикуйтесь, чтобы закреплять полученные знания и обучаться правильному произношению. Если нет среди знакомых носителей языка, который изучаете, находите в интернете сообщества людей, которых объединяет общая цель – обмен знаниями и практика.

3.Чтение


О его пользе мы уже говорили в статье вот .

  • Один нюанс – читать необходимо, анализируя каждую страницу, строчку и фразу. Задача не прочитать на скорость, а именно отложить в памяти необходимые знания.
  • Устройте для себя игру, продумывая разные исходы событий. Позвольте себе фантазировать, поиграйте в Шерлока Холмса.
  • Делайте акцент на художественную литературу, классику, и научную, откуда помимо всего прочего, сможете ещё и почерпнуть знания, которые уж точно пригодятся в повседневной жизни.

4.Упражнения

Современная психология постоянно придумывает массу способов, чтобы вы могли не только изучить себя, но ещё и продвинуть. Проходите чаще какие-то тесты, которые будут мотивировать вас думать, да хотя бы банальный тест на выявления уровня интеллекта. Я писал о нём

  • Поищите какие-либо математические задачки, логические, и на досуге уделите время для их решения. Материалом могут служить школьные учебники, ваши и ваших детей.
  • Решайте кроссворды, ребусы, судоку… что вам больше нравится и доставляет удовольствие.
  • Отличным способом являются, онлайн сервисы, с играми на развитие памяти и мышления. К примеру этот, вот ссылка .

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели! Как вы помните, никогда не стоит останавливаться на достигнутом, и тогда вас точно будет ожидать успех. Берите пример с людей, которые добились мирового признания, благодаря тому, что умели прогнозировать и предвосхищать события, усердно трудясь ежедневно. К примеру, можно воспользоваться даже принципами, такого гиганта Не обязательно рождаться гением, только от вас зависит, как вы организуете свою жизнь и каким станете. Если статья вам была интересна, вы можете добавить её себе в соц. сети, кнопки находятся внизу. Вам будет полезно, а мне будет приятно, что я был вам полезен. Пока пока.