Литературные направления 20 века таблица. Литературные направления и течения. Разработка урока по литературе "Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление и развитие реализма"

и развитие реализма

Цели : познакомить учащихся с основными особенностями классицизма, сентиментализма и романтизма как активно борющихся литературных направлений; показать становление реализма в русской и мировой литературе, а также зарождение и развитие русской и профессиональной литературной критики.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Разбираются 2–3 вопроса (по выбору учащихся) из домашнего задания.

II. Лекция учителя (краткое содержание).

Учащиеся в тетрадях записывают основные особенности классицизма, сентиментализма и зарождавшегося романтизма как литературных направлений. Литературные истоки русского реализма.

Последняя треть XVIII–начало XIX в. – важный период развития русской художественной литературы. Среди писателей и высшая знать, возглавляемая Екатериной II, и представители среднего и мелкого дворянства, и мещане. Произведения Н. М. Карамзина и Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского и К. Ф. Рылеева занимают «умы и сердца читателей»* .

На страницах газет и журналов, в литературных салонах идет непримиримая борьба сторонников разных литературных направлений.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый ) – художественное направление в литературе и искусстве XVIII–начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Родоначальники и последователи классицизма считали высшим образцом художественного творчества (совершенством, классикой) произведения античности.

Классицизм возник (в эпоху абсолютизма) сначала во Франции в XVII веке, затем распространился в других европейских странах.

В поэме «Поэтическое искусство» Н. Буало создал развернутую эстетическую теорию классицизма. Он утверждал, что литературные произведения создаются без вдохновения, но «рассудочным путем, после строгого обдумывания». В них все должно быть точно, ясно и стройно.

Писатели-классицисты целью литературы считали воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед государством и монархом – основной задачей гражданина.

По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия, ода, эпопея относились к «высоким жанрам» и должны были разрабатывать особо значимые общественные проблемы. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, сатира, басня, «призванные отражать современную действительность» .

Драматические произведения в литературе классицизма подчинялись правилам «трех единств» – времени, места и действия.

1. Особенности русского классицизма

Русский классицизм не был простым подражанием западному.

В нем сильнее, чем на Западе, звучала критика недостатков общества. Наличие сатирической струи придавало произведениям классицистов правдивый характер.

С самого начала в русском классицизме сильно сказывалась связь с современностью, русской действительностью, которая освещалась в произведениях с точки зрения передовых идей.

Писатели-классицисты «создавали образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью, развивали патриотическую идею служения родине, пропагандировали высокие нравственные принципы гражданского долга и гуманного отношения к людям** .

Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство, чувствительный ) – художественное направление в литературе и искусстве, возникшее в Западной Европе в 20-е годы XVIII века. В России сентиментализм распространился в 70-е годы XVIII века, а в первую треть XIX века занял ведущее положение.

В то время как героями классицизма выступали полководцы, вожди, цари, вельможи, писатели-сентименталисты проявляли искренний интерес к личности, характеру человека (незнатного и небогатого), его внутреннему миру. Умение чувствовать рассматривалось сентименталистами как решающая черта и высокое достоинство человеческой личности. Слова Н. М. Карамзина из повести «Бедная Лиза» «и крестьянки любить умеют» указывали на относительно демократическую направленность сентиментализма. Воспринимая человеческую жизнь как скоротечную, писатели славили вечные ценности – любовь, дружбу и природу.

Сентименталисты обогатили русскую литературу такими жанрами, как путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия, переписка, «слезная комедия».

События в произведениях происходили в небольших городках или деревнях. Много описаний природы. Но пейзаж – это не просто фон, а живая природа, как бы заново открытая автором, прочувствованная им, воспринятая сердцем. Прогрессивные писатели-сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях и горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте.

Самый яркий представитель русских сентименталистов – Н. М. Карамзин.

От сентиментализма «распространились нити» не только к романтизму, но и к психологическому реализму.

2. Своеобразие русского сентиментализма

Русский сентиментализм – дворянско-консервативный.

Писатели-дворяне в своих произведениях изображали человека из народа, его внутренний мир, чувства. Для сентименталистов культ чувства стал средством ухода от действительности, от тех острых противоречий, которые существовали между помещиками и крепостным крестьянством, в узкий мир личных интересов, интимных переживаний.

Русские сентименталисты развивали мысль о том, что все люди, независимо от их общественного положения, способны на самые высокие чувства. А значит, по мысли Н. М. Карамзина, «во всяком состоянии человек может найти розы удовольствия». Если же и простым людям доступны радости жизни, то «не через изменение государственного и общественного строя, а через нравственное воспитание людей лежит путь к счастью всего общества».

Карамзин идеализирует отношения помещиков и крепостных. Крестьяне довольны своей жизнью и прославляют своих помещиков.

Романтизм (от фр. romantique – нечто таинственное, странное, нереальное ) – художественное направление в литературе и искусстве, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIII – начале XIX века и яростно выступавшее против классицизма с его строгими правилами, стеснявшими свободу творчества писателей.

Романтизм – литературное направление, вызванное к жизни важными историческими событиями и общественными переменами. Для русских романтиков такими событиями были Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Взгляды писателей-романтиков на исторические события, на общество, на их позиции в обществе были резко несхожими – от бунтарских до реакционных, поэтому в романтизме следует различать два основных направления или течения – консервативное и прогрессивное.

Консервативные романтики брали сюжеты для своих произведений из прошлого, предавались мечтам о загробном мире, поэтизировали жизнь крестьян, их покорность, терпение и суеверие. Они «уводили» читателей от общественной борьбы в мир воображения. В. Г. Белинский написал о консервативном романтизме, что «это – желание, стремление, порыв, чувства, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии.., это мир.., населенный тенями и призраками, конечно, очаровательными и милыми, но тем не менее неуловимыми; это – унылое, медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это – любовь, которая питается грустью…»

Прогрессивные романтики подвергали резкой критике современную им действительность. Герои романтических поэм, лирических стихотворений, баллад имели сильный характер, не мирились с общественным злом, призывали к борьбе за свободу и счастье людей. (Поэты-декабристы, молодой Пушкин.)

Борьба за полную свободу творчества объединяла и прогрессивных, и консервативных романтиков. В романтизме основа конфликта – расхождение между мечтой и действительностью. Поэты и писатели стремились выразить свою мечту. Они создавали поэтические образы, соответствовавшие их представлениям об идеале.

Основным принципом построения образов в романтических произведениях стала личность поэта. Поэт-романтик, по словам В. А. Жуковского, смотрел на действительность «сквозь призму сердца». Так, гражданская поэзия была для него и глубоко личной поэзией.

Романтиков интересовало все яркое, необычное и неповторимое. Романтические герои – исключительные личности, охваченные великодушием и неистовой страстью. Обстановка, в которой они изображались, тоже исключительная и загадочная.

Поэты-романтики открыли для литературы богатство устного народного творчества, а также литературные памятники прошлого, не получившие до этого правильной оценки.

Богатый и сложный духовный мир романтического героя потребовал более широких и более гибких художественно-речевых средств. «В романтическом стиле основную роль начинает играть эмоциональная окраска слова, его вторичные значения, а предметное, основное значение отступает на второй план» . Тому же стилистическому принципу подчиняются и разнообразные изобразительно-выразительные средства художественного языка. Романтики предпочитают эмоциональные эпитеты, яркие сравнения, необычные метафоры.

Реализм (от лат. realis – вещественный ) – художественное направление в литературе и искусстве XIX века, для которого характерно стремление к правдивому изображению действительности.

Только со второй половины XVIII в. можно говорить о становлении русского реализма. Реализм этого периода литературоведение определило как реализм просветительский с его гражданственностью, интересом к человеку, тенденцией к демократизации, с ощутимыми чертами сатирического отношения к действительности.

В формировании русского реализма большую роль сыграли Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, И. А. Крылов и другие писатели. В сатирических журналах Н. И. Новикова, в комедиях Д. И. Фонвизина, в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, в баснях И. А. Крылова в центре внимания «не просто факты, люди и вещи, а те закономерности, которые действовали в жизни».

Главная черта реализма – умение писателя дать «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Типичные характеры (образы) те, в которых наиболее полно воплощены важнейшие черты, характерные в определенный исторический период для той или иной общественной группы или явления.

Новый тип реализма сложился в XIX веке – это критический реализм , по-новому изображающий отношения человека и окружающей среды. Писатели «устремились» к жизни, открывая в обыденном, привычном ее течении законы существования человека и общества. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека.

Таким образом, реализм (разные его формы) превратился в широкое и мощное литературное направление. Подлинным «родоначальником русской реалистической литературы, давшим совершенные образцы реалистического творчества», был Пушкин – великий народный поэт. (Для 1-й трети XIX века особенно характерно органическое сосуществование разных стилей в творчестве одного писателя. Пушкин был и романтиком, и реалистом, точно так же и другие выдающиеся русские писатели.) Великими реалистами были Л. Толстой и Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин и А. Чехов.

Домашнее задание.

Ответить на вопросы :

Чем романтизм отличается от классицизма и сентиментализма? Какие настроения свойственны романтическим героям? Расскажите о становлении и литературных истоках русского реализма. В чем своеобразие реализма? Расскажите о разных его формах.

Основные литературные направления Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Признаки литературного направления Объединяют писателей определённой исторической эпохи Представляют особый тип героя Выражают определённое мировоззрение Выбирают характерные темы и сюжеты Работают в определённых жанрах Выделяются стилем художественной речи Выдвигают определённые жизненные и эстетические идеалы


Классицизм 17 – начало 19 вв. Русский классицизм – национально-патриотическая тематика, связанная с преобразованиями Петра 1 Отличительные черты -Нарушение жизненной правды: утопизм, идеализация, отвлечённость в изображении -надуманные образы, схематичные характеры - Назидательность произведения, строгое деление героев на положительных и отрицательных -использование языка, мало понятного простому народу -общенациональная, гражданская направленность - Установление иерархии жанров: «высокие» (оды, трагедии), «средние» (элегии, исторические сочинения, дружеские письма), «низкие» (комедии, сатиры, басни, эпиграммы) - Правило «трёх единств»: времени, места и действия (все события происходят в 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной линии)


Представители классицизма Русская литература: М. Ломоносов («Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года») Г. Державин (ода «Фелица») А. Сумароков (трагедии) Д. Фонвизин (комедии «Бригадир», «Недоросль») Западноевропейская литература: П. Корнель, Вольтер, Мольер, Ж. Лефонтен


Сентиментализм 2-ая половина 18 – начало 19 вв. Отличительные черты - Раскрытие человеческой психологии - Высшей ценностью провозглашается чувство - Интерес к простому человеку, к миру его чувств, к природе, к быту - Идеализация действительности, субъективное изображение мира - Идеи нравственного равенства людей, органической связи с природой - Произведение часто написано от 1-го лица, что придаёт ему лиризм и поэтичность




Романтизм Направление, отражающее стремление художника противопоставить реальную действительность и мечту Отличительные черты - необычность, экзотичность в изображении событий, пейзажа, людей - мечтательность, идеализация действительности, культ свободы - стремление к идеалу, совершенству - сильный, яркий, возвышенный образ романтического героя - изображение героя в исключительных обстоятельствах (в трагическом поединке с судьбой) - Контраст в смешении высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного


Представители романтизма Русская литература - В. Жуковский (баллады Людмила», «Светлана», «Лесной царь» - К. Рылеев (поэмы) - А. Пушкин (Поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан») - М. Лермонтов (поэма «Мцыри») - Н. Гоголь (повести «Вечера на хуторе близ Диканьки») - - М. Горький (рассказ «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» - Западноевропейская литература - Д. Байрон, И.В. Гёте, Шиллер, Гофман, П.Мериме, В. Гюго, В. Скотт


Реализм Направление в искусстве и литературе 19 – 20 вв., в основе которого лежит полное, правдивое и достоверное изображение жизни. Отличительные черты - В основе лежит конфликт: герой – общество - типичные литературные персонажи - Типичные приёмы в изображении действительности (портрет, пейзаж, интерьер) - Изображение определённой исторической эпохи, реальных событий - Изображение событий и героев в развитии - Все персонажи изображаются не отвлечённо, а во взаимодействии с окружающим миром


Представители реализма -А. Грибоедов (комедия «Горе от ума») - А. Пушкин («Маленькие трагедии», «Евгений Онегин») - М. Лермонтов (роман «Герой нашего времени») - Н. Гоголь (поэма «Мёртвые души») - И. Тургенев (романы «Отцы и дети», «Накануне», «Рудин» и др.) - Л. Толстой («После бала», «Воскресение», «Война и мир», «Севастопольские рассказы» и др.) - Ф. Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.)

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от английского sentimental - чувствительный, от французского sentiment - чувство) - литературное направление второй половины XVIII века, пришедшее на смену клас­сицизму. Сентименталисты провозгласили о главенстве чувства, а не разума. Человек оценивался по его способности к глубоким переживаниям. Отсюда - интерес к внутреннему миру героя, изображение оттенков его чувств (начало психологизма).

В отличие от классицистов, сентименталисты считают высшей ценностью не государство, а че­ловека. Несправедливым порядкам феодального мира они противопоставили вечные и разумные законы природы. В связи с этим природа для сентименталистов - мерило всех ценностей, в том числе и самого человека. Неслучайно они утверждали превосходство «природного», «естественно­го» человека, то есть живущего в гармонии с природой.

Чувствительность лежит и в основе творческого метода сентиментализма. Если классицисты создавали обобщенные характеры (ханжа, хвастун, скряга, глупец), то сентименталистов инте­ресуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. Герои в их произведениях четко делятся на положительных и отрицательных. Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование). Отрицательные - рас­четливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие. Носителями чувствительности, как правило, оказываются крестьяне, ремесленники, разночинцы, сельское духовенство. Жестокими - пред­ставители власти, дворяне, высшие духовные чины (так как деспотическое правление убивает в людях чувствительность). Проявления чувствительности часто приобретают в произведениях сентименталистов слишком внешний, даже гиперболизированный характер (восклицания, слезы, обмороки, самоубийства).

Одно из основных открытий сентиментализма - индивидуализация героя и изображение бога­того душевного мира простолюдина (образ Лизы в повести Карамзина «Бедная Лиза»). Главным героем произведений стал обыкновенный человек. В связи с этим сюжет произведения нередко представлял собой отдельные ситуации будничной жизни, при этом крестьянский быт часто изображался в пасторальных тонах. Новое содержание потребовало новой формы. Ведущими жанрами стали семейный роман, дневник, исповедь, роман в письмах, путевые заметки, элегия, послание.

В России сентиментализм зародился в 1760-е годы (лучшие представители - Радищев и Ка­рамзин). Как правило, в произведениях русского сентиментализма конфликт развивается между крепостным крестьянином и помещиком-крепостником, причем настойчиво подчеркивается нрав­ственное превосходство первого.

- Русская литература первой половины XIX века

Для русской литературы первой половины XIX в. характерна быстрая смена художественных направлений. Господствующие эстетические принципы успевали несколько раз трансформироваться в течение жизни одного поколения. Завершающим аккордом развития классицизма в русской литературе явилась пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1823 г.), в которой традиции классической комедии XVIII в. сочетаются, как у Д. И. Фонвизина, с чертами зарождающегося реализма. В начале века в Европе и в России формируется романтизм - течение в литературе и искусстве, для которого характерен особый интерес к неординарной личности, одинокому Герою, противопоставляющему себя, мир своей души окружающему миру. Для романтиков в творчестве главной задачей является не столько точное воспроизведения реальности, сколько создание «идеала», черты которого обычно придаются главному действующему лицу и отражают отношения автора к действительности.

Создателем русского романтизма считают Василия Андреевича Жуковского (1783-1852), поэта, чьи полные меланхолии, народных мотивов и мистических образов произведения (баллады «Людмила» 1808 г., «Светлана» 1812 г.) стали образцами стиля новой литературы. Для романтиков характерен интерес к истории. Помимо него представителями романтизма были поэты-декабристы К. Ф. Рылеев , В. К. Кюхельбекер , А. А. Бестужев (Марлинский), А. И. Одоевский . Идейная основа их творчества, конечно, очень отличается от романтизма Жуковского. В ней преобладает поэзия борьбы, свободы, она гораздо более оптимистична. Иначе как романтическими нельзя назвать и ранние произведения Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) и Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841).

Пушкин относится к числу тех писателей, чей творческий путь был отмечен обращением к различным художественным направлениям. Ранний Пушкин - романтик, в его произведениях можно даже обнаружить некоторое влияние сентиментализма. В то же время он считается родоначальником русского реализма. Его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван В. Г. Белинским «энциклопедией русской жизни». Помимо «Онегина» выдающимися образцами реализма в творчестве А. С. Пушкина являются историческая драма «Борис Годунов» , повести «Капитанская дочка» , «Дубровский» .

Традиции Пушкина в литературе продолжил его младший современник М. Ю. Лермонтов . Ранние произведения Лермонтова - это в основном любовная лирика. Однако со временем в его поэзию наряду с темой трагичной, несчастной любви входит гражданская тематика. Известность ему принесло стихотворение «На смерть поэта» , посвященное гибели А. С. Пушкина. За ним последовали «Родина» , «Бородино» . Как и его великий предшественник, М. Ю. Лермонтов в своем творчестве сочетал романтизм и реализм. Поэзия романтического одиночества и противостояния миру нашла отражение в поэмах «Мцыри» и «Демон» . Вершиной лермонтовского реализма считается роман «Герой нашего времени» . Драматургия М. Ю. Лермонтова представлена пьесой «Маскарад» , написанной в 1835 г.

Дальнейшее развитие литературы было связано с укреплением позиций реализма. Важной вехой в этом процессе было творчество Николая Васильевича Гоголя (1809-1852). Его считают первым писателем так называемой «натуральной школы» в русской литературе, т.е. того течения, которое сейчас принято именовать «критическим реализмом». Наследие Н. В. Гоголя многообразно. Это и колоритные зарисовки быта малоросских помещиков в повестях «Миргород» , и наполненные фантастическими и сказочными мотивами украинского фольклора «Вечера на хуторе близ Диканьки» , и мистичные «Петербургские повести» в которых гротеск, фантастика («Нос» ) сочетаются с пронзительно реалистичным изображением жизни задавленного жизнью «маленького человека» («Шинель» ). В 1835 г. Н. В. Гоголь закончил комедию «Ревизор» , сюжет которой был подсказан ему А. С. Пушкиным. Комедия без положительного героя, в образах вороватых провинциальных чиновников она демонстрировала портрет всей чиновно-самодержавной Российской империи. Своеобразным сочетанием сатиры и лирики, реализма и гротеска является неоконченное произведение Н. В. Гоголя «Мертвые души» , названное самим писателем поэмой.

Особое значение, которое приобрела в I половине XIX в. литература, обусловило появление литературной критики как самостоятельного жанра. Высшие достижения в этой сфере связаны с именем Виссариона Григорьевича Белинского (1811-1848), значение творчества которого выходит далеко за пределы узколитературоведческих вопросов. В. Г. Белинский был одним из тех мыслителей, усилиями которых утверждалось высокое гражданственное звучание русской литературы. Во многом благодаря В. Г. Белинскому литературная критика в России стала пространством идейной борьбы, форумом, на котором обсуждались важнейшие вопросы жизни общества, трибуной, с которой передовые идеи шли в массы.

- Русская литература второй половины XIX века

Во второй половине XIX века литература приобретает огромное значение в общественной и культурной жизни России. В литературе видели не только область художественного творчества, но и источник духовного совершенствования, арену идейных битв, залог особого великого будущего России. Отмена крепостного права, буржуазные реформы, становление капитализма, тяжелые войны, которые пришлось вести России в этот период находили живой отклик в творчестве русских писателей. К их мнению прислушивались. Их взгляды во многом определяли общественное сознание населения России того времени.

Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм . Всемирную славу русской литературе принесло творчество И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова.

Одним из самых замечательных писателей середины века был Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883). Исключительно правдиво удалось писателю изобразить галерею портретов крестьян в принесшей ему славу серии рассказов, получившей название «Записки охотника» . Нравственные искания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе «Дворянское гнездо» (1858 г.). Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновения между переживающим кризис дворянским сословием и новой генерацией разночинцев (воплощенной в образе Базарова), сделавших знаменем идейного самоутверждения отрицание («нигилизм»), показан в романе «Отцы и дети» (1862 г.).

Судьбы русского дворянства нашли отражение в творчестве И. А. Гончарова . Характеры героев его произведений противоречивы: мягкий, чистосердечный, совестливый, но пассивный, не способный «встать с дивана» Илья Ильич Обломов («Обломов» , 1859 г.); образованный, одаренный, романтически настроенный, но опять же по-обломовски бездеятельный и безвольный Борис Райский («Обрыв» , 1869 г.). Гончарову удалось создать образ весьма типичной породы людей, показать распространенное явление общественной жизни того времени, получившее с подачи литературного критика Н. А. Добролюбова название «обломовщина».

На середину столетия приходится начало литературной деятельности величайшего русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого (1828-1910). Титаническая личность Толстого представляет собой характерную для русской культуры фигуру автора, для которого литература была тесно связана с общественной деятельностью, а исповедуемые идеи пропагандировались прежде всего примером собственной жизни. Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого, опубликованных в 50-х гг. XIX в. и принесших ему известность (трилогия «Детство» , «Отрочество» , «Юность» , кавказские и севастопольские рассказы ), проявился мощный талант. В 1863 году выходит повесть «Казаки» , ставшая важным этапом в его творчестве. Толстой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи «Война и мир» (1863-1869 гг.) Собственный опыт участия в Крымской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно изобразить события героического 1812 года. В романе объединен огромный и разнообразный материал, его идейный потенциал неизмерим. Картины семейного быта, любовная линия, характеры людей переплетаются с масштабными полотнами исторических событий. По словам самого Л. Н. Толстого, главной мыслью в романе была «мысль народная». Народ показан в романе как творец истории, народная среда как единственно верная и здоровая почва для любого русского человека. Следующий роман Л. Н. Толстого - «Анна Каренина» (1874-1876 гг.). В нем история семейной драмы главной героини сочетается с художественным осмыслением острых социальных и нравственных вопросов современности. Третий великий роман великого писателя - «Воскресение» (1889-1899 гг.), названный Р. Ролланом «одной из прекраснейших поэм о человеческом сострадании».

Драматургия II половины XIX в. была представлена пьесами А. Н. Островского («Свои люди - сочтемся», «Доходное место», «Женитьба Бальзаминова», «Гроза» и пр.) и А. В. Сухово -Кобылина (трилогия «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»).

Важное место в литературе 70-х гг. занимает М. Е. Салтыков -Щедрин , сатирическое дарование которого с наибольшей силой проявилось в «Истории одного города» . Одно из лучших произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» повествует о постепенном распаде семьи и вымирании помещиков Головлевых. В романе показана ложь и абсурд, лежащая в основе отношений внутри дворянского семейства, что и приводит их в конечном итоге к гибели.

Непревзойденным мастером психологического романа был Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). Гениальность Достоевского проявлялась в необыкновенной способности писателя открывать читателю потаенные, иногда ужасающие, поистине мистические глубины человеческой натуры, показывая чудовищные душевные катастрофы в самой обыденной обстановке («Преступление и наказание» , «Братья Карамазовы» , «Бедные люди» , «Идиот» ).

Новым этапом в развитии реализма в русской литературе было творчество Антона Павловича Чехова (1860-1904). Талант А. П. Чехова проявился прежде всего в небольших по объему рассказах, в которых писатель изумительно точно, с тонким юмором и легкой грустью показал жизнь обыкновенных людей - провинциальных помещиков, земских врачей, уездных барышень, за монотонным течением жизни которых вставала настоящая трагедия - несбывшиеся мечты, нереализованные стремления, оказавшиеся никому не нужными сила, знания, любовь. Писал А. П. Чехов и для театра. Им были созданы прекрасные пьесы («Три сестры» 1900 г., «Вишневый сад» 1903 г.), в которых, как и в рассказах, за внешней простотой сюжета скрывалось глубокое содержание. Драма человеческой жизни - страшная в своей повседневной безысходности.

Вершиной русской поэзии II половины XIX в. было творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878). Главной темой его произведений стало изображение жизненных тягот трудового народа. Донести силой художественного слова до образованного, живущего в достатке читателя всю глубину народной нищеты и горя, показать величие простого крестьянина - таков был смысл поэзии Н. А. Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо» , 1866-1876 гг.) Свою поэтическую деятельность поэт понимал как гражданский долг служения своей стране. Кроме того, Н. А. Некрасов известен своей издательской деятельностью. Он издавал журналы «Современник» , «Отечественные записки» , на страницах которых впервые увидели свет произведения многих в последствии знаменитых русских писателей.

Особое место в литературе II половины XIX в. занимает лирика. Поэзия русской природы, любви, не лишенная в то же время гражданского звучания, нашла выражение в творчестве Ф. И. Тютчева , А. А. Фета , А. Н. Майкова .

КЛАССИЦИЗМ (от лат. - первоклассный, образцовый) - литературно-художественное направление, зародившееся в эпоху Возрождения и продолжавшее свое развитие до первых десятилетий XIX века. В историю литературы как понятие классицизм вошел в конце XIX-начале XX века. Основные его приметы определялись в соответствии с драматической теорией XVII века и с основными идеями трактата Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674). Классицизм рассматривался как направление, ориентирующееся на античное искусство. В определении классицизма выделяли прежде всего стремление к ясности и точности выражения, равнение на античные образцы и строгую подчиненность правилам. В эпоху классицизма обязательными были принципы «трех единств» («единство времени», «единство места», «единство действия»), которые стали условным обозначением трех правил, определяющих организацию художественного времени, художественного пространства и событий в драматургии. Своей долговечности классицизм обязан тем, что писатели этого направления понимали собственное творчество не как способ личного самовыражения, а как норму «истинного искусства», обращенного к общечеловеческому, неизменному, к «прекрасной природе» как постоянной категории. Строгий отбор, стройность композиции, набор определенных тем, мотивов, материал действительности, ставшей объектом художественного отражения в слове, были для писателей-классицистов попыткой эстетического преодоления противоречий реальной жизни. Поэзия классицизма устремлена к ясности смысла и к простоте стилистического выражения. Хотя в классицизме и развиваются активно такие прозаические жанры, как афоризмы (максимы) и характеры, особенное значение в нем имеют драматические произведения и сам театр, способный ярко и органично исполнять одновременно нравоучительную и развлекательную функции.

Коллективной эстетической нормой классицизма является категория «хорошего вкуса», выработанная так называемым «хорошим обществом». Вкус классицизма многословию предпочитает краткость, вычурности и сложности выражения - ясность и простоту, экстравагантному - благопристойное. Основным законом классицизма является художественное правдоподобие, которое изображает вещи и людей такими, какими они должны быть в соответствии с нравственной нормой, а не такими, какие они есть в реальности. Характеры в классицизме строятся на выделении одной главенствующей черты, что должно превратить их в универсальные общечеловеческие типы.

Выдвигавшиеся классицизмом требования простоты и ясности слога, смысловой наполненности образов, чувства меры и нормы в построении, сюжете и фабуле произведений до сих пор сохраняют свою эстетическую актуальность.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от англ. - чувствительный; фр. - чувство) - одно из основных направлений в европейской литературе и искусстве XVIII века. Свое наименование сентиментализм получил после выхода в свет романа «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» английского писателя Л. Стерна. Именно в Англии это течение получило наиболее законченное выражение. Основное внимание писателей-сентименталистов сосредоточено на жизни человеческого сердца; внешний мир природы в их произведениях тесно связан с внутренним миром человеческой души, с напряженным интересом к эмоциональной сфере и переживаниям отдельного человека. Возвышенное начало, основополагающее в трудах теоретиков классицизма, в сентиментализме сменяется категорией трогательного, сочувствием к ближнему, обращением к естественно-бытовому поведению человека, тягой к добродетели. В России все основные произведения европейских сентименталистов были переведены еще в XVIII веке и пользовались большим читательским успехом, оказывали значительное влияние на отечественных писателей. Наивысшего расцвета русский сентиментализм достиг в творчестве Н.М. Карамзина («Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Письма русского путешественника» и др.), в произведениях М.Н. Муравьева, Н.А. Львова, В.А. Жуковского, И.И. Дмитриева.

РОМАНТИЗМ - одно из крупнейших, выразительных и эстетически значимых направлений в европейском и американском искусстве конца XVIII - первой половины XIX века, получившее всемирное распространение и открывшее множество даровитых художников - поэтов, прозаиков и драматургов, живописцев и скульпторов, актеров, композиторов и музыкантов. Типичной приметой романтизма является резкое недовольство действительностью, постоянное сомнение в том, что жизнь общества или жизнь индивидуума может быть построена на началах добра и справедливости. Другой важной чертой романтического миросозерцания должна быть названа мечта об обновлении мира и человека наперекор разуму и реальным фактам, стремление к возвышенному, чаще всего недостижимому идеалу. Четкое осознание противоречия между идеалом и действительностью, ощущение разрыва между ними и вместе с тем жажда их воссоединения - определяющее начало романтического искусства.

Романтиков всегда привлекали фантастические сюжеты и образы, народные предания, притчи, сказки; их интересовали неведомые дальние страны, жизнь племен и народов, героические переломные исторические эпохи, благодатный и светлый мир живой природы, в который они были влюблены. В своих произведениях романтики сознательно смешивали высокое и низкое, трагическое и комическое, реальное и фантастическое, видоизменив и обновив старые жанры и создав новые - исторический роман, лиро-эпическую поэму, повесть-сказку. Им удалось сблизить литературу с фольклором, изменить сложившиеся представления о драматическом искусстве, проложить новые пути в лирике. Художественные открытия романтизма во многом подготовили появление реализма.

В иных условиях, нежели западно-европейский, возник и развивался русский романтизм, ставший главным событием литературной жизни в 1820-е годы. Его важнейшими приметами стали меньшая отчетливость основных признаков и свойств и более тесная связь с другими литературными направлениями, прежде всего с классицизмом и сентиментализмом. В истории и развитии русского романтизма исследователями принято выделять три периода. Период зарождения романтического направления в России приходится на 1801-1815 годы. Родоначальниками русского романтизма являются В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков, оказавшие огромное влияние на последующую литературу. Временем усиленного развития романтизма, заметного отмежевания от классицизма и сентиментализма становятся 1816 - 1825 годы. Ярким явлением этого периода была плодовитая литературная деятельность писателей-декабристов, а также творчество П.А. Вяземского, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова, Е.А. Баратынского, А.А. Дельвига. Центральной фигурой русского романтизма становится А.С. Пушкин. В третий период, охватывающий 1826-1840 годы, романтизм получает самое широкое распространение в русской литературе. Венцом этого направления стало творчество М.Ю. Лермонтова, лирика Ф.И. Тютчева, ранние произведения Н.В. Гоголя. В дальнейшем воздействие романтической эстетики сказывается на развитии русской литературы всего XIX века и в XX столетии. Романтические традиции сохраняются и до настоящего времени.

РЕАЛИЗМ (от позднелат. - вещественный, действительный) - ведущее литературное направление XIX-XX веков, один из главных художественно-творческих принципов литературы и искусства, ориентированный на адекватное воспроизведение окружающей действительности, общества в целом и человеческой личности в ее различных проявлениях по отношению к действительности и обществу. Примечательно, что реализм и его теория стали российской прерогативой. Проблемы реалистического искусства занимали существенное место в литературно-эстетических размышлениях В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, П.В. Анненкова, Ф.М. Достоевского, Д.И. Писарева, А.В. Дружинина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.В. Шелгунова, Д.С. Мережковского, А.В. Луначарского, М.М. Бахтина, В.М. Жирмунского и др. В русле реализма и реалистической традиции, несмотря на отчетливое проявление тех или иных «нереалистических» тенденций, развивалось творчество большинства классиков отечественной словесности двух столетий. Стремясь к полноценному, с точки зрения жизненной правды, постижению реальности, прибегая (хотя и в необязательном порядке) к жизнеподобным формам, реализм, конечно же, создает у читателя только иллюзию изображаемой реальности. Достаточно поздно возникнув в истории культуры как одно из ведущих направлений, реализм переживает постоянные изменения и обновления, обнаруживая при этом закономерную «выживаемость» в самых разных социально-исторических условиях.

МОДЕРНИЗМ (от фр. - новейший) - эстетическая концепция, сложившаяся в 1910-е и бурно развивавшаяся в 1920-1930-е годы. Модернизм возник в результате пересмотра философско-эстетических основ и творческих принципов художественной культуры XIX века, происходившего на протяжении 1870-1900 годов. Об этом свидетельствует история таких школ и направлений, как импрессионизм, символизм, футуризм и некоторых других. Несмотря на заметные различия программ и манифестов, всех их объединяет восприятие своей эпохи как времени необратимых перемен, сопровождающихся крахом предшествующих духовных ценностей. Хотя не существует программного документа, в котором содержались бы основные эстетические устремления модернизма, развитие этого направления в культуре Запада и России выявляет устойчивость его особенностей, позволяющих говорить об определенной художественной системе. Различные составляющие модернизма наблюдаются и в поэзии, и в драматургии, и в прозе.

ПОСТМОДЕРНИЗМ (от англ., фр., нем. - после новейшего) - употребительный в последние десятилетия, но до сих пор не получивший четкого и однозначного толкования термин, понятийная суть которого сводится к тому, что это многозначный и многоуровневый, подверженный влиянию национально-исторических, социальных и пр. обстоятельств комплекс эстетических, философских, научно-теоретических представлений, обусловленных спецификой мировосприятия, мироощущения и оценки познавательных возможностей человека, его места и роли в окружающем мире. Зарождение этого направления в литературе обычно относят приблизительно к концу Второй мировой войны, однако как общественно-эстетический феномен постмодернизм был осознан в западной культуре и отражен как специфическое явление только в начале 1980-х годов. Всей своей сутью постмодернизм противостоит реализму. Во всяком случае, пытается противостоять. Не случайны в этой связи понятия, которыми оперируют теоретики данного направления: «мир как хаос», «постмодернистская чувствительность», «мир как текст», «сознание как текст», «интертекстуальность», «кризис авторитетов», «авторская маска», «пародийный модус повествования», фрагментарность повествования, мета-рассказ и т.п.

Аванга́рд (фр. avant-garde - передовой отряд), авангарди́зм - обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков. К ярким представителям авангардного искусства в литературе можно отнести:

· футуризм - Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский;

· экспрессионизм - Райнер Мария Рильке, ранний Леонид Андреев.

Драматургия

Первооткрывателем авангардной символистской драмы стал бельгийский франкоязычный драматург Морис Метерлинк. Вслед за ним символистская поэтика и мироощущение закрепляется в драмах Г. Гауптмана, позднего Г. Ибсена, Л. Н. Андреева, Г. фон Гофмансталя. В XX веке авангардная драма обогащается приёмами литературы абсурда. В пьесах позднего А. Стриндберга, Д. И. Хармса, В. Гомбровича, С. И. Виткевича изображается абсурдная реальность, поступки персонажей зачастую алогичны. Законченное выражение абсурдистские мотивы получили в творчестве франкоязычных авторов т. н. драмы абсурда - Э. Ионеско, С. Беккета, Ж. Жене, А. Адамова. Вслед за ними абсурдистские мотивы развивали в своих драмах Ф. Дюрренматт, Т. Стоппард, Г. Пинтер, Э. Олби, M.Волохов, В. Гавел.