Лезгинские парни какие они по характеру. Социальные отношения и семейный быт лезгинцев. Религия

К началу XIX в. на территории лезгин не было бек- ских владений, если не считать сел. Кака Самурского округа, где в конце XVIII в. обосновались беки из рода казикумух- ских ханов. Какинским бекам подчинялись и соседние селения Ялаг и Луткул. Каждое селение поставляло бекам 75 рупе пшеницы (112,5 пуда) и отрабатывало по три дня с дыма.

Но уже в 1813 г. после образования Кюринского ханства, куда вошли в основном предгорные районы, лучшие земельные угодья здесь были розданы бекам, также принадлежавшим к казикумухскому ханскому дому. Закрепощенные крестьяне (раяты) обязаны были платить бекам подать и отбывать феодальные повинности. Так, жители селений Нютюг, Куркент, Карчаг, Екендил, Зизик и Чилик нынешнего Касумкентского района, подчинявшиеся бекам из сел. Карчаг, не имели права без разрешения последних отлучаться из своих селений, платили подать, обрабатывали земли беков, возили им дрова на своих подводах и т. д. Во второй половине XIX в., с проникновением капиталистических отношений в лезгинское село, усилилось расслоение среди горцев. Наряду с выделением горстки крупных землевладельцев и барановодов, быстро росло число крестьяп-бедняков. По переписи 1886 г., из 2927 хозяйств Курахского наибства (нынешний Курахский район), считавшегося крупнейшим скотоводческим районом в Дагестане, совершенно не имели крупного рогатого скота 655 хозяйств, овец и коз - 1851 и лошадей 1961 хозяйство. В Самурском округе в 1917 г. не имело крупного рогатого скота 69% хозяйств, рабочего скота 39,9% хозяйств и земли 20% хозяйств. В то же время отдельные хозяйства сосредоточивали в своих руках большое количество скота и земельных угодий. Так, житель сел. Маза Джафар Гаджи Джалил-оглы имел 20 голов рабочего скота, 11 голов крупного рогатого скота, 1470 голов овец и 45 сабов пахотной земли. Еще в начале XX в. зависимые сословия в лезгинском обществе, как и во всем Дагестане, продолжали нести феодальные повинности в пользу беков. Под влиянием революции 1905 г. крепостные Кюринского округа стали в 1906 г. отказываться от выполнения этих повинностей. В 1907 г. то же произошло в селениях Луткул и Ялаг Самурского округа. Но только в 1913 г. был опубликован закон об освобождении зависимых сословий в Дагестане, причем вплоть до Великой Октябрьской революции «освобожденные» крестьяне вносили большие выкупные платежи. Наряду с беками лезгинское крестьянство эксплуатировали крупные барановоды-кулаки, торговцы и мусульманское духовенство. Жестокому угнетению подвергались и лезгинские рабочие. Царское правительство душило народ непосильными налогами.

Лишь установление Советской власти избавило трудящихся лезгин от ига эксплуататоров. На смену старому обществу, делившемуся на угнетателей и угнетенных, пришло социалистическое содружество рабочих, колхозного крестьянства и интеллигенции.

Современная семья у лезгин состоит чаще всего из пяти - восьми человек. В состав ее, кроме отца, матери и детей, входят родители мужа или жены, часто несовершеннолетние братья и сестры жены или мужа, овдовевшие невестки. В некоторых селениях (Касумкенте, Икре, Ахтах, Ми- крахе и др.) встречаются семьи, состоящие из 15-17 человек, в том числе двух - четырех женатых братьев. Но вообще большие семьи у лезгин были редкостью уже во второй половине XIX в. Взаимоотношения между членами семьи в течение многих веков строились на беспрекословном повиновении старшим и на неравноправии женщин. В советское время лезгинка - колхозница, работница, служащая - стала экономически независимой, получила доступ к образованию и общественной деятельности. Все это вместе с проведением в жизнь советского законодательства о браке и семье высвободило лезгинку из неограниченной зависимости от отца, брата и мужа. Однако есть еще много фактов, свидетельствующих о силе патриархально-родовых традиций, которые все еще мешают многим лезгинкам занять действительно равное положение с мужчиной. Во многих семьях женщина при посторонних не станет принимать пищу вместе с мужчинами, а мужчины стыдятся открыто помочь женщине в работе и т. п. Необходима еще немалая разъяснительная работа, чтобы эти пережитки ушли в прошлое.

В недавнем прошлом большую роль в лезгинском быту играли пережитки патриархально-родовых отношений. Правда, еще не исследовав вопрос о существовании у лезгин родовой собственности, но такие остатки родового строя, как кровомщение, взаимопомощь родственников, компактное проживание родственников в одном квартале, беспрекословное повиновение старшим родственникам и т. д., еще долго сохранялись. Кровомщение исчезло у лезгин лишь незадолго до Октябрьской революции, а взаимопомощь родственников давно уже дополняется и сменяется взаимопомощью односельчан вообще.

Многие старые обычаи и предрассудки за последние годы исчезли или претерпели существенные изменения. Так, изменению подверглись обычаи, связанные с родами. В связи с открытием больниц и родильных домов перестают применяться, например, магические средства, к которым прибегали бабки для «облегчения» родов. Прежде на время родов отец удалялся из дома. Тот, кто первым сообщал ему о рождении ребенка, получал от него подарок. Рождение дочери считалось менее радостным событием, чем рождение сына. Имя ребенку давал кто-либо из старших родственников. Это сопровождалось семейным праздником и угощением. Нередко ребенку давалось, да и теперь дается, имя покойного деда или другого умершего родственника.

Браки у лезгин в прежнее время заключались предпочтительно среди родственников. В настоящее время этот обычай эндогамии исчезает. Заключению брака предшествовал предварительный сговор между родителями жениха и невесты, причем нередко, когда последние были еще детьми. Иногда браки заключались и путем похищения невесты; но к нему прибегали при нежелании невесты вступить в брак или в случае сопротивления ее родителей. Свадьбе предшествовала процедура сватовства. Близкий родственник жениха приходил к родителям невесты и делал им предложение. После получения согласия одна из близких родственниц жениха приносила невесте блюдо плова, кольцо и платок. Спустя некоторое время отец жениха в сопровождении нескольких мужчин приносил в дом невесты деньги и платок. Тут же, за угощением, стороны договаривались о размерах калыма. С этого времени и до свадьбы жених не смог встречаться с невестой.

Свадьба начиналась пиршествами в доме жениха и в доме невесты, происходившими порознь. При браке внутри одной родственной группы родственники во время свадьбы разделялись на два лагеря - сторону жениха и сторону невесты, между которыми инсценировалось состояние борьбы. Жених в начале свадьбы уходил к одному из своих родственников или товарищей и там веселился в кругу друзей. Потом жених и его свита с музыкой и танцами отправлялись за невестой. Ей полагалось некоторое время отказываться покинуть свой дом. Наконец, невесту с лицом, закрытым платком, сажали на коня или в экипаж (арбу, фаэтон) и везли в дом жениха. Впереди шел распорядитель свадьбы, за ним музыканты, затем жених и его товарищи, остальные мужчины и женщины. В конце процессии ехала невеста, которую сопровождали пожилая родственница и одна из подруг. За ними везли приданое.

Когда невеста подъезжала к дому жениха, в нее из соседних домов бросали деньги, орехи, конфеты, сахар и пр. При входе в дом жениха невеста должна была раздавить правой ногой положенную на пороге ложку с маслом. После этого невесту вводили в комнату и сажали на сундук с приданым. Все время, пока продолжалось гуляние, невеста должна была сидеть молча. Около полуночи к ней приходил жених, а окружавшие невесту девушки и женщины уходили. Утром жених уходил на речку купаться, а потом весь день проводил в доме своего приятеля или родственника.

Теперешняя свадьба лезгин во многом отличается от старой свадьбы. Браки заключаются без уплаты калыма и без участия муллы. Исчезли случаи похищения невест и обручения несовершеннолетних. Свадебная церемония в общем не изменилась, за исключением отдельных моментов. Так, во многих селениях невесту везут в дом жениха уже не на коне или на арбе, а на легковой автомашине, а ее приданое - на грузовой.

Похороны у лезгин, как и у других народов Дагестана, по своей внешней форме не отличаются от обычных мусульманских похорон (покойника завертывают в саван, кладут в могилу на правый бок, головой на запад и пр.). Теперь, в связи с массовым отходом населения от религии, религиозные обряды при погребении соблюдаются все реже и реже.

Религия

До Великой Октябрьской социалистической революции официальной религией лезгин был ислам суннитского толка. Жители сел. Мискияджа Докузпаринского района издавна были шиитами. Известно, что в Южном Дагестане ислам стал насаждаться еще в VIII в. арабскими завоевателями. Неудивительно, что он глубоко проник в общественный и семейный быт лезгин. Не только в период присоединения Дагестана к России, но и во время Октябрьской революции и гражданской войны, а также в последующие годы лезгинское духовенство выступало в союзе с крупными скотоводами и торговцами. Вплоть до коллективизации у лезгин повсеместно существовали мечети, не только общие для всего селения (джума-мечети), но и квартальные. До утверждения Советской власти в Дагестане мечети владели значительным количеством сенокосных и пахотных угодий (вакуфы), которые Советская власть передала в руки трудящихся. Ныне все больше и больше среди основной массы лезгин изживаются религиозные предрассудки. Они в особенности чужды молодежи и людям среднего возраста. Это является следствием невиданного роста культуры и просвещения народа. Было бы, однако, неправильно думать, что с религией у лезгин все уже покончено. Еще есть немало таких, которые совершают намазы, украшают жертвенными тряпочками могилы «святых», так называемые пиры и т. д.

Несмотря на длительное существование в лезгинском обществе ислама, здесь сохранялись до недавнего времени и некоторые следы древних верований. Лезгинское слово гъуцар, употребляемое как синоним «аллаха», в прошлом, видимо, было именем одного из языческих богов. Такой же доисламский характер имели праздник весеннего равноденствия, сопровождавшийся обрядом зажигания костров, через которые прыгали юноши; майский праздник сбора цветов; шествие мужчин с разукрашенными ветками во время засухи, участники которого обливали друг друга водой; шествие девушек с куклой во время чрезмерно обильных дождей; поклонение «священной» горе Шалбуздаг; вывешивание во дворах в качестве оберега от «дурного глаза» подков, черепов и костей собаки и коня; разнообразные магические средства, употреблявшиеся при родах, на свадьбах, при постройке дома и т. д.

На вопрос Кто такие лезгины, и что вы о них знаете, встречались ли вы с ними, какие люди? заданный автором Керосинка лучший ответ это Лезгины (самоназвание: лезгияр) - один из крупных коренных народов Кавказа, исторически проживающий в сопредельных районах Дагестана и Азербайджана. Численность лезгин составляет по официальным данным порядка 600-650 тысяч человек. По-мимо своих исторических мест проживания, так же проживают в Казахстане (15 тыс.) , Киргизии (7,5 тыс.) , Турции (15 тыс.) и других странах ближнего зарубежья. Говорят на лезгинском языке, который вместе с родственными ему табасаранским, агульским, рутульским, цахурским, будухским, крызским, арчинским, хиналугским и удинским относятся к лезгинской ветви кавказских языков. По вероисповеданию современные лезгины - мусульмане суннитского толка.
Лезгиноязычные народности испокон веков известны под названием «леги» (леки) , от которого в последствии и произошел современный этноним «лезги» . Бесконечные войны с римлянами, византийцами, персами, хазарами и другими завоевателями обусловили известность лезгиноязычных племен, населяющих Кавказскую Албанию. До сих пор грузины и армяне называют дагестанцев, и в особенности лезгин, «леками» , персы и арабы - «лекзами» . Кроме того, танец «Лезгинка» у Грузин именуется «Лекури»
Лезгинский язык - язык лезгин и других лезгиноязычных народов. Относится к кавказским языкам. Вместе с близкородственными табасаранским, агульским, рутульским, цахурским, будухским, крызским, арчинским и удинским языками образует лезгинскую группу нахско-дагестанских языков. Распространен на юге Республики Дагестан и в северных районах Азербайджана. Число говорящих в мире около 1,5 млн человек. Является древним языком Кавказской Албании.
Имеются 3 основных наречия: кюринское, самурское и кубинское. Выделяют так же самостоятельные говоры: курушский, гилиярский, фийский и гелхенский. Звуковой состав лезгинского языка: 5 гласных и около 60 согласных фонем. Отсутствуют глухие латеральные, нет геминированных согласных, имеется губной спирант «ф» . Ударение силовое, фиксированное на втором слоге от начала слова. В отличие от других северокавказских языков, не имеет категорий грамматического класса и рода. Существительные имеют категории падежа (18 падежей) и числа. Глагол не изменяется по лицам и числам, сложная система временных форм и наклонений. Основные конструкции простого предложения - номинативная, эргативная, дативная, локативная. Отмечается разнообразие типов сложного предложения.
P.S Я сам лезгин. Есть и хорощие люди, есть и плохие, как в любом другом народе. В общем есть черты присущие всем лезгинам: гостеприимные, трудолюбивые, принципиальные, прямолинейные люди.Источник: мнение

Ответ от Procul negotiis. [гуру]
Одна из народностей Дагестана, а их там сто с лишним.. . да, служил с таким.О человеке злостный, обидчивый, подхалим когда ему в угоду.. в общем, ничего хорошего не скажу.


Ответ от Владимир Мазур [гуру]
Естиь танец лезгинка, А так как я полагаю это один из народов, скорее народностей из Дагестана


Ответ от Невроз [гуру]
одна из коренных национальностей дагестана. менее нервная, но все равно отличаются от нас всех понятимями о жизни. не связывайся.


Ответ от Косоглазие [гуру]
Лезгины народность проживающая в оновном на территории современного Дагестана. Народный промысел бандитизм и торговля людьми. Могут быть услужливыми но до тех пор пока не расположат к себе и не найдт ваше положение зависимым. В этом случае будут воздействовать унижением и сломом воли для полного подчинения и ипользования в своих целях.


Ответ от Orlova Elena [гуру]
Встречалась, хорошие люди попадались, у меня повар был лезгин, да и женщины работали тоже. Трудолюбивые, добрые, вкусно готовят, гостеприимные.


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Лезги́ны (самоназвание: лезгияр) - один из крупных коренных народов Кавказа, исторически проживающий в сопредельных районах Дагестана и Азербайджана. Численность лезгин составляет по официальным данным порядка 600-650 тысяч человек. По-мимо своих исторических мест проживания, так же проживают в Казахстане (15 тыс.) , Киргизии (7,5 тыс.) , Турции (15 тыс.) и других странах ближнего зарубежья. Говорят на лезгинском языке. Сулейман Стальский -советский поэт. Как все люди, разные втсречаются. Зависит и от того, какой ты сам.


Ответ от Омар [гуру]
Леками (и лезгинами) в Грузии называли аварцев, лакцев, даргинцев.То есть эти и есть народы занимавщие набегами на Грузию. И танец"Лезгинка" их танец и от них её приняли грузины. И сегодня танец "Лезгинка"танец всех народов Дагестана (включая ногайцев и казаков) кроме самых лезгин. Проблема в том что исторические лезгины (аварцы, лакцы, даргинцы) вовсе не лезгиныони (русских источниках кюринцы) куринцы. Кюринское ханство, кюринская милициякюринское востание-вот термины времен русско-кавказской войны.Лезгинами кюринцы стали (кюринцы работающие нефтепромыслах в Баку даже 1900 годуне знали что они "лезгины") по воле коммунистов.


Ответ от Залимхан Гаджимурадов [эксперт]
Кюринское ханство- это одно из ханств и вольных обществ, основным населением которого были лезгины. Лезгины-видоизменённое арабское название леков (или лекъ, так как у арабов нет буквы "къ", на конце они "зг" лезг или лакз). Что касается танца, лек с лезгинского переводится как "орёл", а лезгинка-танец орла. Ни в аварском, ни в даргинском, ни в лакском языках такого слова нет. Лезгины и до 1900 года прекрасно знали кто они.


Ответ от Зульфия Абдулазизова [активный]


Ответ от Магомедович [новичек]
Лезгины умный и трудолюбивый народ, не любят фальшивить и выставляться.



Ответ от Асланбек Исрапилов [новичек]
Ахты - лезгинское село в Южном Дагестане является уникальным местом. Среди выпускников местной СОШ №1 более 80-ти кандидатов и докторов наук (от сельскохозяйственных до философских). По количеству ученных на душу населения (18000 жителей) это мировой рекорд. Лезгины - один из самых порядочных, интеллигентных и ненасильственных народов Северного Кавказа.


Ответ от рустам фазлыев [новичек]
Встречался я с лезгинкой)))) ненасытные и хитрые люди))) ну эта особа точно, рассказывала сказки что разведена с мужем больше не живёт, и что беременна от меня))) в этого это было все вранье они просто хотели меня развести))) итог у неё разбитое лицо и позор на всю округу))) я просто не ожидал такого от неё думал кавказская девушка должна быть преличной и я совершенно не обратил внимание как мы с ней на следующий день после знакомства переспали))) p.s я татарин она лезгинка


Ответ от Rail Batyrshin [новичек]
Жил с пацанами с Дагестана в общаге от универа, чистокровные лезгины. Очень умные, отзывчивые, трудолюбивые, не пьющие, не курящие парни. Служил в армии на дальнем востоке с лезгинами дружил. Гостеприимные очень, сами готовы поголодать, но соседа накормят. Я сам татарин, но лезгин очень уважаю! Говорю на собственном опыте, не по наслышке. Просто уважайте друг друга, в такой момент и чеченец уберет волчий оскал и улыбнется!


Из города Баку.

Лезгины - народ, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на севере Азербайджана. Численность лезгин в России 473,7 тыс. чел. (по данным переписи населения 2010 года), численность лезгин в Азербайджане оценивается по-разному: от 180 тыс. по официальным данным до 800 тыс. по данным лезгинских организаций. Еще одна крупная лезгинская община (около 40 тыс. чел.) есть в Турции.

Лезгинский язык принадлежит к нахско-дагестанской языковой семье.

Религия лезгин - ислам суннитского толка.

Антропологически современные лезгины являются представителями кавкасионского типа.

В честь лезгин назван знаменитый танец народов Кавказа - лезгинка.

7 место: Камран Мамедов - дзюдоист, мастер спорта международного класса. Родился в 1967 г. в городе Кусары (Азербайджан). Камран начал свою спортивную карьеру в 1980 году, когда он в 13-летнем возрасте впервые пришел в Кусарскую детско-юношескую спортивную школу и начал заниматься дзюдо. Уже в 1983 году Камран занимает 1-е место в первенстве Азербайджана. В 1984 году он занимает 1-е место на 16-ой междушкольной спартакиаде в Ташкенте. Камран Мамедов является также неоднократным призером международных турниров в Москве, Париже, Берлине, Кишиневе, Минске, Киеве. 1985 г - 3-е место в молодежных спортивных играх в Киеве; 1989 г - 2-е место в чемпионате СССР в Алма-Ате; 1990 г - 1-е место в кубке мира в Каракасе, Венесуэлла.


6 место: Сулейман Керимов - российский предприниматель, член Совета Федерации от Дагестана. Контролирует финансово-промышленную группу «Нафта Москва», владеет футбольным клубом «Анжи». Родился 12 марта 1966г в городе Дербенте, Дагестан, Россия.

5 место: Сердер Сердеров - российский футболист, нападающий махачкалинского футбольного клуба «Анжи» и молодежной сборной России. Родился 10 марта 1994 года в г. Махачкала, Дагестан, Россия.

4 место: Осман Эфендиев - представитель известной борцовской династии, которая начиналась с его отца Сулеймана и дяди Султана и которую сегодня продолжают внуки этих незаурядных в прошлом мастеров ковра, стоявших у истоков зарождения в Дагестане вольной борьбы как вида спорта. Осман достойно продолжил семейную традицию, он был финалистом чемпионата мира и призером чемпионата Европы, побеждал на чемпионате страны и Спартакиаде народов СССР.

3 место: Эмре Белёзоглу - турецкий футболист, полузащитник. Родился 7 сентября 1980 года в Стамбуле. Игрок клуба «Фенербахче» и сборной Турции. Включён в список ФИФА 100.

2 место: Ариф Мирзакулиев - советский и азербайджанский актёр. Родился 6 июня 1931 года в Баку. Снялся всего в двух фильмах, которые впоследствии стали очень популярны на весь Советский Союз «Встреча» 1955 года и «Не та, так эта» 1956 года.

Я уже публиковал популярные высказывания с форумов, а теперь хочу продолжить поход за интересными постами. Вот наткнулся на весьма интересную тему - межнациональная любовь. В данном случае азербайджанка полюбила лезгина и у форумчан просит совета. Наверняка у девчонки не спокойно на душе. В общем читайте

Здравствуйте! Я азербайджанка, выросшая и воспитанная в типичных для нашего народа традициях морали, быта, семейного уклада и т.д. Всегда была приверженкой того, что семью надо создавать с представителями своей национальности. Но с недавних пор неожиданно для себя полюбила человека. Он - лезгин, замечательный человек. Хотела бы узнать мнение форумчан, желательно лезгин, об особенностях характера лезгинского мужчины, об их отношении к взаимоотношениям лезгина с женщиной не своей национальности, вообще, о семейных обычаях лезгин.

Неангел

А он где рос?..здесь?...если да,то в принципе какая может быть разница?...что касается взаимоотношений,то это вопрос не к национальности,а к человеку вобщем,зависит от его жизненных принципов,его окружения,его мировоззрения и т.д.,в обычаях есть незначительные разницы,но где их не бывает и не настолько,чтобы давили вас...особенности характера:..вот это да))))...характер зачастую бывает сложным,но практически всегда это честные,смелые,удалые ребята)))...так,что удачи

Весна

Девочки правы.. особой разницы нету... Кафказ так сказать...

Вот я тоже с детство дружу в двумя лизгинами и с одним табасаранцем, а так же у меня есть друзья аварцы. Но речь о лизгинах, кто скажет продолжать ли мне с ними дружить? Какие они в дружбе? Какие у них обычаи в дружбе? Заранее спасибо.

лизгины кто такие?

Неангел

А они в основном все светлые(светлокожие)

Мерлин

сугубо мое личное мнение...любовь - не вписывается в рамки национальности или менталитета...как можно сделать вывод о том, подходите ли вы друг-другу на основе принадлежности к той или иной этническо-социальной группе?

Согласна с Вашим мнением полностью. Я не собираюсь отказываться от своих отношений ввиду разности национальностей, если бы это было так, не стоило допускать их возникновения. И мнение, по болшому счёту, не рассчитано на обсуждение серьёзных межнациональных отличий, чреватых вылиться в непредсказуемые последствия (судя по определённым отзывам). Интерес обусловлен только вопросами бытового характера. На глобальные темы по этому поводу поговорить могла бы, но не хочется.

особенности характера от нации не зависят nixweiss.gif

единственное может более темпераментные и эмоциональные в целом (хотя у них и женщины такие tongue.gif)

взаимоотношение с женщиной тоже ни имеет национальности (((

по разному от индивида зависит

семейные обычаи те же что и на всем Кафказе unsure.gif

з.ы. а вам как влюбленной женщине следует не воспринимать все так болезненно и быть добрее girl.gif

Амелия

У моего мужа несколько друзей лезгинов. у них похожие обычаи и традицииsmilie.gif

Кстати они обычно более темпераментные. Очень веселые, любят шутить и все таки их нрав жизни зависит от обитания,где он находится. Если он жил в городе, тогда он ничем не отличается от нас.

Вспомнила у нас еще соседи лезгины) уже дружим более 50 лет, да да, дружили даже с ними моя прабабушка. Могут помочь в любую минуту, и очень доброжелательные) Кстати я говору о человеческих качеств, а не смотрю на его национальность))

Так, что главное чтобы у вас было полное взаимнопонимание, любовь и уважение к друг другу, без этих качеств уж никуда

Панда

За всю жизнь у меня были всего 2 подруги-и обе лезгинки....

Единственное, что могу сказать.... Достаточно обособленный народ.. Поэтому чаще всего женятся между собой. Хотя конечно бывают исключения. Но вот эти вот упертости, когда человек привыкает с детства к своему роду-племени и варится в его соку, они потом немножечко тяжело шлифуются. Еще что. Да, как уже заметили, у мужчин бывают проблемы с алкоголем и вообще вредными привычками. Видимо, все-таки генетическая какая-то предрасположенность, или же это темперамент... пары так выпускают)).. Очень горячий народ, вспыльчивый, в морду дать - раз плюнуть)).

Фея-Бакилылар

а почему бы нет? они бывают хорошими мужьями

Белый Цветок

Незнаю почему, но я лезгинов(ок) никогда не любила tongue.gif

у нас и в классе были девушки лезгинки,всегда ходили вместе,подальше от нас, даже не здаровались с нами.. Они бывают очень самодовольными (сужу по тем,кого я знала и знаю) высокомерными и хитрыми. У нас в блоке 2 семьи (лезгины), у обеих муж гуляет, и жены какие-то не такие wacko.gif Помню,как-то раз они сказали: Азербайджанцы произошли от лезгинов))) У одних сын всегда кричит нашим парням (при спорах): Не трогайте меня- я лезгин! big_grin.gif И в последнем блоке семья лезгинов, тоже никто их не любит...Незнаю почему nixweiss.gif

А вам я желаю счастья rroza.gif не все же люди одинаковые rolleyes.gif

Master of Puppets

Что за ужастики, у меня очень много друзей лезгинов, с некоторыми дружу больше 20 лет ничего такого никогда не слышал и не замечал

у вас могут быть красивые дети smilie.gif))))) светлые глаза, кожа. волосы smilie.gif))

любят спорить, упрямые, шумные. Очень эмоциональный и веселый народ smilie.gif

я знал 2 лезгинов. оба подонки. но как можно про всю нацию чтото сказать. вам может попасться лучший из них. или худший.

все зависит от конкретного чела. советую узнать его лично. или поспрошать у его друзей.

Абишка

У меня недавно ухажёр был-лезгин. Я считала этого человека идеальным, светлокожий красавчик с зелёными глазами и потрясным телосложением. Не пил, не курил и вообще очень семейный был (в принципе и сейчас есть, просто мы стали реже общаться). Именно после него я поменяла мнение о лезгинах, до этого на дух не переносила

Много примеров брака "Азербайджанка-Лезгин" ("Лезгинка-Азербайджанец", "Лезгин-Лезгин", "Азербайджанец-Азербайджанец" и т.д.), вроде бы живут...никого с синяками и переломами не видел...

Вай мээээээ, как можно любить лезгина? blink.gif

Вы что с дуба рухнули sumasoshel.gif , эт о же преступление любить лезгина

умоляю не делайте такую глупость poklon.gif

опомнитесь пока не поздно, он же ЛЕЕЕЕЕЕЕЕЗГИИИИИИИИИИИН grazy.gif wacko.gif

хорошо еще не талыш diablotin.gif evilgrin1.gif

Альфа, извини frown.gif

люди, да что с нааамиииии... почему такая злость....

Я думала юзерша просто хотела узнать, что да как у них в быту, обычаи... хотя и название темы не корректное...

если бы написали про англичанина, турка, шотландца все бы начали писать про обычаи, советовать...

А так, я тоже 50\50 лезгинка.. Обычаи у нас такие же, я вам врач скажу, что обычаи аз-цев Губы, Хачмаза, Худата ничем не отличаются... у меня муж с той зоны, но азербадйжанец, так что никакой разнисы, вплоть до акцента у тамоших аз-цев smilie.gif)))

Среди последних материалов по переписи 2010 года Госкомстат представил доклад, посвященный демографическим и социально-экономическим характеристикам населения наиболее крупных по численности (свыше 400 тыс.) национальностей Российской Федерации.

Данный доклад позволяет получить более подробные сведения по отдельным национальностям и выявить интересные изменения, которые произошли с ними за межпереписной период. Среди дагестанских народов в «заветном» списке оказались аварцы, даргинцы, кумыки и лезгины.

Половозрастная дагестанских народов выглядит гораздо более обнадеживающей на фоне общероссийских показателей, хотя и у них она ухудшилась по сравнению с 2002 годом. Увеличение доли женского населения можно в определенной степени связать с тем, что часть дагестанцев оказалась не учтена в крупных городах: так как среди них преобладают мужчины, то они и понесли большие потери. Так, на 1000 мужчин приходится 1062 женщины у кумыков, 1027 - у аварцев и 1027 - у даргинцев, против 1163 - в пересчете на все население России. Лезгинских мужчин пока еще больше, чем женщин - 1000 и 989 соответственно. Данная особенность имеет миграционную природу: большинство лезгин-иностранцев являются мужчинами, приехавшими на заработки из Азербайджана. Правда, такая особенность постепенно сглаживается - многие лезгины, освоившись на новом месте, забирают с собой и свои семьи.

Дагестанские народы являются «молодыми». Их медианный возраст, который делит населения старше и моложе него ровно пополам, гораздо ниже по России в целом, составляющего 38 лет. Причем у аварцев, кумыков и даргинцев он не достигает 27 лет, у лезгин он выше, в том числе из-за мигрантов, имеющих более высокий медианный возраст.

Схожая ситуация наблюдается и в соотношении трех возрастных групп: трудоспособное население, старше и моложе трудоспособного. У аварцев по сравнению с остальными тремя народами высока доля пожилого населения - 9,8%. У даргинцев - 9,3%, у кумыков - 9,2%, а у лезгин - 9,0%. У аварцев и даргинцев удельный вес старшего поколения снизился, у лезгин и кумыков - чуть вырос. Тем не менее, повышенной доле пожилых аварцев трудно найти объяснение.

У аварцев также самая высокая доля лиц моложе трудоспособного возраста - 28,2%. У даргинцев и кумыков - чуть более 27%, у лезгин - около 25%. За восемь лет она упала у всех на 4-5%. Учитывая ненадежность статистических данных по Республике Дагестан, из-за чего, скорее всего, оказалась завышена эта цифра у кумыков, что повлияло в свою очередь и на их медианный возраст, сложно дать им какую-либо трактовку. Весьма подозрительным является рост численности населения моложе трудоспособного населения у кумыков (на 3,3%), который больше ни у кого из остальных 22 народов (в том числе у чеченцев и ингушей) не наблюдался. Снижение же удельного веса этого показателя говорит о больших приписках и в группе трудоспособного населения. Такие противоречия не позволяют увидеть достоверный социально-демографический портрет кумыков

Возможно, что у лезгин уровень рождаемости в настоящее время (и в 2002 году) более низкий по сравнению с аварцами и даргинцами, но на это повлияла также и миграция. В целом повышенная доля трудоспособного населения и пониженная - нетрудоспособного у лезгин также имеют миграционную причину, так как среди мигрантов, особенно трудовых, преобладают лица среднего и молодого (старше 16 лет) возраста.

Более точно уровень рождаемости, распределение женщин старше 15 лет по числу рожденных детей. У дагестанских народов за восемь лет примерно на 1% (у даргинцев - на 1,5%) вырос удельный вес бездетных женщин, составив 31-33%. Также выросла доля женщин, имеющих одного или двух детей, особенно у лезгин (на 3,2%). А многодетные женщины, родившие 3-х и более детей стали менее распространенным явлением: их доля снизилась от 1,7% (у кумыков) до 4,4% (у лезгин). Больше всего многодетных матерей у аварцев и даргинцев - по 35,5%, у кумыков - 32,9%, у лезгин - 30,5%. Дагестанские народы существенно уступают по последнему показателю чеченцам и ингушам, у которых он достигает 41-41,5% и даже вырос за восемь лет на 1-2,5%. Но к статистическим данным по кавказским народам надо относиться скептически, так как они искажены, особенно по отдельным народам. В целом можно отметить, что налицо снижение рождаемости и перенесение рождений на более поздний возраст.

Примечательны показатели по состоянию в браке. У мужчин и женщин дагестанских национальностей наблюдается небольшой рост или стагнация (у даргинских женщин) доли лиц, состоящих в браке. На этом фоне выбивается из общего ряда рост женатых мужчин у лезгин с 60,4% до 66,0%, превративший их из аутсайдеров в лидеров. Однако такого роста нет у женщин лезгинок (всего на 0,8% против 5,4%), из чего можно сделать вывод, что в жены лезгинские мужчины брали представительниц других народов. Мужчины, создающие межнациональные браки, в большинстве своем - это мигранты в крупных городах и нефте-газовых регионах.

Лезгинки также имеют самый высокий удельный вес замужних - 62,2%. А у аварок он ниже, чем у остальных - 57,3%, зато доля вдовых повышена - 11,9% (у лезгинок - 9,6%).

Еще одним отклонением является высокая в сравнении с остальными дагестанскими народами доля разведенных женщин у кумыков. Данная особенность проявляется не очень ярко, но вполне отчетливо: у лезгин и даргинцев - 6%, у аварцев - 7%, а у кумыков - почти 9%. Видимо, в кумыкской среде разводы воспринимаются менее остро, и разведенная женщина у них чувствует себя более уверенно.

Число моноэтничных домохозяйств выросло у всех дагестанских народов примерно на 20-25%. У аварцев - 185 тысяч, у даргинцев - 121, у кумыков и лезгин - по 90. Одновременно с этим уменьшился их средний размер, который имеет диапазон от 4,2 человека у даргинцев до 4,7 - у кумыков (у них меньше всего домохозяйств, состоящих из одного человека - 1,5%). Если сопоставить эти показатели, то они коррелируют у всех народов, только кумыки не совсем вписываются в них, так как при самом большом росте домохозяйств у них наблюдалось минимальное уменьшение их размеров. Не исключено, что большие семьи у кумыков еще крепки, но роль приписок в этом случае более ощутима. При росте межнациональных союзов у лезгин сильный прирост моноэтничных семей также вызывает сомнение, если только мы не наблюдаем распад крупных домохозяйств на более мелкие.

Дагестанские народы примерно одинаково владеют родным языком 82,4-82,9% (лезгины, даргинцы и аварцы) и 79,2% (кумыки). Обратное соотношение наблюдается с русским языком: у кумыков - 95%, у аварцев - 92%. Больше всего не знающих русский язык обнаружилось не у кавказских народов, а у якутов - 9,4%.

Немного иные цифры мы видим в распределении по родному языку. У всех народов не намного увеличилась доля лиц, указавших в качестве родного язык своей национальности. У даргинцев, кумыков и аварцев он достиг 98,0-98,2%, а у лезгин - 94,9% (правда, вырос почти на 1%). Родной язык в данном случае зачастую служит способом показать сопричастность к своей национальности, и человек им может не владеть вовсе. У лезгин почти в 3 раза оказался выше удельный вес лиц, назвавших родным русский язык. Примерно такая же картина наблюдалась и в 1989 году. Однако если дагестанские народы продолжат утрачивать знание родного языка, то вначале резко упадет доля лиц с языком своей национальности в качестве родного, а потом будет происходить смена этнического самосознания. У более мобильных лезгин этот процесс начался чуть раньше, чем у других крупных дагестанских народов.

Только у 8 из 22 самых крупных народов России доля лиц, имеющих образование (основное общее и высшее) превышает общероссийский показатель - 94%, в их числе лезгины - 95,2%. Вплотную приблизились к средней цифре кумыки - 93,8%. У аварцев и особенно у даргинцев уровень образования пока еще довольно низкий - 91,5% и 89,2% соответственно. Но они постепенно сокращают имеющийся разрыв.

Представляет интерес доля лиц с высшим и послевузовским образованием среди дагестанцев. Тут также лидируют лезгины с 21,6%, хотя и они недотягивают до среднероссийского уровня - 23,4%. Но если прибавить к ним лиц с неполным высшим образованием, то тогда они ему соответствуют (28%). У кумыков эти показатели достигают 19 и 25% соответственно. От них существенно отстают аварцы (15,8% и 21%) и даргинцы (15,6% и 20,5%), и за восемь прошедших лет этот разрыв увеличился. В качестве примера можно привести максимальный и минимальный уровень лиц с высшим образованием, отмеченный у крупнейших народов: у осетин он достиг 30%, у чеченцев же составил всего 11,8%.

Главным источником средств к существованию у дагестанских народов является… иждивение. Если в 2002 году доля иждивенцев у них (кроме лезгин) превышала 50%, то сейчас она значительно снизилась, но все еще высока (до 43,3% у даргинцев). Одной из основных причин такой особенности является высокая доля детей в возрастной структуре дагестанских народов.

На втором месте (кроме аварцев) - трудовая деятельность. У кумыков этот показатель достигает 33%, у лезгин - 32,3%, у даргинцев - 29,1% и аварцев - 26,7%. В целом по стране трудовая деятельность является основным источником средств, охватывая 48% населения. Третьим (ранее вторым) по значимости источником являются пособия, включая пособия по безработице: от 25,5% - у кумыков, до 30% - у аварцев. Затем идут личное подсобное хозяйство и пенсии, особенно у аварцев - 20,4% и 15,2% соответственно. Остальные источники средств к существованию являются не столь значимыми.

Взрослое население, представленное домохозяйствами в возрасте 15-72 лет, демонстрирует меньшую экономическую активность, чем по России в целом. В частности у русских экономически активное население составляет почти 70%, у лезгин - 68,2%, у кумыков - 64,3%, у аварцев - 61,7%, а у даргинцев - лишь 59%. Доля безработных у дагестанцев чрезвычайно высока: от 15,6% у кумыков, до 22,8% у лезгин. Причиной этому является трудоизбыточность Дагестана и высокая безработица, особенно в Юждаге.

Занятое население состоит в основном из лиц, работающих по найму. Их доля у дагестанцев составляет 85-88%, но у даргинцев - всего лишь 76,9% (уступающих только азербайджанцам). Это можно связать с высокой предпринимательской активностью даргинского населения.