Изобразительное искусство классицизма и рококо. Рококо: истоки, эстетика и характерные черты стиля Тема изобразительное искусство классицизма и рококо

Cлайд 1

Cлайд 2

Итальянский художник и поэт Агостино Кррачи (1557-1602) призывал живописцев строго следовать принципам античности и Возрождения: Кто стремится и хочет стать хорошим живописцем, Тот пусть вооружится рисунком Рима, Движеньем и светотенью венецианцев И ломбардской сдержанностью колорита. Мощную манеру возьмет от Микеланджело, От Тициана – передачу натуры, Чистоту и величье Корреджиева стиля И строгую уравновешенность Рафаэля…

Cлайд 3

Никола Пуссен – художник классицизма Творчество французского художника Никола Пуссена (1594-1665) считается вершиной классицизма в живописи. Свой идеал красоты он видел в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармония и четкости форм. По мнению художника, главным критерием художественной правды и красоты являются разум и мысль. Вот почему он призывал творить так, «как этому учат природа и разум». При выборе тем Пуссен руководствовался героическими поступками и деяниями, в основе которых лежали высокие гражданские побуждения, а не низменные человеческие страсти. Никола Пуссен. Автопортрет. 1650 г. Лувр, Париж.

Cлайд 4

Пуссен. Пейзаж с Диогеном. Свое творчество Пуссен посвятил прославлению героического человека, способного силой могучего разума познавать и преобразовывать природу. Его герои – люди высоких нравственных качеств. Они часто попадают в драматические ситуации, требующие особой собранности, величия духа и характера.

Cлайд 5

Аполлон и Дафна Пуссен. Аполлон и Дафна В сюжетах Пуссен искал только те, в которых были действие, движение и экспрессия. Работу над картиной он начинал с внимательного изучения литературного источника («Метаморфозы» Овидия или Священного Писания). Если он отвечал поставленным целям, художник обдумывал не сложную внутреннюю жизнь героев, а кульминацию действия. Обычная сюжетная формула Пуссена была такова: «Жребий брошен, решение принято, выбор сделан».

Cлайд 6

Пуссен. Давид-победитель Композиционная система картин Пуссена строилась на двух началах: уравновешенность форм (построение фигур вокруг центра) и на их свободном соотношении (сдвинутости в сторону от центра). Взаимодействие этих двух начал позволяло достичь необыкновенного впечатления упорядоченности, свободы и подвижности композиции. «Гармонию» любой картины художника всегда можно «проверить алгеброй». Любая закономерность в картине – это не выдумка ее автора, она всегда отражает логику и закономерность развития природы мироздания.

Cлайд 7

Никола Пуссен. Аркадские пастухи. 1638-1639 гг. Лувр, Париж. Никола Пуссен – автор многочисленных картин на мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы. Картина «Аркадские пастухи» - одна из вершин творчества художника, плод его неустанных поисков. У каменного надгробия остановились трое молодых людей и молодая женщин. Судя по их одежде и посохам, это пастухи. Один из них припал на колено, он внимательно разбирает надпись на надгробии. Юноша и девушка слева замерли, погрузившись в молчаливое раздумье о бренности человеческой жизни.

Cлайд 8

Нарцисс и Эхо Никола Пуссен. Нарцисс и Эхо. Большое значение в художественной системе Пуссена занимает колорит. Краски он накладывал от темного к светлому. Небо и тени фона выполнял так тонко, что сквозь них просвечивала зернистая фактура холста. Множеству цветов предпочитал ультрамарин, медную лазурь, желтую и красную охру, зеленую и киноварь.

Cлайд 9

Николо Пуссен. Похищение сабинянок Большинство созданных Пуссеном картин на мифологические темы принадлежит к шедеврам мирового искусства («Сбор манны в пустыне», «Поклонение золотому тельцу», «Моисей, источающий воду из скалы», «Суд Соломона», «Снятие с креста»).

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Скульптурные шедевры классицизма. Один из выдающихся скульпторов классицизма – Антонио Канова (1757-1822). Первые работы молодого итальянского скульптора, изображавшие героев древнегреческой мифологии, прославили его имя. Статуи «Орфей», «Эвридика», «Персей», «Дедал и Икар», «Тесей, победитель Минотавра», «Амур и Психея» поразили современников, отметивших, что в статуях пульсирует сама жизнь.

Cлайд 16

Совершенной гармонией пропорций, красотой линий и тончайшей обработкой поверхности мрамора отличается скульптурная группа «Три Грации». Современники Кановы считали ее высшим воплощением нового идеала красоты. Известно, что в греческой мифологии три Грации олицетворяли красоту и женственную прелесть юности. Фигуры Граций расположены полукругом. Переплетение из рук, композиционно объединяют скульптурную группу. Один из современников писал: «Вся группа олицетворяет любовь, трудно найти другое, более тонкое ее выражение в других произведениях западноевропейского искусства. Антонио Канова. Три Грации. 1816 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Cлайд 17

Cлайд 18

Cлайд 19

Cлайд 20

Cлайд 21

Антонио Канова.. Портрет Полины Боргезе в образе Венеры. Мрамор. 1805-1807 годы. Галерея Боргезе. Рим.

Cлайд 22

Cлайд 23

Скульптурная группа Антонио Кановы «Дедал и Икар». 1777-1779 годы. Музей Каррер. Венеция.

Cлайд 24

Cлайд 25

Бертель Торвальдсен. Художественным идеалом датского скульптора Бертеля Торвальдсена (1768-1844) также стали шедевры античной пластики. Большинство своих произведений он посвятил мифологическим сюжетам и образам. Лучшие среди них – «Язон с золотым руном», «Ганимед и орел Зевса» и «Меркурий»

Cлайд 26

Образ идеальной гармонии и красоты запечатлен в статуе княгини М.Ф.Барятинской, жены известного русского дипломата. При жизни она славилась острым умом и ослепительной красотой, добротой и женским обаянием. Здесь она представлена в облике античной богини в изящно ниспадающих одеждах, сквозь которые легко угадывается ее чудесно сложенная фигура. Идеально прекрасны овал ее лица, задумчивая, исполненная достоинства поза, голова, чуть склоненная вправо. Левой рукой она осторожно придерживает легкую шаль, правая кокетливо поднесена к подбородку. Этот жест возвращает «античную богиню» к реальной жизни, делая ее вполне земной женщиной. Бертель Торвальдсен. Княгиня М.Ф.Барятинская. 1818 г. Музей Торвальдсена, Копенгаген.

Cлайд 27

Бертель Торвальдсен. Ясон с золотым руном. 1803-1828, Музей Торвальдсена, Копенгаген.

Cлайд 28

Бертель Торвальдсен. Ганимед и орел. 1818-1829, Художественный институт, Миннеаполис.

Стр. 75-85

План:

    Творчество Н.Пуссена:

    Творческий метод

    Главные предметы искусства

    Какие сюжеты изображал

    Главные темы живописи рококо

8. Изобразительное искусство классицизма и рококо

Стр. 75-85

План:

    Творчество Н.Пуссена:

    Творческий метод

    Главные критерии художественной правды и красоты

    Главные предметы искусства

    Какие сюжеты изображал

    Композиционная система картин

    Картины Пуссена и их особенность, смысл

    Главные темы живописи рококо

    А. Ватто. Его картины и их особенности

    Ф. Буше. Его картины и их особенности

8. Изобразительное искусство классицизма и рококо

Стр. 75-85

План:

    Творчество Н.Пуссена:

    Творческий метод

    Главные критерии художественной правды и красоты

    Главные предметы искусства

    Какие сюжеты изображал

    Композиционная система картин

    Картины Пуссена и их особенность, смысл

    Главные темы живописи рококо

    А. Ватто. Его картины и их особенности

    Ф. Буше. Его картины и их особенности

8. Изобразительное искусство классицизма и рококо

Стр. 75-85

План:

    Творчество Н.Пуссена:

    Творческий метод

    Главные критерии художественной правды и красоты

    Главные предметы искусства

    Какие сюжеты изображал

    Композиционная система картин

    Картины Пуссена и их особенность, смысл

    Главные темы живописи рококо

    А. Ватто. Его картины и их особенности

    Ф. Буше. Его картины и их особенности

8. Изобразительное искусство классицизма и рококо

Стр. 75-85

План:

    Творчество Н.Пуссена:

    Творческий метод

    Главные критерии художественной правды и красоты

    Главные предметы искусства

    Какие сюжеты изображал

    Композиционная система картин

    Картины Пуссена и их особенность, смысл

    Главные темы живописи рококо

    А. Ватто. Его картины и их особенности

    Ф. Буше. Его картины и их особенности

8. Изобразительное искусство классицизма и рококо

Стр. 75-85

План:

    Творчество Н.Пуссена:

    Творческий метод

    Главные критерии художественной правды и красоты

    Главные предметы искусства

    Какие сюжеты изображал

    Композиционная система картин

    Картины Пуссена и их особенность, смысл

    Главные темы живописи рококо

    А. Ватто. Его картины и их особенности

    Ф. Буше. Его картины и их особенности

8. Изобразительное искусство классицизма и рококо

Стр. 75-85

План и краткие ответы:

    Творчество Н.Пуссена:

    Творческий метод: соразмерность частей целого, творческая упорядоченность, гармония, четкость форм.

    Главные критерии художественной правды и красоты: разум и мысль.

    Главные предметы искусства: то, что связано с представлением о возвышенном и прекрасном, что может служить образцом для подражания и средством воспитания лучших моральных качеств человека. Прославление героического человека, сильные волевые люди.

    Какие сюжеты изображал: исторические, в которых были движение, действие и экспрессия.

    Композиционная система картин: два начала: уравновешенность форм (построение группы вокруг центра) и их свободное соотношение (сдвинутость в сторону от центра).

    Картины Пуссена и их особенность, смысл:

«Аркадские пастухи» - скульптурная четкость форм, пластическая завершенность и точность рисунка, ясность и уравновешенность геометрической композиции, принцип золотого сечения. Строгость пропорций, плавный, четкий линейный ритм. В основе – глубокая философская мысль о бренности земного существования и неизбежности смерти.

«Автопортрет», «Танкред и Эрминия», «Смерть Германика», «Пейзаж с двумя нимфами»

    Главные темы живописи рококо: изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества», идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий.

    А. Ватто. Его картины и их особенности. «Поэт беспечного досуга», «Певец изящества и красоты», «Мастер галантных празднеств» - так называли А. Ватто. Картина: «Паломничество на остров Киферу» - гармония человека и природы; «Гамма любви»; «Жиль» («Пьеро») – вывеска для выступлений бродячих комедиантов, простота мотива и композиции, точный рисунок, тщательно продуманная цветовая гамма.

    Ф. Буше. Его картины и их особенности. Ученик А. Ватто, «художник граций», «Анакреон живописи», «королевский живописец», «художник-лицемер», «у которого есть все, кроме правды», «его рука собирает розы там, где другие находят только шипы». Картины: «Госпожа де Помпадур», «Завтрак».

Изобразительное искусство классицизма и рококо

Никола Пуссен - художник классицизма

Вершиной классицизма в живописи Французская академия провозгласила творчество художника Николы Пуссена (1594- 1665). При жизни его называли «самым искусным и опытным из современных мастеров кисти», а после смерти объявили «све­точем французской живописи».

Являясь ярким выразителем идей классицизма, Пуссен выработал творче­ский метод, в основу которого положил собственное представление о законах красоты. Свой идеал он видел в сораз­мерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармонии и чёткос­ти форм. Его живописные полотна от­личают уравновешенность композиции, жёсткая, математически выверенная система организации пространства, точный рисунок, удивительное чувство ритма, основанное на античном учении о музыкальных ладах.

По мнению Пуссена, главными кри­териями художественной правды и кра­соты являются разум и мысль. Вот чему он призывал творить так, «как этому учат природа и разум». При выбор тем Пуссен отдавал предпочтение героическим поступкам и деяниям, в основе которых лежали высокие гражданские побуждения, а не низменные человеческие страсти.

Главным предметом искусства, по мнению художника, явля­ется то, что связано с представлением о возвышенном и прекрас­ном, что может служить образцом для подражания и средством воспитания лучших моральных качеств в человеке. Своё творче­ство Пуссен посвятил прославлению героического человека, спо­собного силой могучего разума познавать и преобразовывать природу. Его любимые герои - сильные, волевые люди, обла­дающие высокими нравственными качествами. Они нередко по­падают в драматические ситуации, требующие особой собран­ности, величия духа и силы характера. Их возвышенные чувст­ва живописец передавал через позы, мимику и жесты.

Из исторических сюжетов Пуссен выбирал только те, в кото­рых были действие, движение и экспрессия. Работу над карти­ной он начинал с внимательного изучения литературного ис­точника (Священного Писания, «Метаморфоз» Овидия или «Освобождённого Иерусалима» Т. Тассо). Если он отвечал по­ставленным целям, художник обдумывал не сложную внутрен­нюю жизнь героев, а кульминацию действия. Душевная борьба, сомнения и разочарования отодвигались на второй план. Обычная сюжетная формула Пуссена была такова: «Жребий брошен, ре­шение принято, выбор сделан» (Ю. К. Золотов).

Идеи классицизма, по его мнению, должна отражать ком­позиция картины. Импровизации он противопоставлял тща­тельно обдуманное расположение отдельных фигур и основных групп.

Изобразительное пространство должно быть легко обозримо, планы должны чётко следовать друг за другом. Для самого дей­ствия следует отводить лишь незначительную зону на втором плане. В большинстве полотен Пуссена точка пересечения ди­агоналей картины оказывается её важнейшим смысловым цент­ром.

Композиционная система картин Пуссена строилась на двух началах: уравновешенности форм (построении групп вокруг центра) и на их свободном соотношении (сдвинутости в сторону от центра). Взаимодействие этих двух начал позволяло достичь необыкновенного впечатления упорядоченности, свободы и под­вижности композиции.

Большое значение в художественной системе Пуссена зани­мает колорит. Взаимосвязь основных красочных звучаний до­стигалась благодаря системе рефлексов: интенсивный цвет в центре композиции обычно сопровождают неяркие нейтральные краски.

Никола Пуссен - автор многочисленных картин на мифоло­гические, исторические, религиозные темы, а также пейзажей. В них почти всегда можно найти отточенные мизансцены, пол­ные раздумий и драматизма. Обращаясь к далёкому прошлому, он не пересказывал, а творчески воссоздавал, перебсмысливал хорошо известные сюжеты.

Картина Н. Пуссена «Аркадские пастухи» - одна из вершин творчества художника, где идеи классицизма нашли полное и яркое воплощение. В ней чувствуется стремление автора к скульптурной чёткости форм, пластической завершённости и точности рисунка, ясности и уравновешенности геометрической композиции, использующей принцип золотого сечения. Стро­гость пропорций, плавный, чёткий линейный ритм прекрасно передавали строгость и возвышенность идей и характеров.

В основе картины лежит глубокая философская мысль о брен­ности земного существования и неизбежности смерти. Четверо пастухов, жителей счастливой Аркадии (области на юге Греции, являющейся символом вечного благополучия, безмятежной жизни без войн, болезней и страданий), случайно находят среди зарослей кустарника гробницу с надписью: «Ия был в Аркадии. Но теперь меня нет среди живущих, как не будет и вас, ныне чи­тающих эту надпись». Смысл этих слов заставляет их задумать­ся... Один из пастухов смиренно склонил голову, опершись ру­кою о могильную плиту. Второй, опустившись на колено, водит пальцем по буквам, пытаясь прочитать полустёртую надпись.

Третий, не отрывая руки от печальных слов, под­нимает вопрошающий взгляд на свою спутницу. Женщина, стоящая справа, также спокойно смотрит на надпись. Она положила руку на его плечо, словно пытаясь помочь прими­риться с мыслью о неизбежном конце. Таким образом, фигура женщины воспринимается как средоточие душевного умиротво­рения, того философского равновесия, к которому автор подво­дит зрителя.

Пуссен явно стремится к созданию обобщённых образов, близких к канонам античной красоты: они действительно физи­чески совершенны, молоды и полны сил. Фигуры, во многом напо­минающие античные статуи, уравновешены в пространстве. В их написании художник использовал выразительную светотень.

Глубокая философская идея, лежащая в основе картины, вы­ражена в кристально ясной и классически строгой форме. Как в римском рельефе, главное действие разворачивается на сравни­тельно неглубокой площадке переднего плана. Композиция кар­тины предельно проста и логична: всё строится на тщательно продуманном ритме уравновешенных движений и подчинено простейшим геометрическим формам, достигнутым благодаря точности математического расчёта. Персонажи почти симмет­рично сгруппированы возле надгробия, связаны движением рук и ощущением длящейся паузы. Автору удаётся создать образ идеального и гармоничного мира, устроенного по высшим зако­нам разума.

Колористическая система картин Пуссена обычно строилась на убеждении автора в том, что цвет является важнейшим сред­ством для создания объёма и глубины пространства. Разделение на планы обычно подчёркивалось созвучием сильных цветов. На первом плане обычно преобладали жёлтые и коричневые цвета, на втором - тёплые, зелёные, на третьем - холодные, прежде всего голубые. В этой картине всё подчинено законам классичес­кой красоты: цветовое столкновение холодного неба с тёплым передним планом, а красота обнажённого человеческого тела, переданная в ровном рассеянном освещении, воспринималась особенно эффектно и возвышенно на фоне сочной зелёной лист­вы безмятежного пейзажа.

В целом картина была проникнута ощущением затаённой грусти, покоя и идиллического душевного равновесия. Стоичес­кое примирение с роком, мудрое, достойное приятие смерти род­нило классицизм Пуссена с античным мироощущением. Мысль о смерти не вызывала отчаяния, а воспринималась как неизбеж­ное проявление закономерности бытия.

Мастера «галантного жанра»: живопись рококо

Главные темы живописи рококо - изысканная жизнь при­дворной аристократии, «галантные празднества», идилличе­ские картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а поэтому надо ло­вить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. «Дух мелочей прелестных и воздушных» (М.Кузмин) становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля».

Для большинства живописцев рококо Венеры, Дианы, ним­фы и амуры затмевают все остальные божества. Всевозможные «купания», «утренние туалеты» и мгновенные удовольствия являются теперь чуть ли не главным предметом изображения. В моду входят экзотические названия цветов: «цвет бедра испу­ганной нимфы» (телесный), «цвет розы, плавающей в молоке» (бледно-розовый), «цвет потерянного времени» (голубой). Чётко продуманные, стройные композиции классицизма уступают место изящному и утончённому рисунку.

Антуана Ватто (1684-1721) современники называли «поэ­том беспечного досуга», «певцом изящества и красоты». В своих произведениях он запечатлел пикники в вечнозелёных парках, музыкальные и театральные концерты на лоне природы, пыл­кие признания и ссоры влюблённых, идиллические свидания, балы и маскарады. В то же время в его картинах присутствуют щемящая грусть, ощущение быстротечности красоты и эфемер­ности происходящего.

Одна из прославленных картин художника - «Паломничест­во на остров Киферу» , благодаря которой он был принят в Коро­левскую академию живописи и скульптуры и получил звание «мастера галантных празднеств». Прелестные дамы и галантные кавалеры собрались на усыпанном цветами берегу морской бух­ты. Они приплыли на остров Киферу - остров богини любви и красоты Венеры (отождествлялась с греческой богиней любви Аф­родитой), куда она, по преданию, вышла из пены морской. Празд­ник любви начинается у статуи с изображением Венеры и амуров, один из которых тянется вниз, чтобы возложить гирлянду из лавра на прекраснейшую из богинь. У подножия ста­туи сложены оружие, доспехи, лира и книги - сим­волы войны, искусств и наук. Что ж, любовь действительно спо­собна победить всё!

Действие разворачивается как кинолента, последовательно рассказывающая о прогулке каждой из влюблённых пар. Во вза­имоотношениях героев царит язык намёков: внезапно

брошен­ные взгляды, призывный жест веера в руках у девушки, речь, оборванная на полуслове... Во всём чувствуется гармония чело­века и природы. Но уже вечереет, золотой закат окрашивает небо. Праздник любви угасает, наполняя грустью беззаботные забавы влюблённых пар. Очень скоро они вернутся на свой ко­рабль, который перенесёт их из нереального мира в мир буднич­ной действительности. Чудесный парусник - корабль любви - готов к отплытию. Тёплые, мягкие краски, приглушённые цве­та, лёгкие, едва коснувшиеся холста мазки кисти - всё это со­здаёт особую атмосферу очарования и любви.

И снова землю я люблю за то,

Что так торжественны лучи заката,

Что лёгкой кистью Антуан Ватто

Коснулся сердца моего когда-то.

Г. Иванов

К подлинным шедеврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро») , созданная в качестве вывески для выступле­ний бродячих комедиантов. Жиль - главный и любимый персо­наж французской комедии масок, созвучный Пьеро - герою итальянской комедии дель арте. Неуклюжее, наивное существо как будто специально создано для постоянных насмешек и про­делок ловкого и хитрого Арлекина. Жиль изображён в традици­онном белом костюме с пелериной и в круглой шляпе. Он непо­движно и потерянно стоит перед зрителем, в то время как другие комедианты располагаются на отдых. Он словно ищет собесед­ника, способного выслушать и понять его. В нелепой позе коме­дианта с безвольно опущенными рука­ми, остановившимся взглядом есть что- то трогательное и незащищённое. В ус­талом и печальном облике паяца зата­илась мысль об одиночестве человека, вынужденного веселить и развлекать скучающую публику. Эмоциональная открытость героя делает его одним из са­мых глубоких и многозначительных об­разов в истории мировой живописи.

В художественном отношении кар­тина выполнена блестяще. Предельная простота мотива и композиции здесь соединяется с точным рисунком и тща­тельно продуманной цветовой гаммой. Призрачно-белый балахон написан ос­торожными и вместе с тем смелыми движениями кисти. Мерцающие бледно-серебристые, пепельно­лиловые, серовато-охристые тона струятся и переливаются, раз­биваются на сотни дрожащих бликов. Всё это создаёт удивитель­ную атмосферу для восприятия глубокого философского смысла картины. Как здесь не согласиться с высказыванием одного из современников: «Ватто пишет не красками, а мёдом, расплав­ленным янтарём».

Франсуа Буше (1703-1770) считал себя верным учеником Ватто. Одни называли его «художником граций», «Анакреоном живописи», «королевским живописцем». Вторые видели в нём «художника-лицемера», «у которого есть всё, кроме правды». Третьи скептически замечали: «Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы».

Кисти художника принадлежит ряд парадных портретов фа­воритки короля Людовика XV маркизы де Помпадур. Известно, что она покровительствовала Буше, не раз заказывала ему кар­тины на религиозные сюжеты для загородных резиденций и па­рижских особняков. В картине «Госпожа де Помпадур» героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о её художественных вкусах и увле­чениях. Она царственно возлежит на фоне пышных, торжест­венных драпировок. Книга в её руке - явный намёк на просве­щённость и приверженность интеллектуальным занятиям. Мар­киза де Помпадур щедро отблагодарила художника, назначив его сначала директором Гобеленовой мануфактуры, а затем президентом Академии художеств, присвоив ему ти­тул «первого живописца короля».

Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, главными героями которых были жеманные, застенчивые пастушки или пухленькие обнажённые прелестницы в виде ми­фологических Венер и Диан. Его картины изобилуют двусмыс­ленными намёками, пикантными деталями (поднятый подол ат­ласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка ку­пающейся Дианы, пальчик, прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, жмущиеся к ногам влюблённых овечки, це­лующиеся голубки и т. д.). Что ж, художник прекрасно знал мо­ду и вкусы своей эпохи!

В истории мировой живописи Франсуа Буше по-прежнему остаётся великолепным мастером колорита и изысканного ри­сунка. Остроумно решённые композиции, необычные ракурсы героев, сочные цветовые акценты, яркие блики прозрачных кра­сок, нанесённых мелкими, лёгкими мазками, плавные, струя­щиеся ритмы - всё это делает Ф. Буше непревзойдённым живо­писцем. Его картины превращаются в декоративные панно, ук­рашают пышные интерьеры залов и гостиных, они зовут в мир счастья, любви и прекрасных грёз.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Изобразительное искусство классицизма и рококо МХК 10-11 классы

План Никола Пуссен – художник классицизма Скульптурные шедевры классицизма Мастера «галантного жанра»: живопись рококо

Никола Пуссен – художник классицизма (1594 - 1665) французский художник, стоявший у истоков живописи классицизма

Идеал красоты видел в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармонии и четкости форм. Его картины отличают уравновешенность композиции, жесткая, математически выверенная система организации пространства, чеканный рисунок, чувство ритма. Главные критерии художественной правды – разум и мысль. Основные темы творчества – героические поступки, в основе которых высокие гражданские побуждения; прославление героического человека, способного силой разума познавать и преобразовывать природу. Любимые герои – люди высоких нравственных качеств. Композиционная система картин строилась на двух принципах: уравновешенности форм и на их свободном соотношении.

« Великодушие Сципиона »

«Аркадские пастухи»

«Танкред и Эрминия»

Скульптурные шедевры классицизма Один из выдающихся скульпторов классицизма – Антонио Канова (1757 - 1822) Скульптуры: «Орфей», «Эвридика», «Персей», «Тесей, победитель Минотавра», «Амур и Психея», «Три Грации».

«Орфей» «Эвридика»

«Персей»

«Три грации» - высшее воплощение нового идеала красоты, по мнению современников Канова.

Бертель Торвальдсен (1768 - 1844) Лучшими работами датского художника признают «Язон с золотым руном», «Ганимед и орел Зевса» («Ганимед, кормящий орла Зевса»), «Меркурий»

«Язон с золотым руном»

«Ганимед, кормящий орла Зевса»

«Меркурий»

Жан Антуан Гудон (1741 - 1828) Известный французский скульптор классицизма, создавший уникальную портретную энциклопедию выдающихся людей эпохи. Главный герой его произведений – человек общественный, благородного и сильного характера, мужественный и бесстрашный, творческая личность.

Статуя Вольтера –вершина творчества Гудона, идеальный образ мыслителя-мудреца.

Мастера «галантного жанра»: живопись рококо Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворных, праздники, идиллические картины жизни на фоне природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий.

Антуан Ватто (1684 - 1721) – «поэт беспечного досуга», «певец изящества и красоты»

«Паломничество на остров Киферу»

«Жиль» («Пьеро»)

Франсуа Буше (1703 - 1770) – «художник граций», «королевский живописец» 1.Изображение фривольных (соблазнительных, легкомысленных) сцен 2.Двусмысленные намеки 3.Пикантные детали

«Рождение Венеры»

« Юнона посещает хранителя ветров Эола »

«Аллегория живописи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация стиль в музыке (классицизм)

презентация 8 класс стили в музыке знакомит с характерными признаками музыкального классицизма и с представителями венской школы...

Презентация к уроку МХК "Художественная культура классицизма и рококо"

Презентация представляет собой иллюстративный ряд для общего знакомства учащихся с особенностями искусства классицизма и рококо....

Конспект урока по французской литературе с использованием мультимедийной презентации «Французская литература эпохи классицизма»

В данном уроке представлены сведения об основных представителях класицизма во Франции....


Классицизм КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.


Рококо РОКОКО («причудливый», «капризный»; франц. rococo от rocaille осколки камней, раковины), стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в. Искусство рококо это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками.


Никола Пуссен ПУССЕН (Poussin) Никола (), французский живописец. Представитель классицизма. Возвышенные по образному строю, глубокие по философскому замыслу, ясные по композиции и рисунку картины на исторические, мифологические, религиозные темы, утверждающие силу разума и общественно-этические нормы («Танкред и Эрминия», 1630-е годы, «Аркадские пастухи», 1630-е годы); величественные героические пейзажи («Пейзаж с Полифемом», 1649; серия «Времена года»,).


















Мастера «галантного жанра» Главные темы живописи рококо изысканная жизнь придвор­ной аристократии, «галантные празднества», идиллические карти­ны «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь чело­века мгновенна и быстротечна, а поэтому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. «Дух мелочей прелестных и воз­душных» (М. Кузмин) становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля». Главные темы живописи рококо изысканная жизнь придвор­ной аристократии, «галантные празднества», идиллические карти­ны «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь чело­века мгновенна и быстротечна, а поэтому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. «Дух мелочей прелестных и воз­душных» (М. Кузмин) становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля».


Антуан Ватто ВАТТО Антуан (полн Жан Антуан Ватто, Watteau) (10 октября 1684, Валансьенн 18 июля 1721, Ножан-сюр-Марн), французский живописец и рисовальщик. В бытовых и театральных сценах галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, воссоздал мир тончайших душевных состояний.