Анализ севастопольских рассказов. Севастопольские рассказы. Список использованных источников

Рассказ Льва Николаевича Толстого "Севастополь в декабре месяце" примечателен тем, что писатель показывает иную сторону военных действий при Севастополе - эта оборона известна всем лишь со стороны официальных данных, рассказывающих непосредственно о войне, а Толстой показывает собственные переживания этих событий.

"Севастополь в декабре месяце" в виде статьи был впервые опубликован в журнале "Современник" в 1855 году. Лев Толстой писал его, основываясь на собственном опыте, ведь в ноябре 1854 года он сам побывал в этом прекрасном и живописном городе.

Анализ переживаний автора

Своим живым и пронизанным настоящим переживаниям войны Толстой заставляет читателей ощущать совершенно разные, мощные эмоции - от страха до восхищения. В рассказе подробно описаны защитники Отечества и их жизнь, автор уделяет внимание тому, что они переживают, как воспринимают жизнь и окружающий мир.

Описывая их быт и привычки, Толстой раскрывает перед нами настоящую суть их жизни, и история об обороне Севастополя из официальных военных сводок превращается в творящуюся на глазах у читателей историю, в которой раскрываются человеческие судьбы.

Описывая военные действия глазами простых людей, Толстой заставляет читателей полностью прочувствовать действительную картину военной жизни. В этом и основная заслуга Толстого, как выдающегося писателя, он не просто со знанием дела описывает войну, он, прежде всего, заставляет людей испытывать настоящую гордость за русских солдат.

Это обусловлено тем, что Толстой специально выбрал лаконичный и сухой стиль повествования, и в рассказе не встречаются восторженные восклицания и прямое выражение восхищения - простота рассказа еще больше удивляет читателей. Свое мастерство Толстой сумел воплотить и в таком небольшом очерке, опубликованном в статусе статьи.

Душевные переживания героев рассказа

В большой мере "Севастополь в декабре месяце" посвящен раскрытию душевных переживаний героев, как и другие военные рассказы Толстого. Писатель не следует шаблонам, по которым выстроено большинство военных произведений - все его творчество на то, чтобы срывать маски и показывать действительность такой, какая она есть.

Как бы это странно не прозвучало, главная тема его военных рассказов - это правда. Толстой уходит от привычного восприятия войны, героических образов солдат и восторженного чувства победы, и раскрывает самую настоящую правду о войне и ее истинных героях.

И сам Лев Толстой раскрывает свои переживания по поводу происходящего, и анализируя его чувства и настроения, читатели могут полностью представить картину обороны под Севастополем. Толстой всегда уделял много внимания психологии людей, и старался раскрывать своих персонажей именно с этой стороны.

"Севастополь в декабре месяце" - не исключение, в рассказе показаны глубокие душевные переживания, их внутренние диалоги полны страстных и трепещущих чувств, которые помогают читателям проникнуться их жизнью и понять их.

«Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; тёмно-синяя поверхность моря уже сбросила с себя сумрак ночи и ждёт первого луча, чтобы заиграть весёлым блеском; с бухты несёт холодом и туманом; снега нет - всё черно, но утренний резкий мороз хватает за лицо и трещит под ногами, и далёкий неумолкаемый гул моря, изредка прерываемый раскатистыми выстрелами в Севастополе, один нарушает тишину утра... Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах...» Несмотря на то, что в городе идут боевые действия, жизнь идёт своим чередом: торговки продают горячие булки, а мужики - сбитень. Кажется, что здесь странно смешалась лагерная и мирная жизнь, все суетятся и пугаются, но это обманчивое впечатление: большинство людей уже не обращает внимания ни на выстрелы, ни на взрывы, они заняты «будничным делом». Только на бастионах «вы увидите... защитников Севастополя, увидите там ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища».

В госпитале раненые солдаты рассказывают о своих впечатлениях: тот, кто потерял ногу, не помнит боли, потому что не думал о ней; в женщину, относившую на бастион мужу обед, попал снаряд, и ей отрезали ногу выше колена. В отдельном помещении делают перевязки и операции. Раненые, ожидающие своей очереди на операцию, в ужасе видят, как доктора ампутируют их товарищам руки и ноги, а фельдшер равнодушно бросает отрезанные части тел в угол. Здесь можно видеть «ужасные, потрясающие душу зрелища... войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а... войну в настоящем её выражении - в крови, в страданиях, в смерти...». Молоденький офицер, воевавший на четвёртом, самом опасном бастионе, жалуется не на обилие бомб и снарядов, падающих на головы защитников бастиона, а на грязь. Это его защитная реакция на опасность; он ведёт себя слишком смело, развязно и непринуждённо.

По пути на четвёртый бастион всё реже встречаются невоенные люди, и всё чаще попадаются носилки с ранеными. Собственно на бастионе офицер-артиллерист ведёт себя спокойно (он привык и к свисту пуль, и к грохоту взрывов). Он рассказывает, как во время штурма пятого числа на его батарее осталось только одно действующее орудие и очень мало прислуги, но всё же на другое утро он уже опять палил из всех пушек.

Офицер вспоминает, как бомба попала в матросскую землянку и положила одиннадцать человек. В лицах, осанке, движениях защитников бастиона видны «главные черты, составляющие силу русского, - простоты и упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили ещё следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства... Чувство злобы, мщения врагу... таится в душе каждого». Когда ядро летит прямо на человека, его не покидает чувство наслаждения и вместе с тем страха, а затем он уже сам ожидает, чтобы бомба взорвалась поближе, потому что «есть особая прелесть» в подобной игре со смертью. «Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, - это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа... Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая высокая побудительная причина - эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к родине... Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...»

Севастополь в мае

Проходит полгода с момента начала боевых действий в Севастополе. «Тысячи людских самолюбий успели оскорбиться, тысячи успели удовлетвориться, надуться, тысячи - успокоиться в объятиях смерти» Наиболее справедливым представляется решение конфликта оригинальным путём; если бы сразились двое солдат (по одному от каждой армии), и победа бы осталась за той стороной, чей солдат выйдет победителем. Такое решение логично, потому что лучше сражаться один на один, чем сто тридцать тысяч против ста тридцати тысяч. Вообще война нелогична, с точки зрения Толстого: «одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать»

В осаждённом Севастополе по бульварам ходят военные. Среди них - пехотный офицер (штабс-капитан) Михайлов, высокий, длинноногий, сутулый и неловкий человек. Он недавно получил письмо от приятеля, улана в отставке, в котором тот пишет, как его жена Наташа (близкий друг Михайлова) с увлечением следит по газетам за передвижениями его полка и подвигами самого Михайлова. Михайлов с горечью вспоминает свой прежний круг, который был «до такой степени выше теперешнего, что когда в минуты откровенности ему случалось рассказывать пехотным товарищам, как у него были свои дрожки, как он танцевал на балах у губернатора и играл в карты с штатским генералом», его слушали равнодушно-недоверчиво, как будто не желая только противоречить и доказывать противное

Михайлов мечтает о повышении. Он встречает на бульваре капитана Обжогова и прапорщика Сусликова, служащих его полка, и они пожимают ему руку, но ему хочется иметь дело не с ними, а с «аристократами» - для этого он и гуляет по бульвару. «А так как в осаждённом городе Севастополе людей много, следовательно, и тщеславия много, то есть и аристократы, несмотря на то, что ежеминутно висит смерть над головой каждого аристократа и неаристократа... Тщеславие! Должно быть, оно есть характеристическая черта и особенная болезнь нашего века... Отчего в наш век есть только три рода людей: одних - принимающих начало тщеславия как факт необходимо существующий, поэтому справедливый, и свободно подчиняющихся ему; других - принимающих его как несчастное, но непреодолимое условие, и третьих - бессознательно, рабски действующих под его влиянием...»

Михайлов дважды нерешительно проходит мимо кружка «аристократов» и, наконец, отваживается подойти и поздороваться (прежде он боялся подойти к ним оттого, что они могли вовсе не удостоить его ответом на приветствие и тем самым уколоть его больное самолюбие). «Аристократы» - это адъютант Калугин, князь Гальцин, подполковник Нефердов и ротмистр Праскухин. По отношению к подошедшему Михайлову они ведут себя достаточно высокомерно; например, Гальцин берет его под руку и немного прогуливается туда-сюда только потому, что знает, что этот знак внимания должен доставить штабс-капитану удовольствие. Но вскоре «аристократы» начинают демонстративно разговаривать только друг с другом, давая тем самым понять Михайлову, что больше не нуждаются в его обществе.

Вернувшись домой, Михайлов вспоминает, что вызвался идти наутро вместо заболевшего офицера на бастион. Он чувствует, что его убьют, а если не убьют, то уж наверняка наградят. Михайлов утешает себя, что он поступил честно, что идти на бастион - его долг. По дороге он гадает, в какое место его могут ранить - в ногу, в живот или в голову.

Тем временем «аристократы» пьют чай у Калугина в красиво обставленной квартире, играют на фортепиано, вспоминают петербургских знакомых. При этом они ведут себя вовсе не так неестественно, важно и напыщенно, как делали на бульваре, демонстрируя окружающим свой «аристократизм». Входит пехотный офицер с важным поручением к генералу, но «аристократы» тут же принимают прежний «надутый» вид и притворяются, что вовсе не замечают вошедшего. Лишь проводив курьера к генералу, Калугин проникается ответственностью момента, объявляет товарищам, что предстоит «жаркое» дело.

Гальцин спрашивает, не пойти ли ему на вылазку, зная, что никуда не пойдёт, потому что боится, а Калугин принимается отговаривать Гальцина, тоже зная, что тот никуда не пойдёт. Гальцин выходит на улицу и начинает бесцельно ходить взад и вперёд, не забывая спрашивать проходящих мимо раненых, как идёт сражение, и ругать их за то, что они отступают. Калугин, отправившись на бастион, не забывает попутно демонстрировать всем свою храбрость: не нагибается при свисте пуль, принимает лихую позу верхом. Его неприятно поражает «трусость» командира батареи, о храбрости которого ходят легенды.

Не желая напрасно рисковать, полгода проведший на бастионе командир батареи в ответ на требование Калугина осмотреть бастион отправляет Калугина к орудиям вместе с молоденьким офицером. Генерал отдаёт приказ Праскухину уведомить батальон Михайлова о передислокации. Тот успешно доставляет приказ. В темноте под обстрелом противника батальон начинает движение. При этом Михайлов и Праскухин, идя бок о бок, думают только о том, какое впечатление они производят друг на друга. Они встречают Калугина, который, не желая лишний раз «себя подвергать», узнает о ситуации на бастионе от Михайлова и поворачивает обратно. Рядом с ними взрывается бомба, погибает Праскухин, а Михайлов ранен в голову. Он отказывается идти на перевязочный пункт, потому что его долг - быть вместе с ротой, а кроме того, за рану ему положена награда. Ещё он считает, что его долг - забрать раненого Праскухина или же удостовериться, что тот мёртв. Михайлов под огнём ползёт обратно, убеждается в гибели Праскухина и со спокойной совестью возвращается.

«Сотни свежих окровавленных тел людей, за два часа тому назад полных разнообразных высоких и мелких надежд и желаний, с окоченелыми членами, лежали на росистой цветущей долине, отделяющей бастион от траншеи, и на ровном полу часовни Мёртвых в Севастополе; сотни людей - с проклятиями и молитвами на пересохших устах - ползали, ворочались и стонали, - одни между трупами на цветущей долине, другие на носилках, на койках и на окровавленном полу перевязочного пункта; а всё так же, как и в прежние дни, загорелась зарница над Сапун-горою, побледнели мерцающие звезды, потянул белый туман с шумящего тёмного моря, зажглась алая заря на востоке, разбежались багровые длинные тучки по светло-лазурному горизонту, и все так же, как и в прежние дни, обещая радость, любовь и счастье всему ожившему миру, выплыло могучее, прекрасное светило».

На другой день «аристократы» и прочие военные прогуливаются по бульвару и наперебой рассказывают о вчерашнем «деле», но так, что в основном излагают «то участие, которое принимал, и храбрость, которую выказал рассказывающий в деле». «Всякий из них маленький Наполеон, маленький изверг и сейчас готов затеять сражение, убить человек сотню для того только, чтобы получить лишнюю звёздочку или треть жалованья».

Между русскими и французами объявлено перемирие, простые солдаты свободно общаются друг с другом и, кажется, не испытывают по отношению к противнику никакой вражды. Молодой кавалерийский офицер просто рад возможности поболтать по-французски, думая, что он невероятно умён. Он обсуждает с французами, насколько бесчеловечное дело они затеяли вместе, имея в виду войну. В это время мальчишка ходит по полю битвы, собирает голубые полевые цветы и удивлённо косится на трупы. Повсюду выставлены белые флаги.

«Тысячи людей толпятся, смотрят, говорят и улыбаются друг другу. И эти люди - христиане, исповедующие один великий закон любви и самоотвержения, глядя на то, что они сделали, не упадут с раскаянием вдруг на колени перед тем, кто, дав им жизнь, вложил в душу каждого, вместе с страхом смерти, любовь к добру и прекрасному, и со слезами радости и счастия не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны - и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льётся чистая невинная кровь и слышатся стоны и проклятия... Где выражение зла, которого должно избегать? Где выражение добра, которому должно подражать в этой повести? Кто злодей, кто герой её? Все хороши и все дурны... Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда»

Севастополь в августе 1855 года

Из госпиталя на позиции возвращается поручик Михаил Козельцов, уважаемый офицер, независимый в своих суждениях и в своих поступках, неглупый, во многом талантливый, умелый составитель казённых бумаг и способный рассказчик. «У него было одно из тех самолюбии, которое до такой степени слилось с жизнью и которое чаще всего развивается в одних мужских, и особенно военных кружках, что он не понимал другого выбора, как первенствовать или уничтожиться, и что самолюбие было двигателем даже его внутренних побуждений».

На станции скопилось множество проезжающих: нет лошадей. У некоторых офицеров, направляющихся в Севастополь, нет даже подъёмных денег, и они не знают, на какие средства продолжить путь. Среди ожидающих оказывается и брат Козельцова, Володя. Вопреки семейным планам Володя за незначительные проступки вышел не в гвардию, а был направлен (по его собственному желанию) в действующую армию. Ему, как всякому молодому офицеру, очень хочется «сражаться за Отечество», а заодно и послужить там же, где старший брат.

Володя - красивый юноша, он и робеет перед братом, и гордится им. Старший Козельцов предлагает брату немедленно ехать вместе с ним в Севастополь. Володя как будто смущается; ему уже не очень хочется на войну, а, кроме того, он, сидя на станции, успел проиграть восемь рублей. Козельцов из последних денег оплачивает долг брата, и они трогаются в путь. По дороге Володя мечтает о героических подвигах, которые он непременно совершит на войне вместе с братом, о своей красивой гибели и предсмертных упрёках всем прочим за то, что те не умели при жизни оценить «истинно любивших Отечество», и т. д.

По прибытии братья отправляются в балаган обозного офицера, который пересчитывает кучу денег для нового полкового командира, обзаводящегося «хозяйством». Никто не понимает, что заставило Володю бросить спокойное насиженное место в далёком тылу и приехать без всякой для себя выгоды в воюющий Севастополь. Батарея, к которой прикомандирован Володя, стоит на Корабельной, и оба брата отправляются ночевать к Михаилу на пятый бастион. Перед этим они навещают товарища Козельцова в госпитале. Он так плох, что не сразу узнает Михаила, ждёт скорой смерти как избавления от страданий.

Выйдя из госпиталя, братья решают разойтись, и в сопровождении денщика Михаила Володя уходит в свою батарею. Батарейный командир предлагает Володе переночевать на койке штабс-капитана, который находится на самом бастионе. Впрочем, на койке уже спит юнкер Вланг; ему приходится уступить место прибывшему прапорщику (Володе). Сперва Володя не может уснуть; его то пугает темнота, то предчувствие близкой смерти. Он горячо молится об избавлении от страха, успокаивается и засыпает под звуки падающих снарядов.

Тем временем Козельцов-старший прибывает в распоряжение нового полкового командира - недавнего своего товарища, теперь отделённого от него стеной субординации. Командир недоволен тем, что Козельцов преждевременно возвращается в строй, но поручает ему принять командование над его прежней ротой. В роте Козельцова встречают радостно; заметно, что он пользуется большим уважением среди солдат. Среди офицеров его также ожидает тёплый приём и участливое отношение к ранению.

На другой день бомбардировка продолжается с новой силой. Володя начинает входить в круг артиллерийских офицеров; видна взаимная симпатия их друг к другу. Особенно Володя нравится юнкеру Влангу, который всячески предугадывает любые желания нового прапорщика. С позиций возвращается добрый штабс-капитан Краут, немец, очень правильно и слишком красиво говорящий по-русски. Заходит разговор о злоупотреблениях и узаконенном воровстве на высших должностях. Володя, покраснев, уверяет собравшихся, что подобное «неблагородное» дело никогда не случится с ним.

На обеде у командира батареи всем интересно, разговоры не умолкают несмотря на то, что меню весьма скромное. Приходит конверт от начальника артиллерии; требуется офицер с прислугой на мортирную батарею на Малахов курган. Это опасное место; никто сам не вызывается идти. Один из офицеров указывает на Володю и, после небольшой дискуссии, он соглашается отправиться «обстреляться» Вместе с Володей направляют Вланга. Володя принимается за изучение «Руководства» по артиллерийской стрельбе. Однако по прибытии на батарею все «тыловые» знания оказываются ненужными: стрельба ведётся беспорядочно, ни одно ядро по весу даже не напоминает упомянутые в «Руководстве», нет рабочих, чтобы починить разбитые орудия. К тому же ранят двух солдат его команды, а сам Володя неоднократно оказывается на волосок от гибели.

Вланг очень сильно напуган; он уже не в состоянии скрыть это и думает исключительно о спасении собственной жизни любой ценой. Володе же «жутко немножко и весело». В блиндаже Володи отсиживаются и его солдаты. Он с интересом общается с Мельниковым, который не боится бомб, будучи уверен, что умрёт другой смертью. Освоившись с новым командиром, солдаты начинают при Володе обсуждать, как придут к ним на помощь союзники под командованием князя Константина, как обеим воюющим сторонам дадут отдых на две недели, а за каждый выстрел тогда будут брать штраф, как на войне месяц службы станут считать за год и т. д.

Несмотря на мольбы Вланга, Володя выходит из блиндажа на свежий воздух и сидит до утра с Мельниковым на пороге, пока вокруг падают бомбы и свистят пули. Но поутру уже батарея и орудия приведены в порядок, а Володя начисто забывает об опасности; он только радуется, что хорошо исполняет свои обязанности, что не показывает трусости, а наоборот, считается храбрым.

Начинается французский штурм. Полусонный Козельцов выскакивает к роте, спросонья больше всего озабоченный тем, чтобы его не посчитали за труса. Он выхватывает свою маленькую сабельку и впереди всех бежит на врага, криком воодушевляя солдат. Его ранят в грудь. Очнувшись, Козельцов видит, как доктор осматривает его рану, вытирает пальцы о его пальто и подсылает к нему священника. Козельцов спрашивает, выбиты ли французы; священник, не желая огорчать умирающего, говорит, что победа осталась за русскими. Козельцов счастлив; «он с чрезвычайно отрадным чувством самодовольства подумал, что он хорошо исполнил свой долг, что в первый раз за всю свою службу он поступил так хорошо, как только можно было, и ни в чем не может упрекнуть себя». Он умирает с последней мыслью о брате, и ему Козельцов желает такого же счастья.

Известие о штурме застаёт Володю в блиндаже. «Не столько вид спокойствия солдат, сколько жалкой, нескрываемой трусости юнкера возбудил его». Не желая быть похожим на Вланга, Володя командует легко, даже весело, но вскоре слышит, что французы обходят их. Он видит совсем близко вражеских солдат, его это так поражает, что он застывает на месте и упускает момент, когда ещё можно спастись. Рядом с ним от пулевого ранения погибает Мельников. Вланг пытается отстреляться, зовёт Володю бежать за ним, но, прыгнув в траншею, видит, что Володя уже мёртв, а на том месте, где он только что стоял, находятся французы и стреляют по русским. Над Малаховым курганом развевается французское знамя.

Вланг с батареей на пароходе прибывает в более безопасную часть города. Он горько оплакивает павшего Володю; к которому по-настоящему привязался. Отступающие солдаты, переговариваясь между собою, замечают, что французы недолго будут гостить в городе. «Это было чувство, как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу. Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимою горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».

«Севастопольские рассказы» - это цикл из трёх рассказов. Они были написаны великим писателем Львом Толстым. Каждый человек, который познакомился с произведениями, не остался равнодушным, так как каждый из трёх рассказов описывает оборону Севастополя. Они передают эмоции и переживания воюющих солдат. Найти отношение автора к боевым действиям, а именно к бессмысленности войны, можно в произведении «Севастополь в декабре месяце». Анализ рассказа поможет понять то, что хотел донести автор своему читателю.

«Севастопольские рассказы»

Нужно сказать, что достоверность и точность событий, происходящих во время обороны Севастополя, автору удалось передать читателю не только благодаря своему мастерству и таланту, но и тому, что автор «Севастопольских рассказов» находился в городе с 1854 по 1855 год. В течение почти 2 месяцев Толстой дежурил на батарее на Четвёртом бастионе, который тогда по праву считался самым опасным. Кроме того, автор участвовал в бою на Чёрной речке, а также в сражениях, происходящих во время последнего штурма Севастополя.

В 1855 в журнале «Современник» в виде статьи был опубликован рассказ «Севастополь в декабре месяце». поможет каждому читателю определить основную мысль и идею произведения.

Обзор города и жизни его обитателей

«Севастополь в декабре месяце» - это одно из произведений «Севастопольских рассказов», написанных Л. Толстым. Этот рассказ самый первый в цикле, и именно он знакомит читателей с сюжетом произведения.

Произведение «Севастополь в декабре месяце» начинается с обзора города. Скорее всего, он был основан на личных впечатлениях автора. Лев Толстой рассказывает читателю, что, несмотря на что в городе до сих пор идёт война, все его жители давно не обращают внимания на боевые действия. Все они заняты своими делами и проблемами, а взрывы их уже не пугают.

Никого из читателей не оставляют равнодушным события, описываемые в произведении «Севастополь в декабре». Анализ произведения сделать совсем несложно, так как читается оно на одном дыхании.

Рассказы офицеров и солдат об обороне Севастополя

Произведением, в котором наблюдаются эмоции солдат во время боя, является «Севастополь в декабре». Рассказ передаёт эмоции и переживания людей, которые гибли под пулями за свою родину.

Автор в начале рассказа «Севастополь в декабре месяце» рассказывает читателю, что раненые солдаты в больницах делились между собой событиями, происходящими на поле боя, а также рассказывали друг другу о том, кто и как потерял своё здоровье при обороне Севастополя. Стоит отметить, что врачи удаляют конечности солдатам с равнодушием, без всяких эмоций.

Толстой рассказывает в произведении «Севастополе в декабре месяца», что по пути на четвёртый бастион можно встретить всё меньше невоенных людей: чаще всего попадаются носилки с раненными солдатами, а также военные.

Офицер-артиллерист повествует, как во время штурма на батарее осталось всего лишь одно действующее оружие. Позже он поделился, что бомба попала прямо в матросскую землянку и убила 11 человек.

Эмоции и переживания главных героев

В конце рассказа «Севастополя в декабре месяце» речь идёт об эмоциях солдат во время боевых действий. Автор говорит, что когда ядро летит на солдата, у него возникает чувство страха и наслаждения: в подобной игре со смертью есть некая прелесть.

Все любители военной литературы просто обязаны прочитать рассказ «Севастополь в декабре месяце». Анализ произведения каждому поможет понять, о чём идёт речь в произведении. Оно раскрывает для своих читателей настоящую правду о том, как проходила оборона города, а также показывает эмоции и переживания главных героев.

«Севастополь в декабре месяце». Анализ произведения

Рассказ «Севастополь в декабре месяце» вызывает у читателя много разных эмоций. Сначала он может удивиться тому, насколько спокойно люди начинают относиться к войне. Однако, с другой стороны, читатель понимает, что в глубине души каждый солдат и простой житель боится за свою жизнь, но всё равно отважно сражается за свою родину. Автор заставляет читателя испытывать гордость за русский народ, который не сдавался ни в каких ситуациях, смело шёл вперёд и был уверен в собственной победе.

Гамму впечатлений и эмоций вызывает у читателей прочтение рассказа «Севастополь в декабре». Анализ этого произведения показывает читателю все основные события, происходящие во время обороны Севастополя.

Лев Толстой уделяет много внимания эмоциям и переживаниям военных: о чём они думают, чего боятся, чего ждут и как воспринимают окружающий их мир. Автор показывает читателю быт и привычки солдат. Толстой сумел передать оборону Севастополя читателю другими красками, открыть её по-новому. Прочитав рассказ «Севастополь в декабре», можно окунуться в жизнь, прочувствовать эмоции военных, а также раскрыть истории человеческих судеб.

Идея и основная мысль произведения

Нужно сказать, что произведение Толстого посвящено не столько событиям при обороне Севастополя, сколько раскрытию эмоций, душевных переживаний и страхов героев рассказа. Автор ушёл от привычного описания военных действий: героических образов солдат, а также восторженного чувства победы. Толстой изложил всю правду о войне, а также о её участниках.

Безусловно, никого не оставит равнодушным рассказ «Севастополь в декабре месяце». Отзывы о произведении это подтверждают.

Тип урока: интегрированный (литература, история).

  1. Создать представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя.
  2. Развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, обобщать факты.
  3. На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя.
  4. Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма, способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.

Оборудование, наглядность: Л.Н.Толстой “Севастопольские рассказы”, слайдовая презентация, персональный компьютер, мультимедийный проектор

Методические приемы организации урока:

Опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения, подготовка докладов и сообщений, подборка репродукций по теме урока, выразительное чтение.

Учитель литературы Сегодняшний наш урок мне хотелось бы начать словами Л.Н.Толстого: “По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества”. Мы продолжим наш разговор о писателе и будем говорить о его “Севастопольских рассказах”. Ведь именно они сыграли решающую роль в становлении Толстого-писателя. В течение урока вы должны выяснить и дать ответ на вопросы: Кто является истинным героем “Севастопольских рассказов” Л.Н.Толстого и Что такое война в понимании писателя.

Справка историков: Цель внешней политики царя Николая I - вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов, находящихся под властью султана. 21 июня 1853 года русские войска были введены в Дунайские княжества. 16 октября 1853 года Турция объявила России войну. Русская дипломатия не смогла предвидеть и предотвратить то, что на стороне Турции выступят Англия, Франция и Сардиния. Видеть Россию сильной в Европе не хотели никогда. В сентябре 1854 года войска коалиции высадились в Крыму. В октябре началась бомбардировка Севастополя. Героическая оборона длилась одиннадцать месяцев. Подписанный в марте 1856 года в Париже мирный договор воспринимался в России как поражение. Крымская война оказалась личной трагедией Николая I: 18 февраля 1855 года он умер.

Работа биографов

В 1851 году Л.Н.Толстой отправляется на Кавказ вместе с братом Николаем Николаевичем, который служил офицером-артиллеристом в действующей армии.

Когда в 1853 году началась война России с объединенными военными силами Англии, Франции и Турции, Толстой подал прошение о переводе его в действующую армию Его перевели в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. “Храбрый артиллерийский офицер, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный” - таким был Л. Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд. В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854г. и оставался здесь вплоть до конца осады.

1. Историки

В сентябре 1854 года армия союзников численностью более 60 тысяч человек высадилась в Крыму и начала наступление на Севастополь – главную русскую крепость на Черном море. Город был неуязвим с моря, но практически беззащитен с суши.

Адмиралы В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин взяли на себя командование Севастополем. С 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий, снятых с судов, при поддержке населения они организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля. Гарнизон и население города были мобилизованы на строительство укреплений, схему которых разработали военные офицеры под руководством Э.И.Тотлебена. Защитники города затопили у входа в бухту несколько судов и преградили доступ в нее вражескому флоту.

Работа биографов.

7 ноября 1854 года Толстой прибыл в Севастополь. Под сильным впечатлением увиденного, он пишет письмо брату Сергею: “Дух в войсках выше всякого описания. Корнилов, объезжая войска, вместо: “Здорово, ребята!” - говорил: “Нужно умирать, ребята, умрете?” - и войска кричали: “Умрем, ваше превосходительство!” и уже 22 тысячи исполнили это обещание. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Женщины носят воду на бастионы для солдат… Я благодарю бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время”.

Работа художников.

Что же представлял собой Севастополь в тот момент, когда прибыл туда Толстой?

(Работа по репродукциям И.Айвазовского, изображающим Севастополь). (Приложение 1 , Приложение 2 ).

Учитель литературы:

Таким образом, Л.Н.Толстой был непосредственным участником обороны, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. О них Л.Н.Толстой пишет в очерке “Как умирают русские солдаты”. В одном из рассказов мы читаем: “Герой, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен – правда”. Эти люди стали героями рассказов: “Севастополь в декабре месяце”, 1854 год; “Севастополь в мае”, 1855 год; “Севастополь в августе”, 1855 год.

1. Рассказ: “Севастополь в декабре месяце”.

Справка историков:

В рассказе изображен момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года. Сражение у Балаклавы 13 октября 1854 года сложилось в пользу русских. Но на помощь англичанам вовремя пришли французы. Сражение под Инкерманом закончилось поражением русских войск. Война приобрела затяжной характер.

Учитель литературы: В рассказе “Севастополь в декабре” Толстой передал свои первые впечатления. Впервые увидела Россия осажденный город в его величии. Автор изображает войну без прикрас, без громких фраз, сопровождавших официальные известия о Севастополе на страницах журналов и газет. Он стремится дать полную панораму войны, осознавая, что “надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...”.

Работа с классом по содержанию рассказа “Севастополь в декабре месяце”

Первая группа литературоведов:

Рассказ является своеобразным “путеводителем” по осажденному городу. Это особенно подчеркивается формой личного местоимения “вы” в определении лица, от которого ведется рассказ. Это и повествователь, и читатель: “Вы подходите к пристани…”, “Вы отчалили от берега...”, “...вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом”. Повествование ведется так, что читатель как бы является очевидцем, участником событий, он как будто ощущает то же, что и защитники города.

Учитель литературы

Приложение 3).

Литературоведы:

Писатель заметил множество деталей военного быта, многие из которых пришлись не по вкусу тогдашней петербургской цензуре. У боевого пехотного офицера на сапогах “стоптанные в разные стороны каблуки”, старая шинель странного лиловатого цвета, в блиндаже грязная постель с ситцевым одеялом, а из узелка с “провизией”, когда он отправляется на бастион, торчит “конец мыльного сыра и горлышко портерной бутылки с водкой”. У армейского офицера не может быть чистых перчаток и новенькой шинели - в отличие от интендантских казнокрадов и штабных щеголей.

Справка художников:

На 4-ом бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 году первые русские операторы засняли оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. На групповом портрете художника Тима среди участников оброны можно увидеть рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги и грусти.

Учитель литературы

Будничная, внешне беспорядочная суета города, ставшего военным лагерем, переполненный лазарет, удары ядер, взрывы гранат, мучения раненых, кровь, грязь, смерть – вот та обстановка, в которой защитники Севастополя просто и честно, без лишних слов выполняли свой тяжелый труд. “Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина,- говорил Толстой.- И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого - любовь к родине”.

Академик Е.Терле называл “Севастопольские рассказы” правдивым историческим документом, современники воспринимали их как “корреспонденции с театра военных действий”. Печатались они в журнале “Современник”.

А как называется жанр литературы, предполагающий документальную достоверность? (очерк).

Вывод: Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. Он убежден в “…невозможности поколебать где бы то ни было силу русского народа”. Но писатель не может удержаться от осуждения войны как таковой: вы “…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем,… а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти”

Работа биографов

Но чем дальше затягивалась осада, тем очевиднее ощущал Толстой внутренний разлад и неподготовленность государства к войне. “…Больше, чем прежде убедился, - записывает он в своем дневнике, - что Россия или должна пасть или совершенно преобразоваться. Все идет навыворот... Грустное положение - и войска, и государства”. Как истинный патриот, Толстой готовит записку царскому правительству, в которой пишет о катастрофическом положении в армии. Но вскоре писатель убеждается в бесполезности этой меры и решает рассказать правду о Севастополе всей общественности, используя форму художественного повествования. Так появляются еще два рассказа: “Севастополь в мае” и “Севастополь в августе 1855 года”.

2. Рассказ “Севастополь в мае”.

Справка историков:

Весной опять начались бомбардировки города. После одной из них, особенно продолжительной и ожесточенной, союзники двинулись на штурм. Французам, атаковавшим Малахов курган, удалось выйти к нему с тыла и захватить несколько домов на Корабельной стороне. Перелом в ход сражения внесла отчаянная атака роты саперов, случайно оказавшихся рядом. Подоспевшими подкреплениями неприятель был выбит с окраин города. Англичане, шедшие на штурм Третьего бастиона, были остановлены в 400 м от цели.

Учитель литературы

Толстой рисует войну как безумие, заставляющее усомниться в разуме людей. Он судит о войне с нравственной точки зрения, показывает ее влияние на человеческую мораль Наполеон ради своего честолюбия губит миллионы, а какой-нибудь прапорщик Петрушков, этот “маленький Наполеон, маленький изверг, сейчас готов затеять сражение, убить человек. Сотню для того только, чтобы получить лишнюю звездочку или треть жалованья”. Так в “Севастопольских рассказах” впервые в творчестве Толстого возникает “наполеоновская тема”.

Вторая группа литературоведов

Толстой сосредоточивает внимание на лицах “аристократического” круга, показывая их тщеславие, которые обусловлены средой и воспитанием. Предметом анализа Толстого становятся противоречия побуждений и поступков, предрассудков и природной нравственности. Мы видим, что избалованный “аристократ” князь Гальцин оказывается способным испытать “ужасный стыд” за себя, вдруг ощутив собственную неправоту перед безмолвно выносящими свои страдания солдатами.

Работа с классом по содержанию (Приложение 3).

Учитель литературы

Восторгаясь героизмом солдат, Толстой основное внимание теперь уделяет выявлению несостоятельности аристократического офицерства и высших сфер военного руководства. Героизм солдат прост и обыкновенен: без позы и рисовки они обороняют свою землю, потому что не могут потерпеть иноземного насилия. Среди офицеров также есть храбрые, по-настоящему преданные родине люди. Но таких мало. Большая часть офицеров, в особенности аристократического происхождения, охвачена чувством тщеславия и самосохранения. Иные не прочь блеснуть храбростью. Но это показная бравада, объясняемая либо хвастливым молодечеством, либо желанием получить награду. Разоблачая показную смелость и ложный патриотизм офицерства, писатель использует излюбленный художественный метод “диалектики души”.

Вывод: Толстой показывает правдивое изображение войны в крови и страданиях. Чтобы показать противоестественность войны, Толстой использует антитезу: мальчик и цветы в долине смерти. “И эти люди – христиане… не упадут с раскаянием вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны, и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется честная, невинная кровь и слышатся стоны и проклятия”.

3. “Севастополь в августе”.

Справка историков:

В конце августа 1855 г. началась последняя, самая ожесточенная бомбардировка Севастополя. Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя. 800 орудий беспрестанно громили город. Потери защитников составляли 2-3 тысячи человек в день. 27 августа начался общий штурм. После захвата господствующей высоты - Малахова кургана - дальнейшая оборона потеряла всякий смысл. Так закончилась 349-дневная оборона.

Третья группа литературоведов

Третий из “Севастопольских рассказов” - “Севастополь в августе 1855 года” - посвящен последнему периоду обороны. Снова перед читателем будничное и тем более страшное лицо войны, голодные солдаты и матросы, измученные нечеловеческой жизнью на бастионах офицеры. Из отдельных лиц, помыслов, судеб складывается образ героического города, израненного, разрушенного, но не сдавшегося: “Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам”. “На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела”.

Работа с классом по содержанию (Приложение 3).

Учитель литературы:

В третьем рассказе Толстой показывает войну глазами новичка, потому что главным для него здесь является исследование души человека на войне перед опасностью. Заканчивается рассказ анализом душевного состояния солдат, вынужденных оставить после одиннадцатимесячной обороны Севастополь. Толстой и его товарищи, покидая Севастополь, плакали. Слезы боли и гнев, скорбь о погибших героях, проклятие войне, угроза захватчикам.

Историки: Главным итогом войны было то, что Россия в целом устояла под ударами объединившихся против нее держав мира. Несмотря на серьезное военное поражение, она вышла из войны с минимальным уроном. Наиболее болезненным для России пунктом Парижского мира было положение, запрещавшее ей иметь военный флот и укрепления на Черном море.

Учитель литературы

Писатель, преклоняясь перед народом, его выносливостью, осуждает войну как средство решения спорных вопросов между государствами. Толстой отрицал захватнические войны как состояние, чуждое человеческой природе. Война, по его мнению, ожесточает человека, убивает в нем любовь к людям, без чего немыслима жизнь. Кроме того, война лишает человека способности наслаждаться окружающим миром, природой, так как он сосредоточен лишь на самом себе и желает одного - не быть убитым. Наконец, война извращает моральные представления людей. Словом, она “есть сумасшествие”, и если “люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать”.

А теперь подведем итог всему тому, о чем мы говорили на уроке о “Севастопольских рассказах”. Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи? Что такое война в понимании Л.Н.Толстого?

Работа художников.

Вот так увидел лицо войны художник Василий Васильевич Верещагин, участник трех войн (Приложение 4 ).

Свою картину он назвал “Апофеоз войны”. На раме надпись: “Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим”. В словаре С.И.Ожегова слово “апофеоз” имеет два значения: 1) прославление, возвеличение чего-нибудь; 2) торжественная, заключительная сцена театральных представлений. - В каком значении употребил слово художник? - Какую мысль стремится передать художник?

Литература:

  1. Л.Н. Толстой Севастопольские рассказы.
  2. Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Материалы для выставки в школе
  3. История России. Конец 17-19 век. В.И. Буганов П.Н. Зырянов учебник для 10-го класса
  4. Лебедев Ю.В. Русская литература. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений. М., 1996.

Заглядывает и на поле битвы, и в траншеи, и к офицеру на квартиру, и в лазарет, и на бульвар, где гуляют жители осажденного города... Он заглядывает в души разных людей, заметных и малозаметных, – он рисует настроения этих душ в разные моменты жизни осажденного города, – и во время боя, и во время отдыха он показывает, что она ощущает и думает, как веселится в свободную минуту, как шутит под свистящими пулями, как мучительно иногда боится, как отдается тщеславному чувству, мечтам о наградах, о славе, как спокойно и просто совершает подвиги мужества и великодушия, и как мелочно и зло вздорит из-за какого-нибудь проигранного в карты рубля...

Л. Толстой. Севастопольские рассказы. Аудиокнига

В первом очерке: «Севастополь в декабре 1854 года» Толстой показывает жизнь города в начале осады , когда и жители его, и защитники верили в то, что отстоят город. Вот почему серьезности в настроении толпы еще нет: жизнь течет разнообразная, по-прежнему довольно пошлая и обыденная. Во втором очерке: «Севастополь в мае 1855 года» – картина уже иная: настроение у всех приподнятое; опасность чувствуется всеми. В этом очерке Толстой вводит нас в настроения «защитников» города. Целый ряд живых и разнообразных лиц проносится перед нами, – и в них, без труда, можем мы прочесть крупные и мелкие страсти людей, светлое и темное их души...

На первом плане выведен штабс-капитан Михайлов. Помня свой веру в то, что «все хороши и все дурны», Толстой в своем герое рисует человека, в общем, хорошего, но, в то же время, знающего и дурные чувства. Он – человек храбрый, честный слуга родины, способный на самопожертвование; простодушный и порядочный, он, в то же время, мелочно честолюбив и глупо тщеславен. Ему, честному боевому офицеру, доставляет неописанную радость пройтись под руку с блестящим «адъютантом», князем Гальциным... Идя умирать за родину, он мечтал о крестах.

В лице Калугина вывел Толстой карьериста, храбрость которого есть результат желания выслужиться. Наряду с этими офицерами, которые даже в глаза смерти не могут посмотреть «без задней мысли», – выведены солдаты, которые бьются просто и умирают без рисовки. В их храбрости нет ничего эффектного: и автор преклоняется перед их простотой, – в их душах видит величие, «молчаливое и бессознательное». Он нарисовал их спокойно-мужественными на бастионах, терпеливо умирающими в лазаретах, добродушно болтающими с врагами во время перемирия. В этом преклонении перед простым солдатом – виден тот «апофеоз простоты», возвеличение природы, с которыми читатель встречается и в написанных Толстым ещё раньше «Казаках ».

Третий очерк: «Севастополь в августе 1855 года» представляет последние минуты «осажденного города». Дух защитников и жителей уже иной, чем в декабре 1854; сознание важности переживаемого момента вносит долю торжественности в настроения; некоторая растерянность и, в то же время, готовность умереть – сменяют прежнюю беспечность. Центральными фигурами в этом третьем очерке выведены братья Козельцовы. Старший, спокойный несложный, человек, живущий без порывов и без особых душевных тревог, просто и серьезно смотрит в глаза смерти и «делает свое дело» без шумихи, без задних мыслей. Это натура – простая и цельная. Младший брат его, Володя – восторженный, романтически настроенный юноша-мечтатель, который весь живет благородным порывом патриотизма. Чувствительный и впечатлительный, он болезненно переживает те впечатления, которыми подарило его знакомство с обратной, «прозаической» стороной войны.