Композитор валерии. Композитор Валерия Беседина: "Судьба мне подарила встречи с уникальными личностями искусства и культуры". Валерия Беседина: каждый из нас в силах сотворить мир таким светлым, каким он мечтает

Валерия Беседина родилась в древнем городе Львове, где дома со сказочными башенками, на крышах — изысканные флюгера, а в красивейшем, старинном парке — лебединое озеро. Может, поэтому больше всего на свете маленькая девочка любила звуки природы и родного города изображать на рояле. В ее импровизациях оживал любой фантастический сюжет.
Однажды, будучи ученицей специальной музыкальной школы, Валерия на каникулы приехала в Москву и показала свои сочинения выдающемуся музыканту, профессору Тихону Николаевичу Хренникову, который сразу взял ее в свой класс.
Девочка выросла, стала композитором, а сказка осталась. Более того — свои сказки она умеет дарить людям. Валерия способна свои мысли и чувства воплощать в звуки. А с нотами у нее тайный сговор. Они подстерегают и преследуют ее повсюду. Так, и только так — от голоса свыше — были рождены балеты «Суламифь» и «Цирк приехал!» (на фасаде Музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко — огромные афиши этих балетов в постановке Народного артиста России Дмитрия Брянцева ), «Гойя» и «Вий» , оперы «Самозванка» и «Огненная Дева» , приключенческий мюзикл «Виртуальный маскарад» (в Московском драматическом театре им.Ермоловой) , озорной «Вождь Краснокожих» и романтичная «Госпожа Метелица» (в Московском драматическом театре им. Н.В.Гоголя ), духовный концерт для хора на древнеславянские тексты «Посвящение Святителю Николаю Чудотворцу» , виртуозные инструментальные сонаты и замечательные сюиты для различных ансамблей.
А на рубеже веков-тысячелетий у Валерии зазвучала музыкальная драма «Лебединый стан» на стихи М.Цветаевой. Словно Марина Ивановна водила ее рукой. В доме композитора вершились чудеса: то сам собой зажигался свет настольной лампы, то кто-то незримый ударял по клавишам рояля, то среди ночи, вопреки всем законам физики, с полки падал томик стихов Цветаевой и раскрывался на той странице, на тех строчках, которые Валерия так мучительно искала.
Много загадок в жизни и музыке Бесединой. В 19 лет ей приснился чудный сон: балет «Гойя» — композитору оставалось только записать видение на нотную бумагу. Тогда-то она и поразила консерваторскую профессуру красотой мелодий и точным ощущением страстного испанского колорита. А недавно в Уральском городе Челябинске в театре оперы и балеты им. М.И.Глинки состоялась премьера этого балета. Уже в антракте выстроилась очередь зрителей за автографом композитора — такое яркое впечатление произвела на всех музыка.
Произведения В.Бесединой в репертуаре великолепных музыкантов. Но она и сама блестяще владеет фортепиано, поет, оркеструет, аранжирует свои сочинения, импровизирует на любые темы на глазах у зачарованной публики. В ней сочетаются воедино дар композитора и исполнителя, интеллект и артистизм. Ее опусы издаются и звучат не только в России, но и на престижных международных фестивалях мира. В переводах они не нуждаются, потому что пишутся от чистого сердца! Ведь душа Валерии родилась крылатой. И творит она для людей, чтобы музыка делала их окрыленными!

Ольга Самсонова (журнал «Планета Красота» )

Отзывы о творчестве

Валерия Беседина — композитор, творец, тонко чувствующий мир звуков, она существует в этом мире предельно органично. Валерия от природы наделена даром поэтического вдохновения. Как талантливо написан ею музыкальный цикл на стихи Марины Цветаевой! Что-то есть в этом свое, непохожее ни на что. Удивительное слияние музыки и слова; большая редкость, когда не понимаешь, что является первоосновой — слово или музыка. Одухотворенность — отличительная черта В.Бесединой. Душа ее горит творческой неутомимостью, живостью, эмоциональной насыщенностью и, вместе с тем, скромностью, присущей настоящим Художникам. Мне бы хотелось, чтобы добро, которое Валерия несет людям было ими принято с благодарностью. Талант Бесединой стоит того!

Народный артист СССР Владимир Васильев

Валерия Беседина — моя ученица, одна из моих самых больших радостей в педагогической работе. Она сочиняет музыку, основой которой являются красивая мелодия, человеческие чувства, и это трогает сердце и приносит любовь слушателей. У нее необыкновенный артистический талант — она сама виртуозно играет на рояле и великолепно поет, создавая яркие образы. Артистизм свойственен ей во всем: и в музыке, и в ее исполнении, и в общении со слушателем, что производит на публику просто магическое впечатление. Когда сочетаются в творце выдающаяся разносторонняя одаренность, прелестная внешность, профессионализм, колоссальное трудолюбие и блестящие результаты (работа этого таланта), то это успех вдвойне!

Народный артист СССР, профессор Тихон Хренников

Мне, актеру, привычно жить в ожидании чуда...
Одно уже свершилось — «Лебединый стан» .
Верю, что мы с тобой еще испытаем счастье совместной работы.
Спасибо за то, что я все еще в ожидании.
Твори и помни — я рядом.

Заслуженный артист России,
артист кино и театра им.Моссовета

Валерий Яременко

С Валерией Бесединой меня связывают многие годы творческого сотрудничества и просто человеческой дружбы. Если кратко охарактеризовать главное в музыке Бесединой, я бы назвал яркий индивидуальный почерк — (буквально с первых тактов узнаешь композитора), скульптурную очерченность образов, глубину и экспрессию. Еще она обладательница уникального дара импровизатора. Сиюминутные впечатления от картин, тут же представленных зрителями стихотворений оживают в только что рожденных на сцене романсах, песнях, прелюдиях. Благодаря этому публике приоткрывается завеса таинства творчества.

Народный артист России,

им. П.И.Чайковского

Анатолий Скобелев

В многокрасочной партитуре балета «Гойя» единоборствуют две образные сферы: ураганная вакханалия ритмов и утонченная, девственно-хрупкая лирика. Беседина создала в академическом жанре сочинение достаточно демократичное, где яркость образных контрастов современного музыкального языка мастерски соединена с традициями романтического балета, а рельефность эмоционального начала усилена введением хора в сцене «Инквизиции».

Профессор Московской консерватории
им. П.И.Чайковского

Елена Долинская

Впечатление, которое производит музыка Бесединой на слушателя, можно охарактеризовать простой фразой: от сердца к сердцу. Звучит банально, но в отношении Валерии это не трюизм, а констатация лестного для автора факта: ее музыка обладает такой степенью искренности, что мгновенно вызывает ответный отклик у самых разных слоев публики. Просто любители насладятся красотой мелодий — сентиментальных без слезливости и ярких без мишуры. Специалисты, помимо мелодического дара, отметят яркость образно-интонационных контрастов, умелое использование танцевальных и вокальных жанров, сочную оркестровку и знание природы балета.

Светлана Наборщикова («Линия» , июнь 2007 г.)

Валерия Беседина

" Душа родилась крылатой..."
Марина Цветаева

"Валерия Беседина - музыкант, творец, очень тонко чувствующий мир звуков, она существует в этом мире предельно органично. Она - из людей, от природы наделённых даром поэтического вдохновения", - так характеризует звезда мирового балета Владимир Васильев молодого московского композитора.
- Валерия, Ваше имя хорошо известно профессионалам, ведь Ваши сонаты, симфонии, концерты - в репертуаре выдающихся музыкантов - лауреатов международных конкурсов, профессоров Московской консерватории, Народных и Заслуженных артистов России. Ваша музыка звучит на престижных фестивалях и форумах в России, Германии, Корее... Вы с отличием окончили композиторский факультет и аспирантуру Московской консерватории у знаменитого Тихона Хренникова... Давно - член Союза композиторов России. На фасаде Музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко обращает на себя внимание огромная афиша Вашего балета - "Суламифь" в постановке Народного артиста России Дмитрия Брянцева. Спектакль идёт с аншлагом пятый сезон. И в драматическом театре имени Н.В.Гоголя с неизменным успехом юные зрители уже десять лет аплодируют весёлому музыкальному вестерну "Вождь краснокожих" с Вашей музыкой. А в Нью-Йорке звезда советского кино Елена Соловей играет в драме "Айседора и Сергей" русско-американского театра "Блуждающие звёзды". Вы ещё так молоды и уже успели создать столько произведений!
- Действительно, меня не всегда отождествляют с моей музыкой.
- Вы много работали в симфоническом, камерном, хоровом жанрах. Обычно композиторы-"академисты" не сочиняют рок-музыку, мюзиклы, баллады и не увлекаются аранжировками на синтезаторах.
- Еще в 9 лет в один день я сочинила фугу и песню, так и повелось, что работаю в параллельных жанрах: академическом и эстрадном. Особенно ценю "зримый звук" и воплощаю его в театральных фантазиях.
- Да, Ваши песни-сцены, монологи, словно мини-спектакли, пронизаны единой драматургией. Когда я впервые услышала музыкальную драму "Лебединый стан" на стихи Марины Цветаевой, то словно стала участником событий тех далёких лет, настолько Ваша музыка образно соединила прошлое и настоящее. А как возник этот цикл баллад?
- Я очень люблю литературу "Серебряного века". Наибольший отзвук в моей душе нашла поэзия Марины Цветаевой - "Под одним плащом", "Пригвождена", "Дон Жуан". Это были 80-е... Однажды на моем концерте произошло знакомство с Андреем Борисовичем Трухачевым - сыном Анастасии Ивановны Цветаевой, чуть позже он меня представил матери. Это была незабываемая встреча! В маленькой квартирке в центре Москвы я с необычайным волнением на огромном, старом рояле исполняла свои монологи на стихи М.Цветаевой для той, кто была сама История... Как жаль, что не было возможности записать это на видео. Анастасия Ивановна, прослушав мои сочинения, поцеловала меня, сказав: "Деточка, тебе диктует сама Марина! Пиши! И ничего не бойся!" А ведь голоса Марины и Анастасии были настолько похожи, что их путал отец... И в этот вечер 95-летняя Анастасия Ивановна долго читала наизусть стихи великой сестры! Самые дорогие моему сердцу книги в моей домашней библиотеке - это подарки А.И.Цветаевой, с очень добрыми и теплыми пожеланиями, а последнюю я получила за несколько месяцев до ее кончины: "Вам, ныне живущим, дай Бог!..."
И вот на рубеже веков-тысячелетий у меня зазвучала музыкальная драма "Лебединый стан". Мне даже было страшно это писать. Я почувствовала, что смысл актуален и сейчас. И Марина Ивановна словно водила моей рукой. Я поняла, что именно сегодня нужно донести до людей этот незаслуженно малоизвестный цикл.
(На концертных площадках Москвы и других городов авторские вечера В.Бесединой собирают зрителей, которые не только годами следят за ее творческим ростом, но и тех, кто впервые открывает для себя ее музыку. И Валерия всегда поражает публику своим талантом и исполнительским мастерством. В ней сочетаются воедино дар композитора и исполнителя, интеллект и артистизм. На своих концертах В.Беседина выступает не только, как виртуозная пианистка, но и поет).
- Это творческая потребность - спеть балладу именно так, как Вы её слышите?
- Да, это важно для меня. Но никогда не называю себя певицей. Я - артистка, а не только композитор. И пою, чтобы слушателям был эмоционально точно донесен смысл содержания. Недаром я для своего диска "Лебединый стан" пригласила артистов драмтеатра, но с хорошими голосами. Например, замечательный актер Игорь Карташев был свидетелем создания баллад на стихи М.Цветаевой, так как в этот период мы с ним завершали работу над интереснейшим проектом на стихи Сергея Есенина "Грубым дается радость...". Игорь - прекрасный мелодист, и я вкладывала в эти песни не только мастерство аранжировки, но и душу. Так и сложилось, что эти 2 диска вышли в свет в один год.
- Одна из последних Ваших работ - опера-балет в стиле "рок" - "Огненная Дева". Это произведение на стыке жанров: с одной стороны - современные ритмы, близкие по духу молодым, с другой - мелодизм - запоминающийся, яркий, который будет волновать людей иного возраста. Каковы Ваши планы в реализации этого проекта?
- Мне хотелось записать диск, а еще больше мечтаю осуществить театральную постановку, тем более, что вся творческая группа молодых и талантливых артистов готова приступить к репетициям сегодня же. Людям нужны положительные эмоции, добрая, светлая энергетика. Даже если звучит сложная, трагическая музыка, но в нее заложены Вера и Надежда, если она создана сердцем, с чистыми помыслами, - такая музыка, такое искусство будет понято и прочувствовано. Но это и колоссальная ответственность, поэтому я обязана безумно много работать, чтобы донести свой замысел, чувства, мелодию до слушателя.

Беседу вела кинорежиссёр -
Вера Федорченко

В алерия Беседина,

композитор
Компо-зи-тор, пиа-нист-ка, импро-ви-за-тор, заслу-жен-ная артист-ка РФ, лау-ре-ат пре-мии Прави-тель-ства РФ в обла-сти куль-ту-ры, заслу-жен-ный дея-тель Союза Компо-зи-то-ров РФ. Родилась в семье музы-кан-тов, окон-чи-ла Централь-ную музы-каль-ную шко-лу при Москов-ской государ-ствен-ной кон-сер-ва-то-рии име-ни П.И.Чайков-ско-го, Москов-скую кон-сер-ва-то-рию (класс ком-по-зи-ции Т.Н. Хренни-ко-ва, 1991) и там же — аспирантуру.

Валерия Беседи-на — автор семи бале-тов, сре-ди них — «Суламифь» (1997), «Цирк при-е-хал!» (2002), пре-мье-ры кото-рых состо-я-лись в Москов-ском ака-де-ми-че-ском Музыкаль-ном теат-ре име-ни К.С. Стани-слав-ско-го и Вл.И.Немиро-ви-ча-Данчен-ко, «El mundo de Гойя» (Челябинск, 2007), «Кот в сапо-гах» (Красно-ярск и Челябинск, 2010; Москва, 2015, 2016), «Любовь и Страсть» (Москов-ский област-ной государ-ствен-ный театр «Русский балет», Москва, 2011); опер «Самозван-ка» (Красно-ярск, 2012), «Огнен-ная дева»; духов-но-го кон-цер-та «Посвя-ще-ние Святи-те-лю Николаю Чудотвор-цу» (Москва, 2006; Ростов-на-Дону, 2012); цик-ла на сти-хи Марины Цвета-е-вой «Лебеди-ный стан»; а так-же мюзик-лов, песен, сим-фо-ни-че-ской и инстру-мен-таль-ной музыки.

В 2014 — 2016 годах состо-я-лись автор-ские кон-цер-ты Валерии Беседи-ной при уча-стии арти-стов Государ-ствен-но-го ака-де-ми-че-ско-го Большо-го теат-ра России, соли-стов Нацио-наль-но-го филар-мо-ни-че-ско-го оркест-ра России и дру-гих вир-ту-о-зов. В Москов-ском государ-ствен-ном ака-де-ми-че-ском дет-ском музы-каль-ном теат-ре име-ни Н.И. Сац успеш-но про-шла пре-мье-ра бале-та «Кот в сапо-гах»; на Между-на-род-ном фести-ва-ле совре-мен-ной музы-ки «Москов-ская осень» состо-я-лись пре-мье-ры исто-ри-че-ской хоро-вой три-ло-гии «Эхо импе-рии» и фило-соф-ско-го хоро-во-го цик-ла «За веру!» по моти-вам Эккле-зи-а-ста, полу-чив-шие высо-кую оцен-ку музы-каль-ной кри-ти-ки. Сюита для сим-фо-ни-че-ско-го оркест-ра из бале-та «Гойя» заслу-жи-ла бла-го-дар-ные ова-ции пуб-ли-ки на фести-ва-ле совре-мен-ной ака-де-ми-че-ской музы-ки «Компо-зи-то-ры Подмос-ко-вья»; камер-ные про-из-ве-де-ния — в Москов-ском меж-ду-на-род-ном Доме музы-ки, в Малом зале Москов-ской государ-ствен-ной кон-сер-ва-то-рии и в дру-гих пре-стиж-ных кон-церт-ных залах России. Также состо-ял-ся ком-по-зи-тор-ский дебют на про-слав-лен-ной сцене Концерт-но-го зала име-ни П.И.Чайков-ско-го — Москов-ский Филар-мо-ни-че-ский оркестр в цик-ле «Сказки с оркест-ром» испол-нил сюи-ты по сказ-кам Ш.Перро.

Произ-ве-де-ния Валерии Беседи-ной вошли в репер-ту-ар мно-гих извест-ных музы-кан-тов, с успе-хом изда-ют-ся, испол-ня-ют-ся как в России, так и за рубе-жом. Сейчас ком-по-зи-тор завер-ша-ет запись аль-бо-ма «Экспром-ты серд-ца», в кото-рый вой-дут более 40 песен, бал-лад и роман-сов в раз-ных сти-лях, от рока до джаза.

В рам-ках Крещен-ско-го фести-ва-ля театр Новая Опера пред-став-ля-ет камер-ную вер-сию опе-ры В. Беседи-ной «Самозван-ка» на либ-рет-то Свято-сла-ва Беседи-на, сюжет кото-рой осно-ван на реаль-ных собы-ти-ях рос-сий-ской исто-рии вре-мен Екатерины II.

Очаровательная, искренняя и поэтичная, московский композитор Валерия Беседина дарит миру яркую палитру музыкальных образов. Ее сочинения, среди которых преобладают театральные опусы различных жанров, ставятся сегодня на самых разных сценических площадках России и зарубежья. А композитор, отметившая недавно оригинальный юбилей — 33 года с момента первого исполнения её авторских сочинений на престижном форуме — Всесоюзном Пленуме композиторов в 1981 году, полна новых творческих замыслов. В честь этого события на авторском концерте звучала ее музыка и в исполнении артистов Большого театра, и солистов оркестра под управлением В.Спивакова, и в собственной интерпретации.

Валерия Беседина обладает ярким творческим почерком: ее музыку отличает театральность и экспрессия, трепетность и проникновенность, рельефность и прочувствованность образов.
Вместе с тем, в ней ощутима почвенность и опора на лучшие отечественные музыкальные традиции – от М.П. Мусоргского и С. В. Рахманинова до Т. Н. Хренникова, чьей ученицей была Валерия в Московской консерватории. Глубоко артистическая натура, она обладает многогранным даром: не только создает удивительный мир звуков, способный мгновенно захватить слушателя, но также виртуозно владеет фортепиано, поёт, оркеструет, аранжирует свои сочинения, импровизирует на любые музыкальные темы, стихи и картины.

Заслуженная артистка России, Лауреат премии Правительства РФ в области культуры, Валерия Беседина широко известна музыкально-театральному сообществу своими произведениями, любима многими почитателями ее таланта. Простое перечисление сочинений композитора дает впечатляющее представление о масштабе ее творческого диапазона, охватывающего почти все жанры: балеты «Суламифь» (Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко — 1997), «El mundo de Гойя» (Челябинский театр оперы и балета – 2007 г.), «Кот в сапогах» (Красноярский и Челябинский театры – 2010); оперы «Государыня» и «Огненная дева»; музыкальная драма «Лебединый стан», мюзиклы «Свободная клетка», «Виртуальный маскарад», «Госпожа Метелица», «Вождь краснокожих» (Московский драмтеатр им. Н.В. Гоголя); духовно-хоровой концерт «Посвящение святителю Николаю Чудотворцу», радиоспектакли, инструментальные концерты, циклы камерных произведений, песни, баллады и многие другие сочинения.

Валерия, с чего начался Ваш творческий путь?

С прекрасной атмосферы в семье, где поддерживались все творческие начинания, с момента первой импровизации на рояле, когда я даже в школу не ходила. Мне, малышке, хотелось изобразить на инструменте всё вокруг. А в 9 лет сочинила в один день фугу и песню. Вот так всю жизнь в моей музыке и пересекаются две параллели.

— Как Вы обычно подбираете сюжеты для своих театральных сочинений?

Импульс! Он может быть из неожиданного источника, но может быть и конкретный заказ театра или хореографа. И ещё — много тем рождается в момент плаванья, как в морях, так и в бассейне. Даже помню, что на каких метрах сочинялось.

«El mundo de ГОЙЯ» — сцены из балета — хореография Константина Уральского.

— Расскажите, пожалуйста, о Вашем балете «El mundo de Гойя» – откуда возник этот замысел и какова идея его воплощения?

Школьницей родители привели на выставку музея «Прадо», где меня загипнотизировали полотна Ф. Гойи. Тогда я не подозревала, что студенткой 2 курса Московской консерватории перенесу творчество великого испанца в музыкальное измерение – сюиту для 2 виолончелей. Профессура на экзамене оценила мои Офорты на 5+, и в ту же ночь мне приснился весь балет. Но постановку я ждала четверть века.

— Этот балет с успехом поставлен на сцене Челябинского театра оперы и балета хореографом Константином Уральским, заслужил признание зрителей и премию Правительства РФ. А московский зритель имел возможность познакомиться с Вашим «Гойей» лишь раз – на фестивале «Московская осень-2011» в одноактном варианте балетмейстера Ирины Лазаревой (театр «Русский балет»). Планируется ли сейчас где-либо его постановка?

В наше время постановки надо уметь «пробивать», а это другая профессия. Я композитор и умею только сочинять, исполнять и выполнять заказы театров. Поэтому, когда мы все увидим нового «Гойю», к сожалению, не знаю. У меня в «запасниках» ещё много произведений, ожидающих свет рампы.

— У Вас есть замечательный духовно-хоровой концерт «Посвящение святителю Николаю Чудотворцу» – первое столь масштабное музыкальное произведение, обращённое к почитаемому Святому. Какова его исполнительская судьба?

Судьба сложная. Тем, кто слышал, сочинение приносит радость, умиротворение и здоровье. А те (чиновники), от кого зависит «судьба» сочинения, не слушают духовные концерты.

Собираетесь ли Вы создать что-нибудь еще в подобных жанрах?

Как раз сейчас мы с сыном (членом Союза Литераторов РФ) сочиняем произведение, продолжающее традиции вышеназванного концерта, но не только для хора, а и с симфоническим оркестром. Но тема пусть пока остаётся тайной.

Композитор В.Беседина вместе с исполнителем партии Канцлера в её опере «Государыня» — Народным артистом СССР, профессором Владиславом Пьявко.

— Вы недавно закончили масштабную историческую оперу «Государыня», которая уже была поставлена в 2012 году в сокращенной версии в Красноярском театре оперы и балета. Какова история написания этой оперы? Что самое важное Вы хотели в ней сказать?

После аншлаговой премьеры балета «Суламифь» на библейскую тему, мне захотелось написать русскую оперу в исконных традициях: исторический сюжет полный драматических коллизий, стройная лейтмотивная система, противоречивые характеры персонажей. Поскольку я всегда глубоко интересовалась русской историей, то сюжет в моем сознании всплыл сразу, тем более о Екатерине II оперы не сочинялись. 12 лет я искала либреттиста, а в итоге им стал мой тогда 18-летний сын Святослав, который серьёзно изучал законы оперной драматургии, и он смог создать яркий, концентрированный по мысли текст, поэтому наш сюжет стремительно развивается и всецело захватывает зрителя. Многие строки, написанные в 2010 г. оказываются пророческими: «Нынче Европа на нас обозлённая из-за побед наших громких, блистательных! Кто такое простит?», «И Крым теперь наш – русский аванпост!» и др. Мечта автора – увидеть своё творение на большой сцене в достойной постановке с талантливыми артистами. И опера «Государыня» способна заявить о нынешней могучей России на самом высоком международном уровне. Ведь настоящее искусство зачастую способно на большее, чем дипломаты и военные вместе взятые. Культура – вот истинное лицо Государства!

Сочинения для музыкального театра Валерии Бесединой сегодня привлекают постановщиков и звучат на многих сценах. Не случайно Суламифь в одноименном балете, который шел на сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко до реконструкции здания более 7 лет, была награждена премией «Золотая маска». На сцене музыкального театра им. Н.И. Сац в марте появился яркий балет для детей «Кот в сапогах» в постановке хореографа и художника Елены Богданович. Однако самые масштабные и яркие театральные опусы Валерии Бесединой – балет «Гойя» и опера «Государыня» – пока ждут своих меценатов и постановщиков, которые смогут открыть им дорогу в долгую сценическую жизнь.

Евгения Артемова

Дата публикации 29.03.2012

Творчество заслуженной артистки России, композитора Валерии Бесединой не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослую взыскательную публику. На ее балет «Суламифь» трудно было попасть все годы из-за аншлагов. Балет «El mundo de ГОЙЯ» в 2008 году получил премию Правительства РФ в области культуры – она первый композитор, удостоенный подобной награды. Ее мюзиклы для детей вызывают бурю восторга у маленького зрителя. Сегодня Валерия Беседина делится секретами творческого успеха.

- Судьба мне подарила встречи с уникальными в мировом масштабе личностями искусства и культуры. В первую очередь это мой учитель Тихон Николаевич Хренников. Я счастлива, что будучи школьницей он взял меня в свой класс и я, совсем еще юная девочка, сдавала экзамены вместе с его студентами, что было особенно ответственно. Тихон Николаевич - человек душевной теплоты, с великолепным чувством юмора. Некоторые известные люди себя ограждают от внимания поклонников, общаются через секретарей. Он же всегда сам подходил к телефону. Учитель был прост в своем величии и велик в своей простоте. Мы очень тепло общались все годы.

В Вашей библиотеке есть уникальные издания сочинений Марины и Анастасии Цветаевой – Магаданское, Саратовское... Как они попали к Вам?

- Все эти книги – подарки Анастасии Ивановны Цветаевой с ее подписями. Ее сын – мой крестный отец. Наше знакомство состоялось на одном из моих концертов, где я исполняла баллады и романсы на стихи Марины Цветаевой. После выступления ко мне подошел джентльмен в возрасте и сказал: «Я хотел бы Вас представить своей маме». Выждал паузу, насладившись моим недоумением, продолжил: «Моя мама – Анастасия Цветаева». Тут у меня все вопросы отпали. В скором времени я оказалась в маленькой квартирке на Спасской. Там на старинном рояле играла романсы, которые сочинила на стихи великой поэтессы. Однажды я посетовала Анастасии Ивановне, что уже полгода у меня не звучат стихи Марины. В ответ услышала: «Не волнуйся, деточка, тебе диктует сама Марина и главное сочинение у тебя впереди. Пиши и ничего не бойся». В скором времени у меня родилась музыкальная драма «Лебединый стан». Я много раз выступала в Москве и в городах России с этим спектаклем. Людям интересно узнать о событиях столетней давности через дневники, письма и творчество великой Цветаевой - этот сложный и трагичный период истории становится ближе, доступнее в понимании через музыку. Сейчас полностью готов для издания на CD этот уникальный проект. Но для выхода в свет нужна помощь мецената, а я не умею искать, просить…

- Все ли Ваши замыслы и произведения представлены публике и нашли свое воплощение в постановках?

- К сожалению, пока нет. Желание талантливых режиссеров, хореографов и театров воплощать мои сочинения на сцене велико, но в отсутствии государственной политики поддерживать настоящее, серьёзное искусство, которое раскрывает духовные тайны, воспитывает нацию, это трудно воплотить. Поэтому и ждут сочинения постановки долго. Я не признаю спектакли на двух табуретках. Ведь театр для зрителя должен быть праздником, эмоциональным событием, а это большие финансовые вложения – и симфонический оркестр, и красочные костюмы, и эффектные декорации. Во всём цивилизованном мире государство материально поддерживает свою национальную культуру. Что останется потомкам? Споры в парламентах? Разнузданное хамство в эфире? Мы судим об эпохе по произведениям искусства! Для того, чтобы в нашей стране процветали культура и искусства необходима государственная программа поддержки настоящего, духовного творчества. власть имущие забывают, может, не понимают, что без культуры нация попросту исчезнет.

- Тем не менее, балет «EL mundo de Гойя» получил государственную премию в области культуры за 2008 год.

- Да, это так, и я счастлива, что мой профессионализм, труд оценили на самом высоком уровне. Но я-то сочинила это произведение, когда мне было 19 лет, и оно ждало своей постановки больше 20 лет. Музыка родилась спонтанно, неожиданно, а собственно балет увидела во сне. На одном из первых концертов, когда исполняли сюиту из этого балета, ко мне подошел некий иностранный господин и спросил, как долго я жила в Испании, и как смогла найти и расшифровать те ритмы, которые остались только в одной испанской горной деревеньке? Как они оказались в моей музыке? Наверно, я была там в те времена, в прошлой жизни – ничем другим это объяснить невозможно. Прошли годы. И в Челябинском театре оперы и балета имени Глинки мой балет поставил самобытный хореограф Константин Уральский. Премьера состоялась в 2007 году в день открытия фестиваля нашей великой балерины Екатерины Максимовой. Это было ответственно и почетно. А совсем недавно в московском театре «Русский балет» п/р нар. арт. СССР Вячеслава Гордеева в красивую дату 1.11.11. состоялась премьера новой сценической версии моего балета - «Гойя. Любовь и Страсть» в хореографии яркой и талантливой Ирины Лазаревой. Очень интересно, когда на одну тему поставлено два совершенно разных спектакля. Публика тепло приняла нашу работу, а ведь мы с И.Лазаревой ждали возможности воплощения нашего замысла целых 8 лет.

К счастью, другому Вашему балету «Суламифь» не пришлось так долго ждать своей постановки и признания публики…

- Да, до реконструкции театра «Суламифь» семь сезонов шла с аншлагами. Для современного балета это очень серьезный срок, до сих пор в кассах театра спрашивают, когда возобновят на сцене «Суламифь». Но театр пережил два пожара и восстановление этого спектакля невозможно. Поставлен был балет выдающимся хореографом всемирного уровня Дмитрием Брянцевым, народным артистом России. Он выбрал музыку, не будучи лично со мной знакомым – услышав записи моих произведений. Когда мы встретились, балетмейстер удивился, что я и есть тот композитор, сочиняющий такие эмоциональные и мощные партитуры. Он сразу заказал мне балет «Суламифь», композитора он искал 12 лет. Премьера прошла в 50-летний юбилей Дмитрия Брянцева 18 февраля 1997 года. Это было невероятное событие. Мне тогда едва исполнилось 30 лет, и я стала самым молодым автором – женщиной, чей балет поставлен на столь прославленной сцене. Спустя год Суламифь получила национальную театральную премию «Золотую маску».

- На этом Ваше сотрудничество с Брянцевым не закончилось?

- Спустя несколько лет Дмитрий Александрович заказал мне новый балет, в другом жанре - для самых маленьких зрителей. Вскоре родилась партитура балета «Цирк приехал». Когда я вышла на первую репетицию к оркестру, сказала: «Помните мою Суламифь? Забудьте!» Это музыка другого настроения: доходчивая, веселая. На спектаклях не раз наблюдала такую сцену: приходят родители, отрабатывая повинность приобщения детей к искусству. И вдруг через пять минут у пап и мам загораются глаза, начинают хлопать, смеяться… Они сами превращаются в детей. Это мгновения авторского счастья. Для детей никогда нельзя писать примитивно. Некоторые думают, они не поймут насыщенный оркестр, интересные мелодии и пишут для них на двух аккордах. Дети не разумом воспринимают музыку, а эмоциями. Поэтому музыка должна быть доброй, без агрессии, даже отрицательных персонажей нужно рисовать с юмором, чтобы не было тёмной энергетики. Все самое лучшее и светлое я вложила и в другие постановки для детей. Это «Виртуальный маскарад» в театре Ермоловой, «Госпожа Метелица» и «Вождь краснокожих» в театре Гоголя. Кстати, «Вождь» - это спектакль-рекордсмен, 6 февраля 2011 состоялся юбилейный тысячный! До сих пор он любим и пользуется большим успехом. Так что приходите в театр, вернитесь в детство!

- У Вас есть мюзиклы и для взрослых…

- Да, это спектакль «Свободная клетка» - «самая звериная притча о нежности». Интересная штучка получилась: эзопов язык. Сочинила давно, а актуальности не теряет, она даже возрастает. Когда привезли на гастроли в Москву, на первом показе было много друзей и знакомых, на втором – аншлаг, а перед последним - спрашивали у метро лишний билетик. Такой процесс без оплаченной рекламы обрадовал всех создателей.

- Какова судьба ваших опер?

- «Огненная дева» - опера в стиле рок ещё томится в ожидании света рампы. Новая русская опера «Самозванка» о Екатерине II и Княжне Таракановой была задумана ещё в 1998 году, а зазвучала на сцене Красноярской оперы только теперь – 5 февраля 2012. Я искала либреттиста 10 лет. А в итоге драматург вырос в своей же квартире – мой сын Святослав. Он, как будущий оперный певец, прекрасно понимает сложные законы оперной драматургии. Вероятно, Святослав самый юный либреттист в жанре оперы. Но к этому времени его стихи и рассказы победили в литературном конкурсе, многое опубликовано в журналах. Это первое наше совместное столь масштабное сочинение. В своё время я сочинила балет «Гойя» в 19 лет, и мой сын написал оперу тоже в 19 и вышел на сцену замечательного театра, как автор.

- Хотелось бы вашу «Самозванку», продолжающую великие традиции настоящей русской оперы, услышать в Москве. Кстати, Вы ни разу не жалели, что избрали себе такую профессию - композитор?

- Это профессия избрала меня. Многие порой не представляют, что значит быть композитором. Некоторые думают, что достаточно «намурлыкать» какую-нибудь мелодию на трёх нотах и можно себя называть композитором. Композитор – это ПРОФЕССИОНАЛ, тот, кто может сочинить самостоятельную, свою, новую музыку, свой замысел грамотно записать, оформить, чтобы его произведение могли исполнять другие исполнители. Были разные сложные времена, но я осталась верна своему делу, предназначению, никогда не изменила себе и профессии. И самая главная награда для автора – это горящие глаза артистов во время репетиций перед премьерами и овации благодарной публики после моих концертов и спектаклей!

Татьяна Назаренко



Предыдущая статья: ->>