Формирование эстетической культуры личности. Принципы воспитания эстетической и художественной культуры личности

Формирование эстетической культуры личности осуществляется в процессе эстетического воспитания

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в высоких культурных и духовных ценностях, развитии творческих способностей

СИСТЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Компоненты эстетического воспитания

Эстетическое развитие - процесс целенаправленного становления в ребёнке сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, а так же формирования духовных потребностей.

Художественное воспитание школьников - целенаправленно осуществляемый процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, любить и оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.

Художественное образование - процесс освоения школьниками совокупности знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

I. Какое значение имеет эстетическое воспитание в развитии личности и какие педагогические функции оно выполняет?

С давних времен люди стремились строить жизнь по законам красоты. Примечательной в этом отношении является притча Плутарха. Три раба везут нагруженные камнями тачки. Каждому из них философ задает один же вопрос: "Зачем ты везешь эти тяжелые камни?" Первый отвечает: "Приказали везти эту проклятую тачку". Второй говорит: "Везу тачку, чтобы заработать на хлеб". Третий же с восхищением произнес: "Строю прекрасный храм!"

Видеть в труде созидательное начало красоты - значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающую действительность. Недаром Ф.М.Достоевский, размышляя о социальных катаклизмах и трудных путях общественного прогресса, писал: "Красота спасет мир" . Именно поэтому огромное значение в обществе придается развитию литературы, музыки, изобразительного искусства и архитектуры, в которых воплощаются идеалы прекрасного.

Но искусство способствует не только духовному прогрессу общества. Большое влияние оно оказывает на личностное развитие человека и его деятельность. Какие же функции выполняет искусство с этой точки зрения?

Исключительно велико значение искусства в познании окружающего мира, в развитии сознания, чувств, взглядов и убеждений человека .

В.Г.Белинский отмечал, что в познании мира имеются два пути: путь научного познания и путь познания средствами искусства. Ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, художник - образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положение того или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие таких-то и таких причин. Поэт показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей. Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.

Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности .

Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на этическую сторону души, и поскольку она обладает такими свойствами, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. А.М.Горький называл эстетику этикой будущего.

Искусство и в особенности литература являются могучим средством духовного возвышения человека .

Чем больше я читаю, писал А.М.Горький, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь. А.И.Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания. Чтением человек переживает века. Э.Хемингуэй указывал на то, что книги воздействуют на подсознание человека, на глубинные сферы его психики и тем самым влияют на развитие его духовности. Он сравнивал книгу с айсбергом, большая часть которого находится под водой.

Литература и искусство зачастую оказывают непосредственное воздействие на жизнь и деятельность человека .

Известно, например, что необыкновенный героизм и стойкость в преодолении трудностей и жизненных невзгод, которые проявил Овод, главный герой одноименного романа английской писательницы Э.Войнич, помогали известным русским писателям Н.Островскому, Н.Бирюкову и белорусскому писателю В.Горбуку мужественно переносить тяжкие болезни и находить в себе силы оставаться в жизненном строю .

Немаловажное значение имеет развитие творческих способностей личности в области различных видов искусства. Однако влияние искусства на формирование человека во многом зависит от его художественно-эстетического развития . В восточных странах говорят: "Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба". Без знания законов и художественных средств постижения действительности, без понимания языка искусства оно не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Задача школы - обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в огромный мир искусства и сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенствования.

2. В чем состоит сущность эстетического воспитания и какова внутренняя структура этого процесса?

Термин эстетическое воспитание связан с понятием эстетика (от греч. aisthésis - ощущение, чувство), обозначающим философскую науку о прекрасном. Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства .

Процесс эстетического воспитания включает в себя:

- формирование у учащихся художественно-эстетических потребностей в области литературы, музыки и изобразительного искусства;

- развитие эстетических восприятий;

- овладение эстетическими знаниями (понятиями);

- формирование и развитие художественного вкуса, эстетических взглядов и убеждений;

- приобщение учащихся к художественному творчеству и развитие способностей в том или ином виде искусства.

Пути осуществления эстетического воспитания

    ЭВ и образование осуществляется в учебной (учебные занятия по языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству, мировой и отечественной художественной культуре) и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы

    Приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего, дополнительного образования, культуры.

Основные показатели эстетической воспитанности личности

Показатели

Характеристики

Эстетическая потребность

Заинтересованность человека в эстетических ценностях, исходный мо­мент освоения и создания человеком эстетического в разнообразных формах деятельности и прежде всего в деятельности художественной, в искусстве, где эстетическое начало выражается в наиболее концентри­рованном виде. Строится на бескорыстном отношении субъекта к эсте­тическому быту

Эстетическая

ценность

Особый класс ценностей, существующий наряду с ценностями утилитар­ными, моральными и т.п. и характеризующими значимость какого-либо объекта в жизнедеятельности общества, класса, социальной группы или отдельной личности

Эстетический

идеал

Вид эстетического отношения, являющийся образом должной и желае­мой эстетической ценности; высший критерий эстетической оценки, ко­торая предполагает сознательное или неосознанное сопоставление тех или иных явлений с эстетическим идеалом. Это такой вид эстетического отношения, который находится между эстетическим вкусом, с одной стороны, и эстетическими взглядами - с другой

Эстетическая

оценка

Способ установления эстетической ценности какого-либо объекта, осо­знаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа «это красиво», «это уродливо» и т.п. Заключительное звено эстетического восприятия

Эстетическое

суждение

Категория эстетики, фиксирующая специфику эстетического отраже­ния. В отличие от логико-понятийного суждения это не теоретическое вы­сказывание об эстетической значимости предмета, содержащее его оценку, а один из способов положительного или отрицательного реаги­рования субъекта на эстетические аспекты действительности и искусства

Эстетическое

чувство

Непосредственное эмоциональное переживание человеком своего эс­тетического отношения к действительности

Эстетический

вкус

Способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравится» - «не нравится») дифференцированно воспринимать и оце­нивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безоб­разного в действительности и в искусстве, различать эстетическое и не­эстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комиче­ского (чувство юмора)

3. Как формировать у учащихся художественно-эстетические потребности?

Работа эта должна начинаться в начальных классах И: активно осуществляться при изучении родного языка, при изучении доступных для ребят этого возраста литературных произведений, а также на уроках пения, рисования, природоведения . Обращая внимание на красоту и художественные особенности произведений искусства, учителю необходимо вызывать у детей эмоционально-эстетические переживания, приучать их к сравнению различных произведений искусства, побуждать высказывать свое мнение о том, какие из этих произведений им нравятся, какая музыкальная мелодия, по их мнению, лучше. Так у детей появляется потребность в приобщении к искусству. Одновременно с этим у них развивается стремление к эстетическому восприятию различных жанров литературы, музыки, художественных картин.

Большое значение в эстетическом воспитании младших школьников имеет заучивание стихов, исполнение песен, демонстрация репродукций картин художников, проведение экскурсий в природу. К.Д.Ушинский писал: "...Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога".

Развитие потребностно-мотивационной сферы в области художественно-эстетического формирования учащихся на более высоком уровне продолжается в средних и старших классах. В этих классах значительно расширяется диапазон ознакомления учащихся с различными видами и жанрами искусства, обогащается опыт сравнения и оценочных мнений об их художественно-эстетических достоинствах, что, естественно, укрепляет их потребности и мотивы в приобщении к эстетически-духовному богатству общества. Учащиеся начинают и осознавать, и эмоционально переживать положение, что художественно-эстетическое развитие является существенной стороной культуры человека, и стремятся активно работать над собой в этом направлении.

4. Какой должна быть воспитательная работа по развитию у учащихся эстетических представлений и понятий?

Важное значение данной работы состоит в том, что художественное развитие личности выражается в овладении ею эстетическими представлениями, понятиями и в выработке эстетических взглядов и убеждений . Решение этой проблемы является весьма непростым.

Художественно-эстетические представления формируются в процессе восприятия и сравнения произведений литературы и искусства. Отсюда возникает необходимость в организации и обогащении этих восприятий, в ознакомлении учащихся не только с разными видами и жанрами искусства, но и с их различными художественными достоинствами. Воспринимая и сравнивая эти достоинства, учащиеся вырабатывают соответствующие оценочные мнения, дают качественную характеристику произведениям литературы и искусства.

Простейшие эстетические представления и мнения формируются, как уже отмечено выше, в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется в средних и старших классах . В этих классах следует обогащать учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в различных видах литературы, музыки и искусства, добиваться осмысления и усвоения учащимися таких понятий, как художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и мажор в музыке, перспектива в изобразительном искусстве и т.д.

В развитии у учащихся художественных представлений, суждений и понятий большое значение имеет осмысление той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Например, при изучении повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" учитель может использовать художественные иллюстрации С.Герасимова и П.Соколова к этой повести. Весьма полезным будет прослушивание романса А.Варламова "Белеет парус одинокий" при изучении лирики М.Ю.Лермонтова и, в частности, одноименного стихотворения поэта.

Хотя основные задачи эстетического воспитания решаются в процессе учебных занятий и внеклассной работы по литературе, музыке и изобразительному искусству, тем не менее эстетика должна пронизывать учебную работу по всем предметам. Аристотель, например, отмечал, что логика и симметрия характеризуют эстетическую сторону математики, которую необходимо использовать в воспитании.

Важнейшая задача эстетического воспитания – научить ребенка видеть в красоте окружающего мира благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе.

В.А.Сухомлинский

Красота спасет мир .

Ф.М.Достоевский

Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба.

Восточная поговорка

Эстетическая культура личности

Общество развивается, на смену одному общественному строю приходит другой, меняются взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека. Но споры о воспитании эстетической и художественной культуры человека не утихают.

Воспитание эстетической и художественной культуры интересует современного человека нисколько не меньше, чем наука и техника. Более того, в последнее время наблюдается резкий взрыв интереса к вопросам воспитания в современном мире.

Принципы воспитания эстетической культуры личности

Воспитание эстетической культуры личности - это целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Эстетическое воспитание представляет собой особый специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество) по отношению к объекту (индивид, личность) с целью выработки у индивида системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении.

В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.

Воспитание красотой и через красоту формирует :

1) эстетико-ценностную ориентацию личности;

2) развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в поведении, в искусстве;

3) развивает познавательную способность личности.

4) учит индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности.

Формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства, что, по мнению ученых, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.

Эстетическое образование, приобщение к богатствам мировой культуры и искусства -- все это лишь необходимое условие для достижения главной цели воспитания эстетической культуры -- формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Функции воспитания эстетической культуры, составляющие единство противоположностей:

Формирование эстетическо-ценностной ориентации личности;

Развитие ее эстетически-творческих потенций.

Основные задачи воспитания эстетической культуры сводятся к следующим положениям :

Вырабатывать способность воспринимать и переживать красоту природы и социальной действительности;

Учить не только активно воспринимать, но и понимать, а также оценивать творения искусства;

Развивать в каждом человеке стремление к умелому использованию своих творческих сил и способностей; развивать потребность в красоте и умение понимать ее и наслаждаться ею;

Сознательно бороться за утверждение прекрасного во всем: в природе и общественной жизни.

В связи с этим выделяют следующие структурные компоненты:

Эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

Художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

Воспитание творческих потребностей и способностей. Сюда относятся так называемые конструктивные способности: интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов.

Среди принципов воспитания эстетической культуры личности можно отметить такие, как :

1. Связь воспитания с жизнью. Этот принцип опирается на положение о единстве теории с практикой и требует такой организации деятельности личности, в которой не только реализовались бы усвоенные знания о мире, но и содержался эстетический элемент.

2. Единство воспитания, обучения и развития. Любая деятельность должна носить эстетическую направленность, в ходе которой должны формироваться идейно-политические, нравственные, эстетические идеалы.

3. Комплексный подход ко всему делу воспитания предполагает единство объективных и субъективных факторов в процессе формирования эстетически развитой личности.

4. Систематичность и последовательность воспитания. Свою реализацию этот принцип находит в четкой организации всей воспитательной деятельности, в следовании всем этапам выработки эстетических взглядов, убеждений, идеалов.

5. Принцип креативности. Развитие творческого потенциала личности -- суть и цель воспитания эстетической культуры. Дело в том, что эстетическое сознание не только отражает эстетические стороны жизни, оно формирует в личности устойчивую потребность в творчестве. Творчество -- форма самоутверждения человека, его самодеятельности и саморазвития. Всякая творческая деятельность по своей сути эстетична, так как в процессе ее постигается гармония мира, его красота. Воспитание творчества -- это развитие самостоятельности, активности личности, умения диалектически мыслить и действовать в соответствии с идеалами. Все средства эстетического воспитания позволяют формировать названные качества в условиях деятельности, отвечающих эстетическим потребностям.

Важнейшим средством самопознания личности является творческий процесс. Продукт творчества находится в прямой зависимости от богатства культуры, привнесенного в него человеческого содержания, а также степени и качества его выражения. Без этого не может быть творчества. Поэтому для того, чтобы формировать творческую личность, нужно стремиться дать ей возможность свободно выразить свою созидательную индивидуальность.

С психологической точки зрения творческое преобразование мира оказывается возможным благодаря тому, что результаты этого преобразования приобретают для человека особое значение.

Следовательно, универсальность результата эстетического воспитания в том, что оно побуждает и развивает все чувства человека. Однако, эстетическое воспитание дает желанный результат лишь тогда, когда для него созданы необходимые материальные и духовные предпосылки.

Воспитательное воздействие искусства происходит через ее эстетическую функцию, через передачу личности заложенных в нем авторских оценок и отношений, неотделимых от эстетико-ценностных характеристик. Это позволяет содержанию произведения проникнуть в глубины сознания, влиять на формирование взглядов, убеждений, идеалов личности.

Таким образом, все перечисленные компоненты, принципы и задачи воспитания эстетической культуры представляют целостную систему. Теснейшая их взаимосвязь обеспечивает эффективность процесса эстетического формирования личности.

Слово эстетика происходит от греческого “айстетикос ” – чувствующий, чувственный относящийся к чувственному восприятию. Как известно, само понятие ввел Н.Баумгартен лишь в XYIII веке. Однако история эстетики как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности. Многообразие использования слова "эстетика" за пределами науки - свидетельство широкой содержательности этого понятия. При рассмотрении понятия эстетика можно вспомнить вербально созвучное ему понятие – этика, прерогативой которого является доброе (также как прерогатива науки – истинное). Прежде всего понятие эстетика относится к творению человеческих рук, и даже его действиям, а затем уже к чему-то, рожденному самой природой. В большинстве энциклопедий эстетика объясняется как учение о прекрасном (или об изящном у В.Даля) прежде всего в искусстве, а затем уже в жизни. Можно сделать вывод, что особая природа эстетики как науки состоит в её междисциплинарном характере. Эстетика ориентирована на выявление универсальных критериев для чувственного восприятия выразительных форм окружающего мира.

    Определение понятия «Эстетическое»

Эстетическое - наиболее общая категория эстетики, с помощью которой обозначается ее предмет и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий. В качестве особой категории сформировалась в эстетике в 20 в. на основе предиката «эстетический», активно употреблявшегося со времен И. Канта применительно к особому опыту, особым субъект-объектным отношениям, изящным искусствам, специфическому сознанию и т.п., т.е. ко всей сфере явлений, изучаемых эстетикой.

    Определение понятия «Красота»

Одна из традиционных категорий эстетики. С древности она существовала в Культуре практически как синоним прекрасного и нередко употребляется в этом смысле и доныне, особенно в обиходной речи. Однако уже с античности наметились и некоторые смысловые различия, хотя они никогда не были строго закрепленными. В отличие от более широкого смысла прекрасного, как категории из поля субъект-объектных отношений, К. является характеристикой только эстетического объекта. С ее помощью стремятся обозначить ту трудноуловимую совокупность свойств объекта (природного, предметного, произведения искусства), которая приводит к генерации чувства прекрасного.

    Определение понятия «Прекрасное»

Прекрасное - эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшим эстетическим совершенством. В истории мысли специфика П. осознавалась постепенно, через соотнесение его с др. рода ценностями - утилитарными (польза), познавательными (истина), этическими (добро).

    Определение понятия «Гармоничное»

Гармония - созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом. Идея гармонии лежала еще в основе пифагорейской идеи гармонии сфер, она продолжает существовать в преобразованной форме в новой философии у Шефтсбери , Кеплера, Джордано Бруно , Лейбница и в нем. идеализме. Педагогическим идеалом Гёте, как он выражает его в «Вильгельме Мейстере», было «воспитание гармонически свободного человечества», развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасное равновесие.

    Определение понятия «безобразное»

Безобразное - категория эстетики, содержащая оценку предметов и явлений действительности как уродливых, низменных, противоположных представлениям о красоте и прекрасном. Б. в иск-ве вызывает в человеке отрицат. отношение к ужасному и уродливому, будит чувство протеста и стремления к прекрасному, дает представление о том, что должно быть. Представления о Б. зависят от нац., историч., классовых и вкусовых различий.

    Определение понятия «Эстетическое воспитание»

Эстетическое воспитание - целенаправленная система действенного формирования человека, способного с позиций общественно - экономического идеала воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве, способного жить и преобразовывать мир по законам красоты.

Труд человека, его поступки, отношения с другими людьми, а также переживания, стремления и идеалы носят различный с эстетической точки зрения характер. Поэтому эстетическое воспитание выполняет свои задачи в тесном взаимодействии со всеми другими видами воспитания: нравственными, трудовыми, правовыми, экологическими, физическими, художественными и др

    Определение понятия «Художественное воспитание»

Художественное воспитание - формирование мировосприятия ребёнка средствами искусства. Может быть стихийным и педагогически направленным. Х.в. приобщает ребёнка к различным проявлениям искусства через их восприятие и их собственную творческую деятельность. Различные виды искусства являются частью окружающей ребёнка действительности и с первых лет его жизни влияют на воспитание чувств, вкусов и отношение к самой жизни.

9. Определение понятия «Культура»

В переносном смысле куль­тура - уход, улучшение, облагоражива­ние телесно-душевно-духовных склонно­стей и способностей человека; соответст­венно существует культура тела, культура души и духовная культура. В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.

Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа данного народа. Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития истории культуры; в этом смысле говорят о примитивной и высокой культуре; вырождение культуры создает или бескультурье, или «рафинированную культуру». В старых культурах наблюдается подчас усталость, пессимизм, застой и упадок ее. Эти явления позволяют судить о том, насколько носители культуры остались верны сущности своей культуры. Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура -- это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация - совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта.

11. Определение понятия «Эстетическая культура» Компоненты Эстетической культуры

Эстетическая культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности школьника, а именно:

Эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, в жизни, в природе, в быту, в труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами; - знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни; - овладение культурным наследием прошлого, отношение к современному искусству и чуткость к прогрессивным тенденциям в развитии искусства; степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению мира; - мера причастности к художественному творчеству, практическое участие в создании прекрасного в жизни; - потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности.

13. Эстетическое воспитание в эпоху Древнего мира

Эстетические идеи в Древнем мире были связаны с мифологией, носили космологический характер. Наибольшее значение придавалось музыке как средству воспитания. Древнекитайская эстетическая мысль видела в музыке значение нравственное и воспитательное. Средством эстетического переживания в Древней Индии считали поэзию, танец, музыку. Отмечалось, что музыкальное произведение должно соответствовать духу исполнителя, его возрасту. Итак, практика общественной жизни Древнего мира выдвинула задачу обучению музыке, танцам, пению. Для обучения появились первые учебные заведения музыки и танца. Неразвитость социально - экономических отношений стран Древнего мира наложила отпечаток на эстетические идеи.

В период античности социально - экономическое развитие общества потребовало нового взгляда на человека, его воспитание и образование. Эстетическое воспитание стало частью воспитания и образования человека. Цель воспитания определялась как формирование гармонически развитого человека. Основные принципы, содержание эстетического воспитания, значение искусства разрабатывалось философами античности. Аристотель, Демокрит, Платон, Пифагор, Сократ выделяли органическую связь этического и эстетического воспитания.

В Древнем Риме формирование гармонически развитой личности уступало место идее практической полезности. В период античности обязательными элементами эстетического воспитания являлись изучение музыки, пения, рисования, риторики, обучение игре на музыкальном инструменте, гимнастике, а также прослеживалась связь эстетического с умственным и нравственным воспитанием. Античные мыслители сформулировали главнейшие проблемы эстетики: вопрос об отношении эстетического сознания к действительности, о природе искусства, о сущности творческого процесса, о месте искусства в жизни общества.

77 78 79 ..

§ 5. Формирование эстетической культуры учащихся

Понятие об эстетической культуре личности

Формирование эстетической культуры - это процесс целе­направленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечи­вает удовлетворение от того, что является действительно эстети­чески ценным. Одновременно с этим у школьников воспитыва­ется стремление и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразно­го, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Формирование эстетической культуры не только расширение художественного кругозора, списка рекомендуемых книг, кино­фильмов, музыкальных произведений. Это - организация чело­веческих чувств, духовного роста личности, регулятор и коррек­тив поведения. Если проявление стяжательства, мещанства, пош­лости отталкивает человека своей антиэстетичностью, если школьник способен чувствовать красоту положительного поступ­ка, поэзию творческого труда - это говорит о его высоком уровне эстетической культуры. И наоборот, есть люди, которые читают романы и стихи, посещают выставки и концерты, осведомлены о событиях художественной жизни, но нарушают нормы обще­ственной морали. Такие люди далеки от подлинной эстетической культуры. Эстетические взгляды и вкусы не стали их внутренней принадлежностью.

Система работы школы по формированию эстетической культуры. Эстетика детской жизни

Человек по натуре своей - художник. Он всюду так или ина­че стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М.Горь­кого представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое ос­воение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало зало­жено в самом человеческом труде, в деятельности человека, на­правленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного состав­ляют фундамент эстетического развития личности.

Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обу­зу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухо­творен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохнове­нием, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловко­сти, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.

Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятель­ность учения. В математике, например, нередко говорят: "Кра­сивое, изящное решение или доказательство", понимая под этим его простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаи­моотношениях между учащимися и учителями, между воспитан­никами, между старшими и младшими школьниками. Примитив­ные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетическо­го оформления ближайшего окружения и быта.

Важно пробудить у школьников стремление утверждать кра­соту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, зани­маются делом или отдыхают. Чрезвычайно большой интерес в этом плане представляет опыт А. С. Макаренко. В руководимых им учебно-воспитательных учреждениях очевидцы отмечали массу цветов, сверкающий блеском паркет, зеркала, белоснежные ска­терти в столовых, идеальную чистоту в помещениях.

Ничем не заменимый источник прекрасного - природа. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. "А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?" - писал К.Д.Ушинский. "Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное вос­питательное влияние на развитие молодой души, с которым труд­но соперничать влиянию педагога...".*

* Ушинский К.Д. Биографические материалы // Собр. соч.: В 11 т. Т. 11. - М., 1952. С. 52 - 53.

Формирование эстетической культуры средствами искусства

Художественные потенции человека, его эстетические возмож­ности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материаль­ного производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действи­тельности.

Учебный план общеобразовательной школы включает дисцип­лины художественного цикла - литературу, музыку, изобразитель­ное искусство, они соединяют в себе сложную совокупность самого искусства, науки о нем, навыков практического творчества.

Эстетическое развитие личности средствами искусства при­нято в педагогике называть художественным воспитанием. Об­ращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-про­фессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо знания ряда художественных произведений человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных худо­жественных впечатлений знанием законов искусства и мастерст­ва художника отнюдь не убивает (как это иногда утверждают) эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмыс­ленным.

Одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости - развитие культуры чтения. На уро­ках родного языка учащиеся учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произ­ведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и харак­теристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумы­ваться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления.

Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эс­тетической деятельности, которая характеризуется определенны­ми результатами и предполагает, что во время занятий искусст­вом учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы пре­красного. Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциа­ций, т.е. передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограни­чен этот опыт, он все же придает исполнению учащегося свежесть и неповторимое своеобразие.

Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героиче­ских и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Боль­шое место в школе отводится прослушиванию музыкальных про­изведений в записи, а также ознакомлению с элементарными ос­новами музыкальной грамоты.

Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это в свою очередь требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформи­ровать у них умения пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основами реалистического изображения ученики овладевают бла­годаря обучению их таким средствам художественной выразитель­ности, как фактура материала, цвет - линия - объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция.

Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубеж­ного изобразительного искусства и архитектуры, научить пони­мать выразительный язык художника, неразрывную связь содер­жания и художественной формы, воспитать эмоционально-эсте­тическое отношение к произведениям искусства. Принцип свя­зи искусства с жизнью реализуется в идейно-тематическом содер­жании занятий: "Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя", "Ис­кусство вокруг нас", "Ты и искусство", "Каждый народ - худож­ник", "Изобразительное искусство и мир интересов человека", "Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека".

Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и про­граммой, ограничены. Поэтому они должны быть компенсирова­ны в системе дополнительного образования.

Большое распространение получили беседы, лекции, встречи за "круглым столом", университета культуры, клубы друзей ис­кусства. Утвердилась такая форма эстетического воспитания, как музыкальная фонотека, в которую включаются записи лучших исполнителей - солистов, хоровых и оркестровых коллективов. Слушая произведения Глинки, Чайковского, Шостаковича, Римского-Корсакова, Прокофьева, школьники знакомятся с языком и жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, голоса, узнают о жизни и творчестве композиторов.

Дети особенно эмоционально отзываются на песни, в которых воспеты мужественные, беззаветно преданные своему делу люди, раскрывается романтика борьбы и подвигов.

Большую роль в формировании эстетической культуры уча­щихся играют кино и телефильмы. Восприятие экранизирован­ных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. Важно научить школьников пра­вильно смотреть и понимать кино и телефильмы. В ряде школ с этой целью введен факультативный курс "Основы киноискусст­ва", организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры.

Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо, разумеется, предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, но самое глав­ное - создать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.

Социально-педагогические исследования показали, что школьни­ки довольно интенсивно посещают кино, смотрят видеофильмы, к остальным же видам искусства обращаются явно недостаточно.

Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь "по законам красоты".

Глава 1. Культура и личность. Культура личности

Культура - приблизительно всё то, что делаем мы и не делают обезьяны. Лорд Раглан

Когда мы говорим «культура», мы можем подразумевать под этим понятием культуру национальную, эстетическую, исторически сложившегося общества, а также культуру личности. Последнее понятие и является ключевым для понимания культурных процессов. Однако о реальной целостности культуры можно говорить только по отношению к конкретной личности. Личность есть основной носитель культуры.

Но прежде чем говорить о роли личности в развитии культуры, необходимо выяснить, что представляет собой культура. Культура - это понятие, имеющее множество смысловых оттенков. Слово «культура» существует во многих языках мира. С латинского «cultura» переводится как «возведение, воспитание», и в древности его использовали применительно к результатам сельскохозяйственной деятельности. Цицерон определял культуру не только как возделывание почвы, но как духовность, так называемое «искусство выдумывания души». Сейчас это слово употребляют в различных ситуациях и контекстах. Для нас привычно звучат такие выражения, как «культура поведения», «физическая культура», «художественная культура» и т.д. На сегодняшний день существует более тысячи её определений.

Такое многообразие определений вызвано тем, что человек по своей природе многогранен и неисчерпаем, а культура есть не что иное, как творение человека, - а, следовательно, многоаспектна и сама культура.

Культура предполагает взаимодействие человека, истории, природы и общества.

У. Беккет определял её как совокупность норм поведения, верований и ценностей, принятых в конкретном обществе, с помощью которых человек интерпретирует свой жизненный опыт. То есть человек признается культурным, если он принимает участие в развитии культуры, при этом его деятельность направлена на поиск смысла бытия, самоактуализацию.

Таким образом, культура - «это исторически развивающаяся, многослойная, многоликая, многоголосая система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс самореализации и самораскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни» .

Взаимосвязь личности и культуры обычно рассматривается в двух ипостасях: личность как индивид, индивидуальный носитель культуры; личность как субъект, творец этой культуры, как личность в высшем значении этого понятия.

В обыденной жизни трудно заметить зависимость культуры от человека, скорее видна обратная зависимость. Вхождение человека в общество происходит путем превращения культурных ценностей и традиций во внутренний мир личности. Индивид, входя в культуру и функционируя в ней, осмысливает действительность во всем многообразии своего отношения к ней. Содержание его сознания наполнено смыслами и значениями. Содержание индивидуального сознания в виде системы представлений, идей, ценностей объективируются и хранятся в его мозгу в форме памяти. Сознание индивида в форме памяти - это хранилище всего его жизненного опыта, результат бытия и функционирования в сфере культуры в процессе всей жизнедеятельности. Содержание сознания личности объективировано в мозгу и не существует отдельно от индивида, оно есть результат присвоения себе культуры объектом. Таким образом, культура и её смыслы живут через осознанную творческую активность человека. Если же человек отворачивается от культурных смыслов, то они умирают, и от культуры остается символическое тело, из которого ушла душа. (О. Шпенглер)

Общепризнанным является положение, что культура - это результат совокупной деятельности человечества и наличный процесс сохранения, распространения, потребления объектов культуры, культурных ценностей. Человек и культура - объекты развивающиеся, обогащающие и творящие друг друга.

В процессе своей деятельности человек сам формирует себя как культурно-историческое существо. Его человеческие, личностные качества есть результат распредмечивания мира культуры, усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т. п . Биологически человеку дается лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. И только в результате совокупного воздействия культуры он становится действительно человеком, творчески созидающим субъектом. Культура представляет собой меру человеческого в человеке, выступает предпосылкой развертывания его деятельной активности, становления его в качестве творца, созидателя культурно-исторического процесса. Как субъект культуры он изменяет её, вносит в неё нечто новое, творит её. Если человек отказывается от творчества, проявляет потребительское отношение к культуре, репродуцирует, то он культурно «дичает», скатывается к простейшим потребностям. Только при творческом отношении к жизни индивид становится личностью, субъектом культуры.

Следовательно, говоря и о влиянии культуры на личность, которое, в свою очередь, носит противоречивый характер, можно сказать, что, с одной стороны, оно осуществляется как социализация, то есть приобщение личности к существующим в обществе ценностям, нормам, знаниям. С другой стороны, овладение культурой есть процесс индивидуализации, развитие неповторимых черт, способностей, дарований личности.

Однако, именно в процессе овладения культурой индивид становится личностью, так как личность есть человек, совокупность свойств которого позволяет ему жить в обществе в качестве полноправного и полноценного его члена, взаимодействовать с другими людьми и осуществлять деятельность по производству предметов культуры.

Человек, овладевший культурой общества, в которой он живет, «вооружен» схемами и принципами поведения в типичных, стандартных ситуациях, обладает определенными социальными установками и особенностями социальной перцепции, принимает определенную шкалу ценностей. Талантливый человек делает открытия, развивая общие основания глубже и дальше. Однако культура несет с собой определенную несвободу, удерживая личность в плену своих символических образцов. Но в переломные моменты, в эпохи культурных переворотов вдруг обнаруживается, что старые основания теряют свое значение. Считается, что осуществить переход к новым смысловым основаниям есть дело гения. Поскольку новый смысл, рожденный гением, испытывается в опыте других людей, в борьбе между старым и новым, то судьба гения в отличие от его творения, как правило, не является счастливой.

Таким образом, личность как субъект культуры всегда находится в центре культуры, осуществляя воспроизводство, хранение и обогащение культурного опыта. А культура личности есть система личностных свойств, общезначимых принципов, идеалов, определяющих направленность и мотивацию человеческой деятельности, поведения, поступков, усвоенных личностью в процессе социализации. И уже в процессе социализации происходит приобщение личности к таким типам культуры, как культура материальная, духовная, художественная.

По мнению некоторых культурологов, существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области. Они представляют собой «вертикальное сечение» культуры, пронизывающее всю ее систему. К таким видам культуры относится эстетическая, которая будет рассмотрена ниже.

Глава 2. Определение понятий эстетической и художественной культуры личности

.1 Понятие эстетической культуры личности

В последнее время все больше внимания уделяется состоянию культуры, которая понимается, прежде всего, как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличая жизнь людей от жизни других живых существ на земле.

Основополагающим, исторически длительно существующим показателем творчества людей является культура, соотнося уровень и качество развития сообществ и отдельных народов, а также каждой отдельной личности. Следовательно, можно утверждать, что культура создана людьми . Она включает не только материально-физические, но и духовные элементы, что дает основание утверждать отличие культуры от естественной природы. Здесь проявляется духовно-субъективные способности и свойства людей.

Говоря об эстетической культуре, следует отметить, что она характеризует преимущественно духовную жизнь личности, ее духовный мир, то есть сознание, мировоззрение и социально-духовные качества. Эстетические чувства, эстетическое понимание - элементы духовной культуры субъектов. Они направлены на воспроизводство сознания, на удовлетворение нравственных и эстетических потребностей личности. Эстетическая культура есть отражение и воспроизведение художественно-эстетической жизни общества - явление, прежде всего духовной жизни.

Духовная культура общества включает:

воспроизводство индивидуального и общественного сознания;

искусство как профессиональный вид художественного творчества;

народную художественную культуру;

эстетическую культуру;

культуру научной жизни;

культуру воспитания;

культуру свободы совести;

культуру нравственно-духовной жизни;

информационную культуру.

Эстетическая культура общества конкретизируется и персонализируется главным образом в эстетической культуре личности. Эстетическая культура личности - это сложное интегративное качество, выражающееся в способности и умении эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления жизни и искусства, а также преобразовывать природу, окружающий мир человека "по законам красоты".

Понятие "эстетическая культура личности" включает в себя две составляющие: эстетическое сознание и эстетическую деятельность.

Эстетическое сознаниеэто одна из форм общественного сознания, которая отражает чувственно-эмоциональное и интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству, ее стремление к гармонии и совершенству. Структура эстетического сознания включает в себя потребностно-мотивационный компонент, эстетическое восприятие, эстетические чувства, вкус, интерес, эстетический идеал, эстетические творческие способности.

Эстетическая художественная деятельность это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства.

Строго говоря, любой вид деятельности содержит в себе в той или иной мере эстетический аспект. Например, формирование эстетического мотива деятельности, постановка цели создания эстетически-выразительного, эмоционально привлекательного продукта; выбор эстетически значимых средств и методов осуществления деятельности, получение эстетически ценного результата.

Таким образом, эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. В духовной структуре личности совокупность этих составляющих выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.

Следовательно, составляющими эстетической культуры личности являются:

а) развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);

б) развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования);

в) степень совершенства эстетического вкуса;

г) последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.

На основе вышеперечисленных составляющих эстетической культуры личности, можно рассмотреть критерии и уровни развития некоторых отдельных познавательных процессов личности и эстетической культуры в целом. В качестве такого процесса можно взять эстетическое восприятие, которое определяется как процесс отражения предметов и явлений действительности в искусстве во всем многообразии их свойств, в том числе и эстетических, непосредственно влияющих на органы чувств.

Своеобразие эстетического восприятия выражается в полном содержательном освоении эстетического предмета, способности охватить предмет во всех деталях, в эмоциональной непосредственности, увлеченности, сохраняющейся при анализе воспринимаемого объекта. Эстетическое восприятие всегда вызывает определенные ассоциации и мысли по поводу воспринимаемого явления. Таким образом, в процесс эстетического восприятия вовлекается вся личность человека.

В качестве критериев, на основании которых возможно определение уровня и динамики эстетического восприятия, можно предложить: адекватность воспринимаемому объекту, соотношение интеллектуального и эмоционального, целостность.

В зависимости от соотношения этих качеств можно выделить 4 уровня эстетического восприятия:

1высокий уровень, характеризующийся умением адекватно воспринимать эстетический объект в единстве содержания и формы; восприятие целостное, в нем гармонически сочетается интеллектуальное и эмоциональное;2, 3второй и третий уровни - средние . Для второго уровня характерна адекватность восприятия эстетическому объекту, однако анализ эстетического объекта носит словесно-логический характер с низким уровнем эмоциональности. Для третьего уровня характерны яркость и эмоциональность восприятия с недостаточным уровнем аналитического подхода;4четвертый уровень - низкий . Он характеризуется недостаточным развитием эстетического восприятия: пересказ содержания, неумение выразить эстетическое своеобразие воспринимаемого предмета, явления действительности или произведения искусства. Возможны ошибки в изложении и оценке эстетического объекта.

Возвращаясь снова к понятию эстетической культуры и ее составляющей - эстетическому сознанию, как чувственно-эмоциональному и интеллектуальному отношению личности к действительности и искусству, можно сказать, что это отношение всегда сопровождается соответствующей реакцией, эстетическим чувством.

Адекватность чувства особенностям эстетического объекта в значительной мере определяется не только психологическими качествами личности, а уровнем ее подготовки, эстетического образования и воспитания. Недостаточный эмоциональный эстетический опыт личности вызывает неадекватность эмоционального отклика качествам эстетического объекта.

Важной составной частью эстетического сознания является эстетический вкус, как сложное социально-психическое образование.

Существуют различные аспекты вкуса:

а) психофизиологический (вкус как одно из движущих мотивационных психических качеств личности);

б) социальный (вкус как диалектическое единство общего, особенного и единичного, общественного и личного, коллективного и индивидуального);

в) гносеологический (индивидуальное проявление вкуса основывается всегда на сложившихся в общественной жизни представлениях о разнообразных проявлениях эстетического).

Определяют следующие критерии оценки вкуса: способность к оценке эстетических явлений действительности и искусства с позиций гуманистического эстетического идеала; адекватность оценки качеству эстетического объекта; способность обоснования, доказательства правильности своей оценки.

Среди уровней развития вкуса (то есть эстетических предпочтений) выделяют:

Высокий уровень: дается конкретный анализ эстетических качеств объекта наблюдения, идейно-художественных достоинств произведения искусства. Обоснованная эстетическая оценка с позиции гуманистического эстетического идеала, характеризующаяся ярко выраженным творческим переходом.

2. Средний уровень: анализ эстетического объекта в основном правильный, относительно самостоятельный, но односторонний. Суждение обосновывается идейным содержанием произведения (если речь идет о произведении искусства), нравственной позицией автора, однако значительно меньше обращается внимания на художественную форму.

Средний уровень: дается достаточно подробное и полное описание художественного достоинства произведения (например, композицию картины, колорит, особенности рисунка), при этом меньше обращая внимания на содержание и идейный замысел. На средних уровнях - выражен элемент репродуктивности.

Низкий уровень: оценка ограничивается словами: "нравится", "не нравится", нет обоснованности, доказательности, или оценка отличается неопределенностью.

Таким образом, эстетические качества личности составляют сложное понятие - эстетическая культура.

Также хотелось бы отметить, что по своему содержанию эстетическая культура личности во многом совпадает с эстетической культурой общества, отличаясь при этом субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных эстетических ценностей, направленностью.

Внутренним механизмом эстетической культуры является функционирование эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, идеала, взгляда, суждения.

С уровнем эстетической культуры связываются возможности адекватной ориентации личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей, соответствующей мотивации ее эстетической позиции по отношению к ним, зависящей в свою очередь от следующих характеристик:

развитость образного мышления,

сформированность навыков анализа эстетических и художественных явлений в их структурной данности, в единстве феноменальных (внешних) и содержательных характеристик (внутренних параметров, эмоциональная отзывчивость и др.).

Мера выражения этих навыков, способностей и потребностей в деятельности и поведении личности как раз и характеризует уровень ее эстетической культуры.

Наиболее значимо он реализуется в духовно-содержательном общении людей, через участие их в различных формах социального творчества.

Своеобразной разновидностью и доминантой эстетической культуры личности (если учитывать особую значимость искусства в жизни общества и человека), является ее художественная культура, уровень которой зависит от степени художественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений.


Художественная культура личности представляет собой, во-первых, развитие у людей и реализацию в их жизни художественных способностей, способностей создавать художественные ценности и воспринимать их в этом качестве. Во-вторых, культура художественная - это само создание художественных ценностей, художественное творчество, т.е. художественная обработка, художественное оформление, облагораживание, одухотворение разных материалов, вещей, процессов и т. д., а также - творение искусственных, эстетически и художественно значимых, форм и смыслов, создание произведений искусства. В-третьих, художественная культура личности выявляется в функционировании художественных ценностей, ведущем к облагораживанию, одухотворению человека, взаимодействующих с ними.

Художественная культура отражается и воспроизводится в эстетической культуре. Она включает функционирование специализированного художественного творчества - искусства; народно-художественную культуру; массовую культуру; элитарную художественную культуру; художественные субкультуры регионов, профессиональных объединений, молодежи и т.п.; художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.

Художественная культура, отражаясь в сознании людей, формирует эстетическое сознание и его культурные формы. Становление и развитие эстетической культуры личности - процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами.

Главным образом, можно выделить следующие основные элементы, от которых зависит уровень художественно-эстетической культуры :

развитость эстетического сознания и мировоззрения

степень художественной образованности;

широта интересов в сфере искусства и глубина его понимания;

развитая способность адекватной оценки художественных достоинств произведений.

Художественная образованность понимается как смысл всех сложившихся в истории искусства художественно-творческих систем, которое позволяет ощутить красоту художественной формы. Художественная образованность расширяет содержание художественного идеала человека, выводя его за пределы тех узких представлений о совершенном творчестве, которые характерны для обыденного и эстетически неразвитого сознания.

Вышеперечисленные характеристики концентрированно представлены в понятии художественного вкуса - эстетически значимого свойства личности, формируемого и развиваемого в процессе ее общения с искусством. Художественный вкус в своем развитом индивидуально неповторимом проявлении не сводим лишь к способности эстетического суждения и оценки произведений искусства. Следовательно, художественный вкус - это один из главных показателей наличия, характера и уровня художественной культуры человека . Наиболее полно и непосредственно он реализуется в эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого художественного объекта, в возникающем состоянии эстетического обладания им.

Благодаря такому состоянию происходит включение духовного богатства истинных произведений искусства во внутреннюю духовную структуру личности, значительно обогащая ее, расширяя горизонт чувствования и понимания явлений окружающей действительности, способствуя более глубокому осознанию смысла своего существования и неповторимости жизни.

Вместе с тем, было бы неверно ограничивать реальные проявления художественной культуры личности лишь сферой искусства, его восприятия, переживания и оценки. Художественное начало помимо искусства широко представлено в материальном производстве, в быту, реализуясь в форме красоты и образной выразительности создаваемых человеком предметов и вещей практически-утилитарного назначения .

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что чрезвычайно важно формировать в людях эстетическую и художественную культуру. Более того, в социальном развитии личности главную роль играет эстетическое и художественное воспитание.

эстетический художественный культура личность

Глава 3. Принципы воспитания эстетической и художественной культуры личности

Общество развивается, на смену одному общественному строю приходит другой, меняются взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека. Но споры о воспитании эстетической и художественной культуры человека не утихают.

Воспитание эстетической и художественной культуры интересует современного человека нисколько не меньше, чем наука и техника. Более того, в последнее время наблюдается резкий взрыв интереса к вопросам воспитания в современном мире.

.1 Принципы воспитания эстетической культуры личности

Воспитание эстетической культуры личности - это целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Эстетическое воспитание представляет собой особый специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество) по отношению к объекту (индивид, личность) с целью выработки у индивида системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении.

В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.

Воспитание красотой и через красоту формирует :

) эстетико-ценностную ориентацию личности;

) развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в поведении, в искусстве;

) развивает познавательную способность личности.

) учит индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности.

Формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства, что, по мнению ученых, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.

Эстетическое образование, приобщение к богатствам мировой культуры и искусства - все это лишь необходимое условие для достижения главной цели воспитания эстетической культуры - формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Функции воспитания эстетической культуры, составляющие единство противоположностей:

формирование эстетическо-ценностной ориентации личности;

развитие ее эстетически-творческих потенций.

Основные задачи воспитания эстетической культуры сводятся к следующим положениям :

вырабатывать способность воспринимать и переживать красоту природы и социальной действительности;

учить не только активно воспринимать, но и понимать, а также оценивать творения искусства;

развивать в каждом человеке стремление к умелому использованию своих творческих сил и способностей; развивать потребность в красоте и умение понимать ее и наслаждаться ею;

сознательно бороться за утверждение прекрасного во всем: в природе и общественной жизни.

В связи с этим выделяют следующие структурные компоненты:

эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

воспитание творческих потребностей и способностей. Сюда относятся так называемые конструктивные способности: интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов.

Среди принципов воспитания эстетической культуры личности можно отметить такие, как :

Связь воспитания с жизнью. Этот принцип опирается на положение о единстве теории с практикой и требует такой организации деятельности личности, в которой не только реализовались бы усвоенные знания о мире, но и содержался эстетический элемент.

Единство воспитания, обучения и развития. Любая деятельность должна носить эстетическую направленность, в ходе которой должны формироваться идейно-политические, нравственные, эстетические идеалы.

Комплексный подход ко всему делу воспитания предполагает единство объективных и субъективных факторов в процессе формирования эстетически развитой личности.

Систематичность и последовательность воспитания. Свою реализацию этот принцип находит в четкой организации всей воспитательной деятельности, в следовании всем этапам выработки эстетических взглядов, убеждений, идеалов.

Принцип креативности. Развитие творческого потенциала личности - суть и цель воспитания эстетической культуры. Дело в том, что эстетическое сознание не только отражает эстетические стороны жизни, оно формирует в личности устойчивую потребность в творчестве. Творчество - форма самоутверждения человека, его самодеятельности и саморазвития. Всякая творческая деятельность по своей сути эстетична, так как в процессе ее постигается гармония мира, его красота. Воспитание творчества - это развитие самостоятельности, активности личности, умения диалектически мыслить и действовать в соответствии с идеалами. Все средства эстетического воспитания позволяют формировать названные качества в условиях деятельности, отвечающих эстетическим потребностям.

Важнейшим средством самопознания личности является творческий процесс. Продукт творчества находится в прямой зависимости от богатства культуры, привнесенного в него человеческого содержания, а также степени и качества его выражения. Без этого не может быть творчества. Поэтому для того, чтобы формировать творческую личность, нужно стремиться дать ей возможность свободно выразить свою созидательную индивидуальность.

С психологической точки зрения творческое преобразование мира оказывается возможным благодаря тому, что результаты этого преобразования приобретают для человека особое значение.

Следовательно, универсальность результата эстетического воспитания в том, что оно побуждает и развивает все чувства человека. Однако, эстетическое воспитание дает желанный результат лишь тогда, когда для него созданы необходимые материальные и духовные предпосылки.

Воспитательное воздействие искусства происходит через ее эстетическую функцию, через передачу личности заложенных в нем авторских оценок и отношений, неотделимых от эстетико-ценностных характеристик. Это позволяет содержанию произведения проникнуть в глубины сознания, влиять на формирование взглядов, убеждений, идеалов личности.

Таким образом, все перечисленные компоненты, принципы и задачи воспитания эстетической культуры представляют целостную систему. Теснейшая их взаимосвязь обеспечивает эффективность процесса эстетического формирования личности.

3.2 Принципы воспитания художественной культуры личности

Воспитание художественной культуры личности есть часть эстетического воспитания. Сюда входит формирование средствами искусства эстетического восприятия действительности, а также развитие художественно-творческих потребностей в различных областях искусства и потребностей вносить прекрасное в жизнь.

Воспитание такой культуры традиционно рассматривается через формирование отношения человека к искусству, то есть воспитание любви к искусству, внутренней потребности в общении с искусством, понимание смысла искусства и его предназначения.

В основу воспитания художественной культуры личности положена следующая идея: воспитание художественной культуры - это целенаправленный поэтапный процесс присвоения личностью общечеловеческих ценностей и культурных норм, содержащихся в образах искусства. Для того чтобы личность приобрела возможность выявлять эти ценности и нормы в процессе общения с искусством, необходимо научить ее «читать» художественные образы искусства. С этой целью процесс воспитания необходимо строить с опорой на изучение художественного языка искусства. Присвоение человеком выявленного содержания происходит в процессе его самостоятельной творческой деятельности .

В сферу воспитания художественной культуры входит художественное творчество, где формируется творческий потенциал личности. Это позволяет говорить о неразрывной связи воспитания художественной культуры и художественного обучения, например, изобразительному, музыкальному, хореографическому или же театральному искусства.

Самым эффективным образом формируется творческий потенциал при систематическом восприятии художественных произведений и в процессе самостоятельного художественного творчества.

Художественное творчество свойственно человеку, а свобода творчества является одним из его неотъемлемых прав. Посредством художественного творчества человек выражает себя как свободную личность и освобождается от любого внешнего воздействия. Он творит, то есть создает нечто новое, то, что ранее не существовало, - его творения уникальны, как и сама личность.

Художественное творчество - это своеобразное осмысление человеком мира и себя в нем. Осмысление, выражающееся в специфическом оформлении материи, в эстетической организации особых чувственно-воспринимаемых знаков, в особых языках (языках звучаний, линий, движений, ритмов, слов и т. д.).

Иногда понятие «художественное творчество» во многом совпадает с понятием «искусство». Термин «искусство» иногда употребляют в узких значениях: как совокупность художественных произведений (исключая процессы их создания и восприятия), как специфическое мастерство высокого уровня (не включая его результаты). При более широком понимании искусство - это особая сфера человеческой деятельности, целенаправленная, осознанная в своем значении специализированная художественная активность (художественное творчество) и ее результаты (художественные произведения, произведения искусства), их функционирование и восприятие.

Искусство - одно из мощнейших средств воспитания эстетической и художественной культуры, и культуры вообще. Ибо в искусстве духовное становится зримым, слышимым, осязаемым и, вместе с этим, - чувственно привлекательным, желаемым конкретным проявлением человеческого в человеке, волнующим его, способным захватить все его существо.

Итак, в сфере воспитания художественной культуры личности выделяют следующие принципы:

Творческая доминанта: преобладающей деятельностью, в которой осуществляется художественно-эстетическое развитие, является та или иная форма художественного творчества личности.

Ориентация на художественную деятельность как основу общего эстетического развития: основой общего эстетического развития личности выступает освоение художественной деятельности - создание произведений искусства, их восприятие, оценка.

Единство художественного образования с общекультурным художественным процессом.

Художественность: процесс художественно-эстетического образования должен строиться в соответствии с законами искусства (создание художественной атмосферы, использование эмоционально-образных средств и т. п).

Комплексное использование искусства, обеспечивающее освоение специфики художественных выразительных средств, языка искусства, его жанровых и стилистических особенностей.

Исходя из вышеперечисленных принципов, следует, что цель воспитания художественной культуры - формирование и развитие творческой личности. Постоянная потребность в познании искусства, как основы жизненного творчества, отражает уровень культуры народа.

Воспитание художественной культуры - это не только формирование потребности личности в общении с искусством и его эстетической оценке, но развитие и реализация художественно-творческих способностей, перенос их в другие сферы жизнедеятельности человека.

Заключение

Эстетическая и художественная культура являются важнейшими элементами культуры личности, как материальной, так и духовной. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Важнейшим средством привнесения в духовную культуру художественных образов, прекрасного, возвышенного является искусство - вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.

Эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Структуру эстетической культуры личности составляют: развитость эстетического сознания; развитость эстетического мировоззрения; степень совершенства эстетического вкуса.

В широком смысле под воспитанием эстетической культуры личности понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Художественная культура личности представляет собой вид культуры, который отражается и воспроизводится в эстетической культуре, а также состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.

Под воспитанием художественной культуры личности понимается поэтапный процесс присвоения общечеловеческих ценностей и культурных норма, содержащихся в образах искусства.

Таким образом, эстетическая и художественная культура представляют целостную систему. Теснейшая их взаимосвязь обеспечивает эффективность процесса культурного формирования личности. Полное отсутствие эстетической и художественной культуры означало бы, что у человека чувства настолько неразвиты, что он вообще не может отличать красоту от уродства, совершенно неспособен ни испытывать наслаждение от красоты (и отвращение к безобразию), от художественных ценностей, ни создавать что-либо мало-мальски эстетически или художественно ценное. Следовательно, такое состояние невозможно с тех пор, как человек стал человеком.

Список использованной литературы

1. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX-начало XX в. - М., 2008. С.4.

Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов заочной формы обучения / колл. авт.; под ред. Н.М. Мухамеджановой и С.М. Богуславской. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. - 149 с.

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М., 2000.

Бычков В.В. Эстетика: Учебник, 2-е издание. - М: Гардарики, 2008 - 573.

Эстетическое сознание и процесс его формирования. Ин-т философии АН СССР. - М.: Искусство, 1981. - 256 с.

Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности: Научно-методическое пособие. - Дубна: Феникс, 1999. - 256 с.

Большаков В.П. Культура как форма человечности. Учебное пособие. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000.