Особенности развития литературы начала 19 века. Специфика литературного процесса России последней трети XIX века. Русская литература XX века: общая характеристика

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».

http://woodfieldphysio.co.uk/mapca1 С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

click Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо? », а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.

http://leandigitalmarketing.co.uk/map167 Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

Вопрос периодизации русской литературы является дискуссионным и сложным. Современное литературоведение имеет возможности расширить рамки литературного процесса XIX века, вернуть забытые имена, направления, вернуть истинный облик многим писателям и поэтам (это касается и XX века, наверное, в большем смысле). В основе современной периодизации – особенности историко - литературного развития.

Литература I трети XIX века. Это период с 1800 по 1840 гг. Именно в этот период закладывались основы всей русской классической литературы, ее основные темы, проблемы, эстетическое богатство и совершенство. В этот период можно выделить три вершинных имени: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Логика развития литературного процесса связана с этими тремя именами и переоценить их значение невозможно. Писатели более позднего периодов в своем художественном творчестве ориентировались на особенности литературы начала XIX века.

Литература II трети XIX века. Это литература 40-60-х гг. Время формирования реализма как типа художественного сознания.

1842 г. выходят «Мертвые души» Гоголя, 1845 – сборник «Физиология Петербурга», ставший манифестом «натуральной школы». Вершинными именами этого периода можно считать Тургенева, Гончарова, Островского, Фета, Тютчева, Лескова, Некрасова, А.К.Толстого и других.

Литература III трети XIX века. Это 70-80(90)-е гг. Время рубежное в истории и культуре России. Страна находилась в преддверии нового исторического идеала. Современники отмечали «дыханье завершения, итога». В тоже время это период расцвета великих гениев «дыхания рубежности»: Л.Н.Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Чехова

Выводы

Литература всей той эпохи, это особенное явление, оно исключительное, очень уникальное и несравненное. В самом начале золотого века искусство начало отделяться от серых масс, поэзия стала расцветать. В русской литературе 19 века было много законодателей произведений и стихов того времени , именно поэтому те времена стали называют «Золотым веком » русской классической литературы. Наши классики стали создавать действительно ценные творческие и художественные образы. Стоит отметить, что и критики также начали свою деятельность. Сейчас мы можем наслаждаться их результатами и изучать их деятельность той эпохи.

Направления у русской литературы конца 19 века были самими разными, каждый писатель создавал свой истинный необычайный смысл своих рассказов. В итоге образовалось множество так называемых течений, которые были связаны с направлением в лирической поэзии. Литература действительно развилась очень серьёзно. 19 век можно считать тем лучшим временем русских классиков. В основном весь расцвет приходится на последние уходящие десятилетия.

  1. Литературно-общественные движения

1 Литературно-общественное движение первой четверти XIX века (1800-25гг). Период ограничен датами царствования Александра I. Важно отметить, что годы его правления имеют две разные тенденции и делятся на 2 периода. Рубеж – 1812 г. – Отечественная война. Первая половина срока его правления позволяет нам говорить об Александре как о царе-реформаторе. Об этих годах правления Пушкин говорил: «Дней Александровых прекрасное начало».

«Гроза 1812 г.» - с одной стороны, невероятный по своему духу патриотический подъем, с другой – резкая утрата иллюзий. Политика Александра резко «поправела», он не только не продолжал либеральные реформа, но и отменил то, что сделал. Вместо Сперанского правой рукой царя стал Аракчеев, и мыслящие люди ощутили невероятную нравственную утрату.

В политической и идеологической жизни утрата иллюзий выразилась в формировании оппозиционных настроений, кружков, обществ, печатных изданий. Пестель писал «ума клокотали». Формируется движение декабристов. Яркие полемики разворачивались на страницах многочисленных журналов. Центрами журналистики становятся Петербург («Сын Отечества») и Москва («Вестник Европы», «Русский вестник»).

Приметой времени становится создание литературных обществ, салонов, кружков (Общество Шишкова, «Общество любителей русской словесности», общество «Арзамас» и др.)

В 30-е годы образовались кружки разной направленности – политической, литературной и философской (Герцена, Огарева, Станкевича, Белинского, Лермонтова). Их организаторы были сосланы на каторгу, отправлены в ссылку, в солдаты, исключены из университета. В это время закрывались многие передовые журналы и трудно было получить разрешение на печать. С большим трудом Пушкин издает «Современник». Абсолютно точный портрет эпохи дает Лермонтов в романе «Герой нашего времени».

На этот период приходится творчество Лермонтова, Гоголя, Кольцова, Огарева и др. В это время начинает развиваться русская проза.

2 Литературно-общественное движение 40(50) гг. XIX века (1840(42)-55 гг) 1842 г. – восходит поэма Гоголя «Мертвые души», возвращается из ссылки Герцен.

В 1855 г. – развивается эстетика Чернышевского, умирает Николай I. Время наружного рабства и внутреннего освобождения. Рабство – в политике Николая I и феодально-крепостнических отношениях, внутренняя свобода проявилась в появлении социальной оппозиционной критики.

Со смертью царя и окончанием Крымской войны заканчивается I половина XIX в. В 40-е гг. возникло два важных магистральных течения русской общественной мыли – западничество и славянофильство, идеологическая борьба между которыми определила развитие общественной мысли на многие десятилетия. Славянофилы – предлагали особый самостоятельный путь развития, который заключался в том, чтобы вернуться к допетровской Руси, стать на патриархальный путь развития (Хомяков, братья Киреевские, Аксаковы, Самарин, Погодин, Языков, Шевырев, выражали свои взгляды в журнале «Москвитянин»)

Западники - за европеизацию России (Белинский, Огарев, Герцен, Тургенев, главный печатный орган – «Отечественные записки», «Современник» Панаева и Некрасова).

Общественная жизнь отражается в журнальной полемике. «Соременник», созданный Пушкиным в 1836 г., с середины века становится одним из главный журналов. В это время завершается формирование русского реализма (творчество Гончарова, Лескова, Тургенева, Некрасова, Достоевского, Фета и Тютчева).

3 Литературно-общественное движение 70 -х гг. XIX века (1866-81 гг). В это время обнаруживается грабительский характер реформ, возникают народные бунты, всеобщая неопределенность нарастает. Это один из самых трагичных и героических периодов русской истории. Это возникновение, развитие и исход народнического движения. Это оппозиционное движение рождалось на соединении трезвого понимания реальной действительности и утопической веры в возможность ее моментального преображения. Народническая теория оспаривалась в публицистике и критике. Ведущим журналом были «Отечественные записки». На это десятилетие приходится творчество народников, С.-Щедрина, Гл.Успенского и др., появляется народническая литература, поэзия и проза.

1 марта 1881 г. – народовольцами «казнен» Александр II. Начинается эпоха реакции, закрываются газеты и журналы, учебные заведения. Ведущая фигура – Л.Толстой. Заканчивает свое существование русский реализм XIX века, и творчество Чехова, Гаршина, Короленко и др. обуславливается поисками новых жанровых форм, появляются неореалистические тенденции, постепенно заканчивает свое существование «золотой век» русской литературы.

В 80 – 90 -х гг. XIX века. Центральная проблема литературы – взаимоотношения человека и общества. Главный вопрос – как найти личности опору в мире? Все чаще анализ современной жизни соотносится с идеалами вечными, общечеловеческими. Эпическое повествование становится невозможным. Возникает сверхтипический реализм – это художественное познание современности и оценка идеалов своего времени с точки зрения общечеловеческих ценностей, ведущая к сближению реалистического и романтического типов творчества.

Выводы

На примере тенденций развития русской литературы 19 века видно отражение общественной деятельности в литературных произведениях.

Важнейшие исторические события, сыгравшие особую роль в развитии общественно-политической жизни России в первой половине XIX века: Отечественная война 1812 года и декабристское движение закономерно обусловили ход литературного процесса, сложность которого заключается в том, что на рубеже веков (конца XVIII и начала XIX века) наблюдается смешение разных литературных стилей, становление новых эстетических систем, выработка новых художественных методов.

Нельзя не заметить, что такое интенсивное развитие русской литературы, многообразие литературных школ, в полемическом азарте обсуждавших вопросы своеобразия русского национального языка, проблему национального характера, проблему народности, вопросы целей и задач литературы определяют довольно сложную картину литературной борьбы, в результате которой и намечались исторические пути развития литературного процесса.

Девятнадцатый век в русской литературе является самым многозначительным для России. В этом веке начали проявлять свое творчество А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский. Все их произведения ни на что не похожи и несут большой смысл в себе. Даже по сей день в школах проходят их произведения.

Все произведения принято делить на два периода: на первую половину девятнадцатого века и вторую. Это заметно по проблемам произведении и используемых изобразительных средств.

В чем же заключаются особенности русской литературы в девятнадцатом веке?

Первое, это то, что А.Н Островского принято считать реформатором, который принес очень много новшеств в драматургические произведения. Он первый затронул самые волнующие темы того времени. Не побоялся написать о проблемах низшего класса. Также А.Н.Островский первый смог показать нравственное состояние души героев.

Во-вторых, и И.С. Тургенев известен своим романом "Отцы и дети". Он затронул вечные темы любви, сострадания, дружбы и тему отношения между старым поколением и новым.

И, конечно, это Ф.М. Достоевский. Его темы в произведениях обширны. Вера в Бога, проблему маленьких людей в мире, человечность людей - все это он затрагивает в своих произведениях.

Благодаря писателям девятнадцатого века, нынешняя молодежь может учиться доброте и самым искренним чувствам через произведения великих людей. Миру повезло, что в девятнадцатом веке родились и жили эти талантливые люди, которые дали всему человечеству новую пищу для ума, открыли новые проблемные темы, научили сочувствию к ближнему и указали на ошибки людей: на их черствость, лживость, зависть, отречение от Бога, унижения другого человека и их корыстные побуждения.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по стихотворению Узник Пушкина 6 класс

    Для того чтобы понять смысл стихотворения «Узник», нужно понять, что А.С. Пушкин находился в этот момент в южной ссылке. Именно поэтому здесь и поднимается тема тюрьмы и заключения. Но, несмотря на всю мрачность ситуации

  • Каждый из не знает, зачем появился на свет. У каждого человека есть собственное предназначение, индивидуальная миссия. Во всяком случае, хочется в это верить

  • Дуэль Базарова и Кирсанова анализ сочинение

    Произведение Отцы и дети является своеобразной темой для споров либеральной половины населения с половиной демократической, у которых рознятся взгляды. Когда автор писал данный роман тема человеческой свободы

Начало 19 века было уникальным временем для русской литературы. В литературных салонах, на страницах журналов шла борьба сторонников различных литературных направлений: классицизма и сентиментализма, просветительского направления и зарождающегося романтизма.

В первые годы 19 века господствующее положение в русской литературе занимает сентиментализм , неразрывно связанный с именами Карамзина и его последователей. И вот в 1803 году выходит книга под названием «Рассуждения о старом и новом слоге российского языка», автор которой А. С. Шишков подверг весьма решительной критике "новый слог" сентименталистов. Последователи карамзинской реформы литературного языка дают классицисту Шишкову резкую отповедь. Начинается длительная полемика, в которую в той или иной степени были вовлечены все литературные силы того времени.

Почему же полемика по специальному литературному вопросу приобрела такую общественную значимость? Прежде всего потому, что за рассуждениями о слоге стояли проблемы более глобальные: как изображать человека нового времени, кто должен быть положительным и кто — отрицательным героем, что такое свобода и что такое патриотизм. Ведь это не просто слова — это понимание жизни, а значит, отражение ее в литературе.

Классицисты с их очень четкими принципами и правилами привнесли в литературный процесс такие важнейшие качества героя, как честь, достоинство, патриотизм, не размывая пространство и время, тем самым приблизив героя к реальности. Показали «языком правдивым», передающим возвышенное гражданское содержание. Эти особенности останутся в литературе 19 века несмотря на то, что сам классицизм уйдет со сцены литературной жизни. Когда будете читать «Горе от ума» А. С. Грибоедова, убедитесь в этом сами.

Близкие классицистам просветители , для которых политическая и философская тематика, безусловно, была ведущей, чаще всего обращались к жанру оды. Но под их пером ода из классицистического жанра превращалась в лирический. Потому что важнейшая задача поэта-просветителя — показать свою гражданскую позицию, выразить чувства, овладевающие им. В 19 веке поэзия декабристов-романтиков будет неразрывно связана с просветительскими идеями.

Казалось, существовала некая близость просветителей и сентименталистов. Однако это было не так. Просветители так же упрекают сентименталистов в «притворной чувствительности», «ложном сострадании», «любовных вздохах», «страстных восклицаниях», как это делали классицисты.

Сентименталисты , несмотря на излишнюю (с современной точки зрения) меланхолию и чувствительность, проявляют искренний интерес к личности человека, его характеру. Их начинает интересовать обыкновенный, простой человек, его внутренний мир. Появляется новый геройреальный человек, интересный другим. А с ним на страницы художественных произведений приходит обыденная, повседневная жизнь. Именно Карамзин первым делает попытку раскрытия этой темы. Его роман "Рыцарь нашего времени" открывает галерею таких героев.

Романтическая лирика — это в основном лирика настроений. Романтики отрицают пошлую повседневность, их интересует душевно-эмоциональная природа личности, ее устремленность к таинственной бесконечности смутного идеала. Новаторство романтиков в художественном познании реальности заключалось в полемике с основополагающими идеями просветительской эстетики, утверждением, что искусство есть подражание природе. Романтики отстаивали тезис о преобразующей роли искусства. Поэт-романтик мыслит себя творцом, созидающим свой новый мир, ибо старый уклад жизни его не устраивает. Действительность, полная неразрешимых противоречий, подвергалась романтиками жесточайшей критике. Мир душевных волнений видится поэтам загадочным и таинственным, выражающим мечту об идеале прекрасного, о нравственно-этической гармонии.

В России романтизм приобретает ярко выраженное национальное своеобразие. Вспомните романтические стихи и поэмы А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, ранние произведения Н. В. Гоголя.

Романтизм в России — не только новое литературное течение. Писатели-романтики не только создают произведения, они — "творцы" собственной биографии, которая в конечном итоге станет их "нравственной историей". В дальнейшем в русской культуре окрепнет и утвердится мысль о неразрывной связи искусства и самовоспитания, образе жизни художника и его творчества. Об этом будет размышлять Гоголь на страницах своей романтической повести "Портрет".

Видите, как причудливо переплетаются стили и взгляды, художественные средства, философские идеи и жизнь...

В результате взаимодействия всех этих направлений в России начинает формироваться реализм как новая ступень познания человека и его жизни в литературе. Родоначальником этого направления по праву считается А. С. Пушкин. Можно сказать, что начало 19 века стало эпохой зарождения и формирования в России двух ведущих литературных методов: романтизма и реализма.

У литературы этого периода была и еще одна особенность. Это безусловное преобладание поэзии над прозой.

Как-то Пушкин, будучи еще юным поэтом, восхитился стихами одного молодого человека и показал их своему другу и учителю К. Н. Батюшкову. Тот прочитал и вернул рукопись Пушкину, равнодушно заметив: "Да кто теперь не пишет гладких стихов!"

Эта история говорит о многом. Умение сочинять стихи было тогда необходимой частью дворянской культуры. И на этом фоне явление Пушкина не было случайным, оно было подготовлено общим высоким уровнем культуры, включая и поэтическую.

У Пушкина были предшественники, подготовившие его поэзию, и поэты-современники — друзья и соперники. Все они представляли золотой век русской поэзии — так называют 10—30-е годы 19 столетия. Пушкин — точка отсчета. Вокруг него мы различаем три поколения русских поэтов — старшее, среднее (к которому принадлежал и сам Александр Сергеевич) и младшее. Деление это условное, и конечно же упрощает реальную картину.

Начнем со старшего поколения. Иван Андреевич Крылов (1769—1844) по рождению и воспитанию принадлежал 18 веку. Однако прославившие его басни он начал писать только в 19 веке, и хотя его талант проявился только в этом жанре, Крылов стал провозвестником новой поэзии, доступной читателю по языку, открывшей ему мир народной мудрости. И. А. Крылов стоял у истоков русского реализма.

Надо заметить, главная проблема поэзии во все времена, и в начале 19 века тоже, — это проблема языка. Содержание поэзии неизменно, а вот форма... Революции и реформы в поэзии — всегда языковые. Такая "революция" произошла в творчестве поэтических учителей Пушкина — В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова.
С произведениями Василия Андреевича Жуковского (1783—1852) вы уже познакомились. Вы, наверно, помните его «Сказку о царе Берендее...», балладу «Светлана», но, может быть, не знаете, что многие прочитанные вами произведения зарубежной поэзии были переведены этим лириком. Жуковский — великий переводчик. Он настолько «вживался» в переводимый им текст, что в результате получалось оригинальное произведение. Так произошло со многими переведенными им балладами. Однако и собственное поэтическое творчество поэта имело огромное значение в русской литературе. Он отказался от тяжеловесного, устаревшего, выспреннего языка поэзии 18 века, погрузил читателя в мир душевных переживаний, создал новый образ поэта, тонко чувствующего красоту природы, меланхоличного, склонного к нежной грусти и размышлениям о скоротечности человеческой жизни.

Жуковский — родоначальник русского романтизма, один из создателей так называемой "легкой поэзии". "Легкой" не в смысле легкомысленной, а в противоположность прежней, торжественной поэзии, созданной словно бы для дворцовых зал. Любимые жанры Жуковского — элегия и песня, обращенные к тесному кругу друзей, созданные в тишине и уединении. Их содержание — глубоко личные мечты и воспоминания. Вместо высокопарного громогласия — напевность, музыкальное звучание стиха, что выражает чувства поэта сильнее, чем написанные слова. Недаром Пушкин в своем знаменитом стихотворении "Я помню чудное мгновенье..." использовал созданный Жуковским образ — "гений чистой красоты".

Еще один поэт старшего поколения золотого века поэзии — Константин Николаевич Батюшков (1787—1855). Его любимый жанр — дружеское послание, в котором воспеваются простые радости жизни.

Пушкин высоко ценил лирику легендарного Дениса Васильевича Давыдова (1784—1839) — героя Отечественной войны 1812 г., организатора партизанских отрядов. В стихах этого автора воспевается романтика военной жизни, гусарского быта. Не считая себя истинным поэтом, Давыдов пренебрегал поэтическими условностями, и от этого его стихи только выигрывали в живости и непосредственности.

Что касается среднего поколения, то в нем Пушкин выше других ценил Евгения Абрамовича Баратынского (Боратынского) (1800—1844). Его творчество он называл «поэзией мысли». Это философская лирика. Герой стихотворений Баратынского разочарован в жизни, видит в ней цепь бессмысленных страданий, и даже любовь не становится спасением.

Лицейский друг Пушкина Дельвиг завоевал популярность песнями "в русском духе" (широко известен его романс "Соловей" на музыку А. Алябьева). Языков стал известен созданным им образом студента — весельчака и вольнодумца, своего рода русского ваганта. Вяземский обладал беспощадной иронией, пронизывающей его приземленные по теме и в то же время глубокие по мысли стихи.

Вместе с тем продолжала существовать и развиваться другая традиция русской поэзии — гражданская. Связана она была с именами Кондратия Федоровича Рылеева (1795—1826), Александра Александровича Бестужева (1797—1837), Вильгельма Карловича Кюхельбекера (годы жизни - 1797—1846) и многих других поэтов. Они видели в поэзии средство борьбы за политическую свободу, а в поэте — не «питомца муз», «сына лени», избегающего общественной жизни, а сурового гражданина, призывающего к битве за светлые идеалы справедливости.

Слова этих поэтов не расходились с делами: все они были участниками восстания на Сенатской площади в 1825 году, осуждены (а Рылеев казнен) по "делу 14 декабря". «Горька судьба поэтов всех племен; Тяжеле всех судьба казнит Россию...» — так начал свое стихотворение В. К. Кюхельбекер. Оно было последним, которое он написал своей рукой: годы тюрьмы лишили его зрения.

А между тем складывалось новое поколение поэтов. Первые стихи написал юный Лермонтов . В Москве возникло общество любомудров — любителей философии, которые толковали немецкую философию на русский манер. Это были будущие основоположники славянофильства Степан Петрович Шевырев (1806—1861), Алексей Степанович Хомяков (1804—1860) и другие. Наиболее даровитым поэтом этого круга был рано умерший Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805—1827).

И еще одно интересное явление этого периода. Многие поэты, которых мы назвали, так или иначе обращались к народно-поэтическим традициям, к фольклору . Но поскольку они были дворянами, то их произведения "в русском духе" все-таки воспринимались как стилизация, как нечто второстепенное по сравнению с главной линией их поэзии. А в 30-е годы 19 века появился поэт, который и по происхождению, и по духу своего творчества был представителем народа. Это Алексей Васильевич Кольцов (1809—1842). Он заговорил голосом русского крестьянина, и в этом не было никакой искусственности, никакой игры, это был его собственный голос, вдруг выделившийся из безымянного хора русской народной поэзии.
Такой многогранной была русская литература первой половины 19 века.

В начале XIX в. отмечается двухуровневая культура: словесно-мыслительный уровень сочетается с уровнем непосредственного бытия. Для этого времени характерно сосуществование четырех литературных направлений. Из прошлого века еще живут классицизм и сентиментализм . Новое время формирует новые направления: романтизм и реализм.

В начале 19 в. многие журналы прямо или косвенно являлись печатными органами возникавших в это время литературных обществ. Так, при Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств выходили «Свиток муз» (1802–1803), «Периодическое издание Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1804), а также «Журнал российской словесности» (1805) Н. П. Брусилова, «Северный вестник» (1804–1805) и «Лицей» (1806) И. И. Мартынова, «Цветник» (1809–1810) А. И. Бенитцкого и А. Е. Измайлова; при Беседе любителей русского слова – «Чтения в Беседе любителей русского слова» (1811–1816); при Вольном обществе любителей российской словесности – «Соревнователь просвещения и благотворения» (1818–1825) и «Невский зритель» (1820–1821). Своеобразным «домашним» предприятием, рассчитанным на невзыскательную публику, но при этом довольно популярным был «Благонамеренный» (1818–1826) А. Е. Измайлова. Из журналов нач. 19 в. долгая жизнь была суждена только созданному в полемике с «Вестником Европы» «Сыну Отечества» (1812–1852) Н. И. Греча: в его подзаголовке значилось, что это «журнал исторический, политический и литературный» (последнее слово в подзаголовке появилось в 1814). Духом борьбы с «галломанией» были проникнуты также «Русский вестник» (1808–1820, 1824) С. Н. Глинки и «Отечественные записки» (1818–1830) П. П. Свиньина. Важное место в литературной жизни первой трети 19 в. , особенно 1820-х занимали альманахи , успешно конкурировавшие с журналами: «Полярная звезда» К. Ф. Рылеева и А. А. Бестужева, «Мнемозина» В. Ф. Одоевского и В. К. Кюхельбекера, «Северные цветы» А. А. Дельвига и О. М. Сомова, и мн. др.
Возникают коммерческие издания энциклопедического типа – т. н. «толстые журналы» , первым из которых был «Московский телеграф» (1825–1834) Н. А. Полевого. За ним последовали «Московский вестник» (1827–1830) М. П. Погодина – орган кружка любомудров, «Телескоп» (1831–1836) Н. И. Надеждина, «Европеец» (1832) И. В. Киреевского, закрытый властями на втором номере, «Библиотека для чтения» (1834–1865), созданная О. И. Сенковским, «Московский наблюдатель» (1835–1839) и др. Наиболее читаемым журналом этого рода были «Отечественные записки» (1839–1867) А. А. Краевского, славу которому в 1840-х создали статьи В. Г. Белинского (в 1868–1884 журнал издавался другими лицами).

Специфической особенностью общественной жизни начала XIX века была организация литературных обществ, являвшаяся показателем относительной зрелости литературы и стремления придать ей характер общественного дела. Самым ранним из них явилось возникшее в Москве в январе 1801 года «Дружеское литературное общество», выросшее из студенческого кружка воспитанников Московского университета и университетского Благородного пансиона – братьев Андрея и Александра Ивановичей Тургеневых, А. Ф. Воейкова, А. С. Кайсарова, В. А. Жуковского, С. Г. Родзянки. По словам старшего участника, поэта и преподавателя Московского университета А. Ф. Мерзлякова, в этом обществе «молодые люди, знакомством и дружеством соединенные, сочиняли, переводили, разбирали свои переводы и сочинения и таким образом совершенствовали себя на трудном пути словесности и вкуса». Один из инициаторов общества, Андрей Тургенев, начал свою литературную деятельность убежденным «карамзинистом».

Вскоре между членами общества возникли разногласия по отношению к Карамзину. Радикально настроенные Андрей Тургенев и А. С. Кайсаров под влиянием Шиллера стали утверждать романтическую идею народности и высокой гражданственности литературы. В конце марта 1801 года Андрей Тургенев произнес на заседании «Дружеского литературного общества» речь, в которой осудил Карамзина и его последователей за отсутствие в стихах «высокого» содержания, за безнародность и «подражательность». Карамзин «слишком склонил нас к мягкости и разнеженности, – заявил А. Тургенев. – Скажу откровенно: он более вреден, чем полезен нашей литературе… Он вреден потому еще более, что пишет в своем роде прекрасно; пусть бы русские продолжали писать хуже и не так интересно, только бы занимались они важнейшими предметами, писали бы оригинальнее, важнее, не столько применялись к мелочным родам». Радикальные настроения Андрея Тургенева и Андрея Кайсарова не разделяли последовательные «карамзинисты» Василий Жуковский, Александр Тургенев, Семен Родзянка. Они придерживались более умеренных взглядов, сосредоточивая свое внимание на проблемах нравственных, культивируя в духе Карамзина личную, а не общественную добродетель. Осенью 1801 года общество распалось, многие его участники разъехались из Москвы.

Как кружок молодых единомышленников 15 июля 1801 года открывается в Петербурге «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Его интересы не ограничивались одной литературой. В общество вошли скульпторы (И. И. Теребенев, И. И. Гальберг), художники (А. И. Иванов), ученые археологи, историки, медики (А. И. Ермолаев, И. О. Тимковский, Д. И. Языков и др.). «Предметом упражнений своих избрало общество словесность, науки и художества», писал В. В. Попугаев, с целью «взаимно себя усовершенствовать в сих трех отраслях способностей человеческих» и «споспешествовать по силам своим к усовершенствованию сих трех отраслей».

К концу XVIII века, когда возможности классицизма были исчерпаны и на смену ему пришёл сентиментализм, стала явственно ощущаться потребность обогащения языка новыми лексическими средствами и систематизации его прежнего словарного состава. Эту задачу и стремился выполнить крупнейший представитель русского сентиментализма Н.М. Карамзин . В результате его литературно-журнальной деятельности и художественного творчества в русский язык было введено большое количество заимствованных слов.

Стремясь изменить эту ситуацию, Карамзин вводил в свои стихи и прозу множество сочинённых им новых слов по образцу французских эквивалентов. Эти слова стали широко входить не только в литературу, но и в живую речь образованных людей и в дальнейшем начали восприниматься как коренные русские слова: вкус, стиль, оттенок, влияние, моральный, эстетический, энтузиазм, меланхолия, трогательный, интересный, занимательный, существенный, сосредоточенный, утончённый, начитанность, потребность, промышленность и др. С помощью этих слов оказалось возможно достаточно точное выражение новых понятий, появившихся в литературе, тонких душевных состояний и настроений.

Но нужно отметить, что далеко не все современники Карамзина были согласны с тем направлением, по которому он предложил реформировать русский язык. Наиболее ярким его противником стал писатель и филолог адмирал Л.С. Шишков , руководивший тогда Российской Академией. Главное его недовольство было тем, что в русский язык вводилось большое количество заимствованных слов. Свою позицию Шишков выразил в работе «Рассуждения о старом и новом слоге Российского языка», которая была опубликована в 1803 году. В дальнейшем у каждого из оппонентов появились свои сторонники и противники - «шишковисты» и «карамзинисты », между которыми развернулась ожесточённая полемика.

Сторонники Шишкова сосредоточились в руководимой им Российской Академии и созданном им литературном обществе под названием «Беседа любителей русского слова » (1811-1816). В «Беседу» входили разные по своим политическим и литературным пристрастиям люди, среди которых были как выдающиеся писатели и поэты (Г.Р. Державин, И.А. Крылов и др.), так и второстепенные, давно забытые писатели той эпохи. Сторонники Карамзина для борьбы с «Беседой» создали своё литературное объединение, которое назвали «Арзамас » (1815- 1818). Состав «Арзамаса» был весьма разнороден: сюда входили писатели и поэты К.Н. Батюшков, В.А. Жуковский, молодой А.С. Пушкин и его дядя и другие.

Арзамасцы называли членов «Беседы» архаистами и консерваторами, и в этом было много справедливого. Требования Шишкова сводились к тому, что необходимо в русском литературном языке использовать только старославянские и исконно русские корни и формы слов и отказаться от иностранных заимствований. Но уже его современникам казались просто смешными предложенные Шишковым замены: «галоши» на «мокроступы», «театр» - на «позорище».