Художественный метод правдивого отражения действительности. Художественный метод

Ч асть I (XVII-XVIII вв.)

Кто о чем – а я всё о литературоведении. :-) Мы уже договорились, что понятие это емкое и входят в него, в частности, и теория, и история литературы. Вот между этими Сциллой и Харибдой я и попробую полавировать. Мне очень хочется хотя бы попытаться дать системный взгляд на литературу как вид искусства, как единый живой процесс, хотя я понимаю, что задача эта в рамках нескольких обзорных статей практически невыполнима. И всё же какие-то основные черты выкристаллизовать и свести в систему можно. Но для этого нужно решить, от каких же главных печек плясать, дабы не пропустить ни одного краеугольного камня.

Есть несколько путей рассмотрения литературы как целого, связанных с ее основными аспектами. Вот эти точки отсчета:

  1. Хронология и культурно-географические особенности . Это самый традиционный путь изучения истории литературы – от фольклора и до сегодняшнего дня, по разным странам, последовательно и параллельно. Он самый полный и неторопливый, и именно поэтому мы по нему не пойдем. :-)
  2. Роды, виды и жанры . В общих чертах мы уже говорили о них, поэтому я буду оперировать этими понятиями без подробных объяснений, хотя в дальнейшем, надеюсь, мы еще к ним вернемся и рассмотрим их эволюцию в разных национальных и временнЫх средах. Вот тогда мы сможем наглядно объединить теорию с историей, но пока нам нужно поговорить еще об одной проблеме, без решения которой нельзя составить себе полного представления о развитии любого вида искусства:
  3. Метод . Вот от этого понятия мы сегодня и будем отталкиваться.

Художественный (творческий) метод – это понятие, обозначающее наиболее общие принципы и способы отбора, оценки и отражения жизни, при условии, что эти принципы и способы повторяются в творчестве ряда писателей, близких по мировосприятию и технике творческого освоения (пересоздания) действительности. До XVII в. попыток теоретического обоснования отдельных методов не существовало: художник должен был только «подражать» жизни, как определил главную функцию литературы еще в IV в. до н.э. Аристотель.

С XVII в. появились теоретические работы, определяющие социально-философскую базу и эстетические рамки литературных методов как способа художественного перевоссоздания жизни , творческого ее преображения. Так, манифестом классицизма стал трактат Н.Буало «Поэтическое искусство» , романтизма – «Философия искусства» Ф.Шеллинга , предисловие к драме «Кромвель» В.Гюго , романтизма и реализма трактат Стендаля «Расин и Шекспир» , реализма предисловие О. де Бальзака к «Человеческой комедии» , и т.д. Свои литературные манифесты были и у отдельных литературных течений.

Итак, первыми литературными методами (шире – методами искусства) были классицизм и барокко , развившиеся в XVII в. Я буду приводить характеристику методов в самом сжатом виде, подчеркивая особенности через сравнения, но потом обязуюсь ответить на любые конкретные вопросы, если таковые возникнут.

СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЦИЗМА И БАРОККО ( XVII в .)

КЛАССИЦИЗМ

БАРОККО

Происхождение понятий

Классицизм (от "classicus" – «образцовый») – направление, образцом для которого является классическое античное искусство.

Барокко – от португальского слова, означающего «жемчужина неправильной формы», или от итал. «прихотливый».

Концепция мира

Упорядоченность, монолитность, неизменность, доминанта волевого начала, строгая иерархия. Основа постижения мира разум ("ratio"). Философская база рационализм Декарта . Многообразие изображаемого мира искусственно сужается.

Хаос, власть случая, противоречивость, изменчивость. Основа постижения мира чувства . Философская база неостоицизм . Конструктивное видение мира отсутствует.

Концепция личности

Цельность, преобладание разума над чувствами, долга – над личными интересами, государственного – над индивидуальным. Герой государственное лицо . Главный конфликт – между долгом (разум) и страстью (чувство).

Противоречивость, борьба чувственного и духовного, эмоционального и рационального, изменчивость, индивидуализм. Герой – любой человек (для высокого барокко – представитель знати: роман М.М. де Лафайет «Принцесса Клевская»; для низового – простолюдин: Поль Скаррон, «Комический роман»). Главный конфликт – между человеком и миром (в низовом барокко конфликт более социален, чем в высоком ).

Стиль

Регламентированность, иерархия, цельность, однозначность, гармония, симметрия, обобщенность, красота, монументальность. Основное требование к литературным произведениям – триединство (места, времени, действия ). Выделяются 3 вида стиля (высокий, низкий, смешанный ).

Свобода от регламентированности; наличие контрастов и дисгармонии; сочетание высокого и низкого, прекрасного и уродливого, фантастического и реального; отсутствуют стилистические и жанровые рамки.

Основные жанры

Трагедия (Корнель, Расин); поэма (поэтический трактат Н.Буало «Об искусстве поэзии»); позже – комедия (Мольер).

Роман (Г.Гриммельсгаузен); лирика («поэзия либертенов» – Франция) и др.

Страны преимущественного распространения

Государства, тяготеющие к абсолютной монархии (Франция).

Страны с менее стабильными формами государственного устройства (Германия).

Художественные особенности

Схематичность сюжета и характеров, отражение общего в конкретном , обязательное соблюдение жестких критериев .

Многообразие отражения мира и человека, развитие разных форм , отсутствие регламентации .

Классицизм в архитектуре:

Барокко в архитектуре:


Но жизнь не стояла на месте: менялись политические веяния и социальная структура, развивалась наука и экономика, всё пытливее становился человеческий разум, всё новые цели перед собой ставил. Так, одной из благороднейших идей XVIII века стала идея Просвещения : если люди образованные поделятся своими знаниями с необразованными, то все будут в равной мере обладать самым большим богатством – Знанием, и наступит время равенства, справедливости и процветания… Забегая вперед, нужно сказать, что эта идея не дала тех плодов, на которые была рассчитана, хотя определенную роль сыграла. Что же касается методов и направлений, то классицизм приобретал все больше просветительских черт, пока, наконец, не трансформировался в несколько схематический просветительский реализм , из которого уже в следующем веке разовьется реализм как таковой. С другой стороны, просвещенная Европа, не ставшая моментально счастливой от знаний, ударилась в иную крайность – чувства, что и привело к формированию крайне «чувствительных» направлений – сентиментализма и предромантизма , который вскоре проявит себя уже как истинный романтизм .

СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ XVIII в . (эпоха Просвещения)

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ КЛАССИЦИЗМ

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ РЕАЛИЗМ

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

ПРЕДРОМАНТИЗМ

(преромантизм)

Происхождение

От классицизма XVIIв.

От античного реализма , ренессансного реализма , классицизма , барокко. («Realis» – существенный, действительный )

От барокко

От барокко и сентиментализма.

(« Sentiment» – чувство ; «prae» – впереди, перед; слово «романтизм» произошло то ли от «роман», то ли от «романс»)

Черты предыдущих направлений

Социальная тематика, схематичность в изображении мира и человека, преобладание разума над чувствами, преимущественное изображение поступков , а не чувств и не эволюции характеров.

Социальная тематика, попытка изображения мира во всем многообразии , человека в совокупности действий, размышлений и чувств, в связи с обществом; острые конфликты .

Основной объект изображения – человек с его неповторимым внутренним миром; основной конфликт – между миром внутренним и внешним , индивидуумом и социумом , часто – между природой и цивилизацией .

Основной объект изображения – внутренний мир человека, его эмоции , интуиция , столкновение с ирреальными явлениями; внешний мир – хаос , который можно постичь не разумом, а только интуицией. Основной конфликт – между личностью и миром .

Новые черты

Возникли как проявление кризиса идей Просвещения. Культ чувств, распространение идей субъективного идеализма. Обращение к природе, истории. Меньше внимания уделяется общественной жизни.

Философская основа

– французское Просвещение (Вольтер ).

Снимается требование триединства; сочетается социальная и философская тематика ; герой может не быть государственным лицом; понятие долга заменяется понятием разума ; заостряется социальная критика . Образец для формирования личности и принципов существования государства – идеалы античности (красота, гармония рационального и эмоционального, близость к природе, демократизм, свобода духа).

– все направления европейского Просвещения. Объект изображения – развивающееся буржуазное общество с про- или антибуржуазной направленностью и человек в нем; критика феодализма и религии ; сопоставление разума и чувств , цивилизации и природы .

– французское Просвещение (Ж.-Ж. Руссо ), немецкое Просвещение (И.Кант ).

Ценность человека определяется неповторимостью его внутреннего мира, часто развиваются религиозно-мистические мотивы .

немецкое Просвещение (И.Г.Гердер , Ф.Шиллер ), субъективный идеализм Беркли и Юма (Англия).

Отрицание возможности существования идеалов в реальной жизни. Поиски их в сфере мистики, в старине, в экзотических странах. Огромный интерес к фольклору, обращение к необычным ситуациям и характерам.

О сновные жанры

Т рагедии (Вольтер, А.П.Сумароков), реже – комедии (А.П.Сумароков); философские повести (Вольтер), реже – романы (Дж.Свифт); оды (Г.Р.Державин).

Роман (Д.Дефо), реже – повесть (Д.Дидро), комедия (Г.Филдинг, Д.И.Фонвизин).

Роман (Л.Стерн), повесть (Н.М.Карамзин, «Бедная Лиза»), драма (Ф.Шиллер), лирика (элегии ). Герой – «маленький», обычный человек; темы – его внутренний мир и глубина чувств; социальная несправедливость .

Роман , лирика , драма.

Национальные особенности

Характерен, в основном, для Франции (Вольтер). В Германии развивается в форме «веймарского классицизма» (Гете, Шиллер); одна из философских составляющих – работы И.Винкельмана .

Особенно развит в Англии (романы Д.Дефо, Г.Филдинга, Т.Смоллета и др.). В Германии – философско-публицистическая проза (Ф.Шиллер, «Письма об эстетическом воспитании»). В России – «путевой дневник» (А.Н.Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву»).

В Англии развивается «кладбищенская лирика» (Э.Юнг, Т.Грей). Во Франции расцветает «руссоизм» (Руссо), противопоставляются человек «природный» и испорченный цивилизацией. В Германии

проявляется в форме «штюрмерства» (или «Бури и натиска» ) и тесно смыкается с предромантизмом (И.В.Гете, Ф.Шиллер).

В Англии развивается в форме «готического» романа (А.Радклиф) и поэтических мистификаций (Дж.Макферсон); в Германии тесно связан со «штюрмерством» и существует, в основном, как историческая драма (Ф.Шиллер) и роман («Страдания молодого Вертера» И.В.Гете).

Но всё это – только подготовка к развитию литературы в XIX и последующих веках, и главное еще впереди.

Художественный метод

Следует четко представлять, в каких соотношениях и взаимосвязях находятся такие категории литературного процесса, как художественный метод, литературное направление и течение, художественный стиль .

Понятие литературного процесса является наиболее общим, исходным для определения всех категорий, характеризующих разные стороны литературы, относящихся к разным ее аспектам.

Художественный метод - это способ освоения и отображения мира, совокупность основных творческих принципов образного отражения жизни. О методе можно говорить как о структуре художественного мышления писателя, определяющей его подход к действительности и ее воссозданию в свете определенного эстетического идеала.

Метод воплощается в содержании литературного произведения. Через метод мы постигаем те творческие принципы, благодаря которым писатель воспроизводит действительность: отбор, оценка, типизация (обобщение), художественное воплощение характеров, явлений жизни в историческом преломлении.

Метод проявляется в строе мыслей и чувств героев литературного произведения, в мотивировках их поведения, поступков, в соотношении характеров и событий, в соответствии жизненного пути, судеб персонажей социально-историческим обстоятельствам эпохи.

Художественный метод - система принципов отбора жизненного материала, его оценки, принципов и преобладающих форм художественного обобщения и переосмысления. Он характеризует комплекс факторов: целостное идеологическое, оценочное, индивидуально-неповторимое, социальное отношение художника к действительности, к сознательно или стихийно отраженным потребностям, идеологическим и художественным традициям. Художественный метод во многом определяет специфику художественного образа.

С понятием «художественный метод» тесно связано понятие «художественный стиль». Метод реализуется в стиле, то есть общие свойства метода получают свою национально-историческую конкретность в стиле писателя.

Понятием «метод» (от гр. - путь исследования) обозначается «общий принцип творческого отношения художника к познаваемой действительности, то есть ее пересоздания». Это своего рода способы познания жизни, которые менялись в разные исторические и литературные эпохи. По мнению некоторых ученых, метод лежит в основе течений и направлений, представляет тот способ эстетического освоения действительности, который присущ произведениям некоторого направления. Метод есть категория эстетическая и глубоко содержательная.

Проблема способа изображения действительности была впервые осознана в античности и получила законченное воплощение в труде Аристотеля «Поэтика» под именем «теории подражания». Подражание, по Аристотелю, составляет основу поэзии и ее цель - воссоздать мир похожим на реальный или, точнее, каким он мог бы быть. Авторитетность этой теории сохранялась вплоть до конца XVIII века, когда романтики предложили иной подход (тоже имеющий свои корни в античности, точнее в эллинизме) - пересоздание реальности в соответствии с волей автора, а не с законами «мироздания». Эти две концепции, по мнению отечественного литературоведения середины прошлого века, лежат в основе двух «типов творчества» - «реалистического» и «романтического», в рамки которых укладываются «методы» классицизм, романтизм, разные типы реализма, модернизм. Следует сказать, что понятием «метод» пользовались многие теоретики литературы и писатели: А. Ватто, Д. Дидро, Г. Лессинг, И. В. Гете, С. Т. Колридж, написавший трактат «О методе» (1818).

В целом ряде работ учеными предлагается дополнить понятие метода понятием типа творчества, типа художественного мышления. При этом два типа творчества - пересоздающий и воссоздающий - охватывают все богатство принципов художественного отражения.

Касаясь проблемы соотношения метода и направления, необходимо учитывать, что метод как общий принцип образного отражения жизни отличается от направления как явления исторически-конкретного. Следовательно, если то или иное направление исторически неповторимо, то один и тот же метод, как широкая категория литературного процесса, может повторяться в творчестве писателей разных времен и народов, а значит, разных направлений и течений. Например, элементы реалистического принципа отражения действительности мы встречаем уже в направлениях классицизма, сентиментализма, то есть еще до возникновения собственно реалистического метода, так же как сложившийся реализм позднее проникает и в произведения модернизма.

Творческий метод соответствует познавательно-оценочной деятельности (стороне искусства).

Творческий метод – этосистема основных принципов художественного познания/освоения/оценки действительности. Принципы вырабатываются под влиянием авторской концепции мира и человека, которая, в свою очередь, вырабатывается подвлиянием той или иной эпохи.

Методы бывают продуктивными (образующими художественную систему), например романтизм, и непродуктивными (образующими лишь одно литературное направление), например сентиментализм .

Категория творческого метода связана с понятием направления.Метод складывается именно в рамках направления.Направление – этоисторико-литературное явление, оно локально(есть определенные временные рамки, стадии развития (появление, расцвет, угасание)). А метод может выработаться и продолжать существовать и после спада направления.Он универсален. Например:романтический метод характерен для раннего периода творчества многих писателей(могут использоваться отдельные элементы, принципы метода).

Три основных творческих метода –классицистический, романтический и реалистический.

Общие принципы:

1) П. творческого претворения . Характеризуютсяотношения между эстетически осваиваемой действительностью и тем, как она воссоздается в художественном произведении(т.е. между первичной и вторичной реальностью). Проявления: степень правдоподобия и фантастики. (реалистический метод : максимальная степень правдоподобия,классицист. метод: максимальная степень условности (говорящие фамилии, доминантная черта характера));степень «саморазвития» худ. реальности, диктата автора над ней(реал. метод : высокая степень саморазвития, реальность может выйти из-под контроля автора;ром.: полный диктат и свободная воля автора, высокая степень самовыражения;классиц.: диктат автора, но не субъективность, не собственная мысль, а скорее идеология, гражданская позиция, которую выражает автор).

2) П. эстетической оценки .Характеризуются отношения между эстетическим идеалом и действительностью. Проявляется в тяготении эстетического идеала к одному из полюсов (к умозрительной нормативности либо к социально-исторической причинности).Классиц. : ведущей является нормативность;реал.: ведущая социально-историческая причинность, идеал рождается из самой жизни и не может быть выражен в одном персонаже; обычно воплощен в 2 почти противоположных образах;ром.: авторский идеал – образ главного героя.

3) П. художественного обобщения . Характеризуютсяотношения между образом и воплощенной в нем сущностью.Проявляется втипизации (воплощение характерных для действительности черт) либогенерализации (воплощение авторской идеи). Образ героя своего времени – типизация, ром. герой – генерализация.

строе произведения, так и в принципе построения образа, сюжета, композиции, языка. Метод — это понимание и воспроизведение действительности в соответствии с особенностями художественного мышления и эстетического идеала».

Проблема способа изображения действительности была впервые осознана в античности и получила законченное воплощение в труде Аристотеля «Поэтика» под именем «теории подражания».

Подражание, по Аристотелю, составляет основу поэзии и ее цель — воссоздать мир похожим на реальный или, точнее, каким он мог бы быть. Авторитетность этой теории сохранялась вплоть до конца XVIII века, когда романтики предложили иной подход (тоже имеющий свои корни в античности, точнее в эллинизме) — пересоздание реальности в соответствии с волей автора, а не с законами «мироздания».

Эти две концепции, по мнению отечественного литературоведения середины прошлого века, лежат в основе двух «типов творчества» — «реалистического» и «романтического», в рамки которых укладываются «методы» классицизм, романтизм, разные типы реализма, модернизм. Следует сказать, что понятием «метод» пользовались многие теоретики литературы и писатели: А. Ватто, Д. Дидро, Г. Лессинг, И. В. Гете, С. Т. Колридж, написавший трактат «О методе» (1818).

Теория подражания послужила базой для развития натурализма. «Работая над "Терезой Ракен", — писал Э. Золя, — я забыл обо всем на свете, я углубился в кропотливое копирование жизни, отдаваясь целиком изучению человеческого организма...»64 Нередко особенностью такого способа отражения действительности является полная зависимость создателя произведения от предмета изображения, художественное познание превращается в копирование.

Другая же модель может приводить к произволу субъективности. К примеру, Ф. Шиллер утверждал, что художник, пересоздавая действительность («материал»), «...мало останавливается перед насилием над ним... Материал, который он обрабатывает, он уважает столь же мало, сколь и механик; он только постарается обмануть кажущейся уступчивостью глаз, который оберегает свободу этого материала».

В целом ряде работ учеными предлагается дополнить понятие метода понятием типа творчества, типа художественного мышления. При этом два типа творчества — пересоздающий и воссоздающий — охватывают все богатство принципов художественного отражения.

Касаясь проблемы соотношения метода и направления, необходимо учитывать, что метод как общий принцип образного отражения жизни отличается от направления как явления исторически-конкретного.

Следовательно, если то или иное направление исторически неповторимо, то один и тот же метод, как широкая категория литературного процесса, может повторяться в творчестве писателей разных времен и народов, а значит, разных направлений и течений.

Например, элементы реалистического принципа отражения действительности мы встречаем уже в направлениях классицизма, сентиментализма, то есть еще до возникновения собственно реалистического метода, так же как сложившийся реализм позднее проникает и в произведения модернизма.

Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.

Что значит понятие "художественный метод" в литературе? В чем его отличительные характеристики? Какого метода придерживались или придерживаются ваши любимые писатели? Хотите отличать символизм от акмеизма? Эта статья — для вас! В ней изложена та база, которая поможет вам уверенно чувствовать себя в огромном литературном пространстве.

Что такое художественный метод?

Это одно из самых важных понятий в искусстве. Означает совокупность общих оценок, видения мира и восприятия определенных вещей писателями. Таким образом возникли различные направления в литературе. Характер видения окружающей действительности зависит от того, какого метода придерживается творец.

Приверженцев определенного художественного (творческого) метода объединяет представление об идеалах, человеческой жизни, добре и зле, и об искусстве в целом. Они нацеливаются на разную целевую аудиторию, поэтому существование множества литературных методов чрезвычайно важно, так как они удовлетворяют духовные потребности людей с разным мышлением.

Отличительные характеристики

Главная особенность художественного метода состоит в многообразии его форм. В литературе существует огромное количество направлений и их "смесей", с помощью которых мы можем взглянуть по-разному на предмет и явление. Классицизм, романтизм, реализм, сентиментализм, натурализм, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, экзистенциализм, постмодернизм - основные направления, которые обладают своей индивидуальной силой и характером.

Какие художественные методы в литературе существуют?

У каждого писателя непременно есть свой индивидуальный стиль выражения мысли, ни на кого не похожий, но он переплетается с одним определенным направлением, которое близко ему самому.

Перейдем от общего к частному и разберемся в основных художественных методах в литературе, начиная с XVII века и заканчивая концом XX.

Классические направления XVII - XVIII веков

Классицизм — первое возникшее в XVII веке. Характеризуется воспитательной моралью, простотой изложения, четким разделением на положительных и отрицательных героев, "тремя единствами"— местом, временем и действием. В этом направлении трудились такие известные писатели, как Ж. Расин, М. Ломоносов, Г. Державин. Основные черты классицизма вы сможете найти в "Оде на взятие Хотина".

В следующем литературном направлении — сентиментализме — в XVIII веке писали Ж. Руссо, И. Гете, Н. Карамзин. В этом направлении важно изобразить состояние внутреннего мира персонажа, его душевные терзания и искренние эмоции. Ближе познакомиться с этим направлением вы сможете, прочитав "Бедную Лизу".

Романтизм появился на рубеже XVIII-XIX веков. Любовь, чувства, желания, страдания, побег от угнетающей реальности — все это невероятно красиво описывают в своих произведениях Д. Байрон, В. Гюго, М. Лермонтов. "Демон" - это яркое произведение, которое даст вам полное представление об этом направлении.

Обыденность XIX века

Реализм, возникший в XIX веке, описывает типичного героя в типичной для среднестатистического человека ситуации посредством разговорной лексики. Это направление тонко чувствовали Ч. Диккенс, О. де Бальзак, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов, И. Тургенев. "Отцы и дети" — показательный роман, который без фальши и притворства поведает о разнице поколений и их восприятии, в этом и есть суть реализма.

Натурализм — художественный метод, возникший в конце XIX века. отличает точное и объективное изображение судьбы, быта, повседневности, характера человека. Представители этого направления, такие как М. Салтыков-Щедрин, Н. Некрасов, считали, что не бывает недостойных тем для изложения, даже типичные человеческие переживания — настоящее искусство. "Кому на Руси жить хорошо" — поэма о реалиях крестьянской жизни и непростой судьбе — неоспоримая представительница натурализма.

Броские и необычные методы изложения мысли XIX - начала XX веков

Модернизм — общее название для таких течений, как символизм, импрессионизм, акмеизм, футуризм, экспрессионизм. Чтобы иметь представление о модернизме, охарактеризуем все вышеизложенные направления.

  • Символизм возник в 1870-е годы, от других направлений он отличается образным видением, тайным смыслом предметов и явлений, использованием слов со множественным значением. В этом интересном и необычном направлении писали, например, З. Гиппус, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок. "Аптека, улица, фонарь" - стихотворение, которое стоит прочесть или освежить в памяти, чтобы понять суть символизма.
  • Акмеизм — художественный метод, которому следовали только наши соотечественники, например О. Мандельштам, А. Ахматова, Н. Гумилев. В этом направлении нет двусмысленности, слова имеют точное значение, а образы отчетливо видятся; с помощью силы художественного слова писатели переосмысляли жизненные процессы, в которых есть изъяны. "Сероглазый король" — в это стихотворение необходимо погрузиться, чтобы понять логику поэтов этого направления.

  • Футуризм — направление, в котором работали российские и итальянские творцы. Это броское направление появилось в начале XX века. Эпатаж, смелые решения и нестандартное построение стихотворения, например лесенкой, как у яркого представителя этого направления В. Маяковского. Кроме него, в этом направлении творили и ломали представление о классическом искусстве И. Северянин, В. Хлебников, Д. Бурлюк. "А вы могли бы?" - экстравагантное, необычное, вдохновляющее, абсолютно футуристическое стихотворение.

  • Импрессионизм в литературе появился в конце XIX века, писатели в этом направлении подробно описывали чувства, переживания и эмоции, превращали мгновения жизни в искусство. Ярчайшими представителями этого направления можно считать Г. де Мопассана, М. Пруста. "Милый друг" - эмоциональное и легкое произведение, прочитав которое, вы непременно станете поклонником импрессионизма.
  • В начале XX века в Германии получил распространение мрачный экспрессионизм. Главными темами этого направления являются гибель, разрушение, потеря, неприглядность окружающей действительности. Ф. Кафка и Е. Замятин наиболее ярко смогли передать сущность этого направления. "Мы" — сильнейшая антиутопия нашего соотечественника, которая не рождает чувство подавленности, но в полной мере раскрывает все вышеприведенные темы экспрессионизма.

Современные взгляды на литературу с середины XX века

В основе экзистенциализма, появившегося в середине XX века во Франции, лежат идеи об одиночестве и трагизме бытия, ничтожности человеческих идеалов. Ж. П. Сартр, А. Камю смогли наиболее уверенно и четко изложить это на бумаге. "Падение" — книга, в которой вы не найдете острых поворотов в сюжете, но тонкие и интеллектуальные диалоги влюбят вас в экзистенциализм.

Наиболее современное направление — постмодернизм — появилось во второй половине XX века, его отличают максимализм исполнения, ирония и сатирическое отношение к происходящему. Х. Мураками, В. Набоков, К. Воннегут видели мир сквозь сатирическую призму. Произведение "Бойня номер 5" написано в лучших традициях постмодернизма, оно погрузит вас в глубокие размышления о ценности жизни и взглядах на нее.

Значение литературных течений для современного человека

Сила слова может заставить человека по-разному смотреть на определенные вещи. Прочтение произведений писателей, придерживающихся разных художественных методов, сделает вас многогранной личностью, умеющей критически и с разных сторон взглянуть на любую ситуацию.