Литература 2 половины 20 века. Периодизация русской литературы второй половины XX века

Историческая обстановка первого десятилетия после войны: - победа над фашизмом, - расширение лагеря социализма; - крушение колониальной системы; - движение сторонников мира; - начало «холодной» войны; появление массовой культуры.

Основные черты литературы и направления: - критический реализм;

Модернистские течения (литература сердитых, битников, неореализм, экзистенциализм).

Основная тематика : - война, сопротивление, победа над фашизмом, антифашизм (в основном - критический реализм, восточный лагерь (Зегерс, Арагон, Неруда «Песнь любви Сталинграду»));

Тема непреодоленного прошлого, трагедии, связанные с фашизмом (Ремарк, Бёлль, Мерль) - западный лагерь. - Г.Мерль- «Смерть - моё ремесло» (дневник начальника концлагеря;

Борьба за мир (П.Неруда «Всеобщая песнь»;

Борьба рабочих за свои права (Олдридж);

Крушение колониальной системы (Грем Грин «Тихий американец»);

Место человека в жизни, человек как индивидуальность (Э.Хемингуэй «Старик и море).

Художественные особенности: - внимание к 1 герою;

Новый уровень эпичности, изображение событий в большем масштабе;

Публицистичность;

Документальная основа произведений.

Неореализм - обновленные традиции реализма (из итальянского киноискусства в литературу - Пратолини). Жизнь коллектива - квартала, а не одного героя, не выдумывать сюжет, брать за основу жизнь, создавать форму синхронного изображения жизни людей.

Битники (битничество) - литература молодых, изображение разочарования в условиях послевоенного стабилизирующегося общества в Америке, во Франции - гусарство, в Англии - сердитые. Ф.Саган «Здравствуй, грусть», П.Осборн «Оглянись во гневе», Д. Селлинджер «Над пропастью во ржи» - показ индивидуалистического бунта в студенческом обществе, протест против окружающих, так как детям не нужны ценности родителей. Выход - уйти, опроститься, существовать бродяжничеством, рюкзачная революция.

Экзистенциализм - представители этого течения также недовольны обществом, но это модернистская тенденция. Систему буржуазных ценностей нельзя ликвидировать, но можно совершить духовный переворот для пробуждения нравственных сил человека. Достаточно того, что он осознает, что происходит. «Мухи» Сартра - необходимо понять свой долг перед человеком.

Камю «Чума» - рассказ о коричневой чуме, то есть об оккупации. Стремление языком мифа рассказать о выборе человеком своей судьбы, человек должен сопротивляться чуме. Город в Алжире, начало эпидемии, доктор Руэ наблюдает различные типы характера и отношения к чуме - непротивленец, гуманист, иезуит, преступник, журналист.

Художественные особенности: - полемика с пессимистическими традициями жизни;



Вера в силу человеческого разума;

Мифологизирующие жизнь произведения (характеры не разработаны);

Показ действий человека в пограничной ситуации;

Влияние экзистенциализма на себе испытали: Айрис Мердок (Англия), Кобо Абэ (Япония), Питер О’Нил (Америка).

Литература второго послевоенного десятилетия

Исторические тенденции: - конец «холодной войны», Женева, мирное сосуществование;

Распад колониальной системы (1961 - год Африки);

Новые литературы и континенты вступают в мировой литературный процесс (литература Африки и Латинской Америки);

Стабилизация капитализма, литература общества потребления, интерес к точным наукам.

Основные черты литературы и её направления: - забыть войну; - тенденция к аполитичности искусства, - мода на модернизм и литературу абсурда.

Абсурдная драма - мир - хаос, абсурд, деградация. Сэмюэль Беккет (ирландец из Франции), Эжен Ионеску (парижский румын).

Человек в их произведениях находится в состоянии катастрофического разобщения, он одинок, происходит распад человеческой личности, отрицание возможностей человеческого интеллекта. Поэтому возникает драма без действия и сюжета, отсутствуют там и яркие характеры, а язык перестает быть способом общения между людьми.

Например, драма С.Бэккета «В ожидании Годо» (1956 ). Двое бродяг, Эстрагон и Владимир , на обочине дороги ждут Годо, он им сказал, чтобы его тут ждали. Сколько они уже ждут - неизвестно, они не помнят даже, что было вчера. Кто такой Годо? Вроде бы богатый человек, который совершил благодеяние. Каждый день приходит мальчик и говорит, что Годо прийти не может. Иссякает терпение, возникает идея повеситься (негде ночевать), но ремень для этого использовать нельзя - падают штаны, веревка - обрывается. Оба героя когда-то были людьми, а теперь не помнят даже друг друга, дружба - в общности их состояния и положения.

Реализм без берегов - зародился во Франции - течение носит промежуточный характер между реализмом и модернизмом. Луи Арагон высказал идею «открытого» реализма, нет никаких течений и традиций, реализм тождественен искусству, единственное мерило - талант (Гароди «Эстетика», Эльза Триоле «Великое никогда»).

Критический реализм - возможность рационального познания и неизбежность переустройства мира средствами искусства - литература Латинской Америки (П.Неруда, Ж.Амаду, А.Карпентьер, Г.Г.Маркес), литература Африки.

Тематика : - антифашистская, антивоенная (З.Ленц «Урок немецкого»);

Критика общества потребления (семейный роман, философский роман - Апдайк, документальная проза - Тр. Капоте, рабочий роман - А. Силлитоу);

Антиколониальная проза (Г.Грин «Комедианты», «Наш человек в Гаване», Д.Олдридж).

Художественные особенности: - тяга к философской обобщенности;

Мифологизация действительности;

Углубление психологизма (внутренний мир главного героя);

Обращение к фольклору, использование стилизации;

Многообразие творческих манер.

Третье послевоенное десятилетие(65-75)

Исторические особенности : - студенческие волнения;

Наступление реакции (Вьетнам, убийство Кеннеди);

Неприятие буржуазного общества;

Политизация литературы

Начало экологической проблематики.

Основные тенденции развития модернистских направлений :

Антиискусство и антипоэзия, переход от идей к инстинктам (сексуальная революция);

Политизация искусства - неоавангардизм новых левых;

Жанр «хэппенинга» - изображать то, что происходит, экспромт, вместе со зрителем;

Новый новый роман - о марксизме с позиций структурализма;

Основные тенденции развития реализма : - политическая активность;

Проблема истинной революционности;

Философско-фантастический документальный роман (Р.Мерль «За стеклом»);

Борьба против буржуазного мира (исторический роман Шаброль «Пушка «Братство»»);

Против вещизма и комфорта (Ж.Перек «Вещи» 65г. - главные герои романа не Жером и Сильвия, а вещи);

Проблема истинных ценностей (Ф.Саган «Немного солнца в холодное воде»);

Магический реализм (А.Карпентьер);

Становятся серьезным жанром научная и фантастическая литература, впоследствии обусловившая появление жанра «фэнтэзи»;

Занимает позиции серьезной литературы и детективный роман.

Транскрипт

1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (вторая половина) Программа практических занятий для студентов V курса филологического факультета Издание Омск ОмГУ 2002

2 Русская литература ХХ века (вторая половина): Программа практических занятий для студентов V курса филологического факультета / В.И. Хомяков. Омск: Омск. гос. ун-т, с. Методические указания являются систематизированным сводом наиболее важных тем практических занятий по русской литературе ХХ века. Каждая тема сопровождается краткой библиографией и заданием. Все темы органически связаны с проблематикой лекционного историко-литературного курса, читаемого на филологическом факультете ОмГУ. Работа утверждена в качестве методических указаний кафедрой русской литературы ХХ века и журналистики Омского госуниверситета и редакционной комиссией филологического факультета Омский университет,

3 Практические занятия занимают важное место в подготовке студента-филолога. Сочетание лекционных курсов с практическим позволяет активизировать процесс обучения, сделать его живым и динамичным. В ходе самостоятельной работы на практических занятиях студенты получают возможность конкретизировать лекционный и учебный материал, постигнуть как общие, так и частные закономерности литературного процесса, учатся анализировать текст, собирать библиографический материал, работать с критической литературой. Автор предлагаемого методического указания учитывает, что курс литературы ХХ века является завершающим в изучении русской литературы. В силу этого русская литература рассматривается им как закономерное звено в развитии отечественной словесности. При определенной самостоятельности тех разделов, которые выделяются в пособии, их не следует рассматривать изолированно, а лишь во взаимодействии. Изучение русской литературы ХХ столетия опирается на уже изученные курсы русской и зарубежной литературы, эстетики и философии. Все это позволяет глубже осмыслить ведущие тенденции в литературе ХХ века, понять ее сложную и драматичную историю. Формулируя основные требования к практическим занятиям, автор настоящего пособия исходит из того, что студенты должны, вопервых, тщательно изучать указанные в плане произведения; вовторых, должны уметь работать с библиографией, научной и критической литературой; в-третьих, уметь сопоставлять различные точки зрения, проверяя их самостоятельными наблюдениями над художественным текстом. Навыки, полученные на практических занятиях, помогут становлению будущего учителя-словесника и журналиста. Работа утверждена в качестве методических указаний кафедрой русской литературы ХХ века и журналистики Омского университета и редакционной комиссией филологического факультета

4 ЗАНЯТИЕ 1 ПОЭМА А. ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН». ЕЕ ЖАНРОВЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ Задание 1. Подготовить реферативное сообщение о жанровокомпозиционном своеобразии поэмы военных лет. 2. Выучить наизусть любой отрывок из поэмы. План 1. Жанрово-композиционное своеобразие поэмы военных лет (Н. Тихонов «Киров с нами», О. Берггольц «Февральский дневник», В. Инбер «Пулковский меридиан», М. Алигер «Зоя», П. Антокольский «Сын»). 2. Творческая история поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». 3. Жанровое своеобразие поэмы. Особенности композиции. 4. Образ Теркина в поэме. Проследить, как автор соотносит поведение и переживание героя с ходом войны. 5. Образ автора и его функция в поэме. 6. Художественное мастерство А. Твардовского (народность поэмы, роль фольклорных традиций, юмор в произведении). Особенности поэтической лексики и фразеологии. ЛИТЕРАТУРА Художественные тексты Твардовский А. Василий Теркин. Основная 1. Твардовский А. Как был написан «Василий Теркин» (ответ читателям) // Твардовский А. Собр. соч.: В 6 т. М., Т. 5. С «Василий Теркин» народная эпопея. Воронеж, Любарева Е.П. Эпос А. Твардовского. М., (Гл.2 «Ради жизни на земле»). 4

5 4. Кондратович А. Александр Твардовский. 2-е изд. М., (Гл. «Теркин и его автор»). 5. Гришунин А.Л. «Василий Теркин» А. Твардовского. М., Дополнительная 1. Рощин П.Ф. Поэма А. Твардовского «Василий Теркин»: Пособие для учителя. 2-е изд. М., Котов М.С. В мастерской стиха Твардовского. Саратов, Макаров А. Александр Твардовский и его книга про бойца // Макаров А. Идущим вослед. М., Турков А. Александр Твардовский. М., Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны: Проблематика, стиль поэтика. 2-е изд. М., Дементьев В. Александр Твардовский. М., Македонов А. Творческий путь Твардовского. Дома и дороги. М., Воспоминания об А. Твардовском. М., ЗАНЯТИЕ 2 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО А. ПЛАТОНОВА (на материале военной прозы писателя) Задание 1. Прочитать 3-4 рассказа писателя военных лет. Сделать выписки в рабочую тетрадь в соответствии с пунктами плана и перечнем критической литературы. 2. Уточнить, опираясь на работы литературоведов, понятие «стиля» литературного произведения. План 1. Творческая биография Андрея Платонова (общая характеристика). 2. Философская концепция человека и мира в творчестве писателя (на примере известных вам произведений). 5

6 3. Как строятся сюжеты анализируемых произведений? В чем их своеобразие? 4. Какие художественные приемы использует писатель, создавая тот или иной человеческий характер? Определите особенности платоновского стиля, сделайте в тетради выписки наиболее оригинальных фраз и словосочетаний. ЛИТЕРАТУРА Художественные тексты Платонов А. Одухотворенные люди, Мать (Взыскание погибших), Неодушевленный враг, Афродита, Девушка Роза, Возвращение. Основная 1. Полтавцева Н. Философия прозы Андрея Платонова. Ростов-на- Дону, Васильев В. Андрей Платонов. М., Акимов В. Солдат начинается с думы об отечестве... // А. Платонов. Одухотворенные люди. М., Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего существования. М., Чалмаев В. Андрей Платонов. М., Страна философов Андрея Платонова. Сб. М., Дополнительная 1. Залыгин С. Сказки реалиста и реализм сказочника // Вопросы литературы, 1971, Евтушенко Е. Судьба Платонова // Советская культура, 1988, 20 авг. 3. Семенова С. Преодоление трагедии. М., (Гл. «В усилии к будущему времени» Философия Андрея Платонова). 4. Карасев Л. Знаки покинутого детства («постоянное» у А. Платонова) // Вопросы философии, 1990, Варламов А. Платонов и Шукшин. Геополитические оси русской литературы // Москва, 1988, 2. 6

7 6. Радбиль Т.Б. Мифология языка Андрея Платонова. Нижний Новгород, Хрящева Н.П. «Кипящая вселенная» Андрея Платонова. Динамика образотворчества и миропостижения. Екатеринбург; Стерлитамак, ЗАНЯТИЕ 3 ПОЗДНЯЯ ЛИРИКА Н. ЗАБОЛОЦКОГО Задание 1. Общая характеристика творческой эволюции Н. Заболоцкого. 2. Выучить наизусть одно стихотворение Н. Заболоцкого из цикла «Последняя любовь» и сделать его письменный анализ. План 1. Особенности ранней лирики Н. Заболоцкого. Заболоцкий и «обэриуты». 2. Основные темы и мотивы поздней лирики Н. Заболоцкого. В чем вы находите связь и различие между ранней лирикой Заболоцкого и его поздним творчеством? 3. Охарактеризуйте образ лирического героя поэта: его духовный мир, его переживания. 4. Проанализируйте особенности поэтики Заболоцкого: на какие художественные традиции опирается поэт, особенности его поэтического языка, стиховой формы. ЛИТЕРАТУРА Художественные тексты Заболоцкий Н.: Столбцы; цикл «Последняя любовь»; Некрасивая девочка; Старая актриса; О красоте человеческих лиц; Не позволяй душе лениться; Уступи мне, скворец, уголок. 7

8 Основная 1. Македонов А. Николай Заболоцкий. Л., Ростовцева И. Николай Заболоцкий. М., Турков А. Николай Заболоцкий. М., Герасимова А. ОБЭРИУ (проблема смешного) // Вопросы литературы, 1988, 4. Дополнительная 1. Альфонсов В. Слова и краски. Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. М.-Л., Воспоминания о Н. Заболоцком. 2-е изд. М., Заболоцкий Н. Жизнь Н.А. Заболоцкого. М., ЗАНЯТИЕ 4 НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ МИР РОМАНА Б. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО» Задание 1. Познакомиться с различными критическими оценками романа и определить свое отношение к ним. 2. Выучить наизусть одно стихотворение их цикла «Стихотворения Юрия Живаго» и сделать в тетради его письменный анализ. План 1. Путь писателя к роману «Доктор Живаго» и его творческая история. 2. Образ Юрия Живаго. а) проследить основные этапы становления личности героя; б) показать на конкретных примерах из текста, как соотносится судьба героя с историческими событиями, какую позицию занимает он в споре о гуманизме и жестокости, о нравственности выбора, об искусстве. 3. Женские образы в романе. Обратите внимание на основные этапы в развитии характера Лары. 8

9 4. Исторические судьбы России в художественном сознании героев романа. (Обратите внимание на историко-философские суждения Веденяпина, Гордона и других героев об идее свободной личности, об идее жизни как жертве. Отношение героев к России, к народу, к революции и войне). 5. Художественное совершенство романа. а) какова сюжетная и композиционная роль «Стихотворений Юрия Живаго». б) в чем состоит своеобразие жанра и композиции романа; в) роль евангельских мотивов и образов в романе; г) особенности психологической характеристики героев в романе «Доктор Живаго». ЛИТЕРАТУРА Художественный текст Пастернак Б. «Доктор Живаго». Основная 1. Лихачев Д.С. Размышления над романом Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Новый мир, Борисов В.М., Пастернак Е.Б. Материалы к творческой истории романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Новый мир, 1988, Обсуждаем роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Вопросы литературы, «Доктор Живаго» вчера и сегодня // Лит. Газета, 1988, 15 июня. 5. Пискунова С., Пискунов В. Вседневное наше бессмертье // Литературное обозрение, 1988, Горелов П.Г. Размышления над романом // За алтари и очаги. М., «Доктор Живаго» Б. Пастернака: С разных точек зрения. Сб. материалов и статей. М., Смирнов Игорь П. Роман тайн «Доктор Живаго». М.,

10 Дополнительная 1. Иванова Н. Смерть и воскресение Юрия Живаго // Юность, 1988, Кузичева А. Диагноз «Доктора Живаго» // Книжное обозрение, 1988, 24 июня. 3. Колобаева Л. От временного к вечному // Вопросы литературы, 1988, Вильмонт Н. О Борисе Пастернаке. Воспоминания и мысли. М., Переписка Бориса Пастернака М., К 100-летию со дня рождения Б.Л. Пастернака // Вопросы литературы, 1990, Овчинников Н.Ф. Б.Л. Пастернак: поиски призвания (от философии к поэзии) // Вопросы философии, 1990, «А за мною шум погони». Борис Пастернак и власть. Документы М., ЗАНЯТИЕ 5 РАССКАЗ А. СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА» В КОНТЕКСТЕ ЛАГЕРНОЙ ПРОЗЫ Задание 1. Познакомиться с различными критическими оценками указанных произведений и определить свое отношение к ним. 2. Выписать в рабочую тетрадь наиболее характерные слова и речевые обороты, отражающие особенности стиля писателей. План 1. Лагерь, его устройство и предназначение. Социальная иерархия лагерной жизни и ее законы (по рассказу А. Солженицына). Сопоставьте это описание с изображением лагеря у В. Шаламова, Г. Владимова, С. Довлатова. В чем обнаруживается сходство, а в чем различие? 10

11 2. Образ Ивана Денисовича Шухова в рассказе Солженицына. В чем, с вашей точки зрения, проявляется мудрость поведения Шухова в лагере? Прокомментируйте эпизоды, которые раскрывают характер героя, его отношение к лагерной жизни. 3. Как в «Колымских рассказах» В. Шаламова выражено авторское отношение к проблеме выживания в лагере? (для примера можно взять рассказы «Одиночный замер», «Ягоды», «На представку»). 4. Сопоставьте финалы рассказов Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и В. Шаламова «Одиночный замер». Как в них выявляется авторская позиция, авторский взгляд на судьбу человека за колючей проволокой? В чем Шаламов «возражает» Солженицыну? 5. Каковы лагерные «заповеди» в произведениях С. Довлатова и Г. Владимова? Как эти писатели отвечают на «проклятый» русский вопрос, «кто виноват» в том, что исковерканными оказываются судьбы множества людей? ЛИТЕРАТУРА Художественные тексты Солженицын А. Один день Ивана Денисовича; Шаламов В. Колымские рассказы; Довлатов С. Зона; Владимов Г. Верный Руслан. Основная 1. Лакшин В. Иван Денисович, его друзья и недруги // Новый мир, 1964, Лакшин В. Пути журнальные. Из литературной полемики 60-х годов. М., Терц А. Люди и звери. По книге Г. Владимова «Верный Руслан» // Вопросы литературы, 1990, Винокур Т.Г. С новым годом, пятьдесят вторым // Вопросы литературы, 1991, Тимофеев Л. Поэтика лагерной прозы // Октябрь, 1991, Шкловский Е. Варлам Шаламов. М., Паламарчук П.Г. Александр Солженицын. Путеводитель. М.,

12 8. Нива Ж. Солженицын. М., Генис А. Довлатов и его окрестности // Новый мир, 1993, Муромский В.П. Из истории литературной полемики вокруг повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» // Литература в школе, 1994, Сухих И. Сергей Довлатов: время, место, судьба. СПб., Дополнительная 1. Решетовская П.Е. Александр Солженицын и читающая Россия. М., Шаламов В. Из литературного наследия // Знамя, 1990, Лакшин В. «Новый мир» во времена Хрущева. Дневник и попутное (). М., Спиваковский П.Е. Феномен А.И. Солженицына: новый взгляд. М., Михайлик А. Другой берег // Новое литературное обозрение, 1997, 28. ЗАНЯТИЕ 6 ЛИРИКА «ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ»: АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОДНОГО ИЗ ПОЭТОВ (Б. АХМАДУЛИНА, Р. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, Е. ЕВТУШЕНКО, Б. ОКУДЖАВА, А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ) Задание 1. Выбрать для конкретного анализа творчество одного из поэтов. 2. Составить тезисный план анализа и сделать общий вывод о характерных особенностях лирики поэта, пользуясь пунктами плана. 3. Выучить наизусть одно стихотворение любого поэта и сделать его письменный анализ. 12

13 План 1. Краткая характеристика жизненного и творческого пути поэта. 2. Какие общественные процессы отразились в лирике поэта? 3. Выделить круг основных тем и мотивов, характерных для творчества данного поэта. 4. Образ лирического героя, его духовный мир. 5. Искусство слова, ритма, рифмики. ЛИТЕРАТУРА Художественные тексты Лирика Б. Ахмадулиной, Р. Рождественского, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Окуджавы 60-х годов. Основная 1. Зайцев В. Современная советская поэзия. М., Михайлов А. Ритмы времени. Этюды о русской советской поэзии наших дней. М., Гусев В. В предчувствии нового. О некоторых чертах литературы шестидесятых годов. М., Лавлинский Л. Сердца взрывная сила. О лирической поэзии 60-х годов. М, И были наши помыслы чисты Об одной встрече спустя тридцать лет // Огонек, 1987, 9. Литературу по творчеству конкретных поэтов подобрать самостоятельно. 13

14 ЗАНЯТИЕ 7 ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ В ПОВЕСТЯХ Ю. ТРИФОНОВА Задание 1. Прочитать две повести Ю. Трифонова по выбору. 2. Подготовить реферативное сообщение на тему: «Основные этапы жизни и творчества Ю. Трифонова». 3. На основе анализа одной из повестей сделать вывод о своеобразии конфликта и особенностях поэтики произведения. Приведите для примера цитаты из текста. План 1. Основные этапы жизни и творчества Ю. Трифонова. 2. Быт и бытие в повестях Ю. Трифонова. Как решает писатель проблему столкновения материальных и духовных ценностей? 3. Герои Ю. Трифонова и варианты нравственных программ и норм. Бытовое и социально-психологическое значение ситуации обмена в повестях Ю. Трифонова. 4. Авторское отношение к позиции героев. 5. Мастерство сюжетосложения, «ключевое слово» как одна из особенностей повествования. Своеобразие психологизма писателя. ЛИТЕРАТУРА Художественные тексты Обмен, Предварительные итоги, Долгое прощание, Другая жизнь. (две повести по выбору) Основная 1. Панкин Б. По кругу или по спирали // Дружба народов, 1977, Теракопян Л. Городские повести Ю. Трифонова // Трифонов Ю. Другая жизнь. М., Велембовская И. Симпатии и антипатии Ю. Трифонова // Новый мир, 1980, 9. 14

15 4. Иванова Н. Проза Ю. Трифонова. М., Турков А. Вечный огонь. М., Дополнительная 1. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской литературе. М., Сахаров В. Обновляющийся мир: Заметки о текущей литературе. М., Текевелян Д. День забот. Размышления о городской прозе х годов. М., Белая Г. Художественный мир современной прозы. М., Трифонов Ю. Как слово наше отзовется. М., ЗАНЯТИЕ 8 СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ПОЗДНИХ РАССКАЗАХ В.М. ШУКШИНА Задание 1. Подготовить сообщение на тему: «Споры о «деревенской прозе» в критике и литературоведении». 2. Повторить по «Введению в литературоведение» материал о художественном конфликте и его типах. 3. Прочитать 4-5 рассказов позднего Шукшина. Проследить на материале выбранных произведений своеобразие конфликта и способах его художественной реализации. План 1. На каких сторонах быта и духовного мира героев сосредоточено внимание автора? 2. Обратите внимание на поиски смысла жизни шукшинскими героями, на то, как решает писатель проблему жизни и смерти. 15

16 3. Шукшинское решение «проклятых» русских вопросов «кто виноват?» и «что делать?». а) каким образом развивается основной конфликт в рассказах Шукшина? б) как сами герои осмысливают противоречие своего бытия? в) в чем своеобразие выражения авторской позиции в осмыслении драматизма жизни своих героев? 4. Способы художественной реализации конфликта в рассказах Шукшина. ЛИТЕРАТУРА Художественные тексты Шукшин В. Горе; На кладбище; Как зайка летал на воздушных шариках; Обида; Жена мужа в Париж провожала; Боря; Сураз; Жил человек; Танцующий Шива; Ночью в бойлерной, Микроскоп; Миль пардон, мадам; Алеша Бесконвойный; Верую. Основная 1. Белая Г. Антимиры Василия Шукшина // Литературное обозрение, 1977, Горн В. Характеры Василия Шукшина. Барнаул, Апухтина В. Проза Шукшина. М., Панкин Б. Василий Шукшин и его «чудики» // Панкин Б. Строгая литература. М., Коробов В. Василий Шукшин. М., Черносвитов Е. Пройти по краю: Василий Шукшин: Мысли о жизни, смерти, бессмертии. М., Козлова С.М. Поэтика рассказов В.М. Шукшина. Барнаул, Творчество В.М. Шукшина в современном мире. Барнаул, Коробов В.И. Василий Шукшин: Вещее слово. М., Сигов В. Русская идея В.М. Шукшина. М., Дополнительная 1. Кузнецов Ф. Судьбы деревни в прозе и критике. М.,

17 2. Лобанов М. Уроки «деревенской прозы» // Лобанов М. Внутреннее и внешнее. М., Протченко В. Современная «деревенская проза» в литературной критике // Русская литература, 1977, Вильчек Л. Вниз по течению деревенской прозы; Чалмаев В. «Воздушная воздвиглась арка» // Вопросы литературы, 1985, 6. ЗАНЯТИЕ 9 ТЕАТР АЛЕКСАНДРА ВАМПИЛОВА Задание 1. Прочитать пьесу А. Вампилова «Утиная охота». 2. Повторить материал о драме и ее жанровых формах. 3. Сделать общий вывод о своеобразии театра А. Вампилова. План 1. Творческая биография А. Вампилова (общая характеристика). 2. Проблемы и герои пьесы А. Вампилова. а) Жестокость бесчеловечности, равнодушия, столкновение добра и зла. б) Социальные и нравственно-психологические причины изломанности человеческой жизни. 3. Особенности конфликта, сюжета и композиции пьесы, роль символики. 4. Сценические интерпретации пьесы. ЛИТЕРАТУРА Художественный текст Вампилов А. «Утиная охота». Основная 1. Рудницкий К. По ту сторону вымысла: Заметки о драматургии А. Вампилова // Вопросы литературы, 1976,

18 2. Смелков Ю. Зигзаги судьбы Зилова («Утиная охота»: как ставят? как ставить?) // Литературное обозрение, 1979, Кронин М. Самый правдивый театр. О поэтике А. Вампилова // Литературная учеба, 1979, Тендитник Н. Александр Вампилов. Новосибирск, Толстых В. Среди своих чужой // Литературная учеба, 1981, Сушков Б. А. Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга. М., Дополнительная 1. Демидов А. Заметки о драматургии А. Вампилова // Театр, 1974, Шайтанов И. Четыре варианты одной проблемы // Сибирские огни, 1974, Сахаров Вс. Театр А. Вампилова // Наш современник, 1976, Гущанская Е. Драматургия А. Вампилова // Звезда, 1981, Сергеев М. Театр А. Вампилова // Литература Сибири. История и современность. Новосибирск, Стрельцова Е. «Ситуация порога» в пьесах А. Вампилова // Байкал, 1984, Стрельцова Е. Ружье или телефон? : О символике пьесы «Утиная охота» А. Вампилова // Русская речь, 1988, Распутин В. Где ты, душа жива? // Литература в школе, 1992, 2. ЗАНЯТИЕ 10 ПОЭМА А. АХМАТОВОЙ «РЕКВИЕМ» Задание 1. Подготовить реферативное сообщение на тему: «Споры о «возвращенной» литературе в критике и литературоведении». 2. Выделить в поэме А.Ахматовой исторические, фольклорные и библейские образы и охарактеризовать их. 3. Выучить наизусть любой отрывок из поэмы. 18

19 План. 1. «Возвращенная» литература (общая характеристика). 2. История создания и публикации поэмы А. Ахматовой «Реквием». 3. Образ лирической героини поэмы. 4. Художественное своеобразие поэмы (роль символики, особенности стиха поэмы). ЛИТЕРАТУРА Художественный текст Ахматова А. «Реквием». Основная 1. Иванова Н. Отцы и дети эпохи // Вопросы литературы, 1987, Роднянская И. Возвращенные поэты // Позиция. М., Абелюк Е.С. Читательский комментарий: Замысел и воплощение // Литература в школе, 1989, Найман А. Рассказы об Анне Ахматовой. М., Виленкин В. В сто первом зеркале. М., Дополнительная 1. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., Павловский А.И. Анна Ахматова. Очерк творчества. Л., Встречи с прошлым. Вып. 3. М., Скатов Н. «Я голос ваш»; Кушнер А. Поэтическое восприятие мира // Литературная газета, 1989, 21 июля. 19

20 В.И. Хомяков РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (вторая половина) Программа практических занятий для студентов V курса филологического факультета Технический редактор М.В. Быкова Редактор Подписано к печати..02. Формат бумаги 60х84 1/16. Ризография. Печ. л.. Уч.-изд. л.. Тираж экз. Заказ. Издательско-полиграфический отдел ОмГУ, г. Омск-77, пр. Мира, 55а, госуниверситет 20


Тематическое планирование. Литература класс. 02ч. урока Тема урока. Основное содержание Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века. Кол-во часов

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 217 Красносельского района Санкт-Петербурга имени Н.А. Алексеева Принята Педагогическим советом ГБОУ школы 217 Протокол

Рабочая программа Ивановой Н.Б. Дудко С.А. по учебному курсу «Литература» 9а, б, в класса базовый уровень 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа для 9 класса составлена на

Твардовский Александр Трифонович 105 лет со дня рождения поэта И дружбы долг, и честь, и совесть Велят мне в книгу занести Одной судьбы особой повесть, Что сердцу стала на пути Многие ли знают, что до

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС. Разделы и темы программы Введение (1 час). 1. Характеристика литературного процесса начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.

/ Тема урока Сроки ЗУНы 11класс Организация учебного процесса 1 Россия рубежа XIX XX веков 2 Русская литература на рубеже веков 3 Очерк жизни и творчества И. Бунина Знать основные факты жизни и творчества

Календарно-тематическое планирование по литературе в 11 а классе на 2008-2009 учебный год. Планирование ориентировано на работу по учебному комплекту под редакцией В.П. Журавлева. 102 часа. (базовая программа)

ЛИТЕРАТУРА класс (0 часа) п/п Тема урока Кол-во часов I полугодие - 8 часов Сроки Вводные уроки. Россия рубежа XIX - XX веков. Историко-культурная ситуация... Русская литература на рубеже веков. Характеристика

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Лугавская средняя общеобразовательная школа 19 Рассмотрено на заседании методсовета «29» августа 2016года Утверждаю Директор МКОУ Лугавской СОШ 19

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 11» г.о. Самара РАССМОТРЕН методическим объединением учителей русского языка и литературы методического совета МБОУ гимназии 11 г.о. Самара

Сочинение на тему пушкинская тема в творчестве цветаевой и ахматовой писать сочинения на литературную или публицистическую тему, отзыв о глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема творчества

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Билет 1 1. Ответьте на вопрос: «В чём состоит актуальность «Слова о полку Игоре» в наши

Сочинение на тему художественное своеобразие романа тихий дон Получивший мировое признание роман Тихий Дон - эпопея, и его (более 700) определяют жанровое своеобразие шолоховского романа. Не видя пока

I. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ Изучение литературы должно предоставить учащимся возможность: читать и глубоко понимать художественные произведения русской литературы XIX-XХ веков, а также

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Помочь абитуриенту сориентироваться в наиболее сложных вопросах, предлагаемых в тестах по литературе. 2. Нацелить на выявление навыков по умению анализировать художественный текст эпического

Темы сочинений по литературе II половины XIX века. 1. Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза». 2. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) б) Тема «маленького

Сочинение на тему художественные особенности романа пушкина евгений онегин Лирические отступления Пушкина р романе Евгений Онегин о творчестве, о любви в жизни поэта. Любовь к Реалистичность и верность

Самостоятельная работа 7. Тема: Литература периода Великой Отечественной войны (одно произведение по выбору студента). Читательский дневник. При выполнении работы используйте следующую форму ведения дневника:

Список экспонируемой литературы к выставке «Быть на Земле человеком» (к 80-летию со дня рождения В. Г. Распутина) 1. Распутин, В. Г. Избранные сочинения. В 2 т. Т. 1: Деньги для Марии. Последний срок.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока Примерная дата 1. На рубеже столетий. Завершение классического периода русского реализма. 2. А.П.Чехов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). 3.

Согласовано Утверждаю Руководитель МО Директор МКОУ «Нововаршавская гимназия» 2014 г. Зам. директора по УВР 2014 г. 2014г. Тематическое планирование по литературе в 11 классе на 2014-2015учебный год Литература

«Рассмотрено» Руководитель МО МБОУ СОШ 73 Е.Г. Мышева Протокол 1 от 30.08.2017 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР Ж.Г. Митюкова.. 2017 г. «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ 73 Е.В. Высоцкая приказ

1 п/п Календарно - тематическое планирование уроков литературы в 11-м классе (1,5; 9, 10, 14 гр.) Родионовой ТА базовый уровень (3 часа в неделю, 102 часа) Разделы, программы, темы урока Колво часов Дата

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» Рекомендовано: Методическим объединением учителей русского языка и литературы Протокол от «30» 08. 2016г. 1 Утверждено: приказом МБОУ «Гимназия»

Пояснительная записка. Изучение литературы в старших классах на базовом уровне предполагает воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной

ПРОГРАММА вступительного испытания по литературе для иностранных граждан, поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета Требования к уровню подготовки абитуриентов Абитуриент

Аннотация по литературе 11 Б класс Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе(базовый уровень) (письмо Департамента

АННОТАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы среднего

Дагестанский государственный университет народного хозяйства Кафедра английского языка Чопанова Айзанат Абдулкеримовна ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» Специальность 09.02.05

Галерея книг о Великой Отечественной войне СТРАШНО ПОМНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ. Юрий Васильевич Бондарев (род.1924г.) советский писатель, участник Великой Отечественной войны. Окончил Литературный институт

I. Пояснительная записка Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и

Номер занятия -ая Лекция. Содержание дисциплины и календарно-тематический план лекций (по м) Название темы и содержание занятия Жанр рассказа и повести в творчестве А.П. Чехова. Вводный кур «Новые тенденции

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Цингалы» Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ЛИТЕРАТУРА 9 КЛАСС ОЧНО-ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ 2014-2015 учебный год II полугодие Учебник: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература 9 класс. М.: Просвещение. Дата Темы занятия

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красногорбатская средняя общеобразовательная школа» Селивановского района Владимирской области Согласовано с методическим советом школы Протокол от 29 августа

Календарно-тематическое планирование по литературе на 2013-2014 уч. год 11 класс Учебник: Русская литература ХХ века 11 класс, для общеобразовательных учреждений в двух частях под ред.в.п. Журавлева -

Краткий анализ стихотворения родина цветаевой Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами итоговый: анализ стихотворения, письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос 24

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (102 часа) Дата Тема (название раздела) Кол-во урока часов 1-2 2 Русская литература первой половины 20 века Лекция. Введение. Судьба России в 20 веке. Историко-культурная

1 Аннотация рабочей программы дисциплины «Литература» Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины изучение современного состояния развития литературы и методов литературы как науки; ознакомление с наиболее

Департамент образования Ивановской области Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Тейковский индустриальный колледж имени Героя Советского Союза А.П.Буланова (ОГБПОУ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеусинская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа по литературе 9 класс Учитель Балабанова Е.И. Высшая квалификационная категория 2017г.

ЛИТЕРАТУРА Темы, включенные в рубежные задания 10 класс Темы 1 рубежа 10 класс 1. А.Н. Островский. «Гроза». Характер конфликта. Быт и нравы русского купечества. 2. И.А. Гончаров. «Обломов». Способы создания

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ШКОЛА СОСНЫ» УТВЕРЖДАЮ Директор И.П. Гурьянкина Приказ 8 от «29» августа 2017 г. Рабочая программа по предмету «Современная русская литература»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 392 с углубленным изучением французского языка Кировского района Санкт-Петербурга Принята «Утверждаю» Педагогическим

Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания урока Виды контроля измерители 1-2 Россия рубежа XIX-XX веков. Историко-культурная ситуация 3 Очерк жизни и творчества И.А.Бунина. «Чудная власть прошлого

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ в 2018 году Билет 1 1. Понятие «онегинская строфа» (количество стихов,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Календарно-тематическое планирование составлено на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и Программы «Русская литература ХХ века», под редакцией

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Учебная дисциплина _Литература Темы методических разработок (лекции и практические занятия) 1. Лекция Введение. Развитие русской литературы и культуры в первой

Марина Цветаева 1892 1941 Жизнь и творчество В рамках празднования 125-летия со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой в читальном зале Национальной библиотеки РА оформлена книжная экспозиция «Марина Цветаева.

АННОТАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и программы общеобразовательных учреждений по литературе 5 11 классы

Аннотация к рабочей программе по литературе, 10 класс (профильный уровень) Настоящая рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта

Н.Л.ЛЕЙДЕРМАН М.Н.ЛЙПОВЕЦКИЙ сошрешш РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Книга 1 / ЛИТЕРАТУРА «ОТТЕПЕЛИ» (1953-1968) Рекомендовано учебно-методическим объединением Министерства образования Российской Федерации по специальностям

Пояснительная записка Программа составлена на основе авторской программы под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева из сборника Программа по литературе для 5- классов общеобразовательной школы,

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. КЛАСС. п\п Раздел, название урока в поурочном планировании. История 0 века и судьбы искусства. Русская литература 0 века в контексте мировой культуры.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА 11» Приказ 130 от 14.06.2016 Программа принята на основании решения методического объединения учителей русского

Анализ стихотворения марины цветаевой диалог гамлета с совестью В. Шекспир. Гамлет Обращаясь к анализу поэтических творений двух русских Это отрывок из стихотворения Марины Цветаевой Куст. Наверное, Тютчев

ОБЪЕДИНИЛ ПОЭЗИЮ И ПРОЗУ (125 лет со дня рождения Бориса Пастернака) Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и яркостью светил, И вся земля была его наследством, А он ее со всеми разделил.

Сочинение на тему утверждение вечных ценностей в романе тихий дон Тема войны и развития исторических событий как отображения жизни государства неминуемо Вечное и вещное в рассказе ИА Бунина Господин из

Учебник: Русская литература 20 века 1-2 части, «Просвещение» «Московские учебники», Москва 2006 под редакцией В. П. Журавлева Тема Д.з. ИТ контроль дата Введение 2 часа 1 Общая характеристика литературы

Пп Содержание урока 1. Сложность и самобытность русской литературы XX столетия. Начало века: ожидания, тревоги и надежды мастеров культуры. 2. Реалистические традиции и модернистские искания в лите-ратуре

Шалина Лиза Ахмедияровна
СОШ им. Б.Жаникешева
Бокейординский район

Литература второй половины ХХ века. Урок - исследование

Цель урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с проблемами современной литературы, с творческой деятельностью некоторых представителей.
Развивающие:
- познакомитьс новыми понятиями: деревенская проза, городская проза, тихая поэзия,громкая эстрадная поэзия;
- развивать интерес к русской литературе.
Воспитательные:воспитать вечные гуманистические ценности: альтруизм, верность другу, мужество.
Ход урока:

1.Орг.момент
2.Проверка домашнего задания:

1) чтение стихов Твардовского наизусть
2) выборочное чтение сочинений о судьбе Твардовского

3. Новая тема. Слово учителя. Литература 2-ой половины ХХ века, то есть послевоенная литература, развивалась в условиях прежней идиологии.Закончилась война, шли востановительные работы, заново отстраивались города, села, фабрики, заводы. Писателям,поэтам было о чем писать. Появились целый ряд новых течений в советской литературе: «военная проза», «городская проза», «тихая лирика», «громкая эстрадная музыка» и т.д. (обьясняется изаписывается на доске определения литературных течений) Постоянные политические преследования, сдерживание и повсеместный контроль, регулярная опека и чье-то целенаправленное руководство все это не позволяло писателям свободно выражать свое мнение и художественно показывать исторические события и действительность русской жизни.Выслали Солженицина, уехал Бродский, умер Шукшин, лишили гражданства Аксенова, умер Владимир Высоцкий.

В развитии её можно выделить четыре основные периода
Первый этап: 1956 - 1964, назвали «оттепелью».
Второй: 1965 - 1985, «послеоттепельное» двадцатилетие.
Третий: 1986 - 1991, «гласность».
Четвёртый: начинается с декабря 1991 и длится по сей день, русская литература конца XX - начала XXI веков.
Иследовательские работы учащихся (опережающее задание):

1 группа. Проза второй половины ХХ века (обзор)
1 ученик: В.Шукшин
2 ученик: Солженицын

Слово учителя: Кто были мы,
шестидесятники?
На гребне вала пенного
в двадцатом веке,
как десантники
из двадцать первого.
И мы
без лестниц и без робости
на штурм отчаянно полезли,
вернув
отобранный при обыске
хрустальный башмачок поэзии.
Е.Евтушенко «Шестидесятники»

2 группа. Поэзия(обзор)
Середина - конец 20 века стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. С появлением новых блестящих поэтов интерес к стихам многократно возрастает, появляются многочисленные вечера поэзии, которые проводили в залах Лужников, Политехнического музея в Москве, театральных и концертных залах Ленинграда и в других городах страны. Такие вечера всегда собирали многочисленную аудиторию слушателей. Выходили новые сборники стихов, которые буквально сметались с прилавков магазинов. В журналах и альманахах увеличивалась площадь, которую отдавали под стихи. В это же время был основан и в течение ряда лет выходил альманах «День поэзии», который пользовался огромной популярностью.

Поэзия 1960-х годов отходила от идеологических штампов, обретала спорность, совершала художественные открытия. В это время главным в поэзии было утверждение ценности человека, его неповторимой личности, человеческого достоинства.

В это время вновь проявляют себя поэты, известные в 20-30 годы (Светлов М, Асеев Н, Мартынов А. и другие). Но главная роль в поэтическом бунте этого времени, конечно же, принадлежала молодым. Современники выделяли в поэзии того времени две ветви. Одни поэты, продолжая традиции Маяковского, стали выступать на эстраде (Р.Рождественский, Б.Ахмадуллина, Евг.Евтушенко, А. Вознесенский и др.). Вторая ветвь, наследуя традиции философской и пейзажной лирики, исповедовала «тихую» поэзию (Рубцов, Соколов, Смеляков и др).

В 1950-е годы возник и затем приобрел широкую популярность жанр авторской песни - Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и др. Возрождается и авангардистская поэзия, хотя печатается очень мало.

Рассмотрим некоторых представителей поэзии того времени.

1 ученик: К громкой эстрадной поэзии можно отнести Вознесенского,Евтушенко, Рождественского. А. Вознесенский - поэт второй половины 20 века. Это ясно и из его стихов: Москва и Калифорния, аэропорт в Нью-Йорке и звезды над Михайловским. «Я в Шушенском» и «Когда написал я Вяземскому» - такое перемещение во времени и пространстве характерно, да и возможно, только нашему современнику. Вознесенский - поэт острой и напряженной мысли. Его знание архитектуры и живописи способствовало интересу поэта к форме стихотворения. Отсюда - стройный ряд, точность эпитетов и других тропов, музыкальность звукописи:

Прославленная тень!
О чем кричит надсадно
Пластинка - как мишень,
Пробитая в «десятку»?

Поэт переживает за человека, ненавидит подлость, пошлость, мещанство. Но он не только негодует, он также провозглашает и утверждает: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Самым важным в жизни Вознесенский считает свою Родину: «Россия, любимая, с этим не шутят. Все боли твои - меня болью пронзили». Вознесенский - поэт современности, он пишет о том, что происходит сейчас на земле. Вознесенский - автор поэтических сборников «Треуголная груша», «Антимиры», «Тень звука», «Дубовый щит виолончельный», «Витражных дел мастер», «Ров».

2 ученик Творчество Е. А. Евтушенко
Первые стихотворения талантливого поэта, нашего современника Е. А. Евтушенко были написаны, когда автору исполнилось пять лет. Следует отметить, что уже в столь раннем творчестве нашла свое отражение гражданская позиция Евтушенко.
Автор не боялся заявлять о своей оппозиционной направленности в своих замечательных стихотворениях. В стихах Евтушенко воспевает свободного человека, который стремится к разрушению всех препятствий, сковывающих его…

3 ученик Все творчество Р.Рождественского проникнуто гражданским пафосом. Он часто обращается к форме монологов, адресованных современникам и потомкам. Поэма «Реквием» посвящена памяти наших отцов и братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров, павших на фронтах ВОВ... (читает наизусть отрывок)

4 ученик Представителем «тихой» поэзий является Рубцов, Соколов, Смеляков и др.Стихотворения Н. Рубцова впитали в себя литературные манеры предшественников поэта. Автору удалось взять лучшие литературные традиции выдающихся литераторов, профессионально и гармонично соединить их в своих произведениях. Стихотворениям Рубцова присуще художественное виденье Маяковского, лирика Тютчева, фольклорные образы поэтики Есенина.

5 ученик В 1950-е годы возник и затем приобрел широкую популярность жанр авторской песни - Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и др. Поэтическое творчество Высоцкого отличается жанровым многообразием и тематической разноплановостью. На пути к своему читателю творчество Высоцкого встречало немало преград. Только после смерти поэта в печати стали появляться публикации его стихов, а также отдельные книги: «Кони привередливые», «Четыре четверти пути», «Поэзия и проза». Необычайная искренность, жизненная достоверность художественного материала проявлялись в стихотворениях любой тематики. Так, например, услышав песни Высоцкого о войне, с которых он обычно начинал свои концерты, многие фронтовики в своих письмах спрашивали, на каком фронте он воевал. Сам же поэт по возрасту был гораздо моложе своего умудренного житейским опытом лирического героя. Многие из этих произведений современны и сейчас, т.к. они не только рассказывают о войне, но и воспевают вечные гуманистические ценности: альтруизм, верность другу, мужество. Жизнь Высоцкого была такой же прямолинейной, как и его песни (звучит «Я не люблю)

Периодизация русской литературы второй половины XX века

В развитии её можно выделить четыре основные периода, связанные с изменением социокультурной и литературной ситуации.

Первый: 1956 – 1964, «оттепель».

Второй: 1965 – 1985, «послеоттепельное» двадцатилетие.

Третий: 1986 – 1991, «гласность».

Четвёртый: начинается с декабря 1991 и длится по сей день, русская литература конца XX – начала XXI веков.

Самая характерная черта развития русской литературы в годы «оттепели» – её начавшееся раскрепощение в послесталинскую эпоху. Известный отход от нормативности, расширение рамок правдивого изображения жизни. Доминирует в этот период по-прежнему социалистический реализм, который переживает обновление. Кроме того, на неофициальном уровне начинают возрождаться запрещённые при Сталине критический реализм и авангардизм.

Период послеоттепельного двадцатилетия – период разложения тоталитарной системы. В эти годы в русской литературе усиливаются оппозиционные настроения. Параллельно с официальной литературой, всё двадцатилетие развивается и литература неофициальная. Представители первой по-прежнему следуют соцреализму, а во второй происходит окончательное возрождение и дальнейшее развитие критического реализма, модернизма, включая его радикальные разновидности, зарождается русская ветвь постмодернистской литературы.

Период гласности. В СССР приходят свобода слова и печати, гарантированные на официальном уровне Законом о печати и других средствах массовой информации. В этих условиях наблюдается постепенное угасание литературы социалистического реализма. Появляется огромный пласт так называемой возвращённой литературы, то есть начинает публиковаться то, что было запрещено в годы советской власти. Легитимный статус получают критический реализм, модернизм в различных модификациях и постмодернизм. Литература переживает проблемно-тематическое и эстетическое обновление.

С декабря 1991 начинается современный период литературного развития, главной особенностью которого является эстетический плюрализм. В литературе осуществляется радикальная переоценка ценностей. Также новой чертой в развитии русской литературы является появление на рубеже прошлого и нашего веков «сетературы», то есть литературы, создаваемой в сети. Это принципиально новое явление, указывающее на скрещение литературы с техникой. Сетература оказывает известное воздействие на книжную литературу, предлагая ей некоторые новые способы и приёмы освоения реальности и работы с текстом.

Эти общие положения будут конкретизированы в лекциях, посвящённых развитию литературы в каждый из периодов.

Литература в годы оттепели

1956 – 1964 (период «классической оттепели»); отдельные исследователи выделяют раннюю и позднюю «оттепель». (Она ещё не пришла, но некоторые черты уже проявились.) Это, соответственно, с 1953 до 1956 и с 1964 по 1968 год.

В 1954 году Илья Эренбург написал повесть «Оттепель», название которой в последующем было использовано для обозначения нового этапа в жизни советского общества, наступившего после смерти Сталина и характеризовавшегося резким изменением социально-политического и экономического курса в направлении его либерализации. Руководство страны, прежде всего в лице Хрущёва, провозглашает отказ от политического террора и массовых репрессий, вину за которые возлагает на Сталина, и начинает своеобразную перестройку советского общества. Предполагалось существующую социалистическую систему оставить в неприкосновенности, то есть сам тип общественного строя не менять, но реформировать, усовершенствовать её. Восстановить законность, расширить права и свободы граждан, осуществить демократизацию, использовать достижения научно-технического прогресса для повышения материального уровня жизни людей и утвердить так называемый гуманный социализм, или же социализм с человеческим лицом. Осуществив данную программу, мыслилось перейти к развёрнутому строительству коммунизма. «Нынешнее поколения советских людей будет жить при коммунизме». Если бы это обещание Хрущёва сбылось, коммунизм наступил бы в конце 1970-х годов. 20 лет казалось вполне достаточным, чтобы сбылась эта мечта.

В стране осуществляется широкая пропагандистская кампания по развенчанию культа личности Сталина и преодолению последствий сталинизма, укоренившихся в жизни общества. В первую очередь Хрущёв осуществляет реабилитацию невинно репрессированных. («Эй, шофёр, гони в Бутырский хутор... – А ты, товарищ, опоздал». – Высоцкий. «Чтоб не стало по России лагерей».)

Принцип материальной заинтересованности в результатах труда. Средняя заработная плата повышается при Хрущёве сразу вдвое и достигает 50 рублей в месяц. Крестьяне получают паспорта и право без разрешения начальства покидать деревню (раньше это было запрещено), тем более что требовалось много рабочих рук на так называемых стройках коммунизма (Сибирь, Целина). В стране разворачивается обширное жилищное строительство. Раньше до половины населения страны жило в бараках. Вводится два выходных дня в неделю при сохранении прежней зарплаты. Запущен первый ИСЗ. Созданы первый в мире синхрофазотрон и первый атомный ледокол. И хотя проблем оставалось больше, чем достижений, в период «оттепели» страна сделала большой рывок вперёд во многих отношениях. Таковы были результаты либерализации и пришедшей (относительной) свободы.

СССР в эти годы напоминал Гулливера, которого во время сна лилипуты привязали к земле. А тут постепенно начинается какое-то раскрепощение, страна начинает шевелиться и выходить из оцепенения. Изменилась сама атмосфера жизни, ушёл из жизни страх. Люди стали ежедневно ходить в гости, собираться компаниями и обсуждать всё, что происходит в стране. (А раньше было очень развито «стукачество».) И в этих беседах зарождалось постепенно так называемое общественное мнение.

Известный впоследствии Владимир Буковский пишет: будь его воля, он бы в центре Москвы установил бы памятник пишущей машинке («Они стрекотали, печатали по всем крупным городам»). Не дожидаясь официального опубликования, люди перепечатывали себе в личное пользование запрещённых в советское время авторов. Второй памятник, по предложению Буковского, – человеку с гитарой, потому что в период «оттепели» зарождается авторская песня. Кумирами тех времён были Галич, Высоцкий, Окуджава, Визбор и некоторые другие. Это новый тип поэзии, песенная поэзия. Барды очень много сделали для освобождения умов от замшелых догм.

Свою роль в начавшемся раскрепощении умов сыграл международный фестиваль молодёжи и студентов (1958) в Москве. Советские люди впервые вживую, не на картинке увидели живых латиноамериканцев и африканцев. Возникло явление «штатничества» – поклонники некоторых аспектов культуры США: джаз, виниловые пластинки с зарубежной музыкой, американское искусство, архитектура, западный покрой одежды. Руководство не любило тех, кто модно одевается, и вело со «стилягами» активную борьбу.

Открылась некоторая щель на запад. Самым популярным западным писателем был Эрнест Хемингуэй. «Чуть ли не в каждом втором доме есть его фотография». Зарубежное влияние на советскую литературу в это время ощутимо усилилось.

Не выдержав мук совести, застрелился Фадеев (1956). Писательская организация при нём вела себя постыдно. Не известно ни одного факта, когда она вступилась бы в защиту репрессированного. Напротив, требовалась санкция руководства союза писателей на арест. Фадеев эту санкцию давал. Вернувшиеся из лагерей писатели плевали ему в лицо. Стоя у его гроба, Пастернак сказал: «Он искупил свою вину». На место Фадеева приходит более прогрессивный, но и более осторожный Федин.

Литературная жизнь резко оживляется. Из лагерей вернулись Даниил Андреев, Солженицын, Шаламов, Смеляков, Серебрякова, Домбровский, Чичибабин. В литературу они принесли свой трагический опыт.

При Сталине съезды писателей, после первого, не проводились 20 лет. Они возобновляются в 1954 году. В дальнейшем – раз в пять лет.

В годы «оттепели» появляется ряд новых литературных журналов и альманахов. Самый популярный – «Юность» (для молодёжи, публиковал наиболее талантливых молодых авторов того времени). Начинают работать новые театры. Самый популярный – театр «Современник». В основном этот театр тоже ставил молодую, современную драматургию.

С 1956 года в СССР начинают проводиться ежегодные Дни поэзии, и раз в год издаётся альманах под таким же названием, куда отбиралось, по мере возможности, относительно лучшее. 1956 – несколько стихотворений Цветаевой. Печатали также Заболоцкого.

У молодых московских поэтов появилась традиция встречаться у памятника Маяковскому и читать свои стихотворения. Власти это не нравилось. За этими сборищами пристально наблюдала милиция и так называемые дружинники. Они брали под контроль всех, кто казался им подозрительным, и довольно жёстко с ними расправлялись. (Знакомство Алёны Басиловой с её будущим мужем Леонидом Губановым: обоих запихнули в машину, привезли в милицию; молодого человека били головой о стену.) Итак, свобода пришла, но она имела довольно ограниченный характер. По многим примерам это видно.

Во время «оттепели» приходит в литературу новое поколение писателей: Бродский, Ахмадулина, Вознесенский, Рубцов, Солженицын, Бондарев, Айтматов, Шукшин, Белов, Битов, Володин и ряд других. В писательской среде происходит раскол на сталинистов и либералов, так как отношение к событиям в стране было далеко не однозначным. Сталинисты считали перемены в обществе предательством делу коммунизма, и каждый шаг в сторону прогресса достигался ввиду их усилий с колоссальным трудом. Оплот сталинизма – «Октябрь» (главный редактор Всеволод Кочетов). Оплотом либерализма в период «оттепели» стал журнал «Новый мир», возглавляемый Твардовским. Реакционеры не дремали. Под их давлением был исключён из союза писателей Борис Пастернак и подвергся публичной травле на всю страну за то, что был удостоен Нобелевской премии за 1958 год. (С другой стороны, в тюрьму не попал и насильственной высылке за рубеж не подвергся.)

В 1960 году была изъята рукопись Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», которую он предложил на легальных условиях одному из журналов. Но главный редактор «настучал» в КГБ о вредном антисоветском произведении. Были изъяты оба экземпляра и даже копирки, сделанные машинисткой. (Один экземпляр был тайно передан знакомым в другой город.) Поскольку опубликовать было возможно далеко не всё, зарождается самиздат. Это нелегальные, не прошедшие цензуру произведения, которые часто рассматривались как опасные. Наиболее влиятельный самиздатский журнал – «Синтаксис» (издатель Александр Гинзбург). 1-й номер вышел тиражом 20 экземпляров. Там напечатались Бродский, Всеволод Некрасов, Сапгир, Холин, Ахмадулина и другие. Издание прекратилось после 3-го номера из-за ареста Гинзбурга.

По этой же причине появилась богема. При Хрущёве их относили к деклассированным элементам и тунеядцам (как Бродского). На самом деле они работали порой втрое больше, чем другие, но не получали денег. Богема бравировала своим аскетизмом, требовала интеллектуально-духовной автономии и не предавала свободу. Жизнь представителей богемы и неофициальной литературы измерялась количеством прочитанных книг (в основном запрещённых) и созданных рукописей. Интенсивно шла работа над собой. Представители неофициальной литературы занимали нонконформистскую позицию.

Опасаясь, что процесс выйдет из-под партийного контроля, Хрущёв в 1962-63 организовал масштабные встречи в Кремле с творческой интеллигенцией. Он искал поддержки у писателей, полностью не утративших, даже в годы сталинизма, свой авторитет в глазах общества, так как у него даже в ЦК было немало противников; с другой стороны, он хотел показать, что партийный контроль над литературой и искусством сохранится во что бы то ни стало. В своём выступлении он заявил, что главное для советской литературы – высокая идейность и художественное мастерство, партийность и народность. У Хрущёва даже была идея объединить всех творческих людей разных профессий в единый творческий союз: так легче контролировать. По ряду причин этого не произошло. Во время встреч некоторые писатели корректно и мягко осмеливались оспаривать отдельные тезисы руководителя страны. Эренбург, Евтушенко, Щипачёв отстаивали идею творческой свободы.

Произошло, однако, нравственное «избиение» Аксёнова и Вознесенского. Партии не понравилось, что у неё есть конкуренты в качестве властителей умов. Было устроено целое публичное представление, чтобы выставить этих кумиров в неприглядном свете. Хрущёв «прицепился» к высказыванию Вознесенского о том, как тот выделяет для себя лучших писателей в литературе: вертикаль высокого – низкого. Среди писателей «высокой» иерархии был назван Пастернак. (Мотивы личного знакомства.) Но как раз незадолго до того Пастернака исключили из союза писателей. «Если вам не нравится в СССР, мы в любой момент выпишем вам паспорт». На что Вознесенский стал читать поэму «Лонжюмо» о Ленине.

Итоговая реплика Хрущёва по чтении (смысл): «Ну мы вот вас тут всех послушали, послушали. А решать-то будет кто? Народ. А кто это, народ? А это его лучшие сыны. А лучшие сыны народа – это наша партия. А волю партии воплощает собой её центральный комитет. А центральный комитет – это я. Вот я-то и буду решать». Надо отдать Хрущёву должное: при нём, как бы он кого ни оскорблял, в тюрьму не попал ни один советский писатель. Из позднейших мемуаров: «Мы в руководстве сознательно были за оттепель. Но мы испугались, что за оттепелью польётся поток и мы будем не в состоянии его контролировать... Направить движение «оттепели» так, чтобы стимулировать только творческие силы, которые способствовали бы укреплению социализма» (Хрущёв).

Основным творческим методом продолжает оставаться социалистический реализм. Однако в теоретическом плане, и в практике он постепенно начинает подвергаться переоценке. Его бестенденциозную трактовку дал Андрей Синявский в статье «Что такое социалистический реализм», опубликованной в 1957 году во Франции на французском языке (переправлена нелегально). Автор статьи напоминает, что уже в первом пункте устава союза советских писателей дано определение: «Социалистический реализм предполагает правдивое, исторически конкретное изображение действительности в её революционном развитии с целью идейной переделки и коммунистического воспитания трудящихся».

Синявский обращает внимание на то, что Бальзак, Толстой изображали жизнь такой, какая она есть на самом деле, и показывает, что соцреалист всё, что он видит вокруг себя, воссоздаёт с позиций коммунистического идеала. Главным принципом оценки человека является классово-идеологический принцип. Искусство должно было в СССР помогать делу строительства коммунизма.

«Советское искусство насквозь телеологично». Советской литературе присуще утверждение цели, к которой движется мировое сообщество. Эта цель – коммунизм. Но, спрашивает Синявский, действительно ли мир движется к коммунизму? Нет, говорит он, это утопия. Когда он сравнивает постулат с реальностью, он не видит данного движения и соответствия. Значит, литература социалистического реализма не отражает правду жизни. Идеология стала новой религией, в которую верят просто фанатически. А истинно верующий не способен понять и принять точку зрения другого верующего. Коммунистическая идейность предопределяет писательскую зашоренность. Чтобы в реальности достичь цели, говорит Синявский, в Советском Союзе не останавливаются буквально ни перед чем. «Мы принесли в жертву идеалу нашу белоснежную душу. Чтобы навсегда исчезли тюрьмы, мы понастроили новых тюрем. ... Но, когда мы оглядываемся вокруг, то не находим того, что надеялись найти и во имя чего было принесено столько жертв». Те средства, которые применялись для создания идеального общества, в корне изменили его облик.

Свобода слова, подчёркивает Синявский, органически чужда коммунистической культуре. Какая свобода может быть у истинно, фанатично верующего? Только свобода ещё яростнее славить своего бога. Здесь же в качестве бога выступает коммунистическая партия и её вожди, а также и сам коммунистический идеал. А так как проводник идеологии в СССР – партия, то она и осуществляет так называемое руководство, то есть душит литературу и не даёт ей возможности нормально развиваться. Сюжеты всегда строятся таким образом, чтобы создать впечатление очередного шага, приближающего к светлому будущему, коммунистическому обществу. Поэтому они однотипны, о чём бы ни писалось.

Но разве плохо, как бы спрашивает Синявский, что есть оптимизм? Это неплохо, когда оптимизм имеет основания. А исторический оптимизм основан на слепой вере. Пример – ряд названий произведений западной и советской литературы. «Смерть героя», «По ком звонит колокол», «Время жить и время умирать», «Путешествие на край ночи», «Смерть после полудня», «Каждый умирает в одиночку» (западные авторы) – «Счастье», «Первые радости», «Хорошо», «Исполнение желаний», «Победители», «Свет над землёй» (советские авторы).

В значительной части советская литература представлена воспитательным романом, в котором, как правило, показана коммунистическая метаморфоза отдельного человека и целого коллектива, процесс «рождения нового человека». На самом деле это внедрение в сознание человека коммунистической идеологии и морали. Моральным признаётся всё, что служит победе коммунизма. Краеугольный камень советской литературы – Положительный Герой, насквозь пронизанный коммунистической идеологией, у которого нет в жизни никаких иных целей и задач, кроме служения коммунизму. Он обычно приукрашен, у него есть ответы на все вопросы, он всегда знает, что делать во всех лёгких и трудных ситуациях. Для старого реализма, напоминает Синявский, характерен ищущий герой, а для советской литературы – нашедший.

В 1940-е годы, наконец, появились такие тексты, где все герои без исключения положительные, отрицательных просто нет, и борьба идёт только между хорошим и лучшим, восторжествовала так называемая теория бесконфликтности, согласно которой в советском обществе все конфликты преодолены. Таким образом, соцреализм трансформируется в лже-соцреализм. Это индустрия мифов, которая полностью отказалась от жизнеподобных реалий. (Мифы о Ленине, Сталине, войне, коллективизации и проч. В пример приведена «Белая берёза» Бубённова.)

С точки зрения Синявского, по типу героя, содержанию и общему пафосу литература соцреализма гораздо ближе к классицизму, а не подлинному реализму XIX столетия. Более точным обозначением метода было бы, по Синявскому, «социалистический классицизм». Сближает его с классицизмом принцип нормативности. Должное изображается как действительное, как реально существующее. «Может быть, мы в дальнейшем придумаем что-нибудь другое, не вряд ли это будет литература социалистического реализма».

В годы оттепели, впрочем, наблюдается преодоление стереотипов лже-соцреализма. Сам социалистический реализм несколько укрепляет свои позиции. В нём становится больше возможностей для правдивого изображения реалий жизни. Обновление социалистического реализма с наибольшей полнотой демонстрирует творчество шестидесятников. Шестидесятники – те представители творческой интеллигенции, которые выступали за социализм с человеческим лицом и были бескомпромиссны в своей критике сталинизма, призывали к преодолению его последствий. Но сталинизм критиковался во имя укрепления и улучшения социализма, его критика осуществлялась с позиций идеализированного ленинизма. Характерные фигуры шестидесятнической литературы: Евтушенко, Рождественский; Бондарев, Айтматов; Розов, Володин и некоторые другие.

Вниманию читателей представлены лучшие книги 20 века, рейтинг которых расположился ниже. В него вошли произведения второй половины прошлого столетия - период, ознаменованный в литературе, как постмодернистский.

Лучшие книги 20 века открывает роман «Над пропастью во ржи» (1951), написанный американским писателем Джеромом Сэлинджером. Главный персонаж произведения - шестнадцатилетний юноша по имени Холд. Читателю предстоит наблюдать за внутренним миром молодого человека, который отказывается принимать устоявшиеся каноны и мораль современного ему общества. У него на всё есть личное мнение, с которым он и предпочитает считаться. Творение Сэлинджера тесно переплетается с его биографией. Роман был переведен на все языки и снискал себе мировую славу, оказав огромное влияние на культуру 20 столетия. В США произведение неоднократно подвергалось критике из-за наличия нецензурных выражений. Книга вызывала либо восхищение, либо оставляла негативное впечатление среди литературных критиков, но равнодушных к труду американского писателя не нашлось.

В топ лучших книг 20 века входит научно-фантастический роман-антиутопия «451 градус по Фаренгейту» (1953), который принадлежит одному из самых популярных американских писателей Рэю Брэдбери. Название произведения как нельзя лучше отражает его суть. Именно при такой температуре способна воспламеняться бумага. Писатель описывает будущее планеты, где существует общество потребителей, которое не способно думать и чувствовать по-настоящему. Люди давно перестали читать, вместо этого они сутками смотрят интерактивное телевидение. Все книги, заставляющие мыслить, обязательно должны быть сожжены, читать их строго воспрещается. Люди, преступившие этот закон, преследуются правоохранительными органами. Власти порабощают людей, делая из них марионеток, которыми очень удобно управлять. Истинные ценности человеку подменяют материальными, а чувства - успокоительными таблетками.

Для русской классической литературы 20 век имеет важное значение. Он ознаменован появлением романа «Доктор Живаго» (1956), автором которого является один из лучших русских прозаиков и поэтов прошлого столетия - Борис Пастернак. Писатель наглядно показывает жизнь и судьбу русской интеллигенции, охватывая период с 1917 (Октябрьская революция) по 1939 годы (начало Второй Мировой Войны). В центре сюжета - Юрий Живаго, предстающий перед читателем с первых строк романа ещё маленьким, осиротевшим мальчиком. Затем появляются новые лица, которых соединят вместе дальнейшие разворачивающиеся события. На фоне политических бурь автор показывает изломанные человеческие судьбы, уродство и красоту человеческой души. Книга получила положительные оценки за рубежом, а Пастернак был удостоен Нобелевской премии. Однако советское правительство враждебно отнеслось к роману, посчитав его антипатриотическим. Долгие годы одно из лучших художественных творений находилось под запретом на родной земле, в то время как по всему миру им восхищались.

Роман Джона Фаулза «Коллекционер» (1963) относится к лучшим литературным произведениям второй половины 20 века. В центре повествования застенчивый, глубоко закомплексованный молодой человек Фредерик Клегг. В свободное от работы время он занимается коллекционированием бабочек и наблюдает за девушкой, в которую давно влюблён. Случайно выиграв огромную сумму на скачках, главный герой решает перебраться жить в более тихое, спокойное место, и заодно прихватить с собой свой объект восхищения. Юноша со скудным внутренним миром и узким мировоззрением искренне уверен, что девушка сможет полюбить его, находясь в заточении. Благие намерения Клегга принимают маниакальный характер, и он превращается из влюблённого в беспощадного коллекционера, который хочет владеть ценным экземпляром любой ценой. Фаулз выступает здесь как тонкий психолог и знаток самых потаённых уголков человеческой души.

Роман колумбийского писателя Габриеля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» (1967) - лучшее произведение 20 века в жанре магического реализма. Книга была удостоена испанской литературной премии Ромуло Гальегоса. Основная сюжетная линия романа связана с темой одиночества. Она прослеживается в событиях, поступках и мыслях главных героев, каждый из которых обречён быть одиноким в душе. Читателю предстоит наблюдать за судьбой нескольких поколений. Сейчас «Сто лет одиночества» является одной из самых читаемых книг в мире, которая переведена на многие языки.

«Мастер и Маргарита» (1967) Михаила Булгакова является лучшей книгой русской классики 20 века. Гениальному мастеру пера удалось воссоздать роман в романе. Одна сюжетная линия повествования связана с реальными людьми, которые становятся игрушкой в руках демонической силы. Другая линия повествует о библейском сюжете. Здесь тесно переплелись реальность с вымыслом, и порой трудно отличить одно от другого. При жизни Булгакова книга не вышла в свет, так как находилась в незавершённом виде. Редактированием черновиков занималась вдова покойного Елена Сергеевна, которая и опубликовала произведение в 1967 году.

Франсуаза Саган - одна из самых читаемых французских писательниц в мире, удостоенная премии Монако за вклад в литературу. Её дебютный роман «Здравствуй, грусть!» (1954) получил положительные отзывы от критиков и имел невероятный успех среди читателей. Но более поздний труд Саган под названием «Немного солнца в холодной воде» (1969) заслуживает не меньшего внимания. Эти две книги связывает между собой мотив смерти. Автор не видит другого выхода для своих героев и обрекает их на трагичный конец. Другая тема, также характерная для этих двух произведений - эгоизм главных персонажей, от которого страдают близкие им люди. Прозаику в тонких деталях удалось передать весь психологизм человеческой души. Несомненно, «Здравствуй, грусть» и «Немного солнца в холодной воде» заслуживают стоять на одной ступени - это лучшие книги мировой литературы 20 века.

Дебютный роман итальянского прозаика Умберто Эко «Имя розы» (1980) сразу после выхода приобрел популярность и стал одним из самых читаемых в мире. В центре повествования - Вильгельм Баскервильский и Адсон Мелькский, которым предстоит выяснить истинную причину гибели тибетского монаха. Логические умозаключения главных персонажей приведут к разгадке тайны, скрывающей цепочку убийств. Книга довольно сложная к прочтению и во многом отражает суть средневекового мировоззрения. На страницах произведения автор размышляет на многие философские и религиозные темы, характерные для того времени. «Имя розы» - это исторический детективный роман, который требует внимательного чтения.

«Невыносимая легкость бытия» (1984) - роман чешского писателя Милана Кундеры. Книга входит в список лучших произведений 20 века. Глубоко философское произведение поведает о любовных хитросплетениях, непростых взаимоотношениях между людьми и о двойственности, присущей человеческой натуре. Главные герои блуждают по лабиринту жизни в поисках себя и чего-то нового. Человеческое бытие заключает в себе невыносимую лёгкость, так как каждому дано только единственный раз пройти свой жизненный путь.

«Парфюмер. История одного убийцы» (1985) Патрика Зюскинда - самый знаменитый роман 20 столетия, получивший мировую славу. В центре повествования - гениальный молодой человек Жак-Батист Гренуй, который полностью находится в плену окружающих его ароматов. С самого рождения он не имел собственного запаха, но был наделён самым утончённым обонянием, способным уловить едва заметные нотки непревзойдённых благоуханий. Именно они делают из юноши настоящего монстра и маниакального убийцу, который находится в поисках феноменального парфюма. С помощью незатейливой игры слов Зюскинд заставляет книгу источать различные ароматы - от божественных до омерзительных. И на протяжении всего повествования у читателя складывается впечатление, как будто он действительно слышит эти запахи.