Пишем классное сочинение-рассуждение-размышление публицистического стиля. Сочинение на тему «Хочу и надо»: рекомендации к написанию и примеры

Ответ оставил Гость

Хочу и надо… этими двумя словами, по существу, можно определить все наши поступки. В жизни очень часто сталкиваются эти иногда совпадающие, а иногда совершенно противоположные слова.

С самого утра уже возникает противоречие: вставать или еще немного полежать? Что ты выберешь, то дальше по жизни и пожнешь. С каждым нашим решением мы все больше творим узор нашей жизни. Хорошо, если «хочу» и «надо» совпадают. Тогда все легко и просто. А если ты кричишь и ссоришься с родителями: «Я хочу на дискотеку! Почему нельзя гулять до полуночи, если я так хочу?! » – то получишь в ответ правильный, но для тебя непонятно чем обоснованный ответ: «Нет. Тебе это не надо» . Почему? Почему ты сам не можешь выбрать, что тебе нужно: сидеть дома или идти гулять; учиться или бегать с мальчишками по улицам; дружить с правильными, хорошими девочками или «оторвами» из подворотни? Наверное, потому, что ты еще не умеешь объективно оценивать ситуацию, не можешь понять, чем для тебя обернется то или иное действие. Только мама может понять, что для тебя действительно будет хорошо, нужно. И только ты сам знаешь, чего ты хочешь. И для того, чтобы решить, быть или не быть, принять то или иное важное для тебя решение, необходимо ощущать, где заканчивается «надо» и начинается «хочу» .

Днем перед школой хочется поиграть в компьютер, а надо делать уроки. Внутренний голос говорит: «Пойду-ка я поиграю в компьютер, в школу идти не скоро» . Вдруг подает голос другая моя натура: «Балда, какой компьютер? ! По английскому контрольная работа будет! Глаголы учить нужно!» . «Но там такая игра! “Опустошитель”», – восклицает балованная «натурка» . Хотеть не вредно!! ! Я же не хочу стать неучем и торговать арбузами на базаре! Я беру в руки учебники по русскому, английскому, алгебре и начинаю делать домашнюю работу. Внутренняя натура по имени «надо» победила.

Или другой случай. Нужно делать зарядку, но руки болят, пресс тоже. Что же мне делать? Зарядку, конечно! Может, не надо? Тело так и ломит! Может быть… в самом деле отдохнуть? Пойду поиграю на гитаре. Вот раздался голос гитары, о зарядке забыто, душа не болит. Но вот проснулась совесть и начала меня «мучить» ! Не выдержав этого, я сделал зарядку.

И опять «хочу» не выдержало «напора» «надо» . Так и должно быть!

Вечером по вторникам и четвергам у меня возникает очень, как мне кажется, злостный вопрос: пойти на английский после школы или нет? Вроде не хочется. Я уже устала. Лучше пойду домой, включу музыку и отдохну часок, потом, может, встану и сяду за уроки, наткнусь на учебник английского, и мне станет нехорошо. Но потом такие мысли бродят в голове: «Если пойду, увижу знакомые лица девчонок и мальчишек. Ведь на английском мы не только учимся, но и общаемся. Да и вообще я очень люблю уроки в группе. Нет, я все-таки пойду» .

Но это не единственный случай, когда у меня не совпадают «хочу» и «надо» . Иногда мне приходится разбирать новые тексты по музыке. И я думаю: Может, не надо? Мне все восемь лет учительница говорила, что я прекрасно читаю с листа, и я решаю: не сяду за инструмент. Прошло пять минут, десять. Нет, я так не могу. Нельзя всегда полагаться на свои природные способности. Предела совершенству нет. Затем я беру ноты, стул, открываю пианино и начинаю заниматься.

В таких случаях мне очень хочется себя похвалить, и я говорю себе: «Я все-таки собой горжусь» .

Вы задумывались, в чем разница между «надо» и «хочу»?

Речь не об объективных отличиях, вроде того, что «надо» — это словно «несение повинности»: ежедневные походы на нелюбимую работу, общение с неприятными, но «полезными» людьми, а «хочу» — воплощение маленьких и больших желаний в жизнь – покупка приятных сердцу вещей, поездки на море, проведение времени в компании друзей. Всегда ли вы можете четко разграничить эти понятия? А ведь от неправильного определения того, что вы действительно хотите, зависит и достижение этого.

Чем чаще вы наступаете на горло собственным мечтам, тем более заметна пропасть между «надо» и «хочу».

Но, согласитесь, избавиться от всех необходимых, но неприятных действий нельзя. Не выйдет, к примеру, уволиться и сидеть дома, поскольку не будет средств к существованию, возможности приобретать продукты, вещи, да, и среди товарищей, родственников и знакомых вы (возможно) прослывете неудачником. Так как же прийти к балансу, чтобы разница между «надо» и «хочу» стала не такой существенной, а вы перестали метаться между желанием и необходимостью?

«Хочу» или «надо» — как добиться равновесия

Все ваши потребности действительно важны?

Прежде чем начать , постарайтесь беспристрастно взглянуть на собственные «хочу» и «надо». Есть ли острая необходимость в удовлетворении всех «хочу»? К примеру, если вы желаете приобрести какую-либо вещь, допустим, теплые сапоги к зиме взамен старых и порванных, то такое желание вполне обосновано. Помимо красивой обуви вы получите возможность не заболеть, когда будет холодно.

И другой пример – вы хотите купить новый телефон, хотя старый еще вполне хорош, работает исправно. Разумеется, никто не сможет запретить вам совершить покупку, но без такого приобретения вполне можно прожить, потратив немалую сумму не на новый гаджет, а на что-то нужное – витамины, хорошую книгу, можно даже отложить деньги на нечто более масштабное и дорогостоящее, но то, что действительно лежит в системе ваших ценностей. Важно четко разграничить бесполезные и правильные «хочу», чтобы понять, от каких желаний вы можете безболезненно отказаться.

Когда «надо»

К примеру, каждый раз к вечеру воскресенья у вас портится настроение, поскольку в понедельник в 7 утра вы должны выйти из уютного дома и отправиться на нелюбимую работу, выслушать кучу претензий от недовольного начальника, целый день провести в коллективе, где принято обсуждать всех и вся за спиной. Как вам смириться с необходимостью каждый день бороться с этим «надо»? Самое простое и действенное – поменять работу, но реалии жизни отвергают такой способ. Ведь сегодня даже отличному специалисту непросто найти такую должность, которая будет и высокооплачиваемой, и любимой, и с возможностью карьерного роста.

Правильнее будет посмотреть на ненавистную работу под другим углом. Попробуйте радоваться воскресенью, не задумываясь о завтрашнем дне. Тяжело подниматься рано утром – ложитесь спать пораньше. Опасаетесь руководства – спокойно расспросите шефа, чего именно он ждет от вас. Неприятны коллеги-сплетники – будьте выше этого, не ввязывайтесь в их интриги, ведь вы пришли работать и зарабатывать средства на жизнь, так дайте им понять, что их козни вам безразличны.

Если в коллективе есть человек, который все успевает, всегда в отличном настроении, которого хвалит начальство, поучитесь у него, расспросите о его взгляде не работу. Равняйтесь на сильных и увлеченных людей, а не на команду вечно недовольных и обиженных сотрудников. Постарайтесь полюбить свою работу, скажите себе: «Я хочу и нуждаюсь в этой должности». Для этого определите все возможные ее плюсы (недалеко от дома, «белая» зарплата без задержек и др.). Придите на работу с хорошим настроением, поверьте, день пройдет лучше, чем вы ожидали. Если все это не про вашу работу, то ответьте себе, действительно ли она входит в понятие того, что вам «надо».

Как преобразовать «надо» в «хочу»

Найдите плюсы в обязанностях

Для определения истинных желаний и понятия ситуации «хочу» или «надо» выявите все самые острые моменты проблемы. Возьмите дневник (блокнот, лист бумаги) и выпишите в него все пункты под названием «надо» — поход на работу, принятие в пищу полезной (но нелюбимой) еды, проведение выходных с родней избранника и так далее. Когда все «надо» будут освещены, взгляните на них с другого ракурса. Подумайте и найдите все плюсы, которых не замечали ранее. Извлеките из неприятных вещей пользу. Работа – это доход (значит, и возможность не только на пищу, но и на развлечения). Отказ от вредной пищи – здоровый организм, путь к стройной фигуре. Общение с родственниками вашей второй половины – возможность обрести в их лице соратников на случай, если потребуется помощь.

«Надо» не равно «нуждаюсь»

А если плюсов в написанном найти не можете? Далеко не всегда все «надо» действительно требуется выполнять. К примеру, вы ежедневно выслушиваете часовой рассказ соседки по подъезду о ее здоровье, проблемах, новостях из жизни ее детей и внуков. От нее вы уходите нагруженным кучей ненужной информации, понимая, что время, уделенное назойливой женщине, могло быть потрачено на просмотр выпуска новостей, общение с близким человеком. Но вы не можете отказать в выслушивании ее рассказа, потому что «надо», иначе пожилой человек обвинит вас в черствости, а потом и обсудит с другими жильцами. Не стоит преобразовывать такое «надо» в «хочу и нуждаюсь», ведь без общения с надоедливым и посторонним человеком вы проживете с легкостью.

«Хочу» навязанное и истинное

В то же время поработайте и над пунктами «хочу», поскольку при рассмотрении каждого из них вы убедитесь, что вовсе не все желания обязательно претворять в жизнь. Поскольку большое количество «хочу» — это покупки каких-либо вещей (одежды, электроники, вкусных и вредных продуктов), то постарайтесь хотя бы в течение месяца . Вы удивитесь, когда подсчитаете, сколько средств было просто выброшено на ветер.

К примеру, вы вполне могли бы сэкономить тысячу-другую, взяв с собой еду из дома. Но вместо этого приобретали быструю (кстати, часто опасную) еду в магазинчиках недалеко от работы или ходили в кафе на бизнес-ланчи, только потому, что было лень тратить время на приготовление пищи дома. Такое «хочу поваляться на диване, а не стоять у плиты» вполне можно переделать в «надо встать и приготовить что-либо, чтобы не тратить деньги на хот-доги, а в конце месяца сэкономленные средства пустить на приобретение флакона хорошей туалетной воды». Ищите мотивацию для совершения действий, тогда «надо» станет инструментом достижения того, что принесет вам удовольствие.

Однако отказ от всех желаний не приведет ни чему хорошему. Делая только то, что нужно, вы в скором времени станете еще более недовольным собственной жизнью. Поэтому разумнее определить все немотивированные и ненужные «хочу», сравнить их пользу и вред, и понять, сможете ли вы прожить без их выполнения. Достаточно задуматься, хочешь ли этого сейчас или это просто минутная слабость. Вычислив пользу (или ее отсутствие) от ситуации, вы поймете, нужна ли покупка или обосновано ли выполнение желанных, но неполезных действий.

Путь к балансу между «надо» и «хочу»

Если совсем упростить, то для осознания ситуации «хочу или надо», следует честно увидеть преимущества от обязанностей и все неприглядные стороны ваших желаний. Посмотрите на жизнь с другой позиции, не выполняйте многочисленные «надо» только потому, что так принято в обществе. Но выполняйте, если видите в этих «надо» пользу для себя.

Смотрите на жизнь с позитивом, и даже в самой неприятной повинности ищите хотя бы малую толику положительного для себя самого, чтобы на вопрос: «Хочешь ли этого сейчас?», можно было бы ответить: «Да, хочу, потому что это принесет мне выгоду и пользу». А от мелких слабостей, которые разоряют ваш кошелек, подрывают здоровье и не несут в себе толка, старайтесь отказываться. Нужные же «хочу», которые идут во благо, смело оставляйте в своей жизни, попутно трансформируя в них и ненавистные до сих пор моменты под словом «надо».

Бывают времена, когда даже самая интересная, любимая работа перестает радовать, превращается в обременительную обязанность. Например, вы долго задержались на одной должности, заждались интересного проекта или руководитель почему-то забыл о ваших предложениях. Жизнь теряет краски, пропадает острота ощущений, возникает скука и раздражение. Как себе помочь? Как вернуть азарт и снова получать удовольствие от своего дела?

Вниз по течению

Сейчас принято часто менять место работы, сферу деятельности. Такой калейдоскоп впечатлений не позволяет соскучиться. Всегда есть новые проекты, и силы на их реализацию находятся сами собой. Но что происходит, если вы предпочитаете долго и плодотворно работать в одной компании? В один «прекрасный» момент можно ощутить ненужность работы, не увидеть желаемого результата деятельности. И тогда важно вернуться к истокам, остановиться, понять, почему вдруг мы идем не в том направлении и что мы забыли предусмотреть.

Проблема многих HR-в в том, что они начинают концентрироваться на недостатках окружающих людей руководителей, подчиненных, коллег, а не на их возможностях. Мы ищем недостатки, а надо делать ставки на потенциал человека и его развитие. Мы забываем о том, что нужно постоянно привносить позитив в свою жизнь и работу, концентрироваться на положительных моментах, заботливо взращивать радости жизни и подпитывать заложенный в нас азарт.

Сладость преодоления

Самое худшее, когда не видишь смысла в выполнении работы. Однако выход есть всегда. Надо этот смысл придумать. Воспринимайте с большой благодарностью любой жизненный опыт, любую задачу как способ узнать что-то новое. Тогда ваши «хочу» и «могу, потому что должен» не поставят вас перед болезненным выбором. Каждый человек волен поступать по своему усмотрению в той или иной ситуации. Как правило, чтобы мы начали выполнять работу, которую делать «надо», необходимо, чтобы это «НАДО» немного «оХОЧУтилось»... Если разобраться, то «должен» или «надо» может стать тем же, что и «хочу», только в ином качестве.

Таким образом, чтобы успешно работать с самомотивацией, необходимо сформулировать задачу следующим образом: «Мне надо сделать А, так как в конечном итоге я хочу получить Б». Одна проблема чтобы продуктивно работать с «надо», необходимо знать и понимать, чего хочешь... А знаете ли вы, чего действительно хотите?

Постарайтесь все свои «надо» преломить через призму своих «хочу». И периодически задавайтесь вопросом: «А надо ли мне это? Ведет ли осуществление конкретного “должен” к достижению моего большого “хочу” в будущем?» Как ни крути, но путь к «хочу» выстлан «надо»... Но все мы имеем возможность строить свою жизнь таким образом, чтобы «НАДО» как можно чаще было равно «ХОЧУ».

Портрет профессионала

Алла БЕДНЕНКО

Кандидат психологических наук. В 2002 г. защитила диссертацию на тему «Манипулятивная установка в профессиональной деятельности менеджера». В настоящее время получает степень МВА на базе Межотраслевого института развития инновационных технологий (МИРИТ). С 2000 г. работает в компании «Эконика-обувь», с 2003 г. руководитель отдела персонала, а с 2005-го директор по персоналу и организационному развитию.

Из первых уст

«Считаю, что долговременная работа на одном месте не надоест, если знаешь, как к ней относиться. Самомотивация это процесс, ежедневная работа над своим личностным развитием, гармонизация своих “хочу” и “должен”».

Инвестиции в себя

Итак, чтобы быть успешным в области самомотивации, необходимо выйти на уровень, когда «хочу» и «надо» совмещаются. Каждый человек в своей жизни есть не что иное, как система его выборов: учиться или не учиться, работать или не работать, работать с душой или механически (не говоря о тех ежедневных выборах, которые мы делаем, даже не задумываясь об этом: выпить кофе или чай, посмотреть один фильм или другой и т. д.). И если человек хочет сделать, например, успешную карьеру, то это значит, что он автоматически хочет учиться, много и с высокой отдачей работать, показывать свою высокую результативность и лояльность.

Работа и функции, которые кажутся на первый взгляд скучными, бесполезными и неинтересными, это прежде всего вклад в копилку нашего развития. Жизненный опыт показывает, что в дальнейшем к подобному «ненужному» часто приходится обращаться. Но если заставлять себя что-то делать приходится очень часто, жизнь может показаться бесконечной цепью проблем. Что в таком случае делать?

Совет 1. Когда начинать какое-либо дело не хочется, так как ему не видно конца и края, разбейте его на маленькие кусочки. Начинайте делать их последовательно, один за другим, ставя себе мысленно «плюсик». Увидите, дело пойдет веселей!

Совет 2. Если выполнять работу не хочется потому, что она представляет собой рутинный, технический, малоинтересный процесс, найдите новый способ ее выполнения. Сконцентрируйтесь на поиске решения, которое позволит выполнить работу быстрее. Или попробуйте автоматизировать ее.

Допустим, вы столкнулись с необходимостью свести большое количество цифровых данных в программе Excel. Во-первых, можно избавить себя от выполнения рутинной работы, написав небольшой макрос (Вы не знаете, как это делается? Самое время освоить!)*. Во-вторых, почему бы не попрактиковаться в последней версии Excel? Попросите системного администратора установить ее вам на компьютер, вы же должны шагать в ногу с прогрессом!

Совет 3. Время от времени, наоборот, не стоит пренебрегать механической, не требующей «включения в процесс» работой. Используйте ее как своеобразный антистресс, чтобы привести в порядок мысли.

Представьте: вы почувствовали, что дела множатся, как снежный ком, и вы не знаете, за что браться. И вспомнили, что собирались поручить секретарю распечатать таблички с именами участников конференции, разрезать их ножницами и вставить в беджи. Сделайте это самостоятельно (в качестве исключения). Эти несложные действия, которые руки сделают сами, автоматически, дадут возможность спокойно подумать и расставить приоритеты в делах.

Совет 4. Когда предстоит выполнение какой-то работы в группе, а энтузиазм для ее выполнения полностью отсутствует, призовите на помощь все свое красноречие для воодушевления участников проекта. Убеждая и мотивируя других людей, невольно мотивируешь и убеждаешь сам себя.

Совет 5. Если предстоит выполнить какую-либо работу, которая кажется скучной и неинтересной, попробуйте начать выполнять ее так, будто она представляет для вас большой интерес и доставляет огромное удовольствие. Ну просто попробуйте! Возможно, результат не заставит себя долго ждать.

Совет 6. В ежедневном выполнении рабочих задач часто помогает формулировка проблемы в виде упущенной выгоды: «Если я сейчас этого не сделаю, то всю оставшуюся жизнь буду себя ругать, что упустил такую возможность». Представьте, что может произойти, если сейчас не выполнить необходимое действие. Скорее всего, вы более охотно приметесь за работу.

Совет 7. Если не помог предыдущий совет, попробуйте поступить наоборот. Представьте, что будет, если вы сделаете то, что планируете (формулировка «Если я это сделаю, то...»). При этом лучше визуализировать картину будущего (планируемый результат работы).

Например, если я буду отводить два-три часа в месяц на приведение в порядок своих рабочих бумаг, то в будущем я, во-первых, сэкономлю гораздо больше времени на поиск нужной информации и, во-вторых, получу эстетическое удовольствие от порядка, царящего в моем кабинете.

Всем смертям назло!

В ситуации, когда изменить обстоятельства мы не в силах, у нас всегда остается выход изменить свою мотивацию. Вам поручили заниматься заведомо бесперспективным проектом? Но это прекрасный шанс получить новый опыт в незнакомой для себя области. Вам приходится работать под жестким давлением, выполнять работу в сжатые сроки? Прекрасно, после такой боевой закалки вас уже вряд ли что-то может напугать! Руководство компании предъявляет завышенные требования к результатам вашей работы? Замечательно, что у вас такие амбициозные и неравнодушные лидеры!

Умение мотивировать себя это важнейшее качество профессионала, залог делового успеха. Ведь заинтересованный в жизни и работе человек виден издалека: у него горят глаза! С ним интересно работать и общаться. Он всегда стремится выполнять свою работу качественно и в срок. Он не позволяет себе расслабляться и хандрить. В конечном итоге неважно, как вам удалось себя замотивировать. Главное вы нашли в себе силы это сделать и можете собой гордиться. И если вы сумели сделать это для себя, значит, сможете сделать и для других!

Инструкция по самомотивации

1. Если вам не интересен проект, найдите того, кому он интересен, и предложите взять его на себя.

2. Не откладывайте в долгий ящик дела , не вызывающие энтузиазма. Часто в процессе выполнения они уже не кажутся такими скучными.

3. Если порученное задание слишком сложное, считайте это вызовом себе.

4. Рассказывайте коллегам и друзьям о своих планах на будущее. После этого вам сложнее будет от них отказаться.

5. Старайтесь не заниматься одним и тем же вопросом постоянно в течение рабочего дня, чередуйте виды деятельности.

6. Вкладывайте в себя не только силы, но и деньги! Если хотите изучить иностранный язык идите на дорогие курсы. Чем больше денег вы вложите, тем больше вероятности не бросить начатое дело (будет попросту жалко).

7. Сделайте дело лучше, чем вы делали вчера, удивите всех! Инструкция по самомотивации

7-й класс

Пишем классное
сочинение-рассуждение-размышление
публицистического стиля

Апробация технологии развития
критического мышления через чтение и письмо
(РКМЧП)

Хотелось бы поблагодарить редакцию газеты «Русский язык» за публикации о технологии РКМЧП. Публикации 2 С.В. Столбуновой и Е.Е. Вишняковой в газете «Русский язык» помогли мне разобраться в технологии РКМЧП. Я попыталась вникнуть в суть технологии по вашим публикациям и рекомендуемым вами книгам, хотя сертифицирующий тренер технологии Е.Е.Вишнякова 1 , конечно, не без основания считает, что «обучение технологии по книге, какой бы хорошей она ни была, недостаточно».

Технология РКМЧП во многом согласуется с опытом моей работы (а побывать на семинарах, к сожалению, нереально). Хочется поделится некоторыми размышлениями, которые возникли в ходе апробации технологии, а также представить конспект урока-письма в 7-м классе в жанре рассуждения-размышления по теме «Хочу и надо».

Известно, что Дэвид Клустер 3 считает: во-первых, развитие критического мышления через чтение и письмо всегда носит индивидуальный характер; во-вторых, по этой технологии любая информация является «отправным, а не конечным пунктом»; в-третьих, работа начинается «с постановки вопросов и объяснения проблем, которые нужно решать; в-четвертых, критически мыслящий стремится «к убедительной аргументации»; в-пятых, критическое мышление «социально».

Но в статье Д.Клустера есть одно утверждение, с которым я, как и И.Низовская 4 , не могу согласиться. Он уверен, что творческое и критическое мышление не связаны. Но ведь речь не идет о гениальных творениях. Л.С. Выготский, как мне кажется, был прав: «…в каждодневной жизни творчество – необходимое условие существования, и все, в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». Однако далеко не однозначно все это и по отношению к вершинным творениям. Вспомним, например, о работе А.С.Пушкина над стихотворением «Анчар». Вся рукопись испещрена исправлениями. Муки творчества и критического мышления?!

А сколько черновиков, вариантов одного произведения у Л.Н. Толстого, у других писателей? Как мне представляется, между критическим и творческим мышлением существует тесная связь. Эти виды мышления настолько органично связаны друг с другом, что одно может вызывать другое.

Мой опыт работы (36 лет) подсказывает, что необходимо выделить такую особенность критического мышления, как взаимная, органичная связь его с творческим мышлением.

Мой опыт подтверждает это. Ребята, овладевшие письмом, состоялись: у них нет проблем с адаптацией, они всегда имеют свое мнение и убедительно аргументируют его, они выбирают профессию по душе.

Чтобы побуждать желание писать творческие работы, у нас в школе в кабинете литературы есть специальные стенды, на которых авторы лучших этюдов, эссе, исследований помещают свои публикации.

Приведу пример урока по технологии РКМЧП в 7-м классе. Классное сочинение-рассуждение-размышление публицистического стиля «“Хочу” и “надо”» по учебнику М.М. Разумовской 6 § 34, упр. 455.

Технологическая карта

I. Стадия вызова.

А. Мозговой штурм.

Чем отличается рассуждение-размышление от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения? Вспомните кластер, воспроизведите его.

Б. Инвентаризация, или погружение.

Теперь читаем задание к упр. 455:

Продолжите текст В.П. Крапивина. Расскажите, часто ли вы в своей жизни сталкиваетесь с проблемой «хочу» и «надо», как вы ее решаете? Сохраните публицистический стиль речи.

Хочу и надо

Этими двумя словами, по существу, можно определить все наши поступки. В жизни очень часто сталкиваются эти иногда совпадающие, а иногда совершенно противоположные слова. С самого утра возникает противоречие: вставать или еще немного полежать?

После работы по учебнику учитель стремится создать благоприятную обстановку, которая располагает к творческой работе.

Учитель. Вспомните, когда и как сталкивались в вашей душе хочу и надо. Что вы при этом испытывали? Что побеждало?

II. Стадия осмысления

Составление чернового текста и правка.

Учитель. В течение 12 мин. пишите черновик о том, в какой ситуации, по поводу чего столкнулись или совпали ваши хочу и надо, что происходило в вашей душе, в ваших мыслях.

Старайтесь писать без остановок, не исправляйте написанное, не подбирайте слова. То есть не делайте правку, пишите по теме, что думаете и чувствуете. Если произойдет остановка и дальше «не пишется», попробуйте сначала сочинить синквейн.

Какие синквейны получились:
Желание,
Настойчивое и нетерпеливое.
Врывается, тревожит и волнует.
Признаюсь, я люблю его!
Стремление.

Противоречивость, тревожная, упрямая.
Мучает, грозится и бурлит.
Как трудно победить ее!
Двуличие.

Учитель. Помните, когда пишете, вы рассказываете о себе. Посмотрите на себя через написанное вами, представьте: это – зеркало. Очень кратко сделайте выводы, какими же вы себя увидели.

Правка – это работа над ошибками по содержанию, речевыми ошибками. Ваша задача – улучшить текст, его связность, стиль. На этом этапе не обязательно обращать внимание на орфографию, почерк. Возвратитесь к кластеру. Это вам поможет.

Учитель. Если вы хотите проводить правку в парах, пожалуйста, можете объединиться.

Вопросы работающим в парах:

1. Обрати внимание: верно ли я выстроил(а) вопросно-ответную форму?

2. Ты не теряешь нить рассуждения, когда читаешь мой текст?

3. Достаточно ли у меня необходимых аргументов?

4. Удачно ли у меня заключение-вывод? Может быть, добавить оценку своей позиции, больше обобщить?

Таблица-редактор висит на доске, учащиеся знакомы с условными обозначениями.

Таблица

Учитель. Внимательно прочитайте еще раз про себя, что написали, исправьте орфографические, пунктуационные ошибки . Ученики пишут сочинение.

III. Стадия рефлексии.

Приведем примеры трех работ на одну тему «“Хочу” и “надо”».

Хочу и надо… этими двумя словами, по существу, можно определить все наши поступки. В жизни очень часто сталкиваются эти иногда совпадающие, а иногда совершенно противоположные слова.

С самого утра уже возникает противоречие: вставать или еще немного полежать? Что ты выберешь, то дальше по жизни и пожнешь. С каждым нашим решением мы все больше творим узор нашей жизни. Хорошо, если «хочу» и «надо» совпадают. Тогда все легко и просто. А если ты кричишь и ссоришься с родителями: «Я хочу на дискотеку! Почему нельзя гулять до полуночи, если я так хочу?!» – то получишь в ответ правильный, но для тебя непонятно чем обоснованный ответ: «Нет. Тебе это не надо». Почему? Почему ты сам не можешь выбрать, что тебе нужно: сидеть дома или идти гулять; учиться или бегать с мальчишками по улицам; дружить с правильными, хорошими девочками или «оторвами» из подворотни? Наверное, потому, что ты еще не умеешь объективно оценивать ситуацию, не можешь понять, чем для тебя обернется то или иное действие. Только мама может понять, что для тебя действительно будет хорошо, нужно. И только ты сам знаешь, чего ты хочешь. И для того, чтобы решить, быть или не быть, принять то или иное важное для тебя решение, необходимо ощущать, где заканчивается «надо» и начинается «хочу».

Б.Н.

Днем перед школой хочется поиграть в компьютер, а надо делать уроки. Внутренний голос говорит: «Пойду-ка я поиграю в компьютер, в школу идти не скоро». Вдруг подает голос другая моя натура: «Балда, какой компьютер?! По английскому контрольная работа будет! Глаголы учить нужно!». «Но там такая игра! “Опустошитель”», – восклицает балованная «натурка». Хотеть не вредно!!! Я же не хочу стать неучем и торговать арбузами на базаре! Я беру в руки учебники по русскому, английскому, алгебре и начинаю делать домашнюю работу. Внутренняя натура по имени «надо» победила.

Или другой случай. Нужно делать зарядку, но руки болят, пресс тоже. Что же мне делать? Зарядку, конечно! Может, не надо? Тело так и ломит! Может быть… в самом деле отдохнуть? Пойду поиграю на гитаре. Вот раздался голос гитары, о зарядке забыто, душа не болит. Но вот проснулась совесть и начала меня «мучить»! Не выдержав этого, я сделал зарядку.

И опять «хочу» не выдержало «напора» «надо». Так и должно быть!

С.В.

Вечером по вторникам и четвергам у меня возникает очень, как мне кажется, злостный вопрос: пойти на английский после школы или нет? Вроде не хочется. Я уже устала. Лучше пойду домой, включу музыку и отдохну часок, потом, может, встану и сяду за уроки, наткнусь на учебник английского, и мне станет нехорошо. Но потом такие мысли бродят в голове: «Если пойду, увижу знакомые лица девчонок и мальчишек. Ведь на английском мы не только учимся, но и общаемся. Да и вообще я очень люблю уроки в группе. Нет, я все-таки пойду».

Но это не единственный случай, когда у меня не совпадают «хочу» и «надо». Иногда мне приходится разбирать новые тексты по музыке. И я думаю: Может, не надо? Мне все восемь лет учительница говорила, что я прекрасно читаю с листа, и я решаю: не сяду за инструмент. Прошло пять минут, десять. Нет, я так не могу. Нельзя всегда полагаться на свои природные способности. Предела совершенству нет. Затем я беру ноты, стул, открываю пианино и начинаю заниматься.

В таких случаях мне очень хочется себя похвалить, и я говорю себе: «Я все-таки собой горжусь».

З.Э.

Какова форма презентации творческой работы?

Устная и письменная форма. Первая: ученик читает свое сочинение, сидя в «авторском кресле». Остальным предлагается найти в услышанном тексте что-то, что им очень понравилось, что их заинтересовало» 7 .

Пример презентации в письменной форме: десятиклассниками после проведения большой исследовательской работы о творчестве художника Синилова, его Пушкинианы, была издана книга с этюдами, которые иллюстрировались подлинниками гравюр художника. Книгу назвали «Страна Синилова».

Мы стараемся учиться на образцовых текстах. Мне кажется, когда у ребенка совсем нет опыта в написании такого жанра, как эссе, можно начинать и с ярких образцов. Почему бы не взять великолепные эссе М.Цветаевой о басне Крылова «Волк и ягненок» или о «Капитанской дочке»?

Анализ образцовых текстов предлагается сделать дома и для этого использовать двучастные дневники. Этот прием дает возможность увязать содержание текста со своим личным опытом. Страницу надо разделить на две половины вертикальной линией. В левом столбике записывается текст-образец (его фрагменты), в правом – комментарии ученика. Приведем пример из ученического дневника.

Фрагмент текста

Мы разные. Тридцатилетние женщины. Двадцатилетние мужчины. Студенты. Художники. Музыканты, притворяющиеся адвокатами. Поэты, которые любят водить автобус. Люди, понимающие, что работа завела в тупик, и люди, благодарные судьбе, что есть хоть какая-то работа. Мы разные. Но у нас общая боль. Мы не используем свои способности по-настоящему.

О том, как найти свой путь и понять себя, Эль Луна написала когда-то в блоге. И через пару недель этим текстом поделились более 5 миллионов человек. «Бросайте все, что вы делаете, и читайте этот текст», - с такими сообщениями делились им люди. А теперь появилась книга «Между надо и хочу» .

Так что бросайте все. И читайте.

Удивительно красивая

Это настолько красивая книга, что нет смысла описывать ее словами. Смотрите.

Вкусное и яркое книжное вдохновение в обложке с карамельными буквами. Серьезно, когда я впервые увидела обложку - так и хотелось облизнуть. Ароматная (так пахнут все новые книги, а книги с мечтами - особенно!) И обалденно красивая. Даже если вы фанат электронных книг - эту вы точно захотите в бумажном виде.

А что внутри? Вкусные истории. Полезные упражнения. И море. Море вдохновения на каждой странице.

Эль Луна, дизайнер и автор книги, работала в IDEO и стартапах, включая Mailbox, Medium и Uber. Но решилась - и поменяла все. Сейчас она управляет текстильной компанией Bulan Project, соединяющей дизайнеров с мастерами росписи по батику на Бали.

Она получила все, что хотела. И рассказывает, как это можете сделать вы.

Между надо и хочу

В жизни есть два пути: «надо» и «хочу». С самого рождения нам говорят, что надо делать. «Надо» - это мнения других по поводу того, как нам жить. Это все ожидания, которые возлагают на нас другие. Иногда эти «надо» малы: «Тебе надо послушать эту песню!» В других случаях «надо» - чужие мысли, которые заставляют нас прожить жизнь по-другому.

Принимая «надо», мы выбираем жизнь для кого-то или чего-то иного, чем мы сами.

Мы приходим к перекрестку «надо» и «хочу» снова и снова. И каждый день выбираем, - иллюстрация из книги.

«Хочу» - это то, кто мы на самом деле, во что верим и что делаем наедине с собой настоящим. «Хочу» появляется, когда мы перестаем соответствовать чужим идеалам и направляемся навстречу собственным. Только в этом случае мы раскрываем потенциал.

«Хочу» - лучший выбор, который мы можем сделать в жизни.

Что у вас сейчас?

Самый частый выбор между «надо» и «хочу» мы делаем в отношении работы. Или не работы?.. Вот, например, космонавт - это работа или призвание? Давайте разбираться.

Писатель Томас Элиот работал в банке. Курт Воннегут продавал машины. Один из величайших композиторов современности Филип Гласс стал зарабатывать на своем призвании лишь в 41 год. Премьеры его произведений проходили в Метрополитен-опере, а он продолжал трудиться сантехником.

Любая работа заслуживает уважения. Если вы трудитесь лишь для того, чтобы оплачивать счета, это не плохо. И то, что хотите найти свое призвание, не означает, что нужно бросать работу. Здесь нет противоречия.

Но важно понять, что вы сейчас делаете? Это работа или призвание?

Игра в мечты

Однажды я пришла на вечеринку, где гостям предложили записать самые смелые и сумасшедшие мечты на карточках. Я слушала, как люди делятся своими дерзкими мечтами. Мои были унылыми и скучными и совсем меня не волновали. Придя домой, я решила серьезно взяться за них.

Я начала обращать пристальное внимание на свои желания и порывы - большие и маленькие. Интуиция усилилась и позволила услышать тихий внутренний голос, который просил чего-то сумасшедшего, глупого, грязного, тихого. Чем больше я кормила его, тем громче он говорил.

Теперь карточки с мечтами висели даже в ванной и над кухонной раковиной. Желания вываливались из карманов пальто и падали в сумки других людей. Оказывается, чем откровеннее мы признаемся себе в желаниях, тем более осознанно тратим свое время.

Поступите так же. Позвольте себе рассказать самому себе (да-да), чего хочет ваше сердце.

Предназначение

Мы не можем доказать существование предназначения. Но мы знаем, что оно существует, потому что, приближаясь к нему, чувствуем это сердцем.

«Когда мы подключаемся к призванию, попадаем в другое пространство, - сказал художник Кит Харинг, - мы соединяемся с явлениями вселенского масштаба, находящимися полностью за пределами нашего эго и самости. Это и есть самое главное».

Полагать, что ваше предназначение появится полностью сформированным, - сродни вере, что можно написать книгу, лишь желая этого и об этом размышляя. Но если вы будете делать одно маленькое дело каждый день - брать ручку, писать абзац текста, составлять список слов, - тогда ваше предназначение проявится.

А что в итоге?

Тот самый смысл жизни. И богатство, если оно вам нужно. Самые богатые люди на свете наполняют свои дни и ночи бесценными дарами жизни:

Все приходит к нам в нужное время. Не раньше. И не позже. Представьте, что это письмо и рассказ о книге оказались перед вами, потому что вы хотели их прочитать. И потому что вы давно видите этот жизненный перекресток и готовы к путешествию.

Еще в книге

  • Как узнать, чего вы на самом деле хотите
  • Четыре вопроса, которые каждый должен задать себе
  • Как найти время и деньги на «хочу», когда пятеро детей и ипотека
  • Почему предназначение ускользает от нас
  • Откуда взять денег на ту жизнь, которая вам по душе
  • Как избавиться от ложных «надо»
  • Как разобраться со страхами из серии «Мне уже 30-40-90 лет…»
  • Где найти время на то, что любишь
  • Как стать по-настоящему счастливым …и многое другое.

Ваша жизнь принадлежит вам. Но только если вы сами у руля. Идите по пути «хочу» каждый день. Десять минут можно найти повсюду. Десять минут, пока кипит чайник, - вперед! Десять минут в пробке - вперед!

Что вы выберете? Надо? Хочу?

P.S.: Если хотите получать подробные и красивые обзоры на лучшие творческие новинки вместе с эксклюзивными скидками на электронные и бумажные книги -