За счет чего виниловая пластинка приобретает коллекционную ценность? Хобби для меломанов: коллекционирование виниловых дисков Коллекционные пластинки

Цифровая эра, в которой мы живем, все дальше и дальше уводит нас от того времени, когда в основе музыкальной, фото- и киноиндустрии лежало аналоговое оборудование с его тумблерами, рычажками, магнитными лентами и лампочками. Большинство "барахла", которое занимало раньше много пространства, теперь стало ненужным - его задачу с успехом выполняют программы.

Безусловно, до сих пор есть поклонники старой школы, отвергающие дары современности и делающие фото или снимающие те же фильмы не на цифру. В музыкальной индустрии схожая картина - большинство профессионалов используют аналоговые синтезаторы, усилители, примочки и прочее потому, что звук они выдают более объемный и теплый.

Касательно аудиоформатов - CD канул в пучину, несколько десятилетий покрасовавшись на вершине славы. Стало очевидным, что настоящим царем всея звука был и остается винил. Его преимущества - в удобстве тиражирования, лучшем качестве записи (некоторые считают этот факт спорным) и в самом таинстве ритуала слушания. В настоящее время на Западе продажи виниловых пластинок растут, и эксперты прогнозируют, что скоро этот тренд дойдет и до Москвы.

сайт пообщался с российскими коллекционерами грампластинок, диджеями и музыкантами, которые рассказали о своей виниловой страсти, "потере музыкальной девственности", последних приобретениях, а также дали советы начинающим собирателям.

РЖБ

"Рома Хлеб, больше известный как РЖБ. Коллекционер пластинок, меломан и перкуссионист. Родился в Тайге в семье медведей. Это все", - так пишет он сам о себе.

На самом деле РЖБ - детектив странных пластинок и музыкант, который создает новые "коллажи" из старых записей. Рома один из немногих коллекционеров необычной музыки в России, не ограниченный рамками жанров. Он находит очень интересные пластинки везде - начиная с детской музыки, и заканчивая пакистанскими саундтреками 70-х годов. О последних РЖБ написал .

Прошлое

Дома всегда была и есть педантично расставленная свалка из научно-фантастических и хоррор-игрушек, перкуссий, каких-то сувениров из путешествий и книг. Но это нормально, без патологий...как мне кажется. Ведь мы все здесь немного не в себе. И я, и даже ты. Главное - под старость не начать копить грязные трусы и кошек, отведя им отдельную комнату, как это бывает, правда?

У меня не было такого прям "осознания", что я коллекционер, будто внутри разжалась какая-то пружина - нет. Просто так получилось. От кого-то досталась уйма советской музыки, которую я слушал и сэмплировал на советском же проигрывателе, но это не считается. В начале 2000-х мой друг Бывший Слим подарил несколько польских джаз-пластинок из коллекции своего отца, которые пылились в подвале долгое время – с этого, можно сказать, все и началось. А когда я приобрел свою первую, по-настоящему дорогую во всех смыслах, пластинку, то уже "лишился девственности" и помешался.

Первым винилом был какой-нибудь бенефис Петросяна или 2 Unlimited, под который мы отплясывали перед уроками в начальной школе, радуясь первым Mars, Stimorol и китайской лапше. Точно и не помню. Первая купленная пластинка была 2H Company, нам в ней облатки ЛСД еще прислали, поэтому с историей приобретение. К сожалению, "бонус" был не от издателей, поэтому любви у нас не вышло. А самая дорогая стоила мне 200 евро, но это был сознательный шаг. Эта пластинка, ни много ни мало, изменила музыкальные предпочтения и восприятие музыки вообще, став спусковым крючком. И этот альбом у меня есть во всех существующих изданиях, кроме диска - мой индивидуальный фетиш. Название не скажу. С тех пор не делаю дорогих покупок, но периодически отдаю +/- сотню за редкие пластинки, которые особенно нравятся. Чем дольше собираешь, тем дешевле получается находить. Но это секрет.

А первым моим проигрывателем был советский. Название и не вспомню уже. Сейчас у меня самый простой Numark, но он мне совсем не нравится. Тут ключ проблемы в том, что я небогат и от одной идеи потратить даже 15-20 тысяч рублей на один вертак ощущаю мелкие скользкие зеленые лапки на своей шее. На эти деньги можно путешествовать или купить много хороших пластинок. Пока я не разбогатею или не выживу из ума, аудиофилом не стану, к сожалению.

Рома Хлеб. Фото: Предоставлено музыкантом

В свое время имел прекрасный опыт работы саунд-дизайнером в театре ужасов. Ребята рассказывали сценарий, описывали общую атмосферу, безбожно тыкая пальцем в места, откуда должны были доноситься специфические звуки, а я все это потом оформлял. Были и записи "домашнего хора" в рамках этого проекта, и записи звуков скрипов, скрежетов и подобных жутковатых аудио-образов. Отличное было время, но увы. Сейчас все меньше сэмплирую, предпочитая работать с музыкантами, и все глубже возвращаюсь к истокам - синематической и лайбрари-музыке 70-ых годов. Но отсутствие инструментов и опыта игры на них вынуждает искать и сэмплировать то, что звучит в голове.

Специфика отбора музыки у меня хромает, потому что основной критерий, кроме "нравится-не нравится", необычность. Калейдоскоп жанров сразу рассыпается на сотни осколков. Так было почти всегда – люблю удивляться. И совершенно неважно чему. Музыка в этом смысле имеет особенное очарование – здесь почти нет "черного" и "белого", в смысле четкого разделения по жанру. Нет, конечно, если вы господин Занудов, то у вас и критерии другие.

Но мне все видится неким стилевым смешением, и это всегда интересней. Поэтому охочусь за всем – от краутрока, до саундтреков из индийских фильмов ужасов. Продавец из меня никакой, нет во мне "бизнес-жилок". Хотя мог бы за какие-то проценты и зарабатывать, помогая искать редкие штуки для тех, у кого нет на это времени или желания, но кому это нужно?

Рома Хлеб. Фото: Предоставлено музыкантом

Секреты

У пластов есть единое правило – чаще всего цена с годами только растет, а в какой прогрессии – это уже другой вопрос. Здесь все индивидуально, и нужно учитывать множество факторов: редкость, необычность, оформление, историю переизданий.

Андрей Чагин. Фото: Юлия Чернова

"В моей коллекции около 6 тысяч пластинок, плюс 2-3 тысячи "сорокопяток". Увлекся этим, когда впервые поставил иглу на пластинку. Меня пленило звучание винила и его эстетика. В коллекции в основном фанк, соул, хаус, техно, афро, реггей, даб, хип хоп, нью вейв, прогрессив рок, эмбиент, классическая музыка и так далее. Нет хардкора и метала, я не слушаю эти жанры. При всем количестве винила, я не считаю себя коллекционером. Редких и дорогих пластинок у меня нет. Я не гоняюсь за ценой, покупаю только то, что нравится и в пределах своих возможностей.

У нас с женой есть магазин, в котором мы продаем эксклюзивный материал с трех американских лейблов Stones Throw, PPU и iL. Личную коллекцию я пополняю благодаря аукционам. Цена, как правило, зависит от тиража и от самого исполнителя. Но, даже если исполнитель посредственный, цена может вырасти из-за маленького тиража. Раньше было немного магазинов виниловых пластинок, а интернете вообще не было. На Новом Арбате (тогда еще Калининский проспект – это 1994 год) был магазин, который теперь находится напротив моего дома, - "Звуковой барьер" . Но в любом случае пластинки чаще беру в интернете - Discogs, Ebay, Groove collector, Music stack.

Последние винилы: Chute Libre, The Atomic Crocus - Ombilic Contact, Love Root - Funky Emotion."

Игорь DJ ELN, основатель и барабанщик Soul Surfers

"Никогда не считал, сколько у меня пластинок. Счастливые пластов не считают! Сила - не в количестве, а в качестве подборки. Собирать винил начал еще с детства. Однажды в летнем лагере на дискотеке услышал песню со скретчами, стал выяснять, что это за звуки - понял, что они издаются диджеями на пластинках. Пошел к соседу, достали проигрыватель, попробовали - похоже. Понял, что хочу стать диджеем, а диджеинг и собирание пластинок неотделимы друг от друга – так мне тогда казалось.

Из дедушкиной коллекции мне достались крутые пластинки, как "демократов" так и советских музыкантов. Но первый винил я купил сам, на развале. Самой первой пластинкой стал "Ансамбль "Мелодия" – "Популярная Мозаика", купленный рублей за 100. В то время я еще не "рубил" в ценах, уже сейчас понимаю, что можно было и за 50 рублей взять. За это время успел погоняться за многими раритетами, но никогда не покупал пластинки дороже 200 долларов, хотя в моей коллекции есть экземпляры намного дороже. Рынок советских пластинок сейчас сильно изменился - много людей ищут пластинки "с грувом" и всякие странности, отчего советские пластинки сильно повысились в цене, особенно в столицах. А на мировом рынке - фанк и соул дешевеет (но есть и исключения), а психоделик рок - дорожает.

Покупал и покупаю винил на развалах, в комиссионках, у мужиков, которые занимаются продажей профессионально. В интернете тоже, тогда он уже был, и много всего было в продаже интересного по низким ценам. Сейчас - интернет и магазины".

Фото: Предоставлено Эдуардом Шаровым

Эдуард DJ ED, работник в сфере звукозаписи

Точного количества своих пластинок я не знаю и не думал их считать…примерно около 3 тысяч. Свою первую пластинку я приобрел в начале 80-х. Винил меня заинтересовал своей формой, содержанием и оригинальным оформлением. Это единственный носитель, сочетающий в себе все задуманное музыкантами - от оригинальной обложки и фотографий исполнителей до малейших деталей записи. В юности я коллекционировал монеты, марки, фотографии и журналы с зарубежными музыкантами. Ну и, конечно же, записи на магнитных лентах.

У меня было несколько проигрывателей: первый – "Вега", потом "Эстония" и JVC. В девяностых приобрел Technics. При покупке старого или нового проигрывателя следует обратить внимание на его исправность, внешний вид, тип привода, состояние тонарма и соединительного разъема для картриджа с иглой. Также уточните наличие проводов и их качество, состояние питча и других деталей. Если прилагается старая игла, то ее лучше заменить.

В моей коллекции Funk, Soul, Jazz, R"n"B (50"s - 60"s), Latin Boogaloo, Popcorn и другие жанры, преимущественно на 45"s. В 90-х и начале 2000-х приобретал пластинки в специализированных комиссионных магазинах. Я и сегодня захожу в такие места, но реже – в приоритете интернет. Часто бываю на барахолках, вижу как молодые люди копаются в старых пластинках. Лично мне редко удавалось найти что-либо дельное в этих местах, по большей части это были книги и фотоальбомы. Я гонялся за многими пластинками, и не обязательно дорогими. За одной вот до сих пор гоняюсь, но ее стоимость с каждым разом становится все выше и выше.

Для того, чтобы открыть для себя новый трек и исполнителя, нужно потратить безумно много времени, исследовать большой объем материала. Все это касается только интернет-диггинга. Я редко продаю пластинки, но сейчас серьезно подумываю заняться этим. Кстати, статистику роста и снижения цен на пластинки можно посмотреть на popsike.com.

На мой взгляд, рынок винила изменился в лучшую сторону. Появляются новые магазины с неплохим ассортиментом. Современные лейблы ответственно подходят к оформлению своих изданий, придерживаются и ориентируются на то, как это делалось в эпоху расцвета винила. Когда ты держишь в руках двойной альбом с разворачивающимся конвертом, завораживающий своей красотой и изданный ограниченным тиражом, то понимаешь, что винил - это произведение искусства.

Последние пластинки: Cymande - Promised Heights (LP), King Curtis - Sweet Soul (LP), Larry Hall - Rebel Heart (45).

Дмитрий Кокоулин

У вас есть парочка припрятанных старых пластинок, которые вы бы хотели продать? Найдется немало коллекционеров, готовых купить стопку старых записей, которые вы бережно хранили на протяжении многих лет. Что ж, мало какие пластинки стоят много денег, так что внимательно прочитайте эту статью - возможно, вы находитесь в нескольких шагах от получения за них приличного вознаграждения!

Шаги

Поиск и продажа записей

    Переберите свою фонотеку - чердаки, подвалы и шкафы. Возможно, так вы сможете немного заработать и освободить ценное пространство в вашем доме для других целей. Ценными могут оказаться: LP (LP (англ. Long Play , LP от long-playing - долгоиграющие 25 и 30-сантиметровые диски, играют на 33 1/3 оборотов в минуту), 78-е (несколько хрупких дисков, играют на 78 оборотов в минуту с каждой стороны) и 45-е (17- сантиметровые диски, играют на 45 оборотов в минуту).

    Отложите все записи, от которых вы хотите избавиться, и приготовьтесь получить пользу от вашего прошлого.

    Изучите спрос и предложение. Насколько редкая запись? Если изначально именно таких пластинок было продано миллионы, вполне вероятно, что покупатель охотнее купит ее в музыкальном магазине с хорошими условиями хранения или еще у кого-нибудь. Дефицит - вот что важно! На эту запись должен быть спрос по таким причинам: особенный исполнитель (например, великий талантливый музыкант, который умер молодым и не успел сделать много записей), лейбл, на который он был записан (в оригинальной записи, в отличие от «переиздания»), или необычная особенность пластинки (например, V-образный диск, запись военных времен, вырезки, взятые из радиопередач, оригинальная картинка или 10-дюймовый LP). Дефицитной считается также запись «out-of-print» (больше не выпускается), таких предложений на рынке меньше. Так называемые «бутлеги» (записи, сделанные незаконно c живых концертов или передач) тоже представляют ценность для коллекционеров.

    Проверьте состояние записи. Если грампластинка как новенькая или ее состояние близко к идеалу, запись будет иметь наивысшую ценность. В записи в «очень хорошем» состоянии не должно быть никаких искаженных звуков или ухудшения качества звука. «Хорошее» - означает, что могут быть некоторые дефекты, но это терпимо. «Приемлемое» - означает, что пластинка может играть, но будут звучать помехи и отвлекать внимание от прослушивания, что снижает ценность записи. Пластинки с царапинами на поверхности стоят мало или вообще ничего. У некоторых продавцов есть и свои критерии оценки.

    Подумайте о содержании записи. Говоря в целом, интерес к музыке гораздо выше, чем к сфере юмористических записей, и стоимость музыкальных пластинок, как следствие, будет тоже выше. Некоторые виды музыкальных записей продаются очень дорого. Наибольшую рыночную и денежную ценность, как правило, представляют джазовые пластинки, оригинальные композиции старого Бродвея и саундтреки к фильмам. Кроме того, коллекционными считаются ранние записи в стиле ритм-энд-блюз. Среди классических записей наиболее ценными считают оркестровые выступления, за ними следуют инструментальная, камерная музыка и концерты, сольные вокальные и оперные арии и, наконец, полная опера. Для некоторых коллекционеров важен тип записи - моно или стерео, что, соответственно, влияет на конечную стоимость пластинки. Советы смотрите ниже.

    Найдите подходящего покупателя для своего сокровища. Записи приобретают коллекционеры, заказывают по почте дилеры, используют музыкальные магазины и просто обычные люди (иногда из-за ностальгии или от любви к артисту; кроме того, некоторые меломаны считают, что звук качественной виниловой записи лучше, чем на CD-диске или другом носителе). Для действительно редких записей лучшие ценовые предложения могут поступить от перекупщиков, которые знают этот рынок как свои пять пальцев, а также то, за сколько они могут их перепродать. Коллекционеры эмоциональны, иногда доходят до фанатизма, чтобы пополнить свою коллекцию. Они могут много заплатить за особенный экземпляр. Получить редкую запись популярного исполнителя за приемлемую цену, включающую в себя только себестоимость без наценки перекупщиков - большая редкость.

    Сначала исследуйте рынок. Внимательные наблюдения, наряду со знаниями звукозаписывающей индустрии и ее исполнителей, необходимы для определения стоимости конкретной записи. Когда (и если) вы определите, что запись действительно редкая, вам будет легче определить ее стоимость. Для того, чтобы глубже разобраться в ценообразовании, прочтите приведенные ниже советы.

  1. С недавних пор на рынке начали пользоваться спросом рок-записи эпохи «ранний винтаж», особенно таких умерших культовых личностей, как Джими Хендрикс, Дженис Джоплин и Джим Моррисон. Кроме того, оживленная торговая сейчас бурлит среди коллекционеров 45-х, особенно 1950-х годов ритм-энд-блюза и раннего рока. Большой интерес вызывают редкие и необычные записи (в вопросах внешней политики и так далее), композиции Элвиса Пресли и the Beatles. Также значительный интерес представляют записи, которые продаются с постерами исполнителей.

Buro 24/7 поговорило с людьми, для которых винил дороже жизни

Мавр, SuperDJ

Сколько тратит на пластинки

Почти все. Оставляю минимум на жизнь.

Самый ценный экземпляр

Это очень сложно. То же самое, что сказать, какая любимая пластинка. Нельзя назвать любимую, потому что есть другие, и сразу возникает вопрос, зачем тогда нужны они? Но у меня есть пластинка INXS, кажется, 1985 года, с автографами Майкла Хатченса и всей группы. Она ценнее всего остального.

Объект желания

Есть вишлист, в котором около 5 тысяч позиций. У меня недавно украли сумку с 80 пластинками, и теперь очень хочется восстановить все, что я потерял. Это для меня сейчас объект желания № 1.

Где покупает

Интернет-магазины, рынки, виниловые ярмарки... Когда выезжаю за границу, стараюсь найти виниловые магазины. В любом из них всегда можно найти что-то для себя. А в каких интернет-магазинах - это секретная информация.

У кого лучшая коллекция

Коллекция пластинок заточена под того, кто ее собирает. Собирать под публику - это не коллекция. Для дальнейшей продажи - тоже не коллекция. Коллекция - это когда выбранная музыка вызывает дрожь, биение сердца, ты хочешь ею обладать, потому и собираешь. По этой причине утерянные 80 пластинок - это как часть себя потерять.

На чем проигрывать

Сейчас выпускают много всякой техники. В 80-х китайцы делали кучу магнитофонов: звук пластмассовый, слушать невозможно. Кого-то это устраивало, а кто-то покупал дорогие кассетники. В вертушке главное, как она крутится, все остальное - это колонки. Также многое зависит от иглы. Есть такие проигрыватели, которые многие пластинки даже не берут. На них ставишь, а пластинка скачет. Винил, он разный, бывает тяжелый, и игла должна с ним совладать.

У меня дома три проигрывателя. Просто потому что я диджей.

Андрей Смирнов, основатель винил-лейбла Aby Sho Music

(издал на пластинках Onuka, The Hardkiss, Brutto)

Сколько тратит на пластинки

Сложно ответить. Я заказываю у поставщика оптом, он мне присылает раз в полгода. В общей сложности 800-900 долларов.

Самый ценный экземпляр

Несколько лет назад я выпустил винил Depeche Mode - это было первое украинское издание, и у меня первая пластинка из трехсот. Это любимая. А если по деньгам - первопресс альбома The Dark Side of the Moon группы Pink Floyd обошелся мне в 600 фунтов.


Объект желания

Пластинка японской порнозвезды Reiko Ike, которая выходила только в Японии в конце 1960-х - начале 1970-х. Я ищу первопресс, он стоит порядка 500-600 евро, я пока стараюсь найти подешевле.

Где покупает

Там, где вижу. За границей, на Discogs и eBay. Поставщику заказываю из списка новинок, который он мне предоставляет.

У кого лучшая коллекция

Я никогда не мерился коллекциями. У каждого свое: один мой товарищ собирает только пластинки с автографами, другой - старые первопрессы роковые, кто-то собирает более диджейскую музыку. Мне ближе моя коллекция.

На чем проигрывать

Каждый сам для себя выбирает. Многие к диджейской аппаратуре относятся отрицательно. Настоящие меломаны мечтают о каком-нибудь «самолете» за 10-15 тысяч евро, чтоб на нем звучало лучше всего. Но я далек от предрассудков и играю все на обычном диджейском проигрывателе.

Вадим Глина, предприниматель

Сколько тратит на пластинки

Иногда 20 долларов, иногда ничего. Я покупаю и продаю пластинки, занимаюсь бизнесом [у Вадима точка на рынке Петровка, павильон A28. - Buro 24/7], потому у меня расходы такие, чтоб я мог окупить то, что потратил. Также бывает, что покупаю пластинку, о которой давно мечтал, слушаю - а она мне не нравится. Приходится продавать или менять, но чаще продавать.

Самый ценный экземпляр

Это коробка Let It Be - The Beatles. В нее входит сама коробка, пластинка, плакат и книга. В 1970 году она стоила порядка 20 фунтов, а в наше время примерно 4 000 долларов. На то время это были бешеные деньги. Также промокопия The Doors - их печатали для того, чтобы отсылать на радиостанции и музыкальным критикам.


Объект желания

Так тяжело выбрать... Вот представьте: вы сидите за столом, а перед вами стоят устрицы, черная икра, произведения кулинарного искусства. Очень тяжело выбрать. Вот так и здесь.

Где покупает

На eBay, например. Вообще, узкий круг людей-меломанов приносит мне пластинки на продажу, и я выбираю. Это могут быть винилы, которые есть в каждом доме, какая-то советская эстрада. А есть, например, Лариса Мондрус, певица, которая эмигрировала в Германию, где выпустила несколько альбомов, не пользовавшихся успехом. В СССР ее пластинки публиковал в конвертах "Советская эстрада" с абстрактным рисунком. А теперь Лариса Мондрус, пластинка которой ничего не стоила, оценивается в 25 долларов.

У кого лучшая коллекция

Каждый считает, что у него лучшая коллекция. В Лос-Анджелесе я попал в один магазин, там у человека на продажу около 100 тысяч пластинок. Его собственная коллекция - около 25 тысяч. При этом у него еще редчайшая винтажная аудиотехника.

На чем проигрывать

Пластинку, которая была произведена в Британии, стоит проигрывать на британской аппаратуре, в Советском Союзе - на советской. Каждая страна-производитель рассчитана на свой стандарт.

Музыкальный номер — это отчасти номер о том, чего нет. В мире mp3, блогов и коллекций, измеряемых сотнями гигабайт,собственно музыка мало кого волнует. Новые альбомы не вызывают душевного трепета, от свежескачанного хочется поскорее избавиться.Единственным предметом, который по-прежнему вызывает в людях нежность, зависть и простой человеческий интерес, оказывается давно забытая виниловая пластинка. Алексей Мунипов выяснил, как устроен московский мир винила, и встретился с главными коллекционерами.

«Я старался ни с кем никогда не меняться. И слушать свои пластинки не давал. Есть деньги — покупай, нет — иди на х…». В подвале «Трансильвании» жарко, над головой — торговый зал с тоннами CD: виниловых пластинок там нет, но это главная меломанская точка в Москве, и где начинать расспросы о коллекционерах, как не здесь?

Владелец «Трансильвании» Борис Николаевич Симонов когда-то был президентом Московского общества филофонистов и, по идее, должен знать каждого. О его собственной коллекции ходят легенды. Говорят, что все там только на виниле. Что по размерам она не уступает, а то и превосходит собрание «Трансильвании». Что под нее отведена отдельная квартира. И что, разумеется, доступа в нее нет никому.

Все это оказывается правдой.

«Собирать пластинки я начал в середине 60-х, — рассказывает Симонов. — Я точно знал, что пластинки мне никто не подарит, клянчить послушать тоже не хотелось. По лесам, по толчкам я не бегал — только покупал и продавал, и только у проверенных людей. В Москве было несколько серьезных фарцовщиков. Они-то зарабатывали на другом — на мохере, плащах болоньях, платках, часах, джинсах. Разгружали моряков, артистов, журналистов, спортсменов, дипломатов разных. Винил привозили тоже, но что с ним делать — никто толком не знал. С одной стороны, вроде модная вещь, с другой — в музыке никто не разбирался. Ну знали Тома Джонса, оркестр Поля Мориа, The Beatles… Наши люди из жадности покупали винил на распродажах, а там, как ни странно, попадались интересные вещи. Вот я их и подбирал. Лучшее оставлял, остальное продавал — за те же деньги. Это не было бизнесом — просто я мог очень много слушать и много оставлять себе. Ну накопилось кой-чего».

О том, что именно там накопилось, остальные коллекционеры говорят со смесью зависти и восхищения. «Я бы какую сорокапятку не упоминал, Борис тут же — да у меня таких семь! — рассказывал диджей Миша Ковалев. — Ну раз семь — продай одну, говорю. А он — не-ет, как же я ее продам? Она же хорошая! У Бориса такая логика: вот он выпустит из рук хорошую пластинку — так ее ж загубят потом дураки всякие! Лучше уж пусть полежит».

Что компакты — это для лохов, Симонов вслух не произносит, но в общем подход понятен. Винила в «Трансильвании» нет принципиально. «А как торговать самым дорогим? Придут эти людишки, начнут смотреть, трогать, послушать захотят, не дай бог, поцарапают… Ну не убивать же их за это? Опасно!»

В Советском Союзе жизнь пластинки была причудливой и часто скоротечной. «Свежий лонгплей стоил 50-55 рублей. Но в первые дни мог стоить и 100. Приходит какой-нибудь Creedence «Cosmo’s Factory» — тут же хватают «писатели», которые записывают музыку за деньги, с утра до ночи перегоняют на пленку и многократно оправдывают свои деньги. После этого пластинка превращается в кашу». Никакого представления о редкостях, курьезах, коллекционных изданиях — короче, о том, что сейчас называется collectables и описывается в толстенных каталогах, — не было. «Даже я тогда не понимал, что первый тираж ценнее, потому что звучит лучше. То, за что сейчас люди отдают громадные деньги — какой-нибудь оригинальный King Crimson, The Beatles на желтом Parlophone, — раньше можно было просто ногой пнуть».

Это был мир сложных схем, бесконечных цепочек, пунктиров «от солиста Большого к композитору Артемьеву», звонков и перепродаж, честных завмагов, тихих надувал и серьезных коллекционеров — Доси Шендеровича, Рудика рыжего и Рудика черного, Василий Львовича и Василий Дмитрича. Если верить Симонову, в Москве было как минимум несколько коллекций на порядок больше, чем его собственная. Но мир этот вроде бы давно и безвозвратно кончился. Сложно представить себе молодого человека, который сейчас ездит за винилом по чужим квартирам. Зачем и кому это может понадобиться?

***

Вова Терех, гитарист группы «Ривущие струны», человек вполне молодой, про двух Рудиков слышал едва ли. Терех стоит в шортах посреди своей двухкомнатной квартиры, в воздухе висит сигаретный дым, вокруг пластинки, пластинки, одни пластинки. Из мебели только кровать, стол и штанга. Терех наливает чай, ставит на проигрыватель пластинку группы Edgar Broughton Band 1969 года и, дождавшись первых аккордов, говорит о том, о чем первым делом говорит каждый коллекционер: «Ну сам послушай — совсем же по-другому звучит!»

Звук — это то, ради чего люди, по идее, покупают винил. У винила — аналоговое звучание, у компакта — цифровое: коллекционеры называют его плоским, зажатым, неестественным — каким угодно, главное, что жизни в нем нет. «Я ж не был маньяком, — говорит Терех. — Слушал компакты, собрал прилично. И однажды из ностальгических соображений решил послушать альбом Deep Purple «In Rock» — любил я его в детстве. Купил фирменный компакт — вроде все на месте, а музыка какая-то не такая. Достал другое издание, потом ремастированное, потом дорогущее японское — все не то. Ну и один раз в гостях наткнулся на старую пластинку, поставил ее на проигрыватель — и понял, что нас обманывают».

«Тогда ведь не было ни CD, ни DVD, ни кассет — винил был единственным носителем, — говорит Терех, копаясь в коробках. — Все лучшие инженерные умы мира занимались только тем, что добивались идеального звука. Некоторые пластинки так звучат — невозможно поверить, что они записаны в 68-м». Слово «ремастеринг» коллекционеры ненавидят особенно люто: «Какой-то дядька сидит и решает, как улучшить старый альбом. Да откуда он знает-то?! Ну да, там можно услышать детали, которых раньше не было слышно, — так их, может, и не надо слышать!»

Терех собирает гараж, психодел, панк и краут-рок; понятно, что для него даже подержать в руках оригинальное издание легендарной пластинки «Nuggets» — уже приключение. Или найти на бросовом сборнике Лу Рида — под псевдонимом, еще до The Velvet Underground. Все это затягивает: у одних и тех же альбомов есть разные тиражи, разные версии, английские, американские и прочие издания. Самое неприятное, что звук у них тоже разный. «У американских дубовая такая масса, глубокая дорожка, и звук прямо давит. Мне такой нравится. Английские совсем по-другому звучат — не лучше, не хуже, просто по-другому». Первого альбома The Velvet Underground у Тереха поэтому семь штук, и все разные.

***

Ну и, конечно, дизайн. Чтобы поразить неофита, ему всегда показывают чудеса и красоты. Все это проходит под лозунгом «На CD такого не бывает». У пластинки группы The Faces вращаются глаза. В «Сержанта Пеппера» вкладываются сержантские усы и эполеты. К EP «Jesus Loves the Stooges» прилагаются специальные очки — в них виден трехмерный дохлый осел на одной стороне конверта и трехмерный губастый Игги на другой. В конверте Jethro Tull «Stand Up» внутри бумажные фигуры участников. Конверты из кожи, золотое тиснение, цветной винил, окошки из пластика, постеры и вкладки — довольно много всего.

У Дмитрия Казанцева, дизайнера и по совместительству блюзового музыканта, пластинок около 5 тысяч — по большей части старых, американских. Места они, вопреки ожиданию, занимают не так уж много — два больших стеллажа, то есть полкомнаты. Хозяин не глядя достает компакт-диск: «Что тут сравнивать? Он почти в 9 раз меньше пластинки. Если уменьшить картинку в 9 раз, все детали потеряются. Компакт вообще не может являться предметом коллекционирования. Цена ему — тьфу, ничего. В производстве он стоит копейки. А у пластинки — вон одной бумаги сколько ушло».

На полу, на кресле, на шкафу лежат неразобранные стопки. Дмитрий подцепляет верхнюю пластинку и показывает: «Ну вот. Альбом The Beach Boys «Love You». Ты его сперва берешь, рассматриваешь — какой дизайн гениальный, как тут все до мелочей придумано, прорисовано. Потом переворачиваешь, а там посреди этого гениального дизайна — какая-то идиотская любительская фотография. И вот ты думаешь, что за идиотизм, смотришь имя фотографа, думаешь: ну как так можно, это фотограф му…к или кто? То есть… Понимаешь? Ты пластинку еще даже не начал слушать, а уже столько удовольствия!»

Казанцев демонстрирует редкостное здравомыслие: за разными версиями одного альбома не гоняется, collectables видал в гробу, обращает внимание только на музыку и качество записи. «У тех же The Velvet Underground на первых альбомах — ну ужас же что творится! И играют кое-как, и записано чудовищно. Или первые тиражи The Beatles: они сейчас стоят диких денег, достать их очень сложно, при этом они же почти всегда убиты, а большинство — вообще монофонические. Меня и поздние переиздания устраивают». Но под конец вдруг признается: «Тут, конечно, надо понимать… Пластинок становится все меньше, а нас все больше. Почти весь винил на свете уже собран, описан, цены растут. И вот сидишь и думаешь: может, купить впрок? Потом-то не будет».

***

С этого «впрок», с размышлений о разнице звука, с фраз «Возьму две, одну на всякий случай» в голове у людей начинает биться безумная коллекционерская жилка. В Москве есть магазины винила, но настоящие коллекционеры в них не ходят. По крайней мере не в те, что на виду. Есть две-три точки на Горбушке, есть страннейший магазин при «Мелодии» — с нераспечатанной Пугачевой со склада, и конечно, есть «Звуковой барьер» на Ленинском и его владелец Паша. К Паше у всех куча претензий, но со «Звуковым барьером» не может тягаться никто: пластинок тут более ста тысяч — и такой коллекции советского винила ни в одном месте больше нет.

Тихий собиратель любит законспирированные места — вроде точки в 1-м Смоленском переулке, которой управляет Андрей Михайлов, также известный как Андрей Дальтоник. Это комната, от пола до потолка забитая пластинками, — ни вывески, ни звонка, ни намека. Тут будто сами собой рождаются душераздирающие истории — о спившихся коллекционерах, сгинувших коллекционерах, о людях, питавшихся только консервами и кукурузой без масла. Ходил один художник — спился. Ходил один химик — спился, утонул. Ходила пара, мать и сын, по прозвищу Акулы-каракулы — цепкие, как черти. Собирали только классику, и только старинные пластинки, на 78 оборотов. Однажды показали пластинку Бэллы Врубель — это жена художника Врубеля, она немного пела, записала 3 или 4 пластинки. Цена такой — 1500 долларов, как минимум. А они ее купили у старушки за 50 рублей.

«Джаз которые собирают или рок — те еще ничего, — говорит местный консультант, худой, беззубый, в свитере, помнящем еще Андропова. — А вот если начал собирать классику — это все. С концами. Вот возьми кларнетный концерт Моцарта: там то в минор, то в мажор, а потом раз — и в бездны тебя бросает. Адовы. Начало в середине, середина в конце, конец в начале — ничего не понятно. Как у Блаватской. Начнешь такое собирать — пиши пропало. Классика — она людей душит».

А еще есть марочники или каталожники — они собирают целиком каталогами: скажем, все пластинки, выпущенные на лейбле Vertigo. Про Андрея Дальтоника, который очень любит итало-диско, рассказывали, что у него в коллекции 5000 пластинок немецкого лейбла ZYX Music. Андрей цифру отверг: «Да там и вышло всего тысячи три. И все-таки позиций 70 у меня не хватает. Пять тысяч — это если вообще все мое евродиско посчитать». Всего в его коллекции 12 с половиной тысяч пластинок. «Стоят в отдельной комнате, никаких проблем. Семья не возражает. Но без меня туда никто не входит».

По всем признакам — винил сейчас на подъеме. Растет рынок, увеличиваются продажи, люди готовы платить большие деньги. Продавцы должны бы этому радоваться — но их это, похоже, только раздражает. «С теми же олигархами я не люблю работать. — Владелец магазина морщится. — Они все на суете, сами не знают, чего хотят. Утомительные люди».

Те, кто не знают, чего хотят, покупают свой Deep Purple «In Rock» и уходят прочь. Остаются свои — и с ними уже можно иметь дело. Это тонкая, но прочная сеть — такой коллекционерский Web 2.0, система знакомых между собой людей, с которой никакой аукцион eBay не сравнится. К тому же Михайлов говорит, что на eBay цены зачастую выше, чем у него. «С тех пор как стало можно покупать из России, все взлетело невероятно. Налетели изголодавшиеся. Я это просто вижу». Сложнее, но и надежнее, пользоваться личными связями: где-то в Сассексе нашлась коробка с нераспечатанным винилом, а в Красноярске на нее есть покупатель. И ни на какой eBay она не попадет. Аукцион — это анонимность, а собирательство — это всегда общение. На eBay, не дай бог, обманут, а человек, если и обманет, — то вот он, рядом. Лучше найти своего продавца где-нибудь в Америке или людей, которые ездят за пластинками в Англию, Японию, Финляндию и Голландию. Главное — наладить контакт».

***

Сеть знакомств — она же и сеть презрения. Здесь все всех знают и все друг друга терпеть не могут. Коллекционеры оркестров и музыки 50-х — коллекционеров панка и психодела. Джазмены — собирателей «Мелодии». Любители прог-рока 1968-1971-го — тех, кто любит еще и 1972-1973-й. Меломаны — барыг. Барыги — студентов. Студенты — фанатов Nazareth. Знатоки краут-рока — знатоков итало-диско. Покупатели старого винила — покупателей современного. Узкие специалисты — широких. Ценители классики — всех остальных.

Ниже всех на лестнице ненависти стоят те, кто собирает экзотику — японскую эстраду, голландский рок, африканские твисты. В маленькой квартире, где нет места, а есть только тропинки — к кровати, проигрывателю и электрооргану, Миша Ковалев ставит мне семидюймовку каких-то идиотических голландцев: куплена на барахолке за один евро. Ковалев — преподаватель ГИТИСа и диджей. Собирает всякое веселье. Тем, что здесь за таким никто не гоняется, очень доволен: однажды в «Звуковом барьере» удалось урвать часть коллекции Цветова, главного советского япониста-международника, — никому больше японская эстрада не понадобилась. В другой раз там же появился шкаф с кубинской музыкой: умер главный в Москве специалист по латино, вдова принесла все «к Паше». На каждой пластинке был вручную нарисован экслибрис, кое-где — даже самодельные обложки. Шкаф простоял пару дней, удалось кое-что нарыть, потом коллекция ушла в Англию — на Западе кубинцы на виниле ценятся страшно дорого. Коллекции покойников вообще богатая тема. Родственники их, бывало, выкидывали, иногда грузовиками свозили на Горбушку и продавали на вес. «Много добра так досталось, — рассказывал Симонов. — Но вот у меня недавно был потоп — залило только от мертвецов пластинки. Больше не буду у покойников брать, ну их к черту».

Ковалев произносит все положенные слова про звук, про чувство времени, про то, что этой музыки попросту нет на CD, — группы, которые выпустили три сингла и развалились, никто не помнит, и в интернете про них ничего нет. Главное же говорит под конец: в этих пластинках каким-то образом сохранилась собственно музыка. Жизнь, теплота, дуновение — черт его знает что. И свои семидюймовки он слушает, а их же, переписанные на CD, не может. Без обложки, без конверта — даже вспомнить не может, что это. «Я в Амстердаме как-то зашел в диджейский магазин: тысячи пластинок, все в белых конвертах и с замазанными названиями. Чуть не умер там».

И потом, на виниле ведь не купишь лишнего: и дорого, и муторно, и устанешь тащить. Винил — это селекция, а селекция — это как раз то, что сейчас нужно. Без поиска, без приложения усилий, без этих вроде бы нелепых барьеров музыка чахнет, скукоживается, исчезает. Вроде и гигабайты всего — а слушать нечего. Не хочется.

«Сходи, — посоветовал Ковалев на прощание, — на Горбушку. Там люди годами одни и те же пластинки друг другу перепродают. Вот это да — коллекционеры».

***

Красная палатка во дворе завода «Рубин» — сильное место. Люди, которые собирают по списку и по каталогу только The Beatles или только «кентерберийцев», меняют Sweet на Slade и Slade на Boney M, — все они здесь. Это московское общество филофонистов в том виде, в каком оно живо до сих пор. Суббота и воскресенье — сбор по утрам. Симонов, услышав о нем, сказал только: «Ну это конченые».

Вот человек, у которого 4000 пластинок, и все — только Deep Purple: все издания, и все сольные альбомы, и сольники всех, кто играл на сольниках. Вот ходит спец по битлам: бывают ведь, молодой человек, коллекции по восемь тысяч — и только битлы. Посредине стоит экземпляр в очках: он мало что может сказать, он еле стоит, и соседи гонят его прочь, потому что он, похоже, обделался — но авоську с пластинками он держит крепко. «Старейший клиент», — полуизвиняясь, говорит нынешний президент общества.

Здесь пахнет ветхостью, алчностью и перцовкой. И еще безволием: под этим красным тентом собираются не люди, а овладевшие ими коллекции. Любое собирательство — это, в сущности, нелепая тяга к порядку; к возможности обустроить, собрать, сохранить и описать хотя бы крохотный клочок жизни. В конце концов, Deep Purple не бесконечен, и ничто не бесконечно — рано или поздно закроются все самые редкие позиции, и коллекция станет полной, идеальной, совершенной.

Но полных коллекций не бывает. Можно всю жизнь собирать «Мелодию», найти редкий советский джаз, записи спившихся пианистов — и совершенно случайно узнать, что на тбилисском филиале «Мелодии» по ночам, в третью смену, за деньги писали и печатали модную музыку вроде кавер-версий на Нино Ферреру. Этих пластинок нет в официальном каталоге «Мелодии», а значит, их не существует — но они есть. Или услышать о фонотеке скромного кагэбэшника из 5-го отдела, куда присылали по 20 копий каждой (каждой!) мелодиевской пластинки — в том числе и запрещенные. Где она и что там — неизвестно.

«На самом деле никто ничего не знает, — говорит Казанцев. — Бывает конверт из одной страны, а пластинка сделана в другой. Выпущена в Голландии, написано «Made in Sweden», а сделана в Англии. Или начали печатать на одном лейбле, а допечатали на другом. Звучат по-разному, а отличаются только тем, что там какая-нибудь крохотная R стоит. Или даже не стоит. Никакой интернет тебе не поможет, ни в каких каталогах это не описано. У меня есть пластинка Донована — никто вообще понять не может, где она сделана».

Где-то в глубине Горбушки толстый человек, окруженный пластинками, почти кричит: «Ты не знаешь, что такое коллекции! Ты не знаешь, что такое раритеты! Это не коллекционеры, а пфуй! Настоящие раритеты не продают, не меняют, не показывают, о них не говорят. Настоящие коллекции не помещаются в квартиры! Их хранят — в ангарах! Их перевозят — фурами!» Мне, очевидно, их никогда не увидеть — под разговоры о лейблах, репринтах, редкостях и джазовой фонотеке Евстигнеева воображаемые фуры медленно уходят вдаль. Как мечты о спокойствии, как призрак мира, где нет ничего, кроме музыки. Как Моби Дик, которого совершенно невозможно догнать.

Люди не любят расставаться со старыми вещами. Мы годами храним предметы, которые уже давно не используются в быту. Они пылятся в самом дальнем углу шкафа и их достают только при ремонте и переезде. Но некоторые из этих вещей можно продать тому, кто действительно оценит их по достоинству. Например, старые виниловые пластинки.

Раньше в каждом доме хранилась целая стопка из них: песни Аллы Пугачевой, Валерия Леонтьева, а также более редкие экземпляры с зарубежной музыкой - «Битлз», «Квин», «АББА» и многими другими исполнителями. Но пришло время а затем и электронных носителей. И только дряхлый, как правило, уже неработающий проигрыватель, да коллекция старого винила напоминают о прошедших временах.

Но те, кто бережно сохранил грампластинки, теперь может заработать на их продаже. Немало людей готовы их приобрести. Среди них есть как коллекционеры, так и любители настоящего звука.

Борьба аналогового и цифрового звука

Но начнем мы, пожалуй, с того, зачем именно люди охотятся за винилом. С такой категорией как коллекционеры все понятно: кто-то собирает марки, кто-то значки и медали, а есть те, кто приобретает редкие экземпляры пластинок. Очень часто их даже не распаковывают, и они просто являются частью выставки.

Но есть и люди, предпочитающие слушать музыку именно на таком носителе. По сравнению со сжатым цифровым форматом, на виниловом носителе звук богаче, ярче, и в нем больше глубины. Кассеты также проигрывают в этом соревновании, так как у них значительно снижен диапазон воспроизводимых частот.

Цифровые форматы во многом удобнее: за счет сжатия файлов на одном носителе можно хранить большой объем музыки. Они компактные, удобные и не повреждаются при проигрывании. Именно поэтому они лидируют сегодня на рынке.

Но меньшая часть населения - ценители сочного и глубокого звучания - остались верны винилу. Их армия пополняется за счет отдельных представителей молодого поколения. Сегодня можно смело говорить о том, что цифровые носители не до конца одержали победу, как киноиндустрия не смогла полностью заменить театр.

Теперь вернемся к вопросу о том, где и как выгодно продать грампластинки. Тем более что мест сбыта довольно много, и все они заслуживают внимания.

Комиссионный магазин

В каждом, даже самом небольшом городе, есть комиссионный магазинчик, в который на реализацию принимают разные товары - книги, аппаратуру, предметы интерьера, посуду, вещи и т. д. Принимают и старые виниловые пластинки СССР и зарубежных исполнителей.

Этот способ сбыта привлекателен быстрой реализацией: если в вашем населенном пункте есть ценители данного товара, то его купят очень быстро. Из минусов - цена. Здесь предлагают по 10-15 руб. за экземпляр, редко где стоимость доходит до 50 руб.

Тем не менее, если не хочется углубляться в тему и нужно быстро сдать все имеющееся грампластинки, это оптимальный вариант. Быстро, дёшево, без нервов.

Блошиный рынок

В крупных городах есть различные блошиные рынки и развалы. И если приложить усилия, то товар можно реализовать именно там. Работают они, как правило, в выходной день, так что даже у работающего человека есть возможность заняться продажей самому.

Здесь цена гораздо выше - 60-200 руб. Но есть и минусы. Во-первых, нужно хотя бы минимальное знание о ценах и потенциальной стоимости каждой пластинки. Во-вторых, нет никакой гарантии, что найдется покупатель, тогда как собственное время вы точно потратите. В-третьих, рынок - это совершенно особое место, где продавцы соседствуют с бомжами, маргиналами, асоциальными личностями, плюс мирятся со всеми капризами погоды.

К плюсам можно причислить более высокую прибыль и, как минимум, интересный опыт.

Музыкальный магазин

Так как немало меломанов интересуется покупкой виниловых пластинок, то соответственно и существуют торговые точки, где эта продукция имеется в огромном ассортименте. Это различные музыкальные магазины, например в Москве - «Звуковой барьер», «Винил-Тайм», «Фонограф», в Питере - «Винил», «Пластинка», «Рекордмэд» и множество других, как в этих городах, так и по всей стране.

В магазине виниловых пластинок часто берут на реализацию товар - особенно редкие и ценные вещи. За них здесь предложат неплохую цену. Но вот продать многотиражные экземпляры выгодно здесь не получится - стоимость будет не выше, чем в банальной скупке.

Тем не менее, это очень хороший вариант для тех, кто совершенно не разбирается в ценах на старый винил. Здесь всю коллекцию осмотрят, определят редкие и назовут примерную рыночную стоимость. После посещения магазина виниловых пластинок можно самостоятельно выставить свой товар на интернет-площадках или же оставить его для продажи.

Основной минус данного способа - это потеря времени при поездке, долгий срок реализации, а также низкая вероятность наличия у вас ценного раритета.

Интернет-площадки

В Сети сегодня можно купить и продать абсолютно все. И если вы ищите, где продать виниловые пластинки б/у, то можно обратиться к помощи таких торговых площадок, как «Юла», «Авито» или «Озон». В них имеются специализированные разделы с данной Можно также попробовать выставить товар на продажу в тематических разделах в соцсетях.

Для того чтобы подать объявление, необходимо сделать пару фото и назначить цену, а, следовательно, понимать, что и за сколько можно продать. Дальше нужно только ждать, так как срок реализации может сильно затянуться.

Из минусов данного способа можно отметить высокий риск столкновения с мошенниками: они мониторят все объявления с целью найти доверчивого простака.

Специализированные сайты по покупке/продаже винила

Есть и малоизвестные специализированные площадки, на которых можно купить или продать редкий экземпляр - 33ob.ru и аналогичные ресурсы. Здесь обитают те, кто хорошо подкован в вопросе и обладает самыми обширными знаниями по теме.

На таком сайте предлагают самые высокие цены, но только за стоящую вещь. Минусом подобных ресурсов является обязательная регистрация, также берется комиссия от продажи, либо платным будет само объявление.

В целом, для того чтобы продавать пластинки здесь, нужно иметь в своей коллекции что-то по-настоящему редкое и интересное.

Цена на виниловые пластинки зависит от нескольких важных факторов. К ним относится:

  1. Дата выпуска. Чем старше, тем дороже. Но иногда старого исполнителя позже выпускали дополнительным тиражом - это снижает стоимость.
  2. Редкий экземпляр. Грампластинка выходила в свет малым тиражом, что делает ее эксклюзивной. За такими вещами охотятся коллекционеры, и они всегда дорого стоят.
  3. Страна, где производилась запись. Отечественные носители советского периода не имеют большой ценности, тогда как среди винила с зарубежными исполнителями можно найти интересный экземпляр. Особенно ценятся те записи, которые попали в страну в обход железного занавеса.
  4. Состояние. Пластинки с серьезным дефектом продать практически невозможно, если же на ней будут потертости и царапины, мало влияющие на частоту звука, то покупатель все равно может потребовать скидку даже за редкую вещь.
  5. Скорость воспроизведения. При прочих равных, пластинка с высокой скоростью оборота стоит больше.

Цена на виниловые пластинки в розничной продаже может составлять от 500 до нескольких тысяч рублей. Если же говорить о коллекционных сверхценных и редких экземплярах, то они стоят десятки тысяч долларов.

Как узнать состояние товара

Для удобства покупателей были придуманы специальные обозначения, которые помогут понять состояние носителя без визуального осмотра:

  • Mint - винил новый, ни разу не проигрывался. Здесь же может присутствовать обозначение «SS» - упаковка не вскрыта.
  • NM - пластинка почти новая, прослушивалась несколько раз. Упаковка без повреждений и потертостей, поверхность винила в идеальном состоянии.
  • Ex - отличное состояние. На поверхности носителя допустимы небольшие дефекты, не влияющие на качество звука (шорохи и легкий треск не считают за ошибки звучания). Упаковка - в хорошем состоянии, допустимы легкие заломы по углам, но все швы целы.
  • G - хорошее состояние. Упаковка выглядит плохо - потертости, разрывы, грязные и жирные пятна и т. д. На виниле множество царапин, но ее можно проигрывать.
  • F/P - плохое состояние. Единственная причина для покупки данной вещи - ее коллекционная ценность. Не пригодна для прослушивания.

Предпродажная подготовка

Перед тем как решить, где продать виниловые пластинки б/у, необходимо привести их в пристойный вид. Иными словами нужна предпродажная подготовка. Все их нужно перебрать, убедиться, что упаковка соответствует содержанию. Затем нужно протереть конверты от пыли и подклеить - это придаст им более презентабельный вид.

Поверхность винила лучше не трогать - пыль при вытирании оставляет следы, и эту деликатную процедуру стоит оставить тем, кто разбирается в данной теме.

Отдельное внимание следует уделить составлению списка коллекции - название пластинки, производитель, год издания, тираж. Это поможет облегчить диалог с продавцом в скупке или сэкономит время при подаче объявления.

Итак, теперь вы знаете, как и где продать виниловые пластинки б/у. А сколько вы на этом заработаете, зависит только от того, есть ли в вашей коллекции экземпляры, представляющие ценность.