Вопросы для обсуждения. Выборочное чтение мифа “Правила старика Нума”

Урок литературного чтения - 3 класс. Тема: Г.Б.Остер "Как получаются легенды"

Данный материал будет полезен учителям начальной школы. Этот конспект направлен на формирование интереса к чтению произведений Г.Б.Остера, на знакомство с мифами и легендами родного края, на творческую и познавательную активность учащихся.
Тема урока: Г.Б.Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. Легенды своего села.
Тип урока : урок открытия новых знаний.
Цель урока : изучение творчества Г.Б. Остера на примере его произведения «Как получаются легенды», формирование интереса к чтению произведений Г.Б.Остера.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «миф», «легенда», с произведением Г. Остера «Как получаются легенды», с легендами родного края; Заинтересовать ребят к чтению книги Г.Б. Остера «Легенды и мифы Лаврового переулка»
Развивающие: развивать речь учащихся, воображение, умение работать над содержанием текста; работать в паре и самостоятельно; умение делать сообщение, с использованием книги; обогащать жизненный опыт при решении практических задач по рефлексии своей деятельности.
Воспитательные: воспитание культуры поведения учащихся; желание посмотреть на себя со стороны и поработать над своими недостатками, стремление составлять собственные легенды о жизни детей.

Планируемые результаты (УУД) :
Предметные: знать значения понятий миф, легенда, познакомиться с произведением Г.Остера «Как получаются легенды», с легендами родного края. Определять особенности легенд. Учиться сочинять легенды.
Метапредметные. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Оценивать результаты своей деятельности; определять правильность выполненного задания.
Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; анализировать, сравнивать ситуации, представленные в произведении; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки; читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное; сотрудничать в совместном решении проблемы.
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Информационный материал: учебник, часть 2, стр. 184-186; книги Остера Г.Б. «Вредные советы», «Легенды и мифы Лаврового переулка» и другие (по выбору учащихся), легенды села Рековичи
Демонстрационный материал: гербарий лаврового листа.
Интерактивный материал: презентация к уроку (вложение – 9слайдов).

Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельност и.
– Прозвенел заливистый звонок, начинаем чтения урок!
«Самооценка-разогрев» (реакция на утверждения с помощью жеста).
Если вы согласны, что читая, человек узнаёт много нового, то кивните головой.
Если вы согласны, что книга – лучший друг, то похлопайте руками.
Если вы согласны, что сегодня хорошо подготовились к уроку помашите рукой.
Если вы уже настроены на работу и готовы выполнять задания, то улыбнитесь.

II. Актуализация знаний и постановка проблемных вопросов
А) Проверка домашнего задани я.
1) Рассматривание выставки книг Остера Г.Б., составленной учащимися класса.
- Книги какого автора представлены на выставке?

2) Защита проекта учащим ися
- Какое произведение вы изучили на прошлом уроке? (Г.Остер «Вредные советы»)
- Почему Г.Остер писал вредные, а не полезные советы? (Учёные открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые делают всё наоборот. Им дают полезный совет: « Умывайся по утрам» - они берут и не умываются. Учёные решили, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот, и получится как раз правильно. Читаешь их и понимаешь, как нельзя поступать.)

Вам было задание на выбор выучить вредные советы или сочинить свои вредные (можно полезные) советы
- Ребята, почему вы решили сделать мини-проект по данной теме?(Дети зачитывают актуальность проекта, цель, задачи, план)

Как выполняли и какой продукт получился? (Дети показывают проект и читают 3 стихотворения Г.Остера и 3 стихотворения собственного сочинения)
- Так чему же учит это произведение Г.Остера? (Быть воспитанными)
3) ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ

Б) Постановка проблемных вопро сов
-Ребята, вы помните, что Григорий Бенционович жил в Одессе? ,
(Слайд 1)
Он часто прохаживался по старинным переулкам,
(Слайд 2)
слушал как шелестят листья лаврового дерева и вдыхал их аромат.
(Слайд 3)
- Перед вами листья лаврового дерева. Вдохните их аромат.
- Ребята, а у нас растут такие деревья? Может вы знаете, где используют листья этого дерева?
- Как вы думаете, что сочинял Георгий Остер после прогулок? (?????)
- А вы хотели бы это узнать? (Слайд 4)
Григорий Бенционович написал книгу «Легенды и мифы Лаврового переулка»
- Так что же писал Г. Остер после прогулок? (Мифы и легенды)
- А вы знаете, как получаются легенды? (???)

III. Построение проекта выхода из затруднения (Постановка темы и задач урока) :
-Предположите, какая будет тема урока?
-Тема Г.Остер «Как получаются легенды» (Слайд 5)
Как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке? Давайте поставим перед собой задачи.
1) Узнать что такое легенды и мифы
2) Познакомиться с произведением Г.Остера «Как получаются легенды»
3) Определить главную мысль произведения
4) Сочинить свою легенду (Слайд 6)

IY. Совместное открытие знаний
1) Словарная рабо та. Работа над смысловым значением слов мифы и легенды с использованием толкового словаря Ожегова
-Итак, нам нужно узнать что такое легенды и мифы. Где можно найти данную информацию?
- Посмотрите в толковом словаре Ожегова (Дети читают вслух, потом возникает слайд)(Слайд 8)
легенды 1.Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии,
2.(перен.) Вымысел, нечто невероятное.

мифы 1. Древние народные сказания о легендарных героях, богах, о происхождении природных явлений;
2. (перен.) О недостоверном рассказе, выдумке;

(На доске вывешиваются плакаты: легенда это предание о каком-то историческом событии; неправдоподобное сообщение)
2) Антиципация чтен ия (прогнозирование содержания чтенения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста)

– Как вы думаете, что мы будем читать на уроке: предания, или неправдоподобные сообщения? (Высказывание своего мнения и его обоснование.)
3) Первичное знакомство с произведениемГ.Б.Остер «Как получаются легенд ы».
Чтение с остановками по цепочке. (Учитель – ученица - ученик)

Первый абзац читает учитель

Как вы думаете, о чём будет рассказываться дальше?

Прочитайте до слов «Есть другая история...».
- Как вы думаете, что произойдет далее?

Прочитайте последний абзац.

– Понравились ли вам легенды из Лаврового переулка? Обоснуйте своё мнение.
- Перед чтением данного произведения был задан вопрос: что мы будем читать на уроке: предания, или неправдоподобные сообщения.
Вы ответили….Угадали ли вы содержание данных легенд?
Y.Физкультминутка.

YI. Первичное закрепление во внешней речи.
1.Повторное чтение рассказа. Беседа по содержа нию
(Дети читают сначала про себя, а потом вслух)
-Прочитайте текст самостоятельно. Придумайте и задайте вопросы, чтобы ответы на них можно было найти в тексте.
- Прочитайте произведение вслух.
- Какие вопросы вы приготовили? Задайте.
2.Постановка концептуальных (смысловых) вопросов по текс ту.
-Ребята,объясните как же получаются легенды?
(Легенда связана с реальной историей и реальной местностью. События, описанные в ней, обязательно переходят в фантастические.)
Для чего Г.Остер написал нам произведение «Как получаются легенды»
(Эти легенды учат детей быть воспитанными и прилежными; не баловаться, слушаться старших)
YII. Самостоятельная работа
1.Работа с текстом легенд о родном кр ае.
– В нашем селе нет лавровых переулков. Но легенды существуют даже у нас в Рековичах.
(Учитель дает карточки с текстом:
Легенда о первой Рековичской церк ви.
Давным-давно, когда река Десна еще была судоходной, а леса были настоящими дебрями, в них водилось много птицы и зверья. В ту пору жили в лесу люди, промышляющие разбоями и грабежом. Они грабили лодки, идущие по реке, купеческие обозы с товарами, проходящие по Рековичской земле.
Одному из разбойников понравилась молодая девушка – дочь князя Мещерского. Эти люди выкрали молодую барышню и увезли в поповские леса (так назывались леса на берегу Десны). Молодая княгиня была смелой и находчивой. Когда разбойники уснули в своем лагере, она бросилась бежать. Грабители обнаружили пропажу только под утро и кинулись вдогонку. Выбравшись из леса, девушка заметила погоню и спряталась на поле под снопом со льном. Не найдя никого, преследователи вернулись в свое логово.
В честь возвращения дочери князь велел построить церковь. Так в 17 веке появилась первая деревянная церковь в честь Казанской иконы божьей матери (домовая церковь князей Мещерских).

Легенда о происхождении села Рековичи
Во время Отечественной воны 1812 года по нашей земле проходили войска Наполеона. Учитывая важное значение Брянска, Трубчевска, Стародуба и других городов края, французы предпринимали неоднократные попытки захватить их. Захватчики встречали решительное сопротивление партизанских отрядов.
Покидая наши места, Наполеон, якобы, потерял здесь рукавицу – оттого и произошло название села Рековичи.

Подготовьтесь прочитать их вслух.
Чтение вслух
Мы прослушали две легенды о своем родном крае. Сравните, одинаковые ли они?
– Обратимся ещё раз к толкованию слов мифы и легенды. В основе легенд, с которыми вы работали лежит …(что?) (Предание о каком-нибудь историческом событии)
– Как вы думаете, какую легенду сочинить легче? Обоснуйте своё мнение.

2. Сочинение легенды (Совместная работа с учител ем)
-Давайте попробуем сочинить легенду. Я начну, а вы продолжайте.

В одной деревне жила умная девочка. Она хорошо училась и за это родители подарили ей смартфон. Девочка постоянно ходила с этим телефоном, даже на переменах не выпускала его из рук. И вот однажды…

Продолжите пожалуйста, что случилось.(Ответы детей)

YIII.Рефлексия.
- Ребята, мы со всеми справились поставленными задачами? Для чего Г.Остер написал книгу Легенды и мифы Лаврового переулка? Где пригодятся знания?
-А теперь выберите себе по два предложения и закончите фразу (Слайд 9)
Сегодня на уроке я узнал(а)…
На этом уроке я похвалил(а) себя за …
После урока мне захотелось …

IХ. Домашнее задание. (Учащимся дается задание на выбор)
1) Читать в учебнике стр.184-186, пересказывать.
2) Узнать у родителей легенды семьи или доме
3) По желанию сочинить легенду.

Цели урока:

1. Расширить и углубить знания учащихся о мифологии; на основе сопоставления с древнегреческими мифами и русскими народными сказками показать национальное своеобразие мифологии и фольклора ненцев.

2. Развивать аналитические навыки работы с художественным текстом и справочной литературой, а также творческое воображение и читательскую наблюдательность учащихся.

3. Воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к обычаям и традициям коренных жителей Ямала.

Оборудование:

1. Фотовыставка, иллюстративный материал “Ямалу-75”.

2. Выставка творческих работ учащихся “Мой край”.

3. ТСО: мультимедийный компьютер для демонстрации слайд - фильмов “Уренгой” и “Северные узоры”; магнитофон с записями национальных песен.

4. Сборники текстов, информационные листы (№1 “Словарь терминов”, №2 “Глоссарий”).

Предварительная подготовка к уроку:

Первая группа. Пересказ (и/или выборочное чтение) текста с представлениемсобственных рисунков- иллюстраций.

Вторая группа. Сообщения учащихся (“Архитектоника мира в представлении ненцев”, “Пантеон ненецких богов”).

Третья группа. Презентация слайд - фильма “Северные узоры” о нравственных представлениях ненцев, символически выраженных в орнаменте.

Кто знает одну культуру - не знает ни одну.

Макс Мюллер

(На перемене, до начала урока, демонстрируется слайд-фильм “Уренгой”, звучат национальные мелодии)

Ход урока:

Слово учителя.

Беседа. Актуализация знаний.

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с мифами древних греков и североамериканских индейцев. Вы хорошо знаете русские народные сказки. Что такое миф? Как рождались мифы? Чем сказка и легенда отличаются от мифа? Каким было мышление древнего человека? Если трудно ответить сразу, загляните в свои тетради и словари (информационный лист №1).

Тезисный план ответов учащихся

  1. Древний человек был язычником, поклонялся множеству богов. Он одушевлял всё, что его окружало: небо и землю, моря и горы, леса и поля.
  2. В эту же эпоху человек создал истории, в которых объяснял мир и его законы,- мифы. Мифы повествуют о деяниях богов и героев. Мифы складывались не для развлечения, рассказчик и слушатели верили в рассказываемое. Мифы часто разыгрывались перед слушателями- зрителями или приобретали облик обряда.
  3. Сказка повествует об обычных людях (“благородного” или “низкого” происхождения); воспринимается слушателями как фантастика, вымысел; рассказывается, в основном, с целью развлечь. В отличие от мифа (тайного знания) сказка общедоступна.
  4. Легенда исторически и географически “привязана”, персонажами являются конкретные люди. Природа не обожествляется, хотя отдельные мифологические мотивы и образы сохраняются.

Работа групп

Первая группа. Пересказ (и/или выборочное чтение) произведения с представлением собственных рисунков- иллюстраций.

Вопросы для обсуждения:

Почему выбрали именно это произведение? Что вы услышали и увидели в нём? Что, может быть, поразило или вызвало недоумение?

Ваше мнение о героях? Как построено произведение?

Сравните их с русскими народными сказками, мифами Древней Греции. В чём сходство и различие?

Делаем совместные выводы

1. В сказках, легендах, мифах ненцев действующих лиц немного, обычно трое: два брата и сестра (“Каллаха - богатырь”), три охотника (“О невесте и снежном человеке”) и т.д.

2. Ребята отмечают увлекательность сюжета, его неожиданные повороты. Герои всегда отправляются в путь, попадают в зоны действия злых или добрых сил, соединяются или борются с ними, приобщаются к тайнам, что-то теряют или приобретают на этом пути (огромное стадо оленей, нарты с хлебом, сахаром, маслом и “всякой необходимой всячиной для безбедной и счастливой жизни стойбища”).

3. Как общее в поэтике сказок разных народов ребята отметили контрастное построение сказки, деление персонажей на добрых и злых, торжество доброты и таланта над завистью и чванством. Обращаю внимание ребят на то, как организовано мифологическое пространство. В нём всегда выделены центр, верх, низ. В славянской мифологии таким центром является Мировое древо. В ненецкой мифологии идею вертикали помогает выразить образы горы, холма, дерева. Они помогают героям разделять добро и зло, жизнь и смерть. На холме ставит свой чум первый человек из рода Вэлло, ставит ближе к небу, к солнцу. В корнях дерева (Нижнего мира) находят дочки Оленнего хозяина героя сказки “Как Вылка на море ездил”.

Пространство в мифах и сказках не бездушно и не нейтрально: оно расценивается как своё или чужое, доброе или враждебное для людей. Они же, в соответствии с выбранным направлением, попадают в зоны дурных или добрых сил. Переправившись через большую реку с крутыми берегами, два брата-охотника попадают в царство лесной женщины Палснэ (“Жила в лесу кикимора”). Нарушил запрет бабушкин внук по имени Тункевхи, спустился в низовья реки и чуть не оказался в руках колдуна. Пройдя через нелёгкие испытания, понимает молодой человек цену дружбы и взаимопомощи. Охотник вернулся в чум своей бабушки и предложил ей: “Давай поищем добрых людей, с которыми не надо будет бояться колдунов и людоедов”. Долго ходили они по тайге и тундре и наконец нашли стойбище Айваседо. Там их приняли с радостью.

4. В мифах и сказках существует разумная пропорция между всеми сторонами бытия – дурными и хорошими, светлыми и тёмными. Если баланс нарушен по чьей-то воле, нарушается и гармония, тогда появляется герой, призванный восстановить равновесие.

5. Обратившись к древнейшим пластам мифологии, мы видим, что разные народы поклонялись четырём стихиям: Огню, Воде, Земле и Небу. Древние народы полагали, что именно из этих компонентов складывается Вселенная. У ненцев особенно почитаются Земля, Огонь и Вода: плюнуть в воду, в огонь считается непростительным кощунством. Огонь часто представляется женщиной в красном халате, она может предсказывать будущее, разговаривая треском, писком. Итак, центральный образ ненецкой мифологии – образ Природы.

6. Основой философии ненцев является идея о единстве природы и человека, о взаимосвязи всего сущего. Вселенная, Земля, Человек, животный и растительный мир представляются неразделимыми. Поэтому так легко (и очень часто) совершаются в сказках и мифах превращения: охотник превращается в дерево, девушка - в ягоду (сказка “Голубика”), несчастная мать - в кукушку (сказка “Кукушка”), парень- в гагару (“Девушка и гагара”), ветер- в щуку (“Синяя щука”), шаман- в оленя (“Ваханде и Нойсама”).

В этом мире даже смерть маленького и злого комара имеет страшные последствия, остановить которые сможет только шаман, совершивший жертвоприношение (“Смерть комара”).

Вторая группа. Сообщения учащихся: “Архитектоника мира в представлении ненцев”, “Пантеон ненецких богов”. (Остальные учащиеся в это время по желанию рисуют портреты богов или план- схему строения мира).

Вопросы для обсуждения

Как представляли ненцы строение мира? Сотворение земли и человека?

Какова иерархия ненецких богов?

Сравните мифологические воззрения ненцев и древних греков.

Краткие тезисы сообщений учащихся

Миф о создании Вселенной в каждом регионе Ямало – Ненецкого автономного округа имеет свою трактовку. Мы познакомим вас с легендами тундровых ненцев. Согласно их представлениям, мир состоит из трёх уровней: Верхнего, Среднего, Нижнего, между которыми распределён весь пантеон ненецких богов. Земля изображалась плоской, немного взгорбленной посредине, окружённой морем. Над нею простираются семь небес (у ненцев понятие о многослойном небе существовало задолго до того, как они познакомились с христианством). Небо имеет выпуклую форму и упирается краями в землю наподобие опрокинутой чаши. Внизу находятся семь земель. Для подземных жителей наша земля является небом.

Творцом Вселенной является Нум, ему помогал Нга. Они были родными братьями. Между ними происходили ссоры, но они быстро мирились. Всюду, где Нум создавал светлое, Нга творил тёмное.

Легенда гласит, что сначала была вода. Нум, глядя на безбрежные воды, решил создать землю. Нга стал помогать. Нум вызвал к себе гагару, повелел ей нырнуть глубоко в воду и принести из глубин землю. Три раза ныряла гагара. На третий раз в клюве принесла немного ила, из которого была создана суша. Населил Нга землю большими и малыми животными, а воды – рыбами, небо – птицами. Земля была прекрасной. Нум не захотел отдать её во владение брату, несмотря на его просьбы. Нга обиделся на Нума, и там, где ступала его нога, появлялись болота. В гневе Нум ударил своего брата посохом так, что земля содрогнулась. Рассердился Нга и дохнул на землю своим холодным дыханием. Вся земля покрылась льдом и снежными сугробами, деревья замёрзли, погибли растения. Над землёй пронеслись холодные северные ветры.

Долго братья были в ссоре, никто не решался подойти первым. Когда братья помирились, то решили они сделать Солнце и Луну. Нум взялся за создание Солнца, а Нга он доверил делать Луну. В руках Нума Солнце получилось ярким и горячим, так что осветило всю землю своими животворными лучами. Расцвела земля, проснулись животные и птицы. Но деревья от холода остались маленькими и искривлёнными. Нга увидел, что у Нума получилось красивое и горячее Солнце, решил сделать ещё лучше. Но от его холодного дыхания Луна замёрзла. Нум посоветовал брату не расстраиваться: так как ночью бывает темно, то его Луна будет освещать землю в этот период времени.

Потом они приступили к созданию человека. Нум, взяв в руки глину, стал лепить тела людей. Нга ушёл, чтобы принести ещё глины, а когда вернулся, то увидел, что человек сделан и Нум готовится вдохнуть в него жизнь. Обиделся Нга, и снова братья поссорились. Прошло время, и договорились они так: оба они вдохнут жизнь в человека, чтобы боролись в нём добро и зло. Одно из них должно было победить. И хозяином души становился тот, чьё начало побеждало. Чтобы быть ближе к человеку, Нга попросил Нума отдать ему подземный мир. Нум согласился, а сам остался жить на небе.

Самые почитаемые ненецкие божества: Нум – верховный бог; Я-мал Вэсоко – хозяин земли, ему подчиняются Илебямпертя – даритель дичи и помощник человека в его трудовой деятельности; Ту - Хада – хозяйка огня; Олений хозяин; Мяд – Пухуця - хозяйка чума. Нга – властелин Нижнего мира, повелитель холода и мрака, его называют ещё Нга – смерть. Верхний мир признаётся страной, подобной во многом Среднему миру - Земле. Там существует своя жизнь, устроенная по земному образцу. Над ним сияет своё небо, так же светят солнце, луна и звёзды. Здесь живут небесные люди, каждый из них имеет свою семью, чум, пасёт оленей. Льющийся с неба дождь – это снег, тающий на нижней небесной земле. Гром – шум полозьев нарт, на которых разъезжают небесные люди. Не менее интересна жизнь людей Нижнего мира. Важнейшим связующим звеном между тремя мирами являются шаманы.

(Чтобы проверить внимательность слушателей, докладчики задают несколько вопросов по содержанию. Как появились болота? Почему Луна холодная, а Солнце горячее? Почему человек может быть и добрым, и злым? Докладчики собирают с парт схемы строения мира, нарисованные ребятами, а также портреты богов, и лучшие изображения вывешиваются на доску).

Делаем совместные выводы

Мифы разных народов очень похожи: та же концепция “трёх миров”, то же движение от первобытного хаоса к упорядоченному космосу (гармонии), та же борьба добрых и злых сил и участие богов в жизни людей.

Третья группа. Презентация слайд - фильма “Северные узоры” с образцами национальной ненецкой одежды, крупным планом – детали орнамента и узоров. Синхронно с демонстрацией фильма читаются отрывки из мифа “Правила старика Нума”.

Вопросы для обсуждения

Что же рассказал нам миф о своих современниках?

О чём мечтали люди? По каким законам жили?

Выборочное чтение мифа “Правила старика Нума”.

“…Небесный бог Нум сказал своему старшему сыну: “Посели всех людей на земле”. Тот увёл людей на землю и оставил там. Прошло три года, и старик Нум попросил его посмотреть, как они живут. Сын спустился с небес и увидел, что порядка на земле нет. Над всеми издевается человек, худой, как олень -самец осенью. Он всех женщин согнал в свой чум и других мужчин не подпускает. Услышав рассказ сына, опечалился Нум: “Так не годится. Иди и подели их по двое, то есть каждой женщине по мужчине. Так и сделал сын небесного бога, а того самого мужчину, который нарушил порядок, убил из лука”.

“…Пошёл Нум по земле дальше и встретил мужчину и женщину. Махнул рукой, и появились у них олени, нарты, малицы, ягушки и кисы. “Всё это ваше, живите счастливо,- сказал Нум.- Но жить вы должны по законам. Вот они: орнамент на твоих кисах. Это не просто рисунок. Треугольник кисов- это твой чум, поперечные полоски – запреты, ещё один треугольник – дымок над чумом. А верхний ободок на носу кисов – это небо над твоей головой. Полоски в разные стороны могут означать лучи солнца над чумом. Орнамент вокруг кисов означает, что под небом ты не одна; вокруг твоего чума живут и другие…”

“…А теперь пойдёт речь об орнаменте на твоей одежде,- повернулся Нум к мужчине.- Поперечные полоски ниже колен, как и у женщины, означают запреты. Дальше… Полоски в четырёхугольнике на коленях надо понимать как сиденье на нарте. А уходящие продольные полосы – ремни упряжки. Узоры на ноге, по верху ступни,- это головы людей. И напоминают они о том, что ты на земле не один”.

Делаем совместные выводы

Нравственные идеалы, воплощённые в мифах, легендах и сказках, универсальны, едины для человека, независимо от того, когда и в какой стране он жил или живёт. Любовь, красота, дом, семья – для него безусловные ценности. Не быть обманщиком, любить людей учит сказка “Месть”. Герой сказки - обиженный Панхи - весной поехал на своё священное место. Сделал из железа образ своего врага и повесил на святилище. И вот едет Панхи обратно, а над его головой вдруг раздаётся голос: “От того, что ты сделал, в будущем твоим потомкам не будет плохо?” Люди должны знать: пожелания зла кому-то, сделав круг, ударят по тому, кто первым их произнёс.

Подведение итогов урока

Мифами охвачены едва ли не все стороны жизни человека тундры: имена, фамилии, жилище, его внутреннее убранство и внешнее расположение. Орнамент одежды и обуви, различные эмблемы, географические названия, государственная символика, праздники, обряды, ритуалы и многое другое – всё имеет особый смысл. Вы можете прочитать об этом в книгах Е.Г. Сусой “Из глубины веков”, П.Г. Турутиной “Дом ветров”. Зачем современному человеку древние сказания? Они дарят ощущение гармонической слитности всего видимого, сущего. Человек, гора, болото, дерево, небо – всё напоминает одну постройку, воздвигнутую по чьей-то неведомой воле. И рядом с этим переживанием – другое: мир продуман до последней мелочи. Кто-то Невидимый в вышине сотворил мир по законам красоты и любви. Миф развёрнут не только в прошлое, но и в будущее, потому что он убеждает: законы красоты и любви неизменны.

Домашнее задание

Письменная работа на тему: “Моё впечатление об уроке”.

Список использованной литературы

  1. Беспалова Л.Г., Беспалов Ю.М. Тюменский край и писатели 18-19 вв. Екатеринбург, Средне-Уральское книжное издательство, 1998.
  2. Северные родники. Литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. Сыктывкар, 1995.
  3. Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень, 1994.
  4. Турутина П.Г. Дом ветров. М., Вилад, 2000.
  5. Иванов Н.Н. 300 вопросов и ответов о мифологии. Ярославль, 1997.

Понятие о мифах. Мифы и легенды.

Цель:

Дать понятие о мифах как об одном из видов творчества; познакомить с мифами, с представлениями древних людей об устройстве мира, о том, как они объясняли общественное устройство;

Формировать владение навыками монологической речи; умение сопоставлять, анализировать, делать выводы;

Воспитывать интерес к предмету, художественный вкус.

Ход урока

I . Организационный этап

II . Актуализация

Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Вы выросли за лето, стали старше, взрослее. Изменились ваши читательские интересы и пристрастия. Поэтому перед нами стоят новые учебные задачи. Давайте посмотрим ваш новый учебник русской словесности, узнаем имена авторов, редактора, художников-оформителей и авторов иллюстраций.

- А теперь давайте вспомним, что такое обложка, форзац, титульный лист, выходные данные, и покажем это на примере нашего учебника.

- Посмотрите на страничку, называемую «Содержание». Какие литературные произведения мы будем изучать? Знакомы ли они вам? Какие из них произвели на вас наиболее сильное впечатление?

Ребята, вы, конечно, помните, что на уроках литературы в 5 классе мы говорили о мифах и мифологическом сознании, которым свойственны антропоморфизм, анимизм и тотемизм. Давайте вспомним, что обозначают эти термины.

III . Формирование новых понятий и способов действия.

    Работа с учебником.

Учащиеся читают раздел «Введение» (стр. 3-5), затем проводится беседа.

    Беседа.

У каждого народа есть своя мифология - совокупность мифологических представлений, но мифы - произведения устного творчества. За время существования народа мифы по разным причинам могли быть утрачены (например, многие славянские мифы). Какие-то фрагменты мифов могли найти отражение в сказках.

Мифология Древней Греции известна нам лучше, чем мифология любого другого народа, потому что она была записана и систематизирована Гесиодом (VIII-VII вв. до н.э.) в поэме «Теогония», т. е. «родословная богов», а также отражена в поэтических циклах сказаний о героях.

Ребята, расскажите, как создавались мифы.

Что древние люди пытались объяснить с помощью мифов?

Обратите внимание на то, что мифы создавались народом не для развлечения. Во времена, когда у народов складывалась своя мифология, люди еще не знали науки, не понимали причин, вызывающих различные явления природы - бури, ураганы, грозы, наводнения; не разделяли природу на живую и неживую, они воспринимали мир целостно, как один организм. И через мифы народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире.

Почему герои мифов чаще всего были связаны между собой семейно-родовыми отношениями?

Что такое мифическое время? Расскажите о нем.

Как миф связан с литературой?

Что такое мифологема?

3. Словарная работа.

Учащиеся записывают в тетрадь определения понятий миф, мифология.

Мифы (греч.) - предания, сказания. Это произведения, созданные фантазией народа. В них рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев.

Мифология - совокупность мифов и мифологических представлений.

IV . Применение. Формирование умений и навыков.

    Работа в группах.

Каждая группа создает иллюстрацию к заданному выражению и готовит презентацию.

    Словарная работа.

Учащиеся записывают в тетрадь краткое объяснение выражений.

«Сизифов труд» - тяжелая, лишенная смысла работа.

«Панический страх» - неконтролируемый страх, ужас.

«Танталовы муки» - тяжелые мучения, лишения, страдания.

V . Этап информации о домашнем задании

1. Чтение статьи учебника на стр. 3-5.

VI . Этап рефлексии

Тема: Мифы и легенды

Цель : открыть особенности нового жанра – миф; выяснить роль мифов хакасского народа в общей культуре человека, формирование желания узнать больше об особенностях края, воспитывать интерес к изучению истории своего родного края, а также воспитание чувства гордости за свою малую родину.

Формирование УУД:

Личностные: ценить базовые ценности «родной край», «моя родина», «история», уважение к своей родине, ее истории, формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Оборудование: презентация к уроку, учебники литературного чтения (автор Л.А. Ефросинина) книга «Мифы и легенды Хакасов» П.А.Троякова 1995 г.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивационный этап

Доброе утро, я улыбнулась вам, вы улыбнитесь мне.

Регулятивные УУД:

самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Этап актуализации знаний

3.Целеполагание

4.Открытие новых знаний.

1. Проектная деятельность.

2. Постановка проблемы

3. Выдвижение гипотезы

5. Физминутка.

6. Использование

полученных знаний.

7. Работа с текстом учебника.

8.Рефлексия.

9.Домашнее задание

Сегодняшний урок мы начнем с красивой песни. Внимательно послушайте и ответьте на вопрос « О чем мы сегодня будем говорить?»

Итак, о чем мы сегодня будем говорить?

- Продолжить разговор я хочу с таких слов :

Без прошлого нет настоящего и будущего
- Скажите, как вы их понимаете?
Прошлое - это наши корни дерева, на котором растут мощные и красивые ветви (настоящее). А чтобы появились и плоды (будущее) необходимо знать прошлое, гордиться настоящим и строить будущее

Я вам прочитаю одно произведение, а вы скажете, к какому жанру вы бы его отнесли.

(чтение хакасского мифа « Гора Семь Дев»)

См. приложение.

Сегодня мы погрузимся в удивительный мир мифов и легенд.

Ребята, а почему в современном мире мы до сих пор изучаем мифы?

Что вызывает интерес? (история наших предков, происхождение мира, человека, явлений природы)

Какие цели мы для себя поставим?

Как бы вы объяснили, что такое миф?

Древнего человека окружало много разных явлений и событий– ярких, пугающих, удивительных, но пока непонятных и необъяснимых. Люди стали придумывать истории. Миф – это не сказка, не вымысел, а рассказ, в котором древние люди
описывали, как они понимали и представляли мир.

Что такое миф с точки зрения литературы давайте прочтем в учебнике. С 138

Сегодня мы работаем в группах, их три.

Вам предлагаются хакасские мифы, вы внимательно прочтете и приготовите репортаж.

Исследовательская проблема будет состоять в том, чтобы
узнать и всем рассказать, что пытались объяснить люди, создавая этот миф? Сообщение можно представить в виде рисунка.

1 группа – легенда о хакасской женщине Хуртуях-Тас.

2 группа –миф о происхождении чатхана.

3 группа – легенда о происхождении названия реки Абакан.

(см. приложение)

Ребята помещают свои работы на общем плакате на доске и кратко рассказывают о том, что они узнали.

Считалочка.

Что красивее на свете?

Солнце и ветер.

Земля и холмы.

Ох, не могу я решить!

Все равно тебе водить.

Предлагаю вам разгадать кроссворд.

(см. приложение)

Как вы думаете, какая страна является родиной мифов? (Древняя Греция.)

Есть на свете страна Греция. Много мифов создано там о богах и героях.

Давайте прочтем один из них. с.141.

Почему люди запомнили полет Икара?

Давайте вернемся к задачам, поставленным в начале урока. Удалось ли нам решить эти задачи?

Что же такое миф с точки зрения литературы?

Какие мифы и легенды мы сегодня узнали?

Посмотрите на карту России, вот какая большая наша родина и какая небольшая Хакасия. Но сколько у нас красивых рек и озер, гор, лесов.

Мы с вами живем на священной земле, Хакасия, где древние традиции, обычаи живут в легендах и сказаниях, где журчат ручьи, шелестят листвой березы , все это и есть ваша маленькая Родина, сберегите все это в своем сердце!

Если вас заинтересовали хакасские мифы и легенды, можете прочитать их.

По учебнику с.138-140.

Учащиеся слушают песню из хакасского фольклора. Шаманские мотивы.

Ответы детей: о родном крае, о Хакасии.

Ответы детей.

Ученики слушают и высказывают свои предположения: сказка, легенда, миф.

Познакомиться с хакасскими мифами, доказать, что мифы содержат полезную информацию, о прошлом нашей родины.

Миф-это фантастическая история, легенда.

Чтение статьи учебника.

Работа в группах.

Выступления ребят.

Ребята разгадывают кроссворд.

Древняя Греция

Самостоятельное чтение.

Так люди мечтали подняться в воздух.

Ответы ребят.

Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности « малая родина», «Хакасия»

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание,
выражать личное мнение

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД:

определять круг своих знаний, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Личностные УУД:

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Уважение к своей родине, ее истории, радость и гордость от того, что мы родились и живем в Хакасии.

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.

Познавательные УУД:

перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,самоконтроль.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Личностные: ценить базовые ценности «родной край», «моя родина», «история», уважение к своей родине, ее истории.

Приложение

Давным-давно горы постоянно женились между собой, говорят. Недалеко от Анчула есть гора, называемая Семь дев . А вот почему так ее назвали.

Когда-то высокий тасхыл под именем Коль-тайга (Тайга-озеро)захотел жениться на горе Семь дев. Но эта Дева, желая выйти замуж за другую гору, с презрением гордый тасхыл назвала «мужичком» . Однажды Коль-тайга все же явился свататься за Семь дев, а та не стала даже пить его вина. Гора Коль-тайга до семи дней сватался. А та все не соглашалась, а затем наотрез отказалась. Тогда обиженный жених сказал: «Ну коль не захотела за меня замуж, быть тебе вечно девой», - и сокрушительным ударом раздробил гору на семь кусков, каждый из которых стал маленькой горой. Вот откуда взялась гора под названием Семь дев.

По легенде , Хуртуях-Тас была реальная женщина с мужем и детьми, (количество детей предположительно от двух до сорока). Во время межплеменных конфликтов семейству пришлось бежать. Муж решил отвлечь противника, а жена и дети укрылись в безопасном месте. Взмолилась женщина богам с просьбой уберечь ее детей и обратил их бог бусинами, а когда Улус-Хуртуях-Тас добралась до укрытия, то поняла, что бусы порвались и бусины утеряны. Женщина пришла в отчаянье, закричала и запела, даровав богов мелодией. Сжалились они и превратили несчастную в покровительницу чужих детей и их матерей. И теперь степная богиня замерла посреди юрты, смотрит на восток, сложенная песчаников, раскрывая рот в грустной песне, а на ее беременном животе вырезан лик. Из спокон веков женщины, которые долго не могли иметь ребенка, приходили к Богине Хуртуях тас просить у нее о возможности иметь детей.

Легенда о происхождении чатхана

Жил один старик по имени Чат-хан. Был он пастухом - с утра до вечера пас в зеленых долинах стада. Трудная работа у пастуха - целый день то под палящим солнцем, то под проливным дождем.
Долго думал Чат-хан, как облегчить тяжелую пастушескую жизнь. И вот однажды придумал: взял кусок звонкого кедра, выдолбил из него длинный ящик, натянул на нем волосяные струны и начал играть. И так чудесно он играл на струнах, что птицы складывали в полете крылья, звери останавливали свой бег, а люди слушали, затаив дыхание.

Теперь пастухи легко справлялись со своей работой. Только стадо разбредется по долине, как Чат-хан доставал свой музыкальный ящик, трогал волосяные струны, и стадо снова собиралось вокруг, чтобы послушать волшебную музыку.
Слава о чудесном инструменте разлетелась по всей Хакасской земле. Узнали о нем и разбойники - одноглазые великаны. Однажды ночью они убили старика, а музыкальный ящик унесли с собой - на большую гору.
На вершине большой горы стоял дом одноглазых великанов. Раньше они нападали на стада, угоняли коров и овец. Теперь им в этом не было никакой надобности. Как только у великанов кончалась еда, они доставали музыкальный ящик и животные, очарованные чудесной музыкой, сами приходили к разбойникам.

Весело зажили одноглазые великаны - целыми днями пируют да песни орут. Не думали они, не гадали, что в ближайшем селении подрастает храбрый мальчик, внук того самого старика Чат-хана.
Однажды, охотясь за дичью, мальчик поднялся на вершину горы и увидел возле пещеры большой дом без окон.
Из-за двери доносились хриплые голоса:
- Ну вот, опять в котле пусто - ни мяса, ни жира.
- Надо бы пару баранов заколоть!
- Где эта бренчалка со струнами?

В доме все затихло, и вдруг оттуда полилась чудесная музыка. Словно заколдованные, потянулись животные на вершину горы.
Спрятавшись за валун, мальчик наблюдал, как одноглазые великаны резали животных и уносили мясо в дом. Он протянул из-за валуна стрелу и наколол на наконечник самый вкусный кусок - баранью печень. Поначалу разбойники ничего не заметили, но когда уселись пировать, заспорили.
- Кто съел печень? - возмутился один.
- Сам, наверное, и съел.
- Да, печени нигде нет, - задумался третий.
И тут самый старший сказал:
- Все ясно. Это значит, что вырос внук Чат-хана. Он и стащил печень. Надо его убить.
Выбежали одноглазые великаны из дома, побежали вниз к селению. Мальчик переждал немного и пробрался в дом. Перед дверью он вырыл глубокую яму, прикрыл ее ветками, присыпал слегка землею. Затем достал музыкальный ящик деда и заиграл.
Услышали одноглазые великаны чудесные звуки и поспешили обратно. Только кинулись к двери, как тут же провалились в яму. Мальчик их сверху камнями побил, а яму засыпал землей. Взял он в руки волшебный ящик и снова заиграл на нем. Открылась пещера, а оттуда валом повалили спасенные овцы и коровы.
Пошел мальчик с горы, а за ним послушно двинулось стадо. Мальчик наигрывал на струнах и пел о добрых и могучих богатырях. С тех пор в народе волшебный ящик стали называть чатханом – в честь старика Чат-хана.

Легенда о происхождении названия реки Абакан

"Давным-давно, когда на земле Хакасии зарождались горы, появился в этих краях медведь- великан (Аба). Много лет нападал на людей, уничтожал скот, держал в страхе жителей аулов. И вот в одном из аулов вырос отважный молодой богатырь. На охоте он встретился с гигантом-медведем и вступил ним в схватку. Долго они боролись, стремясь одолеть друг друга. Наконец, медведь не выдержал. Тяжелораненый, он бежал от охотника. Богатырь отправился по следу зверя. Шел день, другой, третий… . Как-то ночью охотник услышал громкий рык медведя, зверь вырывал с корнем деревья, отламывал от скал огромные валуны и с шумом пускал их вниз. Когда взошло солнце, охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего медведя, который превратился в огромную гору. Из горы вытекала бурая струя, вбирая в себя все новые и новые ручьи. Она постепенно превращалась в поток. Ниже поток становился рекой. Абакан - медвежья кровь, так стали называть эту реку местные жители”.

Чат-хана, а мальчика прозвали певцом