Конфликтные ситуации в художественных произведениях примеры. Конфликт художественный. Конфликт в художественном тексте

Некоторые критики считали любовную интригу главной в комедии «Горе от ума». По мнению других критиков, социально-политическая интрига оказывается основной. Такое мнение нам представляется более точным. Главный конфликт и противостоянии двух мировоззрений, двух лагерей, двух миров. Этот конфликт носит в «Горе от ума» исторический характер. Ведь Грибоедов показал его истоки, которые зарождались в середине первого десятилетия XIX века в дворянской среде. Обратите внимание: конфликт — внутри одного класса. Здесь показано, как отпочковался от фамусовского общества «Андрея Ильича... сынок».

Комедия «Горе от ума» вбирает в себя черты различных литературных направлений. Черты романтизма проявляются в противостоянии гордого и одинокого героя всему фамусовскому обществу. Романтическим является не только мотив странствий Чацкого, но и мотив изгнания. Идиллическими (вспомните «Бедную Лизу» Н.М. Карамзина!) выглядят поначалу взаимоотношения Молчалина и Софьи. В их описаниях очевидны традиции сентиментализма. Наконец, Чацкий — безусловно, положительный герой - всё же герой комедии, а не трагедии. Это важное жанровое отличие делает его образ реалистически сложным и противоречивым.

Почему же в названии комедии мы читаем «горе»? Комедия «Горе от ума» поначалу носила название «Горе уму». Но умён ли Чацкий? Пушкин говорил: «Чацкий совсем не умный человек... Первый признак умного человека - с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому под.». Пушкинская критика комедии, опубликованная в середине 1850-х годов, а частично и ранее — в «Современнике», продолжена затем (во многих случаях и независимо от Пушкина) Гоголем, Белинским, Вяземским, Добролюбовым, Достоевским.

В статье «Горе от ума» (1840) В.Г. Белинский отнёсся к комедии отрицательно, видя в ней «сатиру», которая, по тогдашним его представлениям, не удовлетворяла требованиям подлинного искусства, то есть не соответствовала канонам, по которым писались комедии. Белинский считал, что творение Грибоедова — «сатира, а не комедия; сатира же не может быть художественным произведением».

По словам Белинского, Чацкий — «просто крикун, фразёр, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий всё святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами — значит быть глубоким человеком?».

Но позже, изменив свои взгляды на «разумную» действительность, Белинский пересмотрел и свою оценку Грибоедовской комедии. В конце 1841 года в письме к В.П. Боткину он пишет о глубоких переживаниях в связи с допущенными ошибками. Однако оценка, подобная той, которую высказал Белинский в статье о «Горе от ума», впоследствии неоднократно повторялась и критической литературе.

На самом деле в комедии наделён умом именно Чацкий; конфликт нового со старым — это, между прочим, конфликт ума с глупостью. Сам Грибоедов пояснял: «...в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим...»

Приехавший издалека Чацкий иначе, чем прежде, смотрит на окружающих его людей, на мир. И это не просто конфликт между поколениями. Здесь противопоставлены два различных мировоззрения, столкнулись «век нынешний и век минувший». Если Фамусов предлагает Чацкому учиться тому, «как делали отцы», то Чацкий всячески раздражает и фамусовское общество, и самого Фамусова. Какой будет завтрашняя Россия, на кого она будет равняться: на Чацкого или на Фамусова и Молчалина? Ответ на этот вопрос приближают два спора, два обмена сценическими монологами: между Чацким и Фамусовым и между Чацким и Молчалиным.

Опасность Чацкого — в его непохожести на представителей фамусовского окружения, в его отличии хотя бы от Молчалина, его ровесника, человека того же, что и Чацкий, поколения.

«Горе от ума» рассказывает о России дворянской. Спустя пол века она станет чиновно-бюрократической, и первым чиновником станет царь. Кредо Молчалина совпадает с фамусовским: «Учиться, на старших глядя».

В обществе чуждых ему людей, в чуждом ему времени Чацкий, к сожалению, одинок:

Ну вот и день прошёл, и с ним

Все призраки, весь чад и дым...

Он блистательный оратор, но красноречие не выручает его, хотя и прибавляет ему симпатий со стороны зрителей.

Чацкий терпит поражение. Он не преуспел ни в личной жизни, ни в утверждении своих взглядов. Торжествует неразумная действительность. Но на первых порах старое всегда одерживает победу. В этом реализм и историзм «Горя от ума».

Фамусов представляет собой и московское дворянство, и знатность, и гостеприимство, и богатство. Не случайно расчётливый Молчалин так льнёт к его дочери Софье: породниться с Фамусовым — понятная цель для безродного разночинца-приспособленца. Фамусов выстраивает не только свою жизнь — даже свою речь! - как образцовую. Он декларирует традиционность, преемственность, опирается на русское офицерство, он — скала традиций и обычаев. Кому как не ему быть образцом для молодого поколения?

Но Фамусов ещё и ханжа. Служанка в комедии всегда знает истинную цену словам. Каков Фамусов, таково и фамусовское общество, разоблачённое Чацким. Показав подлинное лицо этого общества, Чацкий одерживает нравственную победу. Однако в той Москве места ему не находится. Досадой и горечью проникнут его последний монолог.

Источник (в сокращении): Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2016

Грибоедов Александр Сергеевич в 19 веке создал удивительное произведение, конфликт которого до сих пор будоражит умы всего прогрессивного общества.

Если взглянуть на суть конфликта, то, на первый взгляд, он ничем особым не примечателен. Это один из «вечных» конфликтов в литературе: противостояние прошлого и настоящего. Это было, есть и будет всегда.

Грибоедов, как провидец своего времени развел два полюса: взгляды московских бар и воззрения дворян 10-20 годов 19 века.

Теперь рассмотрим, что представляет собой тот и другой «слои» населения, о которых речь шла выше.

Итак, обратимся к «прошлому веку». Это общество людей, которые живут по «старым» неписаным законам.

Для людей этого круга важны карьера и деньги, но совершенно неважно, как это получено.

Один из самых ярких персонажей, относящихся к старшему поколению – это Фамусов. Он – типичный барин, у которого мысли, мировоззрение, образ жизни подчинены достижению чинов и богатству.

Он стремится к идеалу. Казалось бы, такое стремление должно быть похвально. Но идеал не совсем соответствует. Это его дальний родственник, цель жизни которого – коленопреклонение перед вышестоящими.

Правила жизни для Фамусова тоже предельно просты: угодить, стоящему выше по социальной лестнице, сделать карьеру, плевав на мнение окружающих.

Служба для Фамусова – это родник, из которого он черпает свое благосостояние.

Также Фамусов «неравнодушен» к семейственности в политической карьере. К образованным людям и образованию вообще Фамусов относится нейтрально. Вместо того, чтобы повышать свой уровень, он спит, а не читает книги.

Главным мерилом в обществе Фамусова и ему подобных является владение «душами». Соответственно, выгодная партия тот, у кого хоть тысчонки 2 душ наберется.

Теперь обратимся к представителю современности в пьесе – Александру Чацкому.

Александр Андреевич – это типичный представитель прогрессивных взглядов. Он уничижительно и пренебрежительно относится к поколению прошлого. Ему кажется, что люди, подобные Фамусову, подлы и взгляды их на жизнь и мир в целом устарели.

Естественно, что за такие вольные мысли поколение прошлого начинает мстить Чацкому, и он оказывается заложником ситуации.

Во-первых, общество Фамусова и ему подобных людей осуждает Александра Чацкого за его образованность, потому что в этом отношении они предстают в невыгодном свете.

Во-вторых, Чацкий «проигрывает» по мнению устаревшего общества по причине его не службы. Но сам Александр Андреевич придерживается совершенно другого мнения. Он считает, что служба – это отдавание всего себя без остатка любимому делу.

Также Чацкий «проигрывает» в любви. Ведь его девушка по имени Софья предпочитает другого. Он так же, как и Чацкий, совершенно не стар, но по складу всего себя принадлежит прошлому. Да и Софья тоже, несмотря на свои юные лета.

Таким образом, мы доказали, что в бессмертном произведении «Горе от ума» конфликт не решен. Да и можно ли его решить, если он стар и извечен, как наш подлунный бренный мир.

Сочинение на тему Основной конфликт в комедии «Горе от ума»

Не столь уж много в истории отечественной драматургии произведений, которые стали, как сейчас бы выразились, знаковыми, культовыми для своего времени. «Горе от ума» - как раз из их числа. Это одна из самых «открытых» книг отечественной литературы, но прав и А.Блок, считавший ее произведением, «не разгаданным до конца». До сих пор продолжают появляться все новые и новые интерпретации старого, канонического текста.

Еще знаменитый тезка Грибоедова – Пушкин – справедливо отмечал, что слишком примитивно думать, будто комедия имеет основой своей исключительно смех. Она как раз в отдельных эпизодах близко подходит к трагедии.

А у Грибоедова Чацкий – не смешной человек по сути своей. Вот только вести себя в обществе не хочет и не умеет. Кроме того, он жаждет настоящего дела, а дела-то и нет. И духовно он совершенно одинок. Репетилов, конечно, не в счет – это образ гротескный и пародийный. И посреди пустого светского общества немудрено потерять даже самый светлый ум.

В данном контексте пьеса Грибоедова воспринимается как драма о ненужности ума в России. Она тем более актуальна в свете позднейшего горького признания Пушкина в письме к жене: «Черт меня догадал родиться в России с душою и талантом» и объявления сумасшедшим Чаадаева – одного из прототипов Чацкого. Первоначальным вариантом названия у Грибоедова было «Горе уму». Так или иначе, его пьеса впервые в русской драматургии выявила основные жанровые черты трагикомедии.

Что же касается конфликта пьесы, то он, конечно, двуплановый, когда любовная драма Чацкого оказывается теснейшим образом переплетена с его общественной позицией и ее неприятием «фамусовским обществом». А вот выбрать – какой конфликт является основным – довольно затруднительно. Как и в любом другом талантливом произведении.

Кратко, план

Сейчас читают:

  • Образ и характеристика Ермила Гирина в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение

    Молодой крестьянин Ермил Гирин ­- один из персонажей поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Образ Ермила Гирина показывает человека, который ценился среди русского народа. О Ермиле Гирине читатель узнает из уст крестьян.

  • Хочу и надо сочинение рассуждение 7 класс

    Есть в русском языке два глагола «хочу» и «надо». Они описывают действия человека. С самого раннего детства ребёнок быстро усваивает слово «хочу». Только произнёс его и тут же родители, бабушки и дедушки бегут со всех ног, что исполнить желание ребёнка

  • Человек, который не бояться принять поражение и делает это достойно, уже является победителем. Победа никогда не дается легко, а принять поражение труднее вдвойне. Для этого необходимо быть мужественным человеком.

  • Сочинение 100-летие со дня рождения А.И. Солженицына

    Имя Александра Исаакиевича Солженицына знает каждый еще со школы. В декабре 2018 года в связи с указанием президента будет празднование ста лет со дня рождения великого российского писателя и общественного деятеля. В этот день в библиотеках,

  • Я очень люблю находиться в своей комнате. У меня там есть компьютер, в который я обожаю играть. Также в моей комнате светло, тепло и уютно. На столе у меня есть шкафчик, в котором я храню старые диски с фильмами и мультфильмами.

  • Сочинение по картине Мещерского Ледоход

    Арсений Иванович Мещерский был очень самобытным художником. Больше всего он любил писать пейзажи. Известны его холсты о природе севера и юга России, Крыма и Кавказа. Излюбленным временем года мастера была зима. В своих работах он чаще всего

/ / / Основной конфликт комедии Грибоедова «Горе от ума»

В произведении автор показывает сразу несколько конфликтов. Это сложные взаимоотношения между героями, где присутствует обман, предательство, измена и последующее за ней разочарование, и раскаянье. Но самым главным конфликтом, является само отношение общества к главному герою Александру Чацкому. После вечернего мероприятия в доме Фамусовых, куда были приглашены все «свет общества», молодого человека стали считать – сумасшедшим.

Эти два конфликта тесно переплетаются друг с другом. Именно стала виновницей того, что о Чацком пошла «дурная» слава. Его «воинствующий» настрой и нестандартные взгляды на ситуацию в обществе, смутили девушку. Она упрекает мужчину за «непокладистость», несдержанные отзывы, об окружающих невольно сравнивая его с Молчалиным.

Молчалин, пытаясь угодить всем и всюду, так же был втянут косвенным образом в основной конфликт общества и Чацкого. Он выступает как обратный пример поведения Александра.

У большинства, секретарь Фамусова вызывает лишь умиление. Он как бы «сглаживает» острые углы своей покладистостью и мнимым «добродушием». На самом же деле мужчина выбрал строю тактику, быть всегда и во всем полезным. Задавшись этой целью, выполнял «прихоти» дочери Павла Фамусова, Софьи. Девушка же в силу своей наивности, восприняла «обходительного» кавалера, как потенциального жениха. На самом же деле Молчалину нравилась совершенно другая девушка, так же проживающая в доме Фамусовых. Ей оказалась служанка Лиза.

Же в свою очередь за счет сообразительности, в отличие от Чацкого, каждый раз предотвращает конфликт. Девушка старается «сгладить» острые углы и уходит от прямого ответа. Зачастую ей это удается.

Все же основным конфликтом становится отношение общества к новому мировоззрению и мнению Чацкого. Его осуждающие реи и агрессивный настрой против «процветающей» лести и лжи, для получения каких либо благ, будоражит все фамусовское общество. Для окружающих, такой «подход» к жизни, который пропагандирует мужчина, является не только неприемлемым, но и по истине сумасшедшим. Шокирующая правда, звучит, как оскорбление и воспринимается всеми «в штыки».

Чувство повышенной справедливости заставляет мужчину осудить даже поведение своего давнего друга. В разговоре с ним, Александр узнает, что тот женился и оказался «под каблуком» у собственной супруги. Видя картину происходящего, женщина тут же поспешила поучаствовать в беседе и освободить своего избранника от «революционных» напутствий Чацкого.

Фамусовское окружение вынесло свой вердикт. Над всеми высказанными фразами Александра, люди стали просто потешаться. Обе конфликтующие стороны, были абсолютно уверенны в своей правоте и слабоумии оппонента. Второстепенные персонажи добавляют картину происходящего своим появлением и наполняют ее характерными особенностями.

Грибоедов показывает своим произведением, как впоследствии разделится все общество, где каждый не считаясь с мнением окружающих, будет видеть лишь свою правду. Где дружить и даже выходить замуж будут не по любви, а только ради собственной выгоды. По другую же сторону «баррикады» всегда будут оставаться те, кто «обезумел» от происходящего и ни при каких обстоятельствах не станет идти в разрез своим желаниям, чести и совести.