Анализ стихотворения Заболоцкого «О красоте человеческих лиц. Cочинение «Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц

Найдите пожалуйста выразительные средства из стихотворения В.Маяковского "Необычайное приключение летом на даче",пожалуйста)

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла -
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы -
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею -
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут - не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать -
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого -
жара с ума сводила,
но я ему -
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Черт дернул дерзости мои
орать ему,-
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь - не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась,-
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом
постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко.
- Поди, попробуй! -
А вот идешь -
взялось идти,
идешь - и светишь в оба!»
Болтали так до темноты -
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты - свое,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг - я
во всю светаю мочь -
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить -
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!

Выписать возможные художественно-выразительные средства из стихотворения Бальмонта "Я в этот мир пришел..."

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре.

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.

Мою мечту страданья пробудили,

Но я любим за то.

Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,

А если день погас,

Я буду петь... Я буду петь о Солнце

В предсмертный час!

Сочинение

Творчество Н. Заблоцкого многогранно. Это поэт — мыслитель. Его интересуют философские, вечные вопросы, среди которых особое место занимает тема человеческой красоты, как внутренней, так и внешней.

Необычно стихотворение «О красоте человеческих лиц». Само название говорит нам, что оно написано в форме размышления на тему человеческой красоты. Заболоцкий — не единственный поэт-мыслитель, который осмысливает эту эстетическую категорию. Но решает поэт этот вопрос по-своему, оригинально.

Стихотворение разбивается на две части. В первой части Заболоцкий выстраивает целую галерею различных лиц. Лица — всё равно, что архитектурные строения, дома. И как здания вызывают разные мысли, разные эмоции, принадлежат разным владельцам, так же различны и лица: «Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом…"

В этих строках Заболоцкий говорит о людях, красивых внешне. Красота — это огромная ценность, она может сводить с ума, подчинять себе, делать её владельца уверенным, тщеславным, надменным. Но надолго ли? Красота внешняя без внутреннего содержания не может надолго задержать внимание. Внешняя красота пуста.

Есть и иные лица: «…подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг…» То есть лица невыразительные, угрюмые, выражающие усталость, говорящие о проблемах в жизни, это лица, вызывающие, в лучшем случае, сочувствие.

Особо поэт выделяет «маленькую хижинку». Это отдельная развёрнутая метафора. Он называет хижину «неказистой и небогатой», то есть лицо этого человека было, на первый взгляд, неприметным. В нем не было броской красоты, затмевающей всё вокруг. Но как душу человека можно разглядеть во взгляде, так из окна хижины «струилось дыханье весеннего дня». Далее автор делает заключение:

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица — подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

Автор не случайно употребляет в этих строках приподнятую лексику. Здесь содержится идея стихотворения. Самое главное в человеке не внешняя красота, а внутренняя, красота души. Именно такая красота делает лицо живым, одухотворённым. Она притягивает к себе других, вызывает положительные эмоции, заставляет человека петь, делает его счастливым.

Интересно стихотворение «Некрасивая девочка». Здесь также звучит тема красоты. Это бытовая зарисовка, заканчивающаяся отвлечённым рассуждением, моралью. В стихотворении есть сюжет. Герой видит на улице играющую с другими детьми девочку, которая ещё не знает, что она «лишь бедная дурнушка», «лягушонок». Автор задумывается о дальнейшей судьбе девочки:

…будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Поэт верит, что жизнь не сломает её души, такой чистой, непосредственной, открытой миру. Он убежден, что главное в человеке — «младенческая грация души». В последних строках лежит гуманистическая идея:

… что есть красота?

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Истинная красота — это безудержное «счастье бытия», которое рождается от соединения своего счастья с общим.

Философская мысль заложена и в стихотворении «Старая актриса». Стихотворение также сюжетно. В нем раскрывается образ уже немолодой актрисы, красота и слава которой осталась в её памяти и в вещах:

Здесь картины, портреты, альбомы, венки,

Здесь дыхание южных растений,

И они её образ, годам вопреки,

Сохранят для юных поколений.

Но актриса, со своим блистательным прошлым, со своим талантом и воспоминаниями о былой красоте, оказывается жестокой:

И не важно, не важно, что в дальнем углу,

В полутёмном и низком подвале,

Бесприютная девочка спит на полу,

На тряпичном своём одеяле.

Поэт говорит о совмещении в героине житейской мелочности и таланта, о «неразумной силе искусства, подымающей над миром такие сердца».

Размышляя о внутренней и внешней красоте человека, Заболоцкий приходит к выводу, что важнее красота души. Именно она способна принести счастье её обладателю и окружающим.

Тематика стихотворений Н.А. Заболоцкого разнообразна. Его можно назвать философским поэтом и певцом природы. Он многолик, как жизнь. Но главное – стихи Н.А. Заболоцкого заставляют думать о добре и зле, ненависти и любви, красоте…

…что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Вечный вопрос, звучащий в «Некрасивой девочке», несколько по-иному освещается в стихотворении «О красоте человеческих лиц», которое было написано в том же тысяча девятьсот пятьдесят пятом году.

«Поистине мир и велик и чудесен!» – этими словами поэт завершает изображение галереи человеческих портретов. Н.А. Заболоцкий не говорит о людях, он рисует лица, за которыми – характер, поведение. Описания, данные автором, удивительно точны. Каждый может увидеть в них свое отражение или характеристику друзей, близких. Перед нами лица, «подобные пышным порталам», «подобия жалких лачуг», «мертвые лица», лица, «как башни», «подобья ликующих песен». Данная картина еще раз утверждает тему многообразия мира. Но сразу возникают вопросы: «Все ли они красивы? И что есть истинная красота?»

Н.А. Заболоцкий дает ответы. Для него почти нет различий между лицами, подобными жалкой лачуге или пышному порталу. Эти

…холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Чужды ему и

…башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

В этих лицах нет жизни, недаром важной характеристикой здесь являются эпитеты с негативной окраской («жалких», «холодные, мертвые»).

Тональность стихотворения меняется, когда автор рисует противоположную картину:

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Движение, теплота, и радость приходят в произведение с этими строками.

Таким образом, стихотворение построено на противопоставлении (пышные порталы – жалкие лачуги, башни – малая хижинка, темница – солнце). Антитеза разделяет величие и низость, свет и мрак, талант и бездарность.

Автор утверждает: внутренняя красота, «как солнце», способна сделать привлекательной даже самую «малую хижинку». Благодаря ей составляется «песня небесных высот», способная сделать мир чудесным и великим. Через все стихотворение рефреном проходит слово «подобие» и его однокоренные «подобные», «подобья». С помощью них тема истинной и ложной красоты раскрывается наиболее полно. Подобное не может быть настоящим, это лишь имитация, подделка, не способная заменить оригинал.

Важную функцию в первых четырех строках выполняет анафора («Есть..», «Где…»), которая помогает раскрыть образы по единой схеме: сложноподчиненными предложениями с придаточными места:

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

В следующих четырех строках особая роль отводится сравнениям («словно темница», «как башни»), создающим мрачную картину внешнего величия, не способного заменить внутренней гармонии.

Эмоциональный настрой совершенно меняется в последующих восьми строках. Во многом это происходит благодаря разнообразию выразительных средств: олицетворению («дыханье весеннего дня»), эпитетам («ликующих», «сияющих»), сравнению («как солнце»), метафоре («песня небесных высот). Здесь появляется лирический герой, который сразу из калейдоскопа лиц выделяет главное, поистине красивое, способное принести чистоту и свежесть «весеннего дня» в жизнь окружающих, осветить, «как солнце», и составить песню «небесных высот».

Так, что есть красота? Я смотрю на портрет серьезного, уже немолодого человека. Усталый взгляд, высокий лоб, сжатые губы, морщинки в углах рта. «Некрасив…» – я наверняка сказала бы так, если бы не знала, что передо мной Н.А. Заболоцкий. Но я знаю и уверена: человек, написавший такие удивительные стихи, не может быть некрасивым. Дело не во внешности, это всего лишь «сосуд». Важен «огонь, мерцающий в сосуде».

В стихотворении «О красоте человеческих лиц» Н.А. Забо­лоцкий выступает мастером психологического портрета. Раз­ные человеческие лица, описанные им в этом произведении, со­ответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное выражение лица Н.А. Заболоцкий стремится заглянуть в душу человека, увидеть его внутреннюю сущность. Поэт сравнивает лица с домами: одни - пышные порталы, другие - жалкие лачуги. Прием контраста помогает автору рельефней очертить различия между людьми. Одни - возвышенные и целеустремленные, наполненные жизненными планами, другие - убогие и жалкие, а иные вообще выглядят отстраненно: все в себе, закрыты для окружающих.

Среди множества разных лиц-домов Н.А. Заболоцкий на­ходит одну неказистую, небогатую хижину. Но из ее окошка струится «дыханье весеннего дня».

Стихотворение заканчивается оптимистическим финалом: «Есть лица - подобья ликующих песен. Из этих, как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот».

Метафора «песня небесных высот» символизирует высо­кий духовный уровень развития. Н.А. Заболоцкий использует в стихотворении перечислительную интонацию, прием кон­траста («великое чудится в малом»), обилие колоритных эпи­тетов («пышные порталы», «жалкие лачуги», «холодные, мертвые лица» и т.д.), сравнения («ноты, сияющие, как солн­це», «лица, как башни, в которых никто не живет», «лица, за­крытые решетками, словно темница»).

Легко запоминается и создает светлое, радостное настрое­ние поэтичный образ «дыханья весеннего дня». Это дыхание струится, напоминая неиссякаемый поток положительной энергии, которую автор дарит людям.

  • < Назад
  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю». С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели. Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем - стремление предупре­дить общество от ошибок переосмысления истории. «Осто­рожно с...

    • Стихотворение B.C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу...» яркий образец любовной лирики поэта. Оно навея­но чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явствен­но звучит мотив препятствия. Его подчеркивает особое худо­жественное пространство - заколдованный дикий лес, в котором живет возлюбленная. Путеводной нитью в этот ска­зочный мир является любовь. Образный ряд произведения...

    • B.C. Высоцкий «Мерцал закат, как блеск клинка...» анализ произведения

      Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспомина­ниям, но ему часто приходили письма фронтовиков, в которых они спрашивали его, в каком полку он служил, так реалистич­но удавались Владимиру Семеновичу зарисовки из военной жизни. Текст песни «Мерцал закат, как блеск клинка...» (извест­ной также под названиями «Военная песня» и...

    • B.C. Высоцкий «Песня о друге» анализ произведения

      «Песня о друге» - одно из наиболее ярких произведений в творчестве B.C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме - теме дружбы как наивысшей нравст­венной категории. Образ дружбы воплощает в себе и альтруизм - неотъем­лемое качество человека с высокими моральными принципа­ми, и антимещанскую позицию, столь характерную для фли­бустьерского духа эпохи шестидесятничества. B.C....

    • B.C. Высоцкий «Пссня о земле» анализ произведения

      «Песня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофиль­ма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеут­верждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение: «Материнство не взять у зем­ли, Не отнять, как не вычерпать моря». Стихотворение содержит риторические вопросы, которые привносят в него полемические ноты. Лирическому герою приходится доказывать свою...

    • А.А. Ахматова «Вечерние часы перед столом...» анализ произведения

      В стихотворении «Вечерние часы перед столом...» А.А. Ах­матова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лириче­ская героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впе­чатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о глубине творче­ских мук и эмоциональных переживаний...

    • А.А. Ахматова «Я пришла к поэту в гости...» анализ произведения

      Стихотворение А.А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гос­ти...» имеет автобиографическую основу: в одно из воскресе­ний 1913 года А.А. Ахматова принесла А.А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: «Ахматовой - Блок». Первая строфа произведения тонко передает атмосферу этого визита. Для А.А. Ахматовой важно подчеркнуть...

    • А.А. Блок «Двенадцать» анализ произведения

      Поэма «Двенадцать» написана А.А. Блоком в 1918 году и навеяна революционными событиями. Уже в зимнем пейзаже поэмы подчеркнут контраст черного и белого, мятежная сти­хия ветра передает атмосферу общественных перемен. Дву­смысленно звучит строчка в первой главе произведения: «На ногах не стоит человек». В контексте поэмы ее можно истол­ковать как буквально (ветер сбивает путника с ног, лед под...

    • А.А. Блок «На поле Куликовом» анализ произведения

      Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу - вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно- историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли - и цепь пережи­ваний лирического героя, способного осмыслить весь многове­ковой исторический путь Руси. Цикл создан в 1908 году. Это время...

Имя Николая Заболоцкого связывают с реалистической традицией в литературе, которую развивали поэты, входящие в группу «Объединения Реального Искусства». Годы работы были посвящены «Детгизу», издательству, выпускающему произведения для детей, а Заболоцкий ко всему прочему имел педагогическое образование. Именно поэтому многие его стихи могут быть адресованы и отлично поняты детьми и подростками, при этом они не содержат скучной дидактичности и отвечают на первые философские вопросы, волнующие юных читателей.

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» появилось в завершении писательской деятельности Николая Заболоцкого - в 1955 году. Был период «оттепели», Заболоцкий испытывал творческий подъем. Многие строки, которые у всех на устах, родились именно в это время - «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться», многие объединены общей проблематикой.

Главная тема стихотворения

Главная тема стихотворения - мысль о том, что жизненный путь, черты характера, привычки и наклонности - все это буквально пишется на лице человека. Лицо не обманывает, и рассказывает всё человеку, способному логически мыслить и анализировать, составляя не только внешний, но и внутренний портрет. Умение составлять такие портреты, читая судьбу собеседника, словно книгу, называется физиогномикой. Так, для наблюдательного физиогномиста один человек предстанет вычурно-прекрасным, но пустым внутри, другой может оказаться скромным, но содержать в себе целый мир. Еще люди похожи на здания, ведь каждый человек «строит» свою жизнь, и у каждого получается по-разному - либо роскошный замок, либо ветхая лачуга. Окна в построенных нами зданиях - это наши глаза, по которым можно прочесть внутреннюю жизнь - наши мысли, намерения, мечты, наш интеллект.

Заболоцкий и рисует эти несколько образов-зданий, прибегая к развернутым метафорам:

Совершенно ясно, что самому автору по душе такие открытия - когда в «маленькой хижине» обнаруживается настоящий клад положительных человеческих качеств, талантов. Такую «хижину» можно открывать снова и снова, и она будет радовать своей разносторонностью. Такая «хижина» внешне неприметна, но опытному человеку, умеющему читать лица, может посчастливиться встретить такого человека.

Автор прибегает к приемам развернутой метафоры и антитезы («порталы» противопоставлены «жалким лачугам», высокомерные «башни» небольшим, но уютным «хижинам»). Противопоставляются величие и приземленность, талант и пустота, теплый свет и холодная темнота.

Структурный анализ стихотворения

Среди стилистических средств художественной изобразительности, выбранных автором, также можно отметить анафору (единоначатие строк «Есть..» и «Где…»). С помощью анафоры раскрытие образов организуется по единой схеме.

Композиционно стихотворение содержит нарастающую эмоциональность, переходящую в торжество («Поистине мир и велик и чудесен!»). Авторская позиция в финале выражена восторженным осознанием того, что людей великих и чудесных в мире немало. Нужно лишь их отыскать.

Стихотворение написано в размере четырехстопного амфибрахия, содержит 4 катрена. Рифма параллельная, женская, по преимуществу точная.