Сценарий внеклассного мероприятия по литературе. Внеклассное мероприятие по литературе: "Современная литература: читать или нет". план-конспект занятия (11 класс) на тему План внеклассного мероприятия по литературе

Внеклассное мероприятие по литературе.

Устный журнал

« Всё живое – рядом!»

Учитель русского языка и литературы

Зарипова Нафиса Мунировна,

2013

Тема Внеклассное чтение. Устный журнал. Всё живое рядом! (для учащихся 6-8-х классов)

Цели:

Заинтересовать детей проблемами экологии своей улицы, поселка, города;

Учить детей быть чуткими, добрыми, внимательными;

- обобщить, систематизировать, углубить знания учащихся о природе, экологии.

Форма проведения: устный журнал

Оформление: Книга-раскладушка, сделанная из больших листов ватмана, состоящая из страниц, каждая из которых имеет свое название.

1.Поэтическая

2.Творческая

3.Корреспондентская

4. Литературная

5.Вопросительная

Добрый день, дорогие ребята. Всем известно, какой это удивительный мир – леса, реки, моря, небо, солнце, животные, птицы. Все это – природа. Наша жизнь неотделима от нее. Она щедра и бескорыстна, она дает нам для жизни все и требует от нас уважительного отношения к себе. У поэта Якова Акима есть замечательные стихи о нашей планете:

Есть одна планета – сад,

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету-

Ведь другой, похожей, нету!

1-я страница.

« Поэтическая»

Вся наша жизнь связана с природой. Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушает пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек и величественной громадой гор!

(учащиеся слушают запись «Голоса птиц»).

. Чтение учащимися стихов.

1." Запах розы и жасмина"

Запах розы и жасмина,
Трепет листьев, блеск луны...
Из открытых окон льется
Песня южной стороны...
И томят и нежат душу
Эта ночь и песня мне;
Что затихло, что заснуло -
Снова будят в ней оне.
И нежданно встрепенулась
Вереница давних грез;
А казалось, что навеки
Эти грезы рок унес;
И что все, чем в молодые
Дни душа была полна,
Поглотила невозвратно
Жизни мутная волна!
Но опять потухший пламень
Загорается в крови,
И опять раскрылось сердце
Для восторга и любви!
Пахнут розы и жасмины,
Серебримые луной...
И поет, поет о счастье
Чей-то голос молодой!..

"Поле"

Раскинулось поле волнистою тканью
И с небом слилось темно-синею гранью,
И в небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним;
Как по морю, ветер по нивам гуляет
И белым туманом холмы одевает,
О чем-то украдкой с травой говорит
И смело во ржи золотистой шумит.
Один я... И сердцу и думам свобода...
Здесь мать моя, друг и наставник - природа.
И кажется жизнь мне светлей впереди,
Когда к своей мощной, широкой груди
Она, как младенца, меня допускает
И часть своей силы мне в душу вливает.

"Лес"

Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твое молчание немое
И твой таинственный язык
Как что-то близкое, родное.
Как я любил, когда порой,
Краса угрюмая природы,
Ты спорил с сильною грозой
В минуты страшной непогоды,
Когда больших твоих дубов
Вершины темные качались
И сотни разных голосов
В твоей глуши перекликались...
Или когда светило дня
На дальнем западе сияло
И ярким пурпуром огня
Твою одежду освещало.
Меж тем в глуши твоих дерев
Была уж ночь, а над тобою
Цепь разноцветных облаков
Тянулась пестрою грядою.
И вот я снова прихожу
К тебе с тоской моей бесплодной,
Опять на сумрак твой гляжу
И голос слушаю свободный.
И может быть, в твоей глуши,
Как узник, волей оживленный,
Забуду скорбь моей души
И горечь жизни обыденной.

- Стихи о природе – воспевают красоту и неповторимость нашей планеты, ее разнообразие и великолепие. Бескрайние леса и степи, заснеженные вершины, завораживающая игра воды и света и неповторимый рассвет.

2-я страница

« Творческая»

- Ведь для насыщенной жизни человека ему необходимо, как воздух, приобщение к прекрасному и, тихие успокаивающие звуки реки и, воздух, наполненный ароматами утра и, умиротворяющие краски зари, вселяющие в сердце мир и покой. Ничто не может сравниться с состоянием человека, который попадает в этот мир благозвучия и нирваны, при этом мечты и мысли становятся глубже и острее.

Сочинения учащихся.

«Человек и природа»

Я живу в поселке городского типа Нижняя Мактама Альметьевского района Республики Татарстан и часто с родителями приезжала в гости к бабушке в деревню Сугушлы Лениногорского района.

Деревня расположена в ложбине гор. Мы часто поднимались на гору, особенно летом. Вид деревни с высоты красив, чист и много зелени. На вершине поляна. На ней росли ромашки, колокольчики и много других цветов. Часто видели и слушали свист сусликов. Собирали землянику. Текла чистая горная родниковая вода. Вся деревня приходила за целебной водой.

На зеленой траве, ближе к домам, паслись маленькие телята, овцы, гуси. Правда их с каждым годом становилось мало. Пахло приятным чистым деревенским запахом.

Сейчас все выглядит совсем не так, как раньше: поляна исчезла, люди сделали карьер, каменоломни. проложили дорогу через поляны. Водители из машин выкидывают на поляны бутылки, мешки, пакеты и много разного мусора. Встречается много масляных пятен, где трава уже не вырастет, воздух стал не чистый, постоянно пахнет то газом, то бензином. Она пожелтела и на нее больно смотреть. Ягоды теперь не растут, цветов нет. Красивая поляна погибла, почему-то люди забыли о той красоте природы.

Я думаю, что человек должен охранять и беречь природу. Может быть так, что при небрежном отношении человека к природе исчезнут сначала все животные, а потом и мы…

Ученица 8б класса Хайруллина Гузель.

Люди или планета?

Люди используют техническое превосходство над другими организмами. Они используют в своих нуждах разнообразные ресурсы планеты, загрязняют атмосферу, разрушают озоновый слой, вырубают леса, убивают животных. Они уничтожают планету! Можно ли перевоспитать людей? Это слишком сложно!

Вывод: полное уничтожение нашего вида приведёт планету в норму.

Ученица 8б класса Ханипова Алина.

Когда-нибудь…

Мы не бережём тот мир, который у нас есть. Мы знаем о существовании «Красной книги», однако, продолжаем убивать животных и губить растения. Когда отдыхаем на природе, забываем тушить костры, от которых в дальнейшем страдают гектары леса и сотни животных.

Люди не оберегают природу, не умеют наслаждаться её красотой, не понимают её значимости. Если бы мы относились бережнее к природе! Возможно, когда-нибудь человек научится это делать. Ключевое слово «когда-нибудь»…

Тухбатов Артур 8 класс

Друзья наши меньшие.

Как можно не любить животных? Разве есть такой человек, который не умилится при виде мохнатого комочка с любопытным мокрым носом? Любое животное для нас останется навсегда ребенком, полностью зависимым, беззащитным. Домашнее животное становится членом семьи, его любят и балуют. Бездомное - обречено.

В нашем поселке много бездомных собак и кошек - жертв человеческой жестокости, ведь многие выгоняют домашних животных на улицу, выбрасывают, словно ненужную вещь. Оказавшись на улице, они становятся опасны.

Мы конечно их прикармливаем, многие голодны. Но приюта для них нет. Как оказать посильную помощь в решении этой проблемы? Нарисовали рисунки и приклеили на доски объявлений «Ты в ответе за тех, кого приручил!»

У меня есть домашний питомец - собачка Умка, жизнь и счастье которой полностью зависит от меня. Она дарит мне беззаветную любовь, преданность и дружбу. Хочется сказать всем людям: «Не предавайте своих друзей!»

Ученик Харрасов Амир, 6а класс.,

Бережное отношение к природе – это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а вы, ребята, должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать их от объектов неживой природы. Такие знания в процессе общения с природой обеспечивают вам понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений.

3-я страница

«Корреспондентская»

- По мере развития общества экология все больше приобретает социальное значение. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей. От проблемы “организм – среда” экология подошла к проблеме “человек – природа”.

Чтение статей учащихся .

Дорогая редакция газеты « Знамя труда»!

Как вам известно, что наш поселок Нижняя Мактама с 11-ти тысячным населением находится в промышленном районе города Альметьевск. Как не нам, молодым, не беспокоиться о дальнейшей судьбе поселка. Мы её хотим видеть красивой, чистой. Дышать хотим свежим воздухом.

А воздух требует быть лучше. Часто по утрам и вечерам пахнет газом. На улицу выйти невозможно. Недалеко от нас находится газоперерабатывающий завод. Вот и завод делает выбросы газа. Отсюда и болезни.

О бережном отношении к природе

Природа окружает человека с момента рождения до последнего дня жизни. И ныне, при высоком уровне развития цивилизации, жизнь людей по-прежнему подчинена биологическим законам.

Человек находится внутри природы и принадлежит ей. Природа была и остается кормилицей человечества, ее ресурсы служат основным источником его жизненных сил.

Сегодня в некоторых частях планеты катастрофически ухудшаются условия жизни под влиянием загрязнений атмосферы, водоемов и почвы. Постоянно отмечается также увеличение числа различных вредных раздражителей влияющих и на человека, и на окружающий мир.

Прав певец русской природы К. Г. Паустовский, утверждавший, что современному человеку, всем нам нужны корабельные леса, полноводные реки, океаны целебного воздуха, богатые сады и цветущие луга. Нам нужны свежие озера, звонкие родники, птичьи стаи, тянущиеся в туманном небе над золотеющими осенними рощами, пересвист птиц, сияние ночных созвездий в бездымном небе и широкие яркие радуги - предвестники тучных урожаев.

В нашей стране заповедные места известны с XI-XII веков. В современном мире охрана природы - понятие сложное. Это и государственная политика, и общественное движение, и отрасль практики, и новая наука. Помните, что от рождения в человечке заложен огромный потенциал любви к природе...

Так давайте же развивать его в себе, давайте заботиться и любить родительницу всего живого, жить в гармонии и с растениями, и с братьями нашими меньшими!

А как заключение, можно взять замечательное стихотворение А. Усачева:

Беги, жучок,

Сверчи, сверчок,

И бабочка - лети...

Я обижать не буду вас,

Счастливого пути!

4-я страница

«Литературная»

- «Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы сокровища эти надо охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»,- писал М.М.Пришвин.

Чтение учащихся отрывков о природе из художественных произведений.

«Серая шейка»

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

"Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные звездные ночи, когда все затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную. Так и случилось. Была тихая-тихая звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал все своим искрившимся светом. Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом". Мамин-Сибиряк « Серая шейка»

«Лес осенью»

Иван Сергеевич Соколов-Микитов

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

«Добрая девочка»

К.В. Лукашевич

Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.
Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны…

«Здравствуй, зима!»

Шолохов Михаил Александрович

Итак, она пришла, долгожданная зима! Хорошо пробежаться по морозцу в первое зимнее утро! Улицы, вчера еще по-осеннему унылые, сплошь покрыты белым снегом, и солнце переливается в нем слепящим блеском. Причудливый узор мороза лег на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. Глянешь ли вдоль улицы, вытянувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде все то же: снег, снег, снег. Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч морозец, он тоже приятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством. Все живо, все ярко в преобразившейся природе, все полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!»

«Утренние лучи»

Ушинский Константин Дмитриевич

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи - будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко, высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-ре-ку! Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать. Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и - зум-зум-зум! - полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

5-я страница

« Вопросительная»

Экология - тема и важная, и сложная. Здоровье, самочувствие, благополучие человека находятся в тесной взаимосвязи с состоянием окружающей среды. Поэтому информация об экологии воспринимается населением обостренно.

Выступления учащихся

Атмосфера

Быстрое и обширное развитие промышленности в советские времена оставило Республике Татарстан тяжелую экологическую ситуацию на большей части своей территории.

нефтяная промышленность, химические и машиностроительные производства, строительный комплекс, сельское хозяйство, увеличение количества автотранспорта являются причиной повышенного уровня загрязнения атмосферного воздуха в республике, причем за последнее десятилетие последний фактор стал доминирующим.

Проблема наиболее выражена в крупных городах, таких как Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма и Заинск. На сегодняшний день уровень загрязнения в атмосфере столицы республики характеризуется как «высокий», а в Набережных Челнах и Нижнекамске - как «очень высокий».

Водные пространства

Проблема чистой воды актуальна во всем мире. Татарстан – одно из самых социально-экономических развитых регионов страны. Также республика является самым многоводным субъектом в бассейне Волги.

Качество поверхностных вод Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ, крупных рек Татарстана характеризуется как «грязные» 4«а» класса.

В Татарстане для питья используется вода из поверхностных и подземных источников. 80 процентов населения Казани пьют воду из Волги. Крупнейшее в Европе Куйбышевское водохранилище на этой реке является главным питьевым резервуаром для столицы.

Из-за предприятий нефтедобычи в Альметьевском, Бавлинском, Октябрьском районах, из-за сахарного завода в Буинске происходит быстрое загрязнение подземных вод на этих территориях.

Не меньшая проблема для республики – загрязнение почвы пестицидами, солями тяжелых металлов, нефтешлаками.

В местах добычи нефти отмечается сильное загрязнение почвы, превышающее фоновое содержание от 10 до 100 раз.

стих. ученицы Хабибуллиной Камиллы на стихи В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

« Что такое хорошо и что такое плохо в экологии?»

Крошка-сын пришел к отцу

И спросила кроха:

«Мусор – это хорошо

Или это плохо?

На колени посадив

Своего сыночка,

Папа здраво рассудил:

« Должен знать и точка!

Если мусор не убрать

Из дворов и скверов,

Негде будет вам играть –

Это будет скверно!

Вот завод большой дымит,

В реку льёт отходы.

Вот вода уже «кипит»-

Это очень плохо.

Если ты в лесу прошёл

Не сломав ветки,

Это очень хорошо

И сове и белке.

Если на трубе порыв,

Нефть течет по полю,

Это, парень, как нарыв,

Хуже всякой боли.

Если сделал ты добро

Людям и животным,

Это, друг мой, хорошо,

Будет мир добротным!

Помни это,каждый сын,

Знай, любой ребенок,

Как природу защитить,

Надо знать с пеленок

Знает каждый гражданин

« Береги природу!».

Это лозунг как один

Мы возьмём в работу.

Экология, сынок,

Важная наука.

Коль усвоил ты урок,

Это очень круто!

Мальчик радостный пошёл

И решила кроха:

« Буду делать хорошо,

И не буду плохо!»

Итог. Вот и кончились странички нашего экологического журнала. Всё, что нас окружает, живое! Я хочу ещё раз напомнить вам: любите природу, берегите её и охраняйте!

МБОУ «Золотухинская СОШ»

Внеклассное мероприятие по литературе

для 6, 7 классов

«Книга – великая вещь …»

подготовила учитель

русского языка и литературы

Кузьмина Валентина Фёдоровна

2013 год

« Книга – великая вещь…»

Цели:

заинтересовать детей чтением книг, расширить кругозор и словарный запас учащихся;

предоставить учащимся возможность раскрыть свои способности; развивать мышление, память, умение использовать полученные ранее знания;

формировать умение работать в команде, нести ответственность перед членами коллектива.

Как из копеек составляются рубли, так и

из крупинок прочитанного составляется знание.

В. И. Даль.

Опережающее домашнее задание:

каждая команда должна подготовить

1)представление литературного героя (костюм + фраза),

2)литературный кроссворд для своих конкурентов.

Условие:

1) в игре принимают участие 2 команды, состоящие из учеников 6 и 7 классов;

2) за каждый правильный ответ жюри (2 ученицы 9 класса) присуждает 1 балл, команда получает жетон – ключ познания; за представление литературного героя — 2 балла.

Ход мероприятия

Учитель: Я рада приветствовать вас здесь, и сегодня мы проведём мероприятие, посвящённое книге. А. Блок говорил: «Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться». Для начала хотелось бы познакомить вас с историей книги.

1 ведущий: Книга – периодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала, средство массовой, научной и технической информации. Одна из древнейших форм книги – свиток (6 – 3 тысячелетие до нашей эры, позднее заменился кодексом). Основной материал для изготовления книг: первоначально – папирус, со 2 века до нашей эры – пергамент и с 13 века (в Европе) – бумага.

2 ведущий:

В античном мире в средние века книги размножали путём переписывания. Первой печатной книгой считают текст, воспроизведённый ксилографическим путём (изображение получали с плоской деревянной печатной формы) в Корее (704-751 гг.). Книгопечатанье возникло в Китае (11 век), в Европе печатные книги появились в середине 15 века (создатель Иоганн Гуттенберг, 1456).

1 конкурс. «Блиц-интеллект»

Перечислите все известные вам пословицы и поговорки о книгах.

(Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

Одна книга тысячу людей учит.

Книга книгой, да и своим умом двигай.

Кто много читает, тот много знает.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.

Прочёл новую книгу – встретился с другом (кит.).

Золото добывают из земли, а знания из книги.

Книга для ума что тёплый дождь для всходов.)

2 конкурс. «Это же элементарно»

    Титульный лист – это…(начало книги).

    Книголюб – это человек…(любит книги).

    Записки, литературные воспоминания о простых событиях, сделанные современником или участником этих событий (мемуары).

    Старинная рукопись в переплёте, заменившая свиток (кодекс).

    Создатель первой библиотеки на Руси (Ярослав Мудрый, 1037г.).

    В 15 веке в Европе появилась первая печатная книга. Кто её создатель? (Иоганн Гуттенберг.)

    В 1564 году Иван Фёдоров издал первую печатную книгу в России. Как она называлась?(«Апостол».)

    Количество экземпляров книги, выпущенное издательством (тираж).

    Как называется учебный предмет, позволяющий глубоко мыслить, уметь рассуждать, задавать вопросы и просто помогающий жить? (литература)

    Как называли пахаря в Древней Руси? (оратай)

    Разбойника, убивавшего людей звуком своего голоса, победил человек, едва научившийся ходить. Назовите их имена (Соловей-разбойник и Илья Муромец).

    И. И. Пущин вспоминал: «У моего друга, известного поэта и писателя, было прозвище Француз». Как фамилия этого писателя? (А. Пушкин)

    Кто из русских поэтов назвал зиму «чародейкою»? (Ф. Тютчев)

    Назовите предмет, который Гекльберри Финн, развлекаясь, с упоением крутил на верёвке над головой? (дохлую кошку)

3 конкурс. «Продолжи»

Выходят представители команд и тянут билеты. Нужно продолжить стихотворение не менее 1 четверостишия. Назовите стихотворение и автора.

1. Пора, красавица, проснись… (А. Пушкин «Зимнее утро».)

2. Под ним струя светлей лазури… (М. Лермонтов «Парус».)

3. Кто же вас гонит: судьбы ли…(М. Лермонтов «Тучи».)

4. Да не робей за отчизну любезную…(Вынес достаточно русский народ,/ Вынес и эту дорогу железную — / Вынесет всё, что Господь ни пошлёт! Н. Некрасов «Железная дорога».)

4 конкурс. «Откуда пословица»

Команды должны определить, из какого источника появилась пословица.

1.Битый небитого везёт (из сказки «Лиса и волк»).

2.У сильного всегда бессильный виноват (из басни «Волк и Ягнёнок»).

3.А Васька слушает да ест (из басни «Кот и Повар»).

4.А воз и ныне там (из басни «Лебедь, Щука и Рак»).

5 конкурс. «Библиотека»

Каждая команда получает список произведений. Необходимо правильно подписать автора.

«Демьянова уха» (И. Крылов.)

«Ночь перед Рождеством» (Н. Гоголь.)

«Лошадиная фамилия» (А. Чехов.)

«Барышня-крестьянка» (А. Пушкин.)

«Три пальмы» (М. Лермонтов.)

«Дедушка» (Н. Некрасов.)

«Чёрная курица, или Подземные жители» (А. Погорельский.)

«Мороз, Красный нос» (Н. Некрасов.)

«Спящая царевна» (В. Жуковский.)

«Заколдованное место» (Н. Гоголь.)

«Уроки французского» (В. Распутин.)

«Хирургия» (А. Чехов.)

6 конкурс

Определите произведение и назовите автора по набору героев:

1)зеркало, мальчик, девочка, тролль; (Х. Андерсен «Снежная королева»)

2)дворник, кастелянша, Татьяна, барыня; (И. Тургенев «Муму»)

3)дед, грамота, ведьмы, карты; (Н. Гоголь «Пропавшая грамота»)

4)разбойник, псарня, Верейский, медведь; (А. Пушкин «Дубровский»)

5)Александр Павлович, граф Кисельвроде, Платов; (Н. Лесков «Левша»)

6)мертвецы, граф Клейнмихель, дорога, голод. (Н. Некрасов «Железная дорога»)

7 конкурс. «Восстанови пословицу по 2 словам» (пословицы написаны на табличках).

Например: дело – безделье (Маленькое дело лучше большого безделья).

1)лает – кусает (На смелого собака лает, а трусливого кусает);

2)руки – скуки (Не сиди сложа руки, так и не будет скуки);

3)труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит);

4)Родина – постоять (Родина – мать, умей за неё постоять);

5)копейка – рубль (Копейка рубль бережёт);

6)аукнется – откликнется (Как аукнется, так и откликнется);

7)серебро – золото (Слово – серебро, а молчанье – золото);

8)перо – топор (Что написано пером, того не вырубишь топором).

8 конкурс. «Восстановите строфу по рифмам»:

1)позволит, по ручью, пью, изволит.

(Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью…)

2)в окно, одно, своим, улетим.

(Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно…)

9 конкурс. Игра «Буриме» (слово французское, в переводе «рифмованные концы»). Игра заключается в том, чтобы на заданные рифмы написать стихи:

…дело

…класс

…смело

…раз.

Например: Наш Петруша знает дело.

Хоть спросите целый класс.

Бутербродов двадцать смело

За один съедает раз.

10 конкурс. «Кроссворд»

Команды должны разгадать литературный кроссворд, который им подготовили конкуренты. Время -10 минут.

Для зрителей в это время проводится конкурс «Какого роста…»

1)Какого роста был А. Пушкин, если брат поэта Лев Сергеевич вспоминал: «Ростом он был мал (в нём было с небольшим 5 вершков)…»? (Как само собой разумеющееся, Лев Пушкин не упоминал 2 аршина, потому что в старину было принято обозначать рост количеством вершков сверх 2 аршин; аршин – 71,12 см, вершок – 4,45, т.е. 165 см.)

2) Какого роста был главный герой повести «Муму» — Герасим, если И. Тургенев пишет, что это был «мужчина 12 вершков роста»? (196 см)

11 конкурс. «Узнай героя» (домашнее задание).

Подведение итогов. Награждение победителей.

Список использованной литературы

1.Жиренко О.Е., Савченко Е.В., Лобачёва С.И. Мир праздников, шоу и викторин: 5 – 11 класс. М.: ООО «5 за знания», 2008.

2.Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. М.: Вако, 2009.

3.Творческая работа на уроках русского языка. 5 – 11 классы. Авторы-составители: Сулицкая Н.М. и др. Волгоград: Учитель, 2011.

Цель: вызвать интерес к художественному слову.

  • приобщать детей к литературному творчеству;
  • формировать у учащихся доброе взаимоотношение;
  • способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей;
  • развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.

Ход урока

– Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в мир сказочной литературы. Встретимся с любимыми сказочными героями, узнаем много интересного и полезного. Когда взрослые отправляются в путь-дорогу, всегда берут дорожную сумку, рюкзак или чемодан. Взрослые подолгу складывают и проверяют, не забыли ли они чего-либо. А мы возьмем с собой “Литературный чемоданчик”. В нем 5 секций, и в каждой по 5 кармашек, нужно проверить содержимое каждого кармашка. Вам, наверно, любопытно будет заглянуть в каждую секцию, в каждый кармашек. Сегодня мы заглянем в секцию “По дорогам сказки”.

Литературный чемоданчик
1. По дорогам сказки 10 20 30 40 50
2. Кладезь народной мудрости 10 20 30 40 50
3. А.С. Пушкин 10 20 30 40 50
4. Сказочная математика магов 10 20 30 40 50
5. Всякая всячина 10 20 30 40 50

Секция “По дорогам сказки”.

Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности. Предлагаю вам 5 блоков заданий, связанных со сказками народными и авторскими, сказочными героями, волшебными сказочными предметами. Надеюсь, что эти задания пополнят ваши знания об этом жанре.

Итак, начинаем! Вы, наверное, заметили цифры от 10 до 50. Это сложность вопроса. Чем сложнее вопросы, тем выше их балл. У нас 2 команды, ответы вы выбираете сообща, обсуждаете вместе, но отвечает кто-то один. (Названия команд определены заранее.)

Кто начинает выбор задания? Тот, кто отгадает одну мудреную загадку.

– Утка в воде, а хвост на горе.
Утка в море, хвост на заборе.
(Ковш).

Дополнительно:

– Из него не пьют, не едят, а только глядят. (ковш Большой Медведицы.)

– Что за зверь?

Летом спит, зимой ест.
Тело теплое, а крови нет.
(Печь.)

10. Задание “Реши ребус”.

Зашифрованное слово – Красная шапочка, героиня сказки Ш. Перро.

20. Конкурс “Доска объявлений”.

По тексту объявления нужно догадаться, кто его написал. Команды дают письменные ответы. За каждый верный ответ 1 балл.

1. Предлагаю услуги гувернантки. Научу невоспитанных мальчиков читать, считать, писать, а также хорошим манерам. (Мальвина.)
2. Одинокий мечтатель, рост 13 м, вес 4 тонны, подарит пламенную любовь трехглавой подруге. (Змей Горыныч.)
3. Всем принцам! Ближайшие 100 лет не беспокоить своими поцелуями – очень спать хочется. (Спящая красавица.)
4. Опытный столяр из материала заказчика настрогает вам детишек, причем одних мальчишек. (Папа Карло.)
5. Напишу за вас мемуары, научу сочинять пыхтелки, сопелки, ворчалки и т.п. (Винни Пух.)
6. Частное охранное бюро, возглавляемое дядькой Черномором, обеспечит вам и вашим близким безопасность на отдыхе у моря. (33 богатыря.).

30. “Кто здесь живет?”

По описанию отгадать, кому принадлежит жилище.За каждый верный ответ 1 балл.

1.Это жилище изготовлено из древесины дуба. А рыжая нахалка выгнала хозяина избушки, когда ее собственная растаяла. Назовите хозяина– горемыку. (Заяц из “Заячьей избушки”.)

2. У одного из них домик сделан по-быстрому из соломы, у другого более прочен – из веток и прутиков, а вот у третьего каменный дом с крепкой дверью. Назовите всех троих. (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.)

3. Это строение по команде поворачивается к лесу задом, к гостю передом, а его хозяйка чует “русский дух”. (Баба-Яга.)

4. В этом ветхом-ветхом пристанище у самого синего моря жили они 30 лет и три года. (Старик и старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина.)

40. Корзина с потерянными вещами.

У меня корзина есть.
В ней вещей не перечесть.
Тяжела и велика, вес ее полпуда.
Угадайте поскорей. Что в ней и откуда?

Выкладываются на стол предметы, ребята должны отгадать, из каких сказок Г.Х. Андерсена они собраны. К каждому предмету предлагаются подсказки.

1) В этом предмете все доброе и прекрасное почти исчезало, но все ничтожное и отвратительное особенно бросалось в глаза и становилось еще безобразнее – зеркало. (“Снежная королева”.)

2) То, что послужило причиной бессонницы для юной героини – горошина. (“Принцесса на горошине”.)

3) Благодаря этому предмету герой дарит сны детям – зонтик. (“Оле-Лукойе”.)

4) Этот предмет служил героине сказки колыбелькою, голубые фиалки – матрацем, а лепесток розы – одеяльцем – скорлупка грецкого ореха. (“Дюймовочка”.)

5) Куст, на котором распускалась на нем одна-единственная роза, цвел только раз в 5 лет – роза. (“Свинопас”.)

50. Разгадай кроссворд. (Игра № 4, задание 4, слово “Сказка”.Задание: В кроссворде скрыты имена 8 сказочных персонажей, которые вы должны найти и описать их; двигаться можно в любом направлении. Ответ: джинн, леший, ведьма, колдун, фея, водяной, русалка, гном).

Полезная информация: – 7 ноября 2013 года – 110 лет со дня рождения Милляр Георгия Францевича – нашего замечательного актера, который сыграл роль Кощея Бессмертного в 1944 году, а еще роль Бабы-Яги в фильме “Морозко”.

Вопросы на засыпку.

1. Где живет Кащей Бессмертный? (Во дворце.)
2. Какое средство передвижения у бабы Яги? (Ступа.)
3. Где найти смерть Кащея Бессмертного? (На кончике иглы.)
4. Кто баба – Яга по образованию? (Ведьма.)
5. В кого превращает непокорных девиц Кащей Бессмертный? (В лягушек.)
6. С какими словами надо обращаться к жилищу бабы– Яги? (Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом.)

Сюрприз в цветочной коробке.

Что находится в нем? Можете задавать наводящие вопросы.

Описание:
бодрит дух,
смягчает сердце,
снимает усталость,
пробуждает мысль,
не позволяет поселиться лени.

Подсказки: 1. Грузины говорят, что надо 50 раз поклониться ему, чтобы получить настоящий…2. Больше всего любят англичане, канадцы, арабы, американцы. Меньше всего любят в Китае, Индии и Пакистане. 3. В 1696 году русский царь посылает за ним в Пекин русских купцов. Привозили на кораблях, верблюдах, на санях, на телегах. 4. В России появился в 1638 году: монгольский хан прислал русскому царю подарок – 60 кг … в обмен на 100 соболиных шкур. 5. Родиной … является Китай. По легенде, пастухи заметили, что овцы, пожевав … (листья) начинают резвиться и прыгать. 6. … растет в Китае, Индии, на Цейлоне, в Аргентине, в Грузии. 7. Он бывает зеленым, кирпичным, плиточным, черным, байховым, грузинский, китайский, цейлонский, аргентинский, в пирамидках… и в пакетиках. 8. В сказке “Ванюшка и царевна” его можно пить с сахаром вприкуску или внакладку.

Ответ: чай.

Подведение итогов: “Сказочная арифметика” от Василисы Премудрой.

Задача: Из количества разбойников, открывающих дверь словами: “Сим-сим, откройся!”, вычесть сумму козлят из сказки и богатырей, живущих в тереме в лесу. Полученное число разделить на количество месяцев из названия книги известного детского писателя, прибавив к нему количество денежек, найденных в поле известной героиней сказки и к полученной цифре прибавить количество желаний, обычно исполняемых в русских народных сказках.

Узнать, получится ли оценка, о которой мечтает каждый ученик.

Для упрощения задачи участникам раздаются такие карточки:

(...) разбойников – ((...) козлят + (...) богатырей) + (...) желаний = ?

(...) месяцев + (...) денежек

Именно столько баллов получат участники, если правильно решат задачу и плюс к тому по 1 баллу за название сказок и их авторов. (“Али-Баба и сорок разбойников”; “Волк и семеро козлят”; А. С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях”; С.Маршак “12”; К. Чуковский “Муха-Цокотуха”)

– Все вы знаете знакомое выражение: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!” А вы, ребята, получили ли для себя урок?

Приложение. Электронная презентация “Литературный чемоданчик”.

Использованные источники:

  1. Горностаева А.М., Ларина Э.С. Учимся, играя ”. Серия электронных образовательных продуктов. Издательство “Глобус”. Москва.
  2. Ярослав Экспресс – Георгий Францевич Милляр (Чтобы помнили): jaroslaff.net ›modules.php
  3. Георгий Милляр в роли Бабы-Яги: http://pda.privet.ru/post/134953738
  4. Георгий Милляр в роли Кощея Бессмертного:

Внеклассное мероприятие по литературе в 6 классе «Путешествие в страну Литературию»

Цели: в игровой форме закрепить знания учащихся по детской литературе; развивать интерес к чтению, память, речь, внимание, коммуникативные навыки учащихся; научить работать в команде.

Задачи : повысить уровень мотивации к изучаемому предмету; способствовать развитию наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения; создавать необходимые условия для развития эмоциональной сферы учащихся; использование содержания произведений как средства нравственного воспитания.

Оборудование: компьютер, мультимедиа,выставка книг и детских иллюстраций к прочитанным книгам. презентация, наглядный материал.

Правила игры: игра проводится между тремя командами. В каждой команде по 5 человек. В каждой команде выбирается капитан. Команды выбирают название, эмблему («Умники и умницы», « Знатоки», «Путешественники»)

Ход игры

Вступительное слово учителя;

Ты ищешь знаний, мудрости земной,

Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?

Найди на полке книгу и раскрой

Источник мысли чистый, вдохновенный.

Ты полюби ее, как любишь мать,

Всежаждущим умом, большой душою,

Она поможет мир тебе узнать,

Она пред взором многое откроет.

Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим А.М.Горький считал книгу. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, будущее и настоящее…Книга – верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром К.Г.Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!».

Сегодня мы с вами, ребята, совершим путешествие в мир книги, в волшебную страну, которая называется «Литературия». Вам предстоит пройти несколько испытаний на звание самого активного читателя.

В нашей игре принимают участие три команды: «Умники и умницы», «Знатоки», «Путешественники». У каждой команды есть красивая эмблема и капитан, который принимает решение в самый трудный момент.

Условия игры простые: выполняя задания, отвечая на вопросы, вы приносите своей команде очки. Игроки внимательно слушают вопрос до конца, потом отвечают.

Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ. Право передается той команде, которая первой подняла вот эту сигнальную ладошку.

В итоге выигрывает команда, которая набрала большее количество очков.

А чтобы не было неразберихи и путаницы, судить нашу игру будет компетентное жюри в составе:…………………………………………………….

Итак, мы начинаем!

1 конкурс. Разминка.

Сейчас мы посмотрим, как вы готовы к игре.

Ведущий задает вопросы командам по очереди.

Вопросы команде «Умники и умницы»

    Отгадайте загадку: « Без рук, а рисует, без зубов, а кусает» (мороз)

    Знаменитый русский баснописец. (Крылов)

    Как звали няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна)

    Рыбак, ловивший рыбу хвостом (волк)

    С каким врагом сражался Илья Муромец на прямоезжей дорожке в Киев?(Соловей-разбойник)

Вопросы команде «Путешественники»

    Отгадайте загадку: «Летит - пищит, сядет - молчит. Кто его убьет, тот свою кровь прольет» (комар)

    Какому событию в жизни нашей страны посвящены стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» и К.М.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»? (ВОВ)

    Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон)

    Транспорт с крыльями, который украл мальчика для бабы Яги (гуси-лебеди)

Вопросы команде «Знатоки»

    Отгадайте загадку: «Долговязый Тимошка бежит по узенькой дорожке. Его следы - твои труды» (Карандаш, ручка)

    Мальчик с деревянным носом. (Буратино)

    Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова в детские годы? (Бабушка)

    Что за чудесная сказка о девочке, которая смогла принести из леса подснежники? Кто написал эту сказку? («Двенадцать месяцев» .С.Я.Маршак)

    Как греки называли свои сказки? (мифы)

(Жюри подводит итоги 1 конкурса)

Итак, размялись, а теперь в путь!

2 конкурс «Библиотека»

Каждая команда получает список произведений и авторов (вразброс). Необходимо правильно подобрать автора к произведению, пока звучит музыка. Время – 3 минуты.

Список произведений

    «Демьянова уха» (И.А.Крылов)

    «Руслан и Людмила» (А.С.Пушкин)

    «Бородино» (М.Ю.Лермонтов)

    «Алые паруса» (А.С.Грин)

    «Муму» (И.С.Тургенев)

    «Кавказский пленник» (Л.Н.Толстой)

    «Лошадиная фамилия» (А.П.Чехов)

    «Медной горы хозяйка» (П.П.Бажов)

    «Робинзон Крузо» (Д.Дефо)

    «Снежная королева» (Х.К.Андерсен)

    «Светлана» (В.А.Жуковский)

    «Тарас Бульба» (Н.В.Гоголь)

    «Уроки французского» (В.Г.Распутин)

    «Васюткино озеро» (В.П.Астафьев)

3 конкурс «Мир вещей»

Из каких произведений данные предметы? (одна вещь на отдельном слайде) Указать полное название произведения и автора.

Первой отвечает команда, которая быстрее всех подняла сигнальную ладошку. За каждый правильный ответ можно набрать 2 балла, если названо и произведение, и автор.

    кольцо – «Дубровский» А.С. Пушкин

    блоха – «Левша» Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе Н.С.Лесков

    пряник с рисунком - «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьев

    макароны - «Уроки французского» В.Г. Распутин

5.забор и кисть – «Приключения Тома Сойера» Марк Твен

6. рецепт – «Чудесный доктор» А.И.Куприн

7. сыр – «Ворона и лисица» И.А.Крылов

8. зеркальце - «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин

9. хлеб – «Теплый хлеб» К.Г.Паустовский

10. деревянные башмачки – «Снежная королева» Г.-Х. Андерсен

(жюри подводит итоги 2и 3 конкурсов)

4 конкурс. «Дерево мудрости».

Конкурс проводится в виде эстафеты. Участвуют все члены команды. На столах находятся чистые листы бумаги и ручки, на дереве мудрости висят листочки, на обратной стороне которых написаны вопросы.

По сигналу ведущего начинается конкурс. Члены команды по одному подходят к дереву мудрости, выбирают листок с вопросом, ответ записывают на обратной стороне. Каждый имеет право ответить только на один вопрос. Записав ответ, участник возвращается к команде, как эстафетную палочку, передает ручку другому. Если ответа нет, то отдают капитану пустой листок. Листочки собирает капитан и несет их жюри. Оценивается быстрота ответа и правильность. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Список вопросов

    Кто подписывался псевдонимом «Антоша Чехонте»? (А.П.Чехов)

    Сын Тараса Бульбы, предатель (Андрий)

    Какой рассказ И.С.Тургенев назвал кличкой собаки? («Муму»)

    Как звали жениха царевны молодой из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина? (Королевич Елисей)

    Как звали учителя в повести А.Пушкина «Дубровский»? (Дефорж)

    К кому обращается герой лермонтовского «Бородино» с просьбой рассказать о войне 1812 года? (К дяде)

    Кто из литературных героев 28 лет провел на необитаемом острове? (Робинзон Крузо)

    Кто из литературных героев потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами? (Гулливер)

    Стихотворение А.С. Пушкина о свободе, которое мы изучали? (« Узник»)

    В кого превратился гадкий утенок? (В прекрасного лебедя)

    Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался М.Ю.Лермонтов в юности? (Музыкой, живописью)

    Библия – греческое слово. Что оно означает? (Книга)

    Где учился А.С. Пушкин? (в лицее)

    Кто не мог заснуть на 20 тюфяках и 20 пуховиках, т.к. под ними лежала горошина? (Принцесса)

    Мифологический герой древней Греции? (Геракл)

5 конкурс. «Галерея»

На слайдах презентации находятся 6-8 портретов знакомых детям писателей. Задача заключается в том, чтобы правильно назвать писателей. Оценивается правильность и быстрота ответа.

За каждый правильный ответ дается 1 балл.

(портреты: И.С.Тургенев, А.П.Чехов, Н.А.Некрасов, Н.С.Лесков, А.С.Грин, Антоний Погорельский)

(жюри подводит итоги 4 конкурса)

6 конкурс «Узнай героя по описанию»

Ведущий читает описание, команды (кто быстрее) поднимают сигнальные ладошки.

    Русский барин, его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, соседи были рады угождать малейшим его прихотям, губернские чиновники трепетали при его имени; в домашнем быту выказывал все пороки человека необразованного… (5ирилла Петрович Троекуров «Дубровский» А.С.Пушкин)

    Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами. (Валек «В дурном обществе» «Дети подземелья» В.Г.Короленко)

    Коса ссизачерная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь.(Хозяйка медной горы «Медной горы хозяйка» П.П.Бажов)

    …Волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, - что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. (Павлуша. «Бежин луг» И. С. Тургенев)

    Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На ногах щтаны и башмачки, на шее монисто, все из русских полтинников. (Дина «Кавказский пленник» Л.Н.толстой)

    …Мужчина двенадцати вершков роста, сложённый богатырем и глухонемой от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых. (Герасим «Муму) И.С.Тургенев)

    …Он только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем. (Толстый чиновник «Толстый и тонкий» А.П.Чехов)

(жюри подводит итоги 5 и 6 конкурсов)

За одну минуту команда должна правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос.

Вопросы команде «Умники и умницы»:

    Кому Пушкин посвятил строки «Мой первый друг, мой друг бесценный»? (Пущину И.)

    Как прославился Левша? (подковал блоху)

    Как называлась игра, за которой проводили время ребята на окраине райцентра? (чика)

    Как погибли Пушкин и Лермонтов? (На дуэли)

    Как звали друга Тома Сойера? (Гекльберри Финн)

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. (Крылов. «Квартет»)

    Как называется картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)

    Закончи пословицу: «Один в поле…» (не воин)

    Кто написал стихотворение «Железная дорога»? (Н.А.Некрасов)

    Каково название лицея, в котором учился Пушкин? (Царскосельский)

    Кто был отцом Геракла? (Зевс)

    закончи пословицу: «Семь раз отмерь …» (1 отрежь)

    Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

    От кого убежала посуда? (От Федоры)

    В этой сказке всего по три: три героя, по три предмета у каждого. Назовите эту сказку. (Три медведя)

Вопросы команде «Путешественники»:

    Из-за чего поссорились Дубровский и Троекуров? (шутка псаря)

    Как называется разговор двух или нескольких лиц. (Диалог)

    Героями какого произведения А. С. Пушкина являются Наина и Черномор? («Руслан и Людмила»)

    Из какого произведения эти строки:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя… ?

(М. Ю. Лермонтов. «Утес»)

    В каком произведении мальчик получил посылку от своей учительницы? (В.Распутин «Уроки французского»)

    Жанр фольклора, повествовательная песня-поэма о богатырях и народных героях? (Былина)

    Закончи пословицу: «Делу время - ……» (потехе час)

    Кто написал стихотворение «Узник»? (А.с.Пушкин)

    За что Геракл должен был получить бессмертие? (За 12 подвигов по поручению Эврисфея)

    Закончи пословицу: «После драки …»(кулаками не машут)

    Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом. (Репка)

    В какой сказке людоед превращается в мышку и кот ее съедает?
    (Кот в сапогах)

    Чем играл братец Иванушка из сказки «Гуси-лебеди» у бабы Яги?
    (Золотым яблочком)

    Что посоветовал Муравей Стрёкозе в басне «Стрекоза и Муравей»?
    (Поплясать)

    Кто спас Муху-цокотуху?
    (Комар)

Вопросы команде «Знатоки»:

    Почему умер Левша? (спился во время обратной дороги)

    Выдающийся русский ученый-энциклопедист, именем которого назван Московский университет? (М.В.Ломоносов)

    Какое время года больше всего любил русский поэт Пушкин? (Осень)

    Из какого произведения эти строки:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой. (М. Ю. Лермонтов «Бородино»)

    Закончи пословицу: «Без труда…» (не выловишь и рыбку из пруда)

    Кто написал стихотворение «Рассказ танкиста»? (А.Т.Твардовский)

    Что в переводе с греческого означает слово «библия»? (Книга, писание)

    Кто такие кентавры? (Мифологические существа, получеловек- полулошадь.)

    В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился?

    Из чего солдат варил кашу? (Из топора)

    В кого превратились 11 братьев-принцев из сказки Г.Х. Андерсена?
    (В лебедей)

    Из какой сказки выражение: «Остаться у разбитого корыта»?
    (Сказка о рыбаке и рыбке)

(жюри подводит итоги 7 конкурса)

8 конкурс «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

На одном слайде 5-6 пронумерованных иллюстраций из произведений. Игроки должны угадать, какое произведение проиллюстрировано и кто его автор. За каждый правильный ответ 1 балл. Листочки с ответами капитаны сдают жюри.

    «Уроки французского» В.Г.Распутин.

    «Парус» М.Ю.Лермонтов.

    «Железная дорога» Н.А.Некрасов.

    «Васюткино озеро» В.П.Астафьев.

    «Робинзон Крузо» Д.Дефо.

    «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой.

9 конкурс «Черный ящик»
Угадайте, что у меня в этом ящике? Ведущий задает вопросы, команды отвечают на них (кто быстрее). Из ящика достают предметы, когда игроки отгадают их по описанию.

1.За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)
2.Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб)
3.Её нужно съесть 16,36 кг, чтобы узнать человека получше. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль)
4.Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
5.Он может иногда подкатывать к горлу и застрять в нем. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-Царевичу. Что это за фольклорный помощник? (комок,клубок)
6.Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может – сухим. Иногда это лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в «Черном ящике»? (ключ)
7.Её можно помещать на водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая и на киселе. А если не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах ответить. Что это? (вода)

(жюри подводит итоги 8 и 9 конкурсов)

10 конкурс «Капитан, капитан, подтянитесь…»

А сейчас я объявляю конкурс капитанов. Я читаю начало отрывка из произведений А.С.Пушкина, а капитаны по очереди продолжают, правильный ответ - один шаг к ключу от двери в страну «Литературию». Кто первый возьмет этот ключ, тот и принесет своей команде целых 5 баллов! Итак, капитаны, готовы?

1капитан. У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

2 капитан. Там ступа с бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух…там Русью пахнет!

3 капитан. Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

1 капитан. И ей зеркальце в ответ:

«Ты прекрасна, спору нет,

Но живет без всякой славы

Средь зеленыя дубравы,

У семи богатырей

Та, что все ж тебя милей».

2 капитан. Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

3 капитан. Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил.

1 капитан. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

2 капитан. Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном.

3 капитан. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Слово учителя. Молодцы, капитаны, не подвели свои команды! А наша игра подходит к концу. И пока жюри подводит итоги, давайте подумаем, что нового узнали, чему научились, что понравилось.

(Ответы игроков)

Слово жюри. Подведение итогов, награждение.