Контрольная работа: Российская культура XX-нач. XXI века. Главные характеристики современного этапа развития науки

«День науки» - Проекты информационно – иллюстративного вида. Особая благодарность педагогам! Сетевые игры и олимпиады. Коллективные учебные проекты: Химия. Технология Химия Физика Социология. Литература Окружающий мир Внеклассная работа Всего 25 проектов! Электронно-дидактические пособия. Начальная школа. Городской конкурс мультимедийных проектов.

«Биология и науки» - Биология среди наук. Знание иностранных языков поможет узнать иноземное происхождение биологических терминов. Пояснительная записка. Продолжить нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое и гигиеническое воспитание учащихся. Продолжить формирование научного мировоззрения. Легенда о гвоздике.

«Наука в 18 веке» - Балетная школа. Морской шляхетский корпус. Наука и образование в XVIII веке. Смольный институт. Сухопутный шляхетский корпус. Коммерческое училище. Михаил Васильевич Ломоносов. Танцевальная школа. Пажеский корпус. История. Образование. Достижения российской науки. Академия наук. 1755г. – Московский университет.

«Культура и наука» - Накопление ценностей. -Упадок морали, -рост преступности, -засорение языка, -и т.Д. Интернационализация. Историческая эпоха. Возрождение культуры. "Халтура". Элитарная культура. "Раскручивание". Различные типы школ, в т.ч. религиозные. Культуры в культуре. Этика науки. Национальная.

«Школа XXI века» - Как учить? обновление средств обучения. Курс «Окружающий мир». Под руководством учителя ученик выстраивает алгоритм решения учебной задачи. Поисковой деятельности. Приоритетные цели «Начальной школы XXI века». Темпа обучения. Ценности образования. Моделирующей деятельности. Курс «Литературное чтение».

«Наука 20 века» - В 1911 г. Опыт Павлова по явлению безусловного рефлекса. Достижения по физике, химии и технике. Экономические и политические тормозы научного прогресса. Особенности развития науки в начале XX века. Структура научной сферы Российского государства в начале 20 века. 7 музеев. Русский археологический институт в Константинополе.

1. Общая характеристика культуры ХХ века…………………….3 стр.

2. Технические достижения ХХ века……………………………..8 стр.

3. Литература, искусство и архитектура ХХ века……………….12 стр.

Использованная литература……………………………………….19 стр.

1. Общая характеристика культуры ХХ века
XX столетие - самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры
Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.
Поскольку XX в. - век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные оценки развитию культуры этого периода очень рискованно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности.
В истории культуры XX в. можно выделить три периода:
1) начало XX в - 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);
2) 20-30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры - социалистической),
3) послевоенные 40-е гг. - вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура - это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено.
Духовная и материальная культура XX в. - это продолжение социокультурных процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений.
В культурологии, искусствоведении и науке этот культурный процесс рубежа XIX - XX вв. получил название «декаданс», а искусство и литература - декадентские. Главное свойство и особенность декаданса - растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира. Сложилось противоречивое сознание, затронувшее важнейший элемент мировоззрения, - вопрос о закономерностях в природной и социальной действительности. Поэтому и происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения.
В начале XX в. философская, художественная и литературная мысль были тесно связаны (особенно в России). Это объясняется тем, что в основе развития и философии и художественной культуры был кризис общественного сознания.
Культура в XX в. развивалась в нескольких параллельных направлениях. В отличие от примерно однотипных в идейном и стилевом началах движений в культуре XIX в. - романтизма, академизма, реализма, художественная культура XX в., распадаясь на ряд течений, являет собой различное отношение художественного творчества к действительности.
Многообразие стилей и методов в культуре XX в., отошедших от классических приемов художественного творчества, получило название модернизм. В своих крайних проявлениях и в искусстве, и в литературе, и в театре модернизм отрекается от осмысленности и визуальной оригинальности образов, от гармонии, естественности. Модернизм в широком смысле подразумевает все разнообразие нереалистических направлений в художественной культуре, то модернизм в узком смысле представляет собой художественную систему, обладающую определенным единством, цельностью, общностью художественных приемов.
Модернизм - характерная черта эстетики XX в., независимая от социальных слоев, стран и народов. В лучших образцах искусство модернизма обогащает мировую культуру за счет новых средств.
Наравне с модернизмом, параллельно с ним, существовал и продолжал развиваться реализм. На рубеже столетий он претерпел многоаспектные изменения, по-разному себя проявляя, но ярче всего - как неореализм. Неореализм выполнял задачу правдивого отражения социального бытия, борьбу за социальную справедливость и достоинство человека. Принцип неореализма нашел свое выражение и в искусстве (Р. Гуттузо, Э. Уайет), и в литературе (А. Миллер, Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк). С позиций неореализма творили писатели и художники: Ж. Амаду, Г. Маркес.
В литературном процессе XX в. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами. Среди основных особенностей литературы этого времени можно выделить:
политизацию, усиление связи литературных направлений с различными политическими течениями,
усиление взаимовлияния и взаимопроникновения национальных литератур, интернационализацию,
отрицание литературных традиций,
интеллектуализацию, влияние философских идей, стремление к научному и философскому анализу,
слияние и смешение жанров, многообразие форм и стилей,
стремление к жанру эссе.
Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений - реализма и модернизма. Из ведущих литературных направлений середины XX в. следует назвать экзистенциализм.
Авангардистская литература была продуктом начинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Она основывалась на неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей и ломке традиций. Для характеристики авангардистской литературы следует остановиться на таких течениях, как экспрессионизм, футуризм и сюрреализм.
В целом для литературы XX в. характерно стилевое и жанровое многообразие, нестандартность литературных направлений, находящихся в сложных взаимоотношениях.
В искусстве XX в. происходили перемены в традиционном подходе к отражению реальности. Они проявились:
в заметном увеличении стремления к обобщенности образа,
исчезновении детализации,


Искусство XX в. развивалось по нескольким направлениям, но ни один стиль не вытекал из другого, ни один метод не был причиной возникновения новых. Но главное: ни одно из направлений стилевой эволюции не охватывает всего развития искусства в целом. Для осмысления цельности необходимо рассмотреть совокупность всех существующих методов и стилей: лишь во взаимодействии они образуют историю искусства XX в.
Абстракционизм - крайняя форма модернизма, возник как вызов обществу и как последовательное разрушение реального образа, отражающего мир привычными средствами. В абстрактном искусстве исключается образная основа, составляющая суть художественного творчества.
Реализм в культуре XX в - это продолжающееся влияние культуры XIX в. Наряду с традицией, выдвигаются два новых течения в реализме. Одной из разновидностей реализма является неореализм, представителями которого были П Пикассо, Ф Леже, А Фу-жерон, А Цицинато.
Идеалы и установки современной культуры являются сплавом того, что было открыто человечеством в прошедшие века и того, чего достигло человечество к концу XX века.
В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Разумеется, гуманизм - достаточно многообразное понятие. Ренессанский гуманизм, например, утверждающий мощь и свободу творческого человеческого духа, был элитарным, поскольку его мораль была индивидуалистической, значимой для немногих избранных.
Гуманистическая ориентация культуры XX века проявляет себя в различных «мирах» современного общества - экономическом, нравственном, политическом, художественном и т. д. Эта тенденция определила, например, становление политической культуры в передовых странах. Возникает новая информационная культура, новые способы получения информации, производственной и научной деятельности. Происходит процесс автоматизации и роботизации производства и управления. В сфере информационной деятельности работает более 50 процентов трудоспособного населения. Концепция «информационного общества» определила пути формирования «материального тела» культуры XX века.

2. Технические достижения ХХ века
Мировая научная целостность, сложившаяся в XX в., положила начало экономическому объединению мира, передаче во все уголки земного шара передовых способов производственной культуры. Одним из выражений этого процесса стали транснациональные корпорации с их едиными формами организационной культуры, действующими в десятках стран и на различных континентах. На долю транснациональных компаний приходится более трети промышленного производства, более половины внешней торговли, почти восемьдесят процентов новой техники и технологий.
О нарастании интернационализации жизни современного мира свидетельствует всеохватывающий характер научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации.
Техногенное отношение к природе как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей становится в первой половине XX в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры.
Открытия и научные концепции (теории), в наибольшей степени повлиявшие на развитие цивилизации в ХХ веке:
1. Специальная теория относительности;
2. Общая теория относительности;
3. Квантовая механика;
4. Транзисторный эффект;
5. Теория электрослабого взаимодействия;
6. Ноосферная концепция;
7. Теория диссипативных систем;
8. Разветвленные цепные реакции;
9. Лазерный эффект;
10. Двойная спираль ДНК;
11. Ядерный магнитный резонанс;
12. Теория иммунитета;
13. Открытие функции хромосом как носителей наследственности;
14. Экспериментальное подтверждение явления квантовой телепортации;
15. Соотношение неопределенностей Гейзенберга;
16. Антропный принцип;
17. Концепция "Большого Взрыва";
18. Кварковая теория строения вещества;
19. Высокотемпературная сверхпроводимость;
20. Концепция устойчивого развития;
21. Концепция "ядерной зимы";
22. Открытие эмбриональных стволовых клеток;
23. Концепция дрейфа материков;
24. Синтез трансурановых элементов;
25. Выделение фермента теламеразы, останавливающего процесс старения клеток;
26. Закон гомологических рядов Вавилова;
27. Открытие реликтового озера Восток под трехкилометровым панцирем льда в центральной части Антарктиды;
28. Открытие групп крови;
29. Планетарная модель атома;
30. Эффект Вавилова-Черенкова (излучение света движущимся в воде электроном);
31. Дифракция рентгеновских лучей в кристаллах;
32. Космологическая теория суперструн.
Наиболее значимые технологии и изобретения:
1. Генная инженерия;
2. Интернет;
3. Клонирование млекопитающих;
4. Атомная энергетика;
5. Лазеры;
6. Компьютерные виртуальные реальности;
7. Кремниевые микрочипы;
8. Волоконно-оптическая связь;
9. Факс;
10. Мобильная телефонная связь;
11. Нанотехнологии;
12. Томография;
13. Синтез фуллеренов;
14. Телевидение;
15. Запись информации на CD и DVD-дисках;
16. Радиолокация;
17. Термоядерный синтез;
18. Молекулярные микрочипы для расшифровки геномов;
19. Реактивная авиация;
20. Синтез пластмасс;
21. Шариковая авторучка;
22. Застежка "молния";
23. Ксерокс;
24. Акваланг;
25. Перфторан (голубая кровь) – кровезаменитель на основе перфторуглеродных эмульсий;
26. Технология "чистых комнат";
27. Пузырьковая камера;
28. Ускорители элементарных частиц.
29. Роторные автоматизированные линии.
Реализованные инженерные проекты:
1. "Саркофаг" (объект "Укрытие" над 4-м блоком Чернобыльской АЭС);
2. Высадка человека на Луну;
3. Проект "Вега" (исследование вещества кометы Галлея);
4. Автомат Калашникова;
5. Экспедиция марсохода "Соджойнер" (марсианская станция "Марс Пэсфайндер");
6. Создание и испытание в СССР самой мощной водородной бомбы (50 мегатонн);
7. Космическая орбитальная станция "Мир";
8. Плотина Рогунской ГЭС (высота - 355 м);
9. Пересадка человеческого сердца;
10. Первый искусственный спутник Земли;
11. Кольская сверхглубокая скважина (достигнутая глубина - более 12 тыс. метров);
12. Ледокол-атомоход "Ленин";
13. Экраноплан "Монстр Каспия" (длина - 100 м, размах крыльев - 40 м, 10 реактивных двигателей, скорость передвижения - 800 км/час в нескольких метрах над поверхностью воды);
14. Беспилотный полет советского космического челнока "Буран";
15. Туннель под Ла-Маншем;
16. Телескоп Хаббла;
17. Программа "Геном человека";
18. Сибирский горно-химический комбинат (Красноярск-26);
19. Проект "Союз-Аполлон";
20. Здание делового центра в столице Малайзии Куала Лумпур "Петронас Твин Тауэрс", высота - 452 м;
21. Останкинская телебашня - 537 м;
22. Радиовещание, начало регулярных радиопередач;
23. Первая посадка на Венеру советского космического аппарата "Венера-з";
24. Юпитерианский зонд "Галилео";
25. Система "Спэйс Шаттл";
26. Ускоритель элементарных частиц - Большой Адронный Коллайдер в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН);

3. Литература, искусство и архитектура ХХ века
Литература XX века по своему стилистическому и идейному разнообразию несопоставима с литературой XIX века, где можно было выделить только три-четыре ведущих направления. Вместе с тем современная литература дала ничуть не больше великих талантов, чем литература прошлого столетия. Европейская художественная литература XX века сохраняет верность классическим традициям. На рубеже двух веков заметна плеяда писателей, творчество которых еще не выражало устремления и новаторские поиски XX века: английский романист Джон Голсуорси (1867-1933), создавший социально-бытовые романы (трилогия «Сага о Форсайтах»), немецкие писатели Томас Манн (1875-1955), написавший философские романы «Волшебная гора» (1924) и «Доктор Фаустус» (1947), раскрывающие нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, и Генрих Белль (1917-1985), сочетавший в своих романах и повестях социальную критику с элементами гротеска и глубоким психологическим анализом, французские Анатоль Франс (1844-1924), давший сатирическое обозрение Франции конца XIX века, Ромен Роллан (1866-1944), отобразивший в романе-эпопее «Жан Кристоф» духовные искания и метания гениального музыканта, и др.
В то же время европейская литература испытала воздействие модернизма, что прежде всего проявляется в поэзии. Так, французские поэты П. Элюар (1895-1952) и Л. Арагон (1897-1982) были ведущими фигурами сюрреализма. Однако наиболее значительными в стиле модерн была не поэзия, а проза - романы М. Пруста («В поисках утраченного времени»), Дж. Джойса («Улисс»), ф. Кафки («Замок»). Эти романы явились ответом на события Первой мировой войны, породившей поколение, получившее в литературе название «потерянного». В них анализируются духовные, психические, патологические проявления человека. Общим для них является методологический прием - использование открытого французским философом, представителем интуитивизма и «философии жизни» Анри Бергсоном (1859-1941) метода анализа «поток сознания», заключающийся в описании непрерывного течения мыслей, впечатлений и чувств человека. Он описывал человеческое сознание как непрерывно изменяющуюся творческую реальность, как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой, подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. В глубинных же своих пластах сознание может быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения (интроспекции) и интуицией. Основу познания составляет чистое восприятие, а материя и сознание суть явления, реконструированные рассудком из фактов непосредственного опыта. Бергсон проявил себя также на дипломатическом и педагогическом поприще.
Философия Бергсона оказала значительное влияние на интеллектуальную атмосферу Европы, в том числе на литературу. У многих писателей первой половины XX века «поток сознания» из философского метода познания превратился в эффектный художественный прием. Философские идеи Бергсона легли в основу знаменитого романа французского писателя Марселя Пруста (1871-1922) «В поисках утраченного времени» (в 14-ти томах).
Работа, представляющая собой цикл романов, служит выражением его детских воспоминаний, выплывающих из подсознания. Воссоздавая ушедшее время людей, тончайшие переливы чувств и настроений, вещный мир, - писатель насыщает повествовательную ткань произведения причудливыми ассоциациями и явлениями непроизвольной памяти. Опыт Пруста - изображение внутренней жизни человека как «потока сознания» - имел большое значение для многих писателей XX века.
Видный ирландский писатель, представитель модернистской и постмодернистской прозы Джеймса Джойс (1882-1941), опираясь на бергсоновский прием, открыл новый способ письма, в котором художественная форма занимает место содержания, кодируя в себе идейные, психологические и другие измерения. В художественном творчестве Джойса использован не только «поток сознания», но также пародии, стилизации, комические приемы, мифологические и символические слои смыслов. Аналитическому разложению языка и текста сопутствует разложение образа человека, новая антропология, близкая к структуралистской и характерная почти полным исключением социальных аспектов. Внутренняя речь как форма бытия литературного произведения вошла в активный оборот литераторов XX века.
Произведения выдающегося австрийского писателя Франца Кафки (1883-1924) при его жизни не вызывали большого интереса у читателей. Несмотря на это, он считается одним из наиболее известных прозаиков XX века. В романах «Процесс» (1915), «Замок» (1922) и рассказах в гротескной и притчеобразной форме показал трагическое бессилие человека в его столкновении с абсурдностью современного мира. Кафка с потрясающей силой показал неспособность людей к взаимным контактам, бессилие личности перед сложными, недоступными человеческому разуму механизмами власти, показал напрасные усилия, которые люди-пешки прилагали для того, чтобы уберечь себя от давления на них чуждых им сил. Анализ «пограничных ситуаций» (ситуации страха, отчаяния, тоски и т. д.) сближает Кафку с экзистенциалистами.
Близким к нему, но своеобразным путем к поиску нового языка и нового поэтического содержания двигался австрийский поэт и прозаик Райнер Мария Рильке (1875-1926), создавший цикл мелодичных стихотворений в русле символистской и импрессионистской традиции первых десятилетий XX века. В них поэт размышляет об экзистенциальных проблемах человека, его трагической раздвоенности, стремлении к взаимопониманию и любви.
В искусстве XX в. происходили перемены в традиционном подходе к отражению реальности. Они проявились:
заметном увеличении стремления к обобщенности образа,
исчезновении детализации,
возрастании интереса к упрощениям или преувеличениям отдельных деталей,
перемещении центра внимания автора в сторону внутренней жизни образа,
сдвиге в сторону преобразований внешнего вида предмета за счет индивидуального видения художника
Живописное искусство отличалось крайней сложностью, противоречивостью, многообразием, стремлением к модификации и трансформации традиций, протестом против академизма и поиском новых форм. Вследствие этого внутри самого искусства назрел кризис, связанный, с одной стороны, со сложными взаимоотношениями в художественной среде, с другой - с трудностями для понимания инноваций широкой публикой, не сумевшей отойти от привычных академических идеалов. Неудивительно, что любая художественная выставка сопровождалась бурными обсуждениями и критикой.
Говоря об основных характеристиках архитектуры XX в. и об основных тенденциях в ее развитии, необходимо упомянуть главное: архитектура не знала кризиса, подобного живописи. Это объясняется развитием техники, ростом городов, потребностью в строительстве, решении художественно-планировочных задач и интенсивными восстановительными работами. Архитектурный облик стран и восстанавливался, и создавался.
Архитектуру XX в. характеризуют не только новые строительные технологии, но и новые материалы и конструкции их них: железобетон, цемент с различными наполнителями, сталь, бетон, пенобетон, стекло, применение которых привело к поиску новых стилей. Эклектика конца XIX в. как архитектурный стиль теряет свое значение. На смену ей пришел модерн, суть которого состоит в соединении рациональных конструкций, с применением современных строительных материалов.
Модерн как стиль появился в конце XIX в. Его суть - в противопоставлении старой архитектуре новой, оригинальной и по-своему логичной архитектурной формы. Архитекторы модерна при формировании планов и композиций зданий смело шли на применение ассиметричных решений в группировке объемов и архитектурных деталей. Применялись манерные, абстрактные и растительные мотивы, среди которых отдавалось предпочтение вьющимся цветам, болотным растениям, водорослям. В то же время проявляется тенденция к постепенному переходу от надуманных и усложненных форм к логичным, простым конструкциям.
Главное внимание переносится на эстетическую выразительность основных конструктивных элементов, пропорции фасадных плоскостей, окон, простенков, дверей, отдельно стоящих опор. Модерн ознаменовал собой новый подход к проектированию утилитарных сооружений - мостов, складов, цехов, магазинов, вокзалов, выставочных залов и т. п. Применение железного каркаса в строительстве (сборных стальных конструкций) и железобетона совершило переворот в архитектуре.
Патент на выработку железобетонных изделий был получен Ж. Монье в 1867 г. Эта дата открыла эру железобетона, позволила проектировать системы гигантских пролетов при минимальных сечениях, делать летящие навесы и уменьшать до предела размеры и сечения опорных элементов - стен и столбов. Провозвестником нового этапа в архитектуре стала Эйфелева башня (высота 312м.), построенная их стальных сборных конструкций инженером Г. Эйфелем. Первый жилой дом, в котором были применены новые строительные принципы и материалы, был сооружен в Париже в 1903 г. Вершиной архитектуры довоенного времени стали огромные сводчатые ангары парижского аэропорта Орли: тонкостенный «гофрированный» железобетон, придавший сооружению выразительность и прочность.
Отказавшись от стилизаций, Ф. Райт рассматривал архитектуру как трехмерное объемно-пространственное искусство, призывал к установлению тесной связи архитектуры с природой, стремился к четкости и рациональности архитектуры. Наиболее известное произведение Ф. Райта «Дом над водопадом». Это - желание автора «романтизировать» архитектуру, теснее связывая ее с окружающей природой.
Мировая война приостановила развитие модерна, но технический уровень архитектуры продолжал повышаться.
Подъем строительства начался с 1924 г., когда в капиталистических странах начался период относительной экономической стабилизации. Новая архитектурная школа - баухауз - стала центром архитектурной деятельности в Германии. Ее творческой основой был «функционализм», т. е. «то хорошо, что хорошо функционирует».
Одно из главных достижений архитектуры этого времени - попытки решения проблемы «минимального жилья», дешевого жилья, соединявшего особую экономичность с комфортом буржуазной квартиры, что не могло не сказаться на решении жилищной проблемы в капиталистических городах.
Широкую известность и руководящее положение в архитектуре в эти годы приобретает Ле Корбюзье, который видел истинную красоту в четкой ясности геометрических объемов: «Дом - это машина для жилья». Единственным источником архитектурно-эстетической выразительности, по его мнению, является архитектурная конструкция. Он создавал оригинальные, элегантные и красивые здания. В качестве лидера «новой архитектуры» Ле Корбюзье выдвинул пять тезисов, определяющих современный стиль:
1. Столбы (здание на столбах, которые заменяют первый этаж);
2. Плоская крыша (с использованием ее в качестве сада),
3 Свободное оформление плана (свайная каркасная система до крыши, что дает возможность располагать внутренние стена в любых местах);
4. Удлиненное окно (вследствие каркасной конструкции горизонтальные ленточные окна могут располагаться по всему фасаду),
5. Свободное оформление фасада (каркас дает возможность распределять окна «без отношения к внутреннему членению здания»).
Именно ему принадлежит идея домов-небоскребов.
Развитие архитектуры в послевоенное время осуществлялось под лозунгом «новой архитектуры». Технические возможности обеспечивали высокий уровень строительства, позволяли прибегать к самой широкой фантазии. Для оценки качества архитектурных сооружений была выработана специальная категория «хайтек» - высококачественная технология. Пришедший в архитектуру постмодернизм, предполагал использование новых необычных конструкций и материалов.
В СССР в послевоенное время в архитектуре существовала одна глобальная проблема - проблема обеспечения жильем, общественными зданиями, учреждениями культуры в растущих городах и строительство городов. Ускорение в решении этих задач привело к стандартизации в жилищном строительстве, к появлению скучных и одинаковых улиц, даже городов в СССР и в европейских странах социалистического блока.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.
2. Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
3. Бичко А. К. та ін. Теорія та історія світової та вітчизняної культури: Курс лекцій. – К.: Либідь, 1992. – 392с.
4. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Ротов-на-Дону: «Феникс», 1997 – 480 с.

ХХ век существенно изменяет типологическую картину мировой культуры . В ней, как и раньше, присутствуют три основных типа культуры (первобытный, традиционный и индустриальный) и два переходных (первобытно-традиционный и традиционно-индустриальный), но их соотношение меняется в пользу индустриального. Черты первобытной культуры можно проследить у некоторых народов, ведущих племенной образ жизни – в Амазонии, Океании и ряде других регионов. Число носителей первобытно-традиционной и традиционной культуры также сравнительно невелико. Это – часть народов Азии, Африки и др. Культура большинства стран является переходной от традиционной к индустриальной с преобладанием черт той или другой в разных государствах.

Основы индустриальной культуры начали складываться в ХVI в. с развитием капитализма в Западной Европе. В ХVIII – ХIХ вв. индустриальная культура расширяет свой ареал, проникая во все новые страны. В это время она приобретает свои базовые черты: рационализм, гуманизм (личность становится субъектом и целью культуры) и ориентацию на безграничный прогресс. её часто называют классической или классической европейской культурой, т.к. именно в это время в Европе создаются образцовые, общепризнанные произведения философии, литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

В ХХ в. индустриальная культура становится господст­вующей, т.е. наиболее влиятельной и сильной в техническом отношении. В то же время она во многом утрачивает или существенно меняет свои базовые характеристики (гуманизм и др.) и приобретает новые, становясь «неклассической» культурой.

В ХХ веке развитие науки вызывает глобальные пробле­мы и даже ставит человечество на грань самоуничтожения. Глобальный кризис цивилизации означает и кризис индустриальной культуры. Выход из него многие обществоведы усматривают в переходе от индустриального к постинду­стриальному (информационному, антропогенному) обществу, основы которого начали складываться во второй половине ХХ в. в наиболее развитых в социально-экономическом отношении странах. Прогнозируемая будущая постиндустри­альная культура 1 выработает новые ценности и приобретет свои собственные черты, часть из которых уже просматривает­ся: динамизм, глобальность и др. В то же время для нее будут характерны некоторые черты индустриальной культуры (техно­логичность, научность и др.) и даже традиционной (коллекти­визм, уважение к природе и др.). Последнее связано с тем, что в будущем одной из главных задач человечества, как и в традиционном обществе, станет выживание. Такой прогноз позволяет выделить два новых типа культуры: переходный от индустриального к постиндустриальному (например, в США) и переходный от традиционно-индустриального к постиндуст­риальному (например, в Японии).

В целом типологическую картину культуры XX – XXI веков можно представить в виде следующей схемы.

План реферата:

1.Введение

Многообразие ликов культуры XX столетия, раз­личие способов отношения человека к миру и к себе подобным не должно скрывать сущностных моментов развития мировой культуры. Речь идет о становлении единой общечеловеческой культуры, суще­ствующей и развивающейся через взаимодействие и вза­имообогащение ее национальных форм. В связи с этим необходимо рассмотреть: основные тенденции разви­тия культуры XX в. (преемственность и традиции в ста­новлении культуры нашего столетия, кризис современ­ной культуры, пути выхода из него, осмысление этого про­цесса в различных культурологических концепциях); обще­человеческое и национальное в культуре XX в. (основные причины возникновения общечеловеческой культуры, ее цен­ности, диалектика национального и общечеловеческого).

Таким образом, культура XX столетия едина в своем многообразии. К общечеловеческим нормам, ценностям, фор­мам восприятия и оценки мира человечество приходит в ре­зультате развития и взаимовлияния национальных культур.

2.Основные тенденции развития культуры XX в.

Идеалы и установки современной культуры яв­ляются сплавом того, что было открыто чело­вечеством в прошедшие века и того, что до­стигло человечество к концу XX в.

Какие формы социальной жизни, образцы деятельнос­ти, способы мироощущения и мировосприятия отсеяло «сито времени», какие базисные культурные ценности были восприняты XX столетием?

В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Разуме­ется, гуманизм - достаточно многообразное понятие. Ренессансный гуманизм, например, утверждавший мощь и свободу творческого человеческого духа, являлся в опре­деленном смысле элитарным, поскольку его мораль была индивидуалистической, значимой лишь для избранных.

Суть современного гуманизма заключается в его универ­сальности: он адресуется каждому человеку, провозглаша­ет право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Иными словами, это не элитарный, а демократический гуманизм.

Гуманистическая ориентация культуры XX в. прояв­ляет себя в различных «мирах» современного общества -экономическом, нравственном, политическом, художе­ственном и т.д. Эта тенденция определила, например, становление политической культуры в передовых стра­нах. Так, ценности современной политической культуры впервые зафиксированы в «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.). Сравните два документа XVIII и XX вв. и вы увидите, как идеи, выработанные во Фран­ции в далекую эпоху революции, принимаются сейчас в качестве идеала всеми государствами Организации Объ­единенных Наций.

Конечно, идею всеобщего равенства выдвигало еще христианство. Христос учил: перед Богом все равны, ибо каждый человек, независимо от своего социального положения, обладает бессмертной душой. Однако хрис­тианская идея равенства носит скорее мистический ха­рактер. Ведь люди равны не в реальной жизни, а в загробной. На земле же каждый должен смиренно не­сти свой крест, подобно Христу, так как существую­щие неравенства социальной, классовой жизни, имуще­ственные различия предопределены Богом.

Другим важнейшим итогом развития культуры, вос­принятой в нашем столетии, является установка на на­учно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система - наука. Еще в XIX в. появ­ляются первые признаки того, что наука стала, миро­вой, объединив усилия ученых разных стран. Возникла, развилась в дальнейшем интернационализация науч­ных связей. Расширение сферы применения науки в конце XIX - начале XX в. привело к преобразованию жизни десятков миллионов людей, живших в новых промышленных странах, и объединению их в новую эко­номическую систему.

Мировая научная целостность, сложившаяся в XX в., положила начало экономическому объединению мира, передаче во все уголки земного шара передовых спосо­бов производственной культуры. Мы являемся свиде­телями растущей интернационализации народнохозяйственных связей. Одним из выражений этого процесса ста­ли транснациональные корпорации с их едиными фор­мами организационной культуры, действующими в де­сятках стран и на различных континентах. На долю транснациональных компаний приходится более трети промышленного производства, более половины внеш­ней торговли, почти 80% новой техники и технологий. О нарастании интернационализации жизни современ­ного мира свидетельствует всеохватывающий характер научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации.

Техногенное отношение к природе как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических по­требностей становится в первой половине XX в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры.

Оптимистическое миросозерцание, обусловленное успехами научной мысли, воплощенной в мировой про­мышленности и технике, преобразующих лик планеты, послужило основой для возникновения характерного для человека XX в. ощущения космичности своего бытия.

Космизм - уникальное, интереснейшее явление совре­менной культуры, значение которого начинает осознаваться только сейчас, на пороге третьего тысячелетия. В работах известных космистов В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, Тейяра де Шардена были поставлены принципиально но­вые проблемы космической роли человечества, единства человека и космоса, морально-этической ответственности в ходе космической экспансии человечества. Эти идеи возникли прежде всего на отечественной почве, ибо для русской культуры характерно представление о человеке как о личности активной, ищущей и одновременно укоре­ненной во всеобщем, в целом.

Каковы основные идеи новой космической культуры?

Во-первых, это идея активной эволюции, в которой вы­ражается новое качество взаимоотношений челове­ка и природы. Опираясь на естественнонаучные эво­люционные воззрения, традиционно ценимые в Рос­сии, космисты выдвинули мысль о неизбежности развития человека, природы и космоса; когда со­знание, разум становятся ведущей силой мирового развития, человек берет на себя ответственность за

космическую эволюцию. Он должен проникнуться духом космической этики.

Во-вторых, рассматривая Землю и ее историю как часть эволюционных процессов во Вселенной, космисты соединили заботу о космическом целом с нуждами, запросами и потребностями конкретных людей. С их точки зрения, гуманистический оптимизм, ра­достное и светлое миросозерцание основаны не на прекраснодушных мечтаниях отдельных мыслителей, а на законах развития культуры и самой природы.

С наибольшей научной доказательностью и философ­ской обоснованностью эти идеи были развиты выдающимся русским мыслителем, ученым-естествоиспытателем, сто­явшим у истоков современной геохимии и биогеохимии, -В.Л. Вернадским.

Основной труд В.И.Вернадского - «Научная мысль как планетное явление» - отличается энциклопедичностью в обобщении, синтетическим подходом к эволюции Земли как к единому геологическому биогенному социальному и культурному процессу. Осознавая пути эволюции и ми­ровой культуры, мыслитель приходит к выводу о том, что деятельность человека не есть некое отклонение в эволюционном развитии. Под влиянием объединенного человечества биосфера закономерно перейдет в качест­венно новое состояние - ноосферу (от слова «ноос» - ра­зум). Человек и его разум не просто конечный резуль­тат эволюции, но одновременно и начало нового дви­жения, создающего сферу разума, которая и будет яв­ляться определяющей силой эволюционного развития в будущем.

В чем же причины возникновения и сущность ноосферной культуры?

Первое. Появление ноосферы связано прежде всего с реальным процессом экспансии разума, сознания в эво­люционный процесс. Человек осуществил полный за­хват биосферы для жизни. Лик Земли, этого первого космического тела, которым владеет человечество, пол­ностью преобразился. Все природные стихии: вода, земля, воздух захвачены человеком.

Важнейшее основание для возникновения ноосферы - объединение человечества. Для B.И. Вернадского равноправие, братство, единение всех людей является преж­де всего не нравственно-культурным требованием, прекраснодушным пожеланием, а природным фактом. Возникает общечеловеческая культура; современные средства передвижения и передачи информации сбли­жают людей; научная и техническая мысль все более интернационализируются. Несмотря на войны, межна­циональные конфликты, человечество с необходимос­тью придет к единению.

Главной же причиной создания ноосферы является наука, становящаяся мощнейшей геологической и кос­мической силой. С этим процессом связан триумф жизни и прекрасное гармоническое будущее людей. Эволюция живого вещества, его усложнение и усиление сил ра­зума во Вселенной есть процессы неизбежные. «Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим».

Однако культура XX в. отразила тот кризис, в кото­рый медленно входила техногенная цивилизация. Совре­менное производство, породившее новый тип цивилиза­ции, индустриальное общество, привело к действительно­му господству безличных экономических технологических, политических структур над живой человеческой деятель­ностью, индивидуальным «Я» подлинной культуры. Спо­соб организации социальной жизни, который Л. Мэмфорд отразил в образе гигантской мегамашины, получил свое логическое завершение во второй половине XX в. Симп­томатично, что именно через армию стандартная модель мегамашины передавалась от культуры к культуре, на­чиная с эпохи древних царств. Человек с присущей ему индивидуальностью и творческим потенциалом оказыва­ется стандартной деталью социальной машины, функцио­нальным придатком технологического процесса. Индивид пассивно воспринимает формы жизни, навязанные ему социумом, и перестает жить самобытной свободной жиз­нью. «Бегство от свободы» приводит к трагедийности лич­ностного бытия, порождает бессубъектные социокультурные формы.

«Следствия этой машинизации проистекают из аб­солютного превосходства механической предначертанности, исчисляемости и надежности. Все, связанное с душевными переживаниями и верой, допускается лишь

при условии, что оно полезно для целей, поставленных перед машиной. Человек сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке. Поэ­тому тот, кто раньше был субстанцией целого и его смыслом - человек, - теперь становится средством» 3 .

Вполне естественной выглядит в данной ситуации направленность социального познания эпохи индустри­ализма, исключающая уникальность человеческого «Я», культурного контекста в развитии социума, инженер­ное мышление с ее стандартами, технологиями, изме­рениями становится образцовым в социальном познании.

В XX в. полностью обнаружились кризисные явле­ния техногенной цивилизации, возникшей на развали­нах средневековья. Культура этой цивилизации сложи­лась на основе особых отношений человека и природы, человек стремился вырваться из зависимости от приро­ды и высшими ее ценностями признавалось господство человека над природой, прогресс, обновление, наращива­ние технологических и научных знаний. Развитие техни­ки и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного разви­тия. В результате возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального богатства на основе обнов­ления техники превратило человека в простое орудие эффективной экономической деятельности.

Выдающиеся гуманисты и мыслители XX в, с тре­вогой говорили о процессе деградации культуры.

«Отрицательно воздействует на культуру также сверх­организованность наших общественных условий. Насколько верно, что организованное общество является предпосыл­кой и одновременно следствием культуры, настолько оче­видно также, что на определенном этапе внешняя органи­зация общества начинает осуществляться за счет духов­ной жизни. Личность и идеи подпадают под власть инсти­тутов общества, вместо того, чтобы оказывать влияние на них и поддерживать в них живое начало.

Создание в какой-либо сфере всеобъемлющей органи­зации на первых порах дает блестящие результаты, но через некоторое время первоначальный эффект умень­шается. Сначала демонстрируется уже существующее богатство, в дальнейшем дают о себе знать процессы не­дооценки и игнорирования живого и первоначального. Чем последовательнее внедряется организация, тем сильнее проявляется ее сдерживающее воздействие на произво­дительное начало. Существуют культурные государства, которые не могут преодолеть ни в экономической, ни в духовной жизни последствий далеко идущей централи­зации управления» 4 .

В результате в культуре XX в. развилось противоре­чие, проявившееся в противостоянии двух установок: сциентистской и антисциентистской.

В основе сциентизма лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности. Наука как абсолютный эталон способна решить все проблемы, счи­тают сциентисты, стоящие перед человечеством, - эконо­мические, политические, моральные и т.д.

Понятие «сциентизм» происходит от латинского слова «scientia» - знание, наука. Сциентисты утверждают: на­уке все подвластно. Действительно, современная наука проникла во все поры современного общества, пронизы­вая собой не только промышленность, сельское хозяйст­во, но и политику, административную и военную сферы. Однако не все в мире - наука. Например, существует сфера искусства, вера, человеческие чувства и отноше­ния. Антисциентизм появился как реакция на преувели­чение роли науки. Для него характерно принижение зна­чения научного знания, обвинения науки в том, что она вызвала возможные кризисы: экономический, экологи­ческий, национальный. Он утверждает: «Наука - чума XX века». Возникла ситуация, которую обрисовал Ч.П.Сноу: «...На одном полюсе -художественная интел­лигенция, на другом - ученые, и как наиболее яркие представители этой группы - физики. Их разделяет стена непонимания и иногда (особенно среди молодежи) анти­патии и вражды, но главное, конечно, непонимание. У них странное, извращенное представление друг о друге. Они на­столько по-разному относятся к одним и тем же вещам, что не могут найти общий язык даже в области чувств» 5 .

Сложившийся первоначально в Европе, а потом распро­странившийся по всему миру тип научно-технической куль­туры очень много дал человеку для развития его свободы. Но вместе с тем он имеет изъяны. Техногенная цивили­зация основана на таком взаимоотношении между чело­веком и природой, при котором природа является объек­том человеческой деятельности, объектом эксплуатации, причем эксплуатации неограниченной. Ей присущ тип раз­вития, который можно выразить одним словом: больше.

Цель состоит в том, чтобы накапливать все боль­ше материальных благ, богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе соци­альные, культурные и другие. Техногенной цивилиза­ции присуще представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком. Понимание глубины экономического кризиса кладет конец такому представлению. Отсюда идейное и научно-теоретическое движение последних десятилетий, поставившее пробле­му создания новой экологической культуры. Экологичес­кий кризис намечает границы существующему типу эко­номического развития. Речь идет о необходимости новых отношений с природой и между людьми. Известный фи­лософ Ю.Бохеньский, рассматривая современную духов­ную ситуацию, выделил четыре наиболее важных вопроса стоящих перед человечеством.

Какое место занимает человек в космосе?

Существует ли прогресс?

В чем ценность науки?

Как велики силы или бессилие человека?

Современные ответы на эти вопросы выглядят весьма пессимистическими. К примеру, астрономия показала, что Земля не является центром Солнечной системы, что она лишь незначительный фрагмент космоса в целом, ибо за пределами Млечного Пути существуют миллиарды и мил­лиарды подобных галактик, расстояние между которыми измеряется миллионами парсеков (один парсек превы­шает 30 800 миллиардов километров). Для антропоцент­ризма прошлых веков, культур, когда человек ставился в центр Вселенной, эта точка зрения катастрофична. Мало того, повергается в прах миф и об уникальных качествах человека, уникальности существования жизни во Вселен­ной. Отсюда следует, что человека нельзя рассматривать как сосредоточие вселенских сил. Мы, человечество, лишь пылинка на окраине бытия. Новая духовная ситуация, счи­тает Ю. Бохеньский, запрещает нам мыслить антропоцент­рически. Современная культура строится уже на иных основаниях.

С другой стороны, радикальным образом разрывает­ся представление о необратимости и нарастании обще­ственного прогресса. Со времен бомбардировки Хиро­симы и Нагасаки ценность науки и научно-техническо­го прогресса поставлена под вопрос. Новый дух време­ни вызывает скептическое отношение к возможностям научного знания, точные науки уже не считаются глав­ными. Отсюда и посетившее человечество чувство бес­силия перед вызванными ими неуправляемыми силами научно-технического прогресса, которое все более в яркой форме отражается в пессимистической филосо­фии экзистенциализма, где существование человека но­сит трагедийный и безысходный характер.

В XX в. человек столкнулся с проблемами, от реше­ния которых зависит судьба цивилизации. Эти пробле­мы названы глобальными. Слово «глобальный» произо­шло от латинского «globus», что значит «земной шар».

К первоочередным из них относятся:

Преодоление экологического кризиса, связанного с ка­тастрофическими последствиями человеческой дея­тельности (загрязнение окружающей среды, умень­шение озонового слоя атмосферы, парниковый эф­фект, возникший в результате повышенного содер­жания углекислого газа в воздухе и т.д.);

Предотвращение войны с применением оружия мас­сового поражения (термоядерного, химического, био­логического), создание безъядерного ненасильствен­ного мира;

Преодоление голода, нищеты, неграмотности, разры­ва между богатым Севером и бедным Югом (разви­вающиеся страны);

Нахождение новых источников сырья, обеспечение дальнейшего развития экономики, предотвращение отрицательных последствий научно-технической ре­волюции.

В чем причина возникновения глобальных проблем?

Во-первых, это целостность современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и эко­номическими связями. Зримым, грубым их прояв­лением были мировые войны. Война, начавшаяся на границах Польши и Германии, пришла в Африку. на Ближний и Дальний Восток, в Тихоокеанский бассейн, в Крым и на Кавказ... Все оказались участ­никами единой исторической драмы, В кровавой мясорубке войн перемалывалось все, что индиви­дуализировало и определенным образом разделяло людей: границы, политические пристрастия, наци­ональные особенности. Выдающийся русский мыс­литель Н.Бердяев писал, что в поднявшемся г миро­вом вихре в ускоренном темпе движения» все сме­щается со своих мест. Но в этом вихре могут погиб­нуть и величайшие ценности, может «не устоять человек, может быть разодран в клочья».

Bо-вторых, кризис мировой цивилизации связан с воз­росшей экономической мощью человека, который никогда не взимал с природы столько дани, как теперь. За последние сто лет промышленное про­изводство планеты приумножилось более чем в пятьдесят раз. при этом 4/5 этого прироста полу­чено с 1950 г. Сегодня мировая экономика создает валовой продукции на сумму около 13 триллионов долларов, в ближайшие полстолетия может увели­читься еще в 5-10 раз. Воздействия человека по своим последствиям сейчас сопоставимы с самыми грозными силами природы. Еще Э.Циолковский счи­тал, что будущее человечество полностью перестро­ит нашу планету и станет в дальнейшем силой, преображающей космос. Сейчас же человек, обла­дая мощью планетарного масштаба, похож на уче­ника чародея, который вызвал к жизни волшебные силы, но не может их укротить.

Поэтому, в-третьих, одной из причин возникновения гло­бальных проблем является неравномерность раз­вития стран и культуры. Экономическая и полити­ческая взаимозависимость стран дополняется инфор­мационной. Благодаря телевидению, спутниковой связи, компьютерным системам события и откры­тия в мире воспринимаются и распространяются мгновенно. Между тем люди, потребляющие и ис­пользующие информацию, не просто живут в разных странах с различным политическим строем, с точки зрения достигнутого ими уровня развития, они обитают в разных исторических культурных эпохах. Родоплеменная община из бассейна Амазонки или тропической Африки, едва вышедшая из каменного века, находится на расстоянии всего не­скольких часов полета от мыса Канаверал или Бай­конура, откуда человек стартует в космос. Поэтому понятно, почему мировое сообщество столь сильно озабочено проблемой ядерного терроризма и вы­ступает против распространения ядерного оружия. Мало того, в сознании отдельных людей причудли­вым образом сочетаются пласты различных культур.

Приведу пример. Существует понятие функциональной неграмотности: люди, завершив школьное обучение, приходят на производство, но не могут понять со­держание примитивной письменной инструкции, сде­лать простые расчеты, заполнить необходимые бланки. Функциональная неграмотность - бич циви­лизации и культуры второй половины XX в. По официальным данным, в США насчитывалось 22 миллиона функциональных неграмотных, во Фран­ции - 3 миллиона, а в целом в странах ЕЭС - 15 миллионов человек. Мировая система образования не успевает за изменениями, происходящими в мире. Научно-техническая революция с ее интеллектуа­лизацией труда, заметными переменами в струк­туре производства, с информационным взрывом и т.д. изменила представление о тех личностных чер­тах, которые должны воспитываться в системе об­разования. Необходимо отметить, что все глобаль­ные проблемы современности взаимосвязаны, и их изолированное, по отдельности, решение невозможно. Нельзя, например, обеспечить экономического возрож­дения слаборазвитых стран без предотвращения на­растающего загрязнения окружающей среды. Иначе экономическая катастрофа на планете неизбежна.

Может ли человек решить стоящие перед ним гло­бальные проблемы? Некоторые специалисты предрекают гибель человечеству уже в ближайшие 30-50 лет. Однако ход мирового развития вселяет в нас оптимизм. Напри­

мер, самая страшная угроза человечеству последних десятилетий - угроза термоядерной войны, между сверхдержавами - в значительной мере ослабла и не является главенствующей в списке глобальных про­блем. Это связано во многом с теми изменениями,

которые происходят в России.

Из исторического опыта развития общества и куль­туры известно, что человечество всегда ставило перед собой только те задачи, которые могло разрешить. Бу­дем надеяться, что и сейчас, столкнувшись с глобаль­ными проблемами, оно в очередной раз преодолеет пре­пятствия, возникшие в ходе исторического процесса-

Пессимистические модели разрешения глобальных про­блем развития человека и планетарной культуры приве­ли к тому, что в 60-70-е гг. возникло множество центров, объединивших ученых, работающих в этой области. Стала распространяться футурология (от латинского «футурум» - будущее). В самом широком смысле - это совокуп­ность человеческих знаний, представлений о будущем человеческого рода. Наибольшую известность в футурологических исследованиях получил Римский клуб, осно­ванный в 1968 г. и объединивший ученых тридцати стран мира. Основная проблематика исследований Римского клу­ба, как наиболее авторитетного международного органа, изучающего будущее, - это глобальное моделирование. Причем глобальное моделирование берется во взаимосвя­зи различных аспектов человеческой жизни: социально­го, политического, нравственного, культурного, эконо­мического.

Исследования Римского клуба велись в двух направле­ниях. Это и изучение пределов и направленности эконо­мического роста, и исследования в области человеческих отношений и взаимодействий. В 1972 г. был составлен из­вестный доклад Дж.Форрестера и Д. Медоуза под названием «Пределы роста», авторы которого поставили цель - при­нять немедленные меры по экономической и экологи­ческой стабилизации и достичь «глобального равнове­сия».

В этом докладе предлагается в связи с природными ограничениями роста человеческой цивилизации пересмот­реть структуру потребностей самого человека.

В 1974 г. в рамках Римского клуба М.Месарович и Э.Пестель разработали доклад «Человечество у поворотного

пункта». Если в предыдущих работах была показана ил­люзорность достигнутого уровня материального благопо­лучия в наиболее развитых странах, то в этом сообще­нии указывалось на необходимость качественного роста в развитии человеческой цивилизации. Мир есть не про­сто взаимообусловливаемое целое, но целое, дифферен­цированное на части, на отдельные регионы, имеющие свои специфические черты развития. Человечество и его куль­тура есть единый организм, все элементы которого обла­дают особой качественной спецификой. Отсюда возникает и идея переноса акцента деятельности человека с количе­ственных параметров на качественные. Если социально-экономические отношения индустриального общества яв­ляются не просто определяющими, но и подавляющими факторами исторического движения, то в современной цивилизации и культуре ситуация меняется.

Постиндустриальная цивилизация базируется на дру­гих формах социального структурирования. Одним из пер­вых пришел к пониманию человека как важнейшего фак­тора социального развития руководитель Римского клуба А.Печчеи. «Человеческая революция» заключается не в отказе от угрожающего жизни на Земле научно-техничес­кого прогресса, а в коренном перевороте во всей системе отношений «человек-социум». Общество трансформиру­ется коренным образом и превращается «в нечто новое и неожиданное» (А.Тоффлер). Свобода и независимость индивида оказывается принципом развития возникаю­щей цивилизации и культуры. Человек ломает стену отчуждения и становится рядом с общественным про­изводством. Уже не в социальных утопиях и теориях, а в социокультурных реалиях конца XX в. очерчиваются контуры будущего господства человека и его культуры над бытием.

Суть новой культуры вырастает из разрушения ха­рактерных для классического индустриального общества систем, внешне детерминирующих жизнь личности. Человек перестает быть элементом технологической, экономичес­кой или политической систем, где его деятельность жест­ко определяется внешними по отношению к его личност­ной культуре качествами. Эта жесткая детерминированная схема не просто ослабевает, возникает принципиально но­вая ситуация, означающая, что социально-экономическое развитие зависит уже от состояния духовного мира лично­сти, от ее развития и социокультурной устремленности.

За последние годы кардинально изменились отношение к культуре, понимание ее важности и роли в современном обществе, признание культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития. Особенностью современного этапа общественного развития является возрастание социальной роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей. При этом культура выступает не только как духовный опыт человечества, но и как особая реальность, которая закладывает основы истинно человеческого существования, способности сохранить ценности и формы цивилизованной жизни.

Актуальность темы исследования обусловлена историческими факторами. В результате беспрецедентно быстрого в мировой истории, стремительного перехода к новому общественному устройству, начавшемуся в России в начале 1990-х годах, была перечеркнута вся сформировавшаяся в советское время система ценностей, норм, представлений о жизни, да и сам уклад жизни россиян.

Одним из главных результатов реформ 90-х годов было обретение свободы культурной деятельности как в творческих, так и в организационных ее проявлениях. Однако свобода для многих творческих работников принесла потерю бюджетной поддержки, разнообразных гарантий, существовавших при советской власти, а также потерю значительной части аудитории и многое другое. Кроме того, за годы реформ кардинально изменилось место культуры в иерархии ценностей, формы и объем потребления культуры населением, как и вся парадигма культурного развития. Тем самым культура России в конце 90-х годов искала новые пути развития, дала толчок для развития современной культуры, т.к. культурные аспекты жизни человека, такие, как, например, «образ жизни», имели в то время более важное значение, чем экономический рост.

В ходе работы был проведен анализ источников, литературы который показал, что культура - это сложное, многостороннее явление, которое является неотъемлемой частью жизни человека.



Культура начинает занимать все большее место в жизни человечества. Мы определили возрастание роли культуры как движущей силы общественного развития. В самом деле, окружающая человека реальность наполнилась сегодня культурными содержаниями. Люди используют культуру для организации и нормализации собственной жизни и деятельности. Культура регулирует взаимодействия людей, определяет единый масштаб для соотнесения поступков индивида с требованиями социума. Именно поэтому культура является важной частью социальной жизни.

Развитие культуры – это длительный, многовековой процесс. XX век – это торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов, быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов. Культура XX века – очень сложная и многогранная, поэтому определить конкретное направление её развития достаточно сложно. Можно лишь назвать отличительные черты. Индустриализация общества, активное развитие средств массовой информации, кинематографа, - всё это привело к появлению новых тенденций в культуре. Основными тенденциями в культуре конца XX века является развитие постмодернизма и активное проявление массовой культурой. Постмодернизм позволил наиболее ярко и точно отразить реальную картину общества, что и сделало это направление столь популярным не только в российской культуре, но и во всех странах зарубежья. Постмодернизм смог внести в культуру то, что раньше находилось под запретом, было лишено внимания, заключалось в жёсткие рамки. Массовая культура получила огромную популярность в обществе, так как смогла очень ярко и правдоподобно отразить существующие в обществе проблемы в таких видах искусства, как кино, литература, музыка. Несмотря на то, что массовую культуру называли «низшим искусством», она отвечала потребностям массовой аудитории, обеспечивая возможность развлечения, игры, отдыха. Массовая культура сохранила связи с так называемой народной культурой, что показывают существование таких видов искусства как народные танцы и песни, цирк, эстрада.

Культура России на рубеже XX-XXI веков развивалась в сложной политической и экономической ситуации в стране. В культуре происходили резкие, противоречивые изменения. Но несмотря на это, культурная жизнь страны в этот период стала намного разнообразнее. Возрастала роль средств массовой информации, проводилась политика «гласности», начали печататься ранее запрещённые литературные произведения, возвращались культурные деятели, которые ранее были вынуждены покинуть страну. Наибольший расцвет получили такие виды искусства, как кинематограф, театр и музыка.

Кинематограф наиболее ярко смог отразить все существующие проблем в обществе: войны, кризисы страны, криминал, семейные проблемы, мошенничество, беззаконие. В это время начали развиваться различные жанры кино, например, такие, как боевик, драма, комедия, военное кино. В мировом сообществе зазвучали имена русских режиссёров – Н. Михалков, С. Бондарчук, Ф.Бондарчук, С. Бодров, В. Тодоровский, Л. Гайдай и многие другие. Российский кинематограф постепенно стал занимать достойное место среди ведущих кинематографов мира.

Развитие театрального искусства в конце XX века – сложный процесс. Тогда говорили о потере статуса театрального искусства. Театральные постановки стали замещать кино, газеты и журналы. Россия к началу XXI века осваивала мировой театральный опыт минувших десятилетий. Примерно в то же время Запад осваивал театральный опыт России. В итоге, несмотря на все трудности, театр всё же смог противостоять массовым видам искусства, смог не потерять своего зрителя и уже к началу XXI века российский театр занял достойное место на международной арене.

Особое развитие на рубеже XX-XXI века получила популярна музыка, что было отголоском запада. Тем самым интерес к классической музыки угас. Поэтому музыкальное искусство тоже прошло сложный период в своём развитии. Музыка отечественных сочинителей последнего десятилетия прошлого века и нашего времени менее всего зависит от общественной ситуации, это искусство в России стало уделом творчески свободных людей. Композиторы академической ориентации сегодня продолжают активно сочинять музыку. Более того, её развитие, ранее скованное нормами «соцреализма», ныне очень динамично. В настоящее время активное развитие получают различные виды классической музыки: от «камерной музыки» до духовной. Музыканты-исполнители высокого класса, в предыдущие десятилетия ориентированные на Запад, возвращаются на Родину. С трудом развиваясь на новой рыночной основе, высокое искусство постепенно возвращает себе духовный авторитет в обществе. Развитие музыки в конце XX начале XXI века показало и её безграничные возможности развития,

Таким образом, автор делает вывод, что даже, несмотря на всю сложность положения в стране культура не стояла на месте, она развивалась, искала новые формы, направления и виды. Это происходило потому, что все это время в нашей стране были люди, которые действительно волновались за культурное будущее нашей страны, они упорным и бескорыстным трудом и преданностью своему делу, практически без поддержки государства, не только остановили развал культурного наследия нашей страны, но и создали предпосылки для его нынешнего возрождения. На рубеже XX-XXI века культура России прошла сложный период в развитии и, наконец-то, стала постепенно вставать на нужный путь развития, чему способствовал её выход на мировой уровень.