Подмена духовных ценностей материальными благами. Что такое жизненные ценности – понятие, какие бывают, что такое подмена жизненных ценностей? Какие бывают жизненные ценности

что такое "подмена ценностей" ? приведите пример и получил лучший ответ

Ответ от Максим алмазов [гуру]
пример-када сталин сказал што он подмастерее..
(причина-жэланее манипулиравать опществом в..
сваих сопственых интересах)


Ответ от Ѝд-Дантист [гуру]
то, что эту жизнь и все мирские ценности ценим выше, чем Царствие Небесное! Вы о своей смерти часто думаете? ??А именно это и придает Жизне Смысл! недаром в молитве просят у Бога дать "память смертную" ! То есть человек живет и помнит о своей смерти и поступает так, чтобы потом можно было оправдаться на Страшном Суде. А мы привыкли жить и хапать, хапать.... "бери от жизни все" и так далее. Это и есть подмена ценностей


Ответ от яза [гуру]
бесценный дар... а дарят Бля кофемолку...


Ответ от Галяк Альфович [гуру]
Ну допустим, Современный Русский язык утратил Своё первоначальное значение, многие слова используются совершенно не в том значении, в котором они были исконно. Это подмена ценностей. а главное что это делается незаметно, постепенно вытесняя из сознания и памяти людей то, что было изначально... .
Для чего? ?
Чтобы манипулировать было легче.


Ответ от Просто Славик [гуру]
Когда подлинник заменяют фальшивкой.
Для чего? В корыстных целях, преследуя личные интересы, выгоду.


Ответ от Александр Бабич [гуру]
религиозный вместо добродетельный

О таком явлении в обществе, как подмена ценностей, очень много говорят в обществе. Кто-то возмущен и винит СМИ и индустрию развлечений в разврате молодежи и разложении общества, кто-то с удовольствием распространяет «новые» ценности, живет ими, а кто-то просто хорошо делает свою работу, по мере сил помогает нуждающимся, заботиться о своей семье, и несет САМ ответственность за свои действия.

Содержание:

Что такое подмена ценностей?

Обычно под понятием «подмена ценностей» понимают распространение информации о преимуществах гедонистического образа жизни и потребительского отношения к окружающей среде, к окружающим людям, государству, семье.

Откуда берутся ценности?

Нам рассказывают, что источниками являются СМИ, телевидение, интернет. Это рассказывают люди, которые просто не хотят брать ответственность на себя. Очень много в человеке заложено генетически, а в процессе жизни из этого генетического материала окружающая обстановка создает свое произведение искусства. И начинается все с родителей, они закладывают фундамент своим воспитанием. На крепком фундаменте и дом может получиться крепкий, но если фундамент слабый, то дом развалится при любом раскладе.

На протяжении истории общество делилось на группы. Каждой группе были присущи собственные ценности, собственный уклад жизни, традиции, мировоззрения. В Индии до сих пор мы можем наблюдать кастовое деление. Если сравнивать ценности и мировоззрения представителей различных каст, то приходит понимание, что каждая каста – отдельный мир.

В нашем обществе нет явного деления на касты, тем не менее, общество делится: есть интеллигенция, есть рабочий класс, есть уголовники, есть пьяницы и наркоманы. И каждый класс растит себе подобных. Исключения случаются, но в целом, тенденция заметна.

В каждом классе присутствуют собственные ценности во всех отношениях. Например, в маргинальных классах пьяниц и наркоманов и в классе рабочих, не принято жить и любить жену, мужа. Считается нормальным изменять, развлекаться, для мужа – гулять и ругать жену, для жены – работать за четверых и ругать мужа. В отношении детей норма это - родить ребенка, отправить его в садик, в школу, накормить, обуть, одеть. Норма и делать аборты, ведь секс и безответственность – это неотъемлемая часть их ценностей. Ни о каком воспитании морально-этических качеств ребенка всерьез не задумываются – вручили планшет или телефон в руки и наконец-то тишина. А ведь ребенку очень хочется, чтобы с ним поиграли, ответили на много-много вопросов, обняли, поцеловали. В отношении работы – в таких семьях не думают о том, как получить больше знаний и приносить больше пользы обществу и семье. Главное, чтобы была хоть какая-то работа. При этом неустанно жалуются, что им кто-то не дал престижную должность, и они не могут зарабатывать, как бездельники директора. Именно такие ценности, навязываются маленьким детям. Других они не видят.

Если говорить о классе интеллигенции, то здесь родители уделяют больше внимания умственному развитию детей, их обучению. Да и сами дети с детства находятся в обстановке, где господствует интеллект. Здесь более внимательно относятся не к физиологическим потребностям детей в еде и одежде, а к их духовному воспитанию. Здесь чаще звучат слова любовь, доброта, помощь, знания. Отношения между родителями более уважительные, а не потребительские.

Отдельный класс – бизнесмены. Класс характеризуется тем, что детям с детства рассказывают о том, что надо быть целеустремленным, стремиться много зарабатывать, учиться. В то же время, могут отсутствовать семейные ценности, понятия о дружбе и взаимопомощи.

Также можно выделить военных, в среде которых свои ценности.

Перейти из одного класса в другой может любой желающий, правда только с точки зрения социального положения. Многие представители рабочего класса, например, так и остаются гедонистами и потребителями, даже добившись положения в обществе.

Подмена ценностей - не новое явление.

Проблема гедонизма и потребительства существовала всегда. Просто сейчас, благодаря СМИ и массовой культуре, об этом много говорится. Примеры падения нравов описаны еще в Библии: вспомните историю о Содоме и Гоморре. Из мировой классики в 1307-1321 гг была написана «Божественная комедия» Данте Алигьери, 1790 г об этом говорил Иоганн Гете в своем «Фаусте», в 1890 Оскар Уайльд в «Портрете Дориана Грея». На самом деле, в литературе тема подмены ценностей широко поднималась во все времена, это лишь небольшой список самых громких произведений.

Если говорить об исторических личностях, то все мы знаем Наполеона и Петра 1, Сулеймане, отданных мыслями своим возлюбленным. Но и слышали о Ге́нрихе VIII Тюдо́ре, образ которого сценаристы сериала Тюдоры сделали чуть ли не идеалом и образцом для подражания. Хотя это был кровавый, жадный, эгоистичный человек, деяния которого осудила даже церковь, пожертвовав при этом своим единством и влиянием. Из-за своей похоти он убил двух своих жен, жестоко расправлялся с крестьянами.

Почему молодым людям нравится смотреть отупляющие шоу типа «Дом 2», «Камеди клуб», фильмы массового потребления? Да, на многих действует толпа. Но, если в человеке с детства заложены здоровый образ жизни, высокая ответственность, стремление получать знания, то никакая массовая культура его не утянет. Примеров такиx масса. На самом деле, мы все росли в одном обществе, но все выросли разные, потому что росли в разных семьях и были детьми разных родителей.

Поэтому, уважаемые родители, давайте меньше ругать массовую культуру, а больше внимания уделять тому, чтобы научить детей придерживаться собственных ценностей и ценностей позитивных.

Владимирский государственный университет им.А.Г. и Н.Г.Столетовых

Александрова О.С., кандидат философских наук, кафедра философии, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых

Аннотация:

В статье рассматриваются понятия обыденного сознания, понятие ценности и их взаимодействие. Проанализировано такое явление как воздействие сознания на формирование ценностей человека.

The article discusses the concept of ordinary consciousness, the concept of value and their interaction. It analyzed the phenomenon of consciousness influence on the formation of human values.

Ключевые слова:

сознание; обыденное сознание; ценности

consciousness; everyday consciousness; value

УДК 1 Интерес специалистов к вопросу обыденного сознания никогда не слабел, а напротив вызывал всё больший интерес, особенно тогда, когда общество подходило к безвыходной ситуации. В тех ситуациях, когда общество было на грани кризиса, обыденное практическое сознание спасалось благодаря своему прагматическому настрою и прямой связью с жизнью. Также интерес философов к теме обыденного сознания вызван тем, что философия переживает стадию кризиса, в которой человек не может удовлетворить свои мировоззренческие потребности.

В обыденной речи и в философской литературе понятие мировоззрение и его смысл толкуются неоднозначно. Но тем не менее, отсутствие общепринятого определения не говорит о том, что при употреблении смысл его не будет понятен. Мировоззрение - это совокупность взглядов и убеждений человека на мир в целом и его место в нём.

Можно выделить такие основные характеристики мировоззрения:

1) Мировоззрение содержит некую совокупность общих взглядов человека на окружающий мир и его место в нем;

2) данные взгляды не просто знания о действительности, а те принципы, которые стали убеждениями;

3) мировоззрение определяет направленность личности, ее точки зрения, цель и смысл жизни; оно проявляется в поведении личности.

Тема обыденного сознания в современном мире очень обширна и охватывает все стороны нашей жизни. В различных аспектах этот термин употребляется в работах таких авторов, как: Баранов С.Т., Вичева Д.В., Штофф В.А., Гегель Г. В., Горелова В.Н., Дубинин И.И., Кармин А.С., Касавин И.Т., Козлова Н.Н., Маркс К., Энгельс Ф., Момджян К.Х., Найдыш О.В., Пукшанский Б.Я., Сегал А.П., Улыбина Е.В., Хейзинга Й. и других. Но больше всего меня заинтересовали мысли и высказывания Челышева П.В. в его докладе с философского конгресса в Сеуле. Читая его работу, мне очень понравились его слова: «Происходит подмена ценностей: человек ищет смысл жизни не в духовной, а в материальной сфере бытия» . Именно этот аспект я хочу интерпретировать в своей работе.

Цель моей работы заключается в том, чтобы понять, как происходит подмена ценностей человека посредством воздействия обыденного сознания.

Для достижения этой цели формулируются и исследуются следующие задачи:

1) рассмотреть понятие обыденное сознание в сравнении с «профессиональным» сознанием, т.е. необыденным.

2) рассмотреть понятие «ценность» с нескольких точек зрения,

3) рассмотреть «Материальные ценности» и «Духовные ценности»,

4) Осветить аспект: «Происходит подмена ценностей: человек ищет смысл жизни не в духовной, а в материальной сфере бытия».

Для написания работы были использованы разнообразные источники: учебные пособия, философская литература, философская энциклопедия, статьи и интернет словари. Эти источники раскрывают сущность понятий, изложенных в задачах, объясняют актуальность и вызванный интерес публики, авторы этих работ высказывают свои точки зрения на созданную проблематику и предлагают разные методики её решения.

Во-первых, чтобы говорить об обыденном сознании, нам необходимо разобраться с тем, что же есть такое сознание. Сознание в разных источниках интерпретируется по-разному. Например, в учебнике по философии Кармина А.С., Сознание - это способность субъекта отражать окружающую действительность и себя самого в идеальных образах, создавать свой внутренний духовный мир и язык, на котором выражается его содержание. В психологии сознания, даётся такое определение: Сознание — главная точка психической активности человека. Сознание в широком смысле истолковывается как самостоятельная субстанция, призванная творить, судить и держать в рамках дозволенного мир. Подобное понимание сознания характерно для идеалистической философии.

Сознание стремиться найти те закономерности, которые заложены в корне его сущности. Сознание - это некая сила, которая позволяет человеку вочпринимать и предвидеть больше, чем это дано животным. Сознание на основе информации в любом количестве, пытается догадаться, как нужно действовать, чтобы достичь поставленной или желаемой цели. Это гораздо более эффективная стратегия, чем принятие решений «методом проб и ошибок».

Сознание содержит две стороны: первая - предвосхищение в представлении результата преобразования предмета труда, т.е знание, а вторая - предвосхищение в представлении отношений людей. Вторая сторона это и есть сознание, знание со стороны общественного существования.

В философской науке есть три основных подхода к объяснению природы человеческого сознания:

1. Сознание индивида - это модификация или часть универсального сознания - космического, планетного или божественного. Если «вторичным» сознанием по отношению к какому-либо другому сознанию является человеческое, то встает вопрос о том, как и откуда возникло то сознание, которое стало «первичным». Типичный для идеализма ответ заключается в том, что это другое сознание рассматривается как субстанция, которая «не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя» (Декарт).

2. Сознание является неотъемлемой частью материи. Оно свойственно всей материи и любому отдельному объекту этой материи. Следовательно, все тела окружающего мира имеют сознание, может быть, в неодинаковой мере.

3. Человеческое сознание возникает в процессе развития материи. Это продукт биологического и социального развития отдельного человека и всего человечества в целом. Данный подход наиболее соответствует духу рационализма и материализма.

Сознание подвижно, изменчиво, динамично, активно, оно никогда не существует в «чистом виде» - это понятие раскрывается термином «субъектность сознания». Сознание включает в себя несколько основных конструкций: познавательные процессы, к которым относятся ощущения, восприятия, представления, мышление, память, язык и речь; эмоциональные состояния - позитивные и негативные, активные и пассивные и т.д.; волевые процессы - принятие и исполнение решений, волевые усилия.

Ввиду того, что мы рассмотрели сознание и изучили его основные определения, теперь мы можем поговорить и об обыденном сознании. В философии двадцатого века остро встал вопрос об обыденном сознании. Это было связано как с утерей современным человеком первенства духовных ценностей и «вещным ограничением индивида» (К. Маркс), так и с кризисом самой философии, неспособной больше удовлетворять мировоззренческие нужды человека.. Но тем не менее, диалектическая логика давно предложила рассматривать понятия в режиме их сопоставления с противоположностями, если они есть. У «обыденного сознания» противоположностью является «необыденное», которое для ясности можно изложить как «профессиональное».

Обыденное сознание - это комплекс установок, знаний, представлений и стереотипов, которые основываются на повседневном опыте людей. Значимое место в исследовании обыденного сознания, без всякого сомнения, отдано основателю шотландской школы «здравого смысла» Т. Риду и его последователям. Т. Рид истолковывает обыденное сознание с точки зрения натурфилософии и метафизики как совокупность первичных и не опровергаемых разумом основоположений здравого смысла. Противоположность обыденного сознания - профессиональное сознание, которое представляет собой совокупность основных требований, идеалов и представлений направленных на определённую профессиональную сферу с целью регулировать профессиональные отношения людей и соотносить узкопрофессиональные требования с общественными установками.

Но что же такое обыденное сознание? С одной стороны, обыденное сознание - это непременный источник жизни, ресурс энергии, который не может быть умерщвлен. Обыденное сознание служит естественным образцом сознательного отношения человека к миру и самому себе. Оно является такой формой сознания, которая на протяжении долгого времени превосходно справлялась с трудностями повседневной жизни. С другой стороны, обыденное сознание таит в себе некую силу, которая периодично «взрывает» его изнутри и провоцирует специализированные формы общественного сознания. Иначе говоря, оно является источником и основой жизни. Обыденное сознание в высокой степени является разнообразной сферой, которая объединяет в себе все особенности сознания.

В результате духовного «обнищания» мир возникает перед человеком обыденного сознания только как набор выгодных вещей, действенных приемов и методик их использования. Но сама по себе трактовка обыденного сознания полесемична, и существует множество альтернативных теорий и взглядов, которые трудны для нашего восприятия.

Во-первых, сам предмет - это исторически сложившаяся форма сознания, во-вторых, исследование предмета стоит на той ступени, где идёт непосредственное восприятие - бытие, которое «определено всецело отрицательно не только в отношении иного, но и в самом себе».

Профессиональное сознание по сравнению с обыденным сознанием обладает определенной спецификой, которая имеет некую предметную область с профессионально ориентированными языковыми средствами и включает в себя образы сознания, содержание которых отображает концептосферу профессиональной культуры. Как уже было сказано, профессионально сознание является специализированным, оно действительно существует как некое множество различных специфических профессиональных направлений.

Дети несознательно начинают воспринимать мир с обыденного, а школа, ВУЗ, книги, искусство, СМИ "тянут" их к профессионализму. Такое взрослым далось, начиная со жрецов, потом появились педагоги-учителя, затем монархи, далее политики. Но что поддержало этот прогресс? Опыты, приборы, максимизация сведений, применение их на практике и т.д. "Интерес" влиял на этот процесс двояко: консервативно (религии, идеализм) и прогрессивно (материализм).

Подводя итог, можно сказать, что обыденное и профессиональное сознание тесно связаны друг с другом, они взаимодействуют и носят противоречивый характер в сознании человека. Стоит заметить, что профессиональное сознание в равной степени с обыденным сознанием влияет на становление ценностей человека. Обретая профессию, человек познает что-то новое, выделяет для себя интересные аспекты жизни, пытается реализовать себя в профессиональном кругу общения - всё это формирует новые ценности.

Не смотря на то, что мы рассмотрели и профессиональное, и обыденное сознание, чтобы разобраться в таком аспекте обыденного сознания как подмена ценностей, нам следует определить и посмотреть что есть такое ценности с нескольких точек зрения.

«Ценность» как философская категория, владеющая универсальным характером, внедрилась в философию, как самостоятельная категория в шестидесятых годах девятнадцатого века. Данный процесс сопоставляется с рассуждениями немецкого философа Г. Лотце «Основания практической философии» и с его сочинением «Микрокосм». По его мнению, требуется наиболее точно проводить грань между миром материальным и миром внутренних ценностей. Лишь «царство целей» есть обитель ценностей. Мир ценностей является не просто действительным существованием как нечто достодолжное, но и оказывается «самым действительным из всего на свете». Пытаясь, по-видимому, снять выступившую противоположность мира фактов и мира ценностей, Г. Лотце ссылался и на собственную ценность вещей, воспринимаемую нашей способностью чувствовать. Заслуга его в постановке вопроса о соотношении объективного и субъективного в ценностях, а главное - в возведении понятия «ценность» в круг основных категорий философии.

Ценность предполагает общеобязательность и универсальность. Это нормативная должность ценности имеет своё сверхъествественное основание: «Высшие ценности эмпирической жизни - знание, нравственность и искусство - становятся живыми деяниями Божества в человеке и приобретают более высокое и глубокое значение».

Один из ученых полагает, что ценность противостоит реальности. «Ценности не представляют собой действительности, ни физической, ни психической. Сущность их заключается в их значимости, а не в фактичности». (Г.Риккерт) Философ О. Г. Дробницкий в своей энциклопедической статье следующим образом дает понятие ценности. «Ценность - это такое понятие, которое, во-первых, обозначает любую значимость объекта (положительную или отрицательную) в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности), а во-вторых, обрисовывает нормативную, оценочную сторону ценности сознания.

Также даются другие определения: Ценность - это важность или значимость чего-либо, а также характеристика предмета, которая обозначает признание его значимости. В философии ценность - это личная или социально-культурная значимость объектов или явлений. В экономике ценность используется как синоним понятия «потребительская стоимость». В психологии «система ценностей» характеризуется тем, что индивидуум под ценностями воспринимает то, что считается ценным в окружающем его социуме.

Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности». Материальные ценности - это ценности в вещественной форме, в виде имущества, товаров, предметов. Материальные ценности присутствуют в жизни каждого человека и начало этих ценностей в его потребностях, в тех, которые без денег, вещей и других предметов не удовлетворить. Показатель значимости вещественного мира в жизни каждого индивидуально, кто-то не представляет свою жизнь без огромного количества нужных и ненужных ему вещей, а кто-то может беззаботно бытовать и без ценных предметов.

Многие скажут, что материальные ценности — это комфорт в первую очередь, и это действительно так. Но едва ли роль вещей становится выше, чем значимость людей, тут начинаются проблемы. Прежде всего, проблемы начинаются в семье, где супруги по-разному относятся к материальному. Женщинам не хватает денег, которые зарабатывает муж или муж не считает должным отдавать жене зарплату, вот вам и конфликты в браке.

Духовные ценности - это те предметы, явления, убеждения, установки и идеи, которые важны для духовной культуры и те, которые связаны в нравственным, внутренним миром человека или народа. Например, это общечеловеческие ценности, такие как люди, Бог, истина, или же это повседневные ценности - забота о семье и порядке в доме, личностные ценности - реализация себя в обществе, продвижение по карьерной лестнице. Можно сказать, что те вещи, которые придают человеку смысл жизни, являются источником его энергии. Если предметные ценности выступают как объекты потребностей и интересов человека, то ценности сознания выполняют двоякую функцию: они самостоятельная сфера ценностей и основание, критерии оценки предметных ценностей.

Духовные ценности - это специфическое внутреннее состояние человечества, сложившееся на протяжении тысячелетий, которое не имеет цену и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в аксеологии, т. е. в теории ценностей, которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Речь идет, в первую очередь, о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считаются высшими, поскольку во многом определяют поведение человека в других системах ценностей. Для моральных ценностей главным остается вопрос о соотношении добра и зла, о смысле жизни, любви и ненависти, природе счастья и справедливости. В истории человечества можно отметить несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы ценностей, формирующих соответствующий тип личности. Одна из наиболее древних - это гедонизм, т. е. установка, утверждающая наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека.

Существует много философских проблем, которые изучаются несколькими дисциплинами одновременно. Вопрос о ценностях затрагивает не только аксиология, но и философия культуры (культурные ценности), а также этика (добро как ценность), эстетика (красота как ценность).

Во второй половине двадцатого столетия произошла серьезное переосмысление ценностей. На смену традиционному обществу пришла компьютерная цивилизация, индустриальное общество сменилось на постиндустриальное, модернизм стал постмодернизмом. Новые положения цивилизации породили экологический кризис. Все это привело к переоценке наших представлений об окружающем мире. Но главный вопрос остается неизменным: какие ценности победят в будущем?

А.Тоффлер - американский социолог и футуролог писал: в современном мире перед людьми открыто множество возможностей и еще больше вариантов для их дальнейшего развития, но какое будущее они выберут, непосредственно зависит от того, какие ценности «выходят» на первое место, при принятии решения.

Современный человек стал реже обращаться к истории, к философии, к традиционным формам религии, стал меньше интересоваться книгами и забыл, что на своё духовное развитие необходимо уделять больше времени и внимания. Этот процесс происходит вследствие первенства в сознании материальной стороны жизни над духовной. Случается так, что человек, обращаясь к духовным ценностям, позднее всё это переводит в деньги, пытаясь на практике разобрать, как можно на том или ином материале максимально заработать здесь и сейчас.

«Человеку свойственно стремиться к увеличению. Это может быть увеличение количества рублей, картин, лошадей, увеличение чинов, мускулов, знаний, а увеличение одно только необходимо: увеличение доброты» (Л.Н. Толстой.)

Система, целью которой является только материальное богатство и успех - безнравственна, антиличностна и поэтому антикультурна. Для развития личности, не обязательно иметь материальные блага, потому что человек, связывая себя с богатством, всё больше забывает о своем развитии. У него остается меньше времени для работы над собой, он готов работать ради денег, но не ради развития. Да, сейчас очень много товаров и услуг, которые позволяют жить комфортно в современной мире, которые выделяют тебя из толпы, но в погоне за этими вещами мы поддаемся стадному инстинкту и деградируем. Сейчас можно часто услышать «молодёжь не читает», «какая у нас не воспитанная молодёжь» и многое другое, и сразу пред нами встает вопрос - а почему?! Все зависит от окружения, воспитания, инноваций - сейчас мир стал высокотехнологичным, многие вещи доступны в интернете, блокноты, будильники, книги, часы, словари и многое другое нам может заменить всего лишь один гаджет, в связи с этим молодые люди перестали читать, контактировать с людьми в реальном пространстве и времени, они «уткнулись» в информационные технологии, тем самым породили массовый упадок общества. Также из-за того, что молодые люди мало читают книги и не стараются развивать себя как личность, они подвержены влиянию общества и обыденного сознания, не имеют собственного мнения. Это объясняется тем, что общество живет по тем стереотипам и принципам, которые формировались в течение долгого времени, и молодежь считает, что это правильно, а находить новые, интересные идеи для разнообразия собственной жизни они не хотят. Более того, молодые люди видят, что всё легко достигается и достаётся, если есть деньги, исходя из этого у них на первом месте деньги, а ко всему остальному проявляется безразличие.

Но всё же, развитие человека как личности и его ценности определяются самим человеком и его целями в жизни. Трудолюбивый и упорный человек всегда добьется своей цели, а ленивый человек и дальше будет «нести себя по течению жизни» не прилагая никаких усилий, чтобы стать лучше.

Говоря об обществе, я не зря упомянула наше окружение. Подумайте, если бы вокруг вас всегда находились люди, которые ни к чему не стремятся, у которых нет целей, которым интересны только развлечения и бутылка горячительного, захотели бы вы стремиться к чему-то большему, более значимому, более высокому? Я думаю, что нет, ведь вас и ваших «друзей» и так бы всё устраивало. Но даже при такой жизни вы, например, невольно повстречали человека позитивного, успешного, целеустремленного, который читает книги, изучает науки и просто старается быть лучше. У вас этот человек вызвал интерес и больше вам не хочется сидеть в кругу своих знакомых, вам хочется быть не хуже, чем этот успешный человек. В этот момент у вас происходит подмена ваших ценностей в жизни, переосмысление вашего существования. И у вас появляются свои интересы, мотивы и цели, которые помогают вам становиться лучше.

Но нам нельзя осуждать других людей, нам необходимо следить за собой… «Ибо каждая личность уникальна и неповторима, и у каждой личности образуется свой, уникальный и неповторимый комплекс высших жизненных ценностей и идеалов».

Так как нам необходимо было рассмотреть вопрос о подмене ценностей посредством обыденного сознания, то я напомню, что обыденное сознание - это совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей.

Чтобы добиться максимального количества привлеченных людей к развитию своей личности, необходимо пропагандировать на широкую массу потребителей полезность не только материальной сферы бытия, но и духовной. Вместо рекламы нового гаджета, лучше было бы прорекламировать классическую литературу, например, произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», ведь этот роман может научить определенным нравственным качествам, которые в дальнейшем не допустят в вашей жизни каких-то очень неприятных ошибок.

Молодому поколению, интерес к развитию собственной личности должны отчеренковать в первую очередь родители, а потом школьные учителя и преподаватели высших учебных заведений. Родители должны воспитать в ребенке чувство собственного достоинства и развить его стремление быть лучше. Учителя и преподаватели должны постараться привить ученику чувство нравственности и высших духовных ценностей, заинтересовать его к воспроизводству богатой духовной жизни и красивому «внутреннему» миру.

«Естественный человек… во всех своих делах и заботах ориентирован на мир» (Э. Гуссерль)

В заключении хотелось бы сказать, что каждая научная работа несёт в себе смысловую нагрузку, даёт новые знания или расширяет прежние. Для меня эта работа стала очень интересным исследованием, в котором я узнала новые для себя аспекты нашей жизни в современном обществе.

Проблема обыденного сознания, а в частности подмены ценностей набирает все большие обороты и охватывает значительную часть человечества. Я считаю, что необходимо с этим бороться, а не закрывать глаза. Преобладание материальных ценностей над духовными - это осложнение жизни в современном мире. Люди забывают о собственном саморазвитии из-за дефицита финансов не только на удовлетворение своего удовольствия, а по большому счету на проживание. Из-за этого складываются стереотипы, что жизнь комфортна только тогда, когда ты имеешь большое количество материальных благ. С этим должно бороться в первую очередь наше государство, ведь когда людям станет комфортно жить на те деньги, которые зарабатывают, они начнут просвещаться духовно и культурно, что будет способствовать более высокому уровню жизни в стране и во всем мире. Когда развитие человека как личности будет стоять в нашем и общественном сознании выше погони за материальными благами, тогда наступит мир, покой и довольство собой, своей жизнью, другими людьми и государством.

В своей работе я рассмотрела такие понятия как сознание, обыденное сознание, ценности, материальная и духовная значимость. В ходе выполнения работы были решены все поставленные задачи, а именно:

1) были рассмотрены понятия обыденного и профессионального сознания

2) рассмотрено понятие «ценность» с нескольких точек зрения.

3) рассмотрели понятия «Материальных ценностей» и «Духовных ценностей», привели примеры.

4) освещён такой аспект как подмена ценностей и рассмотрены причины, почему это происходит

Также, хочется отметить, что во время написания эссе, мной была достигнута главная цель - понять как происходит подмена ценностей посредством воздействия обыденного сознания. Если говорить кратко, то чаще всего общество и им накопленный опыт навязывают такой стереотип - «главная ценность жизни - материальные блага», и чем старше становится подросток, тем больше он подвержен влиянию общества. И далее подростком предпринимаются действия для большего своего достатка, а не саморазвития, так и происходит подмена ценностей у человека.

Хочется подвести общий итог работы и выделить основные идеи затронутой проблемы.

  • Человек зависит от общества и находится под его влиянием.
  • Профессиональное сознание по сравнению с обыденным сознанием обладает определенной спецификой, которая имеет некую предметную область с профессионально ориентированными языковыми средствами
  • Профессиональное сознание в равной степени с обыденным сознанием влияет на становление ценностей человека
  • Мир ценностей является не просто действительным существованием как нечто достодолжное, но и оказывается «самым действительным из всего на свете».
  • Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности».
  • В современном обществе человек предпочитает увеличивать состояние, а не развивать своё внутренний мир.
  • В обществе сложился стереотип «жизнь комфортна только тогда, когда ты имеешь большое количество материальных благ».
  • Но всё же, каждая личность уникальна и неповторима, и у каждой личности образуется свой, уникальный и неповторимый комплекс высших жизненных ценностей и идеалов.
  • Необходима пропаганда духовной сферы бытия.
  • Преобладание материальных ценностей над духовными - это осложнение жизни в современном мире. С эти должно бороться государство, его представительные лица.

Во время написания этой работы, я узнавала себя в некоторых высказываниях ученых. Это подвигло меня к более глубоким размышлениям о жизни в современном обществе. Пролистывая в памяти картину собственной жизни, я нашла те моменты, когда происходила подмена моих ценностей, и поняла на что, в первую очередь, необходимо обратить внимание в личной жизни. Это занятие было продуктивным и, несомненно, стало толчком для постановки новых жизненных целей.

Библиографический список:


1. Алексеев П.В. Социальная философия. Учебное пособие. - М.: ООО "ТК Велби" 2003 -256с.
2. Вазюлин В.А. Логика истории. Вопросы теории и методологии. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 328 с.
3. Винделъбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи. СПб., 1904. – 298 с.
4. Гегель Г. В. Ф. Наука логики: В 3-х томах. - М.: Мысль, 1970. Т. 1. – 501 с.
5. Дробницкий О.Г. Ценность//Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. Государственное научное издательство "Советская энциклопедия", 742 с.
6. Кармин А.С., Г.Г.Бернацкий. Философия. СПб.: Издательство ДНК, 2001 - 536 с.
7. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности//М.: Логос, 1912-1913. Кн. I и II. – 35 с.
8. Духовные ценности и духовный мир личности: [Электронный ресурс]// РГРТУ Рязанский Государственный Радиотехнический Университет Группа 640.- Рязань, 2011.- URL: http://rgrtu-640.ru/philosophy/filosofiya45.html. (Дата обращения: 24.09.2015)
9. Челышев П.В. Кризис обыденного сознания в современном мире: [Электронный ресурс]// Официальный сайт РФО. Диалог XXI века.- 2008.- URL: http://www.congress2008.dialog21.ru/Doklady/22510.htm. (Дата обращения: 24.09.2015)

Рецензии:

30.11.2015, 16:22 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия : Адибекян Оганес Александрович. Освоение избранных вопросов похвально, показ личных достижений тоже. Замечания такие. Диалектическая логика давно предложила рассматривать понятия в режиме их сопоставления с противоположностями, если они есть. У "обыденного сознания" есть "необыденное", которое можно для ясности представить как "профессиональное". Почему этой "пары" в работе нет? Но человечество начало мыслить в режиме именно "обыденного сознания", а потом переходить, но не всем составом, к "профессиональному". Дети несознательно начинают с обыденного, а школа, вуз, книги, искусство, СМИ "тянут" их к профеесионализму. Такое взрослым далось, начиная со жрецов, потом появились педагоги-учителя, затем монархи, далее политики. Но что поддержало этот прогресс? Опыты, приборы, максимизация сведений, прменение их на практике и т.д. "Интерес" влиял на этот процесс двояко: консервативно (религии, идеализм) и прогрессивно (материализм). Действовала и не перестала это делать "идеология". Чтобы ценность статьи была побольше, эти факторы стоит учесть в счет снятия того, что непосредственного отношения к избранной проблеме не имеет. Мировоззрение, ценность сами по себе ничего продуктивного не дают, если не сопоставлять "обыденное" сознание с "необыденным". Профессиональное сознание влияет на ценности не слабее обычного. Выводов, как результатов исследования, нет. Статью стоит усовершенствовать.

30.11.2015 20:20 Ответ на рецензию автора Багрова Оксана Валерьевна :
Спасибо за ваши замечания. Я доработала статью, сравнила обыденное и профессиональное сознание,сделала выводы. Прошу вас прочитать работу еще раз.


30.11.2015, 22:48 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия : Работа добротна. Последовательна. Логична. Соответствует всем квалификационным критериям. На будущее: личное, эмоциональное не всегда уместно в научных работах. В научной статье должны присутствовать логика, факты, выводы. Рекомендуется к публикации.
30.11.2015, 22:55 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия : Адибекян Оганес Александрович. Рекомендую статью к публикации

4.12.2015, 14:26 Назаров Равшан Ринатович
Рецензия : Статья в целом написана на интересную и актуальную тему. Есть небольшие замечания по оформлению текста. Так, все таки стоит различать классиков мировой философии (Гегель, Маркс, Энгельс, Хейзинга и т.д.) и ен писать их в одну строку с пусть уважаемыми философами (типа К.Х. Момджяна и Ко) , но все таки пока еще не классиками мирового значения. Статья рекомендуется.

На вопрос: «Что такое жизненные ценности?» – каждый ответит по своему, для кого то, это семья, люди, попавшие в тяжелую аварию и находящиеся в инвалидной коляске, скажут, что это – здоровье. Жизненные ценности – это общечеловеческие понятия, близкие всем: любовь, счастье, благополучие, доброта.

Жизненные ценности – определение

Что такое жизненные ценности? Само понятие «жизненные ценности» включает в себя ориентиры, на которые человек может положиться в жизни, то на что он может опереться в сложные моменты, это убеждения, принципы, качества личности, идеалы и ощущение правильности и истинности того, чем человек руководствуется. Потеря жизненных ценностей ведет к утрате смыслов и отчаянию и становится настоящим испытанием для человека.

Какие бывают жизненные ценности?

Для каждого человека жизненные ценности могут быть своими, это зависит от того, что было человеку в детском возрасте привито в семье – многие важные вещи личность «присваивает» себе как свои через трансляцию ценностей родителями. Воспитание в ребенке нравственности и других добродетелей формирует в нем гармоничную личность с правильными ценностными ориентирами. Жизненные ценности – список:

  • любовь;
  • нравственность;
  • здоровье духовное и физическое;
  • самореализация;
  • самопознание и саморазвитие;
  • близкие люди (дети, родители, супруги);
  • дружба;
  • доброта;
  • сострадание к людям и животным;
  • альтруизм;
  • честность.

Проблема жизненных ценностей

Какие жизненные ценности человека должны занимать главенствующее положение – с этим вопросом сталкиваются и молодые люди, с недостаточным жизненным опытом и те, кто уже прошли достаточный жизненный путь – человеку свойственно ошибаться и терять себя в большом круговороте жизни. Это и есть большая проблема в определении приоритетов. Ориентирами или маячками на жизненном пути должны оставаться: доброта, порядочность и умение слушать свою совесть.

Переосмысление жизненных ценностей

Переоценка жизненных ценностей происходит в разные периоды жизни, их называют кризисами, часто это болезненный процесс, ведущий к трансформации личности. Человек, не познавший страданий, не осознает многих вещей, стоящих реального внимания и времени. Многие люди, пройдя через испытания, спустя какое-то время понимают, для чего это все было и обретают новые смыслы.

Истинные и ложные жизненные ценности

Множество цивилизаций кануло в небытие из-за того, что люди забывали кто они и шли за вымышленными идеалами и навязанными ценностями. Большой опыт потерь ничему не учит человека ложные жизненные ценности продолжают разрушать то, чем в действительности нужно дорожить: здоровье, любовь, дружбу. Ложные ценности возникают из-за стремления человека обладать тем, что ему навязано обществом, близкими людьми. Когда человек получает то, что он оценил как важное и стоящее для себя он испытывает горькое разочарование.

Жизненные ценности молодежи

Подмена жизненных ценностей у молодежи наблюдается в современном мире полном соблазнов. Цифровые технологии вошли в жизнь и заменили многие стоящие, настоящие вещи, такие как общение в живую, чтение книг. Происходит обеднение эмоций, чувств. Сегодняшнюю молодежь называют поколением «Z», зависимую от гаджетов. Потребление преобладает над созиданием и творчеством. Социологи прогнозируют, что полноценная семья как ценность в скором времени перестанет существовать.


Притча о жизненных ценностях

Главные жизненные ценности – о них много рассуждали мудрецы во все времена. Очень полезная притча про важное и второстепенное в жизни. Один мыслитель стоя перед своими учениками продемонстрировал им пустой стеклянный сосуд и начал наполнять его камнями, пока не дополнил доверху, затем остановился и спросил у наблюдавших, полон ли сосуд, на что получил подтверждающий ответ. Мудрец взял горсть мелких камней и поместил их в банку, встряхнул ее и еще несколько раз подсыпал камни. Спросил у наблюдающих с любопытством учеников, полон ли сосуд, те ответили – «Да!».

Мыслитель достал банку с песком и высыпал его тонкой струйкой в сосуд с камнями и сказал изумленным ученикам, что сосуд с камнями и песком это есть их жизнь. Большие камни – все те важные ценности, без которых жизнь не имеет смысла: семья, здоровье, доброта. Камни поменьше – то, что обладает второстепенным значением: имущество, разные материальные блага, и наконец, песок – это суета и мелочи отвлекающие от главного. Если заполнить сосуд вначале песком, то не останется места для самого главного, имеющего настоящую ценность.

Книги о жизненных ценностях

Жизненные ценности в литературных произведениях помогают посмотреть на свое существование иначе, увидеть новые смыслы, или уберечь человека от необдуманных поступков. Современные люди мало читают и часто в погоне за абстрактным счастьем, навязанным телевидением и другими СМИ забывают о настоящих, реальных ценностях, те, что всегда рядом. Книги о ценностях жизни:

  1. «Бегущий за ветром » Х. Хоссейни. История потрясающая до глубины души о двух мальчиках из разных сословий, но это не мешает их дружбе, книга о вечных человеческих ценностях.
  2. «Пока я жива » Дж. Даунхем. Ей 16 и все хочется попробовать и успеть, а список желаний так велик! О ценности каждого дня и восприятии жизни как подарке дарованном свыше.
  3. «Уличный кот по имени Боб. Как человек и кот обрели надежду на улицах Лондона ». Встретились два одиночества: кот и человек, да, животные тоже могут стать настоящими друзьями, а в этой реальной истории, кот Боб помог своему другу человеку справиться с тяжелой химической зависимостью и осознать что такое реальные жизненные ценности
  4. «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка ». С. Кинг. Даже в суровых условиях, которыми оказалась мрачная тюрьма для Энди Дюфрейна можно оставаться человечным. Книга-бестселлер о ценности людей и великодушии, по которой снят фильм «Побег из Шоушенка».
  5. «Маленький принц » Антуан де Сент-Экзюпери. Классическое произведение актуальное во все времена. Дружба, любовь, предательство и ценность любой жизни будь то роза или лис, все нуждается в любви и заботе. Экологичность мышления и поступков – это то, чему учит книга.

Фильмы о жизненных ценностях

Что такое настоящие жизненные ценности человек часто осознает, когда происходят тяжелые события в жизни, заставляющие наконец «пробудиться» от спячки, от погони за материальными благами. Основные жизненные ценности они просты и так человечны, все остальное начинает казаться второстепенным, не заслуживающим внимания. Фильмы, которые помогают вспомнить о важном в жизни.


В чём заключаются главные ценности человека? Почему люди иногда заблуждаются в своем выборе? Автор данного текста поднимает проблему истинных и ложных ценностей.

Ю. Нагибин приводит монолог героя, который говорит о главных ценностях человека. Автор рассуждает, что отношение к героическому не должно подчиняться моде, так как все зависит от нравственных качеств человека, скрывающихся под внешней "оболочкой". Порой люди заблуждаются в своем выборе, но они все-равно полны чувством стремления к лучшему, ведь истиннные ценности никогда не могут устареть.

Автор не показывает прямо свою точку зрения, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что доброта, искренность, активность, трудоспособность, решительность, смелость - самые важные качества, которые должны быть у человека.

Я полностью согласна с мнением автора в том, что жизненная активность и трудоспособность могут "вытащить" человека из трудного положения. Достаточно вспомнить роман Л.Н.Толстого "Анна Каренина". Константин Левин после получения отказа от Кати Щербацкой выйти за него замуж, уезжает жить в деревню. Он ходил вместе с мужиками на поля косить траву, несмотря на то, что был барином. Сильно устав, Левин все-равно получал огромное удовлетворение от этой работы.

Это говорит о том, что Константин Дмитриевич выбрал работу, вместо того, чтобы влачить жалкое существование.

Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним аргументом. Вспомним роман-эпопею Л.Н.Толстого "Война и мир". Для семьи Курагиных главной ценностью в жизни были деньги, поэтому и Анатоль, и Элен выросли эгоистами. В доме Ростовых все было наоборот: в их семье все строилось на любви и взаимопонимании. Поэтому Наташа, Николай и Петя выросли добрыми и отзывчивыми. Таким образом, Курагины выбрали ложные ценности, а Ростовы - истинные.

На основании всего вышесказанного, еще раз подчеркну: важно правильно сделать свой выбор и отличать ложное от истинного.