Какой должен быть ученик в. «Наша основная задача – научить детей учиться

Учитель, работающий по ФГОС. Каким ты должен быть?

Слово (аббревиатура) ФГОС постепенно входит в нашу жизнь и становится привычным. С 1 сентября 2011 года первые классы школ, в том числе и в городе Боровичи, уже начали учиться по Федеральным Государственным образовательным стандартам второго поколения.

Учитель, работающий сегодня в школе, хорошо владеет традиционными способами формирования и достижения предметных результатов, знаний, но в то же время он овладевает и умениями по достижению личностных и метапредметных результатов. К сожалению, в данный момент у многих учителей таких умений пока явно недостаточно , поскольку подобные задачи не входили ранее в обычную практику учителей, а студента-специалиста, закончившего только что педагогический институт, этому не учили.

С целью лучшего овладения методикой преподавания по ФГОС у учителей появились новые возможности для повышения своего методического уровня, для использования новых педагогических технологий, направленных на развитие критического и творческого мышления учеников. Таким образом, принятие новых, я подчеркиваю, принципиально новых образовательных стандартов общего образования необходимо всем участникам образовательного процесса: и учителям, и родителям, и обучающимся. А одним из важнейших условий модернизации российского образования, на мой взгляд, должна стать система повышения квалификации и пост дипломного образования учителей, направленная на формирование и развитие психолого-педагогических компетенций педагогов, реализующих ФГОС НОО, и удовлетворяющая современным требованиям к квалификации педагога.

На мой взгляд, основные компетенции современного учителя это: умение учиться вместе со своими учениками, планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся, мотивировать учащихся, занимать экспертную позицию, оценивать, подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность, осуществлять рефлексию своей деятельности. Владение этими компетенциями необходимо учителю для того, чтобы в ходе урока стимулировать у обучающихся «...освоение ключевых компетенций, методов, способов мышления и деятельности на основе развития своих способностей», а также «оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать процесс достижения образовательных результатов и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки».

Также, я предлагаю учителям представить себя в роли:

а) родителей, в противном случае, оставаясь в профессиональной роли, учителя обязательно по традиции отметят в качестве важнейших черт выпускника начальной школы глубокие прочные знания, а не умение учиться и т.п.

б) обучающихся, ведь они стремятся к поиску чего-то нового, неизвестного им. Сначала это умение владеть ручкой и карандашом, а затем и интерактивной доской.

Учителя начальной школы должны иметь базовое профессиональное образование, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни. Учитель, планируя образовательный процесс, должен уметь определять цель, представлять основные результаты обучения, отбирать содержание образования с ориентацией на сущностные знания, понимать функции, содержание и структуру универсальных учебных действий, знать возрастные особенности учащихся, уметь организовывать их деятельность и разрабатывать системы задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий, проводить рефлексию. Ведь именнно знание основ развивающего обучения, применение методов формирования универсальных учебных действий, развитие способов самостоятельной учебной деятельности - ведущие критерии профессиональной компетентности учителя, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт в начальной школе. Эффективность образования в этом случае зависит от того, насколько сам педагог владеет этими компетенциями, понимает структуру учебной деятельности, умеет создать условия для формирования теоретического мышления обучающихся.

В новом учебном 2015-2016 году в школах в среднем звене вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. В 5 класс придут дети, которые в начальной школе уже учились по новым стандартам. Готовы ли педагоги к работе по введению ФГОС? Как будет строиться современный урок?

На эти и многие другие вопросы ответил победитель городского конкурса «Учитель года» – преподаватель французского языка МБОУ «Гимназия № 16 «Французская», заместитель директора по учебно-воспитательной работе Максим Сергеевич Лавренчук.

Знания нужно будет добывать

– Что такое современный урок по ФГОС, в чем его новизна и отличие от традиционного?

– Если ответить кратко, то это урок, на который дети бегут с радостью, зная, что там их ожидает открытие. Если говорить, используя научные термины, то это урок, построенный на основе новых принципов. Прежде всего, на основе новых отношений учителя и ученика, их сотрудничества, когда субъект-субъектные отношения выходят на первый план. Это и системно-деятельностный подход в обучении.

– Что это значит, в чем суть системно-деятельностного подхода?

– Исходя из названия, в системно-деятельностном подходе можно выделить два понятия: это практическая деятельность и система, которая организует эту деятельность, т.е. направляет ее на достижение определенного результата. Мы знаем, что в одном из положений ФГОС есть требование к результатам. Поэтому системно-деятельностный подход как раз обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся на протяжении всего урока и даже за его пределами. Теперь дети получают знания не в готовом виде, как это было раньше, а сотрудничают, взаимодействуют с учителем и в ходе совместной деятельности ищут путь к знаниям. Если раньше учитель был просто информатором, то сейчас в соревновании «учитель-компьютер» выигрывает явно не учитель, поэтому ФГОС позволяет учителя сделать модератором. Таково веяние времени.

– Получается, что учитель не будет объяснять новый материал на уроке?

– Учитель всегда будет объяснять новый материал, только теперь на первый план выходит вопрос «как объяснять?», а для ученика главный вопрос – «зачем ему этот материал?». Учитель должен ориентироваться и на то и на другое. Что касается иностранных языков, то здесь обучение также должно идти от учителя. Если посмотреть ФГОС о начальном образовании, то в освоении языка требуются начальные навыки общения с носителем языка. Такая цель обучения иностранному языку должна быть у каждой школы. Конечно, «вживую» иностранца редко встретишь в учебном заведении, но сейчас есть много возможностей пообщаться с носителем языка в сети интернет.

Иностранные преподаватели присутствуют и на международных экзаменах. А все международные экзамены – это тот идеал, к которому нам нужно стремиться, поскольку при сдаче ЕГЭ мы переходим на европейский манер. Сейчас идет тренировка нововведения: при сдаче устной части иностранного языка в 11 классе ребенок разговаривает без преподавателя с компьютером. Это один их тех шагов, направленных на усовершенствование оценочной системы ЕГЭ, которая нас отводит к европейскому уровню.

«Теперь оценивается не только красноречие и артистизм учителя, но и активность учеников на уроке»

– В 2015-2016 учебном году в 5 класс придут дети, которые учились в начальной школе по новым стандартам. Готовы ли современные учителя к ведению уроков по ФГОС?

– За подготовку кадрового состава к умению и владению ФГОС в среднем звене отвечает образовательная организация. Новосибирский институт повышения квалификации педагогов организовывал курсы, и каждая школа отправляла своих преподавателей на переподготовку.

Что касается нашей гимназии, то мы организовывали несколько серий семинаров для учителей района. Это была обсуждаемая и актуальная тема на заседаниях МО, педсоветов. Администрация Гимназии № 16 «Французская» проводила круглые столы в рамках школы совместно с учителями начальных классов. Это взаимодействие и преемственность важны при разработке и функционировании федеральных государственных стандартов.

В этом году создается основная образовательная программа среднего уровня. До апреля она обсуждалась педагогической общественностью. Положительный момент в том, что есть обратная связь педагогов с разработчиками. Учителя могли написать свои комментарии, пожелания, возражения. В результате было предложено три базисных плана, на основе которых школа разрабатывает свою образовательную программу, учитывая особенности образовательной организации и региона.

– Насколько станет сложнее работать учителю? Какие основные моменты следует учитывать педагогу при подготовке к уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Изменились ли критерии результативности урока?

Любое новшество есть определенная сложность. Согласен, учителю станет работать немного сложнее и по времени подготовки к уроку, и отслеживая деятельность на уроке. Основной момент – это изменение своего отношения к уроку и к ученику. Учитель должен не только отбирать материал, что интересно и нужно ему, но и найти, а также предложить способы, чтобы заинтересовать ребенка, увлечь его. Ученик должен прийти к пониманию, что эти знания ему нужны и пригодятся в дальнейшей жизнедеятельности и, кроме того, он сам их должен взять. Для ребенка должен быть значим каждый урок.

Мы видим, что на разных этапах появляются новые технологии, но это технологии, которые использовались и ранее. Учитель пытается найти что-то свое, может использовать элементы какой-то другой технологии или нескольких технологий, для того чтобы сделать урок эффективнее, достичь определенных результатов.

Что касается критериев и результативности урока, то они немного видоизменились. Теперь оценивается не только красноречие и артистизм учителя, но и активность учеников на уроке. Все, что гимназия смогла подготовить к реализации ФГОС в среднем звене, она предоставила учителям, а дальше – человеческий фактор. Сможет учитель преодолеть инерцию и перестроиться на новые рельсы – покажет время…

– Участвовала ли Гимназия № 16 «Французская» в апробации ФГОС для 5-9 классов? Лично у Вас есть опыт проведения уроков по новым стандартам?

– Гимназия в этом проекте не участвовала, хотя мы с удовольствием принимали участие в семинарах. Это полезно, поскольку можно увидеть некоторые моменты, на которые стоит обратить пристальное внимание.

На конкурсе «Учитель года» от участников не ждут старых уроков по старому шаблону, наоборот, приветствуются авторские технологии, которые использует современный учитель на уроке. Так как я преподаю французский язык в 4-х классах, то мне необходимо вести все уроки по ФГОС, составлять технологические карты, просматривать программу. Сейчас мои ученики оканчивают начальную школу и вместе со мной переходят в 5 класс. На уроках я отрабатывал свои технологии, взаимодействовал с учителями театральной студии, некоторые дети даже участвовали в постановке пьес на французском языке. Все это предусматривает настоящий стандарт.

Но не все технологии близки учителю. Если душа лежит к определенной технологии, то ее можно освоить, увидеть эффективность, и она станет отчасти авторской. Например, я на основе технологии кейс-стади (CASE STUDY), которая появилась в Гарвардском университете еще в 20-е годы XX века, разрабатываю свою технологию, которую назвал методом «логико-интуитивного синтеза реалий», где по крупицам нужно воссоздать ситуацию. Основной принцип я сохранил из первоначальной технологии, это – принцип реальности, где каждый элемент основан на реальной ситуации. Реальная ситуация – это реальное событие. Теоретически эту информацию можно проверить и она будет подтверждена. Учащиеся сами воссоздают эту реальную ситуацию. Она может быть для них незнакомой, но очень интересной. Осознавая, что это реальная ситуация, они делятся ей с другими учащимися.

Я подбираю материал, который легок для понимания четвероклассников. Например, тема – интерьер дома. По моей технологии я придумал тему сотрудничества с современными дизайнерами из Франции, Японии, Египта, т.е. мы рассматриваем разные дизайнерские стили. Дети определяют основную идею. Здесь нужно поработать и со справочным материалом. Все это собирается по элементам: получили какую-то информацию, просмотрели дизайнера, определили его авторский стиль, какими он владеет техниками и попытались воссоздать на примере того интерьера, с которым ему нравится работать. Потом сравнили с образцом и у них совпало. Суть в том, что они правильно вычленили элементы из авторского стиля и правильно перенесли на новый образец. В этой технологии несколько этапов. Сначала, например, поиск первичной информации в занимательной форме.

Для учителя при подготовке каждого урока, даже по своей технологии, требуются очень серьезные временные затраты. Зато это интересно, я вижу отдачу от учеников. Приходя на урок, они знают, что их ожидает что-то необычное, поэтому работают с удовольствием. Например, изучая сложные грамматически конструкции, мы используем французские песни.

Главное – учитель свободен в выборе разных методов и технологий. Да, он должен составить рабочую программу, но свобода состоит в том, как он будет реализовывать конкретные пункты этой программы.

Сотрудничество, а не подчинение

– Как дети реагируют на уроки, которые учитель проводит в соответствии с требованиями ФГОС? Что изменилось для них принципиально? Есть ли уже обратная связь от школьников?

Дети впитывают все, как губка. Мне кажется, что они давно были готовы к сотрудничеству с учителем, в прошлом им этого сильно не хватало. Вспомните, учителя-новаторы 80-х годов прошлого столетия тоже использовали элементы сотрудничества. Дети осознают, что перестали быть подчиненными учителю, отсюда – их восторженные отзывы об уроке.

Обратная связь от школьников есть. Дети высказывают свое мнение, и это тоже полезно учителю. Они могут подсказать, над чем надо поработать. Если ученики говорят, что у них что-то не получилось, потому что они не совсем поняли, значит, нужно эту тему доработать учителю, чтобы было понятно каждому.

На конкурсе проводилось много мастер-классов, не всегда связанных с темой урока, иногда даже не сразу было понятно, какой предмет учитель ведет. Например, тайм-менеджмент. Его элементы тоже можно использовать на уроке. Современное общество диктует, что неумение распределять время в современном потоке информации – это большая проблема. Или мнемотехники, которые тоже не относятся к конкретному предмету.

– А родители готовы к новым образовательным стандартам?

– Сегодня родители жалуются, что, к сожалению, многие проекты им приходится выполнять самим вместо детей. Это одна из проблем современной школы. Надо взаимодействовать с родителями. Наша основная задача – научить детей учиться. А родители пытаются все сделать за детей сами, дать им в готовом виде, как было раньше. Конечно, помогать они должны. Но в семью сегодня тоже должны прийти элементы модераторства. Родитель должен быть модератором – не сделать за ученика задание, а помочь ему. Даже если ребенок не сдаст проект, учитель не поставит двойку, потому что проект оценивается по-другому.

Поэтому кроме учеников и учителей нужно перестраивать еще и родителей. Можно даже разработать хорошую систему родительских собраний и мастер-классов для родителей с объяснением того, что мы хотим получить в конечном результате. Это будет большим плюсом для школы.

«Современная система оценивания отжила свой срок»

– Максим Сергеевич, вопрос как к завучу: какие основные задачи и направления реализации ФГОС существуют на уровне образовательного учреждения? На Ваш взгляд, готовы ли образовательные учреждения города к реализации ФГОС с точки зрения материально-технического обеспечения?

Основная задача учебного учреждения при реализации ФГОС – это создание необходимых условий: обеспечение и кадрами, и финансами, и материально-техническими ресурсами. Наша гимназия стремится идти в ногу со временем. Но у нас остаётся проблемным наличие второй смены. По ФГОС школы должны работать только в первую смену. В гимназии № 16 «Французская» обучается 1200 учеников, поэтому не хватает помещений, чтобы всем школьникам учиться в первую смену. В любом случае, 6-7 классы вынуждены будут заниматься после обеда.

При переходе на ФГОС почему-то не учитывают оценочную систему, а она отжила свой срок. Например, на ЕГЭ отметка уже ставится не по пятибалльной системе, а считаются проценты. Фактически, сейчас в школах четырехбалльная система, потому что единицу не ставят. Система оценивания на сегодняшний день несовершенна. Поэтому неслучайно, некоторые школы разработали элементы безотметочной системы. А во Франции, например, 20-ти балльная система оценивания. Кто получил 18-20 баллов, тот считается отличником. И это правильно. Подобную систему нужно развивать и совершенствовать в России.

Одной из проблем считается внеурочная система. Ее нужно пересматривать на государственном уровне. Согласитесь, в первую половину дня на втором-третьем уроке заниматься физкультурой совсем не хочется. В Европе, например, спорт, изобразительное искусство, музыка вынесены на послеобеденное время. Ребенку это проще делать после обеда, когда предметы не требуют таких энергозатрат. Тогда мы могли бы подумать и об отмене второй смены. Нужны школы полного дня. Когда умело будет сочетаться внеурочная деятельность с расписанием уроков, тогда федеральный государственный общеобразовательный стандарт будет в полной мере соблюден по этим нормам.

В плане материально-технического обеспечения сейчас интерактивными досками никого не удивишь, они есть в каждом кабинете. Проблема в том, что не все учителя умеют с ними работать. Надо, чтобы они не только могли показать презентацию, но и владели смарт-технологиями.

– Ваша жизнь как то изменилась после конкурса «Учитель года»?

Я глубоко убежден, что участие в конкурсах профессионального мастерства вдохновляет каждого из нас на новые достижения, свершения и победы.

Актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо») исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).

Картинка 66 из презентации «Урок в рамках ФГОС» к урокам педагогики на тему «Урок по ФГОС»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока педагогики, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Урок в рамках ФГОС.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 640 КБ.

Скачать презентацию

Урок по ФГОС

«Примеры уроков по ФГОС» - Отношения между детьми в классе. Изучение нового. Даётся выбор. Сообщение темы с мотивирующим приёмом. Проблемно диалоговое обучение. Презентация результатов группового творчества. Анализ результатов работы по проекту. Нахождение неизвестного делителя. Деятельностный подход. Проектная деятельность. Каждая группа отчитывается на уроке.

«Структура урока по ФГОС» - Задание на сложение дробей. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Типы и структура уроков по ФГОС. Урок «открытия» нового знания. Структура урока общеметодологической направленности. Структура урока «открытия» нового знания. Виды диалогов. Типы уроков ФГОС. Проблемно-диалогическая технология.

«Урок по требованиям ФГОС» - Учебная деятельность. Фронтальная форма обучения. Требования ФГОС. Дантист. Продуктивные задания. Организационный момент. Новая школа. Включение нового знания. Урок обобщения и систематизации знаний. Учебная ситуация. Личностные действия. Важнейшая задача современной системы. Познавательные действия.

«Разработка урока по ФГОС» - Межпредметные связи. Познавательные УУД. Отличия структуры урока. Выживает не самый сильный и не самый умный. Личностные УУД. Регулятивные УУД. Коммуникативные УУД. Схема урока. Ход урока. Разработка урока по ФГОС 2 поколения. Три постулата современного урока. Исследование на материале учебника. Урок – основная форма организации учебных занятий в системе обучения.

«Урок в рамках ФГОС» - Способ. Этап первичного закрепления. Подходы к управлению. Структура урока открытия нового знания. Мотивирование учащихся. Средства. Решение проблем самими школьниками. Этап целеполагания. Интериоризация способов действий. Диалогичность. Алгоритм конструирования урока открытия нового знания. Условия для возникновения внутренней потребности.

«Современный урок по ФГОС» - Типы урока. Личностные УУД. Современный урок в соответствии с ФГОС. Индивидуальная форма обучения. Коммуникативные УУД. Система дидактических принципов. Основные этапы урока. Цель урока. Позиция учителя. Современный урок в соответствии с ФГОС. Познавательные УУД. Форма образования. Дидактические задачи урока.

Всего в теме 10 презентаций

Каким должен быть современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

В современной педагогической литературе урок – это целостная, логически завершенная, ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников организационная единица учебного процесса.

Урок – это:

Основная форма организации учебной работы;

Динамическая, совершенствующаяся система, отражающая все стороны учебно-воспитательного процесса;

Социальная система;

Основа самодеятельности учащихся в учебном процессе;

Действие, которое обуславливается социально-экономическими потребностями общества и уровнем его развития;

Элементарная структурообразующая единица учебного процесса с реализацией определенной части учебной программы;

Звено в системе уроков;

Аспект взаимодействия с семьи и школы, который особенно эффективен в воспитании и развитии ученика, если позитивные процессы имеют место и в семье.

Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и технологические ресурсы. Остановимся подробнее на каждом из видов. Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители. Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения.

Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии.

Модели современного урока: традиционная и инновационная. Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков. Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления ) .

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода.

1.Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно

Актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);

Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);

Устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

Мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;

Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Для этого учащиеся должны:

Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

Соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

3. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

4.Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговаиванием алгоритма решения вслух.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

7. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.









ФГОС Какие требования предъявляются к современному уроку: хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель,задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся;


ФГОС Какие требования предъявляются к современному уроку: минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; времясбережение и здоровьесбережение; в центре внимания урока - дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым.





Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить?обновлениесодержанияобразования Как учить? Обновление технологий образования Ради чего учить?Ценностиобразования развитие личности учащегося на основе освоения развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.




















Цели урока: Образовательная - соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей; Воспитательная – формирование личностных УУД, через содержание учебного материала; Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД





Фронтальная форма обучения Приемы обученияСодержание наблюдения Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми Произвольное внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса; корректирующая информация со стороны учителя, правильные ответы детей


Групповая (парная) форма обучения Приемы обученияСодержание наблюдения Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами


Индивидуальная форма обучения Приемы обученияСодержание наблюдения Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад) Степень самостоятельности при работе с учебником, при выполнении самостоятельных работ, при устном сообщении; результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или учащихся; опосредованное оказание индивидуальной помощи через источники информации


Коллективная форма организации обучения Приемы обученияСодержание наблюдения Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты уроков или весь урок




















Урок современного типа В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. ФГОС





ФГОС Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как со взрослыми так и друг с другом.


ФГОС Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.


ФГОС Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.





ФГОС Основные этапы урока: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы учащихся; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока.


1.Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». 1-2 минуты; У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. включение детей в деятельность; выделение содержательной области. Приёмы работы: учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); самопроверка домашнего задания по образцу. Настроить детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.) ФГОС


II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося минут; 2. Возникновение проблемной ситуации. актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); создание проблемной ситуации; выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока. ФГОС


III. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. 4-5 мин; Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог. ФГОС


Традиционные заданияОбновленные задания Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне. Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. Перечислите отличия растений от животных. Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк? Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению. Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное? Определите площадь прямоугольника. Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол. Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования ФГОС


IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. 7-8 мин; Способы: диалог, групповая или парная работа: Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода правил на язык образов. ФГОС


V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. 4-5 минут; Способы: фронтальная работа, работа в парах; Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. выполнение заданий с проговариванием в громкой речи В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи. ФГОС


VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действий Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 4-5 минут; Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); Выполняется письменно; Методы: самоконтроль, самооценка. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. ФГОС


VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 7-8 минут; Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам. ФГОС


VIII.Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 2-3 минуты; Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи. ФГОС


Требования к урокуТрадиционный урокУрок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей ФГОС





Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя» (Дональд Д. Куинн).